Ускорение социально экономического развития ссср предполагало. Курс на «ускорение

ВВЕДЕНИЕ

Ускорение социально-экономического развития страны предусматривает увеличение эффективности общественного производства на основе всемерной экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов. Политика ресурсосбережения - реальный источник удовлетворения растущих потребностей общества. Для того, чтобы выполнить это в жизнь необходимо знать все тонкости учета наличия и движения ресурсов, в первую очередь материальных.

Одним из основных направлений аудита является аудит материально-производственных запасов, которые составляют основу деятельности предприятия. Для осуществления точного и полного отражения в системе бухгалтерского учета операций с материально-производственными запасами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями Президента и правительства, нормативными документами и т. д. В системе материальных запасов предприятия часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений. Таким образом бухгалтерский учет и аудит с материальными запасами являются жизненно необходимым предприятиям, ведущим свою деятельность.

Наряду с актуальностью темы бухгалтерского учета и аудита материально-производственных запасов следует отметить недостающую освещенность вопросов данной темы в литературе. В основном в публикуемых изданиях рассматриваются нормативные документы без приведения практических примеров, кроме того не проанализированы новые документы. Большинство журнальных статей являются субъективным мнением автора, что не дает гарантии правильности тех или иных методов применения положений бухгалтерского учета на практике. Актуальность темы и, вместе с тем, ее недостаточная изученность предопределили наш выбор этой темы.

В качестве теоретической и методологической основой поведения исследования явились нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета по теме дипломной работы . При этом были использованы источники учебной и периодической литературы, а также использованы фактические материалы по учету и отчетности.

В качестве объекта исследования послужило

Целью работы является рассмотрение организации учета постановки материалов, методов проведения аудиторской проверки на примере «Хлебокомбинат».

Следовательно задачами работы являются:

1. Рассмотрение материально-производственных запасов, как объекта учета и контроля, т. е. исследовать их:

§ Сущность;

§ Классификацию;

§ Оценку;

§ Нормативно-правовое обеспечение.

2. Изучить действующую практику учета материалов на исследуемом предприятии, т. е. анализ:

§ Документального оформления поступления, выбытия, расходования материалов;

§ Учета материалов на складе;

§ Взаимосвязи складского учета с бухгалтерским.

3. Разработать предложения и определить направления совершенствования организации учета.

Эти цели и задачи необходимо решить в ходе написания дипломной работы.

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА

1.1 Нормативно – законодательная база

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» устанавливает следующее: Материально-производственные запасы – это часть имущества:

§ используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг;

§ предназначенная для продажи;

§ используемая для управленческих нужд организации.

Для изучения темы дипломной работы более подробно рассмотрим часть материально-производственных запасов, используемых при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг.

Рассмотрим наиболее общие понятия, необходимые нам для изложения материала. Введение в действие с 1 января 1999 года Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» изменило официальные трактовки некоторых из них.

Таблица 1

Основные понятия по учету материалов

Определение

Имущество предприятия

Все хозяйственные средства предприятия: внеоборотные и оборотные средства

Оборотные средства

Часть материально-производственных запасов, используемая в одном производственном цикле, поэтому вся их стоимость сразу относится на затраты (расходы) предприятия. В состав данной группы включаются готовая продукция и незавершенное производство.

Предметы труда

Оборотные средства предприятия

Т. о. рассматриваемые нами материально-производственные запасы используются в качестве предметов труда . Они вместе со средствами труда и рабочей силой обеспечивают производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно . Себестоимость их полностью переносится на вновь созданный продукт.

Для правильной организации учета материально-производственных запасов огромное значение имеют научно-обоснованная их классификация, оценка и выбор единицы учета. В планировании, технологии и учете различают две важные группы , в основе которых лежат:

1) назначение и роль их в процессе производства;

2) технические свойства (сорт, размер, марка, вид, профиль).

В настоящее время при экономической нестабильности на рынке очень важное значение приобретает нормативно-правовое обеспечение учета материальных ценностей.

Для более детальной проработки перечня законодательных актов и нормативных документов, а также для их систематизации составим таблицу

Таблица 2

Нормативно-правовое обеспечение учета материальных ценностей

Законодательный акт, нормативный документ (назв-е, кем, когда принят, номер)

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» Утвержден указом Президента Российской Федерации

от 21.11.96 г. № 000 ФЗ

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ1/98. Утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года

Положение по ведению бух. учета и бух. отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 01.01.01 года №34

Приказ Минфина СССР от 1.11.91 г. №56 «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению».

План счетов бух. учета фин. хоз. деятельности предприятий (Приложение 1 к Приказу Минфина СССР:

1) от 01.11.91 г №56 с изменениями и дополнениями

2) от 28.12.94 г № 000)

Инструкция по применения плана счетов бух. учета фин. хоз. деятельности предприятий (Приложение 2 к приказу Минфина СССР от 01.11.91 №56) с изм. и дополнениями (приказ Минфина РФ от 28.12.94 г № 000)

Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции и о порядке формирования фин. результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (Утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 000; с изм. и дополн. Утв. Правительством РФ от 01.07.95 г № 000 и от 20.11.95 г № 000.

Основные положения по учету тары на предприятиях, производственных объединениях (Утв. Минфином СССР 30.09.85 г № 000)

Положение по бух. учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (Приложение к письму Минфина СССР от 02.07.91 №40)

Инструкция о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности (Утв. Минфином СССР 14.01.67 №17)

Инструкция 2НС РФ от 11.11.95 №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость »

Положение по ведению бух. учета и отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Минфина РФ от 15.06.98 г №25

На основании имеющейся нормативной базы и анализа специальной литературы можно выделить основные задачи учета материалов:

1) Контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;

2) Правильное и своевременное документирование всех операций по движению материалов, выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением, расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;

3) Систематизированный контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их реализаций;

4) Своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов.

Нормативная база, используемая для организации проверок, подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя нормативная база - соответствующие законы, положения, методологические материалы по учёту и отчётности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты). Данные нормативные акты необходимы аудитору, чтобы выявить соответствие ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности, проведения анализа, составления заключения. При наличии у аудитора или в аудиторской фирме современных персональных ЭВМ можно использовать различные информационно-справочные системы : «Гарант», «Консультант» и др., значительно облегчающие работу аудитора, ускоряющие процесс проведения проверок, повышающие их качество. В условиях рыночного труда можно применять вспомогательные таблицы, справочники. Внизу перечислены основные нормативные документы при аудите основных средств и НМА:

1. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 01.01.2001г. №26н,

2. Гражданский кодекс РФ. Части 1 и 2.

3. План счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению.

4. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 01.01.2001г. №33н (в редакции от 01.01.2001г.).

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 01.01.2001г. №34н (в редакции от 01.01.2001г.),

6. Земельное законодательство

7. Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика предприятий» (Утверждено Приказом Минфина России № 60 от 9 декабря 1998 г.

8. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 01.01.2001г. (в редакции от 01.01.2001г.),

9. О переоценке основных фондов на 1997 г. (Постановление Правительства РФ № 000 от 7 декабря 1996 г.).

Внутренняя нормативная база - это учётная политика, различные методические и инструкционные материалы по организации учёта на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией.

1.2. Порядок планирования и подготовки аудиторской проверки

В соответствии с нормативными и законодательными актами, реализующими операции с материально-производственными запасами, можно сформулировать следующие задачи и основные направления проверки:

1) Состояние складского хозяйства и обеспечение мест хранения контрольно-измерительными приборами; правильность приемки ТМЦ;

2) Сохранность ТМЦ; оформление материальной ответственности ;

3) Соблюдение порядка учета материалов и контроль за их использованием;

4) Правильность списания ТМЦ на производстве;

5) Своевременность и правильность проведения инвентаризации ТМЦ и отражение ее результатов в бухгалтерском учете;

6) Обеспечение сохранности и правильность учета драгоценных материалов, изделия и спирта на складах в производстве.

Источники проверки:

Нормы расхода сырья и материалов в производстве

Нормативы расходов и потерь

Первичные документы по оформлению движения

Отчеты об использовании материалов в производстве

Статистическая и бухгалтерская отчетности

Прибыль (убыток) до налогообложения

Как свидетельствует обобщающая информация таблицы 1 о состоянии и динамике всех существенных показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности организации, к которой относятся не только различные виды прибыли, но и также важнейшие финансовые инструменты, как выручка от продаж, полная себестоимость произведенной и реализованной продукции, товаров, работ, услуг. В отчетном году по сравнению с предыдущим годом выручка от продаж увеличилась на 7,9%; себестоимость проданных товаров – на 4,3%. При этом валовая прибыль увеличилась на 58,6%; расходы по продажам уменьшились на 63,4%; прибыль от продаж увеличилась на 1,2%; убыток до налогообложения уменьшился на 32,3%, а непокрытый убыток – на 71,3%.

Данные таблицы 1 позволяют раскрыть структуру всех основных элементов, формирующих конечный финансовый результат.

В соответствии с действующим законодательством предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности . Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, включая земельные участки , здания, сооружения, инвентарь, сырье, продукцию, долги, права требования, а также на обозначения, индивидуализирующее предприятие , его продукцию, работы и услуги другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Стоимостной и натурально-вещественный состав имущества предприятия определяется спецификой его производственно-хозяйственной деятельности и во многом определяет рыночный потенциал предприятия.

Анализ состава и динамики активов за годы произведен в таблице 2.

Таблица 2.

Состав и динамика активов за гг.

В тысячах рублей

Показатели

Изменения 2003г. к2002г.

1. Внеоборотные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Долгосрочные финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Итого по разделу 1

2. Оборотные активы

Расходы будущих периодов

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Денежные средства

Итого по разделу 2

Валюта баланса

Из анализируемой таблицы видно, что на предприятии увеличилась общая сумма хозяйственных средств (на 21,8% по отношению к 2002 году). За отчетный год структура активов анализируемого предприятия несколько изменилась: увеличилась доля основного капитала на 13,7% по отношению к 2002 году, а оборотного соответственно уменьшилась. Следовательно, имущество предприятия вложено в основном в долгосрочные активы – это вложения средств с долговременными целями в недвижимость, облигации, акции, нематериальные активы . В итоге замораживается капитал, замедляется его оборачиваемость и, как следствие, ухудшается финансовое состояние.

Руководство предприятия должно иметь четкое представление, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Забота об обеспечении бизнеса необходимыми финансовыми ресурсами является ключевым моментом в деятельности любого предприятия. Капитал – это те средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли. Формируется капитал как за счет собственных (внутренних), так и за счет заемных (внешних) источников. Анализ структуры источников формирования средств в за годы произведен в таблице 3. Из таблицы 3 видно, что на данном предприятии основной удельный вес в источниках формирования активов занимает заемный капитал – 84,2% в 2003 году. Значительно снизилась доля собственного капитала с 20,5% в 2002 году до 15,8% в 2003 году. Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой самостоятельности и независимости предприятия. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Так как доля собственного капитала низкая, то буфер , который защищает кредиторов от убытков и риска потери капитала слабый.

Таблица 3.

Анализ структуры источников формирования средств в за годы

В тысячах рублей

Показатели

Изменения 2003г. к 2002г.

3. Капитал и резервы

Уставный капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

Отложенные налоговые обязательства

Итого по разделу 4

Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность

в том числе

поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

задолженность по налогам и сборам

прочие кредиторы

Итого по разделу 5

Валюта баланса

Средства в годах были созданы в основном за счет краткосрочных обязательств . В 2003 году заемный капитал представлен в основном долгосрочными обязательствами, его доля составила 84,3% к источникам всех средств. Следовательно, финансовое состояние предприятия неустойчивое, так как с заемными капиталами необходима постоянная оперативная работа: контроль над своевременным их возвратом и привлечением в оборот на непродолжительное время других капиталов. К недостаткам этого следует также отнести сложность процедуры привлечения, высокую зависимость ссудного процента от конъюнктуры финансового рынка и увеличение в связи с этим риска снижения платежеспособности предприятия.

Трудовые ресурсы предприятия – это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их рациональное использование являются ключевыми факторами успешной работы предприятия. Поэтому анализу использования трудовых ресурсов на предприятии должно уделяться большое значение.

Основными задачами анализа трудовых ресурсов являются:

1. анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;

2. анализ движения трудовых ресурсов;

4. анализ производительности труда и трудоемкости продукции;

Количественная характеристика трудовых ресурсов измеряется таким показателем, как среднесписочная численность работников, которая определяется путем деления общего количества дней, отработанных всеми работниками списочного состава за период, на количество дней в периоде.

Производительность труда – показатель экономической эффективности трудовой деятельность работников предприятия, который определяется отношением выручки от реализации на среднесписочную численность работающих за отчетный период. Для постоянной тенденции к увеличению производительности труда требуется целый комплекс мер (от применения новых технологий до сокращения персонала), индивидуально разрабатываемых на каждом предприятии.

Фонд оплаты труда предприятия представляет собой источник средств, предназначенных для выплат заработной платы и выплат социального характера.

Рассмотрим динамику численности работников, производительности труда и фонда оплаты труда в таблице 4.

