Мотивированный отказ от служебного помещения. Отказ от предоставленной служебной квартиры для военнослужащего. Стоит ли отказываться от готовой квартиры

Мотивированный отказ от служебного помещения. Отказ от предоставленной служебной квартиры для военнослужащего. Стоит ли отказываться от готовой квартиры

20 апреля Президент РФ подписал закон о внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в части возможности увольнения военнослужащих с военной службы в связи с отказом от предоставленного жилого помещения или жилищной субсидии.

1. Введение.

Этот закон направлен на «борьбу» с так называемыми «профессиональными распоряженцами» - военнослужащими, которых нельзя уволить с военной службы в связи с их необеспеченностью жилыми помещениями. В военных ведомствах считают, что военнослужащие умышленно и злонамеренно отказываются от предоставленного жилья, чтобы продолжать находится в распоряжении, получать денежное довольствие, и, таким образом, «обеднять» военный и государственный бюджет.

Если рациональное зерно в этом и есть, то оно ничтожно мало. И, как всегда, есть очень большая вероятность того, что «вместе с водой выплеснут и ребёнка», так как пострадают многие добросовестные военнослужащие (о чём ниже); а «профессиональные распоряженцы» – на то они и профессиональные! – вылезут сухими из воды: пригласят грамотных адвокатов, дадут взятку, добьются признания жилого помещения не отвечающим установленным нормам, и т.д. Словом, получится «как всегда».

2. Как на самом деле надо поступать с недобросовестными распоряженцами?

Ещё раз подчеркну: на самом деле, таких военнослужащих очень мало. Денежное довольствие военнослужащий, находящийся в распоряжении, получает без всяких надбавок и накруток, в очень урезанной сумме, и далеко не всех может удовлетворить простое улоговление на печке. Кроме того, в той же Москве за последнюю пару лет распределили около 10 000 вполне современных квартир в четырёх комплексах, один из которых – почти в центре, ещё два – в разумной близости, и только один расположен за МКАДом, хотя и входит в состав Москвы. Отказываться от такого жилья в Москве, в обмен на весьма сомнительное продолжение оставаться в распоряжении и получать скромное денежное довольствие – вряд ли является разумным.

1. Дайте, наконец, нормальную квартиру , от которой не захочется отказываться. Военные, стоптавшие два десятка пар сапогов по полигонам, в течение 20 и более лет, этого заслужили.

2. Поставьте в строй распоряженцев: построение на развод утром и после обеда. Можно и на вечернее построение (или на вечернее совещание) привлечь. И всё! Те, кто получает и денежное довольствие, и подрабатывает на стороне, сразу «отсеются»! Да и те, кто лежит на печке, тоже скорее всего, не захотят такой жизни.

Останутся только те, кому действительно предложили квартиру, не соответствующую закону.

Примечание:

Отвечая на вопрос корреспондента «Южноуральской панорамы»

Сколько у нас таких «уклонистов» от субсидии?

полковник Ярослав Рощупкин, руководитель пресс-службы Центрального военного округа (ЦВО):

На весь Центральный военный округ в пределах трехсот человек, которые злоупотребляют правом в области обеспечения жильем, то есть используют возможность неограниченного количества отказов для того, чтобы остаться в рядах Вооруженных сил, числиться в распоряжении. Это дает «распоряженцам» возможность не выходить на службу, раз в месяц получать денежное содержание, получать социальные гарантии, льготы. Только в 2014 году Минобороны России потратило на их содержание в целом по России 12 миллиардов рублей.

Вот тебе раз!

Неужели полковник Я.Рощупкин не знает, что помимо неких (уже почти несуществующих) льгот и гарантий, у военнослужащих есть ещё и обязанности? И то, что военнослужащие, находящиеся в распоряжении, обязаны исполнять все общие обязанности военнослужащих, установленные законодательством, в том числе и воинскими Уставами? По мнению автора – это явное лукавство.

3. Дополнение статьи 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» о возможности увольнения без предоставления жилья.

Ранее в статье 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» было установлено:

Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии…»

Нововведение предусматривает:

…за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.

