Основное положение принадлежащее сторонникам кейнсианской школы. Роль кейнсианства в современной экономике

Наиболее распространенные направления в регулировании экономики государства – кейнсианство и монетаризм .

Кейнсианство вошло в жизнь в 30 г. г. 20 в., когда англичанин Дж. Кейнс в 1936 г.опубликовал книгу «Общая теория занятости, процента и денег ». Теория Кейнса вывела США из кризиса и возобновила экономический рост .

Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие . Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что в свою очередь усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы. Согласно этой теории изменение совокупных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство провозглашает активное вмешательство государства в экономику посредством фискальной политики (гибкого изменения налоговых ставок и государственных расходов).

· Основными постулаты концепций кейнсианской школы :

1. Необходимость вмешательства государства.

2. Занятость зависит от совокупного спроса.

3. Денежная масса нейтральна к производству.

4. Главная проблема – безработица.

5. Необходимость гибкой денежной политики.

6. Бюджетный дефицит – способ стимулирования спроса.

7. Кейнсианство – теория экономического роста .

Монетаристы считают, что рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия . Гибкость цен и ставок заработной платы гарантирует воздействие изменения совокупных расходов на цены товаров и ресурсов, а не на уровни производства и занятости. Суть монетарной политики – в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка.

Монетаристы объявляют государственное регулирование вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократичным . Поэтому они призывают к минимизации вмешательства государства в экономику, допуская лишь проведение фискальной политики.

· Основными постулаты концепций монетаристской школы :

1. Рынок способен к саморегулированию.

2. Экономика сама установит уровень производства и занятости.

3. Денежная масса – причина роста цен и изменения конъюнктуры.

4. Главная проблема – инфляция .

5. Необходима стабильная денежная политика.

6. Дефицит бюджета – причина инфляции.

7. Монетаризм – теория экономического равновесия .

Вместе с тем было бы неправильно проводить резкую грань между этими двумя подходами к проблеме экономического регулирования. Обе теории построены применительно к условиям , прежде всего рыночной экономики . В известной мере они взаимодополняют друг друга, составляя теорию определения общего дохода. Кейнс обосновывает количественную зависимость доходов от расходов, Фридмен – зависимость доходов от денег . Вместе с тем между подходами Кейнса и Фридмена имеются немалые различия.

Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы, поэтому конкретный выбор зависит от системы научно - методологических предпочтений, избираемых соответствующими правительствами. Универсального правила регулирования экономики не существует.

Американские кейнсианцы исходя из мультипликатора и акселератора разработали схему непрерывного роста экономики , отправным пунктом которого являются государственные капиталовложения . Они объявили государственный бюджет главным механизмом регулирования капиталистической экономики и назвали его встроенным стабилизатором , призванным автоматически реагировать на циклические колебания и смягчать их.

«Встроенные стабилизаторы » : подоходный налог , выплаты по социальному страхованию , пособия по безработице и т. д. По мнению Э. Хансена , общая сумма налогов возрастает во время подъема и уменьшается во время кризиса . Выплаты государства , наоборот, увеличиваются во время кризиса и уменьшаются во время подъема . Таким путем автоматически стабилизируются размеры эффективного спроса . Наряду со «встроенными стабилизаторами » американские кейнсианцы пропагандируют метод «компенсирующих контрмер », которые заключаются в регулировании частных капиталовложений и маневрировании государственными расходами .

6 Неокейнсианство, посткейнсианство и современное кейнсианство: разработка направлений и инструментов экономической политики государства.

· Американское неокейнсианство

Наиболее развернутое изложение американского варианта кейнсианства содержится у профессоров Гарвардского университета :

1. Э. Хансена (1887–1975) в трудах: «Экономические циклы и национальный доход », «Руководство к теории Кейнса »;

2. С. Харриса (1897–1974) в работе «Дж. Кейнс. Экономист и политический деятель ».

Их разработки получили название «неокейнсианство », а впоследствии «ортодоксальное кейнсианство ».

Американские кейнсианцы восприняли основные положения Кейнса: его объяснения причин безработицы и кризиса , выводы о решающей роли государственного регулирования капиталистической экономики, о мультипликаторе . Однако американское кейнсианство имеет ряд специфических черт , обусловленных особенностями государственно - монополистического капитализма в США.

Э. Хансен, в частности, дополнил объяснения Кейнсомпричин кризисов так называемой теорией стагнации , которая имела распространение в США в конце 1930 - х г. г. и в годы Второй мировой войны. Согласно этой теории снижение темпов развития капитализма объясняется ослаблением его движущих факторов :

1. Замедлением темпов прироста населения.

2. Отсутствием свободных земель.

3. Замедлением технического прогресса.

В качестве практических мер экономической политики американские кейнсианцы предлагают ввести государственные заказы , увеличение налогов с населения , увеличение государственных займов , умеренную инфляцию .

Идею мультипликатора Кейнса они дополнилипринципом акселерации . Э. Хансен пишет: «Числовой множитель , на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции, называется коэффициентом акселерации или просто акселератором ». Для обоснования этого вывода обычно ссылаются на длительность срока изготовления оборудования , в силу чего накапливается неудовлетворенный спрос на него, что стимулирует чрезмерное расширение производства оборудования . Если мультипликатор отражает увеличение роста занятости и доходов в результате капиталовложений, то акселератор означает воздействие роста доходов (по средствам увеличения спроса) на капиталовложения в сторону их повышения.

· Новая кейнсианская теория

Появилась в середине 1980 г. г. в ответ на критику кейнсианской теории со стороны новых классиков . Её представители: американские экономисты Дж. Акерлоф , О. Бланчард , Н. Мэнкью и др.

- НКТ отвергает многие принципы новой классической теории , но и пытается отойти от ряда уязвимых мест «старой» кейнсианской теории .

ü Сходства и различия в допущенияхновой кейнсианской и новой классической теорий.

