Тема: Изображение фантастических образов в художественных произведениях. С.Я. Маршак «Дремота и Зевота», Ю.Тувим «Чудеса», Б.В. Заходер «Приятная встреча

Тема: Изображение фантастических образов в художественных произведениях. С.Я. Маршак «Дремота и Зевота», Ю.Тувим «Чудеса», Б.В. Заходер «Приятная встреча

Тувим Юлиан

Чудо с налоговым инспектором

Юлиан Тувим

Чудо с налоговым инспектором

Перевод с польского Асара ЭППЕЛЯ

Жара стояла адская. С обуглившегося неба несло, как из пекарни, сухим, злобным жаром, словно вдохновенный гнев огня ополчился против рода человеческого. Оазисом во всей квартире был угол, в котором стояли два прохладных кожаных кресла, низкий столик, а на нем - вода со льдом и лимонным соком. Я бессильно, как в нирване, дремал, погруженный в грезу о буре и дожде, о грозе и потопе. И вот взъяренное от зноя небо начало хмуриться синеть, лиловеть, что-то заворчало, что-то загромыхало, и под изможденным от зноя небосводом потянуло первым после нескольких недель предвестьем грозы. Я облегченно вздохнул. В ту же минуту у дверей кто-то позвонил. Я поднялся с кресла, счастливый, легкий, полный радостного ожидания недалекого ливня, и отворил. Вошел какой-то пожилой человек - красный, вспотевший сопящий - с портфелем под мышкой и с листочком бумаги в руке. Войдя, он промолвил:

Из финансовой инспекции.

Грохнул гром, и крупные капли понемногу, пока еще нерешительно, начали барабанить в стекла. Какое счастье! Дождь!

Пожалуйста, уважаемый! Разрешите! Какая жарища! Вы просто еле дышите. Но, слава богу, наконец-то дождь. Пожалте направо.

Пунцовый, с трудом переводящий дыхание, истекающий потом налоговый инспектор сперва огляделся. Затем он сказал:

Я принес исполнительный лист... Вы до сих пор не заплатили подоходного нало...

Я, как можно вежливей, прервал его:

Прежде всего, сделайте одолжение, сядьте и отдышитесь. Выпейте, пожалуйста, воды со льдом и лимоном. Эго освежает.

Налога за год 1933-й.

По небу как молодые кони по лугу, прыгали молнии. Дождь лил ручьями, и от распахнутого окна тянуло неописуемой свежестью и прохладой. Боже, как я был счастлив!

Да вы сядьте, пожалуйста. А напиток великолепный, правда? Мой друг Казя добавляет еще красного вина. И получается, надо вам сказать, нектар! Жаль, что вина нет! Но зато есть арак. Замечательно!

Я метнулся к буфету, вытащил бутылку и долил в ледяную воду ароматного арака.

Теперь попробуйте!

Инспектор выпил, поблагодарил, но я видел, что ему явно не по себе.

Итак, здесь обозначено 620 злотых плюс 10 процентов дополнительного обложения, плюс...

Дождь хлестал так, что прямо сердце радовалось!

Вы просто не представляете, - сказал я - до какой степени я обожаю дождь. Я даже Ноя ревную к потопу! Вы только вообразите, пане инспектор, сорок дней дождя! Жара, скажу я вам, действует на меня разлагающе. Я пропадаю в жару. Зато дождь - эти серебряные струи с неба - пробуждает во мне какую-то бодрость, мальчишество, радость и попросту энтузиазм! Поверите ли, в прошлом году...

Инспектор поглядел исподлобья, кашлянул, прервал мои счастливые признания и сказал:

Да! - быстро перебил я его, - да! В прошлом году только за одну дождливую неделю я написал что-то около двадцати лирических стихотворений, за все же остальные, жаркие дни лета, два или три. Вам не попадались? "Хляби небесные" сборник называется. Мне даже ставят в вину влияние Поля Валери. Смешно! Кстати, что вы думаете о нем?

И я налил ему еще холодной воды с ароматным араком. Инспектор снова кашлянул и процедил сквозь зубы:

Это, проше пана, не имеет отношения к делу. И вообще, должен вам заметить, поведение ваше неуместно. Шуточки, обихаживание... Я воспринимаю все это как издевку.

