Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.
На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.
Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :
Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.
Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.
Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.
Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.
1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.
2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.
Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.
3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.
Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.
4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.
Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.
5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.
Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
Налоги подразделяются на следующие виды:Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.
Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.
В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:
Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.
Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.
Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.
В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
Вид налога |
Определение |
управление |
Комментарии |
|
Налоговой базы |
Налоговой ставки |
|||
Налог на прибыль |
Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент |
|||
Налог на доход физических лиц |
Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база |
|||
Многоуровневый налог с продаж (НДС) |
Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах |
|||
Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов |
||||
Налог на недвижимость |
Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод |
Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.
Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.
Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.
При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.
Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.
Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:
Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:
Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:
Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)
Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).
Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Для юридических лиц и предпринимателей. Какими они бывают? И что лучше выбрать в том или ином случае? Каждый ИП должен знать плюсы и минусы существующих систем уплаты налогов. Иначе бизнес может прогореть. Обо всем этом и не только обязательно будет рассказано далее. В конце концов каждый поймет, как выбрать ту или иную систему налогообложения. Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд.
Сначала разберемся, с чем в принципе придется иметь дело. Налогообложение для ИП и ООО является крайне важной составляющей. Это система уплаты налогов. Благодаря ей осуществляется декларирование доходов и отдача части прибыли государству.
По НК РФ (статья 17), системы уплаты налогов определяют:
На данный момент юридическое лицо может столкнуться с разными видами налогообложения. Далее мы рассмотрим каждый возможный вариант с плюсами и минусами.
Начнем с краткого списка. Он поможет понять, из чего в целом можно выбрать тип перевода части прибыли за ведение бизнеса.
На данный момент в России встречаются такие виды налогообложения:
ЕСХН почти не используется на практике. Поэтому на нем сильно заострять внимание не следует. Разберемся с остальными видами налогообложения и их характеристиками. Понять все это не составляет труда.
Самый распространенный вариант развития событий — это использование общей системы налогообложения. Она выбирается ООО или ИП по умолчанию. Расклад не всегда выгодный, особенно в самом начале бизнеса.
Он предусматривает серьезную бумажную волокиту и весьма крупные налоги. Поэтому от ОСНО зачастую отказываются многие предприниматели. Некоторым подходит именно такой вариант.
Если кратко описывать систему уплаты налогов, то в этом случае придется переводить средства за имущество организации и за доходы. НДС тоже имеет место. Именно эта составляющая позволяет выбрать или отказаться от ОСНО.
Основные виды налогообложения в России мы перечислили. Теперь стоит рассмотреть каждый вариант более подробно.
На данный момент у ОСНО выделяют такие слабые стороны:
На этом все. Больше никаких недостатков нет.
Стоит обратить внимание на то, что ООО (компания) при ОСНО платит налог на прибыль 20%, а ИП - 13%. Отчетность поквартальная. И поэтому она доставляет фирмам немало хлопот.
Теперь о положительных сторонах. Они играют важную роль. Особенно если человек не знает, на каком типе уплаты налогов останавливаться.
Общая система налогообложения в России на сегодняшний день обладает следующими преимуществами:
Тем не менее такой вариант используется далеко не всегда. Какой вид налогообложения выбрать в том или ином случае? Для этого стоит обратить внимание на иные предложения. Только потом предприниматель сможет выяснить, как ему лучше перечислять налоги в государственную казну.
Следующая система уплаты налогов — это УСН. Ее называют "упрощенкой". Именно такой расклад используется предпринимателями чаще всего.
Уже по названию системы понятно, что данный режим уплаты налогов подразумевает упрощенный порядок действий. Так и есть — бумажная волокита при нем минимальна, особенно если гражданин работает без сотрудников.
У УСН есть 2 разновидности. Если точнее, то:
В зависимости от выбранного типа будет меняться налоговая база. В первом случае подразумевается чистая прибыль (после вычета расходов), во втором — все получаемые доходы.
"Упрощенка" предусматривает уплату НДФЛ. Платят либо от 5 до 15% (доходы — расходы), либо от 0 до 6% (доходы). Точный размер налога зависит от региона, в котором проживает предприниматель, а также от типа деятельности.