- Новые кейнсианцы (новые классики) расходятся :

1. Рабочие не свободны (свободны) в выборе предложения труда при данном уровне % ставки и реальной з. п.

В экстремальной ситуации Э. застоя (спада) они не имеют возможности выбирать сколько времени работать. И вынуждены соглашаться , в т. ч. вопреки желанию.

2. Цены (товарные рынки) и особенно ставки з. п. (рынк труда) – жёсткие (гибкие) .

Факторы AD и AS медленно приходят в состояние равновесия, приспосабливаются .

3. Поэтому недогрузка производственных мощностей и безработица могут существовать длительный период ( исключительнокороткий период) .

- Новые кейнсианцы и новые классики согласны :

1. Использовать МИКРО Э. решения для объяснения МАКРО Э. циклов.

2. Использовать сложный Э. аппарат для выявления Э. закономерностей.

3. Э. агенты МАХ функцию полезности на МИКРОуровне, руководствуясь рациональными ожиданиями .

ü Сходства и различия в допущенияхновой и «старой » кейнсианской теорий .

- Новые кейнсианцы и «старые» кейнсианцы согласны :

1. Возможность длительного периода МАКРО Э. Не равновесия, т. к. цены медленно приспосабливаются к изменениям рынка.

2. Неполное использование факторов производства носит вынужденный характер .

- Новые кейнсианцы («старые» кейнсианцы) расходятся :

1. Негибкость цен необъясняется жёсткостью номинальной ставки з. п. (объясняется , т. к. ставка з. п. – значительная часть издержек производства).

2. Придаёт более (менее) серьёзное значение роли ожиданий в принятии решений.

3. Действенность инструментов стабилизационной политики зависит от причин МАКРО Э. НЕ равновесия (приоритет фискальным инструментам антициклического регулирования).

ПОСТКЕЙНСИАНСТВО


Похожая информация.


Кейнсианство: теория, усовершенствованная и расширенная на основе теории экономики Кейнса. Школы мысли, связанные с данной теорией, рассматривают капиталистическую экономику как по своей природе нестабильную, поскольку в капиталистической экономике возможно достичь равновесия со значительной безработицей или высокой инфляцией .

Что такое кейнсианская экономика?

Основной принцип этой школы мысли состоит в том, что вмешательство правительства может стабилизировать экономику.

Насколько важны деньги? Мало кто отрицает, что они играют ключевую роль в экономике. Во время Великой депрессии 1930-х годов экономическая теория не смогла объяснить причины серьезного мирового экономического краха или обеспечить адекватное государственное политическое решение для запуска производства и повышения занятости.

Британский экономист Джон Мейнард Кейнс возглавил революцию в экономическом мышлении, которая опрокинула преобладающую на тот момент идею о том, что свободные рынки автоматически обеспечивают полную занятость . Основной аспект теории Кейнса – это утверждение о том, что совокупный спрос, измеряемый как сумма расходов домашних хозяйств, предприятий и правительства, является самой важной движущей силой в экономике. Кейнс далее утверждал, что свободные рынки не имеют механизмов самобалансировки, которые приводили бы к полной занятости. Кейнсианские экономисты оправдывают вмешательство государства посредством государственной политики, направленной на достижение полной занятости и стабильности цен.

Предыстория

Кейнсианская модель экономики получает свое название, теорию и принципы от британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который считается основателем современной макроэкономики. Его самая известная работа Общая теория занятости, процента и денег была опубликована в 1936 году. Но ее предшественник 1930 года Трактат о деньгах часто считается более важным для экономической мысли. До тех пор экономика анализировала только статические условия – по существу делая подробное исследование моментального снимка быстро движущегося процесса. Кейнс в Трактате создал динамический подход, который превратил экономику в исследование потока доходов и расходов. Он открыл новые перспективы для экономического анализа.

В Экономических последствиях мира в 1919 году Кейнс предсказал, что условия Версальского мирного договора, поставленного Германией на прекращение Первой мировой войны, приведут к еще одной европейской войне.

Он помнил уроки Версаля и Великой депрессии, когда возглавлял британскую делегацию на Бреттон-Вудской конференции 1944 года, в которой были установлены правила, обеспечивающие стабильность международной финансовой системы и способствовавшие восстановлению народов, опустошенных Второй мировой войной. Наряду с главой министерства финансов США Гарри Декстером Уайтом Кейнс считается интеллектуальным основателем Международного валютного фонда и Всемирного банка, которые были созданы в Бреттон-Вудсе.

Революционная идея

Кейнс утверждал, что неадекватный общий спрос может привести к длительным периодам высокой безработицы. Выпуск товаров и услуг экономики представляет собой сумму 4-х компонентов:

1. потребление

2. инвестиции

3. государственные закупки

4. чистый экспорт (разница между продажей и покупкой страны за рубежом).

Любое увеличение спроса должно исходить от одного из этих четырех компонентов. Но во время рецессии спрос часто сокращается, поскольку расходы снижаются. Например, во время экономического спада неопределенность часто подрывает доверие потребителей, заставляя их сокращать свои расходы, особенно на товары второстепенной важности, такие как автомобиль и второй телевизов. Это сокращение расходов потребителей может привести к меньшему инвестиционному расходу бизнеса, поскольку фирмы реагируют на ослабленный спрос на свою продукцию. Задача по увеличению объема производства лежит на плечах правительства. Согласно теории Кейнса, вмешательство государства необходимо для смягчения бумов и спадов в экономической деятельности, иначе называемых бизнес-циклами.

В кейнсианском описании того, как работает экономика, должны действовать 3 основных принципа:

1. На совокупный спрос влияют многие экономические решения - государственные и частные. Частные решения секторов иногда могут приводить к неблагоприятным макроэкономическим последствиям, таким как сокращение потребительских расходов во время рецессии. Рыночные провалы иногда требуют активной политики со стороны правительства, такой как пакет налоговых стимулов. Поэтому кейнсианская экономика поддерживает смешанную экономику, ориентированную главным образом на частный сектор, но частично управляемую правительством.

