В приведенной ниже таблице вы найдете индексы. Вопросы и задания к документу

В приведенной ниже таблице вы найдете индексы. Вопросы и задания к документу

9. Государство выполняет различные функции в экономической жизни общества. Например, оно перераспределяет доходы. Какой из приведенных ниже примеров иллюст

рирует эту функцию?
1) правительство изменило порядок налогообложения предприятий
2) правительство осуществило комплекс антиинфляционных мер
3) центральный банк выдал лицензии коммерческому банку
4) парламент внес изменения в антимонопольное законодательство
10. Государство выполняет различные функции в экономической жизни общества. Так оно охраняет окружающую среду. Какой из приведенных ниже приме¬ров иллюстрирует эту функцию?
1) государство закупило новую технику для криминальной полиции
2) правительство профинансировало строительство очистных сооружений
3) правительство повысило размер пенсий по возрасту и инвалидности
4) парламент внес изменения в гражданское законодательство
11. Верны ли следующие суждения о роли государства в экономике?
А. Рыночный механизм не может без помощи государства решать вопросы ценообразования.
Б. Государство в условиях рыночной экономики регулирует процесс производства товаров и услуг.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. Основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных до¬ходов и расходов, называется
1) государственным суверенитетом
2) государственным устройством
3) государственным бюджетом
4) государственной монополией

найдите в приведенном ниже списке

найдите в приведенном ниже списке примеры норм гражданского права и запишите цифры под которыми они указаны 1)для передачи другому лицу прав удостоверенных ценной бумагой на предъявителя достаточно вручения ценной бумаги этому лицу 2)самовольное занятие земельного участка влечет наложение штрафа 3)потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача влечет наложение штрафа или арест 4)собственнику принадлежит право владения пользования и распоряжения своим имуществом 5)учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам возникшим до регистрации общества 6)граждане и юридические лица свободны в заключении договора

ПОМОГИТЕ! Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям: "Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь.

Я должна, как Светлана (ее лучшая подруга), заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу..."
Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответОльга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на родителей. "Почему же вы ее не решаете?" - обиженно спросила она и вышла из комнаты.
Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации? Почему?

Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям: "Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана (ее лучшая подруга),

заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу..." Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Светланы, директора одного из крупнейших российских банков. В ответОльга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего на родителей. "Почему же вы ее не решаете?" - обиженно спросила она и вышла из комнаты. Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ поясните. Если бы вы были родителями Ольги, что возразили бы дочери? Как поступили бы в этой ситуации? Почему?

  1. Ваши будущие доходы и благосостояние во многом зависят от темпов экономического роста в стране, а последний в значительной степени определяется качеством «человеческого капитала», т. е. знаниями и умениями людей, накопленными в процессе обучения и практического опыта. Поэтому очевидна необходимость расширять свои знания и умения для совершенствования труда, увеличения его производительности и эффективности.
  1. Понимание сути экономических процессов в стране, _ связанных с развитием рыночной экономики, ее циклическим характером и причинами возникающих экономических кризисов, позволит вам не только грамотно участвовать в экономической деятельности, но и давать правильную оценку экономической политики государства, понимать результаты ее воздействия на экономику, социальную жизнь общества.
  2. Зная о цикличности развития рыночной экономики, ее негативных последствиях, необходимо быть готовым к социально-профессиональной адаптации в реальной ситуации.

Документ

Из работы современника первых экономических кризисов немецкого философа и экономиста Фридриха Энгельса «Анти-Дюринг».

    Начиная с 1825 г., когда разразился первый общий кризис, весь промышленный и торговый мир, производство и обмен всех цивилизованных народов вместе с их более или менее варварскими придатками приблизительно раз в десять лет сходят с рельсов.

