Лифт является опасным объектом. Выведение лифтов из реестра ОПО – особенности и цель процедуры

Лифт является опасным объектом. Выведение лифтов из реестра ОПО – особенности и цель процедуры

Ключевые проблемы

  • Зачем снимать лифт с регистрации в Ростехнадзоре?
  • Кто проверяет соблюдение правил эксплуатации лифтов?
  • Какие документы регламентируют безопасную эксплуатацию лифтов?
  • Нужно ли страховать лифты?

Является ли лифт ОПО и к какому классу относится?

Лифты относятся к грузоподъемным механизмам. Их эксплуатация связана с потенциально высокими рисками аварии. Поэтому они считались опасными производственными объектами (далее - ОПО). Как любые ОПО, они должны были быть зарегистрированы в Ростехнадзоре. Однако 4 марта 2013 года в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» (далее - Закон № 116-ФЗ) были внесены поправки. В результате лифты исключили из категории ОПО. Также не упоминаются они и в классификаторе ОПО, а значит, у них нет класса опасности.

Вместе с ними перестали считаться ОПО и подъемные платформы для инвалидов (п. 3 Приложения 1 к Закону № 116-ФЗ).

Обязательная регистрация в Ростехнадзоре лифтов как ОПО была отменена с 15 марта 2013 года, когда поправки вступили в силу. Но фактически лифты остались ОПО. Такой вывод можно сделать из нормативных актов, принятых вслед за выводом лифтов из категории ОПО.

В первую очередь это ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов»,ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования», ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации». Владельцы лифтов обязаны их страховать. Кроме того, за Ростехнадзором оставлена функция надзора за эксплуатацией лифтов.

Но обо всем по порядку.

Зачем снимать лифт с регистрации в Ростехнадзоре

До 1 января 2014 года владельцам лифтов рекомендовалось вывести их из реестра ОПО. Возникал вопрос, зачем это делать, если они и так больше не считаются ОПО. Однако разумное зерно в этом есть. Если лифт остался в реестре, у инспектора Ростехнадзора есть формальное основание провести проверку на предмет того, как выполняются требования промбезопасности. При этом будет проведено полное обследование грузоподъемного механизма, проверены такие документы, как положение о производственном контроле, план ликвидации аварийных ситуаций, заключение экспертизы промбезопасности др. И такие проверки могут проводиться раз в год.

Если выявят нарушения, штрафа не миновать. А возможно и приостановление деятельности организации. Воспрепятствовать деятельности инспектора в ходе проверки работодатель не сможет. Останется только надеяться на успешное обжалование действий и решений проверяющих. Но ведь на это уйдет немало сил и времени. Поэтому проще написать заявление в Ростехнадзор с просьбой исключить лифт из реестра ОПО.

К заявлению нужно приложить:

  • ранее выданную карту учета исключаемого ОПО;
  • ранее выданное свидетельство о регистрации опасного(ых) производственного(ых) объекта(ов);
  • копии документов, подтверждающих:

а) ликвидацию и вывод из эксплуатации ОПО (списания с баланса);

б) сдачу в аренду ОПО (заверенные нотариально);

в) консервацию (на срок не менее года) ОПО;

г) смену организации - владельца ОПО;

д) факт купли-продажи ОПО (заверенные нотариально);

е) изменения на ОПО, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности (дегазация, акт отключения от газоснабжения и т. д.) (Пункт 23.3.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606)).

Кто проверяет соблюдение правил эксплуатации лифтов

Хотя теперь лифты не являются ОПО, но надзор за их правильной эксплуатацией не отменили. Правда, теперь основой является ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов». На соответствие его требованиям и проводятся проверки.

Контроль за проектированием, изготовлением и монтажом ведет Росстандарт, а в процессе эксплуатации за выполнением норм промбезопасности следит Ростехнадзор. Но во время строительства и реконструкции объектов капитального строительства (дома, производственные здания и т. п.) контроль опять переходит к Ростехнадзору (подп. «в» п. 1 постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407).

И здесь мы получаем еще одно подтверждение, что лифт - все же весьма опасное сооружение.

Порядок проверки и ее сроки установленыАдминистративным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (Утвержден приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2013 г. № 631).