2. Цены и особенно заработная плата медленно реагируют на изменения спроса и предложения, что приводит к периодическим дефицитам и излишкам, особенно рабочей силы.

3. Изменения в совокупном спросе, ожидаемом или непредвиденном, оказывают наибольшее краткосрочное влияние на реальный объем производства и занятость, а не на цены. Кейнсианцы считают, что, поскольку цены трудно изменить, колебания в любом компоненте расходов или потребления, инвестиций или государственных расходов – приводят к изменению производства. Если государственные расходы увеличиваются, например, и все остальные компоненты расходов остаются постоянными, то объем производства будет увеличиваться. Кейнсианские модели экономической деятельности также включают эффект мультипликатора; то есть производство напрямую зависит от расходов, вызвавших это изменение. Если фискальный мультипликатор больше единицы, то увеличение государственных расходов на один доллар приведет к увеличению выпуска более одного доллара.

Стабилизация экономики

Из этих трех принципов не следует никаких политических предписаний. То, что отличает кейнсианцев от других экономистов, - это их вера в активную монетарную политику, чтобы уменьшить амплитуду бизнес-цикла .

Вместо того, чтобы рассматривать несбалансированные государственные бюджеты как неправильные, Кейнс выступал за так называемую антициклическую фискальную политику, которая действует против направления делового цикла. Например, кейнсианские экономисты будут защищать дефицитные расходы на трудоемкие инфраструктурные проекты, чтобы стимулировать занятость и стабилизировать заработную плату во время экономических спадов. Они повысили бы налоги, чтобы охладить экономику и предотвратить инфляцию, когда наблюдается значительный рост спроса. Денежная политика может также использоваться для стимулирования экономики, например, путем снижения процентных ставок для поощрения инвестиций , кроме случаев нехватки ликвидности, когда увеличение денежной массы не снижает процентные ставки и, следовательно, не увеличивает выпуск и занятость.

Кейнс утверждал, что правительства должны решать проблемы в краткосрочной перспективе, а не ждать, пока рыночные силы исправят ситуацию в долгосрочной перспективе, потому что, как он писал: В конечном итоге мы все мертвы . Это не значит, что кейнсианцы выступают за коррекцию политики каждые несколько месяцев, чтобы сохранить экономику в полной занятости.

Кейнсианство развивается

Несмотря на то, что идеи Кейнса были широко приняты еще при жизни самого экономиста, их также тщательно изучили и оспаривали некоторые современные мыслители. Особого внимания заслуживают его доводы в Австрийской школе экономики, чьи сторонники считают, что спады и бумы являются частью естественного порядка , и что вмешательство правительства только ухудшает процесс восстановления.

Кейнсианство доминировало над экономической теорией и политикой после Второй мировой войны до 1970-х годов, когда многие страны с развитой экономикой страдали как от инфляции, так и медленного роста – стагфляция. Популярность кейнсианской теории уменьшилась тогда, потому что она не предлагала надлежащего ответа на стагфляцию. Экономисты сомневались в способности правительств регулировать бизнес-цикл с помощью фискальной политики и утверждали, что разумное использование денежно-кредитной политики (в основном контролирующей предложение денег для влияния на процентные ставки) могло бы смягчить кризис . Представители монетаристской школы также утверждали, что деньги могут оказать влияние на ВВП в краткосрочной перспективе, но полагают, что в конечном счете стимулирующая денежно-кредитная политика приведет только к инфляции. Кейнсианские экономисты в значительной степени приняли эти критические замечания, добавив к исходной теории идею о том, что изменение запаса денег влияет только на номинальные переменные в экономики, такие как цены и заработная плата, и не влияет на реальные переменные, такие как занятость и ВВП.

Кейнсианцы и монетаристы ушли на второй план с появлением новой классической школы в середине 1970-х годов. Новая классическая школа утверждала, что монетарная политика неэффективна, потому что отдельные участники рынка могут предвидеть изменения и действовать заранее. Новое поколение кейнсианцев, возникшее в 1970-х и 1980-х годах, утверждало, что, несмотря на то, что индивидуумы могут правильно предвидеть направление денежной политика, совокупный рынок не может мгновенно отреагировать , поэтому фискальная политика все еще может быть эффективной в краткосрочной перспективе.

Кейнсианство – направление в экономике, преобладавшее в первой половине XX века. Название происходит от имени выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, автора работы «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 году.

В основе кейнсианства лежит предположение, что равновесие, обеспечивающее полную занятость, недостижимо для рыночной экономики. Виной тому являются сбережения, в результате которых совокупный спрос не равен, а меньше, чем совокупное предложение.

Нельзя сделать так, чтобы население не сохраняло часть дохода.

Единственное, что возможно в данной ситуации, – это воздействовать на спрос, регулировать количество денег в обращении и процентные ставки на государственном уровне, стимулируя производство и сбыт.

Недостаток спроса с точки зрения кейнсианства должен компенсироваться государственными закупками и общественными работами, оплачиваемыми за счет бюджета.

В докейнсианской экономике считалось, что стремление сберегать – это благо, которое лежит в основе роста и прогресса. Однако кейнсианство разделяет сбережения и инвестиции, считая их не равными друг другу. Сбережения зависят прежде всего от уровня доходов, а инвестиции – от целого ряда факторов, в т. ч. от действующих процентных ставок.

Кейнсианство сформировалось благодаря анализу ситуации, сложившейся в мировой экономике в период Великой депрессии. Оно было противопоставлено доктрине laissez fair. Последователи Кейнса утверждают, что государство должно воздействовать на совокупный спрос тогда, когда его объем недостаточен. В качестве инструментов регулирования величины спроса они рассматривают кредитно-денежную и бюджетную политики.

