Что относят к основным характеристикам человеческого потенциала. Индекс развития человеческого потенциала

Что относят к основным характеристикам человеческого потенциала. Индекс развития человеческого потенциала

Несколько дней назад я опубликовал пост в профильной группе на ФБ о потенциале личности, который вызвал много комментариев и замечаний. Это и неудивительно, все чаще клиенты в своих запросах на поднимают тему раскрытия своего потенциала . Так что же такое потенциал личности.

Потенциал человека, личности , является одним из ключевых в коучинге. Почему? служит инструментом (методом) позволяющим человеку повысить свою результативность . А результативность , как отмечал У. Тимоти Голви («Работа как внутренняя игра»), так и затем М.Дауни («Эффективный коучинг»), зависит от двух составляющих: потенциала и вмешательства.

Словари дают разное определение понятия «Потенциал личности» . Но если обобщить, то получается, что это «возможность, духовный и физический запас сил для эффективного решения какой-либо задачи и достижения конкретной цели».

Многие известные психологи по разному трактуют понятие потенциала личности и его раскрытие. В. Франкл связывает раскрытие потенциала с появлением стремления познать смысл жизни, А. Маслоу - с актулизацией и конкретным действием, К. Роджерс отмечает, что проявление и развитие потенциала связано с наполнение своей жизни смыслом.

Из чего «как бы» состоит человеческий потенциал ? Сложно сказать и «препарировать» его, но это необходимо.. Есть разные точки зрения на «составляющие» потенциала.

Можно составляющие потенциала «разделить» на 2 группы: внутренние и внешние. К первым, внутренним, можно отнести здоровье «всех видов», наличие смысла жизни, интеллектуальные способности и эмоциональные состояния. Внешние показатели «рождаются» на сочетании внутренних и к ним можно отнести: культура человека, внутренняя свобода, независимость, ответственность, навыки, понимание целей и задач, средства их решения и достижения.

Итак, потенциал это возможности конкретного человека в конкретный момент времени.
В «западном» подходе в основу трактовки потенциала больше ложиться социальное («голова» и частично «сердце», эмоции). В том, что приведено выше, «как бы» в тени, «сквозь пальцы» уходить то, что человек это существо биосоциальное. А биологическое в человеке напрямую связано с телом, с инстинктами. «Восточный» подход, по-моему, исходит из трактовки единства и важности всех составляющих потенциала человека: все что связано с «головой», с разумом человека, его эмоциями и эмоциональными составляющими, телом и его инстинктами. И древние восточные учения и практики пошли дальше: от физического тела к энергетическому телу. И они считают, что состояние физического тела человека полностью зависит от состояния его энергетического тела. Считается, что в энергетическом теле есть области, где энергии проявляются особенно активно: энергетические центры или чакры. И если заблокирован какой либо энергетический центр, то это блокирует тот или иной «раздел» потенциала человека . Сейчас даже есть направление в официальной медицине - энергоинформационная, которая также работает и по этому направлению. О чем это говорит? Что потенциал человека и его использование по максимуму связаны также с «биологическим в человеке», с его телом и инстинктами. Если человек «разблокирует» в теле те или иные энергетические центры, то он намного увеличит свой потенциал, в том числе интеллектуальный и эмоциональный, «снимет» различные виды вмешательств. А одними из важнейших жизненных центров, центрами энергии жизни, является центры расположенные в тазовой области человека. К сожалению, у многих современных западных людей эти центры находятся в мышечных и энергетических зажимах.

Мы, коучи и консультанты, работаем с человеком, «существом» многогранным и многоуровневым, а для этого целесообразно иметь о нем как можно большее представление, смотреть на это с разных ракурсов.

Э. Стак (психосоциолог, ведущий европейский специалист по развитию людей, команд и организаций, объединившей в своей деятельности как западный, так и восточный подход), отмечает, чтобы быть успешным, эффективным и довольным своей жизнью, нужно знать себя, знать свое тело.

Периодически бывают от клиентов запросы не на достижение чего то (пока), а на осознание своих ресурсов, возможностей, эдакая инвентаризация, диагностика. Такой вот «коучинг возможностей и ресурсов» . И вот для этого нужно для самого себя, как для коуча, в своем мировозрении, иметь в своей картине Мира, как «западной», так и «восточной» взгляд на потенциал человека.

Понятие человеческого потенциала и его роль в решении социально-экономических проблем развития современного общества. Человеческий потенциал как национальное богатство. Индекс развития человеческого потенциала, актуализация и периодичность издания. Современные представления об инновации и инновационном развитии общества. Инновационная экономика. Экономика знаний.

Понятие человеческого потенциала и его роль в решении социально-экономических проблем развития современного общества

Латинское слово potential (сила, мощь) пришло в русский язык в XIX веке через заимствование французского слова «потенциальный», означающего «могущий быть». То есть понятие потенциал подразумевает совокупность возможностей, которые при определенных условиях становятся реально действующими факторами .

Понятие потенциала, как известно, было основательно проработано в физике, в контексте изучения динамических систем. Если не вдаваться в тонкости, то потенциал системы - это ее способность (возможность) совершить некоторую работу. В этом понятии, таким образом, содержится вполне прозрачный намек на величину, которую можно, разумеется, после проведения соответствующих изысканий, сделать исчислимой и измеримой. Характерно, далее, что получаемая таким образом мера не есть некая абсолютная характеристика данной системы. Говоря о работе, которую может выполнить данная система, принято определять ее через разность потенциалов. Простейший пример: если система представляет собой Землю и некоторый груз массой m , поднятый над ее поверхностью на высоту h , то работа, которую способен совершить груз при падении на Землю, пропорциональна не только массе, но и высоте, которая в этом примере и выступает как выражение разности потенциалов.

Таким образом человеческий потенциал это величина, которая определяется внутренними (качества данные ему от рождения) и внешними (то что его окружает и с чем ему приходится взаимодействовать при совершении некоторой работы) характеристиками человека. Важность выделения внешних характеристик определяется поскольку человеческий потенциал индивида только отчасти представляет собой нечто данное ему от рождения - в значительной мере он формируется, развивается в процессах социализации личности. Это важно также и в том смысле, что и актуально имеющийся, сформированный у человека потенциал может раскрываться, реализовываться в разной степени в зависимости как от внешних условий, так и от самого индивида.

Наиболее часто встречающееся сегодня заблуждение связано с отождествлением категорий человеческого потенциала и человеческого капитала, связывая увеличение последнего за счет повышения инвестиций в образование.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду - образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы - затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Человеческий потенциал нации – это интегральная форма многообразных явных и скрытых свойств населения страны, отражающая уровень и возможности развития ее граждан при определенных природно-экологических и социально-экономических условиях.

В XXI веке человеческий потенциал становится главным ресурсом для стабильного развития цивилизации. Уже сегодня он является основной составляющей национального богатства многих стран мира.

Стоимость национального капитала

Стоимость национального человеческого капитала стран мира на базе затратного метода оценили специалисты Всемирного банка.

Использовались оценки составляющих ЧК по затратам государства, семей, предпринимателей и разных фондов. Они позволяют определить текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство человеческого капитала.

В США стоимость человеческого капитала в конце XX века составляла 95 трлн долл или 77 % национального богатства (НБ), 26 % мирового итога стоимости ЧК.

Стоимость мирового ЧК составила 365 трлн долл или 66 % мирового богатства, 384 % к уровню США.

Для Китая эти показатели составляют: 25 трлн долл, 77 % от всего НБ, 7 % мирового итога ЧК и 26 % к уровню США. Для Бразилии соответственно: 9 трлн долл; 74 %, 2 % и 9 %. Для Индии: 7 трлн; 58 %, 2 %; 7 %.

На долю стран «семерки» и ЕЭС на расчетный период приходилось 59 % мирового ЧК, что составляет 78 % от их национального богатства.