Какие документы регламентируют безопасную эксплуатацию лифтов

Итак, владельцам лифтов необходимо соблюдать требования, установленные:

  • ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» (принятрешением Комиссии Таможенного союза 18 октября 2011 г. № 824);
  • ГОСТ Р 55963-2014 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 92-ст);
  • ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 93-ст);
  • ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 94-ст);
  • ГОСТ Р 55966-2014 (CEN/TS81-76:2011) «Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 95-ст);
  • ГОСТ Р 55967-2014 (ЕН 81-21:2009) «Лифты. Специальные требования безопасности при установке новых лифтов в существующие здания» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 96-ст);
  • ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования» (утвержден приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 98-ст);
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Предупреждает

Владимир ИВАНОВ,

Системы добровольной сертификации организаций, специалистов, продукции и технологических процессов в области охраны труда (Москва)

Чтобы ввести в эксплуатацию лифт, необходимо провести оценку его соответствия Техническому регламенту ТР ТС 011/2011. Для этого нужно подать заявку в аккредитованную лабораторию, которая проведет исследование. Затем владелец лифта должен оформить декларацию соответствия, приложив к ней результаты исследований, проектную документацию, паспорт лифта, монтажный чертеж, протокол проверки функционирования лифта.

В настоящий момент нет документов, регламентирующих постановку на учет лифтов в государственном реестре. Однако существует проект постановления Правительства РФ, которым будет утвержден порядок ввода в эксплуатацию. Им предусматривается ведение учета лифтов в Ростехнадзоре. Там же будет прописан порядок подачи документов. Данный документ можно рассматривать как возврат к оценке лифтов в качестве ОПО.

Нужно ли страховать лифты

Выведя лифты из класса ОПО, законодатель все же признает их ОПО. Это вытекает из обязанности владельца лифта застраховать свою гражданскую ответственность.

Базовые ставки страховых тарифов зависят от количества лифтов. Они указаны в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства РФ от 1 октября 2011 г. № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии».

Так, если в организации имеется не более 5 лифтов, базовая ставка страхового тарифа будет составлять 0,05 процента от страховой суммы. Если лифтов в организации от 6 до 10, базовая ставка поднимется до 0,10. Самая большая ставка предусмотрена для владельцев более 150 лифтов. В этом случае она составляет 1,5 процента от страховой суммы.

Размер страховой суммы для лифтов составляет 10 000 000 рублей (подп. «в» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»).

СП = (СС × СТ) : 100 , где

СП - стоимость полиса или страховая премия;

СС - страховая сумма;

СТ - страховой тариф.

Нетрудно определить, что минимальная стоимость полиса составляет 5000 рублей, а максимальная - 150 000 рублей.

В зависимости от уровня безопасности объекта страховая компания вправе применить понижающий коэффициент. На период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года установлен интервал понижающих тарифов от 0,7 до 1. С 1 января 2016 года граница интервалов расширится и составит от 0,6 до 1.

Таким образом, если страховщик сочтет возможным использовать максимальный понижающий коэффициент, то владелец не более 5 лифтов заплатит за страховку не 5000, а 3500 рублей.

За отсутствие страхового полиса собственник лифта может быть оштрафован на сумму от 300 000 до 500 000 рублей, а руководитель организации - от 15 000 до 20 000 рублей (ст. 9.19 КоАП РФ).

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли страховать лифты в ТСЖ?

В жилом многоквартирном доме есть несколько лифтов. Нужно ли их страховать и кто выступает страхователем, если жильцы организовали ТСЖ?

Валерий ПЕТРОВ, специалист отдела кадров (Киров)

Если владельцем лифтов является ТСЖ, оно и выступает страхователем. Если же ТСЖ наняло управляющую компанию, передайте ей полномочия на оформление страховки.

Что будет интересовать Ростехнадзор при проверке лифтов?

Ждем плановую проверку Ростехнадзора. Они сообщили, что будут инспектировать лифты. Что их будет интересовать?

Алиса ВОРОБЬЕВА, инженер по охране труда (Вологда)

Инспекторы будут интересоваться, как владелец лифта проводит оценку соответствия лифта безопасности, есть ли у него полис обязательного страхования гражданской ответственности, соблюдает ли он требования ГОСТ Р 55964-2014 и Технического регламента ТР ТС 011/2011. Проведут визуальный осмотр здания, где установлены лифты. Проверят также и документы собственника.

