Применение коучинга в развитии детей. Жизнь в стиле коучинг. Применение коучинга в воспитании ребенка. Понятие хорошего человека

Применение коучинга в развитии детей. Жизнь в стиле коучинг. Применение коучинга в воспитании ребенка. Понятие хорошего человека

Детско-родительский коучинг: Как «причинить» счастье своему ребенку?

Коучинг – это про бизнес. Именно так думает подавляющие большинство людей, кто хотя бы немного знаком с темой. Мы встретились и пообщались с профессионалом, который точно знает – навыки коуча необходимы и в семейной жизни.

Я познакомилась с коучингом - не с бизнес позиции. Когда приняла решение поменять профиль своей деятельности, я решила получить психологическое образование. И, в конце второго курса, когда встал вопрос о специализации, мой выбор пал на детско-родительский коучинг. Выбор не случайный, он осознанный. Я мать троих детей, поэтому отношение между родителями и детьми, продвижение себя как родителя, безусловно, мне интересны. Вот тогда я впервые увидела коучинг так детально. Детско-родительский коучинг – это совсем не про бизнес, что не делает его менее нужным.

Дело в том, что, когда родитель достигает своей зрелости, многие дети уже вырастают. И мы начинаем сокрушаться, что у нас не было достаточно опыта, знаний, инструментов в их воспитании. Мы в 40-45 лет вдруг начинаем осознавать, что хотели вырасти в этом направлении тоже, именно в нем состояться с тем же успехом, как состоялись в профессии. Ведь, на самом деле одна, из важных задач родителей - дать максимальное пространство для использования возможностей своим детям.

Решение о втором или о первом ребенке, принятое после 30 лет - это уже более осознанное родительство.

Часто мы пытаемся себя реализовать на внуках, именно те накопленные родительские компетенции, которые мы получаем, воспитывая своих детей, мы пытаемся применить к внукам. Но это совсем другая история, здесь, скажем так, ограничено наше влияние. Тренд позднего материнства и отцовства, который сейчас существует, решение о втором или о первом ребенке, принятое после 30 лет - это уже более осознанное родительство. И мы говорим, что коучинг здесь хорошо встраивается, потому что родители, которые приходят ко мне, хотят понимать зону своего развития как родители. Как «причинить» счастье своему ребёнку, чтобы сделать это без давления.

Я вижу разницу между отношениями с первым сыном и двойней, которая родилась у нас 14 лет спустя. Я понимаю, что могла бы дать еще больше своему первенцу, обладая теми знаниями, что есть у меня сейчас. Именно благодаря своему личному родительскому опыту, который был очень разный, я могу находиться в более безоценочной позиции и в отношении клиентов, что для коуча очень важно. Принципиальная разница по отношению к моим детям в том, что сейчас я воспитываю их из интереса ребенка, исключительно с этой позиции. Первого ребенка мы тоже спрашивали, что он хочет или не хочет. Если родители хотели, то применялись навыки убеждения, иногда даже давления. У нас благополучный старший сын, но при этом я понимаю, что могла бы ему дать больше, как родитель, просто давая больше свободы.

Мои навыки и умения помогают мне найти ту точку, где ты выиграл. Со старшим это был компромисс, а с младшими в выигрыше остаются все. И дети, и мы - родители. И это на самом деле главное, чтобы в выигрыше были все. Основное умение, которое я приобрела, и которым готова делиться - это умение договаривается со своими детьми. Встречаюсь с разными людьми и применяю умение самонастраиваться. Ведь зачастую бывает как - люди встретились, поговорили, разошлись, и не понятно, кто какой цели достиг и достиг ли вообще какой-либо цели. И одно из разочарований в родительской роли – это непонимание, как так получилось – вроде воспитывал, учил, растил, а результат не устраивает обе стороны.

В детско-родительском коучинге как и в бизнесе, главное - это целеполагание. Мы можем совершенно по-разному видеть одну и ту же проблему, и, как следствие, искать разные способы ее решения. Есть такое человеческое свойство - полагать, что наше окружение, наши партнеры думают абсолютно как и мы. Но это заблуждение. И вот недосказанность, неправильно настроенное общение, может привести к недопониманию в отношениях и в результате к проблемам в будущем.

