Не так давно была у нас беседа с друзьями по поводу налогообложения. Один из них недавно приехал из Европы, и мы проводили сравнительную характеристику. К общему стыду, мы плохо ориентируемся в данных цифрах, поэтому решили более подробно узнать, куда и на что идут налоги, как высчитываются, есть ли изменения в бюджете 2019 года.
Прежде чем обсудить тему, куда и на что расходуются наши с вами «кровно» заработанные, уточним, сколько же на самом деле в 2019 году выплачивается налогов, и какие они.
Налоговая инспекция внимательно следит за тем, чтобы компании вовремя и в полном объеме платили налоги. Если этого не происходит, то предусматривается штраф (например, за занижение дохода 20% от неуплаченной суммы согласно ст. 123 НК РФ).
Абсолютно все компании и работодатели обязаны платить страховые взносы в ФНС, тариф которых установлен ст. 426 — 429 НК. Высчитываются они также с выплат, начисляемым работникам, а еще тем, кто работает по гражданско — правовым договорам.
Налог на роскошь в 2019 году решено не вводить (только поправки — если есть машина с мощностью выше 410 лошадиных сил, то взимаются дополнительные средства).
По данным PricewaterhouseCoopers россиянин в среднем выплачивал 47,4% (данные на 2016 год) государству, а в МГУ была выведена более точная сумма — 48%. То есть половина доходов отдается государству. Куда она расходуется?
НДФЛ остается в том же регионе, где работает сотрудник, то есть где официально зарегистрирован работодатель. Из общей суммы 85% подоходного налога под свое ведомство получают региональные власти, а только 15% остается на месте и распределяется на нужды.
По закону эти деньги должны уходить на ремонты, строительство дорог и поддержание их в нормальном состоянии, ремонт школ, на нужды ЖКХ, пожарную безопасность, общественный порядок.
Пенсионный, Социальный Фонды и Медицинское Страхование организованы так: все средства собираются в одном месте, а оттуда распределяются на пенсии, социальные выплаты и медицинское обслуживание.
НДС идет весь в Федеральный бюджет. Распределяются средства правительством (составляется ежегодно бюджет) на такие отрасли:
Налоги нужны для того, чтобы государство имело возможность реализовывать социальные цели, к которым относятся качество жизни граждан, здоровья, уровня образованности и благосостояния.
Когда мы отдаем часть своих доходов в бюджет, то принимаем участие в создании благоприятной жизни. По сути мы инвестируем в строительство дорог, образование, национальную безопасность и программы с бедностью.
Государственный бюджет — основной экономический документ (проект), который принимается правительством РФ, чтобы представить ход экономического развития на предстоящий год. Он состоит из нескольких частей — открытой и закрытой.
Рассматривая открытую часть бюджета, мы можем увидеть структуру расходов на разные сферы жизни граждан. А уж по ним нетрудно проанализировать, улучшиться или ухудшиться уровень зарплат, пенсионного обеспечения и общий социальный уровень.
Министерство финансов предупреждает, что ожидается высокая волатильность финансового рынка РФ. Это связано с новыми санкциями США по отношению к России, а также с колебаниями зарубежных рынков.
Дефицит бюджетов в регионах составит 0,1%, а федеральное субсидирование будет снижено.
Государственный долг продолжает расти и увеличится с 16,209 триллиона рублей (15,3% ВВП) до 18,138 триллиона (16,4% ВВП). При этом сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности будет повышаться.
Картина в целом такая: около 80% регионов получают больше федеральных денег, чем отдают в бюджет. Причины есть такие.
Регионам выдается дотация на выравнивание бюджета, но она не перекрывает расходов, а государственный долг растет. Львиная доля его (70%) — долг коммерческих структур. А долги в госбюджет с каждым годом отдавать все сложней.
Большинство россиян честно платит налоги. Система налогообложения России в весьма лояльна по сравнению с другими странами. Ставка подоходного налога (НДФЛ) в США может достигать 41,9%, в Великобритании и Японии – 50%, в развитых европейских странах населению приходится отдавать государству в среднем 25-35% от своих доходов, но порой дело доходит и до 60% - столько, например, платят датские миллионеры. И даже в развивающихся странах ставка НДФЛ порой составляет 15-20%: например, в Индии – 10-30%, в Мексике – до 28%, в Бразилии – 15-27%.
Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.
В России же ставка подоходного налога - 13%. Гражданин, имеющий в собственности, квартиру, дачу и машину, также платит налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги. А работодатели отчисляют за нас средства в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования: эти платежи, конечно, не уменьшают зарплату, но возможно, она была бы выше, не будь этих пошлин.
А с 2014 года власти собираются ввести новый налог на недвижимость. Реально, правда, он, заработает не раньше 2015 года. Налог будет исчисляться с кадастровой стоимости недвижимости, которая более приближена к рыночной.
Ориентировочно ставка по жилым помещениям составит 0,1%. Таким образом, если сегодня за обладание стандартной московской двушкой приходится платить примерно 600-1000 руб. в год, то после введения новых правил налог достигнет 5-8 тыс. руб. в год. По сравнению с другими странами это не так уж и много. Например, в Германии ставка налога на имущество составляет от 1 до 2,1%, в Швеции - от 0,5 до 1,3%, в Японии и США – 1,4% (правда, в США налог исчисляется с суммы, равной 75% от стоимости недвижимости), а в Испании, где налог на имущество считается щадящим, – 0,3-0,4%.
По идее, налогоплательщики должны рассчитывать на то, что государство окажет им всевозможные услуги, к примеру, обеспечит страну хорошими дорогами, а нашу молодежь - бесплатным высшим образованием. В принципе, можно отдавать и половину своего дохода, если за это получать бесплатную качественную медицину, благоустроенные города, льготы на покупку жилья, достойную пенсию. Во многих странах с высоким уровнем налогов все это есть, в России же расходование бюджетных средств из года в год вызывает большие сомнения и мало кто отчетливо понимает, куда идут наши налоги.
Чтобы выяснить, знают ли граждане, как будет меняться налог на недвижимость, на какие цели он будет расходоваться, и как вообще расходуются налоги, « » решил провести социологическое исследование.
На вопрос «Знаете ли вы, на какие нужды идут налоги, которые вы платите?» 48,6% опрошенных ответили утвердительно и только 22,3% признались, что не имеют об этом никакого понятия:
Любопытно, что довольно высок процент затруднившихся с ответом, он составляет 29,1%: в целом люди представляют себе, на какие цели должны направляться налоги, но точно ли они используются по назначению, им неизвестно.
Несколько удивил результат ответа на следующий вопрос – о том, что знают ли люди, что будет введен рыночный налог на недвижимость . Несмотря на то, что активные разговоры об этом ведутся как минимум пару последних лет (а обсуждается тема лет эдак 15), 76,7% респондентов ответили, что слышат об этом впервые, и только 20,4% опрошенных заявили, что слышали об этой инициативе:
Но при этом даже те граждане, которые слышали о введении рыночного налога на недвижимость, оказались не очень осведомленными. Лишь чуть более половины из них (около 10% от общего числа опрошенных) – в курсе того, что будущий налог собираются направлять на нужды муниципального образования, где живут налогоплательщики. То есть, на благоустройство дворов, освещение, озеленение, строительство и модернизацию местных дорог, ремонт больниц, школ и т.д.
Затем респондентов спросили, какие бы они хотели получать услуги от государства, как налогоплательщики.
17,5% опрошенных высказались за хорошую медицину : «в первую очередь нужны качественные медицинские услуги», «необходима бесплатная медицина» и «квалифицированное лечение».
В такой же по численности группе - 17,5% сказали, что были бы рады, если бы их налоги пошли на благоустройство города : «нужно делать больше нормальных тротуаров», «нужны скамейки для пожилых», «надо тратить деньги на дороги и укладку шумопоглощающего асфальта», «необходимы средства на строительство и благоустройство школ и детских садов», «на ремонт детских площадок», «на небольшие магазины шаговой доступности и развитие общественного транспорта», «важно обеспечение безопасности, чтобы детей не страшно было отпускать гулять», «хочется, чтобы были чистые дворы, чтобы они не напоминали автостоянки, чтобы было чисто в подъездах и все функционировало».
9,7% опрошенных хотели бы видеть благополучной социальную сферу : «детское образование», «адекватные детские пособия», «пенсии», «детские дома», «зарплаты учителям».
41,7% - не смогли решить, на что стоит тратить поступающие в бюджет средства, признав вопрос очень сложным, а себя недостаточно компетентными.