Кейнсианство являлось господствующей экономической школой до 60-х годов XX века, когда ему на смену пришел монетаризм.

Кейнсианство (Keynesian Economics ) - макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики.

В тридцатые годы институционализм был оттеснен кейнсианством, произошла смена экономической парадигмы - концептуальной системы взглядов. Произошло это под влиянием величайшего потрясения в истории капитализма, кризиса 1929-1933 годов - Великой депрессии. Экономическая наука не допускала самой возможности таких потрясений. Возник, по определению английской экономистки Джоан Робинсон, первый кризис экономической теории.

В чем суть кейнсианства? Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина этого в том, что люди склонны сберегать часть своих доходов. Это приводит к неэффективности совокупного спроса: он меньше совокупного предложения. Преодолеть эту склонность людей к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику, воздействуя на совокупный спрос. Кейнс разделяет инвестиционный и потребительский спрос. Государство, увеличивая денежную массу, снижает ставку процента, что стимулирует инвестиционную активность предпринимателей. Недостаток же потребительского спроса можно компенсировать с помощью общественных работ, финансируемых из бюджета за счет денежной эмиссии. По мнению Кейнса, это не вызовет роста цен, так как высокий уровень безработицы и инфляции несовместимы, косвенно же общественные работы вызовут рост объема выпуска.

Таким образом, Кейнс отверг главный постулат неоклассиков об эффективности рыночного саморегулирования и обосновал необходимость государственного регулирования экономики; переключил внимание экономистов с предложения на спрос, обосновал возможность инфляционного финансирования экономического роста. Он поставил на первый план проблемы краткосрочной экономической динамики, тогда как до него анализировалась преимущественно статичная экономика. Кейнс фактически разработал новый язык экономической науки и новую науку - макроэкономику, введя понятия совокупный спрос, совокупное предложение, эффективный спрос, предельная склонность к потреблению и сбережению, мультипликатор инвестиций, предельная эффективность капитала, предельная эффективность инвестиций и др.

Работа Кейнса оказала огромное влияние на науку и практику, но это не означало окончательного утверждения кейнсианского взгляда на экономический мир. Экономическую науку, сформировавшуюся под влиянием идей Кейнса, американский экономист П. Самуэльсон назвал "неоклассическим синтезом", являющимся взаимодополняющим единством макроэкономики и традиционной микроэкономики. По Самуэльсону, объектом его анализа является "смешанная система свободного предпринимательства, экономический контроль в которой осуществляется со стороны как общества, так и частных институтов". В период после II Мировой войны происходит бурное развитие макроэкономики в трудах таких экономистов, как С. Кузнец, Д. Хикс, В. Леонтьев, М. Фридмен, Р. Стоун, Э. Хансен и др.

Ответы 55-57

55. Современный неоклассицизм: монетаризм, теория рациональных ожиданий, экономика предложения. Современные неоклассики стремятся доказать, что рыночная система хозяйства является если и не идеальной, то, по крайней мере, наилучшей из всех типов экономических систем. Акцентируя внимание на критике государственного регулирования, они указывают, что оно не столько ликвидирует недостатки рынка (например, безработицу), сколько порождает новые, более опасные отрицательные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод).Монетари́зм - макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли . Монетаризм возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман , впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году . Однако название новой экономической теории было дано Карлом Бруннером . Целью монетарной политики должно быть поддержание данного валютного курса центральным банком независимо от количества денежной массы, которая создается или изымается им из оборота. Эта точка зрения существенно отличается как от монетаристской, так и от кейнсианской. Согласно теории макроэкономики, общий уровень цен повышается в соответствии с ростом стоимости потребительской корзины, а согласно теории предложения, уровень инфляции зависит от выбора покупателей на рынке товаров и услуг и должен учитывать рост потребления более качественных товаров. С начала 1980х годов при определении уровня инфляции используют индекс потребительских цен, но рост качества товаров и услуг он не учитывает, что позволяет утверждать, что реальная инфляция ниже расчетной. С другой стороны, многие экономисты указывают, что реальная инфляция в экономических индексах недооценивается, поскольку в течение 1990х годов денежная масса была существенно увеличена. В частности поэтому индексу потребительских цен нередко предпочитают дефлятор ВВП. Ряд приверженцев теории предложения считает наилучшей счётной денежной единицей золото, которым можно оценивать стоимость фиатных денег. В системе фиатных денег правительство имеет право определять объем денежной массы и, тем самым, определять стоимость денег. Обесценивание валюты может быть расценено как результат ошибочной политики центрального банка. Итак, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение (определенным темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением. Основные представители: Милтон Фридман, Карл Бруннер, Алан Мельтцер, Анна Шварц. Теория рациональных ожиданий основывается на тезисе о рациональном поведении людей. Обладая необходимой для оценки функционирования экономики страны информацией, они принимают такие решения, которые максимизируют их благосостояние. Вторая предпосылка заключается в том, что рынки являются высококонкурентными, а цены и ставки заработной платы - гибкими, как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Отсюда делается вывод о том, что получение населением новой информации быстро находит отражение в объемах спроса и предложения, поэтому равновесные цены и объемы производства своевременно приспосабливаются к новой ситуации, рыночным потрясениям или к изменениям в государственной политике. Экономическая теория предложения - это макроэкономическая теория, согласно которой экономический рост можно эффективно стимулировать за счет снижения барьеров для производства (предложения) товаров и услуг, то есть за счет снижения налогов и снятия запретов, создаваемых государственным регулированием. В таком случае потребитель получает больше товаров и услуг по меньшей цене. Собственно термин экономическая теория предложения появился в 1970х годах , а ее основоположниками считают известных экономистов Роберта Манделла и Артура Лаффера.

