Забалансовые счета бюджетных учреждений. Учет на забалансовых счетах

Забалансовые счета бюджетных учреждений. Учет на забалансовых счетах

На забалансовых счетах учреждения учитывают имущество, не соответствующее критериям активов, имущество, поступившее на хранение или переработку, а также бланки строгой отчетности, переходящие награды, призы, кубки. В статье рассмотрим учет на всех счетах.

Инструкция не ограничивает права учреждения применять своих дополнительные счета. Нарушения в учете по забалансовым счетам искажают отчетность, что грозит штрафами.

Общий порядок учета на забалансовых счетах

Перечень стандартных забалансовых счетов утвержден Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н: под номерами от 1 до 27, а также 29, 30, 31, 40 и 42.

Ко всем забалансовым счетам применяется простая схема ведения учета, то есть приход отражается только по дебету, а расход — по кредиту, без корреспонденций.

Данные по забалансовым счетам не обязательно отражать в журналах операций и в Главной книге.

Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.

Учет имущества

Имущество учитывают на 14 забалансовых счетах: 01, 02, 05, 06, 07, 09, 12, 13, 21, 22, 24, 25, 26, 27:

  • Счет 01 «Имущество, полученное в пользование». На счете учитывают имущество, полученное учреждением в пользование, но это не объекты аренды. Это ценности, которые в соответствии с законодательством РФ не подлежат отражению на балансе учреждения: музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, права ограниченного пользования чужими земельными участками. Имущество ставят на учет на основании акта приема-передачи или другого документа, который подтверждает получение имущества и прав на него. Имущество необходимо отражать по стоимости, указанной в акте приема-передачи. Учет ведется в разрезе объектов имущества, собственников (балансодержателей) имущества, а также по инвентарным, серийным, реестровым номерам, указанным в акте приема-передачи или ином документе.
  • Счет 02 «Материальные ценности, принимаемые на хранение». Именно здесь теперь нужно учитывать и материальные ценности учреждения, не соответствующие критериям активов, а также имущество, в отношении которого принято решение о списании до момента его демонтажа, утилизации, уничтожения. Материальные ценности, принятые учреждением на хранение, в переработку учитываются на основании первичного документа, который подтверждает их получение: акта приема-передачи, договора и др. Объекты отражаются по стоимости, указанной в первичном документе. Если учреждение оформило акт в одностороннем порядке — по условной оценке: один объект — 1 рубль. Выбытие МЦ с забалансового учета отражается на основании оправдательных документов по стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.

В карточке количественно-суммового учета объект должен отражаться в разрезе владельцев (заказчиков), по видам, сортам и местам хранения.

  • Счет 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению». Учет на счете ведут учреждения-заказчики снабжения. Материальные ценности отражают на основании документов, которые подтверждают отгрузку грузополучателю в сумме выплат на их приобретение. Учет ведется в книге учета материальных ценностей по каждому грузополучателю и виду ценностей.
  • Счет 06 «Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности». Задолженность принимается к учету в размере суммы расходов для восстановления или приобретения аналогичного имущества. Учет ведется в карточке учета средств и расчетов по видам поступлений, каждому учащемуся и виду ценностей.
  • Счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». На счет имущество принимается:
    • в условной оценке (один предмет, один рубль) — полученные награды, призы, кубки, знамена;
    • по стоимости приобретения — ценные подарки, сувениры и материальные ценности, приобретаемые для вручения (награждения).

Учет ведется в карточке количественно-суммового учета по материально ответственным лицам, местам хранения и каждому предмету.

  • Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам». К забалансовому учету запчасти принимаются в момент списания их с баланса для ремонта транспорта, и учитываются в течение периода эксплуатации в составе транспортного средства. Учет ведется в карточке количественно-суммового учета по лицам, которые получили запчасти, по транспортным средствам и по видам запчастей и их количеству.

При выбытии транспортного средства, запасные части, установленные на нем и учитываемые на счете 09, списываются с забалансового учета.

  • Счет 12 «Спецоборудование для выполнения НИР по договорам заказчиками». Оборудование учитывается по стоимости, которую указал заказчик в первичных документах на передачу. Учет ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе тем работ, ответственных лиц, мест хранения, по виду оборудования и количеству.
  • Счет 13 «Экспериментальные устройства». На учет объекты принимаются по стоимости, которая отнесена на увеличение затрат по НИОКР. Учет ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе ответственных лиц, мест хранения по видам ценностей, их количеству и стоимости.
  • Счет 21 «Основные средства в эксплуатации». На счете ведут учет ОС стоимостью до 10 000 руб. включительно. Постановка на учет осуществляется на основании первичного документа при передаче объекта ОС стоимостью до 10 000 руб. в эксплуатацию, исключение составляют объекты недвижимости и библиотечного фонда. Учет ведется по стоимости, которую установили в учетной политике: по условной оценке — 1 руб. за один объект или по балансовой стоимости. Учет ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе объектов ОС и центров материальной ответственности. Со счета объекты списываются только по решению комиссии на основании акта приема-передачи, акта о списании.
  • Счет 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению». На учет ставится имущество, которое поступило по централизованному снабжению, до момента получения извещения (ф. 0504805) и копий документов поставщика.
  • Счет 24 «Имущество, переданное в доверительное управление».
  • Счет 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» — для учета объектов операционной аренды, предоставленных прав пользования имуществом, переданным учреждением в возмездное пользование по договору аренды.
  • Счет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» — для учета объектов операционной аренды, предоставленных прав пользования имуществом, переданным учреждением в безвозмездное пользование. Общее для этих счетов то, что постановка на учет имущества осуществляется на основании акта приема-передачи по стоимости, указанной в акте. Учет ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе управляющих или пользователей, мест их нахождения, по видам имущества в структуре групп: недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, иное движимое имущество, нефинансовые активы.
  • Счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». К забалансовому учету объекты принимаются по балансовой стоимости на основании первичного документа. Учет ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе пользователей имущества, мест нахождения, по видам имущества, его количеству и стоимости.