Таблица 4.

Динамика численности работников, производительности труда и фонда оплаты труда за г. г.

В тысячах рублей

Показатели

измерения

Среднесписочная численность работников

Производительность труда

тыс. руб./чел.

Фонд оплаты труда

Среднегодовая заработная плата

Доля заработной платы в затратах от обычных видов деятельность

Из данных таблицы 4 видно, что в отчетном году производительность труда выросла в 1,1 раза. Рост производительности труда был достигнут за счет увеличения выручки от реализации. Рост производительности труда является исключительно позитивной тенденцией эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. Заработная плата в 2003 году по сравнению с 2002 годом выросла в 1,2 раза, что свидетельствует о положительной тенденции на предприятии.

Эффективное использование основного капитала - важнейшее условие увеличения прибыли, получаемой предприятием.

Более полное использование основных средств приводит также к уменьшению потребности ввода новых производственных мощностей при увеличении объема производства, а, следовательно, к лучшему использованию прибыли предприятия (увеличение доли отчислений от прибыли в фонд потребления, направление большей части фонда накопления на механизацию и автоматизацию производства и управления и т. п.).

В процессе анализа необходимо изучить состав и структуру основных средств и дать оценку произошедшим изменениям (табл. 5).

Таблица 5.

Состав и структура основных средств за годы

В тысячах рублей

Показатели

Отклонение (+ ,-) по

сумма, тыс. руб.

сумма, тыс. руб.

сумме, тыс. руб.

Сооружения

Оборудование

Транспортные

Средства

Производственный и хозяйственный инвентарь

Другие виды основных средств

За анализируемый период в составе и структуре основных средств произошли следующие изменения. Стоимость зданий возросла на 13961 тыс. руб., и в удельном весе произошло снижение на 0,9%. Стоимость сооружений возросла на 2941 тыс. руб., и удельный вес в общей сумме основных средств снизился на 3,5%. Значительно возросла стоимость машин и оборудования, на 106551 тыс. руб. или 10,3%. Произошли незначительные изменения по остальным основным средствам: сумма производственного и хозяйственного инвентаря снизилась на 12 тыс. руб., стоимость транспортных средств снизилась на 28 тыс. руб., стоимость других видов основных средств также снизилась на 7469 тыс. руб.

В целом по предприятию стоимость основных средств, в 2003 году возросла по отношению к 2002 году на 115944 тыс. руб., в основном за счет приобретения нового оборудования.

Состояние и степень использования основных фондов определяют технический уровень производства, темпы и масштабы его развития, его эффективность. Таким образом, эффективность основных фондов формируется, во-первых, в процессе их создания и, во-вторых, в процессе их эксплуатации. Иначе говоря, эффективность основных фондов зависит от того, насколько целесообразно осуществляются капиталовложения , создаются и используются основные фонды. Анализ интенсивности и эффективности использования основных средств в за годы произведен в таблице 6. Анализ таблицы 6 показал, что в 2003 году среднегодовая стоимость основных фондов росла более быстрыми темпами, чем выручка от реализации продукции. В результате этого произошло снижение фондоотдачи и возрастание фондоемкости. Предприятию необходимо повышать эффективность использования основных фондов, это можно осуществлять в рамках имеющихся производственных возможностей и зависит от качества организации производства, его совершенства и оперативности.

В середине 80-х годов КПСС и Советское правительство выдвинули в качестве стратегической задачи курс на страны и качественного обновления на этой основе социалистического общества.

Установка на ускорение социально-экономического развития была всесторонне обоснована на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС и развита на совещании в Центральном Комитете партии по вопросам научно-технического прогресса в июне 1985 г. Курс на ускорение предусматривал преобразование всех сторон жизни советского общества. Это обновление материально-технической базы на основе достижений научно-технической революции, совершенствование общественных отношений, позитивные сдвиги в содержании и характере труда и в условиях жизни людей. Курс на ускорение означал повышение темпов экономического роста страны, всемерную интенсификацию производства. Составными частями этого процесса должны были стать углубление научно-технического прогресса, внедрение более эффективных форм управления и организации труда. Важная роль в реализации курса на ускорение развития страны отводилась социальной политике партии, развитию социальной сферы, охватывающей интересы всех классов и групп, наций и народностей общества. В решении задач ускорения большое значение должно было иметь обновление форм и методов работы в сфере идеологии, совершенствование социалистической демократии.
Разработанный Коммунистической партией курс на ускорение социально-экономического развития был положен в основу проектов новой редакции Программы КПСС и Основных направлений экономического и социального развития страны на 1986 - 1990 гг. и на период до 2000 г. В этих документах подводились итоги пройденного советским народом пути и намечались перспективы дальнейшего развития советского общества. Были определены направления, методы и формы упрочения социализма, его планомерного и всестороннего совершенствования.
Октябрьский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС рассмотрел и одобрил проекты новой редакции Программы партии, изменений в ее Уставе, Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г. Пленум постановил вынести эти документы на общепартийное, всенародное обсуждение.
Опубликование проектов новой редакции Программы и Устава КПСС, Основных направлений экономического и социального развития страны на двенадцатую пятилетку и до 2000 г. вызвало большой интерес среди советских людей и за рубежом. Эти документы были рассмотрены на собраниях трудящихся. Только в обсуждении проекта Основных направлений приняло участие почти НО млн. человек. В проекты документов были внесены предложения, дополнения, редакционные уточнения.
Всенародное обсуждение документов показало высокую политическую зрелость советских людей, их поддержку разработанного партией курса на ускорение социально-экономического развития общества.

§ 1. Курс на ускорение социально-экономического развития советского общества. 1985—1986 гг.

Апрельский (1985) пленум ЦК КПСС

После смерти К. Черненко в марте 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новым Генеральным секретарем был избран М. Горбачев. Избрание молодого, энергичного лидера отражало стремление как общества в целом, так и правящей элиты к давно назревшим переменам. Проработанного плана реформирования у Горбачева и его единомышленников не было, но их объединяло желание разгрести накопившиеся «завалы», преодолеть стагнацию и придать больший динамизм построенной в СССР общественной системе. Их целью стало ускорение социально-экономического развития страны. Осуществить это предполагалось через использование проверенных рычагов: перегруппировку и концентрацию сил и средств на избранных в качестве главных направлениях.

В политическом плане задачи нового этапа были сформулированы в выступлении Горбачева на апрельском (1985) Пленуме ЦК КПСС. Здесь Генеральный секретарь говорил о необходимости повышения темпов социально-экономического развития. При этом на первый план выдвигались задачи перевода производства на рельсы интенсификации, ускорения научно-технического прогресса. Для реализации масштабных задач предлагалось «решительно поднимать ответственность кадров, организованность, дисциплину».

