Краткий рассказ о промышленном предприятии урала. Отрасли специализации

Краткий рассказ о промышленном предприятии урала. Отрасли специализации

Одним из самых больших географических регионов на карте России является Урал. Его территориальное расположение включает Западно - и Восточно - Сибирскую равны, которые находятся по обеим сторонам Уральской горной системы. Южной границей региона по территориальному разделению является часть бассейна реки Урал, которая в Каспийское море.

Население региона

В списке всех крупных районов Российской Федерации, именно Урал стоит на втором месте по численности населения. Эта цифра на сегодняшний день составляет около 20,4 млн. Изменения этого показателя с каждым годом увеличиваются, что обусловлено активным развитием промышленной деятельности региона.

На огромной площади региона распределение местных жителей происходит неравномерно даже при средних показателях плотности 24,8 чел./км 2 . Наиболее населенной административной единицей по статистическим данным является Челябинская область, в ней на 1 кв. метре проживает 41 человек. Самые низкие показатели зафиксированы в Курганской области, где на 1 км 2 приходится 15,7 человек.

Из всей численности населения около 75% составляют именно городские жители, такая статистика обусловлена результатом индустриального развития региона. Самыми крупными городами Урала, с численностью более 1млн., являются 4 населенных пункта: Уфа, Челябинск, Пермь и Екатеринбург. На территории района проживают люди многих национальностей. Самую большую национальную группу занимают именно россияне, немного уступают по своей численности татары. На северо - западе Урала - удмурты, пермяки, коми, а также башкиры.

Промышленность Урала

Наличие богатых месторождений полезных ископаемых и другие преимущественные географические особенности территории Уральского края, позволили этому району, внести свой весомый вклад в металлургический, нефтехимический, машиностроительный и другие промышленные комплексы России.

Черная металлургия

Наиболее развитой и старейшей отраслью региона является черная металлургия, продукция которой занимает более 20% всей промышленной выработки Урала. Если рассматривать удельный вес Уральского края в Российской Федерации по добыче руды, то он составляет около 21%, а вот производство чугуна и изготовление металлопроката, и того больше, около 40%. Объемы добычи не могут обеспечить сырьем множество крупных производственных предприятий полного цикла, таких как Новотроицкий, Нижнее-Тагильский, Магнитогорский и Челябинский металлургические заводы. Поэтому поставки недостающего объема руды на эти предприятия осуществляются из Казахстана.

Черная металлургия Урала - промышленная отрасль, которая в основном ориентирована на экспорт.

Машиностроение

Данная отрасль промышленности Урала, ежегодно дает 17% готовой продукции из общего объема по всей стране. На территории региона работают и активно расширяются боле 150 машиностроительных крупных предприятий. Самыми крупными из них являются: «Уралмаш», «Уралэлекторотяжмаш» и другие.

Что касается предприятий, чья деятельность направлена на производство транспортного машиностроения, то их тоже достаточно много. Самой продуктивной в этом направлении является Челябинская область, где с конвейеров сходят грузовые автомобили, вагоны, а так же различные виды дорожной специализированной техники: автофейдеры, бульдозеры и даже вагоны. В целом ассортимент машиностроительной продукции достаточно большой, что позволяет не только в полном объеме обеспечить потребности внутри страны, но и значительную часть товаров экспортировать в страны ближнего зарубежья.

Топливно-энергетический комплекс

По производству электроэнергии по праву занимает почетное третье место в стране. Более 90 % всех предприятий топливно-энергетического комплекса приходится на тепловые станции, имеются так же две крупные ГРЭС и всего одна Белоярская атомная станция.

Немного слабее в регионе развита нефтеперерабатывающая отрасль, её представляют несколько крупных НПЗЮ, расположенных в Орске, Уфе, Перми и других городах. Газодобывающая ветвь в отрасли наиболее развита в Оренбурге, где расположен крупнейший газохимический уральский комплекс. А вот добыча угля в регионе из-за низкой рентабельности быстро уменьшает обороты.

Большую роль в промышленности Урала играют так же химическая отрасль и лесной комплекс. Они представлены множеством предприятий расположенных по всей территории региона.

Сельское хозяйство на Урале

Важность агропромышленного комплекса для экономики Урала, бесспорна. Ведь около 15 % всей агропродукции страны поступает именно из Урала. Особое внимание региона направленно на зерноводство, большую часть в котором занимает выращивание яровой пшеницы.

Что касается других направлений сельского хозяйства, то плодородные земли Урала дают отличные показатели урожайности овощей. Также хорошо развито животноводство, которое дает около 15% молочной и мясной продукции.

  • Состав: Курганская, Оренбургская, Свердловская и Челябинская обл., республики Башкортостан и Удмуртия, Пермский край.
  • Главные города: Екатеринбург — 1200 тыс. чел., Пермь 1000 тыс. чел., Челябинск — 1100 тыс. чел., Уфа — 1040 тыс. чел., Ижевск, Оренбург, Магнитогорск, Нижний Тагил.

Урал, расположенный на рубеже Европы и Азии, по своему экономическому потенциалу занимает 2-е место после Центрального района. Роль Урала определяется его мощной тяжелой промышленностью — черной и цветной металлургией, металлоемким и производством вооружений, которые сформировались на богатых металлических ресурсах района. По этим отраслям район занимает первые места в России.

Специализация Урала формировалась с начала XVIII века. Первая выплавка металлов на заводах Демидовых велась еще при Петре I. К середине XVIII века Урал стал мировым лидером по выплавке черных металлов. В XIX веке металлургия находилась в упадке, а XX век ознаменовался возрождением этой отрасли. Металлургия района была связана с производством оружия, а в последние полвека — и с выпуском тяжелой производственной техники.

