Устройство для автоматического удаления осадка с дисков вакуум-фильтра. Осадка это Осадка диска

Устройство для автоматического удаления осадка с дисков вакуум-фильтра. Осадка это Осадка диска

Осадка I Оса́дка

операция кузнечно-прессового производства, при которой в результате пластической деформации нагретой заготовки уменьшают её высоту и увеличивают площадь поперечного сечения. О. применяют как предварительную операцию перед протяжкой (См. Протяжка) для улучшения структуры слитка, повышения ковкости, а также как предварительную операцию перед прошивкой (См. Прошивка) или ковкой (См. Ковка).

II Оса́дка

в строительстве, понижение сооружения, вызванное уплотнением его основания или сокращением вертикальных размеров сооружения (или его частей). О. зависит от свойств Грунт а, действующих нагрузок, типа, размеров и конструкции фундаментов зданий и сооружений (См. Фундаменты зданий и сооружении), жёсткости сооружения и др. О. обычно бывает неравномерной и характеризуется абсолютной величиной О. в отдельных точках и средней О. Абсолютная О. должна быть меньше предельно допустимой, величина которой устанавливается исходя из конструктивных особенностей и условий эксплуатации сооружения. Ожидаемая О. определяется расчётом, основанным на данных исследования грунтов, и сравнивается с О., предельно допустимой для данного сооружения. Неравномерные О. основания (см. Основания сооружений) вызывают деформации сооружений и соответствующие им дополнительные усилия, способные нарушить прочность сооружений или нормальные условия их эксплуатации. Последнее учитывают при проектировании: в сооружениях предусматривают вертикальные сквозные швы (называемые осадочными), в результате чего сооружение разделяется на независимо оседающие части (секции), делают фундаменты повышенной жёсткости и прочности, воспринимающие без повреждения дополнительного усилия, и осуществляют другие мероприятия.

О. обычно начинается сразу же после начала строительства и продолжается в течение всего периода возведения сооружения по мере увеличения нагрузки, а также в течение некоторого времени по окончании строительства. О. глинистого грунта основания протекает очень медленно, а в отдельных случаях не затухает вовсе. При нагрузках на грунты, близких к предельным по прочности, может наблюдаться резкая О., связанная с выпиранием грунта из-под фундаментов. В земляных плотинах, насыпях и т.п. сооружениях О. происходят вследствие уплотнения грунта их тела, вызываемого отжатием воды (из пор грунта) и вязкой деформацией его скелета.

В отличие от О., просадка грунта основания, вызываемая коренным изменением его структуры, возникает в результате уплотнения лёссовидных грунтов при их замачивании, мёрзлых - при оттаивании, рыхлых песчаных грунтов - при сотрясении, а также в результате выщелачивания грунтов, подработки территории и др. Сокращение объёма грунта за счёт усыхания называется усадкой.

Уменьшение вертикальных размеров характерно для каменных сооружений. Наиболее сильно оно проявляется при зимней кладке, выполняемой способом замораживания, вследствие оттаивания раствора. О. деревянных стен происходит в результате усушки древесины и уплотнения швов. О. стен должна учитываться при выполнении строительных работ, в частности оштукатуривание целесообразно производить после завершения О.

Наблюдения за О. ведутся в основном геодезическими методами (от т. н. неподвижной опорной сети).

М. В. Малышев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Осадка" в других словарях:

    ОСАДКА, осадки, мн. нет, жен. 1. Действие по гл. осесть; медленное понижение, оползание (спец.). Осадка почвы. Осадка стены. Осадка фундамента. 2. Глубина погружения в воду судна, считая от самой нижней части его (тех.). Суда с небольшой осадкой … Толковый словарь Ушакова

    Водоизмещение; оседание, операция, опускание, глубина Словарь русских синонимов. осадка сущ. оседание сползание смещение вниз под действием тяжести) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 201 … Словарь синонимов

    В строительстве деформация основания сооружения, не сопровождающаяся коренным изменением структуры грунта. Вызывается уплотнением грунта и вытеснением из его пор избыточной воды …

    Кузнечная операция, при которой уменьшается высота заготовки и увеличивается площадь ее поперечного сечения; обычно предшествует протяжке или прошивке … Большой Энциклопедический словарь

    Судна расстояние по вертикали от ватерлинии до нижней точки корпуса … Большой Энциклопедический словарь

    ОСАДКА, и, жен. 1. Постепенное оседание, опускание (сооружения, грунта). О. здания. 2. Глубина погружения судна в воду (расстояние от нижней кромки киля до поверхности воды). Небольшая о. | прил. осадочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    Та же лебеза, но больших размеров и с более тупым концом (толщиной около 6 мм). О. назначается для раздавания пазов и стыков новой постройки перед конопаткой для осаживания верхней пряди, для вбивания в паз жгута и для осаживания старого… … Морской словарь

    Понижение сооружения или части его под действием собственного веса или внешней нагрузки за счет уплотнения или усыхания материала, из к рого построено сооружение, или уплотнения грунта основания. О. предусматривается и учитывается при… … Технический железнодорожный словарь

    Сделалась у кого. Сиб. О надорвавшемся человеке. ФСС, 127. Давать/ дать осадку. 1. Кар. Оставлять привкус во рту. СРГК 4, 236. 2. Одесск. Худеть. КСРГО. Дать осадку спанью. Кар. Выспаться. СРНГ 23, 350 … Большой словарь русских поговорок

    осадка - Вертикальное смещение поверхности грунтового основания в результате действия сжимающих сил [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики строительство в целом EN settlementsettling DE EinsinkenSetzung… … Справочник технического переводчика

    ОСАДКА - (1) в металлообработке формообразующая технологическая операция обработки металлов давлением для уменьшения высоты заготовки (за счёт увеличения площади её поперечного сечения) и повышения механических свойств стали; её осуществляют на прессах и… … Большая политехническая энциклопедия

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

ОЦЕНКА ПРОЧНОСТИ ДИСКОВ ПРИ РАДИАЛЬНОЙ ОСАДКЕ

В. А. ОГОРОДНИКОВ, В. Д. ПАНЦИЛИУС

(Представлена научным семинаром кафедры сопротивления материалов)

Радиальная осадка из упрочняющихся материалов моделирует операцию ковки. При ковке дисков из малопластичных сталей во внутренних областях часто возникают трещины. С целью выбора оптимальных параметров процесса ковки, необходимо знать величину осадки, при которой материал заготовок разрушается.

В настоящей работе исследуется прочность дисков из пластичных и малопластичных металлов при радиальной осадке, отыскивается параметр, по которому можно судить о способности металла к деформированию.

Для оценки прочности заготовки необходимо знать зависимость предельной пластичности материала от вида напряженного состояния. В работах предлагается указанную зависимость характеризовать диаграммой предельной пластичности, связывающей интенсивность ло-I арифмической деформации в момент зарождения трещины е / с коэффициентом жесткости напряженного состояния

"1 + 32 + Д:! (1)

з., - главные напряжения,

а - гидростатическое давление, - интенсивность напряжений.

На рис. 1 приведена диаграмма предельной пластичности для дюра-люмина Д-1, построенная по методике, предложенной в работе . При Г| = 1 диаграмму строили по результатам испытания сплошного образца на растяжение в области (1>т]>-0,6) испытывали сплошные цилиндрические образцы, нагруженные крутящим моментом и осевой силой (растягивающей при т)>0 и сжимающей при ц ^ 1).

Для оценки прочности заготовок необходимо знать область напря-женно-деформированного состояния в процессе радиальной осадки дисков. При осадке дисков с #о/А) - 0,25 реализуется плоское напряженное состояние. Параметры т], ег- для плоского напряженного состояния можно рассчитать по соотношениям деформационной теории

аз - главное напряжение (оно равно нулю для плоского напряженного состояния).

