Дополнительные нормативы отчислений в местный бюджет. Порядок распределения ндфл между бюджетами изменился

Дополнительные нормативы отчислений в местный бюджет. Порядок распределения ндфл между бюджетами изменился

Возможность для местных органов власти самостоятельно прогнозировать собственные доходы на длительный период и, следовательно, осуществлять долгосрочные программы развития;

Повышение стимулов к увеличению собираемости налогов и развитию имеющейся на территории муниципальных образований налоговой базы.

В то же время передаваемые местным бюджетам налоговые доходы, как правило, не могут обеспечить равномерное распределение финансовых ресурсов между муниципалитетами и гарантировать определенный объем доходов муниципалитетам с низким уровнем социально-экономического развития. Эта задача должна решаться с помощью дотаций из соответствующих фондов финансовой поддержки муниципальных образований и закрепления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по дополнительным нормативам.

В случае использования нецелевой финансовой помощи (дотаций) для обеспечения муниципалитетов собственными доходами можно добиться более равномерного распределения средств между местными бюджетами, однако при этом может снизиться заинтересованность местных органов власти в повышении собираемости налогов и развитии собственной налоговой базы.

Использование "отрицательных трансфертов" (субсидий, передаваемых из бюджетов муниципальных образований в бюджет субъекта Российской Федерации) позволяет увеличить объем средств, переданных с помощью закрепления единых нормативов отчислений. С помощью "отрицательных трансфертов" установление более высоких нормативов отчислений в местные бюджеты, которое приводит к росту бюджетной обеспеченности муниципальных образований с наиболее развитой налогооблагаемой базой, может быть частично компенсировано перераспределением средств в местные бюджеты с низкой бюджетной обеспеченностью. При этом стимулирующая роль более высоких нормативов полностью сохраняется как у муниципалитетов, которые не перечисляют "отрицательные трансферты", так и у муниципальных образований, подпадающих под критерий взимания "отрицательного трансферта", поскольку изъятой окажется не более 50 процентов от суммы, превышающей 1,3-кратный средний уровень расчетных налоговых доходов.

За исключением требования передачи местным бюджетам не менее 15 процентов НДФЛ в виде единых и (или) дополнительных нормативов отчислений и не менее 10 процентов поступлений от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации (далее - акцизы на ГСМ), Бюджетный кодекс Российской Федерации не налагает иных ограничений на минимальные размеры дополнительно передаваемых отчислений от налогов в местные бюджеты. Субъект Российской Федерации самостоятельно принимает решение о том, какую часть средств он передает в виде налоговых отчислений, а какую - в виде финансовой помощи из регионального фонда финансовой поддержки поселений (внутригородских районов) и регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).

Конкретный объем средств, передаваемых местным бюджетам в виде нормативов отчислений от налогов, должен зависеть (помимо выбора органов государственной власти субъектов Российской Федерации между сокращением дифференциации в бюджетной обеспеченности муниципалитетов и поддержанием заинтересованности органов местного самоуправления в развитии налоговой базы), от равномерности распределения налоговой базы по территории муниципальных образований. В тех субъектах Российской Федерации, где налоговая база распределена между муниципалитетами относительно равномерно, рекомендуется закреплять за муниципальными образованиями больший объем налоговых доходов в виде единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов. Эта мера обеспечит муниципальным образованиям большую самостоятельность и определенность в долгосрочном планировании доходов. В тех субъектах Российской Федерации, где налоговая база распределена между муниципальными образованиями неравномерно, целесообразнее перераспределять больше средств в виде дотаций и дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ.

Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) также обладают правом установления нормативов отчислений в бюджеты находящихся на их территории поселений (внутригородских районов). Однако следует учесть, что поселения (внутригородские районы), помимо финансовой помощи из районных (окружных) бюджетов, могут получать финансовую помощь из бюджета субъекта Российской Федерации, на объем которой муниципальные районы (городские округа с внутригородским делением) не могут влиять. В связи с этим у муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) с большей вероятностью, чем у региональных органов власти, могут возникнуть основания для пересмотра нормативов отчислений в бюджеты поселений (внутригородских районов). Критерии выбора того или иного механизма передачи финансовых средств для органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) будут те же, что и для субъекта Российской Федерации.

