Валютная политика: сущность, формы, основные методы. Валютная политика государства и методы ее осуществления

Валютная политика: сущность, формы, основные методы. Валютная политика государства и методы ее осуществления

16.1. Цели и содержание валютного регулирования

Валютное регулирование - широкое понятие, включающее в себя установление соотношение внутренней валюты и важнейших иностранных валют, обращение иностранной валюты внутри страны, международные расчеты, система обязательных платежей в валюте, влияние валютного регулирования на экономическую динамику и пр.

Каждая национальная валюта имеет денежную стоимость в другой валюте, который называется валютным курсом. Исчисление валютного курса необходимо для взаимного обмена валют при осуществлении торговых операций, для сравнения цен мирового рынка и национального рынка, для переоценки счетов предприятий и организаций в иностранной валюте.

В условиях современной экономической системы осуществляется как рыночное, так и государственнике регулирование валютных отношений.

Рыночное валютное регулирование - установление валютных отношений и пропорций на рынке под спроса и предложения. Действие законов спроса и предложения в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных потоков валют потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций.

Государственное валютное регулирование предполагает активную роль государственных органов в формировании валютных соотношений и пропорций. Применение им специфических методов и инструментов воздействия, не всегда совместимых с рыночными.

Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных сторон рыночного регулирования валютных отношений. Соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда обязано сохранять валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика как совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных, валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики в рамках "магического многоугольника" - обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.

На разных этапах развития экономики страны на первый план выдвигаются конкретные цели валютной политики , а именно:

Преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации;

Преодоление валютных ограничений и переход к конвертируемости валюты;

Либерализация валютных операций.

Способы проведения валютной политики можно подразделить на прямые и косвенные. Прямое валютное регулирование реализуется путем принятия законодательных актов, постановлений и действий исполнительной власти. Косвенное валютное регулирование осуществляется с использованием экономических, в частности, валютно-кредитных методов воздействия на поведение экономических агентов рынка.

Регулирование валютных отношений включает несколько уровней . В качестве таковых можно выделить:

частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;

органы государственной власти субъектов Федерации;

федеральные органы государственной власти (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);

межгосударственные финансовые организации.

Необходимость межгосударственного регулирования валютных отношений в форме координации валютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами:

а) усиление взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные, финансовые отношения;

б) изменениями соотношений между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений;

в) изменением сложившейся в послевоенные годы расстановки сил на мировой арене, появлением новых конкурентов - молодых индустриальных государств.

г) громадным ростом масштабов мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые к тому же отличаются нестабильностью в связи с резкими колебаниями плавающих валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными шоками, биржевыми кризисами и т.д.

По форме проведения валютная политика подразделяется на структурную и текущую. Структурная валютная политика - совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ. Текущая валютная политика - совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса. валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.

Применяются следующие методы проведения валютной политики: дисконтная, девизная политика и ее разновидность - валютная интервенция; диверсификация валютных резервов; валютные ограничения; девальвация и ревальвация.

Дисконтная политика - изменение учетной ставки национального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой. Например, при пассивном платежном балансе, в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса.

Девизная политика - метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты. В целях повышения курса национальной валюты "центральный банк продает, а для снижения - скупает инвалюту в обмен на национальную. Девизная политика осуществляется ныне преимущественно в форме валютной интервенции, т.е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс. Ее характерные черты - относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения.

Диверсификация валютных резервов - политика государств, банков, ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов.

Валютные ограничения - представляют собойразличные виды отклонений от рыночного установления валютных пропорций. В частности речь может идти о таких способах регулирование степени конвертируемости валют как установление валютного коридора, установление режима валютного курса и пр.

В валютной политике переплатаются две противоречивые тенденции: координация действий, поиск совместных путей решения валютных проблем и разногласия, в силу стремления каждой страны получить преимущества.

В этой борьбе используются девальвация и девальвация, множественность режимов валютных курсов, валютная интервенция, валютные ограничения. Девальвация и ревальвация - традиционные методы валютной политики. Результаты девальвации и ревальвации зависят от конкретных условий и проявляются через определенное время (лаг), если не противодействуют иные факторы.

    Организация обращения валюты внутри страны

и за ее пределами

Валютное регулирование - достаточно широкая проблема. Это и обращение иностранной валюты внутри страны, и международные расчеты, и система обязательных платежей в валюте и многие другие вопросы.

Субъекты валютных отношений подразделяются на резидентов и нерезидентов.

К резидентам относятся: российские и иностранные граждане и лица без гражданства имеющие постоянное местожительство в Российской федерации, в том числе временно находящиеся за границей; юридические лица с местонахождением на территории Российской Федерации и зарегистрированные в ней, в том числе предприятия с участием иностранных инвестиций; российские дипломатические, торговые и иные официальные представительства за границей, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства и филиалы резидентов за границей.

Нерезидентами считаются: иностранные и российские граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное местожительство за границей, в том числе временно находящиеся на территории Российской Федерации; юридические лица с местонахождением за границей, созданные и действующие в соответствии с законодательством иностранного государства, в том числе с участием российских предприятий и организаций; находящиеся на территории Российской Федерации иностранные дипломатические, торговые и иные официальные представительства, международные организации пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства и филиалы нерезидентов.

Виды валютных операций включают:

(1) операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности;

(2) операции с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты, а также рубля при внешнеэкономической деятельности;

(3) операции, связанные с вывозом и пересылкой заграницу валютных ценностей, а также международными денежными переводами.

Виды валютных операций.

Валютные операции подразделяются на текущие операции, и операции, связанные с движением капитала.

Текущие валютные операции включают: операции по купле-продаже валютных ценностей, товаров и услуг, реализации прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются на условиях без отсрочки платежа и не предполагающие предоставление или привлечение заемных средств; переводы средств за границу и из-за границы, процентов, дивидендов и иных доходов от банковских вкладов, кредитов, инвестиций и прочих финансовых операций; переводы средств неторгового характера, охватывая переводы зарплаты, пенсий, алиментов, наследств и другие аналогичные операции; получение и предоставление коммерческих и финансовых кредитов на срок не более 180 дней.

Капитальные валютные операции , имеют отношение к движению капитала, сюда относятся: инвестиции, в том числе приобретение и продажа ценных бумаг; предоставление и получение коммерческих и финансовых кредитов на срок более 180 дней; привлечение и размещение средств на счета и во вклады; все иные валютные операции не являющиеся текущими валютными операциями.

Купля-продажа иностранной валюты может осуществляться на внутреннем валютном рынке страны. Операции на валютном рынке России проводятся резидентами через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля к иностранным валютам в форме межбанковских сделок, сделок на валютных биржах и аукционах. Полномочия органов власти и функции банковской системы следующие.

Общее руководство валютной политикой осуществляет правительство Российской Федерации, которое принимает законодательные акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению валютной сферой внутри страны.

Конкретные направления валютной политики определяет Валютно-экономическая комиссия, которая принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютными операциями и управления валютными ресурсами.

Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк России, а конкретным исполнителями - уполномоченные коммерческие банки, предприятия организации и граждане.