Но конечно, среди опрошенных были и недовольные граждане, они составили группу 7,8%. Эти люди сомневались в том, что налоги тратятся честно, даже издевательски замечали, что «конечно, налоги должны идти в карман чиновников». Но отмечали, что главное – чтобы налоги дошли до цели в сохранности: «если деньги не будут разворовываться, то все будет, как положено».
Говорили и о том, что не стоит вводить рыночный налог на недвижимость, «потому что знаю, как много воруют».
А 3,9% опрошенных вообще признались, что лучше бы налогов не было вообще: «чем меньше налогов, тем лучше», «ничего не хочу получать от этого государства и ничего не хочу давать».
Итак, половина опрошенных в целом представляют, на что тратятся средства, собираемые от налоговых поступлений. В числе главных услуг, которые должно предоставлять государство налогоплательщикам, люди назвали качественную медицину, создание комфортного городского пространства и благополучную социальную сферу.
При этом лишь каждый пятый знает, что власти собираются вводить рыночный налог на недвижимость, и только 10% в курсе, что налог на недвижимость должен идти в местный бюджет и тратиться на создание комфортной среды для людей, проживающих в данном муниципальном образовании (районе). То есть по сути, это и есть то самое удобное городское пространство, которое люди хотели бы видеть, и которое может быть сформировано именно благодаря налогу на недвижимость.
Не слишком блестящая осведомленность граждан о грядущих изменениях в налоговое законодательство, возможно объясняется тем, что разговоры о налоге на недвижимость ведутся давно, а воз и ныне там. Поэтому явно присутствует усталость от данной темы. При этом чувствуется раздражение людей, это легко отследить по тону и содержанию их комментариев. Они не слишком верят в добрые намерения государства, особенно когда речь идет об общественном благе.
Данные журнал получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в . В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.
Чем ближе к дате 1 октября – времени уплаты налога на имущество и землю, – тем чаще задумываемся над вопросами: а зачем я плачу налоги и куда они уходят? Разобраться в этом нам поможет начальник отдела налогового аудита юридических лиц Аль-Фарабийского Налогового управления города Шымкента Лидия Мирзасалиева.
– Лидия Абдулазовна, какие вообще существуют налоги и кто их придумал?
– Видов налогов несколько: индивидуальный подоходный налог, корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги с недропользователей, социальный налог, земельный налог, налог на транспортные средства, налог на имущество, сборы, пошлины, прочие платежи. Налоги в современном их виде придумал в 18 веке шотландский экономист Адам Смит – классик теории налогообложения. В своем труде «Исследования о природе и причине богатства народов» он изложил 5 основных принципов налогообложения, которые остаются актуальными по сей день, – это обязательность, единство, справедливость, определенность и гласность.
– Какие налоги обязан платить сегодня простой работающий человек, скажем, учитель или медсестра?
– Ежемесячно из заработной платы работника бухгалтерия предприятия или учреждения удерживает 10% подоходного налога и еще 11% социального налога (из них 6% уплачивает работодатель, 5% – фонд социального страхования), также ежемесячно вы отчисляете 10% от зарплаты в пенсионный фонд, но оговорюсь – это не налог, а ваши накопления, которые вы сможете использовать в будущем. Раз в год вы должны оплачивать налог на имущество, налог на землю, у кого есть автомобиль – налог на транспорт.
– Людей интересует, куда идут уплачиваемые ими налоги.
– Налоги с физических лиц, как правило, идут в местный бюджет. То есть мы с населением работаем по трем видам налогов – на имущество, землю, транспорт (у кого он есть). В показателях критериев оценки деятельности органов налоговых служб присутствует и показатель полноты поступлений налогов в местный бюджет.
Все отчисляемые, уплачиваемые налоги поступают в государственный бюджет – кассу государства, откуда затем распределяются на различные нужды: на содержание государственных учреждений – школ, детских садов, больниц, правоохранительных структур; обеспечение безопасности государства – содержание армии; финансирование госпрограмм, субсидирование, предоставление дотаций и ссуд; содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим); строительство и благоустройство социальных объектов и территорий; пенсионное обеспечение и так далее.
– А какие виды налогов должен оплачивать человек, скажем, торгующий на рынке? Так называемый самозанятый человек, индивидуальный предприниматель (ИП)?
