Новые правила регистрации недвижимости. Введена возможность электронной подачи документов. Создание нового реестра

Новые правила регистрации недвижимости. Введена возможность электронной подачи документов. Создание нового реестра

Уже 1 января 2017 года в силу должны вступить положения нового ФЗ, в рамках которого предполагается формирование единой учетно-регистрационной системы и Единого госреестра недвижимости (ЕГРН). То есть в ЕГРН будут внесены все информационные базы кадастра недвижимости и реестра прав.
Ожидается, что вступление законодательной нормы в силу позволит оптимизировать процесс оформления операций с недвижимостью.

Комфортные сделки купли/продажи недвижимости

Пока процессы постановки на кадастровый учет и регистрации прав являются двумя совершенно разными процедурами. Однако наиболее частым случаем остается заключение сделок с недвижимостью, для оформления которых необходимо проведение сразу двух этих процедур. Благодаря ФЗ о ЕГРН данный процесс удастся существенно облегчить, поскольку в этом случае отпадет необходимость в подаче двух отдельных заявлений (о регистрации прав и о постановке на кадастровый учет). Безусловно, подобное решение поможет сэкономить гражданам силы и время.

Уже с 1 января у всех оформляющих документацию на регистрацию права собственности на объекты недвижимости и постановку их на кадастровый учет появится возможность делать это в любом из действующих офисов приема-выдачи документации вне зависимости от места размещения объекта, являющегося предметом сделки.

То есть с этого момента, к примеру, для жителей Санкт-Петербурга, приобретающих недвижимость в Саратове, поездка в Саратов для оформления соответствующих бумаг перестает быть обязательным условием. Для регистрации прав собственности, и объекта недвижимости по всем правилам, достаточным будет подать необходимый пакет документов в любом из действующих офисов по приему-выдаче документации, без привязки к месту расположения объекта. При этом услуга может быть предоставлена, в том числе, и в электронном формате.

Граждане, которые намерены сэкономить время, также могут заказать услугу по доставке всего оформленного пакета документов домой или в офис в любое выбранное ими время. В этом случае определяясь со способом получения документации, следует выбрать курьерскую доставку. Эта услуга предоставляется на платной основе.

Возможность экономии времени при регистрации недвижимости

После вступления в силу данная законодательная норма позволит значительно упростить процедуру по оформлению документации по сделкам с объектами недвижимости, что обеспечит для заявителей экономию времени. С 1 января для осуществления регистрации права и получения услуг по постановке на кадастровый учет, заявитель сможет ограничиться подачей всего одного заявления в регистрирующий орган. При этом процедура оформления будет проведена в 10-дневный срок. Если же заявителю требуется только одна из услуг, то сроки оформления еще сократятся, составив:

  • для кадастрового учета – в пределах 5 суток;
  • для получения услуг Реестра – до 7 суток.

Благодаря введению указанного закона, удалось не только значительно сократить период регистрации, но и заметно ускорить процесс поиска и предоставления сведений из Единого реестра недвижимости. То есть уже в течение 3 дней после подачи соответствующего запроса, заказчику должны предоставить выписку о принадлежащих ему объектах недвижимости. Важно заметить, что ранее на это отводилось не менее 5 дней.

Размер оплаты услуг по предоставлению данных из ЕГРН установлен в утвержденном в мае 2016 года приказе Минэкономразвития РФ.

Надежное оформление недвижимости

Новая законодательная норма предполагает значительное повышение надежности хранения данных в электронной базе за счет увеличения степеней ее защиты и выполнения целого ряда резервных копий документов. В целом это будет способствовать укреплению гарантии зарегистрированных прав, сведет к минимуму возможность угрозы со стороны мошенников, снизив, таким образом, риски проведения операций, проводимых предпринимателями и проч. гражданами в секторе рынка недвижимости.

Кроме того, закон отменяет необходимость в выдаче свидетельств о праве собственности. Подтверждением кадастрового учета и регистрации, как возникновения, так и передачи прав собственности будет являться выписка из ЕГРН. Факт же регистрации соглашения и прочих сделок будет подтверждаться за счет выполненной на документе специальной регистрационной надписи о прошедшей сделке.

При подаче до 31.12.2016 документации для регистрации прав и кадастрового учета, гражданам стоит помнить, что весь перечень государственных услуг будет им оказан в рамках норм и сроков, предусмотренных ныне действующим законодательством, а все перечисленные здесь изменения вступят в силу только с января следующего года.

В июле 2015 года Президентом РФ был подписан новый закон о регистрации недвижимости - ФЗ № 218 от 13.07.2015г. Данный нормативный акт вносит существенные изменения в порядок и сроки регистрации прав на недвижимость, а также в правила постановки на кадастровый учет, уточняет основания для отказа в регистрации и возврата документов без рассмотрения, устанавливает ответственность за действия (бездействия) должностных лиц и органов при проведении кадастрового учета и регистрации, определяет условия выплаты компенсации при лишении недвижимости и т. д. Но главной особенностью данного правового акта и важнейшим изменением в сфере регистрации недвижимости является создание Единого реестра недвижимости, включающего сведения ГКН и ЕГРП.

Новый закон о государственной регистрации недвижимости вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных норм. Так, например, положения о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН и при компенсации ущерба, причиненного лицу или его имуществу действиями регистрационных органов, вступают в силу с первого января 2020 года. Рассмотрим более подробно наиболее существенные изменения, вносимые ФЗ № 218.

Новый Единый государственный реестр недвижимости

В настоящее время регистрация и постановка на учет недвижимости осуществляется Росреестром и повдевомственным ему органом: кадастровой палатой. ФГБУ "Кадастровая палата" (далее КП) осуществляет непосредственно функции по постановке на кадастровый учет и хранению информации об обьектах недвижимости, Росреестр осуществляет регистрацию прав, ограничений на них и обременений на обьекты недвижимой собственности и ведет Единой гос. реестр прав (ЕГРП).

С 2017 года функции по постановке на учет и регистрации прав на недвижимость будет осуществлять только Росреестр. А сведения из Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и ЕГРП будут содержаться в едином реестре - ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).

Данные изменения позволят упростить действующий порядок действий по постановке на учет и регистрации недвижимости, сведя к минимуму бумажную волокиту и длительные сроки ожидания. Необходимость обращения в два органа и подготовка соответственно двух комплектов документов для КП и Росреестра с 2017 отпадает, ведь указанные действия с недвижимым имущестом будет производить только Росреестр, и осуществляться они будут единовременно (за исключение указанных в ФЗ № 218 случаев), по одному пакету документов.

