Договор epc. «Газпром» готовит масштабные сокращения в центральном аппарате. Дополнительные причины выбора EPC-контракта

Договор epc. «Газпром» готовит масштабные сокращения в центральном аппарате. Дополнительные причины выбора EPC-контракта

До недавнего времени существовало четкое разделение: плоские крыши только для многоэтажных домов и промышленных зданий, скатные кровли разного типа – для частных домов и малоэтажных строений. Исключение составляли различные постройки хозяйственного назначения: сараи, гаражи, бани. Плоские крыши у них тоже не редкость.

Выбор объяснялся просто: крыша должна быть недорогой, прочной и служить надежной защитой от осадков. Объединить все три плюса в одном кровельном материале не удавалось. Частники выбирали что-то подороже, но долговечнее: шифер, железо. Государство «экономило»: битумные кровли на многоэтажках и заводах были обычным делом. Таким же обычным делом был, чуть ли не ежегодный ремонт крыши.

С появлением новых технологий мягкие кровельные материалы стали вытеснять традиционные со скатных крыш частных домов. Это уже не просто «рубероид», как общее название для всех рулонных покрытий. Появилась необходимость разделить мягкие кровельные материалы на группы по виду:

  • Рулонные материалы.
  • Мягкая черепица.
  • Мастики.
  • Полимерные мембраны.

Различен и состав новых материалов. Одни сделаны на основе битума, другие – на полимерной основе, третьи – на битумно-полимерной.

Преимущества и недостатки мягкой кровли

  • Низкая стоимость раньше была несомненным достоинством мягкой кровли. Используя толь или рубероид, можно было недорого и быстро покрыть плоские крыши производственных корпусов и многоквартирных домов. Рулонные материалы улучшенного качества (стеклоизол, рубемаст) с успехом используют для кровли гаражей и сараев, но это уже немного другая ценовая группа. С появлением новых материалов (гибкая черепица, мембрана ПВХ) и распространением их на скатные крыши частных домов говорить о низкой стоимости уже нельзя. Цена за кВ. м уже сопоставима с ценой профнастила и металлочерепицы, плюс дополнительные расходы на сплошное основание.
  • Легкость монтажа и безотходность даже при работе по крышам сложной формы – это явное преимущество перед жесткими материалами, железом и шифером.
  • Мягкая кровля не ржавеет, не выцветает, не шумит.
  • Срок службы зависит от материала: от 3-5 лет у рубероида и стеклоизола до 20-50 лет у битумной черепицы и полимерной мембраны.
  • Все виды мягкой кровли при правильном монтаже обеспечивают хорошую гидроизоляцию.
  • Ремонт битумной кровли не вызывает затруднений, особенно с появлением разных мастик: можно просто «закрасить» место повреждения, наложив заплатку из стеклоткани.

Недостатки дешевого рулонного покрытия (толь, рубероид) видны уже при покупке: материал ломкий, легко рвется. Для укладки нужно настелить сплошное основание, используя доски, фанеру, ОСП. Чтобы надежно закрепить его на крыше приходится использовать открытый огонь – газовую горелку. Старый способ приклеивания расплавленным на костре битумом уже никто не использует, это очень неудобно и опасно. Часто рубероид крепят гвоздями через деревянные рейки, или просто подкладывая под шляпки кусочки плотного материала. В этом случае плотного примыкания уже нет и возможно протекание кровли. Под воздействием жары и холода кровля из рубероида приходит в негодное состояние через 3-5 лет.

Мягкая битумная черепица имеет один недостаток: высокая цена кВ. метра с учетом сплошного настила и других вспомогательных материалов.

Полимерная мембрана разных типов – отличный материал для кровли. Гибкая, прочная, устойчивая к перепадам температуры и долговечная, она прекрасно подходит для широких ровных крыш промышленных зданий и многоквартирных домов. Но в частном домостроении мембрана не так популярна: не у каждого есть большой открытый балкон или сад на крыше. С учетом полного «пирога» укладки мембранной кровли (профнастил, утеплитель, пароизоляция) цена выше, чем у других видов покрытия.

