Существование налоговой системы не случайно. Она выполняет конкретные важные функции, позволяющие точно реализовывать государственную политику.
Для того чтобы эффективно действовать в интересах общества, государство разрабатывает и реализует различные направления политики: экологическое, социальное, демографическое, экономическое и др. В свою очередь, благодаря налоговым взносам происходит формирование финансовых ресурсов страны, которые аккумулируются в государственном бюджете, равно как и во внебюджетных фондах. Поэтому сущность и функции налогов всегда будут актуальной темой.
В основе нынешнего налогообложения лежит 15 социальных законов, а также закон о бюджете и налоговом кодексе.
Непосредственно сами налоги - это не что иное, как платежи и сборы, которые взимает государство с юридических и физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды согласно ставке, фиксируемой в законодательном порядке. Налоги также можно определить как гибкий инструмент воздействия на экономику, находящуюся в постоянном движении. Именно при помощи системы налогообложения становится возможным эффективное сдерживание и поощрение определенных видов деятельности.
Функции налогов и сборов позволяют корректировать развитие различных отраслей промышленности, приводить в состояние баланса платежеспособный спрос, оказывать грамотное воздействие на экономическую деятельность предпринимателей и осуществлять регулирование количества денег, находящихся в обращении.
Налогообложение в России можно отобразить посредством следующей структуры:
Когда происходит формирование налоговой системы, в качестве основы и ориентира используются определенные принципы:
Если оценивать налоги по способу взимания, то их можно разделить на косвенные и прямые.
Косвенные устанавливаются в форме надбавок к цене тарифов на услуги (таможенные пошлины, акцизы, НДС) или цены на товары. Функции налогов такого типа сводятся к тому, чтобы стимулировать предприятия, удерживать сумму налога с других плательщиков и сдавать эти средства впоследствии финансовому ведомству.
Прямыми налогами облагается непосредственно имущество и доходы плательщиков. В качестве объекта налога может выступать доход субъектов (процент, зарплата, прибыль) и стоимость имущества (основные средства, земля и др.).
В этом случае есть смысл говорить о такой задаче, как распределение. Это направление воздействия выражает социально-экономическую суть системы налогообложения, выполняющую роль распределительного инструмента, позволяющего решать ряд актуальных задач, которые находятся за пределами рыночного саморегулирования.
Именно функции налоговой системы являются средством решения таких задач. Их влияние дает возможность осуществлять перераспределение общественного продукта среди различных категорий населения. При этом достигается важная цель - поддерживается стабильность и снижается социальное неравенство в обществе.
Следствия воздействия налоговой системы стоит рассмотреть более детально:
Реализация распределительной функции может происходить и посредством индивидуальной безвозмездности налогов. Это означает, что малообеспеченные слои населения платят по минимальным ставкам или вовсе освобождаются от налога, причем на законных основаниях. Более того, такие граждане имеют доступ к ощутимому объему услуг, которые финансирует государство (образование, социальная защита, здравоохранение). Причем это финансирование происходит за счет тех налоговых отчислений, которые делают более обеспеченные субъекты и различные организации.
Эту функцию можно определить как основную, поскольку она отражает саму суть и миссию налогообложения. Речь идет об изъятии части доходов граждан и компаний в пользу государственного бюджета. Цель таких сборов предельно логична - формирование материальной основы, которая позволит государству выполнять свои функциональные обязанности.
Фискальную функцию можно проследить в любой системе налогов. Более того, она всегда будет актуальна, поскольку при растущих позициях государства в социальной, экономической, правоохранительной и других сферах происходит повышение расходов. Это, в свою очередь, означает, что возрастает доля общественного продукта, который перераспределяется посредством налоговой системы.
Согласно традиционному мнению, фискальная функция налогов считается ключевой, а все остальные направления - производными от нее. Но, разумеется, на одном фискальном факторе успешную государственную политику построить не удастся, поэтому необходим комплексный подход.
В этом случае речь идет о таком аспекте системы, как экономическая функция налогов. Ее основной целью является реализация налоговой политики государства посредством использования различных механизмов. В свою очередь, это направление влияния государства можно разделить на воспроизводственную, стимулирующую и дестимулирующую подфункцию системы налогообложения.
Говоря о стимулирующей подфункции, стоит понимать ряд мер, направленных на поддержку развития определенных экономических процессов. Реализация подобной стратегии происходит при помощи системы освобождения и льгот. На данный момент система налогообложения дает возможность пользоваться широким спектром налоговых льгот предприятиям инвалидов, компаниям, работающим в сельскохозяйственной сфере, и тем организациям, которые осуществляют капиталовложения в благотворительность и производство.
Функции налоговых органов, действующие в рамках дестимулирующего направления, ориентированы на установление определенных препятствий посредством налогового бремени, для развития конкретных экономических процессов. Проявляться такое воздействие может в виде установления налога на вывоз капитала, увеличенных таможенных пошлин, повышения налоговых ставок, акциза, обложения имущества и др.
