Как списать люминесцентные лампы в бюджете. Утилизация люминесцентных ламп

Как списать люминесцентные лампы в бюджете. Утилизация люминесцентных ламп

М.Г. Суховская, юрист

100-ваттные «лампочки Ильича» вне закона: как продавцам списать их остатки?

Российские власти взяли пример с Евросоюза и с 1 января 2011 г. запретили к обороту на территории России электрические лампы накаливания мощностью 100 ватт и болееч. 8 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ . Однако у немалого числа фирм к началу года остались нераспроданными довольно крупные партии таких ламп. И бухгалтеры этих компаний резонно задаются вопросом: можно ли списать стоимость запрещенных лампочек в расходы для целей налогообложения и нужно ли восстанавливать входной НДС по ним, принятый к вычету при их приобретении?

Списание в расходы

С этим проблем быть не должно. Стоимость нереализованных «стоватток» вполне можно учесть в прочих «прибыльных» расходахподп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ . В свое время Минфин высказывал аналогичную позицию в отношении неиспользованных региональных специальных марок старого образца, которыми маркировалась алкогольная продукцияп. 7 Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 № 785 ; Письмо Минфина России от 03.03.2006 № 03-01-14/1-78 ; Письмо УФНС России по г. Москве от 13.09.2006 № 20-12/81153 , и изъятых из оборота молдавских и грузинских винПисьмо Роспотребнадзора от 19.04.2006 № 0100/4510-06-32 ; Письмо Минфина России от 28.07.2008 № 03-03-06/1/434 .

Предупреждаем руководителя

За продажу «стоватток» органы Роспотребнадзора могут оштрафоватьст. 14.2 КоАП РФ , ст. 23.49 КоАП РФ , примечание к ст. 2.4 КоАП РФ :

  • организацию - на 30- 40 тыс. руб.;
  • вас как руководителя (предпринимателя) - на 3- 4 тыс. руб.
    А сами лампы могут конфисковать.

Списание и уничтожение лампочек нужно оформить:

  • приказом руководителя;
  • актом о списании, подписанным членами специально созданной комиссии;
  • актом об уничтожении.

Поскольку существует унифицированная форма акта о списании - № ТОРГ-16утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132 , мы приведем примерные формы приказа и акта об уничтожении.

Общество с ограниченной ответственностью «Мечта»

г. Москва

ПРИКАЗ № 19-С

В связи с изъятием из оборота электроламп накаливания мощностью 100 ватт и более

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Для списания и уничтожения имеющегося в организации остатка 100-ват -тных ламп создать комиссию в следующем составе:
- председатель: заместитель генерального директора М.В. Свирин;
- члены комиссии: бухгалтер А.Р. Попова, кладовщик В.Д. Чернова.

2. В 3-днев -ный срок со дня издания приказа:
- провести инвентаризацию имеющихся в наличии 100-ват -тных ламп;
- составить акт о списании 100-ват -тных ламп;
- уничтожить лампы с составлением соответствующего акта.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера Дмитриеву Т.Е.

С приказом ознакомлены:

ООО «Мечта»

Настоящим актом подтверждаем, что в нашем присутствии были уничтожены электрические лампы накаливания мощностью 100 ватт в количестве 526 (Пятьсот двадцать шесть) штук.

Восстановление НДС

Здесь все не так очевидно, как со списанием. Дело в том, что, по мнению контролирующих органов, НДС по списанным ценностям нужно восстанавливать в том периоде, в котором они списываются. Ведь они больше не могут использоваться для облагаемых НДС операцийПисьмо Минфина России от 19.05.2010 № 03-07-11/186 ; Письмо ФНС России от 04.12.2007 № ШТ-6-03/932@ .

Формы первичных учетных документов в электронном виде можно найти:раздел «Справочная информация» системы КонсультантПлюс

Надо ли говорить, что позиция чиновников, мягко говоря, спорная. Ведь перечень случаев восстановления НДСп. 3 ст. 170 НК РФ - закрытый и в нем нет такого основания, как изъятие определенного товара из оборота. Именно этим руководствуются суды, признавая незаконным требование налоговиков о восстановлении НДС в сходной ситуацииПостановления ФАС МО от 21.05.2010 № КА-А40/5132-10 ; ФАС СЗО от 29.07.2009 № А05-13113/2008 . Но решение, стоит ли судиться или нет, ваша организация должна принять сама.

Таким образом, у налоговиков вряд ли будут претензии к тому, что вы списали на расходы стоимость изъятых из оборота товаров. Что же касается восстановления НДС, то важна цена вопроса. При небольшой сумме восстановленного налога, может, и нет резона навлекать на себя гнев проверяющих. А если эта сумма для вашей фирмы внушительна, тогда, возможно, и имеет смысл поискать поддержки в суде.

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Правильно подобранное освещение – неотъемлемый фактор гигиены труда и его безопасности. Рациональное освещение создается достижением определенных регламентируемых параметров – оптимальной освещенности, минимальном слепящем действии, правильном направлении света. Все это влияет на выбор видов и количества используемых в учреждении осветительных приборов.

Что относится к осветительным приборам?

В настоящее время производители предлагают огромное количество самых разнообразных приспособлений для освещения помещений. Но именно к осветительным приборам относятся:
·приборы наружного освещения (фонари, прожекторы);
·приборы внутреннего освещения (светильники, люстры, бра, торшеры, настольные лампы и т.д.);
·специализированные осветительные приборы (например, лампа-фотовспышка, лампы для проекторов, кварцевые лампы для бактерицидного облучения, световое сценическое оборудование и др.);
·декоративные осветительные приборы (например, гирлянды).
Освещение при помощи осветительных приборов называют искусственным освещением в отличие от естественного солнечного света.

