Возможно ли вывести российскую экономику из офшоров? Офшоризация: современные тенденции развития и влияние на мировую экономику

Возможно ли вывести российскую экономику из офшоров? Офшоризация: современные тенденции развития и влияние на мировую экономику

Сегодня мы разберем достаточно молодой, но весьма популярный термин, который скрывает под собой целый комплекс государственных мер. Это деофшоризация. Представим трактовку понятия, законодательные акты, подтверждающие этот процесс. Рассмотрим, что такое офшоры, почему они нежелательны для экономики государства.

Определение понятия

Деофшоризация - это комплекс мероприятий, который направлен на исключение или снижение вовлеченности в государственный хозяйственный оборот резидентов РФ, выступающих под маской иностранных лиц (или использующих нормы иностранного права), преследуя цели незаконного ухода от налогов. Такие мероприятия проводятся в разных сферах - законодательной, правоприменительной и информационной.

И это не единственная формулировка понятия. Унифицированной его характеристики пока что не существует. Также деофшоризация - это:

  • Борьба с самими офшорами, а также ужесточение контроля над операциями, что проходят в офшорных зонах.
  • Комплекс мероприятий по "оздоровлению" бизнеса в рамках государственной политики.
  • Один из факторов развития экономики, облегчающий ведение честного бизнеса.

Деофшоризация - это термин, который стал использоваться в российской экономике сравнительно недавно, с 2013 года. Государственные мероприятия, названные данным понятием, призваны наложить запреты на использование офшоров и иностранных компаний резидентами РФ.

Что такое офшор?

Чтобы до конца уяснить смысл понятия, которым мы будем оперировать, нужно четко представлять значение слова "офшор". Что это простым языком?

Термин происходит от англ. offshore - "вне берега". Это финансовые центры, которые привлекают иностранный капитал налоговыми и административными льготами. Офшором может быть и определенная зона, и целая страна. Второе популярное название - "финансовый рай". Так их зон сегодня в мире немало - порядка 50.

Около 10 % финансовых накоплений на планете сконцентрированы именно в офшорных зонах. Если перейти к конкретным цифрам, то порядка 32 триллионов долларов. А это превышает объединенный ВВП двух самых развитых стран мира - Японии и Соединенных Штатов.

Офшор. Что это простым языком? Офшорная компания - это фирма, которая зарегистрирована иностранным предпринимателем в зоне с благоприятным налоговым климатом.

Ошибкой считать сами офшоры незаконными. Но нельзя отрицать факта, что они широко используются для различных экономических преступлений. Как то: применение экономических мошеннических схем, криминальное "отмывание" денег. Популярна и такая практика: в офшорах регистрируют свои компании государственные чиновники, которым закон запрещает ведение бизнеса. Яркий пример такого нарушения - громкое "Панамское досье".

Офшоры бывают разные

Также важно четко различать основные разновидности офшоров:

  • Полная офшоризация. Такие зоны, где компании полностью освобождаются от отчетности. Процент налогов на прибыль тут невероятно низкий. Или же предприниматели просто уплачивают фиксированную сумму. Где-то и вовсе бизнесмен может быть полностью освобожден от уплаты налогов. К таким зонам относят Сейшелы, Кипр, Доминику, Британские Виргинские острова, Белиз, Невис, Федерацию Сент Китс.
  • Налоговая офшорная зона. Тут вводятся пониженные налоговые ставки. Однако компании не освобождаются от учета своей деятельности, сдачи налоговой отчетности. Подобными зонами сегодня считаются Панама, Гонконг, Шотландия.
  • "Налоговые оазисы". Определенная ограниченная офшорная территория внутри какого-либо государства.

Сегодня в мире самым популярным офшором считаются Виргинские острова. Зона привлекает бизнесменов простотой как регистрации, так и ведения бизнеса, отсутствием налоговых платежей. Кроме того, предпринимателю гарантируется полная конфиденциальность его личных данных: о проведенных финансовых операциях, личности, получаемой прибыли.

Законное использование

Деофшоризация экономики в Российской Федерации вовсе не означает полный запрет на регистрацию российскими предпринимателями фирм в иностранных государствах. Допускается следующее законное использование офшоров:

  • Создание совместных компаний с иностранными партнерами.
  • Защита прав бизнесменов в условиях более развитой юридической системы, с применением пока отсутствующих в РФ финансовых инструментов.
  • Создание специальных механизмов, обеспечивающих защиту активов и наследование собственности.
  • Проведение благотворительной деятельности и проч.

Незаконное использование

Российское государство при этом активно борется со злоупотреблением офшорами. Это незаконное их использование в следующих целях:

  • Легализация финансовых средств, полученных криминальным путем.
  • Уклонение от уплаты налогов.
  • Накопление прибыли, не облагаемой налогом, вне территории Российской Федерации.
  • Рейдерство, применение мошеннических схем по "отмыванию" денег и проч.

Закон о деофшоризации, таким образом, не отменяет использование офшоров - не важно, где бизнесмен зарегистрировал компанию. Важно, чтобы его фирма не уклонялась от уплаты полагающихся налогов.

Основные задачи по деофшоризации

Правительство РФ для решения данной проблемы вводит следующие меры по деофшоризации российской экономики:

  • Обеспечение усиления прозрачности офшорных компаний.
  • Выявление реальных бенефициаров. То есть граждан, которые на деле являются собственниками активов, хозяйственных субъектов и прочих ценностей, зарегистрированных в офшорных зонах на подставных лиц.
  • Улучшение международного информационно-налогового сотрудничества.
  • Определение истинных причин, которые побуждают российских предпринимателей регистрировать свой бизнес в офшорных зонах.
  • Устрание (или минимизирование) влияния данных причин на отечественный бизнес.
  • Стимулирование возвращения предпринимателей из офшоров на территорию Российской Федерации.

Причины ухода в офшор

Чтобы итоги деофшоризации были результативными, Правительству нужно четко знать, что же подтолкнуло бизнесменов к регистрации компании в офшорной зоне, а не на территории РФ.