Что касается воспроизводственного направления, то регулирующая функция налогов в этом случае ориентирована на аккумулирование средств с целью восстановления ресурсов, которые активно эксплуатируются. Инструментами, позволяющими реализовать данную подфункцию, являются выплаты за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.
Стоит отметить, что влияние стимулирующей подфункции нельзя назвать значительным, оно, скорее, косвенное. А вот в случае с дестимулирующим эффектом регулирующая функция налогов оказывает радикальное воздействие. Но при такой стратегии важно грамотно рассчитать налоговое бремя, в противном случае эффективность производства значительно снизится, и произойдет отток инвестиций из-за высоких ставок.
Эта система мер воздействия ориентирована на обеспечение контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью граждан и различных организаций. Легитимность источников дохода и направление расходов полученных средств также попадает в фокус внимания при реализации данной функции налоговых органов.
Саму суть такого контроля можно описать следующим образом: производится оценка соответствия налоговых поступлений и обязательств. Другими словами, проверяется полнота и своевременность исполнения своих обязательств налогоплательщиком.
Функция налогов имеет важное значение в рамках контроля, поскольку препятствует возникновению факта неуплаты и тормозит развитие теневого сектора экономики. Более того, воздействие именно этой функции оказывает ощутимое положительное влияние на повышение уровня эффективности реализации других направлений налоговой системы, и фискального в первую очередь.
Посредством данной функции производится контроль финансовых потоков, определяется необходимость проведения реформ в сфере бюджета и налоговой системы.
Определенные налоги могут оказывать различное воздействие на группы экономических агентов. При этом если определять их по субъекту, то можно выделить две группы: местные и центральные.
Что касается Российской Федерации, то для нее актуальна трехуровневая система налогообложения:
Если рассматривать функции налогов через призму целевого использования, то можно выделить такие виды обложения, как маркированные и немаркированные. Под маркировкой стоит понимать процесс увязки налога с конкретным направлением расходования средств. При этом маркированными обложениями называются налоги, ориентированные на использование полученных средств исключительно в тех целях, для которых они изначально были предназначены. В качестве примера можно привести платежи в Фонд обязательного медицинского страхования или в Пенсионный.
Те налоги, которые не подразумевают точного целевого использования, относятся к категории немаркированных. Преимущество этой группы заключается в их способности обеспечить гибкую бюджетную политику: средства, полученные в результате обложения, могут расходоваться в тех направлениях, которые сочтет актуальными государственный орган.
Система функций налогов подразумевает разделение обложения по характеру удержания:
Система функций налогов является эффективной в том случае, когда в государстве грамотно распределены виды сборов. Например, в России ключевым инструментом регулирования государственного бюджета является налог на доход предприятий, который относится к группе федеральных. При этом часть средств, полученных посредством данных отчислений, передается в бюджеты российских регионов.
В качестве плательщика налога на прибыль могут выступать иностранные и местные юридические лица, а также их филиалы. Под обложение налога подпадают доходы, полученные посредством реализации основных фондов, продукции и услуг. В учет также берется прибыль от проведения внереализационных операций.
Что касается доходов от таких видов деятельности, как операции с ценными бумагами, игорный бизнес и посреднические услуги, то доход в данном случае выделяется из валовой прибыли, и обложение налогом происходит по другой ставке.
Изучая функции налогов, равно как и виды обложения, стоит обратить внимание на НДС (налог на добавленную стоимость). Это косвенная схема обложения товаров и услуг. При этом она имеет выходной налог (начисляется на собственный оборот) и входной (уплачивается поставщиками).
Важно отметить, что в облагаемый оборот включено фактически все: финансовая помощь от других организаций, стоимость услуг, работ, реализованной продукции, авансы по экспорту, бартерные операции, убытки предприятия, проценты, полученные от взыскания пени и взимания штрафов, и даже проценты за деньги, предоставленные в кредит.
При этом государством был установлен перечень оборотов, которые не являются облагаемыми. В этом случае функции налогов оказывают поддерживающее воздействие на деятельность лечебно-производственных мастерских при психоневрологических и психиатрических учреждениях, а также общественных организаций инвалидов. Это означает, что продукция или услуги, которые произвели такие мастерские, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Существуют также акцизы, являющиеся косвенными налогами. Они включаются в стоимость товара. Данный тип налога актуален для такой продукции, как натуральное вино, шампанское, коньяк, ликеро-водочные изделия и различные алкогольные напитки, а также ювелирные, табачные изделия, бензин и автомобили. Ставки в этом случае остаются едиными на всей территории РФ.
В качестве объекта налогообложения могут определяться основные средства, запасы, затраты, нематериальные активы, которые находятся на балансе компании.
Итоговую мысль можно оформить следующим образом: налоговая система, функции налогов и их суть направлены на грамотную реализацию политики государства, следствием которой является стимулирование производства и регулирование экономических процессов.
12.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.
12.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.