Несколько слов о том, почему отдельные лица отказываются от "упрощенки". Далеко не всем подходит такой расклад.
К примеру, из-за подобных недостатков:
Соответственно, такой вид налогообложения для ИП, работающего на себя без сотрудников, подходит довольно часто. Но какие плюсы есть у данной системы?
"Упрощенка" является излюбленным направлением, в котором работают предприниматели. Мелкие компании тоже зачастую останавливаются на таком раскладе, но со временем от него приходится отказываться из-за большого штата работников и высокой прибыли.
К плюсам УСН относят:
На практике, если можно использовать "упрощенку", граждане стараются останавливаться именно на таком варианте.
Отчетность ежегодная (до 31 мая для компаний и до 30 апреля для ИП), а вот платить НДФЛ придется раз в квартал. Дополнительно придется вести книгу расходов и доходов.
Уменьшение налоговой базы осуществляется за счет расходов на содержание компании, отчислений за сотрудников в ПФР (не более чем на 50% от переводов) и за себя (на 100% от сумм, отданных Пенсионному фонду).
А есть такое понятие, как ЕНВД. Это В народе его называют "вмененкой".
ЕНВД — вид налогообложения, который не используется в Москве. Но в остальных регионах РФ с ним можно активно работать. Он предусматривает отсутствие всяких налогов, зависящих от доходов предприятия.
Виды налогообложения для ООО из всех ранее перечисленных не так интересуют бизнесменов, как ЕНВД. "Вмененка" идеальна для кафе, такси и ряда других типов деятельности.
Как и в случае с УСН, ЕНВД можно уменьшить на сумму фиксированных отчислений. Отчетность и уплата налогов в данном режиме поквартальные. Налоги уплачиваются в зависимости от потенциальной прибыли ИП или ООО. Соответствующие предположительные доходы устанавливаются государством и зависят от региона регистрации, а также от деятельности предприятия.
Какие минусы есть у "вмененки"? Ведь все виды налогообложения имеют сильные и слабые стороны. О них необходимо помнить каждому бизнесмену.
На данный момент ЕНВД имеет следующие минусы:
Кроме того, как и в случае с УСН, при "вмененке" у другой компании доля в бизнесе не должна быть более 25%. Иначе право на рассмотренный тип уплаты налогов упраздняется.
Виды налогообложения для ООО и для предпринимателей обязательно включают в себя "вмененку". Это не самый плохой вариант. Особенно если реальная прибыль компании больше, чем предполагает государство.
Можно отметить следующие сильные стороны "вмененки":
Важно: размер налога определяется 15% от потенциальной годовой прибыли компании.
Не так давно в России появилось патентное налогообложение. Виды деятельности в этом случае тоже ограничены, как при УСН или ЕНВД. Тем не менее ПСН активно используется на практике. Особенно если человек хочет открыть ИП и "посмотреть", как у него получится вести деятельность.
В целом ПСН напоминает УСН или "вмененку", но со своими плюсами и минусами. К примеру, такой вариант доступен только ИП. И величина налога не зависит от реальной прибыли предпринимателя.
Теперь рассмотрим недостатки подобного варианта. Как уже было сказано, ПСН доступна только предпринимателям. ООО с ней работать не смогут ни при каких обстоятельствах.
На данный момент у патентной системы имеются следующие слабые стороны:
Тем не менее такой расклад некоторым кажется весьма привлекательным. Для того чтобы определиться с выбором системы уплаты налогов, нужно оценить все плюсы и минусы каждого предложения. Только так человек примет верное решение.
Виды налогообложения для ООО не предусматривают ПСН. Зато с этим раскладом могут столкнуться предприниматели.
Патенты удобны. Но почему? Принято выделять следующие положительные стороны режима:
Соответственно, сегодня многие предприниматели обращают внимание именно на ПСН. В частности, если данный режим применим к тому или иному типу деятельности.
При переходе к новому режиму уплаты налогов гражданину требуется написать в установленные сроки (обычно от 10 до 30 дней с начала налогового периода) заявление и подать его в ФНС. Придется указать код вида налогообложения и тип деятельности компании. Все это можно посмотреть в базах налоговых служб.
