Аудиторские заключения по мса за. Указание на применяемые стандарты и соблюдение этических принципов. Описание аудиторской проверки

Аудиторское заключение -- документ, составленный по результатам аудиторской проверки, содержащий выраженное в ясной форме и в письменном виде мнение аудитора о проверенной финансовой отчетности. Формирование аудиторского заключения регламентировано МСА 700 «Отчет (заключение) независимого аудитора по полному комплекту финансовой отчетности общего назначения» и МСА 701 «Модификации в отчете (заключении) независимого аудитора». МСА 700 применяются, если выражается безоговорочно положительное мнение. МСА 701 применяются, если аудиторское заключение отлично от безоговорочно положительного. Это может быть положительное заключение с абзацем, привлекающим внимание, заключение с оговоркой, отказ от выражения мнения или отрицательное заключение.

Достоверность и правдивость финансовой отчетности во всех ее существенных аспектах определяется аудитором в контексте общепринятых принципов составления финансовой отчетности. Без определения принципов составления финансовой отчетности по МСА 210 у аудитора не будет критериев оценки ее правдивости.

Аудитор должен оценить выводы, сделанные на основе полученных аудиторских доказательств. Здесь критерием служит наличие разумной уверенности в том, что финансовая отчетность в целом не содержит существенных искажений. В том числе рассматривается соблюдение специфичных требований принципов составления финансовой отчетности в отношении отдельных классов операций, сальдо и раскрытий информации. Эти выводы становятся базой для формирования аудиторского мнения.

Все эти моменты аудитор последовательно излагает в аудиторском заключении. Полностью структура аудиторского заключения выглядит так:

  • 1) название, которое должно в явном виде указывать, что представленный документ является заключением независимого аудитора;
  • 2) наименование и реквизиты адресата, которые зависят от обстоятельств проведенного аудита и могут зависеть от применимого национального законодательства. Обычно заключение адресуется тем, для кого оно готовилось -- в большинстве случаев акционерам либо лицам, наделенным руководящими полномочиями;
  • 3) вводный абзац, в котором указывается:
    • * наименование организации, финансовая отчетность которой была проаудирована;
    • * состав проаудированной финансовой отчетности -- полный комплект финансовой отчетности в соответствии с МСФО включает балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в собственном капитале, отчет о движении денежных средств, раскрытие учетной политики и пояснения;
    • * ссылки на учетную политику и пояснения к отчетности, а также указания на наличие непроаудированной информации, опубликованной вместе с проаудированной финансовой отчетностью (особенно если они визуально не разделены). Если финансовая отчетность включена в состав квартального или годового отчета компании, аудитор во вводном абзаце может указать страницы, на которых размещена проаудированная финансовая отчетность;
    • * дата, на которую была составлена проаудированная финансовая отчетность, и период, охваченный отчетностью;
  • 4) описание ответственности руководства организации за подготовку финансовой отчетности (в соответствии с МСА 200). В зависимости от ситуации или требований законодательства термин «руководство» может быть уточнен или заменен на более подходящий, детализирована сфера ответственности. Руководство проверяемой организации отвечает за:
    • * создание, применение и поддержание системы внутреннего контроля;
    • * выбор и применение подходящей учетной политики;
    • * оценку значений по методикам, разумным в существующих обстоятельствах;
  • 5) описание ответственности аудитора, заключающейся в выражении мнения о финансовой отчетности, базирующегося на результатах аудита. Должно быть указано, что аудит проводился в соответствии с МСА, и что МСА требуют от аудитора соблюдения профессиональной этики и получения в ходе аудита разумной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Аудитор должен коротко охарактеризовать проведенный аудит -- отразить тот факт, что выбранные аудитором процедуры зависят от его профессионального суждения, в том числе дана оценка риска возникновения существенного искажения и оценка системы внутреннего контроля. В заключении должно быть указано и мнение аудитора о том, что полученные им доказательства являются достаточными и надежными, и обосновывают его мнение;
  • 6) мнение аудитора, которое может быть двух видов: безоговорочно положительное и модифицированное, которое делится на четыре подвида: с абзацем, привлекающим внимание, с оговоркой, отказ от выражения мнения и отрицательное. Основания для выражения безоговорочно положительного мнения изложены в МСА 700, для модифицированного -- в МСА 701;
  • 7) прочие значимые моменты, указание которых предписано национальным законодательством (обязанность аудитора отразить какие-либо моменты или провести определенные процедуры и т. п.). Если такие моменты обязательны к включению в аудиторское заключение, они должны быть описаны в отдельном абзаце, который будет следовать за абзацем, содержащим мнение аудитора;
  • 8) подпись аудитора, которая в зависимости от ситуации и национальных особенностей может представлять собой подпись аудиторской фирмы, или подпись аудитора, проведшего проверку, или и то и другое вместе. Здесь также при необходимости указывается членство аудитора (или фирмы) в профессиональных объединениях или наличие лицензии;
  • 9) дата аудиторского заключения. Она не может быть более ранней, чем дата получения аудитором достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на которых основано его мнение. Дата аудиторского заключения сообщает пользователю информацию о том, что аудитор учел влияние на финансовую отчетность известных ему фактов хозяйственной жизни, случившихся вплоть до этой даты;
  • 10) адрес аудитора.

Возможна ситуация, когда аудитор проводит проверку одновременно в соответствии и с МСА, и с национальными стандартами аудита. В этом случае аудитор может указать, что аудит проводился в соответствии с МСА, если только все применимые стандарты МСА были соблюдены. Процедуры, проведенные для соответствия аудита национальным стандартам, должны дополнять проверку, проведенную в соответствии с МСА -- только тогда аудитор может указать одновременно обе системы стандартов. Если национальные стандарты противоречат МСА, такое указание недопустимо.

Безоговорочно положительное мнение аудитору следует выражать, если только он приходит к выводу, что финансовая отчетность дает достоверное представление (true and fair view) о финансовом положении организации и о финансовых результатах ее деятельности в соответствии с применимыми стандартами финансовой отчетности (при этом необходимо указать, какие именно стандарты финансовой отчетности использовались).

МСА 700 рекомендуют аудитору выражать мнение о комплекте отчетности, подготовленной в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, в таких формулировках: «финансовая отчетность дает достоверное представление» или «финансовая отчетность представлена достоверно во всех существенных отношениях».

Если национальное законодательство предъявляет к формулировкам иные требования, аудитор должен рассмотреть, не приведет ли иная формулировка к некорректному пониманию уверенности, полученной в ходе аудита. Остальные требования МСА 700 по формированию аудиторского заключения все равно остаются в силе.

В ряде случаев аудитор может посчитать необходимым привлечь внимание пользователей к какому-либо факту хозяйственной жизни организации без изменения мнения в целом. Обычно это неопределенный факт, не влияющий на непрерывность деятельности организации. Это может быть, например, участие организации в судебном процессе с малосущественными потенциальными финансовыми последствиями. Реализуется такое привлечение внимания через включение в аудиторское заключения так называемого «абзаца, привлекающего внимание» (МСА 701), описывающего ситуацию и ее возможные последствия. В аудиторском заключении его рекомендуется поместить после выражения мнения аудитора.

Более существенные обстоятельства могут не позволить аудитору выразить безоговорочно положительное мнение, поскольку они существенно влияют (или могут, с точки зрения аудитора, влиять) на достоверность финансовой отчетности. Такие обстоятельства и реакция аудитора на них описаны в МСА 701. Их можно свести в табл. 2:

Причиной ограничения объема аудита могут быть действия проверяемой организации или обстоятельства проверки.

Если организация ограничивает объем аудиторских процедур уже на стадии планирования, аудитор должен оценить допустимость такого ограничения в рамках задания. При проведении общего аудита или обязательного аудита аудитор скорее всего откажется от выполнения задания. Если организация ограничивает действия аудитора в ходе задания, он должен рассмотреть обоснованность этого и принять решение либо о модификации своего мнения, либо об отказе от задания.

Обстоятельства проверки также могут не позволить аудитору осуществить необходимые или запланированные процедуры (в качестве примера можно привести отсутствие компетентного сотрудника организации или невозможность присутствия аудитора при инвентаризации). В таком случае аудитору следует сначала попытаться получить нужные доказательства другими методами, а при невозможности этого -- модифицировать мнение.

Причины модификации аудиторского заключения должны быть раскрыты аудитором. Возможно, имеет смысл привести

Причины и виды модификации мнения

Таблица 2 аудитора

Обстоятельство

Существенность обстоятельства

Реакция аудитора

Ограничение объема работы аудитора

Ограничение незначительно или присутствует в отдельных малосущественных элементах отчетности

Выражение мнения с оговоркой

Ограничение объема аудита настолько существенно, что аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для выражения мнения

Отказ от выражения мнения

Разногласия с руководством по поводу допустимости учетной политики, методов ее применения или раскрытия информации в финансовой отчетности

Разногласия незначительны или касаются отдельных малосущественных элементов отчетности

Выражение мнения с оговоркой

Разногласия касаются существенных потенциальных искажений или значительны до такой степени, что аудитор приходит к выводу, что оговорка недостаточно отражает неполноту или некорректность представления информации в финансовой отчетности

Выражение отрицательного мнения

количественную оценку потенциальных искажений. В отличие от абзаца, привлекающего внимание, причины выражения мнения с оговоркой, отрицательного мнения или отказа от выражения мнения рекомендуется приводить до абзаца, содержащего мнение аудитора.

Аудиторское заключение предоставляется по результатам проведенной проверки.

Основой для выражения мнения о финансовой отчет­ ности является обзорная проверка и оценка выводов из аудиторских доказательств.

При этом аудитор должен определить соответствие ФО:

    Законодательным требованиям.

АЗ включает:

    Название;

  1. Введение;

  • Описание проаудированной финансовой отчетнос­ти;

    Заключение об ответственности руководства субъ­екта и ответственности аудитора;

Выражение мнения о финансовой отчетности;

Дату отчета, адрес аудитора и подпись.

Мнение аудитора об отчетности может быть:

  • Безусловно положительным:

    • Аудитор выражает мнение о достоверности и объективности ФО во всех аспектах и подтверждает формирование ФО в соответствии с установленными основами ФО.

      Косвенно указывает на факт, что предприятие полностью соблюдало приемы и методы БУ.

  • Модифи­цированным.

При наличии факторов, не влияющих на мнение аудитора, составляется абзац с поясняющим параграфом.

При наличии факторов, влияющих на мнение аудитора, аудитор выражает:

    Мнение с оговоркой,

    Отказ от выражения мнения,

    Отрицательное мнение.

К факторам, не влияющим на аудиторское мнение относятся:

    Факторы, имеющий отношение к допущению о непрерывности деятельности предприятия;

    Факторы, свидетельствующие о значительной неопределенности, устранение которой зависит от будущих действий и событий.

К факторам, влияющим на аудиторское мнение, отно­сятся:

    ограничение объема работы;

    наличие разногласий с руководством по поводу до­пустимости выбранной учетной политики, методов ее применения или адекватности раскрытия информации в ФО.

В случае а) может быть выражено мнение с оговоркой или отказ от выражения мнения.

Высказывание мнения с оговоркой означает, что разно­гласия имеются, но они не столь серьезны, чтобы выра­зить отрицательное мнение.

Отказ от выражения мнения происходит тогда, когда из-за разногласия значительно сокращается объем про­верки, что может повлиять на результаты аудита.

Отрицательное мнение - при наличии настолько глу­боких разногласий, что мнение с оговоркой не будет адекватно отражать ситуацию.

14. Мса 710 – сопоставление

Аудитор должен собрать достаточное и уместное число аудиторских доказательств того, что аудируемая бухгалтерская отчетность сопоставима.

С этой целью ему необходимо определить:

    Соответствует ли учетная политика предыдущего периода политике текущего периода;

    Были ли сделаны и раскрыты для заинтересованных пользователей соответствующие корректировки;

    Соответствуют ли показатели за предыдущий период суммам и раскрываемым сведениям, представленным в предыдущий период, или были сделаны соответствующие, раскрытые для заинтересованных пользователей, корректировки.

Сопоставимость – качество, подразумевающее наличие общих, определенных характеристик.

Под сравнением понимается количественная оценка характеристик.

Последовательность – качество взаимосвязи между двумя показателями БУ.

Соответствующие показатели используются тогда, когда сумма и прочие сведения за предыдущие периоды включаются в качестве составной части в ФО за текущий период.

Сопоставимой ФО считается тогда, когда суммы и прочие раскрываемые сведения за предыдущий период берутся для сравнения с ФО за текущий период, но не являются его частью.

Если аудитор в аудируемом (текущем) периоде приходит к выводу о том, что возможно существенное искажение результативных показателей за предыдущий период, он должен осуществить дополнительные аудиторские процедуры, необходимые в данных обстоятельствах.

Подготавливая аудиторское заключение по сопоставимой бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудитор может выразить свое мнение в виде условно-положительного либо отрицательного заключения или отказаться от выражения мнения. Он также может модифицировать заключение посредством включения поясняющего пункта как по одному, так и по нескольким проаудированным периодам. При этом допускается выдача отдельного аудиторского заключения по остальной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно МСА 700 «Аудиторское заключение» различают следующие варианты аудиторских заключений:

– безусловно-положительное,

– модифицированное,

– условно-положительное,

– отрицательное,

– отказ от выражения мнения.

Безусловно-положительное заключение даётся клиенту в случаях, когда, по мнению аудитора, выполнены следующие условия:

– аудитор получил всю информацию, все необходимые пояснения для целей аудита;

– полученная информация отражает реальное состояние дел на предприятии;

финансовая документация отвечает требованиям учётной политики;

– финансовая отчётность составлена на основе достоверных отчётных данных.

Таким образом, аудитор не выявил нарушений, которые влияют на законность функционирования, наносят убытки государству, учредителям или акционерам, и он фиксирует это в аналитической части заключения.

Модифицированным считается заключение, когда оно содержит параграф или мнение, отличное от безусловно-положительного. Аудитор модифицирует заключение путем включения в него дополнительного параграфа, указывающего на то, что имеют место факторы, которые могут повлиять на финансовую отчетность в будущем, но они не оказывают влияния на мнение аудитора.

Какое-либо реальное несогласие или неуверенность являются основанием для отказа от предоставления безусловно-положительного заключения.

В таком случае аудитор предоставляет условно-положительное заключение с указанием причин его несогласия или неуверенности.

Если аудитор выявил нарушения, которые влияют на законность функционирования и приносят вред государству, акционерам или собственникам, то он фиксирует это в аналитической части своего заключения.

В этом случае аудитор предоставляет время для исправления нарушений.

Если нарушения не исправлены, то он не вправе выдать положительное заключение.

Отрицательное заключение выдается в тех случаях, когда неуверенность аудитора в достоверности финансовой отчетности настолько велика, что, по его мнению, может ввести в заблуждение пользователей и не позволяет сделать вывод о правильности и объективности финансового состояния.

В аудиторском заключении необходимо четко сформулировать причины, по которым аудитор считает финансовую отчетность не соответствующей действующему законодательству и нормативным актам бухгалтерского учета.

Отказ от выражения мнения возможен в тех случаях, когда ограничения аудиторской проверки настолько существенны, что не дают аудитору оснований для вывода о состоянии финансовой отчетности.

В заключении необходимо четко и определенно указать, почему вывод невозможен.

Если возникли серьезные сомнения в том, что экономический субъект сможет продолжать свою деятельность и выполнять обязательства в течение как минимум 12 месяцев, то это сомнение должно быть выражено в аудиторском заключении.

Если предприятие в ходе аудиторской проверки или после нее устранит существенные недостатки и нарушения в бухгалтерском учете в соблюдении законодательства и других нормативных актов, внесет изменения в финансовые отчеты, то аудитор может заменить отрицательное или условно-положительное заключение соответственно на условно-положительное или положительное.

Замене аудиторского заключения должна предшествовать проверка исправлений, уточнений и дополнений, внесенных в бухгалтерский учет, во внутренний контроль и в финансовую отчетность предприятия. Об этой проверке составляется отдельный отчет аудитора.

Аудиторская организация несет полную ответственность за выдачу аудиторского заключения, письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, а также несет ответственность за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур.

Эта ответственность не уменьшается, если используются какие-либо результаты работы внутреннего аудита.

При выявлении существенных искажений аудитор отражает это в рабочих документах, учитывает влияние нарушений на надежность доказательств и уточняет их, корректируя план аудиторской проверки, отражает нарушения в письменной информации, сообщает пользователям отчетности и представляет условно положительное или отрицательное аудиторское заключение.

Если руководство проверяемой организации или ее персонал препятствует аудитору в получении достаточной информации о том, что невыполнение нормативных актов существенно исказило бухгалтерскую отчетность, то аудитор составляет отрицательное аудиторское заключение или отказывается от выражения своего мнения в аудиторском заключении.

"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 9

С 31 декабря 2006 г. вступает в действие новая версия Международного стандарта аудита 700 (МСА 700) - МСА 700R "Независимый аудиторский отчет по проверке полного комплекта финансовой отчетности общего назначения" <1>. Этот Стандарт содержит ряд принципиальных отличий от действующего МСА 700 <2> и соответствующего ему ПСАД N 6 <3>. Различия вызваны рядом внесенных положений, отражающих изменения МСА в связи с вводом в действие новых и пересмотром действующих стандартов в период 2004 - 2006 гг.

<1> ISA 700R. The Independent Auditor"s Report on a Complete Set of General Purpose Financial Statements, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2006 Edition, New York: IFAC, 2006. - P. 677 - 694.
<2> МСА 700 "Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности" в кн. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2001 г. - Москва, МЦРСБУ, 2002. - С. 420 - 448.
<3> Правило (стандарт) аудиторской деятельности N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

Стандарт МСА 700R, в отличие от МСА 700 и ПСАД N 6, посвящен исключительно формированию безоговорочно положительного аудиторского заключения. Все вопросы, связанные с модификацией аудиторского заключения, вынесены в новый Стандарт МСА 701 "Изменения к независимому аудиторскому отчету" (время введения в действие этого документа пока окончательно не установлено), в котором содержатся положения по внесению модификаций в заключение в соответствии с результатами аудиторской проверки, а именно для выражения аудитором мнения с оговоркой или отрицательного мнения и для отказа от выражения мнения.

Поскольку требования ПСАД N 6 в отношении правил формирования и формы аудиторского заключения практически полностью соответствовали требованиям МСА 700, далее рассмотрим различия требований МСА 700R и ПСАД N 6. Проанализируем, чем аудиторское заключение, которое должно выдаваться по итогам аудита в соответствии с законодательством РФ, отличается от заключения, которое должно выдаваться по итогам аудита согласно МСА, для финансовой отчетности за 2006 г.

Наиболее существенные требования, сформулированные в МСА 700R, относятся к следующим элементам аудиторского заключения:

  • названию;
  • содержанию вводной части;
  • формулированию ответственности руководства аудируемого лица и аудитора;
  • указанию на применяемые стандарты и соблюдению этических принципов;
  • описанию аудиторской проверки;
  • датированию.

В соответствии с п. 17 МСА 700R к элементам аудиторского заключения относятся: наименование; адресат; вводный параграф; ответственность руководства за представленную финансовую отчетность; ответственность аудитора; мнение аудитора; прочая ответственность по подготовке отчетов; подпись аудитора; дата аудиторского заключения (отчета); адрес аудитора.

Данный перечень, по сути, отличается от требований п. 4 ПСАД N 6 к составу аудиторского заключения только требованием о включении (в случае применимости) указания на прочую ответственность аудитора по подготовке заключений. Под прочей ответственностью в соответствии с п. п. 46 - 48 МСА 700R понимается следующее: на аудитора может возлагаться дополнительная ответственность помимо выражения мнения по финансовой отчетности. Так, может потребоваться заключение по определенным вопросам, которые в ходе аудита оказались в фокусе внимания аудитора, в частности выражение мнения об адекватности учетных записей или эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица.

Таким образом, Стандарт требует: если в рамках аудиторского заключения по финансовой отчетности аудитор выражает мнение по вопросам, лежащим в сфере другой отчетной ответственности, он должен раскрыть диапазон этой ответственности в отдельном разделе заключения, следующем за параграфом, в котором выражается мнение.

Название аудиторского заключения (отчета)

Требования к названию аудиторского заключения в МСА 700R изменены: в названии должно содержаться четкое указание, что заключение подготовлено независимым аудитором, например "Независимое аудиторское заключение (отчет)".

Подобное указание, в соответствии с п. 19 МСА 700R, служит подтверждением того, что аудитором соблюдены все надлежащие требования профессиональной этики, касающиеся независимости. Это, в свою очередь, и отличает независимое аудиторское заключение от заключений, представляемых остальными лицами.

Независимость от аудируемого лица - обязанность аудитора как представителя общественно значимой профессии (см. п. 290.1 Кодекса этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров <1>). Соблюдению требований по обеспечению независимости посвящены также положения МСА 220 "Контроль качества для аудитов исторической финансовой информации" <2> и МСКК 1 "Контроль качества для фирм, которые проводят аудиты и обзорные проверки исторической финансовой информации, а также другие задания, обеспечивающие уверенность и связанные с сопутствующими услугами" <3>.