Изучим внимательно абзац третий.

4. В каких случаях возможно увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения?

Таких случаев три:

1. Отказ от предложенного жилого помещения, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

2. Отказ от жилищной субсидии;

3. Не представление документов, необходимых для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию.

4а. Отказ от предложенного жилого помещения, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Что подразумевается под данным пунктом?

Не принимаем во внимание случаи предоставления жилья, которое не отвечает санитарным и техническим требованиям – сегодня это практически невозможно, так как жилые помещения предоставляются военнослужащим в современных (по известным меркам, разумеется) новостройках.

Несоблюдение установленных норм предоставления. Как правило, такое случается редко, так как автоматизированная система учёта (АСУ, так называемая «Алушта») учитывает право на дополнительную площадь, установленную законом «О статусе военнослужащих». Но она (АСУ), не учитывает другое жилищное законодательство: например, недавно автор работал по делу, где при предоставлении жилого помещения не учли право на дополнительную площадь, установленную законодательством о социальной защите инвалидов, а также не учли право на предоставление отдельной комнаты для лиц, страдающих тяжёлыми заболеваниями.

Также в судебной практике автора только в 2015 году уже было несколько дел, связанных, в одном случае, с уменьшением размера субсидии в связи со снятием члена семьи военнослужащего с учёта нуждающихся; во втором, наоборот – в связи с незаконным включением в состав членов семьи гражданина, имеющего жилое помещение (часть жилого помещения) в собственности, что неизбежно вело к уменьшению суммы предоставления жилищной субсидии, или вовсе к отказу от её предоставления.

Неизбежно возникает вопрос: что делать военнослужащим, которые на вполне законных основаниях отказались от предоставления жилого помещения или субсидии, однако законность отказа подтверждена только решением суда? Придётся снова обращаться в суд – на этот раз с обжалованием приказа об увольнении?

4б. Отказ от жилищной субсидии.

Казалось бы, здесь всё понятно: отказался – уволен. Но и здесь имеются свои подводные камни: при рассмотрении одного из дел, связанного со снятием с учёта члена семьи военнослужащего, работники «Регионжилья» настойчиво предлагали, в том числе и, используя психологическое давление, «добровольно» отказаться от части суммы субсидии. А ведь обращение военнослужащего в суд, с учётом сроков рассмотрения дела в апелляционной инстанции явно выйдет за 30-дневные рамки. И что тогда делать – снова обращаться в суд в связи с незаконным увольнением?

4в. Не представление документов, необходимых для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию.

Перечь документов, необходимых для предоставления жилого помещения, регламентирован Приказом Министра обороны от 27 октября 2010 года № 1280 (далее – Приказ № 1280)

В 2011 – 2012 годах в этот приказ были внесены изменения, в соответствии с которыми перечень документов, предоставляемых самим военнослужащим был значительно сокращен. Увы, но и сегодня военнослужащие сталкиваются с требованиями предоставить те документы, которые обязаны предоставить командование воинской части или которые сами представители РУЖО обязаны запросить из государственных органов.

Более того, зачастую из РУЖО поступают совсем неадекватные требования о предоставлении документов, которые вообще не предусмотрены приказом МО РФ № 1280.

Очевидно, что в таких ситуациях 30-дневный срок легко пропустить.

Как поступать военнослужащему? Обычно я консультирую о том, что есть три возможных варианта поведения:

Согласиться, и самостоятельно предоставить затребованные документы, (а теперь – ещё и уложиться в 30-дневный срок). Наиболее быстрый и эффективный способ. Однако, если от военнослужащего требуют предоставить документы, не указанные в Приказе № 1280, есть опасность угодить в ловушку, так что предварительная консультация с адвокатом не помешает;

Написать и зарегистрировать (!) в РУЖО заявление о неправомерности предъявляемых запросов и с требованием соблюдать правила, установленные Приказом МО РФ № 1280. По мнению автора – самый правильный способ;

Обжаловать эти требования вышестоящий жилищный орган, в прокуратуру или суд. Учитывая, что в данном случае права военнослужащего нарушаются весьма формально – это самый длительный, нервно-затратный и мало эффективный способ, так как права-то восстановят, но сколько на это уйдёт сил, времени, нервов?