На сегодня экономисты выделяют следующие главные причины:

  • Несовершенство законодательства Российской Федерации.
  • Неблагоприятный климат для привлечения зарубежных инвестиций.
  • Неразвитый фондовый рынок.
  • Неэффективная судебная система.
  • Сложные условия для активного ведения бизнеса.

Теоретическое устранение

В теории, для устранения вышеперечисленных причин правительству Российской Федерации необходимо сделать следующее:

  • Реализовывать внутри РФ принципы правовых государств.
  • Соблюдать законные свободы и права своих граждан.
  • Укреплять демократические институты общества.
  • Искоренять коррупцию и бюрократию.
  • Создавать благоприятные условия для регистрации и последующего ведения бизнеса в РФ. К примеру, устранить чрезмерное вмешательство чиновнического аппарата в экономику.

Для непосредственного воплощения этих тенденций деофшоризации в жизнь был принят целый комплекс нормативных и правовых актов.

Нормативные документы РФ

В Российской Федерации на сегодня введен целый ряд нормативных актов, напрямую связанных с деофшоризацией бизнеса:

  • Указ Президента РФ "О долгосрочной экономической государственной политике" (7.05.2012). В данном акте глава государства поручил Правительству реализовать меры по обеспечению прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ. В том числе это и противодействие уклонению от отчисления налогов в РФ путем создания офшорных фирм и компаний-однодневок.
  • Послание Федеральному Собранию Президента РФ (12.12.2012). В документе глава государства сформулировал необходимость разработки комплексных, взаимосвязанных мер по деофшоризации российской экономики.
  • "Черные списки" офшорных зон, составляемые и контролируемые ФНС РФ, Министерством финансов, Центробанком.
  • ФЗ № 376 (принят в 2014-м, внесены поправки в 2015, 2016 гг.) "О налогообложении зарубежных контролируемых компаний и доходов иностранных фирм". Считается первым антиофшорным законом в РФ.
  • ФЗ № 115 "О противодействии отмыванию преступной прибыли" (2001).
  • ФЗ № 140 "О добровольном декларировании активов и счетов в банковских организациях" (2015).
  • ФЗ № 44 "Контрактная система государственных закупок" (2013).
  • Программа по деофшоризации отечественной экономики "Повышение привлекательности для российского бизнеса отечественной юрисдикции".

Познакомимся теперь с главным законодательным актом из списка.

Антиофшорный закон

Главное решение Правительства о деофшоризации - это принятие ФЗ № 376, который внес значимые изменения в Налоговый кодекс в 2014 году. Документ также называют законом об антиофшоризации.

Если предельно кратко изложить содержание этого нормативного акта, то можно уместиться в два тезиса:

  • Прибыль, что российские резиденты получают в офшорах, должна облагаться налогами по отечественному законодательству.
  • Уведомление налоговой службы об участии (прямом или косвенном) российских физических или юридических лиц в иностранных компаниях. А также последующее декларирование их прибыли согласно доле участия.

Кроме того, ФЗ № 376 (2014) ввел в Налоговый кодекс ряд не применяющихся ранее понятий: "контролирующие лица", КИК ("контролируемая иностранная компания"), "фактический получатель прибыли" и проч.

Изменение законодательства

ФЗ № 150 (2015) и ФЗ № 32 (2016) внесли следующие поправки в главный российский деофшорный закон:

  • Срок подачи уведомления об участии в иностранной фирме (или о прекращении такого участия) увеличен с 1 до 3 месяцев.
  • Факт получения дохода не признается в том случае, если он получен в итоге передачи правомочий на получение прибыли между членами одной семьи (касается иностранных юридических лиц).
  • Налогообложение в случае продажи ценных бумаг, которые контролирующее лицо приобрело у своей контролируемой фирмы.
  • Условия освобождения прибыли контролируемых зарубежных компаний от налогообложения в РФ.
  • Конкретизация круга взаимосвязанных лиц.
  • Обязательный контроль всех внешнеторговых операций с офшорными фирмами, размер которых превышает 60 млн рублей в год.
  • Введение санкций за регистрацию фирм через подставных лиц.
  • Установление ответственности за использование незаконной документации, удостоверяющей личность, при регистрации фирмы-однодневки.

Офшоры сами по себе не являются преступными. Но многие недобросовестные бизнесмены используют их для отмывания доходов, сокрытия от налогов. Против таких предпринимателей и направлена деофшоризация в РФ.

Все на войну с офшорами. Российские власти, кажется, всерьез озаботились оттоком средств из страны. Оно и понятно. За последние 20 лет в офшоры ушло, по разным оценкам, от 800 миллиардов до триллиона долларов, и этот процесс продолжается. 12 декабря Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, признал, что борьба с офшорами не принесла сколько-нибудь заметных успехов, а значит, назрела необходимость более решительных мер. "Каковы плюсы и минусы новых предложений власти по деофшоризации российской экономики, помогут ли они на этот раз решить проблему с оттоком капиталов", - выясняли эксперты раздела " " интернет-издани я "Биржевой лидер".

Смелый план российского правительства.

Давно не секрет, что офшоры являются главным фактором оттока средств из России, а значит, и замедления экономического роста. Ведь доходы отечественных компаний вместо того, чтобы работать на развитие экономики России и повышение уровня жизни россиян, поддерживают экономику зарубежных стран. Как считает финансов Антон Силуанов, деофшоризация экономики могла бы пополнить российский бюджет на десятки миллиардов , заметим, совсем даже не лишних в условиях замедления экономического роста.
Что же предложил президент для преодоления офшоризации экономики? Среди новых и не очень новых мер можно отметить следующие:
- отлучить офшорные компании от госконтрактов и господдержки в любой форме, включая кредиты Внешэкономбанка. В самом деле, если главной целью офшорного бизнеса является уклонение от , то почему государство должно поддерживать такую компанию;

Изымать налоги с таких сделок в пользу российского бюджета принудительно. поставил задачу продумать систему, как эти деньги будут изыматься;

Отказаться от соглашения об избежании двойного с офшорами. Как считает Игорь Сечин, много времени этот вопрос не займет, достаточно лишь уведомить иностранных партнеров о выходе из такого соглашения. Что же касается , то, как сообщил Силуанов, с ним уже договорились о раскрытии информации "в более подробном формате, нежели существовал ранее";

Компании должны раскрывать своего владельца, что позволит определить, где бизнес зарегистрирован и платит ли налоги. Путин уже подписал поправки в Налоговый кодекс , которые вводят 30 процентный штрафной налог с пассивных доходов, выплачиваемых за , если не раскрыт бенефициар иностранной фирмы.

