Последствия высокого уровня безработицы. Социально экономические последствия безработицы и пути их решения

Последствия высокого уровня безработицы. Социально экономические последствия безработицы и пути их решения

Государства является безработица. При этом, чем выше ее уровень, тем сложнее ситуация.

Как экономическое явление, безработица выражается в преобладании на рынке труда существующего предложения над спросом, или проще говоря, наличие большого количества желающих трудиться и малого количества рабочих мест.

Для того, чтобы понять основные последствия данного явления для экономики, необходимо понимать каковы его первостепенные причины. К последним относятся:

  • научно-технический прогресс, сопровождаемый заменой ручного труда автоматизированными линиями и оборудованием;
  • низкий уровень средней заработной платы, провоцирующий добровольный отказ трудиться;
  • переизбыток дешевых импортных товаров, способствующий сокращению собственной промышленности;
  • интенсивный рост населения, несоответствующий уровню промышленного развития государства и существующему объему ресурсов;

Конечно рассматривать безработицу, как отрицательное явление в целом, будет неправильно, поскольку она в некотором количестве должна присутствовать в обществе. Это необходимо, прежде всего для обеспечения резерва трудовой силы, который на период незанятости должен получать социальную защиту со стороны государства. Однако в случае превышения допустимого уровня, может возникнуть ряд негативных последствий экономического и социального характера.

Социально-экономические последствия безработицы

Снижение количества занятого населения в первую очередь оказывает влияние на налоговую сферу, из которой формируется бюджет государства.

При этом, чем больше официально безработных, тем больше изымается средств из общего бюджета на обеспечение социальных выплат. Это в свою очередь провоцирует недостаток финансирования бюджетных сфер: образования, медицины, науки, развитие культуры и спорта. В дальнейшем это отражается на социальной защищенности населения в целом, а также на уровне развития, образования, здоровья и мировоззрении подрастающего поколения.

Как правило, при повышении безработицы, существенно возрастает количество преступности и правонарушений, что, прежде всего, повышает риск работы для лиц, занятых в предпринимательстве. Из-за психологического давления и чувства невозможности реализовать себя, увеличивается рост общей агрессии, который выражается в снижении моральных ценностей и отрицательном отношении к политическому строю и действующему правительству. В периоды высокого уровня безработицы значительно больше случаев самоубийств, распада семей и смертности в силу сердечно-сосудистых заболеваний.

Закрытие предприятий и безработица отрицательно влияет на технологический прогресс общества и государства. Так, в силу простаивания оборудования, последнее морально устаревает, приходит в эксплуатационную негодность, подвергается разрушению с целью хищения или вандализма, спровоцированного агрессией населения.

Если же говорить о специалистах, то за время безработицы снижается их уровень квалификации. Многие трудоустраиваются на более низкие должности или неквалифицированную работу, что приводит к профессиональной деградации.

Несомненно, чем меньше рабочих мест, тем меньше объемы производимой продукции, что обусловлено сокращением производства и снижением уровня покупательной способности населения. Исходя из этого, происходит уменьшение объема ВВП или недовыпуск продукции относительно реальных возможностей государства.

В силу потери основных источников дохода, большая часть населения теряет покупательскую способность, и товарооборот в государстве падает. Повышение конкуренции на рынке труда, в свою очередь, снижает уровень средней заработной платы.

Основываясь на финансовой нестабильности населения, существенно возрастают кредитные ставки, что провоцирует формирование у населения крупных финансовых задолженностей.

Способы преодоления последствий безработицы

Несмотря на все негативные последствия для экономики , увеличение безработицы является стимулом для развития предпринимательской деятельности и частного сельского хозяйства, и, стоит сказать, что именно эти направления могут стать в перспективе стимулом для выхода из кризисной ситуации, что должно учитываться и стимулироваться государством на законодательном уровне.

Для предотвращения серьезных социальных последствий безработицы , сокращение производства может быть реализовано за счет уменьшения рабочего времени, а не путем увольнения сотрудников предприятий. Это позволит обеспечить ощущение стабильности, а также сохранит квалификационный уровень трудящихся, высвободив им при этом время на самостоятельные поиски дополнительных источников дохода на период кризисной ситуации.