Таким образом, установление возможности увольнения военнослужащего без предоставления жилья в связи с не предоставлением документов в течение 30 дней вызывает больше вопросов, чем ответов.

5. Порядок уведомления военнослужащих о распределении жилого помещения или жилищной субсидии.

Закон устанавливает, что:

«…порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба».

Надо полагать, что такой Порядок уже есть, он установлен пунктами 12 и 13 Приказа № 1280, в этом приказе даже есть образец Извещения о распределении жилого помещения.

Однако, в нарушение этого порядка, в последнее время распространилась практика, в соответствии с которой военнослужащий получает явно незаконное (когда ввели?) так называемое предварительное извещение, о якобы имеющейся жилплощади, но на самом деле, находящейся в стадии незавершённого строительства и, соответственно, не имеющего регистрации права собственности Российской Федерации.

Формально это установлено Приказом Министра обороны РФ от 15.04.2011 № 509, которым указанные пункты 12 и 13 были изложены в новой редакции, в соответствии с которой военнослужащий вправе как согласиться с «предварительным» распределением, так и отказаться от него.

Вот как сбивчиво объясняет корреспонденту "Эхо Москвы" суть предварительного распределения Директор Департамента жилищного обеспечения МО РФ С.В.Пирогов:

«…Что касается предварительного распределения, что это такое?... подрядчики произведя строительство, должны некое время еще потратить на оформление сопутствующих документов. То есть, оформление права собственности РФ, право оперативного управления Минобороны….Вот и поэтому департамент жилищного обеспечения предложил новую… Ну, скажем несколько необычную форму… Мы её так называем формулу народного или военного контроля, предоставления жилья военнослужащим. Суть её заключается в следующем: …– оно будет говорить о том, что военнослужащий может в настоящее время придти, посмотреть на свои квартиры, оценить вид из окна, саму квартиру, да? И больше того он сможет войти в контакт со строителями на предмет отделочных работ. … Ну, мы не можем выдать им те документы, поскольку нет правоустанавливающих документов. Но военнослужащий имеет возможность… Поучаствовать в процессе… Жить наверное военнослужащие в этом строящимся доме наверное вряд ли смогут, поскольку ну до конца он еще не введет в эксплуатацию».

Автор неоднократно подчёркивал, что когда в какой-то ситуации изначально есть какие-либо незаконные действия, то впоследствии, особенно при возникновении новых обстоятельств, разрешить ситуацию оказывается невозможно.

Вот недавний пример: к автору обратился военнослужащий, который год назад дал согласие на такое вот «предварительное» распределение, а также дал согласие на доплату внушительной суммы за лишние метры. За год – сами знаете – сколько воды может утечь. Военнослужащий готовится заключить брак, и возникает множество вопросов, от намеренного ухудшения жилищных условий до отказа оплаты излишних квадратных метров, которые стали уже не «лишними».

Однако вернёмся к отказу военнослужащего от «предварительно распределённого» жилого помещения. Может ли это повлечь санкции в виде увольнения с военной службы? По мнению автора, так называемое «предварительное распределение» – это всего лишь письменное выражение готовности федерального органа исполнительной власти предоставить военнослужащему в будущем жилое помещение. Другими словами – не более, чем декларация. Жилое помещение, на которое право собственности не установлено, в оперативное управление не передано, не может быть передано военнослужащему в собственность, по нему нельзя заключить договор найма. Не говоря уже о том, что в нём просто нельзя жить.

Таким образом, отказ от «предварительного распределения» не должен повлечь санкции в виде увольнения без предоставления жилого помещения. Окончательную точку поставит судебная практика. Очень хотелось бы ошибиться, но она вполне может быть не в пользу военнослужащего.

6. Уволен без предоставления жилья – что дальше?

«Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы… обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом».