Видео: Устройство мягкой кровли

Рулонные материалы для битумных кровель

Рулонные битумные материалы (старые и новые) выпускаются под разными названиями, которые мало что говорят простому покупателю. Поэтому до покупки надо ознакомиться с характеристиками товара, расшифровать буквенные и числовые обозначения на этикетке. Делайте это на сайте завода-изготовителя, продавцы – лица заинтересованные.

Рубероид

Это, наверное, самый известный рулонный материал. Изготавливается путем пропитки картона легкоплавким битумом. Затем с обеих сторон наносят слой более прочного битума, который, с одной стороны, служит для «приклеивания» к подготовленной поверхности, а с другой – для нанесения защитных посыпок.

Маркировка расшифровывается так:

  1. Первая буква в обозначении – «Р» – рубероид.
  2. Вторая – «К» (кровельный), «П» (подкладочный) или «Э» (эластичный).
  3. Третья – тип защитной посыпки: крупнозернистая, мелкозернистая, пылевидная.
  4. Далее, через тире указывается вес кВ. метра рубероида. Чем больше, тем плотней и крепче.

При покупке найдите дату выпуска и обратите внимание на условия хранения (только стоя в закрытых от солнца помещениях). Имеет срок годности – 12 месяцев.

Используют рубероид на картонной основе преимущественно для гидроизоляции фундаментов, цоколей, подвалов и как подложку под основной материал кровли. Как самостоятельная кровля недолговечен.

Приклеивают битумной мастикой на сплошное основание: бетонные перекрытия, стены фундаментов и подвальных помещений. На деревянную обрешетку (сарай, баня, беседка) крепят гвоздями, рейками, мастикой по краям. Желательно уложить два-три слоя.

Срок службы рубероида на крыше 3-5 лет.

Видео: Укладка рубероида на деревянную обрешётку

Рубемаст

Этот ближайший родственник рубероида изготавливают по усовершенствованной технологии на основе кровельного картона или стеклохолста. Повышенное содержание битума позволяет отказаться от мастики при укладке материала, делает его более эластичным и тем самым продлевает срок службы. При укладке достаточно разогреть газовой горелкой нижний слой рубемаста, раскатать рулон и разгладить ручным катком.

В остальном отличия от рубероида незначительны.

Стеклоизол

Этот материал становится все более популярным, хотя его цена выше по сравнению с рубероидом. Основа – стеклохолст или стеклоткань, что и определяет сферы его применения. Обозначаются буквами «Х» или «Т» (первая в маркировке).

Стеклоизол на основе холста менее гибок и прочен, поэтому предназначен преимущественно для горизонтальных поверхностей.

Тканевая основа не только увеличивает эластичность, что позволяет использовать стеклоизол на криволинейных поверхностях. Прочность на разрыв увеличивается в 2-3 раза, его непросто порвать руками.

Верхний слой стеклоизола – пленка (подкладочный) или крошка (кровельный). Низ защищен пленкой от склеивания при хранении. Вторая и третья буквы в маркировке обозначают покрытие сверху (П или К) и снизу (П).

Укладка рулонных материалов

Укладка современных рулонных материалов производится по одной схеме:


Мастики: виды и применение

Битумные мастики в большинстве своем используются для приклеивания рулонных и плитных материалов к поверхностям, которые хотят защитить от воздействия влаги: кровли, стены подвалов, фундаменты. Два разных материала дополняют друг друга и создают надежный гидробарьер.

С появлением битумно-полимерных мастик их стали использовать как основное покрытие. Мастика в жидком виде наносится на подготовленную поверхность с помощью кисти или распылителя. После отвердевания образуется прочная гидроизоляционная пленка.

По способу укладки различают мастики горячего (нагревают до 160 и более градусов) и холодного применения. Неудобства, связанные с нагреванием, повышенные требования по технике безопасности и риск возгорания – причина редкого использования таких мастик.

Гораздо проще смешать два компонента, мастика и сольвент, и «покрасить» обрабатываемую поверхность.

Для повышения прочности мастики армируют стеклосеткой.