Кроме того введение единого реестра недвижимости позволит облегчить порядок получения сведений и актуализировать их. Ведь на настоящй момент информация, содержащаяся в КП и Росреестре, часто не согласована, что вызывает трудности при совершении определенных операций и разногласия с налоговыми органами при начислении налогов.

Также стоит отметить, что новый реестр недвижимости ЕГРН будет вестись в электронном виде, за исключением реестровых дел. В настоящее же время кадастр недвижимости и реестр прав ведутся преимущественно на бумаге.

Упразднят свидетельства о собственности

В ФЗ № 218 нет больше упоминания свидетельства о регистрации права собственности. Следовательно, с 2017 г. рег. орган больше их не будет выдавать. Доказательством же того, что объект недвижимости находится в собственности, будет служить выписка из реестра ЕГРН. Данная выписка также будет служить свидетельством того, что объект находится на кадастровом учете. На самих же документах - договоре купли-продаже (или иных сделок) и т. д. - будут ставиться соответствующие официальные отметки. В настоящий момент свидетельство о собственности - это один из основных документов, доказывающих право обладания объектом недвижимости.

Сроки и место постановки на учет и госрегистрации

Новым законом о регистрации недвижимости заметно уменьшаются сроки совершения действий по операциям с недвижимостью. В настоящий момент срок гос. регистрации и кадастрового учета составляет по 10 рабочих дней на каждую операцию и плюс два дня, если документы предоставляются через многофункциональный центр (МФЦ). После вступления в силу ФЗ № 218 сроки регистрации прав на недвижимость и постановки на кадастровый учет значительно сократятся и будут составлять:

  • 5 рабочих дней для постановки на учет;
  • 7 раб. дн. для гос. регистрации прав собственности;
  • 10 раб. дн. для одновременной регистрации и учета.

При подаче документов через МФЦ сроки увеличатся на 2 рабочих дня.

В отношении срока регистрации недвижимости по ипотеке необходимо отметить следующее:

  • 5 раб. дн. новым законом отводится на регистрацию ипотеки жилых помещений;
  • 7 раб. дн. на ипотеку земельных участков, зданий, сооружений и нежилых помещений. Указанный срок снизится до 5 дн. в случае регистрации на основании нотариально заверенного договора ипотеки или договора влекущего ее возникновение.

В настоящий момент срок регистрации ипотеки жилых помещений составляет 5 дн., а нежилых, зданий, сооружений и земли - 15 дн.

Стоит отметить еще одно новшество в ФЗ № 218, касающееся места регистрации и учета недвижимости. С 2017 года зарегистрировать и поставить на учет недвижимость можно будет в любом подразделении Росреестра или МФЦ, перечень которых, будет размещен на сайте Росреестра.

Напомним, что на данный момент документы о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется по месту нахождения данного объекта в пределах кадастрового округа, а регистрация прав на него - по месту нахождения в пределах регистрационного округа.

Постановка на учет и госрегистрация по новому

ФЗ № 218 предусмотрена одновременная постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности, если сведения об объекте отсутствуют в ЕГРН. На данный момент эти действия ведутся раздельно. Однако ситуации, когда данные действия будут осуществляться отдельно, тоже новым законом предусмотрены.

1. Единовременная регистрация объекта недвижимости и кадастровый учет будут осуществляться Росреестром согласно ФЗ № 218 при:

  • Создании объекта недвижимости (за исключением случая, когда кадстр. учет можно осуществить без рег. права);
  • Образовании объекта недвижимости (за исключение случая изъятия земельного участка и (или) расположенного на нем объекта);
  • Прекращении существования объекта, права на который зарегистрированы в реестре недвижимости;
  • Образовании или прекращении существования части объекта, на которую распространяются ограничения прав и обременения, подлежащие регистрации.

2. Единовременная регистрация и кадастровый учет объекта недвижимости не будут осуществляться Росреестром согласно ФЗ № 218, если сведения уже об объекте имеются в ЕГРН и, следовательно, регистрируется только переход права собственности или подтверждение ранее возникших прав. Также одновременность не предусмотрена при:

  • Создании объекта недвижимости, основанием чего является разрешение на ввод объекта кап. строительства в эксплуатацию, данное органами гос. власти, местного самоуправления и т. д.
  • Прекращении существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
  • Изменении основных характеристик объектов.

Госрегистрация и постановка на кадастровый учет без личного участия

Новый закон о регистрации прав на недвижимость предусматривает внесение сведений в ЕГРН без личного участия правообладателя в рамках межведомственного взаимодействия госорганов, органов местного самоуправления, судов и нотариусов. Информация, поступившая от этих органов вносится в реестр, о чем, в последствие сообщается собственнику.

Внесение записи о возражении бывшего правообладателя

Законом № 218-ФЗ сохранена возможность лица запрещать совершение каких-либо регистрационных действий по принадлежащему ему имуществу посторонними лицами без его непосредственного присутствия. Эта норма позволяет пресечь возможные незаконные действия, связанные с регистрацией сделок с недвижимостью. Законом № 218-ФЗ данная норма дополнена сроками, в течение которых лицо может обратиться с подобным заявлением. По новому закону он равен 5 рабочим дням.

Не изменен законом и порядок внесения сведений в Росреестр недвижимости прежнего правообладателя о возражении в отношении утраченного права на имущество. Наличие данной записи в реестре, по мнению экспертов, поставит под сомнением честность и непредвзятость будущего покупателя и может послужить при наличии определенных обстоятельств основанием для изъятия у данного собственника спорного имущества.

Основания для отказа в гос. регистрации и постановке на учет

Единственным основанием для отказа в приеме документов на регистрацию прав на недвижимость и постановки ее на кадастровый учет закон называет невозможность установления личности, обратившейся за совершением указанных действий. В настоящее время оснований об отказе в приеме документ законодательством не установлено.

Новые правила регистрации недвижимости, установленные ФЗ № 218, уточняют также перечень причин, по которым документы могут быть возвращены заявителю без рассмотрения. К ним относятся следующие:

  • Отсутствие в заявлении о постановке на учет и (или) регистрации прав подписи заявителя;
  • Присутствие в представляемых на гос. регистрацию и учет документах подчисток, помарок, исправлений и иных дефектов;
  • Несоответствие представленного пакета документов и (или) заявления установленной форме.