Человеческий капитал в большинстве стран превышал половину накопленного национального богатства (исключение - страны ОПЕК). На процентную долю ЧК существенно влияет стоимость природных ресурсов. В частности, для России доля стоимости природных ресурсов сравнительно велика.

Основная часть мирового человеческого капитала сосредоточена в развитых странах мира. Это связано с тем, что инвестиции в ЧК в последние полвека в этих странах значительно опережают инвестиции в физический капитал. В США соотношение «инвестиций в человека» и производственных инвестиций (социальные расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение в % к производственным инвестициям) в 1970 году составляло 194 %, а в 1990 году 318 %.

Существуют определенные трудности при сравнительной оценке стоимости ЧК стран с неодинаковым уровнем развития. Человеческий капитал слаборазвитой страны и развитой страны имеет существенно различную производительность на единицу капитала, а также весьма различное качество (например, существенно различное качество образования и медицинского обслуживания).

По данным Всемирного банка развития, в середине 90-х годов мировой валовой продукт складывался из следующего размера его основных составляющих: на долю средств производства и капитала приходилось 1/5 (21%), природных ресурсов - менее 1/7 (15%), на долю человеческих - 2/3 (64%) (сто лет назад данное соотношение было прямо противоположным).

В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В Украине менее - 20 %.

На основе теорий экономического роста и человеческого капитала, а также работ: К. Хака и У. Кирдара, К. Гриффина и Дж. Найта, М. Уль-Хака, Амартьи Сена сформировалась концепция человеческого развития, основы которой были положены в докладе ПРООН о человеческом развитии, впервые опубликованном в 1990 году. Предложенные в докладе выводы и анализ процесса развития в разных странах мира были востребованы на самом высоком политическом уровне и стали ежегодными.

Для оценки и сопоставления уровня социально-экономического положения различных стран группой исследователей ООН разработан и используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

    Ожидаемая продолжительность жизни - оценивает долголетие.

    Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

    Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности(ППС) в долларах США.

На основании ИРЧП разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития , включающая:

    коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;

    коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;

    коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;

    коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;

    коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;

    коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень.

Периодичность публикации данных

Как и многие другие показатели, требующие международного сопоставления, индекс человеческого развития публикуется по датам не менее чем через 2 года после их публикации национальными статистическими службами. Таким образом, большая часть данных в таблицах последнего на данный момент отчёта относится к 2008 году и представляет собой сведения, имевшиеся в распоряжении Отдела подготовки Отчёта о развитии человеческого потенциала на 2010 год, если не указано иное.

Официальная публикация доклада состоялась 4 ноября 2010. В связи с изменением методологии расчёта индекса, положение многих стран в рейтинге развития претерпело серьёзное изменение. Большая часть данных для отчёта получена в 2008 году и ранее.

Критика

Не принимаются во внимание экологические факторы. Не рассматривается духовное и нравственное развитие человека. Невозможно по-разному оценивать развитие в разных группах стран. По словам критиков, фактически, страна бессмертных с бесконечным ВВП на душу населения получит ИРЧП=0,666 (ниже, чем Таджикистан и Южная Африка), если бы её население было неграмотным и никогда не ходило в школу. Для того, чтобы максимизировать ИРЧП за счет образования, необходимо всех людей в стране сделать студентами, что абсурдно. ВВП на душу населения фантастически выросло в течение последних двух веков и будет продолжать это делать. Увеличивать уровень развития человеческого потенциала можно до бесконечности, даже в развитых странах и для этого есть возможности, но ИРЧП не позволяет этого. Богатые страны уже близки к верхней границе, поэтому при помощи ИРЧП не осуществить стратегию планирования развития.

Другие исследователи критикуют ИРЧП с другой точки зрения. Они считают, что материальные блага - это не единственное, что приведет к развитию человеческого потенциала, и в рамках ИРЧП должен охватывать и материальное и духовное развитие. По их мнению, развитие человеческого потенциала лишь на основе ИРЧП аналогично экономике молочной фермы, чтобы увеличить надои. Человеческие усилия для развития не должны заключаться только в удовлетворении материальных потребностей: необходимо работать над нравственным и моральным развитием, чтобы помочь двуногим стать настоящими людьми.

Другие интегральные показатели человеческого развития

Интегральными индексами (composite indices) называют те, которые позволяют вместить в одну шкалу несколько показателей, выявляющих различия по исследуемым объектам с разных сторон, с позиций разных методик. В теории человеческого развития и других смежных областях экономики используют такие интегральные показатели как индексы качества жизни, гендерного неравенства, бедности, здоровья и другие.

Индекс физического качества жизни (Physical Quality-of-Life Index, PQLI) - это попытка измерить качество жизни или благосостояние населения страны. Он был создан в середине семидесятых. Вычисляется как среднее арифметическое из индексированной младенческой смертности, индексированной ожидаемой продолжительной жизни годовалых детей и процента грамотных. В семидесятых индекс подвергся критике из-за того, что младенческая смертность определяется многими теми же факторами, что и продолжительность жизни. Сейчас он используется реже.

Истинный показатель прогресса (Genuine Progress Indicator, GPI) - это концепция в «зелёной экономике» и экономике благосостояния, предлагаемая на замену ВВП как измерение экономического роста. Многие защитники GPI утверждают, что в некоторых ситуациях экономический рост может обернуться бедой для общества, поэтому необходим показатель, учитывающий и такие факторы как экологическая обстановка, социальное напряжение, здоровье нации. Индекс развития с учётом неравенства полов (Gender-related Development Index, GDI) оценивает человеческое развитие по тем же критериям, что и ИРЧП. Различие заключается в том, что чем выше разница в трёх составляющих показателя для мужчин и женщин, тем ниже GDI. Рассчитывается ООН в Докладе о развитии человека.

Измерение наделённости полномочиям по полам (Gender Empowerment Measure, GEM) фокусируется на неравенстве возможностей полов, а не на их способностях. Индекс основывается на показателях политического участия, экономического участия и статистики денежных доходов. Также рассчитывается ООН.

План благосостояния Вандерфорда-Райли (Vanderford-Riley well-being schedule) - показатель уровня жизни, учитывающий несколько показателей на душу населения. В США к ним относят рабочие часы в неделю, ценность собственного имущества физических лиц, отношение числа собственников имущества к числу несобственников, отношение числа работающий на себя к числу всех трудоустроенных, а также процент людей, способных удовлетворить свои первичные нужды.

Индекс качества жизни по версии Economist Intelligence Unit (The Economist Intelligence Unit’s quality-of-life index). Этот показатель сочетает в себе как объективные данные, получаемые от статистических агентств, так и результаты опросов населения на предмет отношения к различным жизненным явлениям. Индекс рассчитывается на основе 9 факторов: ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни новорожденных, рейтинги политической стабильности и безопасности, число разводов на тысячу человек в год, активность сообществ (религиозных, торговых и других), теплота климата, безработица, индексы политической и гражданской свободы, соотношение доходов мужчин и женщин. У индекса качества жизни и у ИРЧП разные задачи, поэтому различны и рейтинги стран по ним. В таблице приведено сравнение этих показателей и ВВП на душу населения за 2005 год для некоторых стран.

Валовое Национальное Счастье (ВНС) - попытка определить жизненный стандарт через психологические и холистические ценности. Термин Gross National Happiness появился в противопоставление Gross National Product. Это понятие ввёл четвёртый король Бутана Джигме Сингье Вангчук в 1972 году. Смысл этого понятия для Бутана состоит в развитии такой экономики, которая соответствовала бы уникальной бутанской культуре, основанной на буддийских духовных ценностях. Духовные ценности и моральные цели трудно поддаются оценке и планированию, поэтому ВНС - это лозунг для целей пятилетнего планирования развития экономики. Общепринятого численного показателя концепция не имеет.

Инновационная экономика

Тезис: Человеческий капитал - главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний , как следующего высшего этапа развития.

