Система налогов равна налоговой системе. Налоговая система российской федерации. Основные проблемы налоговой системы Российской Федерации

Налоговая система России представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты, форм и методов контроля и ответственности за нарушение законодательства, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства (в качестве "встроенных амортизаторов"); создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Прочие функции - ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.

Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами. Первый - полнота выявления источников доходов в целях обложения их налогом; второй - минимизация расходов по взиманию налогов. Эффективность определяется как чистый доход государства от налогов, т.е. как разница между валовым доходом и издержками взимания.

Приведенное выше определение раскрывает и структуру налоговой системы.

В большинстве стран мира с федеральным государственным устройством принята трехуровневая система налогообложения. С начала 90-х гг. она введена и в России. Налоги подразделяются на федеральные, региональные (или налоги штатов - например, в США) и местные. Это деление вызвано необходимостью обеспечить каждому уровню управления свои собственные постоянные источники формирования бюджетов в соответствии с принципом бюджетного федерализма.

Раньше в СССР была фактически одноуровневая система налогов: все платежи поступали в единый государственный бюджет и потом волевым порядком перераспределялись сверху вниз бюджетам нижестоящих органов управления.

Структура налоговой системы предусматривает определенный перечень принципов, форм и методов налогообложения, которые подробно будут рассмотрены в следующих разделах. Здесь же отметим, что степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов. Так, доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными (в % к итогу):

Налоги на личные доходы 40

Налоги на прибыль корпораций (фирм) 10

Социальные взносы 30

Налог на добавленную стоимость 10

Таможенные пошлины 5

Прочие налоги и налоговые поступления 5

В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная.

Структура налоговой системы включает и органы, обеспечивающие ее функционирование. Общее управление налоговой системой осуществляют Федеральное собрание и Президент страны как законодательный орган власти, утверждающий основные акты налогового законодательства; правительство страны (в лице преимущественно Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета) как исполнительный орган, разрабатывающий и принимающий подзаконные акты по налоговым вопросам.

Налоговыми органами признаются органы Министерства по налогам и сборам, органы налоговой полиции и органы Государственного таможенного комитета.

Министерство по налогам и сборам осуществляет методологическое руководство и контроль за соблюдением налогового законодательства, в том числе за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов (кроме тех, контроль за которыми возложен на Государственный таможенный комитет). Оно построено по принципу многоуровневой иерархической организации: регионального, областного и районного уровней. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.

Органы Государственного таможенного комитета осуществляют контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу страны, в том числе за правильностью исчисления и уплаты налогов, таможенной пошлины и других таможенных платежей.

Органы налоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению и (или) пресечению налоговых правонарушений, коррупции и других правонарушений в налоговых органах.

Современная налоговая система регулируется высшим законом страны - Конституцией РФ, в соответствии с которой к компетенции Федерального собрания (парламента) и представительных органов субъектов Федерации относятся общие функции налогообложения. Общая система налогов, принципы ее построения устанавливаются федеральным законом. Президент страны обладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу. После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом законопроекты превращаются в законы и с этого момента подлежат исполнению.

  • 10. Понятие и виды стоимости в бухгалтерском учете.
  • 11. Наличные и безналичные денежные расчеты: понятие, виды, условия осуществления.
  • 12. Учет кассовых операций.
  • 15. Износ основных средств и его виды.
  • 16. Амортизация основных средств и методы ее начисления.
  • 17. Учет основных средств организации.
  • 18. Определение стоимости основных средств при их постановке на бухгалтерский учет. Понятие переоценки основных средств.
  • 19. Понятие и виды нематериальных активов.
  • 20. Определение стоимости нематериальных активов при их постановке на бухгалтерский учет в зависимости от способа их приобретения.
  • 21. Учет нма - пбу 14/2007
  • 22. Понятие, классификация и оценка мпз – пбу 5/01
  • 23. Методы оценки мпз, списанных в производство
  • 24. Учет материальных запасов
  • 25. Классификация затрат на производство
  • 31.Синтетический и аналитический учет оплаты труда работников
  • 1. Синтетический учет
  • 2. Аналитический учет
  • 32. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
  • Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
  • Кто платит взносы
  • На что не начисляются взносы
  • Как рассчитать облагаемую базу
  • Когда и как перечислять взносы
  • 35. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
  • 36. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
  • 41. Бухгалтерский баланс и его структура.
  • 42. Понятие и сущность налогов и сборов.
  • 43. Структура налоговой системы Российской Федерации.
  • 44. Принципы налогообложения Российской Федерации.
  • 45. Функции налогов.
  • 47. Элементы налогообложения.
  • 48. Правовое регулирование системы налогообложения в Российской Федерации.
  • 49. Налог на добавленную стоимость, порядок его исчисления и уплаты.
  • 50. Ндс и характеристика его элементов.
  • 53. Налог на прибыль организаций и характеристика его элементов.
  • 54. Налог на имущество юридических лиц и характеристика его элементов.
  • 1) Жилой дом;
  • 1) 0,1 Процента в отношении:
  • 2) Инвалиды I и II групп инвалидности;
  • 3) Инвалиды с детства;
  • 56. Виды специальных налоговых режимов
  • 58. Енвд
  • 59. Единый сельскохозяйственный налог (есхн)
  • 60. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
  • 43. Структура налоговой системы Российской Федерации.

    Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

    Структура налоговой системы. ВРоссии действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы . Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы. Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

    Полный перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ):

    Налог на добавленную стоимость;

    Налог на доходы физических лиц;

    Налог на прибыль организаций;

    Акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);

    Водный налог;

    Налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);

    Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);

    Государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

    Полный список региональных налогов и сборов (ст. 14 НК РФ):

    Налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);

    Транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя).

    Перечень всех местных налогов и сборов (ст. 15 НК РФ):

    Налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);

    Земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);

    Торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).

    44. Принципы налогообложения Российской Федерации.

    На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.

    Принципы налогообложения:

    Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, в виде 4 основных принципов налогообложения :

      принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

      принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

      принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

      принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

    45. Функции налогов.

    Налог -обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Функции налогов:

    Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

      Фискальная функция налогообложения - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.

      Распределительная (социальная) функция налогообложения - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

      Регулирующая функция налогообложения - направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

      Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

    46. Классификация налогов.

    Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

      федеральные:

      региональные;

    Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

    Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

    В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

    • косвенные.

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

      налог на доходы физических лиц;

      налог на прибыль организаций;

      налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

    Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

      налог на добавленную стоимость;

    • таможенные пошлины и др.

    Косвенные налоги - наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

    Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования :

    • специальные.

    К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

    В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов.

    Налоговая система - совокупность государственных платежей, которые взимаются на территории определенного государства в установленном порядке, с использованием посредством специальных органов.

    В налоговую систему включают: их плательщиков, законы, регулирующие налоговые отношения, а также государственную власть, которая осуществляет контроль над своевременной выплатой.

    Налоговая система России, как и некоторых других стран, включает федеральные налоги, региональные и местные. Федеральные платежи включают в себя сборы, выплачиваемые по единым стандартам и ставкам по всей территории государства (единый социальный налог, акцизы, водный и т.д). Региональные налоги - платежи, которые регулируются органами субъектов Российской Федерации (транспортный налог и пр.). Местные налоги - те платежи, которые устанавливаются предварительными властями муниципальных образований и являются обязательными к уплате на их территории (например, земельный налог).

    На территории России налоговая система действует в четырех специальных режимах. Так, работает упрощенная система налогообложения, сельскохозяйственный налог, единый налог на совместный доход и специальный режим, который применяется при выполнении специальных соглашений о разделе продукции.

    В соответствии с нормами НК, налогоплательщики - физические лица или организации, которые обязаны уплачивать все соответствующие сборы и платежи. Налоговая система государства также включает в себя наличие налоговых агентов - лиц, на которых возлагаются обязанности по исчислению всех платежей у налогоплательщиков и перечислению их в страны.

    Если вести речь о законодательной базе, следует вспомнить о Федеральном Законе России «Об основах налоговой системы». Вся налоговая система, начиная с 1992 года, основывалась именно на нем. Этим нормативным документом был установлен перечень налогов, пошлин и сборов, которые подлежат перечислению в бюджет России. Кроме того, этот закон определял обязанности и права налогоплательщиков и, соответственно, налоговых органов.

    Позднее в действие был введен Налоговый Кодекс РФ, который определяет основные понятия и регулирует налоговые отношения в государстве. На данный момент это основной нормативный документ, регулирующий налоговую систему.

    Главный федеральный орган, который выполняет функции по контролю над соблюдением действующего законодательства - ФНС (аббревиатура от Федеральная Данный орган также следит за полнотой и правильностью исчисления платежей, а также за своевременностью их внесения в бюджеты разных уровней. ФНС обязана контролировать оборот и производство табачной продукции а также соблюдение валютного законодательства РФ. Конечно же, налоговая система государства держится не на одной ФНС: существует ряд территориальных органов, которые осуществляют взаимодействие при регулировании и контроле обложения налогами.

