Закупка на выполнение работ. Тендеры на ремонтные работы - внутренний и внешний ремонт, капитальный ремонт. Конкурс с ограниченным участием

,
генеральный директор ЗАО "Электронные торговые системы"

Закупки в сфере строительства требуют от заказчика и всех их участников не только знания законодательства об организации и проведении закупок, но и способности разобраться в законодательстве о капитальном строительстве, включая многочисленные нормы и правила подзаконных актов. Это порождает большое количество вопросов, разрешить которые, зачастую, непросто. Генеральный директор ЗАО "Электронные торговые системы" ответил на самые злободневные из них.

Наше учреждение провело аукцион на строительство объекта. На завершающем этапе строительства выяснилось, что необходимость в выполнении ряда работ, указанных в техзадании, отпала, однако стало необходимым выполнить другие работы. При этом подрядчик готов выполнить эти работы, не изменяя стоимость контракта. Можем ли мы в рамках заключенного госконтракта заменить одни работы на другие?

Артем Барболин

Нет, заменить предусмотренные контрактом одни работы на другие Вы не вправе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ). Так, и не допускают возможность изменения условий контракта в указанном случае. Возможно лишь изменение объемов предусмотренных контрактом работ – только в пределах 10% от первоначального объема, и только при условии, что такая возможность предусмотрена документацией о закупке и контрактом (). Заменять товары, работы или услуги на товары, работы, услуги, не предусмотренные контрактом, недопустимо – в том числе путем заключения дополнительного соглашения.

Отдельно отметим, что если сводным сметным расчетом предусмотрен резерв средств на непредвиденные работы и затраты, то в рамках определенной величины таких расходов заказчик вправе принять дополнительные работы, прямо связанные с предметом контракта. Оформляются эти работы в предусмотренных документацией о закупке и контрактом формах в разделе "непредвиденные затраты". К примеру, в качестве подобного документа может выступать форма № КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" ().

БЛАНКИ

Является ли монтаж ограждения (забора) вокруг административного здания возведением объекта капитального строительства? Если нет, то требуются ли разрешение на строительство, разработка проектной документации и наличие у участников размещения заказа допусков СРО?

Ирина Тругаева

Для ответа на поставленные вопросы требуется детально изучить нормативно-правовые требования к соответствующим работам, действующим в месте их выполнения.

Чтобы определить, требуется ли согласование такого строительства, следует рассмотреть локальные нормативные акты. Например, на территории Московской области строительство или установка ограждений, в том числе газонных и тротуарных, осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, а самовольная установка ограждений не допускается (ч. 2 ст. 27 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ " "). Как правило, необходимые нормативные акты можно найти на сайте администрации региона или соответствующего департамента администрации (например, департамента строительства).

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что закон требует сноса незаконной постройки за счет нарушителя (). В случае, если сооружение является объектом капитального строительства и не было получено разрешение на его строительство, нарушитель будет привлечен к административной ответственности: штраф составит для должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн руб., или деятельность компании-нарушителя может быть административно приостановлена на срок до 90 суток ().

Необходимо определить, является ли ограждение недвижимостью – напомню, ее признаками являются прочная связь с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению (). Если возможное перемещение нанесет ограждению незначительный ущерб, то указанное имущество объектом недвижимости, а соответственно, и объектом капитального строительства, не является. В этом случае разработка проектной документации не требуется.

При решении вопроса о необходимости разработки проектной документации следует также определить необходимость и возможность последующей регистрации объекта недвижимости. Критерии, на которые можно опираться при решении этого вопроса, используются, в частности, в (наличие или отсутствие самостоятельного хозяйственного назначения, возможность выступать отдельным объектом гражданского оборота и т. п.). Если после возведения объекта его необходимо будет зарегистрировать, то заказчику следует разработать проектную документацию.

Необходимость наличия у участников закупки выданных саморегулируемой организацией (далее – СРО) свидетельств о допуске к выполнению монтажных работ, определяется перечнем работ, включенных в смету на монтажные работы.

Муниципальному автономному учреждению по договору спонсорской помощи с частной организацией были выделены деньги на строительство вольера. Если мы понимаем правильно, осуществление закупок на средства спонсорской помощи не регулируется законодательством о контрактной системе. Кроме того, Минфин России в письме от 21 марта 2014 г. № 02-02-09/12591 отметил, что автономное учреждение обязано руководствоваться положениями , если ему предоставляются денежные средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. В рамках какого закона нам проводить торги – Закона 44-ФЗ или ?