Мягкая черепица: виды и свойства

Видео:Мягкая кровля Руфлекс — монтаж

По внешнему виду не скажешь, что мягкая черепица относится к битумным материалам. На самом деле первоначально это были разрезанные на плитки битумные рулоны.

Сейчас производство мягкой битумной черепицы – это самостоятельная отрасль, где есть свои лидеры. Технология изготовления настолько сложна, что поддельной черепицы на рынке нет.

Выпускается в виде квадратов, ромбов, овалов и других геометрических форм всех цветов. Имеется возможность придать наружному слою и разную фактуру, от натуральной черепицы до медной кровли. Но не только множество форм и расцветок делают этот материал привлекательным. Эксплуатационные качества тоже на «высоте».

Битум - это продукт переработки нефти и составная часть полезных ископаемых. В его состав входят углероды, кислородные, азотистые, серные и металлосодержащие производные. Существует несколько разновидностей этого материала, отличающихся по свойствам, составу и применению.

Разновидности

Битумы классифицируются по нескольким признакам. Первый критерий - происхождение и состав.

  1. Природные битумы получают при добыче нефтяных полезных ископаемых. Их основной состав - углеводороды и производные, которые получаются при активном окислении нефтяных веществ в недрах земли. Природный углеводород может быть твердым или вязким. В привычном виде вещество получают на производстве, отделяя нужные фракции.
  2. Битумы для укладки асфальта получают при добыче пористых полезных ископаемых, залегаемых глубоко в недрах земной коры. Породу измельчают вместе с углеводородным веществом, получается материал для дорожных работ.
  3. Строительный битум - это синтетический продукт, получаемый из нефти промышленным путём. Материал используют для гидроизоляции конструкций и производства кровельных рулонных материалов и мягкой черепицы. Синтетический углеводород твердой структуры, для применения его растапливают до жидкого состояния, после чего он снова фиксирует свою форму уже на рабочей поверхности.

Состав

В строительных битумах, которые используют для гидроизоляции и изготовления кровельных материалов, состав приблизительно одинаковый. Его составляют:

  • Углерод - около 80%;
  • Водород - приблизительно 15%;
  • Сера - 2…9%;
  • Кислород - до 5%;
  • Азот - до 2%.

Основные фракции внутри материала:

  1. Твердая часть - асфальтены - высокомолекулярные углеводороды, их дополняют парафины.
  2. Смолы тёмно-коричневого окраса, придающие битуму насыщенный цвет.
  3. Консистенцию в расплавленном состоянии обеспечивают масляные фракции углеводородов.

Разное сочетание компонентов определяет разные характеристики, например, плотность битума кг/м3 может быть от 100 до 1400, в зависимости от марки.

Маркировка

Большое разнообразие битумов привело к необходимости к разделению материала на группы. Так появилась маркировка строительного вещества. Она включает в себя происхождение и назначение материала, температуру его нагрева и пенетрации. Рассмотрим пример БНК 90/30:

  • БНК - битум нефтяной кровельный;
  • 90 - оптимальная температура нагрева твердого вещества для плавления;
  • 30 - величина пенетрации, то есть размер проникновения иглы пенетрометра в битум при 25°С в мм.

Битум нефтяной общего назначения

Марки битума строительного, который используют для гидроизоляции конструкций обмазочным методом - БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10. Стоит отметить: чем выше числитель дроби-обозначения, то есть температура размягчения, тем ниже пенетрация.

Подвид строительного битума - изоляционный: БНИ-IV-3, БНИ-IV. Таким обрабатывают подземные трубопроводы для защиты их от коррозии.

Удельный вес битума - 0,95…1,50 г/см3.

Битум кровельный

Рулонные материалы (рубероид, рубемаст, еврорубероид и другие), мягкая черепица шинглас изготавливают из кровельного битума марок:

  • БНК 90/30 используют для покрытия кровли, организации финишного слоя;
  • БНК 40/180 подходит для пропитывания поверхностей с целью гидроизоляции;
  • БНК 45/190 служит материалом для изготовления кровельных материалов.