Нормирование освещения

Основные требования к искусственному освещению отражены в Санитарных правилах и нормах «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 », утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003 № 34 (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03).
Согласно п. 3.1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 рабочее освещение следует предусматривать для всех помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта. Искусственное освещение помещений подразделяется на общее и комбинированное (п. 3.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 (п. 3.1.4) устанавливает нормированные значения освещенности на рабочей поверхности (в точках ее минимального значения) внутри помещений.

Выбор ламп освещения

Согласно п. 3.1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 для общего и местного искусственного освещения следует использовать источники света с цветовой коррелированной температурой от 2400 °K до 6800 °K<*>.
<*> Единицей измерения цветовой температуры служит Кельвин (К). Световое излучение начинается с черного цвета, т.е. это отсутствие цветов вообще. Это означает, что интенсивность излучения, насыщенность и цветовой тон равны 0 К.

Интенсивность ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн 320–400 нм не должна превышать 0,03 Вт/м2, при этом наличие в спектре излучения длин волн менее 320 нм не допускается.
Световые приборы для общего и местного освещения, предназначенные к эксплуатации со светодиодами, должны иметь защитный угол, исключающий попадание в поле зрения прямого излучения.
В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.

Используя люминесцентные лампы в учреждении, мы обычно не подозреваем о проблемах, которые могут возникнуть при проверке его экологической инспекцией. Ведь такие источники освещения содержат опасные для здоровья человека химические вещества – от 20 до 500 мг ртути (в зависимости от типа и технологии) в каждой лампе. Поэтому они относятся к первому, то есть наивысшему классу опасности, и их утилизация и хранение должны проводиться в соответствии с требованиями законодательства. Рассмотрим этот вопрос детально.

Чем опасны энергосберегающие люминесцентные лампы

В современном мире значительное распространение получили источники света двух классов: лампы накаливания и газоразрядные (ртутные, натриевые и ксеноновые, люминесцентные). Лампы дневного света используются практически в каждом доме и каждом служебном помещении. Энергосберегающие лампочки хотя и стоят дорого, но помогают сэкономить: они отличаются низким потреблением электроэнергии и высоким уровнем освещения. Такие лампы в четыре раза энергоэффективнее, нежели широко распространенные лампы накаливания, да и срок службы у них довольно большой. Они позволяют сэкономить на оплате электроэнергии, которая дорожает каждые полгода.

Но, работая в офисах, мы редко задумываемся, чем освещается это помещение, каким образом источник света может причинить вред здоровью человека. Следует заметить, что использование бытовой компактной люминесцентной лампы требует внимательного отношения к отработавшим свой срок приборам. Если не соблюдать определенные правила, возникнет вполне реальная угроза для здоровья человека и окружающей среды. Каждая разрядная лампа содержит токсичный металл – ртуть. Он считается одним из наиболее токсичных веществ, известных человеку. Пары ртути, содержащейся в энергосберегающих и люминесцентных лампах, относятся к первому классу опасности (чрезвычайно опасные вещества), поэтому такие лампы ни в коем случае нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором.

Энергосберегающие лампы, в том числе и люминесцентные, составляют особую опасность с позиций локального загрязнения окружающей среды. Европа готова отказаться от ртути. Например, органы власти в Норвегии и Швеции ввели запрет на использование ртути в производстве, а также на ее импорт и экспорт. Такой же запрет существует и в США с 2010 года.

Это значит, что в этих странах традиционно «ртутные отрасли» вынуждены будут обходиться без этого токсичного металла: нужно будет использовать альтернативные «безртутные» технологии в стоматологии, в проведении лабораторных анализов и в хлор-щелочной промышленности. Кроме того, для уменьшения оборота ртути в окружающей среде страны Евросоюза еще в 2007 году запретили изготовление термометров, содержащих ртуть. Кстати, в США ртутные термометры признали вне закона еще в 2002 году.

Каждый потребитель имеет право на информацию о продукции, о ее безопасности и о возможностях обращения с ней после того, как она выйдет из строя.

Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным акцентировать ваше внимание на использованных люминесцентных лампах.

Люминесцентные лампы нужно специально утилизировать или сдавать на утилизацию.

Законодательное регулирование и лицензирование

Охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека – неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития Украины.

Базовым нормативным документом, определяющим правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущих поколений, является Закон от 25.06.91 г. № 1264-XII «Об охране окружающей природной среды». Его задачей является регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизведения природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности, предотвращение и ликвидация негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природных комплексов.

Также Законом от 24.02.94 г. № 4004-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» регулируются общественные отношения в указанной сфере, определяются соответствующие права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан, устанавливается порядок организации государственной санитарно-эпидемиологической службы и осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Украине.

Государственное регулирование вопросов сбора, заготовки и утилизации опасных отходов осуществляется в соответствии с Законом от 05.03.98 г. № 187/98-ВР «Об отходах» (далее – Закон № 187). Законодательство об отходах состоит из Кодекса о недрах, Закона № 187, Законов от 30.06.95 г. № 255/95-ВР «Об обращении с радиоактивными отходами», от 05.05.99 г. № 619-XIV «О металлоломе», от 25.06.91 г. № 1264-XII «Об охране окружающей природной среды», от 14.01.2000 г. № 1393-XIV «Об изъятии из обращения, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции», от 24.06.04 г. № 1875-IV «О жилищно-коммунальных услугах», от 25.06.92 г. № 2498-XII «О ветеринарной медицине», от 23.02.06 г. № 3503-IV «О химических источниках тока», от 24.02.94 г. № 4004-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и других нормативно-правовых актов.

Закон № 187 регулирует отношения, связанные с образованием, сбором и заготовкой, сортировкой, перевозкой, хранением, обработкой (переработкой), утилизацией, удалением, обезвреживанием и захоронением отходов, которые образуются в Украине, перевозятся по ее территории, вывозятся из нее, а также с перевозкой, обработкой и утилизацией отходов, которые ввозятся в Украину как вторичное сырье.

В соответствии со ст. 1 Закона № 187 отходы – это любые вещества, материалы и предметы, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не имеют дальнейшего использования по месту их образования или выявления и от которых их владелец избавляется, намерен или должен избавиться путем утилизации или удаления. Также к опасным отходам относятся отходы, имеющие такие физические, химические, биологические или иные опасные свойства, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и которые требуют специальных методов и средств обращения с ними.

Законом № 187 предусмотрена ответственность за правонарушения в сфере обращения с отходами. В частности, как сказано в ст. 42 разд. VIII, лица, виновные в нарушении законодательства об отходах, несут дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность при нарушении установленного порядка обращения с отходами, что привело или может привести к загрязнению окружающей природной среды, прямому или опосредованному вредному влиянию на здоровье человека и экономическим убыткам.

Согласно ст. 82 КУоАП нарушение требований по обращению с отходами при их сборе, перевозке, хранении, обработке, утилизации, обезвреживанию, удалению или захоронению влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 НМДГ.

В сфере обращения c отходами органами СЭС и экологическими инспекциями осуществляется государственный контроль соблюдения норм и правил по сбору, хранению и передаче на утилизацию люминесцентных ламп.

Обращаем внимание, что законодательство об отходах предусматривает размещение отходов только при наличии лицензии и разрешения в пределах установленных лимитов с соблюдением санитарных и экологических норм. Кроме разрешения на размещение отходов учреждению нужно специально оборудовать место для хранения (временного размещения) отработанных ламп.

Нужно ли бюджетному учреждению иметь лицензию и разрешение на хранение и лимиты на размещение отходов люминесцентных ламп?

Закон от 02.03.15 г. № 222-VIII «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 222) определяет исключительный перечень видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию. В этот перечень входят и операции в сфере обращения с опасными отходами. В ст. 7 Закона № 222 установлен унифицированный порядок лицензирования таких операций, надзора и контроля в сфере лицензирования, ответственность за нарушение законодательства в сфере лицензирования видов хозяйственной деятельности (ст. 2 п. 1 Закона № 222).

Если отработанные люминесцентные лампы не собираются на объекте учреждения для хранения (временного размещения), а сразу передаются по договору специализированному предприятию, имеющему лицензию на утилизацию такого вида отходов, то разрешение на размещение этих отходов учреждению получать не нужно. Отсутствие факта временного размещения можно подтвердить журналом учета отработанных люминесцентных ламп, в котором указываются: дата, когда перегорели лампы, дата их передачи специализированной организации на утилизацию и количество переданных ламп.

Правила утилизации ламп

Правила утилизации люминесцентных ламп для частных лиц и для организаций различаются.

Частные лица, которые используют люминесцентные лампы в своих квартирах, домах, должны бесплатно сдавать перегоревшие люминесцентные лампы в места, где есть специальные контейнеры согласно действующему законодательству Украины.

Нас же интересуют условия приемки и утилизации энергосберегающих ламп от организаций и юридических лиц. Взаимоотношения в этой сфере оформляются договором о предоставлении экологических услуг по изъятию отходов, в котором указывается:

  • наименование отходов, которые содержат такие составляющие или загрязнители, как ртуть, соединения ртути (отработанные люминесцентные лампы, содержащие ртуть), и подлежат изъятию;
  • класс опасности отходов, которые подлежат изъятию;
  • количество (шт., кг, т и т. п.);
  • агрегатное состояние отходов (твердое, пастообразное, жидкое и т. п.);
  • местонахождение отходов, наличие тары (возвратная или нет) и ее технические характеристики (тюк, контейнер, бочка, навалом на открытой площадке и т. п.);
  • периодичность очистки временного места размещения отходов на территории заказчика (один раз в год, в полугодие, поквартально, ежемесячно и т. п.);
  • условия и порядок загрузки и транспортировки в места специализированного обращения с отходами (силами заказчика, силами исполни­теля).

Также условия договора должны содержать: обязанности и права исполнителя, который изымает отходы и решает вопрос о дальнейшем обращении с ними (сбор, хранение, обработка (переработка), перевозка, утилизация, реализация, поставка перерабатывающим предприятиям на утилизацию и т. п.; обязанности и права заказчика, который передает исполнителю должным образом оформленное письмо-заявление на изъятие отходов, где указывает необходимую информацию; порядок и условия предоставления услуг, сроки, стоимость, прочие условия договора. Изъятие отходов проводится на риск исполнителя в порядке и на условиях, предусмотренных договором и действующим природоохранным законодательством Украины.

Факт передачи отработанных ламп оформляется актом приемки-передачи (см. образец на следующей странице), который подписывается бюджетным учреждением и представителем организации, принимающей отходы.