Я раскрыл глаза от удивления и скачал:

Однако же, пане инспектор! Какая издевка? Какие шуточки? Я попросту в прекрасном настроении. И будучи вообще человеком вежливым, я веду с вами приятную беседу. Вот и все. Почему же шуточки?

Потому что вы меня хотите заговорить. Но нас не проведешь, пане!

Небо неистовствовало. Все души, брандспойты, фонтаны, краны, поливалки и прочие водометы перебрались на небеса и струили такую проливную обильность, что по улицам неслись бурные реки. Я просто с ума сходил от счастья.

И посему, - продолжал инспектор, - я не желаю слышать о всяких там "Хлябях небесных" и о Валери, а ставлю вас в известность, что всего с вас причитается злотых 776 и грошей 48.

Я быстро начал подсчитывать.

Семь да семь четырнадцать - да шесть - двадцать - да четыре - двадцать четыре - плюс восемь - тридцать два. Прекрасно! Счастливое число. Вы верите в магию чисел? Я лично люблю четверку и все кратные ей... поэтому цифра 32 мне особенно близка. Немецкий ученый Бишоф в труде "Die Magie der Zahlen" утверждает, что...

Красный до этой поры инспектор позеленел и ударил по столу:

Я же просил вас не морочить мне голову! Здесь, пане, никакой магии нету. Причитается 776 злотых и 48 грошей. Будете платить?

Я замолк. Несколько мгновений я гипнотически вглядывался в его глаза, а затем тихо и отчетливо шепнул:

Инспектор, видно, не расслышал, потому что сказал:

Я вас польским языком спрашиваю - будете платить?

А я польским языком отвечаю - буду!

То есть как?

Очень просто. Причитается 776 злотых и 48 грошей, вы пришли за этой суммой, а я ее вам плачу.

Липы, черемухи, акации, жасмины, сирени, левкои, резеда, розы - все благоуханнейшее соединилось в один сладкий свежий аромат и обильной упоительной волной било в открытое окно. Зелень сияла, вся в драгоценных каменьях дождевых капель. О, как же мне было хорошо!

Инспектор как-то скособочился в кресле.

Пане Шумский! - крикнул он. - Если вы сию же минуту не перестанете шутки шутить, то будете отвечать за оскорбление должностного лица! Я вас в последний раз спрашиваю: будете платить?

Я спокойно, с непередаваемой улыбкой вынул из ящика 776 злотых и 48 грошей, положил их на стол и сказал:

Буду. Вот деньги.

Огромная радужная арка скрепила зенит неба и центр земли (sic!).

Инспектор сжал голову руками и сквозь стиснутые зубы прошипел:

Бесссовессстно! Бесссовессстно!

Признаюсь, мурашки забегали у меня по спине от этого зрелища.

Что случилось? - испуганно спросил я. - Почему вы так дрожите, пане инспектор?

За окном было уже тихо и спокойно, свежо и проветренно. Зато в комнате разразилась гроза.

Почему?! - рычал инспектор. - Почему? Да как же вы смеете? Кто вас уполномочил? Вы думаете, пане Шумский, что столь безнаказанно можно издеваться над бедным изработавшимся налоговым инспектором?

Лебедева Татьяна Сергеевна

НИУ «БелГУ»

Студентка педагогического факультета

Тема: Изображение фантастических образов в художественных произведениях.

С.Я. Маршак «Дремота и Зевота», Ю.Тувим «Чудеса», Б.В. Заходер «Приятная встреча».

Цель: Создание условий на уроке для знакомства и полноценного усвоения стихотворений С.Я. Маршака «Дремота и Зевота», Ю.Тувим «Чудеса», Б.В. Заходера «Приятная встреча».

Задачи:

Содействовать полноценному восприятию стихотворений, формированию читательских умений по анализу художественного произведения;

Способствовать развитию речевой культуры учащихся;

Формировать умения самостоятельно ставить вопросы к прочитанному; - способствовать развитию интонационной выразительности при чтении и рассказывании;

Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к действительности, умение передавать личностное отношение к прочитанному.

Оборудование: учебник, хрестоматия, Карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран, словарик настроений.

Ход урока

Этапы урока

Здравствуйте. Садитесь.

