Понятие АИС в деятельности страховой компании. Функциональные задачи, реализуемые в АИС страховой компании. База аис рса для осаго

Понятие АИС в деятельности страховой компании. Функциональные задачи, реализуемые в АИС страховой компании. База аис рса для осаго

Почти никто не обратил внимания, что цена полисов для большинства автолюбителей, в частности для виновников ДТП, вырастет в разы. Мы спросили об этом повышении автоинструкторов , и вот, что они нам рассказали.

Новая информационная система ОСАГО

Оказывается виной всему вовсе не повышенные тарифы по страховке, а автоматизированная информационная система — АИС ОСАГО. В базе этой системы находится страховая история всех клиентов, исходя из которой, и будет рассчитываться тариф. Как считают инструкторы по вождению , это хорошо для тех водителей, кто ездит без ДТП, но плохо для тех, кто часто становится виновником аварии.

Планируется, что все страховые компании внесут данные своих клиентов в эту единую базу за последние два года. Теперь любой страховщик сможет видеть, сколько раз водитель попадал в аварию, был ли он виновником.

Как работает АИС ОСАГО?

АИС будет работать довольно просто. Страховщик после продажи полиса (не позднее 15 суток) вносит все данные об автовладельце в единую компьютерную систему обязательного .

Если водитель попал в аварию, причем был ее виновником, то коэффициент к тарифу увеличится, а страховой полис будет дороже.

А вот для злостных нарушителей полис ОСАГО станет дороже в 2,5 раза. Скидку получит тот, кто никогда не попадал в ДТП. Так, например, за 10 лет безаварийного вождения водитель получает коэффициент 0,5, то есть стоимость полиса снижается наполовину.

Бонус-малус

Систему назвали «бонус-малус», но самое любопытное, что формально она уже действует, причем с 2003 года. Базируясь на коэффициенте «бонус-малус» (0,5-2,45), рассчитывается стоимость полиса. Существует 13 классов аварийности, и в первый год действия данного закона всем водителям был присвоен 3-ий класс аварийности , где коэффициент составил единицу. Именно поэтому стоимость полиса не менялась.

Если говорить о теории, то за десять лет работы ОСАГО при езде без аварий можно было получить 13-й класс, то есть уменьшить стоимость полиса на 50%.

Однако на практике такого еще не было. Для нарушителей полисы дороже также не становились, ведь единой базы не было, и водитель мог просто сменить страховщика. По новому закону, если человек 2 раза за год попал в ДТП , то для него стоимость ОСАГО вырастет на 80%. Сегодня поправки к закону уже приняты, а что из этого получится — покажет время.

Если доступа в АИС нет

Если у страховщика, продающего полис ОСАГО, нет технической возможности (к примеру, Интернета и компьютера), чтобы проверить страховую историю водителя, то он может записать коэффициент со слов клиента. Однако в этом случае коэффициент не может быть ниже единицы.

Если же водитель солгал, и при проверке страховой компанией коэффициент окажется выше единицы, то страховщик имеет право потребовать у клиента доплаты за полис.

Если же водитель в этот промежуток времени стал виновником аварии, то ему еще придется возместить пропорционально часть убытка компании.

Как «обнулить» результаты

По закону водитель может «обнулить» свою историю в базе данных. Как гласят поправки, страховая история имеется на каждого водителя, который допущен к управлению ТС.

Но в случае если автомобилист не был внесен ни в один полис ОСАГО за один календарный год, то его история «обнуляется».

Если происходит авария, то повышенный коэффициент будет только у того водителя, кто в тот момент управлял авто, а не у всех лиц, вписанных в страховой полис.

Видеоматериал о том, что ОСАГО дорожает, а вот страховщики не меняются:

Желаем безаварийной езды и удачи на дорогах!