Ярославцева Ирина

При проведении закупки за счет указанных средств заказчику следует руководствоваться Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ " " (далее – Закон № 223-ФЗ). Исходя из положений , к деятельности муниципальных автономных учреждений по закупке товаров, работ, услуг применяется этот закон. При этом, согласно , при предоставлении автономным учреждениям средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на таких юридических лиц распространяются положения 44-ФЗ.

Учреждению необходимо выполнить работы по капитальному ремонту скатной кровли здания детского сада. Сами работы "устройство кровель" в соответствии с допуска СРО не требуют. Однако при этом в составе работ по смете есть такие работы, как "антисептирование" и "гидроизоляция", для выполнения которых требуется такой допуск. Необходимо ли требовать от участников закупки допуск СРО?

Анна Иванова

Таким образом, установление требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к таким работам правомерно. Это подтверждается и тем, что участники должны соответствовать требованиям законодательства для выполнения работ, которые являются объектом закупки ().

ФАС России и арбитражные суды также разделяют эту позицию ( , ).

Учитывая изложенное, в документации может быть установлено как требование о предоставлении свидетельства о допуске СРО для участников закупки на выполнение конкретных видов работ, так и альтернативное требование о предоставлении свидетельства о допуске СРО на генподряд (если это предусмотрено документацией, участник закупки вправе привлечь к выполнению работ третьих лиц для выполнения конкретных работ, к которым нет допуска у участника). Суды указывают, что такое поведение заказчика максимально расширяет круг участников закупки.

Учреждение провело конкурс на проектно-изыскательские работы. Победитель представил смету, в которой значится, в том числе, оборудование вентиляции с указанием производителя и марки оборудования. Может ли участник закупки включать в состав заявки указания на конкретные марки оборудования и производителей, и обязан ли заказчик отклонить такую заявку?

Наталья

Оснований для отклонения подобной заявки нет. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случаях, предусмотренных (при рассмотрении первых частей заявок) и (при подведении итогов). К таким случаям относятся, в частности, непредставление предусмотренных Законом № 44-ФЗ документов и информации, а также предоставлении недостоверных и несоответствующих требованиям Закона № 44-ФЗ документов и информации, несоответствие участника аукциона установленным документацией требованиям и т. д. Этот перечень имеет закрытый характер, и установление иных оснований для отклонения заявки в документации об аукционе не допускается.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

Субподряд в рамках 44-ФЗ — это привлечении сторонних организаций для частичного или полного выполнения обязанностей по госконтракту.

В практике государственных закупок довольно часто встречаются ситуации, когда победитель торгов делегирует частичное или полное исполнение обязательств по контракту на третьих лиц.

Предусматривается 2 варианта привлечения субподрядчиков по 44-ФЗ:

    когда подрядчик обязан воспользоваться услугами третьих лиц, в случае закупки у СМП, СОНКО, т.к. это отражено в требованиях заказчика;

    подрядчик на собственное усмотрение нанимает субподрядчика для исполнения контракта. В данном случае присутствует ряд ограничений, о которых мы расскажем ниже.

Привлечение субподрядчиков из СМП, СОНКО

В ч. 1 ст. 30 44-ФЗ устанавливается, что государственные заказчики обязаны осуществлять не менее 15% от своего годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно п. 5 ст. 30 44-ФЗ, если заказчик в тендерной документации устанавливает требование к подрядчику, не являющемся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субъекты малого предпринимательства, то он должен четко отразить объем работ, который должен быть выполнен такими организациями. Объем устанавливается в процентном соотношении от НМЦК.

При наличии данного требования, выигравший участник заключает договор субподряда с СМП, СОНКО, а заказчик засчитает объем выполненных работ таким субподрядчиком в счет годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства в отчете о проведенных закупках.

В случае нарушения подрядчиком, не являющимся СМП, СОНКО требования о привлечении таких организаций к исполнению контракта, договор должен быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Помимо исполнения требования заказчика о привлечении субподрядчика, поставщики могут пойти на такой шаг по собственному усмотрению. Рассмотрим это обстоятельство подробнее.

Субподряд на исполнение государственного контракта

Некоторые подрядчики не ставят в известность заказчика о том, что к выполнению договора были привлечены третьи лица, а отследить подобные действия не всегда является возможным.