Температура плавления битума у кровельной разновидности материала небольшая, она не обязательно пропорциональна твердости покрова. Для данного типа важна пластичность листа, которую обеспечит полотно именно с мягкой текстурой.

Дорожный битум

В группу дорожных битумов входят несколько разновидностей материала по марке. Основное их отличие - климатическая зона, ведь дороги - это ответственные коммуникации. Рассматривая регионы, определяют максимальные и минимальные температуры:

  • Для регионов с низкими температурами, зимой редко поднимающимися выше -20°С выбирают битумы марок БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300.
  • Для умеренной зимы -20…-10°С подходят марки БНД 60/90 и ранее перечисленные 90/130, 130/200, 200/300.
  • На местности с температурами зимой в пределах -10…-5°С дорожное полотно укладывают с применением битума БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.
  • Для теплых регионов со средней температурой зимой +5°С применяют углеводороды марок БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300 и ранее перечисленные.

Технология приготовления и нанесения

С рулонными материалами из битума для кровли и гидроизоляции всё просто - их раскатывают по конструкциям или по кровле и фиксируют наплавлением или приклеиванием на расплавленный битум. Последний, в свою очередь, может применяться как самостоятельный компонент в строительстве. Для этих целей его нужно правильно подготовить.

Существует 2 формы продажи битума:

  • Твёрдая;
  • Готовая жидкая.

Готовые мастики размешивают и наносят на поверхность кистью. Стоят такие растворы дороже твердого битума, а в качестве практически не уступают, но и не выигрывают, кроме удобства.

Чем растворить битум, если он загустел? Подойдут керосин, бензин и уайт-спирит. Их добавляют в небольшом количестве, дожидаются реакции с мастикой и тщательно размешивают. Этими же веществами можно вывести битумное пятно с поверхности пола, автомобиля или ткани.

Чтобы растворить твердый битум, понадобится газовая горелка и толстостенный котел с крышкой. Материал крошат на кусочки небольшого размера и заполняют ими емкость на 2/3. Нагревают котел до заданной в марке температуры, возможно превышение на 10-15°С. При этом, следует следить и за температурой, и за временем: градусов горелки может быть больше, тогда раствор расплавится быстрее, но перегрева допускать нельзя - качество углеводорода будет падать. Температура кипения битума у разных марок своя, самой высокой считается +200°С.

Во время нагрева всплывающие твердые частицы следует вылавливать и утилизировать.

Нагретый раствор наносят на поверхности широкой кистью и валиками. Следует соблюдать технику безопасности при работе с горячим материалом, использовать индивидуальные средства защиты.

Средний расход битума на 1 м2 гидроизоляции при слое 1,5…2,5 мм составляет 1…1,5 кг.

Битум - это один из самых древних строительных материалов, известных человечеству. В наше время его применение предполагает достаточно разнообразные варианты. Существует множество разновидностей этого материала.

Разновидности

Битумные вещества - это органические материалы, к которым относится несколько видов.


Состав

Битум имеет следующий состав в классическом варианте:

Перечисленные вещества находятся в виде соединений углеводородов, серы, кислорода и азота.

Все элементы можно классифицировать по трем группам.

1. Твердая составляющая - высокомолекулярные углеводороды, которые называются асфальтенами. Также к твердым составляющим относятся парафины.

2. Смолы - аморфные материалы, которые имеют темно-коричневый окрас.

3. Масляные фракции - это различные углеводороды, которые имеют плотность менее 1.

Битум - это достаточно сложное вещество с определенным соотношением всех составляющих. Повышение в его массе асфальтенов приведет к увеличению твердости, хрупкости и температуры размягчения.

Парафины также снижают пластичность битума, поэтому при производстве уделяется внимание снижению их содержания до 5 % и менее.

Область применения

В зависимости от физических свойств различают следующие направления применения битума:

  • дорожное строительство;
  • устройство кровли;
  • гидроизоляция;
  • производство электорокабеля;
  • шино-резиновая технология;
  • аккумуляторы;
  • лакокрасочная продукция;
  • металлургия;
  • производство углебрикетов;
  • нефтепереработка.

