Уважаемые читатели!
Представляем вашему вниманию новую рубрику – «Внутренний контроль». В ней мы будем рассказывать о том, как организовать систему внутреннего контроля и проводить отдельные контрольные мероприятия.
Л.В. Чхутиашвили , канд. экон. наук, аудитор, член ИПБ Московского региона
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязал экономические субъекты организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. А экономические субъекты, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны организовать и осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета и составления отчетности (за исключением случаев, когда руководитель самостоятельно ведет бухгалтерский учет). Поговорим о том, что представляет собой внутренний контроль.
Современные условия хозяйствования характеризуются постоянным увеличением текущей экономической информации как на внешнем, так и на внутреннем уровнях. Для всех пользователей экономическая информация является базой для принятия обоснованных управленческих решений.
В связи с этим существенно возрастает необходимость действенного контроля за полнотой и достоверностью текущей и отчетной экономической информации. Одним из основных инструментов решения подобных проблем является своевременный внутренний контроль, роль которого в принятии рациональных управленческих решений огромна.
Бухгалтерский учет служит не только для систематизации и накопления информации, но и для контроля совершаемых хозяйственных операций или фактов хозяйственной жизни. Организации, правильно ведущие бухгалтерский учет, тем самым контролируют в той или иной степени свою деятельность, другой вопрос, насколько результативен такой контроль. Если его организовать в рамках отдельной системы внутреннего контроля, дополняющей бухгалтерский учет, эффективность будет намного выше. В недалеком будущем к этому придут все организации, заинтересованные в наведении порядка в своем бухгалтерском учете.
Посредством внутреннего контроля собственники и руководство экономического субъекта имеют возможность получать необходимую информацию о действительном состоянии объекта управления. Это позволяет обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций, а также соответствия деятельности требованиям действующих нормативных правовых актов.
Ключевая функция внутреннего контроля заключается в разработке и представлении не только предложений по ликвидации выявленных нарушений, но и рекомендаций по повышению эффективности управления, выявлению резервов развития, а также в консультативной поддержке руководства организации. Внутренний контроль помогает выявить результативность системы управления организации.
Внутренний контроль является частью системы управления, служащей для обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и эффективного функционирования организаций любых видов деятельности. От его эффективной организации зависит эффективность работы экономического субъекта в целом.
Организация внутреннего контроля в процессе управления должна быть ориентирована на организационно-правовую форму, размер организации и масштабы ее деятельности. Чем сложнее структура внутренней среды экономического субъекта, тем больше информации необходимо для принятия эффективных управленческих решений. Основой для принятия большинства управленческих решений служит информация, формируемая в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете.
Так как риск внутренне присущ любой деятельности, предприниматели, добровольно принимая на себя риски в целях получения будущих выгод, должны уметь управлять ими. Каким образом организован этот процесс: стихийно или осознанно – вопрос корпоративной культуры. Более высокий уровень управления рисками обеспечивается созданием системы внутреннего контроля, которая в отличие, например, от руководителя и главного бухгалтера занимается контролем рисков предприятия.
В Международных стандартах аудита МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» система внутреннего контроля – это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством предприятия в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения учета финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Система внутреннего контроля организации – это постоянно функционирующая система, направленная на обеспечение выполнения миссии организации и достижения поставленных задач, а также повышающая эффективность системы управления деятельностью организации за счет использования качественной информации, обеспечивающей:
МСФО 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н) устанавливает, что наряду с финансовой отчетностью организации обязаны довести до заинтересованных лиц информацию о характере, размере рисков и о том, каким образом организация управляет этими рисками. По каждому виду рисков, а в МСФО 7 речь идет о кредитном риске, риске ликвидности, рыночном риске и ряде других, организация должна указать (п. 33):
(a) подверженность организации рискам и как они возникают;
(b) цели, политику и процедуры организации в области управления рисками и методы, используемые для оценки риска;
(c) любые изменения в (a) или (b) по сравнению с предыдущим периодом.