е3 - главная деформация в направлении, перпендикулярном диаметральному сечению диска,

е - средняя деформация.

Дуралкти1 Д-1

М -и -оя -до -он -42 о Тг ом И6 ц.* а

Рис. 1. Диаграмма пластичности дюралюмина и Jблacти г) - е1 при осадке дисков

Для несжимаемого материала имеем

Подставив (3) в (1), получим

Главные деформации в диаметральном сечении диска при его

Коэффициент жесткости напряженного состояния можно также рассчитать с помощью соотношений теории течения

2. Заказ 7405

Для исследования были изготовлены диски с диаметром До = 80-и-и, высотой 20 мм из дюралюмина Д-1, стали 40, латуни ЛС-59-1. Торцевую поверхность дисков полировали и на одну из четвертей наносили делительную сетку, состоящую из системы окружностей диаметром ¿о = 3,5 мм. Диски из дюралюмина осаживали ступенями на 8, 14, 18 и 20% с разгрузкой до появления видимых трещин на торцевой поверхности. При осадке применяли смазку из смеси коллоидного графита и глицерина с использованием прокладок из свинцовой фольги.

На каждой ступени деформирования измеряли размеры эллипсов, в которые деформировались первоначальные окружности. По известным соотношениям рассчитывали главные деформации

Параметры ц и в1 предварительно сглаживали проведением изолиний. На рис.2, показаны уровни постоянного т] и е-г для диска, осаженного на 20%. Из рисунка следует, что распределение деформаций при

55 Ъй 25 20 Ч -18 -5 0 5 {в 15 20 25 30 35 Щ

Рис. 2. Изолинии ч и еь для диска из дюралюмина, осаженного на 20%

осадке является неравномерным. В центре тяжести сечения интенсивность деформаций достигает ег = 0,38, а коэффициент жесткости напряженного состояния г) = +0,15. В указанной области наиболее вероятно разрушение -здесь наибольшая деформация и неблагоприятная схема напряженного состояния, близкая к простому сдвигу (г) = 0).

На рис. 1 показаны области напряженно-деформированного состояния, рассмотренные для исследованных случаев. Верхние границы области напряженно-деформированного состояния указывают необходимую пластичность. Например, диски, осаженные на 8, 14, 18%, не разрушились. Их области г) и е I расположились под диаграммой предельной пластичности. В диске, осаженном на 20%, в центре тяжести сечения возникла трещина. Верхняя граница области ц и е"1 пересекла диаграмму предельной пластичности. Заметим, что во всех исследованных случаях величину необходимой пластичности можно установить испытанием металла на кручение, так как параметр ц в опасных точках близок к нулю. Области г) и ег для диска из латуни, осаженного на 20%, рассчитаны по соотношениям деформационной теории и теории течения. Удовлетворительное совпадение верхних границ областей т] и е,- позволяет использовать для расчета деформационную теорию.

На рис. 3 приведена кривая зависимости степени осадки дюралюмина Д-1 от величины еь в центре тяжести сечения дисков. Полученный 18

график позволяет определять величину осадки в зависимости от интенсивности деформации в опасной точке, которую можно определить испытанием материала на кручение. Аппроксимируя экспериментально найденную функцию, получили формулу

1,67 (е,)9 + 1,13 (7)

где Д£> = (£> - //),

Н- высота диска после осадки, О - диаметр диска,

¿¿ - величина интенсивности деформации в опасной точке.

ДуралЬтин Д!

Рис. 3. Зависимость степени осадки от величины е1 в опасной точке

Величину е-ь можно определить испытанием материала на кручение. Задаваясь коэффициентом запаса пластичности

где еь - необходимая пластичность, можно определить величину осадки, при которой диск деформируется без разрушения.