В статье использовано изображение с сайта korea-auto-club.ru


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра мировой экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине «Организация и функционирование информационных систем в сфере экономики»

на тему: «Информационные системы в сфере страхования»

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность страховой деятельности 4
1.1. Роль и основные принципы страхования 4
1.2. Основные функции страхования 6
Глава 2. Применения информационных систем в сфере страхования 8
2.1. Функциональные задачи страхования, реализуемые в условиях автоматизированной информационной технологии 8
2.2. Техническое обеспечение автоматизированных

информационных систем 10
2.3. Эффективность внедрения информационной системы

«1С:Предприятие 8. Управление страховой компанией» 15
Заключение 17
Список литературы 18

Введение

Специфика развития страхования в российских условиях и бурный рост обусловили весьма ограниченную применимость соответствующих зарубежных информационных систем, при этом ряд проблем, стоящих перед страховыми организациями на современном этапе, делает автоматизацию страхования необходимой.

К таким проблемам относятся:

    большие объемы и сложность составления отчетности для контролирующих органов (Росстехнадзор, налоговая инспекция);

    накопление и обработка собственных статистических данных, необходимых для последующего анализа;

    сложность расчета страховых тарифов и разработки соответствующих методик;

    необходимость оперативного анализа эффективности различных видов страхования;

    необходимость оперативной оценки финансового состояния компании для рационального инвестирования средств;

    невозможность развития некоторых видов страхования без соответствующего программного обеспечения.

Сегодня отчетливо проявляется интерес страховых компаний к замене используемых самописных систем промышленными решениями. Программное обеспечение для автоматизации страховой деятельности должно отвечать требованиям, которые не только бы отражали отраслевую специфику и решали эти проблемы, но и обеспечивали повышение эффективности работы страховой компании. Оставив «за кадром» транзакционные и учетные системы, рассмотрим некоторые аспекты применения ИТ в страховании, которые сегодня становятся одними из самых актуальных, - поддержка анализа и прогнозирования, а, следовательно, принятия тактических и стратегических решений по развитию компании.

Глава 1. Понятие и сущность страховой деятельности
1.1. Роль и основные принципы страхования

Страхование - система экономических отношений, предназначенная для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба в результате непредвиденных случайностей. Оно представляет всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба, полученного в результате несчастных случаев, причиненного стихийным бедствием, вызванным непредвиденными обстоятельствами в деятельности предприятий, фирм, банков.

Многовековой опыт страхования убедительно доказал, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику. Именно страхование повышает инвестиционный потенциал и дает возможность увеличить состояние и богатство нации. Поэтому налаживание непрерывного и бесперебойного производственного процесса, поддержание стабильности и устойчивости экономического развития, повышение уровня жизни населения требуют формирования системы страховой защиты.

Страховая компани я - определенная общественная форма функционирования страхового фонда, представляющая собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховой компании свойственны технико-организационное единство и экономическая обособленность ее ресурсов, их самостоятельный полный оборот. Страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта и «встроена» в определенную систему производственных отношений. Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования и соцстрахования.

Новая роль страховых компаний заключается в том, что они все больше выполняют функции специализированных кредитных институтов - занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Страховые компании занимают ведущие после коммерческих банков позиции по величине активов и по возможности применения их в качестве ссудного капитала. Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Такими возможностями банки, опирающиеся на сравнительно краткосрочно привлекаемые средства, не располагают. Поэтому страховые компании могут занять ведущее положение на рынке капиталов.

Страховые компании подразделяются на ряд типов.

    Акционерные страховые общества, т. е. формы организации страховых фондов на основе централизации денежных средств посредством продажи акций.

    Перестраховочные компании, осуществляющие вторичное страхование наиболее крупных и опасных рисков.

    Общества взаимного страхования, предусматривающие организацию страхового фонда на основе централизации средств посредством паевого участия его членов, создание, как правило, союзов средних и крупных собственников (домовладельцев, собственников гостиниц и т. д.).

    Государственная страховая компания публично-правовая форма организации страхового фонда, основанная государством.

    Негосударственный пенсионный фонд - особая форма организации личного страхования, гарантирующая рентные выплаты страхователям по достижении ими пенсионного возраста. В странах с развитой экономикой пенсионные фонды являются не только источником существенных инвестиций, но и неотъемлемым элементом системы «встроенных стабилизаторов», сглаживающих влияние экономических циклов на социальную сферу.

Итак, страховой рынок - это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее.

Страховой рынок тесно связан со всеми звеньями процесса воспроизводства. Будучи составной частью экономики, страховой рынок отражает состояние и уровень развития производительных сил общества и в то же время активно влияет на развитие экономики. Страховые рынки подразделяются по отраслевому признаку, по масштабам - на национальный, региональный и международный.