Способы управления рисками сводятся к следующему:
Избежание лишает потенциальной прибыли. Организация сведет к нулю все виды рисков только в том случае, если прекратит работу. Поэтому данный способ управления носит строго ограниченный характер и применим к зонам неоправданного риска, например разного рода полукриминальным схемам. Отказ предприятия от работы с фирмами-однодневками в целях недопущения получения необоснованной налоговой экономии будет являться избежанием риска.
Проведение процедур и разработка правил управления рисками являются основной профессиональной зоной системы внутреннего контроля. Основные затраты по управлению рисками связаны с выплатой заработной платы сотрудникам, занимающимся контролем. В качестве примеров управления рисками можно привести контроль финансовых показателей (управление рисками банкротства и ликвидности), установление лимитов (управление рисками концентрации).
Страхование рисков связано с уплатой страховых взносов. Его рекомендуется применять в случаях, когда вероятность наступления события мизерная, а возможные негативные последствия чреваты колоссальными убытками (например, страхование недвижимости от пожара).
Создание резервов под возможные риски – операция, призванная равномерно распределить бремя убытков на финансовый результат предприятия независимо от факта реализации риска на деле. Резерв уменьшает прибыль, но не вызывает оттока денежных средств, тем самым косвенно их сохраняя. Создание резервов, как правило, применяется в отношении кредитного риска.
Любой вид риска может привести к банкротству, тем не менее величина чистых активов и достаточность собственного капитала обеспечивают его выживаемость в трудные времена. В абсолютном выражении чистые активы в большей степени отражают размер организации, а относительные показатели с участием в расчетах собственного капитала – ее устойчивость.
Чтобы лимитировать риски на ранних стадиях, служба внутреннего контроля должна проводить детальный анализ ситуации в секторах экономики, в отношении которых у организации выявлен риск концентрации , углубленный анализ кредитоспособности контрагентов, в отношении операций (сделок) с которыми выявлен повышенный риск концентрации , и формировать за счет себестоимости резервы.
По мнению автора, на сегодняшний день происходит трансформация системы внутреннего контроля в инструмент оценки рисков, наблюдается смещение акцентов от оценки отдельных операций к оценке рисков в деятельности предприятия. Контролировать нужно не только факты хозяйственной жизни и постановку и ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, но также проводить ревизию сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств.
Основная задача внутреннего контролера (аудитора) – участие в независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности, а также осуществление внутреннего контроля составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая формируется по данным бухгалтерского учета. Внутренний контролер своими своевременными действиями может сократить время присутствия на предприятии таких нежелательных лиц, как налоговые инспекторы, и уменьшить сумму аудиторского договора. Система внутреннего контроля позволяет оценить риск, способна его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия.
Внедрение системы внутреннего контроля позволяет обеспечить надежность финансовой информации и снизить риски принятия ошибочных решений. Построение системы внутреннего контроля предполагает определение наиболее существенных рисков, разработку регламентных процедур, а также корректирующие действия, которые позволят исправить ситуацию.
Затраты на предварительный контроль могут быть более эффективными, так как помогут предупредить возникновение рисков. Внедрение системы внутреннего контроля на предприятии необходимо для повышения эффективности работы его подразделений. При этом система внутреннего контроля позволит обеспечить достоверность информации и эффективно использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы предприятия.
Особое влияние на организацию системы внутреннего контроля оказывает организационная структура предприятия. Необходимо понимать, какие контрольные процедуры выполняет то или иное его подразделение в соответствии с предписанным им кругом обязанностей и ответственности.
Внедрение системы внутреннего контроля начинается с определения подразделений, в которых возникают затраты и в которых будут разработаны регламентные процедуры. Причем система внутреннего контроля будет эффективнее в том случае, если все сотрудники организации будут выполнять контрольные процедуры, причем делать это следует постоянно. По мнению автора, в организации системы внутреннего контроля необходимо участие специалистов смежных служб (плановых, финансовых, экономических).
