В Германии. После второй мировой войны часто говорили о "немецком экономическом чуде". Людвиг Эрхард, первый министр экономики. Немецкое экономическое чудо. Уроки для России

Воплощение в ФРГ неолиберальной модели развития можно объяснить реакцией на диктат государства в экономике фашистской Германии. Но известный экономист Людвиг Эрхард выступал за идеи социально-рыночной экономики. Как министр экономики он руководил национализацией.

Несмотря на официально заявленный курс экономического развития но неолиберальной модели, благодаря профессору Л. Эрхарду впервые в послевоенные годы в стране проводились социально направленные реформы. Именно реформы Л. Эрхарда стали теоретической и практической основой "чуда" экономического возрождения Германии. В зарубежной и отечественной литературе Эрхарда считают приверженцем и последователем теории хозяйственного порядка. Основы ее были заложены Вальтером Ойкеном, известным в мире экономистом, видным представителем идеологии ордолиберализма. Деятельность Эрхарда и была проверкой на практике идей ордолиберализации т. в. хозяйственного порядка в стране.

Л. Эрхард стал архитектором "экономического чуда", умело определил роль государства в подъеме экономики, просчитал возможности социальной направленности экономической политики. В его концепции остались в неприкосновенности основные ценности капиталистического хозяйствования: частная собственность и рыночные механизмы. Они превратились в механизмы германского "экономического чуда".

Промышленное производство в 1946 г. составляло лишь 1/3 от довоенных показателей. Требовалось привести в порядок финансовую систему, победить инфляцию. Но начальное реформирование напоминало не модернизацию, а трансформацию, отходом от централи зова иного администрирования времени фашизма к рыночной системе. В этом схожи процессы в реформировании Германии, Италии и Японии. Разница заключалась в развитии Италии и Японии по неоэтатистской модели.

Интересно отметить, что даже среду видных представителей ХДС (Христианско-демократическая партия) были сторонники социализации - национализации и планирования. Общество ФРГ одобрило новую модель Людвига Эрхарда.

Внешне условия благоприятствовали для реформ: 1) в мире бурно развивался НТП (научно-технический прогресс); 2) Германия ориентировалась на экспорт своей продукции; 3) несколько позднее положительно сказалась интеграция в ЕС, Германия в ее рамках стала признанным "тяжеловесом", такая роль сохраняется в Европе до сих пор.

Благоприятно сказывались на экономику и внутренние условия: 1) промышленность восстанавливалась на новой технической и технологической основе (в отличие от России, которая по репарациям использовала германское оборудование 1920- 1930 гг.); 2) использовалась помощь США; 3) учитывался зарубежный и отечественный научно-технический опыт; 4) в стране сохранились квалифицированная рабочая сила и инициативные предприниматели; 5) нельзя забывать о психологическом факторе - страна хотела "подняться с колен" и реабилитировать себя в глазах мирового сообщества; 6) важнейшей чертой менталитета страны является стремление к порядку; 7) большую роль сыграла политическая воля К. Аденауэра, который был канцлером ФРГ в 1946-1948 гг., и Л. Эрхарда, работавшего во время его правления, позже самостоятельно; 8) существовал запрет на военное производство в этой стране и больше, соответственно, средств направлялось на экономику и социальные нужды; 9) действовал "мозговой центр" при Экономическом управлении, в него входили крупнейшие экономисты: В. Ойкен, Бем, Мюллер-Армак. По мнению В. Гутника, этот орган временно выполнял функции правительства и парламента.

При их поддержке и была осуществлена известная денежная реформа. Одновременно вводилось свободное ценообразование почти на все товары и услуги и снижение ставок налогообложения.

20 июня 1948 г. - в оккупационной зоне Западной Германии была введена немецкая марка. Она совсем не напоминала рейхмарку, обесцененную денежной эмиссией еще в 30-е довоенные годы. Накануне еще осуществлялся повсеместно широкий бартерный обмен, функционировал "черный рынок". Но нужно было удовлетворить спрос потребителей. А в разоренной стране мерой стоимости и средством платежа служили американские сигареты! Чтобы не умереть с голоду, повсюду выращивали картофель и свеклу, как в России в 1941 -1945 гг. "Агитаторами" новой немецкой валюты стали прилавки магазинов, где появились товары потребительского спроса.

Реализация денежной реформы и активизация внутреннего товарооборота привели в конце 1948 г. к росту на 43% промышленного производства. Выросла и зарплата.

Необычным выглядело повсеместное удешевление товаров, которое проводилось под лозунгом "товары для каждого". С этой целью существовала специальная программа производства удешевленных потребительских товаров.

Денежная и налоговая реформы и отход от тоталитаризма привели: 1) к стимулированию предпринимательства; 2) стабилизации покупательной силы валюты.

Устойчивость "дойче марки" продолжалась до 1990-х гг. и способствовала объединению Германии. Реализация реформ в Германии стала почти классикой для других стран.

После отхода Л. Эрхарда от власти в конце 1960-х гг. созданная при нем модель экономического развития претерпела изменения.

Вторая модификация модели социального рыночного хозяйства началась после 1982 г. с приходом к власти Г. Коля на условиях коалиции ХДС / ХСС и СвДП. Наблюдался своеобразный возврат к ордолиберализму Эрхарда. А в 1998 г. пришел к власти глава СДПГ Г. Шредер, который использовал идеи Эрхарда и его окружения для обновления политики социал-демократов.

Можно сделать такой вывод: с отдельными модификациями идеи архитектора "экономического чуда" в Германии Л. Эрхарда реализуются до настоящего времени. Это позволило Германии относиться до сего времени к числу высокоразвитых стран мира. Активно развиваются внешнеэкономические связи между Россией и Германией.