Самые необходимые нормативные акты:

Документ

Поможет вам

ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» (принят решением Комиссии Таможенного союза 18 октября 2011 г. № 824)

Выяснить, на какие лифты распространяется действие регламента

ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 93-ст)

Вспомнить, какие требования установлены для безопасной эксплуатации лифта

Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606).

Понять, какой порядок установлен для проверки собственников лифтов инспекторами Ростехнадзора

Узнать размер страховой суммы для лифта

Уточнить размер страхового тарифа для лифта

Запомните главное:

1 Лифт не является ОПО и не имеет класса опасности.

2 Лифт необходимо снять с учета в Ростехнадзоре как ОПО. Иначе в ходе проверки Ростехнадзора к нему будут применяться требования как к ОПО.

3 Проверкой эксплуатации лифтов по-прежнему занимается Ростехнадзор. А на стадии проектирования и монтажа в некапитальных строениях - Росстандарт.

4 Владельцам лифтов нужно соблюдать требования ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» и ряда стандартов, например, ГОСТ Р 55964-2014.

5 Владелец лифта должен застраховать свою гражданскую ответственность. Иначе ему грозит штраф до 500 000 рублей.

Алексей СУТЯГИН,
главный редактор журнала
« Охрана труда: просто и понятно»


«Лифты в России остались без надзора…». Об этом говорят эксперты, собственники объектов, специалисты госорганов. Действительно, с 18.03.2013г., когда вступил в силу техрегламент Таможенного союза «О безопасности лифтов», Ростехнадзор утратил возможность контролировать данный сегмент «грузоподъемной» отрасли. Процесс определения нового надзорного ведомства пока задерживается, что явно вредит вопросу безопасности при эксплуатации этих ГПМ. Одни участники рынка считают, что в надзор за лифтами должен включиться Росстандарт. Другие полагают, что контролировать эти объекты должна специальная комиссия, в которую войдут сотрудники обслуживающей организации, уполномоченные представители собственника ГПМ, госчиновники и т.д. И все же любые решения в данной сфере функционируют на уровне проектов и обсуждений.

Однако есть один подтвержденный факт - с 15.03.2013г. лифты официально исключены из числа опасных производственных объектов (поправки ФЗ 22 в закон о промбезопасности). Следовательно, отменена их обязательная регистрация в госреестре ОПО . Но пока реестр Ростехнадзора содержит сведения об объектах лифтового хозяйства, они по-прежнему относятся к категории опасных. Как следствие, инспекторы ФСЭТАН в любой момент (как минимум, 1 раз в год) могут прийти с детальной проверкой - осмотреть оборудование, проанализировать имеющуюся техническую документацию.

Выход из этой ситуации прост - выведение лифтов из реестра ОПО , т.е. снятие их с регистрации в органах Ростехнадзора.

Почему нужно выводить лифты из реестра Ростехнадзора

Цель процедуры предельно ясна - избежать проверок со стороны сотрудников Ростехнадзора. Ведь тот факт, что госреестр ОПО включает сведения о ваших объектах (лифтах, эскалаторах, которые также исключены их перечня ОПО), влечет за собой ежегодную проверку. Инспектор проанализирует эксплуатационную документация (паспорта ТУ и т.д.) на предмет правильности заполнения и ведения, осмотрит грузоподъемные механизмы. Кроме того, специалист ФСЭТАН может затребовать нормативно-технические документы, которые нужны для работы на объекте - ППК, ПЛАС, заключение экспертизы промбезопасности и т.д. Ведь, по его мнению, ваш лифт - все еще опасный производственный объект.


С 15 марта 2013 года лифты в административных зданиях и на производственных объектах официально исключены из числа ОПО. Соответствующая поправка была внесена в п. 3 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…»:

«К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: …3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов , подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры…».

Спустя 3 дня - 18.03.2013г. - на территории РФ вступил в силу технический регламент Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Именно он на текущий момент является основным нормативным документом, который регламентирует деятельность на объектах лифтового хозяйства.