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) - тип экономики , основанной на потоке инноваций , на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика ) и не концентрация финансов (капитала ).

Инновационная экономика характеризуется следующими базовыми принципами, признаками и индикаторами:

    Высокий индекс экономической свободы

    Высокий уровень развития образования и науки

    Высокое и конкурентоспособное качество жизни

    Высокое качество человеческого капитала в его широком определении

    Высокая доля инновационных предприятий (свыше 60-80%) и инновационной продукции

    Замещение капиталов

    Конкуренция и высокий спрос на инновации

    Избыточность инноваций и, как следствие, обеспечение эффективности части из них за счет конкуренции

    Инициация новых рынков

    Принцип разнообразия рынков.

Довольно сложно сразу взять и конкретно охарактеризовать понятие «человеческий потенциал». Можно найти множество разных трактовок данного понятия. Но в целом потенциал человека – это способность реализовать теоретическую возможность на практике.

Значение слова «потенциал» – совокупность как физической силы человека, так и духовной его составляющей, реализовав которые каждый может повысить качество своей жизни, а вслед за этим и расширить воспроизводство различных структур в обществе.

Природа человеческих возможностей:

  • Системность свойств. Они не могут свестись к простой совокупности или перечню человеческих качеств.
  • Внешнее воздействие. Для того чтобы сформировался и реализовался человеческий потенциал, необходимо использовать внешние относительно человека воздействия.
  • Скрытость. Для данного человеческого качества свойственна незримая информация, атрибуты, которые могут проявиться лишь при полном изменении внешней ситуации вокруг индивидуума.
  • Долгосрочная стратегия. Потенциал человека выстраивается как на ближайшее будущее, так и на далекую альтернативу.

Также выделяют и личностный потенциал определенного народа, нации. Это все многообразие открытых и неявных форм, свойственных населению конкретной страны, которые могут проявляться в определенных социально-экономических и природно-экологических обстоятельствах.

Развитие и расширение потенциала – это не только улучшение материального состояния человека, но и прямое увеличение его возможностей, количество возможных вариантов. Выбирать из них человек уже будет самостоятельно, предпочитая тот вариант, который наиболее ему интересен. Потенциальный среднестатистический человек всегда стремится к самосовершенствованию.

Экономическое возрастание способно повлиять на развитие творческого потенциала, обеспечить не только рост благосостояния отдельного трудящегося, но и дать вероятность удерживать приемлемую степень затрат казначейства, направленную на социальное обеспечение, беспристрастно распределять резервы, в общем, тратить деньги персонально на душу населения, а не на оружие для полицейских, чтобы усмирять беспорядки. Материальный доход – лишь одна из составляющих удовлетворенности человека, пусть и имеющая большую значимость.

Государство в своем стремлении к постоянному росту и повышению эффективности зачастую не учитывает некоторые моменты, которые нужны обществу и которые оно не способно решить самостоятельно на удовлетворительном уровне. У каждого человека есть потенциальный запас, и его нужно помочь раскрыть на разных уровнях – бытовом, региональном, государственном.

Но не стоит перекладывать всю нагрузку за раскрытие потенциала на государственную машину, это может вызвать такое негативное явление, как социальное иждивение. А оно в свою очередь приводит к тому, что постепенно снижается экономическая активность каждого человека. Он попросту перестает что-либо предпринимать – ему все и так дает государство.

Поэтому более благоприятной представляется такая модель общества, когда власти обеспечивают не только лишь равное потребление, но прежде всего равенство возможностей. Наиболее важными здесь являются сферы образования, безопасности, охраны труда, здравоохранения, гражданского права, свободы выбора.

Многие задумываются: как раскрыть свой потенциал? Механизм развития скрытых качеств человека основан на следующих принципах:

  • Производительность. Каждый индивидуум должен иметь возможность влиять на производительность своей работы, принимать участие в улучшении процесса работы, разбираться в динамике занятости и денежного довольствия трудящихся,
  • Равные возможности. Следует убрать все негативно влияющие барьеры – сегрегацию по расовому признаку, половому, по уровню доходов и так далее. Это поможет индивидууму в более полной мере участвовать в общеэкономической жизни общества.
  • Устойчивое развитие. Минимизация различных потрясений, как в общественной, так и в бытовой сфере жизни, которые могут выбить из колеи, помешать стремлению в будущее.
  • Увеличение возможностей. Необходимо помогать людям становиться самостоятельными, прививать ответственное отношение к собственной жизни, развивать динамичную светскую позицию, строить гражданское общество.
  • Стабильная обеспеченность. Постепенное увеличение социальных стандартов, рост торговых связей. Социальное единение общества, постепенное улучшение своего материального состояния.

Формирование людских талантов

Разобравшись в структуре и основных составляющих развития человеческого потенциала, можно рассмотреть его влияние на некоторые сферы жизни общества.

Сама природа изначально заложила в нас достаточный физический и интеллектуальный потенциал. Это свойство дает нам возможность становиться первооткрывателями в тех или иных сферах жизни, выходить живым при неравных схватках с дикой природой, используя навыки первобытного охотника, рыбака, собирателя, и так далее.

Человеческая история – это череда непрекращающихся войн, большая часть из которых представляла собой прямое рукопашное сражение, когда от проявления каждым человеком своего физического и духовного потенциала зависело, останется ли он в живых. Потенциально воин постоянно подвергался опасностям со стороны врагов.

Современное же общество практически не нуждается в этом навыке и редко его использует, при этом никто не отменял человеческую потребность выплескивать агрессивный потенциал, что эффективнее всего происходит одновременно с огромными физическими нагрузками на организм. Помимо этого, во многих культурах присутствует социальная необходимость в такого рода деятельности. Это происходит там, где главенствующими ценностями являются смелость, бесстрашие, мужество и тому подобные. Но увы, в обычной жизни такие качества проявить довольно трудно.

Человечество нашло выход из этой ситуации, и это – спорт. По сути, это способ проявить скрытый потенциал в экстремальной ситуации, созданной искусственно. Некоторые виды спорта очень отдаленно напоминают естественные условия, а другие – например, скалолазание, горные походы, спортивный туризм, охота и рыбалка – максимально приближаются к реальным задачам наших предков в обычной жизни. Отсюда и возникает необходимость в полноценных острых ощущениях.

Наше общество, индустриальное и постиндустриальное, полно людей, которые готовы тратить деньги, время и силы для того, чтобы как можно сильнее оторваться от привычной современной жизни, приблизиться к границам своих возможностей – физических, психических и эмоциональных. Испытать себя по полной, лишь так ощутив себя полноценным и по-настоящему живым. Потенциал личности настолько силен внутри нас, что постоянно стремится вырваться наружу.

Повсеместно проводятся специальные курсы и тренинги по выживанию в экстремальных условиях, в диких удаленных местах и т.д. Человек готов отдать много сил, чтобы попробовать себя в борьбе один на один с дикой природой. Это стремление живет внутри нас, оно сформировано тысячелетиями эволюции.

Однако в современном мире у человека практически нет мест, где он может раскрывать этот свой потенциал. Казалось бы, эти навыки были жизненно необходимы, и буквально за последние двести лет, прошедшие с момента начала индустриализации мира, возможность реализовать свой потенциальный запал напрочь исчезла. Отсюда и все эти экстремальные увлечения.

Однако стоит обратить внимание на то, что человек, который для своего пропитания, выживания и в наше время постоянно отстаивает у дикой природы право на жизнь, вряд ли согласится пойти в горы с туристической группой просто так или сплавиться на байдарке по горной реке. Потенциальный риск доступен ему и в повседневной жизни.