Почему же заказчику может не понравиться такой подход?

Все просто, составляя тендерную документацию, организатор торгов четко указывает обязательные условия для участников, например, наличие лицензий, СРО или определенного опыта в закупках.

Победитель тендера, подключая к исполнению контракта субподрядчика, может проигнорировать эти условия, что, вероятно, повлияет на качество и другие параметры выполнения работ (оказания услуг или поставку товара).

Естественно, заказчика может не устроить такой подход. Но отследить весь процесс исполнения договора можно только при наличии полной отчетности о движении денежных средств, затраченных на выполнение контракта.

Генподрядчик самостоятельно оплачивает все услуги по договору с субподрядчиком и несет полную ответственность перед заказчиком за качество этих услуг.

Запрет на привлечение субподрядчиков по 44-ФЗ

За нарушение запрета о привлечении субподрядчиков для исполнения контракта, к поставщику могут быть применены санкции.

В Федеральном законе о контрактной системе выделено ряд отраслей, в которых победителю торгов запрещено нанимать третьих лиц для выполнения госконтракта.

Ранее это относилось к сфере научно-исследовательских работ, но с 2017 года запрет коснулся субподряда на строительные работы, перечень которых находится ниже.

25.05.2017 вступило в силу ПП РФ 15.05.17 №570

Данный документ содержит:

    список и объем работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые победитель госзаказа должен выполнить самостоятельно, без привлечения посредников;

    изменения, которые были внесены в правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязанностей по контракту.

Перечень видов работ включает в себя 34 пункта:

1. Подготовительные работы

2. Земляные работы

3. Инженерная подготовка территории

4. Инженерная защита территории

5. Свайные работы

6. Устройство фундаментов и оснований

7. Возведение несущих конструкций

8. Возведение наружных ограждающих конструкций

9. Устройство кровли

10. Фасадные работы

11. Внутренние отделочные работы

12. Устройство внутренних санитарно-технических систем

13. Устройство внутренних электротехнических систем

14. Устройство внутренних трубопроводных систем

15. Устройство внутренних слаботочных систем

16. Установка подъемно-транспортного оборудования

17. Монтаж технологического оборудования

18. Пусконаладочные работы

19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи

20. Устройство наружных сетей канализации

21. Устройство наружных сетей водоснабжения

22. Устройство наружных сетей теплоснабжения

23. Устройство наружных сетей газоснабжения

24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог

25. Работы по обустройству автомобильной дороги

26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути

27. Устройство трубопроводов

28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия

29. Устройство туннелей

30. Устройство штолен

31. Устройство искусственных сооружений

32. Дноуглубительные и водолазные работы

33. Гидротехнические работы

34. Благоустройство

Теперь заказчик обязан включить в условия тендерной документации возможные виды работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно.

До 1 июля 2018 года совокупный объем конкретных работ, выполненных подрядчиком по условиям контракта, должен составлять не менее 15% от стоимости заключенного контракта.

После 1 июля 2018 года — объем самостоятельно выполненных работ поставщиком не должен быть меньше 25%.

Важно : в проект контракта заказчик включает только возможные виды работ, которые подрядчик может выполнить самостоятельно. А непосредственно при заключении контракта, по согласованию с подрядчиком, прописываются уже конкретные виды работ.

Все вышеописанные требования и условия распространяются на извещения и контракты, которые были опубликованы и заключены после вступления в силу постановления от 15 мая 2017 №570.

Видео "Субподряд в госзакупках"

Штрафы за нарушение запрета на субподряд по 44-ФЗ

Также новым постановлением предусмотрены санкции за нарушение подрядчиком условия о запрете использования субподряда.

Поставщик, воспользовавшийся услугами субподряда при оказании вышеописанных видов работ, должен оплатить штраф в размере 5% от стоимости выполненных субподрядчиком работ.

Субподряд по 223-ФЗ

В 223 Федеральном законе нет ограничений на привлечение третьих лиц для выполнения контракта. Поставщику необходимо внимательно изучить Положение о закупке заказчика. Как и в случае 44-ФЗ, там может быть обозначено требование к привлечению субподрядчиков из субъектов МСП.

Постановление Правительства N 1352 (с изменениями от 16.12.2016) предписывает обязательство оплаты договоров по 223-ФЗ в срок, не позднее 30 дней с даты подписания заказчиком актов о приемке товаров, работ или услуг по контракту.