Немец­кое экономическое чудо

Если после I мировой войны территория Германии практически не по­страдала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала прак­тически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от дово­енного, остро стоял жилищных вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, тогда как более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Прусии и земель по Одер и Нейсе. Жизненный уро­вень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного по­крытия, распастронялся бартерные товарооборот. Союзники начали вывоз про­мышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда».

Фактически было два пути преодоления кризиса. Первый из них это идти путём плановоё экономики, с возможной национализацией собственности. Дру­гой идти путём рыночной экономики. Первый путь поддерживали социал-демо­краты и профсоюзы. Второго пути поддерживались христианские демократы. Так как в выборах в рейхстаг ХДС-ХСС в коалиции с СВДП оказались в боль­шинстве и сформировали правительство, экономические планы именно этих партий и были приведены в жизнь.

Христианские демократы, несмотря на недовольство трёх оккупацион­ных держав, отказались от любых видов давления на экономику. Претворялись в жизнь такие принципы рыночной экономики как, свобода экономики, свобода конкуренции; правительство воздействовало на экономику, прежде всего пре­доставлением кредитов, налоговых льгот, и введением премий за экспорт. Также действовали и антимонопольные законы. Всё это а так же, незначитель­ные военные расходы, отсутствие огромных затрат на содержание колониаль­ного аппарата, приезд миллионов беженцев потерявших всё на востоке, и про­являющих завидную энергию на новом месте Ї всё это обусловило быстрое развитие Германии.

В 1950 году прекратилось распределение продуктов питания по карточ­кам. В 1956 году ФРГ произвела продукции три раза больше, чем вся Германия до войны. Особенно высокими темпами рост западногерманский экспорт. Около половины всей производимой в ФРГ продукции шла на экспорт. Доходы от экс­порта позволили, ФРГ расплатится с долгами, осуществить выплаты жертвам нацизма и создать крупные золотовалютные резервы, сделавшие марку одной из наиболее стабильных валют в мире.

Большое внимание государство, уделялось также социальной политике, при свободной конкуренции неизбежно кто-то остаётся за бортом, и государст­венная должна была помогать им. Законы 50-х годов должны были улучшить положение пострадавших от войны, беженцев, инвалидов, стариков. С помо­щью налогов и компенсаций, государство пыталось сгладить бремя трудностей, разделяя его среди всего населения.

Такое стремительное развитие экономики ФРГ стали называть немец­ким экономическим чудом.

В середине 60-х годов наметился некоторый спад (-0,1%), безработных снова увеличилась. Хотя на первых порах такое торможение казалось времен­ным

В 1966 году министром экономики стал социал-демократ. Хотя успехи, рыночной экономики, были бесспорными, и огосударствлевание экономики уже было нереальным, но социал-демократы всё равно оставались приверженцами увеличения влияния государства в политике. Проводимая ими политика назы­валась глобальным регулированием и состояла в налаживание более тесных связей между правительством, банками, промышленностью и профсоюзами. Та­кая политика оказалась довольно удачной и помогла преодолеть кризис 1967года.

До середины 70-х годов экономика развивалась достаточно энергично, но связи с всемирным энергетическим кризисом экономическая ситуация ухуд­шилась. Стала достаточно энергично расти безработица.

И в начале 80-х годов. СвДП пришла к выводу, что возвращение к преж­ним принципам рыночной экономики неизбежно.

Хотя экономика ФРГ несколько затормозилось в 70-80-х годах и не­сколько замедлилось, тем не менее, темпы развития ФРГ в период с окончания I мировой войны до 90-х годов впечатляют. ФРГ в конце 80-х годов осталась од­ной из наиболее индустриально развитых стран мира.

Людвиг Эрхард родился в Баварии 4 февраля 1897 г. После крушения фашизма Эрхард стал активным пропагандистом рыночной модели экономики, выступал с лекциями. Личность Эрхарда интересна тем, что это один из немногих случаев, когда на первых постах государства оказался экономист ученый, прекрасно применивший свои знания на практике. Особенность Эрхарда, как и Ф.Д.Рузвельта в том, что он был прекрасным оратором, умел объяснить простому народу смысл экономической политики Правительства и уделял этому огромное значение, много писал в газеты и выступал.

Ключевые положения экономической философии самого Эрхарда сводились к следующему:

. "Принудительная" экономика не может быть эффективной никогда, нигде и ни в какой форме. Альтернатива командной системе одна, и другой в природе не существует. Это рыночная экономика, основанная на свободе, конкуренции н взаимной ответственности граждан и государства.

Восстановление жизнеспособной денежной единицы - не закономерный итог заключительного этапа реформ, а отправная точка и необходимая предпосылка успешного продвижения к цели. Инфляционная "накачка" экономики, какими бы благими целями она ни оправдывалась, всегда контрпродуктивна по своим конечным результатам.

Государство обязано активно вмешиваться в экономический процесс. Но направление, характер и способы такого вмешательства должны ориентироваться на поддержку свободного рынка, на защиту рынка от социального популизма и иждивенчества.

Социальная функция государства заключается не в том, чтобы "поровну распределять нищету", а прежде всего в том, чтобы обеспечить условия для эффективного производства. Прежде чем что-то распределять, надо это "что-то" произвести. Что же касается самого распределения, то здесь главная задача государства - забота о слабых. Для тех же, кто в силах позаботиться о себе сам, оно обязано создать необходимые условия.