    Таким образом, налоговой системой называют форму проявления налоговых отношений между гражданами и государством; один из самых действенных инструментов государственной политики.

    Система налогообложения в России, как и налоговая система зарубежных стран, стремительно меняется из-за изменения экономических, политических и социальных требований. Меняются не только системы, но и функции, которые они выполняют. В наше время налоги - это уже не простой инструмент пополнения госбюджета, а главное средство регулирования экономики страны, которое влияет на структуру государства, его развитие и условия существования.

    Основные элементы налоговой системы

    Инструментом фискальной политики являются налоги.

    Налог – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенными законодательными актами.

    Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему .

    Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в способе действий или непосредственно через их свойства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента самостоятельного распределения доходов. Налогам свойственны две основные функции:

    1) фискальная функция;

    2) экономическая или регулирующая функция:

    а) перераспределительная функция;

    б) стимулирующая функция;

    в) учетная функция;

    г) контрольная функция.

    1) Фискальная функция предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Фискальная функция налогов является главной, основополагающей, так как именно она формирует основную часть бюджетов всех уровней.

    Фискальная функция фактически доминировала до начала 1930-х гг. Однако по мере развития системы налогообложения и изменения социально-экономических процессов роль фискальной функции уменьшилась и на определенном этапе развития экономики стала проявляться регулирующая функция.

    2) Экономическая или регулирующая функция налогов заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т. е. регулируют рыночные отношения в государстве.

    Экономическая функция раскрывается более подробно в своих подфункциях:

    а) Перераспределительная подфункция проявляет себя через перераспределение доходов между бюджетами различных уровней.

    б) Стимулирующая подфункция преследует цель смягчать цикличность развития производства и обеспечивает равномерность и поступательность движения общества. Она проявляется через налоговую политику, размеры и ставки налогов, систему льгот и скидок.

    в) Учетная подфункция вытекает из того, что налоги - это часть на­ционального дохода и что государство заинтересовано в строгом учете налоговых доходов и облагаемой базы.

    г) Контрольная подфункция тесно связана с учетной и дополняет ее. Она характеризует количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в денежных средствах

    К элементам налогов относятся:

    1) субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;

    2) носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

    3) объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог;

    4) ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога.

    Различают следующие виды ставок налога:

    а) твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода;

    б) пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

    в) прогрессивные ставки предполагают возрастание ставки по мере роста дохода;

    г) регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

    В практике налогообложения используются различные виды налогов.

    1) По способу платежа

    а) прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица (налог на прибыль предприятий, подоходный налог).

    б) косвенные налоги – взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Например, акцизы на табачные и алкогольные изделия уплачивается производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж).

    2) По использованию налоги подразделяются на следующие виды:

    а) общие налоги – поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий;

    б) специальные (целевые) налоги – имеют строго определенное назначение. Например, налог на реализацию горюче-смазочных материалов поступает в дорожный фонд, который используется для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

    3) В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог различают следующие виды налогов:

    а) федеральные налоги поступают в федеральный бюджет и устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относятся:

    Налог на добавленную стоимость;

    Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

    Налог на прибыль (доход) организаций;

    Налог на доходы от капитала;

    Подоходный налог с физических лиц;

    Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

    Государственная пошлина;

    Таможенная пошлина и таможенные сборы;

    Налог на пользование недрами;

    Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

    Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

    Сбор за право пользоваться объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

    Лесной налог;

    Водный налог;

    Экологический налог;

    Федеральные лицензионные сборы.

    б) региональные налоги поступают в бюджет субъектов Российской Федерации. К ним относятся:

    Транспортный налог;

    Налог на имущество организаций (предприятий);

    Налог на игорный бизнес.

    в) местные налоги формируют бюджет местных органов власти. К ним относятся:

    Налог на землю;

    Налог на стройку объектов производственного назначения в курортной зоне;

    Налог на перепродажу каров, вычислительной техники и персональных компьютеров;

    Местные регистрационные и лицензионные сборы, которые включают:

    Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

    Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей. К иным сборам относятся:

    Целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и остальные цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за роль в бегах на ипподромах, сбор на выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, сделанных на биржах, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за уборку местности населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).

    На местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность. Из числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:

    Налог на имущество физических лиц;

    Земельный налог;

    В современных условиях выработаны следующие принципы налогообложения, сформулированные шотландским экономистом А. Смитом:

    1) Принцип выгоды .