Технический регламент устанавливает базовые требования к безопасности лифтов, порядку их эксплуатации (использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации) и подтверждению соответствия.

Так, согласно п. 3 статьи 6 ТР ТС 011/2011 «Оценка соответствия смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию… осуществляется в форме декларирования соответствия лифта » с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Протоколы исследований и испытаний (их копии), а также Декларация о соответствии лифта требованиям ТР ТС 011/2011 прилагаются к паспорту лифта и подлежат хранению в течение назначенного срока службы ГПМ. В свою очередь оценка соответствия лифта на стадии эксплуатации осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в год силами аккредитованного экспертного центра. Результаты обследования оформляются актом и вносятся в паспорт ГПМ (п. 4 статьи 6 ТР ТС 011/2011).

Согласно п. 3.7 статьи 6 ТР ТС 011/2011 порядок ввода лифтов в эксплуатацию устанавливается законодательством государства-члена Таможенного союза. Для этих целей в 2013 году Ростехнадзор подготовил проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка ввода лифтов в эксплуатацию», который до сих пор не принят. Вместо этого был введен в действие российский ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования» (утв. Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 98-ст). Стандарт вступил в силу 1 сентября 2014 г. Вместе ним начали действовать еще пять ГОСТов, регламентирующих безопасную эксплуатацию объектов лифтового хозяйства:

  • ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 93-ст).
  • ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 94-ст).
  • ГОСТ Р 55963-2014 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 92-ст).
  • ГОСТ Р 55967-2014 (ЕН 81-21:2009) «Лифты. Специальные требования безопасности при установке новых лифтов в существующие здания» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 96-ст).
  • ГОСТ Р 55966-2014 (CEN/TS81-76:20011) «Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения» (введен в действие впервые Приказом Росстандарта от 06 марта 2014 г. № 95-ст).

Какие документы нужны для эксплуатации лифтов

Для законной эксплуатации у владельца лифтового хозяйства (специализированной организации) должны быть следующие обязательные документы:

1. Паспорт (-а) лифта (-ов), полученный от завода-изготовителя, в котором содержатся:

  • отметка (дата) о вводе лифта в эксплуатацию;
  • отметка (дата) о последней оценке лифта в форме технического освидетельствования;
  • отметка (дата) о последней оценке лифта в форме обследования (для лифта, отработавшего назначенный срок службы);
  • сведения о назначении ответственных за лифт специалистов.
2. Руководство (инструкция) по эксплуатации лифта, а также монтажный чертеж, принципиальная электрическая схема с перечнем элементов, принципиальная гидравлическая схема (для гидравлических лифтов), копия сертификата на лифт, устройства безопасности лифта, противопожарные двери (см. п. 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»).

3. Акт периодического (1 раз в год) технического освидетельствования лифта по ГОСТ 53783-2010.

4. Положительное заключение экспертизы по результатам обследования лифта (для лифта, отработавшего нормативный срок службы).

5. Декларация соответствия требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» для объектов лифтового хозяйства, введенных в эксплуатацию не ранее 15.02.2013 г. (см. п. 3.3. Приложения 3 ТР ТС 011/2011).

6. Договор на техническое обслуживание и ремонт лифта со специализированной организацией (либо подтверждение, что в штате эксплуатирующей организации есть обученные и аттестованные специалисты, способные проводить обслуживание и ремонт лифтов самостоятельно).

7. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца лифта (полис и договор ОСОПО ).

8. Документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости, в котором установлены лифты, - свидетельство о праве собственности, договор аренды, договор оперативного управления, хоз. ведения и т.д.

Обратите внимание ! Для ТСЖ/ЖСК документ о собственности заменят:

  • Протокол общего собрания собственников жилых помещений о выборе управления в форме ТСЖ/ЖСК.
  • Устав ТСЖ/ЖСК (зарегистрированный).
  • Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Страхование лифтов как опасных объектов

Несмотря на то, что лифты перестали быть ОПО, они по-прежнему остаются потенциально опасными грузоподъемными механизмами. Согласно статье 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта …» (п. 1, п.п. 4) лифты подлежат обязательному страхованию .

