![Налог на имущество годовой. Налог на имущество организаций. Формула расчета, ставка, основные аспекты](https://i2.wp.com/delasuper.ru/wp-content/uploads/2015/04/nalog-na-imushestvo-organizacii1.jpg)
Организации и предприятия, имеющие в собственности объекты движимого имущества и недвижимость, признаются плательщиками имущественного налога. В ряде случаев юрлицо может быть освобождено от налоговых обязательств. В статье расскажем, какое имущество не облагается налогом на имущество, рассмотрим список льгот.
Обязательства по уплате налога на имущество могут присваиваться как организациям – собственникам недвижимости (зданий, сооружений, помещений), так и компаниям, владеющим объектами движимого имущества (основные средства, оборудование, техника, т.п.). Таким образом, в общем случае плательщиком имущественного налога признается юрлицо, владеющее имуществом (как движимым, так и недвижимым).
В общем порядке налогом на имущество облагается недвижимость, которой компания владеет на правах собственности, о чем существует соответствующая отметка в Росреестре.
При этом земельные участки, которые также относятся к объектам основных средств, имущественным налогом не облагаются. Кадастровая стоимость земли является базой для расчета земельного налога. Что касается незавершенного строительства, то подобные объекты также не облагаются имущественным налогом. Обоснование данной позиции следующее – до введения объекта в эксплуатацию задние (сооружение, помещение) не признается основным средством (на счете 01 не учитывается), и, следовательно, платить налог на имущество с такого объекта не нужно.
Отдельно стоит остановиться на налогообложении движимых объектов, таких как оборудование, техника, транспорт и прочее имущество, относящееся к категории основных средств, но не имеющих признаков недвижимости. Движимые объекты ОС подлежат налогообложению лишь в ряде случае, а именно:
В ряде случае имущественные объекты не облагаются налогом, а именно при исключении такого имущества из перечня объектов налогообложения, а также при предоставлении собственнику имущества права на налоговую льготу. Рассмотрим каждый из вышеперечисленных случаев более подробно.
На основании положений НК (ст. 374, п. 4) из перечня объектов имущества, подлежащего обложению налога на имущество, исключены:
Положениями НК и прочими действующими законодательными актами предусмотрен порядок предоставления льгот на оплату имущественного налога. Согласно документам, льготы носят отраслевой и социальный характер, в связи с чем 100% скидки на оплату налога предоставляются организациям медицинской, научной, религиозной сферы, а также организациям инвалидов.
№ п/п | Кому предоставляется льгота | Описание |
1 | Протезные и ортопедические предприятия | Не является объектом налогообложения имущество, находящееся в собственности предприятий – изготовителей ортопедической и протезной продукции, а именно: · средств, используемых для компенсации стойких ограничений жизнедеятельности (протезы верхних и нижних конечностей); · реабилитационных приборов (бандажи, корсеты, туторы, реклинаторы); · ортопедической обуви и стелек. |
2 | Научные центры | В случае если научный центр имеет статус государственного (на основании Постановления Правительства РФ), его имущество не облагается налогом. Аналогичное правило действует для ВУЗов при условии, что учебное заведение имеет опытное оборудование, а результаты исследований учреждения признаны на мировом уровне. |
3 | Адвокатские конторы и юридические организации | Все организации, имеющие статус адвокатских образований, могут использовать 100% льготу по оплате налога на имущество. Исключение – адвокатские палаты, относящиеся к категории некоммерческих организаций. |
4 | Учреждения уголовно-исправительной системы | Льгота распространяется на имущество уголовно-исправительных органов только в том случае, если собственность используется для осуществления основных функций такого учреждения. |
5 | Организации инвалидов | Не подлежит налогообложению имущество организаций инвалидов, в случае, если: · организация создана инвалидами: · не менее 80% членов организации является инвалидами (членами их семей); · основная цель организации – представление и защита интересов инвалидов. Также не облагается налогом имущество юрлиц, 100% уставного капитала которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. При этом льгота не действует на имущество: · используемое для изготовления и/или реализации подакцизных товаров; · брокерских компаний и посреднических организаций. |
6 | Религиозные организации | Не облагается налогом имущество организаций, зарегистрированных в качестве юрлица и в виде религиозного объединения граждан на добровольной основе. |
7 | Фармацевтические компании | В случае если основной деятельности организации является изготовление и реализация фармацевтической продукции, имущество такой компании не облагается налогом. При этом важно выполнение следующих условий: · компания имеет лицензию на осуществляемую деятельность; · в случае наличия иной деятельности (кроме фармацевтической), компания ведет раздельный учет. |
В случае с предпринимателями, освобождение можно получить лишь при условии подтверждения использования объектов в предпринимательской деятельности.