Урал — основная металлургическая база страны, дающая половину произведенной в стране стали. Она сложилась на местных железных рудах, которые нынче почти исчерпаны. Руда завозится с КМА и . На Урале работают 4 из 8 крупнейших металлургических комбинатов страны — Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско- Халиловский и , производящие 45 чугуна, стали и проката Урала. Качественные сорта стали выпускают Чусовской, Серов- ский, Златоустовский, Алапаевский заводы. Различные виды сплавов производят в Челябинске и Серове.

Цветная металлургия Урала включает почти полный набор отраслей, что является уникальным случаем мировой практики. Она сформировалась на собственных ресурсах медной, никелевой, свинцово-цинковой руды, хрома, бокситов, золота, платины, которые уже сильно выработаны, поэтому активно используется и привозное сырье. Заводы размещаются во многих городах Урала. Медь производят в Красноуральске, Ревде, Кыштыме. Алюминий получают в Каменск- Уральском и Краснотурьинске, никель — в Орске и Реже, цинк — в Челябинске.

Машиностроение Урала по объему производства уступает только Центру. Здесь выпускают тяжелую технику для металлургии, нефтяной, химической, горнодобывающей, лесной промышленности, кузнечно-прессовое оборудование, экскаваторы, тракторы, вагоны. Самые большие заводы — «Уралмаш» и «Уралхиммаш» в , трубопрокатный и горного оборудования в Первоуральске, тракторный и трубопрокатный в Челябинске, горного оборудования и крановый в Магнитогорске, вагонов — в Нижнем Тагиле и др. Развито на Урале среднее и точное машиностроение: выпуск станков (Алапа- евск), инструментов (Златоуст), автомобилей (Миасс, Ижевск), сельскохозяйственных машин и автобусов (Курган).

Урал производит почти все виды вооружений: танки в Челябинске и Нижнем Тагиле, артиллерию в Екатеринбурге и Перми, ракетные комплексы в Глазове и Воткинске, БМП в Кургане, стрелковое оружие в Ижевске. Предприятия Урала вырабатывали специальные сплавы, виды топлива, взрывчатые вещества и другие материалы для .

Крупных масштабов на Урале достигла химическая индустрия. В первую очередь — это производство калийных и азотных удобрений и соды в Пермском крае на местном сырье, серы — на отходах металлургии, продукции органического синтеза на основе нефтепереработки и нефтехимии в Перми, Орске и особенно в Башкирии — Уфе, Салавате, Стерлитамаке, и газопереработки в Оренбурге.

В Пермском крае и Свердловской обл. на местных ресурсах развита лесная промышленность, в т.ч. переработка древесины, с крупными комбинатами в Соликамске, Краснокамске, Красновишерске; Урал дает 15% древесины и 20% производства бумаги в стране. В строительной индустрии выделяется производство цемента, асбеста, огнеупоров и как специфическая уральская отрасль — добыча и обработка поделочных, декоративных и драгоценных камней. Легкая и пищевая промышленность развиты довольно слабо. В пищевой отрасли выделяется производство мяса и муки в южных областях.

Мощная промышленность района требует много топлива и энергии. Их основой был привозной уголь, позднее — нефть Волго–Уральской провинции (в Пермском крае и Башкирии). Современная энергетика Урала — одна из самых мощных в стране. Она включает систему крупных ТЭС и ГРЭС и дополняется Белоярской АЭС (около Екатеринбурга), Камской и Воткинской ГЭС на Каме. Но своей электроэнергии Уралу не хватает, он получает ее из и Западной Сибири.

Сельское хозяйство дает около 10% продовольствия России и опирается на крупные земельные ресурсы , который находится в засушливой зоне с рискованным (в годы сильных засух). Район специализируется на производстве зерна, в основном яровой пшеницы. Она отличается хорошим качеством благодаря теплому сухому климату, но меньшей урожайностью. Урал характеризуется крупным мясомолочным и развитым овцеводством. Однако району не хватает своего продовольствия и он завозит много овощей, картофеля, круп, масла, сахара. Вокруг крупных городов создано пригородное хозяйство.

Население Урала за советские годы сильно выросло, и по числу жителей и городов (150) район уступает только Центру. Население сосредоточено в промышленных ареалах горного Урала, а также в Башкирии и Удмуртии. Окраинные — предуральские и зауральские районы — заселены слабее. В городах проживает 75% населения. Урал, как и Поволжье — район крупных городов. Здесь 4 города- миллионера — это больше, чем в других российских районах. Сельское население проживает в основном на , но плотность его невелика — до 10 чел./м 2 . Наибольшее число сельских жителей — в Башкирии, где оно представлено коренным населением и татарами.

В начале 90-х гг. Урал оказался в числе наиболее бедственных районов страны в связи с резким сокращением ВПК, что затронуло и все смежные отрасли. Здесь более 23 занятых работали в этом комплексе, что определило высокую безработицу. Вместе с тем продукция ресурсных отраслей — черные и цветные металлы, нефть и нефтепродукты — вышла на мировой рынок и приостановила экономический спад. Сейчас начата реконструкция ряда крупных предприятий этих отраслей, начинают оживать и машиностроительные заводы, обеспечивающие эту реконструкцию. Все это позволяет Уралу сохранить свою экономику и по ее объему почти сравняться с Центральным районом.

Экологическая ситуация на Урале очень сложная. Из 40 самых загрязненных городов России 10 находится на Урале. В их числе

Магнитогорск, Новотроицк, Челябинск, Нижний Тагил, Оренбург, Уфа, Первоуральск, Кыштым — центры металлургии, угольной энергетики, нефтегазохимии. Загрязненность приводит к выпадению осадков с вредными окислами, вызывает рост заболеваемости населения, усыхание лесов, загрязнение почв. Тяжелое положение с водными ресурсами. Урал, лежащий на водоразделе Волги и Оби, имеет их небольшие притоки, которые чрезвычайно загрязнены, большая часть воды забирается на технологические нужды.