Премьер-министр Великобритании М. Тэтчер и М. Горбачев

В ускорении научно-технического прогресса центральное место отводилось машиностроению — темпы его развития предстояло ускорить в полтора — два раза. «Главная задача — быстро перейти на производство новых поколений машин и оборудования... Первостепенное внимание должно быть уделено совершенствованию станкостроения, ускорению развития вычислительной техники, приборостроения, электротехники и электроники как катализаторов научно-технического прогресса», — говорил оратор. Прозвучало намерение решительно ликвидировать ведомственные барьеры в агропромышленном комплексе.

В числе приоритетных была провозглашена задача подготовки Комплексной программы производства товаров широкого потребления и сферы услуг. Содержалось обещание удовлетворить потребности населения в садовых участках, изменить ситуацию в здравоохранении, продвинуть школьную реформу; предполагалось улучшить материальное положение ряда массовых социальных групп.

Горбачев говорил о необходимости «перестройки» стиля работы и «гласности» в деятельности партийных и государственных учреждений. Большое внимание привлекали заявления нового лидера о недопустимости застоя в движении кадров, о назревшей потребности выдвигать молодых, инициативных работников, о повышении роли «человеческого фактора».

Перемены в общественно-политической жизни

Сферой, где позитивные перемены проявились в полной мере, была общественно-политическая атмосфера тех лет, связанная с личностью нового лидера. «Эффект Горбачева» усиливался и благодаря невольным сопоставлениям нового генсека с его предшественниками. Кроме того, несколькими хорошо продуманными акциями Горбачев продемонстрировал себя как лидер, близкий к народу, — этому способствовали его поездки в Ленинград, Киев, на московские заводы и в подмосковные колхозы, на Урал, Север, Дальний Восток, в некоторые республики, где он часто «без бумажки» общался с «трудящимися». Благоприятное впечатление произвело пресечение Горбачевым попыток возродить унизительную традицию восхваления вождей.

Постепенно набирала темпы «кадровая революция» Горбачева. Позитивное впечатление производило избавление от престарелой когорты партийных и государственных деятелей, выдвинувшихся при Брежневе: в 1985-1986 гг. своих постов лишились Г. Алиев, В. Гришин, Д. Кунаев, Г. Романов, Н. Тихонов и др. Большие перемены происходили и в центральном партийном аппарате. В числе первых высшие посты получили Н. Рыжков, Е. Лигачев, Э. Шеварднадзе, Л. Зайков, Б. Ельцин. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС, получивших свои посты при Брежневе. Изменения шли сверху вниз. С 1986 по 1988 г. на уровне горкомов и райкомов было заменено 70% руководителей. Еще более высокими темпами заменялись хозяйственные управленцы. Из 115 членов Совета Министров СССР, назначенных до 1985 г., в первый год пребывания Горбачева у власти сменилась одна треть, в 1988 г. их осталось 22, а в 1989 г. — 10 человек. Эта работа продолжалась и позднее.

Благотворное воздействие на атмосферу тех двух лет оказало расширение информированности общества. Этот процесс разворачивался постепенно, но шел по нарастающей, ни у кого не вызывая протеста. Люди стали больше узнавать об экономических и социальных проблемах, осторожно приоткрывались некоторые страницы прошлого.

Определенные итоги первого «послеапрельского» года были подведены в материалах XXVII съезда КПСС (конец февраля 1986 г.). В принятых им новой редакции Программы КПСС и директивах на двенадцатую пятилетку были в развернутой форме реализованы подходы, связанные с курсом на ускорение социально-экономического развития советского общества.

Новые черты в экономической политике

Назревшие в стране экономические проблемы первоначально пытались решать преимущественно административными методами.

Чрезвычайно показательным для первого этапа реформ является проведение антиалкогольной кампании. Постановка вопроса о борьбе против пьянства и алкоголизма в мае 1985 г. свидетельствовала о серьезности намерений нового руководства взяться за решение сложнейшей проблемы, имевшей глубокие экономические, политические, социальные корни, оказывавшей крайне негативное влияние на нравственное состояние общества. Однако торопливость и непродуманность предпринятых мер привела к тому, что, как позже писал М. Горбачев, «негативные последствия антиалкогольной кампании намного превзошли ее плюсы». Помимо развития самогоноварения, роста преступности и озлобленности людей, массированная антиалкогольная кампания привела к резкому сокращению бюджетных поступлений, стала одним из источников финансовой разбалансированности. Только к началу 1988 г. бюджет недополучил 37 млрд рублей. Руководство страны было вынуждено отступить, и уже в 1989 г. доходы от продажи алкоголя превысили уровень 1984 г.

Бюджетные проблемы были усугублены крайне неблагоприятной международной экономической конъюнктурой. В течение 1985-1986 гг. цены за баррель нефти упали почти в 3 раза (с 27 до 10 долл.), что вызвало многомиллиардные потери для СССР, экономика которого с 1970-х годов находилась в большой зависимости от средств, получаемых от продажи энергоносителей. Долгое время эти деньги использовались в первую очередь для закупки продовольствия, изделий легкой промышленности, а также высокотехнологичного оборудования, — того, в чем СССР испытывал хроническую нехватку. Обвал нефтяных цен нанес чувствительный удар, прежде всего, по этим секторам экономики.

В 1985-1986 гг. курс на ускоренное внедрение достижений научно-технического прогресса нашел отражение в создании ряда структур. Было создано Бюро Совмина СССР по машиностроению, образован Государственный комитет по вычислительной технике и информатике, принято решение о создании межотраслевых научно-технических комплексов, организовано Главное управление по созданию и использованию космической техники для народного хозяйства и научных исследований. Административный ресурс управления активно использовался и в других сферах. Стремлением ликвидировать бюрократизм и ведомственность было продиктовано создание Госагропрома — структуры, поглотившей пять министерств и один госкомитет, отвечавших за производство сельхозпродукции, ее хранение и переработку. Неповоротливость и неэффективность нового управленческого гиганта постепенно становилась очевидной (он был ликвидирован в 1989 г.), в 1985 г. идея единого управления всей сферой агропромышленного производства была новаторской и выглядела перспективной.

Повысить эффективность использования новой техники были призваны решения о проведении аттестации рабочих мест и о переводе предприятий, обладавших высокопроизводительным современным оборудованием, на трехсменную работу. Улучшения качества производимых изделий предполагалось добиться через использование оправдавшего себя в отраслях оборонной промышленности опыта государственной приемки продукции — майским решением 1986 г. она вводилась с января 1987 г. С идеей наведения порядка связано также и принятие Постановления Совета министров СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами».