Что касается компаний и организаций, то для того чтобы получить льготу, юрлицо обязано:
ИП и организации, использующие ОСНО, признаются плательщиками имущественного налога в общем порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 380 НК ставка налога на имущество юридических лиц утверждается законодательными актами субъектов России с учетом нормативных требований гл. 30 Налогового кодекса. В рамках действующего регламента регионами устанавливаются сроки уплаты сбора, отчетные периоды, а также условия льготирования. Разберемся в действующих тарифах – таблица с общими ставками по налогу на имущество 2017 и номерами региональных законов размещена ниже.
Ставка налога на имущество устанавливается федеральным законодательством (Налоговым кодексом) и нормативно-правовыми актами регионов РФ (п. 1 стат. 372 НК). Перечисление платежа в бюджет обязательно юрлицами, имеющими на балансе попадающие под налогообложение объекты, включая движимые и недвижимые активы по стат. 374. Не требуется платить налог с земельных участков, природных объектов и других по перечню в п. 4 стат. 374.
Расчет сумм к уплате производится из налоговой базы (среднегодовая либо кадастровая стоимость) и ставок. Отчетными периодами являются квартал, полугодие и 9 мес., налоговым – год (п. 1, 2 стат. 379). На основании решения региональных властей отчетные периоды могут не устанавливаться (п. 3 стат. 379).
Чтобы правильно рассчитать имущественные налоги, ставки и льготы следует уточнять в соответствующих нормативных документах. В зависимости от категории налогоплательщика и объектов регионы вправе дифференцировать размер процента. Но предельная ставка налога на имущество организаций составляет 2,2 % (п. 1 стат. 380), за исключением некоторых ситуаций. Если регион не выпустил закон об утверждении размера сбора, ставка налога на имущество организаций регулируется глав. 30 НК, а именно стат. 380.
Если проанализировать актуальные региональные правовые документы, становится понятно, что подавляющее большинство российских республик, областей и краев утвердило максимально возможный тариф в 2,2 % для начисления налога с имущества. Только в двух регионах ставка уменьшена. К последним относятся:
Если же налогоплательщик применяет при расчете налога показатели кадастровой стоимости, регионы также вправе утверждать собственные тарифы, ориентируясь на нормы п. 1.1 стат. 380. Максимально возможные величины приведены по годам и отдельно для г. Москвы и прочих российских субъектов:
То есть, в 2017 г. на местном уровне регионы не вправе утверждать ставку по налогу размером больше чем 2 %. Большая часть субъектов использует именно такой тариф, но во многих предусмотрен и меньший процент налога для тех налогоплательщиков, которые начисляют сбор не со среднегодовой цены, а с кадастра.
К примеру, это респ. Бурятия – здесь действует пониженный тариф в 0,4 % (Закон от 26.11.02 г. № 145-III) или Хабаровский край, где утвержден тариф в 1,3 % для объектов центров торговли большой площадью от 2 тыс. кв. м. (Закон от 10.11.05 г. № 308) и т.д.
Относительно льгот по этому фискальному сбору ситуация несколько иная. При определении условий представления налоговых поблажек, прежде всего, учитываются нормы стат. 381 НК, где установлен перечень юрлиц, освобождаемых от необходимости перечисления платежа. А во всех остальных ситуациях порядок утверждается регионами – ставка налога может быть понижена в отношении отдельных категорий компаний и/или определенных видов объектов.
К примеру, в Карачаево-Черкессии действуют льготы для предприятий, перерабатывающих мясную продукцию, в виде тарифа в 1,5 % (Закон от 30.11.16 г. № 77-РЗ), а в Забайкальском крае – для реализующих краевые программы инвесторов в отношении используемого в процессе инвестиций имущества в виде ставки в 1,65 % (Закон от 20.11.08 г. № 72-ЗЗК). Если юрлицо применяет льготы, обязанность по подаче отчетности сохраняется.
