ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
В РОССИИ
Студент гр. 14.3-222
Научный руководитель
Ф.Ф. Шарипов
ассистент С.В. Салмина
Казань, 2016
Таблица 1
Количество зарегистрированных налогоплательщиков в 2007-2009 года
По данным таблицы можно сделать вывод, что темпы роста в 2009 ниже темпов роста 2008 года. Факторы, оказавшие влияние на это, перечислим ниже. Кроме того, видно, что количество зарегистрированных юридических лиц меньше, чем количество индивидуальных предпринимателей.
Для анализа динамики изменения количества налогоплательщиков построим следующий рисунок 1 в виде диаграммы.
Рис.1. Динамика количества зарегистрированных и поставленных на учет по РТ налогоплательщиков за 2007-2009 года
Факторами, оказавшими влияние на положительную динамику, могут быть различными:
а. Благоприятные макроэкономические условия для создания и ведения бизнеса
б. Рост уровня жизни и следовательно наличие у хозяйствующих субъектов свободных денежных средств для вложения их в новый бизнес
в. Достаточный уровень правового регулирования процедур регистрации и постановки на учет налогоплательщиков; снижение бюрократизации данных процессов и много другое.
3. Утверждение эскиза печати и ее изготовление, получение справки о присвоении кодов Госкомстата.
Помимо регистрации учредительных документов вновь образуемого юридического лица государственной регистрации подлежат также печати и штампы этого юридического лица.
Кроме того, вновь созданное предприятие должно пройти этап оформления кодов статистики в Государственном комитете по статистике. Для того налогоплательщику необходимо обратиться в региональный комитет государственной статистики.
На основании представленных налогоплательщиком подлинных свидетельства о государственной регистрации юридического лица, учредительных документов юридического лица, а также протокола учредительного собрания (или решения учредителя) специалист комитета статистики:
Включает налогоплательщика в состав Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности хозяйствования (ЕГРПО) и выдает соответствующее письмо;
Выдает регистрационное удостоверение коммерческого предприятия присваивает налогоплательщику в соответствии с действующими классификаторами коды: ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций); КОПФ (Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов); КФС (Классификатор форм собственности); ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов власти и государственного управления); ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления); ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства); ОКДП (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продуктов и услуг); ОКП (Общероссийский классификатор продукции).
5. Предоставление необходимых документов во внебюджетные фонды в целях постановки на учет налогоплательщика (пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонде социального страхования).
После получения из налоговой инспекции Свидетельства о постановке на налоговый учет налогоплательщик должен встать на учет в Отделении Пенсионного Фонда РФ, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде Социального страхования.
Для постановки на учет налогоплательщику необходимо представить в соответствующий фонд:
Копии учредительных документов организации;
Копию свидетельства о государственной регистрации;
Протокол учредительного собрания (или решение учредителя о создании юридического лица);
Документ (протокол общего собрания учредителей или соответствующее решение учредителя) о назначении директора (или иного исполнительного органа Вашей организации);
Копию информационного письма об учете ЕГРПО (коды статистики);
Копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;
Доверенность на лицо, которое осуществляет постановку на учет в Фонде;
Заявление установленной формы о постановке на учет (бланк заявления можно получить в Фонде).
6. Открытие расчетного счета в банке.
7. Регистрация расчетного счета в инспекции МНС.
Налогоплательщик может (но не обязан) открыть расчетный счет в банке.
Если налогоплательщик собирается открыть расчетный счет, то ему необходимо следует заблаговременно заказать в ИФНС, в котором зарегистрирован, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Так как без этой выписки нотариус не заверит налогоплательщику подпись руководителя организации на банковской карточке.
При подаче в заявления также необходимо приложить и другие дополнительные документы, а именно:
Подлинник информационного письма об учете в ЕГРПО;
Протокол (решение, приказ) о назначении директора;
Протокол (решение, приказ) о назначении главного бухгалтера и т.п.
После открытия расчетного счета в банке налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, в которой состоит на учете.
Налогоплательщику дается 10-дневный срок для уведомления налоговой инспекции об открытом счете. Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей (ст. 118 Налогового кодекса РФ).
8. Для юридических лиц, создаваемых в форме акционерного общества, регистрация выпуска акций (проспекта эмиссии) в соответствии с действующим законодательством.
Документы на регистрацию первичной эмиссии должны предоставляться не позднее одного месяца с момента государственной регистрации акционерного общества.