Стремление более активно использовать экономические стимулы относится преимущественно к середине — второй половине 1986 г. 14 августа было принято постановление Совмина СССР, разрешавшее организацию кооперативов по сбору и переработке вторичного сырья при местных Советах. Постановлением от 19 августа 20 министерств и около 60 предприятий получили право самостоятельно выходить на внешний рынок. 19 ноября был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», разрешавший по сути частную деятельность и создание кооперативов в некоторых видах производства товаров и услуг. Осенью 1986 г. было разработано, а 13 января 1987 г. было принято постановление, касающееся создания и деятельности на территории СССР совместных предприятий. Все это были шаги в сторону рыночной экономики, ограничения вмешательства государства в деятельность предприятий.

«Революция ожиданий»

1985-1986 гг. связаны с попыткой проведения активной социальной политики — государство широко формулировало задачи в области образования и здравоохранения, социального обеспечения и заработной платы, в сфере жилищного строительства.

Уже 14 мая 1985 г. были приняты постановления о первоочередных мерах по улучшению материального благосостояния малообеспеченных пенсионеров и семей, усилению заботы об одиноких престарелых гражданах, а также распространении льгот участников Великой Отечественной войны на ленинградцев, работавших в городе в период блокады. Через неделю — 22 мая — был принят документ, предусматривавший улучшение пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и их семей. В январе 1986 г. были повышены пособия на детей военнослужащих и выплаты вдовам, а также пособия для одиноких матерей. Тогда же вводились надбавки к зарплате работникам ряда регионов. В мае 1986 г. были повышены пенсии пенсионерам, постоянно проживающим в сельской местности, а в сентябре введены дополнительные льготы участникам Великой Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих.

Намечалось осуществить ряд мер по повышению заработной платы. В мае 1985 г. было принято постановление по совершенствованию оплаты труда научных работников, конструкторов и технологов промышленности, а в июле — о повышении материальной заинтересованности некоторым категориям работников аграрной сферы. Решением 12 декабря 1985 г. улучшалось материальное стимулирование мастеров, начальников цехов и участков предприятий. И, наконец, Постановление от 17 октября 1986 г. предусматривало введение новых тарифных ставок и окладов, а также снятие ограничений на фонд заработной платы в производственных отраслях.

Предполагались радикальные изменения в деле строительства школ, детских садов, больниц и поликлиник. Специальное постановление касалось поощрения садоводства и огородничества. Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и услуг на 1986-2000 гг. обещала прорыв на этом направлении. И, пожалуй, наиболее грандиозной была программа «Жилье-2000», которая предусматривала решение одной из наиболее болезненных социальных проблем в СССР. Согласно документу, каждая семья к 2000 г. должна была иметь квартиру или жить в собственном доме.

Все эти и другие решения по социальной сфере породили «революцию ожиданий», связанную с надеждой на быстрое решение накопившихся проблем. «Революция ожиданий» сыграла злую шутку с инициаторами апрельского курса в 1989-1990 гг., когда большая часть обещаний 1985-1986 гг. оказалась невыполненной.

«Новое мышление» во внешней политике

Новое руководство СССР осуществило решительные перемены во внешней политике, которые были обусловлены как внутренними, так и международными причинами. К середине 1980-х годов СССР находился в сложных отношениях с окружающим миром. Непопулярной советскую политику делало участие страны в многочисленных локальных конфликтах, среди которых на первом месте стояла война в Афганистане. Американская администрация во главе с Р. Рейганом, объявившая «крестовый поход» против коммунизма, много сделала для ограничения экономического сотрудничества между СССР и странами Запада, что наносило огромный ущерб советской экономике. Особенно разорительным и бесперспективным для СССР стало начало работы в США над «Стратегической оборонной инициативой» (СОИ), предполагавшей перенос гонки вооружений в космос. Народное хозяйство Советского Союза и без того было уже деформировано непомерными военными расходами, которые объективно сдерживали развитие страны. Предстояло пересмотреть свои отношения со странами «социалистического лагеря» и государствами «социалистической ориентации», сделать их более прагматичными, а главное — дешевыми.

Новый курс требовал кардинальных изменений внешнеполитической доктрины СССР, что и нашло выражение в «новом политическом мышлении», о переходе к которому в международных делах Горбачев заявил уже в 1985 г. На смену представлениям о разделенности планеты на два лагеря — социалистический и буржуазный — была выдвинута концепция единого взаимозависимого мира. Новый лидер говорил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми. Была обоснована необходимость создания единой всеобъемлющей системы международной безопасности. Гонку вооружений должен был сменить принцип их разумной достаточности.

В центре внимания советского руководства в 1985-1989 гг. находились, прежде всего, отношения с США, голос которых был решающим при развязывании всех международных «узлов». Всего в 1985-1991 гг. Горбачев девять раз встречался с американскими президентами. Уже в ноябре 1985 г. в Женеве состоялась первая после длительного перерыва советско-американская встреча на высшем уровне, которая была призвана возобновить диалог и оздоровить отношения между двумя странами. На второй встрече в Рейкьявике в октябре 1986 г. стороны были уже близки к тому, чтобы совершить прорыв в области сокращения ядерных вооружений, однако сохранявшееся взаимное недоверие не позволило это сделать.

Большое значение советский руководитель придавал установлению личных доверительных отношений с лидерами западных стран, что, по его мнению, позволяло быстрее решать накопившиеся за долгие годы проблемы. На Западе же первоначально достаточно сдержанно относились к «новому мышлению», усматривая в нем, прежде всего, стремление СССР облегчить бремя гонки вооружений и получить доступ к современным технологиям.

В 1985-1986 гг. продолжалось развитие связей со странами, входившими в Организацию Варшавского Договора, — в 1985 г. он вновь был продлен на очередные 20 лет. В соответствии с новым курсом внутри СССР была утверждена Комплексная программа научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г. Продолжались регулярные встречи на высшем уровне с лидерами этих стран, в ходе которых, правда, стали звучать новые нотки: советская сторона давала понять, что намерена отходить от роли «старшего брата» в отношениях со своими партнерами, и что СССР не намерен более вмешиваться во внутренние дела соседей.

От «ускорения» к «перестройке»

XXVII съезд КПСС стал определенным рубежом, после которого наметились важные перемены в трактовке проводимых преобразований. Формула ускорения наполнялась новым содержанием, проводилась мысль о необходимости более комплексного и глубокого реформирования. В мае-июле 1986 г. термин «ускорение» постепенно вытесняется понятием «перестройка». Раскрывая его, Горбачев подчеркивал, что перестройка охватывает не только экономику, но и социальные отношения, политическую систему, духовно-идеологическую сферу, стиль и методы работы партии, всех кадров. Генеральный секретарь поставил знак равенства между словами перестройка и революция, подчеркнув, что «перестройка — не разовый, одномоментный акт, а процесс, который будет протекать в рамках определенного исторического периода».