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением

поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений)

в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования

(без учета субвенций)

Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета г. Заречного (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) составила 26,5 % в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования без учета субвенций (в 2009 году – 20,1 %). Действующая система формирования доходов бюджета городского округа приводит к ситуации, когда развитие экономики и экономической активности незначительно влияет на увеличение доходов бюджета города. Проводимая государством политика в отношении закрытых административно-территориальных образований, предусматривающая развитие межбюджетных отношений, и не учитывающая особенности ЗАТО, не снижает так называемую “дотационность” бюджета муниципалитета. Так, в 2010 году доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) составила 26,5 % в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций), в 2009 году – 20,1 %, 2008 год – 21,8 % (показатель 124 ). Однако налоговые и неналоговые доходы г. Заречного с учетом отчислений в федеральный и областной бюджеты (без ЕСН и страховых взносов) в расходах местного бюджета в 2010 году находились на уровне 97,6 % (в 2009 году–89,9%). Таким образом, доходы территории имеют положительную тенденцию и покрывают расходы бюджета города в 2010 году на 97,6%.

Формирование налоговых доходов бюджета города Заречного осуществляется в соответствии с действующей системой (Бюджетный кодекс Российской Федерации) за счет: части налога на доходы физических лиц (НДФЛ), земельного налога, налога на имущество физических лиц, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Проблемы, связанные с формированием доходной части бюджета города Заречного Пензенской области, обусловлены, прежде всего, ограниченным налоговым потенциалом городского округа. Рост доходов от налога на доходы физических лиц в местном бюджете г. Заречного в 2010 году составил 102,3 %, в структуре доходов доля НДФЛ составила 14,0 % (в 2008 году – 14,8 %). В новых экономических условиях, связанных с недостаточными финансовыми ресурсами, ограничены возможности роста заработной платы работников, занятых как в реальном секторе экономики, так и в бюджетных организациях. Следовательно, ограничены возможности роста доходов местного бюджета от налога на доходы физических лиц. Земельные участки, находящиеся под градообразующим предприятием, законодательством Российской Федерации изъяты из оборота и, соответственно, не являются объектом налогообложения. Основными налогоплательщиками по земельному налогу выступают граждане. Другой категорией налогоплательщиков по данному налогу являются бюджетные учреждения, которые уплачивают налог только после получения соответствующих бюджетных ассигнований. Поэтому доходы от земельного налога незначительны: за 2010 год поступило в бюджет 14,0 млн. руб. или 0,83 процента всех доходов бюджета. Причем основная доля – от бюджетных организаций. Вместе с тем, поступления земельного налога в расчете на единицу налогооблагаемых земельных участков в г.Заречном в 2009 году были на 5,4 % выше, чем в Пензе и почти в 2 раза выше Кузнецка. Различия размера земельного налога по городским округам Пензенской области отражают особенность ЗАТО по наличию объектов налогообложения по земельному налогу. С момента введения земельного налога ОМСУ принимались решения о поэтапном увеличении размера налоговой ставки. С 2010 года на территории г. Заречного действуют максимальные налоговые ставки по всем категориям земель. Постановлением Правительства Пензенской области от 27.11.2009 № 918-пП утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области. В соответствии с оценкой 2009 года для г. Заречного кадастровая стоимость по отдельным группам разрешенного использования земель значительно выросла в сравнении с оценкой 2003 года. Так, средний уровень кадастровой стоимости земельных участков (за 1 кв. м), предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки увеличился в 2,02 раза, индивидуальной жилой застройки – в 1,39 раза, для размещения гаражей и автостоянок – в 2,6 раза, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания – 3,12 раза. Органами местного самоуправления в настоящее время максимальный размер налоговых ставок по земельному налогу сохранён. Вопрос налогообложения физических лиц налогом на имущество и земельным налогом напрямую связан с платежеспособностью населения, которая в городе Заречном относительно невысока. Тем не менее, ОМСУ принимают меры по увеличению ставок и по налогу на имущество физических лиц . С 01.01.2010 установлена максимальная налоговая ставка по группе имущества стоимостью до 300 тыс. руб. с 0,055% до 0,1% (это основная категория налогоплательщиков). С 01.01.2011 годы увеличены ставки налога на имущество физических лиц по группам имущества: от 300 тысяч рублей до 500 тысяч рублей (включительно) – с 0,12 до 0,15 процента; от 500 тысяч рублей до 1000 тысяч рублей (включительно) – с 0,30 до 0,39 процента; свыше 1000 тысяч рублей установлена максимальная ставка – 2,0 процента. В связи с ограничением права ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности в ЗАТО поступления от единого налога на вмененный доход в местный бюджет также малы: в 2010 году – 11,7 млн. руб. или 0,7 процента всех доходов бюджета. Близость областного центра делает возможным развитие предпринимательства за пределами ЗАТО, а, следовательно, и поступление налогов по месту осуществления предпринимательской деятельности. Для повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии собственной доходной базы в бюджеты городских округов передана часть доходов, подлежащих зачислению в бюджет Пензенской области. Таким образом, законодательством Пензенской области дополнительно закреплены налоговые доходы городского округа. Поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти Пензенской области за 2010 год, составили 109,131 млн. руб. (или 6,5 % от доходов местного бюджета). Вместе с тем, сальдо взаимоотношений местного бюджета г. Заречного с бюджетом Пензенской области отрицательно: в бюджет Пензенской области поступает налоговых и неналоговых платежей с территории ЗАТО больше, чем поступает в местный бюджет из бюджета Пензенской области.