Далее организация, принимающая опасные отходы, решает вопрос о дальнейшем обращении с ними (сбор, хранение, обработка (переработка), перевозка, утилизация, поставка перерабатывающим предприятиям на утилизацию и т. п.

Бюджетное учреждение списывает люминесцентные лампы, пришедшие в негодность. Нужно ли платить эконалог?

Еще раз напоминаем: бюджетное учреждение, использующее люминесцентные лампы в своей обычной деятельности как пользователь, должно заключить договор на передачу отработанных ламп со специализированным предприятием, которое имеет лицензию на утилизацию такого вида отходов и занимается их приемкой и утилизацией. Если отработанные люминесцентные лампы не собираются на объекте учреждения для хранения (временного размещения), а сразу передаются по договору специализированному предприятию, то сбор за загрязнение окружающей природной среды с него не взимается.

1 из 1

Бухгалтерский учет

Основным нормативным документом, регулирующим порядок учета запасов вообще и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (далее – МБП), в частности, является НП(С)БУГС 123 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.10 г. № 1202. Кроме того, в вопросах учета этих материальных ценностей следует руководствоваться Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденными приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11).

Напомним, что к МБП относятся предметы, которые используются не более одного года или в течение операционного цикла, если он больше одного года. Но какие конкретно материальные ценности следует учитывать в составе МБП? Ответ на этот вопрос прописан в Порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденном приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219. Так, для учета МБП, в том числе спецназначения, предназначен субсчет . На этом субсчете учитывают, в том числе, хозяйственные материалы, которые используются для текущих нужд учреждений (электрические лампы, мыло, щетки и т. п.).

Обратите внимание : указанный субсчет также целесообразно применять для учета канцтоваров, а также бланков документов (в т. ч.бланков удостоверений, студенческих билетов, документов об образовании и т. п.), которые не относятся к бланкам строгой отчетности.

Начиная с 2017 года порядок списания – единый для всех запасов, в том числе и для МБП. Главная цель внедрения новых Плана счетов и Типовой корреспонденции – отражение всех хозяйственных операций в соответствии с требованиями НП(С)БУГС. Таким образом, в зависимости от направлений использования МБП их стоимость следует отражать по следующим субсчетам учета расходов:

  • 8013 «Материальные расходы» – в случае использования МБП в процессе основной деятельности учреждения и на выполнение программ;
  • 8113 «Материальные расходы» – расходование МБП в процессе предоставления услуг, изготовления продукции или выполнения работ.

Напомним, что по каждому из этих субсчетов следует вести аналитический учет в разрезе источников финансирования (по меньшей мере, необходимо разделять расходы, осуществленные за счет средств общего фонда и специального фонда по его видам).

Итак, в целях обеспечения достоверности данных бухучета и финотчетности следует соблюдать требования действующего законодательства: одновременно с уменьшением активов отражать увеличение расходов.

Порядок отражения в учете операций с люминесцентными лампами покажем в таблице:

(грн.)

Оприходование приобретенных ламп и других нефинансовых активов (зачисление в состав первоначальной стоимости запасов расходов, предусмотренных НП(С)БУГС 123 «Запасы»)

1812 (1822) «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»


Отражение сумм НДС, если налог включен в налоговый кредит

6311 (6321) «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»

2113 (2123) «Расчеты по авансам, выданным поставщикам, подрядчикам за товары, работы и услуги»,
2116 (2126) «Дебиторская задолженность по расчетам с подотчетными лицами»,
6211 (6221) «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Списание ламп

8013 (8113) «Материальные расходы»

1812 (1822) «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

Документальное оформление поступления, движения и выбытия

Все хозяйственные операции по поступлению, движению и выбытию компактных люминесцентных ламп оформляются первичными документами. Типовые формы учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции по их составлению утверждены приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130.

Приемка и оприходование проводятся на основании документов, полученных от поставщиков (счетов-фактур, накладных и т. п.), а также согласно Акту о приемке материалов типовой формы № З-1. Выбытие оформляется накладными (требованиями) по типовой форме № З-3, раздаточными ведомостями и Актами списания (типовая форма № З-2). Количественный учет движения в местах их хранения ведется материально ответственным лицом. Для этого применяется Книга складского учета запасов по типовой форме № З-9 (п. 3 разд. I Методрекомендаций № 11).

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 11, 14 разд. V Методрекомендаций № 11 аналитический учет МБП осуществляется материально ответственным лицом в разрезе их наименований и количества. Также законодательством предусмот¬рено ведение аналитического учета (как и всех других запасов) по источникам их поступления: отдельно учитываются МБП, приобретенные за счет средств общего фонда, и отдельно – МБП, приобретенные за счет средств спецфонда.

После передачи люминесцентных ламп в эксплуатацию их списывают c баланса с последующей организацией оперативного количественного учета таких предметов по местам эксплуатации и ответственным лицам в течение срока их фактического использования. Однако теперь порядок ведения оперативного учета МБП действующим законодательством не регламентирован. Поэтому каждое бюджетное учреждение должно самостоятельно прописать порядок его ведения в приказе об учетной политике. В частности, нужно определить порядок осуществления оперативного учета МБП, а в отдельном приложении к приказу об учетной политике установить форму документа для такого учета. За основу можно взять форму Книги складского учета запасов. Ответственным может быть завхоз, завскладом или другое лицо, назначенное руководителем учреждения.

Выводы

Люминесцентные лампы относятся к первому классу опасности, поэтому их нужно специально утилизировать или сдавать на утилизацию.