Учет бланков строгой отчетности, путевок, периодики

Перечисленные активы учитывают на забалансовых счетах: 03, 08, 23.

  • Счет 03 «Бланки строгой отчетности». Перечень БСО и порядок их оценки (по условной оценке — 1 руб. за один бланк или стоимости приобретения) устанавливается в учетной политике. Учет ведется в книге по учету бланков строгой отчетности по каждому виду бланка в разрезе ответственных лиц и мест хранения. Бланки списываются на основании акта приема-передачи или акта о списании в случаях выдачи БСО, передачи другой организации или порчи, хищения, недостачи.
  • Счет 08 «Путевки неоплаченные». Путевки принимаются к учету при хранении в кассе по номинальной стоимости, указанной на бланке путевки или в условной оценке при отсутствии номинала. Учет ведется в карточке количественно-суммового учета по ответственным лицам, местам хранения, видам путевок и стоимости.
  • Счет 23 «Периодические издания для пользования». Принятие к учету осуществляется по условной оценке. Аналитический учет ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе каждого периодического издания. Списание объектов учета осуществляется по решению комиссии на основании акта.

Учет денег, расчетов и расчетных документов

Деньги, расчеты и расчетные документы учитывают с 14-го по 19-й и на 30-м счетах забалансового учета.

  • Счет 14 «Расчетные документы, ожидающие исполнения» и счет 15 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения)». Учет расчетных документов ведется в карточке учета расчетных документов, ожидающих исполнения, в разрезе счетов по каждому документу.
  • Счет 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок». Учет ведите в Карточке учета средств и расчетов. Постановка на учет осуществляется на основании актов ревизий, проверок и других аналогичных документов. На счете 16 суммы переплаты пособий продолжают числиться до момента их полного погашения или списания. Если погашение или взыскание производится в течение нескольких месяцев, суммы, учтенные за балансом, также могут списываться постепенно.
  • Счет 17 «Поступления денежных средств» и счет 18 «Выбытия денежных средств». Счета в обязательном порядке открываются к балансовым счетам: 201.00 «Денежные средства учреждения», 210.03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» и 304.06 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов). Учет ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе счетов учреждения, по видам выбытий и поступлений (в разрезе КОСГУ). По завершении года остатки по счетам на следующий год не переносятся. Таким образом, счета 17 и 18 должны быть закрыты по состоянию на 31 декабря отчетного года.
  • Счет 19 «Невыясненные поступления прошлых лет». Учет ведется по датам зачисления невыясненных поступлений и датам их уточнения.
  • Счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц». Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке и (или) в карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или иным видам выплат.

Учет дебиторской и кредиторской задолженности

Для учета дебиторской и кредиторской задолженности на забалансе предусмотрены два счета: счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» и счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».

На учете задолженность отражается в момент, когда комиссия по поступлению и выбытию активов примет решение о ее списании с баланса.

Учет задолженности ведется в карточке учета средств и расчетов:

  • по видам поступлений и должникам для дебиторской задолженности;
  • в разрезе видов выплат и поступлений и по кредиторам для кредиторской задолженности.

Со счета 04 долг списывается по решению комиссии (в случае смерти или ликвидации дебитора), при возобновлении процедуры взыскания задолженности или если на счет поступили деньги в погашение долга.

Учет обеспечения гарантий

Учет обеспечения гарантий осуществляется на счетах 10 и 11.

  • Счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств». Обеспечения принимаются к учету по первичным документам в сумме обязательства, по которому получено обеспечение. Учет ведется в многографной карточке в разрезе обязательств по видам имущества (обеспечения), его количеству, местам хранения и обязательствам, в обеспечение которых поступило имущество. Обеспечение списывают в случае исполнения обязательств.
  • Счет 11 «Государственные муниципальные гарантии». Учет ведется в карточке учета средств и расчетов в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, по которым предоставлены гарантии, по видам и сумме гарантии. Суммы обеспечений списываются со счета, когда исполнены обязательства, в отношении которых предоставлена гарантия.