Показатель 125

Доля населения, участвующего

в платных культурно-досуговых мероприятиях,

организованных органами местного самоуправления городских округов

Доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, организованных ОМСУ, в 2010 году составила 198,5 процента или около 2 посещений в год каждым жителем города (за 2009 год –1,469,4 посещения в год)

Источник информации : : № 7-НК «Сведения об учреждении культурно-досугового типа»; № 8-НК «Сведения о деятельности музея»; № 9-НК «Сведения о деятельности театра»; № 11-НК «Сведения о работе парка культуры и отдыха (городского сада)».

Информация в разрезе учреждений приведена в таблице.

Наименование учреждения культуры

КСК «Ровесник»

ДК «Современник»

ДК «Дружба»

ДК «Юбилейный»

Музейно-выставочный центр

Художественно-музейный салон им. М.Ю. Лермонтова

Театр юного зрителя

ЦПКиО «Заречье»

Доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях
Сеть организаций в сфере культуры в 2010 году составляли 13 учреждений, из них: МУК «Информационно-библиотечное объединение»; 4 учреждения клубного типа (МУК «Дворец культуры «Современник»; МУК «Дом культуры «Дружба», МУК «Дом культуры «Юбилейный», МУК «Культурно-социальный комплекс «Ровесник»; 2 музея (МУК «Музейно-выставочный центр», МУК «Художественный музей салон им. Лермонтова»); МУК «Центральный парк культуры и отдыха «Заречье»; 3 учреждения дополнительного образования (МОУ ДОД: «Центр развития творчества детей и юношества» Лад», МОУ ДОД «Школа циркового искусства «Виктория»); МУ «Театр юного зрителя»; АУ «Россия». В 2010 году подведомственными учреждениями культуры активно велась работа направленная на поиски новых механизмов поддержки самодеятельного художественного творчества; внедрение в практику грантовой системы финансирования учреждений; подготовку перевода учреждений культуры на финансирование по социально-творческому заказу и по формированию муниципального задания в сфере культуры. 2010 год прошел под знаком 65-летия Великой Победы. Организованы и проведены юбилейные мероприятия для всех категорий горожан: фестивали, конкурсы, вечера, встречи, концерты и выставки. Программа Празднования Дня Победы включила в себя 18 городских культурно-массовых мероприятий, 6 фестивалей и конкурсов. Продолжилась работа в рамках подписанного соглашения Министерства культуры России, Госкорпорации «РОСАТОМ» и Администрации города Заречного о сотрудничестве в области культуры и искусства. В рамках программы «Территория культуры «РОСАТОМ» проводился культурно-просветительный фестиваль «Новое передвижничество», организованы презентации выставок известных русских, советских и зарубежных художников; скульптурный симпозиум «Поэзия созидания» с участием российских скульпторов, которые подарили городу 10 скульптур и живописный симпозиум «Атомный ренессанс». В 2010 году продолжился диалог представителей различных этнических общностей. На базе МУК «Музейно-выставочный центр» второй год реализовывался проект Фольк-ревю «Народы нашего края» совместно с национально-культурными автономиями. Проведены праздник татарской национальной культуры «Сабантуй», Дни мордовской и еврейской культур. В праздничном шествии, посвященном Дню города была организована колонна представителей