Спорт – не единственная сфера реализации человеческого потенциала. Не все прыгают с парашютом. Намного дальше пошли деятели искусства, особенно телевидения и кино. Ведь человек изо дня в день занят рутинной жизнью, значит, у него нет времени на все эти причуды, а вот устроиться в кресле, включить приключенческий фильм, боевик или мелодраматичный сериал и переживать все эмоции вместе с героями картины – вполне доступная возможность. Автор: Андрей Воробьев

Каждый из нас не раз слышал такое слово, как «потенциал». Это в психологии такое понятие, которому даётся не одно и не два определения. Более того, данной тематике посвящено немало научных работ и исследований. Она действительно представляет собой определённый интерес, так что стоит углубиться в её изучение.

Исследования Эриха Фромма

Принято считать, что потенциал - это человека умножать свои внутренние возможности, развиваться, быть продуктивным, эффективно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. Данному качеству, а также изучению посвятил свою жизнь известный немецкий социолог Эрих Фромм.

Учёный считал, что каждый человек по-своему уникален. Он уверял: именно реализация своего внутреннего потенциала и развитие личности является главной целью каждого из нас. Если человек стремится проявить своё «я», не обращая внимания на препятствия, внешние раздражители и искушения, то он обретает настоящую позитивную свободу и избавляется от антисоциальных устремлений. Что это значит? Позитивная свобода - это максимально полная реализация индивидом своих способностей и параллельное ведение активного образа жизни.

О видах деятельности

Потенциал - это в психологии такая тема, которая содержит массу немаловажных нюансов. Важно отметить, что внутренняя сила, заложенная внутри каждого человека, ориентирована на определённые виды деятельности. В процессе своей жизнедеятельности личность расставляет приоритеты, обозначает для себя цели и впоследствии достигает их.

Многие считают, что при определённых обстоятельствах потенциал может раскрыться полностью. Обычно это наблюдается при преодолении человеком жизненных трудностей, испытаний и препятствий. Подавляя в себе собственные страхи, индивид реализует такие способности, о которых он мог даже не подозревать.

Потенциал - это в психологии то же самое, что и в философии. А вот социология рассматривает данное понятие не только как внутреннюю силу и энергию индивида. Потенциалом принято считать совокупность материальных и духовных возможностей, которые могут поспособствовать достижению тех или иных целей.

Личностный потенциал

Об этом качестве хотелось бы рассказать более подробно. Если говорить научным языком, то так называется интегральная характеристика уровня личностной зрелости и проявление феномена самодетерминации. Последнее означает способность человека осуществлять собственный выбор.

Австрийский психолог Виктор Франкл считал, что мощным личностным потенциалом (ЛП) определяется свободное отношение человека к его телесности и потребностям. Это значит, что мотивы и обстоятельства над ним могут господствовать лишь настолько, насколько он сам того хочет. К тому же данное качество отражает успешное преодоление человеком заданных обстоятельств.

Характеристика ЛП

Также принято считать, что личностный потенциал включает в себя как способности индивида, так и систему постоянно умножаемых ресурсов (волевых, психологических, интеллектуальных и т. д.). Это очень важное качество. Именно оно помогает индивиду во всех его адаптационных периодах в тех или иных сферах, влияет на формирование профессиональных навыков, самореализацию, карьеру, развитие способностей.

Понятие ЛП удачно раскрывает идею о преобразовании личности в изменяющемся мире. Человек с мощным ЛП не только способен приспособиться к тем или иным условиям. Он может изменить их, чтобы они ему сыграли на руку и поспособствовали достижению целей. Способность индивида осуществлять задуманное, несмотря ни на что, - ценнейшее качество, которое помогает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Творческий аспект

Выше было немного рассказано про такое понятие, как личностный потенциал. Психология помимо него выделяет ещё один тип данного качества - творческий (ТП).

В каждом из нас есть начало, рождающее в сознании фантазию, воображение. Оно наталкивает человека совершенствоваться, идти вперёд. Психология развития творческого потенциала личности доказывает, что реализация ТП приводит к гиперактивности мозга, к преобладанию бессознательного над сознанием. Нередко сочетание интеллекта и креативное порождает гениальность в человеке.

Индивид с мощным ТП, как правило, обладает ярко выраженной инициативностью, уверенностью в себе, умением доводить начатое до конца, желанием постоянно совершенствоваться и познавать что-то новое. Такие люди постоянно мотивируют себя, самолично создают условия для достижения поставленных целей, контролируют качество выполняемой работы (в чём проявляется перфекционизм), и детально анализируют проблемы перед их решением, если таковые возникают. Все эти качества характеризуют человека с ТП только с лучшей стороны. Неудивительно, что именно такие люди лучше всего проявляют себя в трудовой деятельности.

Креативность

Ещё один аспект заслуживает внимания. Креативный потенциал психология выделяет в отдельную тему. Данное качество определяет способность личности осуществлять созидающую активность, выражать себя и выходить за рамки стандартных знаний. «Креатив» в данном случае задействует поведенческий, эмоциональный и когнитивный аспект.

Если говорить про потенциалы личности в психологии, то стоит отметить, что КП является самым ценным и практичным качеством. Человек с креативным потенциалом способен неординарно реализовать себя не только в какой-либо деятельности, но и в чувствах, ощущениях, поведении. Такие люди способны меняться и идти наперекор стереотипам. Их выдаёт нестандартное мышление, умение формулировать оригинальные идеи, а также игнорирование привычных рамок и границ. Они имеют разносторонние интересы, всегда с удовольствием осваивают новые навыки и знания. Такие люди вызывают у остальных желание с ними познакомиться и пообщаться поближе.

Рабочая сфера

Несколько слов необходимо сказать и про трудовой потенциал. Это в психологии определение, которое выводится в отдельную категорию. Так называется совокупность качеств, характеризующих трудовые способности того или иного человека.

Трудовой потенциал (ТП) выражается в возможности индивида поддерживать нормальные отношения в коллективе и принимать участие в его деятельности. Человек с ТП способен генерировать и анализировать передовые идеи, а также владеет необходимыми практическими умениями и теоретическими знаниями для осуществления рабочих обязанностей. Его отличает хорошее здоровье, наличие нравственных принципов, активность, образованность, компетентность, умение практично организовать своё время, аккуратность, дисциплинированность. Люди, умеющие реализовать свой трудовой потенциал, являются ценными работниками.

Самосовершенствование

Развитие потенциала личности психология изучает самым тщательным образом. Этой же темой интересуются люди, желающие заняться формированием своей внутренней силы и реализацией скрытых возможностей.

Чтобы усовершенствовать свой потенциал, необходимо сформировать для себя мощный побудительный мотив. Он станет действующей силой, которая поможет пробудить скрытые возможности. Человек способен на многие поступки, если он становится одержимым тем, чего он сильно желает.

Вдохновиться можно успехами человека, добившегося впечатляющих достижений в интересующей области. Более того, стоит ознакомиться с их стратегией, советами и попробовать понять образ мышления, после чего применить полученные знания в собственной практике.

А ещё рекомендуется поделить поставленную цель на несколько этапов. Чем больше их будет, тем лучше. Они будут соединять текущее состояние дел с желаемым. Это примерно то же самое, что и покорять вершину. Преодолевая ежедневно определённое расстояние, в конце получится достичь самого верха. Методика действенная, но самое главное - это желание. Человек, жаждущий чего-либо, способен на такие поступки, осуществления которых он сам от себя не ожидал.

Введение. 3

1.Основные факторы производства. 5

1.1 Труд. 5

1.2 Земля. 7

1.3 Капитал. 8

1.4 Предпринимательская способность. 12

1.5 Информация. 16

2.Роль человеческого капитала в реализации задач, стоящих перед

Российской экономикой. 20

2.1 Оценка человеческого капитала в современной России. 20

2.2 Возможности активизации человеческого капитала в России. 23

Заключение 27

Список литературы 29

Введение.

В последние годы социальной сфере России уделяется особое внимание. В соответствии с программой социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу ключевым направлением деятельности отечественного правительства является обеспечение достижения таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.