56. Неокейнсианство, его характеристика и основные представители . Неокейнсианство - школа макроэкономической мысли, сложившаяся в послевоенный период на основе трудов Дж. М. Кейнса. Группа экономистов (особенно большой вклад внесли Франко Модильяни, Джон Хикс и Пол Самуэльсон) сделала попытку интерпретировать и формализовать учение Кейнса и синтезировать его с неоклассическими моделями экономики. Их работа стала известна как «неоклассический синтез», на её основе были созданы модели, которые сформировали центральные идеи неокейнсианства. Расцвет неокейнсианства пришёлся на 1950-е, 60-е и 70-е годы. Неокейнсианство, теория государственно-монополистического регулирования капиталистической экономики и является модификацией кейнсианства применительно к исторической обстановке, сложившейся после 2-й мировой войны 1939-45 г.г. Видные сторонники неокейнсианства - Р. Харрод, Н. Калдор, Дж. Робинсон, Е. Домар, А. Хансен.Неокейнсианство исходит из главной посылки кейнсианства об утрате капитализмом стихийного механизма восстановления экономического равновесия и необходимости по этой причине государственного регулирования капиталистической экономики. Особенность неокейнсианства в этом отношении состоит в том, что оно, отражая более зрелую ступень развития государственно-монополистического капитализма, выступает за систематическое и прямое, а не спорадическое и косвенное, как в теории Кейнса, воздействие буржуазного государства на капиталистическую экономику. неокейнсианство акцентирует внимание преимущественно на конкретно-экономических количественных зависимостях простого процесса труда в его народно-хозяйственном аспекте, абстрагируясь, как правило, от капиталистических производственных отношений или трактуя их в вульгарно-апологетическом плане.

57. Институционализм, его роль в развитии экономической теории.одно из направлений государствоведения XX в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан - «институций» (например, семья, партия, профсоюз и т. п.). Квалифицирует государство также как одну из «институций». Впервые понятие «институциональная политическая экономия» было введено в 1916 американским экономистом У. Хамильтоном. Широкое хождение этот термин получил в 1920-х - 1930-х годах. Для институционалистов характерен широкий политэкономический охват факторов, влияющих на работу рыночного механизма. Их интересует функционирование реальных институтов (институций) и их эволюция под влиянием социологических, политических, социально-психологических и технологических факторов. Понятие «институт» включает при этом не только различного рода организации (корпорации, торгово-промышленные ассоциации, профсоюзы, союзы потребителей, государство и его подразделения), но и правовые нормы, обычаи поведения, стереотипы поведения и мышления и т. п. Целью институционалистов было создание политической экономии, или социально-экономической теории - в противовес экономической теории («экономикс»); разработка эволюционной теории - в противовес теории равновесия. В развитие институционализма внесли свой вклад такие крупные теоретики первой половины 20 века, как Дж. Гобсон (см. ГОБСОН Джон Аткинсон), Т. Веблен (см. ВЕБЛЕН Торстейн), Коммонс, У. Митчелл (см. МИТЧЕЛЛ Уэсли Клэр), Р Эли, а во второй половине - Дж. М. Кларк, (см. КЛАРК Джон Морис) Минз, Дж. Гэлбрейт (см. ГЭЛБРЕЙТ Джон Кеннет), Хейлбронер, Г. Мюрдаль (см. МЮРДАЛЬ Гуннар Карл).

После кризисов начала ХХ в. сформировалось кейнсианское направление в экономической теории, которое получило название «теория регулируемой экономики». Именно кризис 1929–1933 гг. и Великая депрессия ускорили появление нового экономического учения - кейнсианства, т.к. на основе неоклассических идей о рыночном равновесии невозможно было адекватно оценить происходящие в экономике катаклизмы и провалы рынка, противостоять монопольному ценообразованию и принимать эффективные антикризисные меры.

Основатель направления лорд Дж.М. Кейнс (1883–1946) в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) обосновал необходимость государственного регулирования рыночной экономики путем изменения спроса. Именно государство посредством кредитно-денежной и бюджетной политики должно стимулировать частные инвестиции, рост потребительских расходов. Регулирование путем создания эффективного спроса должно повлиять на инфляцию, занятость, подавлять экономические кризисы и способствовать быстрому росту национального дохода.

Дж.М. Кейнс исследовал макроэкономические категории, такие как валовой национальный продукт, склонность к сбережениям, неполная занятость, эффективный спрос и другие агрегатные величины, позволяющие смоделировать экономико-математические закономерности воспроизводства в условиях кризиса. Он исследовал движение макроэкономических процессов (потоков, ресурсов, запасов, эффектов и т.д.) и обосновал меры государственного регулирования экономики, сформулировал основные макроэкономические пропорции, увязав показатели национального дохода, инвестиций, потребления, сбережения и др.

Кейнсианская теория получила широкое распространение, которое в литературе носит название «кейнсианская революция», а влияние идей Дж.М. Кейнса на умы экономистов было столь же велико, как и влияние идей А. Смита и К. Маркса. Дж.М. Кейнс заложил основы нового направления западной экономической мысли - кейнсианства, в центре внимания которого оказались проблемы макроанализа. Такой подход способствовал более глубокому отражению реальной действительности, поставил нормативный аспект в зависимость от позитивного. Практическая направленность теории Дж.М. Кейнса принесла ей широкую популярность в середине ХХ в., стала идеологической программой смешанной экономики и теории «государства всеобщего благоденствия» (welfare state).

Многочисленные последователи Кейнса продолжили экономический анализ в этом направлении, что положило начало неокейнсианскому течению в экономике. Наиболее видные неокейнсианцы - У. Беверидж, С. Харрис, Э. Хансен, Р. Харрод, Е. Домар, Э. Чемберлин, Лернер и др. - уделили внимание проблемам экономической динамики, темпам и факторам роста, исследованию соотношения между занятостью и инфляцией. Э. Чемберлин в работе «Теория монополистической конкуренции» (1933) исследовал механизм монополистического ценообразования и его влияние на макроэкономические процессы. Духом неокейнсианства пронизана и концепция «неоклассического синтеза» П. Самуэльсона, предпринявшего попытки соединить методы го-сударственного и рыночного регулирования.