национальностей, проживающих на территории города. С 2007 года на территории города Заречного реализуются долгосрочные целевые программы по развитию культуры «Социокультурное пространство города Заречного на 2009-2012гг.» и «Развитие культуры г. Заречного на 2009–2010 годы» (в рамках федеральной целевой программы «Культура России 2006–2010 годы»). Значимым проектом программы «Развитие культуры г. Заречного на 2009–2010 годы» является фестиваль «Мастера искусств – закрытым городам» при участии выдающихся деятелей культуры и искусств России. В планируемый период повышение доли населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, ожидается за счет расширение перечня и улучшение содержания качества оказываемых учреждениями культуры и досуга услуг, направленных на повышение качества жизни населения.

Показатель 126

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры в городском округе

(муниципальном районе) от нормативной потребности

Учреждениях культуры города Заречного имеют 8 зрительских залов на 2 406 мест. Уровень фактической обеспеченности по клубам и учреждениям клубного типа превысила нормативную потребность на 26,1 % и составил 37,8 зрительских мест на 1 000 жителей при норме 30 мест. В расчет включены зрительские места в МУК «ДК «Современник», МУК «ДК «Дружба», МУК «ДК «Юбилейный», МУК «Культурно-социальный комплекс «Ровесник», а также МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Лад», МОУ ДОД «Детская школа искусств", МУК «Информационно-библиотечное объединение».

Зрительские залы в учреждениях культуры г. Заречного

МУК «Дворец культуры «Современник»

МУК «Дом культуры «Дружба»

МУК «Дом культуры «Юбилейный»

МУК «Культурно-социальный комплекс «Ровесник»

МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Лад»

МОУ ДОД «Детская школа искусств»

МУК «Информационно-библиотечное объединение»

Источник информации : формы статистической отчетности : № 7-НК «Сведения об учреждении культурно-досугового типа»; собственная информация ОМСУ г. Заречного (Департамента культуры и молодежной политики г. Заречного).

Обеспеченность библиотеками составила 0,6 единиц при нормативе 1 учреждение на 10 тыс.жителей (66,7 % от нормативной потребности). Библиотеки города представлены МУК «Информационно-библиотечное объединение». В объединение включены сетевые единицы: центральная городская библиотека, центральная городская детская библиотека, библиотека семейного чтения, библиотека МСЧ 59. Источник информации : форма статистической отчетности «Свод годовых сведений об общедоступных (публичных) библиотеках системы Минкультуры России» (приказ Минкультуры РФ от 11.09.2003 № 1199. Парки культуры и отдыха города Заречного представлены МУК «Парк культуры и отдыха «Заречье». (с 01.04.2011 – МАУ). Обеспеченность города парками соответствует нормативной. Нормативная потребность по всем объектам культуры рассчитана в соответствии нормами и нормативами, установленными распоряжениями Правительства РФ от 19.10.1999 № 1683-р, от 03.07.1996 № 1063-р (ред. от 13.07.2007). Источник информации : № 11-НК «Сведения о работе парка культуры и отдыха (городского сада)». Фактическая обеспеченность учреждениями культуры в городе в 2010 году в расчете на 10 тыс. человек населения представлена таблицей.