Другими словами, как сказал , "хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, регистрируйся в российской юрисдикции".

Таким образом, такие крупные российские компании, не зарегистрированные в стране, как алюминиевый холдинг "Русал", металлургический "Евраз", "Вымпелком", ЕВРАЗ, Мечел, ММК, "Силовые машины", Кировский завод и многие другие останутся без господдержки со стороны правительства или должны будут выйти из офшорной зоны. То есть поставлена задача сделать увод денег из России максимально невыгодным.

Если брать во внимание международный опыт борьбы с офшорами, то, к примеру, в тех же существуют специальные штрафы, офшорные фонды, покупающие активы в стране, облагаются налогами по повышенным ставкам. А в ЕС существует уголовная ответственность за минимизацию налогов при международной торговле с офшорами.

Российские эксперты, в целом, поддерживая давно назревшие меры, полагают, что переломить ситуацию с офшорами будет все же непросто. Как известно, чтобы мечта стала планом, она должна сбыться, а вот с этим явно будут проблемы.

При этом в ходе оценки различных экономических параметров в редких случаях могла похвалиться показателями, характерными для наиболее успешных развивающихся европейских стран. Так, информационно-коммуникационные технологии, электроэнергетика, железнодорожная инфраструктура и состояние рынка капитала в России получили от специалистов ЕБРР, как ни странно, довольно высокие оценки.

"Курс рубля на валютном рынке Forex продолжает торги в восходящем тренде, причем ближайшее важное сопротивление располагается в области майского максимума - 33,53", - отмечают в аналитическом отделе брокерской компании (входит в рейтинг рекомендованых брокеров Форекс Академии Masterforex-V). Поддержки расположены на уровнях наклонного канала МФ и пивота МФ 31,64.

Как невозможное сделать возможным.

Признаем, бизнес всегда искал и будет искать возможность сэкономить на налогах и получить максимальную защиту своего капитала. Российские компании, понятно, не являются исключением из этого правила. Даже сделка по приобретению "Роснефтью" компании ТНК-ВР была проведена через офшоры. Понятно, что решить эту проблему в одночасье не получится. Не получится уже потому, что четыре из первой пятерки крупнейших поставщиков иностранных инвестиций в Россию - это офшоры или квазиофшоры, на них приходится около 60 процентов из общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику. Как свидетельствует Росстат, к концу сентября в российской экономике было накоплено инвестиций из Кипра на 78 миллиардов долларов, из Нидерландов - на 59 миллиардов, из Люксембурга - на 39 миллиардов и из Виргинских островов - на 12 миллиардов. Фактически это российский капитал, и если резко прикрыть офшоры, то он может уйти с рынков России навсегда в другие страны.

Другими словами, чтобы избавиться от офшоров одного "кнута" в виде угрозы отказать в господдержке не только недостаточно, но в чем-то и опасно. Тут без "пряника" никак не обойтись. Поскольку к апитал более всего ценит хороший деловой , стало быть, надо работать над его улучшением. Без этого борьба с офшорами останется не более чем сотрясением воздуха, делом абсолютно неперспективным. Пока же борется не столько с причинами офшоризации российской экономики, сколько с ее следствием. Так в чем популярность офшоров в России, помимо желания сэкономить на налогах? Очевидно, что в недостаточной защищенности прав собственности внутри страны, недоверии к отечественной судебной системе, сложности ведения бизнеса. Что делать?

Рецепты эти давно известны, здесь нет никакого секрета:

Обеспечить законодательное обеспечение возвращения капиталов из офшоров в российскую юрисдикцию. Нельзя сказать, что в этом отношении ничего не делается. Так, Госдума уже заявила о готовности в ближайшее время принять решение об исключении офшорных компаний из сферы закупок. Следственный комитет разработал законопроект, по которому под удар попадет практика получения кредитов из офшоров. С другой стороны, не будем преувеличивать реактивность отечественного парламента, к примеру, он еще в декабре 2012 собирался рассмотреть законопроект о повышении налогов для анонимных акционеров, но о его дальнейшей судьбе общественность так ничего и не узнала. Важно при этом закрыть все возможные щели. Уже прозвучали предположения, что компании, чтобы избежать проблем и не поткрять господдержку, могут завести себе российские "прокладки" между собой и офшорами;

- налоговые преимущества. К примеру, стандартная ставка для офшорной компании Кипра - 4,25% от прибыли, а в России - 20% с возможным снижением до 13,5%;

Снятие коррупционной составляющей бизнеса. Между тем Путин в своем выступлении перед Федеральным Собранием практически ничего не сказал о борьбе с коррупцией;

Упрощение процедуры регистрации компаний в России;
- предоставление режима банковской тайны;
- защита собственности и прав миноритариев. Между тем уже сейчас борьбу с офшорами некоторые объясняют желанием властей поставить под контроль те или иные сферы крупного бизнеса.

Редколлегия раздела "Новости России" журнала "Биржевой Лидер", совместно с экспертами Академии Masterforex-V, проводят опрос вДискуссионном клубе Академии Masterforex-V: удастся ли довести до логического конца деофшоризацию российской экономики?

Да, отлучение офшорных компаний от госконтрактов и господдержки действенная мера;
. нет, права собственности внутри страны не защищены;
. время покажет.