Бюджетное учреждение должно заключить договор о предоставлении экологических услуг по изъятию отходов (в частности, люминесцентных ламп) с предприятием, имеющим специальную лицензию на сбор, заготовку и утилизацию опасных отходов и разрешение в пределах установленных лимитов, с соблюдением санитарных и экологических норм на размещение отходов.

Если отработанные люминесцентные лампы не собираются на объекте бюджетного учреждения для хранения (временного размещения), а сразу передаются по договору специализированному предприятию, то сбор за загрязнение окружающей природной среды с него не взимается.

Организация может списывать материальные ценности разными способами. Существуют разные формы документов, но чаще всего составляется подобающий ситуации акт. Как в 2019 году составить акт на списание запасов?

Приобретая материальные ценности, организация принимает их к учету. При невозможности дальнейшего использования объектов из учета их надлежит исключить.

Причем факт снятия с баланса должен подтверждаться документально. В качестве подтверждения составляется акт, подтверждающий списание материальных запасов. Как в 2019 году выглядит этот документ?

Основные моменты

Списывание ненужного организации или пришедшего в непригодность имущества осуществляется разнообразными способами. Зависимо это от формы собственности конкретного предприятия.

Ведение деятельности в частном порядке позволяет руководителю самостоятельно устанавливать правила и порядок списания. Государственные организации осуществляют списание в соответствии с нормами действующего законодательства.

Руководитель организации, относящейся к государственной собственности, не вправе независимо принимать решение о списывании материальных запасов.

При единоличном решении велика вероятность реализации противозаконных деяний, устремленных на извлечение или завладение имущественными ценностями.

Потому законодательно предусмотрено создание особой комиссии, каковая анализирует целесообразность списывания имущества и по факту составляет специальный акт.

Готовый документ отдается в органы, исполняющие контроль над деятельностью подобного рода со стороны госучреждений.

При наличии сомнений относительно указанных фактов, может назначаться инвентаризационная проверка для доказательства уместности списания.

Для коммерческих организаций применение унифицированной формы при списывании запасов не обязательно.

Но, тем не менее, акт списания в самостоятельно утвержденной форме должен присутствовать, если иных подобных документов не предусмотрено.

Не обоснованное снятие имущества с учета не позволяет признать расходы подтвержденными с налоговой точки зрения. А, кроме того, отсутствие документального сопровождения ведет к искажению бухгалтерского учета.

Определения

Акт списания материальных запасов – специальный документ, в каком отображен факт действительного выбывания материалов. Списывают ценности посредством создания акта по утвержденному формату.

Для бухгалтера данный документ становится основанием осуществления проводок для изъятия материалов с балансового учета. Надобность составления документа предопределяется руководителем.

Процесс списывания осуществляется специально организованной комиссией. Форма акта 0504230 содержит в себе такие пункты:

  • название организации, осуществляющей списание;
  • наименование структурного подразделения;
  • ресурсы, с каких списываются объекты;
  • данные ;
  • состав действующей комиссии.

Комиссия формируется строго в соответствии с , утверждающего ее состав.

Основной обязанностью членов комиссии является сопоставление количества выбывающих материалов с объемом, списанным со склада.

Также комиссия определяет достоверность причины списания и фиксирует результаты осмотра имущества. Наличествует ряд характеристик, нужных для точного описания списываемых объектов.

К таковым относятся:

  • наименование;
  • единицы измерения;
  • величина расхода;
  • стоимость;
  • действительный объем списывания;
  • предназначение расходов;
  • вид бухгалтерской проводки.

Составленный акт заверяется подписями всех участников комиссии. Но подлинность этот документ обретает лишь после утверждения со стороны руководства.

Назначение документа

Акт списания материальных запасов имеет лишь одно основное предназначение. На его основании выполняются бухгалтерские проводки по выбытию имущественных ценностей.

То есть бумага становится подтверждением, что предметы списаны и снятие их с учета обоснованно. Форма акта такова, что позволяет отобразить все необходимые данные.

Так обязательно указываются реквизиты приказа руководителя, на основании которого был составлен сей документ. Четко определяется местонахождение списываемых материалов и ответственное за их сохранность лицо.

Табличная часть документа позволяет отобразить точное количество списываемых запасов, их названия и направление расходования.

В акте прописывается и общая сумма стоимости списываемых запасов. Столь подробное указание сведений предотвращает возникновение вопросов относительно обоснованности и целесообразности списания.

Правовая база

При выбытии с обращения материальных ценностей списывание сопровождается первичными документами.

Перечень таковых, употребляемых по большей части для казенных учреждений, приведен в п.25 Инструкции, ратифицированной Приказом Минфина РФ №162н от 6.12.2010.

В некоторых случаях, например в коммерческих организациях, списывание материальных запасов может проводиться на основании:

  • форм, утвержденных Приказом Минфина РФ №173н от 15.12.2010;
  • самостоятельно разработанных и утвержденных форм.

Передаются матзапасы для починки ОС на основе ведомости по форме 0504210. Таковая становится основанием для списывания материалов с балансового учета при присутствии документов, удостоверяющих факт исполнения работ.

Так списываются материальные запасы и продукты питания в бюджетных учреждениях на основании таких форм как:

В отдельных случаях бюджетные организации могут применять неунифицированные формы документов. Например, когда подходящий типовой бланк не предусмотрен для конкретной ситуации.

Но в этом случае обязательные реквизиты документа оформляются в соответствии с требованиями п.6 и п.7 Инструкции №157н.

