Бюджет есть искусство равномерного распределения разочарований. Методический материал "как написать эссе по экономике". Всякая коммерция-это попытка предвидеть будущее

Немецкий философ и практикующий психотерапевт Эрих Фромм (1900-1980) настаивал на моральной обязанности человека оптимально развивать свои способности и задатки, реализовать свою индивидуальность. Эта философия представлена в 35 цитатах, каждая из которых достойна стать жизненным кредо современного человека.

Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная жизнь.

Мы не должны никому давать объяснения и отчитываться, пока наши действия не причиняют боль или не посягают на других.

Если я люблю, я забочусь, то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель.

Цель человека - быть самим собой, а условие достижения этой цели - быть человеком для себя. Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, - а утверждение своего собственного человеческого я: вот истинные высшие ценности гуманистической этики.

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек придаёт ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.

Если человек может жить не в принуждении, не автоматически, а спонтанно, то он осознаёт себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл - сама жизнь.

Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.

Чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные тенденции; чем больше стремление к жизни подавляется, тем сильнее тяга к разрушению. Разрушительность - это результат непрожитой жизни.

Счастье - не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.

Уважение к уникальности, культивирование уникальности каждого человека - это ценнейшее достижение человеческой культуры.

Для человека всё важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.

Тонко чувствующий человек не в силах удержаться от глубокой грусти по поводу неотвратимых трагедий жизни. И радость, и грусть - неизбежные переживания чувствительного, полного жизни человека.

Несчастная судьба многих людей - следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мёртвые. Жизнь оказывается бременем, бесценным занятием, а дела - лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней.

Сочувствие и переживание предполагает, что я переживаю в себе то, что пережито другим человеком, и, следовательно, в этом переживании он и я - одно. Все знания о другом человеке действительны настолько, насколько они опираются на моё переживание того, что переживает он.

Я уверен, что никто не может спасти своего ближнего, сделав за него выбор. Всё, чем может помочь один человек другому - это раскрыть перед ним и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существования альтернативы.

Жизнь ставит перед человеком парадоксальную задачу: с одной стороны реализовать свою индивидуальность, а с другой - превзойти её и прийти к переживанию универсальности. Только всесторонне развитая личность может подняться над своим Я.

Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремиться лишить объект своей «любви» свободы и удержать его под контролем. Такая любовь не дарует жизни, а подавляет, губит, душит, убивает её.

Характер ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ не их характер.

Большинство людей уверены, что любовь зависит от объекта, а не от собственной способности любить. Они даже уверены, что, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека, это доказывает силу их любви. Здесь проявляется заблуждение - установка на объект. Это похоже на состояние человека, который хочет рисовать, но вместо того, чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен найти достойную натуру: когда это случиться, он будет рисовать великолепно, причём произойдёт это само собой. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе всё», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».

Человек, который не может создавать, хочет разрушать.

Принято считать, что влюблённость - это уже вершина любви, в то время как на самом деле - это начало и только возможность обретения любви. Принято считать, что это результат таинственного и влечения двух людей друг к другу, некое событие, совершающееся само собой. Да, одиночество и сексуальные желания делают влюблённость лёгким делом, и здесь нет ничего таинственного, но это тот успех, который так же быстро уходит, как и пришёл. Случайно любимыми не становятся; твоя собственная способность любить вызывает любовь так же, как и заинтересованность делает человека интересным.

Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить.

Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько важно избегать плохого общества. Под «плохим обществом» я понимаю не только порочных людей - их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья душа мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а высказывают расхожие мнения.

Если другие люди не понимают нашего поведения - так что? Их желание, чтобы мы делали только так, как они понимают, это попытка диктовать нам. Если это означает быть «асоциальным» или «нерациональным» в их глазах, пусть. Больше всего их обижает наша свобода и смелость быть самим собой.

Наша моральная проблема - это безразличие человека к самому себе.

Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен.

Вся жизнь индивида - это не что иное, как процесс рождения самого себя, мы наверное, рождаемся окончательно к моменту смерти, хотя трагическая участь большинства людей - умереть, не успев родиться.