О проблеме офшоров и увода капиталов за рубеж российские власти говорят не первый год. Но для решения проблемы не хватало политической воли. Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию придал теме импульса. Как теперь будут бороться с офшорами?

Деньги утекают, долги растут

Для минимизации налогов и вывода денег из страны используются соглашения об избежании двойного налогообложения с государствами, в которых налоги ниже, чем в России (самыми популярными являются Кипр, Люксембург, Нидерланды, Швейцария). Деньги перекачиваются за рубеж под видом процентов по займам (взятым у своих же иностранных компаний), роялти (правообладателем является своя же иностранная компания) и дивидендов (своей же иностранной компании). Так, например, поясняют «Ведомости», офшор с российским бенефициаром дает связанной с ней кипрской компании кредит под 10%, та передает деньги в Россию уже под 10,3%, в России платежи не облагаются по соглашению, а на Кипре налог берется лишь с разницы - с 0,3%.

Сегодня под иностранной юрисдикцией находится около 95% крупной российской собственности - и это только по официальным данным депутатов Госдумы. В Подмосковье 9 из 10 предприятий имеют регистрацию в офшорной зоне: даже сравнительно небольшая котельная в Рошале, обслуживающая всего 20 тыс. человек, принадлежит акционерам из Сейшельских островов, сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев. Девять из десяти существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая структуры с госучастием, не регулируются отечественными законами, заявил Президент еще в 2012 году. Год спустя он отметил, что «в 2012 году через офшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов, или пятая часть всего экспорта, а также половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны».

Российские нефтеэкспортеры за последние 10 лет вывели в оффшоры 798 млрд долларов, - сообщает старший инспектор Следственного комитета РФ Георгий Смирнов.

«Всего за последние 23 года суммарным образом только официально из страны вывезли 1,5 трлн долларов, по неофициальным оценкам, с учетом незаконной внешнеэкономической деятельности было вывезено около 3 трлн долларов, - рассказал в интервью Накануне.RU экономист Владислав Жуковский. - При этом размер внешнего долга России только за 2013 год вырос с 630 млрд долларов до 720 млрд долларов, и 645 млрд долларов из них составляет внешний долг российских компаний и банков».

Кубышки российских олигархов

Холдинг

кто хозяин

где зарегистрирован

«Базовый элемент»

«Русал»

бенефициар Олег Дерипаска

конечная фирма зарегистрирована на Виргинских островах

«Металлоинвест»

Алишер Усманов

компания принадлежит четырем кипрским офшорам

«Северсталь»

Алексей Мордашов

более 50% акций контролируются кипрскими офшорами

«Норильский никель»

Владимир Потанин, Олег Дерипаска

47,8% акций принадлежат кипрским компаниям

Западно-Сибирский металлургический комбинат (МК), Нижнетагильский (МК), Новокузнецкий (МК) (входят в Евразхолдинг)

Роман Абрамович

70,8% акций принадлежит кипрской компании

«Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК)

Андрей Мельниченко

на 99,8% принадлежит кипрскому оффшору

«Мечел»

Игорь Зюзин

Альфа-групп

в Люксембурге, Нидерландах, на британских Виргинских островах и Гибралтаре

X5 Retail Group

Крупнейший пакет акций - у Михаила Фридмана

зарегистрирована в Нидерландах

Государственные офшоры

В сущности, в последние двадцать лет власти прямо содействовали офшоризации бизнеса: проводилась либерализация внешнеэкономического законодательства, в 2003-2007 гг. почти полностью демонтировали валютное регулирование и валютный контроль. Все это делается якобы для улучшения инвестиционного климата и облегчения свободного движения капитала. Однако «платой за отказ от элементарных форм валютного контроля являются ежегодные потери до триллиона рублей налоговых поступлений вследствие проведения фиктивных внешнеэкономических операций в целях уклонения от уплаты налогов и вывоза доходов за рубеж, - отмечает экономист и политик Сергей Глазьев в программной статье, опубликованной "Экспертом". - Возможно, устойчивость идиосинкразии к валютному контролю объясняется привлекательностью офшорного образа жизни для значительной части властвующей элиты, рассматривающей Россию не как свою Родину, а как «эту страну» для выкачивания денег. В офшорный кругооборот вовлечено уже около 0,5 трлн долларов незаконно вывезенного из России капитала, до 100 млрд из которого ежегодно мигрируют через российскую границу, уходя от налогообложения. При такой мотивации валютный контроль действительно оказывается неприемлемым, так как обременяет вывоз капитала и затрудняет управление российскими активами из-за рубежа».

Компании с госучастием не только не отстают в офшоризации, но порой и обгоняют «частников». Офшоры активно используют «Роснефть» и «Газпром», «Ростех» и «Совкомфлот». Пример последней особенно наглядно демонстрирует отношение власти к офшорам. Эта одна из крупнейших танкерных компаний не только России, но и мира на 100% принадлежит государству. У нее 158 судов различных типов общим дедвейтом 12,54 млн тонн, причем флот довольно новый, средний возраст - 8,6 лет. При этом, как утверждает гендиректор журнала «Эксперт» Александр Привалов, несколько лет назад использовалась бизнес-схема, при которой каждое судно было оформлено как отдельная дочерняя компания, в основном на Кипре. Коммерческий менеджмент и фрахтование судов осуществляет дочерняя компания «Совкомфлота» в Лондоне, а платежным центром является другая дочерняя компания - на Кипре, она же ведет и бухучет. Чистая прибыль ОАО «Совкомфлот» по российским стандартам бухгалтерского учета в первом полугодии 2013 года составила 513 млн руб., а выручка — 1068 млн руб. Очевидно, что миллиард рублей выручки владелец почти 160 танкеров получает не за полгода, а, скорее, за неделю, значит, большая часть прибыли также остается неучтенной, а в российский бюджет попадает гораздо меньше налогов.