А что такое ЕСХН? Налог, который подходит только тем, кто самостоятельно ведет сельскохозяйственную деятельность. В реальной жизни почти не встречается. Соответственно, подобный режим рассматривать не будем. Достаточно знать, что он есть. Более подробную информацию лучше уточнять в ФНС.
Мы выяснили, какие виды налогообложения для ИП и компаний существуют в России. Но на чем лучше остановиться?
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что УСН, ЕНВД и ПСН похожи между собой. Поэтому сравнивать их нужно для конкретного типа деятельности в том или ином регионе.
С уверенностью можно сказать лишь о том, что на ОСНО на первых порах лучше не соглашаться. Для неопытных бизнесменов это огромная налоговая и отчетная нагрузка, которая способна загубить деятельность.
Российская налоговая система представлена достаточно большим разнообразием схем, в рамках которых исчисляются сборы в казну. Какие из них предпринимателям использовать выгоднее и почему? Каковы особенности каждой из предлагаемых государством систем исчисления сборов?
Какие виды налогообложения предусмотрены в российском законодательстве? В данный момент основных, наиболее часто используемых предприятиями РФ, четыре. Рассмотрим их.
Как правило, уплата предпринимателями сборов в рамках 2, 3 и 4 режимов обеспечивает меньшую налоговую нагрузку, чем при ОСНО. Однако и в случае с ЕНВД и при задействовании УСН существуют ограничительные критерии. Не все предприятия имеют право работать в рамках данных систем. Как правило, связано это с характеристиками вида деятельности или же с величиной выручки.
Все перечисленные виды налогообложения могут применять как ИП, так и хозяйственные общества, кроме патентной системы (только ИП). Допустимо, что предприниматель или организация, в силу занятия разными видами деятельности, будут работать в рамках разных форматов одновременно. Например, это возможно, если человек открыл компьютерный магазин, совмещенный с мастерской по ремонту ПК. По первому виду деятельности он может использовать УСН, по второму - ЕНВД (при условии, что характеристики бизнеса позволяют это делать).
Еще одна особенность - отчетность по каждой системе налогообложения нужно сдавать отдельно. То же и с платежами в бюджет, которые должны осуществляться в предусмотренные для каждого вида сборов сроки.
Есть также еще один налог, применяемый в России - единый сельскохозяйственный (ЕСХН).
Однако его отраслевая специализация очень узка. Мы, конечно, рассмотрим в статье и его, но сразу отметим - применять его могут только аграрии.
Если попытаться сравнить все существующие виды систем налогообложения в России, то УСН, пожалуй, - самая простая и понятная по своей структуре. В отличие от ЕНВД при ней нет необходимости находить коэффициенты, перечитывая региональные законы.
Единственное, с чем предстоит определиться предпринимателю - выбрать УСН по ставке 6% или 15%. В чем разница, мы вкратце отметили выше: в первом случае налоговая база - выручка, во втором - прибыль. Стоит, однако, отметить, что в некоторых регионах для отдельных видов предпринимательской деятельности ставка по прибыли намного ниже - 5%.
Выбор УСН на базе выручки может быть целесообразным, если у компании не очень много расходов. Как правило, это фирмы, оказывающие какие-то услуги: консалтинг или, например, ремонт. В свою очередь, УСН, где базой для исчисления сборов в казну выступает прибыль, более всего подходит розничным организациям, которые тратятся на закупку товаров у поставщиков.
Вместе с тем далеко не каждая фирма вправе применять УСН. Перейти на эту систему не могут следующие виды бизнеса:
Подробно изучать виды налогообложения для ИП и организаций мы начнем с ЕНВД. Первое, что нужно сделать предпринимателю, выбравшему этот режим начисления сборов, - зарегистрироваться в УФНС. Причем именно в том территориальном подразделении, где будет вестись бизнес.
В случае с ЕНВД величина налога не зависит от фактической выручки организации. Размер сбора определяется законом. Исходя из каких формул? Расчет ЕНВД ведется на основе четырех показателей. Изучим их.