<1> Code of Ethics for Professional Accountants (Effective June 30, 2006), Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2006 Edition, New York: IFAC, 2006. - P. 109 - 218.
<2> ISA 220R. Quality Control for Audits of Historical Financial Information, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2006 Edition, New York: IFAC, 2006. - P. 256 - 268.
<3> ISQC 1. Quality Control for Firms that Perform Audits and Reviews of Historical Financial Information, and other Assurance and Related Services Engagements, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2005 Edition, New York: IFAC, 2005. - P. 148 - 174.

Вводная часть

По сравнению с ПСАД N 6 новым здесь является включение учетной политики в состав финансовой отчетности, рассматриваемой аудитором. Данное положение соответствует требованиям к составу финансовой отчетности, подготовленной согласно требованиям Международных стандартов финансовой отчетности (см. МСФО 1 "Представление финансовой отчетности").

МСА 700R (п. 22) ПСАД N 6 (п. 7)
В вводном параграфе
аудиторского отчета должны
содержаться наименование
субъекта, финансовая отчетность
которого была проаудирована, и
указание на проаудированную
финансовую отчетность. В
вводном параграфе должны также
присутствовать:
- название каждого финансового
отчета, входящего в полный
комплект финансовой отчетности;
- ссылка на обзор учетной
политики и прочих пояснительных
записок; и
- указание даты и отчетного
периода, за который
представляется финансовая
отчетность

содержать перечень проверенной
финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемого лица с
указанием отчетного периода и
ее состава

Как указывает МСА 700R, соблюдение требования п. 22 Стандарта достигается за счет внесения в заключение фразы о том, что аудитором был проаудирован полный комплект финансовой отчетности, составленный в соответствии с требованиями применяемых основных принципов подготовки отчетности, в который также входят обзор учетной политики и прочие пояснительные записки.

Если аудитору известно, что финансовая отчетность будет включена в документ, содержащий и некую другую информацию (например, в годовой отчет акционерного общества общему собранию акционеров), то аудитор имеет право дать ссылку на соответствующие страницы этого документа, что позволит пользователям легко найти финансовую отчетность, по которой выдан отчет (п. 23 МСА 700R).

Ответственность руководства и ответственность аудитора

Если требования МСА 700R в части формулирования ответственности аудитора соответствуют положениям ПСАД N 6 (ответственность аудитора - это выражение им мнения о финансовой отчетности аудируемого лица), то требования к формулировке ответственности руководства аудируемого лица за финансовую отчетность сильно расширены. В частности, указывается, что руководство отвечает за создание и поддержание системы внутреннего контроля, отвечающей требованиям подготовки достоверной финансовой отчетности, не содержащей существенных искажений, возникающих в результате как мошенничества, так и ошибки.

МСА 700R (п. п. 28, 32) ПСАД N 6 (п. 8)
В аудиторском отчете должно
содержаться указание на то,
что ответственность за
подготовку и справедливое
представление финансовой
отчетности, в соответствии с
применяемыми основными
принципами формирования
финансовой отчетности, лежит на
руководстве субъекта и что эта
ответственность подразумевает:
- разработку, внедрение и
реализацию системы внутреннего
контроля, отвечающей
потребностям подготовки и
справедливого представления
финансовой отчетности, не
содержащей в себе никаких
существенных искажений вне
зависимости от возможных
причин их появления -
мошенничества либо ошибки;
- выбор и применение
надлежащей учетной политики; и
- разработку оценочных
значений, соответствующих
конкретным условиям
Аудиторское заключение должно
включать заявление о том, что
ответственность за ведение
бухгалтерского учета,
подготовку и представление
финансовой (бухгалтерской)
отчетности возложена на
аудируемое лицо, и заявление о
том, что ответственность
аудитора заключается только в
выражении на основании
проведенного аудита мнения о
достоверности этой финансовой
(бухгалтерской) отчетности во
всех существенных отношениях и
соответствии порядка ведения
бухгалтерского учета
законодательству Российской
Федерации
В аудиторском отчете должно
содержаться указание, что
ответственность аудитора
заключается в выражении мнения
по финансовой отчетности,
основанного на результатах
проведенной аудиторской
проверки

Эти изменения учитывают требования к ответственности руководства, содержащиеся в МСА 240 "Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества при аудите финансовой отчетности" (п. п. 13 - 16) и МСА 580 "Заявления руководства" (п. п. 3, 5а) <1>.

<1> ISA 240. The Auditor"s Responsibility to Consider Fraud in an Audit of Financial Statements; ISA 580. Management Representations, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2006 Edition, New York: IFAC, 2006. - P. 363 - 409, 642 - 648.

Термин "руководство" используется в МСА 700R в отношении лиц, ответственных за подготовку и объективное представление финансовой отчетности.

Указание на применяемые стандарты и соблюдение этических принципов

Здесь основные изменения связаны с внесением в текст заключения указания на соблюдение аудитором этических норм, установленных Кодексом этики профессиональных бухгалтеров. Данное требование следует рассматривать в контексте обязанности соблюдения аудиторами при проведении аудита по МСА положений этого Кодекса (см. п. п. 4, 5 МСА 200 "Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности" <2> и п. п. 8, 9 МСА 220 "Контроль качества для аудита исторической финансовой информации").

<2> ISA 200. Objective and General Principles Governing an Audit of Financial Statements, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2006 Edition, New York: IFAC, 2006. - P. 304 - 320.