1.2. Основные функции, функциональные задачи страхования, реализуемые в условиях автоматизации информационных технологий

К числу важнейших функций страхования относятся:

– формирование специализированного страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство, исходя из экономической и социальной обстановки, регулирует развитие страхового дела в стране.

– возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Возмещение ущерба через указанную функцию осуществляется физическими или юридическими лицами в рамках имеющихся договоров имущественного страхования.

– предупреждение страхового случая и минимизация ущерба – предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий и т.п.

Имея дело с массовыми явлениями, в отношении которых организуется страховая защита, страхование собирает, группирует и обобщает информацию с целью выработки оптимальной стратегии своей деятельности. В настоящее время все информационные процедуры управления страховой деятельностью основываются на автоматизированных информационных технологиях и системном подходе к рассмотрению страхования. В частности, многообразие функций и функциональных задач может быть упорядочено и представлено в виде взаимосвязанной системы.

Глава 2. Применения информационных систем в сфере страхования
2.1. Функциональные задачи страхования, реализуемые в условиях автоматизированной информационной технологии

Автоматизированные информационные технологии деятельности страховой компании направлены на внедрение систем, охватывающих все основные элементы технологического процесса и гарантирующих полную безопасность данных на всех этапах обработки информации. Реализация автоматизированной информационной системы страховой компании заключается в автоматизации решения задач страховой, финансовой, бухгалтерской и других видов деятельности.

Рассмотрим кратко основные функциональные задачи, реализуемые в условиях автоматизированной информационной технологии.

    Процесс заключения договора страхования. Проверка наличия предыдущих договоров по каждому страхователю, случаев страховых выплат, расчет поправочных коэффициентов к тарифной ставке и особых условий, расчет комиссии агенту, занесение договора в базу данных для последующей обработки, выдача необходимых документов.

    Заключение дополнительного договора. Расчеты по изменившимся условиям или объектам страхования с учетом основного договора, пополнение базы данных о вновь заключаемых или изменяемых договорах.

    Заключение договора перестрахования. Проверки соответствующей информации, расчет комиссионных.

    Внесение страховой премии (или ее части). Перечисление денежных средств по счетам, в случае наличия перестрахования - расчеты с перестраховщиками.

    Окончание договора страхования. Перемещение информации в базы для формирования резервов и других расчетов.

    Наступление страхового события. Расчет возмещения, проводка выплат, перерасчет по договору или его прекращение, ведение базы страховых событий.

    Расторжение договора страхования. Расчеты со страхователем, проводка денежных средств, осуществление изменений в базе договоров.

    Расчет базовых тарифных ставок по видам страхования. Просмотр в базе данных всех договоров по конкретному виду страхования, по страховым событиям, расчет с использованием статистических таблиц.

    Расчет резервного фонда. Анализ текущего состояния счетов, отслеживание изменений в количестве и суммах договоров по видам страхования, расчет по требованиям и текущему состоянию.

    Анализ страхового портфеля. Определение тенденций страхового рынка, анализ собственной деятельности, прогнозирование дальнейшего развития, анализ вариантов возможных управленческих решений.

    Анализ финансового состояния компании. Выявление тенденций и взаимосвязей в показателях, анализ возможных вариантов развития.

    Ведение внутренней бухгалтерии. Расчет зарплат сотрудников компании, учет собственности и т.д.

Полная технология страхования предусматривает обработку больших и взаимосвязанных массивов данных:

    договоров страхования и перестрахования;

    страховых полисов;

    брокерских договоров;

    документов по зарплате страховых представителей;

    платежных поручений;

    кассовых ордеров и бухгалтерских проводок;

    заявлений на выплату страхового возмещения;

    актов о страховых случаях и т.д.

  1. Информационные системы в экономике. Словарь

    Учебное пособие >> Экономика

    ... информационной системы . Отдельные сферы деятельности (системы государственного управления, банки, информационные сети и т.п.) требуют специальных мер обеспечения информационной ... документах. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ – виды страхования , осуществляемого вне...