Экономические и социальные последствия безработицы в России считаются одной из наиболее актуальных проблем современности. Нетрудоустроенность населения представляет наивысшую угрозу благополучию государства. Рассмотрим далее, какова социально-экономическая сущность, последствия безработицы.

Актуальность вопроса

Безработица влияет почти на все сферы общественной жизни. Наиболее остро проблемы проявляются в следующих областях:

  1. Политике. Под действием рассматриваемого явления происходят изменения, которые могут проявляться в виде как безответственного популизма, так и усиления авторитаризма власти.
  2. Экономике. Хозяйственная система сжимается при неэффективном использовании ресурсного потенциала государства, поскольку нетрудоустроенные граждане не принимают участия в производстве национального продукта и формировании дохода.
  3. Социальной сфере. Она начинает деградировать на фоне падения морали, под давлением пьянства, преступности, кризисов в семейных отношениях, усиления психосоматических расстройств и прочих негативных тенденций.

Ключевые проблемы

Нетрудоустроенность граждан указывает на недоиспользование производственных мощностей. Часть населения лишается зарплаты. Соответственно, экономические и социальные последствия безработицы в РФ в первую очередь проявляются в потере гражданами средств к существованию. В законодательстве страны установлена обязанность субъектов осуществлять налоговые отчисления с дохода. Поскольку у нетрудоустроенных граждан его нет, бюджет лишается части средств, которые могли бы его пополнить.

Люди, которые не работают, со временем теряют квалификацию. Кроме этого, экономические и социальные последствия безработицы проявляются в устаревании знаний, которыми обладает трудоспособное, но не осуществляющее профессиональную деятельность население. Субъекты, не участвующие в производстве благ, начинают терять уважение к себе и уверенность. Безработица – это бездействие. Оно может спровоцировать деградацию личности.

Экономические и социальные последствия безработицы для общества являются актуальной проблемой еще и потому, что большой процент среди нетрудоустроенных составляет молодежь. Из-за этого усиливается угроза разгула преступности. Нетрудоустроенное население переживает стресс. Он в свою очередь способствует ухудшению состояния здоровья, появлению разнообразных патологий. Однако на лечение у граждан зачастую не хватает средств.

Это далеко не все социально-экономические последствия безработицы (занятости). Если процент нетрудоустроенных превысит предельно допустимый показатель, вероятно обострение конфликтов между разными слоями населения. Критической величиной считают 10-12%.

Статистика

За время реформ в России наивысший уровень безработицы отмечался в феврале 1999 г. В тот год количество нетрудоустроенных граждан составляло 10.4 млн человек. Это приблизительно 14,6%. С течением времени число стало уменьшаться. На 2005 год количество безработных в РФ было 5,2 млн. Вместе с этим от 1992 до 2003 года отмечалось увеличение средней продолжительности периода поиска работы – с 4,4 месяцев до 8,5. На конец 2006 года уровень безработицы в стране находился на отметке 7%.

Предпосылки

В начале 1990 годов в России принимались решения, касающиеся либерализации рынков. Предполагалось их открытие для потенциальных участников: и зарубежных, и отечественных. Кроме этого, началась либерализация цен. Правительство оценивало вероятный масштаб безработицы.

Стоит отметить, что отечественная промышленность была неконкурентоспособной. Предприятия страны по своей производительности отставали от зарубежных в 2-3, а иногда и более раз. В связи с этим предполагалось, что после открытия рынков начнется активное вытеснение отечественных компаний. В сложившейся ситуации необходимо было политическое решение. Вариантов было два:

  1. Проводить жесткую перестройку структуры хозяйственной системы через банкротство компаний, которое спровоцировало бы резкий скачок безработицы.
  2. Поддерживать неэффективные производства при сохранении формального высокого уровня трудоустроенности граждан.

Правительство выбрало второй путь, опасаясь открытого конфликта. Поддержка неэффективных производств вскоре привела к высокой инфляции и кризису госфинансов.

Безработица: виды и социально-экономические последствия

Существует несколько типов рассматриваемого явления. В экономической теории выделяют безработицу:

  1. Фрикционную. Она возникает в связи с поиском вакансии. То есть безработными являются граждане, уволившиеся с одного предприятия, но еще не устроившиеся на другое.
  2. Структурную. Она более продолжительна, чем первая. Возникает такая безработица вследствие запаздывания реакции структуры трудовых ресурсов на изменение спроса на них.
  3. Сезонную. Она возникает в тех сферах, где люди заняты определенное время: в сельском хозяйстве, туристическом бизнесе и пр.

