Дополнительное пенсионное обеспечение. В отношении пенсионных накоплений действуют свои требования по структуре активов. формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размешает пенсионные резервы

Все большее количество россиян желают принять участие в формировании своей будущей пенсии. В настоящее время свыше 7 миллионов человек являются участниками негосударственного пенсионного страхования.

Данный вид пенсионного обеспечения является дополнительным к основным видам: и .

Выбор в пользу еще одной пенсии гражданину , при этом стоит учитывать:

  • наличие государственной лицензии;
  • высокий рейтинг среди других фондов;
  • надежные способы инвестирования денежных средств вкладчиков;
  • разнообразие пенсионных схем, максимально учитывающих большинство предпочтений вкладчиков.

Для того, чтобы стать участником негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) необходимо заключить договор , в котором описываются основные права и обязанности каждой стороны. В этом же документы прописана и пенсионная схема , выбранная вкладчиком. Уплату взносов можно осуществлять не только в свою пользу, но и в пользу третьих лиц. Периодичность платежей и способы их перечисления также указываются в договоре.

Негосударственное пенсионное страхование устанавливается при наличии на то оснований в связи с достижением общеустановленного возраста выхода на пенсию. Однако существует возможность и досрочного НПО для работников с вредными и опасными условиями труда. Размер негосударственной пенсии определяет гражданин при выборе пенсионной схемы. От этого будет зависеть и величина уплачиваемых им пенсионных взносов.

Негосударственная пенсия - что это такое?

Для обеспечения достойного уровня жизни по достижении пенсионного возраста гражданин может сам принять участие в формировании своей . Для этого ему необходимо стать участником негосударственного пенсионного обеспечения.

Негосударственная пенсия - это дополнительная выплата к основной сумме пенсии, формируемая в основном за счет личных взносов гражданина и назначаемая при выходе на заслуженный отдых.

Отличительными чертами данного вида пенсионного обеспечения являются:

  • отсутствие необходимости иметь ;
  • возможность самостоятельно устанавливать сумму взносов и периодичность их уплаты;
  • наличие у гражданина права расторгнуть договор и вернуть накопленное.

Для того, чтобы в будущем получать дополнительную пенсию необходимо предпринять следующее :

  1. Выбрать НПФ и заключить с ним договор.
  2. Утвердить индивидуальный план платежей.
  3. Осуществлять уплату взносов согласно договору.

Начать формировать негосударственную пенсию может любой гражданин, начиная с 18 лет. Юридическим основанием установления такой пенсии является закон № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» , он же регулирует отношения между участниками данного вида пенсионного обеспечения.

Участники пенсионного обеспечения

Участником негосударственного пенсионного обеспечения можно стать, заключив договор с выбранным фондом. Сторонами такого договора являются:

  • , действующий на основании лицензии;
  • вкладчик, уплачивающий взносы;
  • участник, которому в соответствии с договором должна выплачиваться или уже выплачивается негосударственная пенсия.

Что касается вкладчиков, то ими могут быть:

  • физические лица - граждане, самостоятельно уплачивающие взносы на НПО (одновременно являются и участниками заключаемого договора);
  • юридические лица - организации, перечисляющие взносы из своих средств в пользу своих сотрудников (в данном случае у работников таких предприятий формируется корпоративная пенсия).

Свои обязательства НПФ выполняет согласно правил, утверждаемых советом директоров каждого конкретного фонда и регистрируемых в порядке, предусмотренным Центробанком. Правила содержат следующую информацию:

  • список пенсионных схем и их подробное описание;
  • перечень оснований для выплаты негосударственной пенсии (ими могут быть как страховые случаи: старость, утрата кормильца, инвалидность, так и дополнительные основания).

Договор негосударственного пенсионного обеспечения

Права и обязанности участников НПО, а также принципы их взаимодействия закреплены в соответствующем документе - договоре . Перед его составлением гражданину необходимо определиться со следующими вопросами:

  • возможный размер будущей дополнительной пенсии, которую он хотел бы получать;
  • приемлемый для него период выплаты негосударственной пенсии;
  • удобный график внесения платежей.

Выбрав таким образом пенсионную программу, отвечающую всем требованиям обратившегося, необходимо заключить непосредственно договор с выбранным НПФ. Данный документ представляет собой соглашение между НПФ и вкладчиком в пользу участника договора.

Обязанности в таком случае распределяются так :

  • у вкладчика - перечисление пенсионных взносов в установленные сроки и в определенных размерах;
  • у фонда - выплата негосударственной пенсии при наличии у гражданина права на нее в соответствии с выбранной им пенсионной схемой.

Подробный перечень требований к содержанию договора содержится в ст. 12 закона № 75-ФЗ от 07.05.1998 г.

Стоит отметить, что документ может быть составлен не только в свою пользу, но и в пользу третьих лиц . Ими могут быть любые физические лица - родственники, близкие люди.

Договор составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу для каждой стороны. Срок действия документа равен периоду выполнения сторонами своих обязательств. По желанию вкладчика договор может быть расторгнут. Еще одной причиной прекращения договора может стать смерть участника. В таком случае пенсионные накопления наследуются его правопреемниками.

Выбор пенсионной схемы в НПФ

При заключении договора гражданин обязан выбрать одну из предложенных ему пенсионных схем, перечисленных в Правилах.