Коуч - попутчик и проводник. Прекрасно встраивается в систему семейных отношений. Технологии коучинга позволяют помочь договориться всем членам семьи о том, куда они идут, зачем они туда идут и придут ли вообще. Коуч помогает определить подход. Как для нас будет ЭТО выглядеть? Как будет правильно для каждого из нас, ведь «правильно» может быть для каждого разное. Сейчас, многие люди просто не умеют или не хотят договариваться и не знают, КУДА они идут. Если не знать куда идти, то и не понятно куда вы придете. И устроит ли вас то, что вы увидите, когда придете. А ведь время уже пройдет, и его, как известно не вернуть, не «отмотать» назад и не переиграть. Так вот коуч, позволяет понять, КУДА и КАК идти.

Технологии коучинга позволяют помочь договориться всем членам семьи о том, куда они идут, зачем они туда идут и придут ли вообще.

Я хороший практик, поскольку у меня богатый управленческий опыт. Он мне позволяет научить людей делать сразу же правильно. То есть, недостаточно просто получить информацию, важно пропустить ее через себя, чтобы она тебе приносила интеллектуальные дивиденды и результат. Мои подчинённые заходили ко мне всегда в кабинет единожды, а, выходя, они всегда понимали, как и что нужно сделать. Но уходили только в тот момент, когда я понимала, что они меня точно поняли, что нужно делать и какой должен быть результат.

Сейчас готова серия мастер-классов по направлению детско-родительского коучинга. У каждого из них есть цель, точки контроля на пути к ней и ожидаемый результат. В основе каждого мастер- класса лежат как теоретические знания, так и практические навыки, и это позволяет «пропустить» полученную информацию через себя. На мастер-классе можно узнать и закрепить определенный навык, которым родители еще не обладают, и, выйдя оттуда, сразу же начать применять это в жизни. Например, я рассказываю про особенности строения и созревания головного мозга ребенка, что позволяет родителям выстроить адекватные ожидания к своему ребенку согласно возрасту. Ведь дети иногда и, правда, ещё не понимают, почему можно так, а так нельзя.

Если ты просто учишься ради того, чтобы учиться, собираешь знания и складываешь их «в чемоданы под кровать» - это настоящее «горе от ума».

Есть еще один момент - это важно. Знания приносят максимальную пользу только тогда, когда ты их пропускаешь через себя, только тогда, когда ты ими пользуешься. Если ты просто учишься ради того, чтобы учиться, собираешь знания и складываешь их «в чемоданы под кровать» - это настоящее «горе от ума». Именно такие «переученные» и «перетренированные» взрослые сейчас часто встречаются. Так вот, коуч позволяет понять, как, когда и какими знаниями нужно воспользоваться, какой чемодан и в какое время взять.

Сейчас прописано семь мастер-классов. Они рассчитаны на такие базовые родительские основы, которые где-то что-то читали и слушали, интересуется, которые хотят что-то еще больше понять именно в деле, а не просто блистать интеллектом в какой-то тусовке, чтобы пойти и начать взаимодействовать с ребенком. Сразу же после мастер-класса. Чтобы понимать ребенка лучше, принимая его и себя такими, какие вы есть.

Подробнее узнать о коучинге от Key&Key вы можете по адресу key-coaching.ru

Очень часто нам, родителям, приходится сопровождать ребенка в развитии каких-то способностей или качеств личности. Как лучше всего это сделать, используя коучинговый подход?

Почему мы говорим здесь о коучинговом подходе, а не о коучинге как для взрослых? Как известно, коучинг – это развитие потенциала человека, партнерство на равных, мотивация, действия и ответственность. Родители и дети – не равны, родители отвечают за детей и постепенно передают детям ответственность. Поэтому мы говорим о коучинговом подходе, который можно применять для развития способностей у детей с 6-7 лет.

Коучинговый подход в отношениях с детьми - это когда мы выстраиваем позитивный диалог с ребенком и даем позитивную обратную связь, задаем вопросы, намечаем действия, усиливаем мотивацию и создаем поддерживающее окружение.