Особую тревогу вызывает ареал радиационного загрязнения после аварии 50-х годов в Челябинской обл., а также большое скопление объектов потенциальной опасности — полигонов испытания и захоронения разных видов вооружений, взрывчатых веществ, химического оружия, отработанного урана и др. Опасность представляет и изношенное оборудование химических, нефтеперерабатывющих и металлургических производств, десятков нефтегазопроводов, пересекающих территорию Урала.

В перспективе не должны наращиваться ресурсные и тяжелые отрасли, хотя именно они и «держат» сейчас экономику Урала. Его промышленность, более чем в других районах, нуждается в технологическом обновлении для улучшения качества продукции, снижения ресурсоемкости и обеспечения экологичности производства. Здесь не должны строиться новые «гигантские» предприятия, бывшие основой уральской промышленности, необходима более продуманная конверсия ВПК, развитие производства товаров для населения и всех видов природоохранной деятельности. Необходимо предотвратить дальнейшее превращение территории горного Урала в техногенный безжизненный ландшафт, главным элементом которого являются дымящие заводские трубы.

ГЛАВА 18. УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

18.1 Состав, значение, особенности Уральского эконо­мического района

Состав: Курганская, Оренбургская, Свердловская, Челя­бинская области. Пермский край, Республика Башкортостан (Башкирия), Республика Удмуртия.

Территория района - 824,0 тыс. км 2 , население - около 20 млн. человек, средняя плотность населения 24,5 человека на 1 км". Размещено население неравномерно. По числу жителей вы­деляются Свердловская, Челябинская области, Пермский край и Башкортостан (на эти регионы приходится 76% населения Ура­ла). Национальный состав населения района неоднороден. Пре­обладают русские, украинцы, но башкиры и удмурты формируют заметные группы населения в своих республиках. Кроме русских на северо-западе живут коми и коми-пермяки.

Результаты быстрого экономического развития Урала - вы­сокий коэффициент урбанизации. Доля горожан - 75%. Особенно высокий коэффициент урбанизации в Свердловской и Челябин­ской областях (87 и 81% соответственно). Крупнейшие города Уральского района - Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь.

Уральский район расположен между старыми промышлен­ными районами европейской части России, Сибирью и Казахста­ном - на стыке европейской и азиатской частей РФ. Такое "со­седское" положение можно оценить как благоприятное для функ­ционирования и развития всего хозяйственного комплекса.

Территория района ввиду ее внутреннего положения между западной и восточной экономическими зонами, имеющими раз­ный уровень экономического развития и разную специализацию, обеспечивает транзитность связей между ними.

Начальный период промышленного развития района отно­сится к началу XVIII в., когда его ЭГП еще не было благоприят­ным. В последующие годы ЭГП района улучшилось благодаря развитию транспорта и строительству новых дорог.

Через Урал проходят транспортные магистрали, пересе­кающие всю территорию России от западных границ до Тихого океана. С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей промышленности - с запада, кроме того вывозит свою продукцию во все экономические районы РФ.

Уральские горы вытянуты в меридиональном направлении. С запада к ним примыкают окраины Восточно-Европейской рав­нины (Предуралье), с востока - Западно-Сибирская низменность (Зауралье). Складчатые горы Урала возникли еще в палеозое, позднееони были размыты, разрушены и выровнены.

Высота Среднего Урала составляет 600-800 м. В северной части Урала в Республике Коми расположена его самая высокая точка- гора Народная (1894м). Разнообразят рельеф Урала глубоко врезанные речные долины. Главная река района - Кама пиши, самый многоводный приток Волги.


Климат Урала меняется как в направлении с севера на юг, так и с запада на восток. Климат предгорный имеет много общего с климатом прилегающих долин. Различия температур воздуха на севере и юге Урала особенно заметны летом, также велики раз­личия в природных условиях между горной и равнинной терри­ториями.

Леса покрывают Уральские горы почти на всем протяже­нии. Лесная зона на севере района (есть промышленные разра­ботки древесины) сменяется зоной лесостепей и степей на юге Уральского района. Там плодородные земли.

Урал - "кладовая" полезных ископаемых. Месторождения медных и других руд приурочены к магматическим породам вос­точного склона гор. Здесь же находятся месторождения асбеста, мрамора, талька, самоцветов. Имеются запасы железной руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий. Более 100 лет дают железную руду горы Благодать и Высокая. Их запасы истощены. Две трети железорудных запасов содержит Качканарское место­рождение. На Урале добывают медь, никель, магний, бокситы. Особенно ценными являются комплексные руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий. Медные руды содержат цинк, зо­лото, серебро. В прогибе у западного склона Уральских гор со­средоточены полезные ископаемые осадочного происхождения -нефть (Башкортостан, Пермский край), природный газ (Орен­бургская область), уголь, калийная и поваренная соли (Пермский край).

Отраслями специализации хозяйства района являются раз­нообразная горнодобывающая, металлургическая (черная и цвет­ная металлургия), машиностроительная, химическая и лесная промышленность.

Уральский регион является вторым по индустриальной мощи среди экономических районов Росси, производя более 13 % ВВП, боле 17% промышленной и около 14 % сельскохозяйствен­ной продукции России. Он выделяется как крупнейший произво­дитель технологического оборудования для многих отраслей промышленности страны.

За годы реформ пострадали практически все отрасли хозяй­ства, но особенно машиностроение. Объем производства маши­ностроительных предприятий, входящих в состав военно-промышленного комплекса (ВПК) России, уменьшился в не­сколько раз. Падение производства сопровождалось ростом без­работицы.