Я никогда не достигну хороших результатов, если не буду исполнять своё дуло дисциплинированно; если я делаю что-то, только когда я «в настроении», это может быть приятным или забавным хобби, но я никогда не стану мастером в этом искусстве.

Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви.

Воспринимать трудности, неудачи и печали в жизни как вызов, принимая и парируя который ми становимся сильнее, а не как несправедливое наказание, которого мы не заслуживаем, - это требует веры и мужества.

Наше общество - это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить.

Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться это значит получать удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин - всё потребляется, поглощается. Мир это один большой предмет нашего аппетита, большое яблоко, большая бутылка, большая грудь; мы - сосунки, вечно чего-то ждущие, вечно на что-то надеющиеся - и вечно разочарованные.

Большинство людей даже не сознают своей потребности в приспособлении. Они живут с иллюзией, что они следуют своим собственным идеям и наклонностям, что они оригинальны, что они приходят к своим убеждениям в результате собственного раздумия - и что это просто так получается, что их идеи схожи с идеями большинства. Согласие всех служит доказательством правильности «их» идей.

Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые в конечном счёте парализуют его способность действовать, а значит, и жить.

Человек свободен, только если он может выбирать. А выбирать он может, только если знает достаточно много, чтобы сравнить.

30 цитат Эриха Фрома, которые отвечают на самые тревожные вопросы человека. Его мысли никого не оставят равнодушным.

Э́рих Зелигманн Фромм (Erich Seligmann Fromm).