Поэтому, если субподрядчик подбирается путем проведения закупки по 223 Федеральному закону, оплата за его услуги должна быть осуществлена в вышеуказанный срок после их приемки.

Генподрядчик не может ориентироваться на сроки, указанные в положении о Закупках заказчика для оплаты услуг субподряда, которыми он воспользовался для исполнения обязательств по контракту.

Оценивая нововведения в ограничениях на субподрядные работы можно заключить, что основной целью этого постановления является заставить поставщика выполнять обязательства по контракту самостоятельно, по крайне мере, хотя бы их часть.

Это поможет свести к минимуму деятельность компаний, которые только выигрывают тендер, а его исполнение полностью перекладывают на субподрядчиков, зарабатывая на разнице в стоимости контракта и оплате фактическому исполнителю.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ

ПРИКАЗ

Об утверждении примерной формы решения заказчика об осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)*


Документ с изменениями, внесенными:
;
.
____________________________________________________________________

________________

* Заголовок в редакции, введенной в действие приказом Тендерного комитета города Москвы от 16 октября 2015 года N 70-01-130/15 ..


В целях реализации пункта 3.1.1 Положения о системе закупок города Москвы , утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 года N 67-ПП "О системе закупок города Москвы"

приказываю:

1. Утвердить примерную форму решения заказчика об осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно приложению.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Тендерного комитета города Москвы от 16 октября 2015 года N 70-01-130/15 .

2. Заместителю руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Данилову А.Л. в трехдневный срок со дня подписания настоящего приказа обеспечить размещение его на официальном интернет-сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике (адрес в сети Интернет: www.tender.mos.ru).

3. Заместителю руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Жукову В.Н. в недельный срок со дня подписания настоящего приказа обеспечить размещение его в справочных правовых системах.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Романову О.Н.

Руководитель Департамента
Г.В.Дёгтев

Приложение. Примерная форма решения заказчика об осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Приложение
к приказу Департамента
города Москвы
по конкурентной политике
от 8 апреля 2014 года N 70-01-49/14
(В редакции, введенной в
действие приказом Тендерного
комитета города Москвы
от 16 октября 2015 года N 70-01-130/15 . -
См. предыдущую редакцию)

Примерная форма решения заказчика об осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)*

________________
*При осуществлении закупки иными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) применение данной формы не требуется

На бланке организации

Исх. N ___

Дата

ПРИКАЗ


Об осуществлении закупки
________________________
(наименование объекта закупки)


В соответствии с ______________ (указываются основания осуществления закупки: наличие в плане-графике, номер правового акта Правительства Москвы (при наличии), поручение Мэра Москвы (при наличии) и иные основания) приказываю:

1. Утвердить следующие условия осуществления закупки (заполняется по каждому лоту):

1.1. Объект закупки ___________.

1.2. Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет ______.

1.3. Начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы ___________ (в случае, если в соответствии с заказчик вправе указать в документации о закупках начальную (максимальную) цену единицы работы и (или) услуги).

1.4. Начальная (максимальная) цена запасных частей (каждой запасной части) _______________ (в случае, если в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе указать в документации о закупках начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части).

1.5. Источник финансирования закупки (бюджет города Москвы, средства бюджетного учреждения города Москвы, внебюджетные источники финансирования).

Лимит(ы) _____________ и год(ы) финансирования закупки _______, код(ы) КБК ______, код(ы) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) __________.

1.6. Место, условия и сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг ______________ (в случае осуществления закупки на период более одного года указать основания в соответствии с Правилами принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года N 1071).

1.7. Размер обеспечения заявки на участие в закупке ______ (в рублях и % от начальной (максимальной) цены контракта).

1.8. Размер обеспечения исполнения контракта ______ (в рублях и % от начальной (максимальной) цены контракта).

1.9. Пункт утратил силу - ..

1.10. Форма, срок и порядок оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе размер аванса ________% от цены контракта (в случае, если выплата аванса предусмотрена) и предельные сроки выплаты аванса ____________.

1.11. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (с указанием обоснования выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) со ссылкой на соответствующие статьи Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

1.12. Сведения об инновационном характере закупки и ее доли от общего объема закупаемых товаров, работ, услуг (в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг инновационного характера).