Актуальность темы исследования определяется особенностями текущего этапа социально-экономического развития России. Приоритетной задачей внутренней политики на ближайшие годы Правительством РФ определено сохранение и развитие национального человеческого капитала страны, как главного фактора экономического роста и основы конкурентоспособности России в глобальной экономике.

Необходимо с формировать сравнительные преимущества, которые будут определять геополитическую конкуренцию середины XXI века. Среди определяющих национальные конкурентные преимущества факторов на передний план выйдут: образование и охрана здоровья населения; развитие науки; пропускная способность, доступность и наполнение информационной среды; способность государственного управления обеспечить раскрытие созидательных творческих возможностей каждой личности; чистота окружающей среды и высокое качество жизни.

Успешное функционирование производства зависит от наличия и эффек-тивного сочетания различных факторов производства. На всех этапах развития человечества главными факторами производства выступали рабочая сила (человеческий фактор) и средства производства (вещественные, материальные факторы). В более узкой трактовке факторы производства представлены первичными ресурсами, становящимися элементами процесса производства. Они поступают в экономическую систему извне. Экономическая наука знает два подхода к классификации факторов производства (Таблица 1). [ 5 ]

Марксистская политическая экономия в качестве факторов производства

Таблица 1. Различные подходы в выделении факторов производства и их классификация.

выделяет рабочую силу, предмет труда и средства труда. Рабочая сила- личный фактор производства. Предмет труда и средства труда, воплощаясь в средствах производства, образуют вещественные факторы. Личные и вещественные факторы, объединяясь, образуют сложную систему отношений. В ней ведущую роль играют отношения собственности, которые формируют общественный принцип производства, распределения, обмена и потребления. [ 5 ]

Маржиналистская классификация к факторам производства относит землю, труд, капитал, предпринимательскую способность и информацию.

В своей работе я остановлюсь на подробном анализе маржиналистской классификации факторов производства. В частности первая часть будет посвящена выделению основных характеристик факторов производства, а вторая - более детальному анализу роли человеческого фактора в производстве и воздействия инвестиций в человеческий капитал применительно к российскому обществу.

1.Основные факторы производства.

1.1 Труд.

Основой жизнедеятельности человеческого общества является труд. Труд опосредствует обмен веществ между человеком и природой, приспосабливая природные материалы и всю окружающую среду под потребности человека и общества. Человеческому труду присущи следующие специфические факторы: целенаправленность (любое производство преследует какую-либо цель, поставленную человеком); общественность (занимаясь трудовой деятельностью человек, использует знания и навыки, приобретенные в процессе социализации человека); созидательность (конечная цель трудовой деятельности предполагает производство благ); способность создавать орудия труда.

В процессе труда человек меняет не только окружающую среду, но и свою внутреннюю природу, реализует свою способность к труду: он развивается и совершенствуется физически и умственно, приобретает новые знания, его язык отражает новые понятия. Таким образом, можно утверждать, что труд создал человека и продолжает развивать его.

Труд – важнейший фактор производства. Это объясняется рядом причин, среди которых можно отметить следующие: во-первых, практически каждый работоспособный член общества является субъектом рынка труда; во-вторых, вознаграждение (заработная плата), получаемое ресурсом (трудом) на рынке труда, составляет основную часть дохода подавляющего большинства семей любой страны; в-третьих, вопросы занятости, безработицы, уровня заработной платы становятся объектом политической и экономической борьбы, государственной политики. [ 5 ]

Труд может быть квалифицирован как процесс созидательной целесообразной деятельности человека, с помощью которой он видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей. По определению Джевонса, труд есть всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы. [ 7 ]

Процесс труда включает три момента: сам труд, предмет труда и средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Труд олицетворяет рабочую силу и ее носителей – работников. В современном мире большое значение имеет квалификация рабочей силы. Чем выше квалификация рабочей силы, тем большим потенциалом обладает ее носитель, тем выше уровень создаваемых таким трудом жизненных благ. Труд может быть квалифицирован следующим образом (Таблица 2).

Труд


Таблица 2. Виды труда.

Абстрактный труд представляет собой затраты физиологической энергии товаропроизводителей, не учитывающие конкретных условий товарного производства. Согласно трудовой теории стоимости абстрактный труд создает стоимость товара.

Конкретный труд связан с затратами энергии в определенной полезной форме, создающей потребительскую стоимость. Конкретный труд образует диалектическое единство с абстрактным трудом. В условиях рынка конкретный труд является частным трудом, а его общественный характер выражается через абстрактный труд. Здесь, однако, имеется противоречие, которое выражается в общественном характере производства и частнокапиталистической форме присвоения.

Живой труд – затраты умственной и физической энергии человека, направленные на создание материальных и духовных благ. Он делится на необходимый и прибавочный.

Прошлый труд – овеществленный труд, воплощенный в средствах

производства и предметах потребления. Труд, производящий товары, является

простым, если он не требует специальной подготовки. К нему относится труд неквалифицированных работников. Сложным трудом является всякий труд, для осуществления которого работника необходимо специально подготовить. Сложный труд – это квалифицированный труд. Он может быть выражен умножением простого труда. [ 7 ]

1.2. Земля.

Под фактором земля понимаются все естественные ресурсы: природные ископаемые, леса, земли сельскохозяйственного значения, все природные богатства, которые могут быть задействованы в производственном процессе. Считается, что количество этого фактора условно фиксировано, а спрос на него является производным, т.е. зависит от спроса на производимую с его помощью продукцию. Этот фактор, в отличие от других, не является результатом человеческой деятельности.

К понятию «земля» относятся не только географические территории, но и все заключенное в недрах земли (нефть, руды, газ, уголь, и пр.), а также лесные угодья, гидроресурсы, рыбные богатства. Кроме того, понятие «земля» включает всю биосферу, в которой проходит жизнь человека и осуществляется процесс производства.

В современных условиях значение земли в жизни человека определить не так просто. С одной стороны, роль естественных сил земли и зависимость человека от сил природы многократно снизились. Научно-техническая революция и новые технологии привели и к созданию искусственного плодородия почвы, и к появлению синтетических материалов, и к освоению новых видов энергии, ранее недоступных человеку. С другой стороны, многие природные ресурсы, которые ранее считались неисчерпаемыми, оказались на грани исчезновения. Повсеместно на земном шаре не хватает пресной питьевой воды. Разведанные запасы нефти могут истощиться через 40 лет, угля – через 100 лет. Исчезают с лица планеты леса, в том числе и джунгли, ответственные за состояние атмосферного воздуха. Исчезают целые виды животных. Загрязняются природные водоемы, гибнут рыбные ресурсы. Производственная деятельность человека загрязняет не только воду и воздух, но и почву, продукты которой становятся негодными к употреблению. Таким образом, общее ухудшение состояния экосферы делает человека более уязвимым от сил природы, в связи, с чем значение земли (в широком смысле слова) беспрецедентно возрастает. Растет также значение доступа к полезным ископаемым и,прежде всего к энергоносителям,таким как нефть,газ. Значительно возрастает значение земли как места обитания человек и размещения производственных объектов. [ 7 ]

1.3 Капитал.

Современная экономическая наука понимает под капиталом: стоимость, приносящую прибавочную стоимость;чистую стоимость активов физического или юридического лица за минусом суммы обязательств;навыки и знания, приобретенные в процессе обучения;сумму, внесенную акционерами или пайщиками для современного ведения хозяйственной деятельности; совокупные ресурсы,используемые в бизнесе;все средства производства, созданные людьми:оборудование,инструменты,транспорт,знания,машины, сырье,запасы товаров и полуфабрикатов,нематериальные активы и т.п.; совокупность экономических отношений,существующих в обществе; капитальные вложения материальных и денежных средств в экономику; фактор производства,ответственный за соединение результатов прошлого и настоящего труда.