12.1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА.
Фина́нсы (мн. от лат. finanсia - приказ о выплате) – это фонды денежных средств, возникающие в процессе общественного воспроизводства у основных экономических субъектов и используемые для общегосударственных нужд и нужд общественного воспроизводства. Обычно речь идёт о:
· целевых фондах государства (общегосударственные или централизованные финансы) и
· децентрализованных финансах хозяйствующих субъектов (предприятий).
В процессе формирования и использования этих фондов денежных средств возникают финансовые отношения. С помощью финансовых отношений государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях стимулирования наиболее эффективного процесса хозяйствования.
Финансовая система государства это система экономических отношений связанная с формированием и использованием фондов денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных нужд и нужд расширенного воспроизводства, а также учреждения, осуществляющие управление и контроль за использованием денежных средств из этих фондов.
Общегосударственные финансы включают в себя:
1. Бюджетную систему (государственные и местные бюджеты).
2. Государственные внебюджетные целевые фонды;
3. Государственный кредит;
4. Государственные фонды страхования
Задачи, решаемые системой общегосударственных финансов:
· Развитие производственной сферы
· Развитие социальной сферы (культура, спорт, образование и пр.)
· Обеспечение финансовыми ресурсами нужд обороны, управления страной, правоохранительная деятельность.
В странах рыночной экономики производственная сфера развивается и совершенствуется за счет самофинансирования, привлечение кредитных и иных ресурсов. Государство осуществляет поддержку лишь приоритетных отраслей экономики и осуществляется по следующим направлениям:
1. Развитие отраслей и производств, обеспечивающих развитие НТП.
2. Отраслей, выпускающих экспортную или дефицитную продукцию;
3. Развитие отраслей и производств, имеющих общенациональное значение (энергетика, некоторые отрасли добывающей промышленности и сельское хозяйство)
12.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.
Государственный бюджem (от анг. budget - чемодан, мешок с деньгами.) - ведущее звено финансовой системы. Через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти - парламентами.
Основные функции государственного бюджета. Государственный бюджет современных зарубежных стран выполняет следующие основные функции:
1 перераспределение национального дохода. Через государственный бюджет перераспределяется около 50% ВВП. Бюджет широко используется для:
· межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов. Таким образом совершенствуются межотраслевые пропорции и обеспечивается выделение приоритетных отраслей экономики.
· территориального перераспределения финансовых ресурсов. Посредством налоговой системы изымаются финансовые ресурсы из регионов, где они имеются в относительно избыточном объеме и направляются в ресурсодефицитные регионы, обеспечивая тем самым их развитие. Как правило, это области, бедные природными ресурсами или пострадавшие экологически и т.п.
· перераспределение доходов между различными группами населения посредством налоговой системы и системы социальных трансфертов.
Используя бюджет, государство вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадиях производства и первичного распределения национального дохода.
2 государственное регулирование и стимулирование экономики . Перераспределение национального дохода в значительной мере позволяет реализовать следующую функцию государственного бюджета - государственное регулирование и стимулирование экономики.
3 финансовое обеспечение социальной политики . Государственный бюджет стал крупным источником средств для воспроизводства рабочей силы. По мере научно-технического прогресса воспроизводство рабочей силы все в большей степени зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение.
4 реализация всех этих функций дополняется осуществлением контроля за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств . Он включает контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов
П ериод, в течение которого действует утвержденный бюджет,называется бюджетный год .
Композиция бюджета. В широком смысле слова бюджет - баланс, в одной стороне которого находятся все доходы, в другой - расходы. (вертикальная и горизонтальная композиция бюджета)
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Можно выделить следующие основные источники доходной части бюджета: налоги, государственные займы, доходы от использования государственной собственности; доходы от приватизации; гранты или дары; денежная эмиссия.
1) Главный метод перераспределения национального дохода - налоги, обеспечивающие преобладающую долю доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих (доходы, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему) доходов.
2) Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. Существуют два пути получения государственных займов: 1) государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства; 2) кредиты, полученные у центрального банка и других, кредитных учреждений. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. И часто ведет к росту налогов. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями. получения государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово-кредитных учреждений. Поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда.
3) доходы от использования государственной собственности;
4) доходы от приватизации;
5) гранты (дары) от иностранных правительств или международных организаций. Гранты могут предоставляться либо для финансирования реализации определенного проекта, либо просто для поддержания бюджета дружественных государств, испытывающих трудности. Гранты не считаются статьей финансирования бюджета и показываются в его доходной части, а не "под чертой". Если грант предназначен для приобретения средств производства, он считается капитальным. Все остальные гранты относятся к текущим. Гранты отличаются от займов тем, что по грантам не наступает контрактного обязательства выплачивать полученные суммы.
6) при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.
В зависимости от государственного устройства страны различают:
а) в унитарном государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов;
б) в федеративном государстве - доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов;
Расходы государственного бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций.