Особенно полезен этот алгоритм для развития способностей у детей в возрасте от 11 до 16 лет, потому что именно в этом возрасте наступает время максимального развития новых навыков, того что мы называем компетентностью. И мы можем сделать развитие важных компетенций осознанно. Итак, начнем?

1. Способность
Определите способности (качества личности), которые хотите развивать у ребенка! Ответьте на вопросы ниже.

Вопросы родителям:
Какие способности я хочу развить у ребенка, если посмотреть на ситуацию с точки зрения возможностей?
Чему важно научиться ребенку, чтобы справляться с задачами? К какому срок вы хотите этого достичь?
Какие качества личности я хочу развить у ребенка?
Насколько создана договоренность и единство со всеми взрослыми, общающимися с ребенком в семье, школе и т.д. об этом?

2. Согласие и доверие
Перед тем как начать действовать проясните, что об этом думает ребенок, создайте совместную договоренность с ребенком, также с другими взрослыми (учителя, тренер, родственники), принимающими в этом участие.

Вопросы родителям:
Насколько ребенок согласен с развитием именно этой способности?
Что мне поможет получить 100% договоренность с ребенком?
Насколько сильны между нами доверительные отношения? Что я могу сделать, чтобы их усилить?
Как я могу создать договоренности со взрослыми?

3. Ценность
Покажите ребенку для чего необходимо развивать эти способности, что при этом для него станет по-другому. Создайте через вопросы диалог, в котором ребенок сам ответит на этот вопрос: А зачем именно эти способности стоит развивать?

Вопросы родителям:
А зачем именно эти способности стоит развивать?
Почему важно именно эти качества характера усиливать?
Насколько ребенок это понимает и поддерживает? Что я могу сделать еще? А еще?
Как я могу усилить приверженность ребенка в развитии именно этих способностей ежедневно?

4. Картина будущего
Создайте с ребенком картину будущего! Спросите: « Представь себе, что ты уже такой, как ты тогда действуешь/ общаешься? Что становиться возможным для тебя тогда?» Важно помочь ребенку увидеть картинку будущего ярко и в деталях.
Попросите ребенка придумать название той способности, которую будите развивать, а также символ. Например, символом слушания может быть чебурашка-магнит на холодильнике, а символом танцев – кукла – балерина, которая вместе с ребенком ходит на занятия.

Вопросы родителям:
Какие самые эффективные вопросы помогут вам создать с ребенком его картину будущего?
Как еще вы можете его поддержать в этом?
Насколько вы готовы дать ребенку свободу творчества?

5. Поддерживающее окружение
Создайте поддерживающее окружение, которое может включать:
поддержку близких и родительское благословение: У тебя получится! Ты сможешь! Я верю в тебя! Я так люблю смотреть, когда ты …играешь на гитаре/рисуешь/поешь..
картины и фото
музыка
книги
одежда и аксессуары
творчество
время

Вопросы родителям:

Какое вы можете создать самое наилучшее поддерживающее окружение своему ребенку для развития способностей?
Что от вас потребуется?
С чего вы начнете?

6. Тренировка, приверженность и позитивная обратная связь
Начните тренировать нужные способности, показывая применение и пользу, а также давайте позитивную обратную связь через вопросы:
Что произошло?
Чему тебя это научило?
Что теперь будешь делать по – другому?
Никогда не спрашивайте: «Почему не получилось?» или «Почему не сделал?». Обращайте внимание на то, что УЖЕ получилось!

Вопросы родителям:
Как вы сможете вовлечь ребенка в деятельность для тренировки способностей? Какую совместную игру вы придумаете для этого?
Как вы поддержите ребенка, когда потребуется приверженность тренировке?
Как вы сможете поддержать ребенка в случае неудачи?
Что вам самим поможет вести позитивный диалог в этом случае?


7. Радостный праздник и А что дальше?

Создайте радостный праздник по завершению, поблагодарите друг друга и всех участников, наметьте следующие шаги.
Вопросы родителям:
Как вы отпразднуете успех и ваши достижения?
Какие слова благодарности скажите друг другу?
Как вы создадите договоренность о следующих шагах?

Мы приглашаем делиться своими успехами с нами и другими родителями!
Напишите нам, что у вас уже получилось и каким были ваши 7 шагов в развитии способностей вашего ребенка!



c 26 Мая 2018 по 27 Мая 2018, Город: Москва
Познакомьтесь с КОУЧИНГОМ как эффективным направлением развития и воспитания детей в семье и в различных образовательных учреждениях.

Наталья Суслова
профессиональный коуч, ведущий тренер МЭУк, мама, кандидат педагогических наук.

Прежде чем говорить про детско-родительский коучинг, важно понять, что означает слово «коучинг».

В наше информационное время все больше появляется слов, которые не требуют перевода, звучат примерно одинаково на всех языках и понятны всем. Например, это такие слова, как интернет, сайт, менеджер.

Слово «коучинг» так же сравнительно недавно вошло в общеупотребимую лексику. Однако, используя это слово, разные люди вкладывают в него свое понимание и смысл. Для того чтобы понять какой смысл в детско-родительском коучинге мы вкладываем в это слово, необходимо разобраться в происхождении слова «коучинг», познакомиться с историей возникновения данного понятия.

История коучинга

Термин коуч (coach) пришел из английского языка. Первоначально это слово означало повозку, которая использовалась для перевоза груза из одного места в другое. В 1961 году слово «коучинг» стали применять в области спорта, и оно приобрело значение «переносить людей с их места туда, где они хотят быть». Конечно, это имело образное значение для спорта и достижения в нем желаемых результатов.

В дальнейшем коучинг стал развиваться благодаря накопившимся к тому времени исследованиям в области спортивной психологии. Стало понятно, что в ходе подготовки спортсменов к соревнованиям важна не только физическая, но и их психологическая готовность. Так появилась спортивная психология, которую стали называть коучингом, с помощью которой спортсмен обучался достигать желаемой цели в соревнованиях.

У. Тимоти Голви, тренер по теннису, исследовав методику коучинга в своей спортивной практике, стал применять его в повседневной жизни. В его книге «Теннис. Психология успешной игры», ставшей бестселлером, раскрывается то, как технологии коучинга помогают раскрыть потенциал не только теннисиста, но и каждого человека.

Применение слова «коуч» в русском языке

В русском языке, к сожалению, слову «коучинг» не всегда придают правильный смысл. Часто люди используют слово «коуч», переводя с английского языка, как синоним слов «тренер», «наставник». Многие даже не хотят его использовать, говоря, что это иностранное слово и его необходимо заменить русским. Сами русскоязычные коучи, понимая это, тоже продолжают размышлять над русским аналогом слова, однако на данный момент пока не подобрали в русском языке аналога, столь лаконично передающего суть метода.

Однако между этими тремя словами есть очень большие смысловые различия.

Тренер – это человек, который тренирует определенные навыки. В отличие от коуча тренер точно знает, к каким целям необходимо привести тренируемого и какие упражнения надо дать ученику, чтобы обучить его необходимым навыкам. Коуч же выступает с позиции, что его клиент САМ знает, что ему необходимо, его задача - сопровождать клиента из того «места», где он сейчас находится, к тому, куда стремиться.


Наставник – человек, который обладает знаниями и умениями, которыми обучает своего ученика. Он сам прошел путь от ученика к наставнику и знает методы и способы, с помощью которых обучает других. Наставник обладает высокими компетенциями в той сфере деятельности, в которой обучает. В отличие от наставника, коуч может абсолютно не знать то, о чем говорит ему клиент. Коуч при помощи вопросов и других коучинговых технологий раскрывает потенциал клиента, благодаря чему клиент с легкостью справляется со своей задачей.

Сферы применения коучинга и детско-родительского коучинга


Понятие «коучинг» как метод раскрытия потенциала человека, организации, коллектива прочно вошло в разные сферы жизни человека: в бизнес, личную жизнь, в спорт, семью и даже в искусство.

Наибольшее применение на данный момент коучинг нашел в бизнесе. Этот метод стал одним из самых эффективных способов решения задач, и с успехом применяется во многих преуспевающих компаниях и корпорациях.

Что касается детско-родительского коучинга, то он тоже имеет свою специфику и широкое применение. Детско-родительские коучи используют этот метод в частной практике с родителем и ребенком, в дошкольных и общеобразовательных организациях, в организациях по дополнительному образованию, для тренировки спортсменов детского и подросткового возраста, этот метод также с успехом практикуют репетиторы, няни и гувернеры.


Отличие коучинга от психологического консультирования

Несмотря на то, что есть общее между коучингом и психологическим консультированием, коучинг – это принципиально новый подход. Коучинг имеет свои методы работы, свои технологии, которые отличаются от методов психологического консультирования и эффективны для решения огромного количества задач.

В коучинге, в отличие от психологического консультирования, не диагностируются психологические проблемы клиента. Коуч исходит из того, что с клиентом всегда все в порядке (естественно, коуч работает только с психически здоровыми людьми).

Коучинг отличается от классического консультирования еще и тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а решает ситуацию совместно с клиентом.

Психологическое консультирование в большинстве случаев психолог проводит у себя в кабинете. Для коучинга очень важна атмосфера и не всегда кабинетная обстановка способствует благоприятному и доверительному общению с ребенком. Бывает так, что коуч встречается с ребенком на игровой площадке, на прогулке или в кафе.

В коучинге огромную роль играет личность коуча. Это означает, что все методы, которые коучи использует в своей работе, они в первую очередь применяют к себе.

От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Отличия детско-родительского коучинга от взрослого коучинга


Первое отличие заключается в том, что во взрослом коучинге коуч работает с одним человеком, а в детском коучинге с системой: родитель - ребенок. Иногда к этой системе подключается еще один родитель или родственник ребенка.

Второе отличие: коуч в индивидуальном коучинге всегда работает с запросом клиента. В школах коучинга обучают, что коуч не работает с запросом третьих лиц. В детском коучинге, как правило, к коучу приходит родитель с запросом в отношении своего ребенка или подростка. В то же время, как правило, запроса у ребенка нет совсем или он совсем не такой, с каким пришел к коучу взрослый.

Третье отличие в том, что помимо традиционных коучинговых инструментов в детско-подростковом коучинге используются игровые техники для работы с детьми, а так же даются инструменты для работы с родителями для понимания ими процессов, которые происходят в головном мозге ребенка и подростка в определенном возрасте.


Дело в том, что большинство техник «взрослого» коучинга были смоделированы для взрослых людей, у которых уже сформировалось сознание.

Детский и подростковый мозг находится в развитии, он еще полностью не сформировался.

Когда применяют «взрослые» коучинговые техники к детям, не всегда учитывают, в какой стадии развития находится детский и подростковый мозг, и нет осознания того, что нужно сделать, чтобы получить результаты.

Для профессионального коучинга детей и подростков необходимо, в первую очередь, понять мыслительные процессы и механизмы, которые происходят в головном мозге ребенка, подростка, а уже потом применять коучинговые техники.

Коучинг — это искусство содействовать обучению и развитию другого человека.

К оуч отличается от педагога тем, что не дает советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения. Коуч не говорит: «надо делать так, а вот так делать не надо» Коуч создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать.

От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. К психологу люди приходят с мотивацией «ОТ»: «Избавьте меня от этой проблемы» К коучу приходят с мотивацией «К»: «Помогите мне прийти к цели»

Четыре базовых этапа коучинга :

  • постановка цели: «Чего ты хочешь?»
  • анализ текущей ситуации: «Что ты имеешь сейчас? Что сейчас происходит?»
  • выстраивание путей достижения: «Что можно сделать?»
  • реализация и контроль: «Что ты будешь для этого делать сегодня?»

В основе коучинг-подхода при воспитании лежит идея о том, что ребенок является не пустым сосудом, который надо наполнить знаниями и установками. Ребенок более похож на жёлудь, который уже содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим, прекрасным дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти — уже заложена в каждом ребенке.

В коучинг-подходе создается атмосфера сотворчества родителя и ребенка. Со стороны родителя это следование за интересами ребенка и направление ребенка с помощью «волшебных вопросов». Со стороны ребенка – это творческий поиск, исследование своих выборов, смелость принятия решения, активная деятельность.

Ключевым элементом в коучинг-подходе является осознание и ответственность: «Я знаю, как я могу изменить свою жизнь»

«Волшебные вопросы» , направляющие ребенка:

  • Что ты хочешь?
  • А зачем тебе это?
  • Представь, что ты уже получил то, что хочешь. Что будешь с этим делать? Сколько будешь радоваться? Ты точно этого хочешь?
  • Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?
  • Что может повлиять на изменение ситуации?
  • Что ты будешь делать?
  • Что еще?
  • Какие могут быть последствия для тебя и других?
  • Что для тебя в этом самое трудное?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты как думаешь?
  • Если бы так сказал или поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал, подумал? Что бы потом сделал?
  • В чем ты выиграешь, а в чем проиграешь, если так сделаешь?
  • Что должен уметь? Где и как будешь этому учиться?
  • Кто и чем может тебе помочь?
  • Когда ты начнешь это делать?
  • Ты точно достигнешь при этом своей цели?
  • Какие возможны трудности и препятствия?
  • Что будешь делать в этом случае?
  • Какие знания тебе нужны? Где и как можешь получить эти знания?

Пример использования вопросов:

Сын: Я хочу ХВОХ

Мама: Зачем?

Сын: Я буду играть. Это здорово. Там можно двигаться.

Мама: А почему у тебя все еще его нет?

Сын: Потому что ты не покупаешь!

Мама: А почему я не покупаю?

Сын: Потому что у тебя денег нет.

Мама: Совсем-совсем нет?

Сын: Есть, но на ХВОХ ты их не потратишь

Мама: А почему?

Сын: Потому что ты их тратишь на другие вещи.

Мама: На какие?

Сын: Наверное, на более нужные.

Мама: Что может изменить ситуацию?

Сын: Если мы будем меньше тратить?

Мама: От чего ты готов отказаться ради ХВОХ?

Сын: От кино и конфет

Сын: Около тысячи

Мама: Сколько месяцев будешь так копить на ХВОХ?

Сын: Полтора года.

Мама: Можешь подождать полтора года? Пожить полтора года без кино и конфет?

Сын: Нет

Мама: Есть еще идеи?

Сын: Я пойду работать?

Мама: Куда тебя возьмут в 11 лет работать? Кто тебе будет платить?

Сын: Никуда. Не знаю.

Мама: Пока ты этого не знаешь, пока не придумал, как зарабатывать деньги, что еще ты можешь предложить для достижения цели?

Сын: Тебе надо больше зарабатывать.

Мама: Прекрасно. Можешь подсказать, как мне больше зарабатывать?

Сын: Больше работать.

Мама: А где мне взять на это время?

Сын: Что-то другое не делать.

Мама: Например? Не спать, не есть, не отдыхать я не могу. Куда еще уходит мое время?

Сын: Ты еще ходишь в магазин, готовишь, моешь посуду.

Мама: Что еще?

Сын: Еще пылесосишь

Мама: Что из этого я могу не делать? Кто будет делать это вместо меня?

Сын: Я могу пылесосить, мыть посуду.

Мама: Супер! Я как раз собиралась покупать посудомойку. Она стоит столько же, как ХВОХ. Но если посуду будешь мыть ты, то посудомойка мне не нужна. Ты готов мыть посуду каждый день, если мы купим ХВОХ?

Сын: Конечно!

Мама: Ты готов мыть полгода посуду, пока снова не накопим на посудомойку?

Сын: Готов.

Мама: А если ты не выполнишь договоренность? Если я куплю ХВОХ, а ты откажешься мыть посуду? Как мне тогда поступить?

Сын: Ну, будет честно, если ты заберешь у меня ХВОХ

Мама: А если ты наиграешься за два дня, ХВОХ тебе надоест и ты перестанешь мыть посуду? У меня тогда не будет ни денег на посудомойку, ни чистой посуды. Что я буду чувствовать? Что бы ты почувствовал на моем месте?

Сын: Что меня обманули.

Сын: Нет.

Сын: Нет.

Мама: У тебя будут еще какие-то желания, после того, как ХВОХ получишь?

Сын: Конечно.