– Здесь возможны три варианта. Первый: если ИП работает по патенту, то он должен оплатить налог в сумме 2% от предполагаемого дохода. Второй вариант: если ИП работает по упрощенной схеме уплаты налогов, то он платит 3% с общего дохода. Третий вариант: оплата ИП налога по общеустановленному режиму – налогообложение с 10% от прибыли. Прибыль – это сумма дохода минус сумма расхода. Плюс упомянутые выше – налог на имущество, землю и авто. Все эти налоги тоже идут в местный бюджет. В местный же бюджет идут налоги за загрязнение окружающей среды, но это касается юридических лиц.
– С начала этого года были отменены разовые талоны для торгующих на рынках. Это как-то отразилось на сборе платежей?
– Слава богу, нет. Думаю, это результат большой разъяснительной работы, проведенной среди торгующих на рынках.
– Но, согласитесь, не исключены случаи, когда ИП, работающий, скажем, по патенту, а также юридические лица могут занизить сумму своего предполагаемого дохода? Как тогда быть?
– В этом отношении нас, налоговиков, выручает камеральный контроль. Цель камерального контроля – предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. Это понятие означает выявление незадекларированной суммы налога на добавленную стоимость (НДС) и корпоративного подоходного налога (КПН) и других видов налогов. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении нарушений, выставление налогоплательщику налогового уведомления о том, что у него есть дополнительный источник налогов. То есть будь добр, заяви и уплати налог в течение 30 рабочих дней! Если это не поможет, то мы вправе применить меры налогового администрирования.
– Недавно на расширенном совещании с участием руководителей областных управлений налоговики области отчитались по исполнению бюджета. И итоги первого полугодия очень неплохие: план госбюджета исполнен на 104,3%, при плане 100706,5 млн. тенге фактически поступило 105009,9 млн. тенге. При плане местного бюджета в 31766,7 млн. тенге фактически поступило 35061,4 млн. тенге. Было заявлено, что только за первое полугодие этого года выявлено и взыскано дополнительных резервов на сумму 10,5 млрд. тенге. Что значит «дополнительные резервы»?
– Дополнительный – значит, взысканный сверх запланированного. Утрированно объясню на примере земельного налога. Налоговики сравнивают данные уполномоченных органов с фактически зарегистрированными налогоплательщиками и суммой их оплаты земельного налога. По имущественному налогу сверяем данные не только с БТИ, но и с данными по сделкам купли-продажи недвижимости, совершенными в текущем году. Это так называемый имущественный доход. Как известно, при совершении сделки уплачивается 10% налога от прироста стоимости недвижимости. По транспортному налогу – сверяем данные МАИ со своими. В случае обнаружения разницы ищем недостающее количество.
– Вот, оказывается, какие у вас, сотрудников налоговых органов, задачи… Напомните, функции налоговой службы.
– Фискальная, регулирующая, стимулирующая, перераспределительная и контрольная. Любой взрослый человек, зная направления расходования бюджетных средств, должен понимать важность и необходимость уплаты налогов. Своевременные и достаточные налоговые поступления способны обеспечить безопасность, финансовую стабильность и независимость государства. Проще говоря, для граждан – сбалансированный бюджет означает гарантированную социальную помощь, пенсионное обеспечение и уверенность в завтрашнем дне. Предпринимателям добросовестная уплата налогов гарантирует государственную поддержку, кредитование и как результат – процветание их бизнеса. Все здесь взаимосвязано.
– Благодарю вас за разъяснения.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА
«Это построено на деньги налогоплательщиков!», «Чиновники жируют за наш счет!», «Куда идут наши налоги?». Подобные фразы нередко используются в политических спорах, когда заходит речь об ответственности государства перед своими гражданами. Только – не в России. Система сбора налогов у нас построена так, что рядовые граждане почти не задумываются о том, какие налоги они платят и на что они идут. Есть, конечно, исключения вроде налогов на недвижимость и автотранспорт – их действительно приходится оформлять самостоятельно, но эти платежи (пока) не так велики, чтобы играть роль в политической жизни.
Чтобы оценить бремя налогов в России, мы решили, во-первых, разобраться, насколько государство действительно зависит от наших с вами платежей. А, во-вторых, представить, что было бы, если бы мы не платили налоги (получая взамен посредственное медицинское обслуживание и мизерную пенсию), а распоряжались бы этими деньгами на собственное усмотрение.