Страховая сумма (страховое покрытие) для этих ГПМ составляет 10 000 000 рублей. Тарифы на страхование определяются количеством используемых лифтов и даны в Указании Центрального банка РФ от 19 декабря 2016 г. № 4234-У.

Стоимость полиса каждый собственник объектов лифтового хозяйства может рассчитать самостоятельно, использую формулу:

СП = (СС*СТ)/100 , где СП - страховая премия (стоимость полиса), СС - страховая сумма (ст. 6 ФЗ №225), СТ - страховой тариф.

Обращаем ваше внимание на то, что наличие полиса обязательного страхования - одно из основных условий законной эксплуатации лифтов в 2017 году.

Для страхования лифтов нужно представить следующие сведения и документы :

  1. Реквизиты эксплуатирующей организации.
  2. Заполненный файл «Перечень ГПМ »;
  3. Документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости, в котором установлены лифты.

Надзор за лифтами

Согласно п.п. «в» п. 1 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» осуществляют:
  • На стадии эксплуатации объектов лифтового хозяйства - Ростехнадзор.
  • В процессе проектирования (включая изыскания) и изготовления, а также монтажа (за исключением процесса монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства) - Росстандарт.
Стоить отметить, что контроль за лифтами в процессе монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства также остается за Ростехнадзором, как органом государственного строительного надзора.

Именно Ростехнадзор организует и проводит проверки лифтов на предмет соответствия требованиям ТР ТС 011/2011. Состав, сроки и последовательность надзорных мероприятий определены «Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (утв. Приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2013 г. № 631).

Проверки проводятся в отношении юридических лиц и ИП, которые осуществляют монтаж (на стадии строительства) и эксплуатацию лифтов. Согласно п. 5 Раздела I Регламента, предметом государственного контроля (надзора) является:

  • Соблюдение владельцами лифтов и эксплуатирующими организациями требований ТР ТС 011/2011 к безопасности, правил и методов оценки соответствия лифта в течение назначенного срока службы и по окончании назначенного срока службы.
  • Соблюдение монтажными организациями требований о наличии свидетельства о допуске СРО к видам строительных работ, требований ТР ТС 011/2011 к монтажу лифта, правил и методов оценки соответствия смонтированного лифта перед вводом в эксплуатацию.
Проверки Ростехнадзора могут быть плановыми и внеплановыми. Плановая проверка проводится 1 раз в 3 года . Предприятие, в отношение которого планируются надзорные мероприятия, получает уведомление не позднее чем в течение 3 рабочих дней до их начала. Административным регламентом предусмотрены основания для внеплановых проверок. Это, например (Раздел III, п. 35):
  • Поступление обращений и заявлений о возникновении угрозы и собственно причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также о ЧС природного и техногенного характера (аварии на объектах лифтового хозяйства).
  • Истечение срока исполнения владельцем лифта ранее выданного предписания об устранении нарушений требований ТР ТС 011/2011.
  • Требование прокуратуры и т.д.
О внеплановой проверке предприятие уведомляется за 24 часа до ее начала. Общий срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок может быть продлен.

В ходе государственного контроля Ростехнадзор проводит следующие мероприятия (Раздел III, п. 66 Административного регламента):

  • Рассматривает и анализирует документы собственника лифта и/или эксплуатирующей организации. В том числе проверяет наличие полиса обязательного страхования гражданской ответственности у владельца опасного объекта.
  • Обследует (проводит визуальный осмотр) здания, строения, сооружения, в которых установлены лифты и ведется их эксплуатация.
  • Оценивает соответствие процессов монтажа и/или эксплуатации лифтов требованиям ТР ТС 011/2011.
По результатам проверки составляется Акт (в 2-х экземплярах). Если Ростехнадзор обнаружит нарушения требований ТР ТС 011/2011 и иных нормативных документов (например, ФЗ №225 о страховании опасных объектов), он может вынести владельцу лифтов предписание об их устранении.

Как известно, мой дом - моя крепость. Но насколько эта известная фраза актуальна в нашей современной жизни? Так ли уж безопасны наши «крепости» или все же в них есть некоторые изъяны? Например, каждый городской житель практически ежедневно пользуется лифтом. Эта конструкция настолько часто используется в нашей повседневной жизни и стала такой привычной, что мало кто задумывается о ее безопасности. А ведь находясь в шахте лифта, а также в его кабине, человек подвергается нешуточной опасности.