Функции Центрального банка России по валютному регулированию состоят в следующем:

вводит ограничения для коммерческих банков на объемы привлечения кредитов из-за границы;

устанавливает им максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков;

управляет валютными резервами находящимися на его балансе;

определяет сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории страны;

проводит все виды валютных операций;

регулирует валютный рынок;

регулирует курс рубля к иностранным валютам;

осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков, вводит единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций;

готовит и публикует статистику валютно-финансовых операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.

Порядок осуществления валютных операций юридическими лицами-резидентами следующий. Юридические лица-резиденты могут самостоятельно использовать принадлежащие им валютные ресурсы на цели, не противоречащие действующему законодательству. Резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, а операции, связанные с движением капитала,- в порядке, установленном Центральным банком России. Расчеты за товары между резидентами за проданные товары не разрешаются, за исключением случаев, разрешенных Центральным банком России. Расчеты между резидентами и нерезидентами могут производится как в валюте, так и рублях. Валютная выручка юридических лиц-резидентов от внешнеэкономической деятельности подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Юридические лица могут хранить средства в иностранной валюте на счетах и во вкладах в иностранных банках.

Сделки с валютными ценностями между гражданами-резидентами, а также гражданами-резидентами и гражданами-нерезидентами на территории российской Федерации запрещены, за исключением случаев:

купли-продажи валютных средств гражданами-резидентами на внутреннем валютном рынке России через уполномоченные банки;

передачи в дар валютных ценностей государству, фондам, организациям на благотворительные цели; дарения валютных супругу и близким родственникам;

завещания валютных ценностей и получения их по праву наследования;

приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов, в порядке, установленном действующим законодательством.

Вывоз гражданами-резидентами иностранной валюты и других валютных ценностей допускается при соблюдении требований таможенного законодательства.

Порядок осуществления валютных операций на территории Российской Федерации нерезидентами (юридическими лицами и гражданами) состоит в следующем.

Нерезиденты могут беспрепятственно ввозить, переводить и пересылать из-за границы в Россию, а также вывозить, переводить и пересылать за границу валютные ценности, если указанные валютные ценности были ранее ввезены, переведены и пересланы в Россию из-за границы или приобретены на территории России на законном основании.

Средства нерезидентов в иностранной валюте, переведенные или ввезенные в Россию с соблюдением таможенных правил или приобретенные нерезидентами в установленном порядке на ее территории, подлежат свободному зачислению на счета и во вклады в уполномоченных банках и могут без ограничения переводиться через уполномоченные банки заграницу.

Нерезиденты осуществляют валютные операции, в том числе куплю-продажу валютных ценностей, только через уполномоченные банки. Средства нерезидентов в рублях, полученные в результате продажи иностранной валюты уполномоченному банку, могут быть проданы обратно за иностранную валюту, а выручка от продажи беспрепятственно переведена или вывезена за границу.

Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга: в условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, при улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере, но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика – совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.

Валютная политика в зависимости от целей и форм подразделяется на следующие виды:

      Структурная валютная политика – совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе, которая реализуется в форме валютных реформ, проводимых в целях совершенствования ее принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют.

      Текущая валютная политика – совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.

Валютная политика направлена на достижение главных целей экономической политики в рамках "магического многоугольника": обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса.

На разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации, валютные ограничения, переход к конвертируемости валюты, либерализация валютных операций и другие.

Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением страны, эволюцией мирового хозяйства и расстановкой сил на мировой арене.

В валютной политике совмещаются две противоположные тенденции: координация действий и поиск совместных путей решения валютных проблем, с одной стороны, и разногласия в силу стремления каждой страны получить преимущества за счет других, навязать им свою волю, с другой. В этой связи периодически возникают валютные войны между странами за рынки сбыта, сферы приложения капиталов, источники сырья путем различных форм валютной политики.

Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством–совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями (двух–и многосторонними) между государствами по валютным проблемам.

Формы валютной политики

    Дисконтная политика;

    Девизная политика и валютная интервенция;

    Диверсификация валютных резервов;

    Валютное регулирование;

    Валютные ограничения.

Дисконтная (учетная) политика

Дисконтная (учетная) политика – это форма валютной политики, основанная на изменении учетной ставки центрального банка с целью регулирования валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса–с другой.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась, так как в условиях снижения процентных ставок в целях оживления конъюнктуры происходит отток капиталов, что отрицательно влияет на платежный баланс.

Девизная политика

Девизная политика – это форма валютной политики, в рамках которой курс национальной валюты устанавливается под воздействием купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девизов).

Девизная политика осуществляется преимущественно в форме валютной интервенции, то есть вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям "своп".

Девизная политика непосредственно влияет на валютный курс, но временно и в ограниченных масштабах.

Диверсификация валютных резервов

Диверсификация валютных резервов – это форма валютной политики государства, банков и ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь.

Диверсификация валютных резервов проводится путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов.

Валютное регулирование – государственная регламентация условий международных расчетов и порядка проведения валютных операций.

Валютное регулирование бывает прямым – действие законодательных актов и исполнительной власти, и косвенным – валютно-кредитные методы воздействия на поведение экономических агентов рынка, и содержит несколько уровней:

    Национальный уровень;

    Региональный уровень;

    Межгосударственный уровень.

Национальный уровень включает в себя частные предприятия, национальные и международные банки, корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях и государство (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля).

Межгосударственное валютное регулирование (МВФ, G7) регламентирует структурные принципы мировой валютной системы, координирует валютную политику отдельных стран, согласовывает валютные политики ведущих стран мира и реализует совместные мероприятия по преодолению валютного кризиса.

Основными причинами межгосударственного регулирования являются усиление взаимозависимости национальных экономик, изменение соотношения между рыночным и государственным регулированием в условиях либерализации хозяйственных отношений, изменение расстановки сил на мировой арене и формирование трех центров: США, Западной Европы, Японии, увеличение масштабов мировых валютных, кредитных и финансовых рынков.

Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС.

Основным объектом валютного регулирования как формы валютной политики является режим валютных паритетов и валютных курсов. В мире существует около десятка режимов валютного курса, поскольку измененный Устав МВФ (1978) предоставил странам-членам свободу их выбора.

В конце 90-х годов 51 валюта "плавала" самостоятельно (США, Великобритания, Швейцария, Япония, Канада и другие), в 49 странах практиковалось регулируемое "плавание" курса (Бразилия, Венгрия, Китай, Россия и ряд стран СНГ), 20 валют – привязаны к доллару США, 12 валют – к ЕВРО, 18 валют – к различным валютным корзинам.

В рамках валютного регулирования могут применятся девальвация и ревальвация –традиционные формы валютной политики.

Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам, ранее и к золоту. Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным валютным единицам, ранее и к золоту.

Валютные ограничения – форма валютной политики, включающей в себя законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Цели введения валютных ограничений:

    Выравнивание платежного баланса;

    Поддержание валютного курса;

    Концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

Основными инструменты валютных ограничений:

    Регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг;

    Запрет свободной купли-продажи иностранной валюты;

    Концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей, в том числе платежных документов (чеки, векселя, аккредитивы и другие), ценных бумаг, драгоценных металлов

Сферы применения валютных ограничений:

    Текущие операции платежного баланса:

    блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

    обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному и уполномоченным (девизным) банкам, имеющим валютную лицензию центрального банка в установленные сроки (например, в течение 30 дней);

    ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля);

    ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;

    запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту;

    запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;

    множественность валютных курсов (дифференцированные курсовые соотношения валют по различным видам операций, товарным группам и регионам).