В бюджетных учреждениях факт проверки выдачи материальных запасов и их действительного расходования может также удостоверяться формой, утвержденной (ред. от 9.06.2001). Это форма 230, Акт о списании материальных запасов.

Образец заполнения

Заполнение акта о списании матзапасов особой сложности не представляет. Внимание надобно уделить сопутствующим процедурам. А именно правильности формирования комиссии.

Утвердить таковую может только руководитель распорядительным документом. Также необходимо приложить к акту списания все необходимые документы, удостоверяющие фактическое израсходование материалов, при наличии.

Составление акта списания материальных запасов в 2019 году происходит согласно ранее утвержденному порядку. Бюджетные учреждения соблюдают строгий регламент и используют утвержденные бланки.

Остальные организации могут самостоятельно разрабатывать бланки документов, но при желании вправе применять унифицированные образцы.

Используя люминесцентные лампы в учреждении, мы обычно не подозреваем о проблемах, которые могут возникнуть при проверке его экологической инспекцией. Ведь такие источники освещения содержат опасные для здоровья человека химические вещества – от 20 до 500 мг ртути (в зависимости от типа и технологии) в каждой лампе. Поэтому они относятся к первому, то есть наивысшему классу опасности, и их утилизация и хранение должны проводиться в соответствии с требованиями законодательства. Рассмотрим этот вопрос детально.

Чем опасны энергосберегающие люминесцентные лампы

В современном мире значительное распространение получили источники света двух классов: лампы накаливания и газоразрядные (ртутные, натриевые и ксеноновые, люминесцентные). Лампы дневного света используются практически в каждом доме и каждом служебном помещении. Энергосберегающие лампочки хотя и стоят дорого, но помогают сэкономить: они отличаются низким потреблением электроэнергии и высоким уровнем освещения. Такие лампы в четыре раза энергоэффективнее, нежели широко распространенные лампы накаливания, да и срок службы у них довольно большой. Они позволяют сэкономить на оплате электроэнергии, которая дорожает каждые полгода.

Но, работая в офисах, мы редко задумываемся, чем освещается это помещение, каким образом источник света может причинить вред здоровью человека. Следует заметить, что использование бытовой компактной люминесцентной лампы требует внимательного отношения к отработавшим свой срок приборам. Если не соблюдать определенные правила, возникнет вполне реальная угроза для здоровья человека и окружающей среды. Каждая разрядная лампа содержит токсичный металл – ртуть. Он считается одним из наиболее токсичных веществ, известных человеку. Пары ртути, содержащейся в энергосберегающих и люминесцентных лампах, относятся к первому классу опасности (чрезвычайно опасные вещества), поэтому такие лампы ни в коем случае нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором.

Энергосберегающие лампы, в том числе и люминесцентные, составляют особую опасность с позиций локального загрязнения окружающей среды. Европа готова отказаться от ртути. Например, органы власти в Норвегии и Швеции ввели запрет на использование ртути в производстве, а также на ее импорт и экспорт. Такой же запрет существует и в США с 2010 года.

Это значит, что в этих странах традиционно «ртутные отрасли» вынуждены будут обходиться без этого токсичного металла: нужно будет использовать альтернативные «безртутные» технологии в стоматологии, в проведении лабораторных анализов и в хлор-щелочной промышленности. Кроме того, для уменьшения оборота ртути в окружающей среде страны Евросоюза еще в 2007 году запретили изготовление термометров, содержащих ртуть. Кстати, в США ртутные термометры признали вне закона еще в 2002 году.

Каждый потребитель имеет право на информацию о продукции, о ее безопасности и о возможностях обращения с ней после того, как она выйдет из строя.

Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным акцентировать ваше внимание на использованных люминесцентных лампах.

Люминесцентные лампы нужно специально утилизировать или сдавать на утилизацию.

Законодательное регулирование и лицензирование

Охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека – неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития Украины.

Базовым нормативным документом, определяющим правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущих поколений, является Закон от 25.06.91 г. № 1264-XII «Об охране окружающей природной среды». Его задачей является регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизведения природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности, предотвращение и ликвидация негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природных комплексов.

Также Законом от 24.02.94 г. № 4004-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» регулируются общественные отношения в указанной сфере, определяются соответствующие права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан, устанавливается порядок организации государственной санитарно-эпидемиологической службы и осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Украине.

Государственное регулирование вопросов сбора, заготовки и утилизации опасных отходов осуществляется в соответствии с Законом от 05.03.98 г. № 187/98-ВР «Об отходах» (далее – Закон № 187). Законодательство об отходах состоит из Кодекса о недрах, Закона № 187, Законов от 30.06.95 г. № 255/95-ВР «Об обращении с радиоактивными отходами», от 05.05.99 г. № 619-XIV «О металлоломе», от 25.06.91 г. № 1264-XII «Об охране окружающей природной среды», от 14.01.2000 г. № 1393-XIV «Об изъятии из обращения, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции», от 24.06.04 г. № 1875-IV «О жилищно-коммунальных услугах», от 25.06.92 г. № 2498-XII «О ветеринарной медицине», от 23.02.06 г. № 3503-IV «О химических источниках тока», от 24.02.94 г. № 4004-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и других нормативно-правовых актов.

Закон № 187 регулирует отношения, связанные с образованием, сбором и заготовкой, сортировкой, перевозкой, хранением, обработкой (переработкой), утилизацией, удалением, обезвреживанием и захоронением отходов, которые образуются в Украине, перевозятся по ее территории, вывозятся из нее, а также с перевозкой, обработкой и утилизацией отходов, которые ввозятся в Украину как вторичное сырье.