Субъект РФ |
Размер тарифа (в %) – общая/по кадастру |
Нормативное основание – закон субъекта РФ (номер, дата) |
183 от 22.11.03 г. |
||
16-1 от 21.11.03 г. |
||
Башкирия |
43-з от 28.11.03 г. |
|
145-III от 26.11.02 г. |
||
Дагестан |
22 от 08.10.04 г. |
|
Ингушетия |
59-РЗ от 24.11.03 г. |
|
Кабардино-Балкария |
102-РЗ от 27.11.03 г. |
|
Калмыкия |
3-III-З от 29.12.03 г. |
|
Карачаево-Черкессия |
77-РЗ от 30.11.16 г. |
|
384-ЗРК от 30.12.99 г. |
||
67-РЗ от 24.11.03 г. |
||
7-ЗРК/2014 от 19.11.14 г. |
||
59-З от 27.10.11 г. |
||
Мордовия |
54-З от 27.11.03 г. |
|
1231-З № 17-V от 07.11.13 г. |
||
Северная Осетия |
43-РЗ от 28.11.03 г. |
|
Татарстан |
49-ЗРТ от 28.11.03 г. |
|
476 ВХ-1 от 27.11.03 г. |
||
Удмуртия |
55-РЗ от 27.11.03 г. |
|
73 от 27.11.03 г. |
||
33-РЗ от 13.10.06 г. |
||
38 от 23.07.01 г. |
||
Алтайский кр. |
58-ЗС от 27.11.03 г. |
|
Забайкальский кр. |
72-ЗЗК от 20.11.08 г. |
|
Камчатский кр. |
688 от 22.11.07 г. |
|
Краснодарский кр. |
620-КЗ от 26.11.03 г. |
|
Красноярский кр. |
3-674 от 08.11.07 г. |
|
Пермский кр. |
1685-296 от 30.08.01 г., № 549-ПК от 08.10.152 г. |
|
Приморский кр. |
82-КЗ от 285.11.03 г. |
|
Ставропольский кр. |
44-кз от 26.11.03 г. |
|
Хабаровский кр. |
308 от 10.11.05 г. |
|
Амурская обл. |
266-ОЗ от 28.11.03 г. |
|
Архангельская обл. |
204-25-ОЗ от 14.11.03 г. |
|
Астраханская обл. |
92/2009-ОЗ от 26.11.09 г. |
|
Белгородская обл. |
104 от 27.11.03 г. |
|
Брянская обл. |
79-З от 27.11.03 г. |
|
Владимирская обл. |
110-ОЗ от 12.11.03 г. |
|
Волгоградская обл. |
888-ОД от 28.11.03 г. |
|
Вологодская обл. |
968-ОЗ от 21.11.03 г. |
|
Воронежская обл. |
62-ОЗ от 27.11.03 г.; № 156-ОЗ от 26.11.15 г.; № 91-ОЗ от 10.06.14 г. |
|
Ивановская обл. |
109-ОЗ от 24.11.03 г. |
|
Иркутская обл. |
75-оз от 08.10.07 г. |
|
Калининградская обл. |
336 от 27.11.03 г. |
|
Калужская обл. |
263-ОЗ от 10.11.03 г. |
|
Кемеровская обл. |
60-ОЗ от 26.11.03 г. |
|
Кировская обл. |
692-ЗО от 27.07.16 г. |
|
Костромская обл. |
153-ЗКО от 24.11.03 г. |
|
Курганская обл. |
347 от 26.11.03 г. |
|
Курская обл. |
57-ЗКО от 26.11.03 г. |
|
Ленинградская обл. |
98-оз от 25.11.03 г. |
|
Липецкая обл. |
80-ОЗ от 27.11.03 г. |
|
Магаданская обл. |
382-ОЗ от 20.11.03 г. |
|
Московская обл. |
150/2003-ОЗ от 21.11.03 г. |
|
Мурманская обл. |
446-01-ЗМО от 26.11.03 г. |
|
Нижегородская обл. |
109-З от 27.11.03 г. |
|
Новгородская обл. |
384-ОЗ от 30.09.08 г. |
|
Новосибирская обл. |
142-ОЗ от 16.10.03 г. |
|
Омская обл. |
478-ОЗ от 21.11.03 г. |
|
Оренбургская обл. |
613/70-III-ОЗ от 27.11.03 г. |
|
Орловская обл. |
364-ОЗ от 25.11.03 г. |
|
Пензенская обл. |
544-ЗПО от 27.11.03 г. |
|
Псковская обл. |
316-оз от 25.11.03 г. |
|
Ростовская обл. |
843-ЗС от 10.05.12 г. |
|
Рязанская обл. |
85-ОЗ от 26.11.03 г. |
|
Самарская обл. |
98-ГД от 25.11.03 г. |
|
Саратовская обл. |
73-ЗСО от 24.11.03 г. |
|
Сахалинская обл. |
442 от 24.11.03 г. |
|
Свердловская обл. |
35-ОЗ от 27.11.03 г. |
|
Смоленская обл. |
83-з от 27.11.03 г. |
|
Тамбовская обл. |
170-З от 28.11.03 г. |
|
Тверская обл. |
85-ЗО от 27.11.03 г. |
|
Томская обл. |
148-ОЗ от 27.11.03 г. |
|
Тульская обл. |
414-ЗТО от 24.11.03 г.; № 33-ЗТО от 27.04.17 г. |
|
Тюменская обл. |
172 от 27.11.03 г. |
|
Ульяновская обл. |
99-ЗО от 02.09.15 г. |
|
Челябинская обл. |
449-ЗО от 25.11.16 г. |
|
Ярославская обл. |
46-з от 15.10.03 г. |
|
г. Москва |
64 от 05.11.03 г. |
|
г. Севастополь |
80-ЗС от 26.11.14 г. |
|
г. Санкт-Петербург |
684-96 от 26.11.03 г. |
|
737-ОЗ от 26.07.06 г. |
||
452-ОЗ от 27.11.03 г. |
||
ХМАО – Югра |
Расчет налога на имущество всегда вызывает много вопросов у бухгалтеров, так как имеет массу нюансов. Какие объекты облагаются по среднегодовой стоимости, а какие подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, как рассчитать налог и отчитаться по нему? Все эти вопросы раскрыты в нашей статье.