Это означает, что военнослужащего не вправе исключить из Реестра и списков очередников, нуждающихся в получении жилого помещения. То есть, жильём военнослужащий будет обеспечен в любом случае. Возникает лишь вопрос – когда? Ведь об уволенном военнослужащем так легко забыть…

Сергей Паншев,

Государство уделяет большое внимание обеспечению военнослужащих необходимым жильем. На основании действующего законодательства каждый военный должен быть обеспечен денежными средствами для приобретения или строительства собственной жилой площади, или же ему должна быть предоставлена жилая площадь.

Безусловно, каждый человек мечтает о собственной квартире, и на первый взгляд кажется, что желающих отказаться от предоставляемого жилья не существует. Тем не менее, на практике далеко не редкость, когда человек, проходящий военную службу по контракту, или профессиональный военный отказывается от выделяемой жилплощади.

В данном материале мы расскажем о том, почему не всегда выгодно получать жилье от государства, и как правильно оформить соответствующий отказ.

Введение в тему

Первая часть ФЗ №76 от 27.05.98 года дает гарантию, что каждый военнослужащий РФ должен быть обеспечен жильем или денежной компенсацией за наем, при этом жилая площадь, предоставляемая государством, должна отвечать требованиям, прописанным в другой статье законодательного акта - статье 15.1. Согласно ее тексту военнослужащий должен быть обеспечен жильем площадью не менее 18 м², вместе с тем ровно такая же площадь полагается на каждого члена семьи военного, с которым он совместно проживает.

В этой же статье сказано о порядке действий в тех случаях, когда государство не может обеспечить военнослужащего полагающимся ему жильем. В таких ситуациях возможно:

  • предоставление жилого помещения меньшей площади;
  • предоставление жилого помещения из маневренного фонда Минобороны РФ;
  • предоставление жилого места в общежитии.

Наряду с этим для реализации данных вариантов требуется письменное согласие военнослужащего. Жилье в таких случаях выделяется временно - до тех пор, пока не будет найдена квартира с соответствующей площадью. Если он отказывается от всех возможных путей решения проблемы, то государство обязуется арендовать ему подходящее жилье или выплачивать денежную компенсацию. Военнослужащий получает ее вместе с ежемесячным денежным довольствием.

Как правильно оформить отказ

Стоит заметить, что если военнослужащему предоставляется какое-либо жилье, он имеет право отказаться от него, однако, для этого должны быть соответствующие основания.


Чтобы правильно оформить отказ от жилья, необходимо сослаться на одно из следующих положений:

  • площадь предоставляемого жилья меньше положенной по закону (ФЗ №76 от 27.05.98);
  • жилплощадь не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые предъявляются ко всем жилым помещениям. Сюда относятся дефекты отделки, наличие грибков, отсутствие мебели, санитарных узлов и т.д.
  • новые жилищные условия хуже прежних. ФЗ №76 от 27.05.98 года запрещает ухудшать жилищные условия военнослужащих.

Соответствующее мотивирование отказа имеет большое значение. Если причину, по которой вы отказываетесь от жилья, сочтут не убедительной, вас могут и вовсе исключить из очереди на получение квартиры. Это не только означает, что вы не можете претендовать на получение жилой площади в будущем, но и не имеете оснований для получения денежных компенсаций для аренды.

Когда может быть выгоден отказ от служебного жилья

Существует масса ситуаций, когда отказ от служебного жилья может быть гораздо более выгоден. Для начала стоит сразу выделить все случаи, когда предлагаемое жилище попросту не соответствует своему статусу: имеются явные дефекты, жилье не отвечает санитарным условиям. Квартиры в аварийных и ветхих домах также являются достаточным основанием задуматься об отказе.

Если предлагаемое жилье меньше того, которое полагается вам по закону, также выгодно во многих случаях отказаться от его получения в пользу выплачиваемых компенсаций. Зачастую бывают ситуации, когда военнослужащий арендует квартиру за счет выплачиваемых ему денег поднайма, при этом предлагаемая квартира может быть гораздо меньше, или географически находится в неудобном месте. В таких случаях военнослужащему также выгодно отказаться от ее получения.