Летом 1986 г. у Горбачева появляется еще одна тема, которая звучит все громче. Это тема сознательного или неосознанного противодействия тем переменам, на которые нацеливает высшее политическое руководство. В качестве основного противника реформ инициатор перестройки называет партийную и государственную бюрократию, заинтересованную в сохранении отживших порядков и собственных привилегий. Этим людям Горбачев противопоставлял других — «новаторов», «активных, неугомонных, беспокойных», которые разрушают сложившийся стереотип работы руководящих кадров. В выступлениях новый лидер все чаще апеллирует к интеллигенции и молодежи — двум социальным группам, интеллектуальный потенциал и динамизм которых позволял видеть в них наиболее естественных союзников задуманных масштабных перемен.

С середины 1986 г. в выступлениях Горбачева начинает повторяться мысль о том, что перемены в обществе идут недостаточно быстро. Среди главных причин этого он чаще выделял две: сохраняющуюся пассивность подавляющей массы населения и приверженность управленческих структур директивным формам управления. В связи с этим проблема демократизации ставится не только как одна из целей реформ, но и как обязательная их предпосылка. «Важнейший участок перестройки — демократизация. Права даем реальные. А кто будет реализовывать? Есть люди, способные и храбрые, чтобы использовать права? Отучили ведь их от пользования демократией», — говорил Горбачев на одном из заседаний Политбюро летом 1986 г. «Поэтому мы должны включить людей в процесс перестройки через демократизацию общества», — развивал он ту же мысль в сентябре.

В середине 1986 г. происходят существенные перемены в трактовке понятия «гласность». Инициаторы перестройки начинают рассматривать ее как важнейший рычаг демократизации, повышения социальной активности пока еще достаточно инертного населения. Значительное расширение информированности, повышение уровня критичности обсуждаемых проблем, востребованность ранее не задействованного интеллектуального потенциала — все это должно было способствовать преодолению идеологического догматизма и ломке прежних стереотипов политического поведения, что в конечном счете и должно было ускорить перестроечные процессы во всех сферах. По этой логике, гласность, интеллектуальное раскрепощение должны были предшествовать проводимым преобразованиям и оптимизировать их, обогащая теорию и практику перестройки использованием зарубежного и отечественного опыта. Роль идейной оппозиции консерватизму отводилась прессе.

В 1986 г. происходит организационная подготовка «наступления гласности»: во главе целого ряда массовых изданий были поставлены новые люди. Новых главных редакторов получили «Известия», «Огонек», «Московские новости», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Московская правда», «Московский комсомолец», «Юность», «Новый мир», некоторые другие газеты и журналы, ставшие в 1987-1991 гг. самыми острыми и читаемыми изданиями. При этом «политика гласности» не означала введение свободы слова, но была изначально «дирижируемым» явлением. Содержание проводимых кампаний определялось на инструктажах руководителей СМИ, которые регулярно проводились в идеологических подразделениях ЦК КПСС.

В середине-второй половине 1986 г. Горбачев и его окружение пришло к убеждению, что решение всех стоящих перед страной проблем упирается в неэффективность существующей в СССР политической системы. С этого времени ее реформа рассматривается как главное условие поступательного движения советского общества. В перспективе предполагалось реформировать КПСС, уменьшить ее «глобальную» роль в жизни общества и государства, организовать полноценные выборы в Советы, повысить ответственность депутатов и их зависимость от избирателей; утвердить всестороннюю гласность; добиться реальной независимости судебной власти; утвердить организационные формы осуществления права на демонстрации, свободу слова, совести, печати, собраний, права на свободное перемещение; двигаться по пути глубокой демократизации хозяйственной жизни. Все эти вопросы предстояло поставить на специальном Пленуме ЦК КПСС, интенсивная подготовка к которому шла всю осень-зиму 1986 г. Проблемы экономической реформы были отодвинуты на второй план.

Говоря об итогах развития СССР в 1985-1986 гг., можно констатировать, что в это время объективно назревшие перемены происходили на базе политических подходов, сформулированных еще в конце 1982 — начале 1985 г. Конец 1986 г. стал определенным рубежом в истории преобразований 1985- 1991 гг. К этому времени постепенно стали накапливаться экономические трудности. Они явились результатом, с одной стороны, неблагоприятного стечения ряда обстоятельств (падение цен на нефть, затраты на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы), с другой стороны, — просчетов собственного горбачевского курса: увеличение ассигнований на машиностроение при сокращении закупок товаров народного потребления за рубежом, широкомасштабные социальные акции, а также антиалкогольная кампания — все эти мероприятия объективно носили проинфляционный характер и способствовали бюджетной дестабилизации, которая предшествовала значительному ухудшению положения в народном хозяйстве СССР.

Значение этого обстоятельства не было в должной мере осознано в то время. Более того, не позднее второй половины 1986 г. был взят стратегический курс на приоритетное преобразование политической системы общества. Прогрессирующее же ухудшение экономических параметров развития, обострение ситуации в социальной сфере стали тем фоном, на котором разворачивались основные политические и идейные баталии тех лет.



Концепция «ускорения социально-экономического развития» страны.

Избрание весной 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева многим советским людям дало надежду на серьезные перемены во всех сферах жизни общества. Горбачев провозгласил программу «ускорения социально-экономического развития СССР», которую поддержал состоявшийся в феврале1986 г. XXVII съезд КПСС,

Под ускорением подразумевался процесс перехода от экстенсивного к интенсивному производству на основе структурной перестройки промышленности в пользу машиностроительного комплекса и новых наукоемких отраслей; активного внедрения достижений научно-технического прогресса; перехода к человекосберегающим технологиям и др.

Эта программа была направлена на форсирование научно-технического прогресса, реконструкцию отечественного машиностроения, производство новых машин, высокотехнологического оборудования. При этом всерьез ставилась задача догнать к 2000г. США по уровню промышленного развития, а каждой советской семье предоставить отдельную квартиру. Требование «ускорения» не соответствовало крайне сложному состоянию экономики, поэтому программа «ускорения» была трансформирована в идею перестройки всего народнохозяйственного механизма, что объяснялось необходимостью преодолеть многочисленные недостатки в управлении экономическими процессами и структурами, в том числе в системах планирования, ценообразования, финансирования, стимулирования труда, в управлении научно-техническим прогрессом, в стиле деятельности кадров управления. Эти позиции сводились в целом к борьбе с диспропорциями в экономике.