С середины 1950 годов страна вступила в полосу непрерывного экономического роста, длившегося почти до конца 60-х годов. Этот период получил название немецкого экономического чуда. Вот основные результаты прогрессивного развития рыночных сил: уже в 1950 г был достигнут уровень довоенного производства. К 1956 г. уровень 1950 г. был удвоен, а к 1962 г. - утроен. Средние темпы экономического роста составляли около 7.8%. Что особенно важно, в стране был очень низкий уровень инфляции, один из самых низких в Европе. Индекс цен промышленных товаров в 1951 г. составлял 111 % от уровня цен 1950 г., в 1952 - 121 %, 1953 - 118%, 1957 - 124%.

В середине 50-х годов ФРГ занимала второе место по величине золотовалютных резервов, третье место после США и Англии по объему промышленного производства. Отвечая на вопрос о факторах успешного развития экономики Эрхард говорил, что это находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих, умелая политика правительства. В первую очередь получили развитие металлургия, химическая промышленность, машиностроение, легкая, перерабатывающая промышленность. Очень умело проводилась конверсия военных заводов. Государство внедряло программы переобучения рабочей силы.

Помимо промышленности, также активно развивалось сельское хозяйство, превзойдя довоенный уровень уже в 1953 г. В немалой степени этому способствовала проведенная в 1947-1949 земельная реформа, в результате которой основная часть угодий юнкерских хозяйств перешла в руки средних и мелких собственников.

Уже с 1950 г. страна имела стабильно активное сальдо торгового баланса, достигнувшее в 1955 г. 1.2 млрд. марок. Началась внешнеторговая экспансия Германии, ее товары в силу высокого качества и приемлемых цен находили спрос по всему миру. Значительную роль в становлении экономики Германии сыграл подъем автомобильной промышленности (Фольцваген и Ауди), производство бытовой техники (знаменитый Грюндик, Сименс). Известно, что англичане отказались от завода Фольцваген, предназначавшегося им по репарациям, считая что производство является устарелым и нерентабельным, но уже в 1950 году завод стал производить всемирно известные "жуки", выдерживающие жесткую конкуренцию даже на рынке США. Как и в США на заводах Форда, этот автомобиль стал всенародным и доступным. Покупка автомобиля стала мечтой каждого немца, люди стремились хорошо зарабатывать. В свою очередь развитие автомобильной промышленности породило спрос на строительство инфраструктуры, качественных дорог, известных по всему миру как автобаны. В стране получил широкое развитие автомобильный туризм.

Повышался уровень доходов населения, шло активное и массовое формирование среднего класса. В 1951 был принят закон, закреплявший участие рабочих в управлении производством, вводивший в совет директоров предприятия их представителя. Была создана разветвленная система социального страхования.

В конце Второй мировой войны большая часть Германии находилась в руинах. Большие части его инфраструктуры подверглись нападению или бомбардировке союзных войск. Город Дрезден был полностью разрушен. Население Кельна сократилось с 750 000 до 32 000 человек. Жилищный фонд был сокращен на 20%. Производство продуктов питания было вдвое меньше, чем до начала войны; объем промышленного производства сократился на треть. Многие из его людей в возрасте от 18 до 35 лет, демографические, которые могли бы сделать тяжелый подъем, чтобы буквально перестроить страну, были либо убиты, либо повреждены.

Во время войны Гитлер установил продовольственные пайки, ограничив свое гражданское население потреблением не более 2 000 калорий в день. После войны союзники продолжили эту политику нормирования продовольствия и ограничили население потреблением от 1 000 до 500 калорий. Контроль цен на другие товары и услуги привел к нехватке и массивному черному рынку. Валюта Германии, рейхсмарк, стала совершенно бесполезной, требуя, чтобы ее население прибегло к обмену товарами и услугами.

Короче говоря, Германия была разрушенным государством, стоящим перед невероятно мрачным будущим. Страна была оккупирована четырьмя народами, и вскоре ее разделили бы на две части. Восточная половина стала социалистическим государством, частью железного занавеса, на который в значительной степени повлияла советская политика. Западная половина стала демократией. И посередине была бывшая столица Берлина, которая была разделена на две части, в конечном счете разделенная тем, что стало известно как Берлинская стена.

Но к 1989 году, когда Берлинская стена упала, и Германия снова воссоединилась, это завидовало большей части мира. Германия была третьей по величине экономикой в ​​мире, отставая только от Японии и Соединенных Штатов в ВВП.

Восхождение Германии стало известно во всем мире как «Немецкое экономическое чудо». В Германии он был назван Wirtscaftswunder. Но как это получилось?

Уолтер Эукен
Возможно, самым важным человеком в потрясающем перерождении Германии был Уолтер Окен. Сын лауреата Нобелевской премии по литературе, Эукен изучал экономику в Боннском университете. После пребывания в Первой мировой войне, Эукен начал преподавать в своей альма-матер. В конце концов он перешел в Университет Фрайбурга, который он сделал бы на международном уровне.

Эукен получил последователей в школе, которая стала одним из немногих мест в Германии, где те, кто выступал против Гитлера, могли выразить свои взгляды. Но, что еще более важно, он также начал развивать свои экономические теории, которые стали известны как школа Фрейбурга, ордолиберализм или «социальный свободный рынок».

Идеи Эукена были прочно укоренены в лагере свободного рынка а также позволяет играть роль правительства в обеспечении того, чтобы эта система работала как можно большему числу людей.Например, будут созданы сильные правила для предотвращения формирования картелей или монополий. Кроме того, большая система социального обеспечения будет служить защитой для тех, кто оказался в затруднительном положении.

Он также поддержал наличие сильного центрального банка, независимого от правительства, который сосредоточился на использовании денежно-кредитной политики, чтобы поддерживать стабильные цены, во многом отражающие те же мысли, которые были известны славе Милтоном Фридманом. (Чтобы узнать больше, см. Free Market Maven: Milton Friedman .)

Этот тип системы может звучать совершенно нормально сегодня, но в то время он воспринимался как довольно радикальный. Нужно учитывать философию Эукена в эпоху, в которой он породил ее. Великая депрессия, которая поглотила весь земной шар, особенно сильно ударила по Германии; гиперинфляция по существу разрушила экономику и привела к росту Гитлера. Многие люди считали, что социализм - это экономическая теория, которая охватила бы мир.

И вскоре западная половина Германии, контролируемая американскими и союзными войсками, должна будет принять решение, каким образом идти.

Переход По мере того, как Западная Германия находилась в зачаточном состоянии, началась напряженная дискуссия о направлении фискальной политики нового государства. Многие, в том числе руководители труда и члены Социал-демократической партии, хотели иметь систему, которая по-прежнему контролирует правительство. Но протеже Эукена, человека по имени Людвиг Эрхард, начал получать известность от американских сил, которые до сих пор находятся под фактическим контролем Германии.

Эрхард, ветеран Первой мировой войны, посещавший бизнес-школу, был в значительной степени частью радара, который работал исследователем для организации, ориентированной на экономику ресторанной индустрии. Но в 1944 году, когда нацистская партия все еще находилась под твердым контролем над Германией, Эрхард смело написал эссе, в котором обсуждалось финансовое положение Германии, предполагавшее, что нацисты проиграли войну. Его работа в конечном итоге дошла до спецслужб США, которые вскоре искали его. И как только Германия сдалась, он был назначен на должность министра финансов Баварии, а затем пробрался по лестнице, чтобы стать директором экономического совета все еще оккупированной западной половины Германии.

После того, как он получил политическое влияние, Эрхард начал формулировать многогранные усилия, направленные на оживление экономики Западной Германии. Во-первых, он сыграл большую роль в формулировании новой валюты, выпущенной союзниками, чтобы заменить никчемный остаток прошлого. Этот план уменьшил бы объем валюты, доступный для общественности, с ошеломляющим 93%, что позволило бы уменьшить небольшое богатство, которое занимали немецкие лица и компании. Кроме того, были предприняты большие налоговые льготы в попытке стимулировать расходы и инвестиции.

Валютная должен был быть введен 21 июня 1948 г. В весьма спорный шаг, Erhard также решил снять контроль над ценами на тот же день. Эрхард был почти повсеместно подвергнут критике за его решение. Эрхард был доставлен в офис У.С. Генерал Люциус Клей, который был командиром, наблюдавшим за оккупированной западной половиной Германии. Клей сказал Эрхарду, что его советники сообщили ему, что решительная новая политика Германии будет ужасной ошибкой. Известно, что Эрхард ответил:

«Не слушайте их, генерал. Мои советники говорят мне то же самое».

Но, что удивительно, Эрхард доказал, что все ошибаются.

Результаты Почти всю ночь ожила Западная Германия. Магазины сразу же стали снабжаться товарами, поскольку люди поняли, что новая валюта имеет ценность. Бартеринг быстро прекратился; черный рынок закончился. По мере того, как коммерческий рынок увенчался успехом, и когда у людей снова появился стимул к работе, вернулась и известная чувство трудолюбия в Западной Германии. (Более подробно читайте Бартер по денежному кризису .)

В мае 1948 года немцы пропустили около 9. 5 часов работы в неделю, тратя свое время, отчаянно ищут продукты и другие предметы первой необходимости. Но в октябре, всего через несколько недель после введения новой валюты и снятия контроля над ценами, это число снизилось до 4 часов в неделю. В июне промышленное производство страны составляло примерно половину своего уровня в 1936 году. К концу года он был близок к 80%.

Также добавлением к возрождению Германии была Европейская программа восстановления, более известная как План Маршалла. Этот акт, подготовленный Государственным секретарем США Джорджем Маршаллом, показал, что Соединенные Штаты предоставили европейским странам, затронутым Второй мировой войной, 13 миллиардов долларов (около 115 миллиардов долларов в 2008 году), причем большая часть этих денег поступает в Германию. Однако успех плана Маршалла обсуждался экономическими историками. Некоторые подсчитали, что помощь из плана Маршалла способствовала менее 5% национального дохода Германии за этот период времени.

Рост Западной Германии продолжался с годами. К 1958 году его промышленное производство было в четыре раза выше, чем было всего десять лет назад.

Итог В этот период Германия оказалась в середине холодной войны. Западная Германия была сильным союзником Америки и была в значительной степени капиталистической, хотя и с большой ролью правительства держать контроль на свободном рынке; Восточная Германия была тесно связана с Советским Союзом и была коммунистической. Бок о бок, эти две страны предложили идеальный способ сравнить две основные экономические системы в мире. (Подробнее см. Свободные рынки: что такое стоимость ?)

Удивительно, что сравнивать нечего. В то время как Западная Германия расцвела, Восточная Германия отставала. Из-за борющейся экономики и отсутствия политических свобод жители Восточной Германии вскоре протестовали и, несмотря на законы, ограничивающие поездки, пытались покинуть страну в толпе. 11 ноября 1989 года восточногерманский режим впервые позволил членам своей страны совершить поездку прямо на запад в течение десятилетий. Это привело к почти немедленному краху Восточной Германии. И вскоре эти две страны снова будут объединены.

Но было бы долго, пока обе стороны не были бы равны.Когда началось воссоединение, восточные части страны имели только 30% валового внутреннего продукта западной половины. И сегодня, двадцать лет спустя, на востоке все еще есть только около 70% ВВП своих коллег. Но в 1948 году ничто из этого не представлялось возможным. И, если бы не Вальтер Оклен и Людвиг Эрхард, ничто из этого не могло произойти. (Подробнее см. Влияние войны на Уолл-стрит .)

1. Кратко опишите суть экономического чуда: «германского», «японского», «южно-корейского» и других

1.1 «Германское» экономическое чудо

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищных вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, тогда как более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Прусии и земель по Одер и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. Союзники начали вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда». Фактически было два пути преодоления кризиса. Первый из них это идти путём плановоё экономики, с возможной национализацией собственности. Другой идти путём рыночной экономики. Первый путь поддерживали социал-демократы и профсоюзы. Второго пути поддерживались христианские демократы. Так как в выборах в рейхстаг ХДС-ХСС в коалиции с СВДП оказались в большинстве и сформировали правительство, экономические планы именно этих партий и были приведены в жизнь. Христианские демократы, несмотря на недовольство трёх оккупационных держав, отказались от любых видов давления на экономику. Претворялись в жизнь такие принципы рыночной экономики как, свобода экономики, свобода конкуренции; правительство воздействовало на экономику, прежде всего предоставлением кредитов, налоговых льгот, и введением премий за экспорт. Также действовали и антимонопольные законы. Всё это а так же, незначительные военные расходы, отсутствие огромных затрат на содержание колониального аппарата, приезд миллионов беженцев потерявших всё на востоке, и проявляющих завидную энергию на новом месте Ї всё это обусловило быстрое развитие Германии. В 1950 году прекратилось распределение продуктов питания по карточкам. В 1956 году ФРГ произвела продукции три раза больше, чем вся Германия до войны. Особенно высокими темпами рост западногерманский экспорт. Около половины всей производимой в ФРГ продукции шла на экспорт. Доходы от экспорта позволили, ФРГ расплатится с долгами, осуществить выплаты жертвам нацизма и создать крупные золотовалютные резервы , сделавшие марку одной из наиболее стабильных валют в мире. Большое внимание государство, уделялось также социальной политике, при свободной конкуренции неизбежно кто-то остаётся за бортом, и государственная должна была помогать им. Законы 50-х годов должны были улучшить положение пострадавших от войны, беженцев, инвалидов, стариков. С помощью налогов и компенсаций, государство пыталось сгладить бремя трудностей, разделяя его среди всего населения. Такое стремительное развитие экономики ФРГ стали называть немецким экономическим чудом. В середине 60-х годов наметился некоторый спад (-0,1%), безработных снова увеличилась. Хотя на первых порах такое торможение казалось временным В 1966 году министром экономики стал социал-демократ. Хотя успехи, рыночной экономики, были бесспорными, и огосударствлевание экономики уже было нереальным, но социал-демократы всё равно оставались приверженцами увеличения влияния государства в политике. Проводимая ими политика называлась глобальным регулированием и состояла в налаживание более тесных связей между правительством, банками, промышленностью и профсоюзами. Такая политика оказалась довольно удачной и помогла преодолеть кризис 1967года. До середины 70-х годов экономика развивалась достаточно энергично, но связи с всемирным энергетическим кризисом экономическая ситуация ухудшилась. Стала достаточно энергично расти безработица . И в начале 80-х годов. СвДП пришла к выводу, что возвращение к прежним принципам рыночной экономики неизбежно. Хотя экономика ФРГ несколько затормозилось в 70-80-х годах и несколько замедлилось, тем не менее, темпы развития ФРГ в период с окончания I мировой войны до 90-х годов впечатляют. ФРГ в конце 80-х годов осталась одной из наиболее индустриально развитых стран мира.

1.2 «Японское» экономическое чудо

Этим термином обозначается рывок в экономическом развитии Японии, произошедший в течение 1955–1973 гг., когда среднегодовые темпы ее экономического роста составляли 9,5%. За эти годы объем промышленного производства вырос в 6,6 раза, национальный доход на душу населения увеличился более чем в 8 раз и достиг уровня Англии и Италии. Япония осваивала технологии переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизованного выпуска готовых изделий. В 50-х гг. были реконструированы металлургические заводы, угольные шахты и электростанции и заново построен разрушенный во время войны торговый флот. В 60-х на базе конверсии военных предприятий и нового строительства практически с нуля были воссозданы производство электробытовых приборов и радиоприемников, автомобильная промышленность. Началось создание отраслей послевоенного поколения: нефтехимии, производства синтетических волокон и смол, электроники. Этот процесс стимулировался сочетанием следующих факторов: наличие дешевой и хорошо обученной рабочей силы, инженерно-технических кадров; доступность новых технологий ; достаточные внутренние источники накопления и механизмы финансирования капиталовложений . У Японии не было сколь-нибудь значительной внешней задолженности , кроме нескольких целевых займов Всемирного банка, она не пользовалась крупными внешними кредитами. Бюджет сводился с профицитом в течение 1949–1968 гг., и запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поддерживать низкие процентные ставки кредита. Капиталовложения предприятий финансировались главным образом банками. Индустриализация вызвала массовый отток рабочей силы из сельского хозяйства . Этот процесс сопровождался беспрецедентно быстрым ростом доходов наемных работников (в среднем на 10% в год) и массовым созданием новых мелких предприятий, число которых выросло в полтора раза. Период высоких темпов создал в Японии современный средний класс. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18–20% приходилось на инвестиции в оборудование и производственное строительство.

Для данного периода было характерно активное вмешательство государства в распределение ресурсов между отраслями и в организацию отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности. Важнейшим инструментом промышленной политики была система валютных квот на оплату необходимого импорта, то есть практически карточное распределение валютных ресурсов и разрешение доступа для иностранных инвесторов только на индивидуальной основе.

Тем самым сводилась к минимуму иностранная конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляющей тогдашней промышленной политики. Другими составляющими были налоговые льготы приоритетным отраслям.

К концу 60-х гг. в Японии был создан промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта.

По мере того, как продукция обновленной промышленности выходила на международные рынки, внутренний рынок открывался для иностранных товаров. В 70-х гг. два мировых нефтяных кризиса вызвали в Японии острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. «Экономическое чудо» закончилось, но благодаря нему Япония достигла западных стандартов благосостояния.


2. «Южно-Корейское» экономическое чудо

О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как:

Ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития;

Благоприятный международный экономический климат

60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов;

Сильное и эффективное руководство

правительств, отложивших демократические и политические пре-

образования в пользу экономического развития;

Относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северокорейских затрат);

После паузы, вызванной дефолтом 1998 г. и последовавшим экономическим кризисом в России, с 2000 г. позитивные явления в двусторонних торгово-экономических связях вновь стали набирать силу. Так, в октябре 2000 г. в США было принято решение о повышении кредитного рейтинга России, а с декабря 2000 г. ОПИК возобновила страхование частных американских инвестиций в России от политических рисков.

В ходе двусторонней встречи в Генуе 22 июля 2001 г. президенты России и США выступили в поддержку инициативы американских деловых кругов о запуске «Российско-американского делового диалога» - постоянного канала связи между предпринимателями с подключением государственных структур двух стран.

13 ноября 2001 г. на российско-американском саммите в Вашингтоне было принято Совместное заявление о новых отношениях в экономической сфере, в котором стороны выразили «приверженность созданию условий, которые обеспечат расширение торговых и инвестиционных связей, а также помогут России реализовать свой экономический потенциал и стать одним из полноправных и ведущих участников мировой экономической системы». Стороны подтвердили намерение «совместно работать над созданием климата доверия в торговых и инвестиционных отношениях между нашими странами», а также свою «приверженность совместной работе с целью ускорения переговоров о присоединении России к ВТО». Они призвали участников «Российско-американского делового диалога» «продолжить работу по определению тех областей, где наши законы и нормативные акты сдерживают развитие торговли и инвестиций».

Высокий темп наращивания российско-американского взаимодействия сохраняется и в последние годы. Так, в совместном заявлении президента и президента Дж. Буша, принятом на встрече в Санкт-Петербурге 1 июня 2003 г. и касавшемся вопроса о новых стратегических отношениях, говориться: «24 мая 2002 г. мы взяли на себя торжественное обязательство строить новые стратегические отношения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки. Мы провозгласили партнерство между нашими странами и нашу приверженность совместной работе ради продвижения стабильности, безопасности и благополучия наших народов, а также совместным усилиям в деле противодействия глобальным вызовам и содействия решению региональных конфликтов. Мы также заявили о намерении разрешать существующие разногласия в духе взаимного уважения.

Мы встретились вновь, чтобы подтвердить партнерский характер отношений между нашими странами и нашу приверженность тому, чтобы сообща противостоять вызовам ХХI века».

Благодаря совместным усилиям российско-американские отношения серьезно продвинулись вперед по целому ряду направлений. Это касается вопросов стратегической стабильности, совместной борьбы с международным терроризмом, противодействия распространению ОМУ. В области двусторонних отношений развивается торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество , взаимодействие в космической и других отраслях. Большинство договоренностей, принятых во время последней встречи президентов в сентябре 2003 г. в Кемп-Дэвиде, выполняется или находится в процессе выполнения. Как отмечали на совместной пресс-конференции 26 января 2004 г. министры иностранных дел двух стран, российско-американские отношения опираются на прочный фундамент, позволяющий совместно преодолевать разногласия, которые возникают или могут возникать в подходах к тем или иным проблемам.

К достижениям последнего времени, помимо вышеназванных, можно также отнести:

Ратификацию в обеих странах Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов;

("3") - активизацию развития энергетического диалога, который получает всестороннее осмысление в ходе российско-американских деловых энергетических саммитов и реализуется в рамках поставок российской нефти на рынок США сближение позиций по вопросам совершенствования транспортной инфраструктуры, содействия инвестициям, развития электроэнергетики , газовой промышленности и совместных научных разработок в этих областях.

Развернутую оценку российским интересам в сфере энергетики дал 26 сентября 2003 г. в своем выступлении в Колумбийском университете и в ходе ответов на вопросы аудитории, в частности в контексте взаимодействия России и ОПЕК: «Мы координируем свою деятельность с ОПЕК, но членом этой организации не являемся и не собираемся в нее вступать. Должен сказать, что Россия заинтересована в справедливых, но не слишком завышенных ценах на энергоносители. Потому что в отличие от других нефтедобывающих стран мы крайне озабочены необходимостью роста перерабатывающих секторов российской экономики и считаем, что излишне завышенные мировые цены на нефть и нефтепродукты бумерангом возвращаются к нам и наносят ущерб нашей перерабатывающей промышленности. Поэтому мы в этом смысле - удобный, на наш взгляд, партнер для основных потребителей нефти. Для информации могу сказать, что в прошлом месяце ежедневная добыча нефти в Российской Федерации была выше, чем в Саудовской Аравии . Мы стали «номером один» в мире по ежедневной добыче нефти. Это, по-моему, 8,5 или 8,8 млн. бар. нефти в день. И это без газа - с газом мы давно всех обогнали. Но мы будем действовать очень аккуратно с тем, чтобы не обрушить мировые цены на нефть. Этого мы тоже не хотим. Цена должна быть справедливой как для производителей, так и для потребителей».

В целях ускорения темпов экономического развития, расширения и углубления внешнеэкономических связей за последние годы в России снижена налоговая нагрузка, упрощены условия валютного регулирования . Совершенствуется инвестиционное законодательство и система бухгалтерской отчетности с учетом сложившейся мировой практики. При этом, в самом широком смысле, по словам российского президента, «дело даже не в законах, не в правилах, которые создает парламент, правительство - дело в культуре организации производства. Это требует определенного времени, но понимание того, что государство должно уходить от избыточного регулирования, есть, и мы будем по этому пути настойчиво идти вперед».

30 апреля 2003 года Госдепартамент опубликовал очередной ежегодный доклад «Тенденции глобального терроризма», который фиксирует укрепляющееся российско-американское взаимодействие в борьбе с террористической угрозой. Прежде всего - это расширение мандата, выход на новые параметры сотрудничества Рабочей группы по борьбе с терроризмом, согласованные решительные меры на путях противодействия финансированию терроризма, доверительные обмены информацией по линии спецслужб, совместные шаги на антитеррористическом направлении в деятельности ООН, в рамках ОБСЕ, Совета Россия - НАТО, других международных форумов и институтов. Следует отметить также, что в рамках российско-американской Рабочей группы по борьбе с терроризмом создана отдельная подгруппа по терроризму - ОМУ. В ее состав входят не только дипломаты, но и эксперты практически по всем аспектам проблемы «терроризма массового уничтожения».

Позитивная тенденция в сфере сотрудничества подтверждается и в докладе Госдепартамента 2004 года.

4. Охарактеризуйте основные направления социально-экономического развития современной России

Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство незамедлительно взяло курс на углубление рыночной реформы. В первую очередь правительство во главе с и. о. премьер-министра объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с января 1992 г. Одновременно правительство стало предпринимать меры по ограничению и отмене системы материально-технического снабжения (централизованного распределения сырья и ресурсов), государственного дотирования убыточных отраслей и регионов, переводу предприятий на полное самообеспечение. В условиях существовавшего товарного дефицита либерализованные цены стали резко расти, вызывая острое социальное недовольство. Поэтому правительство одновременно взяло курс на насыщение рынка товарами народного потребления, чему способствовала политика либерализации внешней торговли (фритредерства), открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободной конвертации (перевода) рубля. Перенасыщение рынка импортными товарами привело к массовому закрытию предприятий легкой, электронной, машиностроительной и других отраслей промышленности в гг.

Вторым направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации (перевода государственной собственности в частную). Руководителем программы приватизации стал председатель Государственного комитета по управлению имуществом. Приватизация проводилась в два этапа. На первом (19гг.) всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тысяч рублей в ценах 1984 г. путем выдачи на нее приватизационного чека (ваучера). Эта акция приобрела номинальный характер, т. к. реальная цена ваучера колебалась от 2 до 40 тысяч рублей в ценах 1993 г. Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование. Преимущественные права при этом получали трудовые коллективы . Аграрный вопрос всегда являлся определяющим в экономической и социальной политике России. С его решением связаны главные надежды на возрождение российской экономики и достижение социальной стабильности. С началом приватизации активизировался процесс превращения колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и акционерные общества . Более перспективным представляется сочетание индивидуальной ответственности и общественной защищенности сельского хозяина. Количество сельскохозяйственной продукции неуклонно сокращается, как и производство в стране в целом. Причины этого аграрии видят, прежде всего, в нерешенности вопроса о земле, несмотря на наличие ряда законодательных актов о приватизации производственных земельных участков , и в антипротекционистской политике правительства, продолжающего закупать продовольствие за рубежом, поддерживая этим иностранного производителя. Политика экономического либерализма (освобождения товарно-денежных отношений от государственного регулирования) предусматривает передачу многих социальных функций государства в руки самих граждан.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России оценил работу правительства как неудовлетворительную и добился отставки и. о. премьер-министра. Новым главой прежнего правительства стал. Он попытался ввести частичное государственное регулирование экономикой страны, но в целом продолжил либеральный реформаторский курс. Летом 1996 г. после выборов Президента РФ сохранил за собой пост Председателя правительства. В 1993 г. Верховный Совет открыто выступил против экономической политики Президента и правительства, объявив, что она ведет страну к экономическому кризису. Критиковались правительственные методы приватизации, радикальные экономические реформы (метод "шоковой терапии"). После принятия Конституции РФ 1993 г. влияние представительных органов власти на определение курса социально-экономического развития было резко ослаблено. Президент и Правительство России, опираясь на помощь развитых стран Запада и международных финансовых организаций, усилили свою роль в регулировании процесса реформ. В гг., путем установления "валютного коридора" (жесткого уровня падения покупательной способности рубля по отношению к американскому доллару) и массовой задержки выплат зарплаты бюджетным категориям населения, была приостановлена галлопируюшая инфляция и достигнута финансовая стабилизация. Это позволило к концу 1997 г. остановить спад производства, а в 1998 г. провести деноминацию рубля.

В конце 1997 г. разразился мировой финансовый кризис, вызванный политикой руководства США, выбросившего в 1990-е гг. на мировой рынок большое количество необеспеченных товарной массой долларов. В этих условиях попытка СВ. Кириенко, сменившего B. C. Черномырдина на его посту 23 марта 1998 г. ввести монетаристский экономический курс закончилась резким обвалом национальной валюты в августе-сентябре 1998 г. Кириенко был отправлен в отставку, в России началась "министерская чехарда". В сентябре 1998 г. премьер-министром был назначен, в мае 1999 г. его сменил СВ. Степашин. В августе 1999 г. Председателем Правительства стал, в мае 2000 г. - ММ. Касьянов. Умеренно-либеральный курс реформ при этом не изменялся.

За годы реформы в России была осуществлена намеченная реформаторами программа макроэкономической стабилизации: либерализованы ценообразование , внешняя торговля, проведена масштабная приватизация торгово-промышленных предприятий и сферы услуг. В 1990-е гг. российская экономика стала многоукладной, состоящей из 4-х хозяйственных укладов: государственного капитализма (бывших общенародных предприятий); частного капитализма (приватизированных предприятий), мелкотоварного производства; коллективного хозяйства. Однако экономика страны осталась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали спад производства, рост цен и безработица. Уровень внутреннего валового продукта (ВВП) сократился по сравнению с 1990 г. почти на 40%. В наибольшей степени от кризиса пострадали машиностроение и легкая промышленность , т. е. те отрасли, которые преимущественно ориентированы на удовлетворение запросов внутреннего рынка. Промышленное производство все в большей степени характеризуется топливно-энергетической и сырьевой ориентацией.

По существу, в первой половине 1990-х гг. в России начался процесс деиндустриализации народного хозяйства, сопровождающийся оттоком российских капиталовложений за рубеж. Характерной чертой экономического развития России в 1990-е гг. стали также крупномасштабные внешние займы . По оценкам зарубежных экспертов, в западных банках хранится от 40 до 60 млрд. долл., вывезенных из России. В 1990-х гг. российскому руководству не удалось достигнуть главной цели преобразований, провозглашенной в ноябре 1991 г., - повысить материальное благосостояние населения. В 1998 г. среднедушевой доход в России составил 90,8% от прожиточного минимума. Доходы между крайними полюсами населения разнятся в десятки раз. Это ведет не только к сокращению внутреннего спроса, но и к усилению социальной напряженности в обществе.


Заключение

В последние годы возникли серьёзные сомнения насчёт желательности экономического роста для стран, уже достигших благосостояния. В основе этих сомнений лежит ряд взаимосвязанных аргументов.

Загрязнение окружающей среды. Противники экономического роста прежде всего озабочены ухудшением состояния окружающей среды. Они утверждают, что индустриализация и экономический рост порождают такие отрицательные явления современной жизни, как загрязнение, промышленный шум и выбросы, ухудшение облика городов, транспортные заторы и т. д. Все эти издержки экономического роста возникают, поскольку производственный процесс лишь преобразует природные ресурсы, но не утилизирует их полностью. Практически всё, что вовлекается в производство, со временем возвращается в окружающую среду в виде отходов. Чем значительнее экономический рост и выше уровень жизни, тем больше отходов должна будет поглотить или попытаться поглотить окружающая среда.

Решает ли экономический рост проблемы? Сторонники экономического роста полагают, что он сам по себе решает социально-экономические проблемы. Однако это утверждение нельзя считать полностью доказанным. Противники экономического роста, в частности, утверждают, что проблема бедности в стране, по существу является проблемой распределения, а не производства. Для её решения необходима политическая смелость и воля, а вовсе не увеличение общественного продукта. Вообще говоря, отнюдь не очевидно, что экономический рост является или будет являться средством решения проблем, стоящих перед страной.

Противники экономического роста полагают, что быстрый рост порождает беспокойство и неуверенность среди людей. Работники любого уровня опасаются, что накопленные ими профессиональные навыки и опыт могут оказаться устаревшими по мере технического прогресса.

Но многие экономисты выступают в защиту экономического роста как важной общественной цели, приводя следующие доводы.

Как отмечалось ранее, экономический рост является основным условием материального изобилия и повышения уровня жизни. В условиях экономического роста выбор социальных целей становится менее мучительным и ведет к меньшим противоречиям между различными группами населения. Имеется возможность одновременно модернизировать вооружённые силы, поддерживать инфраструктуру на данном уровне, осуществлять программы помощи престарелым, больным и бедным, совершенствовать систему образования и другие отрасли социальной сферы и при этом повышать личные доходы за вычетом налогов.

Сторонники экономического роста считают, что его связь с состоянием окружающей среды слишком преувеличена.

("4") На деле эти проблемы можно отделить друг от друга. Если общество совсем откажется от экономического роста, сохраняя ВНП на постоянном уровне, ему всё же придётся выбирать между различными структурами производства, и этот выбор будет влиять на состояние окружающей среды и качество жизни.

Наконец, нельзя согласиться с тем, что замедление или прекращение экономического роста ослабляет стремление людей к материальным ценностям и уменьшает их отчуждение от производства.

Скорее результаты будут обратными. Самые громкие протесты против погони за неживой раздаются как раз в тех странах и среди тех групп населения, где в настоящее время уровень благосостояния наиболее высок!

Иначе говоря, именно высокий уровень жизни, обеспечиваемый экономическим ростом, и даёт возможность всё большему числу людей “тратить время на образование, размышления и самореализацию”.


Список использованных источников

1. Информационно-аналитическое агентство – Режим доступа: http://*****/indeks. php

2. Эксклюзивная публикация доклада, презентованного на съезде Демократической партии США в Бостоне 26 июля 2004 года: законодательство США и Российские интересы – Режим доступа: http://*****/news/anons/

3. Эрудиция. Российская электронная библиотека – Режим доступа: http://www. *****//referat/printeref/id27445-1htm/

4. Реферат. Россия после 1993 года – Режим доступа: http://www. *****/ekonomika/detail. php? iD=14424

5.География. Экономическая география. Японское экономическое чудо – Режим доступа: http://www. *****/referat_656692.ntm/

6. Реферат – Немецкое экономическое чудо – Режим доступа: http://www. *****/referats/660

Этнические стереотипы поведения корейцев
или автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук специальности 07.00.07 - Этнография, этнология, антропология Санкт-Петербургского государственного университета
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 1 - общая характеристика работы
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 2 - продолжение общей характеристики работы, основное содержание
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 3 - продолжение основного содержания работы
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 4 - продолжение основного содержания работы, заключение
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 5 - список публикаций с основными положениями диссертационного исследования