  2. Информационные системы в экономике (12)

    Учебное пособие >> Экономика

    ... информационных ресурсов. Информационные технологии в сфере ... информационно -справочные системы , системы обработки данных, информационно -советующие системы , системы принятия решений, экспертные системы ); по уровню управления (информационные системы ... страхования ...

  3. Информационные системы в экономике (18)

    Реферат >> Экономика

    Подход. Только комплексная информационная банковская система , интегрирующая различные сферы деятельности банка, ... задачи, реализуемые в автоматизированных информационных системах страхования : Заключение договора страхования . При заключении договора...

База данных АИС РСА используется всеми страховыми компаниями, действующими в Российской Федерации. Но далеко не все страхователи, которые приобретают полис ОСАГО, понимают, для чего она нужна, а также кто и как ею может пользоваться. Выясним, как расшифровывается аббревиатура, кем база создана и как функционирует.

Раньше не было системы, в которой хранились бы все сведения о страхователях транспортных средств. Не так давно данная ситуация исправлена, и РСА разработало базу АИС.

После начала работы такой системы у страховщиков появились новые обязанности. Но они направлены только на то, чтобы сделать страховой бизнес прозрачным, защитить права водителя и устранить попытки автовладельцев покупать полис хитростью.

Но что же такого особенного в системе АИС РСА?

Что это такое

РСА – Российский Союз Автостраховщиков. Представляется собой некоммерческую организацию, статус которой подтвержден законодательными актами.

Это единое общероссийское профессиональное объединение, которое предлагает ОСАГО. В основе РСА – принципы обязательного членства страховых компаний.

Цели Союза:

  1. Обеспечить взаимодействие собственников транспортных средств.
  2. Составить правила профдеятельности для осуществления обязательных видов страхования.

Основано РСА в 2002 году. Инициаторы – крупные страховые компании России.

При ведении деятельность РСА опирается на .

Союз Автостраховщиков производит выплаты в соответствии с законодательством. Средства для возмещения ущерба здоровью и жизни перечисляются в таких случаях:

  • когда не было установленно виновное в дорожно-транспортном происшествии лицо;
  • когда виновник не имеет .

Компенсация по возмещению имущественных объектов полагается:

  • если страховая компания была признана несостоятельной;
  • если у страховой фирмы отозвано лицензию, позволяющую вести страховую деятельность.

Для получения возмещений страхователь представляют:

  1. Заявление на выплату.
  2. Справки, которые удостоверят произошедшую аварию.
  3. Справку об аварии на бланке , или .
  4. Протокол об административном правонарушении.
  5. Постановление об административном нарушении.
  6. Страховку.
  7. Акт с результатами проведения экспертизы.

Заявление рассматривается РСА в течение месяца, если иное не сказано в нормативных документах. Выплата производится безналичными.

База АИС – база РСА, в которой содержатся данные собственника авто:

  • его ФИО;
  • дата рождения;
  • серия и номер водительского удостоверения.

В базе есть все сведения об убытках по страховкам за последние 2 года.

Кто создал и ведет базу данных

Функционирует база данных АИС уже несколько лет. Разработчиками являются представители РСА. За последние 2 года собрано сведения о 100 млн. контрактов.

Если страховой агент на момент заключения договора не имел доступа к базе, а страхователь представил неправдивые сведения, этот факт все равно будет выявлен в будущем.

И тогда стоимость полиса увеличится в полтора раза. Но и страховщики должны представлять все сведения о своих клиентах, с которым составили договор. На это отводится 15 дней.

Общая база есть у всех страховщиков, которые выдают полисы обязательного страхования. Такие же компании заполняют базу. Такая процедура осуществляется следующим образом. При заключении первой страховки все сведения о автовладельце вносят в базу.

Если страхователь обращается за возмещением, в базу данных вносят информацию о сумме страховой выплаты, а также о характере повреждений. При обращении в иную страховую организацию, работники фирмы могут пересмотреть страховую историю человека.

Посмотреть информацию в базе РСА можно круглосуточно. Услуги предоставляются бесплатно. На сайте также можно выяснить номер телефона, позвонив по которому можно получить все необходимые данные об использовании системы.

Для чего необходима

База АИС используется для расчета , учитывая страховую историю владельца транспортного средства.