2. Установить, что разделение на лоты производится на следующих основаниях: _______________ (указывается мотивированное обоснование разделения объекта закупки на лоты) - при наличии нескольких лотов.

3. Утвердить документацию о закупке, состоящую из:

3.1. Извещения (в случае проведения запроса котировок).

3.2. Информационной карты.

3.3. Технической части (проектной документации, спецификации и т.д.).

3.4. Обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

3.5. Проекта контракта.

3.6. Протокола начальной (максимальной) цены контракта.
(Пункт 3 в редакции, введенной в действие приказом Тендерного комитета города Москвы от 7 июля 2017 года N 70-01-85/17 .

4. Принять к сведению, что на осуществление закупки получены следующие согласования (указываются необходимые согласования):

4.1. Москомэкспертизы (от ________ N _______, Ф.И.О., должность подписавшего согласование) (приложение____).

4.2. Распоряжение от ______ N _____ об утверждении проекта и сводного сметного расчета (при осуществлении закупки на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов) (приложение___).

4.3. Другие (указываются другие требующиеся и имеющиеся согласования) (приложение___).
(Пункт 4 дополнительно включен приказом Тендерного комитета города Москвы от 7 июля 2017 года N 70-01-85/17)

____________________________________________________________________
Пункты 4, 5, 6 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 5, 6, 7 настоящей редакции - приказ Тендерного комитета города Москвы от 7 июля 2017 года N 70-01-85/17 .
____________________________________________________________________

5. Ответственным за подготовку к проведению процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (наименование объекта закупки) назначить _________ (Ф.И.О., должность ответственного представителя заказчика).

6. В случае если закупки относятся к первому уровню:

____________ (указываются Ф.И.О., должность ответственного представителя заказчика) подготовить и направить в установленном порядке в срок до _____________ в Департамент города Москвы по конкурентной политике заявку на __________ (указывается наименование объекта закупки) в соответствии с утвержденным планом-графиком (закупка N ________ - указывается реестровый номер закупки в подсистеме планирования закупок Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы).

В случае если закупки относятся ко второму уровню:

_______________ (указываются Ф.И.О., должность ответственного представителя заказчика) в срок до _____________ обеспечить в установленном порядке размещение на официальном сайте извещения о проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на ______ (указывается наименование объекта закупки) в соответствии с планом-графиком (закупка N _____ - указывается реестровый номер закупки в подсистеме планирования закупок Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы).

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на __________________ (указывается по решению заказчика).

Руководитель
Ф.И.О.


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс" 

Рассмотрим способы определения подрядчика при осуществлении закупок строительных работ, работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а также требования, предъявляемые к участникам таких закупок.

Для начала следует установить, каким способом заказчик вправе определять подрядчика при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Рассмотрим более подробно способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), закрепленные положениями Закона о контрактной системе, и обозначим те из них, которые применимы при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Электронный аукцион

Начнем обзор с аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Частью 2 ст. 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации. При этом перечень, указанный выше, утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)». Отметим, что выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства входит в указанный перечень (по коду ОКПД 45 «Работы строительные»).

Закупка любых строительных работ путем проведения электронного аукциона, исходя из текста совместного письма Минэкономразвития России № 10194-ЕЕ /Д28 и ФАС России № АЦ/18475/14 от 07.05.2014 , является обязанностью заказчика при выполнении следующего условия: НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд не должна превышать 150 млн руб., а для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб. При этом неважно, входит ли объект закупки в перечень, установленный ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ. Однако исходя из положений ч. 2.1 ст. 56 и ч. 3 ст. 59 Закона о контрактной системе, если НМЦК превышает установленные пределы, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения электронного аукциона (или выбрать иной способ закупки).

Открытый конкурс

Заказчик вправе осуществлять закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в соответствии с требованиями ст. 48–55 Закона о контрактной системе. При этом ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе. Кроме того, в силу толкования положений Закона о контрактной системе (ст. 56 и 59 Закона о контрактной системе) заказчик вправе осуществить закупку строительных работ путем проведения открытого конкурса, в случае если НМЦК превышает: для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб., а объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

Закрытые способы (закрытый конкурс, закрытый аукцион)

Заказчик осуществляет закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения закрытых процедур, в случае если в документации о закупке или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Закупка осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 85, 86 Закона о контрактной системе.