Президент против офшоров

О необходимости деофшоризации президент РФ Владимир Путин неизменно напоминает в ежегодных посланиях к Федеральному собранию, причем все более строго. В 2012 году для возвращения бизнеса из офшоров предлагалось сделать законодательство более лояльным: отказаться от «презумпции виновности» бизнеса и «исключить из системы права все зацепки, которые позволяют хозяйственный спор превратить в заказные уголовные дела». Год спустя этого кажется уже недостаточно. «Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им, этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием», - пригрозил глава государства.

А правительство?

Интересно, что ранее госпомощь офшорным компаниям оказывалась в том числе и при участии Владимира Путина. В частности, на посту премьера он немало помогал «КамАзу», который в 2008 году незадолго до кризиса создал офшорную структуру на Кипре. (Сейчас офшорным кипрским структурам принадлежит почти четверть акций компании). В рамках программы по поддержке автопрома заводу предоставлялись миллиардные субсидии, увеличивался госзаказ и т.д.

Нынешнее правительство с офшорами борется, мягко говоря, не очень активно. Так, например, год назад президент поручил Минфину к концу 2013 года представить целый ряд «антиофшорных» поправок к законодательству РФ. На сегодня к принятию готов лишь законопроект о ратификации конвенции ОЭСР о помощи в сборе налогов. Остальные поправки - о налогообложении контролируемых из России офшоров и о налоге на прибыль с иностранных компаний - все еще в процессе обсуждения и, по словам замглавы Минфина Сергея Шаталова, заработают не ранее 2015 года.

Что же касается госпомощи, то, например, металлурги , активно использующие все выгоды офшоров (см. таблицу выше), по итогам совещания с Дмитрием Медведевым в ноябре 2013 могут рассчитывать аж на 13 мер господдержки, в том числе на продление льготных правил госгарантий до конца 2015 года, возможное участие государства в рефинансировании кредиторской задолженности и субсидии из федеральных и региональных бюджетов для консервации металлургических предприятий.

Уроки Кипра

Показательны действия российского правительства в отношении Кипра. В 2011 году этой стране, которая к тому времени уже стала офшорной гаванью для значительной части российских компаний, Россия в рамках спасения от кризиса предоставила кредит в 2,5 млрд евро на пять лет с процентной ставкой в 4,5%.

В марте 2013 года Кипр, чтобы получить денежную поддержку от ЕС, вынужден был закрыть часть банков. На тот момент на Кипре были зарегистрированы порядка 170 тыс. российских компаний. В ходе конфискации части депозитов компании потеряли более 18 млрд евро, при этом, по неофициальным данным, только российские офшоры хранят на Кипре свыше 100 млрд долларов. С проблемой «замороженных» денег столкнулись, в том числе, «АвтоВаз» и «Совкомфлот». Первый сообщил, что у него на Кипре осталось 641 млн руб. или 8% всех средств компании. Второй оставил в банках Кипра порядка 800 млн руб.

Конфискация средств так возмутила российское правительство, что Дмитрий Медведев не исключил, что Россия может расторгнуть договор о двойном налогообложении с Кипром, и предложил создать « на территории РФ», раз уж «нас так везде гоняют». Просьбы Кипра о реструктуризации российского долга не увенчались успехом, но позже Владимир Путин по итогам визита в ФРГ заявил, что Россия все же реструктурирует кредит Кипру - по просьбе Еврокомиссии. В итоге, процентная ставка по кредиту была снижена до 2,5%, выплаты разбиты на восемь равных полугодовых платежей и начнутся с 2016 года.

В начале 2013 года (т.е. незадолго до банковского кризиса) Минфин исключил Кипр из «черного списка» офшоров и, вопреки угрозам премьера, не вернул его туда вновь, так что с этой страной по-прежнему действует соглашение об избежании двойного налогообложения, и там по-прежнему остаются множество российских компаний. Россия пока не планирует выходить из соглашений об избежании двойного налогообложения, заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов. Это решение также демонстрирует, что борьбу с офшорами правительство ведет, скорее, «для галочки» и безо всякой системы. Россия связана почти 80 двусторонними соглашениями о налогообложении доходов, среди стран-партнеров, в том числе, например, Люксембург и ОАЭ.

Показательные выступления

Крупные собственники, впрочем, дружно отреагировали на сигналы президента. Главы «Роснефти» и «Ростеха», представители «Русала», «Транснефти» и еще ряда компаний заявили, что офшоры приходится использовать по настоянию зарубежных партнеров или для размещения акций на мировых биржах. Замминистра экономического развития Андрей Клепач заявил в защиту офшорного «Совкомфлота»: «Фактически экономика строится так, что по-прежнему выгоднее работать под зарубежным флагом» и привел в качестве доказательства статистику роста перевозок судами, зарегистрированными в офшорах. В 2001 году объемы перевозок внешнеторговых грузов российскими судами под российским и под иностранными флагами были примерно сопоставимы - по 6 млн тонн. В 2012 году суда под российским флагом перевозили уже втрое меньше грузов, чем под иностранными (5 млн тонн и 15 млн тонн).

Тем не менее, шаги по возвращению бизнеса на родину все же предпринимаются. ОАО «КамАз», МТС, «Русал», «Русгидро» и ряд других крупных компаний заявили, что разрабатывают план поэтапного «переноса финансовых и хозяйственных операций на территорию России».

Однако эксперты сомневаются, что возвращение будет полным. Скорее всего, будет выбран вариант, предложенный «Вымпелкомом». Компания будет платить налоги со своего операционного бизнеса в российский бюджет в полном объеме. А после налогообложения чистая прибыль владельца торгового бренда «Билайн» по-прежнему будет переводиться материнской компании, зарегистрированной в Нидерландах.

Как будут бороться с офшорами

Деофшоризацию экономики власти будут проводить «без рывков» и «не нанося ущерба» бизнесу, пообещал Владимир Путин на пресс-конференции в декабре 2013 года. Ранее, в конце ноября, он подписал поправки в Налоговый кодекс, которые вводят налог в 30% на дивиденды, отправляемые за рубеж, если не раскрыт конечный владелец иностранной компании (после раскрытия деньги могут быть возвращены).