Утверждены правила, в соответствии с которыми обязанностью СК становится проведение проверки по базе АИС, в 2013 году. Проверка охватывает 10 лет. Также рассматривается, были ли зафиксированы аварии за последние 2 года.

Рассчитывая стоимость полиса, применяют сведения, полученные в результате такой проверки.

Страховые компании, которые заключают договора ОСАГО с собственниками транспортных средств, обязаны использовать представленную информацию в информационной базе о том, какие ранее полисы лицо приобретало.

Эти сведения будут обоснованием для использования , который влияет на цену страховки.

По нему утверждено 13 классов страхования водителей для использования соразмерных коэффициентов.

Малус может увеличить тарифы примерно в 2,5 раза, но он практически не используется. Если владелец авто виновен в аварии, которая произошла в предыдущем году, можно уйти от малуса, сменив страховую организацию.

Первый договор в СК предусматривает использование КБМ, который равен 1. Именно поэтому целесообразно применять данные из базы АИС.

Если страховщик не будет проверять полис, его ожидают в будущем дополнительные проблемы.

Специалисты РСА приложили немало усилий для того, чтобы система начала функционировать полноценно. Осуществлена тщательная доработка базы.

На данный момент водитель, который ранее попадал в аварии, не сможет препятствовать повышению цены полиса, даже если сменить страховую фирму.

Все водители могут самостоятельно провести проверку любого страхового полиса – как своего, так и другого участника ДТП.

С помощью данной системы можно узнать:

  • принадлежит ли страховка одному из страховщиков, или нет. Для этого нужно будет ввести государственный номер бланка;
  • когда агентом РСА отправлено документы в фирму;
  • номер КБМ по вин-кодам, номерам удостоверения водителя, ФИО.

Нередко можно попасть на недобросовестного страховщика, но ему не под силу взломать базу данных. А с помощью автоматизированной информационной системы можно контролировать полис, если нет уверенности в добросовестности фирмы.

Проверка по базе данных АИС РСА договоров ОСАГО на конкретные автомобили необходима в тех случаях, когда виновное лицо в аварии покидает место происшествия, но вы не помните номер транспортного средства.

Еще один вариант – виновное лицо в аварии не имеет ОСАГО, но в справе о происшествии содержатся сведения на автомобиль.

Как узнать по АИС ОСАГО КБМ

При первом заключении договора нужно будет придерживаться следующей схемы:

При другом варианте будет такая схема:

Придет уведомление.

Остановимся на особенностях проверки КБМ водителя по базе АИС РСА.
Ведь бывают случаи, когда при приобретении полиса страховая фирма заявляет о том, что водитель имеет КБМ, равный 1.

Хотя автовладелец уверен, что это не правда. Такая ситуация может возникнуть, если страховщиком не было внесено сведения о клиенте. Вот поэтому по базе данных – необходимая процедура. Как она осуществляется?

На одном из сайтов в интернете заполните предложенную форму. Выберите необходимый пункт – с ограничением или без такового.

Затем впишите:

  • ФИО (не важно, какие буквы будут использоваться – большие или маленькие);
  • дату рождения;
  • серию прав (к примеру, 66АА);
  • номер документа;
  • капчу;
  • кликните «Показать КБМ» и результат появится на странице.

Как проверить полис

Такая проверка просто необходима в том случае, если вы покупаете ОСАГО у страхового агента и не уверены в его надежности.

На официальном сайте РСА можно по десятизначному номеру страховки выяснить:

  • какой страховой фирмой выдан полис;
  • где бланк находится – у водителя, страховой организации, утерян и т. д.;
  • дату, когда договор заключался;
  • дату, когда договор начинает действовать;
  • число, до которого действителен страховой полис.

Можно получить необходимую информацию, введя:

  • государственные номера транспортного средства;
  • ВИН-номер автомобиля;
  • статус договора ОСАГО;
  • название страховой фирмы, которая предоставила полис.

Определяют подлинность в базе АИС РСА ОСАГО, вписав сведения и сверив их с выданным результатом.

Узнать можно:

  1. Серию и номер документа.
  2. Название страховщика.
  3. Тип полиса – ограниченный или неограниченный.
  4. Наличие допуска водителя к управлению транспортным средством.