В проведении строительных работ своими силами битум является самым востребованным материалом для гидроизоляции различных объектов, особенно погребов и подвалов.

Нефтяной дорожный

В строительстве дорог используются битумы нефтяные дорожные (ГОСТ 22245-90). Существует несколько марок такого материала.

Чтобы правильно подобрать разновидность, следует определиться с типом климатической зоны.

Для природных условий, которые характеризуются температурой в холодное время года в среднем не выше -20 ˚С, подойдут в соответствии с ГОСТом такие дорожные битумы, как БНД 200/300, БНД 130/200, а также БНД 90/130.

Для регионов, где средние температуры в холодное время года составляют от -10 до -20 ˚С, предусмотрены битумы нефтяные дорожные ІІ и ІІІ климатической дорожной зоны. К ним относятся приведенные выше разновидности, а также БНД 60/90.

Если же среднемесячные температуры в холодное время года находятся в пределах от -5 до -10 ˚С, то ГОСТ предусматривает использование таких нефтяных дорожных битумов, как все вышеперечисленные виды, а также БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.

Для местности, в которой зима характеризуется среднемесячными температурами не ниже +5 ˚С, подходят нефтяные дорожные битумы таких типов, как БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130.

Нефтяной

Существуют разновидности, которые используются для строительства не только дорог, но и жилых объектов. Это универсальные марки. Есть только три марки, к которым относятся такие битумы нефтяные, как БН 70/30, БН 90/130, БН 50/50.

Так же как и битумы нефтяные дорожные, ГОСТ которых регламентирует условия применения каждой разновидности, для строительных битумов действует ГОСТ 6671-76.

Чем меньше температура окружающей среды, тем более эластичный материал необходимо применять для строительства. Это обеспечит его долговечность и длительность эксплуатации.

Нефтяные кровельные материалы

Для различных работ по монтажу кровли используют специальный битум. Свойства и область применения его регламентирует ГОСТ 9548-74. Данный стандарт подразумевает использование трех разновидностей этого материала кровли:

  • БНК 90/30 - имеет такую сферу применения, как образование покровного слоя крыши.
  • БНК 40/180 - используется для совершения пропитывания.
  • БНК 45/190 - выбирается для обработки кровли и получения материала для крыши.

Факторы, влияющие на тип дорожного материала

Битум дорожный, ГОСТ которого предусматривает несколько типов такого вещества, характеризуется множеством различных свойств. Каждое придает определенные качества материалу.

Самыми важными из них, определяющими область применения битума, считаются пластичность, температура размягчения, хрупкость, вспыхивание, вязкость, адгезионные качества.

Высокие температуры способствуют увеличению степени вязкости битума. При похолодании материал теряет это качество и в момент достижении тепловой границы становится хрупким.

Увеличить пластичность помогает добавление в состав материала масел. Чем больше морозоустойчивость нефтяного дорожного битума, тем выше класс его качества.

Температура вспыхивания также является очень важным показателем для такого материала, как битум дорожный. ГОСТ предусматривает стандартную величину этого показателя +200 ˚С и выше. Чем больше температура вспыхивания, тем меньше пожароопасность вещества.

Показатель адгезии поможет узнать, как хорошо схватывается битум с основанием поверхности. Чем выше этот показатель, тем прочнее держится материал на поверхности.

Технология использования материала

При строительстве дорог и других объектов применяется технология разогревания битума. Этот процесс проводится в соответствии с определенными правилами. Техника использования материала заложена в характеристиках такого вещества, как битум. ГОСТ раскрывает его самые важные свойства.

Для разогрева материала, применяемого в строительстве и ремонте, используется специальный котел с толстыми металлическими стенками и герметично закрывающейся крышкой. Толщина материала позволит ему избежать подгорания.

Заполняется 2/3 емкости. Битум перед загрузкой раскалывается на куски небольшого размера.

Подогрев производится на небольшом огне, и материал растапливается до однородной массы. При появлении инородных примесей их извлекают специальным ситом. Предельная температура разогревания составляет +200 ˚С.