В соответствии со ст. 1 Закона № 187 отходы – это любые вещества, материалы и предметы, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не имеют дальнейшего использования по месту их образования или выявления и от которых их владелец избавляется, намерен или должен избавиться путем утилизации или удаления. Также к опасным отходам относятся отходы, имеющие такие физические, химические, биологические или иные опасные свойства, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и которые требуют специальных методов и средств обращения с ними.

Законом № 187 предусмотрена ответственность за правонарушения в сфере обращения с отходами. В частности, как сказано в ст. 42 разд. VIII, лица, виновные в нарушении законодательства об отходах, несут дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность при нарушении установленного порядка обращения с отходами, что привело или может привести к загрязнению окружающей природной среды, прямому или опосредованному вредному влиянию на здоровье человека и экономическим убыткам.

Согласно ст. 82 КУоАП нарушение требований по обращению с отходами при их сборе, перевозке, хранении, обработке, утилизации, обезвреживанию, удалению или захоронению влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 НМДГ.

В сфере обращения c отходами органами СЭС и экологическими инспекциями осуществляется государственный контроль соблюдения норм и правил по сбору, хранению и передаче на утилизацию люминесцентных ламп.

Обращаем внимание, что законодательство об отходах предусматривает размещение отходов только при наличии лицензии и разрешения в пределах установленных лимитов с соблюдением санитарных и экологических норм. Кроме разрешения на размещение отходов учреждению нужно специально оборудовать место для хранения (временного размещения) отработанных ламп.

Нужно ли бюджетному учреждению иметь лицензию и разрешение на хранение и лимиты на размещение отходов люминесцентных ламп?

Закон от 02.03.15 г. № 222-VIII «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 222) определяет исключительный перечень видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию. В этот перечень входят и операции в сфере обращения с опасными отходами. В ст. 7 Закона № 222 установлен унифицированный порядок лицензирования таких операций, надзора и контроля в сфере лицензирования, ответственность за нарушение законодательства в сфере лицензирования видов хозяйственной деятельности (ст. 2 п. 1 Закона № 222).

Если отработанные люминесцентные лампы не собираются на объекте учреждения для хранения (временного размещения), а сразу передаются по договору специализированному предприятию, имеющему лицензию на утилизацию такого вида отходов, то разрешение на размещение этих отходов учреждению получать не нужно. Отсутствие факта временного размещения можно подтвердить журналом учета отработанных люминесцентных ламп, в котором указываются: дата, когда перегорели лампы, дата их передачи специализированной организации на утилизацию и количество переданных ламп.

Правила утилизации ламп

Правила утилизации люминесцентных ламп для частных лиц и для организаций различаются.

Частные лица, которые используют люминесцентные лампы в своих квартирах, домах, должны бесплатно сдавать перегоревшие люминесцентные лампы в места, где есть специальные контейнеры согласно действующему законодательству Украины.

Нас же интересуют условия приемки и утилизации энергосберегающих ламп от организаций и юридических лиц. Взаимоотношения в этой сфере оформляются договором о предоставлении экологических услуг по изъятию отходов, в котором указывается:

  • наименование отходов, которые содержат такие составляющие или загрязнители, как ртуть, соединения ртути (отработанные люминесцентные лампы, содержащие ртуть), и подлежат изъятию;
  • класс опасности отходов, которые подлежат изъятию;
  • количество (шт., кг, т и т. п.);
  • агрегатное состояние отходов (твердое, пастообразное, жидкое и т. п.);
  • местонахождение отходов, наличие тары (возвратная или нет) и ее технические характеристики (тюк, контейнер, бочка, навалом на открытой площадке и т. п.);
  • периодичность очистки временного места размещения отходов на территории заказчика (один раз в год, в полугодие, поквартально, ежемесячно и т. п.);
  • условия и порядок загрузки и транспортировки в места специализированного обращения с отходами (силами заказчика, силами исполни­теля).

Также условия договора должны содержать: обязанности и права исполнителя, который изымает отходы и решает вопрос о дальнейшем обращении с ними (сбор, хранение, обработка (переработка), перевозка, утилизация, реализация, поставка перерабатывающим предприятиям на утилизацию и т. п.; обязанности и права заказчика, который передает исполнителю должным образом оформленное письмо-заявление на изъятие отходов, где указывает необходимую информацию; порядок и условия предоставления услуг, сроки, стоимость, прочие условия договора. Изъятие отходов проводится на риск исполнителя в порядке и на условиях, предусмотренных договором и действующим природоохранным законодательством Украины.

Факт передачи отработанных ламп оформляется актом приемки-передачи (см. образец на следующей странице), который подписывается бюджетным учреждением и представителем организации, принимающей отходы.

Далее организация, принимающая опасные отходы, решает вопрос о дальнейшем обращении с ними (сбор, хранение, обработка (переработка), перевозка, утилизация, поставка перерабатывающим предприятиям на утилизацию и т. п.

Бюджетное учреждение списывает люминесцентные лампы, пришедшие в негодность. Нужно ли платить эконалог?

Еще раз напоминаем: бюджетное учреждение, использующее люминесцентные лампы в своей обычной деятельности как пользователь, должно заключить договор на передачу отработанных ламп со специализированным предприятием, которое имеет лицензию на утилизацию такого вида отходов и занимается их приемкой и утилизацией. Если отработанные люминесцентные лампы не собираются на объекте учреждения для хранения (временного размещения), а сразу передаются по договору специализированному предприятию, то сбор за загрязнение окружающей природной среды с него не взимается.