Наименование СК должно быть таким же, как и на штампе, поставленном на страховке ОСАГО. Обратите внимание, что бланк не должен считаться утраченным. В противном случае откажитесь от страхования, а также обратитесь к страховщику для урегулирования данного вопроса.

Если портал не доступен, сведения не отразятся.

Как сделать расчет по страховым компаниям

Многие компании предлагают рассчитать стоимость ОСАГО, воспользовавшись онлайн-калькулятором. Хотя данное страхование осуществляется по одной и той же цене во всех страховых фирмах, она, все-таки, может немного отличаться. Некоторые организации делают подарки, используют систему скидок, проводят акции и т. д.

Тариф определяется с учетом:

  • стажа и возраста автомобилиста;
  • района, где ТС зарегистрировано;
  • мощности транспортного средства;
  • безаварийности;
  • количества водителей, которые будут пользоваться данным автомобилем.

То есть, при расчете будет использовано ряд коэффициентов, которые установлены государством.

При расчете используется формула – суммируются показатели коэффициентов. В результате будет выведено стоимость вашего полиса ОСАГО.

Вы можете самостоятельно рассчитать цену полиса, подставив необходимые показатели в формулу. Но преимущество использования онлайн-калькулятора – исключается вероятность неправильного расчета. Да и на сайтах компаний есть возможность сразу же купить страховку.

Как проводится онлайн-расчет? Вам стоит следовать подсказкам, которые будут на сайте. Вписывают сведения о себе, транспортном средстве.

Учтите, что стопроцентное доверие данным базы АИС РСА не будет оправданным. Нет гарантии того, что вы узнаете, подлинным ли является страховка ОСАГО.

Для того, чтобы удостовериться окончательно, позвоните работнику страховой компании, в которой приобретали полис.

Но есть неоспоримое преимущество работы АИС РСА для ОСАГО. Она позволяет сократить количество обращений в страховые организации клиентов, которые попались на удочку недобросовестного агента и приобрели недействительный полис.

Ведь теперь каждый может до момента подписания договора проверить подлинность документа и выяснить свой показатель КБМ.

Видео: Единая база автостраховщиков

При оформлении договора ОСАГО все страховые компании обязаны делать расчет согласно утвержденным тарифам и проверять коэффициент КБМ. Для проверки данного коэффициента создана база АИС ОСАГО, которая доступная для каждого в режиме реального времени совершенно бесплатно. Рассмотрим в статье, для чего следует проверять свой КБМ, как сформировать запрос и что необходимо делать, если сведения в единой базе отсутствуют.

Важный момент

Заключая договор ОСАГО, каждый представитель страховой компании делает запрос в единую базу АИС РСА, для получения данных по КБМ. Для начала необходимо понять, что такое система АИС и для чего она создана.

Работает база АИС на территории РФ уже несколько лет. Ее создателем является Российский союз автостраховщиков.

Цель создания базы АИС РСА:

  • сбор данных в отношении каждого участника движения;
  • сбор данных по каждому ТС;
  • фиксация страховых случаев и выплат;
  • регистрация каждого проданного полиса.

В рамках закона каждая страховая компания обязана ежегодно передавать сведения в единую базу. Это необходимо для того, чтобы на этапе страхования проверить наличие или отсутствие выплат.

Важно! Проверить информацию в АИС РСА по страховым случаям может каждый желающий. Для этого необходимо посетить официальный сайт РСА и зайти в раздел «Помощь страхователю». Все данные отображаются моментально, совершенно бесплатно.

Зачем нужен КБМ

Для начала отметим, что КБМ – это , который зависит от количества страховых случаев. Согласно единым тарифам существует 14 классов страхования.

Если ранее при оформлении полиса страховщики самостоятельно определяли значение коэффициента или запрашивали справки из компании, в которой был ранее оформлен договор, то теперь без запроса в специальную базу не обойтись. Стоит отметить, что данный показатель необходим не только страховщику, но и страхователю.

Страховщик благодаря КБМ может получать актуальные сведения по страховым случаям, если ранее ОСАГО был оформлен в другой компании. Страхователь, благодаря данному показателю может рассчитывать на гарантированную ежегодную скидку в размере 5%, при условии безаварийного вождения.