НК РФ обязывает платить имущественный налог все организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). К таковым относятся российские и иностранные компании, имеющие и не имеющие представительства в РФ, но владеющие здесь имуществом.
Компании, которые работают на УСН тоже должны платить налог на имущество. Правда, не всегда. Речь идет только о тех ситуациях, когда компания-упрощенец обладает объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. При этом в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость, платить налог не нужно (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Если кадастровая стоимость здания определена, но в отношении конкретного помещения она не указана, то налоговая база в отношении помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором оно находится, соответствующая площади помещения в общей площади здания.
При этом если то или иное здание не включено в указанный перечень, то налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Это подтверждает Минфин РФ (письмо от 17.06.2015 № 03-05-05-01/35000).
Следует отметить, что кадастровая стоимость недвижимости может быть изменена в течение календарного года. Дело в том, что в период между проведением работ по государственной кадастровой оценке возможно изменение рыночной конъюнктуры, методических подходов к определению кадастровой стоимости.
Кроме того, основанием для пересмотра результатов кадастровой оценки является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Этим может обусловливаться изменение кадастровой стоимости объекта оценки как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ установлено, что в случае несогласия с результатами кадастровой стоимости, их можно оспорить. Сделать это могут как компании, так и органы власти.
С какого момента налогоплательщик должен применять измененную кадастровую стоимость объекта? Если указанная стоимость скорректирована из-за выявленной ошибки, то новую стоимость можно применять, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Если данный показатель был изменен в связи с принятием решения соответствующей комиссии или судебного акта, то обновленная кадастровая стоимость должна быть учтена, начиная с налогового периода, в котором подано было заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Хотя налог и является региональным, устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в НК, субъекты не вправе. Ставка налога на имущество устанавливается региональными властями. При этом она не может превышать 2,2 процента.
Сроки, когда организация должна уплачивать налог на имущество следующие:
Если у компании есть имущество, которое облагается налогом, то она обязана отчитываться по нему в ИФНС. Форма по КНД 1152026 — Налоговая декларация по налогу на имущество (Приказ ФНС от 5 ноября 2013 г. № ММВ-7-11/478@). Отчетность по налогу на имущество нужно сдавать, даже если самортизированы все основные средства (письмо ФНС РФ от 08.02.2010 № 3-3-05/128 ). Исключение — нулевая декларация, ее подавать не нужно (письмо Минфина РФ от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).
Декларацию организации сдают только по итогам года. Срок — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ). Ежеквартально компаниям положено предоставлять с инспекцию расчет по авансовым платежам по налогу на имущество. Делать это необходимо не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
При оформлении титульного листа отчетности в 2017 году необходимо обратить внимание на заполнения поля «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД». Порядок заполнения отчетности требует указывать в этой строке код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001. Однако этот классификатор утратил силу с 01.01.2017. Дело в том, что Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст введен в действие ОКВЭД2, который применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2017. Несмотря на это в порядок по заполнению налоговой отчетности по имуществу коррективы не внесены.
Поэтому возникает вопрос: какие коды необходимо указывать при представлении в 2017 году уточненной налоговой отчетности за предшествующие отчетные (налоговые) периоды — согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 или ОКВЭД2?
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
Бухгалтеру любого предприятия при расчете сумм платежей, которые придется оплатить в текущем году, необходимо учесть суммы налога на имущество. В законодательные акты по этому налогу в последнее время были внесены существенные изменения, в результате чего перечень плательщиков существенно расширился.
Об этом и всех других нюансах данного налогообложения и пойдет речь в данной статье.
Налог на имущество подразумевает обязанность по уплате в бюджет определенного законами процента от общей суммы основных средств, учтенных на балансе предприятия
. Все основные положения и условия по данному вопросу изложены в главе 30 Налогового Кодекса.