Кроме того, зачастую форма обеспечения в виде выплаты денежных компенсаций производится в объеме, превышающем стоимость аренды жилья. Таким образом, военнослужащий получает возможность накопления финансов или их использования в своих нуждах. В таких случаях многим может показаться выгоднее сохранить компенсацию за наем. Тем не менее, стоит еще раз напомнить, что отказ должен быть мотивированным, поэтому вам необходимо предоставить какую-либо, пусть и формальную, но все же вескую причину.

Порядок оформления

Оформление отказа должно быть осуществлено в течение 5 дней после того, как военнослужащий был проинформирован о предлагаемой жилой площади. В этот срок необходимо отправить личный письменный отказ в соответствующее подразделение уполномоченного органа. Он оформляется на бланке №2, который всегда прикладывается к сообщению о предлагаемой жилой площади. Форма обращения может быть свободной, но рекомендуется использовать форму №4, прилагаемую к специальной инструкции Министерства Обороны РФ. Согласно ей в сообщении должно быть указано следующее:

  • текущая дата;
  • текст «Я отказываюсь от предоставления жилья, указанного в данном сообщении»;
  • ниже рекомендуется указать причины отказа;
  • подпись и ее расшифровка.


Если в течение 10 дней военнослужащий не отправил отказ или согласие с предоставляемым жильем в соответствующее подразделение уполномоченного органа, жилая площадь будет предоставлена другим гражданам, находящимся в очереди на получение служебной квартиры, при этом сам военнослужащий в дальнейшем потеряет право претендовать на жилплощадь. Вместе с тем он лишится и права на получение денежной компенсации на аренду жилья, именно поэтому, если вы не согласны с получаемым жильем, необходимо написать письменный отказ.

Важные моменты

Стоит также упомянуть некоторые важные моменты.

  • в случае, если вы приняли решение отказаться от предоставляемой квартиры, вы можете быть перенесены по очереди назад и ожидать следующего предложения неопределенный срок;
  • служебная квартира не может быть в дальнейшем приватизирована. Это является существенным аргументом для многих военнослужащих в пользу аренды жилплощади за счет денежных компенсаций;
  • служебная квартира предоставляется только военнослужащим, не имеющим никакого иного жилья в регионе, в котором они проходят военную службу.

Таким образом, каждый военнослужащий имеет право, и претендовать на жилую площадь, и отказаться от нее в том случае, если он предоставит веские аргументы в пользу ее несоответствия действующему законодательству.

Здравствуйте, уважаемый Михаил!
Начнем с главного - п. 1 ст. 15.1. Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих», норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Но на основании ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Согласно ч. 1 ст. 15 ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. По ч. 2 этой же статьи, договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии. Поэтому если воспользоваться возможностью написать мотивированный отказ от проживания в общежитии - допустим, несоответствие иных требований, предъявляемых к жилому помещению (ниже указаны), то обязательно на то должны быть соответствующие причины (как пример, если общежитие официально признано непригодным к проживанию или требуется капитальный ремонт здания).
Во всех других случаях, если у военного ведомства имеется возможность предоставить общежитие, поднаемные не платятся. При этом нежелание военного переселяться из снимаемой квартиры или иного жилья в общежитие не учитывается.
И, если Вы откажетесь от проживания в общежитии, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачиваться не будет. Далее также нужно учесть следующие моменты - в случае предоставления Вам иного жилого помещения. На основании ч. 1 ст. 104 ЖК РФ, служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Согласно ч. 3 этой же статьи, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья, но не более размеров, определенных Правительством Российской Федерации.
Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
Но бывают ситуации, когда надлежащие служебное жилье военнослужащему предоставить не возможно по причине его отсутствия. В таких ситуациях воинская часть должна для военнослужащего арендовать жилье. Или пойти другим путем – выплачивать за проживание военнослужащего в арендованном жилье компенсацию в денежном виде, если он желает этого.
В случае предложения жилого помещения, не соответствующего требованиям, военнослужащий вправе отказаться от него.
Но очень важно учитывать именно аргументированный, основанный на положениях закона отказ, поскольку согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в вышеназванном абзаце настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Поэтому обязательно отказ от предлагаемого жилого помещения должен быть мотивирован (аргументирован) с указанием причин такого отказа:
к примеру, несоответствие предлагаемого жилого помещения (квартиры) нормам площади положенной по закону; несоответствие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (наличие дефектов качества отделки, нарушения санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов: грибки, плесень, повышенная влажность и т.д., отсутствие необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования); недопустимость ухудшения действующих (существующих) жилищных условий.
При наличии мотивированного отказа военнослужащий продолжает снимать квартиру и получать поднаёмные.
Также следует учитывать, что отказ военнослужащего от квартиры, предложенной ему государством, не может быть поводом для исключения из очереди нуждающихся в получении жилья.

Вопрос:

Здравствуйте! Я - прапорщик. Мне 48 лет. Выслуга составляет 13 лет. Жилья в собственности не имею, прописан при части. Проживаю в квартире брата. Жилищная комиссия признала меня нуждающимся в жилом помещении по договору соцнайма, местом для жительства выбрал Рязань.

Предоставить жилье по соцнайму здесь не могут, так как в данном городе оно отсутствует (говорят, - "ждите"). Мне предложили написать рапорт на служебное жилье, я написал. В служебное жилье еще не въехал. Через 2 недели заканчивается срок действия контракта. Меня хотят уволить с предоставлением служебного жилья, чтобы я при этом продолжал ждать жилье по соцнайму в Калуге. В связи с тем, что, получив служебное жилье, я могу ждать и не дождаться жилья по социальному найму (вроде как "обеспечен жильем"), возникли вопросы. Могу ли я подать еще один рапорт теперь уже об отказе от служебного жилья (если да, то как это сделать и на что сослаться)? Обязаны ли удовлетворить мое прошение? Могут ли меня уволить без предоставления постоянного жилья, если я откажусь от служебного?

Владимир, г. Ясный

Ответ:

Владимир, здравствуйте. В соответствии п. 5 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (ред. от 21.03.2013) "О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", при несогласии военнослужащего с предоставляемым жилым помещением он в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в структурное подразделение уполномоченного органа отказ от предоставления служебного жилого помещения, оформленный в корешке № 2 к сообщению о предлагаемом жилом помещении, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 4 к настоящей Инструкции.

В случае не поступления от военнослужащих, которым направлены сообщения о предоставлении жилых помещений, согласия с предоставлением жилых помещений в течение десяти дней с даты поступления в структурное подразделение уполномоченного органа уведомления о вручении сообщения, указанные служебные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим, включенным в список на предоставление служебных жилых помещений.

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014) "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.

Владимир, Вы вправе на отказ от предоставления служебного жилого помещения. Данный отказ основанием для увольнения Вас с военной службы не послужит.

Александр Томенко, военный юрист

  • Почему военнослужащие отказываются от служебного жилья
  • Как оформить субсидию
  • Выгоден ли отказ от готовой квартиры

Возможен ли отказ от служебного жилья военнослужащим? Этот вопрос волнует многих военных. Министерство обороны пытается решить проблему обеспечения жильем военнослужащих. Именно по этой причине в наши дни Правительство старается переводить военнослужащих на несколько иную форму владения недвижимостью. Она подразумевает под собой взятие ипотеки, дающей выбирать не только местность, в которой будет находиться недвижимость, но и саму жилую площадь.

Все военнослужащие скорее всего будут переведены на вышеуказанную форму обеспечения. Учреждения, которые предусматривают военную деятельность до 2023 года, тоже уполномочены перейти на ипотеку. Современные изменения включают в себя введение новой формы обеспечения квартирами с помощью субсидии, которая поможет устранить очередь на служебное жилье в настоящее время.

