Научные статьи по экономической безопасности предприятия. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности рф

Научные статьи по экономической безопасности предприятия. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности рф

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом экономическая безопасность , выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 87 за период c 2002 по 2019 год).

1. Караваева И.В., Лев М.Ю.
// Вопросы инновационной экономики. (№ 1 / 2019).
В статье анализируется причины возникновения понятия справедливой цены в историческом аспекте в экономических учениях различных школ и религий. История экономических учений свидетельствует, что проблема безопасности в древности, с дохристианских времен, например, в античной философии рассматривалась как проблема взаимосвязи безопасности с хозяйственными и политическими отношениями, и предпринималась попытка рас¬крыть ее роль в общественной жизни.
Авторы на основании экономических дохристианских учений, раннехристианских, мусульманских источников раскрывают понятие «справедливой цены», и представляют новое прочтение истории экономических учений, которое может помочь преодолеть те трудности, возникшие с начала либерализации цен и продолжаются на пути к современному состоянию развития экономики, в преодолении постоянных барьеров, таких как: инфляция, падение доходов населения, сокращение роста ВВП, нереальный банковский процент.
Предлагается определять на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, на первоначальной стадии развития современного российского общества законодательно устанавливать розничные цены, как например, на упаковке табачных изделий, тем более, что в отличие от табака, цены продолжают оставаться свободными, нерегулируемыми.

Предлагается определять на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, на первоначальной стадии развития современного российского общества законодательно устанавливать розничные цены, как например, на упаковке табачных изделий, тем более, что в отличие от табака, цены продолжают оставаться свободными, нерегулируемыми.

Караваева И.В., Лев М.Ю. Справедливая цена в системе формирования экономической безопасности: исторический аспект // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 1. – doi: 10.18334/vinec.9.1.39764.

5. Вартанова М.Л., Дробот Е.В.
// Российское предпринимательство. (№ 9 / 2018).
Евразийский экономический союз играет важную роль в стремлении России расширить внутренний рынок и, особенно в ее стремлении обеспечить социально-экономическую и политическую стабильность на постсоветском пространстве. Авторы отмечают, что, несмотря на то, что во всех странах проводится много исследований по сотрудничеству на евразийском пространстве, в экспертной среде пока не сложилось единого представления о том, как оно должно развиваться. В исследовании предлагаются варианты сближения и синхронизации экономических механизмов в странах Евразии, и, в частности между Россией и Китаем, чтобы они учились на опыте друг друга при создании инклюзивной системы сотрудничества и взаимодействия.

Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Перспективы расширения евразийского пространства в контексте укрепления торгово-экономического и финансового сотрудничества России и Китая // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 9. – с. 2323-2344. – doi: 10.18334/rp.19.9.39331.

10. Примышев И.Н., Черемисина С.Г., Скараник С.С.
// Российское предпринимательство. (№ 5 / 2018).
В статье рассматривается современное состояние производственного и кадрового потенциала агропромышленного комплекса Крыма в контексте развития его приоритетных отраслей. Определены основные проблемы и тенденции развития отраслей растениеводства и животноводства Крыма. В ходе исследования выявлены серьезные диспропорции в структуре кадрового потенциала агропромышленного комплекса Крыма. Проанализирована динамика образовательного уровня руководителей сельскохозяйственных предприятий и работников массовых профессий в аграрной сфере экономики региона. Установлена негативная тенденция роста текучести кадров и снижения профессионального уровня потенциала руководящих кадров в сельскохозяйственных предприятиях Крыма. Авторы акцентируют внимание на необходимости применения обоснованной целевой государственной поддержки сельского хозяйства и развития его кадрового потенциала.

Примышев И.Н., Черемисина С.Г., Скараник С.С. Современное состояние производственного и кадрового потенциала агропромышленного комплекса Крыма // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 5. – с. 1597-1610. – doi: 10.18334/rp.19.5.39055 .

14. Глебова О.В., Симонов А.В.
// Вопросы инновационной экономики. (№ 1 / 2018).
В статье рассмотрены проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности участников высокотехнологичных проектов разработки и реализации продукции гражданского и двойного назначения. На основе контрактного подхода предложена классификация участников высокотехнологичных проектов, их способностей по предотвращению рисковых событий. Предложенные в работе классификации позволяют дифференцировать выбор предохранительных мероприятия, способствующих экономической безопасности участников высокотехнологичных проектов.

Глебова О.В., Симонов А.В. Управление экономической безопасностью участников высокотехнологичных проектов разработки и производства продукции двойного и гражданского назначения на основе контрактного подхода // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 1. – с. 117-128. – doi: 10.18334/vinec.8.1.38857 .

16. Вякина И.В., Александров Г.А.
// Российское предпринимательство. (№ 1 / 2018).
Сегодня Россия находится в поиске новой парадигмы социально-экономического развития. Произошедшие кардинальные сдвиги в условиях функционирования предприятий и их отношений с органами власти предопределили изменения в методологии мониторинга и оценки эффективности инвестиционной деятельности с позиций стратегической безопасности экономики страны. При этом особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов, связанных с изменениями социальных, политических и экономических отношений.

Вякина И.В., Александров Г.А. О необходимости развития методологии оценки эффективности инвестиций // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 1. – с. 195-206. – doi: 10.18334/rp.19.1.38697 .

19. Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А.
// Креативная экономика. (№ 11 / 2017).
Целью представленной работы является критическое рассмотрение содержания, направленности действия и гипотетических последствий (эффектов) реализации различного рода правительственных и президентских экономических новелл, затрагивающих коренные интересы подавляющего большинства российских граждан. В статье представлен анализ результатов исследования различных Международных организаций по определению аспектов благополучия и счастья с целью получения объективного представления о дистанции, отделяющей Россию от проактивных государств, которая идентифицируется с данными российской статистики и социологических исследований и является следствием жесточайшего равнодушия властей к народу, ограничения личной свободы россиян, свободы их благополучия и субъектности. Для того, чтобы преодолеть выявленное отставания России от развитых стран мира по различным аспектам благополучия и счастья, необходимо удовлетворить Конституционное право голоса граждан страны, их право знать о конкретных намерениях – действиях властного треугольника «президент – парламент – правительство», в котором остаётся слабой системность взаимоотношений указанных властей в решении задачи человеческого развития для всех и каждого, право участвовать в общественной дискуссии и быть субъектами формирования своей жизни, с одной стороны, и создать благоприятные возможности для всех (граждан) пользоваться плодами прогресса в области человеческого развития, с другой стороны.

Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. Разумная социально-экономическая действительность как равнодействующая двух контрастных полюсов естественного света разума – глупости и мудрости // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 11. – с. 1255-1302. – doi: 10.18334/ce.11.11.38493 .

20. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А.
// Российское предпринимательство. (№ 19 / 2017).
Данная работа посвящена анализу институциональной специфики формирования государственной системы управления развитием предприятий стратегических отраслей экономики. Выделены основные общие и специфические институты среды функционирования предприятий стратегических отраслей, проведен анализ возможных форм воздействия на развитие данных предприятий. В качестве основных проблем выделено отсутствие в нашей стране понятия стратегических активов и единой концепции управления ими, что критически важно в период действия экономических санкций.

Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А. Особенности государственного управления развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 19. – с. 2769-2786. – doi: 10.18334/rp.18.19.38358 .

