Закон №275-ФЗ от 29.12.2012. ужесточил требования к размещению государственного оборонного заказа, а также к расчетам между участниками такого контракта. Все расчеты должны проводиться исключительно через специальные банковские счета (СБС), работающие в общем режиме. Открыть его можно не в каждом банке, а только в уполномоченной банковской организации. В статье рассмотрим особенности резервирования спецсчетов, а также требования к денежным операциям по государственному оборонному заказу.
Специальный расчетный счет по государственному оборонному заказу — это спецсчет в уполномоченной банковской организации, открытый головным исполнителем, который, в свою очередь, заключил контракт с Министерством обороны России на исполнение оборонного заказа. Это необходимо для обеспечения безопасности и прозрачности расчетов по оборонному заказу между участниками контракта, а также для осуществления контроля над целевым использованием бюджетных денег со стороны государства.
Статья 8.1 Закона №275-ФЗ устанавливает особые критерии к банкам, которые вправе осуществлять обслуживание спецсчетов. На сегодняшний день отвечают установленным требованиям:
Каждый банк, в свою очередь, устанавливает индивидуальные правила открытия и резервирования расчетных БС для оборонного заказа. Так, например, зарезервировать счет в Сбербанке по гособоронзаказу можно онлайн. Для этого достаточно внести регистрационные данные компании (ОГРН и ИНН, форма собственности), указать идентификатор госконтракта, ввести номер мобильного телефона и адрес электронной почты. В течении 5 рабочих дней следует подтвердить процедуру открытия спецсчета в отделении банка, представив полный пакет подтверждающей документации. Иначе Сбербанк резервирование счета гособоронзаказ отменит, а поступившие средства вернет отправителям.
А когда проводит ВТБ резервирование счета гособоронзаказа, любые операции (поступление или списание) становятся доступны только после официального заключения договора.
Для расчетов по обеспечению оборонного заказа установлен особый режим. Правила регламентированы в статье 8.3 Закона №275-ФЗ. Основные указания таковы:
Установлен широкий перечень запрещенных операций по особым счетам по оборонному заказу (ст. 8.4 Закона №275-ФЗ). К таковым относят расчеты по кредитам и займам, числившихся за организацией исполнителем. Также целевые средства нельзя предоставить в долг или вложить в уставный капитал сторонней фирмы.
Запрещены любые переводы физлицам, кроме оплаты труда и страховых взносов нанятым работникам или компенсаций. Деньги на выполнение оборонного заказа нельзя пожертвовать или передать в благотворительные фонды или частным лицам.
Покупка иностранной валюты, драгоценных металлов или ценных бумаг тоже незаконна. А вот разместить целевые средства на депозитном вкладе можно, но вклад должен быть открыт в том же уполномоченном банке и при условии, что проценты от оборота денег будут зачислены на этот спецсчет.
Средства на выполнение государственного оборонного контракта нельзя использовать в качестве обеспечения исполнения обязательств, в том числе по договорам, соглашениям и контрактам.
Может ли организация-исполнитель самостоятельно пополнить спецсчет?
Может. Необходимость пополнить счет своими деньгами у организации возникает в случае расчетов с уполномоченным банком за обслуживание данного спецсчета. Расходовать целевые деньги на банковское обслуживание нельзя.
На исполнителя заведено исполнительное производство. Может ли банк списать средства со спецсчета по исполнительному листу?
Если взыскателем является государство, то исполнительный лист будет удовлетворен (пп. В п. 9 ст. 8.4 Закона №275-ФЗ). В других случаях списание будет незаконным.
Наемный специалист требует компенсацию расходов за наем жилого помещения, можно ли рассчитаться целевыми средствами от гособоронзаказа?
Нет. Оплата проезда и найма жилья работникам средствами на обеспечение такого контракта недопустима (пп. Б п. 3 ст. 8.4 Закона №275-ФЗ).
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» каждому государственному контракту присваивается Идентификатор государственного контракта (ИГК). Идентификатор формируется государственным заказчиком и представляет собой .1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
Вид цены при заключении госконтракта | Самостоятельная кодификация госзаказчика |
1 | 6 | 2 | 2 | 1 | 8 | 7 | 3 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Две последние цифры года заключения госконтракта | Две последние цифры года окончания срока действия госконтракта | Идентификационный код госзаказчика | Код способа определения исполнителя | Порядковый номер госконтракта госзаказчика | Вид цены на день заключения госконтракта | Самостоятельная кодификация госзаказчика. В данном случае не используется. |
Что такое спецсчет по гособоронзаказу? Можно ли использовать обычный счет в банке? Какие требования к спецсчетам? Как можно расходовать средства на этом счету? Читайте далее.
Вокруг 275-ФЗ много нюансов, которые должны соблюдать все участники ГОЗ. В этом есть свои плюсы и минусы. Так как этот закон создан для осуществления закупок для нужд армии России, и требования предъявляют к участникам более жесткие: от требований в документации о закупке, лицензиях до приемки товара и его оплаты. Чтобы стать участником гособоронзаказа, нужно пройти сложную процедуру получения различных разрешающих документов, аккредитации на специализированной площадке, открытия спецсчетов. Но в результате такой участник получит огромную выгоду для себя и профессиональный авторитет.
Сделав выводы из всего сказанного, поставщику для участия в тендерах по гособоронзаказу нужно открыть спецсчет . Как это сделать, разберемся ниже.