Обеспеченность объектами культуры г. Заречного

Наименование объектов

Единица измерения

Примечания*

Клубы и учреждения клубного типа

зрительских мест на 1000 жителей

при нормативе 30 зрительских мест

Библиотеки

учреждений на 10 тыс.жителей

при нормативе 1 учреждение на 10 тыс.жителей

Парки культуры и отдыха

учреждений

на 10–100 тыс.жителей

при нормативе

1 учреждение

Эффективный способ укрепления экономической основы муниципальных образований мы видим в замене бюджетных дотаций на согласованные с ними отчисления от налогов.

Построение межбюджетных отношений с органами местного самоуправления по новому законодательству привело к резкому увеличению объема средств, перераспределяемых в порядке межбюджетных отношений. В 2005 г. объем трансфертов из регионального бюджета в местные бюджеты края увеличился по сравнению с 2004 г. в 5,6 раза, в 2006 г. — еще на 36,6%. В этом году он составляет 25,9% к уровню прошлого года.

Одна из причин - в невозможности использования механизма закрепления налогов по единым нормативам для всех муниципальных образований (МО). Из-за существенного различия их налогового потенциала закрепление за ними налогов по единым ставкам приводит к перераспределению доходов в пользу более обеспеченных органов местного самоуправления. Это, конечно, неплохо, если иметь дополнительные источники для поддержки менее обеспеченных муниципалитетов. Однако Ставропольский край как территория с невысоким уровнем бюджетной обеспеченности такими источниками не обладает.

С целью повышения эффективности межбюджетных отношений и создания стимулов по укреплению доходной базы местных бюджетов Федеральным законом от 27.12.2005 № 198-ФЗ на 2006-2008 гг. закреплены дополнительные права субъектов Федерации, предусматривающие возможность установления дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты не только от НДФЛ, но и от любых федеральных и региональных налогов и сборов в счет замены финансовой помощи местным бюджетам. Но только на переходный период - до 1 января 2009 г.

Именно такой инструмент межбюджетного выравнивания и был предложен органам местного самоуправления в прошлом году. Закрепление дополнительных (дифференцированных) трансфертозамещающих нормативов отчислений от налогов производится отдельным краевым законом, принимаемым одновременно с законом о бюджете края на очередной финансовый год.

Муниципалитеты могут заменять дотации на дополнительные (дифференцированные) отчисления от налогов по своему усмотрению в течение 3 лет или 1 года. Они могут производить замену дотации на другой вид налога.

Определена следующая процедура замены дотации на дополнительные (дифференцированные) отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет края.

На первом этапе производится сверка исходных показателей для исчисления расчетного объема налогов, взыскиваемых с территории МО в очередном финансовом году. Сверка производится краевым министерством финансов с каждым городским округом и муниципальным районом, а с поселениями - финансовым органом муниципального района. Итоги согласования оформляются протоколом.

На втором этапе определяется объем дотации из региональных выравнивающих фондов, исчисленный для каждого муниципалитета по единой формализованной методике, утвержденной Законом «О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае».

На третьем этапе муниципалитетам - получателям финансовой помощи - краевое министерство финансов предлагает произвести замену дотации на дополнительные нормативы отчислений от налогов. Определение конкретного размера норматива отчислений производится путем сопоставления контингента налога и объема расчетной дотации. При этом муниципалитет самостоятельно определяет долю замещения дотации, а также вид налога.

Решение МО о замене дотации принимается представительным органом местного самоуправления и направляется в региональное министерство финансов.