Сенаторы предлагают снизить значения финансовых показателей организации, при достижении которых проводится обязательный аудит ее бухгалтерской отчетности в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности», обязать хозяйствующие субъекты при проведении аудита раскрывать цепочку собственников вплоть до конечного бенефициара и выявлять аффилированные компании. Кроме того, ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала под видом неоплаченной покупателями-нерезидентами продукции, непогашенных импортных авансов, непогашенных заемщиками-нерезидентами кредитов, уплаты завышенных процентов по иностранным кредитам, а также за просрочку зачисления и неполное зачисление валютной выручки на банковские счета при внешнеторговой деятельности. Отдельно предложено координировать антиофшорную политику со странами ТС, принимать активное участие в работе международных организаций, занимающихся вопросами антиофшорного регулирования.

Минфин, Минэкономики, Минюст и ФАС к маю должны представить в правительство проекты поправок к закону по налогообложению в России доходов компаний, находящихся в офшорной юрисдикции. Будут введены новые понятия: «налоговое резидентство корпораций», «контролируемые иностранные компании» и «бенефициарные получатели дохода». Минфин надеется, что это позволит выделить «материнские компании», которые зарегистрированы за рубежом лишь ради налоговых льгот, а фактически управляются в России. Кроме того, эти нововведения должны заставить российские компании платить налог с прибыли, которая оседает на фиктивных «дочках» в офшорах.

Будет ли эффект?

Все эти меры, однако, не гарантируют, что номинальный владелец компании раскроет именно конечного бенефициара, а не ограничится лишь первым получателем доходов. Проверить истинность представленной информации о бенефициарах весьма трудно, для этого необходима информация из других стран, пока же в прошлом году, например, треть запросов ФНС осталась без ответа.

Что же касается получения госзаказов и льгот, то существующие сегодня схемы вполне позволяют компании не отказываться от офшоров. Пример такой схемы приводит политолог Дмитрий Абзалов в интервью Накануне.RU: «Производственная структура делится на две экономические структуры: одна занимается производством, другая продажами. "Продажная" компания будет находиться в офшорах, у нее будут те же самые акционеры, что и у производственной. При этом производственная компания сможет участвовать в тендерах, государственном кредитовании, получать госзаказы, а бенефициары будут аккумулировать значительную часть прибыли. При этом стоимость предоставляемых услуг и товаров будет занижаться».

Для деофшоризации одних только налоговых изменений недостаточно, уверен доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Катасонов. «Вопрос надо ставить более радикально - необходимо не просто облагать налогом, а проводить перерегистрацию офшорных компаний, по крайней мере, крупных и средних (мелкие могут и подождать, а вот крупные и средние - нет). Иначе никаких крупных рычагов управления экономикой у правительства нет, то есть фактически все, на что может рассчитывать правительство - это требовать уплаты налогов, но дело в том, что офшорный бизнес имеет 31 способ для того, чтобы уклонятся от налогов, и это особая тема. С этой точки зрения, налоги - это полумера, имитация попыток для проведения деофшоризации», - поясняет экономист. По его мнению, для деофшоризации необходим целый комплекс мероприятий, в том числе и введение контроля над капитальными операциями - восстановление валютного регулирования - а в отдельных случаях и национализация тех предприятий, которые откажутся регистрироваться в России.

В чем главная проблема, связанная с офшорными зонами? Почему в мире ограниченное количество офшоров? И будет ли сокращаться число офшоров? Почему льготное налогообложение полезно для одних стран и вредно для других? На эти и другие вопросы сайт отвечает директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков.


Как разгадать "загадку офшоров"?

Расцвет Швейцарии

— Что такое офшоры? И когда они появились?

— Офшор сам по себе — это "вне берега". Если у вас на берегу действует некий режим, налоговый или еще какой-то, тогда за пределами этого берега может быть другой режим: другое налогообложение, другие таможенные правила — все, что угодно. История вопроса связана с тем, что какие-то территории для того, чтобы лучше развиваться, вводили режим льготного налогообложения и за счет этого привлекали к себе самые разные инвестиции.

Самый типичный пример — это Швейцария. Пока у них не был развит горнолыжный туризм и пока Швейцария не делала свои замечательные ножики, пока в Швейцарии не была развита фармакология, народ жил бедно. Они отправляли своих молодых ребят в папскую гвардию, они там служили и какие-то деньги высылали. А потом поняли, что можно, с одной стороны, гарантировать банковскую тайну, а с другой стороны, брать минимальные налоги на те операции, которые проходят внутри Швейцарии.

И поэтому исторически Швейцария стала привлекать к себе различные зарубежные банки, и не только банки, но и юридических и физических лиц, которые стали там регистрироваться и держать там свои деньги. И это в дальнейшем стало одним из основных источников существования Швейцарии.

То же самое делают различные островные территории. Допустим, Багамские или Каймановы острова. Они сами по себе интересны только с точки зрения туризма, и не более того. Больше там, по большому счету, нет ничего. Но постольку там существует льготный режим, то там очень просто регистрировать компании и осуществлять свою деятельность не как национальная компания, а как компания оттуда.

Еще характерный пример — . Вы знаете, что долгие годы Кипр был основным инвестором в российскую экономику? Это не киприоты инвестировали, а те, кто уводил по разным причинам деньги из российской экономики и реинвестировал их сюда же, но уже не как российские, а как зарубежные.

Роль военных бюджетов

— Если объявления себя офшорной юрисдикцией — это хороший путь для развития страны, чтобы из бедной страны стать более-менее обеспеченной, то почему это массово невозможно сделать? Почему какие-то страны пошли по этому пути, а какие-то нет?

— У всех ведь цели разные. Швейцария объявила себя нейтральной страной. Это что означает? Что затрат на содержание армии как таковых нет, значит, не надо собирать эти налоги. То есть существует какая-то армия, которая собирается иногда на сборы. Там они посидели, промаршировали, постреляли, выпили, разошлись.