Данный платеж относится к региональным налогам, поэтому руководство каждого субъекта Федерации может принимать собственные законодательные акты в рамках, не противоречащих общегосударственным нормам. Местные власти обладают правом определять налоговые ставки платежа, сроки уплаты и порядок расчета налога.
Объектом налогообложения является все имущество, в том числе:
При этом не имеет значения ни способ их получения, ни форма пользования, т. е. налог придется оплачивать за объекты, находящиеся:
К объектам не относятся:
Таким образом, при наличии в бухгалтерском учете счетов по учету основных средств вопрос об уплате данного налога становится актуальным для каждой организации или предприятия. Все требования, по которым имущество признается объектом обложения налога, изложены в ст. 374 Налогового кодекса.
Налоговой базой, исходя из которой рассчитывается сумма платежа является:
Более подробно о всех особенностях начисления и уплаты данного налога можно посмотреть на видео:
Возможность привлечения к уплате налога в значительной мере зависит от системы налогообложения, на которой работает организация . В полной мере его уплачивают предприятия — плательщики налога на прибыль . До 2014 года все субъекты упрощенных систем налогообложения были полностью освобождены от уплаты за принадлежащее им имущество.
В текущем году все «упрощенцы», работающие на УСН, ЕНВД или на патенте, могут стать плательщиками при условии, что у них есть объекты, перечень которых до 1 января был опубликован в местных средствах массовой информации.
В этот список попадают здания и сооружения, которые облагаются по кадастровой стоимости, а именно объекты, которые предназначаются для использования или фактически используются как:
Принадлежность помещений к той или иной категории определяется по наличию в них более 20% помещений, попадающих под перечисленные объекты.
На уровне общегосударственной власти освобождение от обязанности уплаты налога на имущество получили около 20 различных категорий предприятий, в том числе:
По состоянию на 2019 год льготу дополнительно получили организации, имевшие отношение к организации Олимпийских и Параолимпийских игр в г. Сочи, а также предприятия-партнеры Олимпийского комитета. Освобождение касается имущества, созданного или приобретенного ими в связи с проведением данных мероприятий. Перечень льготных категорий или отдельных субъектов бизнеса определяется каждым федеральным органом власти.
Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего
это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:
Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн.
Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь
, как это стало просто!
Максимальные ставки налогообложения установлены в Налоговом кодексе. Региональные органы имеют право устанавливать собственные ставки, не превышающие пределы, установленные центральной властью.
Различные показатели налогообложения отличаются в зависимости от:
Предельный уровень налоговой ставки составляет 2,2% от стоимости облагаемого имущества. В законодательстве предусмотрено постепенное повышение процента и достижение максимального уровня через несколько лет. Кроме того, уровень может зависеть от вида имущества или категории, к которой относятся налогоплательщики.
Так, сниженные уровни налогообложения предусмотрены для таких объектов, как:
Им в 2016 году придется уплатить 1%, в 2017 – 1,3% и так далее.
В регионах принимают собственные размеры обложения налогом, руководствуясь потребностями бюджета и возможностями плательщиков.
Ставки налогообложения для предприятий общей системы уже давно определились, и в большинстве регионов достигли максимального значения в 2,2%. В связи с переходом к уплате от остаточной к кадастровой стоимости значительно увеличивается налоговая нагрузка на предприятия и существенно расширяется круг плательщиков. В связи с этим установлены более щадящие нормы платежей.
Для того чтобы в конкретном регионе начали действовать новые правила взимания налога, органы исполнительной власти по состоянию на 1 января текущего года были обязаны опубликовать два документа:
Если в 2014 году большинство регионов оказались не готовы к этому и не взимали платеж, то в 2016 году обязательные документы опубликованы во всех 85 регионах. С данными нормативами можно познакомиться в местных налоговых органах или на сайте исполнительной власти.
Так, например, в Москве максимальная ставка налога составляет 1,7%, а фактическая 1,2%. В большинстве других регионов приняты нормы от 1 до 1,5%.
Достижение максимального размера предусмотрено в течение двух-трех ближайших лет.
Особенность исчисления налога состоит в том, что для определения суммы, подлежащей уплате, необходимо отдельно рассчитывать платежи по различным видам имущества. Так, различные расчеты необходимо делать в следующих случаях:
Наиболее простой пример расчета касается имущества, облагаемого по кадастровой оценке. В данном случае достаточно стоимость, указанную в опубликованных перечнях, умножить на налоговую ставку.
Пример: кадастровая стоимость офиса в Москве 4 млн рублей. Сумма налога рассчитывается так:
Для расчета налога по остаточной стоимости необходимо сложить суммы на каждое первое число и разделить на количество слагаемых сумм, полученный результат умножается на налоговую ставку.
Пример: Для того чтобы произвести расчет авансового платежа за 1 квартал складываются стоимостные показатели на 01.01 (4 000 000 руб.), 01.02 (3 800 000 руб.), 01.03 (3 600 000 руб.) и 01.04 (3 400 000 руб.), делятся на 4, умножаются на 1/4 и умножаются на 2,2 %.
Еще больше усложняется расчет, если в течение года происходит приобретение или снятие с учета основных фондов. В данном случае стоимость каждого из них учитывается за количество полных месяцев, в течение которых они находились на балансе предприятия.
В случае, если кадастровая оценка была произведена неправильно, плательщик имеет право пересчитать сумму налога, исходя из новых данных.
Каждый регион самостоятельно определяет порядок уплаты данного налога. Существует два возможных варианта:
Сроки платежей устанавливаются каждым регионом самостоятельно . В 2014 году было внесено несколько существенных изменений и дополнений в положения о налоге. В 2015 году начинается всеобщее взимание этого платежа, которое выявит все слабые места законодательства. В связи с этим стоит ожидать новые поправки, рекомендации и разъяснения по этому вопросу.
С 1 января 2016 года предприятия обязаны определять данный вид налога согласно кадастровой стоимости недвижимости. Данное нововведение касается исключительно юридических лиц.
В 2016 году практически все регионы определились с индивидуальными ставками налогообложения: они становятся более щадящими по той причине, что есть существенная разница между суммой, соответствующей остаточной стоимости (по которой расчет велся раньше) и кадастровой стоимости. В большинстве регионов размер ставки колеблется в пределах от 1 до 1,5 процентов . При этом в каждом регионе действует свой порядок уплаты платежа.
Начиная с первого числа текущего года именно региональные власти принимают решение об освобождении от уплаты рассмотренного взноса в бюджет организациями. Данные изменения вводятся после вступления в силу ФЗ 335 от 27.11.2017 года. Если на региональном уровне не будет принят закон о введении соответствующей льготы, применяемая налоговая ставка не может быть больше 1,1%. Данное нововведение относится к имуществу организаций, принятому на баланс с 01.01.13 года.
Для примера приведем ставки в некоторых регионах РФ:
В числе тех немногих сборов в государственную казну РФ, которые относятся к категории региональных, - налог на имущество организаций. Уплачивать его должны как российские, так и иностранные фирмы. Какова специфика данного налога? Каким образом осуществляется его исчисление на практике? С какой периодичностью предприятия должны вносить соответствующие суммы в государственную казну?
Что такое налог на имущество организаций? Уплата в бюджет его обязательна для всех видов бизнесов или только для организаций, подпадающих под определенные критерии? Налог на имущество организаций относится к категории региональных.
Он установлен на уровне положений НК РФ и обязателен для фирм, которые ведут деятельность на территории того или иного субъекта РФ. Плательщики данного вида сборов - это российские и иностранные компании, имеющие во владении недвижимость в России.
Уплата налога на имущество организаций при УСН осуществляется только по объектам недвижимости, а также при условии, что по основным фондам фирмы определяется как установленная в отношении них кадастровая стоимость.
Что является объектом налогообложения для организаций в рамках исчисления сбора, о котором идет речь? В соответствии с положениями НК РФ таковым признается как движимое, так и недвижимое имущество (включая то, что передано фирме в порядке доверительного управления), которое учтено на бухгалтерском балансе как объект основных средств. Что касается иностранных компаний, то в отношении них объект налогообложения - это только недвижимость. Изучим ключевые аспекты, которые характеризуют налог на имущество организаций (уплата, сроки). Исследуем затем некоторые примеры исчисления соответствующих платежей.
Каковы принципы исчисления и уплаты такого сбора, как налог на имущество организаций? Уплата в бюджет его осуществляется соотносительно с установленными законодательством налоговыми и отчетными периодами. Какова их специфика?
Налоговый период, как и для большинства других видов сборов в российский бюджет, в данном случае - календарный год. Что касается отчетных периодов, это первый квартал, полугодие, а также 9
Исчисление сбора, о котором идет речь, осуществляется по налоговым ставкам, которые утверждаются законодательными органами власти субъектов РФ. Предельная их величина не должна превышать 2,2%. В соответствии с положениями НК РФ региональные власти могут использовать дифференцированный подход к определению размера соответствующих Критерием здесь может быть категория налогоплательщика или специфика имущества, которое является объектом налогообложения.
Какие еще нюансы, касающиеся исчисления и уплаты, характеризуют налог на имущество организаций? Уплата в бюджет соответствующих сумм может осуществляться при использовании различных льгот. Данного типа преференции могут устанавливаться как на уровне положений НК РФ, так и в региональных источниках права. Применяться льготы, определенные в федеральных законах и тех, что приняты в субъектах РФ, могут одновременно.