    В торговле наступает застой, рынки переполняются массой не находящих сбыта продуктов, наличные деньги исчезают из обращения, кредит прекращается, фабрики останавливаются, рабочие лишаются всяких жизненных средств, ибо они произвели эти средства в слишком большом количестве; банкротства следуют за банкротствами, аукционы сменяются аукционами. Застой длится годами, массы производительных сил и продуктов расточаются и уничтожаются, пока накопившиеся массы товаров по более или менее сниженным ценам не разойдутся, наконец, и не возобновится постепенно движение производства и обмена. Мало-помалу движение это ускоряется, шаг сменяется рысью, промышленная рысь переходит в галоп, уступающий свое место бешеному карьеру, настоящей скачке с препятствиями, охватывающей промышленность, торговлю, кредит и спекуляцию, чтобы в конце концов после отчаянных скачков снова свалиться в бездну краха. И так постоянно сызнова. С 1825 г. мы уже пять раз пережили этот круговорот и теперь (в 1877 г.) переживаем его в шестой раз.

Вопросы и задания к документу

  1. Чем характеризуются кризисы XIX в.?
  2. Какова периодичность этих кризисов?
  3. Вспомните упоминавшиеся в тексте параграфа фазы экономического цикла. Как образно характеризует их автор, сравнивая с бегом лошади?

Вопросы для самопроверки

  1. Что понимается под экономическим ростом страны и как он измеряется?
  2. Назовите факторы экстенсивного и интенсивного роста,
  3. Чем экономический рост отличается от экономического развития?
  4. Что такое «порочный круг бедности»?
  5. Чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.?
  6. Как государство может воздействовать на экономический цикл?

Задания

Россия и страны мира. - М.: Госкомстат, 2002. - С. 100.

  1. В приведенной выше таблице вы найдете индексы, характеризующие уровень жизни населения бывших республик Советского Союза. Вычислите индекс человеческого развития этих стран и сравните с показателями России.
  2. Исследователи результатов экономического роста отмечают такие его последствия:
    1. укрепляется обороноспособность страны;
    2. повышается уровень жизни;
    3. экономика успешно развивается;
    4. ухудшается экология;
    5. растет уровень квалификации.

    Какое утверждение неверное и почему?

  3. Ниже приводится динамика ВВП Новой Зеландии за 10 лет (в процентах к предыдущему году). О каких фазах цикла можно судить по этим данным и какова их продолжительность?

    1990 г. 100,0
    1995 г. 103,7
    1996 г. 103,1
    1997 г. 102,6
    1998 г. 99,6
    1999 г. 104,1
    2000 г. 102,0

  4. Выберите правильный ответ. Продолжительность цикла надо считать:
    1. от пика предыдущего подъема до пика следующего подъема;
    2. от начала подъема до конца рецессии;
    3. от пика подъема до низшей точки кризиса - дна;
    4. от начала рецессии до низшей ее точки.

Мысли мудрых

«Самый бедный - это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает».

П. Буаст (1765-1824), французский лексикограф

Подробное решение Параграф § 3 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Как экономический рост влияет на развитие общества и человека? Чем экономический рост отличается от экономического развития? Почему экономика развивается циклами?

Экономический рост - это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год).

Объем основного капитала;

Новые технологии.

Экономический рост осуществляется за счет инвестиций в производство. Следует отметить важную особенность инвестиций: в момент своего осуществления они повышают совокупный спрос, а в последующие периоды - совокупное предложение, так как увеличивают объем производственных мощностей.

Для экономического роста важным фактором является научно-технический прогресс, так как он позволяет использовать имеющиеся ресурсы более эффективно и способствует повышению производительности труда.

Экономическое развитие - расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. Экономическое развитие включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и распределения материальных благ. Это процесс улучшения качества всех человеческих жизней и возможностей повышения уровня жизни, самоуважения и свободы.

Экономические циклы - колебания экономической активности (экономической конъюнктуры), состоящие в повторяющемся сжатии (экономическом спаде, рецессии, депрессии) и расширении экономики (экономическом подъёме). Циклы носят периодический, но, обычно нерегулярный характер. Обычно (в рамках неоклассического синтеза) интерпретируются как колебания вокруг долгосрочного тренда развития экономики.

Теория реальных экономических циклов объясняет спады и подъёмы воздействием реальных факторов. В индустриальных странах этим может быть появление новых технологий, изменение цен на сырье. В аграрных странах - урожай или неурожай. Также толчком к переменам могут стать форс-мажорные ситуации (война, революция, стихийные бедствия). Предвидя изменение экономической обстановки в худшую или лучшую сторону, домохозяйства и фирмы массово начинают экономить или больше тратить. В результате сокращается или возрастает совокупный спрос, уменьшается или увеличивается оборот розничной торговли. Фирмы получают меньше или больше заказов на изготовление продукции, соответственно меняется объём производства, занятость. Меняется деловая активность: фирмы начинают сокращать ассортимент выпускаемой продукции или наоборот запускают новые проекты, берут кредиты на их осуществление. То есть вся экономика колеблется, стремясь прийти в равновесие.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Чем характеризуется экономический рост?

Факторами экономического роста являются:

Количество и качество природных ресурсов;

Количество и качество трудовых ресурсов - производительность труда, образование и профессиональная подготовка;

Объем основного капитала;

Новые технологии.

Перечисленные факторы способствуют физическому росту производства, но также необходимо, чтобы происходило использование, или потребление, возросшего ВВП. Поэтому рост зависит также от факторов спроса (повышение уровня совокупных расходов) и факторов распределения (эффективное использование ограниченных ресурсов в различных отраслях).

Экономический рост осуществляется за счет инвестиций в производство.

Вопрос 2. Увеличивает ли экономический рост доходы от налогообложения? За счёт чего?

Сам по себе экономический рост увеличивает доходы от налогообложения и сокращает необходимость в расходах на социальные нужды, таких, как пособия по безработице.

Вопрос 3. Каким образом экономический рост сокращает необходимость в расходах на социальные нужды?

За счет того, что создаются новые рабочие места, безработица снижается.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что понимается под экономическим ростом страны и как он измеряется?

Экономический рост - это количественная сторона развития экономической системы, характеризующаяся расширением её (системы) масштабов. Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. При этом особо выделяют равновесный сбалансированный рост, т. е. такой рост экономики, при котором темпы развития отраслей или секторов экономики внутренне согласованы.

Наиболее распространённая мера экономического роста - темпы изменения валового национального продукта (ВНП) или валового внутреннего продукта (ВВП) в расчёте на душу населения (с учётом изменения цен). Увеличение ВНП за счёт более высоких цен текущего периода, т. е. изменение номинального (в ценовом выражении) ВНП, не может рассматриваться как экономический рост.

Экономический рост принято измерять как в абсолютных величинах, так и в относительных (в виде процента или коэффициента к величине предшествующего периода).

Абсолютный прирост показывает, насколько уровень текущего периода выше или ниже базисного. Он может иметь положительный или отрицательный знак. Например, если в данном году реальный ВНП составил 120 млн р., а в предыдущем 100, то абсолютный прирост как разность последующего и предыдущего уровней ряда динамики составит 20 млн р.

Темпом роста называется отношение последующего уровня к предыдущему или какому-либо другому, принятому за базу сравнения. Темп роста всегда имеет положительный знак.

При темпах роста, меньших 100%, или единицы, получаются отрицательные темпы прироста. Для нашего примера темп роста равен 120%, или 1,2 раза, а темп прироста равен 20%, или 0,2 раза.

Вопрос 2. Назовите факторы экстенсивного и интенсивного роста.

Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. При экстенсивном рост достигается за счёт количественного увеличения ресурса. Рост конечного продукта общества сопровождается таким же и даже большим ростом затрачиваемых ресурсов.

Экстенсивный путь:

Увеличение числа занятых работников

Увеличение объёма инвестиций (вложений) при использовании неизменных техники и технологий

Увеличение объёма потребления сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов

Интенсивный путь:

Использование новейших технологий и принципиально новой техники

Повышение уровня образования и квалификации работников

Повышение эффективности использования рабочей силы, капитала, всех экономических ресурсов

Улучшение организации труда и производства

Устранение потерь ресурсов (рабочего времени и др.)

К экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.

При интенсивном типе рост достигается за счёт развития и освоения современных достижений науки и техники, увеличения производительности труда, отдачи основных фондов, улучшения использования сырья и материалов (обычно при сочетании всех этих факторов). Интенсивные факторы роста становятся преобладающими.

В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы роста в чистом виде не существуют. Имеет место их переплетение и взаимодействие. Например, может происходить одновременно и прирост количества рабочей силы, и повышение её качества или расширение поля производства и совершенствование технической базы производственного процесса. В зависимости от того, какой способ преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном типе экономического роста.

Вопрос 3. Чем экономический рост отличается от экономического развития?

Понятие «экономический рост» близко к понятию «экономическое развитие», но не тождественно ему. Рост есть составляющая экономического развития, которое понимается как процесс, включающий периоды роста и спада, количественных и качественных изменений в экономике. Рост - это положительная динамика экономики. Спад - отрицательная динамика как экономики в целом, так и отдельных её фаз, сфер, секторов, факторов и элементов.

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и повышение качества жизни населения.

Вопрос 4. Какова система показателей экономического развития страны?

Известны различные модели экономического развития. Но при всём многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.

Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются прежде всего следующие:

Общий объём реального ВВП;

ВВП/ВНП на душу населения;

Отраслевая структура экономики;

Производство основных видов продукции на душу населения;

Уровень и качество жизни населения;

Показатели экономической эффективности.

Если объём реального ВВП (ВНП) характеризует главным образом экономический потенциал страны, то производство ВВП (ВНП) на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития.

Уровень экономического развития страны - это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и мирового сообщества в делом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей.

В рамках Программы развития ООН для характеристики уровня развития человеческого потенциала проводятся специальные расчёты с помощью так называемого индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).

ИРЧП (10) - это интегральный показатель, рассчитываемый как усреднённое значение следующих трёх обобщённых показателей:

индекса 1Х - ожидаемой продолжительности жизни (долголетия), определяемого как продолжительность предстоящей жизни при рождении;

индекса 12 - достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней;

индекса 13 - уровня жизни, определяемого как скорректированный реальный ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС в долл.).

ИРЧП представляет собой среднюю величину от деления суммы всех индексов на три. Основное назначение этого индикатора - показывать, в каком направлении осуществляется развитие в той или иной стране (регионе) и как различаются страны (регионы) в накоплении и развитии человеческого потенциала.

Вопрос 5. Чем характеризовались кризисы XIX в?

Кризисы характеризовались резким падением производства, ростом уровня безработицы, банкротствами многих предприятий, падением покупательной способности населения.

Вопрос 6. Как государство может воздействовать на экономический цикл?

Существуют 2 метода антициклического регулирования.

В первом случае огромную роль имеет бюджетная политика, здесь манипулируют расходами и налогами (если всё плохо, то налоги понижаются, а расходы государства возрастают, если всё хорошо, то наоборот).

Во втором случае рассматривается кредитно-денежная политика, то есть меняются ставки процента за кредит и количество денег в обороте страны.

Методами фискальной и денежно-кредитной политик.

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение количества денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. В приведённой ниже таблице вы найдёте индексы, характеризующие уровень жизни населения субъектов Российской Федерации (2008). Вычислите индекс развития человеческого потенциала этих субъектов и сравните с показателями по России в целом.

Россия – 0,825; Москва – (0,797+0,999+0,991)/3=0,929; Санкт-Петербург – (0,758+0,999+0,875)/3=0,877; Тульская обл. – (0,674+0,892+0,787)/3=0,784; Республика Алтай – (0,669+0,884+0,690)/3=0,747; Республика Тыва - (0,591+0,888+0,671)/3=0,717

Вопрос 2. Выберите верное суждение. Экономический рост измеряется как:

а) увеличение реального объёма национального производства за определённый период времени.

Вопрос 3. Охарактеризуйте факторы и показатели экономического роста.

Факторами экономического роста являются:

Количество и качество природных ресурсов;

Количество и качество трудовых ресурсов - производительность труда, образование и профессиональная подготовка;

Объем основного капитала;

Новые технологии.

Различают интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста:

Экстенсивный фактор роста реализуется за счёт количественного увеличения ресурса (например, за счет роста численности работников). При этом средняя производительность труда существенно не изменяется. Для экстенсивных факторов роста характерен закон снижения отдачи при чрезмерном увеличении ресурса. Например, неоправданное увеличение численности организации может привести к избытку рабочей силы и к снижению производительности труда. Также к экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.

Интенсивные факторы экономического роста определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией производств и повышением качества человеческого капитала. Главным интенсивным фактором роста и развития современной экономики, как индустриальной, так и инновационной является высококачественный человеческий капитал.