  1. Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе , стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность.
  2. Мы не должны никому давать объяснения и отчитываться , пока наши действия не причиняют боль или не посягают на других. Сколько жизней было разрушено этой необходимостью «объяснять», которая обычно подразумевает, чтобы вас «поняли», то есть оправдали. Пускай судят по вашим поступкам, и по ним — о ваших истинных намерениях, но знайте, что свободный человек должен объяснять что-либо лишь самому себе — своему уму и сознанию — и тем немногим, у которых есть право требовать объяснения.
  3. Если я люблю, я забочусь , то есть я активно участвую в развитии и счастье другого человека, я не зритель.
  4. Цель человека - быть самим собой , а условие достижения этой цели - быть человеком для себя. Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, - а утверждение своего собственного человеческого я: вот истинные высшие ценности гуманистической этики.
  5. В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек придает ей , раскрывая свои силы, живя плодотворно.
  6. Если человек может жить не в принуждении , не автоматически, а спонтанно, то он осознает себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл - сама жизнь.
  7. Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.
  8. Счастье — не какой-то божий дар , а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.
  9. Для человека все важно , за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.
  10. Тонко чувствующий человек не в силах удержаться от глубокой грусти по поводу неотвратимых трагедий жизни. И радость, и грусть - неизбежные переживания чувствительного, полного жизни человека.
  11. Несчастная судьба многих людей - следствие несделанного ими выбора . Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесценным занятием, а дела - лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней.
  12. Понятие «быть живым» — это понятие не статическое, а динамическое . Существование - это тоже, что и раскрытие специфических сил организма. Актуализация потенциальных сил - это врожденное свойство всех организмов. Поэтому раскрытие потенциалов человека согласно законам его природы следует рассматривать как цель человеческой жизни.
  13. Сочувствие и переживание предполагает, что я переживаю в себе то, что пережито другим человеком , и, следовательно, в этом переживании он и я - одно. Все знания о другом человеке действительны настолько, насколько они опираются на мое переживание того, что переживает он.
  14. Никто не может «спасти» своего ближнего, сделав за него выбор . Все, чем может помочь один человек другому - это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существования альтернативы.
  15. Жизнь ставит перед человеком парадоксальную задачу : с одной стороны реализовать свою индивидуальность, а с другой - превзойти ее и прийти к переживанию универсальности. Только всесторонне развития личность может подняться над своим Я.
  16. Если детская любовь исходит из принципа: «Я люблю, потому что любим», то зрелая любовь исходит из принципа: «Я любим, потому что я люблю» . Незрелая любовь вопит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе!». Зрелая любовь рассуждает: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».
  17. Самозабвенное помешательство друг на друге — не доказательство силы любви , а лишь свидетельство безмерности предшествовавшего ей одиночества.
  18. Если человек испытывает любовь по принципу обладания , то это означает, что он стремится лишить объект своей «любви» свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее.
  19. Большинство людей уверены, что любовь зависит от объекта , а не от собственной способности любить. Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека, это доказывает силу их любви. Здесь проявляется заблуждение — установка на объект. Это похоже на состояние человека, который хочет рисовать, но вместо того чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен найти достойную натуру: когда это случится, он будет рисовать великолепно, причем произойдет это само собой. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе все», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».
  20. Характер ребенка — это слепок с характера родителей , он развивается в ответ на их характер.
  21. Если человек способен полноценно любить, то он любит и себя ; если он способен любить только других, он не может любить вообще.
  22. Принято считать, что влюбленность — это уже вершина любви , в то время как на самом деле — это начало и только возможность обретения любви. Принято считать, что это результат таинственного и влечения двух людей друг к другу, некое событие, совершающееся само собой. Да, одиночество и сексуальные желания делают влюбленность легким дело, и здесь нет ничего таинственного, но это тот успех, который так же быстро уходит, как и пришел. Случайно любимыми не становятся; твоя собственная способность любить вызывает любовь так же, как и заинтересованность делает человека интересным.
  23. Человек, который не может создавать, хочет разрушать.
  24. Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить.
  25. Насколько важно избегать пустых разговоров, настолько же важно избегать плохого общества . Под «плохим обществом» я понимаю не только порочных людей — их общества следует избегать потому, что их влияние гнетуще и пагубно. Я имею в виду также общество «зомби», чья душа мертва, хотя тело живо; людей с пустыми мыслями и словами, людей, которые не разговаривают, а болтают, не думают, а высказывают расхожие мнения.
  26. В любимом человеке надо находить себя, а не терять себя в нём.
  27. Если бы вещи могли разговаривать, то на вопрос «Кто ты?» пишущая машинка ответила бы: «Я — пишущая машинка», автомобиль сказал бы: «Я — автомобиль» или более конкретно: Я — «форд» либо «бьюик», либо «кадиллак». Если же вы спрашиваете человека, кто он, он отвечает: «Я — фабрикант», «Я — служащий», «Я — доктор» или «Я — женатый человек» или «Я — отец двоих детей», и его ответ будет означать почти то же самое, что означал бы ответ говорящей вещи.
  28. Если другие люди не понимают нашего поведения — так что? Их желание, чтобы мы делали только так, как они понимают, это попытка диктовать нам. Если это означает быть «асоциальным» или «нерациональным» в их глазах, пусть. Больше всего их обижает наша свобода и наша смелость быть самими собой.
  29. Наша моральная проблема — это безразличие человека к самому себе.
  30. Человек есть центр и цель своей жизни . Развитие своей личности, реализация всего внутреннего потенциала есть наивысшая цель, которая просто не может меняться или зависеть от других якобы высших целей.

Эрих Зелигманн Фромм (Erich Seligmann Fromm) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

ФРОММ Эрих

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно. - Эрих Фромм

В каждом новом шаге может таиться опасность неудачи, и в этом заключается одна из причин того, почему люди так боятся свободы. - Эрих Фромм

Все люди нуждаются в помощи и зависят друг от друга. Человеческая солидарность есть необходимое условие для развития любого индивидуума. – Эрих Фромм

Все люди нуждаются в помощи и зависят друг от друга. – Эрих Фромм

Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность. - Эрих Фромм

Гуманистическая этика под благом понимает утверждение жизни, раскрытие и развитие человеком своих потенциалов, под добродетелью - ответственность за свое существование. - Эрих Фромм

Даже если бы можно было объективно показать, что одна система ценностей превосходит все прочие, практически мы бы немногого достигли. ... Тем не менее беру на себя смелость утверждать, главным образом по теоретическим соображениям, что к объективным нормам можно прийти, если исходить из одной предпосылки: желательно, чтобы живая система развивалась и производила максимум жизненности и внутренней гармонии, которые субъективно воспринимаются как благополучие. ... В действительности большинство людей колеблется между различными системами ценностей и поэтому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении. У них нет ни особых добродетелей, ни особых пороков. ... У человека нет самости, он нетождествен себе, но он боится сделать это открытие. - Эрих Фромм

