10.1. Научные ресурсы мира
Масштабы НИОКР
Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР. Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований: - доля расходов на НИОКР в ВВП;Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г
доля расхо дов на НИОКР в ВВП, % | Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике * | Сальдо техно логического баланса, млн. долл. | Доля высокотехнологичных изделий в про мышленном экспорте стра |
|
США | ||||
Япония | ||||
Ю. Корея | ||||
Швеция | ||||
Финляндия | ||||
Великобритания | ||||
Франция | ||||
Германия | ||||
Россия |
* без технического персонала, занятого в НИОКР
СЕКТОР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
В настоящее время успех компании во многом зависит от внедрения инноваций и развития наукоемких производств. Отметим, что существует ряд ресурсов, содержащих сведения о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций, которые могут быть выделены как ресурсы знаний.
С интенсивным развитием производства на основе современных научных достижений потребность компаний и специалистов в доступе к оперативным ресурсам знаний многократно возросла. В итоге компании формируют спрос на знания как на производственный ресурс. Знания в современном обществе могут выступать объектом купли-продажи, т.е. приобретают свойства товара (стоимость, ценность для потребителя и др.).
Источники знаний для компании делятся на внутренние и внешние. Внутренний источник знаний не является достаточным для эффективного функционирования компании, развития инновационного производства. Поэтому основную часть знаний компания получает из внешних источников, т.е. приобретает на рынке ресурсов знаний. Доступ к сведениям о новейших разработках, инновациях, опыте других компаний может иметь решающее значение для успеха этой компании.
На примере научно-технической информации рассмотрим процесс формирования ресурсов знаний. Научно-техническая информация с момента ее появления проходит несколько этапов, качественно изменяясь, образует цикл научно-технической информации. На упрощенной схеме цикла публикации (рис. 4.8) показано, как меняется форма и состав информации. При продвижении по часовой стрелке информация становится менее свежей, но более качественной и достоверной, так как подверглась рецензированию и редактированию.
С течением времени информация проходит цикл, длительность которого определяется различными обстоятельствами. Например, результаты исследований могут сообщаться неформально, докладываться на конференциях, заноситься в библиографические базы данных, переоформляться и комментироваться другими авторами. На результаты, факторы времени, участников этого процесса и отношения между ними влияет способ распространения информации. Например, авторы могут представлять свои работы сразу в общедоступные базы данных и обнародовать их через Интернет без задержек во времени, характерных для традиционных форм публикаций.
В цикле публикаций представлены следующие типы источников информации.
На предварительном этапе 0 (см. рис. 4.8) предоставляется информация о самых ранних этапах исследовательской или проектной работы, когда она только началась или находится в стадии подготовки к реализации; по сути, это анонсирование предстоящих исследований и ожидаемых результатов.
На этапе 1 формируются первичные источники. Первичные источники - это печатные или электронные издания, в которых результаты работы впервые представляются в документированном виде (рецензируемые журналы, патенты).
На этапе 2 происходит формирование вторичных источников, в которых первичную информацию каталогизируют, упорядочивают, переоформляют, представляют в сжатом виде, повышающем стоимость информации. Эти источники делают более удобным поиск и оценку первичной информации.
На этапе 3 каталогизируют, упорядочивают и дают рекомендации по работе с вторичной информацией. Необходимость в этих источниках метаинформации возрастает по мере нарастания информационного потока, увеличения документированной информации, исходных (документальных) баз данных. Метаинформация также предоставляет сведения об информационных ресурсах, предоставляющих доступ к первичным источникам.
Сведения о новых разработках и открытиях, как правило, публикуются в первую очередь в периодической печати и регулярных сборниках научных трудов и т.п. Новые знания содержатся в научных, аналитических, отраслевых или специализированных журналах. Большое значение в качестве ресурсов знаний имеют профессиональные конференции, семинары и встречи, основные выводы по этим мероприятиям также издаются в виде сборников тезисов докладов.
Исторически первыми хранилищами ресурсов знаний были библиотеки. Они существуют веками и содержат практически весь объем знаний, накопленных человечеством. В наше время библиотеки играют важную роль по обеспечению широким слоям населения доступа к информационным ресурсам, в том числе электронным.
Традиционным средством передачи знания являются книги, журналы и другие печатные издания. Ежегодно в мире выходит в свет более миллиона новых изданий, в том числе в России - более 100 тыс. (табл. 4.3). В настоящее время часть современных изданий
пабликуются как в печатной, так и в электронной форме. Издания, публикуемые в электронной форме, являются доступными через Инку. Нет практически всем заинтересованным лицам, так как эти доны СНТы неизбежно попадают в профессиональные базы и электронные документы.
В последнее время появились публикации, в которых встречаются термины "ресурсы знаний", "управление ресурсами знаний99, "управления знаниями", "экономика знаний" и ряд схожих терминов. Эти термины в области информатики и информационной работы в настоящее время в законодательстве не нормированы. Раскроем их содержание и будем употреблять в данном учебнике в указанной трактовке.
Рассмотрим понятие "ресурс знаний" в сравнении с понятием "информационный ресурс".
Под понятием "знание" обычно подразумевается проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Специалисты в области теории познания отмечают многоуровневый характер отношения знания к действительности. Знания различных уровней обладают различной степенью достоверности. Мышление движется от поверхностного знания достоверных фактов к более глубоким научным знаниям, являющимся обобщением достоверных фактов. Первичные факты, или первичные знания, сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов.
Под знаниями надо понимать всю совокупность знаний - от описаний фактов (первичных знаний) до научных знаний.
Гигантский объем знаний, накопленных человечеством, доходит до нас потому, что они документированы, т. е. хранятся на каких-либо носителях.
Документированные знания в информационных системах являются по аналогии с содержанием термина "информаци-
I онный ресурс" ресурсом знаний, и в этом смысле термины "ресурсы знаний" и "информационный ресурс" - синонимы.
I Данный вывод необходимо сделать в интересах практики, так как значительное количество фактов уже являются знаниями.
| Человечеству для развития должна быть представлена инфор-
| мация от первичных знаний до научных, и специалист самосто-
Ятельно определит, какую степень обобщения имеет полученная информация.
Иногда это очевидно - открытие нового небесного светила, географическое открытие и т. д. Важным в практической деятельности являются знания в головах людей. Организация, фирма имеет специалистов, от знаний которых и возможностей
I использования этих знаний на практике зависит успех фирмы
| или организации.
| Экономика знаний - это экономика, при функционирова-
Нии и развитии которой неизмеримо возрастает роль знаний и I информации за счет возможностей доступа к мировым ресурсам 1 и ресурсам знаний с помощью современных информационных технологий. Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, связи и копирования информации, объединяют в понятие "информационная индустрия"9. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Информационный бизнес - это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии - это бизнес, где товаром являются информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и др.
Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом,