Предпринимательские ресурсы и ресурсы знаний в мире. число международных премий за определенный период. доля лиц с высшим образованием

Предпринимательские ресурсы и ресурсы знаний в мире. число международных премий за определенный период. доля лиц с высшим образованием

В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI веке знания превращаются в главный экономический ресурс. Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).

10.1. Научные ресурсы мира

Масштабы НИОКР

Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР. Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований: - доля расходов на НИОКР в ВВП;
    численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике; индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров; число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; сальдо технологического баланса, т.е. баланс торговли лицензиями и патентами; доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте (см. табл. 10.1).
Эффективность сферы НИОКР зависит не только от материально-технического обеспечения, но и от спроса промышленности на результаты исследований и разработок, т.е. от инновационной активности частного сектора экономики. Поэтому важную роль в оценке экономической эффективности использования научных ресурсов играют такие показатели, как доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны, баланс торговли лицензиями и патентами, доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий и т.д.

Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г

доля расхо

дов на НИОКР в ВВП, %

Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике *

Сальдо техно

логического баланса, млн. долл.

Доля высокотехнологичных изделий в про

мышленном экспорте стра

США
Япония
Ю. Корея
Швеция
Финляндия
Великобритания
Франция
Германия
Россия

* без технического персонала, занятого в НИОКР

Понятие предпринимательского ресурса (предпринимательства), его место в ряду других экономических ресурсов, его составные элементы

  • Предпринимательство (предпринимательский ресурс, предпринимательские способности, менеджмент) – способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов -труда, земли, капитала, знаний – для осуществления хозяйственной деятельности.

  • В состав этого ресурса входят:

  • предприниматели (владельцы фирм и менеджеры)

  • предпринимательская инфраструктура (институты и нормы рыночной экономики)

  • -предпринимательская этика и культура


Возможности для развития предпринимательства в разных странах и регионах мира


Воздействие глобализации на предпринимательство

  • 1.Растущая доступность таких экономических ресурсов, как труд (малоквалифицированный), земля и капитал повышает значение остальных ресурсов – предпринимательства, знаний, труда (квалифицированного)

  • 2. В условиях растущей внешней конкуренции уровень менеджмента выступает как все более важный элемент национальной конкурентоспособности


Понятие теневой экономики, ее формы

  • Теневая экономика – экономическая деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. Имеет три формы:

  • 1.Неформальная («неофициальная») экономика, которая охватывает нефиксируемую официальной статистикой (но включаемую в ВВП на основе оценки) хозяйственную деятельность:

  • -уходящую от налогов и чрезмерного госрегулирования

  • -неоформленную в личных подсобных хозяйствах, торговле, строительстве и др. отраслях

  • 2.Криминальная («нелегальная», «подпольная») экономика, охватывающая запрещенные и неучитываемые в ВВП виды хозяйственной деятельности (проституция, нелегальное производство и сбыт наркотиков, оружия, контрабанда)

  • 3.Фиктивная экономика, охватывающая незаконное перераспределение ВВП в виде взяточничества, рэкета, мошенничества и т.д.


Теневая экономика: методы оценки масштабов

  • Монетарный метод

  • Метод «Палермо»

  • Анализ занятости

  • Метод технологических коэффициентов


Причины теневой экономики

  • Размеры налогового бремени

  • Чрезмерное госрегулирование

  • Традиционный неохват статистикой

  • Уровень хозяйственной этики в стране

  • Состояние экономики


Роль и последствия неформальной экономики в различных странах и регионах мира

  • Позитивная и негативная роль и последствия:

  • -экономия на налогах для фирм - потеря налогов для бюджета

  • -экономия на издержках - уход от любого госрегулирования

  • -повышение занятости – потери для системы государственного соцстрахования

  • -приспособление к депрессивной ситуации – падение хозяйственной этики


Особенности неформальной экономики в различных странах и регионах мира

  • Около 20% ВВП мира

  • Около 12% ВВП развитых стран

  • Около 23% ВВП стран с переходной экономикой

  • Около 39% ВВП развивающихся стран


Размах криминальной и фиктивной экономики в мире

  • Криминальная экономика

  • организованная преступность

  • Транснационализация

  • Фиктивная экономика

  • -коррупция как вид административной ренты, особенно в условиях высокой и бесконтрольной бюрократизации

  • - уровень этики в стране


Ресурсы знаний в мире

  • Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире.