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Научная статья

на тему: Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности РФ

факультета направления «экономическая безопасность»

Огнянов Олег

Понятие, сущность экономической безопасности. Концепция национальной безопасности

Эффективность и конкурентоспособность национальной экономики, ее положение на внутреннем и мировом рынках тесно связано с отражением способности экономических, политических и правовых и институтов государства защищать интересы национальных хозяйственных традиций и ценностей своих субъектов. В этом и есть суть понятия «экономическая безопасность страны». Мнения о том, что возрождение России тесно связано с обеспечением экономической безопасности страны привлекают к себе внимание ученых, политических деятелей, население. Такое внимание не случайно. Попытки преуменьшить грозящие опасности - недопустимы. Значительна и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Как показывает мировой опыт это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества. Поэтому объект исследования - национальная хозяйственная система страны, предмет исследования - социально - экономические процессы воспроизводства в национальной экономике, цель работы - рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.

Экономическая безопасность затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики это часть общей системы национальной безопасности страны. Следовательно, ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства. Социально-экономические, политические и международные изменения, происходящие в ходе реформирования после-социалистического экономического пространства, затрагивают весь комплекс отношений и структур в области международной и национальной безопасности и носят фундаментальный характер. Рассматривая их долговременные стратегические аспекты, то можно объективно выделить следующие элементы формирующейся в условиях перехода к рыночной экономике:

переход в системе международных отношений от концепции баланса сил к концепции баланса интересов;

движение от идеологии и структур национальной безопасности конфронтационного типа в сторону моделей, основанных на отношениях партнерства и равноправного международного сотрудничества;

дополнение принципа защиты территории принципом обеспечения безопасности личности.

Cразу после распада СССР складываться концепция национальной безопасности нового демократического суверенного государства. Закон РФ «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы сформулировавший понятия безопасности, жизненно важных интересов личности, общества, государства, был принят в 1992 г. Государство, которое действует в этой сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти названо основным субъектом обеспечения безопасности. Совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства определяются как угрозы безопасности. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности.

Определено, что безопасность обеспечивается системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам государства, общества, личности, а также проведением единой государственной политики в этой области.

Принципов обеспечения безопасности закона от 1992 г.: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства; интеграция с международными системами безопасности; взаимная ответственность государства, общества и личности по обеспечению безопасности.

В 1994 г. начинается разработка концепции экономической безопасности, как Государственной стратегии экономической безопасности РФ.

В период 1995-1997 гг. разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются приоритеты, цели, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Государство, руководствуясь концепцией и стратегией, получило возможность разрабатывать долгосрочные программы и прогнозы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.

В настоящее время обостряется международная конкуренция за обладание рынками сбыта, а также природными, технологическими, информационными ресурсами. Баланс негативных и позитивных сторон подвижен, что повышает требования к здравому смыслу в экономике и политике. Признано, что Россия имеет предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции, занимающей особое место на евроазиатском континенте и способной обеспечить процветание своего народа, играть важную роль в мировых процессах. Об этом свидетельствует мощный ресурсный, культурный и интеллектуальный потенциал страны, ее уникальное стратегическое положение в Евразии, усиление основ демократической государственности и многоукладной экономики. Россия сохраняется как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции, несмотря на все политические и социально-экономические потрясения последних 11 лет. Ключевыми интересами России в области экономики являются национальные интересы. Поэтому, комплексное решение проблем реализации национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию - вооружением, жителей - предметами потребления и услугами, торговлю - конкурентоспособными товарами.

Следующим этапом был учет последних влияний времени, определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям, подробно и современно прописаны механизмы и угрозы защиты национальной безопасности. В сфере экономики угрозы носят комплексный характер и обусловлены существенным сокращением ВВП, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты.

Ослабление научно-технического и технологического потенциалов страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов, ученых и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и федерального центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Особую остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений. Росту преступности и коррупции способствуют серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновении последних в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями.

Угрозу национальной безопасности создают и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны:

своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

Реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз;

обеспечение территориальной целостности страны, безопасности приграничного пространства;

подъем уровня жизни населения и экономики- преодоление научно-технической и технологической зависимости страны;

соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней- неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;

поддержание высокого уровня оборонного потенциала государства.

создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

расширение рынков сбыта российской продукции;

правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны;

усиление государственного регулирования в экономике;

принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения.

Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики

Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Через нее сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства.

Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы.

Инфляционная безопасность выражается в росте цен.Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая безопасность, обусловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Возрастающую роль в современной экономике играет интеллектуальная безопасность. В настоящее время колоссальную роль в мировой экономике играет глобализация. России важно выработать собственное видение своего места в глобализации.

Экономически развитые государства и их различные интеграционные образования активно содействуют деятельности транснациональных корпораций, происхождение или базирование которых так или иначе связано с соответствующими национальными интересами экономического, дипломатического, а часто и военно-политического характера. Национально-государственные интересы ведущих стран мира, конкурентные позиции национальных экономик или их интеграционных союзов, корпоративные интересы транснациональных компаний продолжают оставаться важнейшими приоритетами и мотивами действий в международных отношениях.

Методологический ключ к классификации угроз экономической безопасности содержится в Государственной стратегии экономической безопасности (Основные положения).

Увеличение имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и общественное согласие. Относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате: увеличения доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.; роста числа безработных, что может привести к социальным конфликтам; расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей; задержки выплаты заработной платы, пенсий, пособий, остановки предприятий и т. д.

Деформированность структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как: отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; усиление топливно-сырьевой направленности экономики; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; снижение результативности, расширение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления и медикаментов; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как: нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации; объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств.

Причинами криминализации общества и хозяйственной деятельности стали: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; ослабление системы государственного контроля, что всегда приводит к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли; сращивание части чиновничества государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и их проникновение в различные властные образования.

Предотвращение или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

На основе перечисленных критериев формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым можно отслеживать ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции: состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов страны; степень развития финансово-бюджетной и кредитной систем; динамику и структуру валового внутреннего продукта, объемы и темпы промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.; способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам; уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п.

Таким образом, существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих объективно и комплексно оценить уровень обеспечения экономической безопасности не только страны в целом, но и каждого региона.

Анализ основных показателей экономической безопасности России

Внешнеэкономическая деятельность

Положительный баланс российского бюджета обусловливается высокими ценами на топливные ресурсы на мировом рынке. Экспорт России с января по август 2012 года составил 346,4 млрд. долл., а импорт 213,5 млрд. долл. Большую часть прибыли от экспорта составляет вывоз нефти, газа, металлов и других видов природных ресурсов. Изменение структуры экспорта в сторону обрабатывающей промышленности является важнейшей задачей нашего государства.

Валовой внутренний продукт - совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории за определенный период времени (за год). Он является одним из основных показателей качества жизни населения. Более объективным критерием роста национальной экономики является реальный ВВП - это стоимость всех произведенных в экономике товаров и услуг в данный период, исчисленная в ценах фиксированного базового года. Не стоит забывать, что условный потолок роста в России находится намного дальше, чем в других странах. По этой причине В 90-е годы была поставлена задача - удвоение ВВП к 2012 году, для этого нужен был ежегодный прирост 7,2%.

Демографические показатели

Представление о качестве и количестве трудовых ресурсов, участвующих в создании общественного продукта можно получить при помощи основных демографических показателей.

Анализ показывает негативные тенденции развития. Многие молодые семьи не решаются заводить более одного ребенка, опасаясь жилищных и финансовых трудностей. Идет ежегодная естественная убыль населения. По Количеству детей на одну женщину Россия существенно отстает от таких стран как Швеция или Норвегия. Уменьшилась также и продолжительность жизни. В среднем россиянин живет на 15 лет меньше чем, к примеру, японец. Причина этого является социально - экономическая нестабильность. На втором месте среди причин смертности, в России преобладает алкоголизм, наркомания, убийства, суицид, травматизм на производстве, ДТП и т.п. Наблюдается миграция квалифицированной рабочей силы в западные страны и приток дешевой из стран ближнего зарубежья.

Криминализация общества

Уровень жизни населения

Оценка уровня жизни населения дает неблагоприятную картину. Уровень средней заработной платы менее 15 000 рублей не позволяет российским гражданам удовлетворять свои потребности, за исключением первичных потребностей. К тому же каждый пятый россиянин до сих пор имеет доходы ниже величины прожиточного минимума.

Обеспечение энергетической безопасности является актуальной проблемой, причины этого, не только естественная ограниченность топливных ресурсов в природе и рост энергопотребления, но и рост доли России в топливно-энергетическом балансе Европы. В первую очередь Современное состояние топливно-энергетического комплекса заставляет говорить о собственной энергетической безопасности, хотя Россия готова стать гарантом энергетической безопасности Европы.

В данный момент энергетическая безопасность России в основном обеспечивается за счет старых производственных мощностей. Но степень износа основных фондов к концу 2011 г. возросла в отраслях топливной промышленности - до 60%. Наибольший рост старения произошел в электроэнергетике. По мнению специалистов процесс активного физического и морального старения энергетического оборудования и выработка предельного эксплуатационного ресурса будет продолжаться до 2015 г. ТЭК может оказаться существенным тормозом развития страны в перспективе, что обусловливает особую актуальность проблемы обеспечения энергетической безопасности.

Заключение

Таким образом, анализ основных показателей экономической безопасности РФ, несмотря на ряд положительных тенденций, таких как рост ВВП и реальных доходов населения, снижение темпов инфляции, выявил ряд существующих и потенциальных угроз обеспечению благоприятного социально - экономического развития России. Решение проблемы обеспечения экономической безопасности России становится одной из важнейших задач государства. Очевидна необходимость комплексного и углубленного подхода к вопросам обеспечения экономической безопасности России.

экономическая безопасность россия

Литература:

Абалкин, Л.И. Курс переходной экономики: учеб. для вузов/ Л.И. Абалкин, И.А. Погосов, В.В. Радаев; под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2007. - 631 с.

Аганбегян А.Г. Социально - экономическое развитие России. / А.Г. Аганбегян; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. - 2- е изд., испр. и доп. - 2005. - 374 с.

Ануфриев В.П., Чазов А.В. Энергоэффективность и проблема изменения климата: учебный курс для студентов энергетических специальностей технических высших учебных заведений./ В.П. Ануфриев, А.В. Чазов.- М.:УЦЭЭ, 2006.-192 с.

Бункина, М.К, Национальная экономика: учеб. пособие/ М.К, Бункина. - М.: Дело, 2007. - 272 с.

Виноградов, В.В. Экономика России: учебное пособие для вузов/ В.В. Виноградов. - М.: Юристъ, 2007. - 320 с.

Глазьев, С.Ю. Экономическая теория технического развития/ С.Ю. Глазьев; отв. ред. Д.С. Львов. - М.: Новое издательство, 2008. - 235 с.

Градов, А.П. Национальная экономика: учеб. пособие/ А.П. Градов. - 2-е изд. - М.: Питер, 2005. - 233 с.

Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция/ Т.И. Заславская; Моск. шк. соц. и эконом. наук. - М.: Дело, 2007. - 568 с.

Леонтьев, В.В. Межотраслевая экономика/ В.В. Леонтьев; науч. Ред. И авт. предисл. А.Г. Гранберг. - М.: Экономика, 2007. - 477 с.: ил.

Мильнер, Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации/ Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 177 с.

УДК 343.9 ББК 67.0

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ

Александр Григорьевич САЧЕК, докторант факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: sachek_a@ tut.by

Научная специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. Формирование правового государства, перестройка политической системы общества требуют переосмысления национальной безопасности, экономической безопасности как определенной формы ее выражения. Уровневый подход к обеспечению экономической безопасности позволяет выявить основные угрозы и разработать эффективные меры по их нейтрализации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, угроза, безопасность субъекта хозяйствования, уровневый подход.

Annotation. The formation of a legal state, the restructuring of the political system of society require rethinking national security, economic security as a definite form of its expression. A tiered approach to economic security allows you to identify major threats and to develop effective measures to neutralize them.

Key words: economic security, national security, threat, security entity, a tiered approach.

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется значительным количеством конфликтов в различных сферах жизнедеятельности. Вследствие низкой эффективности существующих систем безопасности обозначилась тенденция к глобальной нестабильности. Растущая степень открытости экономик, свободы перемещения товаров, капиталов и трудовых ресурсов, межличностного взаимодействия размывает грань между внутренними и внешними политическими, экономическими, информационными процессами. С целью нивелирования рисков государства вступают в различные интеграционные образования, призванные обеспечить защиту национальных интересов как в военно-политической, так и экономической сферах.

В Республике Беларусь активно ведется работа по формированию комплексного подхода в сфере обеспечения национальной, в том числе и экономической, безопасности государства. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (далее - Концепция) экономическая безопасность определяется как состояние экономики, при котором гарантиро-

ванно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.

Однако Концепция закрепляет лишь общий подход к понятию угрозы и говорит об угрозе национальной безопасности как о потенциальной или реально существующей возможности нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь.

По нашему мнению, следует обратить внимание на широту понятия экономической безопасности и на многообразие угроз экономической сфере.

Как правило, большинство ученых говорят об экономической безопасности с точки зрения экономики, либо управленческой функции государства.

Так, В.К. Сенчагов и М.В. Мясникович считают, что экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал1.

В.В. Пузиков рассматривает экономическую безопасность как совокупность экономических

ЗАКОН И ПРАВО 12-2014

отношений, условий и факторов, обеспечивающих защиту жизненно важных национальных интересов, независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию2.

Говоря об угрозах экономической безопасности и факторах, их детерминирующих, представляется целесообразным определиться с их уровнями. Мы согласны с мнением Л.Д. Шарого и М.Я. Корнилова, которые предлагают выделять три уровня угроз: угрозы экономической безопасности личности, угрозы экономической безопасности субъекта хозяйствования, угрозы экономической безопасности государства3.

Однако следует отметить, что данный подход не в полной мере отражает современное геополитической положение Республики Беларусь. Наше государство является участником Договора о создании Союзного государства, что позволяет говорить о формировании четвертого уровня угроз экономической безопасности - угрозы экономической безопасности Республики Беларусь в условиях Союзного государства.

Анализ работ отечественных и российских ученых позволяет сделать вывод о формировании двух основных подходов к вопросу об угрозах экономической безопасности.

Первый подход - комплексный, он нашел отражение в Концепции и представляет собой всесторонний анализ угроз экономической безопасности не только в сфере экономики, но и в сферах социальной, политической, противодействия преступности и др. Сложность же данного подхода заключается в необходимости разработки и учета значительного количества индикаторов (например, криминогенного состояния), которые оказывают не прямое, а опосредованное влияние на экономическую безопасность.

Сущность второго, более традиционного подхода заключается в разработке системы индикаторов экономического развития, которые позволяют определять опасность как совокупность условий, факторов и действий, направленных на расшатывание, сбои в работе, нарушение функций и стабильности в экономической системе. Выход за рамки пороговых показателей при рассматриваемом подходе позволяет говорить о возникновении кризисной ситуации, для выхода из которой необходимо оперативное вмешательство государственных органов.

Таким образом, приверженцы второго подхода основной задачей считают разработку пороговых значений эффективности развития экономики, являющихся основой эффективной национальной стратегии в области экономической политики.

Представляется необходимым отметить, что постепенно приверженцы второго, исключительно экономического подхода к проблеме угроз экономической безопасности все больше склоняются к необходимости анализировать значительно большее количество факторов.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что экономическая безопасность - сложная многоуровневая категория, включающая не только экономические, политические, военные, экологические, но и криминальные аспекты проблемы. При анализе угроз экономической безопасности необходимо обращать повышенное внимание не только на экономические, но и на ряд других факторов, в том числе криминогенных.