Характеристика

Как правило, фрикционная безработица является непродолжительной. Она показывает нормальный ход процесса перераспределения раб. силы. В связи с этим ее считают неизбежной и в ряде случаев желательной. В процессе развития экономики имеют место изменения в структуре потребительского спроса и используемых производственных технологиях. Поэтому на рынке начинает сокращаться потребность в одних трудовых ресурсах, возникает необходимость в других.

При этом существующая их структура реагирует на такие изменения с опозданием. В результате возникает безработица. Действующим кадрам необходимо пройти переподготовку. Это требует определенного времени. Как правило, большая часть сотрудников успешно проходят этот период. Но некоторым гражданам достаточно сложно перестроиться на новую систему, поэтому они становятся безработными надолго.

Экономические и социальные последствия безработицы

Нетрудоустроенность граждан влечет за собой существенные издержки. В частности, предприятия выпускают меньший объем продукции, не полностью используют производственные мощности. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема внутреннего продукта выражается в законе Оуксна. При превышении фактического ее параметра над естественным на 1% показатель фактического ВНП от потенциального отстает на 2,5%.

Экономические и социальные последствия безработицы проявляются в существенном снижении качества жизни населения, которые оказались нетрудоустроенными. Это обуславливается тем, что профессиональная деятельность для многих выступает в качестве единственного источника дохода. На рынке труда в такой ситуации повышается конкуренция. Поэтому существенно снижается уровень зарплаты людей, которые заняты на предприятиях.

Нетрудоустроенные граждане имеют право на пособие. Однако государственное обеспечение формируется из бюджета, доходная часть которого, в свою очередь, складывается из обязательных отчислений (НДФЛ и пр.). Таким образом, экономические и социальные последствия безработицы проявляются и в усилении налоговой нагрузки на тех граждан, которые устроены на предприятиях.

Заключение

Последствия безработицы, рассмотренные выше, указывают на то, что данное явление очень опасно для общества и личности. Оно требует активного участия государства. Правительственные программы должны быть ориентированы не только на устранение последствий, но и на предупреждение кризисных явлений в обществе.

Одновременно многие специалисты считают, что нетрудоустроенное население формирует резерв, который необходим для нормального функционирования хозяйственной системы. В связи с этим государственная политика нацелена, с одной стороны, на формирование мобильных ресурсов рабочей силы, а с другой – на предотвращение и устранение отрицательных последствий безработицы.

Причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин. В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;

4) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий, и появление новых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).

Безработица носит негативный характер и для экономики имеет множество последствий. Среди негативных последствий безработицы самым главным является недовыпуск продукции (сокращение производства), потеря части ВНП.

Для определения величины потери ВНП используется закон Оукена, выражающий математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВНП. Он доказал, что соотношение 1: 2,5 определяет абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то уменьшение объема валового национального продукта составит 2,5%; если на 2% – то 5% и т. д.

Но существуют и другие негативные последствия безработицы :

1) снижение уровня жизни не только самого безработного, но и его семьи;

2) снижение поступлений от налогов в бюджеты всех уровней;

3) увеличение преступлений и количество психических заболеваний.

Вместе с тем у безработицы есть своеобразные положительные черты . Во-первых, безработные – это резерв рабочей силы для роста производства. Во-вторых , конкурентная борьба между работающими и безработными приводит к повышению эффективности труда.

4.Государственное регулирование рынка труда

Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в стране реформ.

По опыту многих развитых стран можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых , это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых , программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих , программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых , программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных работах).

Все более важное значение приобретают также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.

В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда многие годы (до конца 70-х гг.) служили воззрения сторонников активной государственной политики (кейнсианцы и институционалисты). В 80-90-х гг. в экономическом регулировании на Западе, в том числе и рынка труда, возобладали концепции сторонников «экономики предложения», исповедующих ограничение государственного вмешательства в экономику.