Основания для приостановления госрегистрации и постановки на учет

Регистрация права собственности на недвижимость и постановка на кадастровый учет, согласно новому закону может быть приостановлена по 51 причине. К ним, в частности, законодатель отнес сомнения регорганов в подлинности представленных документах, полномочиях заявителя, основаниях для госрегистрации и достоверности сведений, содержащихся в документах.

Приостановление госрегистрации и постановки на государственный учет недвижимости осуществляется на срок:

  • До 1-го месяца при непредставлении Росреестру сведений, запрошенных в порядке межведомственного запроса;
  • До 3-х месяцев по решению регоргана (за исключением случаев, в отношении которых установлен иной срок приостановки);
  • 6 месяцев по заявлению лица (указанная приостановка возможно только один раз);
  • До момента окончания регдействий с указанной недвижимостью, документы на регистрацию которых были ранее представлены в Росреестр;
  • До вынесения решения суда, если имеется спор в отношении недвижимости, являющейся предметов ипотеки, а также в случае обращения взыскание на данное имущество;
  • По иным основаниям, указанным в ст. 26 НК РФ.

Если по истечении указанных сроков обстоятельства, явившиеся основанием приостановки, не будут устранены, в регистрации и постановке на учет заявителю будет отказано.

Ответственность за совершение действий по госрегистрации и учету

Новые правила регистрации недвижимости предусматривают ответственность органа Регистрации, его должностных лиц (государственного регистратора прав) и иных за действия (бездействие) при осуществлении учета и госрегистрации.

Так должностное лицо Россреестра будет нести ответственность:

  • За несоответствие сведений, внесенных в ЕГРН, сведениям, представленным на государственный кадастровый учет (ГКУ) и госрегистрацию прав;
  • За необоснованное приостановление, уклонение или отказ в постановке на учет или госрегистрации.

Ответственность Росреестра в числе прочего устанавливается за:

  • Утрату или искажение сведений ЕГРН;
  • Полноту, предоставляемых сведений;
  • Отказ в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости и госрегистрации прав на них;
  • Внесение сведений с ошибками;
  • Отказ в предоставлении сведений и т. п.

Убытки, причиненные Росреестром вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей, подлежат возмещению в полном объеме. Причем орган регистрации имеет право регрессного требования к органам и лицам, виновным в нарушении прав налогоплательщика.

Компенсация за утрату права на единственное жилье

ФЗ № 218 уточняется ныне действующая норма о компенсации лицу, утратившему право на единственное жилье. Так лицу, утратившему право на единственную жилую недвижимость, и не имеющего возможность ее изъятия у добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, у которого было изъято единственная недвижимость, пригодная для проживания вправе получить из госказны компенсацию в размере не превышающем 1 млн рублей.

Однако необходимо отметить, что получить указанные средства лицо сможет только в том случае, если докажет невозможность истребования недвижимости вследствие смерти должника, отсутствия его правопреемников или исключением из реестра сведений о юридическом лице. Указанная норма вступает в силу с 01 января 2020 года.

По мнению экспертов, столь невысокая компенсация должна мотивировать граждан осуществлять регистрацию договоров недвижимости с привлечением нотариуса. Ведь сделка, заверенная нотариусом, дает право на компенсацию ущерба, причиненного непрофессиональными действиями последнего. Стоит отметить, что указанная компенсация на настоящий момент составляет от 1,5 до 2 млн руб.

Регистрация нового объекта недвижимости, если это самострой

ФЗ № 258 от 13.07.2015г. внес в Гражданский кодекс ряд поправок, регламентирующих порядок признания постройки самовольной. До вступления в силу изменений порядок признания «самостроя» был довольно прост: если в суде доказано, что постройка не нарушает права третьих лиц и не несет угрозы жизни и здоровью, то оформить право собственности на нее не составит труда. Новый закон ужесточил основания для регистрации права собственности на самострой, указав, что для регистрации прав на самовольную постройку владелец должен иметь право на данное строительство на своем земельном участке, а также на момент обращения в судебный орган его постройка должна соответствовать определенным параметрам и правилам, установленным законом.

См. также:

С 1 января 2017 года правила регистрации недвижимого имущества изменились. Связано это с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Узнать новые правила регистрации недвижимости с 2017 года будет интересно всем, а не только юристам, практикующим в соответствующей сфере. Ведь почти каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимое имущество. Покупка квартиры, ипотека, наследование индивидуального жилого дома - все это требует совершения ряда действий для оформления своих прав на недвижимость.

Давайте же посмотрим, что изменилось и что нам несет новый закон о регистрации недвижимости в 2017 и последующие годы.

  • Общий обзор закона
  • Общий обзор закона

    Начнем с основ - зачем нужно регистрировать свои права, допустим, на квартиру?

    Для ответа на этот вопрос обратимся к ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ.

    «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества».

    После прохождения определенной законом процедуры государство признает за гражданином, например, право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным недвижимым имуществом (т. е. право собственности).

    После продажи квартиры право собственности на него у продавца прекращается одновременно с регистрацией перехода этого права к покупателю.

    Также регистрации подлежат не только сами права, но и ограничения прав и обременения. Например, ипотека.

    Все это нужно для определенности правового статуса объектов недвижимости и обеспечения контроля за законностью совершаемых с недвижимым имуществом сделок и в интересах их участников, и в интересах всех остальных.

    Закон № 218-ФЗ примечателен тем, что подходит к оформлению прав на недвижимое имущество более системно, чем это было раньше. Он одновременно регулирует и отношения по кадастровому учету и по государственной регистрации прав на недвижимость.

    Раньше эти отношения регулировались соответственно Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Новый закон во многом упрощает регистрационные процедуры через объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

    На их основе создается единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который состоит из следующих элементов (ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ):

    1. реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
    2. реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
    3. реестр границ;
    4. реестровые дела;
    5. кадастровые карты;
    6. книги учета документов.

    Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них теперь осуществляются одним органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Раньше кадастровый учет осуществляли кадастровые палаты, подчиненные Росреестру. Соответственно человек сначала должен был обратиться в кадастровую палату, поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Только после этого он мог заняться регистрацией прав, обратившись в Росреестр.

    Две процедуры, два органа, два комплекта документов... Неудобно же, согласитесь?