- Я смотрю на ваши лица и вижу маленькие солнышки, которые озарились лучистыми улыбками. Солнышко Лиза, Ваня, Маша, Дима... Эти улыбки вы дарите мне, друг другу. У нас замечательное настроение. Оно описано в этих словах.
(Дети читают на доске настрой).
Прекрасно всё на небе!
Прекрасно на земле!
Прекрасно всё вокруг!
Прекрасно всё во мне!

Ваши глазки-лучики засветились хорошим настроением. А всё потому, что слова для нашего приветствия мы подбирали светлые, добрые, ласковые, поднимающие настроение. Давайте сохраним это настроение на протяжении всего урока.

Сейчас мы как обычно поработаем самостоятельно с карточками. Каждый получает карточку, подписывает ее, выполняет задание и сдает.

- Ребята, сегодня мы начинаем читать следующую главу учебника. А открывает нам её какой-то человечек. Кто же он и откуда? (Это Баба-Яга. Она из сказки) - А откуда она? (Из сказки) - Значит, эта глава тоже будет необычной, волшебной. Она откроет нам новый секрет художественных текстов. Давайте прочитаем хором, как этот секрет называется. («…А если я глаза закрываю, Мне видно то, Чего не бывает…») - А как вы понимаете эти слова? Где можно увидеть то, чего не бывает? (Во сне. В мечтах. В своём воображении. А ещё в сказках, когда читаешь и представляешь эти картины) - А теперь почитаем правило. Оно вводит нас в новую главу и сообщает что-то интересное. (Чтение правила учителем) - Что же вы узнали? ( Что авторы могут изобразить не только то, что бывает в жизни, но и то, чего не бывает) - О том, что бывает, мы узнали в предыдущих трёх главах. Мы не только об этом читали, но и наблюдали, как авторы это делают, какие секреты знают, чтобы интересней и достоверней рассказать читателю о жизни людей или о природе. - Сегодня мы будем читать другие тексты, о том, чего не бывает в жизни. Наверное, вам уже приходилось читать самим или вам читали взрослые такие книги, где события или герои вымышленные. А как эти книги называются, знаете?

(Сказки! Фантастика!)

- Значит, авторы нас вводят в чудесный фантастический и сказочный мир. - Сейчас мы будем читать стихотворение детского писателя Самуила Яковлевича Маршака, его портрет вы видите на слайде. - Маршак был великим мастером слова и настоящим другом ребят: он писал для них много произведений, интересных и поучительных. Мы не раз будем читать его стихотворения, и я надеюсь, что вы их полюбите. А сейчас мы прочитаем стихотворение «Дремота и Зевота» и посмотрим, о чём оно. - Сейчас я прочитаю это стихотворение, а вы постарайтесь представить в своём воображении героев этого произведения. - Кто главные герои в этом стихотворении? (Дремота и Зевота) - А как вы их себе представили? Нарисуйте словами. Ученики.- Дремота и Зевота – это феи. Они могут заколдовать детей. Это колдуньи. - Я их представил в чёрной накидке и с закрытыми глазами. - А я Дремоту представил с закрытыми глазами, а Зевоту – с раскрытым ртом и страшными зубами. - А я представила их в образе птиц: Дремота – это голубь, а Зевота – ворона. - А как вы думаете: Дремота и Зевота существуют в жизни? (Нет, не существуют). Ученик. А я думаю, что они есть, только мы их не видим. Они подкрадываются незаметно к нам и заставляют нас дремать и зевать. - Итак, одни из вас говорят, что таких существ нет, другие – что есть, но мы не видим их. Но когда вы слушали стихотворение, вы же смогли их представить в образах, которые существуют на самом деле: людей, птиц? Ученик.- Да, представили. - В этом и заключается авторский секрет. Попробуем его отгадать.

Приложение 1
Конспект урока литературного чтения
Тема: Юлиан Тувим «Чудеса» (дополнительное чтение)
Цель урока: создать условия для формирования правильной читательской деятельности в ходе изучения стихотворения Юлиана Тувима «Чудеса»
Задачи:
Образовательные – сформировать представление о литературном творчестве Юлиана Тувима
Развивающие – развивать навык смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
Воспитательные – воспитывать уважение к иному мнению, желание высказывать собственное; воспитывать желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Методы обучения: наглядные, проблемные, практические
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, листы с напечатанным текстом стихотворения, альбомные листы, цветные карандаши
Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО
Класс: 2

Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коммуникативные
Формируем готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На доске написано:
Юлиан Тувим «Чудеса».
- Кто написал это произведение?
- Вам знакомо это имя?
- Прочитайте название произведения. Что такое «чудеса»?
- Можете ли вы по заглавию и по фамилии автора догадаться, о чём пойдёт речь в этом произведении?
- Посмотрите на экран. Вы видите иллюстрации к этому стихотворению. Может быть, они помогут вам?
- Что или кто на них изображён?
- Можем ли мы точно сказать, подходят эти иллюстрации к произведению? Почему?