В настоящее время район выживает в большей степени за счет отраслей производящих продукцию, ориентированную на экспорт (сырьевые ресурсы, черные и цветные металлы, мине­ральные удобрения). Экономика района приобрела устойчивую экспортную ориентацию, о чем свидетельствуют и структурные изменения в промышленности.

Особенность промышленности Уральского региона- взаи­мосвязь разных производств. Черним и цветная металлургия, сы­рье для которой дает горнодобывающий промышленность, созда­ет базу для машиностроения Л машиностроение и спою очередь обеспечивает оборудованием горную, химическую, металлурги­ческую отрасли. На отходах металлургического производства первоначально развивалась химия

Первой по значению и старейшей отраслью специализации является черная металлургия , которая возникла на Урале еще в конце XVII в. Это одна из крупнейших металлургических баз России. Ныне ее представляют Магнитогорский и Нижнетагиль­ский, Челябинский и Орско-Халиловский (в Новотроицке) ком­бинаты. Кроме этих гигантов на Урале действуют и небольшие по мощности заводы. Металлургические предприятия использу­ют местную железную руду и привозную (главным образом с Со-коловско-Сарбайского месторождения Кустанайской области Ка­захстана и частично с КМА), а коксующийся уголь привозят из Кузнецкого и Карагандинского (Казахстан) бассейнов.

В составе черной металлургии видное место занимают тру­бопрокатная промышленность (Первоуральск, Челябинск) и про­изводство ферросплавов (Челябинск и Серов).

Цветная металлургия района имеет республиканское зна­чение. Выплавка меди - исконно уральское производство. Одно­временно в процессе производства используют и другие компо­ненты руды (в том числе серу - сырье для химической промыш­ленности). Наиболее крупные комбинаты расположены в городах Ревда, Красноуральск, Верхняя Пышма и Кыштым. Получают как черновую, так и рафинированную медь. На уральских заводах также выплавляют никель (Орск, Реж), цинк (Челябинск), алю­миний (Каменск-Уральский, Краснотурьинск), магний, титан.

Нефтеперерабатывающая промышленность (НПЗ в Уфе, Перми, Салавате), служит основой для химии полимеров (Перм­ский край, Башкирия). В Оренбурге на базе местного газоконденсатного месторождения создан газо-химический комплекс.

Химическая промышленность. Помимо отходов пред­приятий черной и цветной металлургии эта отрасль использует местное минеральное сырье (нефть, газ, калийную соль). В Бе­резниках (Пермский край) на химических заводах производят со­ду, калийные и азотные удобрения, в Соликамске - калийные. Фосфатные удобрения вырабатывают в Перми и Красноуральске.

По числу машиностроительных отраслей и подотраслей Урал не уступает Центральному району. Материалоемкое маши­ностроение Урала специализируется на производстве оборудова­ния для всех отраслей промышленности. Один из крупнейших в стране - машиностроительный завод "Уралмаш" в Екатеринбурге - выпускает блюминги, прессы, буровые установки, шагающие экскаваторы, различные станки. Есть заводы в Челябинске, Орске, Перми.

Транспортное машиностроение представлено в Нижнем Тагиле и Усть-Катаве (вагоностроительные заводы), в Миассе и Ижевске (автомобильные заводы). Трудоемкое машиностроение (станкостроение и приборостроение) сосредоточено в городах Екатеринбург, Челябинск, Пермь. В районе также развито сель­скохозяйственное машиностроение (Курган) и тракторострое­ние (Челябинск).

Лесная промышленность в прежние времена обеспечива­ла металлургию древесным углем. В настоящее время на севере района создана современная деревообрабатывающая промыш­ленность. Целлюлозно-бумажные комбинаты есть в Краснокам-ске, Соликамске, Перми, Красновишерске.

Агропромышленный комплекс. Условия для ведения сельского хозяйства неодинаковы в северной, средней и южной части Урала, что зависит от климатических условий и рельефа местности.

На равнинах в Прикамье возделывают озимую рожь, овес, лен. В южной лесостепной и степной зонах выращивают пшени­цу и подсолнечник, в Башкортостане - сахарную свеклу, а в Оренбургской области - можно выращивать даже арбузы. Сель­ское хозяйство южной части Урала имеет зерново-животноводческое направление. Разводят крупный рогатый скот, овец и знаменитых оренбургских коз, В Башкортостане развито пчеловодство.

Топливно-энергетический комплекс Большое значение для Урала имеет нефтедобывающая промышленность, созданная в Башкирии, Пермском крас, Оренбургском области И Удмуртии. Широко известны Туймазинекие, ИшимГшйскис. Арлапские неф­тепромыслы Башкортостана, дающие большую часть добываемой нефти Урала. Почти вся добываемая нефть перерабатываете» ме­стными НПЗ.

Крупное газовое месторождение вОренбургской области поставляет сырье па газоперерабатывающий комплекс. Орен­бургский газ по магистральному газопроводу "Союз" поступает в Центральную Россию и далее в страны Зарубежной Европы.

Угольная промышленность имеет сугубо локальное значе­ние. Добываются бурый уголь в Свердловской (Карпинск) и Че­лябинской (Копейск и Коркино) областях, а также каменный уголь в Пермском крае (К"изеловский бассейн).

Однако имеющихся энергоносителей району не хватает, и большое количество топлива завозится на Урал в основном из Западной Сибири и Казахстана. По производству электроэнергии Уральский район занимает второе место в РФ вслед за Централь­ным экономическим районом. Большая часть электроэнергии производится на тепловых станциях. Крупнейшими из них явля­ются Рефтинская, Ириклинская, Троицкая. Свою долю в произ­водство электроэнергии вносят Камская и Боткинская ГЭС. Дей­ствует Белоярская АЭС.