МСА 700R также подробно регламентирует порядок указания аудитором тех стандартов, которыми он руководствовался в ходе аудита. Прежде всего, это сами Международные стандарты аудита. Рассмотрим подробнее, когда аудитор правомочен заявлять, что им проведен аудит в соответствии с МСА.

МСА 700R (п. 34) ПСАД N 6 (п. п. 10,11)
Аудиторский отчет должен
содержать указание на то, что
аудиторская проверка была
проведена в соответствии с
Международными стандартами
аудита. Также в нем должно быть
пояснение того, что согласно
этим Стандартам аудитор обязан
соблюдать этические требования
и что цель планирования и
проведения аудиторской проверки
заключается в получении
достаточной степени уверенности
относительно наличия либо
отсутствия существенных
искажений в финансовой
отчетности
Аудиторское заключение должно
описывать объем аудита с
указанием, что аудит был
проведен в соответствии с
федеральными законами,
федеральными правилами
(стандартами) аудиторской
деятельности, внутренними
правилами (стандартами)
аудиторской деятельности,
действующими в профессиональных
аудиторских объединениях,
членом которых является
аудитор, либо в соответствии с
иными документами
Аудиторское заключение должно
содержать заявление о том, что
аудит был спланирован и
проведен с целью обеспечения
разумной уверенности в том, что
финансовая (бухгалтерская)
отчетность не содержит
существенных искажений

В соответствии с п. 14 МСА 200, действующего с 15 декабря 2005 г., аудитор вправе описать аудиторскую проверку как проведенную в соответствии с МСА, только если он полностью соблюдал требования всех стандартов, применимых к этой проверке.

Для случая, когда аудитор использует также национальные стандарты аудита, в п. п. 61 - 65 МСА 700R сформулированы правила описания применения аудитором таких стандартов наряду с МСА. В аудиторском заключении следует указать название юрисдикции либо страны происхождения данных национальных стандартов аудита.

В п. 65 МСА 700R сформулированы правила описания применения аудитором структуры и терминологии, установленных в законодательном или нормативном акте либо в национальных стандартах аудита конкретной юрисдикции. В этом случае в заключении дается указание на то, что аудиторская проверка была проведена в соответствии с МСА и национальными стандартами аудита конкретной юрисдикции либо страны, только если в самом заключении содержатся хотя бы в минимальном объеме все перечисленные ниже элементы:

  • название;
  • надлежащий адресат по данному аудиторскому заданию;
  • вводный параграф, указывающий на проаудированную финансовую отчетность;
  • описание ответственности руководства компании за подготовку и объективное представление финансовой отчетности;
  • описание ответственности аудитора за выражение мнения по финансовой отчетности и объем аудиторской проверки, состоящее:

описания работы, проведенной аудитором в ходе аудиторской проверки;

  • параграф, выражающий мнение по финансовой отчетности и содержащий ссылку на основные принципы, используемые при составлении данной отчетности, включая указание названия страны происхождения основных принципов формирования финансовой отчетности в случае, если МСФО либо Международные стандарты финансовой отчетности в государственном секторе не были использованы;
  • подпись аудитора;
  • дата аудиторского отчета;
  • адрес аудитора.

Описание аудиторской проверки

Требования МСА 700R к описанию объемов аудиторской проверки основываются на применении понятий и требований, содержащихся в МСА 315 "Понимание хозяйствующего субъекта и его окружения и оценка рисков существенного искажения" и МСА 330 "Аудиторские процедуры по оцененным рискам" <1>. Аудитор в ходе планирования аудита проводит оценку риска существенного искажения отчетности, являющегося следствием мошенничества или ошибки. Эта оценка, в свою очередь, основывается на изучении системы внутреннего контроля аудируемого лица и является базой для разработки последующих аудиторских процедур в отношении выявленных рисков.

<1> ISA 315. Understanding the Entity and Its Environment and Assessing the Risks of Material Misstatement, ISA 330. The Auditor"s Procedures in Response to Assessed Risks, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2005 Edition, New York: IFAC, 2005. - P. 349 - 397, 403 - 424.

МСА 700R (п. 37) ПСАД N 6 (п. 12)
Аудиторский отчет должен
описывать аудиторскую проверку
следующим образом:
- в ходе проверки были
проведены процедуры сбора
аудиторских доказательств по
суммам и раскрытиям, данным в
финансовой отчетности;
- процедуры отбирались на
основании аудиторского
суждения, включающего оценку
риска существенного искажения
финансовой отчетности,
возникающего в результате
мошенничества либо ошибки. При
оценке риска аудитором
рассматривается действие
системы внутреннего контроля
при подготовке и объективном
представлении финансовой
отчетности с целью разработки
аудиторских процедур,
соответствующих конкретным
условиям проверки, но не с
целью выражения мнения
относительно эффективности
работы самой системы
внутреннего контроля субъекта.
Если аудитор обязан выразить
мнение и по эффективности
системы внутреннего контроля в
связи с аудитом финансовой
отчетности, тогда он опускает
часть фразы о том, что
изучение системы внутреннего
контроля субъекта проводилось
не с целью выражения мнения по
эффективности работы самой
системы внутреннего контроля; и
- также в ходе аудита была
проведена оценка правомерности
используемой учетной политики,
обоснованности оценочных
значений, сделанных
руководством, и общего
представления финансовой
отчетности
В аудиторском заключении
должно быть указано, что аудит
проводился на выборочной
основе и включал в себя:
- изучение на основе
тестирования доказательств,
подтверждающих числовые
показатели и раскрытие в
финансовой (бухгалтерской)
отчетности информации
о финансово-хозяйственной
деятельности аудируемого лица;
- оценку формы соблюдения
принципов и правил
бухгалтерского учета,
применяемых при подготовке
финансовой (бухгалтерской)
отчетности;
- рассмотрение основных
оценочных показателей,
полученных руководством
аудируемого лица при
подготовке финансовой
(бухгалтерской) отчетности;
- оценку представления
финансовой (бухгалтерской)
отчетности

Датирование аудиторского заключения

Требования к датированию аудиторского заключения в МСА 700R содержат определение получаемых достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для выражения мнения по финансовой отчетности. Это увязывается с порядком определения даты утверждения отчетности и даты аудиторского заключения, основанном на положениях МСА 560 "Последующие события" <1>.