Следующим шагом в процессе построения системы внутреннего контроля становится выделение объектов контроля. В организации должны быть разработаны схема технологического процесса, график документооборота, учетная политика, должностные инструкции, а контроль – осуществляться на всех уровнях управления.
Таким образом, внутренний контроль в организации является одной из важнейших бизнес-функций наряду с управлением производством и финансовым менеджментом.
Значение внутреннего контроля трудно переоценить. Он обеспечивает защиту имущества, качество учета и достоверность отчетности, выявление и мобилизацию имеющихся резервов в сфере производства, финансов и т.п. Внутренний контроль охватывает все сферы деятельности предприятия и направлен на повышение эффективности управления компанией.
В самом узком толковании термин внутренний контроль – это сбор информации об объекте контроля. Такого рода контроль осуществляется всеми менеджерами компании в рамках выполняемых ими функций. В широком понимании внутренний контроль – это непрерывный процесс, включающий сбор и анализ информации для принятия управленческих решений, ориентированных на эффективность деятельности предприятия.
Правильно организованный внутренний контроль позволяет существенным образом снизить количество финансовых ошибок, свести к минимуму размеры штрафных санкций, что в свою очередь способствует улучшению финансовых показателей предприятия. Игнорирование же контроля приводит к финансовым потерям, которые возникают в виде штрафов, пеней по результатам проверок со стороны финансовых органов.
Система внутреннего контроля в организации должна включать совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством предприятия в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности и для своевременного и правильного принятия управленческих решений.
Именно такой внутренний контроль позволяет:
Процедуры внутреннего контроля должны быть построены на основе принципов регулярности и системности, то есть охватывать все текущие финансовые обязательства и расчеты и проводиться с периодичностью, установленной внутренними регламентами организации, не реже одного раза в отчетный период по соответствующему налогу или группе объектов учета. Результаты проведения процедур внутреннего контроля финансовых обязательств и денежных расчетов должны быть выражены в форме письменного отчета, представленного для ознакомления руководству предприятия.
Помимо контрольной, указанные процедуры могут выполнять одновременно информационную и организационную функции и могут быть использованы для оценки эффективности системы управления, служить основой для принятия управленческих решений заинтересованными пользователями.
Инструментами внутреннего контроля, на мой взгляд, являются:
Собрав данные, внутренний контролер их обобщает, оценивает, сравнивая с установленными нормативами, внутренними положениями и инструкциями, законодательными и нормативными актами, сравнивает количество выявленных ошибок, недостатков и нарушений с ранее установленным уровнем существенности.
После этого он делает необходимые выводы, составляет письменный отчет, разрабатывает рекомендации и предложения. Затем он обсуждает с руководителями проверяемых подразделений все вопросы, которые касаются проверки, особенно в отношении выявленных недостатков и рекомендаций относительно их устранения.
Отличительной чертой внутреннего контроля является обязательное получение от руководства предприятия официального письменного ответа на свой отчет и рекомендации. В ответе должно быть указано, какие рекомендации выполнены, а какие считаются неэффективными. Также на внутренних контролеров возлагается обязанность контроля выполнения разработанных ими и утвержденных руководством рекомендаций структурным подразделениям, которым они были адресованы.
Система внутреннего контроля может иметь различные конфигурации в зависимости от вида деятельности организации, структуры его управления, наличия обособленных подразделений и т.д.
Обязанностью службы внутреннего контроля является системный контроль за деятельностью структурных подразделений – объектов внутреннего контроля. Контролю подвергаются локальные документы, хозяйственные операции, первичные документы, обоснованность определения норм естественной убыли, распределения затрат, соответствие плановых показателей нормативным. При оформлении результатов служба внутреннего контроля руководствуется также профессиональным суждением.