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и инфляцией. Расширение совокупного спроса можно использовать для поддержания реального объема производства выше его естественного уровня, а безработицы – ниже ее естественной нормы лишь за счет нарастания инфляционных процессов.

Эту связь между низкой безработицей и инфляцией спроса можно представить в виде графика – кривой Филлипса (1958г.).

Рисунок 1 - Кривая Филлипса

В 60-е гг. XX в. ее рассматривали как набор альтернативных вариантов проведения экономической политики. Сторонники либерального направления советовали выбрать точку L, в которой полная занятость и процветание экономики достигаются ценой умеренной инфляции.

Сторонники консервативного направления выбирали точку С, в которой ценовая стабильность обеспечивается за счет уменьшения количества рабочих мест.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения заработной платы. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное - в данных величинах и безработице. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирм действует уже и в России.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи груда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Какова структура населения по трудовой активности рабочей силы?

2. Что в экономической статистике понимается под безработицей?

3. Уровень безработицы при полной занятости (естественный уровень безработицы) какую учитывает безработицу?

4. Как определить уровень безработицы?

5. Каковы основные направления государственного регулирования рынка труда?

6. Чем занимается биржа труда?

7. Перечислите негативные последствия безработицы.

8. Имеет ли положительные черты безработица? Если да, то приведите аргументы.

Из всех макроэкономических проблем, с которыми сталкиваются страны, безработица представляет наибольшую угрозу их социально- экономическому строю и благополучию.

Безработица оказывает влияние практически на все стороны общественной жизни:

  • экономику, которая сжимается в результате неэффективного использования ресурсного потенциала страны (безработные не участвуют в создании национального продукта и дохода);
  • социальную сферу, которая деградирует под давлением преступности, пьянства, падения общественной морали, кризиса семейных отношений, роста психосоматических расстройств и других социальных издержек — традиционных спутников высокой безработицы;
  • политику, которая может иод влиянием безработицы или даже ее угрозы претерпеть существенные изменения как в сторону усиления авторитаризма власти, так и в сторону безответственного популизма.

Социально-экономические последствия безработицы:

  • замедление темпов роста экономики в результате недоиспользования производственных возможностей;
  • лишение части населения заработков, а следовательно, средств к существованию;
  • сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству, вследствие уменьшения объема ВВП;
  • устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать.

Кроме экономических безработица имеет весьма тяжелые социальные последствия.

Безработица приводит к потере людьми уверенности и уважения к себе. Она означает бездеятельность и может повлечь за собой деградацию личности. Безработная молодежь является именно тем источником, откуда криминальные круги черпают свои «кадры». Стресс, вызванный безработицей, ведет к ухудшению здоровья, возникновению различных заболеваний, на лечение которых у безработных часто не хватает денег. Если безработица превысит социально-допустимый уровень (такой критической величиной считают долю безработных в 10-12%), возможно серьезное обострение социальных конфликтов или даже социальный взрыв.

В России за годы реформ самый высокий уровень безработицы был зафиксирован в феврале 1999 года. Численность безработных тогда достигла 10,4 млн. человек или 14,6% экономически активного населения. Затем численность безработных начала сокращаться. В 2005 году она составила 5,2 млн. человек. Вместе с тем, за период 1992-2003 годы почти вдвое увеличилось среднее время поиска работы (с 4,4 до 8,5 месяцев).

К концу 2006 г. уровень безработицы составлял свыше 7% в РФ, 6% в США, 8% в странах ЕС.

Все это ставит безработицу в ряд центральных проблем макроэкономики. требующих особого внимания со стороны общества и государства.

Угроза массовой безработицы и темп экономических реформ в России

В России в начале 1990-х гг., когда принимались решения о либерализации рынков (их открытии для всех потенциальных участников — как отечественных, так и зарубежных) и либерализации цен (введения режима свободного ценообразования), оценивались возможные в связи с этим масштабы безработицы. Конкурентоспособность отечественной промышленности тогда была крайне низкой. По производительности труда российские предприятия отставали от аналогичных западных компаний в 2-3 и даже более раз. Поэтому ожидалось, что как только отечественные рынки станут доступными для иностранных компаний, начнется процесс массового вытеснения оттуда отечественных предприятий.

В этой ситуации необходимо было принять политическое решение: либо проводить жесткую структурную перестройку экономики через банкротство предприятий, которая вызовет всплеск массовой безработицы в стране, либо осуществлять поддержку неэффективных производств при сохранении высокого формального уровня занятости.

Правительство не решилось идти по первому пути, опасаясь открытого кризиса, способного положить конец реформам. Выл выбран второй путь, который вскоре обернулся высокой инфляцией и кризисом государственных финансов.

Экономические и социальные последствия безработицы

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

  • недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оуксна: превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% от потенциальною;
  • значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;
  • снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;
  • увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

  • усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;
  • обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;
  • повышение числа самоубийств, психических и сердечнососудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом случаев девиантного поведения;
  • деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей, сокращении внешних социальных связей безработного. Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, конформностью поведения, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.

Экономические и социально-психологические последствия безработицы свидетельствуют о том, что это достаточно опасное для общества и личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.

Вместе с тем, как было показано выше, именно безработное население составляет резерв, необходимый для нормального функционирования экономики страны. Поэтому регулирование безработицы, как часть государственной политики занятости, имеет целью, с одной стороны, создание мобильного потенциала рабочей силы, а с другой — предупреждение и устранение ее негативных последствий, создающих напряженность как на рынке труда, так и в обществе в целом.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Причины и последствия безработицы [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Безработица, как неотъемлемое явление в условиях рыночной экономики, имеет свои причины и социально-экономические последствия.

Особенностями функционирования рынка труда обуславливаются причины безработицы, так как спрос на труд и предложение труда формируется под воздействием различных факторов. Они же определяют и социально-экономические последствия безработицы.

На соотношение спроса и предложения на рынке труда влияют уровень цен, издержки, ставки оплаты труда, производительность труда, численность населения, а также структура рабочей силы в профессиональном, квалификационном, демографическом разрезе.

Кроме того, на ситуацию на рынке труда влияет налоговая политика, законодательство, состояние финансово-кредитной системы, а также деятельность профсоюзов и некоммерческих организаций.

Причины безработицы

Последствия безработицы

Последствия безработицы сопряжены с экономическими и социальными издержками. При этом нужно учитывать объективные .

  • Экономические потери определяются стоимостью товаров, услуг, работ, которые не были произведены, а также сокращением налоговых поступлений, ростом расходов на выплату пособий по безработице.
  • Социальные потери определяются обесцениванием научного и культурного потенциала, деградацией научно-образовательного потенциала, а также ухудшением благосостояния населения. Сокращается доля экономически активного населения из-за негативной динамики рождаемости, смертности, продолжительности жизни.
Безработица усиливает негативные процессы в обществе, повышает уровень социальной напряженности и ведет к росту психологически неустойчивых людей, неуверенных в своем будущем. Безработный человек не только лишается возможности использовать свои знания, умения, навыки, получать доход от их применения в трудовой деятельности, но и утрачивает статус в обществе.
Последствия безработицы

Последствия безработицы

Отрицательные

Положительные

Индивидуальные для отдельных людей

Утрата дохода, потеря квалификации. Возникновение психологических стрессов, вероятность асоциального поведения

Возможность сменить место работы или профессию

Для общества в целом

Рост социальной напряженности, социальных патологий, рост уровня заболеваемости, смертности, рост уровня преступности

Отсутствуют

Потери в сфере образования, культуры, рост издержек на профессиональную подготовку и переквалификацию

Социальные последствия безработицы

обострение криминогенной ситуации

повышение социальной ценности рабочего места

усиление социальной напряженности

увеличение личного свободного времени

рост количества физических и душевных заболеваний

возрастание свободы выбора места работы

увеличение социальной дифференциации

увеличение социальной значимости труда

снижение трудовой активности

повышение ценности труда

Экономические последствия безработицы

обесценивание полученного образования

создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

сокращение производства

конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

затраты на помощь безработным

перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования

утрата квалификации рабочей силы

стимулирование роста интенсивности труда

снижение жизненного уровня

стимулирование повышения производительности труда

недопроизводство национального дохода

реструктуризация отраслевой структуры народного хозяйства

снижение налоговых поступлений

изменение профессионально-квалификационной структуры рабочей силы