В других странах так не бывает. Если вы возьмете, допустим, Советский Союз, то он был одним из лидеров по военным расходам, в частности, в период до Второй мировой войны. Мы сделали столько танков и самолетов, сколько не было во всех других странах мира. А чтобы это делать, соответственно, надо было собирать налоги.

После войны тоже масса было затратных проектов, и сейчас, в 2013 году, до крымских и прочих событий, у нас начался негативный экономический рост, который был связан с тем, что мы опять раздули военный бюджет.

Борьба с офшорами

— У государств или у международных организаций отношение к офшорам неоднозначное. Многие принимают какие-то антиофшорные меры разного характера, чтобы удержать компании в своей налоговой юрисдикции - кто стимулирующими мерами, кто запретительными. На международном уровне формируют какие-то списки офшоров, делят на серые, черные. Почему с офшорами пытаются бороться?

— В самом по себе ничего нелегального нет. Если страна признает, грубо говоря, открытую миграцию капитала, то это значит, вы, как гражданин страны, можете открыть себе компанию в любой другой стране мира. И даже если это окажется та страна, где льготное налогообложение, ради Бога. Здесь проблемы как таковой нет.

Проблема возникает в том случае, когда есть государственный деятель, который должен быть публичной фигурой и должен осуществлять свою хозяйственную деятельность в той стране, где он таковым деятелем является. И вот когда и счета этого государственного деятеля, и транзакции, с ним связанные, оказывается, идут через офшоры, в этом случае в нормальном обществе возникает скандал, как в той же самой Исландии недавно.

Реакция народа была очень простая — народ вышел на улицу и потребовал от премьер-министра уйти. То есть общество не приемлет коррупцию. Более мягкая реакция была в Великобритании, в истории с канцлером, с премьер-министром, когда выяснилось, что у его отца когда-то был офшор и, возможно, в 2011 году какие-то деньги оттуда пропали. Тем не менее была многочисленная демонстрация в Лондоне, которая требовала отставки премьер-министра.

— А к компаниям таких претензий формально быть не может?

— В этом случае что не нравится правительству? Я думаю, что справедливо не нравится. Если вы ведете хозяйственную деятельность в этой стране, то заплатите здесь налоги. Если вы хотите вести хозяйственную деятельностью на Каймановых островах, например, заниматься ловлей скатов или еще чего, значит, пожалуйста, регистрируйтесь и действуйте там.

А если вы регистрируетесь на Кайманах, а ведете деятельность здесь, то возникает серая схема, связанная с тем, что формально это не запрещено, но понятно, что налоги платятся не здесь, а платятся там, и платятся в другом размере.

— Насколько офшоризация среди компаний распространена в мире? И имеет ли значение размер компании? Уходят ли в мегакорпорации?

— Если я правильно помню, даже Microsoft зарегистрировался в Ирландии, потому что там меньше налоговые ставки. Этот тренд появился, наверное, в последние 10 лет. Капитал стал искать место, где ему лучше, вопрос приличности — неприличности этого стал меньше звучать. Но, тем не менее, он звучит. И мы с вами это видим по отставкам, которые прошли и, очевидно, еще будут в тех странах, которые являются демократическими, в тех странах, которые следят за соблюдением законодательства внутри самих себя.

Контроль над офшорами

— А скажите, пожалуйста, как офшоры контролируются на международном уровне? И в чем этот контроль заключается?

— Да никак они не контролируются. У нас контролируются транзакции, то есть когда между контрагентами происходит какая-то сделка, эта сделка регистрируется. То есть понятно, что сделано, но когда партнер одной из сделок находится в офшоре, это означает, что у вас один регистратор находится где-то далеко, а это значит, что может быть затруднен доступ к базе.

Кроме того, в том же самом офшоре можно создать конструкцию, которая в былые времена звалась "блиндаж", когда у вас одна компания создает другую, та — третью, та — четвертую. И, в конечном итоге, оказывается невозможно найти, кто, собственно говоря, является истинным владельцем.

Есть организации, которые борются с отмыванием денег, полученных преступных путем. Так, о всех транзакциях свыше 20 тысяч долларов надо сообщать в соответствующие центральные банки, которые сообщают в органы финансового контроля. Но меньшие суммы ходят практически незамеченными, поэтому есть масса способов, каким образом это сделать.

Суммы дробятся, шлются на разные адреса и так далее. Либо, как в варианте с Панамой, ищется непонятная никому компания, ищутся непонятные никому люди, через которых эти транзакции совершаются.

— Каковы перспективы развития или, наоборот, сдутия офшоров в мире?

— Я думаю, что офшоры останутся, но удельный вес их сократится. При этом славным Каймановым островам никто не запрещает делать ставку налогообложения ниже, чем в Великобритании, частью которой они, собственно говоря, и являются. Это позволяет английское право. Все.

— А с другой стороны, государства сами будут ужесточать офшорную политику?

— Мы же с вами видим, что это происходит. Вопрос, до какой степени. Когда мы говорим об офшорах, мы не говорим еще об одной важной вещи — о защите прав собственности. Потому что у нас же не защищен даже мелкий собственник. Помните, когда сносились ларьки и люди трясли свидетельствами на право собственности, а им сказали: "Вы плодите криминалитет".

А как конечная экономика может работать без права собственности? Это касается не только мелкого бизнеса, но и крупного. Кто может объяснить разумно, за что владелец аэропорта "Домодедова" сидит в тюрьме? Никто не может объяснить, но он же там сидит. При этом сейчас тренд идет на ужесточение регулирования.

Но любой тренд к ужесточению регулирования приводит к тому, что, в конечном итоге, снижается эффективность экономики. И за этим трендом идет тренд дерегулирования. Деньги всегда найдут дырочку, через какую течь. И когда вы будете привлекать инвестиции в страну не инвестиционным климатом, а тем, что вы удерживаете деньги инвесторов, и тот, кто пытается убежать, тот по голове получит, то у вас просто инвестиций не будет.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Мы много пишем о том, что офшорные компании – это очень мощный инструмент для развития бизнеса. Однако стоит понимать, что реальная ценность зависит не только от самой компании, но и от того, как вы собираетесь её использовать. И не учитывая множество нюансов, можно после регистрации компании, затрат нескольких тысяч евро, получить документы и задать вопрос: «А что мне теперь с ней делать?».