Почему военнослужащие отказываются от служебного жилья

Нежелание получить служебное жилье может объясняться следующими причинами:

  1. Регион, в котором располагается предложенная жилплощадь, не устраивает военнослужащего.
  2. Предоставленная квартира не соответствует той площади, которая указана в законе. Чаще всего предлагаются квартиры по площади меньше положенной.
  3. Предлагаемое жилье не отвечает требованиям норм жилого помещения.

Не стоит забывать и о том, что каждая семья может иметь какие-либо свои причины на оформление отказа военнослужащего от квартиры.

К примеру, семья, в которой есть маленький ребенок, не желает заселяться в квартиру, расположенную на верхнем этаже многоэтажного здания. Или же напротив, другие выказывают недовольство будущим проживанием в квартире на первом этаже. Но подобные условия не учтены в нашем законодательстве.
Следующей причиной отказа военного от предлагаемого жилища может являться желание оформить субсидию, дающую право самому приобрести недвижимость, находящуюся в любом регионе нашей страны.

Очередники говорят, что распределенные служебные квартиры для офицеров в городе Подольск, например, не отвечали их требованиям и ожиданиям. Иногда военнослужащие предпочитают купить недвижимость по военной ипотеке.

Какие последствия может вызвать отказ очередника от квартиры?
Если военный отказывается от жилища, которое ему предоставило государство, то его все равно не должны исключать из очереди на получение квартиры. Таким образом, когда государство предложит военному жилую площадь, не соответствующую его желаниям, военнослужащий может отказаться от нее. И сделать это не один раз, а неоднократно. Необходимо помнить также и о том, что отказ следует четко аргументировать.

Жилищный Кодекс РФ говорит о том, что граждане нашей страны могут свободно выбирать недвижимость, которая подходит им для проживания. Там ясно прописано, что военный может самостоятельно выбрать форму желаемого предоставления жилплощади.

Получается, если офицер имеет законное право на оформление субсидии, то он может спокойно отказаться от квартиры. В сложившейся ситуации идеальный вариант обеспечения жилплощадью — получение ЕДВ.

Новые изменения предполагают обеспечение недвижимостью с применением ЕДВ тех офицеров, которые отказались от предлагаемого государством служебного жилья или выбранного ими места постоянного проживания. Вышеуказанное положение действительно для военных, отказавшихся от предлагаемого жилья после официального представления закона в начале 2014 г.

Данные законодательные формы действуют только в том случае, когда предлагаемая квартира соответствует абсолютно всем требованиям, которые предъявляются к жилплощади, полагающейся военнослужащему в соответствии с законом.

Вернуться к оглавлению

Как оформить субсидию

Учитывая современные изменения в законах нашей страны, позволяющие выбирать субсидии формой обеспечения недвижимостью, многие задаются разными вопросами. Как отказаться от служебного жилья военнослужащим? И как правильно оформить субсидию?

Не следует забывать о том, что не все военные имеют право на жилищное обеспечение. Только люди, действительно нуждающиеся в жилой площади, могут получить ЕДВ. Также необходимым условием называют отказ от предоставленной недвижимости. Причем совершенно не важно, служебное это жилье или договор о найме жилплощади.

Чтобы оформить отказ от жилья, нужно подать заявление начальнику своей части. В этом заявлении должны быть четко прописаны его причины и желание/нежелание в дальнейшем пользоваться собственным правом на получение жилья путем предоставления субсидии.

Офицер вправе не получать сертификат на жилье, выбрав ЕДВ, как форму обеспечения недвижимостью. Это является его законным правом.
Участники НИС не могут высказывать никаких претензий к получению ЕДВ. Отказ от военной ссуды всегда оформляется посредством вынесения судебного решения, даже если военнослужащий имел право участвовать в ней. Сложившаяся судебная практика при подаче заявления в судебные органы вряд ли поможет справиться с данной проблемой.

Взятие военной ссуды не предполагает проверку военнослужащего на наличие у него какой-нибудь недвижимости — это отличает ее от прочих форм поучения жилья. Чтобы принять участие в НИС, необходимо признать военного, нуждающимся в жилой площади.

Если преждевременно погасить кредит, можно еще раз взять военную ссуду для покупки большей по площади квартиры или даже еще одной недвижимости.