    Финансовые операции платежного баланса:

Активный платежный баланс:

    депонирование на беспроцентном счете (депозите) в центральном банке новых заграничных обязательств банков и организаций;

    запрет на инвестиции нерезидентов и продажи национальных ценных бумаг иностранцам;

    обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке;

    запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцев в национальной валюте;

    введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте, которые платит либо вкладчик банку, либо сам банк государственному валютному учреждению;

    ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам.

Пассивный платежный баланс:

    лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;

    контроль за деятельностью кредитного и финансового рынков, на которых операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при предоставлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом, привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля;

    ограничение участия национальных банков в предоставлении международных займов в иностранной валюте;

    принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продажа на валюту;

    полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности или разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу.

Принципы валютных ограничений:

    Централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;

    Лицензирование валютных операций;

    Полное или частичное блокирование валютных счетов;

    Ограничение обратимости валют и введение различных категорий обратимости валют: свободно конвертируемые, внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны), по двухсторонним правительственным соглашениям, клиринговые, блокированные и прочие.

Валютные ограничения отличаются дискриминационным характером, так как способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и крупных предприятий за счет мелких и средних предпринимателей, затрудняя им доступ к иностранной валюте. Валютные ограничения обычно являются составной частью политики протекционизма и дискриминации торговых партнеров.

Таким образом, валютные ограничения – составная часть общеэкономической и валютной политики. При переходе к конвертируемости валюты большинство стран предпочли вариант, который обеспечивает ее стабилизацию, а не стремительное падение курса.

Постепенно расширяется число стран, присоединившихся к Статье VIII Устава Международного валютного Фонда, в которой записан ориентация на рыночный механизм конкуренции и регулирования валютных отношений, дерегулирование валютных операций сочетается с сохранением валютного контроля для надзора и учетно-статистических функций: в 1965 году – 27, в 1978 – 46, (1/3 стран-членов МВФ), в 1985 – 60 (40%), в 1994 – 88 (49%), в 1999 – 147 (80%), в том числе с июня 1996 – РФ.

Валютный контроль – система мероприятий, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов.

В процессе валютного контроля проверяется наличие лицензий и разрешений, выполнение резидентами требований по продаже инвалюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и отчетности по валютным операциям.

Функции валютного контроля традиционно возлагаются на центральный банк, хотя в ряде стран создаются специальные органы.

В России органами валютного контроля являются Правительство и Банк России, агентами валютного контроля – Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет (ГТК), федеральные органы налоговой полиции и прочие, непосредственными исполнителями валютного контроля – уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Банку России.

Органы валютного контроля строго следят за соблюдением соответствующего законодательства, ценами, счетами, применяют штрафы и санкции при нарушениях.

Валютная политика — это целенаправленные действия государства, региона или отдельных производителей в области валютных взаимоотношений. Валютная политика государства призвана обеспечивать устойчивое развитие экономики страны или содружества стран. Любая политика проводится с помощью системы инструментов, действий, структур и функций.

Политика любого государства, включенного в мировую экономику, как правило, отличается разнообразием. Это разнообразие позволяет ускорить реакцию субъекта политики на рыночную динамику и меняющиеся политические стратегии других стран.

Виды валютной политики

Валютную политику принято делить на две категории: структурную и текущую. Суть этих видов понятна из их названий. В результате реализации первой категории меняется структура системы регулирования валютного оборота. Такие радикальные изменения предполагают осуществление серьезных реформ, которые затрагивают принципы экономического взаимодействия стран. Часто это приводит к формированию крупных международных блоков. Наиболее показательным примером реализации такой политики является создание Таможенного союза в рамках ЕАЭС и Европейского союза с максимально возможной интеграцией экономик стран-членов союза. К формированию Таможенного союза привела структурная валютная политика России и некоторых стран СНГ.

В период между реформами осуществляется текущая валютная политика. Главная ее цель состоит в том, чтобы осуществлять постоянное регулирование валютных отношений в данной стране и за ее пределами.

Подобное регулирование предполагает как консервативный контроль процессов и операций, так и изменение некоторых норма. Однако эти изменения не должны носить радикальный характер.

Две формы валютной политики

Действия государства по регулированию экономических отношений и процессов могут реализовываться главным образом в дисконтной и девизной формах.

Признаком дисконтной политики является использование учетной ставки процента для того, чтобы воздействовать на курс, регулировать движения инвестиций, упорядочивать платежные обязательства.

В условиях рынка капитал перемещается в относительно свободном режиме. Валютная политика государства должна ограничивать стихию рынка и стимулировать приток или отток всех видов капитала. Повышение учетной ставки обычно способствует притоку капитала из тех стран, где процентная ставка ниже. С понижением ставки происходит отток капиталов из страны. Эта политика банка России обычно приводит к снижению курса национальной валюты.

Девизная форма — это фактически политика банка России по осуществлению валютных интервенций. Эти действия носят постоянный характер и имеют большое значение для поддержания стабильности экономики страны.

Девизная форма реализуется через следующие методы валютной политики:

  • вальвацию, которая представляет собой прямое установление курсов между национальной и иностранной валютами с помощью девальвации (снижение курса национальной валюты) и ревальвации (повышение этого курса);
  • диверсификацию, направленную на управление структурой валютных резервов страны с помощью увеличения разнообразия валют, включенных в экономический оборот данной страны;
  • поддержание режима валютных паритетов и курсов как внутри страны, так и при осуществлении международных взаимодействий.

Валютная политика России в современных условиях направлена не только на то, чтобы защитить отечественного производителя от внешнеэкономической конкуренции, но и на то, чтобы гарантировать адекватность международных расчетов. Кроме того, политика валютного курса позволяет обеспечивать защиту экспортеров от возможного и часто непредсказуемого ущерба при международных операциях.

Инструменты валютной политики и их варианты

С помощью инструмента человек создает новое или усовершенствует старое. При осуществлении государственного регулирования экономики в качестве инструментов используются действия, меняющие нормативы, стандарты, законы. В соответствии с ними любое государство одновременно регулирует как внутреннюю, так и внешнюю деятельность субъектов экономики. Валютная политика и валютное регулирование должны стремиться к тому, чтобы усиливать интеграционные процессы как внутри страны, так и на международном рынке, минимизировать влияние транснациональных корпораций на резидентов экономики данной страны.