Чтобы такого вопроса не возникало, давайте поговорим о том, когда разумно использовать офшорную компанию при работе в электронной коммерции. Для начала возьмём торговлю физическими и электронными товарами (без услуг, фриланса и тому подобного).

Предположим, что у вас собственный интернет магазин. Он торгует программами вашего собственного производства. Вы решили переехать в офшор, создав там новую компанию и счёт, после чего перевели все активы на них. Что изменилось?

С точки зрения налогов – скорее всего ничего. С товарами ведь как – основной налог - это НДС, который сегодня почти везде платится в зависимости от местоположения покупателя. Например, продавая свой товар в Европе (не только цифровой, но и физический), вы будете платить в каждой стране свой НДС. И от этого не сбежать.

Так же, если вы выбрали какую-то совсем офшорную зону, могут возникнуть проблемы с приёмом оплаты. Дело в том, что стандартный для многих начинающих PayPal может не работать в новой стране или требовать посредника, который будет брать дополнительную комиссию.

Что делать? Открывать мерчант счет в банке или у специального провайдера. Но для этого требуется обычно серьёзный оборот. А значит компания уже должна иметь хорошие показатели или готовиться к серьёзным вложениям.

К тому же, если говорить про налоги, офшор становится выгодным в случае получения дивидендов. Но опять же, нужно учитывать, что всё больше стран вводят специальные налоги для стран «офшорного списка» или пристально следят за выполнением договорённостей по соглашениям о двойном налогообложении.

Это первый два пункта, о которых стоит задуматься, прежде чем передвигать свой бизнес в офшор.

Другая проблема, которая коснётся в первую очередь тех, у кого есть физические товары: где вы будете их хранить? Склад на территории страны может сделать ваш бизнес по факту резидентом этой страны. А значит и налоги, и прочие выгоды от офшора пропадают. Можно предпринять попытку создать склад в свободных торговых зонах типа Гонконга , Сингапура , Мальты и тому подобных. Но опять же — с какого объёма это будет вам интересно?

А ведь за это придётся платить, и цена зависит не только от размера склада, но и от того, где и как вы производите свой товар. В итоговую цену будут входить расходы на логистику от места производства до склада, таможенные пошлины и т.п. Если вы делаете это на территории того рынка, где и продаёте (например, в России или в Европе), то такая сложная процедура вывоза и ввоза будет только в минус.

Ко всему прочему добавляется фактор Репутации. Выбранный офшор уже как-то зарекомендовал себя на мировом рынке. Это может быть уважением, подозрение или игнорирование. И если вы выбираете это место для своей базы, то получаете в наследство и все «исторические проблемы». Готов ли ваш бизнес, а самое главное партнёры, банк и клиенты, работать в новых условиях? Будут ли они выгоднее или станут хуже?

Задайте себе эти вопросы и задумайтесь – готов ли ваш торговый бизнес к таким изменениям? Как показывает практика, чтобы использовать выгоды офшора, необходимо уже иметь определённый уровень доходов и оборотов. Google и Apple не с первого дня ушли в офшоры, но со временем, когда стали достаточно большими и имеющими свободные средства на стратегическое планирование и развитие.

В этом смысле немного проще тем, кто оказывает различные услуги. Уйти в офшор консультанту, фрилансеру или музыканту – гораздо проще. Почему? Во-первых, потому, что он сам реально может переехать в то или иное место на планете и стать резидентом офшора. Во-вторых, услуги имеет гораздо меньше «якорей» для резидентства: у них нет склада, офис можно открыть где угодно, как и сайт со счётом.

Именно поэтому многие консультационные и удалённые услуги выгодно вести сразу из офшора (разумеется, если планируется приличный ежемесячный оборот). Либо уходить в офшор, когда оборот достиг нужного уровня. Как показывает практика, если доход фрилансера в месяц составляет более 5 000 – 10 000 долларов, имеет смысл задуматься об уходе в офшор. Как минимум потому, что во многих местах налог на доходы равен нулю или ниже, чем в крупных странах.

Но снова повторим – создание офшорной компании, ведение э-коммерции требует подготовки, как теоретической, так и практической. Нужно понимать, что сразу стремится в офшор, если это ваш первый бизнес – не стоит, не окупится. Но если у вас уже стабильно растущее предприятие или вы опытным бизнесмен, который знает, как строить структуру компании и развивать её – то офшор может стать хорошей площадкой для стремительного роста.

Подробнее о нюансах регистрации, так и ведения бизнеса в офшорах, вы можете узнать на консультации у наших специалистов. Просто напишите им письмо на ящик [email protected] . Они учтут ваши пожелания и постараются показать все важные места на карте вашего будущего офшорного бизнеса.

Но не забывайте – всё равно нужно быть внимательным и соблюдать закон. А выгода офшора зачастую начинает проявляться только тогда, когда обороты компании становятся большими.

P.S. Правда для жителей СНГ офшор становится дополнительной защитой от посягательства внешних сил. Но это уже другая история.


Метки:

Подпишитесь на наш телеграм канал и расскажите о нем знакомым в бизнесе.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

    Дата проведения: 12 декабря 2018 года Место проведения: конференц-зал юридического факультета СПбГУ Скидочный промокод для читателей портала InternationalWealth.info: npnalog2018. 12 декабря 2018 года в конференц-зале Санкт-Петербургского Государственного…

    Европа готовится презентовать новые налоговые правила по цифровой экономике. Уже ожидают появления дополнительных налогов и увеличение бумажной волокиты. Также недавно опубликовали результаты общественного обсуждения перспектив…

  1. Дата проведения: 20 марта 2018 года Место проведения: Марриотт Гранд Отель, Москва, ул. Тверская, 26 Время проведения: с 9.30 до 13.30 Бизнес-завтрак “Налоги без границ…