Следует помнить о том, что превышение 10-дневного срока с момента получения свидетельства о государственной регистрации до постановки на учет в Фонде социального страхования повлечет наложение штрафа в размере 5000 руб. в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ведение дел юридических лиц при статусе крупнейшего налогоплательщика проходит на федеральном либо региональном уровне.
Организации, причисленные к крупнейшим налогоплательщикам (в дальнейшем – КН), встают на учет в зависимости от федерального (регионального) уровня в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС РФ. Эти налоговые структуры контролируют выполнение КН налоговых законов без непосредственного участия.
Федеральной налоговой службой России определен перечень критериев , наличие которых позволяет отнести организацию (юридическое лицо) к понятию крупнейший налогоплательщик.
Что представляют собой эти критерии:
Временные периоды, в рамках которых организация может быть отнесена к КН, следующие: расчет по маркерам ФЭД ведется по любому из трех предшествующих годов, за исключением отчетного .
Статус КН удерживается еще в течение двух лет после того года, когда организация стала не соответствовать принятым критериям.
В случае реорганизации КН этот статус остается за вновь образованным юридическим лицом еще на срок в три года, считая тот из них, когда произошла реорганизация.
Юридические лица-должники, признанные в судебном порядке банкротами, теряют статус КН. Эта норма не касается кредитных структур. Те из них, что администрируются как КН на федеральном уровне, сохраняют этот статус вплоть до того момента, пока не будут принудительно ликвидированы.
Статус КН может быть присвоен даже , если они имеют какие-либо доходы, соответствующие нижеуказанным критериям.
Этот уровень налогового администрирования подразумевает, что рассматриваемая организация соответствует ряду обязательных условий , прямо связанных с маркерами (финансовыми, экономическими) ее деятельности.
Помимо этих универсальных условий федеральное администрирование налогов может применяться к ряду организаций в определенных сферах экономики страны.
В частности, подобные нормы распространяются на структуры и организации военно-промышленного комплекса со следующими показателями (достаточно превышения одного из них):
Представленные цифры справедливы также для организаций, которые находятся в списке предприятий, организаций, обществ, имеющих статус стратегических.
На этом уровне ведение дел юридических лиц упрощено. При сопоставлении установленным показателям не учитывается то, чем компания занимается.
Компании, претендующие на статус региональных КН, должны соответствовать всем следующим условиям одновременно:
Понятие взаимозависимости учитывается, когда очевидно влияние конкретного налогоплательщика на итоги или условия работы организации со статусом КН. В соответствии с законодательно установленными критериями, такой налогоплательщик и его ФЭД будут расцениваться налоговыми органами на уровне КН, взаимосвязанного с ним.
Существует и особая «каста» налогоплательщиков, чья ФЭД подлежит ведению в федеральных масштабах. При этом совершенно неважны размеры налогов, подлежащих уплате, величины активов, объем выручки, штат служащих и наличие факта взаимозависимости.
Речь идет об организациях, получивших от государства лицензию на ведение ряда видов деятельности :
О любых изменениях в своей организационной структуре налогоплательщики представляют информацию в представительства налоговых органов в регионе нахождения.
Срок в один месяц предоставляется для уведомления налоговых органов, если налогоплательщик начинает участвовать в российских или иностранных организациях (кроме хозяйственных обществ и ООО).
Такой же срок дается в случаях создания юридическим лицом, имеющим регистрацию РФ, обособленных подразделений в пределах страны (не ). Это касается и вновь возникших изменений тех сведений о созданных подразделениях, которые были предоставлены ранее.
Срок в три дня предоставляется юридическим лицам на уведомление о закрытии тех обособленных структур, через которые велась деятельность организации в пределах РФ. Это норма распространяется на филиалы, представительства, иные формы обособленных подразделений.
В полном соответствии со статьей 55 ГК РФ – местонахождения юридического лица и его обособленных подразделений не совпадают.
Налоговый кодекс () предписывает юридическим лицам, имеющим в своей организационной структуре обособленные части, обязательную постановку на налоговый учет во всех регионах и муниципалитетах, где находятся эти подразделения.
Несмотря на падающие год от года цены на газ и нефть, а также снижение добычи углеводородов, крупнейшими налогоплательщиками РФ остаются компании «Газпром» и «Роснефть» .
Газовый монополист перечислит около 2 трлн рублей налогов по итогам 2018 года, включая сборы со всех пятидесяти шести «дочек» компании. Налоговые отчисления «Роснефти», главного налогоплательщика страны последних лет, составят около 2 трлн рублей.