Теоретически и практически капитал непрерывно связан с понятием прибыли. В этом его основное содержание,и в этом сходятся все научные трактовки капитала. Ученые также согласны в том,что капитал авансируется, т.е. не расходуется окончательно и пускается в оборот (промышленный, торговый,денежный),с тем,чтобы вновь вернуться к своему владельцу и принести доход в виде прибыли.

В широком смысле под капиталом понимают все то,что приносит его владельцу доход. Это могут быть и средства производства,и сданная в аренду земля,и денежные вклады в банке,и используемая в производстве рабочая сила. Капитал подразделяют на реальный,или физический,и денежный,или финансовый. Под реальным капиталом подразумевается сами средства производства,а под финансовым – деньги,используемые для закупки средств производства. Эти деньги принято называть инвестициями.

Наиболее часто употребляемым определением капитала является следующее: капитал – это самовозрастающая стоимость. В связи с этим определением существует множество производственных понятий капитала (Таблица 3). [ 6 ]

Активный

Амортизационный

Банковский

Беглый

Буферный

Блуждающий

Венчурный

Выпущенный

Вложенный

Гибкий

Гомогенный

Декларированный

Денежный

Добавочный

Заемный

Негативный

Инвестиционный

Номинальный

Общественный

Оборотный

Основной

Паевой

Собственный

Теневой

Чистый

Таблица 3. Капитал

Опираясь на понимание экономической категории капитала, можно утверждать,что деньги сами по себе не являются капиталом. Деньги как деньги выполняют функцию удовлетворения разнообразных потребностей индивидуума. Деньги же в качестве капитала преследуют другую цель – увеличение капитала. В этом случае основная задача владельца денег состоит в их приумножении,увеличении богатства,получении прибавочной стоимости. [ 4 ]

Прибавочная стоимость – часть стоимости товара, создаваемая неоплаченным трудом. Прибавочная стоимость является источником доходов работодателей. В процессе производства рабочая сила используется работодателем сверх ее стоимости. В результате этого она производит прибавочную стоимость,эквивалентную стоимости неоплаченного труда.

Каптал находится в постоянном движении. Это способ его существования. Непрерывно происходящее круговое движение капитала образует его оборот (Таблица 4). При этом на стадии производства различные части производительного капитала оборачиваются по-разному (за разные сроки). В зависимости от этого производительный капитал делят на основной и оборотный. Основной капитал участвует в производстве многократно,частями перенося свою стоимость на готовые изделия и возвращаясь к инвестору в денежной форме по частям. К нему относятся заводские здания,машины, оборудование и т.д. В отличие от него оборотный капитал участвует в производстве однократно,полностью переносится на созданный продукт и возвращается к инвестору в денежной форме в течение одного кругооборота. К нему относятся сырье,материалы,полуфабрикаты и т.д. а также заработная плата работников.

Таблица 4. Оборот капитала.

Форма обращения денег как капитала имеет следующий вид:

D (деньги) – T (товар) – D" (деньги плюс дополнительные деньги),

Где D"=D + m

В этой формуле содержится некоторое противоречие. Дело в том, что обмен, как известно, происходит на эквивалентной основе. Здесь же мы имеем превышение первоначально авансированной суммы. То есть первоначально авансируемая сумма приросла на некоторое количество денег. Формула капитала как раз и показывает процесс возникновения прибавочной стоимости(m). Следовательно, получение прибавочной стоимости невозможно вне сферы обращения (T),где ее товарная форма превращается в денежную. Товарная же форма прибавочной стоимости создается наемным трудом в процессе производства.

Существуют два способа производства прибавочной стоимости: абсолютный и относительный. Оба они базируются на степени использования рабочего времени. Рабочий день представляет собой сумму необходимого и прибавочного рабочего времени. Необходимое рабочее время – это период,в течение которого работник воспроизводит эквивалент стоимости своей рабочей силы. В рамках прибавочного времени он создает прибавочную стоимость. Таким образом, абсолютный способ производства прибавочной стоимости заключается в простом удлинении рабочего дня (Таблица 5). Тогда необходимое время остается неизменным,а прибавочное – увеличивается. Производство относительной прибавочной стоимости базируется на повышении производительности труда. При этом рабочий день не только не удлиняется, но даже может сокращаться (Таблица 6).

Необходимое рабочее время, ч

Прибавочное рабочее время, ч

Рабочий день, 8 ч

Таблица 5. Процесс производства абсолютной прибавочной стоимости.

Необходимое рабочее

время, ч

Прибавочное рабочее время, ч

Рабочий день, 8 ч

Таблица 6. Процесс производства относительной прибавочной стоимости.

Абсолютная прибавочная стоимость – прибавочная стоимость,произ-водимая путем удлинения рабочего дня.

Относительная прибавочная стоимость – прибавочная стоимость,возни-кающая вследствие сокращения необходимого рабочего времени и соответствующего изменения соотношения величин обеих составных частей рабочего дня.

Рост производительности труда при производстве относительной прибавочной стоимости вызывает не только увеличение объемов производства, удешевление предметов потребления, но и ведет к понижению цены рабочей силы. Это в свою очередь вновь ведет к увеличению производства прибавочной стоимости.

Разновидностью относительной прибавочной стоимости является избыточная прибавочная стоимость. Она характеризует индивидуальный уровень производительности труда отдельных предприятий, превышающий его общественное значение. Ее основным отличием от относительной прибавочной стоимости является то, что она не связанна с понижением стоимости рабочей силы, а целиком базируется на применении более производительного труда.

Не следует, однако, думать, что прибавочная стоимость производиться только лишь за счет наемных работников. Она – субпродукт всех факторов производства: земли, капитала, труда, предпринимательской способности, информации. Посредством труда она принимает формы, позволяющие оценить ее стоимостную величину.

В современной России некоторые политические партии в своей предвыборной борьбе используют тезис о перераспределении природной ренты, присваиваемой новыми олигархами. Это и есть не что иное, как попытка перераспределения прибавочной стоимости, создаваемой в топливно-энергетическом комплексе страны за счет ее природного потенциала. [ 5 ]

1.4 Предпринимательская способность.

Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин.

Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.

Предпринимательство – это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности. [ 9 ]

Предпринимательские способности можно охарактеризовать как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

В свою очередь к предпринимателям относятся, прежде всего, владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.

Используют также термин «предпринимательский потенциал». В целом предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как потенциальные возможности по реализации предпринимательских способностей людей.

Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы – труд, земля, капитал, информация. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инвестиции, нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшение государственных расходов, и государственного регламентирования, позволил США и ряду других стран Запада эффективно преодолеть многие трудности 80-90-х гг.

По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращаются в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становиться определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательство – инициативная деятельность. Постоянное стрем-ление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды - отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива – это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей – с «духом ненасильственного приобретательства».

Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного хозяйства. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества могут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии информации.

Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования – ключевая задача перехода к предпринимательству.

Риск является органической компонентой предпринимательской деятельности, но само предпринимательство не связано со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает решающим фактором при принятии решений. Нечеловеческие качества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.

Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью.

Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стремится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции . [ 9 ] 1.5 Информация.

Информация является основным фактором экономической динамики. Асимметричность распределения информации является источником неравновесия и развития экономической системы, а также фактором формирования транзакционных издержек, имеющих информационную природу. Рост транзакционных издержек вследствие неопределенности становится ограничителем экономического роста и фактором его нестабильности. Снижение транзакционных издержек, в первую очередь в наукоемких отраслях, позволит стимулировать устойчивый экономический рост.

Экономическую систему, сложившуюся в развитых странах во 2-й половине XX века, часто называют постиндустриальной, информационной экономикой, или экономикой, основанной на знаниях.

Характерной чертой постиндустриальной экономики является широкое применение информации в хозяйственной деятельности. Информация используется в качестве фактора производства с самого момента возникновения общества и хозяйства, но в постиндустриальной экономике информация играет принципиально новую роль, что и позволяет говорить об особом этапе развития хозяйства, возникающем в процессе развития западной цивилизации.