В современных условиях следует говорить не просто об экономической безопасности Республики Беларусь, а об экономической безопасности Республики Беларусь в условиях Союзного государства как состоянии социально-экономической сферы, при котором органы государственной власти Беларуси и России обеспечивают полноту реализации и защищенность приоритетных экономических интересов; стабильность, устойчивость, поступательность развития экономики Союзного государства с учетом требований эффективности и конкурентоспособности в границах пороговых значений экономической безопасности.

1 См.: Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / В.К. Сенчагов и др. М.: Дело, 2005; Мясникович М.В. Проблемы экономической безопасности: Учеб. пособие. Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2001.

2 Пузиков В.В. Экономическая безопасность и экономическая преступность. Мн.: ЗАО «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 2001.

Аннотация. Статья посвящена вопросам обеспечения экономической безопасности . Автор рассматривает вариант создания службы экономической безопасности .
Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы, обеспечение экономической безопасности.

В настоящее время значимость такого аспекта функционирования предприятия как экономическая безопасность неуклонно возрастает. Обеспечение экономической безопасности является основой существования любого хозяйствующего субъекта в современных условиях. Экономическая безопасность предприятия при этом трактуется как возможность эффективно достигать основной цели своей деятельности в рыночной экономике, - получать прибыль, - за счет четкого выполнения предприятием своих функций в условиях влияния внутренних и внешних угроз. Понятие «угрозы безопасности» отражает такие изменения во внешней и внутренней среде субъекта, которые приводят к негативному изменению предмета безопасности. В качестве предмета угроз могут выступать те составные части хозяйственной системы предприятия, параметры которых могут выйти за допустимый интервал.

Существуют различные классификации угроз экономической безопасности предприятия. По отношению к субъекту угрозы могут быть внешними и внутренними. Внешние обусловлены воздействием внешней среды - политическая и экономическая нестабильность, обострение глобальных экологических проблем, непредсказуемая реакция торговых партнеров и т.п.; внутренние - состоянием самого предприятия. При этом внутренние факторы могут как усиливать, так и ослаблять действие внешних угроз, и наоборот.

Также выделяют реальные, уже произошедшие изменения, и потенциальные, которые могут произойти при каких-то условиях. Существуют угрозы, целенаправленно создаваемые другими субъектами, и возникающие стихийно, которые вызваны последствиями случайных событий. Угрозы могут носить опосредованный характер, действовать при определенных дополнительных условиях, и проявляться непосредственно, прямо вызывая негативные изменения. Различают угрозы, порождающие негативные изменения через короткие временные промежутки (в свою очередь они бывают регулярными и спорадическими), и перспективные, проявление которых может наступить через длительный период времени после возникновения данной угрозы. Они, в свою очередь, подразделяются на экономические, политические, социальные и экологические. Выявленные угрозы можно отнести к частично поддающимся нейтрализации и к не поддающимся сознательному управлению.

Наибольшее практическое применение на сегодняшний день нашла классификация угроз экономической безопасности по сфере их возникновения. В данном контексте выделяют следующие угрозы :

Предприятию как целому - финансовая несостоятельность, некомпетентный менеджмент или порча репутации (ведущие к несостоятельности);

Информации - утечка стратегически важных сведений;

Материальным активам - физическое исчезновение (уничтожение или пропажа) или порча;

Нематериальным активам - их ликвидация (к примеру, отзыв лицензии, непродление сертификата и пр.);

Финансам - пропажа;

Перспективам развития - неблагоприятная рыночная конъюнктура.

Разумеется, указанные угрозы не являются взаимоисключающими, а пересекаются друг с другом. Любая классификация в определенной мере условна.

Угрозы экономической безопасности предприятия в зависимости от источника возникновения делят на объективные и субъективные. Объективные возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих, независимы от принятых решений, действий менеджера - это состояние финансовой конъюнктуры, научные открытия, форс-мажорные обстоятельства и т. д. Их необходимо распознавать и обязательно учитывать в управленческих решениях. Субъективные угрозы порождены умышленными или неумышленными действиями людей, различных органов и организаций, в том числе государственных и международных предприятий конкурентов. Поэтому и их предотвращение во многом связано с воздействием на субъектов экономических отношений.

В целом, источниками угроз экономической безопасности могу выступать :

1) внешние источники:

Рынок - изменение спроса, курсов валют, продуктовой линейки, стоимости кредитов, усиление конкуренции;

Недобросовестная конкуренция и иные незаконные действия третьих лиц, направленные против предприятия;

Угрозы репутации предприятия по страновым, политическим, религиозным и иным мотивам, исходящие от органов государственной власти и общественных организаций;

Промышленные катастрофы, аварии, террористические акты, стихийные бедствия.

2) внутренние:

Персонал - разглашение конфиденциальной информации, умышленные нарушения контрольных процедур в целях хищения, халатность, саботаж;

Несовершенство механизма контрольных процедур (отсутствие необходимого контроля, незнание их персоналом).

Факторы экономической безопасности предприятия - это комплекс окружающих условий, воздействующих на параметры безопасности. Данные факторы подразделяют на внутренние и внешние. Внешние факторы при этом можно разделить на три подгруппы :

1) макроэкономические: стадия развития экономики страны, стабильность хозяйственного законодательства, уровень инфляции, паритет валют, покупательная способность населения, состояние финансовой системы, государственная политика (антимонопольная, инвестиционная, налоговая, инновационная, регуляторная, внешнеэкономическая, ценовая);

2) рыночные: потребительский и производственный спрос, уровень цен на сырье и готовую продукцию, динамика конкуренции в регионе и отрасли, поведение конкурентов, емкость рынка, платежеспособность контрагентов;

3) прочие: темпы научно-технического прогресса, демографические тенденции, криминогенная обстановка, природно-климатические факторы и др.

Совокупность внутренних факторов экономической безопасности можно разделить на следующие группы :

1) финансовые: структура и ликвидность активов, структура капитала, обеспеченность собственным оборотным капиталом, уровень рентабельности, доходность инвестиционных проектов, дивидендная политика,;

2) производственные: использование оборотных и основных средств, состояние и структура основных фондов, система контроля качества, структура себестоимости;

3) кадровые: организационная структура управления, мотивация персонала, наличие стратегии развития, квалификация и структура персонала, параметры оплаты труда, уровень рационализаторской активности, социальные мероприятия;

4) материально-технического обеспечения: уровень диверсификации поставок сырья, качество поставляемого сырья, ритмичность поставок, использование современных технологий;

5) инвестиционно-технологические: НИОКР, наличие инвестиционных ресурсов, уровень инновационной активности;

6) сбытовые: ассортимент продукции, ценовая политика, портфель заказов, степень диверсификации потребителей, политика расчетов с потребителями, готовность отгружаемой продукции, проведение маркетинговых исследований;

7) экологические: внедрение новых технологий, осуществление природоохранных мероприятий.

Служба безопасности предприятия - важное структурное подразделение, организуемое администрацией для обеспечения безопасности экономических, технико-технологических, правовых, коммерческих, физических и режимных компонентов предприятия. Служба безопасности является структурной единицей, непосредственно участвующей в работе предприятия. ее структуру и штат определяет руководитель предприятия в зависимости от особенностей деятельности и ее масштабов. Назначение на должность начальника службы безопасности, а также его освобождение производится руководителем предприятия.