Посткейнсианское течение представлено трудами П. Сраффы, Н. Калдор, Дж. Робинсон и др. Ученые этого направления сделали попытку дополнить кейнсианство идеями Д. Рикардо, поэтому выступали за уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, проведение системы мер для эффективной борьбы с инфляцией.

Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч.1 «Основы экономической теории»: учебно - методическое пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. Составители: Огородникова Т.В., Сергеева С.В.

Главная > Документ

Кейнсианство. Краткая характеристика, современное состояние.

Кейнсианство - направление современной экономической теории, возникшее в 30-е годы 20 столетия. Название этого направления связано с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946). Кейнсианцы исследуют важнейшие макроэкономические взаимосвязи, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объёмом национального производства. Рыночная экономика, доказывает Кейнс, не может быть саморегулируемой, не может полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. В 1936г. была опубликована «Общая теория занятости, процента и денег», который произвела подлинную революцию в экономической теории. Проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления безработицы. Суть концепции, предложенной Кейнсом (Методы для выхода экономики из кризиса): «Теория эффективного спроса», по мнению Кейнса, двигателем экономики, является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Доходы не равны спросу, а, как правило, превышают его. Цены растут медленно, они не успевают уравновесить спрос и предложение. Поэтому необходимо вмешательство государства. Согласно формуле Кейнса: не предложение создает спрос, а, наоборот, спрос создает предложение. Для повышения совокупного спроса (это реальный объем нац. производства товаров, кот. потребители, предприятие и предпринимательство готовы купить при данном уровне цен) Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.1. Необходимо снизить проценты на кредиты. Это, во-первых, даст возможность предпринимателям более активно брать кредиты, а во-вторых, сделает для владельцев капитала более выгодным вложение средств в производство, нежели в ценные бумаги. Все вместе это увеличит приток инвестиций, а следовательно повысит темпы и масштабы производства.2. Следует увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Увеличение спроса на товары и услуги (инициированное государством) должно оживить производство. Последнее, во–первых, сделает инвестиции более привлекательным видом вложения денег и привлечет дополнительный капитал, во-вторых, повысит занятость, что в свою очередь, увеличит платежеспособность населения, а значит еще более увеличит спрос на товары и услуги.3. Рекомендуется обеспечить перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика позволит увеличить массовую величину спроса, задействовав в экономической жизни страны все слои населения. В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица (рис. 1). Рассматривая два инструмента регулирования спроса: денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов государства, которые стимулируют инвестиции фирм. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения норм. роста и достижения эк. равновесия необходимо вмешательство извне. К началу 70-х годов завершился период высоких темпов экономического роста. Два энергетических кризиса ввергли экономику развитых стран во второй половине 70-х в длительный период стагфляции - период, когда необычайно быстро стали расти цены, и одновременно при этом шел спад производства. Инфляция превратилась в проблему номер один. Традиционно кейнсианская концепция экономической политики на инфляцию не рассчитывала. Недооценивая опасность инфляции, кейнсианская концепция своим акцентом на рост государственных расходов и дефицитное финансирование экономики, по сути дела, сама способствовала развитию инфляции. Если в 60-е годы бюджетные дефициты были редкостью, то после 70-х они приняли уже устойчивый характер. Не случайно приоритетной задачей финансовой политики правительств всех развитых стран стало оздоровление государственных финансов и снижение бюджетных дефицитов. К инфляции добавилось и ухудшение условий воспроизводства, сместившее фокус экономических противоречий с задач реализации на проблемы производства. Увеличение степени "открытости" экономики: интернационализация и усиление внешних экономических связей. Все эти обстоятельства вызвали крайнее недовольство кейнсианской макроэкономической политикой и острую критику всей кейнсианской теоретической системы. Ей стали приписывать все подлинные и мнимые причины неудач экономического развития, и прежде всего обострение инфляционных тенденций. Кризис испытала не просто кейнсианская теория, а вся концепция "государства благосостояния", иначе говоря, концепция широкого государственного регулирования экономики. В итоге победное шествие кейнсианства как теории и как экономической политики в конце 70-х годов - начале 80-х завершилось "кейнсианской контрреволюцией" и "консервативным сдвигом" - в экономической теории и в политике всех развитых стран.Кейнсианская мысль сегодня Кейнсианство развивается сегодня в новом облике, получившем название "посткейнсианство". Кейнсианство оказалось органически связанным с нынешними реалиями экономического развития. И в этом проявляется его жизнестойкость. Сохраняет свое непреходящее значение главная идея кейнсианства - необходимость вмешательства государства для стабильного развития капиталистической экономики. То, что рыночный механизм должен быть дополнен государственным регулированием, у современных политиков больших сомнений не вызывает. Они признают необходимость бюджетных ограничений. Однако, выступая за более жесткую бюджетную политику, обосновывают необходимость и важность использования другого инструмента регулирования - кредитно-денежной политики. Снижение процентных ставок и расширение возможностей кредитования, считают они, будет содействовать росту инвестиционного спроса и общему подъему экономики. Сегодня в нашей стране многие сторонники государственного регулирования экономики, независимо от того, о каких инструментах и методах регулирования идет речь, готовы опереться на авторитет Кейнса. Во-первых, следует помнить, что кейнсианская теория и политика исходят из существования развитой рыночной экономики. Мы же находимся в стадии перехода к этой экономике со всеми ее особенностями, нелепостями и трудностями. Поэтому прямое "наложение" кейнсианской теории на нашу экономику не подходит. Во-вторых, многие из теперешних "знатоков" кейнсианства критикуют жесткую политику стабилизации, направленную на снижение бюджетного дефицита и инфляции. Их привлекает идея более активного использования бюджетного дефицита и денежной экспансии в качестве того горючего, которое якобы способно помочь росту экономики. Скорее всего, они не знают, что дефицитное финансирование в условиях инфляции оказалось как раз тем слабым местом кейнсианской теории и политики, которое вызвало кризис прежней ее модели и определило пути дальнейшей ее коррекции. Скорее следовало бы прислушаться к голосу современных посткейнсианцев, которые советуют относиться к бюджетному дефициту крайне осторожно, перенося акценты с бюджета и роста государственных расходов на кредитно-денежную политику в качестве основного инструмента косвенного воздействия на экономику. В-третьих, наша переходная экономика требует особого подхода к роли государства, поскольку это период одновременно и ломки старой государственной системы управления, и создания государством новой рыночной инфраструктуры (в виде законов, институтов контроля, налоговых сборов и т. п.), без чего рынок невозможен. А, кроме того, переходная экономика требует проведения активной структурной политики. Все эти проблемы непосредственного отношения к теории Кейнса не имеют.

4. Развитие неоклассического направления в современных условиях (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (neoclassical economics) – преобладающее в 20 в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики. Синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» часто считают «экономический либерализм». Формирование неоклассического направления происходило в ходе маржиналистской научной революции . Завершением этого процесса считают выход в свет книги английского экономиста Альфреда Маршалла Принципы Яэкономической науки (1890). Именно в работах А.Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление экономической теории как синтез маржинализма с отдельными элементами учения Давида Рикардо. Отличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-математическое моделирование, незнакомое представителям классической политэкономии. Неоклассическая теория господствовала до 1930-х, когда лидерство в экономической науке перехватили последователи английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса – представители кейнсианской экономической теории. Эту научную революцию называют поэтому кейнсианской революцией. В отличие от неоклассиков, кейнсианцы отвергли идею невмешательства государства в хозяйственную жизнь и разрабатывали теории макроэкономического регулирования. В течение примерно 40 лет неоклассика оставалась в оппозиции основному течению экономической теории, но затем идеи ограничения государственного вмешательства снова стали завоевывать популярность. Научную революцию 1970-х иногда называют «неоклассической контрреволюцией», поскольку она вернула неоклассике лидерство в экономической науке. Хотя и в начале 21 в. неоклассическая теория сохраняет статус основного течения современной экономической науки, однако уже в 1990-е обозначился ее кризис. Многие экономисты считают, что «второе пришествие» неоклассики тоже приходит к концу, и современная экономическая теория стоит на пороге новой научной революции. Неоклассики полнос-тью не отвергают вмешательства государства в экономику, давая свое толкование этой проблеме, Они допускают использование госу-дарства, обусловливая ограничение его регулирующей деятельнос-ти пределами, устраивающими монополии. Рамки такого вмешатель-ства резко сужены - Оно допускается на основе всемерного оживле-ния рыночного механизма, устранения всех ограничений, мешаю-щих деятельности крупного бизнеса. Монетари́зм - теория, одно из главных направлений неоконсервативной экономической мысли. Возник в годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Ключевые положения:
    Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением; Рыночная экономика - саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике; Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей - к росту цен и инфляции; должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ; При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции; темп прироста общественного продукта.
Отметим основные положения концепции Фридмена и его сторонников:
    Саморегулируемость рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития. Число государственных регуляторов сокращается до минимума. Исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы» – регулярная денежная эмиссия. Монетаристы указывают на взаимосвязь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства. Эта идея обосновывалась в опубликованной в 1963 году книге американских экономистов М.Фридмена и А.Шварца “Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960”. На основе анализа фактических данных здесь был сделан вывод о том, что от темпов роста денежной массы зависит последующее наступление той или иной фазы делового цикла. В частности, нехватка денег выступает главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы полагают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта. Отказ от краткосрочной денежной политики. Поскольку изменение денежной массы сказывается на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), следует кратковременные методы экономического регулирования, предложенные Кейнсом, заменить на долгосрочную политику, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику.
Итак, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение (определенным темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением. Основные представители: Милтон Фридман, Карл Бруннер, Алан Мельтцер, Анна Шварц. В конце 70-х - начале 80-х годов в западной экономической науке стала разрабатываться концепция «экономики предложения». Это течение представляет собой разновидность неоклассицизма, и оно оказало заметное влияние на формирование экономической политики администрации США в годы президента Р. Рейгана, а также правительств М. Тетчер в Англии, христианских демократов в ФРГ. Рекомендации теоретиков экономики предложения явились одним из источников «рейганомики» и «тетчеризма». Отвергая кейнсианскую систему антициклического регулирования экономики с ее заботой об обеспечении эффективного спроса, полной занятости и противопоставляя ей экономику предложения, неоклассики переносят акцент с формирования спроса на проблемы предложения ресурсов и их эффективного использования. Ориентируя не на формирование спроса, а на предложение факторов производства, сторонники рассматриваемой концепции предлагают одновременно активизировать побудительные мотивы и стимулы предпринимательской деятельности экономических агентов. Соответственно меняется характер и содержание рекомендаций в области экономической политики, методов ее реализации. Основную задачу своей концепции неоклассики видят в повышении долговременного темпа роста экономики при сохранении ее динамического равновесия и недопущении инфляции. Как отмечает американский экономист Л. Туроу, сторонники концепции экономики предложения руководствуются прописной истиной «если экономика плохо функционирует, значит что-то мешает хорошо смазанному механизму рыночного хозяйства».* Они видят основу всех неурядиц экономической системы капитализма в том, что вмешательство государства в хозяйственный процесс нарушает ее стабильность, базирующуюся на свободном рынке, расстраивая его нормальный механизм. В результате ослабляется главный стимул хозяйственной деятельности - частная инициатива, без которой невозможны хозяйственные успехи. Отсюда низкий уровень использования ресурсов, их предложения. Рассматривая проблемы экономики сквозь призму предложения, неоклассики исходят из того, что они могут быть решены с помощью рынка. Только рынок обеспечивает экономическим агентам свободный выбор оптимальных хозяйственных решений, видов деятельности, выбор между потреблением в настоящем и будущем и т.д. Только таким путем, считают они, экономика способна набрать максимальный темп роста и дать наибольшую отдачу. Школа рациональных ожиданий сформировалась в США. Ее сторонники поставили своей целью разработать собственную теорию динамического равновесия в соответствии с принципами оптимального поведения хозяйственных агентов, которая ответила бы на вопрос о причинах и степени колебаний основных экономических показателей, включая выпуск, масштабы занятости, цены, заработную плату. Авторы теории исходят из того, что в макроэкономическом анализе особая роль принадлежит субъективным ожиданиям и прогнозам участников хозяйственного процесса. Возникла идея разработки новой равновесной модели, опирающейся на данный фактор. По словам Т. Саржента, «ключевым элементом новой классической макроэкономики является приверженность к общему равновесию и оптимизированному стратегическому поведению». Теоретики рациональных ожиданий полностью полагаются на механизм рыночного саморегулирования экономики. Рыночные связи занимают в их построениях особое место. Они исходят из того, что рынки постоянно находятся в состоянии равновесия. Принимается как непреложный факт, что спрос всегда равен предложению, поскольку механизм рыночного саморегулирования оперативно устраняет любые отклонения в их соотношении. Так, если спрос превысит предложение - вступает в действие рост цен, приводящий спрос в соответствие с предложением. Падение спроса на товары, напротив, ведет к снижению цен до необходимого уровня, уравновешивающего спрос и предложение. Концепция рациональных ожиданий предполагает, что в ходе конкуренции приводятся в действие все рычаги саморегулирования, эффективно самонастраивающие экономическую систему и обеспечивающие ее равновесие. Сторонники этой концепции исходят из того, что колебания производства или занятости наиболее характерны, как правило, для уровня фирмы или отрасли. В рамках национальной экономики преобладает тенденция к их выравниванию. Рациональные ожидания способствуют расчищению всех видов рынков, приведению их в состояние, обеспечивающее устойчивость экономики, поскольку хозяйственные агенты могут гибко реагировать на любые отклонения экономической конъюнктуры, действовать в соответствии с принципами оптимизации, ориентируясь на реальные экономические показатели и результаты. Авторы теории рациональных ожиданий не отрицают возможности циклических колебаний производства. Однако, игнорируя действительную основу циклических колебаний, они рассматривают их как результат ошибок, допускаемых экономическими субъектами в течение краткосрочного периода. Причиной возможных ошибок считается некачественная, искаженная информация, мешающая правильно оценить конъюнктуру и разработать реальные прогнозы.

5. Институционализм. Развитие институционально-социологического направления на с овременном этапе

Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Основоположником считается Торстейн Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами.

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Институты – формы и границы деятельности людей. Они представляют собой политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательство, организация хозяйственного обеспечения и многое другое, связанное с хозяйственной практикой. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Впервые институты - социальные, политические, правовые - были введены в предмет экономической теории представителями так называемого старого институционализма - американскими экономистами Т. Вебленом (1857-1929), Д. Коммонсом (1862-1945), У. Митчеллом (1884-1948). В первой четверти XX в. они составили радикальное течение экономической мысли, выступили с критикой существовавших институтов, подчеркивали актуальность защиты интересов работников профсоюзами и государством. Так называемый неоинституционализм представлен многочисленными разноплановыми концепциями (К. Поланьи, Дж. Гэлбрейг, Д. Белл, О. Тоффлер).

    Общественный сектор экономики. Производство и размещение общественных благ.

Общественные блага предполагают коллективный характер их потребления. Существует три основных характеристики общественных благ:
    Они не конкурируют между собой; От потребления этих благ нельзя отказаться Они неисключаемы (иными словами – незаменяемы).
Основной особенностью общественных благ является то, что они не являются объектами рыночных отношений. Поскольку для предпринимателей производство общественных благ не является экономически эффективным, они(блага) финансируются государственными органами за счёт средств, полученных в результате сбора налогов. Общественные блага относятся к так называемым «провалам рыночной экономики». Потребительские блага непосредственно используются потребителями, а источники их формирования – любые средства получения потребительских благ (например, природные ресурсы). В качестве наглядного и очень яркого примера можно рассмотреть оборону государства. Это общественное благо распространяется на всех вне зависимости от оплаты некоторыми индивидами пользования ею. В данном случае присутствуют все три основные характеристики общественных благ. Оборона государства не конкурирует с другими общественными благами. Нельзя выделить людей, которые этой услугой не будут пользоваться. А также, нельзя заменить её другими благами. Существует такое понятие, применяемое к «общественному сектору экономики» - «Проблема безбилетника». Это склонность потребителя уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ. Она занижает ценность общественных благ, что ведёт к более низкому, по сравнению с эффективным, объёму его производства. Таким образом, возможность бесплатного потребления общественного блага обуславливает неэффективность при их производстве. В конечном счёте может возникнуть ситуация, когда никто не захочет платить и обеспечение общественного блага окажется невозможным.

Используется экономистами для получения информации о главных критериях оценки деятельности предприятия. В процессе анализа выявляются резервы для создания необходимых ресурсов роста и совершенствования оплаты труда, введения прогрессивных

  • Учебное пособие

    Раздел I Ермолаев В.Г.; канд. юрид. наук Сиваков О.В.; Раздел II: Сиваков О.В. - введение, главы 1, 2, 3 (3.1). канд. экон. наук Маковский Ю.Б.- главы 3 (3 3) 4 5 9-21,24.