Конкурс с ограниченным участием

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства может осуществляться способом проведения конкурса с ограниченным участием. Также условия осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку (НМЦК при осуществлении закупок для обес- печения государственных нужд превышает 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.), путем проведения конкурса с ограниченным участием указаны в тексте постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99). При этом перечень особо опасных и технически сложных объектов установлен ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

Таким образом, для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

  • объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку;
  • НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.

Данная позиция была также изложена в тексте совместного письма Минэкономразвития России № 10194-ЕЕ /Д28 и ФАС России № АЦ/18475/14 от 07.05.2014 (на основании действующего ранее аналогичного постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Кроме того, это подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например решениями ФАС России по делу № К-K-3266 /12/14 от 07.08.2014 , К-527 /14 от 31.03.2014 , в соответствии с которыми заказчик не может проводить конкурс с ограниченным участием в случае, если объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

Запрос предложений

Заказчик вправе осуществить закупку строительных работ, работ по реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения запроса предложений по следующим основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, а именно:

  • в случае осуществления закупки строительных работ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе);
  • в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе).

Таблица .
Способы определения подрядчика при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства


п/п
Условия осуществления закупки Способ определения подрядчика
1. НМЦК не превышает:


2. НМЦК превышает:
для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб.,
для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.
Объект не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ
электронный аукцион; открытый конкурс; запрос предложений
3. НМЦК не превышает:
для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб.,
для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.
электронный аукцион; запрос предложений
4. НМЦК превышает:
для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб.,
для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.
Объект входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ
конкурс с ограниченным участием
(если заказчиком установлены дополн. требования к участникам закупки); электронный аукцион; запрос предложений

Запрос котировок и закупка у единственного поставщика

Заказчик также вправе осуществлять закупку строительных работ путем проведения запроса котировок, в случае если НМЦК не превышает 500 тыс. руб., или у единственного подрядчика в соответствии с положениями ст. 93 Закона о контрактной системе (например, путем заключения контракта (договора) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., в соответствии с п. 4 части 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Дополнительные требования к участникам закупки

В соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые и дополнительные требования к участникам закупки. Во второй части настоящей статьи рассмотрим дополнительные требования, которые могут быть установлены в документации о закупке, когда предметом заключаемого контракта является выполнение работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительств путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

На основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в т. ч. к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, также устанавливается Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 к участнику закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений путем проведения электронного аукциона и конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования.

Дополнительные требования, предъявляемые к участникам таких закупок при проведении конкурса с ограниченным участием, включают в себя:

  • наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится конкурс;
  • наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта (договора).

Дополнительные требования, предъявляемые к участникам таких закупок при проведении электронного аукциона, включают в себя наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% НМЦК (договора), на право заключить который проводится закупка.

Следует обратить внимание, что заказчик при проведении электронных аукционов устанавливает к участникам таких закупок дополнительные требования только в случае, если НМЦК (цена лота) превышает 10 млн руб.

Отметим, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, рассмотренным выше, также установлен постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик должен указать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки единым и дополнительным требованиям.

Поэтому в случае, если к участнику закупки предъявляются дополнительные требования, например требование о наличии оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта (договора), заказчику в полном объеме стоит указать в составе документации перечень оборудования, сформированный в зависимости от вида работ (а также перечень документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям).

Типовые ситуации при установлении дополнительных требований

В заключение рассмотрим ряд типовых ситуаций, встречающихся на практике при установлении дополнительных требований к участникам закупок, более подробно.

Как мы отмечали ранее, на текущий момент дополнительные требования к участникам закупок, предметом которых является выполнение строительных работ или работ по реконструкции объектов капитального строительства, могут быть установлены при проведении электронного аукциона и конкурса с ограниченным участием. Нередко заказчики при осуществлении указанных выше закупок не устанавливают в документации дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям. Рассматривая подобные ситуации, стоит обратить внимание на разъяснения положений Закона о контрактной системе, направленные совместным письмом Минэкономразвития России № 3422-ЕЕ-Д28и и ФАС России № АЦ-6139-14 от 21.02.2014 . В соответствии с данным письмом, в случае если к участникам закупок предъявляются дополнительные требования, заказчик обязан установить указанные требования. Вместе с тем в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг способом, не поименованным в постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (например, путем проведения открытого конкурса), заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования, предусмотренные данным постановлением.