В экономике, основанной на знаниях, период воспроизводства удлиняется за счет того, что в воспроизводственный цикл вкл ючается стадия производства "идеи". Еще в период классического промышленного капитализма научно-технический прогресс имел характер внешнего по отношению к хозяйству процесса, и предпринимательская прибыль не была и предпринимательская прибыль не была главным стимулирующим фактором научных исследований.

Специфика экономики, основанной на знаниях, определяется той ролью, которую играет информация. Как и всякому экономически значимому фактору производства, информации присущи такие качества, как полезность и редкость.

С экономической точки зрения важна не абсолютная ценность знаний, а их редкость, так как даже очень ценные знания не приносят экономической выгоды, если они общеизвестны. Важна ограниченность знаний, их недоступность никому, кроме выгодоприобретателя . Поэтому экономику, основанную на знаниях, с большим правом можно было бы назвать «экономикой, основанной на незнании», несмотря на колоссальный объем производимой и потребляемой в процессе хозяйственной деятельности информации, а также усовершенствование методов обработки информации.

Для объяснения кажущегося противоречия между огромным потоком информации, и ее редкостью необходимо провести различие между знаниями и данными, как принципиально различными типами информации, применяемой в хозяйственной деятельности.

Под знаниями здесь имеется в виду обобщенная, абстрактная, систематизированная информация о природе и обществе. В отличие от знаний, данные – конкретная информация, понимание и интерпретация которые возможны только на основе уже имеющихся знаний.

Количественное накопление знаний и данных ведет к совершенно различным результатам. Если накопление знаний сопровождается их универсализацией, то есть возможностью описать при помощи одного набора аксиом, гипотез и законов описать все возрастающий объем фактов, то накопление данных, во-первых, ведет к сложностям в их обработке, и, во-вторых, повышается вероятность того, что часть данных не сможет «втиснуться» в рамки существующих знаний. Поэтому рост объема информации в обществе сопровождается снижением экономической эффективности информации.

Необходимо также отметить, что с ростом сложности производства и с развитием разделения труда возрастает зависимость производства от знаний о механизмах функционирования общества. Социальные знания обладают специфическими свойствами, проистекающими из их интегрированности в процесс принятия решений.

Важной практической функцией социального знания в процессе хозяйственной деятельности является помощь участникам хозяйственной деятельности в прогнозировании поведения своих партнеров, конкурентов и т.д. В информационной экономике способность социальных знаний выполнять прогностическую функцию снижается.

Ситуация неопределенности усугубляется попытками отдельных экономических агентов не просто предсказать, но и среагировать на прогнозируемые социальные изменения, результатом чего становится увеличение неопределенности у других субъектов и в экономической системе в целом. Примером подобного механизма является инфляция ожиданий, возникающая вследствие стремления избавиться от валюты, чье обесценение предполагается в будущем. В системе информационных зависимостей ситуация неопределенности порождает обратные связи, придающие динамике развития нелинейный характер.

Другим важным следствием роста неопределенности является устаревание информации, содержащейся в неявной форме в институтах. Возникает потребность в обработке информации там, где раньше возможно было использовать привычные способы хозяйствования.

В случае с человеческим капиталом, который в экономике, основанной на знаниях, становится основным, наиболее производительным активом, появляются дополнительные сложности, вызванные тем, что производительная способность человека не является его единственным «полезным» свойством. Поскольку человеческий капитал является специфическим активом, у его партнеров возникает стремление ограничить его мобильность, чтобы гарантировать себе будущий поток доходов от комбинации своих активов с человеческим капиталом. Следовательно, возникает тенденция к ограничению личной свободы человека. Прикрепленность человека к конкретному предприятию гарантируется оговорками в контракте найма, предусматривающими выплату значительных неустоек в случае досрочного расторжения или нарушения контракта.

Наукоемкие производства являются одними из наиболее рискованных и чувствительных к уровню транзакционных издержек. Это наиболее заметно на примере России, в которой в период реформ резко возросли трансакционные издержки, что послужило причиной депрессии и фактического распада в первую очередь инновационных отраслей. Инновации были практически полностью выключены из воспроизводственного механизма российской экономики. Последствия этого очевидны – российская экономическая система перестала быть самодостаточной , и, более того, потеряла способность к интенсивному расширенному воспроизводству. [ 3 ]

2.Роль человеческого капитала в реализации задач, стоящих перед российской экономикой.

2.1Оценка человеческого капитала в современной России.

Стратегия социально-экономического развития России определяет воспроизводство человеческого капитала (Таблица 7) как одну из главных целей реформ. Качество национального человеческого капитала определят успехи социально-экономического развития государства, выступает важнейшим фактором национальной безопасности. [ 11 ]

Таблица 7. Источники формирования национального человеческого капитала.

Можно определить национальный человеческий капитал как сложную совокупность созидательных производительных сил всех граждан, каждая из которых в отдельности представляет собой индивидуальный капитализированный запас знаний, умений и навыков, накопленный посредством взаимодействия комплекса факторов и условий, связанных с разными уровнями жизнедеятельности общества и экономически реализуемый в производственном обороте, принося доход своему владельцу и формируя агрегированный поток дохода как часть национального дохода страны. [ 1 ]

Основным показателем, который снижает индекс развития человеческого потенциала России (и человеческий капитал) – низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58 лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность жизни населения – индикатор «воли к жизни», индикатор уровня и качества предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса – предпринимательской способности), творческого потенциала страны, индикатор качества труда. А именно высокое качество жизни населения – основная цель и задача развития экономики и общества. Россия находится на 105-м месте из 111 в рейтинге по показателю качества жизни населения.

Многочисленные примеры неудач в государственном строительстве, законодательстве, экономике и других сферах Российского государства есть прямое следствие сравнительно низкого уровня и качества российского человеческого капитала и, соответственно, его низкой отдачи. Законы РФ копируются с законов развитых стран мира, но они не работают в российской действительности, которая продолжает функционировать во многом «по понятиям», а не по законам.

Российская система государственного образования оказывается не способной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В российских вузах ведется всего 4,5 % исследовательских работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. [ 11 ]

Исследования аналитиков ООН привели к пессимистическому выводу: человеческий потенциал в России быстро деградирует. Деградации, по мнению аналитиков ООН, способствует жизнь за счет продаж природных ресурсов, крайне медленное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, деградация науки, культуры, недоступность качественного медицинского обслуживания населения, антирыночный менталитет населения.

Фактически, топливно-сырьевая специализация страны, приемлемая лишь на отдельном отрезке времени и при определенных условиях, в отечественной экономике не эволюционирует в более развитые формы, связанные с повышением глубины переработки природных ресурсов, что серьезно ограничивает возможности вхождения России на выгодных для нее условиях в мировое сообщество. Сопоставление данных доклада ООН о развитии человеческого потенциала с данными общей макроэкономической ситуации в стране наглядно показывает, что на фоне внешнего благополучия и высоких темпов экономического роста в России деградирует реальный человеческий потенциал. Движущие факторы современного этапа экономического роста не способствует развитию человеческого капитала, модернизации экономики в целом. [ 2 ]

Крайне недостаточное финансирование науки и образования со стороны государства привело к тому, что быстро стареют и теряют свою ценность знания, накопленные во времена СССР, а новые накопления знаний незначительны. Существует тенденция переманивания отечественных специалистов за границу. Большинство талантливых и выдающихся ученых, инженеров, врачей и других специалистов уехало в период смены государственной власти в основном в США, Канаду, Германию. Уехали и уезжают физики, математики, программисты, химики, электронщики, специалисты по биотехнологиям и т.д. Работают российские специалисты также в Японии, Сингапуре и других азиатских странах. По примерным подсчетам уехало за границу более половины числа лучших специалистов.

Существенный вклад в снижение уровня и качества человеческого капитала внес и внутренний отток, выразившийся в уходе ученых инженеров в бизнес, в торговлю, в иные сферы. Ученые и инженеры, оставшиеся в научных организациях за малым исключением деградировали без приемлемой для выживания зарплаты, оборудования, бюджетного финансирования, заказов и работы. Есть примеры и положительные, особенно в Сибири, в академических городках, но они лишь подтверждают общую безрадостную картину.

В составе стартового человеческого капитала России при переходе к рынку почти отсутствовала такая составляющая человеческого капитала как предпринимательская способность – важнейший экономический ресурс, без которого невозможно эффективное функционирование рыночной экономики. Не было в России и экономической науки как таковой по причине отсутствия экономистов-рыночников и управленцев-рыночников. В наследство России достался также низкого качества труд, неважное здоровье населения, отсутствие современной образовательной системы по гуманитарным наукам, экономике, менеджменту, сельскому хозяйству и т.д. [ 11 ]

Увеличение инвестиций в человеческий капитал и поддержание их на должном уровне в долях от ВВП является стратегически необходимым и, возможно, достаточным условием вхождения России в число передовых стран мира (если таковую задачу перед страной ставить),пусть и в отдаленной перспективе.

2.2 Возможности активизации человеческого капитала в России.

Развитие человеческого капитала напрямую связано с ростом качества жизни населения и улучшения предпринимательского климата. В то же время рост качества жизни населения определяет потребительский спрос как фактор развития, а инвестиционный или предпринимательский климат определяют инвестиционный спрос (Таблица 8).


Таблица 8. Связь человеческого капитала с факторами роста экономики.

Человеческий капитал развивается по следующим составляющим:

¾ ментальность населения;

¾ качество и этика труда, связанные с ментальностью;

¾ качество и этика предпринимательства;

¾ качество, созидательная активность и эффективность элиты;

¾ образовательный потенциал;

¾ креативность и элиты и народа;

¾ здоровье народа;

¾ накопленные знания и их качество;

¾ инновационный потенциал;

¾ качество жизни и условия реализации личности;

¾ приток и отток человеческого капитала;

¾ тип, стратегия и отношения государства народа. [ 12 ]

Базой роста уровня и качества человеческого капитала (его конкурентоспособности на мировом уровне) является культура и менталитет нации, на формирование которых решающее влияние оказывала основная национальная религия. Ментальность отражает влияние накопленного веками человеческого капитала на характер народа, на отношение к труду, определяет внутреннюю энергию нации.

Главное богатство России, как известно, природные ресурсы и люди. С природными ресурсами все более или менее ясно: нефть, газ, даже какой-нибудь калий – сегодня все это идет в дело, все приносит доход, рост капитализации, налоги.

С людьми сложнее. По многим показателям население России –уникальный ресурс. Уровень грамотности у нас – самый высокий в мире. Уровень охвата среднего образования – самый высокий в мире. Образование выше среднего имеют около 85% населения (а если смотреть на показатели среди экономически активного населения, младше 60 лет, тут картина и вовсе уникальная – почти 95%). Для сравнения: данный показатель в Германии – стране с самым высоким уровнем образования в ЕС – 78%, в Великобритании – 76%, в Испании и вовсе заметно меньше – 50%. Средний уровень квалификации рабочих и специалистов – один из самых высоких в мире. Причем, в том числе и в тех сегментах экономики, которые принято называть постиндустриальными.

Стратегия развития национального человеческого капитала (Таблица 9) сформулирована и представлена Правительством РФ в рамках приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, обеспечения жильём населения, а также развития агропромышленного комплекса. Целью реализации приоритетных национальных проектов объявлено развитие человеческого капитала и повышение качества жизни граждан РФ.

Таблица 9. Стратегия развития национального человеческого капитала.

Долгосрочная стратегия развития национального человеческого капитала в России должна осуществляться в рамках следующих принципов:

– комплексное решение задач формирования человеческого потенциала и нового качества жизни;

– опережающее развитие науки, образования, здравоохранения, культуры по сравнению с другими элементами, обеспечивающими позитивную динамику экономического роста: высокий имидж интеллектуального труда, его огромное значение для новой экономики, экономики знаний порождает мощные синтетические эффекты усиления совокупного интеллекта страны, отраслей промышленности, корпораций, в конечном итоге, совокупного капитала страны;

– признание основополагающей роли государства в формировании и воспроизводстве национального человеческого капитала.

Важнейшей сферой формирования и развития человеческого капитала является реальный сектор экономики. В теории человеческого капитала предприятие, наряду с семьёй и государством, признаётся основным источником инвестиций в индивидуальный человеческий капитал. В литературе человеческий капитал фирмы рассматривается преимущественно в рамках концепции нематериальных активов организации. Человеческий капитал сотрудников признаётся основной частью нематериальных активов предприятия, генерирующей силой инновационного развития. [ 11 ]

Экономика РФ относится по своему типу к индустриально-сырьевой экономике. Переход к экономике нового качества вызван фактической неконкурентоспособностью данного типа экономического развития. Для перехода к постиндустриальной экономике, к инновационной экономике или экономике знаний необходим соответствующий человеческий капитал высокого качества и в достаточном количестве. Наличие человеческого капитала высокого качества его рыночных составляющих, является необходимым и достаточным условием для создания эффективной инновационной экономики.

Заключение.

Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня жизни и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания, науку), предпринимательские способность и климат, информационное обеспечение, формирование элиты, приток человеческого капитала из других стран, безопасность и экономическую свободу, а также в культуру и искусство (Таблица 10).

Как интенсивный фактор развития человеческий капитал определяет технический прогресс или инновационный фактор развития (новые технологии, инновации, науку, образование, знания). Инновационный фактор развития, в сущности, является фактором развития, функционально зависящим от человеческого капитала, производным от человеческого капитала.

Подводя итоги нужно сказать, что необходимыми и достаточными условиями для успешного развития страны являются качественный человеческий капитал в достаточном количестве и благоприятные внутренние и внешние условия. Качественный человеческий капитал как основной фактор развития государства, общества и экономики должен обеспечить оптимизацию этих показателей для обеспечения оптимальных темпов прироста ВВП.

Развитие человеческого потенциала России невозможно без расширения возможностей выбора – круга вероятных сценариев самореализации человека как личности. Элементарными предпосылками для человеческого развития, по мнению экспертов Всемирного банка, являются долгая и здоровая жизнь, образование, достойный уровень жизни, обладание политическими и гражданскими свободами, необходимыми для участия в жизни общества. Общий доход от инвестиций в человеческий капитал зависит от объёма произведённых вложений и их норм отдачи. Тезис состоит в том, что различия в общих объёмах инвестиций, осуществляемых разными людьми, связаны с различиями в их индивидуальных нормах отдачи.

Таблица 10. Взаимосвязь развития человеческого капитала и экономики и уровня развития страны в блоке «Обучение – знания – эффективность труда – национальное богатство».

Список литературы.

1.Капелюшников Р.И. Теории человеческого капитала.- Казань: Форум Стратегии регионального развития, 2003:http:regionforum.ru

2.Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?- Воронеж: ЦИРЭ,2005

3.Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. – М.:Дело,2002.

4.Самуэльсон П. Экономика,т.2.- М.:- Алгон,1992

5.Сидоров В.А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: «Издательство «Элит»,2006.

6.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономическая теория. – М.:Юнити,2002

7.Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.:ИНФРА-М,2000.

8.Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. / Под ред. И.П. Николаевой.- М.:ЮНИТИ,2004.

9.Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство БЕК,1999.

10. Александрова Е.Н., Аретова Е.В., Пономаренко Е.Е., Шевченко К.И. Ключевые проблемы развития социальной сферы России: организационно-экономический аспект.// Финансы и кредит.2007,28

11.Клочков В.В. Человеческий капитал и его развитие. В кн.: Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ,2004.

12.Черняковский И. Активизация человеческого потенциала как условие прогресса.// Экономист.2007,10

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.