Пенсионная схема представляет собой перечень условий, раскрывающих порядок уплаты пенсионных взносов и выплаты негосударственной пенсии.

С точки зрения уплаты платежей можно выделить следующие схемы:

  • в зависимости от количества вкладчиков:
    • с единственным лицом, перечисляющим взносы;
    • паритетная (где участвуют сотрудники и работодатели);
  • в зависимости от вида открываемого счета:
    • солидарные (в пользу группы заранее определенных лиц);
    • индивидуальные (с перечислением на именной счет).

С точки зрения выплаты негосударственной пенсии различают такие схемы:

  • срочные (выплата осуществляется в течение всего срока, предусмотренного договором)
  • пожизненные (без ограничения в течение всей жизни участника при наличии на то средств на счете).

Взносы по договору о НПО

При подписании договора вкладчик самостоятельно определяет размер пенсионных взносов, периодичность и продолжительность их уплаты.

Перечисляют платежи как правило с такой периодичностью :

  • ежемесячно;
  • ежеквартально;
  • раз в полгода;
  • одной суммой за год;
  • реже допускается единовременное внесение денежных средств.

Вкладчики уплачивают взносы денежными средствами одним из удобных способов в порядке и размерах, предусмотренных правилами НПФ и заключенным договором. Способов перечисления взносов существует несколько:

  • через почтовые отделения путем перевода;
  • через банковские учреждения безналичным путем;
  • через бухгалтерию своего предприятия путем удержания из заработной платы.

В случае прекращения уплаты взносов многие фонды оставляют за вкладчиком возможность возобновить их перечисление, обратившись с такой целью в свой НПФ.

Досрочная негосударственная пенсия в НПФ

Негосударственная пенсия может выплачиваться досрочно, то есть ранее , в связи с занятостью на определенных видах работ, предусмотренных пп. 1- 18, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» . Для признания условий труда на таких работах вредными и опасными проводится . В настоящее время она заменяет существовавшую ранее аттестацию рабочих мест в связи с введением в действие закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» .

По результатам проведенной оценки условиям труда присваивается один из четырех классов опасности. Последние из них (третий и четвертый) являются вредными и опасными. Именно в таких случаях с целью обеспечения своих работников досрочной пенсией работодатель может выбрать несколько вариантов действий:

  1. Уплачивать в ПФР страховые взносы согласно классу условий труда.
  2. Дополнительно перечислять взносы в негосударственный фонд.

На вступление в систему досрочного НПО по второму варианту требуется согласие работника. В данном случае работодатель самостоятельно выбирает и утверждает пенсионную программу в соответствии с предложениями НПФ. Требования относительно условий заключаемого договора содержатся в ст. 36.33 ФЗ № 75 от 07.05.1998 г.

Что же касается взносов на досрочное НПО, то законодательно установлена нижняя граница их ежемесячного взноса:

  • не ниже 2% дохода сотрудника, занятого на рабочем месте с вредными условиями труда;
  • не ниже 4% всех выплат работника, занятого на рабочем месте с опасными условиями труда.

Стоит отметить, что пенсионная программа работодателя может включать и возможность самого работника участвовать в формировании своей дополнительной пенсии . В этом случае часть взносов удерживается из заработной платы самого сотрудника.

Размер и выплата негосударственного пенсионного обеспечения

Для установления негосударственной пенсии гражданину требуется обратиться в НПФ с заявлением о ее назначении и необходимыми документами, список которых может различаться в зависимости от правил каждого фонда.

Дата обращения является датой назначения негосударственной выплаты, но она не может быть раньше дня возникновения права. Непосредственно перечисление денежных средств осуществляется как правило в течение 30 календарных дней с момента обращения.

Размер будущей выплаты зависит от нескольких параметров :

  • правил выбранного фонда;
  • пенсионной схемы, указанной в договоре;
  • суммы, накопленной к моменту оформления пенсии.

Отметим, что размер НПО может быть увеличен в связи с полученным доходом от инвестирования по итогам календарного года.

После установления пенсии фонд как правило направляет в адрес обратившегося гражданина уведомление о назначении выплаты с указанием начисленной суммы и срока, в течение которого деньги будут выплачиваться.

Перечисление денег осуществляется одним из возможных способов :

  • на номер счета в банковском учреждении;
  • на номер банковской карты;
  • почтовым переводом.

Вся необходимая информация содержится в письменном обращении гражданина. При изменении личной информации гражданину необходимо своевременно уведомить об этом свой НПФ.

Дополнительное пенсионное обеспечение (additional provision) – система пенсионного обеспечения, осуществляемого наряду с государственной системой пенсионного обеспечения как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в или .

После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей. Дополнительная профессиональная пенсионная система должна удовлетворять ряду требований. Она обязана обеспечить выплату пенсий, а не единовременных сумм и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения.

Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть с установленными выплатами либо с установленными взносами, солидарной или накопительной или же использовать одновременно оба этих вида. Ее финансирование предполагается осуществлять как за счет взносов работодателя, так и с участием работников.

Обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов. При финансировании перечисленных пенсионных систем за счет взносов работодателя в них может быть предусмотрен определенный период, в течение которого уволившийся работник, «охваченный» этой системой, не приобретает пенсионных прав, а также механизм перевода приобретенных пенсионных прав в случае увольнения из организации.