При отсутствии разногласий о размере норматива отчислений от налогов между субъектом РФ и муниципалитетом эта норма вносится в проект закона об установлении единых и дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) края от федеральных и региональных налогов, налога, предусмотренного специальным налоговым режимом, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в бюджет Ставропольского края.

Если разногласия возникают, то в законопроекте отражается мнение краевого министерства финансов. Окончательное решение принимает представительный орган края.

Поскольку указанный механизм межбюджетного выравнивания применяется в крае второй год, уже можно подвести определенные итоги. В 2006 г. такой возможностью воспользовались 49% муниципальных районов и городских округов. Заменено на дополнительные (дифференцированные) нормативы 22,2% общего объема дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, или 34,9% объема дотаций для этого числа муниципалитетов.

В основном замена дотации производилась на дополнительный норматив отчислений от НДФЛ: 82,3% от общего объема трансфертозамещающих доходов (см. табл.).

По итогам исполнения местных бюджетов за 2006 г. в результате замены дотации на дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от налогов в местные бюджеты муниципальных образований поступило дополнительно более 80 млн руб., так как доходы, полученные муниципалитетами в результате замены дотации на норматив, изъятию не подлежат.

Если объем фактически полученных по дополнительному (дифференцированному) нормативу доходов будет ниже объема расчетной дотации, возмещение недополученных сумм дотации муниципалитету не производится. В прошлом году такие факты не отмечены.

При формировании краевого бюджета на 2007 г. число муниципальных образований, заменивших дотацию из выравнивающих фондов на дополнительные (дифференцированнные) нормативы отчислений от налогов, увеличилось с 17 до 104, из них 23 - муниципальные районы и городские округа, 81 - поселения.

Муниципальными районами и городскими округами произведена замена расчетной дотации из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на сумму 881,3 млн руб., что более чем в 1,5 раза превышает уровень 2006 г. Заменены на дополнительные (дифференцированные) нормативы 37,5% общего объема дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, или 47,2% объема дотаций для этого числа муниципалитетов.

Предпочтение муниципалитетами опять отдано НДФЛ. Кроме него замена дотации произведена на нормативы отчислений от налога на имущество организаций, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, транспортного налога, налога на прибыль организаций и от арендной платы за землю.

В нынешнем году впервые этот механизм использован и муниципальными образованиями поселенческого уровня. Заменено 24,3% от объема регионального фонда финансовой поддержки поселений на дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ. Для поселений, осуществивших эту замену, доля сокращения дотации достигает 100%.

Сегодня в объеме собственных доходов бюджетов муниципальных районов доля трансфертозамещающих доходов составляет 23,9% против 14,8% в 2006 г., по городским округам - 3,1% против 4,4% в минувшем году.

Снижение доли трансфертозамещающих доходов в структуре собственных доходных источников городских округов обусловлено прежде всего невысоким уровнем дотационности данного типа МО. Доля финансовой помощи (дотации и субсидии) в бюджетах городских округов, направляемая на исполнение закрепленных за ними полномочий, невысока: 17,3% - в 2006 г. и 14,8% - в 2007 г.

Действие механизма «трансфертозамещения» направлено на укрепление финансовых основ местного самоуправления, повышение заинтересованности муниципалитетов в наращивании собственной налоговой базы, повышении собираемости налогов.

Однако успешно используемая законодательная норма может быть использована регионами РФ только на переходный период - до 2009 г. После установить трансфертозамещающие нормативы отчислений можно будет только от НДФЛ и лишь взамен дотаций, рассчитываемых на душу населения. Столь жесткая регламентация ограничивает возможности выбора субъектом РФ способа снижения дотационности местных бюджетов.

Единственно возможным решением этой проблемы является предоставление возможности субъекту Федерации закреплять на долговременной основе дифференцированные трансфертозамещающие нормативы отчислений от любых налогов и сборов, зачисляемых в региональный бюджет, а не только от НДФЛ.