    А теперь процесс оформления прав упрощается, орган один, комплект документов один, время экономится, лишние нервы не тратятся (нервы вообще лишними не бывают, я так скажу).

    Теперь подробнее о самом порядке регистрации.

    Порядок регистрации прав

    Государственная регистрация прав и кадастровый учет объекта недвижимости становятся единой процедурой. Она осуществляется на основании заявления и определенного комплекта документов, подаваемых в Росреестр.

    Кроме заявления основаниями для регистрации прав могут быть:

    1. акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления;
    2. договоры и иные сделки в отношении объекта недвижимости;
    3. акты о приватизации жилых помещений;
    4. свидетельства о праве на наследство;
    5. вступившие в силу судебные акты;
    6. акты о правах на недвижимое имущество;
    7. межевой, технический план, акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ;
    8. схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления в безвозмездное пользование и расположенного на территории Дальневосточного федерального округа;
    9. иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение права, ограничение или обременение объекта недвижимости, наступление иных обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе.

    Хотя Закон № 218-ФЗ и предусматривает процедуру одновременной государственной регистрации права и кадастровый учет объекта, они могут осуществляться и раздельно. Это кадастровый учет без государственной регистрации права и наоборот.

    Каждый из трех вариантов осуществляется в своих строго определенных случаях.

    Для одновременного предоставления двух услуг случаев установлено не так уж и много:

    • создание объекта недвижимости, для которого не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
    • образование объекта недвижимости (есть три исключения, предусмотренных п. 8 - 10 ч. 5 ст. 14 Закона № 218-ФЗ);
    • прекращение существования объекта недвижимости;
    • государственная регистрация ограничений и обременений.

    Во всех остальных случаях действия по регистрации права и кадастровому учету осуществляются раздельно.

    Например, для большинства объектов недвижимости, в частности многоквартирных жилых домов, требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.

    В этом случае орган, уполномоченный на выдачу разрешения, направляет в Росреестр само разрешение, заявление о кадастровом учете и иные необходимые документы.

    Росреестр на основании этих документов ставит объект недвижимости на кадастровый учет.

    Уже после этого правообладатель (например, застройщик) самостоятельно регистрирует свое право на объект.

    При переходе права собственности осуществлять постановку недвижимого имущества на кадастровый учет не требуется. Такой учет уже осуществлен, требуется только зарегистрировать переход права собственности.

    Место и сроки регистрации прав

    Раньше заявление нужно было подавать в территориальный орган Росреестра или кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

    Теперь это правило не действует. Заявление о кадастровом учете и регистрации прав можно подать в любое удобное подразделение Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ).

    Сроки осуществления регистрационных действий следующие:

    • при одновременной постановке на кадастровый учет и регистрации прав через Росреестр — 10 рабочих дней, через МФЦ - 12 рабочих дней;
    • регистрация права через Росреестр - 7 рабочих дней, через МФЦ - 9 рабочих дней;
    • постановка на кадастровый учет через Росреестр - 5 рабочих дней, через МФЦ - 7 рабочих дней.

    Также в ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ установлены сроки для регистрационных действий, осуществляемых на основании разного рода судебных актов или актов уполномоченных органов, свидетельства о праве на наследство, для регистрации ипотеки и т. д.

    Подтверждающие документы и остальные новшества

    Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество больше не выдаются.

    Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является выписка из ЕГРН. Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 предусмотрено несколько форм выписок:

    • об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
    • о переходе прав на объект недвижимости;
    • о правах отдельного лица на имевшиеся или имеющиеся у него объекты недвижимости;
    • о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

    Выписка может быть предоставлена Росреестром как в бумажной форме, так и в форме электронного документа. Сроки получения выписок также сократились. Как правило выписка выдается в течение не более трех рабочих дней.

    Это позитивный момент. Негативный - за предоставление выписки из ЕГРН придется заплатить, причем цены на них по сравнению с ценами на выписки из ЕГРП выросли.

    Тарифы утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291. Стоимость выписки об объекте недвижимости составляет:

    • за бумажный документ - 750 руб. для физических лиц, 2 200 руб. — для юридических лиц;
    • за электронный документ - 300 руб. для физических лиц и 600 руб. для юридических.

    При желании можно заказать курьерскую доставку выписки. Разумеется за дополнительную оплату.

    Что еще стоит отметить?

    Появился . Что это такое и каким образом регистрируются права на них у меня есть отдельная статья, ссылка есть, останавливаться на этом здесь не будем.

    Кадастровый учет и регистрация права могут проводиться без участия заявителя, поскольку сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия.

    Например, МВД России обязано направлять информацию об изменении сведений о физическом лице, нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство, ФНС России - информацию об изменении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и т. д.

    Если в Росреестр поступают соответствующие документы в порядке межведомственного взаимодействия, то он просто на их основании вносит сведения в ЕГРН и уведомляет об этом правообладателя.

    Изменений произошло много. Многие процедуры упростились. С другой стороны некоторые моменты стали сложнее. Например, оснований для приостановления регистрационных действий стало больше, чем раньше. Также появились основания для отказа в приеме документов от заявителя, которых раньше вообще не было.

    Таковы основные изменения в регистрации недвижимости с 2017 года, которые будут действовать, надеюсь, еще долгие годы.

    Если есть дополнительные вопросы по теме, задавайте в комментариях (если ответа нет 1-2 дня - это нормально, в течение недели обязательно отвечу). Обязательно подписывайтесь на мою . Мой Telegram-канал тоже всегда к вашим услугам.

    До встречи в следующих статьях!

    В середине июля Президент РФ Владимир Путин подписал ряд документов, касающихся осуществления кадастрового учета и регистрации недвижимости. Среди них – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ " ", который начнет действовать с 1 января 2017 года (далее – новый закон о регистрации). Также изменены нормы ГК РФ, касающиеся признания объекта самовольной постройкой (изменения уже вступили в силу 1 сентября). Кроме того, был уточнен порядок регистрации прав на недвижимость без участия правообладателя (по заявлению уполномоченного госоргана) – новые нормы начнут применяться с 1 декабря текущего года. Новые правила имеют как плюсы, так и минусы, рассмотрим их подробнее.