Выполнение государственных функций в области регулирования валютных отношений осуществляется с помощью следующих инструментов:

  1. Интервенция. Это крупномасштабные единовременные меры, предпринимаемые Центробанком для изменения рынка и курса валют. При интервенции банк покупает или продает ту валюту, на состояние которой необходимо повлиять. Чаще всего это делается для того, чтобы сформировать желаемые соотношения национальной и иностранной валют. Если иностранной валюты, по мнению государственных структур, слишком много, то ее необходимо сначала скупить, а потом, если это нужно, продать. Валютная политика банка, таким образом, направлена на то, чтобы уравновесить соотношение спроса и предложения, а также контролировать интервал колебания курса.
  2. Ограничения. Это предпринимаемые соответственными государственными структурами меры по регламентации валютных операций. Как правило, регламентации реализуются с помощью создания нормативных документов. Этими документами могут регулироваться любые перемещения валюты в стране и за ее пределами. Возможно полное запрещение продажи валюты физическими лицами. К категории регламентации можно отнести и всю систему государственного контроля любых валютных операций, включая все возможные запреты или, наоборот, обязательные продажи.
  3. Резервы. Это обязательное создание валютного запаса государства, который всегда необходим для осуществления международных расчетов. Любой запас направлен на стабилизацию экономики в экстремальных условиях и на обеспечение платежей по внешнеэкономическим обязательствам. Однако резерв — это не только запас на всякий случай, но и источник получения дополнительного дохода. Для современной России этот резерв выполняет еще и роль «подушки безопасности», которая должна защитить экономику страны от последствий нежелательного скачка цен на главный экспортный продукт (нефть и газ).
  4. Субсидирование. Это финансовое обеспечение субъектов национальной экономики, осуществляющих экспортно-импортную деятельность. Субсидирование производится из средств Центробанка и других банков в виде кредитов, ссуд, займов. С помощью субсидирования реализуется валютная политика России по усилению конкурентоспособности отечественных производителей на международном рынке.
  5. Паритет. Заключается в определении нормы соотношений между двумя основными валютами. Валютные отношения и валютная политика России основаны на использовании паритета покупательной способности. Этот паритет заключается в том, что на мировом рынке определенные товары и услуги должны иметь для всех стран одинаковую цену, которая должна исчисляться в единой валюте. Так как достичь этого невозможно, между паритетными валютами устанавливается договорное соотношение. Оно предполагает возможность приобретать одинаковое количество необходимой продукции по установленному паритету валют.

Таким образом, формы валютной политики, ее виды и инструменты образуют сложную и полифункциональную систему. Она призвана минимизировать последствия кризисов и обеспечить возможность устойчивого развития экономики страны в условиях ее включенности в процессы мировой экономики.

Валютные отношения — необходимый элемент мировой экономики. Это отношения, посредством которых осуществляются все расчетные, кредитные и денежные сделки между различными странами. Субъектами международных валютных отношений выступают правительства государств, предприятия, физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. Валютные отношения разрабатываются специальными межгосударственными органами, согласовываются, должным образом оформляются и принимают обязательный характер для всех участников международных экономических сделок.

На сегодняшний день Россия находится в процессе осуществления глубоких экономических преобразований на пути к формированию полномасштабного валютного рынка, либерализации валютно-финансовых отношений и интеграции в мировую экономическую систему. Именно поэтому проблемы регулирования валютной сферы национальной экономики занимают одну из ключевых позиций в программах стабилизации. Принятие решений по вопросам политики валютного курса и регулирования степени конвертируемости национальной валюты носят стратегический характер и имеют особое значение для перспектив интеграции РФ в мировую экономику и определении ее места и роли в мировом экономическом сообществе. Курсовая политика, важной целью которой является достижение финансовой стабильности, все больше становиться одним из основополагающих элементов Российской экономической политики.

Целью данной работы является анализ валютной политики России и ее направлений, проблем валютного регулирования и путей его совершенствования.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность валютной политики и валютного регулирования;
  • рассмотреть виды валютной политики и ее направления;
  • выявить основные проблемы валютной политики и пути их решения;

На современном этапе развития международных экономических отношений, в условиях активного развития процессов интернационализации и глобализации формирование валютной политики государства тесно связано с глубинными процессами, происходящими не только в кредитно-финансовой сфере национальной экономики, но и в мировой экономике в целом. Под влиянием этих процессов валютная политика и такой ее элемент, как курсовая политика государства, все в большей степени трансформируется в один из основных инструментов государственного регулирования экономики вследствие усиления ее взаимодействия с проводимой внутриэкономической политикой. Вследствие этого тема работы является очень актуальной на сегодняшний день.

Объектом исследования выступает валютная политика государства.

Для того чтобы лучше разбираться в функционировании действующей валютной политики, ее перспектив и проблем, и была выполнена данная контрольная работа.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Понятие валютной политики, ее элементы

Валютная политика представляет особой комплекс мер, осуществляемых той или иной страной в сфере международных экономических отношений в соответствии с целями на том или ином историческом этапе развития.

Инструменты валютной политики:

  • Валютная интервенция;
  • Валютные ограничения;
  • Валютный контроль;
  • Валютные резервы;
  • Валютное субсидирование;
  • Режим валютного курса.

При этом необходимо отметить, что мероприятия, осуществляемые в соответствии с общим контекстом государственной экономической политике, могут быть направлены как на решение текущих экономических задач, так и на реализацию стратегических планов страны как субъекта мирового хозяйства. Таким образом, при обсуждении теоретических аспектов государственной валютной политики необходимо отличать стратегическую (структурную) и текущую валютную политику.

Стратегическая валютная политика — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и общеэкономических отношений, направленная на достижение основных целей экономической политики: обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, в соответствии с провозглашенной стратегией развития. Их достижение предопределяется эффективностью осуществляемой валютной политики в отношении решения определенных задач по поддержанию:

  • стабильного функционирования национальной денежной системы и покупательной способности национальной валюты внутри страны;
  • стабильности курса национальной валюты на международном рынке;
  • активности (или равновесия) платежного баланса (ПБ) страны.

Стратегическая валютная политика обусловливает формирование тенденции текущей, включающей в себя комплекс краткосрочных мер, регулирующих валютные курсы, валютные ситуации и функционирование рынков драгоценных металлов.

Текущая валютная политика — совокупность мероприятий, направленных на повседневное, оперативное регулирование текущей конъюнктуры в сфере валютных отношений, а также обеспечение упорядоченного функционирования национального валютного рынка.

В число текущих задач валютной политики входит:

  • преодоление валютного кризиса и достижение валютной стабилизации;
  • введение валютных ограничений для активизации сальдо платежного баланса; переход к конвертируемости валюты;
  • стимулирование притока иностранных инвестиций; либерализация валютного режима.

Проводимая той или иной страной валютная политика оказывает воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних и внутренних рынках страны. В свою очередь, элементы и формы ее возникают на фоне таких факторов, как: эволюция мирового хозяйства, экономическое положение страны и расстановка сил на мировой арене.

В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:

  • политика валютного курса (механизм установления, поддержки);
  • регулирование степени конвертируемости национальной валюты;
  • валютное регулирование и валютный контроль;
  • управление официальными резервами;
  • международное валютное сотрудничество;
  • участие в международных валютно-финансовых организациях.

Практически неотделим от валютной политики комплекс инструментов денежно-кредитной политики, включающий официальные операции на денежном рынке, манипулирование процентными ставками ЦБ и резервные требования.

