Избежание налога. Способы избежания налогов. Специальные методы налоговой оптимизации

Избежание налога. Способы избежания налогов. Специальные методы налоговой оптимизации

Учитывая крайне нестабильное налоговое законодательство Украины, всё большее и большее количество собственников бизнеса задумываются о налоговом планировании своего предприятия или холдинга. Налоговое планирование – это процесс выбора наиболее оптимальной формы налогообложения и снижения налоговой нагрузки на бизнес при помощи тех или иных методов.

Методы налогового планирования для бизнеса

Методы или способы, при помощи которых реализуется налоговое планирование, условно можно разделить на:

  • оптимизацию налогов;
  • минимизацию налогов;
  • избежание налогов.

Основным принципом этих методов является то, что они не должны выходить за пределы правового поля, то есть их реализация осуществляется исключительно в рамках действующего законодательства.

Однако не все четко видят грань между оптимизацией налогообложения, минимизацией налогов, избежанием налогов и уклонением от уплаты налогов. Многие, реализуя налоговое планирование, ориентируются именно на избежание налогов, которое имеет очень тонкую грань с таким понятием как уклонение от уплаты налогов. А это, в свою очередь, достаточно часто приводит к проблемам с фискальными органами и в некоторых случаях заканчивается доначислениями, штрафами, а иногда и уголовными делами.

Следует отметить, что налоговое планирование широко используется во всем мире как крупными корпорациями, так и мелким бизнесом. В первую очередь налоговое планирование направлено не столько на уменьшение уплаты налогов, сколько на увеличение прибыли, которая остается у компании после уплаты налогов.

Оптимизация и минимизация налогов достигаются за счет:

  • эффективного использования возможностей, предоставленных налоговым законодательством (льготы по категориям субъектов хозяйствования, по видам хозяйственной деятельности, по видам товаров/услуг и т.д.) ;
  • корректировки определенных направлений хозяйственной деятельности (полная или частичная замена труда людей механизмами, что сокращает налоговую базу для уплаты социальных отчислений, договорная политика) ;
  • выбора методов ведения бухгалтерского учета;
  • использования иностранного элемента в хозяйственной деятельности и т.д.

Избежание налогов не стоит путать с уклонением от их уплаты. Грань между этими понятиями, как мы уже говорили, очень тонкая, и часто фискальные органы избежание уплаты налогов пытаются представить как уклонение со всеми вытекающими из этого последствиями.

Избежание уплаты налогов, как правило, строится на коллизиях в национальном и международном законодательстве. При этом налогоплательщик в полном объеме ведет бухгалтерскую и налоговую отчетность и предоставляет ее налоговому органу. То есть его действия не носят скрытый характер и не направлены на искажение какой-либо информации о хозяйственной деятельности или бухгалтерского учета. Именно это и отличает избежание уплаты налогов от уклонения от уплаты налогов.

Разновидности схем при оптимизации налогов

При осуществлении налогового планирования нередко встречается такое понятие как налоговая схема. Налоговой схемой называют основную концепцию определенного метода оптимизации налогов, его графическое изображение, описание элементов, которые позволяют выстроить и применить оптимальный налоговый режим.

Условно схемы делят на «белые», «серые» и «черные». К белым схемам относят оптимизацию и минимизацию налогов. К серым схемам ближе всего избежание налогов, поскольку оно формально соответствует нормам закона, однако вызывает сомнения у контролирующих и правоохранительных органов и требуют очень тщательного документального оформления (а иногда и отстаивания своего права в суде).

Черные схемы – это явно незаконные действия по минимизации базы налогообложения, которые могут существовать до первых проверок контролирующими органами (а иногда и меньше). Черные схем в краткосрочной перспективе создают видимость большой экономии, но последующая «плата» за использование таких схем, как показывает практика, получается гораздо выше, чем сэкономленное ранее.

Учитывая то, что тот или иной способ оптимизации налогообложения может нести налоговые риски, к этому вопросу необходимо относиться крайне серьезно и для его разрешения привлекать соответствующих специалистов.

Курсовая работа.

Выполнил: Домбровский Денис, IV курс; 18 группа

Министерство образования, молодёжи и спорта.