Юлиан Тувим.
Нет.
-Что-то необычное, необыкновенное, волшебное и т.д.

Предположения детей.

Дети отвечают.
-Нет. Ещё не знаем, что написал автор; ещё не читали и т.д.
Познавательные:

Развиваем умения
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:

Коммуникативные:

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
- Что же нам предстоит сегодня сделать на уроке?
- Прочитать и проанализировать стихотворение Юлиана Тувима «Чудеса».
Регулятивные:
Развиваем умение прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные:
Развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
1. Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение про себя.

2. Перечитывание текста стихотворения по частям.
- Какие чудеса и сколько их нам встречаются в этом произведении?
- Давайте посмотрим вместе.

Что необычного происходит в этой части стихотворения?
- Почему вы думаете, что это необычно?

Что здесь интересного заметили?

А почему они не летают? Божьи коровки ведь умеют летать.
- Почему у коров нет крыльев? И те коровы, и другие коровки они наверно родственники? Должны быть крылья

Какие чудеса нам встречаются в этой части?

Почему вы так считаете?

Если не всё назвали.
- А кто ещё может назвать причину того, что солнце невозможно поймать?

Ребята, птицы лают?
- Собаки поют?
- Можно ли назвать эти действия наших героев необычными или даже чудесными?
- Какое чудо в этом произведении кажется вам самым удивительным?

3. Обобщение первичного восприятия текста.
- Почему Юлиан Тувим назвал своё стихотворение «Чудеса»?
- Так верно ли художник нарисовал иллюстрацию к произведению? Объясните, почему так думаете.

Ответы детей.

Читает один из детей:
Однажды в июле,
В чудесный денёк,
Вдруг выпал
Оранжевый снег
На лужок.

В июле выпал снег, снег оранжевого цвета.
- Потому что июль – это летний месяц, а летом снега не бывает. Снег выпадает зимой. Снег белого цвета.

Чтение второй части:
И в небо над лугомПривычно и ловкоВзлетела корова,Как божья коровка.

Взлетела корова. Коровы не летают.
- У них нет крыльев, а у божьих коровок есть крылья.
- Нет, крылья есть только у птиц и насекомых. Корова – это животное, а божья коровка – насекомое. Они не родственники.

Чтение третьей части:
А бабочки
Гнёзда из прутиков
Вили
И в сети
Зелёное солнце ловили.

Бабочки вили гнёзда, ловили солнце в сети, солнце – зелёное.
- Бабочки не вьют гнёзд.
Солнце невозможно поймать: оно слишком большое и находится далеко в космосе, оно горячее.
Солнце – жёлтое, оранжевое.

Нет.
- Нет.
- Да.

Дети делятся своими впечатлениями.

Ответы детей.
Познавательные:
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Коммуникативные:
Развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные:

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)
- Могло ли такое случиться на самом деле?
- Что нам говорит автор по этому поводу? Найдите подтверждение своим словам в тексте.

Что значит «наяву»?
- Как вы думаете, автор говорит это в шутку или всерьёз?

Знакомство с писателем.
Польский поэт Юлиан Тувим – весёлый человек, большой выдумщик и фантазёр. Он написал много необычных, весёлых, шутливых стихотворений для детей.
- Нет.

Я вас уверяю,
Что это не враки.
Зажмурив глаза,
Я улёгся в траву.
И все чудеса
Увидал наяву.
Ответы детей.

Познавательные:
На основе анализа объектов делать выводы.
Личностные:
Развиваем умения выражать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Регулятивные:
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
Итоговое творческое задание.
- А теперь предлагаю выполнить следующие задания:
1. Расскажи товарищу по парте, что бы ты хотел увидеть в чудесный летний или зимний денёк. Послушай, что бы хотел увидеть товарищ.
2. Нарисуй свои «чудеса».