Это специальный расчетный счет в банке, который участник закупки по ГОЗ открывает для участия в тендерах и заключения контрактов с Минобороны РФ, а также МЧС, ФСБ, МВД и ФСИН.
Не каждый банк может открыть такой спецсчет. Перечень уполномоченных банков, имеющих лицензии на такие счета, размещен на сайте Центробанка РФ, который можно изучить и просмотреть. Информацию о банках обновляют ежемесячно.
Важно : Изучите перечень банков, открывающих спецсчета , оцените условия каждого из уполномоченных банков и только потом выбирайте подходящий для себя.
У каждого уполномоченного банка свои условия и требования открытия спецсчетов по гособоронзаказу. Но такие условия регламентированы инструкцией Центробанка РФ (Инструкция от 30.05.2014 № 153-И).
Как воспользоваться деньгами на спецсчете по гособоронзаказу Главный вопрос всех участников тендеров по ГОЗ – как пользоваться деньгами на спецсчету? И на какие нужды их можно тратить? У поставщика не так много возможностей потратить деньги со спецсчета. Денежные средства можно израсходовать на нужды конкретного гособоронзаказа.
Разберем несколько ситуаций, когда можно тратить деньги со спецсчета, а когда нельзя.
Можно потратить деньги на оплату налогов по конкретному контракту гособоронзаказа. Также можно оплачивать авансирование субподрядчикам по контракту. Выплатить зарплату своему персоналу за работу по контракту, на рекламу и приобретение железнодорожных билетов (приказ от 11.12.2018 № 259 н).
Важно
Все средства на спецсчету можно тратить только на разрешенные операции по конкретному гособоронзаказу, и во всех операциях со спецсчетом нужно детализировано прописывать назначение платежей. А также нужно указывать номер идентификатора контракта во всех платежных документах.
Нельзя тратить деньги на:
Если деньги со спецсчета по гособоронзаказу будут использованы в таких или иных целях, то операции на счету могут приостановить.
В итоге его открывают только для того, чтобы производить взаиморасчеты между заказчиком и поставщиком в рамках конкретного оборонзаказа.
Спецсчет закрывает уполномоченный банк, как только получит уведомление от заказчика, что контракт исполнен и закрыт. Бывают случаи, когда контракт исполнен, а уполномоченный банк уведомление от заказчика не получил. Но на спецсчету еще остались не использованные деньги, как в этой ситуации быть поставщикам? В таком случае эти деньги можно расходовать на разрешенные операции по спецсчету (например, на оплату труда работникам поставщика).
Участие в тендерах по гособоронзаказу со стороны выглядит сложно. Но реально, все процедуры схожи с обычными государственными закупками по 44-ФЗ. Отличием будет только, высокий контроль и порядок получения и использования денежных средств по гособоронзаказу.
ДОГОВОР ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ N 1519187407751020105003 227 (ТП~.doc 227 (ТП~.doc
02 Августа 2016, 14:34 , вопрос №1333467 Асмик , г. Таганрог
Свернуть
Ответы юристов (1 )
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»
Статья 8.3. Режим использования отдельного счета
1. Режим использования отдельного счета предусматривает:
1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта;
2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:
а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;
б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;
в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем. О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;
д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;
е) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении государственного контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
е.1) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения контракта и представления исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
е.2) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2, 3, 9 и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;
з) оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;
3) запрет совершения операций, предусмотренных статьей 8.4 настоящего Федерального закона.
2. Отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. На операции по списанию денежных средств с отдельного счета при его закрытии не распространяются требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Статья 8.4. Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается
По отдельному счету не допускается совершение следующих операций:
1) предоставление ссуд, займов, кредитов;
2) возврат сумм займов, кредитов и процентов по ним, за исключением возврата сумм кредитов, перечисленных уполномоченным банком исполнителю на отдельный счет в том же уполномоченном банке для исполнения контрактов в рамках сопровождаемой сделки, и процентов по данным кредитам, при отсутствии (недостаточности) авансирования по контрактам;
3) перечисление (выдача) денежных средств физическим лицам, за исключением:
а) оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
б) денежных выплат, связанных с предоставлением работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (за исключением компенсаций расходов на проезд и найм жилого помещения);
4) операции, связанные с формированием уставного (складочного) капитала других юридических лиц;
5) операции, связанные с осуществлением благотворительной деятельности и внесением пожертвований;
6) приобретение иностранной валюты;
7) покупка ценных бумаг (в том числе векселей);
8) приобретение у кредитных организаций драгоценных металлов, драгоценных камней и монет из драгоценных металлов;
9) исполнение исполнительных документов, за исключением исполнительных документов, предусматривающих:
а) перечисление (выдачу) денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
б) перечисление (выдачу) денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту), и (или) по оплате их труда;
в) взыскание денежных средств в доход Российской Федерации;
10) размещение денежных средств на депозитах, в иные финансовые инструменты, за исключением операций, связанных с размещением денежных средств на депозитах в том же уполномоченном банке при обязательном условии перечисления размещенных денежных средств и процентов по депозитам на тот же отдельный счет в том же уполномоченном банке по истечении срока депозитного договора;
11) предоставление гарантий обеспечения исполнения обязательств, в том числе по государственному контракту, контракту;
12) исполнение договора об уступке (переуступке) права требования;
13) осуществление взаимозачетов;
14) осуществление операций с использованием электронных денежных средств;
15) списание денежных средств на иные счета, открытые в кредитных организациях, в том числе в уполномоченных банках