Средством реализации валютной политики России является ва­лютное регулирование - государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и оперативное руководство со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным

Валютное регулирование осуществляется в следующих формах:

  • дисконтная политика;
  • девизная политика (осуществляемая в настоящий момент преимущественно в виде валютных интервенций);
  • диверсификация валютных резервов;
  • валютные ограничения, валютный контроль;
  • регулирование степени конвертируемости валюты;
  • регулирование режима валютного курса;
  • изменения валютного курса (девальвация и ревальвация).

Как правило, в целях регулирования валютного курса, в целях воздействия на перемещение международного капитала, денежную массу, цену, а также внутреннюю динамику кредитов ЦБ страны может осуществлять дисконтную политику. Суть ее заключается в изменении учетной ставки банка. Этим дисконтная политика предотвращает бегство капиталов из страны и повышает платежный курс. Однако если экономика страны пребывает в состоянии застоя, то повышение учетной ставки отрицательно влияет на экономику. При этом нестабильность в экономике не всегда предопределяет движение капитала из страны при оперировании теми или иными процентными ставками. Таким образом, противоречивость внутренних и внешних целей дисконтной политики делают ее не столь привлекательной из-за кратковременности и сравнительно низкой эффективности.

Наиболее действенным методом проведения валютной политики является политика девизов, когда государство оказывает воздействие на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранных валют. Она проявляется в различных формах: валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валют, а также режима валютного курса, девальвация, ревальвация и др.

Валютная интервенция — процесс вмешательства в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты, для чего центральный банк продает иностранную валюту. Особенностью такой интервенции, как формы девизной политики являются: относительная крупномасштабность, кратковременность применения, осуществление за счет официальных золотовалютных резервов и краткосрочных валютных кредитов. В настоящее время используется наряду с интервенцией валют в одном отдельном государстве и коллективная валютная интервенция центральных банков в ряде стран.

Диверсификация валютных резервов — это разновидность девизной политики и направлена на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют. Данная форма позволяет предотвратить потери и обеспечить ритмичность международных расчетов. С этой целью осуществляется продажа нестабильных валют, активизируется покупка более устойчивых валют.

В мире существует около десятка режимов валютных курсов. Многие государства в ходе проводимых экономических реформ использовали и такую форму валютной политики, как двойной валютный рынок. Данная форма обусловливает необходимость деления валютного рынка на две части: официальный валютный курс используется при коммерческих операциях, а рыночный — при финансовых операциях. Круг применения данной политики все более сужался переходом к плавающим валютным курсам. Одними из традиционных методов политики были девальвация — процесс снижения курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам — и ревальвация — процесс повышения курса национальной валюты.

Выбор вариантов режима обменных курсов зависит от двух факторов:

  • экономического потенциала страны, положения ее на мировой арене и причастности к категории развитости;
  • временного промежутка в рамках данной страны.

Варианты режимов обменных курсов ранжируются в зависимости от степени участия правительства данной страны:

  1. курс определяется правительством страны;
  2. имеет место вмешательство правительства в установление режима;
  3. полное отсутствие вмешательства, режим курса определяется рынком.

Первый вариант предусматривает меры в отношении одной иностранной валюты или одновременно нескольких валют. Вмешательство правительства обусловливает так называемую «ползающую зацепку» курса, когда правительство проводит меры по девальвации, сравнивая разницу в темпах инфляции с приоритетными торговыми партнерами страны. Может получить реализацию и «грязное плавание» курса, когда правительство с учетом приоритетов страны произвольно манипулирует плавающим курсом. Третий вариант отражает ситуацию, когда валюта страны свободно определяется рынком с учетом спроса и предложения валют.

1.2 Виды валютной политики и валютные системы

Теоретически можно выделить 5 вариантов валютной политики:

  1. финансирование общего платежного дефицита без изменения валютного курса;
  2. жесткий валютный контроль;
  3. плавающий валютный курс;
  4. постоянно фиксированные валютные курсы;
  5. компромисс валютных курсов.

Каждый вариант представляет способ решения валютных проблем как реакцию на дефицит платежного баланса и падение курса национальной валюты.

Первый вариант предполагает условия, при которых страна имеет возможность финансировать дефицит своего ПБ, оставляя валютный курс неизменным, за счет валютных резервов и денежных обязательств по отношению к другим странам.

Такими условиями являются:

а) дефицит платежного баланса носит временный характер;

б) страна имеет достаточные валютные резервы;

в) устойчивость валютного курса в долгосрочном плане, без существенных корректировок общеэкономической политики для его поддержания.

Если эти условия отсутствуют, то поддержание валютного курса при помощи временных финансовых мер малоэффективно и дорогостояще.

Второй вариант — жесткий валютный контроль — предполагает ограничение импорта товаров и услуг, вывоза капитала заграницу, заграничного туризма и т.п.

При третьем варианте валютная финансовая политика страны формируется в определенной степени самостоятельно в условиях использования свободноплавающего режима. Данный курс позволяет поддерживать конкурентоспособность и быстро адаптируется к внешним импульсам и шокам, а самое главное — правительство страны освобождается от функции определения подходящего курса.

Недостаткам плавающего курса являются:

а) при незначительной емкости валютного рынка несколько крупных сделок могут подорвать существующее состояние;

б) обеспечение эффективности валютной политики при регулировании со стороны государства и при принятии валютно­финансовых фискальных мер.

в) непривлекательность для иностранных инвесторов и торговых партнеров условий неопределенности при данном режиме;

г) существует угроза правительственного манипулирования («грязное плавание»), что подрывает доверие субъектов рынка;

д) при наличии в стране крупных спекулятивных потоков капитала определение обменных курсов ограничивает валютно­финансовую независимость.

Использование данного режима наиболее эффективно в условиях слабой развитости международных коммерческих связей, т.е. когда состояние производства не находится в большой зависимости от внешней торговли.

Четвертый вариант — фиксированные курсы — имеет следующие преимущества:

а) количественная определенность (способствует торговле и стимулированию потока капитала);

б) сдерживание инфляции. Высокое доверие к валютно­финансовой политике смягчает инфляционные ожидания на рынке труда и финансовых рынках.

Однако данный режим не лишен и недостатков: страна не способна противостоять определенным экономическим шокам в результате потери экспортных рынков и недостаточности валютных резервов для поддержки фиксируемого курса. Обычно эти явления сопровождаются резким снижением внутренних цен, которые предопределяют спад производства и рост армии безработных.

При фиксированном курсе возникает проблема в отношении уточнения количества валют. В случае «зацепления за одну валюту» режим характеризуется следующим: удобство для понимания всеми компаниями на всех финансовых рынках страны; значительное сокращение возможности правительственного манипулирования курсами; уменьшение риска обменного курса в торговле; колебание курса одной валюты предопределяет колебание курса внутренней валюты по отношению ко всем функционирующим. Использование политики фиксируемого курса с «зацеплением за корзину валют» иностранные инвесторы воспринимают тяжелее, предполагая, что власти манипулируют валютами, т.к. состав корзины валют широко не известен. В этом случае иностранные партнеры предполагают возможность девальвации; данная, политика устраняет риск повышения стоимости единственной валюты, что наиболее благоприятно в отношении регулирования сделок со всеми торговыми партнерами страны. Однако повышение стоимости валюты ведет к уменьшению экспорта, росту импорта и тем самым ухудшает ПБ страны.