Когда дополнительная профессиональная пенсионная система удовлетворяет установленным требованиям, ей могут быть предоставлены определенные налоговые льготы. В качестве возможного решения взносы, отчисляемые на финансирование профессиональных пенсионных систем, должны исключаться из их .

В целях обеспечения справедливой распределительной политики необходимо установить предел взносов на выплату пенсий, которые не учитываются при определении налоговой базы.

Развитие негосударственных пенсионных систем осуществляется под государственным контролем. Пенсионное законодательство не определяет конкретные условия и размеры негосударственных пенсий. Решение этих вопросов остается в ведении структур, создающих негосударственные пенсионные системы. Законодательство лишь устанавливает определенное ограничение в отношении характера допустимой деятельности таких структур в области пенсионного обеспечения.

Дополнительное пенсионное обеспечение представляет собой часть пенсионной системы, в рамках которой осуществляется назначение и выплата пенсий отдельным категориям граждан сверх помимо установленных Законом о трудовых пенсиях и Законом о государственном пенсионном обеспечении размеров, а также сверх их размеров.

Подсистема финансирования. Подсистема финансирования данной части российской пенсионной системы имеет три основных источника: 1) бюджеты всех уровней (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты); 2) средства организаций-работодателей; 3) средства негосударственных пенсионных фондов.

Подсистема управления. В подсистему управления входят ПФР и его территориальные учреждения, Минздравсоцразвития России, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, администрация организаций-работодателей, негосударственные пенсионные фонды.

Подсистема субъектов обеспечения. Данная подсистема включает в себя широкий круг граждан. Одни из них имеют выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством, другие обладают особым статусом, трудовая деятельность третьих связана с тяжелыми условиями труда. К первой группе относятся Герои СССР и РФ, лауреаты государственных премий, чемпионы Олимпийских игр и др. Вторая группа состоит из лиц, замещающих государственные должности РФ (федеральные министры, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и др.), государственные должности субъектов РФ (высшие должностные лица субъектов РФ, члены высшего исполнительного органа субъекта РФ, депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ и др.), государственных гражданских служащих субъектов РФ, лиц, замещающих муниципальные должности (глав муниципальных образований и др.), муниципальных служащих. В третью группу входят специалисты ядерного оружейного комплекса, члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работники угольной промышленности. В четвертую группу - входят работники тех организаций, где имеет место корпоративное пенсионное обеспечение. Наконец Пятая группа состоит из граждан, получающих обеспечение из негосударственных пенсионных фондов. В шестую группу можно назвать граждан, пенсионные накопления которых пополняются в соответствии с Законом о дополнительных страховых взносах, а также средствами материнского (семейного) капитала.

Подсистема видов обеспечения. Видами дополнительного пенсионного обеспечения являются: 1) дополнительное ежемесячное материальное обеспечение; 2) ежемесячные доплаты к пенсиям; 3) региональные пенсии; 4) муниципальные пенсии; 5) корпоративные пенсии; 5) негосударственные пенсии; 6) срочная пенсионная выплата (другие выплаты в соответствующей части по Федеральному закону «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»).



Правовая подсистема. Правовая подсистема состоит из нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ, актов органов местного самоуправления, уставов, коллективных договоров, локальных актов организаций, актов негосударственных пенсионных фондов. К нормативным правовым актам федерального уровня относятся: Федеральные законы от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»; Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» и др. Сюда следует также отнести Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Закон о трудовых пенсиях и Закон о государственном пенсионном обеспечении, ТК РФ. Субъекты РФ принимают соответствующие нормативные правовые акты, таков Закон Ханты-Мансийского автономного округа ― Югры от 16 декабря 2004 г. № 81-03 6 июля 2011 г. № 64-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

Контрольные вопросы и задания

Дайте определение понятия пенсионной системы РФ и назовите ее части и подсистемы.

Дайте характеристику пенсионного обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Что входит в содержание государственного пенсионного обеспечения?

Что включает в себя дополнительное пенсионное обеспечение?

Трудовой стаж в пенсионном обеспечении

В результате освоения данной темы студент должен:

ñ современное состояние института трудового стажа;

ñ понятие трудового стажа, его юридическое значение и виды;

ñ основные нормативные правовые акты о трудовом стаже;

ñ документы о трудовом стаже;

ñ правила начисления отдельных видов трудового стажа.

ñ свободно ориентироваться в вопросах трудового стажа;

ñ производить подсчеты трудового стажа отдельных граждан;

ñ оценить подлинность документов о трудовом стаже.

ñ юридической терминологией по вопросам трудового стажа;

ñ навыками работы с нормативными правовыми актами и документами о трудовом стаже;

ñ навыками анализа правовых явлений в данной сфере

7.1. Современное состояние института трудового стажа, соотношение между понятиями трудового и страхового стажа

Актуальность применения и проблемы трудового стажа, значение которого в законодательстве постоянно меняется, во многом обусловлено периодом реформ. Страховой стаж приобретает все большее значение. Вместе с тем трудовой стаж по-прежнему относится к числу правообразующих юридических фактов в пенсионном обеспечении, играет важную роль при назначении, выплате пенсий, а также обращении за предоставлением того или иного вида социального обеспечения и вынесении соответствующего решения компетентным органом и др. Вероятно, трудовой стаж утратит свое значение на определенном этапе пенсионной реформы и по мере формирования в России эффективной системы обязательного социального страхования.

Это во многом обуславливает то, что в различных источниках встречаются разные определения и классификация трудового стажа, его понятие неоднозначно. В одних случаях выделяют трудовой стаж с включением в него страхового, в других - его рассматривают как страховой (трудовой) стаж, в-третьих - для целей оценки пенсионных прав в соответствии с Законом о трудовых пенсиях (ст. 30), для целей Закона о государственном пенсионном обеспечении (ст. 2).

Содержание правоотношения, связанного с трудовым стажем, представляет собой единство его свойств и связей, объединенных значением - это суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности и других, указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия для некоторых возрастных категорий граждан.

В связи с этим следует обратить внимание на одно существенное обстоятельство, которое предусматривает длящиеся правоотношения, связанные с учетом трудового стажа в пенсионном обеспечении. С 1 января 2002 г. утратил силу Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», где одним из оснований для назначения пенсии являлся общий трудовой стаж. Поэтому в пенсионной реформе большое значение имеет дата 1 января 2002г. Она условно «разделила» граждан на уже вышедших на пенсию, лиц приобретающих это право с 01.01.2002г., для которых предшествующая трудовая деятельность оценивается продолжительностью трудового стажа, учитываемого в соответствии со ст. 30 Закона РФ о трудовых пенсиях и другими. Третья категория при вступлении в пенсионный возраст трудовую деятельность подтверждает исключительно наличием страхового стажа (ст.7. п.2 Закона РФ о трудовых пенсиях).

Первая категория - граждане, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Этой категории граждан был необходим пересчет пенсий по нормам нового законодательства (конвертация пенсионных прав неработающих пенсионеров, общий трудовой стаж которых на 31 декабря 2001 г. составляет один день и более для установления расчетного пенсионного капитала на 1 января 2002 г.: если они не имели прав на повышение пенсии, то им выделили в их пенсии базовую (ныне - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца - статьи 14, 15 и 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) и страховую части - получаемая пенсия минус базовая часть; а позже индексировали их по новому пенсионному законодательству). В дальнейшем при назначении гражданам этой категории трудовых пенсий размер трудовой пенсии определяться с учетом трудового стажа, имеющегося на 1 января 2002 г., как элемента, преобразующегося в пенсионный капитал.

Вторая категория - граждане так называемых «транзитных поколений» (имеющих трудовой стаж, включая в него страховой с 1991г. и стаж до указанной даты 1 января 2002 г.). Это те возрастные группы, которые, заработав пенсионные права в старой модели, еще не достигли пенсионного возраста и будут дорабатывать до него в рамках новой страховой модели. Главным образом это касается людей старше 1967 г.р., которые были исключены из накопительной пенсионной системы. Все они теоретически с 1 января 2002 г. должны уйти на пенсию. Для этого им производится расчет пенсионных прав по закону с учетом выработанного трудового стажа по старым нормам, который играет роль при назначении так называемой расчетной пенсии - той пенсии, которая может быть назначена представителям «транзитных поколений» по закону.

Также продолжительность общего трудового стажа для этой категории учитывается при проведении валоризации. То есть путем конвертация пенсионных прав со значением трудового стажа для соединения старых и новых прав, чтобы все это вошло в расчетный пенсионный капитал в отношении всех пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002 г., и тех, кто начал работать до 2002 г. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Закона о трудовых пенсиях. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

Третья категория - граждане, начавшие трудовую деятельность в рамках новой страховой модели. Для этой категории лиц пенсионный капитал состоит из страховых взносов, уплаченных после этой даты, что составляет страховой стаж (это - суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы). Трудовая пенсия по старости этой категории граждан назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (ст.7. п.2 Закона о трудовых пенсиях), в который включаются периоды, предусмотренные статьями 10,11,12 Закона о трудовых пенсиях.

Рекомендуется для понимания соотношения значений трудового - страхового стажа применять подобную классификацию категории граждан иначе невозможно уяснить определенную логическую и юридическую (мыслительную) модель (т.е. логико-теоретическую конструкцию системы и ее схему) как для надлежащего доктринального понимания пенсионной реформы, толкования, так и для фактической деятельности в реальной действительности пенсионного законодательства.

Надо отметить, что значение трудового, как и страхового стажа, весьма подвижно в связи с изменениями законодательства, так что необходимо их учитывать. Например, Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ (часть 5 статьи 41) в статью 14 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ((ред. от 27.07.2010 N 227-ФЗ (ред. 01.07.2011), от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ)) внесено положение, что с 1 января 2015 года устанавливается продолжительность страхового стажа, приводящая к уменьшению фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливается продолжительностью девять лет и ежегодно (с 1 января соответствующего года) для мужчин увеличивается на один год до достижения продолжительности 30 лет, а для женщин увеличивается на один год до достижения продолжительности 25 лет. Гражданам, которым трудовая пенсия по старости была назначена до 1 января 2015 года, установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 19 статьи 14, производится с 1 января 2015 года исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин (часть 3 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

В связи с этим возникают вопросы относительно толкования и применения статьи 7 Закона о трудовых пенсиях, определяющей в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости наличие 5 лет страхового стажа. Внесенные вышеперечисленные изменения не меняют эти условия и относятся лишь к формированию фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Определенные сложности в понимании соотношения трудовой - страховой стаж возникают в связи с исчислением страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Здесь в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности (трудовой стаж), предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, в соответствии с указанным Федеральным законом.

Также статьи 17.1., 17.2. (введены Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ) предусматривают порядок соотношения трудового и страхового стажей при расчете доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и гражданам из числа работников летно-испытательного состава. Для федеральных государственных гражданских служащих в этих случаях в страховой стаж, предусмотренный пунктом 1 статьи17.1. включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона о трудовых пенсиях, в том числе периоды службы (работы), учтенные при исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления трудовой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.

Гражданам из числа работников летно - испытательного состава в страховой стаж, предусмотренный пунктом 1 статьи 17.2, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона о трудовых пенсиях, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 закона, в том числе периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при исчислении выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления трудовой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.

Такая особенность в соотношении стажей (трудовой – страховой) появилась т.к. понятие страхового стажа возникло с началом пенсионной реформы. До 2002 года для назначения пенсии на общих основаниях значение имел не страховой стаж, а общая продолжительность трудового стажа, который для приобретения права на пенсию должен был составлять 25 лет у мужчин и 20 лет для женщин. В общий трудовой стаж в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" включалась почти любая работа и определенные виды общественно полезной деятельности.

Как соотносятся между собой понятия трудового и страхового стажа? К сожалению, законодательство Российской Федерации не дает однозначного ответа на этот вопрос, а наоборот, лишь порождает множество неясностей, требующих отдельного разъяснения. С одной стороны, страховой стаж можно рассматривать как разновидность трудового стажа. Их объединяет то, что основу обоих составляет труд, работа. В этом смысле понятия трудового и страхового стажа тесно связаны. Можно отметить преемственность законодательства в отношении зачета в страховой стаж периодов, которые не являются работой, следовательно, не подтверждаются взносами. Такая возможность предусмотрена Законом о трудовых пенсиях в отношении периодов ухода за ребенком, службы в рядах Вооруженных Сил и др. Кроме того, аргументом в пользу определенного родства страхового и трудового стажа являются положения п. 2 ст. 29 Закона о трудовых пенсиях, которые предусматривают включение в страховой стаж периодов работы и иной деятельности, осуществляемой гражданами в прежние годы, до вступления в силу этого закона.

С другой стороны, уплата страховых взносов как обязательное условие зачета периодов работы в страховой стаж отличает данную категорию от традиционного представления о трудовом стаже. В определении страхового стажа, закрепленного в Законе о трудовых пенсиях, заметно смещены акценты с труда как критерия, определявшего ранее право на пенсию, на финансовый результат этого труда - страховые взносы, составляющие финансовую основу обязательного пенсионного страхования. Таким образом, главным квалифицирующим признаком становится не работа и ее продолжительность, а участие застрахованных лиц в формировании бюджета ПФР и степень этого участия. В связи с этим, перспектива учета трудового стажа в пенсионном законодательстве, возможно, ограничится 2023–2027 гг., т.е. с наступлением пенсионного возраста транзитного поколения - граждан старше 1966 г.р. (связано это также и с тем, что с 1 января 2005 года у мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р. прекратились отчисления на формирование накопительной части трудовой пенсии, трудовой стаж для исчисления пенсий гражданам моложе уже не понадобится).

Государство заботится о материальном благосостоянии своих граждан путем формирования соответствующих денежных отчислений. Но далеко не всегда получаемая в итоге сумма является достаточной для ведения безбедного существования.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому на законодательном уровне закреплена возможность на добровольной основе делать отчисления в пользу специальных негосударственных фондов.

Что это такое

Под термином «негосударственная пенсия» подразумеваются некоторые денежные средства, которые выплачиваются одной из сторон пенсионного договора с частной компанией.

Формируется рассматриваемого типа пенсия за счет добровольных отчислений. При этом размер их устанавливается непосредственно заключенным договором.

Наиболее существенными достоинством пенсии данного типа являются следующее:

  • будущий пенсионер имеет возможность самостоятельно определять размер, а также порядок внесения соответствующих пенсионных отчислений;
  • можно выбрать период получения пенсии, а также размер;
  • допускается определение правопреемников.

Фактически, рассматриваемого вида пенсия является процентным долгосрочным вкладом. Выгодным отличием от обычной государственной трудовой и иной пенсии является максимальная гибкость. Будущий пенсионер самостоятельно осуществляет выбор условий получения рассматриваемого вида начислений.

Сегодня существует достаточно большое количество компаний, занимающихся формированием рассматриваемого типа пенсий.

Большинство компаний, предоставляющих услуги рассматриваемого типа, позволяют сформировать пенсионные накопления не только в отношении самих себя, но также родственников, иных граждан.

Для выбора определенной негосударственной компании стоит ознакомиться со специальным рейтингом агентства «Эксперт РА». Данное учреждение осуществляет формирование рассматриваемого рейтинга на основе долгосрочных прогнозов.

Сегодня все присутствующие на рынке компании, позволяющие сформировать пенсионные накопления таким образом, являются достаточно надежными. Кроме того, на подобные учреждения всегда страхуют сбережения перечисляющих свои средства граждан.

На данный момент негосударственная пенсия порой попросту необходима. В очень многих случаях высокооплачиваемый работник после выхода на пенсию может потерять от 50% до 70% своего привычного заработка. Что бы избежать подобного рода негативного варианта развитий событий, стоит выбрать программу негосударственной пенсии.

Наиболее существенными достоинствами у рассматриваемого вида пенсий является следующее:

  • можно осуществлять управление – все компании предлагают обширный выбор вариантов накопления, а также получения денег;
  • все средства можно передать правопреемникам – законным наследникам;
  • будущий пенсионер имеет право самостоятельно выбрать как именно будут формироваться накопления;
  • грамотные финансисты постоянно осуществляют инвестирование средств пенсионных накоплений с целью их приумножения;
  • информацию о состоянии счета можно получить в любой удобный момент – многие компании предлагают возможность использовать специальный личный кабинет.

Но прежде, чем выбрать компанию для накопления соответствующей негосударственной пенсии, необходимо будет обязательно ознакомиться с отзывами. У каждого учреждения есть своя специфика.

Как это работает

Схема работы самого процесса накопления пенсии рассматриваемого типа максимально проста. Она полностью идентична работе Пенсионного фонда РФ. Отличием является лишь то, что соответствующей величины взносы делает будущий пенсионер добровольно и самостоятельно.

При наличии определенной суммы специалисты компании осуществляют её инвестирование. Выполняется формирование специального инвестиционного портфеля.

Путем инвестирования средств осуществляется:

  • защита самих накоплений от инфляции;
  • приумножение изначально заложенной суммы.

Некоторые компании раскрывают информацию о конкретном инвестиционном портфеле, иные же на оборот – не дают клиентам доступа к данной информации.

Но при этом всегда в заключаемом договоре озвучиваются определенные гарантии – указывается график последующих выплат, размер индексации, корректировок.

Следует лишь учитывать множество нюансов и внимательно ознакамливаться со всеми разделами договора. Это позволит избежать непонимания и всевозможных конфликтных моментов.

Сам процесс заключения договора на получение пенсии рассматриваемого типа выглядит следующим образом:

  • необходимо написать заявление в установленной форме в один из офисов компании, занимающейся формированием добровольных пенсионных накоплений;
  • специалисты после рассмотрения документов сформируют перечень программ, на условиях которых возможно будет получить приумножить и в последствии получить пенсионные выплаты;
  • после выбора определенных условий заключается специальный договор;
  • согласно заранее обозначенным срокам или же при наличии возможности (в зависимости от условий договора) осуществляется взнос соответствующей суммы;
  • при достижении определенного возраста или же при иных оговоренных условиях осуществляется получение соответствующих выплат.

При начисления делаются не только на уже имеющуюся на счету сумму, но также начисленный в результате инвестирования доход. Потому размер пенсии такого типа всегда больше, чем обычно государственной – при внесении соответствующих сумм на счет.

Как происходит выплата негосударственной пенсии

Условия получения соответствующих начислений негосударственной пенсии зависят от выбранного тарифного плана.

Для получения соответствующих начислений необходимо будет обратиться с соответствующим заявлением в фонд, с которым было заключено соответствующее соглашение. При этом сам порядок обращения зависит именно от компании, в котором размещены соответствующие средства.

Существуют следующие стандартные схемы получения соответствующих выплат, которые предлагают использовать практически все компании, формирующие пенсию негосударственного характера:

  • схема №1:
    • все перечисления осуществляются на протяжении всей жизни;
    • величина пенсии устанавливается самим фондом;
    • порядок назначения и выплат устанавливаются договором;
  • схема №2:
    • обратившийся пенсионер самостоятельно выбирает длительность соответствующих отчислений;
    • выбрать периодичность отчислений можно также самостоятельно;
    • порядок выплаты, а также назначения пенсии определяется заключенным договором.

Обозначенные выше схемы могут комбинироваться различным образом. Почти всегда сам обратившийся за выплатой гражданин имеет право самостоятельно выбрать схему перечисления средств. Необходимо лишь помнить, что все они имеют свои нюансы.

В первую очередь от режима выплат пенсий зависит её размер. Все нюансы отражаются в договоре. По возможности стоит в обязательном порядке обратиться к квалифицированному юристу за консультацией. Порой при отсутствии соответствующего образования разобраться с условиями договоров некоторых компаний достаточно сложно.

Возможно ли досрочное изъятие

Практически все компании, предоставляющие возможность формирования негосударственной пенсии, предоставляют возможность досрочного изъятия средств.

Но обязательно следует помнить о некоторых важных моментах, которые могут возникнуть при реализации данной процедуры:

  • снижение суммы выплаты – в некоторых случаях компания может потребовать оплату неустойки;
  • сумма может быть выплачена не сразу.

Следует помнить, что сам вопрос досрочного изъятия всегда максимально развернуто освещается в заключенном договоре. Потому стоит заранее ознакомиться со всеми особенностями этой процедуры.

Преимущества и недостатки

Рассматриваемого вида пенсия имеет как свои достоинства, так и недостатки. К наиболее существенным положительным моментам сегодня можно отнести следующее:

  • возможность самостоятельно устанавливать размер своей пенсии в старости;
  • удобный график внесения платежей;
  • почти всегда имеется возможность досрочного изъятия средств;
  • в случае смерти самого пенсионера допускается наследование средств его непосредственными наследниками – в отличие от страховой пенсии;
  • гибкие программы финансирования пенсии – обратившийся может самостоятельно выбирать размер вносимых платежей и их график.

Также у рассматриваемого типа пенсий имеются свои минусы:

  • почти всегда отсутствует возможность осуществлять самостоятельный выбор инвестиционного портфеля;
  • далеко не всегда размер индексации соответствует уровню инфляции и покрывает её.

Вся статья за 1 минуту

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) является граждан пенсионного возраста. К его особенностям относится:

Таким образом, совершеннолетнего возраста и старше может начать формировать свою дополнительную пенсию путем перечисления определенной суммы взносов в выбранный им негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Также некоторые крупные компании предусматривают , производя за своих работников дополнительные взносы в НПФ, что позволяет увеличить сумму их будущей пенсии.

Реализация НПО осуществляется посредством . Такая деятельность должна быть строго лицензирована. В договоре должны быть прописаны все правила, условия формирования и выплаты дополнительной пенсии, а также права и обязанности всех субъектов договора. В силу различного уровня дохода в настоящий момент времени и желания дополнительно получать определенную сумму будучи на пенсии различные негосударственные фонды разрабатывают разные , учитывающие индивидуальные особенности граждан. Все условия назначения, выплаты и негосударственной пенсии регламентируются подписанным договором и действующим пенсионным законодательством.

Негосударственное пенсионное страхование - что это такое?

Одной из ступеней трехуровневой пенсионной системы в России является негосударственное пенсионное обеспечение.

По сути это формирование личных накоплений граждан в течение определенного времени на основании договора, заключенного с негосударственным пенсионным фондом (НПФ), и возможность формирования тем самым еще одной (дополнительной) пенсии.

Основными задачами негосударственного пенсионного страхования являются:

  1. Повышение пенсионной выплаты в целом к размеру пенсии по обязательному страхованию .
  2. Прирост сбережений за счет получения инвестиционного дохода.

На законодательном уровне отношения между участниками этой системы регулируются законом № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. .

В отличие от обязательного пенсионного страхования в рамках негосударственного обеспечения можно выделить ряд преимуществ последнего:

  • самостоятельно оплачивать взносы;
  • устанавливать периодичность и срок выплаты;
  • возможность расторгнуть договор и вернуть накопленные сбережения;
  • наследовать правопреемниками в любое время.

Немаловажной отличительной чертой системы негосударственного пенсионного обеспечения является также отсутствие необходимости иметь определенное количество страхового стажа. Все условия получения выплат указываются в договорах о НПО.

Участники системы НПО

Участниками системы взаимоотношений по НПО, а также сторонами договора, действующего в рамках этой структуры, являются:

  • негосударственный пенсионный фонд - организация, действующая на основании лицензии и осуществляющая следующие виды деятельности:
    • негосударственное пенсионное обеспечение, включая досрочное;
    • формирование и выплата накопительной пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования;
  • вкладчик - физическое или юридическое лицо, уплачивающее взносы в НПФ;
  • гражданин, являющийся получателем пенсии (может быть вкладчиком в свою пользу).

Основанием формирования такого вида пенсионного обеспечения является договор . Он представляет собой соглашение, заключенное между фондом и вкладчиком, при этом одна сторона обязуется уплачивать взносы, а другая сторона - выплачивать негосударственную пенсию.

Данный документ детально устанавливает условия формирования негосударственной пенсии. Согласно ст.12 закона «О негосударственных пенсионных фондах» он должен содержать следующие пункты:

  1. основные данные сторон (наименование, личные данные);
  2. сведения о предмете договора;
  3. права и обязанности сторон;
  4. порядок внесения пенсионных взносов;
  5. вид пенсионной схемы;
  6. положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
  7. ответственность сторон за неисполнение своих обязательств;
  8. сроки действия и прекращения договора;
  9. порядок и условия изменения или расторжения договора;
  10. порядок решения споров;
  11. реквизиты сторон.

Корпоративная пенсия

Перечисление пенсионных взносов в НПФ, осуществляемое организациями в пользу своих сотрудников, называется корпоративным пенсионным обеспечением. Условия формирования такой пенсии отражаются страхователем в коллективном договоре, а также в трудовом договоре, заключаемом с сотрудником.

Как правило вкладчиком в данном случае является работодатель и за счет его средств происходит формирование корпоративной пенсии. Однако существуют варианты участия и самого работника в таких накоплениях. Учет взносов в таком случае ведется раздельно.

Плюсы корпоративного пенсионного обеспечения для работника очевидны - это обеспечение достойного уровня жизни на пенсии при минимальных вложениях. Но и для работодателя участие в такой системе дает ряд преимуществ :

  • уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • увеличение рабочих мест для молодого поколения;
  • повышение лояльности сотрудников;
  • привлечение ценных кадров с рынка труда;
  • наличие приоритета при выходе на международные рынки и привлечении иностранных инвестиций.

Сейчас корпоративное пенсионное обеспечение своим сотрудникам предлагают многие крупные кампании, например, ОАО «РЖД», НК «Роснефть», АО «Транснефть» и другие.

Как происходит негосударственное дополнительное пенсионное обеспечение

Непосредственно процесс дополнительного пенсионного обеспечения выглядит следующим образом :

  1. Гражданин обращается в выбранный им НПФ для заключения договора, в соответствии с которым будет осуществляться уплата взносов, а позднее и выплата пенсии.
  2. Специалисты фонда предлагают к рассмотрению несколько пенсионных схем.
  3. По выбранному варианту пенсионной программы заключается соответствующий договор, где указываются все условия формирования дополнительной пенсии.
  4. Осуществляется первый платеж согласно срокам выбранной схемы.
  5. При достижении определенного возраста или выполнении иных условий, указанных в договоре, назначается выплата.