Учет финансовых вложений

  • Счет 31 «Акции по номинальной стоимости». Учет ведет орган с полномочиями акционера или другой уполномоченный орган. На забалансовый учет акции ставятся одновременно с отражением на счете 204.30 «Акции и иные формы участия в капитале». Учет ведется в реестре учета ценных бумаг.
  • Счет 40 «Активы в управляющих компаниях». На забалансе учитываются активы, которые числятся на счете 204.51 «Активы в управляющих компаниях». Стоимость имущества корректируется на отчетную дату. Учет ведется по группам и видам нефинансовых, финансовых активов.
  • Счет 42 «Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями». Принятие к учету происходит по данным о перечислении средств или передаче активов. Списание вложений с забаланса происходит по окончании работ и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. Аналитический учет по счету ведется в разрезе получателей средств.

Дополнительные забалансовые счета

Минфин оставил за бюджетными учреждениями право вводить дополнительные забалансовые счета, необходимые для сбора информации и контроля за имуществом. Для этого достаточно закрепить порядок учета на забалансовых счетах в учетной политике. Но следует учесть, что нумерация дополнительных забалансовых счетов не должна конфликтовать с нумерацией счетов, присваиваемых Минфином. Для этого дополнительным забалансовым счетам лучше всего присваивать трехзначный или буквенный код (например, 100, 101, ТР и т.п.).

19 654 просмотра

В последние дни 2016 года в Инструкции по учету и отчетности были внесены изменения, в том числе меняющие порядок учета на отдельных забалансовых счетах, что повлияет на формирование годовой отчетности.

Изменения в инструкции

Недавним Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н "О внесении изменений в некоторые приказы Минфина России в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности" (далее - Приказ N 209н) были внесены изменения в Инструкцию по применению Единого плана счетов, утвержденную Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). Приказ N 209н применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год.
В частности, Приказом N 209н внесены изменения в том числе в порядок забалансового учета некоторых объектов учета.

Поступления и выбытия денежных средств

Забалансовый счет 17, который ранее назывался "Поступления денежных средств на счета учреждения", теперь переименован и называется просто "Поступления денежных средств". Отметим, что на счете уже давно учитываются поступления в кассу, а не только на безналичные счета, так что переименование вполне логично.
Согласно пункту 365 Инструкции N 157н забалансовый счет 17 открывается к счетам 0 20100 000 "Денежные средства учреждения", 0 21003 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.
В соответствии с изменениями, внесенными Приказом N 209н в данный пункт, на счете 17 учитываются поступления денежных средств, за исключением поступлений от возвратов расходов текущего финансового года, а также учитываются возвраты излишне полученных доходов (доходов от авансов), за исключением возврата субъектом учета остатков не использованных им субсидий (грантов) прошлых лет.
Кроме того, счет 17 предназначен для учета учреждением, получателем бюджетных средств операций по поступлению на его банковские счета бюджетных средств (их возвратов), предоставленных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств на осуществление подведомственным ему распорядителем (получателем) бюджетных средств выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета.
Вместе с выплатами по таким расходам на счете 17 теперь должны отражаться также поступления при восстановлении кассовых расходов.
При этом все операции по перечислению возвратов поступлений на счете 17 "Поступления денежных средств" отражаются со знаком минус.
Таким образом, на счете 17 собираются все поступления и возвраты поступлений текущего года.
Согласно пункту 366 Инструкции N 157н, аналитический учет по счету 17 велся по видам выплат или видам поступлений в разрезе счетов (лицевых счетов) учреждения. Теперь уточнено, что поступления учитываются по соответствующим классификационным кодам поступлений (выбытий), обеспечивающим раскрытие информации в бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
Аналогично счету 17 переименован и забалансовый счет 18, который теперь носит название "Выбытия денежных средств". Данный счет открывается к счетам 0 20100 000 "Денежные средства учреждения", 0 21003 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" и предназначен для аналитического учета выбытий денежных средств с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы учреждения. Не учитываются на счете 18 те выбытия, которые подлежат отражению по счету 17 (то есть возвраты поступлений и восстановление расходов).
Возвраты расходов текущего года (излишне произведенные учреждением перечисления) подлежат отражению на счете 18 "Выбытия денежных средств" со знаком минус.
Также аналитический учет выбытий на счете 18 ведется по соответствующим классификационным кодам видов выбытий (поступлений), обеспечивающим раскрытие информации в бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений (п. 368 Инструкции N 157н).

Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению

Приказом N 209н пункт 375 Инструкции N 157н изложен в новой редакции. Теперь счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" предназначен для учета учреждением (грузополучателем) полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем Извещения (ф. 0504805) и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя.
Согласно Приказу N 209н ценности на счете 22 могут учитываться до любого подтверждения заказчиком централизованной закупки исполнения поставки по централизованному снабжению, в том числе на основании оформленного грузополучателем Извещения (ф. 0504805).
По-прежнему пользование имуществом до получения указанных документов (подтверждения исполнения поставки по централизованному снабжению) допускается:
- казенным учреждением - при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств;
- обособленным подразделением (филиалом) бюджетного учреждения (автономного учреждения) - при наличии разрешения учреждения, его создавшего.
Какие именно документы могут служить подтверждением поставки по централизованному снабжению, учреждения вправе указать в своей учетной политике. При этом казенные учреждения должны согласовать данное решение с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Активы в управляющих компаниях

Активы в управляющих компаниях отражаются на забалансовом счете 40. Пунктом 392 Инструкции N 157н предусмотрено, что аналитический учет по данному счету ведется по группам и видам нефинансовых, финансовых активов (акции, облигации, паи индексных инвестиционных фондов и т.д.).
Приказом N 209н предусмотрено, что на счете 40 должно отражаться изменение стоимости имущества, переданного в доверительное управление.
Увеличение (уменьшение) стоимости имущества, находящегося в доверительном управлении, отражается на отчетную годовую дату на основании отчетов об управлении имуществом путем увеличения (уменьшения) показателей соответствующих счетов аналитического учета счета 40 "Активы в управляющих компаниях".
Выбытие активов с забалансового счета 40 отражается при поступлении имущества от управляющей компании (возврате его из доверительного управления).

Бюджетные инвестиции

Приказом N 209н предусмотрено введение нового забалансового счета 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями".
Счет предназначен для аналитического учета информации о целевом использовании средств или иного государственного (муниципального) имущества, направленных из соответствующего бюджета (переданных) в виде взносов в уставные (складочные) капиталы организаций. Таким образом, учет на данном счете должен вестись у соответствующих органов власти, предоставляющих бюджетные инвестиции.
Учет на счете 42 должен вестись у соответствующих органов власти, предоставляющих бюджетные инвестиции.
На счете учитываются средства, переданные путем предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества. Также учитываются средства, переданные в целях предоставления взносов в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства или приобретение недвижимости.
Средства учитываются на забалансовом счете 42 с момента передачи до завершения строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства, и (или) приобретения объектов недвижимого имущества указанными организациями.
Принятие показателей объемов произведенных вложений к забалансовому учету осуществляется на основании данных о перечислении средств бюджета (передаче активов) организации в виде взноса в уставный (складочный) капитал.
Отражение операций по предоставлению организацией взносов в уставные (складочные) капиталы своих дочерних обществ осуществляется на основании ее отчета.
Отражение показателей объемов капитальных вложений (выполненных работ, приобретений), произведенных в рамках реализации целей бюджетных инвестиций в объекты капитальных вложений, осуществляется на основании отчета организации, реализующей цели бюджетных инвестиций.
Выбытие показателей объемов произведенных вложений (объемов капитальных вложений (выполненных работ, приобретений), произведенных в рамках реализации целей бюджетных инвестиций) с забалансового учета осуществляется по завершении реализации целей бюджетных инвестиций - по окончании работ и при введении в эксплуатацию объекта(-ов) капитальных вложений либо государственной регистрации права собственности организации, реализующей цели бюджетных инвестиций, на недвижимое имущество, являющееся объектом капитальных вложений.
Выбытие с забалансового счета 42 отражается на основании документов, представленных организациями, реализующими цели бюджетных инвестиций, подтверждающих завершение реализации целей бюджетных инвестиций.
Аналитический учет по счету ведется в разрезе организаций, реализующих цели бюджетных инвестиций, и соответствующих целей бюджетных инвестиций: проектов, объектов бюджетных инвестиций, капитальных вложений (п. 394 Инструкции N 157н).

Баланс и забаланс

В недавнем Письме от 09.11.2016 N 02-06-10/65577 (далее - Письмо N 02-06-10/65577) специалисты Минфина России разъяснили порядок ведения учета на отдельных забалансовых счетах и их взаимосвязь с учетом на балансе.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах определены Инструкцией N 157н.
Согласно пункту 3 Инструкции N 157н информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование.
При этом субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией N 157н, формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий (п. 6 Инструкции N 157н).
Пунктом 332 Инструкции N 157н предусмотрено, что учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, в том числе выданного в пользование.
Казенные учреждения ведут бюджетный учет в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Одним из видов активов являются отходы производства и потребления. Согласно статье 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
При этом статьей 136 Гражданского кодекса РФ установлено, что плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, отходы, полученные в результате использования имущества, собственником которого является РФ, являются собственностью РФ.
Для отдельных видов отходов предусмотрен конкретный порядок учета.
Так, отработанные смазочные материалы, бывшие в употреблении запасные части к транспортным средствам, аккумуляторные батареи к машинам и оборудованию учитываются в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н).
Принятие к бюджетному учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа, работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов, согласно пункту 23 Инструкции N 162н отражается на балансе записью:
Дебет счетов 0 10534 340 "Увеличение стоимости строительных материалов - иного движимого имущества учреждения", 0 10536 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения"
Кредит счета 0 40110 180 "Прочие доходы".
Таким образом, введение дополнительных забалансовых счетов в целях управленческого учета нефинансовых активов, в том числе материальных запасов, не является основанием для списания данных активов с соответствующих балансовых счетов. Соответственно, если учреждение в рамках формирования учетной политики вводит дополнительные забалансовые счета, оно должно учитывать подобные активы одновременно на балансе и за балансом.
Кроме того, в Письме N 02-06-10/65577 специалистами ведомства высказана рекомендация учреждениям-грузополучателям при получении материальных ценностей по централизованному снабжению до получения документов от учреждения-заказчика самостоятельно формировать Извещение (ф. 0504805) и принимать к учету материальные запасы на счет 10500 "Материальные запасы". Такой порядок согласуется с изменениями, внесенными в Инструкцию N 157н в части учета на забалансовом счете 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению", речь о которых шла выше.

Забалансовые счета в отчетности

Сведения, учитываемые на забалансовых счетах, отражаются в Справке о наличии имущества и обязательства на забалансовых счетах (далее - Справка), формируемой в составе Баланса формы 0503730 бюджетными и автономными учреждениями, Баланса формы 0503130 - получателями бюджетных средств.
Справка составляется в соответствии:
- с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н);
- с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н).
Показатели отражаются в Справке в разрезе:
- деятельности с целевыми средствами (графы 4, 8), деятельности по государственному заданию (графы 5, 9), приносящей доход деятельности (графы 6, 10) и итогового показателя на начало года и конец отчетного периода (графы 7, 11 соответственно) для бюджетных и автономных учреждений;
- показателей на начало года (графа 4) и конец отчетного периода (графа 5) для получателей бюджетных средств.
Перечень дополнительных аналитических показателей по строкам "в том числе:" устанавливается:
- бюджетным или автономным учреждением в рамках формирования учетной политики с учетом требований учредителя к аналитике;
- главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, финансовым органом - для отчетности получателей бюджетных средств.
Непосредственно в Инструкциях N 33н, 191н указано, что в Справке отражаются только сведения по забалансовым счетам 1 - 27, 30, 31. В соответствии с Приказом N 209н в Справке будут отражаться также счета 40 (для всех учреждений) и 42 (для получателей бюджетных средств).
Обратите внимание! Сведения по забалансовым счетам 40 и 42 должны отражаться уже в составе годовой отчетности за 2016 год.
В Письме N 02-06-10/65577 специалисты Минфина России напомнили, что при представлении в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства Справки к балансу, формируемой в электронном формате, забалансовые счета, введенные учреждением в рамках формирования его учетной политики в целях управленческого учета, не отражаются.
В состав Пояснительной записки к балансу входит форма, в составе которой также указываются сведения с забалансовых счетов.
Это формы 0503168 "Сведения о движении нефинансовых активов" и 0503768 "Сведения о движении нефинансовых активов учреждения".
В разделе 3 указанных форм отражаются сведения по счетам:
- 01 "Имущество, полученное в пользование";
- 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (только для бюджетных и автономных учреждений);
- 03 "Бланки строгой отчетности" (только для бюджетных и автономных учреждений);
- 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению";
- 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры" (только для бюджетных и автономных учреждений);
- 21 "Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации" (только для бюджетных и автономных учреждений);
- 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению";
- 23 "Периодические издания для пользования" (только для бюджетных и автономных учреждений);
- 24 "Имущество, переданное в доверительное управление";
- 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)";
- 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование";
- 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" (только для бюджетных и автономных учреждений).
В данные формы изменений Приказом N 209н не вносилось, однако может измениться показатель, отражаемый по счету 22, при принятии учреждением в рамках формирования учетной политики решения о самостоятельном формировании извещения и принятии ценностей к балансовому учету.

Список счетов, при помощи которых осуществляется хозяйственный учет в компании, называется планом счетов (ПС) . ПС организаций бюджетного типа располагается обособленно от плана коммерческих фирм.

Краткое описание

Финансирование бюджетных предприятий может проводиться при помощи бюджетных средств и внебюджетных.

Внебюджетные Фонды (ВНФ), учреждения государственного типа, муниципалитеты – все они относятся к категории бюджетных организаций . Данные предприятия входят в структуру государственной учетной политики (ГУП). Она представляет собой строго упорядоченную систему учета в органах власти любого характера – муниципальной, территориальной и государственной, а также в сфере ВНФ.

Для разработки собственной политики каждый орган руководствуется определенным документом , который был утвержден законодательством – инструкцией по бюджетному учету . Она исключает слишком большую свободу при составлении учетной политики и одновременно является сводом правил по ее формированию.

В соответствии с законодательством РФ существует регулирование, состоящее из четырех уровней :

Изменения на 2018 год

Основным назначением ПС является осуществление бухгалтерского учета и отслеживание предпринимательской деятельности организаций любого типа.

ПС на 2018 год был утвержден при помощи Приказа Минфина РФ №94н . Этот документ служит образцом для составления фирмой своего рабочего плана счетов (РПС). Правила регламентируются в тексте ПБУ 1/2008 , в котором идет речь об организации учетной политики (УП) предприятий. Изменения внесены в Инструкцию №157н и Инструкцию №162н .