Практическое исчисление сбора в казну, о котором идет речь, налогоплательщики осуществляют самостоятельно, как только завершается налоговый период. Формула определения величины налога проста: нужно умножить ставку, утвержденную властями региона, на величину базы. Но перед тем как перечислять получившуюся сумму в казну, нужно уменьшить ее на размер произведенных в течение налогового периода авансовых платежей. Важнейшая особенность, которой характеризуется налог на имущество организаций, - уплата в бюджет его осуществляется для каждого филиала или иного фирмы отдельно (если оно имеет самостоятельный баланс).
Важнейший аспект расчетов предприятий с государством по налогу, о котором идет речь, - сроки. Изучим их, а также некоторые практические нюансы, касающиеся уплаты соответствующего сбора.
Итак, важнейший аспект, характеризующий налог на имущество организаций, - сроки его уплаты. Фиксируются они в законодательных актах, принимаемых на уровне субъектов РФ.
Выше мы отметили, что в отношении сбора, о котором идет речь, установлены налоговые периоды. В их рамках предприятия должны осуществлять авансовые платежи. Это важнейшая особенность, характеризующая налог на имущество организаций. Срок уплаты авансовых платежей - ежеквартально, сразу после завершения налогового периода. Предприятию необходимо перечислить в казну 1/4 от налога, который исчислен по состоянию на 1-е число того месяца, который следует сразу за отчетным периодом. Уплата налога на имущество организаций по итогам года производится до 30 марта следующего года.
Вполне возможен сценарий, при котором компания начала работать не с самого начала года. Как в этом случае перечисляется государству налог на имущество организаций? Срок уплаты данного сбора в рамках соответствующего сценария - сразу после завершения процедуры государственной регистрации, а также принятия в установленном порядке на учет имущества, формирующего налоговую базу.
В некоторых случаях ФНС может обязать предприятия уплатить сбор, как только фирма начнет эксплуатировать соответствующие основные фонды фактически. На это юристы рекомендуют обращать особое внимание субъектов, которые платят налог на имущество организаций. Срок уплаты соответствующего сбора нам понятен. Рассмотрим теперь некоторые практические примеры расчетов предприятий с государством по налогу, о котором идет речь.
Допустим, ООО «Промышленность Люкс» было зарегистрировано 11 февраля 2014 года. На момент внесения данных об организации в соответствующие государственные реестры на балансе фирмы было имущество в размере 1,5 млн рублей. Предположим, что соответствующий показатель 1 марта 2014 года увеличился до 1,7 млн, 1 апреля - до 1,8 млн, 1 мая - до 2 млн, а 1 июня - до 2,5 млн рублей. Допустим, ставка налога на имущество в регионе, где ведет деятельность фирма, составляет 2,2%.
Итак, в соответствии с положениями НК РФ налоговым периодом в отношении сбора, о котором идет речь, является календарный год, а отчетными - I квартал, полугодие, а также 9 месяцев года. Как мы отметили выше, ООО «Промышленность Люкс» было зарегистрировано 11 февраля, то есть после того, как начался календарный год. В соответствии с положениями НК РФ, для фирмы налоговым периодом будет промежуток времени от дня регистрации до конца года.
НК РФ предписывает ООО «Промышленность Люкс» до 30 июля предоставить выполненный в установленном порядке расчет по авансовым платежам за полугодие. Также в соответствии с положениями Кодекса фирме нужно внести авансовый платеж по сбору, о котором идет речь. Величина налоговой базы организации будет равна среднегодовой остаточной стоимости балансового имущества. Для того чтобы вычислить ее, необходимо разделить сумму, получившуюся по итогам сложения размеров остаточной стоимости имущества по состоянию на 1-е число налогового периода и 1-е число месяца, который следует за соответствующим интервалом, на общее количество месяцев, которое увеличено на 1.
Таким образом, сначала мы суммируем цифры, которые у нас есть: 1,5 + 1,7 + 1,8 + 2 + 2,5 (это балансовая стоимость имущества ООО «Промышленность Люкс» за март, апрель, май, июнь и июль 2014 года в млн руб.), получается 9,5 млн руб. С начала года прошло 6 месяцев, добавляем еще 1. Получается, что среднегодовая стоимость имущества ООО «Промышленность Люкс» равна около 1 млн 357 тысяч рублей. С этой суммы необходимо уплатить авансовый платеж. Он исчисляется как 1/4 от общей величины налога в соответствии с утвержденной региональными властями ставкой. В нашем примере - это 2,2%. То есть 2,2% от 1 млн 357 тысяч - это 29 тысяч 854 рубля. Берем 1/4 от этой величины, получается 7463 руб. 50 коп. Это и будет авансовый платеж для ООО «Промышленность Люкс».
Итак, мы рассмотрели ключевые особенности, касающиеся налога на имущество организаций, а также пример расчета авансовых платежей по соответствующему сбору. Мы узнали, что законодательством может быть установлен как общий для всей территории РФ критерий, характеризующий налог на имущество организаций - срок уплаты (Москва, Санкт-Петербург или Нижний Новгород - платят данный сбор с одинаковой периодичностью), так и показатель, фиксируемый для каждого региона отдельно, а именно величина ставки.
Вместе с тем очень важен ряд иных нюансов, характеризующих рассматриваемое обязательство, которое должны выполнять организации, ведущие деятельность в РФ. Дело в том, что в федеральных законах и региональных правовых актах, регулирующих исчисление и уплату налога на имущество организаций, часто даются общие формулировки, касающиеся соответствующей сферы правоотношений. Безусловно, ключевые положения ФЗ и источников права в субъектах РФ, касающиеся, например, периодичности расчетов предприятий с государством, логичны и понятны. В частности, мы отметили, что срок уплаты налога на имущество организаций в Москве тот же, что и в других регионах. Однако есть нюансы, связанные с практикой выполнения компаниями соответствующих обязательств перед ФНС, прямо не прописанные в федеральных и региональных законах. В этом случае главным источником права для нас будут подзаконные акты. На какие из них следует обратить особое внимание?
В числе наиболее примечательных подзаконных правовых актов, о которых идет речь, - Письмо Минфина РФ № 03-06-01-02/28. В нем отражаются рекомендации ведомства, касающиеся уплаты налога на имущество по фондам, которые предприятия не зарегистрировали в установленном порядке. В данном документе разъясняется, что внесение сведений об основных средствах фирм в государственные реестры - не главный критерий при установлении обязательств фирмы уплачивать соответствующий налог, несмотря на то что регистрация имущества обязательна.
Если те или иные основные фонды задействуются на производстве, то они должны включаться в налоговую базу организации, и с них должен уплачиваться сбор. При этом имущество должно быть зафиксировано на бухгалтерском счете 08. Отказ организации от следования подобным рекомендациям может оцениваться ФНС как уклонение от уплаты налогов.
Исследовав специфику ключевых аспектов такого обязательства, как налог на имущество организаций (уплата, сроки), мы можем изучить особенности выполнения соответствующего требования со стороны иностранных организаций.
Налоговая база в данном случае формируется только за счет недвижимости. При этом не имеет значения, располагается ли оно на территории фактической деятельности зарубежной фирмы в РФ или за ее пределами.
Исчисление налога на имущество в том случае, если им владеет иностранная фирма, осуществляется на основе данных, отражающих его по состоянию на начало календарного года. Эта информация должна передаваться в ФНС организациями, которые осуществляют техническую инвентаризацию соответствующего типа объектов. Авансовые платежи по имуществу, принадлежащему иностранным фирмам, исчисляются по завершении отчетного периода как 1/4 от величины инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на установленную региональными законами ставку.
Если на соответствующего типа имущество зарегистрировано после того, как календарный год начался, то в процессе расчета авансовых платежей учитывается фактический период использования организацией соответствующих фондов. Следует отметить, что главное для законодателя - не юридический факт, отражающий внесение данных об имуществе зарубежных фирм в государственные реестры, а то, что организация практически задействует имеющиеся ресурсы.
Можно отметить, что, так же как и в случае с российскими фирмами, зарубежные структуры должны выполнять свои обязательства по налогу на имущество, исходя из налогового периода, который соответствует календарному году, а также работая в рамках таких отчетных интервалов, как I квартал, полугодие, а также 9 месяцев года. Срок уплаты налога на имущество организаций за год, как и в случае с российскими фирмами, заканчивается 30 марта следующего года.
Важный нюанс: зарубежные организации должны перечислять налог и авансовые платежи в региональный бюджет по фактическому месту расположения имущества, которое им принадлежит. По истечении налогового или отчетного периода компания должна предоставить в ФНС по адресу расположения офиса или филиала, имеющего самостоятельный бухгалтерский баланс, а также по месту нахождения каждого объекта недвижимости налоговые расчеты, отражающие величину авансовых платежей. Другое обязательство фирм - формирование деклараций по установленной форме и отправка их в ФНС.
Когда иностранная организация не ведет коммерческой деятельности в России, она все равно должна платить налог на имущество, если соответствующие фонды ей принадлежат в РФ на праве собственности.
Уплата налога на имущество организаций по квартальным расчетам производится зарубежными фирмами по месту фактического нахождения недвижимости. Сроки, как и в случае с российскими компаниями, фиксируются в законодательных актах субъектов РФ.