Нередко на практике встречаются ситуации, когда заказчиком в документации о закупке (конкурса с ограниченным участием) установлены дополнительные требования к участникам закупки, однако не указано, какими именно документами, входящими в состав заявки на участие, подтверждается соответствие дополнительным требованиям. Так, например, заказчиком может быть установлено дополнительное требование о наличии материальных ресурсов (собственных или арендованных), необходимых для исполнения контракта (договора). При этом в документации отсутствует указание на перечень оборудования, который необходимо предоставить в составе заявки для подтверждения соответствия дополнительным требованиям. Невыполнение заказчиком указанных требований является нарушением п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например решением Управления ФАС России по делу № К-490 /14 от 25.03.2014 .

Также стоит отметить, что, в случае если заказчиком в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (на основании п. 30 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Несоблюдение заказчиком положения приведенного нормативного акта является нарушением, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по делам № 1309/03, 1310/03 от 07.07.2014 .

Строительно-ремонтные и отделочные работы всегда пользуются повышенным спросом. Практически ежедневно в России объявляются заказы и тендеры по строительству и ремонту самых разных объектов. Мы исследовали рынок и собрали некоторые статистические данные по этой отрасли.

В 2015 году было объявлено свыше 5000 тендеров на ремонт и отделку, а общая сумма всех контрактов составила 9,1 млрд. руб. Анализ показал, что в тендерах на ремонтно-строительные работы было задействовано 10100 участников, среди них 3513 постоянных заказчиков и 3262 постоянных поставщика. Что касается самих тендеров на ремонтные работы, то средняя стоимость одного составляет 1,8 млн. руб., а среднее падение цены во время торгов достигает 12,72%. При этом допуск получили не все поставщики, а лишь 95,18%. По соотношению количества подрядчиков к числу заказов выходит усредненный показатель 2,02 поставщика на контракт. Отметим, что обеспечение исполнения контракта потребовало всего 56,99% заказчиков.

Статистика по регионам

Самыми активными участниками торгов в данной отрасли выступили:

  • Москва - 6,5%
  • Санкт-Петербург - 5,5%
  • Московская область - 4,5%
  • Краснодарский край - 3,7%
  • Свердловская область - 3,3%
  • Красноярский край - 3,2%
  • Челябинская область - 3,2%
  • Башкортостан - 3,1%
  • Пермский край - 2,8%

Наиболее крупные суммы контрактов отмечены в следующих субъектах:

  • Москва - 22,1%
  • Санкт-Петербург - 9,5%
  • Московская область - 5,1%
  • Вологодская область - 3,8%
  • Краснодарский край - 3%
  • Самарская область - 3%
  • Красноярский край - 2,7%
  • Татарстан - 2,5%
  • Сахалинская область - 2,4%

Сезонность

Здесь наблюдается следующая динамика: I квартал 2015 года характеризуется затишьем, зато с апреля число тендеров на отделочные работы резко увеличивается с 9 до 631 и достигает пика в мае - 745 заказов на сумму 1,5 млрд. руб. Затем наблюдается постепенный спад до июля (270 тендеров) и новый пик в сентябре - 520 заказов на 1,2 млрд.руб. Осенью отмечается новое падение спроса и третий пик приходится на декабрь - более 800 млн.руб за исполненные контракты.

  • Сбербанк-АСТ - 41 408 тендеров на сумму 163 379 153 тыс. рублей
  • РТС-тендер - 15 325 тендеров на сумму 99 961 459 тыс. рублей
  • Росэлторг - 12 359 тендеров на сумму 66 022 345 тыс. рублей
  • ЭТП «ММВБ-ИТ» - 4 650 тендеров на сумму 39 132 807 тыс. рублей
  • Система Электронных Торгов - 2 259 тендеров на сумму 28 383 966 тыс. рублей
  • FABRIKANT.RU - 1 598 тендеров на сумму 16 963 619 тыс. рублей
  • Группа площадок B2B - 2 807 тендеров на сумму 10 123 145 тыс. рублей

Заказчики

За 2015 год крупнейшие заказы поступили от Газпрома, Главного управления обустройства войск в составе Оборонстроя России, Мосинжпроекта, Автодора, Минэнэрго, Спецстройтехнологий, Роснефти и др.

Актуальные и бесплатные объявления о тендерах на ремонт зданий и сооружений, в том числе квартир оперативно появляются на этом сайте. Вы можете отслеживать их самостоятельно или подписаться на рассылку.