    Дважды в одну и ту же реку входить не придется

    В настоящее время в России действует фактически двойное регулирование вопросов, относящихся к сфере регистрации недвижимости. Постановка недвижимого имущества на государственный кадастровый учет регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ " " (далее – закон о кадастре), а государственная регистрация прав на недвижимость и обременений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ " " (далее – действующий закон о регистрации). В связи с этим для того, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок или дом, подлежащий кадастровому учету, заявители вынуждены готовить два пакета документов, обращаться в две разные организации – кадастровую палату и территориальный орган Росреестра, – и участвовать параллельно в двух длительных процедурах. Кроме того, Росреестру приходится поддерживать одновременно сразу два государственных информационных ресурса с информацией об объектах недвижимости: Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости, причем содержащиеся в них сведения нередко не совпадают.

    О том, кто вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки, узнайте из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" . Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

    Новый закон о регистрации объединит в единую цепочку все действия по оформлению недвижимости в рамках единой учетно-регистрационной процедуры – от кадастрового учета до получения документов о праве собственности.

    Что написано пером...

    Все сведения об объектах недвижимости, правах на них, ограничениях прав и обременениях будут аккумулированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – единый реестр недвижимости). Причем реестр будет вестись исключительно в электронном виде, а сведения, однажды в него попавшие, нельзя будет удалить или изъять ( , ). Таким образом, реестр одновременно станет выполнять и роль архива. Как считают разработчики закона (напомним, соответствующий законопроект был внесен в Госдуму Правительством РФ), создание единого государственного информационного ресурса позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод государственных услуг преимущественно в электронный вид.

    Расширение электронного взаимодействия органов власти создаст условия для сокращения сроков регистрации прав. К слову, в последний день прошлого года были сокращены сроки оформления сделок с недвижимым имуществом. Так, до 31 декабря 2014 года на регистрацию и постановку недвижимости на кадастровый учет отводилось по 18 календарных дней, а если документы сдавались через МФЦ, то требовалось на два дня больше. Сегодня регистрация прав и кадастровый учет занимают по 10 рабочих дней соответственно (12 рабочих дней – при подаче документов через МФЦ) ( , ).

    По новым правилам с 1 января 2017 года регистрация прав будет занимать семь рабочих дней (девять – при подаче документов через МФЦ), постановка на кадастровый учет – пять рабочих дней (семь – при подаче документов через МФЦ). А при одновременной регистрации прав и постановке на кадастровый учет – 10 рабочих дней (12 рабочих дней – через МФЦ) (). Если же права регистрируются на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство или свидетельства на долю в общем имуществе супругов, то срок регистрации составит, как и сейчас, три рабочих дня. В случае подачи документов в электронной форме срок также не изменится и составит один день ( ,).

    Государственная регистрация – это не только учет, но и контроль, и… ответственность

    В новом законе максимально детализирован перечень обстоятельств, при которых государственный регистратор принимает решение о приостановке регистрации прав и постановки объекта на кадастровый учет. Приостановка регистрационных действий предусмотрена в 51 случае, среди них:

    • отсутствие у заявителя прав на объект недвижимости;
    • противоречие заявленных прав и прав, которые уже зарегистрированы в едином реестре недвижимости;
    • затягивание сроков при предоставлении документов Росреестру другими ведомствами;
    • решение суда о недействительности сделки, которая является основанием для регистрации права, и т. д. ().

    Оформление прав и осуществление кадастрового учета приостанавливаются до устранения препятствий, но не более чем на три месяца за исключением ряда ситуаций. Так, на срок до одного месяца могут быть приостановлены регистрационные действия в случае задержек при предоставлении необходимых документов Росреестру другими ведомствами. До окончания регистрационных действий по текущей сделке с объектом недвижимости, документы о которой поступили в Росреестр, приостанавливается регистрация последующей сделки с этим же объектом. Спор в отношении прав на недвижимое имущество, являющегося предметом ипотеки, или в отношении обращения взыскания на такое имущество также станет препятствием для регистрации до вынесения судебного решения и т. д. (). Если по истечении указанного срока обстоятельства, препятствующие регистрации не были устранены, то государственный регистратор примет решение об отказе в осуществлении кадастрового учета или регистрации прав ().

    Кроме того, у правообладателей сохранится возможность запрещать осуществление регистрационных действий в отношении принадлежащей им недвижимости без их личного участия (). Напомним, сегодня владелец имущества может подать в Росреестр соответствующее заявление, о чем в едином реестре недвижимости заносится специальная отметка. Это сделано для того, чтобы никто не смог произвести какие-либо действия в отношении недвижимости против воли ее владельца. Если же все-таки мошенники предпримут такую попытку, то при наличии такой записи регистратор обязан вернуть инициаторам заявление о совершении регистрационных действий без удовлетворения. Однако такая запись не станет препятствием регистрационным действиям, совершаемым на основании вступившего в законную силу решения суда.

    Новый закон о регистрации предусматривает аналогичные правила, несколько конкретизируя их, – например, установлен максимальный срок для внесения записи о невозможности совершения регистрационных действий – пять рабочих дней со дня поступления заявления (). Ильяс Вахитов , директор АНО Центр прикладных исследований в области права и бухгалтерского учета "Правовые и бухгалтерские решения", полагает, что такой запрет не является панацеей. К примеру, эта норма не сможет защитить собственников в ситуации, когда злоумышленники при хищении недвижимости завладевают паспортами или получают другие паспорта на имя владельцев недвижимости, – такие случаи уже встречались на практике. Также известны факты, когда для похищения недвижимости мошенники использовали подлинные судебные решения, добавляет эксперт.

    Еще одна норма, которая перекочевала из старого закона в новый, дает правообладателю, уже утратившему право на имущество, возможность сделать в едином реестре недвижимости отметку о наличии возражений в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости ( , ).

    Как полагает Ильяс Вахитов, заключение сделки и регистрация права на недвижимость при наличии в реестре записи о возражении фактически ставит под сомнение добросовестность очередного приобретателя такого имущества, и при определенных обстоятельствах это может повлечь изъятие у него судом приобретенной недвижимости. С другой стороны, незаконно лишившийся имущества владелец имеет возможность принять оперативные меры для защиты своего права еще до принятия судом от него соответствующего иска – как минимум, мошенникам будет труднее перепродать недвижимость, если потенциальный покупатель узнает о такой записи.

    Закон о государственной регистрации предусматривает ответственность регистрирующего органа за упущения в работе. Так, наказывать будут за необоснованный отказ в приеме документов, волокиту, технические ошибки в записях единого реестра недвижимости, необоснованный отказ в предоставлении сведений из единого реестра недвижимости и т. д. (). Ущерб, причиненный регистрирующим органом в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей, будет покрыт в полном объеме за счет казны (). При этом предусмотрена возможность взыскания Росреестром выплаченных сумм у непосредственных виновников нарушения, если они есть – кадастрового инженера, органа местного самоуправления и т. д.

    Также расширены рамки персональной ответственности должностных лиц – государственных регистраторов прав (). Сегодня лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на имущество, несут ответственность только за причиненный при осуществлении регистрационных действий материальный ущерб (). По новому закону государственные регистраторы прав будут обязаны возмещать убытки, причиненные своими незаконными действиями территориальному органу Росреестра, а если вред был причинен умышленными действиями, то регистраторы обязаны будут возмещать убытки в полном объеме (в том числе упущенную выгоду). Кроме того, наказывать будут за необоснованные отказ в осуществлении и приостановление регистрационных действий, а также за уклонение от выполнения обязанностей (). Однако порядок возмещения причиненных действиями государственных регистраторов убытков, а также пределы такого возмещения в законе не закреплены.

    Кроме этого, в законе о государственной регистрации уточнена действующая норма о праве граждан на получение однократной компенсации в случае утраты по не зависящим от них причинам зарегистрированного в едином реестре недвижимости права на единственное жилье (). Максимальный размер такой компенсации составит, как и сейчас, не более 1 млн руб. (). Для получения компенсации пострадавшее лицо должно будет доказать в суде факт невозможности взыскания имущества в связи со смертью должника и отсутствием у него правопреемников или ликвидацией юрлица ().

    Однако эта норма начнет действовать только с 1 января 2020 года, в связи с чем возникает вопрос о прекращении практики компенсационных выплат в первые три года действия нового закона. В то же время очевидно, что устанавливая довольно скромный размер компенсации, законодатель побуждает граждан совершать сделки с недвижимостью в нотариальном порядке. Нотариально оформленная сделка не только гарантирует дополнительную юридическую защиту, но и дает право на внушительную компенсацию сторонам в случае непрофессиональных действий нотариусов за счет индивидуальных страховок последних. Сегодня размер страховой выплаты по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, имеющего нотариальную контору в городском поселении, составляет 2 млн руб. (в сельском поселении – 1,5 млн руб.). А на сумму 5 млн руб. обязаны застраховать свою деятельность нотариусы, удостоверяющие договоры ипотеки ().

    МНЕНИЕ

    Елена Тихонова, юрист Коллегии адвокатов "Юков и партнеры":

    "Новый закон не оправдал ожидания экспертов по вопросу обязательного нотариального заверения сделок с недвижимостью, совершаемых с участием физических лиц. Действительно, предложенные в свое время соответствующие поправки в ГК РФ вызвали негативную реакцию общества. Граждане видели в этом только желание нотариусов заработать больше денег. Однако, надо признать, граждане, пользующиеся услугами нотариусов для заверения сделок с недвижимостью даже в случаях, когда законом такая обязанность не предусмотрена, гораздо реже сталкиваются впоследствии с необходимостью доказывать действительность таких сделки в суде, и как следствие, не тратятся на дорогостоящие услуги юристов. Кроме того, нотариальная форма сделки предполагает компенсацию гражданам убытков, причиненных незаконными действиями нотариусов. Поэтому, введение обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью с участием физлиц было бы положительным моментом не только с точки зрения повышения достоверности сведений в едином реестре недвижимости и сокращения нагрузки на суды, но и с позиции уменьшения затрат на судебные расходы как для граждан, так и для государства".

    Несмотря на то, что новый закон несет в себе целый ряд полезных нововведений, эксперты не сошлись во мнении о необходимости его принятия в его нынешнем виде. Как пояснила порталу ГАРАНТ.РУ юрист Коллегии адвокатов "Юков и партнеры" , с учетом того, что законодатель посчитал необходимым радикально обновить законодательство, обоснованно было бы предполагать, что закон должен был не просто объединить реестры и несколько упростить процедуру доступа к ним, а коренным образом изменить подход к регистрации недвижимости, а также решить хотя бы некоторые из существующих проблем в этой сфере. В качестве таковых эксперт отмечает недостаточную достоверность данных единого реестра недвижимости, которая влияет, в первую очередь, на исчисление имущественных налогов. Кроме того, по ее мнению, закон не предусматривает расширения доступа нотариусов к данным единого реестра недвижимости. Так, учитывая перевод всех данных о недвижимости в электронный вид, логичным шагом было бы предоставление нотариусам доступа в онлайн-режиме ко всей базе данных единого реестра недвижимости для целей, связанных с проверкой достоверности сведений при заверении сделки. Доступ нотариусов к единому реестру недвижимости, в свою очередь, мог бы способствовать повышению точности сведений, содержащихся в нем, а также защищенности сторон сделок с недвижимостью.

    Избушку на курьих ножках зарегистрировать больше не получится

    1 сентября вступили в силу поправки в ГК РФ, уточняющие правовой режим самовольной постройки (). Раньше для того, чтобы узаконить "самострой" и оформить на него право собственности, достаточно было доказать в суде, что спорный объект не нарушает права других лиц и не угрожает жизни и здоровью человека. Таким образом, допускалось даже незначительное нарушение градостроительных норм.

    • владелец постройки должен иметь право на строительство объекта на участке;
    • постройка на день обращения в суд должна соответствовать параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, определяемых местной администрацией, или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах ().

    Таким образом, узаконить "самострой" стало сложнее.

    Еще одно новшество заключается в том, что органы местного самоуправления смогут принимать решение о сносе самовольной постройки самостоятельно без решения суда в случае ее возведения на земельном участке, не предоставленном для этих целей, если он расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия), или на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей (). Принимая решение о сносе самовольной постройки, орган местного самоуправления будет определять с учетом характера постройки сроки ее демонтажа, которые не могут превышать один год (). Если же осуществившее незаконную постройку лицо не было установлено, то местные власти смогут организовать снос не ранее чем через два месяца после опубликования соответствующего уведомления на сайте муниципального органа СМИ, в том числе ().

    Бесхозную недвижимость учтут

    С 1 декабря начнет действовать новый порядок предоставления документов, необходимых для государственной регистрации прав без участия заявителя в тех случаях, когда одной из сторон сделки выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления ( ; далее – Закон № 251-ФЗ). Подобные ситуации возникают, например, при приватизации жилья, заключении договоров аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и т. д. Так, с 1 декабря в случаях, если право или ограничение (обременение) права на недвижимость возникают на основании акта органа госвласти или местного самоуправления либо сделки с ними, то процедура может проводиться по заявлению органа и без участия лица, в чью пользу осуществляются регистрационные действия. Однако лицо, в отношении которого принят акт либо с которым совершена сделка, также вправе будет представить заявление и необходимые документы по собственной инициативе ().

    Также, с 1 декабря закон о кадастре пополнится нормой, обязывающей Росреестр информировать местные власти о "бесхозной" недвижимости. Новые правила будут распространяться на те объекты недвижимости, информация о владельцах которых отсутствует в государственном кадастре недвижимости по истечении пяти лет с даты присвоения этим объектам кадастровых номеров. Эти правила не будут применяться к зданиям и сооружениям, если была проведена госрегистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в них, а также к многоквартирным домам и помещениям, находящимся в них и составляющим общее имущество ().

    На смену федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в июле 2015 года был принят федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» .

    Новый закон, вступивший в силу в части большинства положений с 1 января 2017 года, направлен на регулирование всех государственных процедур регистрации различных объектов недвижимости, включая квартиры. Согласно пп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ к видам объектов недвижимости , сведения о которых должны вноситься в кадастр недвижимости и подлежащие государственной регистрации, относятся:

    • жилое и нежилое помещение (в том числе квартира, жилой дом, комната и др.);
    • земельный участок;
    • здание;
    • сооружение;
    • машино-место;
    • объект незавершенного строительства;
    • единый недвижимый комплекс;
    • предприятие в виде имущественного комплекса (или в ином).

    С 2017 года в регистрации недвижимости изменилось следующее :

    Документы по итогу регистрации при желании заявителя могут быть доставлены по указанному адресу с помощью курьерской службы. Данная услуга платная.

    Что даст новый закон о регистрации прав на недвижимость

    Новый закон о регистрации прав на недвижимость создает единый правовой механизм для проведения процедуры регистрации прав на объекты недвижимости, включая в данную систему:

    • кадастровый учет;
    • прием и обработку данных;
    • хранение документации;
    • выдачу официально зарегистрированных сведений.

    Вступление в силу нормативно-правового акта должно упростить процесс регистрации. Сведения, запрашиваемые из ЕГРН, будут предоставляться за более короткий промежуток времени в сравнение с тем периодом, который был предусмотрен ранее.

    Объединение кадастровой палаты и единого государственного реестра способствует качественному улучшению функционирования регистрационной системы. Реестр прав ведется исключительно в электронном формате , данные, которые были занесены в базу, нельзя изъять или удалить.

    Вступившие в силу нововведения направлены на повышение уровня гарантий прав участников рынка недвижимости, изменения позволяют сэкономить время заявителей и обеспечить эффективность работы регистрационных органов в Российской Федерации.

    Плюсы и минусы

    Процесс внедрения нововведений был сопряжен с рядом негативных аспектов :

    Несмотря на некоторые проблемы, возникшие в связи с принятием закона, его создание направлено на улучшение процесса регистрации , в частности:

    • снижение рисков и понижение уровня мошенничества на рынке недвижимости;
    • уменьшение объемов бумажного документооборота;
    • повышение электронного взаимодействия государственных органов;
    • создание комфортных условий регистрации;
    • сокращения сроков проведения данной правой процедуры.

    Объединение Росреестра и кадастровой палаты в 2017 году

    С 1 января 2017 года вступили в силу законодательные нововведения, которые касаются объединения кадастровой палаты и государственного реестра прав на недвижимое имущество (Росреестр).

    Данное слияние организаций повлекло следующие изменения :

    1. Создание общей системы по учету и регистрации недвижимости - Единого реестра.
    2. Замена ранее существовавшей аббревиатуру ЕГРП, которая расшифровывалась, как Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на ЕГРН , то есть Единый государственный реестр недвижимости.
    3. В состав Единого госреестра входят блоки, которые до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ относились к ведению кадастровой палаты и содержались в реестре прав, а именно:
      • реестр прав на недвижимость (сведения о правах, о наличии обременений и ограничений на них, о основаниях их возникновения, изменения, перехода и прекращения);
      • кадастр недвижимости (включает в себя основные и дополнительные сведения);
      • кадастровые карты;
      • реестровые дела;
      • книги учета документов;
      • реестр границ.
    4. С июля 2016 года свидетельство о праве собственности было отменено, вместо него выдавалась выписка из ЕГРП, которая, в свою очередь, теперь заменена выпиской из ЕГРН или же сделка удостоверяется регистрационной надписью на правоустанавливающем документе.

    5. Записи объединенного Росреестра подлежат хранению в специальной электронной базе данных , с высоким уровнем безопасности и при соблюдении процесса многократного резервного копирования.

    Создание Единого реестра недвижимости позволяет осуществлять одновременную подачу заявлений на регистрацию права и кадастровый учет, что должно способствовать экономии времени для граждан и повышению удобства проведения операций с недвижимостью.

    Основные цели объединения кадастровой палаты и реестра прав заключаются:

    • укрепление гарантий зарегистрированных правомочий собственников имущества;
    • минимизация угрозы мошеннических действий;
    • снижение рисков при проведении операций на рынке недвижимости.

    Единый государственный реестр подразумевает под собой систематизированный свод достоверных сведений и данных об объектах недвижимости в текстовой и графической формах.

    Где с 1 января 2017 оформлять кадастровый паспорт?

    Изменения в законодательстве о регистрации недвижимости, вступившие в силу с начала 2017 года, не содержат в себе понятия кадастрового паспорта , при этом на практике данный документ все еще имеет место быть, и объекты недвижимости подлежат обязательному кадастровому учету.

    Однако выдача не предусмотрена, в настоящее время его заменяет выписка из ЕГРН, которая содержит в себе все необходимые сведения.

    Размер платы за предоставление соответствующей выписки составляет (см. таблицу):

    Важно то, что кадастровый учет объектов недвижимости ввиду законодательных нововведений проводит Росреестр . В кадастр вносятся основные и дополнительные данные о недвижимости:

    • вид объекта;
    • кадастровый номер и дата его присвоения;
    • местоположение и количество этажей;
    • номер здания или помещения и др.

    Документы, необходимые для постановки на кадастровый учет могут быть поданы гражданином в любые отделения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости .

    Нужен ли кадастровый паспорт для регистрации права собственности

    Для регистрации права собственности необходимо собрать определенный перечень документов , среди которых можно выделить:

    • Свидетельство о праве на наследство.
    • Решение судебного органа, вступившее в законную силу.
    • Договоры купли-продажи, дарения.
    • Распоряжения муниципальных и государственных органов.
    • Выписка из ЕГРН и др.

    Среди вышеуказанного списка нет кадастрового паспорта, так как действующее законодательство не содержит обязательного требования относительно его наличия при регистрации права собственности. Все необходимые сведения, содержатся в выписке ЕГРН.

    При этом постановка объектов недвижимости на кадастровый учет является необходимым условием для оформления правомочий владения.

    Сведения об объектах недвижимости, в текстовых и графических формах, содержащиеся в ЕГРН, воспроизводятся путем составления кадастровых карт . Данные карты бывают двух видов:

    1. Дежурные - предназначены только для использования специализированным регистрирующим органом.
    2. Публичные - доступны неограниченному кругу лиц.

    Кадастровые карты формируются в электронном виде и подлежат размещению на официальном сайте для бесплатного просмотра без направления запроса.

    Что такое выписка из ЕГРН и зачем она нужна?

    Выписка из ЕГРН является главным документом, который подтверждает право собственности гражданина на недвижимое имущество (аббревиатура ЕГРН расшифровывается как Единый государственный реестр недвижимости ).

    Соответствующий документ заменяет выдававшиеся ранее выписку из ЕГРП и кадастровый паспорт, а также включает в себя:

    • Текстовую часть (таблица с данными по объекту недвижимости).
    • Графическую часть, которая идентична с кадастровым паспортом объекта.

    Орган регистрации прав осуществляет внесение данных об объектах недвижимости в Единый государственный реестр.

    Можно выделить определенные виды выписок ЕГРН:

    1. Об объекте недвижимости.
    2. Об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
    3. О переходе прав на объект недвижимости.
    4. О правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.
    5. О дате получения органом регистрации прав заявления и документов для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и иные.

    Данная выписка формируется из определенной совокупности документов в отношении одного объекта недвижимости, которые объединены в реестровое дело . Оно ведется в электронном виде, а в целях хранения его дублируют на бумажный носитель.

    Сроки оформления

    В соответствии со ст. 16 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ определены конкретные сроки регистрации прав и кадастрового учета. Данные временные периоды являются более сокращенными в сравнении с теми, которое существовали ранее и составляют :

    • 7 рабочих дней с даты получения органом регистрации (Росреестр) заявления и документов, необходимых для осуществления регистрации права (9 рабочих дней при подаче документов в МФЦ).
    • В течение 5 рабочих дней осуществляется постановка объекта недвижимости на кадастровый учет в органах регистрации (7 рабочих дней - через МФЦ).
    • Десять дней - срок, при одновременном кадастровом учете и регистрации права в органах Росреестра, и 12 рабочих дней в случае, если документы приняты в отделениях МФЦ.
    • 5 рабочих дней должна занимать регистрация, проводимая на основании судебного акта, вступившего в законную силу.
    • В течение трех дней осуществляется государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенной сделки и/или свидетельства:
      • о праве на наследство;
      • о праве собственности на долю в общем имуществе.

        При подаче документов на регистрацию в МФЦ по сделке, удостоверенной нотариусом , срок регистрации - пять рабочих дней.

    • В период семь рабочих дней регистрируется при приеме документов в МФЦ. В случае направления документов через регистрирующий орган срок сокращается на два дня.

    Для приостановки регистрации на основании распоряжения должностного лица установлен срок в 3 месяца (п. 2 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ), а по решению заявителя - до 6 месяцев (п. 1 ст. 30 ранее указанного закона).

    Можно ли подать документы на регистрацию недвижимости в другом городе?

    Экстерриториальный принцип подачи заявления означает:

    • Документы, необходимые для оформления прав на объект недвижимости, граждане могут подать в любых отделениях уполномоченных на регистрацию органов государственной власти.
    • Заявители не связаны правовой необходимостью обращаться именно в то регистрационное учреждение, где находится сам объект недвижимости.
    • При подаче заявления на регистрацию отсутствуют ограничения, связанные с местом жительства гражданина или нахождением юридического лица, а также с пределами регистрационного округа.

    При направлении сведений, используя экстерриториальный принцип, регистрацию сделок, обременений и ограничений прав, производит орган по месту расположения недвижимого имущества .

    Гражданин Д. решил зарегистрировать право собственности на земельный участок, расположенный в Калининградской области и полученный им по наследству. Сам наследник проживает в городе Самара. Для оформления документов гражданин Д. обратился в ближайшее отделение МФЦ, где ему разъяснили порядок и сроки проведения регистрации прав.

    Уполномоченное должностное лицо осуществило прием документов, в подтверждении чего гражданину Д. была выдана расписка с описью принятых сведений и с указанием точной даты того, когда регистрация будет завершена.

    Регистратор в пункте приема создал копию полученных документов в электронном формате и направил сведения в регистрирующий орган по месту нахождения земельного участка. В день указанный в расписке гражданин Д. получил выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности, с надписью: «Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта».

    Регистратор, который принимает документы, обязан произвести проверку представленных сведений на соответствие действующим нормам права, а также убедиться в отсутствии причин для возврата документации без рассмотрения.

    Вопрос

    Ответственность за неверно указанные сведения в выписке ЕГРН

    15 января 2017 года мною для оформления обязательной государственной регистрации права собственности на квартиру были направлены документы в Росреестр. В указанные сроки я забрала выписку из ЕГРН. А при подробном рассмотрении документа я заметила, что моя фамилия написана неверно. Обратившись к регистратору, я получила отказ на исправление ошибки. Подскажите, кто в данном случае несет ответственность за неправильность оформления документа?

    Ответ

    За упущения в проделанной работе, а именно:

    • необоснованные промедления;
    • отказ в приеме документов;
    • технические ошибки, допущенные в записях ЕГРН,

    предусмотрена ответственность регистрирующего органа . Ущерб, который причинен уполномоченным органом власти, подлежит возмещению за счет средств казны. Росреестр вправе взыскать оплаченную сумму ущерба с конкретного должностного лица.

    Вам стоит направить жалобу на руководителя соответствующего регистрационного отделения, в случае неудовлетворения Ваших требований в добровольном порядке, Вы имеет полное право обратиться в судебные органы.