В число основных налоговых «доноров» государственного бюджета входят и другие гиганты нефтяного и нефтегазового сектора: «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «ТАИФ-НК», «Новатэк», «Сибур».
Этот перечень дополняют «монстры» розничной торговли – «Магнит», X5 Retail Group, «Мегаполис». В лидирующую двадцатку также входят металлургические компании – УГМК, ММК, «Северсталь», НЛМК, «Норильский Никель», Evraz, UC Rusal.
В списке важнейших налогоплательщиков присутствуют и крупнейшие телекоммуникационные компании страны – МТС, «Мегафон» и Vimpelcom.
Большинство ключевых налогоплательщиков в РФ, так или иначе, связаны с , переработкой и транспортировкой полезных ископаемых.
Каждая из перечисленных компаний имеет суммарный размер активов, превышающий 500 млрд рублей. (По данным Forbes за 2018 год). Штаб-квартиры ровно половины из них находятся в Москве. Две компании из этого списка зарегистрированы за рубежом: Evraz, Vimpelcom. Оставшиеся восемь компаний зарегистрированы в регионах РФ, причем только один регион, Республика Татарстан, может «похвастать» сразу двумя из них («Татнефть» и «ТАИФ-НК»).
Лидерами по среднесписочной численности персонала ожидаемо являются сырьевые гиганты – «Роснефть» (порядка 261 тыс. служащих) и «Газпром» (около 500 тыс. по данным на 2018 год).
Среди ведущих по этому показателю и компании розничной торговли «Магнит» (около 310 тыс. сотрудников на 2018 год), X5 Retail Group (около 200 тыс.).
Сравнение налоговых доноров России со списком крупнейших налогоплательщиков в США имеет лишь одну общую деталь. И там, и там в тройке лидеров сплошь нефтяные компании. В Америке это – ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips.
В остальном же, на фоне горнодобывающих, нефтеперерабатывающих компаний России, в США среди основных налогоплательщиков выделяются компании, производящие интеллектуальные продукты: Microsoft, Apple, IBM, Intel. В список ключевых налогоплательщиков входят также: банки, страховые компании, фармацевтические и косметические производители (Pfizer, Procter&Gamble). В этом списке есть даже McDonald’s, ежегодно уплачивающий около 2 млрд долларов налогов.
Больше информации про передовые технологии налогового администрирования можно найти на данном видео.
1 августа ФНС опубликовала в открытом доступе больше информации о компаниях. Планировалось, что это будет сервис, который поможет проверять контрагентов, его будет удобно использовать, всем наступит цифровая экономика. В реальности это оказался не сервис, а какой-то программный код. Но все равно налоговая тайна больше не тайна, данные опубликованы, их можно использовать и узнавать о вас то, что раньше было нельзя.
Вот как это работает и что теперь будет известно всем.
Информация о юрлицах нужна компаниям, которые должны проверять своих контрагентов на порядочность. Например, если производитель закупает сырье у поставщика, он должен этого поставщика проверить: не однодневка ли это, занимается ли он хозяйственной деятельностью, платит ли налоги, есть ли у него имущество и сотрудники, чтобы выполнить контракт. Если этого не сделать, у налоговой могут возникнуть вопросы уже к производителю: а не занимается ли он сам обналом или уходом от налогов?
Екатерина Мирошкина
экономист
Раньше контрагентов тоже проверяли: смотрели, кто директор, нет ли судебных споров, где фирма зарегистрирована, действительна ли ее регистрация, сдает ли она отчетность. Теперь ФНС опубликовала большую порцию новых данных. А скоро опубликует еще больше.
Например, долги по налогам и штрафам - это не налоговая тайна. И сумма страховых взносов, и за что именно вас штрафовали, и налоги, которые вы платите в бюджет. Все это по закону не тайна, а скоро будет опубликовано в открытом доступе.
Перечень исключений, которые не являются налоговой тайной, есть в ст. 102 НК РФ . Вы можете проверять эти данные по своим партнерам, а они - по вам.
Сведения о среднесписочной численности. Теперь кто угодно может узнать, сколько человек официально работает в любой компании. Ваш партнер может узнать, сколько человек трудоустроено у вас, а вы можете проверить партнера. Вдруг у него в офисе сидит двадцать человек, причем десять из них принимают от вас деньги, а по отчетам проходит только двое? Кто тогда эти остальные люди?