В работе показано, что распределение деформаций при прочих равных условиях (величина осадки, размеры, условия в контакте) практически не зависят от свойств материала. Это, по-видимому, позволяет использовать формулу (7) для приближенного определения безопасной величины осадки и для других материалов. Сказанное подтверждают полученные экспериментально области напряженно-деформированного состояния, рассчитанные для дисков из латуни ЛС59-1 и дюралюмина Д-1, стали 40, осаженных на 20%. Верхние границы областей 1]- практически совпадают для дисков из указанных материалов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Г. Д. Дель. Оценка прочности металла при механической обработке, Изв. вузов, Машиностроение, № 8, стр. 177, 1970.

2. Г. А. С м и р н о в - А л я е в. Сопротивление материалов пластическому деформированию, Машгиз, М., 1961.

3). Г. Д. Дель, Л. К. Спиридонов. Влияние вида напряженного состояния на пластичность металлов. Тезисы докладов шестой научно-технической конференции Тула, стр. 38, 1970.

4. В. А. Огородников, Г. Д. Дель. Исследование напряженно-деформирован-ного состояния при осадке, Кузнечно-штамповочное производство, № 5, стр. 3, 1970.

5. В. А. Огородников, Г. Д. Ковалев. Оценка прочности при осесимметрич-ной осадке. Сборник докладов научно-технической конференции «Технический прогресс в машиностроении», посвященный 70-летию машиностроительного факультета ТПИ, часть 2, Томск, стр. 43, 1970.

В результате которой уменьшается высота и одновременно увеличиваются поперечные размеры заготовок (рисунок, позиция а). Осадку применяют для получения формы поковки, с целью уменьшения глубины прошивки, для обеспечения соответствующего расположения волокон в будущей детали (при изготовлении шестерней обеспечивается повышенная прочность зубьев в результате радиального расположения волокон), как контрольную операцию (из-за значительной деформации по периметру на боковой поверхности вскрываются дефекты).

При выполнении осадки требуется, чтобы инструмент перекрывал заготовку. Вследствие трения боковая поверхность осаживаемой заготовки приобретает бочкообразную форму, это характеризует неравномерность деформации. Повторяя осадку несколько раз с разных сторон, можно привести заготовку к первоначальной форме или близкой к ней, получив при этом более высокое качество металла и одинаковые его по всем направлениям.

Схемы осадки металла и ее разновидностей

Средний диаметр заготовки определяется по формуле:

Осадке подвергают заготовки, для которых высота не превышает 2,5…3 диаметра. В противном случае возможен или продольный изгиб заготовки, или образование седлообразности.

Разновидностями осадки являются высадка и осадка разгонкой торца.

Высадка металла

Высадка металла – кузнечная , заключающаяся в деформировании части заготовки (концевой части или середины). Для проведения операции используют местный нагрев, например, в середине заготовки (рисунок, позиция б), или ограничивают деформацию на части заготовки кольцевым инструментом (рисунок, позиция в).

Осадка разгонкой торца позволяет уменьшить высоту и увеличить площадь ранее осаженной заготовки (рисунок, позиция г). Локализация деформации позволяет уменьшить усилие осадки.

Вылет диска представляет собой одну из важнейших геометрических характеристик, наряду с диаметром и количеством болтовых соединений. Хотя и незначительное расхождение от требований, на которых настаивает компания изготавливающая и выпускающая авто всё-таки есть.

Чтобы выполнить правильно измерения дистанции между отвесной (вертикальной) плоскостью симметрии колеса и самой поверхностью диска к ступице автомобиля в мм, нужно воспользоваться формулой:
ET=a-b/2, где
a – размах между двумя вертикалями, внутренней плоскостью, и поверхностью прилегающей к ступице
b – вся ширина автомобильного диска.
Если сказать обычными, понятными словами, то вылет диска ET это показатель того, насколько он выглядывает наружу из колёсной арки. Если вылет большой, то колесо будет отступать в глубину, а при уменьшении его показателя, наоборот, выдвигается наружу.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

  1. Нулевой;
  2. Отрицательной;
  3. Положительной.