Молдавский государственный университет, юридический факультет.

Кишинёв 1999

План

Введение.

В настоящей курсовой работе Мы ставим перед собой задачу рассмотрения такой проблемы, как избежание налогообложения. Это обусловлено существующей в настоящий момент экономической ситуацией в РМ. Налоговое бремя, установленное в нормативных актах, легло непосильным грузом на плечи налогоплательщиков, что выразилось в повальной неуплате налогов. Неуплата налогов может выражаться в двух аспектах: в нарушении налогового закона, и в его обходе. Более пристальное внимание Мы уделим избежанию налогообложения в форме его обхода, т.к. это является пробелом в праве и не порождает ответственности.

Задача нашей курсовой работы является как изучение способов обхода, так и предотвращение таковых путём ликвидации пробелов в праве. Так как настоящая национальная нормативная база находится в некотором несоответствии между собой, это выражается в неуважении нормы и, следовательно, её нарушении или игнорировании.

Актуальность данного выражается в том, что между основными нормативными актами, регулирующими налоговые правоотношения (Налоговый Кодекс РМ, Закон о Бюджете на год и национальные стандарты бухгалтерского учёта) существуют противоречия, которые приводят к затруднению налоговые органы, а как результат - различное трактование одной и той же нормы. Различное понимание закона в свою очередь может привести к беззаконию и произволу, поэтому Мы не должны допускать возникновения данной ситуации - моментально реагируя на изменения характера в налоговых правоотношениях. Только путем упорядочивания детальной и полной регламентации правоотношений в области налогового права Мы сможем прийти к поставленной цели.

Естественно, выполнение данной задачи невозможно без теснейшего международного сотрудничества. Поэтому РМ должна более активно участвовать в международных форумах и конференциях посвященной данной проблеме, более тщательно изучать налоговое законодательство развитых стран, практику разрешения налоговых споров, приводить национальное законодательство в соответствие с международным, чтобы не существовало противоречий. Это должно способствовать не только экономическому развитию РМ, но и привлечению иностранных инвестиций, международному торговому обмену, что позволит выйти РМ на один уровень с развитыми странами.

1. Проблемы государственной политики в области налогообложения.

Введу ситуации которая, создалась в нашей республике вследствие затяжного экономического кризиса обстановка сложившиеся в данной сфере нашей республике мало чем может нас порадовать. Бюджетный дефицит; не поступление денежных займов от международных кредитно-финансовых организаций; сильное сокращение поступлений государственный бюджет; нестабильность национальной валюты; политические разногласия в обществе; отсутствие государственной политики направленной на поддержку малого бизнеса (и как итог его исчезновение); низкий авторитет государственных органов; отсутствие упорядоченной правовой базы в области регулирования налоговых правоотношений – все это прямо или косвенно отражается на той политике проводимой государственными органами, которые занимаются регламентацией и контролем налоговых поступлений в бюджет. Нужно отдать должное, что для решения данных проблем, парламент – как законодательный орган, а также органы осуществляющие финансовый контроль, не находят пока, что способов для решения проблем как путём увеличения налоговых ставок и других не налоговых поступлений в государственную казну.

С одной стороны государство, в лице уполномоченных органов, выступает как субъект налоговых правоотношений, а с другой стороны налогоплательщики, которые не находятся в равном правовом статусе по отношению к государственным органам. То есть, как мы можем наблюдать налицо наличие вертикальных отношений возникающие между контрагентами. Правам одних обратно пропорционально соответствуют обязанности других, а если учитывать метод властно правовых предписаний, который исходит от одного участника налоговых правоотношений (от органов государства) и относится к другим субъектам (налогоплательщикам), то последние находится в зависимом положении.

В национальном законодательстве, а именно в налоговом кодексе дается определение самого налога, под которым признаётся обязательный платёж, имеющий безвозмездный характер и не связанный с совершением уполномоченным органом или его должностным лицом определённых и конкретных действий в пользу или в отношении уплатившего его налогоплательщика

Из этого официального определения вытекает, что:

1.налогоплательщик обязан уплатить налог;

2.налог имеет безвозмездный характер, то есть государство не несёт каких либо обязательств перед налогоплательщиком.