При температуре подогрева от +160 до +170 ˚С битум расплавится приблизительно за 3 часа. Если увеличить ее до предельного значения, процесс разогрева составит всего 1 час.

Не терпят увеличения подогрева свыше +200 ˚С, ведь их свойства от этого будут ухудшаться. При +220 ˚С начнет образовываться кокс.

При перегреве битума образуется неприятный желто-зеленый дым, а при достижении границы в +240 ˚С вещество может даже вспыхнуть. Тогда крышку котла закрывают, чтобы потушить пламя.

После перегрева и вспыхивания битум дорожный становится хрупким и уже не подойдет для проведения работ по строительству или ремонту.

Хранение и перевозка

Складирование битумов происходит в специальных резервуарах. Они оборудованы механизмами перемешивания подогреваемого вещества. Эта техника должна иметь особые пути подачи водяного пара для профилактики вспыхивания паров материала.

Для опустошения резервуаров в них предусмотрено дно под уклоном.

Техника, перевозящая жидкий битум дорожный, оборудована специальными насосами, которые перекачивают вещество.

Если же материал перевозят в твердом виде, используются специальные разборные формы.

В процессе транспортировки и хранения обеспечиваются все требования пожарной безопасности, так как битум относится к легко воспламеняемым веществам. Выполняя все правила безопасности, можно не бояться возникновения непредсказуемых ситуаций в работе с этим материалом. Изучив свойства и разновидности материала, можно грамотно применять его в строительстве различных объектов.

Битум - это вещество, обладающее такими положительными качествами, как влагостойкость, прочность, неподверженность климатическим воздействиям, низкая звуко- и теплопроницаемость, а также малая проводимость тока. Благодаря этим свойствам он является очень востребованным и надежным строительным материалом.

Для гидроизоляции фундаментов используют материалы на битумной основе. Требования к этим материалам более высокие: такие материалы должны обладать высокими прочностными характеристиками, выдерживать влияние УФ-лучей и агрессивных сред.


Разрывные характеристики рулонного материала определяются его основой (армированием). Именно основа берет на себя все нагрузки на материал, связанные с деформацией основания. Прочная и эластичная основа имеет повышенное сопротивление к деформациям различного типа: это и осадка здания, это и температурные деформации, как основания, так и самого гидроизоляционного материала и т.д. , а также имеет большую стойкость к механическим повреждениям.
Самой современной и технологичной основой признан полиэстер - это прочная основа, обладает высокой эластичностью (способна удлиняться до 40% без разрыва), стойка к химически агрессивным средам (единственная основа, отвечающая требованию химической стойкости), что дает ему неоспоримые преимущества над другими типами основ.

Для устройства гидроизоляции фундамента не рекомендуется применять материалы с основой из стеклохолста или стеклоткани, в связи с невысокой деформативной способностью (материалы на стеклоосновах обладают небольшими удлинениями 2-4%) и нестойкостью к химически агрессивным средам, что снижает долговечность гидроизоляции.

Для материалов на окисленном битуме основа из полиэстера не работает, так как ее деформативные способности выше, чем способность окисленного битума растягиваться при температурах близких к 0°С. Тем самым, даже при незначительных деформациях (осадка, усадка, сжатие, расширение и т.д.), возникающих в основании, гидроизоляция на основе окисленного битума подвержена образованию трещин, что может привести к протечкам. Добавка СБС - модификатора придает битуму высокие параметры гибкости (особенно при низких температурах) и эластичности, повышает теплостойкость, улучшает адгезивные свойства. Высокие показатели гибкости материала обеспечивают трещиностойкость гидроизоляции (особенно при отрицательных температурах), что является фактором долговечности. Низкотемпературная гибкость делает возможной укладку наплавляемого рулонного материала даже зимой при отрицательной температуре. При этом температура окружающего воздуха не должна быть ниже температуры гибкости материала.
В нашем ассортименте представлена наплавляемая гидроизоляция: ТехноНИКОЛЬ.
Если нет возможности использовать газовую горелку для наплавления рулонной гидроизоляции, можно использовать приклеиваемую гидроизоляцию. Для этих целей в нашем ассортименте представлена самоклеящаяся рулонная гидроизоляция из полиэтилена высокой плотности (HDPE), гидроизолирующего и клеящего слоя из битумной резины.