    Разные люди должны облагаться налогом в той степени, в какой они используют программы, финансируемые за счет налогов.

    2) Принцип платежеспособности .

    Размер налога должен соотноситься с величиной дохода и богатства налогоплательщика, т.е. налогообложение должно способствовать справедливому распределению доходов;

    3) Однократность взимания налога.

    С одной налогооблагаемой базы взимается один вид налогов.

    4) Обязательность уплаты налогов .

    Система штрафов, санкций и общественного мнения в стране должна быть такой, чтобы неуплата налогов была менее выгодной, чем их своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

    5) Простота и понятность процедуры уплаты налогов.

    Система и процедура уплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для налоговых органов;

    6) Гибкость налоговой системы.

    Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно0политическим потребностям.

    Эти принципы просты, но реализовать их сложно. Поэтому в современном обществе затруднено точное соблюдение всех принципов.

    Известный экономист Артур Лаффер (1940) предложил следующую связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями.

    Рисунок 3 – Кривая Лаффера

    По мере роста ставки налога от нуля до 100 % налоговые поступления будут расти до некоторого максимального уровня «А», а затем будут снижаться до нуля. Сокращение налоговых поступлений после уровня «А» объясняется тем, что более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность, следовательно, налоговая база (национальный доход) будет сокращаться. Если экономика находится в точке «В», тогда снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. Если ставки налога снизить с «R b » до «R c », то правительство будет собирать неизменное количество налоговых поступлений. Это объясняется следующим: более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков. Это приведет к расширению национального производства и дохода. Кроме того, сокращение бюджетного дефицита будет обеспечиваться следующими обстоятельствами:

    1) Уменьшатся масштабы уклонения и неплатежа налогов.

    Высокие предельные ставки подоходных налогов подталкивают налогоплательщиков к тому, чтобы не платить налоги посредством использования различных налоговых укрытий: приобретение муниципальных облигаций, выплата процентов по которым не облагается налогом; укрывательство доходов. Поэтому снижение ставок налогов ослабит склонность к участию в таких операциях;

    2) Стимулы к производству и увеличению занятости.

    Стимулы к производству и увеличению занятости могут возникнуть в результате снижения налоговых ставок, что обеспечит сокращение правительственных трансфертных платежей. Например, создание больших возможностей для занятости сократит масштабы платежей пособий по безработице, в результате – сокращение дефицита бюджета.

    Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

    Общая характеристика налоговой системы России

    Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .

    Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

    Принципы построения налоговой системы

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

    На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

    Принципы налогообложения

    Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :

    • принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
    • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
    Критерии качества налоговой системы:
    • сбалансированность . Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
    • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
    • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
    • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
    • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
    Основные тенденции развития налоговой системы:
    • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
    • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
    • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
    • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
    • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
    • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
    • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
    • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
    • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;
    • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
    • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

    Критерии оценки налоговых систем

    Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

    Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

    Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

    Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

    Критерии оценки налоговых систем:

    1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

    • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
    • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

    2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

    Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

    3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

    Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

    4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

    Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

    5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

    Принципы налогообложения в РФ

    Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

    Налоги подразделяются на следующие виды:

    Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

    Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

    В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Налоговый федерализм

    Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

    Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

    Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

    В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
    • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
    • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
    • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
    • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

    Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

    • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
    • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
    • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
    • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.
    Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

    Вид налога

    Определение

    управление

    Комментарии

    Налоговой базы

    Налоговой ставки

    Налог на прибыль

    Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

    Налог на доход физических лиц

    Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

    Многоуровневый налог с продаж (НДС)

    Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

    Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

    Налог на недвижимость

    Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

    Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

    По объекту налогообложения налоги делятся на:

    • налоги на доходы;
    • налоги на имущество;
    • налоги на потребление;
    • налоги на капитал.

    По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

    • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
    • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).
    Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:
    • по способу уплаты;
    • по способу взимания;
    • по экономическому признаку.

    Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

    Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

    Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

    При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

    Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:
    • Э — коэффициент эластичности;
    • X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
    • X 1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
    • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
    • Y 1 — прирост анализируемого фактора.

    Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

    Основные термины налогообложения

    Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

    • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
    • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
    • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
    • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
    • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
    • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

    Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

    Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

    • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
    • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
    • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
    • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
    • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
    • другие права.

    Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

    • уплачивать законно установленные налоги;
    • вести бухгалтерский учет;
    • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
    • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
    • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
    • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
    • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
    • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
    • выполнять другие обязанности.

    Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

    Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

    Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

    Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

    Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

    Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

    Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

    Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.