Мама: То есть, ты понимаешь, что если ты, получив ХВОХ, нарушишь условия нашей договоренности, то дальнейшие твои желания я не буду стараться выполнить? Ты понимаешь, что в твоих интересах выполнять условия договора?

Сын: Конечно.

Мама: Что может помешать тебе выполнить условия?

Сын: Я могу устать.

Мама: Как предлагаешь решать проблему?

Сын: Давай у меня будет выходной от посуды в воскресенье

Мама: Хорошо.

Сравните с другим диалогом:

Сын: Я хочу ХВОХ

Мама: Давай я куплю, но за это ты всегда будешь мыть посуду в течение года, кроме выходного дня. А если не будешь, то я тебе больше никогда ничего не куплю.

Вроде бы договоренность по факту та же самая. Но результат – разный. Во втором случае условия ребенку навязаны взрослым. В первом случае — ребенок сам (с помощью наводящих вопросов) пришел к договоренности, а значит уровень осознанности и ответственности за соблюдение условий договора будет выше. И еще ребенок получил опыт решения жизненной задачи.

Конечно, ответы у ребенка могут быть другими. И итоговая договоренность — другой. В этой ситуации нет универсального правильного решения. Условия договоренности могут быть любыми, при условии, что они устраивают обе стороны. Главное, чтобы диалог был. Меньше нотаций — больше вопросов. Когда ребенок часто слышит вопросы, он не только учится на них отвечать. Он еще учится задавать вопросы самому себе и искать на них ответы — очень важный навык для взрослой жизни.

Отрывок из книги Анны Быковой «Самостоятельный ребенок, или как стать «ленивой мамой»

психолог Анна Быкова

Мария Некрасова

Насколько применимы техники коучинга при работе с детьми? С какого возраста для Чемпиона можно проводить индивидуальные сессии? Как взаимодействовать с родителями при работе с ребенком? Вопросов после окончания 4-х Модульной программы в Международном Эриксоновском университете коучинга у меня, как у учителя начальных классов, было много.

Были сессии с подростками. Одна из них — с 12-летним мальчиком, которого направила ко мне мама, обеспокоенная его отчужденностью со сверстниками и некой пассивностью в жизни. Сессия прошла по всем канонам — с форматом конечного результата, со шкалой и будущим состоянием, инсайтом и благодарностью. А под конец мальчик выдал, что все было очень интересно, только он ничего не понял – для него это было как анкетирование, опросник. Приехали…. Были фрагментарные беседы с ребятами из своего класса, напоминающие скорее хождение по минному полю, с подчас потрясающими результатами-прорывами, но с затухающим эффектом. Не хватало опыта и знаний. Спасибо огромное Наталье Сусловой и Наталье Гульчевской, которые выдерживали шквалы моих вопросов, помогая найти собственные ответы.

В общем, все это напоминало приготовление чудесного традиционного блюда без знания рецепта. Но как говорится, если ты действительно чего-то хочешь, то рано или поздно своего добьешься. Или, как часто это бывает — ты добьешь Вселенную, и Она даст тебе книгу, откроет нужную страницу и ткнет тебя в нужный абзац носом.

20 мая 2014 г. после выступления на конференции «Коучинг в образовании» в рамках Международной Недели Коучинга в беседе была произнесена фраза о том, что многое из сказанного перекликается с книгой Бена Фурмана «Навыки ребенка в действии». Через несколько месяцев книга была куплена, прочитана еще через полгода… Вселенная, наверно, даже уже не рассчитывала на сие чудо. Всегда в таких случаях говорю, что «лучше поздно, чем никогда» и «учитель приходит, когда ученик готов». Извините, я долго готовилась, и вообще «я – не тормоз, я –медленный газ»…

Книга – чистая техника коучинга по работе с детьми возраста «от горшка» и старше. Все очень структурированно и ясно. И вроде бы выглядит, как классическая сессия в коучинга, но все адаптировано под ребенка и многократно отработано (почти вся книга – это примеры работы по этой технике с детьми разного возраста).