<1> Conforming Amendments to ISA 560 as a Result of ISA 700 (Revised) - Effective for Auditor"s Reports Dated On or After December 31, 2006, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2006 Edition, New York: IFAC, 2006. - P. 624 - 629.

МСА 700R (п. 52) ПСАД N 6 (п. п. 20,21)
Аудитор должен датировать отчет
по финансовой отчетности не
ранее числа, когда аудитором
были получены надлежащие
аудиторские доказательства,
достаточные для вынесения
мнения по финансовой
отчетности. Аудиторские
доказательства являются
достаточными и надлежащими,
если в них содержится
свидетельство того, что был
подготовлен полный комплект
финансовой отчетности субъекта,
ответственность за
предоставление которого была
взята на себя соответствующими
уполномоченными лицами
Аудитор должен датировать
аудиторское заключение числом,
когда был завершен аудит, так
как данное обстоятельство
предоставляет пользователю
основания полагать, что аудитор
учел влияние, которое оказали
на финансовую (бухгалтерскую)
отчетность и аудиторское
заключение события и операции,
известные аудитору и возникшие
до этой даты
Поскольку аудитор должен
составить аудиторское
заключение о финансовой
(бухгалтерской) отчетности,
подготовленной и представленной
руководством аудируемого лица,
аудитор не должен указывать в
заключении дату, предшествующую
дате подписания или утверждения
финансовой (бухгалтерской)
отчетности руководством
аудируемого лица

В соответствии с п. 4 МСА 560 для финансовой отчетности аудируемого лица установлены:

  • дата утверждения финансовой отчетности - дата заявления наделенных соответствующими полномочиями лиц о том, что ими был подготовлен полный комплект финансовой отчетности субъекта, включая примечания к ней, и что они несут ответственность за подготовленную отчетность;
  • дата аудиторского заключения - момент датирования аудитором отчета по финансовой отчетности. Аудиторский отчет не может быть датирован ранее даты, на которую аудитором были собраны достаточные надлежащие аудиторские доказательства, впоследствии ставшие основой формирования аудиторского мнения по финансовой отчетности. Они включают в себя доказательства того, что был подготовлен полный комплект финансовой отчетности субъекта и что лица, наделенные соответствующими полномочиями, взяли на себя ответственность за ее подготовку и представленную в ней информацию.

В соответствии с МСА 560 датой утверждения финансовой отчетности является самая ранняя дата, на которую соответствующими уполномоченными лицами было заявлено, что составлен полный пакет отчетности.

Как указано в п. п. 53 - 56 МСА 700R, на основании даты аудиторского заключения пользователь приходит к выводу, что аудитор учел влияние, которое на финансовую отчетность оказали события и операции, известные ему и происшедшие до этой даты. Вопрос ответственности аудитора в отношении событий и операций, происшедших после даты аудиторского заключения, рассматривается в МСА 560 отдельно.

Выражение мнения

Определение оснований для выражения аудитором безоговорочно положительного мнения в МСА 700R практически тождественно тем требованиям, которые содержатся в ПСАД N 6.

МСА 700R (п. п. 39, 40) ПСАД N 6 (п. п. 24,25)
Безоговорочно положительное
мнение выдается, если аудитор
приходит к выводу, что
финансовая отчетность дает
достоверный и справедливый
взгляд либо справедливое
представление во всех
существенных отношениях в
основными принципами
формирования финансовой
отчетности
Безоговорочно положительное
мнение должно быть выражено
тогда, когда аудитор приходит к
заключению о том, что
финансовая (бухгалтерская)
отчетность дает достоверное
представление о финансовом
положении и результатах
финансово-хозяйственной
деятельности аудируемого лица в
соответствии с установленными
принципами и методами ведения
бухгалтерского учета и
подготовки финансовой
(бухгалтерской) отчетности в
Российской Федерации
При выражении безоговорочно
положительного мнения параграф,
содержащий аудиторское мнение,
должен указывать, что, по
мнению аудитора, финансовая
отчетность дает достоверный и
справедливый взгляд либо
справедливо представляет во
всех существенных отношениях
положение дел в соответствии с
установленными основными
принципам формирования
финансовой отчетности (если
только в законодательном либо
нормативном акте не предписана
другая формулировка выражения
аудиторского мнения, которую и
надлежит использовать в
подобном случае)
Пример заключения: "По нашему
мнению, финансовая
(бухгалтерская) отчетность
организации "YYY" отражает
достоверно во всех существенных
отношениях финансовое положение
на 31 декабря 20(XX) г. и
результаты ее финансово-
хозяйственной деятельности за
период с 1 января по 31 декабря
20(ХХ) г. включительно в
соответствии с требованиями
законодательства Российской
Федерации в части подготовки
финансовой (бухгалтерской)
отчетности (и (или) указать
документы, определяющие
требования, предъявляемые к
порядку подготовки финансовой
(бухгалтерской) отчетности)"

Дополнительная информация

Отдельно в Стандарте рассмотрены вопросы, связанные с дополнительной информацией, представляемой помимо аудируемой вместе с финансовой отчетностью аудируемого лица.