Транспорт района имеет исключительно важную роль, учитывая транзитное положение Урала. Территория района по­крыта густой сетью железных и автомобильных дорог, линиями электропередачи и трубопроводами.

Внутренние и межрайонные перевозки в большей степени осуществляются по железным дорогам. Магистрали, располо­женные в меридиональном направлении, служат межрайонному сообщению, а в широтном - обеспечивают связи Урала с сосед­ними районами России и странами «ближнего зарубежья». Осо­бенно большое значение имеют дороги, проходящие через Челя­бинск и Екатеринбург.

Река Кама пересекает Уральский экономический район только на северо-западе и обеспечивает перевозки лесных грузов.

Газ из Оренбурга транспортируется по газопроводу "Союз" через Самару, Стерлитамак, Заинек, Новопсков, Ужгород в стра­ны Европы. Протяженность газопровода от Оренбурга до грани­цы бывшего СССР - 2750 км. Через Уральский район проходят все трубопроводы из Западной Сибири.

Эффективность развития Уральского экономического рай­она в будущем связана с необходимостью подъема тяжелой про­мышленности, реконструкции военно-промышленного комплек­са, который был крупнейшим в Росси по масштабам производст­ва, преодоление сырьевой ориентации экономики, приобретенной в результате приспособления к рыночным условиям хозяйствова­ния, а главное - преодоление технической отсталости предпри­ятий машиностроения, обновление технологий, основных фондов в ведущих отраслях хозяйства.

18.3 Территориальная организация хозяйства Ураль­ского экономического района

В Уральском экономическом районе выделяются три

подрайона:

1) Среднеуральский (Свердловская область);

2) Западно-Уральский (Башкортостан, Удмуртия и Перм­ский край);

3) Южно-Уральский (Оренбургская, Курганская и Челя­бинская области).

Среднеуральский - это самый мощный промышленный район Урала. На него приходится более четверти из общего объ­ема промышленной продукции района. Он специализируется на черной и цветной металлургии, тяжелом и энергетическом маши­ностроении, электроэнергетике. Вклад других отраслей в общий объем производства промышленной продукции значительно скромнее. К таким отраслям следует отнести химическую и неф­техимическую, лесную, пищевую и топливную промышленности.

В Западно-Уральском подрайоне производится большая часть промышленной продукции района (более 40 %) и продук­ции сельского хозяйства (почти половина). Здесь выделяются два субъекта РФ: Башкортостан и Пермский край.

В общем объеме промышленной продукции района на до­лю каждого из них приходится одна пятая и соответственно одна седьмая части. На долю Удмуртии приходится одна двадцатая часть. Развитие получили топливная, энергетическая, химическая и нефтехимическая промышленности, машиностроение. На Баш­кортостан приходится наибольшая доля продукции сельского хо­зяйства всех субъектов района (более четверти).

Южно-Уральский подрайон дает примерно одну треть промышленной продукции района и столько же продукции сель­ского хозяйства. В производстве промышленной продукции осо­бенно выделяется Челябинская область, М долю которой прихо­дится одна пятая часть всей продукции района. Наибольшее раз­витие в районе получили топливная и энергетическая промыш­ленность, черная металлургия, машиностроение. Заметна роль в развитии черной металлургии Челябинской области. В общем объеме промышленной продукции своей области доля этой от­расли составляет более 40 % . На территории Оренбургской об­ласти сформировал крупный территориально-производственный газопромышленпый комплекс (ТПК). Каждым из трех субъектов подрайона сельскохозяйственной продукции производится при­мерно одинаково.

Для Уральского региона характерна тесная взаимообусловленность составляющих отраслей и производства, особенно в тяжелой индустрии.

Горнодобывающая промышленность служит базой для черной и цветной металлургии, химической и строительной индустрии. В целом машиностроение и металлургия главенствуют на Урале как по объему продукции, так и по значению для страны.

Лесная промышленность и аграрно-индустриальный комплекс опираются на ресурсы древесины и сельскохозяйственного сырья.

Уральский регион включает также группы обслуживающих отраслей и производств - добычу угля и торфа, производство электроэнергии, товаров народного потребления и продовольствия.

Экономический профиль Уральского районного комплекса определяет тяжелая индустрия, основами которой являются черная и цветная металлургия. Фундамент комплекса представлен добывающими производствами. К ним относятся прежде всего добыча и обогащение руд черных и цветных металлов, разработки россыпных месторождений золота и платины, добыча нерудного сырья как для металлургии, так и для других отраслей, особенно промышленности строительных материалов.

Черная металлургия Урала в целом отличается более высоким качеством металла, что обусловлено использованием малосернистого кузнецкого кокса и руд Урала, чистых от вредных примесей и содержащих ценные компоненты - хром, никель.

По развитию цветной металлургии Урал занимал и занимает ведущее место в России, выпуская почти все цветные металлы, их сплавы и прокат. Медные руды Урала - комплексные. Из них, в частности, получают редкие металлы и цинковый концентрат, который перерабатывается на Челябинском цинковом заводе.

Урал - важнейший поставщик алюминия, магния, титана. Будучи электроемким, их производство локализовано поблизости от источников энергетического топлива - каменного и бурого угля.

Урал - старейший в стране регион золотодобычи. Прииски разбросаны вдоль восточных склонов хребта. Издавна славится Урал драгоценными и поделочными камнями, добываемыми в Ильменских горах западнее Челябинска и в других местах. Центром камнерезно-гранильного и ювелирного производства Урала является Екатеринбург. Уральские драгоценные камни используются в качестве не только ювелирного, но и технического сырья для нужд приборостроения, электротехники, радиоэлектроники, оптики.