1 из 1

Бухгалтерский учет

Основным нормативным документом, регулирующим порядок учета запасов вообще и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (далее – МБП), в частности, является НП(С)БУГС 123 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.10 г. № 1202. Кроме того, в вопросах учета этих материальных ценностей следует руководствоваться Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденными приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Методрекомендации № 11).

Напомним, что к МБП относятся предметы, которые используются не более одного года или в течение операционного цикла, если он больше одного года. Но какие конкретно материальные ценности следует учитывать в составе МБП? Ответ на этот вопрос прописан в Порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденном приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219. Так, для учета МБП, в том числе спецназначения, предназначен субсчет . На этом субсчете учитывают, в том числе, хозяйственные материалы, которые используются для текущих нужд учреждений (электрические лампы, мыло, щетки и т. п.).

Обратите внимание : указанный субсчет также целесообразно применять для учета канцтоваров, а также бланков документов (в т. ч.бланков удостоверений, студенческих билетов, документов об образовании и т. п.), которые не относятся к бланкам строгой отчетности.

Начиная с 2017 года порядок списания – единый для всех запасов, в том числе и для МБП. Главная цель внедрения новых Плана счетов и Типовой корреспонденции – отражение всех хозяйственных операций в соответствии с требованиями НП(С)БУГС. Таким образом, в зависимости от направлений использования МБП их стоимость следует отражать по следующим субсчетам учета расходов:

  • 8013 «Материальные расходы» – в случае использования МБП в процессе основной деятельности учреждения и на выполнение программ;
  • 8113 «Материальные расходы» – расходование МБП в процессе предоставления услуг, изготовления продукции или выполнения работ.

Напомним, что по каждому из этих субсчетов следует вести аналитический учет в разрезе источников финансирования (по меньшей мере, необходимо разделять расходы, осуществленные за счет средств общего фонда и специального фонда по его видам).

Итак, в целях обеспечения достоверности данных бухучета и финотчетности следует соблюдать требования действующего законодательства: одновременно с уменьшением активов отражать увеличение расходов.

Порядок отражения в учете операций с люминесцентными лампами покажем в таблице:

(грн.)

Оприходование приобретенных ламп и других нефинансовых активов (зачисление в состав первоначальной стоимости запасов расходов, предусмотренных НП(С)БУГС 123 «Запасы»)

1812 (1822) «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»


Отражение сумм НДС, если налог включен в налоговый кредит

6311 (6321) «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»

2113 (2123) «Расчеты по авансам, выданным поставщикам, подрядчикам за товары, работы и услуги»,
2116 (2126) «Дебиторская задолженность по расчетам с подотчетными лицами»,
6211 (6221) «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Списание ламп

8013 (8113) «Материальные расходы»

1812 (1822) «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

Документальное оформление поступления, движения и выбытия

Все хозяйственные операции по поступлению, движению и выбытию компактных люминесцентных ламп оформляются первичными документами. Типовые формы учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции по их составлению утверждены приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130.

Приемка и оприходование проводятся на основании документов, полученных от поставщиков (счетов-фактур, накладных и т. п.), а также согласно Акту о приемке материалов типовой формы № З-1. Выбытие оформляется накладными (требованиями) по типовой форме № З-3, раздаточными ведомостями и Актами списания (типовая форма № З-2). Количественный учет движения в местах их хранения ведется материально ответственным лицом. Для этого применяется Книга складского учета запасов по типовой форме № З-9 (п. 3 разд. I Методрекомендаций № 11).

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 11, 14 разд. V Методрекомендаций № 11 аналитический учет МБП осуществляется материально ответственным лицом в разрезе их наименований и количества. Также законодательством предусмот¬рено ведение аналитического учета (как и всех других запасов) по источникам их поступления: отдельно учитываются МБП, приобретенные за счет средств общего фонда, и отдельно – МБП, приобретенные за счет средств спецфонда.

После передачи люминесцентных ламп в эксплуатацию их списывают c баланса с последующей организацией оперативного количественного учета таких предметов по местам эксплуатации и ответственным лицам в течение срока их фактического использования. Однако теперь порядок ведения оперативного учета МБП действующим законодательством не регламентирован. Поэтому каждое бюджетное учреждение должно самостоятельно прописать порядок его ведения в приказе об учетной политике. В частности, нужно определить порядок осуществления оперативного учета МБП, а в отдельном приложении к приказу об учетной политике установить форму документа для такого учета. За основу можно взять форму Книги складского учета запасов. Ответственным может быть завхоз, завскладом или другое лицо, назначенное руководителем учреждения.

Выводы

Люминесцентные лампы относятся к первому классу опасности, поэтому их нужно специально утилизировать или сдавать на утилизацию.

Бюджетное учреждение должно заключить договор о предоставлении экологических услуг по изъятию отходов (в частности, люминесцентных ламп) с предприятием, имеющим специальную лицензию на сбор, заготовку и утилизацию опасных отходов и разрешение в пределах установленных лимитов, с соблюдением санитарных и экологических норм на размещение отходов.

Если отработанные люминесцентные лампы не собираются на объекте бюджетного учреждения для хранения (временного размещения), а сразу передаются по договору специализированному предприятию, то сбор за загрязнение окружающей природной среды с него не взимается.