Политика гласности была призвана довести намерения партийно-государственного руководства до широких масс, демонстрируя положительные примеры и критикуя вопиющие недостатки в разных регионах страны.

Перестроечные меры по наведению порядка, укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности руководящих кадров дали некоторые результаты на первом этапе перестройки. Во всем уральском регионе активизировался процесс строительства жилья, предприятия начали переход на хозрасчет, была введена госприемка продукции и т. д.

Получило развитие кооперативное движение. В Челябинской области за счет кооперативов темпы роста торговли и бытового обслуживания населения в 1988 г. составили 107,2 %, по отношению к предыдущему году; в Свердловской области эти темпы были еще выше - 111,3%. В крупных городах Урала - Свердловске, Перми, Челябинске, Магнитогорске, Кургане, Уфе - активизировалась привокзальная торговля, появились различные лотки, с которых продавались не очень качественные, но достаточно дешевые изделия легкой промышленности.

Курс на "ускорение"

В марте 1985 г. руководящие посты в государстве были перераспределены следующим образом: Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко (с июля), Председателем Совета Министров СССР до осени 1985 г. оставался Н.А. Тихонов, которого затем сменил Н.И. Рыжков. Руководство взяло решительный курс на активизацию внутренней и внешней политики СССР, на восста­новление и укрепление авторитета партии и государственной власти в советском обществе и на международной арене.

Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в план 12-й пятилетки (1986- 1990 гг.). Он получил название "курса на ускорение социально-экономического развития".

Четыре фактора, по мнению руководства, диктовали необходи­мость ускорения: во-первых, острые нерешенные социальные за­дачи (продовольственная, жилищная, здравоохранения, производ­ства товаров народного потребления, экологическая); во-вторых, угроза слома военно-стратегического паритета (США взялись за новую масштабную программу СОИ - стратегической оборонной инициативы); в-третьих, необходимость обеспечения полной эко­номической независимости страны (главным образом, на стратегических направлениях от западных поставок); наконец, задача пре­кращения падения темпов развития, сползания экономики к кризи­су, создания образцовой экономической политики.

Как понималось ускорение? Прежде всего, как повышение тем­пов экономического роста. В 1986--1987 гг. М.С. Горбачев не уставал предупреждать, что национальный доход должен расти темпами не ниже 4% в год, иначе пятилетка будет сорвана. Далее, ускорение понималось и как новое качество роста, т.е. рост на базе научно-технического прогресса за счет повышения произво­дительности труда, интенсивного развития.

Под понятие "ускорение" подводилась и "активная социальная политика". Было обещано "круто повернуть" экономику к социальной сфере, проводить целостную социальную политику, суть которой в последовательном и повсеместном утверждении прин­ципа социальной справедливости. Руководство страны в 1985- 1986 гг. заверило народ, что забота о его благосостоянии станет, наконец, главной заботой государства, и определило шесть задач повышения благосостояния на XII пятилетку и на период до 2000 года. Среди них выделялись две - продовольственная и жилищ­ная. Продовольственная считалась приоритетной внутриполити­ческой задачей и ее решение должно было осуществиться к 1990 г. Решение жилищной ("каждой семье благоустроенную отдельную квартиру") отодвигалось на конец века.


С чего начали ускорение? Как и в предыдущие пятилетки, с тя­желой промышленности. Машиностроению была отведена роль "ключевого звена" реконструкции народного хозяйства. Перейти от производства отдельных станков к производственным ком­плексам, промышленным роботам, подвести новый класс машин под народное хозяйство, придав ему ускорение - таков был пер­вый порыв. Он требовал больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ве­теранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю и мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных пар­тией задач. Энтузиазм "молодого поколения" надеялись напра­вить на приведение в действие "скрытых резервов" роста, чтобы уже сейчас, сегодня, не дожидаясь нового класса машин, добить­ся ускорения.

Решить эту задачу было намечено, используя следующие ре­зервы. Полностью загрузить действующие мощности, переведя их на двух-четырехсменку. Укрепить трудовую дисциплину, рав­няясь на опыт передовиков. Силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, немедленно повысить качество продук­ции. С этой целью создавалась еще одна контролирующая ин­станция - госприемка.

Для ускорения предполагалось:

1.научно-технический прогресс

2.техническое перевооружение машиностроения (производство оборудования должно превышать другие отрасли в 1,7 раза)

3.активизация человеческого фактора

4.совершенствование устоявшейся системы, выправка отдельных деформаций в системе производства

5.наведение порядка, повышение трудовой дисциплины

6.повышение ответственности управленческих кадров

7.подтягивание отстающих отраслей.

В 1985-1986 гг. темпы производительности труда в промышленности и строительстве превысили показатели предыдущей пятилетки в 1,3 раза, на железнодорожном транспорте – в 3 раза. В 4 раза увеличились капиталовложения в социальную сферу.

Однако ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала ава­рия на Чернобыльской АЭС, происшедшая 27 апреля 1986 г. По мнению международных экспертов, ее последствия отразятся на здоровье и жизни десятков миллионов людей нескольких поколе­ний. "Чернобыль" стал мрачным символом катастрофы, надви­гающейся на общество и государство.

С 1985 года начинается антиалкогольная кампания. Сократившая производство алкоголя в 2 раза. Это привело к повышению производительности труда, снижению бытовой преступности. Однако госбюджет с 1985 по 1988 год не досчитался 67 млрд. рублей, стало процветать самогоноварение, спекуляция, отравление некачественной алколгольной продукцией и росла социальная напряженность.

Чернобыльская катастрофа. Весной 1986 г. произошло событие, оказавшее шоковое воздействие на советское общество. 26 апреля слу­чилась авария на Чернобыльской атомной электростанции, где при проведении эксперимента взорвался четвертый энергоблок. Первона­чально не было ясного понимания, что произошедшее - катастрофа не только национального, но и мирового масштаба, однако по мере накопления информации приходило осознание трагизма случившего­ся. Радиационному загрязнению подверглась значительная часть Укра­ины, но самый тяжелый удар пришелся на Белоруссию (23% террито­рии, пострадал каждый пятый житель); впоследствии заражение об­наружено в Брянской и Тульской областях.