Это значение зачастую наносится на внутреннюю часть поверхности любого диска авто, а единица измерения их выражается в мм. Ещё наносятся и другие параметры дисков, означают они следующее:

  • Ширина;
  • Диаметр;
  • PCD диска - количество болтов крепления и диаметр их расположения;
  • DIA - диаметр посадочного отверстия находящегося в центре;

Минусовой или отрицательный вылет

Естественно, это оказывает характерное влияние на характеристики поворота руля, а значит и на маневренность автомобиля в целом. Изменяются векторы, моменты силы непосредственно воздействующие на различные элементы подвески. Всё это, несомненно, заставит всю ходовую часть авто работать в ином режиме, который абсолютно не учтен заводом производителем, поэтому приобретая диски с отрицательным вылетом лучше проконсультироваться с менеджером или специалистом магазина.

Большой вылет (15,35,40,45) и его увеличение с помощью проставки

Подвеска грузового или же легкового автомобиля чётко нормирована и рассчитана заводом изготовителем и конструкторами, разрабатывающими его. Однако если подойти к этому тюнингу грамотно, то в итоге увеличенная база автомобиля и его колеи сможет повысить устойчивость машины.

И также выступающие за края автомобиля колёса окажутся плюсом при дополнении её пластиковыми модификаторами. Основное, что нужно чётко представлять автолюбителю - ресурс на который рассчитан данный ступичный подшипник, уменьшается в прямой пропорциональности разнице расстояния смещенного диска и родного, рекомендованного заводом изготовителем.


Для увеличения вылета диска применяются так называемый элемент проставка. Она устанавливается плотную между диском и барабаном, или же и ступицей, всё зависит от модели и конструкции тормозов автомобиля. Размеры этих элементов имеют большое значение, их существует несколько типов:
  • Толщиной до 6 мм считаются небольшими, при этом, зачастую, длины родного крепёжного болта, хватает чтобы качественно зафиксировать диск вместе с железной проставкой.
  • Толщина до 25 мм. в них уже имеется центровочная ступица которая исключает вариант дестабилизации балансировки параметра колеса. Авто приобретает нотки спортивного, агрессивного характера и установленные на него проставки визуально идентифицируются.
  • Толщина проставки от 25 до 50 мм, считается достаточно большой. Крепятся к ступице или барабану не только болтами, но и шпильками. Болты рекомендованы для автомобилей типа ВАЗ, крепление шпилькой для таких марок, как Нива или же УАЗ.

Проставка для увеличения вылета должна быть выполнена из прочного метала. Поэтому перед тем как автолюбитель примется за изготовление их вручную стоит подумать, риски и последствия их установки. Всё-таки рекомендовано специалистами приобрести качественные заводские проставки и диски с вылетом, которые будут изготовлены из нужной марки стали, а также соответствовать всем требованиям надёжности и безопасности. Естественно, при выборе и уточнении параметров дисков и проставок стоит учесть количество болтов крепления и их длину.

Влияние ширины диска и его вылета ЕТ на ходовые характеристики

Каждому владельцу автомобиля, который задумался об установке диска с нестандартным вылетом, стоит задуматься о последствиях, и в частности, что может произойти после их установки, а также на что конкретно вылет диска влияет:

  • Смещение рулевой оси;
  • Резкий износ подшипников, раньше положенного срока;
  • Кардинальное изменение прежней заводской управляемости;
  • Изменение срока службы шин и всех частей и комплектующих подвески.

Все эти причины непросто слова, они основываются на законах физики. Ведь известно что масса любого четырёхколёсного механизма в целом распределена на все её колеса. Точка приложения силы направлена на основание соприкосновения дорожного покрытия непосредственно с колесом.

Даже если предположить теоретически, что ходовая и подвеска абсолютно исправны, то через это основание будет проложен вектор оси колеса. В туже точку направляется и линия вектора амортизатора автомобиля, расположенного в стойке.