Как высчитывается ЕНВД? Очень просто. Все 4 показателя умножаются между собой. В итоге получается месячное значение. Поскольку ЕНВД уплачивается раз в квартал, умножаем получившуюся цифру на 3. Именно в этом размере платеж потребуется провести в ФНС.
Виды налогообложения для ИП (но не юрлиц) включают в себя также и патентную систему. Этот формат сборов в казну достаточно новый. Он появился в 2013 году.
Есть версия, и она довольно правдоподобна, что посредством патента государство решило упростить налогообложение отдельных видов деятельности, не соответствующих по критериям ЕНВД, очень желанного для многих предпринимателей. Чуть позже мы поймем, почему.
Какие, если рассматривать патентное налогообложение, виды деятельности под него подпадают? Их достаточно много - несколько десятков. В основном это различного рода услуги: ремонт, перевозки, установка окон и т. д. Есть и производственные сферы: пошив одежды, изготовление обуви, ковров.
Срок действия патента - от 1 до 12 месяцев. Предприниматель, работающий в рамках этой системы, может привлекать наемных специалистов, но не более 15 человек за один налоговый период.
Формула исчисления сборов в казну при использовании патента очень проста. Она основана на оценочном доходе (как при ЕНВД), который может получить предприниматель за год. Аналогично тому, как это происходит при применении ЕНВД, налоговые ставки определяются на уровне субъектов федерации.
Отличительная специфика патента - покупка его у государства (другие виды систем налогообложения основаны на отчислении сумм сборов в казну согласно фактическим доходам или по срокам в привязке к периодам) на тот срок, который нужен предпринимателю.
Сделка осуществляется в рассрочку. Если патент имеет срок действия до полугода, то рассчитаться предприниматель должен в течение 25 дней, начиная с того, когда документ получен. Если более полугода - то до 25 числа платится 1/3 суммы, а остаток - в течение 30 дней после окончания налогового периода.
Рассмотрим также и единый сельскохозяйственный налог. Аграриям наше государство гарантирует достаточно льготное налогообложение. Виды налогов, что мы рассмотрели выше, не всегда сопоставимы по выгоде с преференциями по ЕСХН.
Как мы уже сказали, есть только одна сфера экономической деятельности, в которой применим ЕСХН. Пользоваться им могут только предприниматели, занимающиеся сельским хозяйством. Обязательный критерий - выпуск соответствующей продукции своими силами, не перепродажа. Кроме ИП и хозяйственных обществ, ЕСХН могут применять также и сельскохозяйственные кооперативы, а также рыбоводческие организации.
Главный критерий перехода на ЕСХН в том, что выручка от продажи собственной продукции - как минимум 70% от общего объема дохода. При этом максимальное количество сотрудников - 300 человек.
Если фермер решил перейти на ЕСХН, то ему гарантируются следующие основные преференции:
Самая главная преференция - низкая налоговая ставка. Она составляет всего 6%. База при этом, как и в случае с одной из форм УСН, - прибыль компании (доходы минус расходы). То и другое может выражаться и в форме натуральной продукции, но с обязательным пересчетом в финансовый эквивалент. Налоговая база формируется нарастающим итогом.
Если фермер работает с убытком, то его можно включать в вычет. То есть база для исчисления сборов в следующем расчетном периоде уменьшается. Убытки можно суммировать за предыдущий год. Правда, уменьшать можно не безгранично. Максимальная величина вычета - 30%. Однако остаток неиспользованных убытков можно переносить на следующие периоды.
Какой выбрать вид налогообложения, при том что разница между ними очень существенна?
Самый главный критерий - это, конечно, финансовая выгода.
Как правило, начинающие предприниматели выбирают между УСН и ЕНВД (при прочих равных и при одинаковой совместимости видов деятельности с законодательством).
Попробуем произвести некоторые расчеты. Допустим, наш бизнес - это продажа шоколадных батончиков при помощи вендинговых машин. Мы, согласно закону, вправе использовать УСН или ЕНВД. Предположим, выручка, которую генерирует аппарат, в месяц - 300 тыс. руб. Условимся, что убыток минимален, и потому мы используем тот вариант начисления сборов, когда платится 6% с доходов.