Для ликвидации последствий аварии была создана специальная правительственная комиссия, которая координировала эту работу в масштабах всей страны. Уже в первые после катастрофы дни действовала сеть медицинской помощи, охватившая почти миллион человек. Принято было решение о выселении жителей из города энергетиков Припять. Сначала эвакуировали людей из 10-, а затем и из 30-километровой зоны. Это оказалось чрезвычайно трудным делом: многие не хотели уезжать, их пришлось перемещать принудительно. В первых числах мая было переселено 135 тыс. человек и установлен контроль над всем районом. В район аварии перебросили войска химической защиты, со всей страны прибывала техника. В Москве, Ленинграде, Киеве круглосуточно работали научные институты, срочно решая целую серию необычных проблем. В послечернобыльские месяцы про­явились лучшие качества советских людей: самоотверженность, чело­вечность, высокая нравственность. Многие просили направить их в район Чернобыля, предлагали бескорыстную помощь.

Ликвидация последствий взрыва только в 1986 г. обошлась в 14 млрд. рублей; требовала миллиардных затрат и в последующие годы. Организованными усилиями удалось ограничить число пострадавших и локализовать аварию. К июлю была разработана концепция «саркофа­га», а затем в сжатые сроки возведено уникальное укрытие для по­врежденного реактора с постоянно функционирующей системой кон­троля за его состоянием. По сути вторая половина 1986 г. прошла под знаком Чернобыля.

«Перестройка» 1987-1991 гг.

В 1987 г. решено было сменить провалившуюся "концепцию ускорения" на "концепцию перестройки". Ускорение оставалось целью, перестройка же рассматривалась как широкомасштабное средство ее достижения. В 1987-1988 гг. перестройка сводилась главным образом к "радикальной экономической реформе", затем в нее включили реформу политической системы и курс на "обновле­ние" идеологии.

Идея экономической реформы начала складываться еще с 1970-х гг., когда в научно-экономических кругах заговорили о необходимости усиления роли ры­ночных, товарно-денежных отношений в социалистической экономике. В кон­це 1970 - начале 1980-х гг. был проведен так называемый "экономический эксперимент", в ходе которого ряд отраслей (прежде всего, бытового обслужи­вания и примыкающих к ней) переводились на хозрасчет. При Ю.В. Андропове экономисты - "товарники" стали более настойчиво проводить идею расшире­ния рыночных отношений в экономике страны, однако с приходом к власти в феврале 1984 г. группировки консервативно настроенных членов ЦК КПСС во главе с "брежневцем" К.У. Черненко эксперимент был свернут, идеи "рыночно­го социализма" перестали поддерживаться правительством. Однако уже во вто­рой половине 1980-х гг. тенденция усиления рыночных факторов стала шаг за шагом одерживать победы в экономической политике СССР. Идея перевода жестко централизованного, плано­во-государственного хозяйства на рыночную, то­варно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки.

Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государст­венном предприятии (объединении) 1987 г., предоставивший зна­чительные права предприятиям и трудовым коллективам. Они должны были стать самостоятельными (обособленными) хозяй­ственными единицами, составив основу рыночного сектора эко­номики. Предприятия переводились на самоокупаемость и хоз­расчет, не централизованно, а самостоятельно могли выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Це­ны же как важнейший рычаг социальной политики государство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хо­зяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в т.ч. создания совместных предприятий и свободной продажи своей продукции на рынке, в т.ч. и внешнем. Государство таким образом частично отступало от своей монополии на внешнюю торговлю. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю производимую продукцию, государство включило в госзаказ, вывело из свободной продажи, лишило предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано постепенно госзаказ снижать, втягивая предприятия в хозрасчет­ные отношения. Трудовые коллективы получили право (через несколько лет ликвидированное) выбирать руководителей всех рангов и рабочего контроля за деятельностью администрации.

Однако к желаемому эффекту подобные мероприятия не привели, а лишь усугубили ситуацию в экономике, т.к.

1.освободившись от опеки министерств, предприятия столкнулись с отсутствием системы реализации и сбыта товара;

2.разрушалась плановая система, нарушалось взаимодействие между предприятиями;

3.выборы директорского корпуса привели в руководство предприятий некомпетентных людей, которые растратили основные фонды на социальные нужды, что в дальнейшем привело к остановке предприятий;

4.система производства разбалансировалась. Нарушилось взаимодействие между производством и потребителем;

5.предприятия вышли из единой системы НТП, потеряли связь с научными центрами (в дальнейшем предприятия начнут борьбу за госзаказ, чтобы окончательно не остановить производство).

Начатая экономическая реформа предполагала перестройку центрального аппарата управления: сокращение численности ми­нистерств и ведомств, а также их аппарата, переход на "партнер­ские" отношения министерств с предприятиями. Однако центр своих прав уступать не хотел.

В 1988 г. были приняты еще два закона, открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства: Закон о коопера­ции и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД).

Закон о кооперации привел к расцвету «черного рынка», налоги стали уходить мимо государства, за счет различных махинаций госпредприятия начали выпускать продукцию для частников, которая реализовывалась по рыночным ценам, минуя государственную налоговую систему и оседая в карманах организаторов махинаций (на государственном сырье и оборудовании производили продукцию для «черного рынка»). Снижалось качество производимой продукции, выкачивались финансовые ресурсы из карманов советских граждан.

60 предприятий получили право самостоятельно выходить на внешний рынок. 19 ноября Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» легализовал частную деятельность и создание кооперативов в некото­рых видах производства товаров и услуг. Осенью 1986-го было разра­ботано, а 13 января 1987 г. принято постановление о создании и де­ятельности на территории СССР совместных предприятий. Все это были шаги к рыночной экономике, ограничению вмешательства го­сударства в деятельность предприятий.

В 1989 г. в социально-экономические преобразования был втя­нут аграрный сектор. На мартовском (1989 г.) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также отказаться от борьбы с личным под­собным хозяйством, развернутой в 1986-1987 гг. Эта борьба велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции. При­знавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхо­зов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских хо­зяйств (крестхозов или фермерских хозяйств).

Однако государство отказалось от дотаций сельскому хозяйству, от системы планирования, централизованных закупок и сбыта. Это привело к разрушению системы сельского хозяйства, перед страной стал возникать вопрос о продовольственной безопасности.

Признание целесообразности, а затем необходимости строи­тельства фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о понимании руководством страны серьезно­сти кризиса сельскохозяйственного производства. Поскольку к концу 1980-х гг. стало очевидно, что "важнейшая внутриполитическая задача" - Продовольственная программа - провалена, она была перенесена на 1990-е гг. К ее решению подключились все типы сельских хозяйств и горожане, любители садов и огоро­дов. Руководство СССР не осмеливалось отказаться от обещания "накормить народ", опасаясь окончательного падения подорван­ного авторитета власти.

Разрушение централизованной системы коллективных хозяйств и неспособность создать фермерские хозяйства, привело к снижению сельхозпродукции, что нанесло непоправимый ущерб сельскому хозяйству.