Как рассчитать бонус малус

Каждый участник движения без труда может самостоятельно определить коэффициент, который полагается на новый срок действия ОСАГО. Все что потребуется – это специальная таблица, которая является неизменной с 2003 года.

При первом обращении каждому водителю присваивается 3 класс страхования. По окончанию года по таблице смотрят, сколько обращений было:

  • без выплат;
  • от 1 до 4 и более выплат.

В зависимости от наличия или отсутствия выплаты определяется значение коэффициента на новый срок. Для определения показателя следует посмотреть на строке с действующим классом коэффициент на новый срок.

К примеру, по ранее оформленному ОСАГО у водителя был 6 класс аварийности, которому соответствует скидка 15%. Поскольку в течение года он не был виновником аварии, то при оформлении нового договора будет 7 класс, которому соответствует скидка 20%.

Если у водителя с 6 классом аварийности в течение года было 2 аварии по его вине, то по новому договору будет не скидка, а повышающий показатель 2, которому соответствует коэффициент 1,4.

З аконодательство

Важно учитывать, что показатель КБМ утвержден на законодательном уровне и отражен в 40 ФЗ от 05 апреля 2002 года. Согласно 9 статье закона определяется базовый тариф в отношении каждого транспорта и поправочные коэффициенты, которые зависят от условий страхования.

В 15 статье закона определен порядок оформления договора. Изучив его, станет ясно, что представитель страховой компании обязан не только запросить сведения в единой базе, но и предоставить сведения после выдачи бланка ОСАГО.

Единая база данных ОСАГО начала работать с начала 2013 года в тестовом режиме, но активно стала использоваться только в этом году. С помощью базы ОСАГО АИС страховые компании рассчитывают КБМ (коэффициент бонус-малус) или говоря простым языком, скидку за безаварийную езду.

К базе ОСАГО имеют удаленный доступ по интернету все страховые компании в России. В свободном доступе ее нет. вся информация приведенная ниже, получена от работников страховых компаний. В ней содержатся следующие сведения о страхователе:

  • Данные страхователя (Фамилия,Имя, Отчество);
  • День, Месяц, Год рождения;
  • Номер и серия водительского удостоверения;
  • Данные полиса ОСАГО;
  • Коэффициент КБМ.

База ОСАГО (АИС) была сформирована путем слияние всех баз страховых компаний, поэтому в ней творится полная чехарда, так как единого стандарта сведений о страхователе у страховщиков нет, и каждый вел свою базу по своим стандартам.

Поэтому на практике часто оказывается, что когда страхователь приходит страховать автомобиль имея КБМ 11, после проверки по базе ОСАГО коэффициент у него становится равным 3, как-будто он обратился за заключением договора впервые. Представляете какой вас ждет сюрприз, аж в несколько сотен рублей. А происходит это из-за халатности страховщиков, когда те ленятся вносить год рождения полностью и правильно. Внося в базу данных, например, только год рождения, без числа и месяца.

Поиск по базе данных ОСАГО осуществляется по Ф.И.О., дате рождения и номеру водительского удостоверения и в случае если в АИС ОСАГО хоть в одном из этих сведений есть ошибка, то в результате программа выдаст КБМ равный 3. Сами страховщики предлагают осуществлять поиск по базе ОСАГО только по номеру прав так как номера водительских прав уникальны и не существует двух одинаковых номеров прав. Однако в России сделать что-то быстро нереально, да и страховщики лукавят им выгоден повышенный КБМ.

Если же по каким-то стечениям обстоятельств, сведений в АИС ОСАГО о Вас нет или Вы считаете, что сведения, имеющиеся в базе ОСАГО не достоверны Вы можете предоставить из прежней страховой компании справку, подтверждающую Ваш реальный коэффициент бонус-малус. Предоставив справку, вы должны будете написать заявление, и страховщик имеет право перепроверить вашу справку в течение 15 дней.

Таблица новых повышающих (понижающих) коэффициентов ОСАГО

Класс на начало годового срока страхования

Коэффициент

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования

0
страховых выплат

1
страховая выплата

2
страховые выплаты

3
страховые выплаты

4 и более
страховых выплат