К другим преимуществам данного режима можно отнести то, что колебание курса валют значительно меньше, если все валюты корзины взвешены одинаково относительно своих зацепляемых обменных курсов.

Проблема выбора оптимального варианта валютной политики должна рассматриваться в контексте исторической практики в области валютных отношений, раскрывающей зависимость изменений валютной политики от конкретного состояния мировой экономики и социально-экономической ситуации в данной стране. Исторический опыт раскрывает конкретные условия и предпосылки проведения той или иной валютной политики. Такой подход позволяет понять современные проблемы валютных отношений, конкретно — исторически оценить достоинства и недостатки, целесообразность и возможность проведения той или иной валютной политики, в данной стране при конкретной ситуации.

В истории системы фиксированных валютных курсов (ФВК) можно выделить три периода:

Первая и вторая системы — это системы реально фиксированных курсов. Третья — система договор фиксированных валютных курсов.

«Золотой стандарт» был системой твердых валютных курсов по определению, т.к. базировался на непосредственной связи с золотом. При этой системе:

  • все страны поддерживали жесткое соотношение между своими запасами золота и количеством денег в обращении;
  • все национальные валюты имели фиксированное содержание золота;
  • существовала свободная купля-продажа золота.

Конвертируемость валют в золото и свободное движение золота между странами приводили к установлению фиксированных валютных курсов для любых операций, обеспечивали выравнивание дефицитов.

Основные принципы организации валютных отношений при Бреттон-Вудской системе заключались в следующем:

  • базирование на золотовалютном стандарте, означающее, что некоторые валюты в международных расчетах рассматривались как эквиваленты золота и могли функционировать в качестве валютных резервов;
  • фиксированные паритеты, согласованные в рамках МВФ, на основе которых сравнивались и обменивались валюты;

Чтобы обеспечить соответствие действительного курса своей валюты объявленному паритету каждая страна могла:

а) или гарантировать конвертируемость своей валюты в золото по официальному паритету (в США в 1945 г. установлен паритет 35 долл. за 1 унцию золота);

б) или поддерживать на рынках курс своей валюты по отношению к остальным в пределах колебаний максимум в 1% паритета (выбрали остальные страны).

  • конвертируемость валют, свобода и многосторонность платежей в текущих операциях.

Ямайская валютная система во многом отличается от Бреттон-Вудской:

  • меняется носитель мировых денег. Бреттон-Вудская система использовала в качестве конечного средства расчетов золото и резервные валюты, а новая система опирается на СДР — коллективную валюту МВФ и Евро — коллективную валюту ЕС. Эти виды валюты стали элементом в структуре международной ликвидности;
  • новая валютная система разрешает как фиксированные, так и плавающие валютные курсы или смешанный вариант;
  • наличие замкнутых валютных блоков, которые, с одной стороны, являются участниками мировой валютной системы, с другой — внутри них существуют особые отношения между странами — участниками;
  • в Ямайской системе права МВФ по надзору за валютными курсами расширены. МВФ выработал основные принципы, которых должны придерживаться страны — члены МВФ при проведении курсовой политики, с тем, чтобы международная валютная система в целом функционировала эффективно. Суть этих принципов сводится к следующему:

а) экономически обоснованный валютный курс. Страны должны избегать манипулирования валютным курсом в целях недопущения необходимого регулирования ПБ или получения

несправедливых конкурентных преимуществ;

б) осуществление интервенции в целях сглаживания значительных хаотичных краткосрочных курсовых колебаний;

в) учет интереса других стран при проведении интервенции. Были также разработаны основные критерии для определения выполнения страной этих принципов.

  • Роль валютной политики в экономике государства

На современном этапе развития мирового хозяйства в системах регулирования экономики (главным образом, в системах, где преобладают рыночные методы) все более важное место стала занимать валютная политика. Формирование валютной политики государства тесно связано с глубинными процессами, происходящими не только в кредитно-финансовой сфере, но и в экономике современного мирового сообщества в целом. В числе этих процессов следует выделить интернационализацию производства и глобализацию капитала на качественно новом уровне, стремительное развитие информационных технологий и связанную с этим структурную перестройку, охватившую все промышленно развитые страны, усиление государственного регулирования экономических процессов, позволяющего предотвращать или смягчать наиболее разрушительные последствия действия рыночных сил.

Под влиянием этих процессов валютная политика из метода, ориентированного в основном на применение во внешнеэкономической сфере все в большей степени превращается в один из наиболее значимых методов государственной экономической политики вследствие усиления ее взаимодействия практически со всеми разновидностями внутриэкономической политики.

В российской экономической литературе, посвященной вопросам регулирования валютных отношений, валютная политика государства определяется как совокупность мероприятий в сфере международных экономических отношений, причем ее конкретные направления и формы во многом зависит от положения страны в мировом хозяйстве и задач, стоящих пред национальной экономикой.

Направления и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мировой валютной системы, расстановкой сил на международной арене. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций резидентами и нерезидентами с валютными ценностями на территории страны и резидентами за ее пределами, в число которых входят и международно-правовые нормы, закрепленные в межгосударственных двух- или многосторонних валютных соглашениях.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики одновременно осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение различных валют, и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, а также закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг и капиталов. Кроме того, посредством ценового механизма и динамики валютных курсов валютный рынок выступает в роли оперативного источника информации о состоянии валютных операций.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

2.1 Проблемы реализации валютной политики РФ

Банк России и Правительство РФ вариантах развития российской экономики исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие несколько лет основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции.

Банк России намерен завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно- кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля над соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса.

Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики. В этой связи Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2012-2013 гг. . В 2013 году предусматривалось:

  1. снижение среднегодовой цены на российскую нефть до 66 долларов США за баррель. Сальдо счета текущих операций может стать отрицательным.
  2. развитие российской экономики в условиях снижения на мировом рынке цены на нефть сорта «Юралс» до 90 долларов США за баррель. Положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса может сократиться более чем в 2 раза. Прирост валютных резервов замедлится.
  3. прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Цена на российскую нефть снизится до 95 долларов США за баррель. Экспорт товаров и услуг по этому варианту будет близок к показателю 2009 г., а импорт увеличится значительно. Профицит счета текущих операций платежного баланса будет больше, чем во втором варианте. Прирост валютных резервов замедлится, но в меньшей степени, чем во втором варианте.
  4. цена на нефть составит 115 долларов США за баррель. В этом случае положительное сальдо счета текущих операций и прирост валютных резервов будут больше, чем в третьем варианте.

Политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования.

В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.

Тенденции изменения курса рубля в среднесрочной перспективе будут определяться движением средств в рамках внешнеэкономической деятельности, формирующимся под воздействием как внешних факторов, так и процессов преобразования структуры российской экономики.

Возможно постепенное сокращение чистого притока средств по внешнеторговым операциям, темпы которого будут определяться ценовой конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей. В случае реализации внешне- и внутриэкономических условий, близких к I, II и III вариантам прогноза, профицит торгового баланса в среднесрочном периоде сменится его дефицитом, что приведет к изменению фундаментальных условий формирования обменного курса рубля.

В этих условиях определяющую роль приобретет трансграничное движение капитала, которое будет определять направление изменения курса рубля. Оценка будущей динамики потоков капитала характеризуется значительной неопределенностью и станет в большой мере определяться развитием внешнеэкономической ситуации (прежде всего — последствиями распространения кризисных явлений на мировых финансовых рынках и ценовой конъюнктурой рынков энергоносителей).

В условиях, заданных основными макроэкономическими вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению, а волатильность обменного курса — к увеличению, по мере перехода к более гибкому режиму курсообразования.

2.2 Совершенствование валютной политики РФ в условиях кризиса

Накопление валютных резервов государства принято оценивать как положительное явление, свидетельствующее об эффективности проводимой экономической политики. Но оно дает двоякий эффект. Рост валютных резервов — результат операций ЦБ РФ по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке (и лишь в небольшой части — следствием их размещения за рубежом), в целях не допустить резких колебаний валютного курса рубля. Практика последних лет показывает тесную прямую связь между накоплением валютных резервов, с одной стороны, и ростом денежной массы и инфляции — с другой.

Русский опыт показывает, что в условиях сравнительно высокой инфляции политика управляемого курса, оборотной стороной которого является рост валютных резервов, не может обеспечивать относительную стабильность национальной валюты и предотвращать ее укрепление. Накопление валютных резервов неизбежно генерирует инфляцию, что провоцирует реальное удорожание рубля. Поэтому наращивание валютных резервов воздействует на экономику скорее неблагоприятно, чем благотворно. Для России необходимо придерживаться политики умеренности накапливании валютных резервов, что должно сопровождаться стимулированием производства товаров и услуг со стороны государства.

В России давно назрела потребность в создании механизмов использования валютных резервов для стимулирования инвестиций. Потери России от фактического омертвления 1/3 ВВП, заключенных в валютных резервах, составляют не менее 1 млрд. долл. в год. Отсюда возникает потребность в разработке специальных схем, обеспечивающих использование валютных резервов для повышения инвестиционного потенциала экономики за счет операций с «остальным миром».

Существуют следующие предложения управления и использования избыточных валютных резервов по некоторым направлениям:

  1. возможность использования для досрочного погашения или выкупа российской внешней задолженности. ЦБ может купить российские долги иностранным государствам по договору цессии. Преимущества способа: 1) не увеличивает рублевую эмиссию; 2) не требует внесения изменений в бюджет; 3) решается проблема сокращения межгосударственных долгов России. Это уменьшает долговую нагрузку на бюджет, что позволит в перспективе снизить уровень налогов и стимулировать инвестиционную активность. Недостатки: слабость инвестиционного эффекта и его существенное растяжение во времени. Увеличение бюджетных доходов и уменьшение нагрузки на ПБ в будущем при этом составит несколько миллиардов долларов в год.
  2. использование резервов в объеме 30 — 40 млрд. долл. для создания эффективной системы рефинансирования кредитования банками российских экспортеров и системообразующих компаний с условием сокращения общей задолженности эмитентов. Преимущества: 1) уменьшение объема внешней задолженности резидентов; 2) ослабление повышательного давления ввоза заемного иностранного капитала на курс рубля.
  3. За счет валютных резервов могут быть расширены границы государственных гарантий, в т.ч. для иностранных инвесторов, что сегодня воспринимается важнейшим условием для реализации крупных проектов в России. Данный вариант возможен через увеличение за счет резервов Инвестиционного фонда РФ.
  4. Использование валютных средств ЦБ РФ для кредитования вложений российских компаний в зарубежные производственные активы. Расширение экспорта российских товаров высокой степени переработки (в т.ч. в страны СНГ) предполагает: 1) формирование инфраструктуры сбыта российской продукции за рубежом; 2) создание каналов проникновения на рынки с высокими конкурентными и административными барьерами.
  5. Это требует масштабного расширения инвестиций за рубежом, в которых (при наличии механизмов минимизации рисков) могут быть задействованы средства резервов ЦБ РФ. Недостатки: сложность создания механизма взаимодействия государства и частных корпораций.Для укрепления международных позиций рубля также необходимо расширить торговлю российскими товарами, платежи за которые будут производиться в рублях. Преимущества внедрения рубля при оплате экспорта из России заключаются в следующем:
    1. перенос курсового риска с экспортеров на импортеров российской продукции и необходимость нести издержки по хеджированию;
    2. постепенное формирование мировой практики расчетов в рублях;
    3. перевод большинства расчетов в «рублевую зону». Для проведения расчетов иностранные покупатели будут вынуждены открывать рублевые счета в российской банковской системе, что в целом повысите её ликвидность;
    4. налаживание масштабных расчетов с использованием рубля будет призвано стимулировать иностранные центральные банки формировать часть своих валютных резервов в рублях. Это обеспечит постепенное вхождение рубля в мировую валютную систему, что будет означать не формальную, а практическую свободную конвертируемость российской валюты.

Кроме того, в принципе изменятся приоритеты валютной политики. Российские экспортеры будут заинтересованы не в ослаблении рубля, а в его укреплении, т.к. им выгоднее получать платежи в более стабильной валюте. Это поспособствует снижению инфляции и упрочит доверие к рублю как к укрепляющемуся денежному активу, сделает его более привлекательным для сбережений и инвестиций.

Для валютной политики остается актуальной проблема оптимизации структур по видам валют, в которых номинированы международные резервы. В портфеле валютных резервов Банка России высока доля долларовых активов (около 65%). Необходимо снизить их долю. Недооценены вложения в йену и швейцарский франк в основном за счет большей, чем необходимо с точки зрения оптимального валютного портфеля, доли вложений в долларовые активы. Сложившаяся высокая доля евро оправдана с точки зрения структуры торговли, хотя могла быть и ниже, учитывая структуру долга.

Для оптимизации диверсификации валютных вложений России нужно снизить доли долларов и евро, превышающие уровни, характерные для оптимального портфеля. Дальнейшая диверсификация, таким образом, возможна за счет доли Йены и швейцарского франка. При оптимизации структуры резервов по странам значительно возрастут доходы от активов Банка России. При реализации такого подхода к управлению валютными резервами прибыль может увеличиваться на десятки миллиардов рублей в год, соответственно, будет повышаться и та её часть, которая перечисляется в федеральный бюджет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития мирового экономического сообщества экономическая политика государства приобретает все большую значимость для успешного функционирования национальных экономик. Это явление обусловлено определенными изменениями, происходящими в общественной и экономической жизни. Экономические функции современного правительства сложны и многообразны. Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые изменяются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей страны и накопленного опыта регулирования. Одним из методов государственного регулирования является валютная политика.

Устойчивость и прогрессивное влияние международной системы на развитие мирового хозяйства обусловлено стабильностью национальных валютных систем. Темпы и эффективность экономического роста, совокупный спрос, национальный доход, государственный бюджет и другие экономические показатели оказывают прямое влияние на валютную систему страны: платежный баланс, валютный курс, конвертируемость национальной валюты.

Таким образом, чем более развита экономически страна, тем выше степень ее участия в международном разделении труда, тем больше выгоды, получаемые от международного экономического сотрудничества, тем устойчивее ее валютная система и ее позитивное обратное влияние на национальное хозяйство.