Если аудитору становится известно, что в финансовую отчетность будет включен содержащий прочую информацию документ, аудитор может (если форма представления позволяет) рассмотреть вопрос об указании в отчете номеров страниц, на которых дана проаудированная финансовая отчетность (параграф 23 МСА 700R). Это позволит пользователю разграничить финансовую отчетность и прочую информацию, на которую не распространяется аудиторское мнение.

Считается, что аудиторское мнение распространяется на дополнительную информацию, если она не может быть четко отделена от финансовой отчетности в силу своей природы и порядка представления. Если в законодательных либо нормативных актах не содержится требование относительно аудита дополнительной информации, то руководство аудируемого лица вправе не требовать от аудитора включения такой информации в объем аудита финансовой отчетности.

Когда аудит дополнительной информации не проводится, аудитор рассматривает форму представления данной информации: если порядок допускает ее толкование в качестве информации, на которую также распространяется аудиторское мнение, то аудитор должен обратиться к руководству субъекта с просьбой об изменении формы подачи дополнительной информации. Например , возможно наличие четких пометок "неаудируемая информация".

В соответствии с п. п. 67 - 71 МСА 700R должны выполняться следующие условия:

  • у аудитора должна быть полная уверенность относительно того, что любая дополнительная информация, которая представляется вместе с финансовой отчетностью и на которую не распространяется аудиторское мнение, четко отделена от аудируемой финансовой отчетности;
  • если аудитор приходит к выводу, что форма представления субъектом неаудируемой информации не обеспечивает достаточного отделения ее от аудируемой отчетности, аудитор должен дать пояснение в заключении, что данная информация не была проаудирована.

Необходимо учитывать: сам факт, что дополнительная информация не подлежит аудиту, не освобождает аудитора от обязанности прочитать эту информацию в целях установления наличия в ней существенных несоответствий с аудируемой финансовой отчетностью. Ответственность аудитора в отношении неаудируемой информации совпадает с ответственностью, установленной в п. п. 6 - 8 МСА 720 "Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность" <1>, а именно:

  • аудитору следует рассмотреть прочую информацию при составлении аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности, так как достоверность проаудированной отчетности может быть поставлена под сомнение в результате наличия несоответствий между нею и прочей информацией;
  • если в соответствии с требованиями законодательства у аудитора существует обязательство по составлению отчета (заключения) о прочей информации, то обязанности аудитора определяются характером задания, применимым в данном случае законодательством и профессиональными стандартами;
  • если обязанности аудитора включают обзорную проверку прочей информации, аудитор должен следовать требованиям соответствующих стандартов аудита, касающихся заданий по обзорным проверкам.
<1> ISA 720. Other Information in Documents Containing Audited Financial Statements, Handbook of International Auditing, Assurance, and Ethics Pronouncements. - 2006 Edition, New York: IFAC, 2006. - P. 717 - 721.

Примеры формулировок некоторых элементов заключения

В п. 60 МСА 700R предлагается использовать следующие образцы формулирования ответственности руководства и аудитора, описания объемов аудита и аудиторского мнения.

Ответственность руководства за представленную финансовую отчетность: "Ответственность за подготовку и объективное представление этой финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности несет руководство компании. Данная ответственность руководства компании заключается в разработке, внедрении и поддержании системы внутреннего контроля, должным образом обеспечивающей подготовку и объективное представление финансовой отчетности, не содержащей существенных искажений, вызванных мошенничеством либо ошибкой, а также в выборе и применении соответствующей учетной политики и определении оценочных значений, адекватных текущим обстоятельствам".

Ответственность аудитора и описание объемов аудита: "В наши обязанности входит выражение мнения об этой финансовой отчетности на основе проведенного нами аудита. Мы провели наш аудит в соответствии с Международными стандартами аудита. Эти стандарты обязывают нас планировать и проводить аудит с учетом профессиональных этических требований и таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включает в себя проведение процедур сбора аудиторских доказательств по суммам и раскрытиям, представленным в финансовой отчетности. Отбор процедур проводился на основании суждений аудитора, включающих оценку риска наличия существенных искажений в финансовой отчетности, вне зависимости от причин их образования, как то: мошенничество либо ошибка. При оценке данного риска аудитором рассматривалась работа системы внутреннего контроля, отвечающей за подготовку и объективное представление финансовой отчетности компании, в целях разработки соответствующих данным обстоятельствам аудиторских процедур, но не для выражения мнения относительно эффективности работы самой системы внутреннего контроля компании. Аудит также включал в себя оценку пригодности используемой учетной политики, разумности (справедливости) оценочных значений, определяемых руководством компании, и общего представления финансовой отчетности.

Мы считаем, что проведенный нами аудит предоставляет разумные основания для выражения нашего мнения".

Мнение: "По нашему мнению, финансовая отчетность дает достоверный и справедливый взгляд (или: "представляет справедливо во всех существенных отношениях") на финансовое положение компании ABC на 31 декабря 20... г., результаты ее хозяйственной деятельности и движение денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности".

Е.Л.Сквирская

Директор

департамента методологии аудита