Установка колёс со смещённым вылетом изменит вектор этих сил, а значит и их нагрузку. То есть установка не регламентных дисков изменит внешний вид автомобиля делая его уникальным и неповторимым, но ходовые качества ухудшаться, а износ запчастей существенно увеличится. Конечно же, если заводом изготовителем не предусмотренная такая замена.

Допустимая таблица отклонений самых распространенных марок авто (мерседес, тойота, уаз)

Для каждой конкретной марки автомобиля существуют свои допустимые отклонения, которые лучше не нарушать.

№п/п Модель автомобиля Допустимый вылет диска, мм
1 Chevrolet Camaro 38-50
2 Chevrolet Corvette 38-50
3 Chevrolet Aveo 1,6 39
4 AlfaRomeo 33 30-38
5 AlfaRomeo GTV 28
6 AlfaRomeo 145 38
7 AlfaRomeo 146 38
8 AlfaRomeo 166 35-40
9 AlfaRomeo 155 38
10 AlfaRomeo 156 28-30
11 Audi А4 35
12 Audi А8 35
13 Audi А6 35
14 Audi 80 35-42
15 Audi 100 35-42
16 Audi ТТ 28-30
17 Audi Quattro 35-42
18 Audi А3 30-40
19 BMW 3 15-25
20 BMW 3 (E36) 35-42
21 BMW М3 18-20
22 BMW 5 18-20
23 BMW 7 18-20
24 BMW 7 (Е32) 18-20
25 BMW 8 18-20
26 Citroen Berlingo 15-22
27 Citroen Jumper 35
28 Citroen Evasion 28 – 30
29 Citroen Xsara 15 – 22
30 Citroen Xantia 15 – 22
31 Daewoo Nexia 38 – 42
32 Daewoo Espero 38 – 42
33 Daewoo Lanos 38 – 42
34 Daewoo Matiz 38
35 Daewoo Leganza 35 – 42
36 Daewoo Nubira 38 – 42
37 Dodge Magnum 2.7 V6 24
38 Dodge Avenger 2.0i 35 – 39
39 Dodge Caliber 2.0 35
40 Dodge Caliber SRT4 2.4i 40
41 Dodge Caravan 2.4i 35 – 40
42 Dodge Challenger 6.1 V8 40
43 Dodge Durango 3.7 V6 15
44 Fiat Qubo 1.3 40-44
45 Fiat Bravo 1.4i 31 – 32
46 Fiat Croma 2.2 35 – 41
47 Fiat Doblo 1,9JTD 263 32
48 Fiat Doblo 1.9JTD 223 32
49 Ford Scorpio 35 – 38
50 Ford Cougar 35 – 38
51 Ford Explorer 0 – 3
52 Ford Escort 35 – 38
53 Ford Focus 35 – 38
54 Ford Focus 2 35 – 38
55 Ford Fiesta 35 – 38
56 Ford Granada 35 – 38
57 Ford Galaxy 42 – 45
58 Ford Ka 35 – 38
59 Ford Mondeo 1 35 – 42
60 Ford Mondeo 2 35 – 42
61 Ford Mustang 35 – 38
62 Ford Sierra 35 – 38
63 Ford Scorpio 35 – 38
64 Ford Orion 35 – 38
65 Ford Puma 35 – 38
66 Ford Windstar 35 – 38
67 Ford Transit 35 – 38
68 Honda Shuttle 35 – 38
69 Honda CRX 35 – 38
70 Honda Accord 35 – 38
71 Honda Integra 35 – 38
72 Honda Civic 35 – 38
73 Honda Civic VTEC 38
74 Honda Concerto 35 – 38
75 Honda Jazz 35 – 38
76 Honda Prelude 38
77 Honda Legend 35 – 38
78 Honda CRV 5 40 – 45
79 Hyundai Pony 35 – 38
80 Hyundai Accent 35 – 38
81 Hyundai Coupe 35 – 38
82 Hyundai Lantra 35 – 38
83 Hyundai Sonata 35 – 38
84 Hyundai Excel 35 – 38
85 Kia Shuma 35 – 38
86 Kia Ceed 38 – 42
87 Kia Leo 35 – 38
88 Kia Clarus 35 – 38
89 Kia Sephia 35 – 38
90 Kia Concord 35 – 38
91 Kia Sportage 0 – 3
92 Kia Mentor 35 – 38
93 MercedesBenz Sprinter 45
94 MercedesBenz A Class 45 – 50
95 MercedesBenz B-Class 47 – 52
96 MercedesBenz C-Class 43 – 47
97 MercedesBenz E-Class 48 – 54
98 MercedesBenz G-Class 43, 50, 63
99 MercedesBenz M-Class 46 – 50, 60
100 MercedesBenz S-Class 36 – 43,5
101 MercedesBenz SLK 45 – 50
102 MercedesBenz 600SL 18 – 25
103 MercedesBenz 280SL 18 – 25
104 MercedesBenz Vito 45 – 50
105 Mitsubishi Lancer 35 – 42

Осадкой называют операцию свободной ковки (и объемной штамповки), в результате которой происходит увеличение поперечного сечения заготовки за счет уменьшения ее высоты (рис. 22).

Как видно из рисунка, после осадки заготовка принимает бочкообразный вид. Объясняется это наличием внешнего трения между бойками и заготовкой,


которое препятствует течению металла в радиальном направлении как непосредственно на торцах заготовки, так и вблизи их. По мере удаления от торцов вглубь металла влияние внешнего трения уменьшается, чем и объясняется бочкообразность боковых поверхностей осаженной заготовки.

Исходя из условия постоянства объема исходной и осаженной заготовок, средний диаметр последней в любой момент осадки может быть определен зависимостью:

.

Операцию осадки применяют: для повышения степени уковки в случаях, когда исходная площадь поперечного сечения слитка не обеспечивает необходимой степени укова при вытяжке; для получения поковок большего поперечного сечения из заготовок с меньшим сечением; как предварительная операция перед прошивкой при изготовлении пустотелых поковок; как предварительную операцию перед протяжкой с целью наибольшего разрушения дендритной структуры и получения одинаковых механических свойств в продольном и поперечном направлениях поковки; вместе с вытяжкой для равномерного распределения и измельчения карбидов в поковках из стали карбидного класса (быстрорежущих, высокохромистых, инструментальных).

Для качественного выполнения операции осадки необходимо соблюдение следующих условий:

– размеры исходной заготовки должны находиться в пределах – в противном случае возможно искривление заготовки (рис. 23);

– торцы исходной заготовки должны быть перпендикулярны к ее продольной оси, – иначе образуется искривленная бочка (рис. 24);


– необходим равномерный нагрев металла перед осадкой до ковочной температуры как вдоль, так и поперек заготовки, – иначе поковка может получить грибообразную форму (рис. 25), или форму с явно выраженной односторонней бочкообразностью (рис. 26);

– заготовки квадратного или прямоугольного поперечного сечения (рис. 27а) перед осадкой должны быть подкатаны до цилиндрической формы (рис. 27б), затем осажены до заданной высоты (рис. 27в) и только после этого прокованы на большее квадратное или прямоугольное сечение (рис. 27г), – в противном случае (при непосредственной осадке квадратного или прямоугольного сечения) из-за неравномерности деформации металла, существенно искажается квадратное сечение заготовки, и появляются диагональные трещины в теле осаженной заготовки (рис. 28а, б).

Помимо осадки на плоских бойках в практике кузнечной обработки используются и другие способы осадки.


Осадка слитков с хвостовиками (рис. 29) выполняется в подкладных сферических плитах (рис. 19ю), причем нижняя плита имеет цилиндрическое отверстие, куда вставляется предварительно оттянутый из прибыльной части слитка хвостовик, с помощью которого слиток удерживается в патроне кантователя при выполнении последующей протяжки.