Практика показала несостоятельность валютной политики России: сильная зависимость от внешних факторов (от мировых цен на сырье и от последствий воздействия кризиса, прежде всего, на экономику других стран), слабая связь между политикой, реально проводимой ЦБ РФ, и декларируемыми им целями, низкий уровень качества планирования валютных резервов.

Предполагаемый дефицит торгового баланса в ближайшие годы приведет к изменению фундаментальных условий формирования обменного курса рубля. Операции по эмиссии денег посредством скупки валютной выручки на валютном рынке, позволяющие наращивать валютные резервы ЦБ РФ, носят спонтанный характер, не проводится подробной анализ достаточности обеспечения экономики деньгами, не анализируется и не обосновывается рост резервов.

В целом, при более последовательном и разумном поведении Банка России, диверсификации им валютного портфеля и методов регулирования валютного режима, перспективы валютной политики на данном этапе развития экономики являются значительными. Для укрепления курса рубля имеются все предпосылки и созданы все условия, накоплена теоретическая база. Остается пережить кризис с минимальными потерями и приняться за совершенствование действующей системы.

И экономикой существует прямая связь, заключающаяся в их взаимном влиянии. Поэтому регулирование валютных отношений следует рассматривать в системе управления экономикой. А поскольку определяющая роль в управлении экономикой как единой целостной системой принадлежит государству, то и в сфере валютных отношений регулирующие функции также осуществляет государство.

Одним из инструментов регулирования в системе валютных отношений является валютная политика страны.

В рамках общей цели валютной политики государства ее конкретные задачи на разных этапах исторического развития определяются валютно-экономическим положением страны, процессами, происходящими в системе мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. В зависимости от этих факторов каждая страна определяет направления и формы валютной политики. Например, на одном этапе необходимо сосредоточить усилия на преодолении последствий валютного кризиса, на другом — направить основные усилия на стабилизацию и укрепление национальной валюты. А на каком-то этапе появляется возможность либерализации валютных связей страны. Но в условиях глобализации экономики и интеграционных процессов, происходящих в мировом хозяйстве, не может быть абсолютно независимой валютной политики в отдельно взятой стране. При установлении принципов взаимоотношений стран неизбежна дискриминация более слабых государств. И этот фактор также влияет на регламентацию валютных отношений между странами.

Валютная политика государства и методы ее осуществления

Валютная политика представляет собой совокупность правовых, организационных и других мер в сфере валютных отношений, осуществляемых государством внутри страны и в международных валютно-кредитных связях в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.

Рыночное и государственное регулирование валютных отношений осуществляется параллельно, дополняя друг друга. Рыночное регулирование основано на действии закона о соотношении спроса и предложения валют на валютном рынке. В зависимости от этого устанавливается их курсовое соотношение. Но значительные колебания валютных курсов отрицательно влияют как на национальную, гак и на мировую экономику, приводят к тяжелым социальным последствиям. Государственное регулирование призвано устранять эти негативные последствия.

Валютная политика является составной частью общей экономической политики страны и служит инструментом расширения внешнеэкономической деятельности и мирохозяйственных связей. В зависимости от целей различают текущую и долговременную (структурную) политику.

Задача текущей валютной политики заключается в обеспечении нормального функционирования национальных и международных валютных механизмов, в оперативном регулировании валютного курса, валютных операций, валютного рынка.

Долгосрочная (структурная) валютная политика охватывает довольно продолжительный период времени и представляет собой комплекс мер, направленных на осуществление последовательных изменений таких ключевых элементов валютной системы, как порядок проведения международных расчетов, режим валютных курсов и паритетов, использование золота и резервных валют, международных платежных средств.

Объективными факторами проведения долгосрочной валютной политики являются усиление экономической взаимозависимости национальных хозяйств и изменение их роли в мировом хозяйстве. Основные методы ее реализации — межгосударственные переговоры и соглашения, валютные реформы.

Формы валютной политики

Основными формами валютной политики государства являются: дисконтная, девизная политика и ее разновидность — валютная интервенция, валютные ограничения, регулирование конвертируемости валют, режимов валютного курса, девальвация, ревальвация, диверсификация валютных резервов.

Дисконтная валютная политика

Дисконтная валютная политика как элемент текущей валютной политики государства состоит в использовании учетной ставки процента для регулирования движения инвестиций, балансирования платежных обязательств, для корректировки валютного курса. Системой экономических и правовых мер, применяемых в этих целях, дисконтная политика оказывает воздействие на внутреннюю экономику и сферу международных экономических отношений — на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, на миграцию инвестиций.

Девизная валютная политика

Девизная валютная политика заключается в регулировании путем покупки и продажи иностранной валюты с использованием валютной интервенции, а также в применении валютных ограничений. Валютная интервенция — это метод воздействия государственных органов на курс национальной валюты: в целях его повышения Центральный банк продает иностранную валюту в обмен на национальную, а для снижения скупает иностранную валюту, воздействуя таким образом на соотношение спроса и предложения.

Валютная интервенция

Для покрытия расходов иностранной валюты при проведении интервенции используются официальные золотовалютные резервы либо взаимные кредиты центральных банков по межбанковским соглашениям. В некоторых странах для этого создаются специальные стабилизационные фонды. А с середины 70-х годов практикуется проведение коллективной валютной интервенции центральных банков ряда стран для регулирования курса ведущих валют.

Недостатком валютной интервенции как инструмента воздействия на валютный курс являются огромные затраты, которые не всегда бывают оправданными. Они дают временный результат, но могут и не преодолеть влияния рыночных факторов курсообразования и не привести к стабилизации валютных курсов.

Традиционным элементом валютной политики государства является регулирование режимов валютного курса и конвертируемости валют. Эти вопросы являются объектом как национального, так и межгосударственного регулирования. Органом межгосударственного валютного регулирования является МВФ. В 1978 г. после внесения изменений в Устав Фонд предоставил странам-членам свободу выбора режима валютного курса. Теперь каждая страна самостоятельно решает вопросы, касающиеся установления режима валютного курса национальной валюты и степени се конвертируемости.

Девальвация и ревальвация

Девальвация и ревальвация используются в качестве метода валютной политики в том случае, когда курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным единицам завышен или занижен в сравнении с рыночным. Девальвация — это снижение курса национальной валюты, а ревальвация — повышение ее курса.

Содержание понятий девальвации и ревальвации менялось в связи с изменениями, происходящими в денежно-кредитной и валютной системах. В период золотого стандарта девальвация означала снижение государством официального золотого содержания денежной единицы, а ревальвация — повышение ее золотого содержания. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к краху золотого стандарта. После этого и до отмены золотых паритетов в 1976-1978 гг. девальвация и ревальвация означали изменение не только золотого содержания, но и курса национальных валют по отношению к иностранным валютам.

Изменение курсов национальных валют по отношению к иностранным официально фиксируется в законодательном порядке лишь периодически. В условиях режима плавающих курсов их изменения происходят постоянно, поэтому в течение относительно длительного периода времени может иметь место значительное снижение рыночного курса национальной валюты. Такое длительное по времени и значительное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, происходящее стихийно, также называется девальвацией в современном понимании этого термина.