Эффективно организованная система внутреннего контроля имеет большое значение и во многом позволяет определить области риска, разработать адекватные аудиторские процедуры в отношении рискованных областей. Она также во многом облегчает работу внешнему аудиту .
Взаимодействие службы внутреннего контроля и внешнего аудита повысит эффективность внутреннего контроля производственных предприятий. Так, например, профессионально компетентный, добросовестный внутренний контролер имеет возможность свободно общаться с внешним аудитором.
Внутренний аудитор должен предоставить внешнему аудитору свои программы, планы, отчеты, заключения и другую информацию, которая может повлиять на работу внешнего аудита. При использовании этой информации внешний аудитор дает оценку эффективности работы службы внутреннего аудита.
Эффективный внутренний контроль может уменьшить объем аудиторских процедур, выполняемых внешним аудитором. На основании результатов тестирования системы внутреннего контроля аудитор более точно планирует работу, необходимые аудиторские процедуры, определяет степень надежности информации. Тестирование системы позволяет спланировать и разработать методику аудита с учетом слабых мест системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета.
Функция внутреннего контроля может быть передана независимым консультантам (аудиторам). Привлечение их целесообразно, если собственных ресурсов недостаточно, затраты на создание и содержание специального подразделения выше стоимости услуг, оказываемых независимыми внешними аудиторами; руководители организации заинтересованы в независимости оценки или могут быть использованы стандартные, апробированные на практике подходы к организации и (или) оценке внутреннего контроля.
Внешними причинами возникновения негативных последствий для организации могут служить изменение законодательства, субъективизм и отсутствие четкой позиции контролирующих органов относительно спорных вопросов, возникающих в процессе бухгалтерского учета, противоречивая правоприменительная практика.
Внутренние причины – это чаще всего низкая квалификация специалистов в штате организации, отвечающих за оценку и минимизацию налоговых рисков, а также отсутствие выработанной единообразной системы внутреннего контроля рисков, включающей оценку последствий хозяйственных операций или фактов хозяйственной жизни организации и контроль бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Обязанность руководителя организовать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни призвана повысить доверие заинтересованных пользователей к информации, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности. В Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» порядок организации такого контроля не определен. Поэтому руководитель экономического субъекта должен определить его сам, руководствуясь, если сочтет нужным, в том числе и рекомендациями, которые разрабатывают и принимают субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета (пункты 8, 9 ст. 21, ст. 24 Закона о бухгалтерском учете).
Приказ Минэкономразвития России от 21.04.2006 № 104 «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций».
Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
Правовые основы проведения независимого финансового контроля в форме аудиторской деятельности закреплены в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В соответствии с ним аудиторская деятельность осуществляется наряду с государственным финансовым контролем и не заменяет его.
внутренний контроль регулирование нормативный
В широком смысле под целью функционирования СВК следует понимать сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации, обеспечение ее эффективного функционирования, а также устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.
Достижение общей цели СВК обеспечивается взаимодействием различных ее элементов для достижения следующих показателей, по которым можно судить об эффективности управления и развития организации:
Эти и многие другие задачи обусловливают создание в организации эффективной СВК. В качестве одной из второстепенных причин стремления руководства организовать приемлемую СВК может выступать возможность снижения издержек на внешний аудит.
Принципы системы внутреннего контроля.
Критерием эффективности СВК служит соблюдение принципов внутреннего контроля организации.
Совокупность указанных принципов является основанием эффективности СВК, т.е. функционирование СВК при соблюдении данных принципов эффективно независимо от организационно-правовой формы, размера, видов и масштаба деятельности организации.
Однако только с 1 января 2013 года Федеральным законом о бухучете официально установлена обязанность организаций осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Недавно Минфин России подготовил рекомендации по этому вопросу. Как организовать и документально оформить внутренний контроль исходя из данных рекомендаций, рассмотрим в данной статье.