Осадка на плоских плитах (рис. 19ы) или на подкладных кольцах (текущий рисунок) выполняется тогда, когда получение хвостовиков, выступов, ступиц, цапф затруднено из-за малой длины последних (рис. 30). При этом происходит вдавливание части металла заготовки в отверстия плит (колец). Обычно используют кольца с высотой и диаметрами отверстий равными размерам выступов поковок и с наружными диаметрами равными диаметрам дисков (фланцев) поковок. После осадки бочкообразность боковых поверхностей устраняется обкаткой по фланцу поковок не снимая колец и, тем самым, обеспечивается получение точных заданных размеров поковок.

Осадка (высадка) в нижняке (сподке) осуществляется в высоком подкладном кольце на части длины исходной заготовки (рис. 31). Часть заготовки, подлежащая высадке, должна удовлетворять условию , причем нагреву до


ковочной температуры подлежит только высаживаемая часть заготовки. Наружный диаметр сподка принимают равным диаметру высаживаемой части поковки; это дает возможность после высадки утолщение поковки обкатать по ее диаметру не вынимая из сподка. В некоторых случаях верхняя часть полости в сподке может быть изготовлена по форме и размерам высаживаемой головки поковки (рис. 32).

Осадка раскаткой (разгонкой) с помощью раскаток различного поперечного сечения (рис. 19ж,з,и,к). В результате осуществления этого вида осадки за каждую установку раскатки деформируется молотом или прессом не вся торцевая поверхность осаживаемой заготовки, а лишь часть ее, находящаяся под раскаткой (рис. 33). Затем раскатку переставляют на соседний участок заготовки, подвергая и его осадке и т.д. При осадке этим способом уменьшается бочкообразность боковых поверхностей осаживаемой заготовки и значительно уменьшается усилие осадки, необходимое для деформации всей заготовки сразу.

Осадка романением (рис. 34а) выполняется в том случае, когда из-за большой длины заготовки высадка ее в сподке невозможна; тогда заготовку зажимают между бойками молота или пресса, а по выступающему нагретому концу ее наносят удары «соколом» (тараном), подвешенным к подъемному крану. В зависимости от нагретого участка заготовки ее высадку (набор металла) можно осуществить на концах (рис. 34б) или в середине заготовки (рис. 34в), а если при этом осадку осуществлять легкими ударами молота, то вместо бочкообразной формы осадки можно получить коническую форму утолщения (рис. 34г). Высадку утолщений можно выполнять и, так называемой, «машинкой» (рис. 34д), при этом в качестве деформирующего уси


лия используется усилие пресса или энергия удара молота.

Расчетное усилие пресса, необходимое для выполнения операции осадки заготовки круглого сечения, можно определить по формуле :

[т] или [МН ] (6)

где Р – усилие осадки, МН; - масштабный коэффициент, зависящий от массы осаживаемых заготовок (слитков) в пределах от 1 кг до 100 тн соответственно; D и Н – диаметр и высота поковки, мм (рис. 22); F – площадь поперечного сечения поковки (после осадки), мм 2 ; s » s В – напряжение текучести металла при температуре осадки, приближенно равное пределу прочности при той же температуре, МПа.

По расчетному усилию осадки выбирают ближайший наибольший гидравлический пресс из нормального ряда (ГОСТ 7284-80).

Расчетную массу падающих частей молота, необходимую для выполнения операции осадки заготовок круглого поперечного сечения, можно определить по формуле :

, (7)

где G – масса падающих частей молота, кг; V ЗАГ – объем заготовки, мм 3 ; – степень деформации поковки за последний удар молота, соответственно для крупных и мелких поковок; остальные данные см. выше. По расчетной массе падающих частей выбирают ближайший по нормальному ряду молот пневматический (ГОСТ 712-82) или паровоздушный (ГОСТ 9752-75).

Число ударов молота n , необходимое для осадки, находят по формуле : ,

где – коэффициент неравномерности ударов молота; – полная работа молота при операции осадки, КДж; – энергия одного полного удара молота, КДж;

l П – высота падения бабы, мм;

остальные обозначения см. выше.