Итак, какие налоги платят россияне?
Физические лица платят налоги на машину, квартиру, дом, землю и тому подобное. Работающие граждане также платят налог на собственные доходы (НДФЛ).
Косвенно на плечи населения ложатся налог на добавленную стоимость товаров и услуг, страховые отчисления работодателя во внебюджетные фонды, акцизы на алкоголь, табак.
Сколько налогов платит наемный работник?
Напрямую – только НДФЛ (13% зарплаты). Впрочем, работник этого обычно не ощущает – налог вычитается из зарплаты и перечисляется государству работодателем. Когда человека спрашивают о его зарплате, он обычно называет «чистую» сумму – то, что поступает на его банковский счет или выдается в кассе. На самом деле его зарплата – это вся сумма, вместе с налогом. В приведенном ниже примере работник сказал бы, что его месячная зарплата 87 000 руб. На самом деле – 100 000 руб.
Работодатель платит также за сотрудника страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (22% от зарплаты до уплаты налога), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (5,1%) и Фонд социального страхования (2,9%). Если работник зарабатывает больше определенной суммы за год, то страховые взносы в ПФР снижаются до 10%, а в ФСС – обнуляются.
Какой был бы доход, если не платить налогов?
Наемный работник с ежемесячной зарплатой до уплаты налогов в 100 тысяч рублей, обходится своему работодателю почти в 1,5 млн рублей в год: 1 млн рублей из них достается, собственно, работнику, а почти 0,5 млн рублей – государству. На руки человек из указанного примера получает 87 тысяч рублей в месяц. Если представить, что государственной медицины и пенсий нет, а также если бы не было подоходного налога, то работник из нашего примера получал бы на руки 125 тысяч рублей в месяц и теоретически мог бы тратить 25 000 руб. на свое здоровье и/или откладывать на старость.
У мечты о мире без налогов есть и свои ограничения. Если социальные взносы в одночасье отменить, вряд ли большинство людей будет откладывать на будущее – скорее, предпочтет потратить деньги здесь и сейчас. Это приведет к скачку спроса на товары и услуги по всей стране – а следовательно, и взвинтит цены на них. То есть рост реального благосостояния может оказаться незначительным.
Как много мы работаем на государство?
Можно посмотреть на налоги и взносы под другим углом – как на дополнительное время, проведенное на работе ради их уплаты. Для зарплат меньше 60 тысяч рублей («на руки»), к которым не применяются «скидки» по уплате социальных взносов, это 33% рабочего времени. То есть каждый рабочий день из 8 часов, проведенных на заводе, в офисе или у прилавка, условный россиянин один час и 21 минуту работает на Пенсионный фонд, 48 минут – на региональные и местные власти, а еще полчаса – на фонды ОМС и соцстрахования. За год набегает около 80 рабочих дней, которые уходят на уплату налогов и взносов.
Для людей с высокими зарплатами доля дохода, отдаваемого государству будет ниже, но все равно останется значительной: отношение обязательных платежей к общим расходам работодателя снижается с 33% до 25% только для зарплат 600 тысяч рублей в месяц и выше.
Куда идут прямые и косвенные налоги на физлиц?
Поступления от НДС идут в бюджет Российской Федерации. 85% НДФЛ поступает в бюджет субъекта федерации, остальное – в местные бюджеты. Регионам также достается транспортный налог. Акцизы делятся между федеральным и региональным бюджетам: в частности, центру достается акцизы на табак, а регионам – большая часть акцизов на алкоголь. Земельный налог и налог на имущество физлиц отходят муниципалитетам.
Страховые отчисления на пенсию, медицину и соцстрахование достаются соответствующим фондам. Из этих денег ПФР платит пенсии пенсионерам, ФФОМС оплачивает медицинские услуги тем, кто обращается в государственные больницы и поликлиники, а ФСС – платит пособия по временной нетрудоспособности, беременности, родам и уходу за ребенком. Учитывая, что Пенсионный фонд исполняется с большим дефицитом, который приходится компенсировать из федерального бюджета, можно сказать, что на выплату пенсий фактически идут не только взносы работающих россиян, но и прочие федеральные налоги.
Насколько бюджет зависит от налогов?
Очень сильно. В 2015 году налоги вместе со страховыми взносами составили 79% доходов и 71% расходов бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Вклад налога на доходы физлиц, впрочем, более скромен – около 10% общих доходов за прошлый год. Этого не хватит ни на образование, ни на здравоохранение, ни на оборону – разве что поддержание безопасности и работу правоохранительных органов.
Такое сравнение, впрочем, весьма условно, так как НДФЛ идет в бюджеты субъектов, а не в федеральный бюджет. То есть 13% зарплаты идут не столько на танки и ракеты (хотя косвенно и на них тоже), сколько на такие вещи, как школы и дороги.
Георгий НЕЯСКИН
Инфографику и таблицу к статье можно посмотреть .
Для обывателя не всегда понятно, зачем нужны налоги. Сравнивая свои доходы с тратами государственных структур, невольно возникает мысль, что сумма взносов в казну несколько завышена. Но если задуматься о назначении этих выплат, становится понятно, для чего нужно такое мироустройство.
Люди еще в прошедшие тысячелетия принимали необходимость выплачивать часть своих доходов для пополнения казны. Каждый житель государства должен понимать, зачем нужны налоги, и обязан отдавать периодически небольшую сумму на развитие образования, медицины, содержание армии. Общество не может нормально функционировать без определенного потока денежных средств.
Полезная функция налогов очевидна, хотя и не очень приятна некоторым индивидам. Ранее за счет податей реализовывались безумные идеи правителей по захвату мира. Но существовали в истории и положительные государства, в которых строились медицинские, философские организации, осуществлялась забота о малоимущих, возводились детские дома для сирот.
Для функционирования всех институтов государства требуется непрерывный поток денежных средств. Причем, чем более социально-значимая политика проводится, тем выше становится процент уплаты в казну. Зачем нужны налоги, если власти могут сами напечатать необходимое количество денег? Ответом на этот вопрос может быть аналогия сравнения с внутренней отдельной структурой общества. Возьмем сферу ЖКХ.
Постараемся ответить, зачем нужны налоги государству, описывая функционирование одного многоэтажного дома. Уплата коммунальных услуг происходит ежемесячно. Причем все прекрасно осознают необходимость такого действия и внимательно следят за каждым пунктом квитанций. Деньги сдаются за поступление тепла, уборку мусора, поддержание в нормальном состоянии дворовых сооружений и коммуникаций.
Отсутствие таких выплат грозит коллапсом для жизни огромного количества владельцев квартир. Ежемесячные выплаты позволяют людям не беспокоиться о состоянии своего жилья, пока они заняты более важными делами. Так и государство берет на себя основную заботу по сохранению мира внутри общества, оказание помощи больным и слабым. Внешние отношения страны требуют еще и обеспечения надежной защиты в виде содержания армии.
В любом обществе существуют налоги, так как государство может функционировать только при их наличии. Куда идут налоги? Обязанность распределения материальных средств целиком возлагается на руководящий состав, избранный большинством голосов.
В развитом обществе не возникает вопроса, куда идут налоги. Каждый человек ощущает их действие на своей повседневной жизни. Это медицина, образование, общественные нужды. Уплата налогов в России закреплена на законодательном уровне. Так статья 57 Конституции обязывает каждого совершеннолетнего гражданина вносить налоги до определенного числа ежегодно и незамедлительно в некоторых случаях.
Налоговая система базируется на правилах преследования при нарушении таких требований. Эти обязанности возложены на отдельную структуру: налоговую инспекцию. Казна целиком принадлежит обществу, доверившему управление ею отдельной группе лиц. При уплате обязательной суммы человеку нужно воспринимать это как оплату услуг, предоставляемых государством.
Современная налоговая система несовершенна. Существует много нюансов уплаты в каждом отдельно взятом регионе. Величина суммы зависит от уровня жизни, стоимости товаров и услуг, затрат на коммунальные нужды.
Экономическая сущность и необходимость налогов заключается в развитии общества. Процесс модернизации устаревающих объектов и структур происходит постоянно. Такой механизм не должен останавливаться, ведь основа жизни − это движение.
Часто непонятно, зачем гражданину платить налоги, если он не получает от государства ни копейки. Ответом послужит все та же причина: благодаря сознательным гражданам и существует общество. Если присутствуют уклоняющиеся от этой обязанности люди, то, значит, плохо работает надзорный орган - налоговая инспекция.
Будет ли иметь место несовершенство законодательной базы - это зависит от каждого гражданина. Отсутствие участия в общественной жизни порождает эффект отдаления власти от народа. Все в руках людей. Если бы они не были равнодушными к судьбе государства, то было бы невозможно уклониться от обязанностей.
К сожалению экономическая модель выстроена согласно жизненным законам: все меняется и не стоит на месте. Вот почему повышают налоги. Общество развивается и каждый день требуется кому-либо компенсировать новые затраты. Покупатели вынуждены доплачивать и, в свою очередь, им также нужно возместить потерянное. Эта цепочка хаотично тянется по компаниям, организациям и в итоге выливается в затраты государственных структур.
Власти вынуждены повышать налоги для выравнивания баланса движения денежных средств. Это процесс создают сами же люди, но общее мнение складывается одинаковое: «государство обдирает население». Ошибочные взгляды возникают из-за узкого мышления. Если взглянуть на проблему в более общем смысле, становится понятно, зачем государство взимает налоги.
Чтобы определиться, зачем и сколько необходимо государству собирать налогов, нужно рассмотреть, куда идут основные затраты из казны.
Существует и более обширный список затрат государства, которые берутся из налогов. К таким относят ликвидацию аварий после катаклизмов природы, помощь соседствующим государствам, проведение внешней политики.
Отвечая на вопрос, зачем государству нужны налоги, следует указать траты на проведение внешней политики. Средства налогоплательщиков идут на урегулирование военных конфликтов, работу внешней разведки, повышение знаний научного мира путем совместных проектов. Внешние коммуникации стране необходимы для функционирования в общей экономической системе. Для этого создаются валютные фонды между странами-участниками.
Колебания курса рубля влияет на благосостояние всех граждан. Компенсировать эту разницу приходится благодаря все тем же налогам. Для покупки иностранной продукции необходимо платить таможенную пошлину. Она же нужна для стимулирования спроса на внутреннем рынке.
Если отменить налог на ввоз товаров из-за границы, то отечественное производство не сможет конкурировать из-за недостатков взаимодействия отраслей внутри страны. И, как следствие, власти будут вынуждены повысить суммы взноса в казну для граждан.
Понятие и возникновение налогов в настоящее время базируется на основании накопленного опыта прошлых столетий. Именно в таком виде государство может развиваться, не ущемляя права общества. При создании новых законов для уплаты взносов в казну руководствуются следующими принципами:
Налоговая база постоянно меняется. Происходит обмен мировым опытом. Так, отменяются большинство устаревших статей. Если сравнивать систему поступления денежных средств в казну с другими странами, то многие считают налоговую базу России оптимальной. В результате каждый человек общества несет посильную ношу для поддержания деятельности государства.
Законодательно были проведены следующие изменения:
Приведенные цифры являются оптимальными и не ущемляют права отдельных личностей. А для поддержки малоимущих семей проводится политика стимулирования населения за счет выплат и возврата уплачиваемой ранее налоговой части.
Для повышения уровня жизни населения, благодаря собранным налогам, проводят политику стимулирования. Так, действует программа выплат за второго рожденного ребенка. Для общества это важное событие, помогающее сдержать убыль населения. Аналогичные действия проводятся для помощи молодым семьям в покупке жилья. В виде налоговых вычетов государство возвращает 13 % от стоимости.
Малоимущим и многодетным семьям предоставляется другая налоговая ставка, или они вообще не платят её. Аналогичные выплаты могут получить работающие люди на ремонт жилья, проведение операции, обучение и отдых.
Существует огромный список налогов, который просто не вместится в пределы статьи. Приведем лишь некоторые из них:
Чтобы собрать определенный процент налогов с граждан, задача властных структур - дать им возможность заработать. Для этого проводится длительная подготовка профессионалов своего дела, осуществляемая на деньги налогоплательщиков.
Только подготовленные кадры смогут контролировать расходы государства на должном уровне. Ведь при бедности людей и брать будет не с кого заявленные проценты. Это и есть задача налогового органа - собрать деньги на будущие нужды общества.
Уклоняющихся же от обязанностей ждет преследование со стороны надзорных служащих. Неуплата налога является преступлением, и за это предусматривается уголовное наказание, вплоть до лишения свободы на несколько лет. Все зависит от суммы ущерба, нанесенного государству.