Для человека все важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя. - Эрих Фромм

Если человек может жить не принужденно, не автоматически, а спонтанно, то он осознает себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл - сама жизнь. - Эрих Фромм

Задача человека - расширять пространство своей судьбы, укреплять то, что содействует жизни, в противоположность тому, что ведет к смерти. Говоря о жизни и смерти, я имею в виду не биологическое состояние, а способы бытия человека, его взаимодействия с миром. - Эрих Фромм

Идея о том, что человек создан по образу Божию, ведет не только к мысли о равенстве Бога и человека или даже к мысли о независимости от Бога; из нее вытекает и то, центральное для гуманизма убеждение, что в каждом человеке заключается все человечество. - Эрих Фромм

Истинная любовь к другому человеку имеет специфическую особенность, поскольку я люблю в этом человеке не только его личность, но и человечество в целом, или Бога, как сказал бы верующий христианин или иудей. Точно так же, если я люблю свою страну, моя любовь является в то же время любовью к человеку и человечеству; если она не такова, то это привязанность, основанная на неспособности к самостоятельности, и, как показали последние аналитические исследования, ещё одно проявление идолопоклонства. - Эрих Фромм

История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития. - Эрих Фромм

Конечная цель истории искупит трагизм существования тех людей, которые обречены были умирать, так и не реализовав сущности своей природы. - Эрих Фромм

Лишь немногие слышат клокотание вулкана перед извержением. - Эрих Фромм

Любовь - ответ на проблему человеческого существования. - Эрих Фромм

Любовь представляет собой активное действие, а не пассивное принятие. Это "стояние в…", а не "падение куда-то". В самом общем виде активный характер любви можно описать утверждением, что любовь означает прежде всего давать, а не принимать. - Эрих Фромм

Наблюдая, как люди принимают решения, приходится поражаться тому, насколько они ошибаются, принимая за своё собственное решение результат подчинения обычаям, условностям, чувству долга или неприкрытому давлению. Собственное решение - довольно редкое явление. - Эрих Фромм

Не только люди создаются историей - история создается людьми. - Эрих Фромм

Несчастная судьба многих людей - следствие несделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела - лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней. - Эрих Фромм

Новое отношение к жизни можно выразить конкретнее в следующих принципах: развитие человека требует от него способности вырваться за пределы ограниченной замкнутости собственного ego, алчности, своекорыстия, оторванности от близких, а значит, за пределы базисного одиночества. Такое превосходство является условием для того, чтобы открыться миру и соотнести себя с ним, стать уязвимым и вместе с тем испытывать идентичность и целостность; условием человеческой способности наслаждаться всем, что живо, изливать свои способности на окружающий его мир, быть «заинтересованным»; короче говоря, скорее быть, чем иметь и использовать - вот следствие шага на пути к преодолению алчности и эгомании. - Эрих Фромм

Одна лишь одержимость работой свела бы людей с ума, как и полное безделье. Сочетание же их друг с другом вполне позволяет жить. - Эрих Фромм

Одно из характерных свойств человеческого ума в том, что, сталкиваясь с противоречием, он не может оставаться пассивным. Ум приходит в движение с целью разрешить противоречие. Всем своим прогрессом человек обязан этому факту. – Эрих Фромм

Осознание своего одиночества и отъединенности, своей беспомощности перед силами природы и общества превращает его отъединенное, расколотое существование в невыносимую тюрьму. Переживание отъединенности вызывает тревогу; более того, это источник всякой тревоги. Быть отъединенным означает быть отрезанным, без какой-либо возможности использовать свои человеческие силы. Следовательно, это значит быть беспомощным, неспособным активно влиять на мир - вещи и людей, это означает, что мир может вторгаться в меня, а я не в состоянии реагировать. - Эрих Фромм