Таким образом, мы отдаем государству ежемесячно 18 тыс. руб. при УСН. Но, быть может, выгоднее выбрать иной вариант налогообложения - ЕНВД? Все зависит от того, в каком городе мы работаем. Допустим, в Туле. Заходим на региональный сайт ФНС и скачиваем соответствующий муниципальный закон, определяющий коэффициенты для ЕНВД. Получается следующее:
Итак, считаем квартальный ЕНВД, перемножаем все значения. Получается 5943 руб. 96 коп. Можно округлить до 5944 руб. За год выходит 71328 руб. Получается, что ЕНВД в 3 раза выгоднее.
Подобного рода калькуляции очень полезны для предприятий, использующих виды налогообложения, альтернативные общей системе.
Властным субъектом (государственными или муниципальными органами) у подчиненного объекта. В истории нередки случаи насильственного изъятия имущества, но в наше время изъятие происходит обычно по добровольно-принудительному принципу. Налогообложение является основным источником финансирования государственных органов.
Система налогообложения - это комплекс всех налогов и сборов. Основы этой системы закреплены на государственном уровне в специальных налоговых кодексах либо других нормативно-правовых актах. В Российской Федерации существует 5 видов системы налогообложения :
Налогоплательщик - это юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность платить налоги. По налоговому кодексу налогоплательщики имеют свои права и обязанности.
Налоговая база - совокупность объектов налогообложения за определенный период на определенной территории. Грубо говоря - список всех налогоплательщиков.
Налоговая политика (или фискальная политика ) - один из методов вмешательства государства в экономику с целью обеспечения стабильности экономики и наполнения государственного бюджета . Под влиянием экономической обстановки и текущего экономического цикла, государство может проводить разные виды налоговой политики - сдерживающую или стимулирующую, дискреционную или автоматическую (установление измененных налоговых ставок вручную или автоматически, в зависимости от изменения экономической ситуации).
Налоговое право - система правовых норм , регулирующая социальные отношения в сфере налогообложения. Источниками налогового права, как правило, являются: конституция страны, налоговый кодекс и прочие государственные нормативно-правовые акты. Не следует путать налоговое право с бюджетным правом.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налог основывается на принципах: 1) обязанности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения, 2) индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика,3) безвозмездности уплачиваемых сумм, 4) отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.
Налоги есть перераспределительные отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками. Именно в процессе производства товаров, работ, услуг формируются доходы субъектов. Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между реальными его производителями и государством, посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна – формирование доходной части бюджета государства. Экономическая сущность налогов проявляется по разному. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы государства. С позиции налогоплательщика это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налогов, то налогоплательщик наоборот, желает низких налогов, что позволяет ему уменьшать свой доход. Принципы налогообложения : П равенства и справедливости должен лежать в основе налогообложения. П эффективности . Он состоит из 1) Налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений. 2) Налоговая система должна содействовать развитию экономики страны. 3) Не должны устанавливаться налоги нарушающие налоговую систему страны. 4) Налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. 5) Налоговая система не должна допускать произвольного толкования. 6) Максимальная эффективность каждого налога выражается в низких издержках государства и общества.
П универсализации – налоговая система должна предъявлять одинаковые требования, должен быть одинаковый подход к исчислению налогов. П одновременности обложения. П стабильности налоговых ставок. П четкого разделения налогов. П удобства и времени взыскания налогов. П разумного сочетания прямых и косвенных налогов. П использования системы льгот.
Налоговое законодательство предусматривает обязательное наличие таких элементов налога, как: Субъект налога – это юридическое или физическое лицо на которое по закону возложена обязанность платить налог Объект налогообложения – это предмет подлежащий налогообложению. Единица обложения – количественная мера измерения объектов обложения (стоимость, площадь, вес товара); Налоговая база; Налоговая ставка – величина налога на единицу измерения налоговой базы (налогов. ставки – твердые и процентные) Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговый период. Порядок и сроки уплаты налога . Функции налогов. Фискальная – отражает предназначение налогов, причину их появления, с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства. Экономическая включает в себя: Распределительную – в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП. Стимулирующую – проявляется в введении налоговых льгот, в дифференциации налоговых ставок. Контрольную – контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности.