В каком суде обжалуются действия судебного пристава. Жалоба на действие судебного пристава-исполнителя: образец. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

В каком суде обжалуются действия судебного пристава. Жалоба на действие судебного пристава-исполнителя: образец. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

Как уже отмечалось, одним из способов защиты прав взыскателя и должника является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

В Законе об исполнительном производстве урегулированы как судебный, так и внесудебный порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Согласно ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены в суде.

Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может.

Постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены в суде.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Обжалование в порядке подчиненности. В соответствии со ст. 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого находится старший судебный пристав.

Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Согласно ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.

В соответствии со ст. 125 Закона об исполнительном производстве должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если:

1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа;

2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

3) не соблюдены требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве;

4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.

Согласно ст. 126 Закона об исполнительном производстве, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления.

Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

В соответствии со ст. 127 Закона об исполнительном производстве решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:

1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) краткое изложение жалобы по существу;

4) обоснование принятого решения;

5) принятое по жалобе решение;

6) сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;

3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

Обжалование в судебном порядке. Согласно ст. 128 Закона об исполнительном производстве, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в следующих случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

Во всех остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

Таким образом, подведомственность по жалобам на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя разграничивается между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

Однако в Законе об исполнительном производстве не говорится о том, в каком порядке должны рассматриваться подобные жалобы. Полагаем, что Закон об исполнительном производстве должен содержать хотя бы сведения о виде судопроизводства, в котором рассматривались бы жалобы на действия судебного пристава-исполнителя. Имеется лишь указание в ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве на то, что рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.

Поэтому необходимо обратиться к соответствующему процессуальному законодательству и проанализировать содержание ГПК РФ и АПК РФ на предмет определения процессуального порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие), постановления судебного пристава-исполнителя, а также иных должностных лиц службы судебных приставов.

Ранее, когда действовал ГПК РСФСР, в научной литературе высказывались различные варианты решения задачи о процессуальном порядке рассмотрения данных дел. Например, Т.К. Андреева полагает, что применительно к порядку рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции сохраняют свое действие правила, изложенные в ст. 428 ГПК РСФСР*(204) .

С другой стороны, В.В. Ярков, напротив, считал, что применение гл. 42 ст. 428 ГПК РСФСР недопустимо, так как жалобы на действия судебных приставов-исполнителей должны рассматриваться судами в том же порядке, что и жалобы на действия других государственных органов и должностных лиц, урегулированном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и гл. 24.1 ГПК*(205) .

Сейчас, в то время как действует новое гражданское процессуальное законодательство, обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя осуществляется в порядке ст. 441 ГПК РФ. Поскольку публично-правовая природа таких дел очевидна, возможно применение также положений гл. 25 ГПК РФ, хотя непосредственных указаний на это в законе не имеется.

Судебный пристав-исполнитель - государственный служащий (п. 2 ст. 3 Закона о судебных приставах), а служба судебных приставов является государственной службой. Следовательно, на них распространяется уже упоминавшийся Закон о государственной гражданской службе. В суде общей юрисдикции в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотрена возможность рассмотрения оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ).

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суде по ст. 441 ГПК РФ имеет некоторые особенности.

1. Прежде всего, правом подачи жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ в совершении таких действий обладают взыскатель или должник, а также их представители, в случае надлежащего оформления полномочий. Право подачи жалобы является специальным полномочием представителя взыскателя или должника (п. 3 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя (п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

2. Согласно правилам подсудности, жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

3. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.

4. Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя рассматривается в судебном заседании.

5. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель должны быть извещены о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению жалобы.

6. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение суда. Кроме случаев обжалования постановлений старшего судебного пристава об отказе в отводе судебного пристава-исполнителя, когда по результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба.

Однако это только одна сторона вопроса о порядке обжалования действий должностных лиц службы судебных приставов. В соответствии со ст. 128 Закона об исполнительном производстве такие дела подведомственны также арбитражным судам. Следовательно, также становится актуальным вопрос: в каком порядке следует рассматривать данные жалобы в арбитражном судопроизводстве?

В судебной практике существовал ряд дискуссионных вопросов, связанных с подведомственностью данных дел. В настоящее время часть спорных вопросов разрешена. Так, в п. 1 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, отмечается, что с учетом подведомственности, определенной ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражный суд признал подведомственным ему дело об оспаривании организацией постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. В обоснование приводится следующая ситуация: государственное унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. Арбитражный суд первой инстанции прекратил производство по делу на том основании, что дела об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов иных (кроме арбитражных судов) органов арбитражным судам не подведомственны, поскольку, согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции. Суд кассационной инстанции определение суда отменил, дело направил в суд первой инстанции на новое рассмотрение, указав, что определение суда первой инстанции вынесено судом без учета положений АПК РФ, вступившего в действие с 1 сентября 2002 г.

Выводы арбитражного суда кассационной инстанции основаны на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

Согласно ст. 329 АПК РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом, по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.

В гл. 24 АПК РФ установлены особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с некоторыми особенностями, которые будут изложены ниже.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ст. 197 АПК РФ). При этом граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если они полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо также учитывать, что лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя. Так, в п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, приводится следующая ситуация: судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство на основании исполнительного листа арбитражного суда о взыскании с организации денежной суммы в пользу взыскателя. Поскольку должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, долг добровольно не уплатил, судебный пристав-исполнитель арестовал недвижимое имущество должника с целью реализации. Коммерческий банк, являющийся залогодержателем недвижимого имущества, оспорил в арбитражном суде действия судебного пристава-исполнителя, указав на то, что имеется возможность удовлетворить требование, обратив взыскание на иное имущество должника с учетом очередности, установленной ст. 46, 49 Закона об исполнительном производстве 1997 г. В судебном заседании судебный пристав-исполнитель сослался на отсутствие у заявителя права обращаться с требованием о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, поскольку он не является стороной исполнительного производства. Суд первой инстанции, согласившись с доводами судебного пристава-исполнителя, сославшись на ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., согласно которой оспаривание действий судебного пристава-исполнителя может производиться взыскателем или должником, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 и ст. 151 и 327 АПК РФ, производство по делу прекратил. Суд кассационной инстанции признал прекращение производства по данному делу ошибочным с учетом ст. 198 и 329 АПК РФ, в силу которых действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены не только сторонами, но и иными лицами, если они полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд кассационной инстанции отменил определение арбитражного суда первой инстанции о прекращении производства по делу, указав в своем постановлении на обязанность арбитражного суда первой инстанции рассмотреть заявление по существу, не решая при этом спор, если он возникнет, о наличии или отсутствии прав заявителя на арестованное имущество.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 198 АПК РФ).

В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается (ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Судебный пристав - это государственный служащий выполняющий решение суда. Все действия пристава должны быть основаны на законности, иначе возможно обжалование действий судебного пристава исполнителя в суде общей юрисдикции или арбитражном суде. Если приставы нарушают законность, то это может дискредитировать органы исполнительной власти. Судебные приставы должны обеспечивать правильность и точность исполнения решений суда. Часто работа пристава сопряжена с негативными действиями со стороны должников, но пристав должен иметь выдержку, ведь их появление связано с принудительным исполнением закона.

Защищать свои права в отношении приставов можно в службе судебных приставов или суде. Обращение к старшему или главному приставу пишут в течение десяти дней со дня вынесения постановления, действия или бездействия. Нарушения могут быть в действии пристава, например неправомерный арест имущества, нарушение процессуального характера. Много обжалований действий судебных приставов связано с бездействием приставов. Это связано с затягиванием розыска имущества должников, розыска должников по алиментам.
В настоящее время в службе приставов огромное количество дел, поэтому у каждого пристава огромная нагрузка, и он часто не справляется с работой, отсюда большое количество задержек по исполнительным документам.

Важной частью работы пристава является розыск имущества должника, его арест, а также посещение жилого помещения, где проживает должник, описание имущества, правильная оценка. В таких случаях, когда описывают имущество желательно иметь при себе юриста, приставы в присутствии их ведут себя более сдержанно, так как есть знаток законов, а не гражданин запуганный. Например, опись имущества, это не очень приятная процедура, гражданин может вообще растеряться, только знающий профессионал может в этот момент проследить за правильностью описи.

Кроме всего адвокат и пристав могут тесно сотрудничать по различным вопросам, начиная от сбора документов до исполнительного листа.

Полномочия и права службы судебных приставов исполнителей

Основной закон, на котором основана работа приставов, разработан еще в 1997 году и называется "О судебных приставах". В нем прописаны все права и обязанности приставов при исполнении решения суда или других организаций. Прежде всего, приставы поддерживают порядок в суде, вызывают свидетелей, обеспечивают безопасность судей, присяжных и свидетелей, выполняют распоряжение судей, обеспечивают охрану, если есть необходимость, то и круглосуточно.

По постановлению суда осуществляют привод лиц, которые не хотят добровольно являться в суд. Также осуществляет принудительное выселение с территории России, незаконно проживающих иностранцев. Судебный пристав имеет право проходить на территорию организации или предприятия, в жилое помещение, если есть предположение, что там находится лицо, которое уклоняется от суда. Приставы могут осуществлять досмотр документов и вещей лиц находящихся в здании суда или службы приставов.

Основной деятельностью является открытие исполнительного производства на основании решения суда. После получения документа из суда, открывается исполнительное производство. Оно может быть связано с розыском должника по алиментам, должника банка, должника по ЖКХ. Приставы имеют право накладывать арест на денежные счета должников, приходить домой или офис, описывать имущество, конфисковывать, отправлять на хранение или реализовывать его.

Все данные права пристав должен использовать на законных основаниях, не допускать нарушения прав граждан. Все сведения, имеющие личную или семейную тайну приставы должны сохранять и не использовать в личных целях и не предоставлять информацию другим, если только по решению суда. Судебные приставы исполнители имеют право применять физическую силу и огнестрельное оружие, если этого требует ситуация или самозащита. Однако они не должны превышать свои полномочия, по применению силы. Надзор за работой приставов осуществляет прокуратура. Поэтому все действия можно обжаловать вышестоящему начальнику или прокуратуру, а также суд.

Главная обязанность пристава это соблюдать закон, каждое нарушение может быть обжаловано, путем обращения с жалобой на пристава исполнителя его непосредственному начальнику и так далее по инстанциям. Кроме этого свои права гражданин может защитить, обратившись в суд, предварительное обращение к его собственному начальству при этом роли не играет. Надзор за работой службы приставов проводит прокуратура.

Для восстановления своих прав любой гражданин может обратиться с жалобой. Это документ, в котором от имени истца описываются противоправные действия пристава, с указанием подробностей, а также времени нарушения. Если можете, укажите статьи закона, которые нарушены. Правонарушение рассматривается судом и на основании всех обстоятельств и документов и только потом выносится решение. Если нарушение было доказано, то пристав несет административную ответственность, вплоть до уголовной. Ответственность также несет материальную, если в результате неправомерных действий гражданин понес материальный ущерб, он может быть связан с неправильной конфискацией имущества или его реализацией.

Порядок обжалования действий судебного пристава

Имеется два варианта обжалования действий судебного пристава, Это направление жалобы в суд и обращение непосредственно к старшему приставу, непосредственному начальнику. Наиболее действенное и быстрое это обращение по работе. Жалоба подается непосредственно приставу, который нарушил право или старшему приставу. Эта жалоба должна быть рассмотрена в течение нескольких дней, и ответ дан подавшему заявление. Если нарушение будет выявлено, то последует взыскание, а нарушение должно быть исправлено. Независимо от обращения к старшему приставу, можно подать жалобу в суд. Она направляется по месту нахождения судебного пристава, в суд общей юрисдикции или арбитраж. Все вопросы, связанные с экономическими вопросами проходят через арбитраж. В суд подается жалоба не действие пристава, причем необходимо иметь доказательную базу. С подробным порядком обжалования вас может ознакомить юрист, он правильно составит жалобу и подаст ее в надлежащие органы.

Досудебный порядок обжалования действий судебного пристава

Федеральный закон "Об исполнительном производстве "разрешает досудебное обжалование действий пристава. Это делается непосредственно в службе приставов, где можно подать жалобу вышестоящему руководству, например жалоба на пристава подается старшему приставу, на него главному приставу и так далее. Жалоба может быть рассмотрена самым главным приставом России. Его действие контролирует суд и прокуратура. Гражданин, подавший жалобу, имеет право забрать ее и отказаться от претензий.

На этом этапе добиться изменения исполнительного постановления и устранения нарушения можно намного быстрее, чем через суд. Этот метод альтернативный судебному. В основном такие ситуации возникают при исполнительном производстве, связанного с должником. Часто нарушаются правила ареста имущества и банковских счетов.

В результате обжалования можно получить два ответа, это признание нарушения согласно закону или непризнание. В первом случае для пристава последует взыскание, а в другом ответят, что жалоба не обоснована. В некоторых случаях жалоба не рассматривается, если обращение непонятно написано, нет обратного адреса или такое обращение подавалось не один раз, с этим же вопросом и этому должностному лицу, ответ на который уже давался.

Кроме досудебного разбирательства имеется возможность обжаловать работу пристава в суде, досудебное разбирательство при этом не обязательно. В суд пишется заявление, в котором указываются данные заявителя, наименование суда. Самое главное четко и обоснованно описать проблему. К заявлению об обжаловании действий судебного пристава в судебном порядке приложить копию акта, написать его номер, дату составления, также можно предоставить исполнительное производство. В заявлении надо отметить, что, по вашему мнению, нарушено и на основании какого закона. Такое обращение в суд сделать самостоятельно довольно трудно, поэтому привлеките к этому делу юриста. Ему дают доверенность на ведение дела и представление в суде. Это вас избавит от лишних хлопот и от общения с органами правосудия.
Кроме этого все копии документов необходимо направить должностному лицу, на которого подана жалоба. Все дела суд рассматривает в установленном порядке, согласно процессуальному кодексу.

Обжалование чаще всего проводится, по поводу неправильно наложенного ареста на имущество или, если стоимость арестованного имущества много больше задолженности.

Обжалование действий бездействий пристава в арбитражном суде

Нарушения в работе приставов высшего звена, например главного пристава России, главного пристава субъекта, заместителей, главного пристава на месте можно рассмотреть в арбитражном суде, если это невозможно сделать в суде общей юрисдикции.

Статьи процессуального кодекса определяют, в каких случаях можно обратиться в арбитраж:

  • если исполнительный документ выдан арбитражным судом;
  • если требования относятся к организации или предпринимателю, работавшего без образования юридического лица;
  • если организация является должником или гражданин в результате предпринимательской деятельности;
  • в случаях, обозначенных в процессуальном законе.

Все неправомерные действия приставов контролируются также прокуратурой, которая осуществляет надзор за службой судебных приставов.

Обжалование действия приставов в суде общей юрисдикции

Если вам кажется или уверенны, что ваши права нарушены в результате исполнительного производства, то имеет смысл обратиться с жалобой к руководству пристава, который непосредственно ведет ваше дело или сразу в суд. Параллельное обращение допускается, а также обращение в суд без досудебного разбирательства. Все дела неподсудные арбитражу рассматриваются в суде общей практики. Эти дела, как правило, связаны с арестами имущества. Заявление подается в местный суд, где находится пристав исполнитель. Жалоба составляется на имя судьи, от имени заявителя, в нем указывают, что было нарушено, согласно законодательству. К заявлению прикладывают акт, исполнительное производство, время и дату исполнения. После судебного заседания выносится решение. Оно может быть в пользу заявителя или должностного лица. Доказанное нарушение наказывается взысканием.

Сроки обжалования действий судебного пристава исполнителя

Российское законодательство содержит в себе обязательную регламентацию всех процессуальных сроков, в том числе, и срока на обжалования действий (бездействий) судебного пристава, восстановление которого рассматривается в особом порядке, поскольку если вы все же пропустили положенный срок, восстановить его возможно только в судебном порядке при наличии уважительных причин, которые необходимо предоставить суду, желательно с письменным подтверждением. Срок, предоставленный законодательством позволяет подать жалобу на действия судебного пристава исполнителя. Жалоба подается непосредственно начальнику этого пристава или суд, жалоба может быть направлена самому приставу, который должен в течении трех дней со дня подачи жалобы. Если должностное лицо не имеет полномочий на рассмотрение этого дела, то его направляют должностному лицу, которое может разобрать жалобу.

По желанию заявителя жалоба может быть отозвана в любое время.

Юридическая помощь может оказываться юристом на любом этапе производства, то есть, чем раньше начнется работа профессионала, тем больше вероятность решения дела в пользу заявителя. Юрист оказывает помощь в сборе документов, даст правовую оценку делу, оценит ее перспективы. Если дело касается долгов по банкам или ипотеке, то привлечение юриста просто необходимо. Это важно с материальной точки зрения, так как юрист может отсудить у банка штрафы и неустойку, что приведет к уменьшению долга. Юрист также может работать со службой судебных приставов, при нарушении по исполнительному производству может подать жалобу в суд на пристава или непосредственно старшему судебному приставу. Он может представлять вас в суде или сопровождать ваше дело от начала до конца. Пользуясь услугами юриста, вы сэкономите нервы и деньги, самостоятельно что-то делать бывает очень затруднительно или просто невозможно, в силу незнания юридического права. Предварительно поговорить с юристом можно по интернету, если вам понравиться, то вы можете дальше продолжить работать с юристом. Запомните, юрист, работающий на клиента, всегда защищает его интересы, как свои.

Судебные приставы действуют в рамках исполнительного производства по решениям, вынесенным судами с целью обеспечения выполнения принятого решения. Законодательством РФ приставам предоставлены широкие полномочия для осуществления своей деятельности. Они имеют право накладывать арест на имущество должника, реализовывать с торгов в случае неуплаты своевременно долга, а также проводить следственно-розыскные мероприятия по выявлению имеющейся собственности.

Вся деятельность приставов регламентирована нормативно-правовыми актами. В случае нарушения ими определенных сроков, бездействия или применение несанкционированных действий деятельность пристава можно обжаловать. Основные противоречия на практике встречаются по следующим причинам:

  • нарушение гражданских прав людей, предоставленных им законодательством при исполнении своих полномочий;
  • немотивированность и отсутствие оснований для вынесенного приставом постановления;
  • несоответствие установленным нормам деятельности пристава.

Все эти ситуации могут служить основанием для подачи жалобы на конкретное должностное лицо, а также позволяют оспорить вынесенное им постановление.

Оспаривание

Законодательством РФ предусмотрено обжалование не только самой деятельности приставов, но и вынесенных ими постановлений.

Причинами для оспаривания вынесенного постановления могут быть следующие обстоятельства:

  1. Завершение судебного производства без полноценного его исполнения. В этой ситуации обычно происходит только частичное взыскание долга либо полностью неисполнение своих обязательств.
  2. Если было зафиксировано бездействие пристава при взыскании задолженности.
  3. Было осуществлена передача дела в другую инстанцию без имеющихся на это существенных обстоятельств. Обычно это делается для затягивания исполнения вынесенного судебного решения.
  4. Нарушение сроков, которые установлены для исполнительного делопроизводства. Обычно оспаривают постановления при затягивании дела.
  5. Некорректное поведение и действия пристава при проведении описи, ареста имущества и реализации его с торгов.
  6. Осуществление деятельности пристава без соответствующего уведомления заинтересованных в этом лиц. Это является грубейшим нарушением.
  7. Вынесение постановления о начислении исполнительского сбора с должника без положенных на это законодательных оснований.

При наличии данных обстоятельств оспорить вынесенные приставом постановления может определенный круг лиц.

Порядок оспаривания

Законодательством РФ установлено, кто имеет право подать заявление на оспаривание. К ним относятся:

  1. Взыскатель средств в случаях, когда действия пристава не приносят нужный итог.
  2. Должник, против которого направлено делопроизводство. Он может оспорить, если деятельность исполнителя нарушает его права.
  3. Прокурор в случае выявления им нарушений действующего законодательства.
  4. Организации и прочие третьи лица, кто является получателем взыскиваемых средств.

Данный список лиц может быть расширен на основании того, что обжаловать деятельность исполнителя и его решений могут все лица, которых касается данное делопроизводство.

Порядок обжалования установлен следующий:

  1. Прочтение вынесенного постановления. Его копии обязательно должны быть направлены заинтересованным лицам.
  2. Определение претензий, которые имеют обоснование и обязательно ссылаются на конкретные пункты закона.
  3. Решение, в какую инстанцию будет подана жалоба. Здесь есть несколько вариантов. Это может быть старшее должностное лицо, которое обязано контролировать деятельность исполнителя, либо арбитражный суд.
  4. После определения всех важных пунктов составляется сама жалоба с учетом всех требований к ней.
  5. Подача документа в определенную инстанцию и получение ответа от компетентного лица по поводу дальнейших действий по данному делу.

В зависимости от выбранной инстанции порядок действий будет различаться.

Обжалование у старшего пристава

В случае возникновения необходимости оспаривания действий исполнителя нужно попробовать решить это в досудебном порядке. В этом случае нужно подать жалобу старшему приставу того территориального подразделения, где работает ответственный по данному делопроизводству исполнитель.

Персональные данные старшего пристава можно найти на официальном сайте ФССП либо уточнить в самом отделении. Подать жалобу нужно также в 10-дневный срок до вступления вынесенного постановления в законную силу.

При рассмотрении жалобы старший пристав проверяет следующие факты:

  • соответствуют ли действия сотрудника установленному регламенту;
  • действовал ли исполнитель положенным образом либо бездействовал;
  • соответствие нормам принятого исполнителем документа.

Если старший пристав не установил, что принятый документ имеет основания для его отмены, то в этом случае нужно обращаться в суд. Важно сохранить полученный мотивированный ответ старшего пристава и приложить этот документ к общему перечню документов для суда.

Судебное обжалование

Обратиться в суд может не только один определенный человек, но и группа лиц, которых касается вынесенное постановление. Предметом обращения в данном случае будет принятый приставом документ, который истец или истцы требуют отменить. При обращении в суд все требования оформляются в виде искового заявления.

При выборе суда, куда подается заявление, важно знать, что изначально оно должно быть направлено в тот суд, чье решение выполняет пристав. Если этот суд не обжалует, нужно будет обращаться в арбитражный суд.

Оспорить принятый приставом документ можно в течение первых 10 дней с момента, когда гражданин был с ним официально ознакомлен. Этой датой считается день получения письма по почте либо иное официальное вручение копии документа. Если получатель отказался от письма, то датой ознакомления будет день, когда сотрудник почты составит об отказе соответствующую запись.

Принятый иск должен быть рассмотрен в течение 5 дней. Вынесенное судебное решение также можно будет оспорить в суде высшей инстанции.

Составление жалобы

Одним из важных этапов при оспаривании является составление жалобы или иска. Если этот документ не будет соответствовать установленным нормам, то в рассмотрении дела будет отказано. Поэтому важно заполнить правильно данный документ. При составлении жалобы порядок действий будет следующий:

  1. Указать персональные данные старшего судебного пристава, его должность, кому направляется данный документ.
  2. Юридический адрес территориального подразделения ФССП.
  3. Персональные и регистрационные данные заявителя, а также телефон для связи.
  4. Номер исполнительного производства и дату его начала.
  5. Наименование документа.
  6. Далее нужно кратко и четко изложить суть жалобы. Здесь указываются данные пристава, являющегося исполнителем по делу, сумму взыскания и прочие значимые моменты. Кроме этого, перечисляются факты и обстоятельства, которые нарушают законодательство и права граждан.
  7. Обязательно должны быть отсылки на статьи законов.
  8. Далее на основании всего изложенного нужно уточнить, что просит заявитель. Сюда входит признание действий пристава незаконными и отмена действительности принятого им документа.
  9. Ниже ставится дата и подпись.

Документ нужно подавать в 2 экземплярах. Один из них потребуется для получения отметки о принятии заявление уполномоченным лицом. На отметке ставится дата получения. С этого момента заявление должно быть рассмотрено в течение 5 дней и предоставлен письменный ответ заявителю.

Аналогичным образом составляется иск. Только в шапке указываются данные суда, а наименование документа оформляется как «исковое заявление». Перед тем как ставить дату и подпись, нужно указать перечень бумаг, прилагающихся к заявлению в качестве документальных подтверждений и доказательств.

Независимо от вида предпринимательской деятельности, бизнес неизменно предполагает работу с контрагентами, которая, как правило, осуществляется на договорной основе. Риск возникновения между его сторонами разногласий, присутствует всегда. В случае с юридическими лицами самым эффективным способом их урегулирования остается обращение за судебной защитой нарушенных прав и интересов.

Наличие судебного решения, налагающего на стороны процесса определенные обязанности, отнюдь не всегда означает незамедлительное их исполнение. Поэтому завершающей стадией практически каждого судебного разбирательства является исполнительное производство, цель которого состоит в исполнении решения суда и обеспечении фактического удовлетворения исковых требований истца.

Как показывает практика, судебные приставы-исполнители, призванные осуществлять принудительное исполнение судебных решений, нередко дают повод для обжалования своих действий. Это может быть необоснованное невыполнение исполнительных действий в срок, установленный законом, незаконное взыскание исполнительских сборов, а также невыполнение приставом всех предусмотренных законодательством действий, направленных на обращение взыскания на имущество должника.

Любая из сторон исполнительного производства имеет право на обжалование действий или бездействия судебного пристава, если таковые нарушают их права. Однако реализовать такое право на практике бывает непросто. И прежде всего, это обусловлено отсутствием у большинства должников и взыскателей необходимых знаний норм действующего законодательства.

Для обжалования тех или иных действий должностных лиц необходимо иметь представление о порядке осуществления ими должностных обязанностей, а также о содержании нормативно-правовых актов, которыми руководствуются судебные приставы-исполнители при выполнении должностных обязанностей. Иными словами, для того, чтобы подать жалобу, нужно точно знать какие именно права были нарушены. Кроме того, обжалование действий судебного пристава-исполнителя предполагает соблюдение определенного порядка подчиненности, нарушение которого неизменно влечет за собой отказ в удовлетворении требований.

Основания для отказа в удовлетворении жалобы

Для того, чтобы прокурор, суд либо вышестоящий судебный пристав принял решение об отказе в удовлетворении жалобы, порой достаточно формальных оснований, в частности: технические ошибки и неточности в содержании заявления. Наиболее распространенными основаниями для отклонения жалобы, как правило, являются:

  • несоответствие заявления требованиям действующего законодательства, как по форме, так и по содержанию, в том числе отсутствие ссылок на соответствующие нормативно-правовые акты, сведений о сторонах исполнительного производства, об исполнительном документе;
  • представление вместе с жалобой незаверенных копий документов, обосновывающих факт нарушения прав;
  • несоблюдение порядка подачи жалобы, подача жалобы с нарушением порядка подведомственности, подчиненности.

Таким образом, обжалование действий судебных приставов - процедура, требующая определенного уровня юридической грамотности, то есть участия специалиста в области права.

Юридическая помощь при обжаловании действий судебных приставов

Компания «ЮрПрофБюро» предлагает услуги по защите прав и интересов клиента от незаконных действий должностных лиц службы судебных приставов. При этом мы готовы принять меры для ускорения процесса фактического исполнения судебного решения.

  • составление и оформление жалобы на действия или бездействие судебного пристава-исполнителя с последующей подачей ее в вышестоящие инстанции - старшему и главному судебным приставам, в прокуратуру или в суд;
  • участие на стороне клиента в судебном разбирательстве при оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, в том числе при обжаловании отказа в отводе судебного пристава;
  • в случае отказа в удовлетворении требований - обращение в суд с заявлением об оспаривании актов государственных органов.

Кроме того, в случае необходимости мы примем и иные не запрещенные законом меры по защите интересов доверителя, независимо от его процессуального статуса. Неукоснительное следование букве закона, наличие положительного опыта в оказании подобных услуг, позволяет нам избегать необоснованных отказов в удовлетворении жалоб.

Особую сложность для осуществления представляет обжалование бездействия судебного пристава-исполнителя. Доказать факт бездействия, необоснованного затягивания исполнительного производства зачастую бывает крайне затруднительно. А без необходимых специальных познаний и вовсе невозможно. Специалисты нашей компании неоднократно сталкивались с необходимостью сбора доказательств ненадлежащего исполнения сотрудниками службы судебных приставов своих должностных обязанностей. Поэтому в нашем распоряжении четкий алгоритм действий и набор продуктивных мер по отстаиванию интересов доверителя, нарушенных в результате бездействия должностных лиц.

Процедура обжалования постановлений судебных приставов

Обжалование постановления судебного пристава исполнителя - процедура, также имеющая ряд особенностей и заслуживающего отдельного упоминания о ней. Основная ее сложность заключается в том, что решение пристава может быть обжаловано как в арбитражный суд, так и в суд общей юрисдикции, но необходимо четко разграничивать эти ситуации. Таким образом, продуктивное обжалование постановления судебного пристава невозможно без знаний норм гражданского, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального законодательства, а также без изучения закона об исполнительном производстве, на основании которого осуществляют свою деятельность службы судебных приставов.

Следует также отдавать себе отчет в том, что обжалование решений судебных приставов не освобождает от обязанности их исполнения до момента удовлетворения требований заявителя. Несоблюдение этого положения может в значительной мере усугубить положение лица, обращающегося за защитой своих прав, и стать причиной принятия к нему мер административного воздействия.

Обращение за квалифицированной юридической помощью гарантированно поможет добиться защиты нарушенного права, а также избежать необходимости исполнять незаконные решения должностных лиц без риска привлечения к административной или предусмотренной иной отраслью законодательства ответственности.

Так, только профессиональный юрист может достоверно определить порядок подачи жалобы в зависимости от конкретной ситуации, продуктивно вести переговоры с самим судебным приставом, а также его руководителями, соблюсти процедуру обжалования с отграничением оснований для подачи жалоб в порядке подчиненности от оснований для судебного обжалования. Кроме того, знание норм права позволит юристу выполнить анализ полученных ответов и принять решение о целесообразности их оспаривания, собрать необходимые аргументированные доказательства, а также обосновать позицию доверителя в суде и иных инстанциях. Сроки подачи жалобы и ее рассмотрения также зависят от конкретных ситуаций и при отсутствии соответствующего опыта зачастую бывает невозможно применить к ней ту или иную правовую норму.

Специалисты компании «ЮрПрофБюро» готовы взять на себя обязанность не только по обжалованию решений, действий или бездействия судебных приставов, но и оказать доверителю услуги полного юридического сопровождения по всем направлениям, связанным с участием его в исполнительном производстве. При этом процессуальный статус клиента не имеет значения - мы в равной степени защищаем права как должника, так и взыскателя.

Своевременное обновление нормативно-правовой базы, постоянное совершенствование своих профессиональных навыков позволяют нам не допускать неточностей и ошибок в своей работе. Все выполняемые нами действия строго соответствуют закону и направлены на защиту интересов доверителя. Клиенты могут рассчитывать на предоставление им исчерпывающих консультаций по всем вопросам, возникающим в процессе участия в исполнительном производстве, а также на сохранение в тайне любой информации, полученной нами в ходе сотрудничества.

За окончанием судебного процесса во многих случаях следует стадия исполнительного производства. В рамках нее решения суда, а также прочие документы исполняются в принудительном порядке.

Между тем, в ряде случаев законность открытия исполнительного производства вызывает обоснованные сомнения. В таком случае как оспорить постановление о возбуждении исполнительного производства?

Куда обращаться с жалобой на постановление о возбуждении исполнительного производства? К старшему приставу или сразу в суд? Читайте в статье, если появятся вопросы пишите в комментариях ниже.

В этой статье:

Как обжаловать постановление о возбуждении исполнительного производства

В соответствии со ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица ФССП, его действия (бездействие), могут быть оспорены в арбитражном либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого находится отделение.

Если предприятие или гражданин считают данный документ неправомерным, то законодательство предусматривает несколько вариантов последующих действий.

В первую очередь, обжаловать возбуждение исполнительного производства можно вышестоящему начальству судебного пристава .

В соответствии со ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

Однако при этом следует учесть, что действия пристава могут быть обжалованы в суде именно в рамках исполнения соответствующего судебного акта. При этом обращаться следует в тот суд, который оформил исполнительный лист.

Здесь можно посмотреть обобщения судебной практики по рассматриваемому вопросу.