Также в пункте 1 данной статьи установлено, что налоги являются одним из основных источников доходов национального публичного бюджета.

Таким образом, государство не предоставляет налогоплательщику какого либо выбора, но тут же указывается в той же статье, что при установлении налогов (пошлин) и сборов могут предусматриваться основания, дающие налогоплательщику право на получение в соответствии с настоящим кодексом льгот в виде понижения ставок, вычетов и зачётов.

Таким образом, государство вправе определять и устанавливать определённые категории льготников, к которым налоговое бремя не будет столь обременительно. Но далеко не каждый налогоплательщик стремится добросовестно выполнять свои налоговые обязательства перед государством, а скорее наоборот ищет всевозможные лазейки от ухода или избежания налогообложения. Если уклонение от уплаты налогов незаконно, то под термином избежание налогов понимается попытка использования всех преимуществ, содержащихся в положениях налогового законодательства, для сокращения, чьих либо налоговых обязательств.

И в данной курсовой работе мы ставим перед собой цель рассмотрения некоторых из возможных способов избежания налогов.

Надо сказать, что само налогообложение не имеет долгого достаточного применения на территории РМ, как государственного метода поступления в бюджетные фонды.

С 1918 – 1940 введу того, что территория, на которой в настоящем времени находится РМ, находилась под юрисдикцией Румынии, то на данную территорию распространялись налоги действующие в самой Румынии.

После 40-х, когда РМ вошла в СССР, был введен военный налог в связи с тем состоянии войны, в котором находился СССР. В самом СССР почти все налоги были упразднены, существовал только подоходный налог. В 60-х Хрущев, осуществляя политику развития социализма, и приближении к коммунизму отменил налог с заработной платы, и устранил все акцизы. Уже в 80-х государственный бюджет формировался на 80% за счет добровольных и безвозмездных поступлений от народных хозяйств, и только 5-8% составляли налоговые поступления. Под конец 80-х были повышены налоговые ставки с кооперативов. После приобретения Республикой независимости в 17 ноября 1992 года был принят закон «Об основах налоговой системы» и ряд других нормативных актов ставящие перед собой задачу регламентация налоговых отношений, и уже в 1997году был принят кодифицированный нормативный актах – «Налоговый Кодекс». Основная цель данного нормативного акта состояла в том, чтобы упорядочить источники, регламентировавшие отношения, возникающие в области налогообложения, но как мы видим, на сегодняшний день сам Налоговый Кодекс порождает конфликт с другими нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений – Бюджет на год.

Из этого краткого исторического анализа наглядным образом видно, что сами налоговые традиции в нашем государстве не очень сильны. Если учесть хаос долгое время царящий в законодательстве; низкий авторитет контрольных органов; коррумпированность и высокие налоговые ставки (сводящие порой на нет всю прибыль налогоплательщика), привели к тому, что многие налогоплательщики перестали добросовестно уплачивать налоги. Некоторые стали избегать налогообложения противозаконными способами, другие пытались достичь той же цели только законными способами.

Важно отметить, что мы занимаемся выяснением того, как избежать, а не уклониться от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов незаконно, в то время как попытка избежать налогов включает в себя использование всех преимуществ, содержащихся в положениях налогового законодательства, для сокращения чьих-либо налоговых обязательств.

Избежание налогов – использование возможности всех лазеек в налоговой структуре (результат значительной эрозии налоговой базы) – быстро увеличилось в последние годы.

Водораздел между избежанием налогов и уклонением от них, как мы уже отметили, не всегда легко определим. Большинство налоговых укрытий имело форму партнерства. К началу 90-х гг. стремление избежать уплаты налогов получило широкое распространение: большинство партнёрских компаний в стране показали большие совокупные убытки.

В самом деле, существует рынок деятельности, направленный на изыскание лазеек в налоговом законодательстве, точно также как и рынки предметов широкого потребления. Спрос на такую деятельность зависит от того, сколько каждый сможет сберечь. Это в свою очередь зависит от нескольких факторов, наиболее важный из которых – предельная налоговая ставка. Поскольку граница между избежанием налогов и уклонением от них часто расплывчата, политика контрольных органов по проверке отчётности (и штрафы, наложенные на тех, кто использует запрещенные укрытие налогов) – другая важная составляющая спроса на укрытие налога. Предложение налоговых укрытий в свою очередь зависит от лазеек, встроенных в налоговое законодательство.

