Денежная система рф статьи. Денежная система российской федерации

Денежная система рф статьи. Денежная система российской федерации

Современная денежная система России основана как и в большинстве стран на не разменных на золото деньгах.

Основные параметры денежной системы определены Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Согласно данному закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам.

Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Монопольное право эмиссии или изъятия денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на банк России возложены следующие функции:

Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

Установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Эмиссионная система – это законодательно установленный порядок выпуска в обращение центральным банком денежных знаков. Механизм эмиссионно – кассового регулирования денежной массы включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из обращения, а также их перераспределение между территориями и регионами страны в заивисмости от экономических потребностей. Функцию эмиссионно – кассового регулирования денежной массы в регионах выполняют расчетно – кассовые центры (РКЦ). В них создаются резервыне фонды денежных знаков и монет. Основное назначение этих фондов состоит в обеспечении эмиссии денег, регулировании покупюрной структуры денежной массы, замене поврежденных банкнот и монет на новые, экономии расходов на перевозку из центра и хранение денежных знаков.

Кроем резервных фондов в РКЦ существует оборотная касса, в которую принимаются и из котрой выдаются наличные деньги в течение операционного дня. Существует лимит их остатка в оборотной кассе. При его превышении в конце операционного дня излишки денег передаются в резервные фонды. Эта операция производится автоматически без специального разрешения банка России и считается изъятием денег из обращения. В соответствие с действующим порядком организации налично – денежного оборота для каждого предприятия также устанавливается лимит остатка наличных денег в кассе. Все деньги в сумме, превышающей его, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков устанавливается лимит остатка их операционных касс. Наличные деньги в сумме, превышающей лимит, сдаются в РКЦ, а последние в свою очередь при превышении своих лимитов переводят наличность в резервные фонды, т.е. фактически изымают ее из обращения.



Дополнительно: Деньки, кредит. Банки /Под ред. Г.Н. Бегоглазовой. – М: Юрайт-Издат, 2004. – С.93-115.

Платежная система – это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом.

Эффективность платежной системы - это своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведен е платежей. При эффективном функционировании платежной системы существенно сокращаются операционные издержки, появляется возможность для лучшего управления ликвидностью и в банках, и на предприятиях. Различные сбои, непреднамеренные или неожиданные задержки в платежах существенно подрывают доверие к платежной системе, экономические агенты начинают сомневаться в том, будут ли вообще произведены платежи. Все это приводит к возрастанию риска, а тем самым и повышению издержек участников платежной системы и к платежному кризису.

Основной функцией платежной системы является обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота. Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля за денежно – кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах.

Основными элементами платежной системы являются:

Институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;

Финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;

Контрактные соглашения, регулирующие порядок безналичных расчетов.

Элементы платежной системы тесно взаимосвязаны между собой, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам , закрепленных в нормативно – правовых актах государства и международных соглашениях. Работа платежной системы России в целом построена согласно соответствующим правовым актам, на основе которых разработаны правила ее функционирования. Они являются едиными для любой системы и определяют совокупность процедур , которые необходимы для функционирования платежной системы и осуществления переводов денежных средств от одних экономических агентов к другим. К процедурам платежной системы относятся установленные формы проведения безналичных расчетов, стандарты платежных документов, а также различные средства передачи информации (линии связи, программное и техническое обеспечение).

Основными участниками платежной системы являются Центральный банк, коммерческие банки, небанковские учреждения, включая клиринговые и расчетные центры. Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. Обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на центральный банк.

Работа платежной системы тесно связана с реализацией основной цели деятельности центрального банка – обеспечением стабильности банковской системы. При этом центральный банк может выступать в качестве:

Пользователя платежной системы, т.е. осуществлять собственные операции;

Участника платежной системы, т.е. совершать или получать платежи от своего имени;

Лица, представляющего платежные услуги;

Органа регулирования платежной системы, уполномоченного осуществлять надзор за ее участниками и устанавливать общие правила их работы.

Основные принципы построения платежных систем определены Комитетом по платежным системам, который действует в рамках Базельского комитета по банковскому надзору (координацию в организации международного сотрудничества по изучению и выработке единых подходов к построению платежных систем осуществляет Банк международных расчетов (БМР) в Базеле (Швейцария)). Они применимы ко всем платежным системам различных государств и заключаются в следующем:

Система должна иметь хорошо проработанную правовую базу;

Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которые они несут в силу участия в системе;

Система должна обладать высокой степенью безопасности и операционной надежности и иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день;

Средства осуществления платежей, предлагаемые системой должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики;

Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия в ней, обеспечивающие открытый и свободный доступ;

Процедуры управления системой должны быть эффективными и подотчетными;

Иные принципы.

Роль Центрального банка в платежной системе , определенная Комитетом по платежным системам, состоит в следующем:

Центральный банк должен четко определить свои цели и обнародовать основные направления политики по отношению к значимым платежным системам;

Центральный банк должен обеспечивать соблюдение основных принципов системами, которыми он управляет;

Центральный банк должен осуществлять надзор за соблюдением основных принципов системами, которыми он управляет, и иметь для этого возможности;

Для обеспечения безопасности и эффективности платежных систем посредством основных принципов центральный банк должен сотрудничать с центральными банками других государств и любыми соответствующими национальными или иностранными учреждениями.

Классификация платежных систем:

1. по иерархии или степени подчинения:

Централизованные платежные системы – каждая группа участников низшего уровня устанавливает взаимоотношения с одним из участников высшего уровня, а последние подчиняются единому центру. К централизованной сситеме можно отнести систему расчетов Банка России.

Децентрализованные – отдельные связи между участниками могут формироваться независимо от остальных. К децентрализованным системам можно отнести систему межбанковских расчетов посредством установления прямых корреспондентских отношений между кредитными организациями, клиринговую систему межбанковских расчетов, внутрибанковскую (межфилиальную) систему расчетов.

2. По условиям приема участников:

Системы с равными требованиями и одинаковым доступом для всех участников. Например, в РКЦ Банка России всем кредитным организациям корреспондентские счета открываются на равных условиях;

Системы, в которых устанавливаются ограничения (например по величине собственного капитала и объему платежей участника). В негосударственных клиринговых учреждениях участниками могут быть, как правило, только крупные и стабильные кредитные организации.

3. По порядку резервирования средств:

С предварительным депонированием средств. В системе расчетов Банка России операции проводятся только при наличии средств на корреспондентском счете кредитной организации.

Без предварительного депонирования средств. В системах межбанковских расчетов, основанных на клиринге, в начале их осуществления участники клиринга могут иметь нулевое сальдо по счету.

4. По способам получения окончательного платежа (механизму расчетов):

Расчеты на валовой основе (брутто- расчеты) – системы, с помощью которых расчеты по межбанковским платежам осуществляются очередными проводками по каждой отдельной операции и затем суммируются одна за другой. К ним относятся расчеты между учреждениями Банка России, прямые расчеты между кредитными организациями. Два основных вида систем валовых расчетов:

Расчеты по операциям могут проводиться только при наличии достаточного количества денежных средств на счете;

Расчеты осуществляются в режиме реального времени, несмотря на то, что необходимые денежные средства могут отсутствовать на момент осуществления расчетов.

Расчеты на чистой основе (нетто – расчеты) – системы, базирующиеся на проведении взаиморасчетов. Нетто – расчет – это расчет, при котором равновеликие требования или обязательства коммерческих банков взаимно погашаются, а разница в пользу одного из них перечисляется в корреспондентского счета коммерческого банка на счет получателя. Выделяются системы двух и многосторонних нетто – расчетов. Примерами таких систем являются расчеты негосударственных клиринговых учреждений.

5. По размерам сумм и срочности платежей:

Перевод крупных сумм

Перевод срочные платежей

Перевод мелких и несрочных платежей

Системы, в рамках которых платежи производятся на равных условиях независим от суммы и срока платежа. В РФ все существующие системы межбанковских расчетов на разграничиваются по размерам проводимых платежей. Для быстрого перевода средств применяется электронная форма расчетов с помощью систем банковских телекоммуникаций.

6. По возможности предоставления кредита:

Без предоставления кредита – предусматривают автоматическое прекращение расчетных операций при временном недостатке денежных средств на счетах участников расчетов;

С предоставлением кредита – в рамках которых существует возможность предоставления кредита участнику расчетов при недостаточности средств на относительно короткий срок (в основном это кредиты в виде овердрафта по счету). Как правило, условия предоставления кредитов на завершение окончательных расчетов оговариваются в договорах о корреспондентских отношениях между участниками системы расчетов.

Организация межбанковских расчетов в России . В настоящее время в России существует параллельно несколько систем межбанковских расчетов.

1. Платежная система Банка России, при которой межбанковские расчеты осуществляются в централизованном порядке – через его расчетную сеть. В соответствие с российским законодательством при получении лицензии на осуществление банковских операций каждый коммерческий банк открывает корреспондентский счет в Банке России. На нем хранятся свободные денежные резервы коммерческого банка. Расчеты ведутся через расчетно – кассовые центры.

2. Системы межбанковских расчетов, основанные на установлении прямых корреспондентских отношений между коммерческими банками.

3. Клиринговые системы, в которых расчеты осуществляются независимыми клиринговыми центрами и расчетными палатами, т.е. небанковскими кредитными организациями. Между коммерческими банками и клиринговыми центрами устанавливаются корреспондентские отношения. Членами клиринговых центров, как правило являются крупные банки, основные банки могут осуществлять расчеты через банки участники.

4. Внутрибанковские расчетные системы, с помощью которых осуществляются расчеты между головными конторами и их филиалами. Эти системы включают технические, телекоммуникационные средства и организационные мероприятия, обеспечивающие возможность проведения расчетных операций между подразделениями кредитной организации с использованием системы межфилиальных расчетов. Последние представляют собой счета филиалов, открываемые на балансах головной организации для учета взаимных расчетов.

Коммерческий банк
Коммерческий банк

Рис. Структура расчетной сети централизованной системы межбанковских расчетов

В платежных системах могут применяться различные технологии расчетов:

1. Технологии, основанные на бумажных носителях. Используются и в централизованной и децентрализованных системах межбанковских расчетов.

2. Технологии, основанные на электронных расчетах. Центральный банк подводит коммерческие банки к переходу на электронные системы расчетов, увеличивая тарифы на операциям на основе бумажных технологий.

В настоящее время хозяйствующими органами используются следующие основные виды платежных иснтрументов: платежные поручения, требования – поручения, аккредитивы, чеки и векселя. Преобладающей формой расчетов являются платежные поручения.

Система расчетов через расчетную сеть банка России является преобладающей в нашей стране. Однако через нее можно осуществлять расчеты только в национальной валюте. Все операции, связанные с расчетами в иностранной валюте, производятся посредством децентрализованной системы межбанковских расчетов в основном по прямым корреспондентским счетам кредитных организаций. Для этого, как правило, применяют электронный способ, который позволяет коммерческим банкам ускорит расчеты между собой. Коммерческие расчеты на основе прямых корреспондентских отношений могут осуществлять также и межгосударственные расчеты через счета, открытые в коммерческих банках соответствующих государств. Такое право предоставляется банкам, получившим генеральную или расширенную лицензию.

Межгосударственные расчеты между банками России и банками СНГ осуществлются в основном через открываемые друг и друга корреспондентские счета центральных (национальных) банков государств.

Электронные расчеты . Они представляют систему выполнения межбанковских расчетных операций на основании распоряжений клиентов, передаваемых в электронной форме с помощью электронных средств связи.

Цель совершения платежей электронным способом – ускорение оборачиваемости и сокращение объемов денежных средств в расчетах, повышение качества банковского обслуживания.