С начала XX века основная тенденция в области расходов государственного бюджета - постоянное их увеличение. Скачкообразный рост расходов происходит в периоды войн, когда они увеличиваются в десятки раз. Однако, во второй половине XX в. удельный вес военных расходов сократился и возросли социальные расходы, затраты по вмешательству в экономику.
Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой подразделяются на следующие пять групп:
1 социальные цели;
2 вмешательство в экономику;
3 военные;
5 предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.
Основные в государственном бюджете расходы военные, на вмешательство в экономику и на социальные цели.
I. Затраты на социальные цели включают расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят по многочисленным социальным программам. В США насчитывается около 100 таких программ, в Великобритании - несколько десятков. Затраты на социальное страхование в значительной мере финансируются за счет самих трудящихся.
2. Быстро растущей группой государственных расходов являются затраты по вмешательству в экономику (бюджетное финансирование). Например затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР от 50 до 70% всех затрат на научные исследования), на экономическую и социальную инфраструктуру, поддержку сельского хозяйства, государственных отраслей экономики, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяйства и регионах страны, на стимулирование экспорта.
Повысились субсидии частным фирмам, особенно в так называемых районах развития. К ним относятся районы с высоким уровнем безработицы и замедленным экономическим ростом.
В некоторых странах выдаются субсидии на занятость предпринимателям на вновь принятых работников. Значительные ресурсы из государственного бюджета предоставляются сельскому хозяйству. В странах Европейского Союза (ЕС) поддержка сельского хозяйства осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.
Активная помощь оказывается также экспортным фирмам, что значительно облегчает их положение в условиях острой конкурентной борьбы на мировых рынках. стимулирует относительно высокие темпы экономического роста, но и смягчает ее циклические колебания. Удельный вес расходов государственных бюджетов по вмешательству в экономику увеличился с 15-17% в середине 50-х до 20% в середине 60-х и 22-25% в 80-90-х годах.
3. На военные расходы в ведущих зарубежных странах приходится до 20 общей суммы расходов государственного бюджета. Они подразделяются на прямые и косвенные военные расходы. Прямые военные расходы отражаются в военных бюджетах - отграниченной части государственного бюджета. Они включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание милитаристских блоков (НАТО).
Прямые военные расходы резко возрастают в периоды войн и в условиях милитаризации экономики.
К косвенным военным расходам относятся часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, контрибуции и репарации, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших. а также военные расходы, которые проходят по статьям гражданских ведомств. и
4. Расходы на содержание государственного аппарата управления включают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, различных министерств и ведомств. В целом расходы на государственный аппарат занимают 4-5% общей суммы расходов бюджета.
5. Расходы по внешнеэкономической деятельности.
6. Расходы по обслуживанию государственного долга
Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.
Возможны 3 варианта состояния бюджетного фонда:
· сбалансированное состояние, когда доходы равны расходам;
· профицит , когда доходы превышают расходы;
· дефицит, когда расходы превышают доходы.
Наиболее типичное – дефицит.
12.3. НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА.
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.
Налоги - обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц, носящие фискальный характер.
Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях рыночных отношений. Обосновал их необходимость и первым сформулировал основные принципы (правила) налогообложения А.Смит.
Рисунок 12.1 – Принципы налогообложения
равномерность или принцип справедливости - подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам, т. е. соответственно доходу, участвовать в содержании правительства;
определенность - налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика;
удобство - каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее платить его;
экономия - каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из доходов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
· налог должен взиматься с доходов, а не с капитала . Чрезвычайно важно, чтобы налогообложение не наносило ущерба национальному капиталу. Налогообложение любой страны не должно превышать наиболее высоких налоговых ставок, существующих в настоящее время в развитых странах. В результате будет исключена опасность лишения страны путем налогообложения части ее капитала.
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют три функции: фискальную, регулирующую и стимулирующую.
1. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. XX в. характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти.
Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. она обусловливает регулирующую функцию.
2. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала.
3. Стимулирующая. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг, являющееся для предпринимателей определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей
В современном государстве существуют различные виды налогов (рисунок 12.2.)
Прямые - подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других.
Косвенные - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги. Прямые налоги преобладают в Канаде, США, Японии, Дании, а косвенные - во Франции, Италии, Норвегии. В целом в странах произошел сдвиг в сторону прямого налогообложения. В налоговых поступлениях в госбюджет Республики Беларусь преобладают косвенные налоги. Это свидетельствует о том, что налоговая система страны выполняет в большей степени фискальную, нежели стимулирующую функцию.
Рисунок 12.2 – Виды налогов
Особенно важна классификация в зависимости от объекта налогообложения и его цели:
1 подоходный налог с населения. Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечивает подоходный налог с населения - от 25 до 45% и более от общей суммы доходов государственного бюджета.
2 налог на прибыль корпораций. Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого налогообложения в западных странах - постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. Так, в США накануне Второй мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых поступлений федерального бюджета, в 1998 г. - 12%.