При создании РПС уполномоченный работник бухгалтерского отдела должен принимать во внимание особенности, специфику и классификацию деятельности компании. После того как документ будет сформирован, его следует включить в состав учетной политики.

В 2018 году структура ПС будет представляет упорядоченную систему обобщенной информации о происходящих на предприятии операциях, записанную в закодированные строчки и выраженную в денежном эквиваленте.

Единый план счетов (ЕПС) – это нормативный документ, который является обязательным для всех фирм, кроме организаций бюджетного или кредитного типа. При составлении РПС нужно учитывать некоторые обязательные требования :

  1. Акты нормативного характера по-бухгалтерскому учету.
  2. Правовые нормы Налогового кодекса.
  3. Законы, регламентированные в Гражданском кодексе.
  4. Особенности сферы предпринимательской деятельности организации.

Разработанный ПС должен быть утвержден приказом руководящего аппарата . В течение года в составленный и принятый ПС нельзя вносить изменения.

Изменения на 2018 год:

  • кодировка счетов и строк стала единой;
  • сам ПС дополнится.

В 2018 году нужно будет вносить в ПС аналитические параметры . В случае если их не было, в учетной политике необходимо прописать принципы ведения такого учета.

Аналитический учет помогает понять информацию, заключенную в бухгалтерской документации. Факторы, от которых он зависит:

  • наличие автоматизированных систем для этого;
  • уровень оснащенности такой техникой;
  • возможности обеспечения необходимыми программами для осуществления процесса.

Для такого учета данные фиксируются в справочной документации и структурах субсчетов и счетах.

План счетов в бюджетных организациях необходим для сопоставления показателей бюджетов этих предприятий между собой. ПС нового образца содержит в своем составе более 2000 счетов синтетического характера .

Однако, при составлении своего индивидуального плана организация включает только те, которые необходимы.

ПС представлен следующей структурой :

Раздел 1 – содержит в себе информацию по активам внеоборотного типа (имущество, ОС, НМА, инвестиции в ТМЦ и затраты на покупки, списание и строительство объектов). УС – 01, 05, 07, .

Раздел 2 – запасы производства (имущество, участвующее в процессе один раз, причем его стоимость в полном объеме включается в состав цены на готовое изделие) – 10, 11, 14, 16, .

Раздел 3 – расходы на производственный процесс (учитываются траты не только по выпуску, но и внереализационные, а также по прочим услугам) – 20, 21, 23, 25, 26, 28 и 29.

Раздел 4 – готовые товары (часть материально-производственных запасов, которые предназначены для реализации) – 40, 46.

Раздел 5 – деньги (отображаются все, которые имеются на счетах), также описывается процесс их движения. Учитываются во всех местах – кассах, р/с, документах по платежам и ценным бумагам. Могут фиксироваться как в рублях, так и в зарубежной валюте — счета 50, 52, 55, 57, 59.

Раздел 6 – основные расчеты (внутри фирмы, с лицами юридического толка или физического) – 60, 62, 63, 75, 77, 79.

Раздел 7 – содержит в себе сведения о состоянии и операциях с капиталом (любые разновидности капитала, акции, неоприходованная прибыль) – 80, 84, 86.

Раздел 8 – итог деятельности предприятия в финансовом выражении (итоговая прибыль, полученные доходы и понесенные расходы) – 90, 91, 96, 99.

Группирование проводится с учетом параметров:

  • приход – дебетовая операция;
  • расход – кредит;
  • итоговое сальдо.

Характеристика счета с учетом типа:

  1. Активный – отображает, в каком состоянии находится имущество фирмы. Сальдо в таком случае будет считаться дебетовым, но оно может быть как входящим, так и исходящим.
  2. Пассивный – содержит информацию об операциях в ходе, которых имущество предприятия появилось и сформировалось, также учитывая возникшие обязательства по нему. В таком случае дебет будет указывать на уменьшение количества денежных средств, а кредит – на увеличение объема средств. Сальдо будет исчисляться по кредиту и показывать размер имеющегося капитала и возникших обязательств.
  3. Активно-пассивный – нужен для фиксирования проведенных операций по расчету с поставщиками и дебиторами. Сальдо в этом случае может быть как дебетовым, так и кредитовым. По дебету означает возрастание задолженности дебетового типа и снижение уровня долгов по кредиту, а по кредиту – наоборот.

Состав:

  1. Активы нефинансового типа.
  2. Финансовые (ФА).
  3. Имеющиеся обязательства.
  4. Финансовый итог.
  5. Санкционирование понесенных расходов.

К активам нефинансового вида относятся ОС, НМА, имущество непроизводственного назначения, материалы, затраты, износ. Главным отличием от финансового является присутствие специального счета, для того чтобы вложить его в пункт материальных запасов.

Финансовые — все денежные средства (кассы, р/с и т.д.), ЦБ, задолженность других контрагентов, дебиторского типа и инвестиции в ФА компании.

Обязательства – отображается не только размер задолженности, но и все совершенные платежи по ней.

Раздел 5 – это перечень счетов . На нем не только можно получить данные о положении фирмы, но и увидеть движение операций по ним. Основные счета:

  • по бюджетным ассигнованиям;
  • пределы бюджетных обязательств;
  • планирование вероятных расходов или расходов.

В отдельности может иметь либо пассивную основу, либо активную.

Данные счета предназначены для учета обобщенной информации о наличии в распоряжении или временном пользовании ценного имущества, такого как основные средства, находящиеся аренде, ценности материального характера, которые отданы на хранение или переработку.

Помимо этого здесь отображаются сведения о наличии у организации определенных прав и обязательств условного типа. ПС помогает не только фиксировать данные, но контролировать некоторые хозяйственные операции.

Перечень забалансовых счетов :

  • 001 Средства, находящиеся в пользовании на основе договора аренды.
  • 002 ТМЦ, которые компания приняла на хранение под свою ответственность.
  • 003 Материалы, находящиеся на переработке.
  • 004 Комиссионные товары.
  • 005 Техническое оборудование, которое было получено от заказчика и подлежит установке.
  • 006 БСО – бланки строгой отчетности.
  • 007 Списание средств в раздел убытков ввиду непогашенной задолженности у дебиторов неплатежеспособного типа.
  • 008 Полученное обеспечение для совершения платежей и погашения обязательств.
  • 009 Выданное обеспечение для совершения платежей и погашения имеющихся обязательств.
  • 010 Амортизационный износ ОС.
  • 011 Сданные в аренду ОС.

Инструкция по применению

В тексте инструкции по ведению ПС, которая содержит единые требования для предприятий любого типа, доступно объясняются правила открытия субсчетов .

  • проводится определение назначения документа;
  • содержание и структурные особенности;
  • порядок, в котором необходимо проводить заполнение.

Заполнение происходит в том же порядке, что и совершались записи. Когда фирме нужно выпустить свою документацию, которой нет в инструкции, то она готовится с учетом всех правил и требований.

На ее основании ПС и текстов инструкции необходимо разработать собственный РП компании :

  1. Нужно использовать только необходимые счета.
  2. Разрабатывать план на длительный срок.
  3. В ПС должно выдаваться право на внесение изменений в составленный РПС.

Система составления плана :

  1. Процесс утверждения единого плана счетов.
  2. Работы по разработке плана отрасли.
  3. Внесение изменений в единый ПС.

Для ведения бухучета предусмотрены балансовые и внебалансовые счета. Первые ведутся для отражения наличных и безналичных денег, привлеченных средств, расчетов, доходов и расходов, прибылей и убытков.

Забалансовые счета в бюджетных учреждениях открываются для учета:

  • материальных ценностей (МЦ), не являющихся их собственностью, а находящимся во временном пользовании (к примеру, основные средства, взятые в аренду или безвозмездно; объекты, взятые в переработку или для ответственного хранения и др.);
  • БСО, путевок в санатории, дома отдыха;
  • обязательств, находящихся на стадии ожидания выполнения.

Забалансовые счета в бюджете: общие положения

Бюджетный учет МЦ за балансом осуществляется простым способом: поступление подлежит отражению по дебету счетов, выбытие – по кредиту. Корреспондирующие записи при их использовании не применяются. Бюджетные организации могут открывать дополнительные внебалансовые счета, чтобы собирать информацию, необходимую для управленческого учета и внутреннего контроля сохранности имущества.

Учет имущественных объектов за балансом производится по тем же первичным документам и регистрам, которые используются в учете МЦ на балансе. Инвентаризация забалансовых средств проводится также, как по объектам на балансовых счетах.

Забалансовый счет 01 в бюджетном учете

Используется для учета основных средств (ОС), получаемых по договорам аренды или безвозмездно с правом эксплуатации без закрепления в оперативное управление.

Для проведения праздника Учреждение культуры взяло напрокат костюмы. Согласно контракту арендодатель передал в двухмесячное пользование 5 костюмов. Сумма арендной платы составила 12 500 руб. После праздника костюмы возвращены. В учете использовался забалансовый счет 01:

  • имущественные объекты получены в аренду - Дт 01 (12 500 руб.);
  • произведен возврат имущества, взятого в аренду – Кт 01 (12 500 руб.).

Основаниями для проведения операций явились арендный договор и приемопередаточный акт.

Забалансовый счет 04 в бюджетном учреждении

Бюджетные организации могут списывать задолженности, признанные нереальными ко взысканию, отражая их за балансом. Для учета такого рода долгов применяется забалансовый счет 04 списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов (п.339 Инструкции № 157н). Он необходим для наблюдения за возможностью возврата долгов. Если возобновится взыскание или в счет погашения долга поступят средства, задолженность списывается.

Рассмотрим практический пример.

Исковая давность по задолженности в размере 4 570 руб. истекает 25.11.2017 г. По приказу директора ее необходимо списать на основании документов, подтверждающих признание дебитора неплатежеспособным. В учете необходимо произвести следующие записи, используя забалансовый счет 04:

  • списание долга, признанного нереальным к взысканию – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
  • одновременно учет задолженности за балансом – Дт 04 (4 570 руб.);
  • закрытие счета – Дт 2 401 30 000 Кт 2 401 20 273 (4 570 руб.).

Допустим, в декабре 2017 года дебитор произвел возврат денег, выданных ему авансом за поставку материалов. Восстановить задолженность следует так:

  • восстановление долга на счетах – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
  • одновременно списание задолженности – Кт 04 (4 570 руб.)

Забалансовый счет 07 в бюджетном учете

По нему ведется учет двух видов МЦ:

  • призов, кубков, знамен, предназначенных для награждения победителей на протяжении всего времени их нахождения в бюджетной организации по условной оценке;
  • сувениров и ценных подарков по стоимости их приобретения.

Рассмотрим практический пример.

Спортивное учреждение купило ценные подарки для использования в качестве призов победителям соревнований за 26 500 руб. По результатам соревнований спортсмены получили подарки. Операции по их покупке и вручению следует отразить так:

  • расходы по приобретению – Дт 4 401 10 290 Кт 4 302 29 000 (26 500 руб.);
  • стоимость ценностей за балансом – Дт 07 (26 500 руб.);
  • оплата купленных МЦ для подарков – Дт 4 302 29 000 Кт 4 201 11 000 (26 500 руб.);
  • списание с забалансового счета подаренных призов – Кт 07 (26 500 руб.).

09 забалансовый счет в бюджете

Счет используется для учета запчастей на транспорт, выдаваемых вместо изношенных деталей. Так осуществляется контроль использования запасных частей (п.349 Инструкции № 157н). Конкретный список МЦ определяется в учетной политике организации.

На счете детали указываются в момент их выбытия с баланса на ремонтные работы по транспорту. Учет ведется на всем периоде их эксплуатации в составе ТС. Выбытие осуществляется по приемопередаточному акту произведенных ремонтных работ.

17 и 18 забалансовые счета

Эти забалансовые счета в бюджетных учреждениях применяются при поступлении и выбытии денег на счетах.

Забалансовый счет 17 предназначен для учета поступлений от:

  • бюджета (федерального, регионального, муниципального);
  • ГРБС.

Счет 18 используется при выбытии данных средств и восстановлении таких выбытий.

Забалансовый счет 20 в бюджетном учете

Предназначен для учета сумм, по которым не предъявлялись требования и которые не подтверждены инвентаризацией в течение срока исковой давности со времени произведения списания долгов.

Списание производится по решению инвентаризационной комиссии в порядке, определенном ГРБС.

Забалансовый счет 21

Применяется при калькуляции ОС стоимостью, не превышающей 3 000 руб., кроме недвижимости и объектов библиотечного фонда (п.373 Инструкции № 157н).

Основные средства на забалансовом счете в бюджете берутся в учет по первичному документу, которым подтвержден их ввод по условной оценке или по балансовой стоимости в зависимости от порядка, предусмотренного учетной политикой бюджетной организации.

Перемещение в пределах учреждения ОС на забалансовых счетах показывается по первичной документации. В этих целях изменяется материально ответственное лицо и (или) склад.

Выбытие ОС осуществляется по приемопередаточному акту или акту списания по стоимости принятия их на забалансовый учет.

Забалансовый счет 22

Используется при поступлении МЦ от поставщика до получения извещения и ксерокопий документации на них. Эксплуатировать поступившее имущество можно только по разрешению уполномоченного исполнительного органа власти, ГРБС.

Бюджетные учреждения используют и иные забалансовые счета бюджетного учета: 2-6, 8, 11-16.

Обязательно ли вести забалансовый учет и чем грозит его отсутствие?

Мнение эксперта

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (ч. 3 ст. 10) устанавливает: бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

Согласно Инструкции по применению счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) учет объектов на забалансовых счетах ведется по простой системе.

А с 19 июля 2017 года федеральными стандартами признаются все действующие ПБУ (ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Применение забалансовых счетов регламентировано лишь в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (п. 17) и в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (п. 39).

Под соответствующие счета необходимо создать регистры бухгалтерского учета. В остальных федеральных стандартах забалансовые счета не упоминаются.

Неприменение забалансовых счетов, предусмотренных ПБУ, отсутствие для них регистров бухгалтерского учета могут повлечь ответственность по статье 120 Налогового кодекса РФ и статье 15.11 Кодекса об административных правонарушениях.

Между тем использование забалансовых счетов предусмотрено иными источниками правил бухгалтерского учета (п. 1 ст. 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете»):

  • Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (разд. IX);
  • Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (п. 14, 82);
  • Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (п. 12).

Однако Методические указания Минфина России применяются в части, не противоречащей Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Поэтому те их предписания, которые не соответствуют требованиям закона, исполнению не подлежат.

Подведем итог. Обязательными к применению являются забалансовые счета «Износ основных средств» (для некоммерческих организаций) и «Нематериальные активы, полученные в пользование».