(Работа в парах)

Индивидуальная работа
Коммуникативные:
Развиваем умение слушать и понимать других.
Развиваем умение работать в паре.

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
- Что мы сегодня с вами делали?

Понравился ли вам наш урок сегодня?
- Всё получилось, или возникли трудности?
- Ребята, посмотрите, какие «чудеса» у нас получились.
- Чья работа больше понравилась? Почему?
- Работали над стихотворением Юлиана Тувима «Чудеса»; рисовали «чудеса».
Ответы детей.

Все по очереди показывают свои работы.
Ответы детей.
Познавательные:
На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные:
Развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные:
Развиваем умения выражать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Конспект урока литературного чтения

Тема: Юлиан Тувим «Чудеса» (дополнительное чтение)

Цель урока: создать условия для формирования правильной читательской деятельности в ходе изучения стихотворения Юлиана Тувима «Чудеса»

Задачи:

Образовательные – сформировать представление о литературном творчестве Юлиана Тувима

Развивающие – развивать навыксмыслового чтения текстов различных стилей и жанров; развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

Воспитательные – воспитывать уважение к иному мнению, желание высказывать собственное; воспитывать желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Методы обучения: наглядные, проблемные, практические

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, листы с напечатанным текстом стихотворения, альбомные листы, цветные карандаши

Тип урока : ОТКРЫТИЕ НОВОГО

Класс: 2

Коммуникативные

Формируем готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На доске написано:

Юлиан Тувим «Чудеса».

Кто написал это произведение?

Вам знакомо это имя?

Прочитайте название произведения. Что такое «чудеса»?

Посмотрите на экран. Вы видите иллюстрации к этому стихотворению. Может быть, они помогут вам?

Что или кто на них изображён?

Можем ли мы точно сказать, подходят эти иллюстрации к произведению? Почему?

Юлиан Тувим.

Что-то необычное, необыкновенное, волшебное и т.д.

Предположения детей.

Дети отвечают.

Познавательные:

Развиваем умения

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные:

Коммуникативные:

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Что же нам предстоит сегодня сделать на уроке?

Регулятивные:

Развиваем умение прогнозировать предстоящую работу.

Коммуникативные:

Развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

1. Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение про себя.

2. Перечитывание текста стихотворения по частям.

Какие чудеса и сколько их нам встречаются в этом произведении?

Давайте посмотрим вместе.

Что необычного происходит в этой части стихотворения?

Почему вы думаете, что это необычно?

Что здесь интересного заметили?

А почему они не летают? Божьи коровки ведь умеют летать.

Почему у коров нет крыльев? И те коровы, и другие коровки… они наверно родственники? Должны быть крылья…

Какие чудеса нам встречаются в этой части?

Почему вы так считаете?

Если не всё назвали.

А кто ещё может назвать причину того, что солнце невозможно поймать?

Ребята, птицы лают?

Собаки поют?

Можно ли назвать эти действия наших героев необычными или даже чудесными?

Какое чудо в этом произведении кажется вам самым удивительным?

3. Обобщение первичного восприятия текста.

Почему Юлиан Тувим назвал своё стихотворение «Чудеса»?

Так верно ли художник нарисовал иллюстрацию к произведению? Объясните, почему так думаете.

Ответы детей.

Читает один из детей:

Однажды в июле,

В чудесный денёк,

Вдруг выпал

Оранжевый снег

На лужок.

В июле выпал снег, снег оранжевого цвета.

Потому что июль – это летний месяц, а летом снега не бывает. Снег выпадает зимой. Снег белого цвета.

Чтение второй части:

И в небо над лугом
Привычно и ловко
Взлетела корова,
Как божья коровка.

Взлетела корова. Коровы не летают.

У них нет крыльев, а у божьих коровок есть крылья.

Нет, крылья есть только у птиц и насекомых. Корова – это животное, а божья коровка – насекомое. Они не родственники.

Чтение третьей части:

А бабочки

Гнёзда из прутиков

Вили

И в сети

Зелёное солнце ловили.

Бабочки вили гнёзда, ловили солнце в сети, солнце – зелёное.

Бабочки не вьют гнёзд.

Солнце невозможно поймать: оно слишком большое и находится далеко в космосе, оно горячее.

Солнце – жёлтое, оранжевое.

Залаяли птицы.

Запели собаки.

Дети делятся своими впечатлениями.