ИЗБЕЖАНИЕ НАЛОГА - термин налогового планирования, означающий построение экономической деятельности таким образом, чтобы исключить или уменьшить размер налоговых обязательств и (или) налоговых платежей. В отличие от уклонения от налогов избежание налога не представляет собой налогового правонарушения. Избежание налога основывается на детальном знании норм налогового законодательства (в РФ - законодательства о налогах и сборах) и правильном их применении в целях оптимизации налоговых обязательств и выплат при достижении максимального экономического результата. Методы минимизации налоговых обязательств условно можно подразделить на:

Учетно-бухгалтерские (применение различных методов учетной политики: учета доходов и расходов по кассовому методу либо методу начисления; учета товароматериальных запасов по методам ЛИФО, ФИФО; амортизационных методов и иных возможностей, предоставляемых налоговым законодательством и законодательством по бухгалтерскому учету);

Гражданско-правовые (использование установленных гражданским законодательством форм организации предпринимательской деятельности, форм и условий сделок между контрагентами);

Международно-правовые (методы, связанные с использованием преимуществ, предоставляемых нормами соглашений об избежании двойного налогообложения и других международных договоров);

Методы, связанные с изменением юрисдикции налогоплательщика (включая переезды физических лиц на постоянное место жительства в другой регион или другую страну; изменение места регистрации компании);

Методы, связанные с получением права на налоговые вычеты (осуществление различного рода расходов, вычитаемых из валового дохода или совокупного дохода при определении налоговой базы; применение трансфертных цен, методов «тонкой капитализации»);

Методы, связанные с осуществлением деятельности или расходов, дающих право на (отчисления на благотворительные цели, на проведение НИОКР, осуществление программ по обучению, подготовке и переподготовке кадров, выполнение работ по государственным заказам);

Методы, связанные с применением преимуществ, предоставляемых офшорными зонами и территориями с льготным налогообложением отдельных видов доходов;

Методы, связанные с использованием несовершенств (неясностей, противоречий), содержащихся в актах налогового законодательства, а также в инструкциях налоговых органов и других компетентных органов;

Методы, связанные с использованием возможностей применения альтернативных режимов налогообложения (специальные налоговые режимы, режимы налогообложения фермерских хозяйств, семейных предприятий, предприятий с иностранными инвестициями, предприятий, использующих труд инвалидов, холдингов, финансово-промышленных групп и др.);

Методы, связанные с изменением даты возникновения налоговых обязательств. Во всех странах налоговое законодательство содержит специальные нормы, регламентирующие применение мер против избежания налогов.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ИЗБЕЖАНИЕ НАЛОГА" в других словарях:

    Отношения между странами по поводу взаимного регулирования пределов налоговой юрисдикции (сферы применения налогового законодательства) и другим вопросам налогообложения. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Соединённые Штаты Америки - Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

    США. ЭКОНОМИКА - Введение. Эра, начавшаяся при президенте Линдоне Джонсоне (1963 1969), ознаменовалась значительными сдвигами в экономике США. С конца 1960 х годов доля производства постепенно сокращалась и росла доля сектора услуг. В 1980 х годах занятость в… … Энциклопедия Кольера

    Экономика США - (U.S. Economy) Экономика США это крупнейшая экономика в мире, локомотив мировой экономики, определяющая ее направление и состояние Определение экономики США, ее история, структура, элементы, периоды роста и краха, экономические кризисы в Америке … Энциклопедия инвестора

    АВСТРАЛИЯ - 1) Австралийский Союз, гос во. Название Австралия (Australia) по расположению на материке Австралия, где находится свыше 99% территории гос ва. С XVIII в. владение Великобритании. В настоящее время представляет собой федерацию Австралийский Союз… … Географическая энциклопедия

    Офшор на Кипре - (Offshore Cyprus) Офшор на Кипре это территория с льготным налоговым законодательством Оффшор на Кипре: преимущества и условия организации бизнеса, последствия мирового кризиса Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора - (двойное налогообложение на межгосударственном уровне) обложение одного и того же лица аналогичными видами налога в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух или более государствах за один и тот же период. Крайне негативное… … Энциклопедия юриста

    Обход закона - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Обход закон … Википедия

Уклонение от уплаты налогов - наиболее распространенный вид налоговых правонарушений. Правоприменительная практика разводит понятия «уклонение от уплаты налогов» и «избежание налогов».

Уклонение от уплаты налогов может проявляться в различных формах: непредставление информации о доходах в налоговые органы, использование поддельных документов с целью сокрытия реальных доходов, незаконное применение предприятиями налоговых льгот, несвоевременные уплата или представление документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и др. При уклонении от уплаты налога налогоплательщик стремится уменьшить свои налоговые обязательства способами, запрещенными законом.

В отличие от уклонения от уплаты налогов, избежание налогов - допустимые, законные попытки обхода налога, уменьшения (смягчения) налогового бремени за счет так называемого налогового планирования. Американский исследователь Дж. Ю. Стиглиц в своем капитальном труде «Экономика государственного сектора» определяет избежание налогов как «использование возможности всех лазеек в налоговой структуре в результате значительной эрозии налоговой базы>?°.

В основе налогового планирования (или как его еще называют, налогового маневрирования) лежит комплексное применение предусмотренных действующим законодательством налоговых льгот, умелое использование всех пробелов и нечеткостей в законодательстве.

Еще в 1935 году судья Дж. Сандерленд выразил принципиальную позицию Верховного Суда США: «Право налогоплательщиков избегать налогов...с использованием всех разрешенных законами средств никем не может быть оспорено». Заручившись поддержкой высшей судебной инстанции, предприниматели с помощью налоговых адвокатов и специалистов по нало-

20 Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. Пер.с англ. М., 1997. с. 566.

говому планированию стараются добиться максимального сокращения налоговых сумм, подлежащих уплате в казну.

Когда желаемого результата не удается достичь в рамках налогового планирования, налогоплательщик преступает закон.

Стремление налогоплательщика избавиться от налогового бремени легальным или нелегальным путем объясняется различными причинами экономического, политического и морального свойств. Так, чрезмерно высокие налоговые ставки могут «подтолкнуть» налогоплательщика к нарушению закона. Непомерный налоговый гнет создаст опасную в криминогенном отношении налоговую среду.

Французский исследователь П.М. Годме отмечал, что законное или незаконное уклонение от налогов может происходить и по следующим соображениям:«. ..для многих граждан осознание налоговых обязанностей гораздо менее сильно, чем моральных. Для многих украсть у казны - не значит украсть..У2.

Еще О. Модестин подчеркивал, что нельзя считать правонарушителем того, кто в сомнительных вопросах противостоит казне. «Таким образом, представляется, что имеет место известное ослабление моральных принципов, когда дело касается налоговых обязательств

В этой связи интересно высказывание выдающегося шведского экономиста Г. Мюрдаля: «Шведская честность была гордостью для меня и моего поколения. Сейчас у меня возникло чувство, что из-за плохих законов мы стали народом ловкачей. Из всех несовершенств нашего законодательства для меня самое серьезное - это прямое приглашение к утаиванию доходов, подлежащих к обложению налогомР. Приглашение к утаиванию налогов привело к тому, что по оценке экспертов в Швеции не декларируется от 12 до 25% доходов.

Контрольные вопросы для самопроверки

IVДать"’отличия"‘утонения от налогов и избежания налогов.

Годме П.М. Финансовое право. Пер. с франц.- М., 1978. с. 399-400.

23 Свенссон Б. Экономическая преступность. Пер.с шведск. - М., 1987. с.78-79.

Еще по теме 3.5. Уклонение от уплаты налогов и избежание налогов:

  1. 3. Уклонение от уплаты и обход налогов в рамках деятельности по минимизации налоговых платежей 3.1. Понятие уклонения и обхода налогов
  2. 8.5. Система мер противодействия уклонению от уплаты налогов
  3. 3.3. Теневая экономика н проблема уклонения от уплаты налогов
  4. Случай 3. Уклонение от уплаты налогов при помощи страховых схем.