Согласно Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) организация обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если ее подлежит , то она обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
Не описывает, как и в каком объеме должен проводиться внутренний контроль. Однако понятно, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
Закон № 402-ФЗ не описывает, как и в каком объеме должен проводиться внутренний контроль. Однако понятно, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни...
Например, вопросы внутреннего контроля в экономических субъектах регламентируются нормами, устанавливающими создание ревизионных комиссий финансово-хозяйственной деятельности общества:
Требования, предусмотренные данными федеральными законами, необходимо соблюдать.
В данном документе дано понятие внутреннего контроля как процесса, направленного на получение достаточной уверенности в том, что организация обеспечивает:
Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:
Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности организации, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю в организации в целом. Она отражает культуру управления организацией и создает надлежащее отношение персонала организации к осуществлению данного контроля.
Коммуникация как элемент внутреннего контроля - это способ распространения информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, каждый сотрудник организации должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.
Постановка контроля
за фактами хозяйственной жизни очень важна для организации. Контроль традиционно подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Оптимально, когда эти этапы разделены между разными работниками организации. Если санкционирование и контроль за совершением хозяйственных операций будут поручены одному должностному лицу, это может привести к ошибкам и возможным злоупотреблениям с его стороны - ведь он полностью контролирует хозяйственную жизнь, от «а» до «я». Если же в разных этапах контроля участвуют разные сотрудники, это повышает независимость и эффективность контрольных мероприятий. Для их проведения целесообразно (не обязательно, но желательно) создать комиссию по внутреннему контролю. Именно ее члены будут независимыми ревизорами.
Оценка рисков и управление ими также являются важной составляющей системы внутреннего контроля. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. Риски могут быть сгруппированы по следующим видам: финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и др. Информация о рисках хозяйственной деятельности необходима организации для полного представления о своем финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в своем финансовом положении.
К сведению!
Организации, публикующие годовую отчетность по каждому виду рисков в годовой бухгалтерской отчетности, обязаны раскрывать информацию о таких качественных характеристиках своей хозяйственной деятельности, как подверженность рискам, и о причинах их возникновения; концентрации риска (описание конкретной общей характеристики, которая отличает каждую концентрацию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей, др.); механизм управления рисками (цели, политика, процедуры, применяемые в области управления рисками, и методы, используемые для оценки риска, и т. п.); изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом (Информация Минфина России № ПЗ-9/2012).
Для достижения своей финансовой стабильности организация может применять следующие процедуры внутреннего контроля:
В любом случае, если основные процедуры контроля фактов хозяйственной жизни соблюдаются не формально, а хорошо проработаны, то они позволят обеспечить высокую эффективность внутреннего финансового контроля организации в целом.
Порядок организации и осуществления внутреннего контроля необходимо оформить документально на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов организации (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета).
Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, контрольную среду могут описывать положение о бухгалтерской службе, учетная политика организации, требования к квалификации бухгалтерского персонала и другие документы, устанавливающие общие требования к среде, в которой организуется и ведется бухгалтерский учет, порядку взаимодействия подразделений и персонала организации и принятия решений по вопросам бухгалтерского учета.
На заметку
Документами, устанавливающими правила коммуникации, могут являться: положения, графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.
Документацию по организации внутреннего контроля необходимо регулярно обновлять. Оценивать необходимость ее обновления нужно не реже одного раза в год. Основанием для обновления документации могут являться, например, результаты непрерывного мониторинга внутреннего контроля, организационные изменения, изменения процессов и процедур работы организации.
Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала организации, определяются в зависимости от характера и масштабов ее деятельности, особенностей ее системы управления.
При организации внутреннего контроля необходимо исходить из того, что:
Внутренний контроль, как правило, осуществляют:
При организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организация должна руководствоваться требованием рациональности.
Елена Антаненкова
, руководитель экспертно-консультационного отдела Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»
Ищете решение Вашей ситуации?