Или вы работаете с транспортной компанией, но, по данным налоговой, у нее в штате два человека с зарплатой по 10 тысяч рублей. Когда налоговая будет проверять ваш бизнес, она спросит, что это за партнер такой, который выдает вам счета-фактуры на транспортные услуги? И почему вы не задались таким вопросом? Может быть, никаких транспортных услуг и не было вовсе?
На самом деле водители в этой компании могут работать как ИП или физлица по договорам подряда. Но вопрос налоговая все равно задаст. Лучше заранее проверять своих партнеров и работать с теми, кто не вызывает подозрений. Но так же будут проверять и вас. Сведения о среднесписочной численности должны сдавать все компании.
Сведения об участии в консолидированной группе налогоплательщиков. Это касается только крупных компаний с миллиардными оборотами. Консолидированная группа - это когда несколько фирм объединяются и вместе платят налог на прибыль, потому что связаны между собой. Если у вас нет каких-то взаимозависимых фирм, с которыми вы вместе получаете 100 млрд рублей в год, то ничего такого ваши партнеры не узнают.
Еще эти данные подходят для самопроверки. Например, если вы на спецрежиме и подали в налоговую уведомление еще при регистрации, то в ответ налоговая ничего не выдает. А потом вам присылают запрос: почему это вы не подаете декларацию по НДС .
Выясняется, что налоговая не знает, что вы на спецрежиме, и ждет от вас налоги и отчеты по полной программе. Чтобы разобраться, нужно поднимать документы, хотя второго экземпляра с отметкой может не быть. Еще бывает, что фирму вам регистрирует бухгалтерская компания или юрист. Они говорят, что все зарегистрировали и подали уведомление о переходе на спецрежим. А потом оказывается, что на упрощенку вас не перевели.
Да, пока это все. Публикация данных в открытом доступе делится на три этапа :
Тут не все так просто. Налоговая раскрывает данные не в реальном времени. По приказу ФНС , данные актуальны не на день публикации или запроса, а на конкретную дату. Причем эта дата может быть даже в прошлом году.
Когда опубликуют | Актуальность данных | |
---|---|---|
Спецрежимы | 1 августа 2018 года | на 31 декабря 2017 года |
Среднесписочная численность | 1 августа 2018 года | за 2017 год |
Суммы уплаченных налогов | 1 октября 2018 года | за 2017 год |
1 октября 2018 года | за 2017 год | |
1 декабря 2018 года | на 31 декабря 2017 года, при условии, что до 1 октября 2018 года долг не погашен | |
1 декабря 2018 года | которые вступили в силу в 2017 году, при условии, что до 1 октября 2018 года штраф не оплачен |
Спецрежимы
Когда опубликуют
Актуальность данных
Среднесписочная численность
Когда опубликуют
Актуальность данных
за 2017 год
Суммы уплаченных налогов
Когда опубликуют
Актуальность данных
за 2017 год
Доходы и расходы по бухгалтерской отчетности
Когда опубликуют
Актуальность данных
за 2017 год
Долги по каждому налогу, пеням и штрафам
Когда опубликуют
Актуальность данных
Налоговые нарушения и штрафы за них
Когда опубликуют
Актуальность данных
которые вступили в силу в 2017 году, при условии, что до 1 октября 2018 года штраф не оплачен
Это значит, что 1 октября будут опубликованы только те суммы налогов, которые фирма заплатила за 2017 год. В этот период бизнес мог еще быть маленьким и даже убыточным, доходов по отчетности было немного. А в 2018 году он стал приносить прибыль, и доходов с налогами стало больше. Но данные об этом будут доступны только в 2019 году. Не все партнеры это узнают - могут подумать, что сумма налогов актуальна на дату запроса. В результате может сложиться неправильное мнение о бизнесе.
Со штрафами тоже есть риски. Компания могла получать много штрафов по налогам в 2017 году, а до 1 октября 2018 года все их погасить, чтобы заключить выгодный контракт. Кажется, что фирма добросовестная, а она весь прошлый год не сдавала отчеты и платила налоги с просрочками.
Поэтому этот сервис хоть и полезный, но вряд ли поможет получить на 100% достоверную и актуальную информацию. Его можно использовать, но нужно проверять партнера и по другим каналам. Например, использовать сервисы налоговой с актуальной информацией.
Пользоваться этим сервисом в том виде, в котором его запустили , невозможно. Потому что это не сервис, а набор нечитаемых данных. Нельзя указать ИНН и узнать, какая среднесписочная численность сотрудников у партнера.
В прошлом году, когда была попытка запустить «Прозрачный бизнес», для него сделали отдельный домен pb.nalog.ru, там был поиск по ИНН . Он поработал несколько часов, а потом его закрыли.
В этот раз все ждали такой же сервис, но что-то пошло не так. Говорят, что так и было задумано, но скачать можно только файл с данными, из которого ничего не понятно. То есть вы не сможете зайти на сайт налоговой, указать там ИНН партнера и узнать, какой у него спецрежим, сколько человек там работает и нет ли долгов по налогам. А конкурент не сможет вот так запросто узнать, какой у вас оборот по балансу за 2017 год.
Этот сервис имеет смысл, потому что данные вот в таком виде смогут загружать и обрабатывать другие сервисы, которые представляют информацию в понятном виде. Таких сервисов много. Разобраться могут и сами компании, если программист адаптирует код из файлов в читаемый вид. Это несложно, но этим надо заниматься.
Файлы с открытыми данными уже обработали те, кто предлагает услуги по проверке контрагентов. Есть даже боты в Телеграме, которые по ИНН выдают численность сотрудников.
Вот что будет, если отправить такому боту ИНН компаний со снимка экрана, который мы привели выше.
Пока нет. Но о физлицах можно и сейчас найти много интересной информации. Например, сколько они должны по требованиям приставам, оформлены ли как ИП , в каких фирмах числятся директорами и в каких судах были ответчиками.
А еще можно узнать, в какой компании работает человек, а потом проверить эту компанию: сколько налогов она платит и сколько человек в ней работает. Раньше можно было сказать, что работаешь заместителем руководителя отдела продаж в условном ООО «Ромашка», а теперь любое заинтересованное лицо узнает, что в «Ромашке» числится один человек, отдела продаж там вообще нет, а замещать некого.
Если вы физлицо - поднимите бокал за тех, кто в бизнесе.
Если у вас юрлицо, приведите в порядок отчетность и ту информацию, которая может быть известна партнерам. Несмотря на странный вид данных на сайте налоговой, эту информацию через другие сервисы уже сейчас можно получить в один клик.
Заплатите штрафы и недоимки по налогам до 1 октября, чтобы в декабре не испортить себе репутацию.
Оформите сотрудников, если официально у вас их мало. Можно оформить их на полставки, в отчете пока не видна зарплата и взносы. Но тогда приготовьтесь к зарплатной комиссии.
Приготовьтесь отвечать на вопросы партнеров по поводу небольшой численности и долгов по налогам, если они есть. Это не значит, что у вас однодневка. Даже такую ситуацию можно грамотно объяснить. Попросите помочь бухгалтера все правильно оформить.
Несмотря на неблагоприятную экономическую обстановку, отечественное предпринимательство потихоньку развивается. Мы решили провести анализ и определить, сколько в России предприятий. По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства (на 10.09.2016), который только в этом году начал свою работу, общее количество предприятий в России (включая юридически лица и индивидуальных предпринимателей) сегодня составляет 5 671 909, из них микропредприятий – 5 380 768 (94,87%), малых – 270 540 (4,77%), средних – 20 601 (0,36%).
Тем не менее, здесь стоит учитывать, что в рамках данного реестра понимается под малыми, средними и микропредприятием. Сегодня критерии следующие:
Категория субъектов МСП | Количество сотрудников | Доход предприятия (за год) |
Микропредприятие | < 15 человек | < 120 млн. руб. |
Малое предприятие | 16 – 100 человек | < 800 млн. руб. |
Среднее предприятие | 101 – 250 человек | < 2 млрд. руб. |
Должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований: | ||
|
Когда только вводился реестр, мы уже отмечали, что данные критерии не позволяют учесть все особенности малых и средних предприятий. Например, что делать, если предприятия по этим критериям подходят по классификацию «малое», но одно имеет доход 10 млн. руб. в год, а другое – 100 млн. руб.? Они оба будут микропредприятиями при соответствии остальным критериям, несмотря на 10-кратную разницу в доходе. Поэтому ещё есть над чем работать. При всем при этом, данный реестр полезен и имеет большое значение, например, при отборе отечественных предприятий во избежание мошенничества для осуществления госзаказа или предоставления государственного финансирования.
Стоит отметить, что в структуре ВВП развитых стран, таких как США, Китай, Германия, Франция, Великобритания, Япония, Южная Корея доля малых и средних предприятий составляет 50-60%, а в России всего 21% (данные 2015 года). Иными словами, развитие предпринимательства, особенно малых и средних предприятий, является ключевым фактором экономического роста. Именно здесь в большей степени рождаются инновации, изменяющие мир и нашу жизнь.