Участниками электронных расчетов являются подразделения расчетной сет банка России, а пользователями – кредитные организации (их филиалы) и другие его клиенты.

Особенность электронных платежей заключается в их гарантированности и безотзывности при условии корректной подготовки электронного платежа.

Под гарантированностью электронного платежа понимается целостность его передачи по каналам телекоммуникации от исходного пункта до пункта назначения.

Под безотзывностью электронного платежа понимается недопустимость возврата электронного платежа на всем пути его следования.

Электронные платежи в системе Банка России проводятся на внутри и межрегиональном уровнях.

Под внутрирегиональными электронными расчетами (ВЭР) понимается совокупность отношений между подразделениями расчетной сети Банка России, а также между кредитными организациями, другими клиентами Банка России, находящимися на территории одной области (республики, края), по совершению платежей с использованием платежных документов, составляемых в электронной форме.

Межрегиональные электронные расчеты - это отношения между подразделениями расчетной сети банка России, кредитными организациями и другими клиентами Банка России, находящимися на территории различных субъектов РФ.

Внутрирегиональные расчетные платежи должны выполняться «день в день», т.е. денежные средства, списаннеы со счетов отправителей (корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций и других клиентов) расчетного подразделения Банка России, в течение операционного дня должны быть зачислены на счета получателей, открытые в расчетном подразделении банка России. В регионах разрабатываются графики доставки, передачи, приема электронных платежей и обмена сообщениями. В каждом регионе существуют свои порядки проведения ВЭР, которые и методологически и технически значительно отличаются друг от друга.

Организация и учет межрегиональных электронных расчетов выполняются их головынм участником МЭР, которым, как правило, являются ГРКЦ, последний отправляет и получает электронные платежные документы по системе межрегиональных телекоммуникаций и осуществляет учет операций. Регламент обработки отправляемых и получаемых межрегиональных элетронных платежей в регионе утверждается территориальным учреждением Банка России. Сроки отправки сообщений межрегиональных и внутрирегиональных платежей отличаются (вторые значительно короче).

В системах ВЭР и МЭР перевод платежей осуществляется на основе электронного платежного поручения (ЭПД).

Клиринговые расчеты – система взаиморасчета платежных документов кредитных организаций, осуществляемая на основе двух или многосторонних нетто – расчетов.

Основными характеристиками возможных вариантов организации межбанковского клиринга являются:

Форма собственности (государственный или частный клиринг);

Членство (добровольное или обязательное);

Вид клиринговых расчетов)двух и многосторонний неттинг);

Уровень организации клиринга (внутригородской, внутрирегиональный, межрегиональный, межгосударственный, смешанный);

Тип документов, используемых в клиринге (электронные или бумажные);

Организация и периодичность предварительных и окончательных клириновых сеансов (на конец дня, через задаваемый промежуток времени);

Организация межбанковского клиринга (с предварительным или без предварительного депонирования денежных средств на счете банков – участников клиринговых расчетов);

Порядок взаимодействия клириновой системы с другими расчетными банковскими системами, в частности с системой перевода крупных сумм платежей;

Целью внедрения клиринговой системы межбанковских расчетов является ускорение оборачиваемости денежных средств банков – участников за счет возможности для каждого из них в течение определенного периода времени производить взаиморасчеты, а также сокращение средств, необходимых банкам для осуществления платежей.

Денежная система Российской Федерации - это форма организация денежного обращения, закрепленная национальным законодательством. Она состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Национальная валютная система, обладая относительной самостоя­тельностью, также входит в денежную систему страны.

Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации, согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Виды денег - банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России. Они являются единственным законным средством платежа на территории России, их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, по вкладам и для перевода на всей территории Российской Федерации. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

После проведения деноминации (укрупнения масштаба цен) с 1 января 1998 года в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100 и 500 руб., а также монеты достоинством 1, 2, 5 руб. и 1, 5, 10 и 50 коп.

За Центральным банком РФ закреплено исключительное право осуществлять эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. При этом описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам направляется в Правительство РФ в порядке предварительного информирования. Коммерческие банки также участвуют в эмиссионном процессе. Они выпускают безналичные деньги в процессе кредитования, а при погашении ссуды происходит изъятие денег из оборота.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлены правовые основы функционирования денежной системы РФ, задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения. В России, как и во всех странах, налично-денежный оборот значительно меньше безналичного.

При имеющем место колебании значений удельного веса наличных денег в общем объеме денежной массы доля их постепенно снижается. Доля наличных денег в экономически развитых странах еще меньше (10-20%), однако их присутствие необходимо, поскольку они обслуживают розничную торговлю, получение и расход большей части денежных доходов населения. Организацию налично-денежного обращения осуществляет Центральный банк РФ, это одна из его основных функций. Она включает:

  • прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
  • определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

По методологии расчета, принятой в 1998 году, в состав денежной массы не включают­ся данные по кредитным организациям с отозванной лицензией. Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на расчетных, текущих счетах и депозитах нефинансовых предприятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, хранящихся в банках. Не включаются депозиты в иностранной валюте.

Центральный банк РФ осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. В его систему входит центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и пр.

Кассовое обслуживание - одна из важнейших функций банков. Банк является начальным и конечным пунктом движения денег, обеспечивающих товарообмен. Наличные деньги попадают в сферу обращения из банка в форме выплаты заработной платы или других расчетов наличными и возвращаются в банк в виде выручки. Сфера денежного обращения подлежит регулированию и жесткой регламентации со стороны государства, основные аспекты которых закреплены законодательно («Порядок ведения кассовых операций»). Согласно этому Порядку банковская система является не только организатором налично-денежного обращения, но и контролером данного процесса.

Зачисление денежной выручки на счета в банке и выдача наличных средств на различные цели определяются как кассовые операции, которые по балансовому результату и по назна­чению делятся на приходные и расходные. Каждому предприятию определяется предельная величина наличных средств в кассе - лимит остатка кассы и норма расходования наличных денег из выручки. Эти кассовые нормативы позволяют рационально организовать денежное обращение, исключить встречные перевозки денег я обеспечить своевременные расчеты наличными. Одновременно с нормативами банк утверждает порядок и срок сдачи выручки в банк данного предприятия.