Структура службы безопасности определяется исходя из результатов анализа функций обеспечения экономической безопасности. К ее основным функциям можно отнести следующие:

Организационно-управленческая - воздействие на формирование и совершенствование организационной структуры управления, помощь в организации координации и взаимодействия отдельных звеньев системы управления для достижения поставленных организационных целей;

Планово-производственная - разработка комплексных программ и отдельных специальных целевых планов обеспечения безопасности предприятия;

Социально-кадровая - участие в расстановке кадров, предупреждение и локализация внутриорганизационных конфликтов, создание здоровой рабочей обстановки в коллективе;

Административно-распорядительная - подготовка решений по организации и обеспечению функционирования корпоративной системы безопасности, определению полномочий, обязанностей, прав и ответственности работников в сфере обеспечения безопасности;

Хозяйственно-распорядительная - участие в планировании и выделении ресурсов, необходимых для эффективного решения задач безопасности предприятия, в подготовке и реализации мероприятий по обеспечению безопасности;

Учетно-контрольная - определение наиболее важных направлений финансово-хозяйственной деятельности и работа по организации своевременного обнаружения внутренних и внешних угроз финансовой устойчивости и стабильности предприятия, оценка их источников, налаживание контроля за критическими факторами, ведение учета негативных факторов;

Организационно-техническая - материально-техническое и финансовое обеспечение системы безопасности предприятия;

Научно-методическая - накопление и освоение передового опыта обеспечения безопасности, обучение штатного персонала, научная проработка возникающих проблем обеспечения безопасности, методическое сопровождение деятельности в данной сфере;

Информационно-аналитическая - целенаправленный сбор, хранение и обработка информации в области обеспечения безопасности.

Формирование службы безопасности предприятия производится на основе разработанных документов (устава и инструкций), в которых сформулированы цели, задачи и обязанности службы.

Цель функционирования службы безопасности предприятию заключается в своевременном выявлении и нейтрализации условий и причин, способствующих нанесению возможного ущерба.

Перечень основных задач службы безопасности определяется необходимостью достижения указанной цели и представляет собой требования к осуществлению мер по следующим направлениям:

Обеспечение защиты имущества предприятия;

Обеспечение безопасности персонала;

Обеспечение защиты коммерческой тайны и т.д.

Структура службы безопасности предприятия и ее штат определяется в соответствии с целями, задачами и функциями обеспечения безопасности. Ее деятельность должна быть нацелена на комплексное решение отмеченных выше задач на основе разработанной стратегии и применения широкого спектра тактических приемов подготовки и проведения мероприятий по обеспечению безопасности.

Служба безопасности должна осуществлять разработку режимов безопасности, установление и поддержание данных режимов, а также контроль за их соблюдением. Она может включать подструктуры внутренней безопасности, экономической разведки, физической защиты и т.п. В составе службы безопасности предприятия могут быть также образованы информационно-аналитические и вспомогательные подразделения, а также прочие организационные звенья по направлениям обеспечения безопасности, созданы временные структуры с привлечением сторонних специалистов для решения комплексных сложных задач обеспечения безопасности, определяемых конкретными целями и складывающейся обстановкой.

Взаимоотношения службы безопасности с другими подразделениями и службами предприятия определяются специальным уставом и организационно-распорядительными документами по вопросам данных отношений, которые оформляются в форме приказов и распоряжений руководства предприятия.

Ответственность службы безопасности перед руководством предприятия, его подразделениями и трудовым коллективом определяется в соответствии с функциями. За результаты своей работы она и ее работники несут юридическую, дисциплинарную и материальную ответственность. Службе безопасности предоставляется возможность использовать весь потенциал для решения проблем обеспечения безопасности.

Деятельность службы безопасности состоит в создании необходимых организационных, материальных и правовых, условий выявления, пресечения и предупреждения посягательств на имущество, благоприятную коммерческую конъюнктуру, интеллектуальную собственность и научные достижения, устойчивость хозяйственных связей, производственную дисциплину, социально-психологическую обстановку, технологическое лидерство, охраняемую информацию.

Организационные условия формируются на основе разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности предприятия, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки и обучения персонала.

Материальные условия создаются за счет выделения и использования финансовых, кадровых, интеллектуальных, технических, информационных и прочих ресурсов, обеспечивающих своевременное выявление, подавление или ослабление внутренних и внешних источников угроз, предотвращение и локализацию возможного ущерба и создание благоприятных возможностей и условий деятельности предприятия. Эти ресурсы наполняют организационные меры необходимым материальным содержанием, создающим реальную основу развития системы обеспечения безопасности предприятия.

Создание правовых условий заключается в разработке, толковании и реализации норм права, установлении пределов их действия, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерного поведения персонала предприятия по отношению к его криминологической безопасности, использовании мер государственного и административного принуждения, применении санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы предприятия, постоянном совершенствовании правовой технологии деятельности службы безопасности.

  1. Балкова, К.М. Особенности формирования службы экономической безопасности предприятия / К.М. Балкова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11. - С. 812-814.
  2. Волкова, М.Н. Функциональные направления службы безопасности предприятия / М.Н. Волкова, Д.С. Иванников // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - № 4. - С. 144-147.
  3. Горбачев, Д.В. Комплексный подход к организации деятельности службы экономической безопасности предприятия / Д.В. Горбачев, М.В. Кононова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2014. - № 1. - С. 165-170.
  4. Кавыршина О.А. Управление затратами учебное пособие / О. А. Кавыршина, А. Л. Шарыкина; ГОУВПО "Воронежский гос. технический ун-т". Воронеж, 2010.
  5. Моисеева В.М. Направления повышения клиентоориентированности / В.М. Моисеева // Экономинфо.- 2009. - № 12. - С. 19-21.
  6. Радченко В.М. Основы инвестиционной деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030500.18 "Профессиональное обучение (экономика и управление)" / В. М. Радченко, А. В. Котельников; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Воронежский гос. пед. ун-т". Воронеж, 2006.
  7. Сабетова Т.В. Проблемы стимулирования инновационной активности / Т.В. Сабетова // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2015. - № 5-6. - С. 22-27.
  8. Саламова С.С. Теоретические подходы к обеспечению экономической безопасности предприятия / Т.А. Волкова, М.Н. Волкова, Н.В. Плужникова, С.С. Саламова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия - 2015. - №3. - С.29-32.
  9. Суглобов, А. Е. Экономическая безопасность предприятия: учебное пособие / А. Е. Суглобов, С. А. Хмелев, Е. А. Орлова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 271 с.

Научный руководитель : к.э.н., доцент Волкова М.Н.

Шпилевская Е.В.

ORCID: 0000-0003-0072-5717, кандидат экономических наук, Ростовский институт защиты предпринимателя

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ: УГРОЗЫ И ПУТИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности страны в современных условиях. На примере экономики Российской Федерации проводиться анализ основных угроз в сфере экономической безопасности и рассматриваются возможные варианты обеспечения развития экономики страны. Особое внимание уделяется исследованию места и роли человеческого капитала в обеспечении экономической безопасности страны.

Ключевые слова: Экономическая безопасность, устойчивый рост, утечка мозгов, человеческий капитал, инновационное развитие, сырьевая экономика.

Shpilevskaya E.V.

ORCID: 0000-0003-0072-5717, PhD in Economics, The Rostov institute of Protection of Businessman

THE ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY: THREATS AND WAYS TO ENSURE

Abstract

The article examines the economic security of the country today. On an example of economy of the Russian Federation carried out the analysis of the main threats in the sphere of economic security and discusses possible options for the development of the economy. Particular attention is given to the place and role of human capital in the economic security of the country.

Keywords: Economic security, sustainable growth, brain drain, human capital, innovation development, resource-based economy.

Экономическая безопасность является базисом для обеспечения национальной безопасности страны в целом и ее устойчивого социально-экономического развития. Раскрывая определение экономической безопасности можно исходить из разных трактовок.