«Практическая бухгалтерия» - бухгалтерский журнал, который упростит Вашу работу и поможет вести бухгалтерию без ошибок. Издание доступно еще и в электронном виде.
<Информация> Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности"
4. Организация внутреннего контроля
17. Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала экономического субъекта, определяются в зависимости от характера и масштабов деятельности экономического субъекта, особенностей его системы управления.
18. При организации внутреннего контроля необходимо исходить из того, что:
а) внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления экономическим субъектом, во всех его подразделениях;
б) в осуществлении внутреннего контроля должен участвовать весь персонал экономического субъекта в соответствии с его полномочиями и функциями;
в) полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.
18.1. Внутренний контроль, как правило, осуществляют:
а) органы управления экономического субъекта;
б) ревизионная комиссия (ревизор) экономического субъекта;
в) главный бухгалтер или иное должностное лицо экономического субъекта, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (физическое или юридическое лицо, с которым экономический субъект заключил договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета);
г) внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) экономического субъекта;
д) специальные должностные лица, специальное подразделение экономического субъекта, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;
е) другой персонал и подразделения экономического субъекта.
18.2. Организация и оценка внутреннего контроля может осуществляться экономическим субъектом самостоятельно или (и) внешним консультантом (в том числе аудиторской организацией).
19. Для организации внутреннего контроля экономический субъект может создать специальное подразделение (службу внутреннего контроля).
19.1. Специальное подразделение внутреннего контроля (служба внутреннего контроля) экономического субъекта:
а) осуществляет методическое обеспечение организации и осуществления внутреннего контроля;
б) координирует деятельность подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля.
19.2. Создание специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) обоснованно в случаях, когда:
а) задачи и объем деятельности по организации внутреннего контроля таковы, что экономически целесообразно возложить исполнение этой функции на подразделение, осуществляющее указанную деятельность на постоянной основе;
б) в силу специфики деятельности экономического субъекта для обеспечения эффективности внутреннего контроля требуется накопление, сохранение и передача специальных знаний, навыков и опыта;
в) риски деятельности экономического субъекта настолько высоки, что обеспечение эффективности внутреннего контроля предполагает деятельность специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) на постоянной основе;
г) существуют требования законодательства или регулятора финансового рынка о создании экономическим субъектом специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля).
20. При организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни субъект малого предпринимательства должен руководствоваться требованием рациональности. В случае если какие-либо элементы внутреннего контроля не могут быть применены субъектом малого предпринимательства, его руководитель может организовать внутренний контроль любым другим способом, который обеспечивает достижение целей организации и осуществления внутреннего контроля. Например: руководитель субъекта малого предпринимательства может принять на себя все функции по организации и осуществлению внутреннего контроля; если численность персонала экономического субъекта не позволяет осуществить разграничение полномочий и ротацию обязанностей, субъект малого предпринимательства может использовать другие процедуры внутреннего контроля, которые позволяют покрыть имеющиеся риски (сверку, надзор).
Аналогичный подход может применяться отдельными формами некоммерческих организаций.
21. Пример распределения полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля экономического субъекта, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, приведен в
Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. А если ее отчетность подлежит обязательному аудиту, то она обязана вести внутренний контроль ведения бухучета и составления отчетности. Такие требования установлены статьей 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.Вопрос: Какими нормативными актами должна прописать организация ведение внутреннего контроля? На кого целесообразно возложить внутренний контроль? Должно ли быть отдельное положение о внутреннем контроле? С какой периодичностью проводиться проверка и каким документом это оформляется? Есть ли типовое положение о внутреннем контроле согласно 402-фз?
1) до 2013 г. вопрос создания службы внутреннего контроля являлся правом организаций. С 1 января 2013 г. согласно статье 19 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а те, которые подлежат обязательному аудиту, также и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Однако, Минфин России до сих пор не разработал рекомендации по организации и осуществлению организациями внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Типового положения о внутреннем контроле законодательством не предусмотрено. Образец Положения о внутреннем контроле над финансово-хозяйственной деятельностью представлен в материалах в полном ответе;
2) для осуществления контроля за соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности может быть организован отдел внутреннего контроля (аудита);
3) организация самостоятельно определяет периодичность проведения и оформления результатов проверок (например, это может быть внутренний отчет о проведении проверки). Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления внутреннего контроля.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» коммерческая версия.
1.Статья: Положение о внутреннем контроле, которое защищает от мошенничества
ИВАН БОРОДИН, финансовый директор кадрового холдинга «Анкор»
За счет чего: создан отдел по внутреннему контролю, разработаны контрольные процедуры и квартальные графики проверок, регулярно проводятся сплошные инвентаризации основных средств.
Компания «РусТоргИнвест» специализируется на оптовой продаже автомобильных дисков, шин, а также автозапчастей. В планах предприятия на 2012–2013 годы – увеличение продаж на 30 процентов, в том числе и за счет экспансии на региональные рынки. Привлечь финансирование на эти цели собственники бизнеса планируют за счет дебютной эмиссии облигаций или продажи доли в компании стратегическому инвестору.
Топ-менеджмент задумался о повышении прозрачности и инвестиционной привлекательности бизнеса заранее. В 2011 году была проведена реорганизация, выстроена понятная и прозрачная юридическая структура. В рамках финансового департамента созданы два отдела: международного учета и внутреннего контроля. Кроме того, были утверждены учетная политика и дополнительный план счетов по МСФО.
Следующим этапом стала регламентация работы новых отделов. В частности, разработано Положение о внутреннем контроле над финансово-хозяйственной деятельностью, в котором четко прописаны основные принципы и контрольные процедуры, а также перечислены обязанности и полномочия сотрудников и руководителя отдела внутреннего контроля.*
Главная задача документа – защитить компанию от мошенничества и ошибок собственных сотрудников. Для этого ряд контрольных функций передан структурным подразделениям компании, они самостоятельно отслеживают риски по своим направлениям деятельности.
В соответствии с основными пунктами положения контрольные процедуры предполагают не только проверку заключаемых договоров на соответствие бюджету и выборочный контроль первичных документов, но и анализ показателей, приведенных в отчетности компании на соответствие действительности.
Отдельное внимание в документе отводится нестандартным операциями. Например, со всеми новыми клиентами «РусТоргИнвест» работает на условиях 100-й предоплаты, отступление от этого правила допускается в исключительных случаях. Тогда решение о предоставлении отсрочки платежа принимается только после согласования с руководителем отдела внутреннего контроля, который анализирует кредитоспособность потенциального покупателя.
Реализованные методы контроля позволяют «РусТоргИнвест» нивелировать существующие риски и защитить компанию от злоупотреблений со стороны сотрудников.
Комментирует
Алевтина Яшкина,
финансовый директор компании «РусТоргИнвест»
Положение о внутреннем контроле над финансово хозяйственной деятельностью (извлечение)*
Вы можете скачать полную версию Положения о внутреннем контроле над финансово-хозяйственной деятельностью, разработанного в компании «РусТоргИнвест», по ссылке в конце статьи.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутреннем контроле над финансово-хозяйственной деятельностью ООО «РусТоргИнвест» (далее – «положение») утверждено в соответствии с Гражданским кодексом РФ, уставом ООО «РусТоргИнвест» (далее – «общество»).
1.2. Настоящее положение является внутренним документом общества, определяющим правила и подходы к обеспечению внутреннего контроля над финансово-хозяйственной деятельностью общества (далее – «внутренний контроль»).
1.3. В настоящем положении определены цели и задачи системы внутреннего контроля, принципы его функционирования, направления и процедуры внутреннего контроля, субъекты, ответственные за осуществление процедур внутреннего контроля, а также субъекты, ответственные за контроль над осуществлением процедур внутреннего контроля.
2. Основные термины и определения
Для целей настоящего положения используются следующие термины и определения.
«Внутренний контроль» – процесс, призванный обеспечить разумные гарантии достижения поставленных целей общества и результативного использования ресурсов общества, сохранности активов, соблюдения законодательных требований и представления достоверной отчетности, предотвратить возможные злоупотребления со стороны должностных лиц общества.
Под процедурами внутреннего контроля подразумевается не только анализ финансово-экономических показателей, но и существующих бизнес-процессов.
«Процедуры внутреннего контроля» – документально зафиксированная совокупность мер по обеспечению эффективного внутреннего контроля над осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества, выявлению и совершению нестандартных операций, предупреждению, ограничению и предотвращению финансовых и операционных рисков и возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц общества, а также мер по взаимодействию субъектов внутреннего контроля между собой в процессе реализации процедур внутреннего контроля.
«Субъекты внутреннего контроля» – совет директоров, генеральный директор, подразделение общества, уполномоченное осуществлять внутренний контроль, а также иные структурные подразделения и сотрудники общества, ответственные за выполнение закрепленных за ними (внутренними документами общества) функций внутреннего контроля.
4. Функции и полномочия отдела внутреннего контроля
4.1. Отдел внутреннего контроля создается на основании приказа генерального директора общества (далее – «директор»).
4.2. Отдел создается для осуществления контроля над:
Для определения достоверности отчетности используются данные о результатах деятельности за прошедший период и прогнозы на будущий период, предоставленные финансовым департаментом и подразделениями компании.
Кроме того, в задачи отдела входит:
При необходимости для проведения проверок могут привлекаться сотрудники подразделений или сторонние консультанты.
4.3. Руководитель отдела проводит проверки в соответствии с разработанным им годовым или квартальным планом – графиком проверок, который подлежит согласованию с советом директоров общества и утверждается (корректируется) директором общества (иным лицом по его поручению), а также внеплановые проверки по решению директора общества или лица, уполномоченного им.
4.4. Организационное обеспечение и представление необходимых документов для проведения проверок осуществляются руководителями структурных подразделений общества в течение трех рабочих дней, по запросам руководителя отдела или директора общества.
К акту проверок должны прилагаться пояснительные записки, а также копии документов, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений, подписанные руководителем проверяемого подразделения.
4.5. Результаты проверок, проведенных отделом, оформляются актом проверки, который подписывается членами создаваемой комиссии и руководителями подразделений, филиалов и представительств общества, деятельность которых проверялась.
4.5. Руководитель отдела ежеквартально информирует совет директоров общества о выявленных в результате проверок нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности, в том числе о фактах неисполнения, ненадлежащего исполнения утвержденных в обществе внутренних документов, и выносит предложения об их устранении.
5. Обязанности и полномочия руководителя отдела внутреннего контроля
5.1. Руководитель отдела внутреннего контроля:
До начала каждой проверки разрабатывается программа ее проведения, которая содержит сроки, порядок действий и указания на то, что и как именно будет проверяться.
9. Органы управления и подразделения общества, ответственные за внутренний контроль
9.1. Совет директоров общества определяет политику внутреннего контроля и осуществляет общую оценку эффективности процедур внутреннего контроля, а также мер, принятых для устранения выявленных нарушений.
9.2. Генеральный директор общества несет ответственность за функционирование процедур внутреннего контроля общества.
9.3. Внутренний контроль осуществляется по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности общества, в том числе:
9.4. Руководители подразделений общества в рамках своих полномочий, утвержденных локальными нормативными актами, несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им структурных подразделениях.
9.5. В целях обеспечения системного характера контроля финансово-хозяйственной деятельности общества проведение процедур внутреннего контроля осуществляется отделом общества во взаимодействии с другими органами и подразделениями общества.
2.Информация Минфина России № ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
«ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда руководитель экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля».*