Стоит отметить, что гражданин может заключить договор дополнительного пенсионного обеспечения как в пользу третьих лиц , так и в свою пользу . В последнем варианте он становится одновременно и участником и, соответственно, приобретает права и обязанности обоих сторон.

Пенсионные схемы НПФ

Для максимального учета существующего уровня дохода, приемлемости перечисления определенной суммы в качестве сбережения и желания получать после выхода на заслуженный отдых достойный уровень компенсации заработка негосударственные фонды разрабатывают различные пенсионные программы или схемы. Таким образом, индивидуально разработанные планы учитывают :

  • размер заработка;
  • возраст;
  • индивидуальные особенности характера;
  • понимание уровня комфортной финансовой независимости.

Несмотря на большое разнообразие пенсионных схем , можно выделить несколько в зависимости от тех или иных параметров:

  1. От вида открываемого счета для учета накоплений:
    • солидарные (открытие счета в пользу группы определенных лиц);
    • В данном случае список участников фонда заранее известен, но в момент зачисления суммы не распределяются по каждому конкретному лицу. Так происходит весь период накопления, после чего в момент назначения пенсии открывается именной счет, и необходимая сумма переводится уже на индивидуальный счет.

    • индивидуальные (открытие именного счета);
  2. Такой подход подразумевает учет взносов и начисление дохода по индивидуальной схеме.

  3. От срока пенсионных выплат :
    • срочные (выплачиваются в течение срока, предусмотренного договором);
    • пожизненные (уплата происходит с момента наступления оснований и продолжается всю жизнь);

    Единственное ограничение данной схемы может быть связано с исчерпанием средств на счете участника.

  4. От числа вкладчиков:
    • с единственным лицом, уплачивающим взносы (им может быть страхователь или физическое лицо);
    • паритетные схемы (подразумевают участие в накоплении и работодателя, и сотрудника).

При этом можно выделить и несколько общих правил , применяемых к пенсионным схемам:

  • возможность в любой момент расторгнуть договор и получить выкупную сумму;
  • наличие у вкладчика права изменить существующий вариант пенсионной программы.

Договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения

Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение для лиц, занятых на соответствующих рабочих местах по пп. 1 - 18, ч. 1, ст. 30 закона «О страховых пенсиях» , будет осуществляться по новым правилам. Юридическим основанием данного факта является ст. 1 закона № 410-ФЗ от 28.12.2013 г.

Согласно принятым новшествам основным условием выплаты негосударственной пенсии является наличие специальной оценки условий труда , по результатам которой эти условия будут приняты вредными и опасными.

По итогам проведения такой оценки может быть установлен один из четырех классов опасности :

  1. Оптимальный.
  2. Допустимый.
  3. Вредный.
  4. Опасный.

Последние два варианта обязывают работодателя обеспечить своим сотрудникам право на досрочное пенсионное обеспечение:

  • в форме обязательного пенсионного страхования
  • или негосударственного обеспечения.

Но стоит отметить, что размер взноса , уплачиваемого ежемесячно, напрямую зависит от класса условий труда:

  • при вредном классе он не может быть ниже 2 % от уровня дохода сотрудника;
  • при опасном классе - не ниже 4 % всех выплат и вознаграждений работника.

Для того, чтобы стать участником досрочного НПО гражданину необходимо выбрать один из следующих вариантов:

  • включение в трудовой договор пункта о присоединении к пенсионной программе;
  • или заключение отдельного соглашения с работодателем.

Как получить негосударственную пенсию?

Для получения негосударственной пенсии необходимо выполнение двух условий :

  • наступление пенсионных оснований, предусмотренных договором;
  • наличие заявления от участника о выплате ему пенсионного обеспечения.

Образец заявления можно найти на сайте соответствующего фонда или при непосредственном обращении в данное учреждение.

Порядок обращения с письменным заявлением будет зависеть от фонда, в котором размещены пенсионные накопления. Назначение дополнительной пенсии осуществляется со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на нее.

Выплата негосударственной пенсии осуществляется ежемесячно в рублях путем перечисления на расчетный счет получателя:

  • согласно реквизитам открытого им вклада
  • или по номеру пластиковой карты.

В некоторых фондах предусмотрена индексация первоначальной суммы пенсии в зависимости от величины дохода, полученного фондом за предыдущий год.

Размер и условия осуществления выплат

Размер негосударственной пенсии устанавливается по одному из двух вариантов :

  • определяется самостоятельно вкладчиком при составлении договора;
  • рассчитывается фондом на момент назначения выплаты.

При первом варианте размер выплаты напрямую зависит от выбранной пенсионной схемы . В таком случае эта сумма не может быть ниже установленной договором при условии выполнения всех его условий к данному моменту.

При втором варианте сумма к выплате рассчитывается исходя из накопленных к моменту выхода на пенсию денежных средств на индивидуальном счете путем ее деления на количество лет, определяющих период дожития согласно действующего законодательства. Для получения ежемесячной суммы необходимо результат разделить на количество календарных месяцев в году.

При изменении персональных данных или смены реквизитов получателя пенсии необходимо своевременно уведомлять НПФ о данных обстоятельствах во избежание задержек выплаты.