  • Новые знания:

  • -вырабатываются прежде всего наукой

  • -усваиваются через образование и профессиональный опыт

  • -распространяются через средства информации.


Научные ресурсы мира

  • Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР.

  • НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы

  • Важнейшие показатели НИОКР в стране:

  • -доля расходов на НИОКР в ВВП

  • -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике)

  • -индекс цитирования

  • -число международных премий за определенный период

  • -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами

  • -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте


Образовательные ресурсы мира

  • Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования.

  • Основные показатели образовательных ресурсов в стране:

  • -доля расходов на образование в ВВП

  • -расходы на образование на душу населения населения

  • -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу

  • -доля студентов в возрастной группе 18-19 лет

  • -численность студентов на 10 тыс. населения

  • -доля лиц с высшим образованием

  • -доля иностранцев в общей численности студентов


Информационные ресурсы мира

  • Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения.

  • Основные показатели информационных ресурсов страны:

  • -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения

  • -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения

  • -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП

  • СЕКТОР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

    В настоящее время успех компании во многом зависит от внедре­ния инноваций и развития наукоемких производств. Отметим, что существует ряд ресурсов, содержащих сведения о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций, которые могут быть выделены как ресурсы знаний.

    С интенсивным развитием производства на основе современных научных достижений потребность компаний и специалистов в до­ступе к оперативным ресурсам знаний многократно возросла. В итоге компании формируют спрос на знания как на производственный ресурс. Знания в современном обществе могут выступать объектом купли-продажи, т.е. приобретают свойства товара (стоимость, цен­ность для потребителя и др.).

    Источники знаний для компании делятся на внутренние и внешние. Внутренний источник знаний не является достаточным для эффективного функционирования компании, развития иннова­ционного производства. Поэтому основную часть знаний компания получает из внешних источников, т.е. приобретает на рынке ресурсов знаний. Доступ к сведениям о новейших разработках, инновациях, опыте других компаний может иметь решающее значение для успеха этой компании.

    На примере научно-технической информации рассмотрим про­цесс формирования ресурсов знаний. Научно-техническая инфор­мация с момента ее появления проходит несколько этапов, каче­ственно изменяясь, образует цикл научно-технической информации. На упрощенной схеме цикла публикации (рис. 4.8) показано, как меняется форма и состав информации. При продвижении по часовой стрелке информация становится менее свежей, но более качест­венной и достоверной, так как подверглась рецензированию и ре­дактированию.

    С течением времени информация проходит цикл, длительность которого определяется различными обстоятельствами. Например, результаты исследований могут сообщаться неформально, доклады­ваться на конференциях, заноситься в библиографические базы дан­ных, переоформляться и комментироваться другими авторами. На результаты, факторы времени, участников этого процесса и отноше­ния между ними влияет способ распространения информации. На­пример, авторы могут представлять свои работы сразу в общедоступ­ные базы данных и обнародовать их через Интернет без задержек во времени, характерных для традиционных форм публикаций.

    В цикле публикаций представлены следующие типы источников информации.

    На предварительном этапе 0 (см. рис. 4.8) предоставляется ин­формация о самых ранних этапах исследовательской или проектной работы, когда она только началась или находится в стадии подго­товки к реализации; по сути, это анонсирование предстоящих иссле­дований и ожидаемых результатов.



    На этапе 1 формируются первичные источники. Первичные ис­точники - это печатные или электронные издания, в которых ре­зультаты работы впервые представляются в документированном виде (рецензируемые журналы, патенты).

    На этапе 2 происходит формирование вторичных источников, в которых первичную информацию каталогизируют, упорядочивают, переоформляют, представляют в сжатом виде, повышающем стоимость информации. Эти источники делают более удобным поиск и оценку первичной информации.