Ответы детей.

Познавательные:

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные:

Развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные:

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

Могло ли такое случиться на самом деле?

Что значит «наяву»?

Знакомство с писателем.

Польский поэт Юлиан Тувим – весёлый человек, большой выдумщик и фантазёр. Он написал много необычных, весёлых, шутливых стихотворений для детей.

Я вас уверяю,

Что это не враки.

Зажмурив глаза,

Я улёгся в траву.

И все чудеса

Увидал наяву.

Ответы детей.

Познавательные:

На основе анализа объектов делать выводы.

Личностные:

Развиваем умения выражать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Регулятивные:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Итоговое творческое задание.

А теперь предлагаю выполнить следующие задания:

1. Расскажи товарищу по парте, что бы ты хотел увидеть в чудесный летний или зимний денёк. Послушай, что бы хотел увидеть товарищ.

2. Нарисуй свои «чудеса».

(Работа в парах)

Индивидуальная работа

Коммуникативные:

Развиваем умение слушать и понимать других.

Развиваем умение работать в паре.

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

Что мы сегодня с вами делали?

Понравился ли вам наш урок сегодня?

Всё получилось, или возникли трудности?

Ребята, посмотрите, какие «чудеса» у нас получились.

Чья работа больше понравилась? Почему?

Работали над стихотворением Юлиана Тувима «Чудеса»; рисовали «чудеса».

Ответы детей.

Все по очереди показывают свои работы.

Ответы детей.

Познавательные:

На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

Развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные:

Развиваем умения выражать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Юлиан Тувим жил в трудные времена и выжил во многом благодаря чувству юмора. Его фрашки (философские и часто абсурдные польские эпиграммы) были очень популярны в двадцатые - тридцатые годы прошлого века, а остроумные афоризмы актуальны до сих пор. Сегодня на «Избранном» - подборка афоризмов Юлиана Тувима, и небольшая биографическая справка о жизни этого, без преувеличения, великого польского поэта.

Афоризмы Юлиана Тувима

    Я был очень красивым ребенком. Таким красивым, что цыгане меня подменили.

    Эгоист - тот, кто заботится о себе больше, чем обо мне.

    Блаженны те, кому нечего сказать и они не облекают этот факт в слова.

    Ближних нам посылает судьба. Какое счастье, что друзей выбираем сами!

    Знакомый - тот, кого знаешь достаточно хорошо, чтобы попросить в долг, и недостаточно, чтобы дать.

    Мужчина очень долго остается под впечатлением, которое произвел на женщину.

    Женщине: «Как жаль, что я не встретил вас двадцать кило тому назад».

    Добродетельная женщина не гоняется за мужем: разве кто-нибудь видел, чтобы мышеловка бегала за мышами?

    Трагедия: влюбиться в лицо, а жениться на всей девушке.

    Верность - это сильный зуд с запретом чесаться.

    Беженцы из своей страны - еще не самое страшное. Куда хуже беженцы из своего времени.

    Человека, разбогатевшего за год, следовало повесить годом раньше.

    Консерватор - это политик, которого устраивает нынешнее безобразие. Либерал хочет это безобразие заменить новым.

    В речи некоторых людей слышны орфографические ошибки.

    Самые большие свиньи обычно требуют от людей, чтобы они были ангелами.

    Евангелие - пособие о том, как ближний должен относиться ко мне.

    Между верблюдом и человеком большая разница: верблюд может неделю работать и не пить, а человек - неделю пить и не работать.

    Мозг - устройство, с помощью которого мы думаем, что думаем.

    Поздравления - самая изысканная форма выражения зависти.

    В юности дни бегут, а годы тянутся. В старости наоборот.

    Жизнь - мучение. Лучше не родиться. Но такая удача выпадает одному из тысячи.

    Живи так, чтобы друзьям стало скучно, когда ты умрешь!

польский поэт, сатирик, писатель и сценарист, знаком русскому читателю, прежде всего, по детским стихам, хотя был он фигурой скорее трагической: жил в жестокое время и чувствовал себя чужим в собственной стране.

Тувим родился 13 сентября 1894 года в городе Лодзь в семье польских евреев, полностью ассимилировавшихся и не признававших никакого языка и никаких традиций, кроме польских. Неудивительно, что он с детства считал себя поляком, обожал свою страну, которая не всегда отвечала ему взаимностью, а польский язык буквально боготворил до конца своей жизни.

Начало его карьеры было стремительным и успешным: после школы Юлиан сразу нашёл работу переводчика с русского. Одновременно он пишет сатирические и юмористические куплеты для кабаре, смешные зарисовки и сатирические сценарии, которые быстро приносят ему известность и деньги.

Новость о революции в России потрясла Польшу, а на творческую молодёжь произвела грандиозное впечатление. Умы кипели, жизнь бурлила, настроение было «вакхическим». В Варшаве и Лодзи появились многочисленные литературные кафе и кабаре, и на время Тувим стал эстрадным поэтом. В этот период он был дружен с Маяковским и с удовольствием переводил его на польский, а в 1922 году состоялось знакомство Тувима еще с одним русским - Ильей Эренбургом.

«Почти всю жизнь мы прожили в разных мирах и встречались редко, случайно. А вот мало кого я любил так нежно, суеверно, безотчетно, как Юлиана Тувима», - писал в мемуарах Эренбург.


Портрет Юлиана Тувима. Станислав Виткевич, пастель, 1929 г.

Вторая мировая война, настигшая поэта на пике известности, заставила его семью оставить Польшу и отправиться в эмиграцию. Маршрут был нелёгким. «Меня выбросило сперва в Париж, потом в Португалию, затем в Рио-де-Жанейро (чудо из чудес), наконец, в Нью-Йорк... А должно было забросить в Россию», - писал он в одном из писем. Видимо, вмешался ангел-хранитель - что ждало его в предвоенном СССР неизвестно.

Ни Париж, ни Нью-Йорк Тувим не полюбил, как, впрочем, и все остальные города и страны, в которых жил, потому что они, по его словам, были всего лишь гостиницами, а дом – один, в Польше. В Лодзи у него осталась мать, которая умерла в Варшавском гетто.

На еврейском кладбище в Лодзи
Под сенью березы унылой
Мамы моей еврейки
Польская могила.

Вопрос национальной принадлежности всегда был очень болезненным для Юлиана Тувима – вся его жизнь была полна противоречий. Еврей по происхождению, он считал себя поляком, но постоянно испытывал на себе антисемитские настроения. В то же время он всегда подвергался нападкам и со стороны еврейского общества за «польскость». После трагедии Холокоста, в эмиграции он напишет текст «Мы, польские евреи», в котором объяснит евреям, почему чувствует себя поляком, а полякам - почему он всё-таки еврей.

После возвращения на родину в 1946 году Тувим выпустил антологию польской поэзии, переводил много русской классики - «Медного всадника» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, Бальмонта, Брюсова, Блока... Говорят, в конце жизни он выглядел усталым, а стихи становились всё грустнее и всё чаще попадали не на развороты журналов, а в стол. В итоге многие произведения того времени увидели свет только после смерти поэта.


Стихи Тувима поразительны, но оценить их в полной мере могут только знающие польский язык - они изобилуют сложными речевыми оборотами, когда игра слов приводит к умножению значений одного слова через другие.

Хотя в России Тувима знают как детского поэта, он написал не так уж много стихов для детей. Ещё до войны, в 1938 году, когда ему было уже сорок четыре года Юлиан Тувим неожиданно выпустил сразу три детских книжки с веселыми стихами. И эти три маленьких детских книжечки сразу поставили Тувима в один ряд с великими детскими писателями, принеся ему всемирную славу. После такого мощного старта поэт уже никогда не возвращался к детским стихам и детской теме.


Тем не менее его стихи в переводе Сергея Михалкова помнят многие дети, выросшие в СССР.

«Что стряслось у тети Вали?»
«У нее очки пропали!» (Очки)

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
(Азбука)

Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
Ваш Тувим
(Письмо детям)

Но даже очень качественные переводы не в состоянии передать удивительную звукопись и игру слов в стихах Тувима. Например, ставший классикой на родине «Паровозик» («Lokomotywa») совершенно непереводим. Этот удивительный детский стишок виртуозно передаёт музыкой слов шум трогающегося и набирающего ход паровоза - изысканное литературное хулиганство.

Послушайте его на польском языке - даже если вы не знаете языка, поймёте совершенно всё. А если заинтересуетесь, в статье Паровоз по-польски очень интересный анализ этого стихотворения.