Основным принципом организации денежного оборота является целевое использование наличных денежных средств. Структура приходных и расходных кассовых операций фиксируется в банковской ведомости «Учет кассовых операций», которая ведется всеми банками независимо от объема кассовых операций. Центральным банком РФ установлена пятидневная отчетность по этой ведомости, что позволяет ему определить эмиссионный результат и выработать эмиссионную политику на перспективу.

Расчеты между коммерческими, кооперативными банками и другими кредитными учреждениями производятся расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) Центрального банка РФ, организованными в местах нахождения учреждений банков. Имеются и межрайонные РКЦ. Для осуществления расчетов каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский счет на соответствующем балансовом счете.

Центральный банк РФ и его территориальные управления через РКЦ осуществляют эмиссионно-кассовое обслуживание и эмиссионно-кассовые операции. В РКЦ имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды. Характерной особенностью формирования кассовых ресурсов РКЦ является возможность привлечения денежных средств из денежных хранилищ (резервных фондов), что, по сути, представляет собой не просто возврат денег в обращение за счет собранной накануне выручки, а привлечение дополнительных денежных ресурсов - эмиссию. Если кассовых поступлений недостаточно, банк может пополнить кассовые ресурсы, получат наличные деньги в РКЦ по денежному чеку. Если же кассовые поступления банка превышают его расход и лимит остатка кассы, определенный РКЦ, то излишки возвращаются в РКЦ. Недостатки ресурсов РКЦ пополняются только за счет перечисления средств из резервных фондов РКЦ по специальному разрешению Центрального банка РФ. Такой порядок распоряжения резервными фондами является частью централизованного регулирования денежного оборота.

Безналичный денежный оборот. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60%, а в экономически развитых странах - до 90%. Безналичный платежный оборот осуществляется в вице записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств или путем зачетов взаимных требований. Именно широкое развитие безналичных расчётов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.

На Центральных банк РФ как главный регулирующий орган платежной системы возложены обязанности установления правил, сроков и стандартов осуществления расчетов с соблюдением следующих принципов их организации:

  1. Соблюдение правового режима осуществления расчетов и платежей. В Российской Федерации он сложился к середине 1990-х гг. Он включает соответствующие нормы гражданского законодательства, отдельные федеральные законы и подзаконные акты.
  2. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя (поставщика) и плательщика. Для расчетного обслуживания заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой.
  3. Обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений как необходимого условия своевременного выполнения долговых обязательств.
  4. Наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж. Механизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платежного документа - чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов - платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.
  5. Соблюдение срочности платежа. Этот принцип относится не только к периоду оплати счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения расчетных операций банками.
  6. Контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств.

Выбор тех или иных форм безналичных расчетов зависит от уровня экономического развития страны. Самой распространенной формой безналичных расчетов в России в настоящее время являются платежные поручения: с их помощью ведутся расчеты с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами страхового и пенсионного фонда, при налоговых и иных платежах.

Недостаточно распространена аккредитивная форма расчетов, ее удельный вес невелик. Согласно законам Российской Федерации при расчетах как физическими, так и юридически­ми лицами могут применяться чеки, но не допускаются расчеты чеками между физическими лицами.

Относительно новыми для России являются расчеты платежными требованиями-поручениями. В СССР особенно широко применялись и существуют сейчас расчеты путем зачета взаимных требований. В настоящее время эти расчеты могут осуществляться через клиринговые палаты (центры).

До 1992 года широко использовалась акцептная форма расчетов. Однако она имеет существенный недостаток, поскольку не гарантирует поставщику получение оплаты. В 1992 году было введено Положение о безналичных расчетах, согласно которому расчеты платежными требованиями были отменены. Вместе с тем эти платежные документы могут быть использованы с согласия сторон.

Правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов устанавливает Центральный банк РФ. Исходя из законодательства общий срок безналичных расчетов не должен превышать пяти операционных дней в пределах Российской Федерации и двух операционных дней в пределах ее субъекта.

Указанием Центрального банка от 3 декабря 1997 года № 51-У «О введении новых форматов расчетных документов» установлено, что платежные требования, платежные требования-поручения, заявления на аккредитив, инкассовые поручения (распоряжения), применяемые при безналичных расчетах в Российской Федерации начиная с января 1998 года должны оформляться на бланках Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-98 (класс «Унифицированная система банковской документации»). За нарушение правил расчетных операций банки, предприятия, учреждения, организации и граждане несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Особенности денежного обращения

Кризисное состояние экономики, высокие темпы инфляции и проведение монетарной политики привели к расстройству денежной системы России.

Инфляционные процессы возникли в российской экономике еще в послевоенный период в связи с резким падением эффективности производства. Попытки реформирования экономики заканчивались очередным повышением цен и обесценением рубля. Внутренний государственный долг превысил всю денежную массу. Государство не располагало товарной массой для обеспечения выпущенной в оборот денежной массы. Начало 1993 года Россия встретила в условиях жестких инфляционных процессов.

Отказ от государственного регулирования цен в январе 1992 года вместо ожидаемого равновесия привел к гиперинфляции - среднемесячные темпы прироста потребительских цен составили 31,2%.

Многофакторный характер инфляции обусловил наличие двух ее видов: инфляции спроса и инфляции издержек.

Одним на основных направлений денежно-кредитной политики в этот период были сужение эмиссии, ограничение предложения денег и подавление платежеспособного спроса массового потребителя, что привело к нарастанию дефицита денежной массы. Темпы инфляции были подавлены: в 1997 году они составляли менее 1% в месяц. Снизились темпы прироста денежной массы. Все это сопровождалось рядом негативных явлений, а именно:

1. Расстройством функции обращения национальной валюты: расширились процессы эмиссии псевдоплатежных средств (псевдоденег), происходила долларизация денежного обращения и сбережений. Наполнение хозяйственного оборота платежно-расчетными суррогатами - платежными сертификатами, вексельными обязательствами, налоговыми освобождениями и т.п. носило стихийный характер, что снижало роль Центрального банка РФ в регулировании денежного обращения в стране. Кроме того, ЦБ РФ в этих условиях терял эмиссионный доход, который переходил в распоряжение различных коммерческих структур. Вместе с тем замещение рублевой массы иностранной валютой означал, что этот доход достается также эмиссионным центрам соответствующих стран.

Происходила утечка российской валюты с традиционных рынков СНГ, кредитные отношения с которыми значительно сократились и к 1997 году составили лишь 0,5 в общем объеме кредитных ресурсов стран СНГ. В итоге снизился спрос на национальную валюту России, что обострило проблему введения конвертируемости рубля.

2. Расстройством платежно-расчетной системы в процессе проведения реформ, а также заменой старой системы, рассчитанной на обслуживание потребностей централизованной плановой экономики, на новую.

К началу 1997 года массовые неплатежи составили более 170% годового ВВП. В структуре суммарной просроченной задолженности, доля которой равна половине суммарной задолженности по обязательствам, 96,6% приходится на кредиторскую задолженность поставщикам, бюджету и т.д., а 4,4% - по кредитам банков и займам.

Значительное влияние на расстройство платежно-расчетной системы оказывали бартерные сделки, в результате которых бюджет страны недополучает десятки триллионов рублей доходов. К этому следует добавить внебанковский оборот, основу которого составляла так называемая «теневая экономика». Все это приводило к нарастанию потребности в денежных средствах организованного оборота.

Уровень официальной монетаризации ВВП в России в 1997 году оценивался лишь в 12-13% при нормальном соотношении – 20-25%, а в экономически развитых странах – 60-80%. Это ограничивало возможности платежной базы России для расчетов с бюджетом по налогам.

3. Расстройством функции национальной валюты как средства сбережения, обусловленное тем, что преобладающая часть денежной массы (как наличной, так и безналичной) представляли собой средства текущего оборота, а функцию сбережений долгосрочного характера выполнял доллар. Только за 1996 год доля денежных доходов населения, используемых на приобретение валюты, выросла с 13,5% в январе до 20% в декабре, в то время как накопления во вкладах и ценных бумагах снизились за этот период с 7% до 3,3%. Лишь за 1995 - 1996 гг. прирост наличной иностранной валюты у физических лиц составил более 25 млрд. долл.

Правительство и ЦБ РФ неоднократно предпринимали меры по ограничению сферы обращения иностранной валюты в стране, однако они принесли ожидаемые результаты только с началом 2000-х годов, когда в стране, на фоне растущих цен на энергоносители, начался стабильный экономический рост.

Меры, проводимые правительством, позволили значительно сократить «теневой сектор», свести к минимуму бартерные сделки, уменьшить объем наличной иностранной валюты в экономике. Однако проблемы остаются – это и высокая инфляция и по-прежнему высокая доля наличных денег в обращении, а также использование доллара, как средства сбережения.

По материалам книги "Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова" - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 622 с.

Что такое современные денежные системы? Рассмотрим подробнее тему в данной статье. Денежной системой называют форму организации финансового обращения страны, исторически сложившуюся и оформленную посредством национального законодательства.

Типы систем

По виду используемых в обороте в стране денег в истории различают несколько типов денежных систем:

  • Система товарных денег в случаях, когда огромное количество разных товаров выступает в качестве эквивалентов.
  • Система обращения металлического, при которой в оборот включены драгоценные металлы, к примеру, серебро и золото, выполняющие все денежные функции и свободно меняющиеся на обращающиеся банкноты.
  • Денежная система фидуциарная, система обращения виртуальных и бумажных кредитных денег. При такой системе полноценные деньги вытесняются из оборота и заменяются знаками стоимости.

Какова история развития современной денежной системы? Об этом далее.

История

Золотой монометаллизм поэтапно переходил в современную кредитно-денежную систему:


Установление фидуциарных денежных систем

В современном мире во всех странах после того, как окончился мировой финансово-валютный кризис 1997-1998 годов, установились фидуциарные денежные системы, а именно системы кредитно-денежные, в которых представителями материального общественного богатства не являются денежные знаки и на золото не размениваются. Эти системы обладают следующими особенностями:

  • золото вытеснили из обращения окончательно и поместили в золотые резервы;
  • деньги в обращение выпускаются посредством банковских кредитных операций;
  • предложение центрального банка определяет количество денег, которые находятся в обращении;
  • первичной является денежная эмиссия безналичная;
  • налично-денежный оборот сокращается, за счет чего расширяется оборот денежный;
  • государство создает и широко использует механизмы денежно-кредитного регулирования оборота денег.

Чем характеризуются современные денежные системы? Фидуциарная система может строиться на электронной, металлической и бумажной основе. В настоящее время выделяется 3 вида таких денежных систем: электронно-бумажные; системы полного фидуциарного стандарта; системы переходные, которые сочетают обращение бумажное и металлическое.

Электронно-бумажная денежная система

В наши дни повсеместно происходит переход к электронно-бумажной денежной системе. И несмотря на отличия в национально-государственном устройстве, у современных систем имеются некоторые общие элементы, как например: порядок, по которому устанавливается курс валют; наименование денежных единиц стран; механизм денежно-кредитного регулирования государства; эмиссионный механизм; структура находящейся в обороте денежной массы; порядок обеспечения денежных знаков.

Особенности современной денежной системы

Нынешнее устройство денежной системы Российской Федерации установлено с 1998 года. Официальной денежной единицей признан рубль. Закон запрещает вводить на территории РФ в обращение какие-либо иные денежные знаки. Рубль состоит из ста копеек. Банк Российской Федерации эмитирует монеты по 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей; купюры по 5, 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Вместе с монетами Банка РФ законным средством платежа считаются серебряные и золотые инвестиционные монеты («Соболь», золотой червонец и прочие). Этим отличается современная денежная система России.

Об эмиссии денег

В оборот современные деньги попадают, благодаря порядку банковского кредитования. Эмиссия наличных или банкнотная - это монополия эмиссионного, то есть центрального банка. Безналичные или депозитные деньги выпускает в оборот Центробанк во время процесса кредитования банков коммерческих и в том числе система банков коммерческих во время кредитования субъектов экономической деятельности. На счетах коммерческих банков депозитного характера деньги увеличиваются в связи с эффектом мультипликации кредита, в процессе движения их от одного к другому коммерческому банку. Обеспечивают банкнотную эмиссию резервы Центробанка, который выпускает безналичные деньги, когда происходит:


Что устанавливает законодательство?

Итак, кем регулируется современная денежная система РФ?

Законодательство РФ устанавливает порядок выпуска денежных знаков в оборот, называемый эмиссионным механизмом, чтобы он повлек общее увеличение денежных знаков, находящихся в обороте. Концепция, лежащая в основе формирования денежных агрегатов, которые используются в настоящее время Банком России, гласит, что в составе денежной массы имеются деньги безналичного оборота и наличных, находящихся в обороте. В дополнение к деньгам, находящимся в платежном обороте, возможно использование различных ценных бумаг - депозитных сертификатов, чеков, векселей и прочих.

Элементы современной денежной системы


Какими еще элементами характеризуются современные денежные системы страны?

  • Эмиссионный механизм, порядок изъятия и выпуска из оборота денег. Наличная денежная эмиссия не может быть без проведения предварительной записи по счетам кредитной системы, то есть наличные деньги появляются уже после эмиссии денег безналичных. Центробанк России - это единый эмиссионный центр. Также можно отметить факторы, которые на эмиссию влияют: возвратность в кассы эмиссионных центров денег, состояние бюджета, изъятие из оборота и выпуск денег на основе погашения и выдач кредитов.
  • Система для регулировки денежного оборота. Документация: расчетный баланс конкретной страны, федеральный бюджет, платежный баланс конкретной страны, единая гос. денежно-кредитная политика, прогноз кассовых оборотов, баланс Банка России, баланс расходов и доходов населения.

Это говорит о том, что денежной системой называют систему оборота банкнотного, которая основана на балансировке денежных потоков; система, основанная на построении денежной массы, установленных пропорций отдельных денежных агрегатов.

Современной денежной системе важно быть: эластичной, единой по всей стране, устойчивой, планово-регулируемой, централизованной.


Принципы функционирования денежных систем

Управление централизованно осуществляется Центробанком. Эластичность и устойчивость оборота денег позволяют сужать и расширять их оборот в зависимости от потребностей экономики. Денежная эмиссия носит кредитный характер, поскольку выпуск денежных знаков проводят, основываясь на порядке проведения операций по кредитам. Принцип обеспеченности гласит, что денежные знаки нужно страховать, ценными бумагами, золотом, иностранной валютой. Правительственные денежные средства предоставляются лишь в порядке кредитования на платной и возвратной основе. Контроль и надзор за оборотом осуществляет государство посредством налоговой, финансовой и банковской систем.

Нами рассмотрена современная денежно-кредитная система России.

Виды денег.

В процессе исторического развития товарно-денежных отношений было выделено два вида денег:

1. Действительные деньги – это деньги, номинальная стоимость которых обозначается в соответствии с их реальной стоимостью, то есть стоимостью драгоценного металла, из которого они изготовлены.

2. Заместители действительных денег (знаки стоимости) – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, то есть затраченного на их производство общественного труда.

К ним относятся:

Металлические знаки стоимости (билонная монета то есть мелкая монета, изготовленная из дешёвых металлов);

Бумажные знаки стоимости, которые печатаются на бумаге (бумажные и кредитные деньги)

  • 3/Денежная система и её элементы. Денежная система Российской Федерации.

Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закреплённая национальным законодательством. Она сформировалась в 16-17 веках с возникновением и утверждением капиталистического производства, централизованного государства и национального рынка.

В зависимости от вида денег различают денежные системы двух типов:

- Система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (серебро, золото), выполняющих все 5 функций, а обращающиеся банкноты безпрепядственно обмениваются на действительные деньги.

- Система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, и в обращении находятся бумажные и кредитные деньги.

Элементы денежной системы:

1) денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для выражения цен всех товаров и услуг.

2) масштаб цен – это средства выражения стоимости товаров через весовое содержание драгоценного металла в денежной единице страны (при действительных деньгах). Сейчас это - количество товарной массы, которую можно приобрести на одну денежную единицу.

3) виды денег , являющихся законными платёжными средствами в стране.

4) эмиссионная система и государственный аппарат регулирования денежного обращения . Эмиссионная система – законодательно установленный порядок выпуска, обращения и изъятия из обращения денежных знаков. Эмиссию (выпуск) наличных денег осуществляет ЦБ РФ.

Денежная система РФ

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 12 апреля 1995 года, определившим ее правовые основы.

1. Официальной денежной единицей в нашей стране является российский рубль.

2. В связи с тем, что российская денежная единица – рубль по закону не связано с денежным металлом, фиксированный масштаб цен отсутствуют. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком РФ (ЦБ РФ) и публикуется в печати.


3. Видами денег являются банковские билеты и металлические деньги, образцы которых утверждаются Банком России.

4. Сообщения о выпуске банковских билетов и монет нового образца, их описание публикуются в печати. Они обязательны к приему по их номинальной стоимости на всей территории страны. Срок изъятия старых банковских билетов не должен быть меньше 1 года, но не более 5 лет. Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а так же других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России.

Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банковских билетов и монет в хранилищах ЦБ РФ и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

  • 4/Инфляция, формы её проявления. Особенности инфляционного процесса в России.

Инфляция – это кризисное состояние денежной системы, что означает переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вследствие чрезмерного их выпуска. Выражается в обесценивании денег, сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы.

Первопричина инфляции – диспропорции в развитии экономики, т.е. между различными сферами народного хозяйства:

Между накоплением и потреблением;

Спросом и предложением;

Доходами и расходами государства;

Денежной массы в обращении и потребностями страны в деньгах.

Причины инфляции:

1) внутренние причины:

Не денежные факторы – это государственно-монополистическое ценообразование, экстраординарные обстоятельства социально-политического характера (революции, войны и т.д.)

Денежные факторы - это кризис государственных финансов (дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, увеличение массы кредитных денег и уменьшение скорости обращения денег)

2) Внешние причины – это мировые кризисы (сырьевой, энергетический, валютный и т.д.)

Валютная политика государств направленная на экспорт инфляции;

Нелегальный экспорт золота и валюты.

  • 5/Социально – экономическая сущность. Функция финансов.

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства на текущий год (с 2008 – на 3 года), имеющий силу закона. Он утверждается законодательным органом власти – Парламентом (Федеральное собрание РФ).

Основные функции финансов:

1. Распределительная – проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств, т.е. перераспределение ВВП.

2. Регулирующая – проявляется в государственном регулировании и стимулировании экономики, финансовом обеспечении социальной политики. Здесь используется бюджетно-налоговый механизм.

3. Контрольная – проявляется в государственном контроле за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств (через единый счет Казначейства РФ).

  • 6/Финансовая система Российской Федерации и характеристика её звеньев.

Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений; государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредиты, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

  • 7/Сущность финансового контроля. Виды финансового контроля и органы финансового контроля в России.

Финансовый контроль – это контроль органов власти и специальных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства предприятий всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей). Непосредственно предметом проверок являются прибыль, доходы, себестоимость, рентабельность, издержки обращения

1. Общее управление финансами осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание РФ (две его палаты- Государственная дума и Совет федерации).

2. Оперативное управление осуществляет Министерство финансов РФ.

3. За кассовое исполнение бюджета отвечает Главное управление федерального казначейства (подразделение Минфина РФ).

4. Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения налогов в бюджет, а также занимается подготовкой предложений по совершенствованию налогового законодательства.

5. Главное управление по расследованию экономических и налоговых преступлений (в структуре МВД РФ - бывшая налоговая полиция). Занимается предупреждением, выявлением и пресечением налоговых преступлений.

6. Федеральная таможенная служба несёт ответственность за соблюдение налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, за правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.

7. Для контроля над исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная дума образуют Счётную палату , состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

Виды финансового контроля.

1. Государственный :

Вневедомственный (общегосударственный)

Ведомственный (по отраслям народного хозяйства)

2. Негосударственный :

Внутрихозяйственный;

Аудиторский;

Страховой;

Общественный.

Методы финансового контроля

1. Проверка. Проверяются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе отчётных документов – это самый массовый метод.

2. Обследование . Охватывает более широкий круг показателей (проводится опрос, анкетирование)

3. Анализ . Детальное изучение финансово-бухгалтерской отчётности для оценки результатов финансовой деятельности предприятия.

4. Мониторинг (наблюдение). Постоянный контроль со стороны банков за использование выданного кредита и финансовым состоянием предприятия.

5. Ревизия . Полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия

  • 8/Сущность и принципы организации финансов предприятия.

Финансы предприятий - это система экономических денежных отношений, связанных с формированием и распределением денежных доходов и накоплений, и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, и финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работников.Эти денежные отношения возникают в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Они связаны с формированием собственных и привлечением заемных средств, их использованием на финансирование затрат, инвестиций предприятия, с образованием и распределением прибыли.

Функции финансов предприятий:

1. Обеспечивающая - заключается в том, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми денежными средствами. Должен соблюдаться принцип: «все расходы покрываются доходами».

2. Распределительная - связана с обеспечивающей, заключается в том, что доходы предприятия должны быть оптимально распределены.

3. Контрольная - связана с использованием различных стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Контролируют заинтересованные стороны.

Санкции - штрафы, пени, неустойки налоговым органам, хоз. партнерам, банкам.

Показатели - ликвидности, финансовой устойчивасти, обеспеченности собственными средствами и т.д.

Принципы организации финансов предприятия:

1. Самостоятельность в области финансовой деятельности: предприятие самостоятельно решает, куда вкладывать свои финансовые ресурсы:

На собственное развитие

В ценные бумаги

В уставный капитал другого предприятия

На банковские счета и т.д.

Однако самостоятельность возникает только после выполнения обязательств перед обществом и государством 2. Самофинансирование: это полная окупаемость затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы. Каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При этом возможно использование заемных средств на условиях возвратности, срочности и платности. 3. Заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности: предприятие должно быть заинтересовано в результатах своей деятельности. Для этого экономическая среда должна быть такой, чтобы было выгодно производить продукцию, сокращать расходы, получать прибыль. 4. Материальная ответственность: предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом. Этот принцип реализуется в случае возникновения убытков и неспособности предприятия расплатиться с кредиторами. В этом случае предприятие может быть объявлено банкротом, его имущество продано и за счет этого покрыты долги. 5. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Необходимость контроля возникает из сущности финансов. В производственно - хозяйственной деятельности предприятия заинтересованы различные стороны: - собственники; - государство; - работники; - кредиторы; - хозяйственные партнеры. Контроль включает анализ финансовых показателей и применение различных мер воздействия.

  • 9/Выручка от реализации продукции.

Смысл любого производства заключается в получении дохода. Выручка от реализации продукции – это средства, поступившие на расчетный счет организации за реализованную потребителям продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.