Пользуясь различными видами подъемников, мы раз за разом подвергаем себя неконтролируемому риску. Непонятно? Попробуем пояснить. Например, передвигаясь в автомобиле, человек подвергает себя риску контролируемому. Достаточно соблюдать правила дорожного движения, не садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, пользоваться исправным транспортным средством, пристегиваться и риск наступления травматической ситуации значительно снижается. В случае же с лифтом мы никак не можем контролировать процесс и вынуждены всецело полагаться на организацию, осуществляющую техническое обслуживание лифтов. Именно от их профессионализма и ответственности зависит наше благополучие.

Вот тут и возникает вопрос о страховании лифтов. Каким образом осуществляется этот процесс? Кто должен за него платить? Эти и некоторые другие нюансы мы и рассмотрим сегодня.

Объект повышенной опасности

Оказывается, лифтовое хозяйство — территория опасная. Поэтому с некоторых пор, а точнее, с января 2012 года принято обязательное страхование лифтов во всех местах, где таковые имеются. Такая норма предусмотрена пятой статьей ФЗ No 225, где говорится о непременном страховании ответственности владельца объекта повышенной опасности.

Невзирая на то, что в многоквартирном жилом доме хозяевами и собственниками подъемника являются жильцы, страхованием лифтов должна заниматься управляющая фирма. Причем стоимость такого действия входит в плату за обслуживание всего дома. Решение жильцы могут принять отдельно на собрании совладельцев. Но тут-то и начинаются вопросы. Подавляющее число жителей не задумывается об этом вопросе и по умолчанию считает, что страхование лифтов в жилых домах - дело само собой разумеющееся. Однако на практике оказывается, что это не так.

Управляющие компании чаще всего «забывают» страховать лифтовое оборудование или не вовремя продляют договор. А вот включать соответствующие суммы в тариф по оплате услуг продолжают регулярно. В результате средства накапливаются на счетах управляющей организации, но вот только случись что — на страховку можете не рассчитывать.

Кто должен заключать договор?

Управляющая организация, нанятая жильцами для обеспечения сохранности и работоспособности всех объектов общего пользования, в том числе подъемников и шахты лифта, просто обязана от имени жильцов оформлять договор страхования подъемников. Также УК должна следить и за своевременным продлением срока действия документа. Чтобы этот вопрос не остался без контроля, жильцы многоквартирного дома могут на общем собрании жильцов письменно закрепить такую обязанность, указать источники и объемы финансирования. Также следует определить и формы контроля за выполнением такого указания.

Поскольку страхование лифтов как опасных объектов обязательно, его стоимость, наряду с другими статьями расходов, уже заложена в графу «За содержание жилья». Так что отдельно жильцы ничего оплачивать не обязаны.

Любой житель дома может выяснить где и на какую сумму застраховано лифтовое оборудование, установленное в его доме. Для этого достаточно написать соответствующее заявление в УК и изучить договор.

Поскольку по закону страхование лифтов - процедура, которая доступна только для юрлица, жителям домов, выбравшим форму самостоятельного управления домом и отказавшимся от услуг управляющей организации, придется дополнительно создавать ИП или ООО. Именно от его имени и будут заключаться все договоры.

Зачем страховать?

Страхование лифтов - наиболее цивилизованный способ защитить тех, чьи здоровье, жизнь и имущественные интересы могут пострадать от пользования объектом. Для физических лиц, пострадавших в момент происшествия, это гарантия финансовой компенсации. Для организаций - вероятность того, что ущерб, полученный в результате аварии, будет возмещен страховщиком. А для государства в целом страхование пассажирских и грузовых лифтов является методом снижения финансовой нагрузки на бюджеты разных уровней.

Обязательная страховка — дополнительный способ стимулировать собственников осуществлять своевременное техническое обслуживание лифтов. Ведь чем лучше состояние подъемника, тем дешевле будет стоить договор. Кроме того, если в результате расследования будет доказано, что в происшествии есть вина собственника подъемника, то СК, произведя выплату, имеет право обратиться с регрессным иском и возместить потраченную сумму. Так что можно с уверенностью утверждать, что страхование грузовых лифтов, равно как и пассажирских, влечет за собой качественное обслуживание и более высокий уровень безопасности.