Наличие мощной металлургической базы способствовало развитию на Урале машиностроения и металообработки. Уступая лишь Центральному региону России по величине продукции отрасли, Урал выделяется производством оборудования для металлургии, горного дела, химии, энергетики и транспорта.

Тяжелое машиностроение давало в эпоху Советского Союза значительную часть продукции всего машиностроения. Номенклатура выпускаемых изделий тесно была связана с потребностями региона, с его ведущими отраслями промышленности.

На Урале развита химическая промышленность. Многие ее производства тесно связаны с черной и цветной металлургией.

Важным звеном в хозяйстве Урала является его энергетика. Урал поглощает 1/7 производимых в стране топлива и энергии. Рост потребления топлива на Урале покрывается за счет нефтепродуктов и газа. Добыча нефти ведется в Пермской и Оренбургской областях. Тюменская нефть поступает по трубопроводам через Курган на Урал и далее на Запад.

Уральская электроэнергетическая система - одна из самых мощных в стране. Основную часть электроэнергии вырабатывают тепловые станции. Урал находится на стыке электроэнергетических систем Европейской части и Сибири.

Значительную роль в Уральском производственном комплексе играет сельское хозяйство. Примерно 2/3 всех сельскохозяйственных земель приходится на пашню, остальное - выгоны, пастбища, сенокосы. Больше всего распаханы лесостепные и степные территории. Здесь ярко выражено зерновое хозяйство, основой которого являются посевы яровой пшеницы. В посевах Приуралья и Зауралья севернее Перми и Екатеринбурга пшеница уступает место озимой ржи.

Вокруг промышленных центров издавна сложилось пригородное сельское хозяйство с производством свежих овощей, зелени, цельномолочной продукции. Растет число парников и теплиц на тепловых отходах электростанций и предприятий.

В кормовой базе животноводства горных и таежных мест преобладают естественные сенокосы и пастбища; на остальной территории корма производят в полевых севооборотах. Причем на Среднем Урале велика роль клевера, на Южном - кукурузы.

В животноводстве преобладает крупный рогатый скот молочного и мясомолочного направлений. Свиноводство больше приурочено к пригородным зонам и лесостепному Зауралью, овцеводство встречается больше в степях Южного Урала.

Вблизи крупных промышленных центров развивается птицеводство, представленное современными государственными и частными птицефабриками. Сооружены комплексы по производству говядины, свинины, молока.

Надо отметить, что аграрные преобразования на Урале, также как и по всей России идут уже многие годы, однако их направленность на замену административно-командной системы рыночной системой с приоритетом производственной демократии, экономической свободы и самоуправления хозяйствующих субъектов реализуется с трудом.

С переходом к развитым рыночным отношениям стало расти число фермерских хозяйств на Урале. В процессе формирования новой аграрной структуры часть хозяйств Урала приспособилась к рынку, сохранив при этом основные фонды. Многие руководители, специалисты и активные работники таких предприятий были заинтересованы в преобразовании коллективного хозяйства в частное. Общая тенденция последних лет не только на Урале, но и по всей России - сокращение численности фермерских хозяйств и увеличение площади земельных угодий на одно хозяйство.

В некоторых районах Урала на базе неплатежеспособных хозяйств создаются муниципальные предприятия по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

В переходных условиях приоритетом является принцип самофинансирования сельского хозяйства Урала с привлечением бюджетных средств, поддержки и обеспечением максимальной стимулирующей роли этих средств.

В общем и целом, говоря о сельском хозяйстве Урала, его развитии, следует отметить, что роль его в хозяйственном значении страны значительно меньше, чем роль промышленности. Основная часть сельскохозяйственной продукции потребляется внутри региона, причем многую продукцию животноводства частично приходится привозить. Вывозят с Урала в основном зерно, льнопродукцию.

Общие запасы леса на территории округа превышают 7,3 млрд. кубометров, то есть более 10% от общероссийских запасов.

Сегодня в Уральском округе заготавливается 7,7 млн. кубометров леса. Таким образом, освоение расчетной лесосеки составляет только 11,4%, при этом в среднем по России использование лесосеки достигает 23%.

Зона активного лесопользования совпадает с существующими транспортными коридорами.

Сегодня общая протяженность существующих лесовозных дорог составляет только 700 км.

В случае развития транспортной инфраструктуры - дополнительного строительства как минимум 740 км лесовозных дорог от существующих сегодня и проектируемых транспортных путей - можно увеличить объем лесопользования на 12 млн. кубометров в год и довести общий объем заготовки древесины в Уральском округе до 19,7 млн. кубометров.

В свою очередь, повышение общего объема доступного лесного фонда создаст базу для строительства новых перерабатывающих мощностей, которых сегодня на Урале фактически нет.

Несмотря на то, что только в Уральском федеральном округе собирается свыше 65% от всего российского НДПИ, доля инфраструктуры, которая приходится на регионы Урала, составляет лишь 7% от всей транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

Поэтому строительство любых дорог, магистралей, транспортных коридоров на территории региона будет повышать социально-экономический уровень развития Урала и Западной Сибири.

По предварительным оценкам, строительство объекта приведет:

  • - к снижению затрат на транспортировку хромовых руд с месторождений Полярного Урала на заводы в Южный и Средний Урал;
  • - к ликвидации дефицита бурового угля на Урале за счет ввода в эксплуатацию Сосьвинско-Салехардского бассейна;
  • - к снижению затрат на строительство, обслуживание и ремонт объектов промысловой и транспортной инфраструктуры при освоении месторождений нефти и газа севера и северо-востока Западной Сибири;
  • - к обеспечению потребностей уральских комбинатов в медно-цинковых, железных и марганцевых рудах. Отмечу, что этот эффект мы получим только в случае открытия рентабельных и богатых месторождений;
  • - к увеличению освоения лесного фонда на 12 млн. кубометров в год при условии параллельного с проектированием железной дороги строительства лесовозных магистралей.