    На этапе 3 каталогизируют, упорядочивают и дают рекомендации по работе с вторичной информацией. Необходимость в этих источ­никах метаинформации возрастает по мере нарастания информаци­онного потока, увеличения документированной информации, ис­ходных (документальных) баз данных. Метаинформация также пре­доставляет сведения об информационных ресурсах, предоставляющих доступ к первичным источникам.

    Сведения о новых разработках и открытиях, как правило, публи­куются в первую очередь в периодической печати и регулярных сбор­никах научных трудов и т.п. Новые знания содержатся в научных, аналитических, отраслевых или специализированных журналах. Боль­шое значение в качестве ресурсов знаний имеют профессиональные конференции, семинары и встречи, основные выводы по этим меро­приятиям также издаются в виде сборников тезисов докладов.

    Исторически первыми хранилищами ресурсов знаний были биб­лиотеки. Они существуют веками и содержат практически весь объем знаний, накопленных человечеством. В наше время библиотеки иг­рают важную роль по обеспечению широким слоям населения до­ступа к информационным ресурсам, в том числе электронным.

    Традиционным средством передачи знания являются книги, жур­налы и другие печатные издания. Ежегодно в мире выходит в свет более миллиона новых изданий, в том числе в России - более 100 тыс. (табл. 4.3). В настоящее время часть современных изданий

    пабликуются как в печатной, так и в электронной форме. Издания, публикуемые в электронной форме, являются доступными через Ин­ку. Нет практически всем заинтересованным лицам, так как эти до­ны СНТы неизбежно попадают в профессиональные базы и электронные документы.

    В последнее время появились публикации, в которых встречаются термины "ресурсы знаний", "управление ресурсами знаний99, "управления знаниями", "экономика знаний" и ряд схожих терминов. Эти термины в области информатики и информационной работы в настоящее время в законодательстве не нормированы. Раскроем их содержание и будем употреблять в данном учебнике в указанной трактовке.

    Рассмотрим понятие "ресурс знаний" в сравнении с понятием "информационный ресурс".

    Под понятием "знание" обычно подразумевается проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Специалисты в области теории познания отмечают многоуровневый характер отношения знания к действительности. Знания различных уровней обладают различной степенью достоверности. Мышление движется от поверхностного знания достоверных фактов к более глубоким научным знаниям, являющимся обобщением достоверных фактов. Первичные факты, или первичные знания, сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов.

    Под знаниями надо понимать всю совокупность знаний - от описаний фактов (первичных знаний) до научных знаний.

    Гигантский объем знаний, накопленных человечеством, доходит до нас потому, что они документированы, т. е. хранятся на каких-либо носителях.

    Документированные знания в информационных системах являются по аналогии с содержанием термина "информаци-

    I онный ресурс" ресурсом знаний, и в этом смысле термины "ресурсы знаний" и "информационный ресурс" - синонимы.

    I Данный вывод необходимо сделать в интересах практики, так как значительное количество фактов уже являются знаниями.

    | Человечеству для развития должна быть представлена инфор-

    | мация от первичных знаний до научных, и специалист самосто-

    Ятельно определит, какую степень обобщения имеет полученная информация.

    Иногда это очевидно - открытие нового небесного светила, географическое открытие и т. д. Важным в практической деятельности являются знания в головах людей. Организация, фирма имеет специалистов, от знаний которых и возможностей

    I использования этих знаний на практике зависит успех фирмы

    | или организации.

    | Экономика знаний - это экономика, при функционирова-

    Нии и развитии которой неизмеримо возрастает роль знаний и I информации за счет возможностей доступа к мировым ресурсам 1 и ресурсам знаний с помощью современных информационных технологий. Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, связи и копирования информации, объединяют в понятие "информационная индустрия"9. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Информационный бизнес - это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии - это бизнес, где товаром являются информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и др.

    Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом,

    Еще по теме 3.2.3. Ресурсы знаний:

    1. 1. Понятие рынка ресурсов. Спрос и предложение на рынке ресурсов.
    2. 1.4. Политические и организационные аспекты управления человеческими ресурсами. Система управления человеческими ресурсами
    3. 4.2. Зарубежный опыт управления человеческими ресурсами Международные параметры управления человеческими ресурсами