ВАЖНО. Гидроизоляция наносится на подготовленное (обработанное ) основание. Любой вид гидроизоляции нужно защитить от механических повреждений, от давления и подвижек грунта. Для этих целей используют .

В связи с потребностью круглогодичного проведения работ с применением и увеличения их долговечности и стойкости при различных тепловых воздействиях возникает необходимость в совершенствовании основных видов сырья и технологии получения из них конечного продукта. Усилия, предпринятые в этом направлении, принесли несколько интересных решений.

1. Битумы для горячего способа применения.

Для повышения срока службы и пластичности уже много лет применяют битумы с присадками пластмасс, например поливинилхлорида, полиэтилена и т. п. и синтетического каучука, особенно типов CR, IIR, SBR, PIB. Кроме того, уже даволно-таки длительное время для присадки используют термопластический каучук типа SBS и SIS в количестве от 5 до 20% объема. Результаты экспериментов свидетельствуют о больших возможностях этих материалов. Битумы обладают уже больше свойствами каучука, чем битума, поскольку некоторые из них после растяжения вновь возвращаются в первоначальное состояние, причем температура стеклования материала сдвигается в сторону низких температур (до-35° С).

Рисунок 1. Пример упаковки битума в полиэтиленовые мешки

Из-за больших трудностей извлечения этих высокоэластичных материалов из барабана изготовители вынуждены укладывать их по 20-40 кг в мешки из полиэтилена, которые вместе с содержимым помещают в плавильные котлы. В последнее время освоено производство этих материалов в виде мелких гранул, поставляемых в мешках развесом до 45 кг. Эти битумы успешно применяются для нанесения бесшовных кровельных пленок, и их начинают использовать при изготовлении рулонных материалов. Для улучшения свойств битума (в первую очередь мастик) применяют и присадки таких материалов, как люкобит или циклического полипропилена.

2. Битумы для холодного способа применения.

Рисунок 2. Использование битумной мастики холодного применения для кровли

К уже упоминавшимся битумным суспензиям добавляется специальный порошок, которым покрывают слой для предохранения от вымывания при сильном дожде или от разрушения под действием конденсируемой на поверхности воды в холодные месяцы, когда кровля из суспензии просыхает медленно.

Среди растворяемых мастик имеются и такие, которые после нанесения образуют герметичную пленку, предотвращающую высыхание и отвердение лежащих под ней материалов, благодаря чему сохраняется их упругость.

В технологическом процессе нанесения битумных масс путем разбрызгивания разработаны методы введения в эти массы стекло- или вискозных волокон. Нанесенная таким способом пленка или же монолитная кровля характеризуется высоким качеством и долговечностью.

Рисунок 3. Рулонные битумные материалы (транспортировка)

В области производства рулонных материалов имеется много интересных решений, одно из которых, появившееся в последние годы, направлено на повышение прочности готовых кровель. Это простейшие битумные рулонные материалы толщиной 7 мм, с одной стороны которых имеется основа, армируемая проволочной сеткой. Такой материал представляет собой кровлю-полуфабрикат. Его укладывают свободно, затем прибивают в стыках гвоздями к основанию и швы заливают изолирующей массой.

Изготовляют и наплавляемые битумные рулонные материалы с картонной основой, армированной плетеной сеткой, что дает возможность ходить по кровле. Освоен выпуск многих типов рулонных материалов, армированных двумя основами, из которых одна обеспечивает прочность материала (стеклоткань, ткани из джута, синтетические волокна, металл), а другая - водо- и паронепроницаемость (металлическая фольга толщиной от 0,1 до 0,2 мм). Изготовляют материалы с двумя основами из полиэтиленовой пленки, а также материалы, у которых верхняя основа состоит из полиэфирного волокнистого мата, а нижняя - из стеклоткани. Выпускают ткани из полиэфира или же ткани из обоих этих материалов. В некоторых материалах используют основы из пластмасс, например телефталевые пленки и полиэтиленовые пленки или ткани из синтетических волокон, покрытые полиамидной пленкой с относительным удлинением не менее 40%, а также защитными покрытиями из битумов, модифицированных синтетическими каучуками или пластическими массами. Таким образом, освоено производство исключительно эластичных рулонных материалов, выдерживающих температуру до -30° С. Благодаря этому свойству материал применяют для отдельных элементов и швов. Их можно укладывать путем нагревания открытым пламенем, наклеивать на мастику, а также сваривать стыки горячим воздухом.

Рисунок 5.2. Рулонный армированный битумный материал

Кроме того, с целью ускорения расплавления битума заменяют обычно применяющиеся для образования посыпки пески и другие мелкодробленые материалы на тонкие полиэтиленовые пленки или на очень тонкие пленки из гидроизолирующей эмульсии. Для декоративной отделки используют богатый ассортимент цветных дробленых материалов (естественных или искусственных), включая слюду, подкрашенный вспененный вермикулит с силиконовым покрытием или фольгу из свинца, алюминия, с цветным покрытием или без него.

Интерес представляют битумные рулонные материалы с медной фольгой, выступающей за ленты с обеих сторон и используемой для соединения одинарным или двойным кровельным фальцем.

4. Самоклеящиеся битумные рулонные материалы

Рисунок 4. Образец самоклеящихся рулонныех битумных материалов

Совершенно самостоятельную группу материалов образуют самоклеящиеся рулонные материалы, которые могут обрабатываться при температурах до -40° С, хорошо приклеиваются и не сползают с кровли при температурах до 120° С. Их характерный признак - наличие на лицевой стороне пленки против атмосферного воздействия (полиэтилен, полнвинилхлорид, полипропилен и т. д.), которая служит не только защитным средством, но и в качестве основы.

Клеящий слой из модифицированного битума покрывают силиконовой бумагой. Это уже комбинированные битумные рулонные материалы, которые укладывают лишь в один слой.

В эту же группу входят и битумные рулонные материалы , укладываемые свободно (особенно на пенополистирол) и самопроизвольно приклеивающиеся к основанию, когда следующий слой укладывается по расплавленному битуму. В результате нагрева от горячего битума нижний слой нагревается и становится липким - тем самым экономится битумная мастика, так как она не впитывается лежащим под ней слоем и отпадает необходимость в битумном слое. Изготовляют еще и битумные рулонные материалы с модифицированным битумным слоем без основы (с клеящейся поверхностью) толщиной 5 мм, длиной 7,5 м, чтобы легче было работать с этими материалами.

5. Изоляционные битумные рулонные материалы

Рисунок 5. Битумный гидроизоляционный рулонный материал

Наибольший интерес из этой группы материалов представляют комбинированные материалы (битум с высокомолекулярным полиэтиленом). Они обладают растяжимостью до 800% и технологичны до температуры -40° С. Их или укладывают по расплавленному битуму, или же наплавляют с использованием горячего воздуха.

Однако этот тип материалов относится уже, скорее, к группе изоляционных рулонных материалов. Хотя этот материал появился лишь недавно, он уже нашел большое применение за рубежом. Не менее широко используются и битумы, модифицированные синтетическими каучуками и пластическими массами, что дает возможность изготовлять монолитные кровельные ковры. Они применяются при монолитном способе устройства кровли, причем независимо от погодных условий. Мастики затвердевают тем быстрее, чем выше влажность воздуха. Растяжимость этих материалов, как и резиновых пленок, до 350%.

6. Битумные рулонные материалы для микровентиляции.

Рисунок 6. Коньковая вентиляционная лента

Ассортимент этих специальных за рубежом гораздо шире, чем в странах СНГ. Перфорированные материалы имеют посыпку из песка, вспученной пробки или же просеянного керамзита. К специальным типам относится профилированный картон, армируемый в некоторых случаях деревянными рейками для повышения прочности.