Выручка – это не только главный источник доходов предприятия, но и средства на возмещение всех его затрат.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг является основным показателем хозяйственной деятельности предприятия.Выручка предоставляет предприятию средства для погашения долгов, для закупки сырья, выплаты заработной платы и отчисления налогов и платежей в различные фонды и бюджеты. Выручка, таким образом, только частично представляет собой доход. Сначала из суммы выручки производятся все необходимые выплаты, и лишь затем речь может идти о доходе.

Важным для предприятия моментом является своевременность поступления средств выручки. Большое значение это имеет потому, что именно получением выручки заканчивается цикл деятельности предприятия.

Получение выручки позволяет предприятию восстановить затраченные на производство средства и создать условия для начала нового цикла производства. Кроме того, выручка является для предприятия основным и регулярным из всех имеющихся источников средств.

От своевременности получения выручки зависит финансовая устойчивость предприятия, размер получаемой прибыли, своевременность расчетов с банками, налоговыми органами и бюджетом, различными фондами, а также с поставщиками и с собственными работниками.

Несвоевременность поступления средств приводит к невыполнению предприятием своих обязательств, а, значит, к штрафам, санкциям и потере прибыли, вплоть до остановки производства.

В настоящее время для составления финансовой отчетности метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается лишь после отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления покупателю расчетных документов. При объявлении учетной политики предприятие выбирает методику определения выручки от реализации только для целей налогообложения: либо по срокам оплаты отгруженной продукции (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары на счета в банках, а при расчете наличными деньгами - при поступлении средств в кассу), либо по срокам отгрузки продукции и предъявлении покупателям расчетных документов. По международному стандарту доходы и издержки накапливаются, т.е. принимают к учету по мере возникновения, а не по мере поступления денег или совершения платежа. Иными словами используется метод определения выручки по отгрузке продукции. Считается, что данные по счетам нарушают основной принцип учета - сопоставимость объема выручки и затрат на изготовление продукции.

Важный фактор, влияющий на величину выручки от реализации продукции - процесс ценообразования. В конечном счете цена товара определяется рынком, на неё большое влияние оказывает соотношение спроса и производства, и она представляет собой компромисс между желанием продавца и возможностями покупателя. Однако исходным пунктом формирования продажных цен является калькуляция.

Принято рассчитывать две цены каждого товара, производство которого предусматривается в планированном году: продажная обеспечивает изготовительные нормальные условия воспроизводства, и минимальное компенсирование предприятию затрат при минимальной прибыли от продажи.

  • 10/Производственные фонды.

Денежная система - это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закрепленное национальным законодательством. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве.

Денежная система любой развитой страны включает такие элементы как денежная единица, определенный вид или виды денег, масштаб цен, система эмиссии и госаппарат регулирования обращения денег.

Денежная единица – количество драгоценного металла, принимаемое за масштаб цен. Наименование денежной единицы определяется государством. Масштабом цен называют выражение стоимости товара через определенное весовое содержание драгоценного металла в денежной единице.

Видами денег, которые выступают законными официальными платежными средствами, являются кредитные деньги и банкноты, монеты и бумажные деньги.

Под эмиссионной системой понимают порядок выпуска и последующего обращения денежных знаков, установленный законодательно. Эмиссию проводит центральный банк и казначейство.

Денежная система характеризуется такими общими для всех развитых стран чертами. Это отмена официального содержания золота в денежных единицах (демонетизация золота); переход к кредитным деньгам; сохранение в обращении наряду с кредитными бумажных денег; преобладание в денежном обороте безналичных денег; выпуск в обращение банкнот в порядке кредитования государства, хозяйства и под прирост золотых и валютных ресурсов; усиление госрегулирования обращения денег.

Денежная система может быть представлена одним из двух ее типов. Первый - системой металлического обращения, базирующейся на действительных деньгах (металлических из золота или серебра), при которой обращающиеся банкноты можно обменивать на действительные деньги. Второй - системой бумажно-кредитного обращения, когда действительные деньги заменяются знаками стоимости, при этом в обращении остаются только бумажные и кредитные средства обращения и платежа.

Современная денежная система РФ начала формироваться после распада Союза. Сегодня денежная система и денежное обращение функционирует согласно закону о Центральном банке от 12.04.1995 года, которые определил ее правовые основы.

Денежной единицей РФ (валютой) выступает рубль. Введение других единиц денег запрещено законом. По закону не требуется соотношения между рублями и золотом.

Курс рубля по отношению к валютам развитых стран устанавливается Центробанком РФ и официально публикуется. Это необходимо для поддержания нормальных условий для экономической деятельности страны.

Виды денег, имеющие силу в РФ – это банкноты и металлические монеты. Они обеспечены активами Центробанка, которые включают золотой запас, ценные бумаги, а также резервы кредитных учреждений.

Центробанк утверждают образцы денежных знаков. О выпуске новых денег сообщается в средствах массовой информации.

В РФ в обращении находятся наличные деньги (монеты и банкноты) и безналичные (средства на счетах кредитных учреждений).

Поскольку рубль не связан с золотом, то фиксированных масштаб цен в РФ отсутствует. Государство официально назначает масштаб цен рубля.

Центробанк для регулирования экономики с помощью кредитно-денежной политики использует такие инструменты: дисконтную политику (ставка учетного процента), нормы резервов кредитных институтов, операции открытого рынка, регламентация нормативов для кредитных институтов и др.

Выпуск новых денег происходит на основе эмиссионного разрешения, которое выдает Правление Центробанка в пределах суммы, установленной Правительством РФ.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РФ.

Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской

Федерации (Банк России)» от 26 апреля 1995 г. На банк России возложена организация наличного денежного обращения и безналичных расчетов. Он координирует, регулирует и лицензирует расчетные, в том числе клиринговые системы, устанавливает правовые нормы и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Официальной денежной единицей является рубль. Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации обращения и изъятия их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит Центральному банку Российской Федерации (ЦБ).

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.

Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк несет ответственность лишь за планирование объемов их производства. В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

Прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;

Создание резервных фондов банкнот и монет;

Определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

Установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;

Утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.