Необходимо отметить, что инвестирование значительных средств, требующихся для строительства новой железной дороги, должно сопровождаться детальным экономическим анализом.

Это позволит определить сроки окупаемости инвестиций на основе прогноза загрузки транспортной инфраструктуры за счет перевозки как продукции минерально-сырьевого комплекса, так и других грузов.

Природно-ресурсный потенциал

Природные ресурсы Урала отличаются большим разнообразием и оказывают влияние на его специализацию и уровень развития.

Уральский экономический район обладает минерально-сырьевыми и топливными ресурсами.

Основным угольным бассейном является Челябинский буро- угольный бассейн с центром — Копейск.

Месторождения железных руд и руд цветных металлов сконцентрированы в основном в пределах Уральских гор. Потребности района в железных рудах удовлетворяются за счет собственной добычи частично. Здесь практически нет крупных месторождений, богатые руды (магнитогорские, тагило-кушвинские и др.) уже истощены. В настоящее время ведется разработка бедных руд Качканарской и Бакаль- ской групп месторождений, в которых сосредоточены 3 / 4 запасов уральских железных руд. Только благодаря тому, что руды многокомпонентные и содержат также ванадий и титан, добыча их рентабельна.

Урал выделяется большими запасами разнообразных ресурсов цветных металлов: медные руды (Красноуральское, Кировградское, Дегтярское и другие месторождения), цинковые (преимущественно медно-цинковые), никелевые (Верхний Уфалей, Реж).

Ресурсы алюминиевого сырья (бокситы) сосредоточенны в Севе- роуратьском бокситоносном бассейне (Красная Шапочка. Северное, Сосьвинекое и другие месторождения). Добываются золото, драгоценные и поделочные камни.

Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны — Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области.

Основная часть лесных ресурсов расположена в северной части Уральского экономического района — в Свердловской области.

Население и трудовые ресурсы

Наиболее высокая плотность населения в Челябинской области — 41 чел. на 1 км 2 .

Трудовые ресурсы Уральского экономического района отличаются высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. В районе преобладает население, занятое в промышленности, хотя последние годы этот показатель снижается и увеличивается доля занятых в сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, непроизводственной сфере.

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Теплоэнергетика, базирующаяся на угле, природном и попутном газе, представлена Рефтинской (3,8 млн кВт), Троицкой (2,5 млн кВт), Южно-Уральской (1 млн кВт) ГРЭС и др. На Урале есть атомная электростанция — Белоярская в Свердловской области с реактором на быстрых нейтронах.

Урап отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Профильные предприятия включают полный производственный цикл и обеспечивают выпуск чугуна, стали и проката. Наиболее крупными из них являются Магнитогорский металлургический комбинат (ОАО «ММК»). Нижнетагильский металлургический комбинат (ОАО «НТМК», предприятие «Евраз Групп») и Челябинский металлургический комбинат (компания «Мечел»).

Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля.

Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. На территории района работают Богословский (г. Крас- нотурьинск). Уральский (г. Каменск-Уральский), входящие в бизнес- систему «РУСАЛ», и другие алюминиевые заводы.

Машиностроение Урала — рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства. Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Урал- эле ктротяжмаш», заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др. Урал не только металлургическая база для тяжелого машиностроения, но и крупный потребитель его продукции.

Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством большегрузных автомобилей (Миасс), автобусов (Курган), мотоциклов (Ирбит).

Промышленность минеральных удобрений округа включает производство азотных и фосфатных удобрений. Производство азотных удобрений в этом районе использует коксовый газ и комбинируется с металлургическими заводами. Фосфорные удобрения выпускаются в Красноуральске на основе привозных хибинских апатитов.

Транспорт и экономические связи

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дороге твердым покрытием.

В структуре вывоза из Уральского экономического района преобладает продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; ввоза — товары легкой, пищевой промышленности, медикаменты, руды и концентраты.

Внутрирайонные различия

В восточной части Уральского экономического района можно выделить два подрайона: Среднеуральский (Свердловская область) и Южно-Уральский (Курганская. Челябинская области).

Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии, черной и цветной металлургии, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной промышленности. Свердловская область занимает одно из ведущих мест по продукции промышленного производства. Крупными промышленными центрами являются: Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Серов и др.

Южно-Уральский подрайон отличается развитой черной и цветной металлургией, машиностроением, в частности автомобилестроением и тракторостроением. В Курганской области более половины промышленной продукции производится в машиностроении: автобусы, колесные тягачи, полиграфические машины, мотоблоки и т.д.

В Челябинской области основой промышленности являются черная метаплургия и машиностроение. Крупнейшие предприятия области: Магнитогорский металлургический комбинат. Челябинский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод, Урааь- ский автомобильный завод (Миасс). Промышленные центры — Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Копейск, Троицк.

Основные проблемы и перспективы развития

Приоритетными задачами индустриального и постиндустриального развития региона являются модернизация и техническое перевооружение предприятий (особенно металлургических и машиностроительных), развитие наукоемких производств, сферы образования, а также решение экологических проблем.

В УФО реализуется проект «Урал Промышленный — Урал Полярный», который предполагает создание уникального индустриально- инфраструктурного комплекса, обеспечивающего развитие, модернизацию и использование имеющегося потенциала промышленности Уральского федерального округа на базе освоения природно-сырье- вых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры.

В целях содействия развитию и реализации проекта создана специальная организация ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный».

Реализация проекта является предпосылкой более глубокой интеграции уникальной сырьевой базы Северного Урала и Западной Сибири с индустриальным ядром Среднего и Южного Урала.