Такие же процессы происходят во всех других экономически развитых странах. Доля этого налога в общих доходах бюджета колеблетсяот 5,5% во Франции и Германии, до 10-11% в Великобритании.
3 налог на добавленную стоимость (НДС ). Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) НДС - важнейшая составная часть налоговых систем 42 государств, в том числе 17 европейских (действует во всех странах ЕС). Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. В целях стимулирования экспорта все вывозимые товары освобождаются от НДС.
4 акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бензин).
5 таможенные пошлины - это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, развитием международного разделения труда роль таможенных пошлин как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращением таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ)", созданием зон беспошлинной торговли в странах ЕС, ЕАСТ и др.
Рисунок 12.3 – Кривая Лаффера
Используя налоговую функцию: Т = t Y, А.Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max .). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y) (рис.12.3). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) А. Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).
12.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.
Как мы уже отмечали из трех возможных состояний бюджетного фонда наиболее типичным для современного государства является состояние дефицита. Дефицит государственного бюджета может покрываться за счет заимствований государства. Государственные заимствования приводят к появлению такого явления, как государственный долг.
Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.
Осуществление государственных займов у резидентов порождают внутренний долг и у нерезидентов – внешний долг. Сумма внешнего и внутреннего долга – это национальный долг страны.
Виды государственного долга:
- Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам;
- текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил;
Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.
Показатель величины государственного долга отражается в СНС и государство контролирует этот важнейший макроэкономический показатель. МВФ рассчитал и установил критические значения величины государственного долга. Внешний долг страны не должен превышать:
· 60%к ВВП;
· отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (критическое значение) – 220 %;
· отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг - 25 %.
Каждое государство осуществляет управление государственным долгом для того, чтобы его величина не превысила критическое значение.
Управление государственным долгом – это система мер направленных на обслуживание долга (выплата % по нему) и его погашение.
Финансирование расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга осуществляется за счет:
1 увеличения налогов (основной, но не единственный источник);
2 продажа государственной собственности;
3 прибыль, если средства использованы производительно;
4 осуществление новых займов.
Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.,
Наличие государственного долга имеет следующие реальные негативные последствия:
· погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче;
· повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу может подорвать действие экономических стимулов развития национального производства;
· займы правительства в национальной банковской системе для уплаты процентов по государственному долгу приводят к сокращению инвестиций внутри страны;
· наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности ее экономики.
12.5. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ.
С целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией, государство осуществляет фискальную, или бюджетно-налоговую политику.
Фискальная политика представляет собой систему мер, которую предпринимает правительство для стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой).
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.
Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.
По методам осуществления различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов.
Автоматические стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется , но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. Т.е происходит естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла
К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог; 2) пособие по безработице.
Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, и, следовательно, величина налоговых поступлений уменьшается. В условиях экономического роста растет занятость, увеличиваются объемы выпуска, растет прибыль, налоговые поступления при прогрессивной системе налогообложения увеличиваются даже при неизменной ставке налога. Увеличение налогов сокращает величину совокупных расходов и оказывает антиинфляционное воздействие на экономику. Поскольку экономический рост сопровождается ростом занятости, уменьшаются трансфертные государственные платежи (пособия по безработице, по бедности), что также сдерживает развитие инфляции. Наоборот, в условиях экономического спада налоговые поступления автоматически снижаются, а трансфертные платежи возрастают (пособия по безработице), что содействует увеличению совокупных расходов и снижению уровня безработицы.
Такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение.
Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» Артуру Лафферу (рис.12.3).
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида дискреционной фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) применяется при спаде (рис.12.4 (фискальная экспансия)) и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Она сокращает рецессионный разрыв выпуска и снижает уровень безработицы, направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция) направлена на ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов. (рис.12.4). Она имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.
Рисунок 12.4 – Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
Фискальная политика в Республике Беларусь является сдерживающей, что связано с инфляционными процессами в национальной экономике. Современная бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь предполагает сокращение расходов государственного бюджета и увеличение его доходов главным образом за счет неналоговых инструментов (использование механизмов приватизации, стимулирования деловой активности).
Кроме того, проводится совершенствование и налоговой политики. Это обусловлено тем, что бюджетно-налоговая политика государство носила до сих пор фискально-защитный характер, при котором государство стремилось обеспечить высокую степень защиты населения. Это предполагало высокую налоговую нагрузку на экономику. В связи с этим произошло снижение темпов развития производства, снизилась собираемость налоговых платежей, произошло ухудшение собираемости налогов. Дальнейшее реформирование налоговой системы в республике предполагает дальнейшее упрощение системы налогообложения и снижение налоговой нагрузки основных субъектов хозяйствования.
Налоги как особая финансовая категория выражают присущие финансовым отношениям свойства, имеют отличительные признаки, форму движения и функции. Функции налогов определяют их сущность в социально-экономическом отношении, то есть внутреннее содержание. На сегодняшний день варианты возможны следующие – фискальная, контрольная, регулирующая, социальная, распределительная.
Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество.
– основная, изначально характерная для любых налоговых систем.
Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством собственных функций.
В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции.
Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов – регулирующую функцию.
Фискальная функция является основополагающей, прежде всего, для понимания самой природы и сути налога. Этимологически слово берет начало от латинского fiscus – «казна, карман». На практике выражена в обеспечении потребностей государства в плане финансов, то есть любое государство будет всегда соблюдать и охранять свой фискальный интерес. Фискальные отношения можно определить как налогово-доходные и бюджетно-расходные, сосуществующие неразделимо в едином течении государственной жизни.
Обеспечение финансовых запросов государства в реальности обуславливает необходимость разрешения следующих противоречий:
Основное бремя формирования налоговых поступлений в отношении развитых стран возложено на косвенные налоги. Такие взносы уплачивает конечный потребитель товаров, работ, услуг.
На величину налоговой нагрузки существенно влияют такие факторы, как милитаризация, масштабы госвмешательства в экономику, размеры госсобственности. Через фискальную функцию находит отражения главное назначение налогов по поводу аккумулирования финансовых ресурсов государства, направляемых на предоставление государственных благ обществу.
Регулирующая функция налогов. Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д. Регулирующая функция, таким образом, проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функция реализует не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность (власть - плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.
Распределительная функция налогов главным образом состоит из перераспределении материальных средств между представителями общества, то есть перераспределение средств от более бгатых к более бедным слоям общества.
Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.
Фискальная функция порождает другую функцию налогов — контрольную.
Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ система и фискальная политика
1. Сущность, структура и функции финансов
Термин «финансы» в экономических исследованиях меркантилистов стал использоваться с XV в. первоначально в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Уже в ХХ в. данное понятие стали применять для обозначения денежных фондов хозяйственных субъектов – предприятий и домохозяйств.
В настоящее время финансы представляют собой экономические отношения, которые возникают в процессе образования и использования фондов денежных средств предприятий, государства, муниципальных образований и населения.
Финансовые отношения отличаются определенной спецификой:
1) они проявляются через движение денег, однако не все экономические отношения, возникающие в процессе движения денежных потоков, можно отнести к финансам. К ним принадлежат только те из них, которые связаны с образованием и использованием фондов денежных средств;
2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;
3) распределительный характер отношений, который связан с движением денег независимо от движения стоимости в товарной форме.
Финансы выполняют ряд важных функций в экономике. Основными из них являются:
− распределительная – осуществляется в процессе кругооборота ресурсов предприятия, который непосредственно связан с образованием и распределением фондов финансовых ресурсов, начиная от капитала предприятия и до распределения его прибыли;
− перераспределительная – реализуется государством через систему централизованных финансов за счет аккумулирования и предоставления денежных средств отдельным отраслям и предприятиям;
− воспроизводственная – оперируя фондами финансовых ресурсов, государство и предприятия регулируют воспроизводственный процесс;
− стимулирующая – осуществляется через налоговую систему, бюджетное финансирование, финансовые рынки в целях развития субъектов рыночной экономики и повышения темпов экономического роста;
− контрольная – реализуется через систему государственного и негосударственного финансового контроля в целях повышения эффективности управления денежными ресурсами.
Реализовать функции финансов призвана финансовая система. Финансовая система представляет собой форму организации денежных отношений между всеми субъектами хозяйственной деятельности по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
2. Государственный бюджет и его структура
Понятие «бюджет» используется в разных значениях. Во-первых, это финансовый план государства (или муниципального образования) на определенный срок, чаще всего на один год, представляющий собой смету доходов и расходов. Во-вторых, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов образует бюджетную систему Российской Федерации.
Центральное место в бюджетной системе занимает федеральный бюджет. Его доходная часть формируется за счет части федеральных налогов, доходов от внешнеэкономической деятельности, от использования государственной собственности, части прибыли Центрального банка и других источников.
В структуру расходной части (согласно функциональной классификации бюджета) включаются расходы на государственное управление, национальную оборону, судебную власть, правоохранительную деятельность, социальную сферу, обслуживание государственного долга, оказание финансовой помощи субъектам федерации и прочие расходы.
Превышение доходной части над расходной образует профицит бюджета. В экономически развитых государствах его не планируют с 60-х г. ХХ в, так как профицит приводит к изъятию денежных средств из народного хозяйства, что сдерживает экономический рост.
Чаще всего наблюдается дефицит бюджета, то есть превышение расходов над доходами. Сам по себе он не может служить показателем состояния экономики страны, и бездефицитный бюджет еще не означает экономического благополучия. Увеличение государственных расходов и снижение налогов вызывает рост совокупного спроса, объемов производства, доходов в обществе и т. д., что особенно важно в период экономического спада.