Экономическую безопасность можно определить как возможность экономики страны в целом и ее регионов в отдельности обеспечивать стабильное развитие и соответствующую защиту экономических интересов индивидов, хозяйствующих субъектов, регионов и страны. Экономическая безопасность страны может рассматриваться с позиции обеспечения защиты жизненно важных интересов всех жителей страны, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.

Более развернутое определение экономической безопасности предполагает достижение такого состояния экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение экономических потребностей, контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов, защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.

Таким образом, рассматривая понятие экономической безопасности, следует исходить из определения равновесия экономической системы и ее дальнейшего устойчивого развития. Вместе с тем экономическое развитие может быть обеспечено различными факторами, носить экстенсивный или интенсивный характер.

Как правило, экстенсивный путь развития страны является менее затратным и обеспечивается в основном за счет активной эксплуатации имеющихся ресурсов. Однако, развитие по данному типу уже содержит в себе элементы кризиса, скорость достижения которого будет определяться тем, насколько быстро исчерпаются ресурсы или насколько быстро смениться конъюнктура рынка. Здесь следует отметить тот факт, что с момента распада СССР за все годы существования Российской Федерации, экономическое развитие страны обеспечивалось экстенсивным путем за счет экспорта в первую очередь природных ресурсов и необработанного сырья. Это, в свою очередь, предопределило утрату страной экономической безопасности и нарастание кризисных явлений. Более этого, анализ факторов развития мировой экономики в целом позволяет утверждать то, что последние 25-30 лет мировая экономика развивалась именно экстенсивным путем. Экстенсивный путь развития был предопределен именно стремлением рыночной экономики к снижению затрат и отсутствием интереса к инвестициям, с высоким сроком окупаемости даже на уровне государств.

Интенсивный путь развития базируется на повышении отдачи от имеющихся ресурсов, а этого в современном мире можно достичь только при наличии новых технологий. Таким образом, интенсивное развитие опирается на инновационные решения в области энергетики, экологии, медицины и др. Но инновации, сами по себе, являются следствие научно-изыскательской деятельности человека. Таким образом, интенсивное развитие может быть обеспечено только при обеспечении высокого «качества» человеческого капитала.

В экономической теории понятие «человечески капитал» трактуют как совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом . Таким образом, то того какими знаниями, умениями и навыками владеет население страны, каковы основные потребности отдельного индивида и общества данной страны в целом будет зависеть дальнейшее развитие, процветание или упадок этой страны.

В современной России проблемы связанные с понятием человеческого капитала проявляются во всех секторах экономики. Недостаток квалифицированных специалистов (а это отсутствие знаний, умений и навыков) во всех секторах экономики приводит к разрушительным последствиям. Чудовищное искажение потребностей с ориентацией только на потребление фактически выступает первопричиной коррупции, так как индивид жаждет только удовлетворения своих потребностей без мотивации к созидательному труду, а это, по мнению автора, является следствием гипертрофированности желания потреблять и уничтожением из самосознания личности желания производить и созидать.

Причин деградации «человеческого капитала» в современной России множество: это и упадок системы образования; и сырьевая ориентация экономики, где фактор человеческого капитала сводиться лишь к потреблению; и продолжительная нестабильность и кризисы, что провоцирует отток высококлассных специалистов, и многое другое.

Еще в 2008 г Министерством экономического развития РФ была разработана Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г . В данной концепции представлены три сценария долгосрочного развития Российской Федерации (см. таблицу 1 и 2)

Таблица 1 – Сценарии долгосрочного развития РФ

Инертный Энерго-сырьевой Инновационный
· Консервация экспортно-сырьевой модели при замедлении добычи и экспорта углеводородов;

· Снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств и рост зависимости от импорта и технологий;

· Темп роста ВВП не превышает 4% в год

· Ускоренное развитие и модернизация энерго-сырьевых отраслей и транспорта;

· Фрагментарная модернизация высокотехнологичных секторов при отсутствии масштабного экспорта продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью

· Темп роста ВВП – 5-6% в год

· Создание эффективной национальной инновационной системы и реализация проектов в высокотехнологичных отраслях;

· Конкурентоспособный человеческий капитал и экономика знаний;

· Создание новых региональных центров развития;

· Темп роста ВВП – 6,5% в год

Таблица 2 – Основные результаты развития по трем сценариям

Показатели Инерционный Энерго-сырьевой Инновационный
ВВП

темп роста 2020 к 2007

на душу населения, по ППС, тыс. долл.

доля в мировом ВВП,%

Инвестиции (2020 к 2007)

Норма накопления, % ВВП

Доля инвестиций в высокотехнологичный сектор в 2020 г.

2,4 раза 3,6 раза 4 раза
Энергоемкость ВВП (2020 к 2007) 70% 67% 59%
Доля нефтегазового сектора в 2020 г.

Доля сектора экономики знаний и высоких технологий в 2020 г.

13,2% 12,7% 11,1%
Реальные доходы населения
(2020 к 2007)

Бедность к 2020 г.

Как видно из представленных данных, реализация 2-го и 3-го вариантов развития связана с осуществлением модернизации, что не может быть достигнуто без участия человеческого капитала.

Кроме того, развитие НТП, связанное с разработкой новых альтернативных источников энергии и их активное внедрение в оборот, нестабильность на сырьевых рынках, экономические санкции, в скором времени приведут к тому, что спрос на нефть и газ резко сократятся. В этом случае экономика России будет не в состоянии конкурировать с ведущими мировыми державами. И здесь актуальны слова В.В. Путина произнесенные еще более пяти лет назад: или станем страной инновационной экономики, или потеряем страну. Теперь мы можем оценить потери от того, что Россия так и не стала пока страной инновационного развития.

Инновации, как уже было отмечено выше, не могут рассматриваться отдельно от человеческого капитала, так как именно последний является их генератором. Вместе с тем проблема формирования и развития человеческого капитала в Российской Федерации уходит корнями в далекие 80-е прошлого столетия. Начало экономических реформ в СССР ознаменовалось падением железного занавеса и именно в этот период начинается масштабный процесс «утечки мозгов», который достигает своего апогея в 90-е гг ХХ века. Потери отечественной экономики, вызванные этим явлением оценить достаточно сложно. Приведем оценки компетентных в этом вопросе лиц (см. таблицу 3).

Таблица 3 – Экспертные оценки экономического ущерба от «утечки мозгов»

Эксперт Оценка
Академик В.Страхов свыше 200 тыс. ученых уехало за границу
ЮНЕСКО к середине 90-х гг. Россия потеряла от эмиграции ученых более 30 млрд. долларов.
Министерство образования и науки отъезд одного ученого обходится России в 300 тыс. долл. потерь.
Ректор МГУ, академик В. Садовничий на обучение одного специалиста мирового класса Московский университет тратит до 400 тысяч долларов… Выпускники МГУ ежегодно «увозят» за границу 120 млн. долл.
Член Комитета по образованию и науке, профессор МГУ И. Мельников в 90-е годы ежегодные потери от «утечки мозгов» составляли примерно 50 миллиардов долларов.
Ректор Российского нового университета, председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов России В. Зернов Суммарный ущерб России от “утечки мозгов” составляет свыше одного триллиона долларов

В последние годы процесс «утечки мозгов» носил скрытый характер. Если в 90-е и начале нулевых российские ученые уезжали за границу, то последние лет пять специалист, живя в России, работал в западных или отечественных фирмах по международным контрактам. Потери государства от такого рода «утечки мозгов» по оценкам профессора МГУ И. Мельникова составляли 600-700 миллионов долларов в год . Необходимо отметить, что такая завуалированная эксплуатация отечественного человеческого капитала во благо иностранного государства является не менее, а может быть даже более опасной, так как носит скрытый характер.

Негативно на состоянии человеческого капитала сказались и санкции. По данным отечественных изданий , за первые восемь месяцев 2014 года из России эмигрировали 203 659 человек

Проблема сохранения человеческого капитала в научной сфере обостряется также отсутствием в России хорошей инновационной инфраструктуры и низким уровнем финансовой обеспеченности научного сектора. В СССР финансирование науки составляло порядка 3-3,5 % от ВВП, а в отдельные периоды времени достигало и 7%. С распадом СССР, в период рыночных реформ затраты на науку и научное обслуживание упали до 0,5% ВНП . В последние годы расходы по данному направлению находятся в пределах 1,2 % ВВП. Необходимо отметить, что финансирование науки коммерческим сектором в России развито плохо, так как данные капиталовложения сопряжены с высоким уровнем риска, а отдача по ним наступает не сразу. В этой связи закономерен вопрос – а не стоит ли воспользоваться уже готовыми научными разработками, вместо того, чтобы нести такие непосильные затраты.

Ответом на данный вопрос может стать анализ мирового опыта реформирования экономики отдельных стран с их переходом на путь инновационного развития. Изучая данный вопрос на примере бывших социалистических стран Восточной Европы, можно выделить некоторые закономерности такого развития .

Во-первых, в этих странах инновационная перестройка экономики сопровождалась их активным подключением к европейским интеграционным процессам, при этом зарубежные инвестиции рассматривались как основная движущая сила реструктуризации, обеспечивающая возможность получения доступа к современным технологиям и значительным финансовым ресурсам. Подобный подход характерен и для Российской экономики. Наиболее ярко он проявляется в отечественном автопроме, который в иностранных инвесторах видит панацею от всех бед. Однако, приходя на отечественный рынок, иностранный инвестор не спешит внедрять новые технологии или усовершенствовать производства, он стремиться выжать как можно больше прибыли при минимальных капитальных затратах. Примером тому является завод «Москвич», арендованный на 49 лет концерном «Рено» у правительства Москвы.

Во-вторых, критическая зависимость от иностранного капитала приводит к деградации национальной науки, а человеческий капитал в стране развивается только по направлению формирования класса рабочих для обслуживания производств.

Рыночные преобразования в восточноевропейских странах, ориентированные на иностранные вливания, оказались губительными для науки. В результате опоры на иностранные компании, как основной источник технологических инноваций, сфера науки оказалась на положении изгоя. В восточноевропейских странах почти целиком распалась индустриальная и научно-исследовательская деятельность. Прикладные исследования были частично или полностью прикрыты. В целом за время рыночных преобразований регион растерял до 75% своих научных кадров. Естественно для России, с ее богатыми научными традициями и потенциалом такой путь инновационного развития неприемлем .

Сегодня проблема сохранения человеческого капитала в научной среде может быть решена не только за счет государственных вливаний, но и за счет привлечения бизнеса в науку. К примеру, в Силиконовой долине – центре сосредоточения науки в США, большая часть исследовательских работ осуществляется малыми предприятиями при поддержке правительственных грантов, что значительно ускоряет процесс коммерциализации научного знания и обеспечивает высокий уровень отдачи от исследований.

В Российской Федерации аналогом Силиконовой долины можно считать инновационный центр «Сколково». Однако, для такой огромной страны как Россия «Сколково» должно быть не одно. И решение вопроса о реализации подобных проектов в масштабах страны должно учитывать необходимость размещения их в разных регионах, в противном случае усилится отток специалистов с периферийных регионов, что приведет к их ослаблению.

Еще одной проблемой реализации проекта «Сколково» является то, что по факту результаты работы исследователей становятся собственностью зарубежных компаний и не реализуются внутри страны. Таким образом, промышленная отсталость отечественной экономики остается, а отечественные разработки возвращаются на родину в виде импорта готовой продукции, что негативным образом сказывается на развитии страны в целом.

Согласно данным национального совета по разведке США озвученным на конференции «Физическая и социальная инфраструктура России: выводы для будущего развития» В 1992 году в России было около 900 000 ученых, активно занимавшихся наукой. В 2004 году лишь 450 000 специалистов можно было формально назвать учеными, при этом только 100 000 из них тратили более половины своего рабочего времени на изучение неисследованных областей или на совершенствование существующей и разработку новой техники.

За последние десять лет ситуация не улучшилась. Согласно данным Госкомстата численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками сократилась более чем на 10 %. (см. табл. 4).

Таблица 4 – Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по категориям по Российской Федерации, чел.

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Проблема «утечки мозгов» и сокращения человеческого капитала выходит далеко за рамки низкой оплаты труда. Для ее понимания следует прислушаться к мнению и самих ученых. По мнению вице-президента РАН, нобелевского лауреата по физике Жорес Алферов основная проблема отечественной науки заключается не в низком финансировании, а в невостребованности научных результатов экономикой и обществом. По его словам данная проблема характерна и для других стран Европы и Азии.

«Отовсюду ученые уезжают только в одну страну – в Соединенные Штаты Америки. Этот процесс был, есть и будет» – констатирует Алферов.

Остающиеся в России специалисты и ученые, занимающиеся научными исследованиями и разработками, желающие продолжить свою научную карьеру, зачастую не имеют ни средств, ни оборудования, ни мотивации для проведения серьезных исследований. Таким образом, решение проблемы «утечки мозгов» кроется в необходимости поднятия престижа науки, что невозможно без участия государства и формирования соответствующей законодательной базы, позволяющей защитить интеллектуальные права самих исследователей.

Еще одной немаловажной проблемой является воспроизводство «человеческого капитала». Эта проблема затрагивает как минимум два аспекта. Во-первых, это общая тенденция сокращения численности населения страны. Во-вторых, изменение качества народонаселения в сторону его деградации. Рассмотрим каждый из аспектов в отдельности.

Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х годов. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения.

Вместе с тем, следует отметить, что предельный пик по сокращению числа родившихся на 1000 чел населения (8,7) был пройден в 2000г. После чего начинается подъем рождаемости. По мнению Н. Римашевской подъем рождаемости в период с 2002 по 2012 гг. связан с вступлением в возраст воспроизводства поколения, родившегося в начале 80-х гг ХХ века. В этот период в стране проводилась пронаталистическая политика. Еще одним фактором роста Рождаемости Римашевская выделяет рост числа браков . Несомненно, есть эффект и от реализации программы материнского капитала, повышения общего уровня жизни населения и относительной экономической стабильности. Однако, рост рождаемости не давал прироста населения из за высокого уровня смертности. Естественный прирост населения наблюдается только с 2013 г (см. рис 1). Следует так же отметить, что даже оптимистические демографические прогнозы построены на временном характере этого явления. По оптимистическим оценкам уже к 2021 г. будет наблюдаться естественная убыль населения (31,1 тыс. чел.), по пессимистическому варианту естественная убыть населения начнется уже в 2016 г. (-49,2 тыс. чел.)

Рис. 1 – Динамика показателя естественного прироста населения в период с 1950 по 2013 гг.

Вместе с тем для обеспечения экономической безопасности страны и ее дальнейшего устойчивого развития необходимо поддерживать увеличение рождаемости с одной стороны, и обеспечить рост продолжительности жизни. Если последнее в основном напрямую связано с уровнем развития медицины и уровнем охвата населения медицинскими услугами. То высокий показатель рождаемости весьма неустойчив и подвержен влиянию множества факторов. Среди негативных факторов можно выделить:

  • общую тенденцию увеличения возраста рождения матерью первого ребенка. Если средний возраст женщины рожающей первый раз сегодня по России примерно в 24–25 лет, то через пять-семь лет эта цифра может подняться до 29–30 .
  • наличие гражданских браков и рост числа разводов. Женщины не хотят иметь внебрачных детей, их пугает экономическая нестабильность.
  • повсеместное стремление женщин к построению карьеры и достижению материальных благ. Все это отодвигает возраст рождения первого ребенка и снижает общую способность к воспроизводству.
  • инфантильность современного поколения. Современный человек позже своих родителей достигает экономической стабильности и независимости, а обретая все это – склонен к бездетности по собственному желанию.

Таким образом, решение проблемы роста численности населения может быть достигнуто только при грамотной государственной политики, направленной на повышение статуса семьи, формировании ценности материнства и детства. Нельзя здесь обойтись и без финансовой составляющей: чем больше женщина будет уверена в экономической стабильности и защищенности, тем выше будет ее желание рождения ребенка. Можно так же учесть и предыдущий опыт стимулирования рождаемости. Так в 80-е гг. в СССР для женщин был увеличен отпуск по уходу за ребенком, выросли размеры пособия, была сокращена женская рабочая неделя.

Важный аспект обеспечения воспроизводства «человеческого капитала» является качество народонаселения .

Под качеством народонаселения будем понимать совокупность профессиональных, образовательных, психофизиологических характеристик, делающих работника способным к выполнению определенной работы . Возникновение качества населения знаменовалось становлением направленности на воспроизводство таких индивидов, которые должны были, с одной стороны, участвовать в коллективной деятельности, полностью подчиняясь ее потребностям и интересам, а с другой стороны – быть способными к независимой деятельности. Это обусловило чрезвычайное усиление роли психоэмоциональных способностей, индивидуального опыта накопления и обработки информации, являющихся необходимым условием последующих измерений качества населения и его дифференциации в зависимости от условий жизнедеятельности .

Упрощенно качественный ресурс народонаселения определяют три параметра – здоровье (физическое, психическое, социальное), интеллектуальный потенциал и духовно-нравственные установки.

Об интеллектуальном потенциале и проблеме «утечки мозгов» было сказано выше. Что касается здоровья и наличия духовно-нравственных установок, то здесь наше общество находится на грани прохождения точки невозврата.

С одной стороны наблюдается общий уровень снижения качества предоставления медицинских услуг широким слоям населения, сокращается охват населения медицинской помощью, а с другой стороны наблюдается деградация нации. Это выражается в увеличении числа заболеваний, в особенности врожденных. Наблюдается рост психического (страна вошла в первую десятку в мире по числу самоубийств), социального (растут число тайных абортов и заболеваний СПИДом, алкоголизация, наркомания) и духовно-нравственного нездоровья, что не поддаётся учёту.

Решение проблем связанных с качеством народонаселения возможно только через призму экономических отношений. Динамика качества населения определяется закономерностями развития производительных сил и выделения доминирующих сфер производства (т.е. социально-экономических факторов демографических процессов) . Человек, наделенный способностью трудиться, всегда несет в своем сознании определенные потребности, которые основываются на его реальном бытии и объективной необходимости потребления. Именно сознательная трудовая деятельность лежит в основе развития потребностей населения и их удовлетворения. Вместе с тем эта деятельность должна быть правильно оценена, что выражается в распределении доходов населения (качество народонаселения не может быть обеспечено в обществе, где продавец без образования имеет доход выше квалифицированного врача или педагога) и общей оценкой результатов труда государством и обществом, престижностью, ценностью и социальной значимостью профессии.

Для обеспечения качества населения необходимо определиться с вопросом формирования потребностей. И если данный вопрос будет решаться исключительно в разрезе рыночных отношений, то конечным «продуктом» станет эгоистичный потребитель, для которого собственные потребности являются приоритетными. Данный индивид будет стремиться минимизировать собственные затрат и искать возможности эксплуатации окружающих. А в конечном итоге провоцирует общее нездоровье как отдельно взятого индивида, так и общества в целом.

Литература

  1. Западная пресса снова пишет об утечке мозгов из России – повлияли санкции [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsru.com/world/27oct2014/russia_print.html
  2. Миронин С. «Потери России от утечки мозгов» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://contr-tv.ru/print/2299/
  3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с “Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”) [электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
  4. Римашевская Н. Мы переживаем не бум, а всплеск рождаемости. // Информационный портал русский мир [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russkiymir.ru/publications/155673/
  5. Россия: «Утечка мозгов» // Общественно-политический журнал Федерального собрания Парламента РФ «Российская Федерация сегодня». – 2010. – № 11 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://russia-today.ru/old/archive/2004/no_11/11_they_2.htm
  6. Саградов А.А. Теория и методы изучения качества населения. Научное исследование. – М.: Гуманитарный фонд, 1995 – С.19
  7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года” [электронный ресурс]. Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/195521/#ixzz3l5jYEZlR
  8. Человеческий капитал: Википедия. Свободная энциклопедия. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E5%EB%EE%E2%E5%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%EA%E0%EF%E8%F2%E0%EB
  9. Хмелев М. «Российская экономика: от экспорта сырья к инновациям» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asiaplus.tj/news/53/17099.html
  10. Шпилевская Е.В. Человеческий капитал в системе экономической безопасности региона // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015 №5 (84). С. 118-125
  11. Шпилевская Е.В. Методика оценки уровня жизни в аспекте концепции качества населения // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015 №6 (85). С.127-132
  12. Шпилевская Е.В., Мясников В.А., Мордовченко Н.В. Совершенствование механизма управления уровнем жизни населения (на примере Нижегородской области) // Монография. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. – 149 с.
  13. Энциклопедия московского университета. Экономический факультет / Под ред. В.П. Колесова. – М.: МГУ, 2004. – С. 607

References

  1. The Western press again writes about the brain drain from Russia – influenced sanctions . Available at: http://www.newsru.com/world/27oct2014/russia_print.html
  2. Mironin S. “Russia’s Losses from brain drain” . Available at: http://contr-tv.ru/print/2299/
  3. The decree of the RF Government from 17.11.2008 N 1662-R (as amended on 08.08.2009) “On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020” (together with “the Concept long-term socially-economic development of the Russian Federation for the period till 2020”) . Available at: ATP “ConsultantPlus”
  4. The Rimashevskaya N. We are experiencing not boom, and the surge in the birth rate. // Information portal of the Russian world . Available at: http://www.russkiymir.ru/publications/155673/
  5. Russia: brain drain // political journal of the Federal Assembly Parliament of the Russian Federation “Russian Federation today”. – 2010. – № 11 . Available at: http://russia-today.ru/old/archive/2004/no_11/11_they_2.htm
  6. Sagradov A. A. Theory and methods of studying the quality of the population. Scientific research. – M.: Humanitarian Fund, 1995 – P. 19
  7. The decree of the President of the Russian Federation of 12 may 2009 N 537 “About strategy of national security of the Russian Federation until 2020” . Access mode: System GARANT: http://base.garant.ru/195521/#ixzz3l5jYEZlR
  8. Human capital: Wikipedia. The free encyclopedia. . Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E5%EB%EE%E2%E5%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%EA%E0%EF%E8%F2%E0%EB
  9. Khmelev M. “the Russian economy: from commodities to innovation” . Available at: http://www.asiaplus.tj/news/53/17099.html
  10. Shpylivskaya E. V. the Human capital in the system of economic security of the region // Humanitarian and socio-economic science. 2015 №5 (84). P. 118-125
  11. Shpylivskaya E. V. Methodology of assessment of living standards in the aspect of the concept of quality of population // Humanitarian and socio-economic science. 2015 №6 (85). P. 127-132
  12. Shpylivskaya E. V., Myasnikov, V. A., Mordovenko N. In. Improvement of mechanism of management of living standards (on the example of Nizhny Novgorod region) // Monograph. – N. Novgorod: VGIPU, 2006. – 149 p.
  13. Encyclopedia of Moscow University. Economic faculty / edited by V. P. Kolesov. – M.: Moscow state University, 2004. – 607 p.