Проект отвечает стратегическим целям экономической и промышленной политики России в области развития транспорта, энергетики и минерально-сырьевой базы и способен принести существенные социально-экономические выгоды как на региональном, так и на общенациональном уровне.

Экономика и хозяйство восточной часть Уральского экономического района.

Отраслями рыночной специализации Уральского экономического района являются черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. В районе производятся строительные материалы (цемент, строительный кирпич и др.).

Природно-ресурсный потенциал. Природные ресурсы Урала отличаются большим разнообразием и оказывают влияние на его специализацию и уровень развития. Уральский экономический район обладает минерально-сырьевыми и топливными ресурсами.

Основным угольным бассейном является Челябинский буроугольный бассейн с центром в г. Копейске.

Месторождения железных руд и руд цветных металлов сконцентрированы в основном в пределах Уральских гор. Потребности района в железных рудах удовлетворяются за счет собственной добычи частично. Здесь практически нет крупных месторождений, богатые руды (Магнитогорские, Тагило-Кушвинские и др.) уже истощены. В настоящее время ведется разработка бедных руд

Качканарской и Бакальской групп месторождений, в которых сосредоточены 3/4 запасов уральских железных руд. Только благодаря тому, что руды многокомпонентные и содержат также ванадий и титан, добыча их рентабельна.

Урал выделяется большими запасами разнообразных ресурсов цветных металлов: медные руды (Красиоураль- ское, Кировградское, Дегтярское и другие месторождения), цинковые (преимущественно медно-цинковые), никелевые (Верхний Уфалей, Реж).

Ресурсы алюминиевого сырья (бокситы) сосредоточены в Североуральском бокситоносном бассейне (Красная Шапочка, Северное, Сосьвинское и другие месторождения). Добываются золото, драгоценные и поделочные камни. Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны — Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области.

Основная часть лесных ресурсов расположена в северной части Уральского экономического района — в Свердло в ской области.

Население. Уральский экономический район является урбанизированной территорией (доля городского населения составляет 80%). Два города имеют население свыше миллиона человек: Екатеринбург, Челябинск. Вокруг этих городов сформировались городские агломерации.

Наиболее высокая плотность населения в Челябинской области — 41 человек на 1 км 2 .

Трудовые ресурсы Уральского экономического района отличаются высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. В районе преобладает население, занятое в промышленности, хотя последние годы этот показатель снижается и увеличивается доля занятого населения в сельском хозяйстве, в торговле и общественном питании, в непроизводственной сфере.

Хозяйство района . Объединенная Уральская энергосистема — одна из крупнейших в стране, ее основа — теплоэнергетика, базирующаяся на угле, природном и попутном газе. Она представлена Рефтинской (3,8 млн кВт), Троицкой (2,5 млн кВт), Южно-Уральской (1 млн кВт) ГРЭС и др. На Урале есть атомная электростанция — Бе- лоярская в Свердловской области с реактором на быстрых нейтронах.

Основа промышленности Урала — металлургический комплекс, в том числе черная и цветная металлургия. Черная металлургия Уральского экономического района представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. На основе Качканарской группы месторождений работает Качканарский горно-обогатительный комбинат.

Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий — предприятия полного цикла, выпускающие чугун, сталь и прокат. Наиболее крупные из них — Магнитогорский, Нижнетагильский комбинаты и Челябинский металлургический завод.

Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля. Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы — Богословский (г. Красноту- рьинск), Уральский (г. Каменск-Уральский) и др.

Машиностроение Урала — отрасль рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства. Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения — Екатеринбург («Уралмаш», «Урал- химмаш», «Уралэлектротяжмаш», заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др. Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством большегрузных автомобилей (Миасс), автобусов (Курган), мотоциклов (Ирбит).

Химическая промышленность — отрасль рыночной специализации Урала — обладает мощной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности.

Промышленность минеральных удобрений округа включает производство азотных и фосфатных удобрений. Производство азотных удобрений в этом районе использует коксовый газ и комбинируется с металлургическими заводами. Фосфорные удобрения выпускаются в Красио- уральске на основе привозных хибинских апатитов.

Транспорт. В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном в широтном направлении, они осуществляют экономические связи с восточными районами.

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточными являются протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием.

В структуре вывоза из Уральского экономического района преобладают продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; ввоза — товары легкой, пищевой промышленности, медикаменты, руды и концентраты.

Внутрирайонные различия. В восточной части Уральского экономического района можно выделить два подрайона: Среднеуральский (Свердловская область) и Южно-Уральский (Курганская, Челябинская области).

Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии, черной и цветной металлургии, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной промышленности. Свердловская область занимает одно из ведущих мест по продукции промышленного производства. Крупными промышленными центрами являются Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Серов, Краснотурьииск и др.

Южно-Уральский подрайон отличается развитой черной и цветной металлургией, машиностроением, в частности автомобиле- и тракторостроением. В Курганской области более половины промышленной продукции производится в машиностроении: автобусы, колесные тягачи, полиграфические машины, мотоблоки и т.д.

В Челябинской области основой промышленности являются черная металлургия и машиностроение. Крупнейшие предприятия области — Магнитогорский и Челябинский металлургические комбинаты, Челябинский тракторный завод, Уральский автомобильный завод (Миасс). Промышленные центры — Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Копейск, Троицк.

Основные проблемы и перспективы развития. Восточная часть Уральского экономического района считается зоной экологического бедствия — шесть городов занесены в «черную» экологическую книгу России: Екатеринбург, Курган, Нижний Тагил, Магнитогорск, Каменск- Уральский, Челябинск.

Приоритетными задачами индустриального и постиндустриального развития региона являются модернизация и техническое перевооружение предприятий (особенно металлургических и машиностроительных), развитие наукоемких производств, сферы образования.