Считаем цену страховки

П = (С х Т) х 0,01, где

  • П - стоимость полиса;
  • Т - тариф;
  • С - страховая сумма (прописана в статье 6 ФЗ No 225).

Базовый тариф определяются очень просто и зависит от общего числа лифтов, имеющихся в наличии. Например, если управляющая компания обслуживает всего 1 дом и в ее ведении находится не более 5 подъемников, то базовая ставка страхового тарифа составляет 0,05. А вот если в ведении компании находится от 101 до 150 лифтов, тариф принимает значение 1,30. Полный перечень тарифов можно посмотреть в Указании Центробанка РФ No 4234-У от 19.12.2016 г.

Иногда в указанной выше формуле может появляться так называемый понижающий коэффициент и тогда расчет будет таким:

П = (С х Т х К) х 0,01.

Снижающий коэффициент принимается индивидуально, исходя из степени опасности подъемника, сроков его эксплуатации, качества обслуживания и других показателей. Максимальный коэффициент равен 0,6, что означает снижение цены страховки на 40%.

Что нужно для оформления договора?

Хотя Ростехнадзор и исключил лифты из перечня опасных производственных объектов, все равно, наличие страхового полиса — одно из необходимых условий законности использования вашего подъемника. Более того, Ростехнадзор имеет право явиться с проверкой техсостояния лифтового хозяйства. При выявлении отсутствия страховки будут выписаны штрафы как на юрлицо, в ведении которого остается подъемник, так и на должностное лицо, ответственное за получение полиса.

Для оформления страховки понадобятся такие документы:

  • заявление;
  • документ о регистрации объекта в реестре;
  • карточка учета;
  • техдокументация на объект;
  • реквизиты организации.

Правильно заполнить все бумаги вам помогут сотрудники выбранного страхового агентства.

Что грозит тем, кто игнорирует закон?

Делать этого не стоит, ведь ответственность в данном случае хоть и является административной, но все же здорово бьет по карману.

Для юридических лиц за несоблюдение требований законодательства предусмотрен штраф от 300 тысяч до полумиллиона рублей. Для должностных - от 15 000 до 20 000 руб.

Если учесть, что максимальная стоимость страховки не превышает 150 тысяч, расходы могут быть немалыми. Кстати, если проверяющая организация выяснит, что лифт использовался без страховки, с собственников жилья все равно будет взыскана причитающаяся сумма. Даже если со времени неправомерной эксплуатации прошло уже несколько лет.

Что делать в случае аварии?

А что же делать в том случае, когда с лифтом произошел некий конфуз? Прежде всего — спасать потерпевших! Для начала следует обеспечить оказание первой помощи, а при необходимости вызвать скорую.

Также следует документировать все обстоятельства происшествия с применением фото или видеофиксации, а также немедленно вызвать сотрудников управляющей компании. Если результатом аварии стала гибель человека, следует немедленно вызвать сотрудников правоохранительных органов.

На протяжении суток после происшествия необходимо проинформировать об этом страховую организацию, выдавшую полис. Далее нужно просто следовать инструкциям страховщика.

Что является страховым случаем?

Таким событием признается любая авария, в результате которой был нанесен вред здоровью или жизни граждан. Например, таковым может считаться отказ аварийного тормоза, из-за чего лифт очень быстро спускается на самый нижний этаж, а люди, находящиеся в нем, могут получить травмы различной степени тяжести.

Для получения выплаты необходимо обратиться в соответствующую СК и предоставить необходимые документы.

Какую компенсацию можно получить?

В данном случае все зависит от степени тяжести полученного увечья. Страховая организация обязана возместить пострадавшему все суммы, потраченные на лечение, если они подтверждены чеками.

В случае смерти пассажира его семья может рассчитывать на максимальную компенсацию в размере 2 миллионов российских рублей. Кроме того, дополнительно будет выплачено 25 тысяч на расходы, связанные с погребением.

Компенсацию можно получить даже в том случае, когда лифт не был застрахован. Пострадавшему следует обратиться в Национальный союз страхования ответственности (НССО).