Основными источниками финансирования дефицита государственного бюджета являются:
1) выпуск новых денег или эмиссионный способ финансирования. Однако данный способ приводит к инфляционным последствиям, поэтому его не только стараются не использовать, но и запрещают законодательно, как, например, в США или в России (с 1994 г.). В какой-то мере к данному способу можно отнести заимствования Правительства у Центрального банка, что вызывает фактическое увеличение денежной массы;
2) государственные займы внутри страны и за рубежом. Данный способ финансирования дефицита является более распространенным, так как не вызывает инфляцию, однако он приводит к возникновению государственного долга.
Государственный долг – это сумма непогашенных государственных займов и других финансовых обязательств государства. В отличие от заимствований предприятий государственный кредит чаще всего направляется не на производственную деятельность, а на покрытие дефицита бюджета. Выплаты по нему осуществляются не за счет увеличения прибыли, а за счет налогов.
С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний долг обычно образуется за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Он приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу кредиторов государства, перекладывает выплаты по долгу на будущие поколения, увеличивает расходы бюджетов следующих лет и т. д.
Внешний долг возникает как за счет размещения за рубежом государственных ценных бумаг, так и за счет займов у других государств, иностранных банков, международных финансовых организаций (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.). Выплаты по внешнему долгу приводят к потере валютных доходов государства от внешнеэкономической деятельности, снижают возможности развития экономики. Страна может попасть в финансовую зависимость от других государств.
Дефицит бюджета может возникнуть не только при формировании, но и при исполнении бюджета, когда налоговые поступления окажутся ниже запланированных. В этом случае бюджетное законодательство России предусматривает возможность секвестра – пропорционального сокращения расходных статей бюджета.
3. Налоговая система
Основным источником доходов бюджетной системы являются налоговые платежи. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципального образования. Иногда среди налогов выделяют сборы, представляющие собой обязательные взносы, уплата которых является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий (государственная пошлина) либо предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Обязательными элементами налога, при отсутствии которых в законодательстве налог считается не определенным, являются:
− субъект налога – лицо, на котором лежит обязанность уплачивать налог. Им может быть налогоплательщик (физическое или юридическое лицо), а также налоговый агент, который уплачивает налог за налогоплательщика (например, предприятие уплачивает НДФЛ за наемного работника). Субъект налога не всегда совпадает с носителем налога (лицом, на котором лежит тяжесть налогообложения). Например, при взимании косвенных налогов плательщиком является продавец товара, а носителем налога покупатель;
− объект налога – то, что подлежит налогообложению. В зависимости от объекта налоги подразделяют на прямые и косвенные. Объектом прямых налогов могут быть имущество, доход, прибыль. Объектом косвенных налогов являются операции по реализации товаров (работ, услуг) и их стоимость. Косвенные налоги включаются в цену товара и переносятся на покупателей продукции. В России к ним относятся два налога – НДС и акцизы;
− налоговая база – часть объекта, с которой взимается налог. Она меньше объекта налога на сумму налоговых льгот;
− единица обложения – единица измерения налоговой базы. Чаще всего ею является денежная единица, но может быть и единица физического показателя – тонна, литр, квадратный метр, лошадиная сила и т. д.;
− налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, определяется размер налогового обязательства. В России им может быть календарный месяц, квартал, год;
− налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть адвалорная (в процентах), твердая (в определенных денежных суммах), смешанная (например, в процентах, но не менее определенной денежной суммы). В зависимости от ставки налоги подразделяют на пропорциональные – с ростом объекта обложения ставка не меняется, прогрессивные – с увеличением объекта ставка увеличивается (например, транспортный налог), регрессивные – с ростом объекта ставка уменьшается (например, ЕСН). Основное количество налогов в России носит пропорциональный характер.
Помимо обязательных, существуют и факультативные элементы налога, которые могут отсутствовать в налоговом законодательстве. Например, налоговые льготы, порядок возврата излишне уплаченных сумм налога и др.
Сущность налогов проявляется через их функции. Фискальная функция обеспечивает финансирование бюджетной системы государства. Перераспределительная функция позволяет за счет налогов перераспределять доходы между различными категориями граждан и сферами деятельности. Перераспределение доходов тесно связано с реализацией социальной функции, которая предусматривает наличие освобождений и льгот для лиц с невысокими доходами, прогрессивную шкалу подоходного налогообложения и др. Регулирующая функция реализует косвенное воздействие государства на развитие различных сфер хозяйственной деятельности. Контрольная функция налогов позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.
Совокупность различных видов налогов и сборов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны. Таким образом, налоговая система включает в себя ряд элементов:
а) принципы налогообложения. Впервые они были сформулированы еще в конце XVIII в. А. Смитом:
− принцип равенства и справедливости. Он предполагает всеобщность налогообложения, распределение налога между плательщиками в соответствии с их доходами;
− принцип определенности. Это означает, что суммы, способы и сроки налоговых платежей должны быть четко определены и заранее известны плательщику;
− принцип простоты и удобства. Налог должен взиматься в удобное время и таким способом, который подходит плательщику;
− принцип экономичности и умеренности. Важно, чтобы налог был ограничен такими суммами, которые не были бы слишком тяжелы для плательщика;
б) налоговые органы, осуществляющие контрольуплаты налогов. В России они представлены Федеральной налоговой службой, её региональными управлениями и межрайонными налоговыми инспекциями;
в) налоги и сборы, действующие в государстве. Согласно Налоговому кодексу в России налоги подразделяются на следующие группы:
− федеральные налоги. Все элементы этих налогов устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны на всей территории страны. К ним относятся:
1) налог на добавленную стоимость (НДС);
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
6) водный налог;
7) налог на добычу полезных ископаемых;
8) государственная пошлина;
− региональные налоги устанавливаются на территории субъекта федерации Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации:
1) транспортный налог;
2) налог на игорный бизнес;
3) налог на имущество организаций;
− местные налоги устанавливаются на территории муниципального образования Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Кроме того, налоговое законодательство России предусматривает несколько специальных льготных режимов налогообложения для отдельных видов деятельности и малого бизнеса. К ним относятся:
− система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
− упрощенная система налогообложения;
− система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД);
− система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Необходимо отметить, что данный перечень налогов, действующих в 2010 г, может корректироваться в соответствии с изменением социально-экономической ситуации в стране.
4. Фискальная политика государства
С помощью бюджетно-налоговой системы государство сглаживает циклические колебания в экономике, воздействуя на совокупный спрос. Такая политика государства получила название фискальной политики. Она основывается на следующих положениях:
− рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос, что ведет к расширению объемов производства, следовательно, снижает безработицу. При этом возникает эффект мультипликатора, за счет которого совокупный спрос растет в большей степени, чем бюджетные расходы;
− рост налогов снижает располагаемые доходы хозяйственных субъектов, сокращает совокупный спрос. При этом также возникает мультипликационный эффект, но более слабый, так как изменение налогообложения влияет не только на потребление, но и на сбережения.
Фискальная политика подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую). Недискреционная фискальная политика представляет собой автоматические изменения в бюджетно-налоговой системе, которые происходят под влиянием экономической ситуации без специальных решений правительства. Во время экономического спада уменьшаются налоговые платежи, особенно при прогрессивных ставках, увеличиваются социальные расходы (пособия по безработице, компенсации). Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спада происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса становятся менее значительными.
Напротив, во время экономического подъема налоговые поступления автоматически возрастают, а социальные выплаты сокращаются, что позволяет бороться с инфляцией и перегревом экономики.
Дискреционная фискальная политика – законодательное изменение налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на уровень экономической активности. Она может быть экспансионистская (стимулирующая), предполагающая рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок, или рестриктивная (сдерживающая), предполагающая снижение государственных расходов или рост налогообложения.
При проведении фискальной политики необходимо учитывать влияние уровня налогообложения на размер налоговых поступлений, которое иллюстрируется кривой А. Лаффера (рис. 23). Данная закономерность также приводит к тому, что если в стране высокий уровень налогообложения, то снижение налогов может стимулировать экономический рост, что впоследствии приведет и к увеличению налоговых поступлений.
Рис. 23 . Кривая Лаффера
Основным недостатком дискреционной фискальной политики является наличие «временных лагов». Иными словами, требуется время для выявления каких либо изменений в экономике (лаг распознавания), для изменения бюджетного и налогового законодательства (лаг принятия решений), для получения эффекта от принятых изменений (лаг воздействия). За это время ситуация в экономике может измениться, и желаемого эффекта правительство может не получить. Поэтому для решения макроэкономических проблем фискальную политику используют в совокупности с другими методами государственного регулирования экономики.
Наверняка вы слышали это слово в репортажах, интервью, читали в газетах или публицистической литературе. Но что это - фискальный? Давайте разбираться вместе.
Слово относится к официальным, сфера его применения по большей части - финансы. Представим значения данного прилагательного:
Происходит от существительного "фискал". Его истоки - лат. fiscus - "касса", "казна".
Распространенные синонимы слова "фискальный" - это:
Перейдем к частным случаям.
Данное словосочетание имеет ряд определений:
Зная значение слова "фискальный", мы можем догадаться, чем характерен одноименный тип ведения политики. Это один из главных видов вмешательства государства в сферу экономики, цель которого - уменьшение колебаний бизнес-циклов, установка стабильной системы за короткий срок.
Инструменты фискальной политики - прибыль и растраты государственного бюджета, в частности, госзакупки, трансферты, налоги.
Данный термин обозначает кассовый чек с фискальными признаками. Аппарат, который выдает этот документ, обязательно должен быть зарегистрирован в отделении налоговой инспекции.
Основные признаки фискального чека следующие:
Итак, фискальный - это слово, имеющее не одно значение. Мы рассмотрели его синонимы, а также разобрали чеки, агентов, политику, которые определяются этим прилагательным.