Очень часто, если мужские качества в характере мужчины выражены слабо, потому что эмоционально, психически он остался ребенком, он старается восполнить этот недостаток, придавая особое значение своей мужской роли в половых отношениях. – Эрих Фромм

Подлинный отказ от эгоистических устремлений как следование воле Господа обретает реальный смысл, если понятие Бога при этом отсутствует как таковое. – Эрих Фромм

Понятие "быть живым" - это понятие не статическое, а динамическое. Существование - это то же, что и раскрытие специфических сил организма. Актуализация потенциальных сил - это врожденное свойство всех организмов. Поэтому раскрытие потенциалов человека согласно законам его природы следует рассматривать как цель человеческой жизни. - Эрих Фромм

Постольку ребенок приходит в этот мир, он сознает, что одинок, что представляет собой сущность, отдельную от всех других. Эта отъединенность от мира, подавляюще сильного и могущественного и часто угрожающего и опасного по сравнению с индивидуальным существованием, рождает чувство бессилия и тревоги. - Эрих Фромм

Потребитель - это объект манипулирования, а не конкретный человек, в удовлетворении нужд которого будто бы заинтересован бизнесмен. - Эрих Фромм

Прогресс психологии не в том, чтобы отделить сферу якобы "естественного" от сферы якобы "духовного" и сосредоточить внимание на первой, а в том, чтобы вернуться к великой традиции гуманистической этики, рассматривавшей человека в его телесно-духовной целостности, веря, что цель человека - быть самим собой, а условие достижения этой цели - быть человеком для себя. - Эрих Фромм

Путь достижения добродетели состоит в активном использовании человеком своих способностей. – Эрих Фромм

Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого. - Эрих Фромм

Социальный прогресс требует стандартизации людей, и эту стандартизацию называют равенством. - Эрих Фромм

Сочувствие и сопереживание предполагает, что я переживаю в себе то, что пережито другим человеком, и, следовательно, в этом переживании он и я - одно. Все знания о другом человеке действительны настолько, насколько они опираются на моё переживание того, что переживает он. ... Возможность такого вида знания, основанного на преодолении разрыва между наблюдающим субъектом и наблюдаемым объектом, требует, конечно, гуманистического подхода, о котором я упомянул выше, а именно признания того, что каждый человек несёт в себе всё человеческое содержание, что в душе мы и святые, и преступники, хоть и в разной степени... - Эрих Фромм

То, что большинство людей переживает сегодня как счастье, в действительности является состоянием полного удовлетворения своих желаний, неважно каких по качеству. Если понимать его в этом смысле, оно утрачивает существенные свойства, приданные ему греческой философией, а именно: счастье - это состояние исполнения не столько чисто субъективных потребностей, сколько потребностей, имеющих объективную ценность с точки зрения целостного существования человека и его потенций. Было бы лучше, если бы мы думали о радости и напряжённой жизненности, нежели о счастье. Не только в иррациональном обществе, но и в наилучшем из всех обществ тонко чувствующий человек не в силах удержаться от глубокой грусти по поводу неотвратимых трагедий жизни. И радость, и грусть - неизбежные переживания чувствительного, полного жизни человека. Счастье в нынешнем значении обычно предполагает внешнее довольство от состояния пресыщения, а не то, что неизбежно сопровождает полноту человеческих переживаний. - Эрих Фромм

Уничтожить жизнь - значит тоже выйти за ее пределы. - Эрих Фромм

Цель человека - быть самим собой, а условие достижения этой цели - быть человеком для себя: Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, - а утверждение своего собственного человеческого я: вот истинные высшие ценности гуманистической этики. Чтобы формировать ценности и доверять им, человек должен знать самого себя, свою естественную способность делать добро. - Эрих Фромм

Человек - единственное животное, которое может скучать, быть недовольным, чувствовать себя изгнанным из рая. Человек - единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может избежать. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и хозяином самому себе. - Эрих Фромм

Человек есть центр и цель своей жизни... развитие своей личности, реализация всего внутреннего потенциала есть наивысшая цель, которая просто не может меняться или зависеть от других якобы высших целей. - Эрих Фромм