Если кратко по содержанию, то определяется навык, который ребенок хотел бы развить для полного счастья (здесь без иронии), с ФКР и экологичностью, этому навыку дается название, выбирается волшебный помощник, группа поддержки, якоря, расписывается будущий праздник, составляется план с шагами, и еще, что очень важно, напоминания и действия в случае провалов (провалы сразу оговариваются, как неизбежность). Для меня еще очень ценными в этой книге стали шаблоны писем для родителей, с чьими детьми ведется работа. Этот «скелет» техники, а дальше….импровизация и то, чему учат на 4-х Модульной программе. J))) В примерах, которые приводятся в книге, есть и хождение по шкале, и заброс в прошлое и т.д.

А теперь о моем опыте применения узнанного из книги. В коучинге говорят не «проблема», а «интересная задача». Мне нравится еще один вариант – «приключение» (спасибо 10-класснице за этот подарок во время сессии). Так вот, в моем классе я провела сессии по этой технике с тремя такими «приключениями». Практически невозможно описать словами, что со мной творилось после этих разговоров – 10-летние «сложные и неуправляемые» ребята раскрывали свои сердца, доверяли свои страхи и тайны, рассказывали о своих мечтах и надеждах. И спасибо огромное Бену Фурману за то, что я не лезла варварски скальпелем в детские души, а имея под рукой четкую инструкцию, лишь открывала форточку, сквозь которую дул освежающий весенний ветер, а сердца согревались теплым солнечным светом. Что еще могу сказать? Вот об индивидуальных сессиях, наверно, больше ничего, потому что это сродни исповеди или врачебной тайне. И хотя с двумя мальчишками, в качестве группы поддержки был выбран в том числе весь класс, кажется, что расскажи об этом, и что-то очень драгоценное исчезнет навсегда. Могу только сказать, что оставшиеся до конца учебного года 2 месяца это были другие дети. А может быть, вся магия заключается лишь в том, что благодаря этим часовым беседам, кардинально и глубинно изменилось мое личное отношение и мнение о них. Как говорится, повторяй человеку каждый день, что он свинья, и через пару недель он захрюкает. Гадать, «что, как и почему» можно долго, только зачем?:))))

Лучше расскажу вам, как применила эту технику на всем классе и на себе лично, взяв в группу поддержки весь класс.:))) Так как апрель месяц должен был оказаться очень тяжким из-за многочисленных проверочных работ, то на классном часу дружно решили придумать, как бы нам этот месяц максимально легко и эффективно пережить. И вот тут в очередной раз дети меня ошарашили своей непредсказуемостью и пониманием, как же мало я о них еще знаю – была разработана ни много ни мало С3ВЧ – Служба Спасения Спокойствия, Внимания и Честности. Неожиданно, да? А тем временем, после мозгового штурма и голосования именно спокойствие, внимание и честность оказались самыми необходимыми классу «навыками». С честностью, к слову сказать, в классе всегда все было хорошо, но детям виднее, что для них важнее и лучше.:)))) Тем более, что сторонники честности были ну очень убедительны в своей аргументации крайней жизненной ее необходимости. И с ними сложно было не согласиться. Дальше проработали шаги, количество допустимых провалов и т.д. и т.п. В качестве домашнего задания нужно было расписать праздник, и на следующий день опять же путем «вываливания» всех идей на доску, был выработан единый сценарий. Что по итогу? Месяц класс напоминал завод, работающий четко по часам, с повышенной производительностью и высоким качеством продукции. На переменах теперь проходили турниры по танчикам, виселице, морскому бою; 2-3 проверочных работы за неделю писались в штатном режиме – бойко и задорно, сама атмосфера в классе изменилась – ребята повзрослели, понимая зачем и ради чего.

А параллельно я приобретала навык спокойствия и тихого голоса, который не удавалось сохранить на протяжении 6-ти лет работы в школе. И вы знаете, получилосьJ))) И не могло не получиться, когда в качестве группы поддержки выступают 26 человек, знающих, что если Марии Владимировне все удастся, то вдобавок к празднику всех ждет еще и пицца.:))))

Праздник был, пицца была. Я там была, пиццу ела, на празднике веселилась, на душе светло и радостно, чего и вам желаю…J)))

Книга "Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы" Бен Фурман — купить книгу Kids" Skills in Action. A new way to help children overcome emotional and behavioural problems ISBN 978­5­91671­171­4 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru