Налоговая система РФ - это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.
Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.
Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.
Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.
Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.
Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:
Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.
Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:
Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.
Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье .
Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.
В структуру налоговой системы России включены:
Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.
Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.
Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).
К системе налоговых органов РФ относятся:
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.
Главными функциями ФНС РФ являются:
ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:
Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.
Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте .
Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.
Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:
В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.
Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов - важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.
Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года) :
Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.
УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:
Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.
Кто вправе применять ЕНВД см. .
Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.
О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН» .
ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.
Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:
Налог на прибыль |
||
10 или 18% (с 01.01.2019 - 20%) от суммы наценки в зависимости от вида товаров |
||
Ставка зависит от вида продукции |
||
Налог на имущество |
Ставка устанавливается региональными властями |
|
Ставка зависит от вида ископаемых |
||
Транспортный налог |
Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС |
|
Водный налог |
Ставка зависит от вида водного объекта |
Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основные УСНО и ЕНВД:
Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:
Доходы (6%) |
Доходы минус расходы (15%) |
Доходы (6%) |
Доходы минус расходы (15%) |
Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости) |
Для применения ЕНВД величину предполагаемого дохода устанавливает государство. При ЕНВД не платится налог на прибыль, НДС, налог на имущество, за исключением установленных законом случаев. О плюсах и минусах применения ЕНВД читайте . ИтогиНалоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ. |
Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.
Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).
На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям.
В начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. начала действовать вторая часть закона. НК РФ стал важнейшим законодательно-правовым актом РФ, определяющим отношения государства и плательщика налогов, функции, структуру и элементы государственнойсистемы налогообложения.
Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.
Налоговая система Российской Федерации - это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.
Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.
Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:
Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.
Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.
Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):
Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:
Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.
Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:
Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:
Вся совокупность налогов и сборов, принятых в Российской Федерации и местных органах управления, взимаемых на законной основе с налогоплательщиков, называют налоговой системой .
Данное определение не дает всей полноты для пояснения термина. Налоговая система представляет собой всю совокупность отношений между участниками системы, начиная с введения налога и до контроля за его исполнением. В структуру системы входит информационная поддержка ее функционирования и ответственность за несоблюдение законодательства.
В зависимости от того, что лежит в основе деления, существует несколько классификаций обязательных платежей .
По уровню налоговой системы различают три основных вида:
Традиционно налоги по способу изъятия делятся на прямые и косвенные. Первые начисляются на стоимость имущества налогоплательщика либо получаемых им доходов, вторые (акцизы и НДС) включаются в стоимость товара, и фактически его уплата ложится на плечи потребителя.
Суть налогового федерализма заключается в распределении налоговых полномочий между бюджетными уровнями на принципе равноправия. Его цель состоит в стабильном экономическом развитии государства, которое обеспечивается за счет перераспределения части внутреннего валового продукта между звеньями бюджетной системы.
Построение доходов каждого из уровней власти позволяет бюджетам нижестоящих уровней формироваться на самостоятельной основе . Межбюджетное регулирование позволяет добиться сбалансированности бюджетов каждого уровня и равномерности поступления налоговых платежей в течение года.
Основные принципы налогообложения законодательно закреплены в НК РФ.
В России сложилась трехуровневая налоговая система, обеспечивающая взаимодействие и единство всех ее звеньев.
1 уровень – федеральный . Функционирование обеспечивается ФНС и ее региональными подразделениями.
2 уровень – региональный . Сбор налогов обеспечивает Министерство финансов РФ, а также управление Минфина по налогам и сборам и региональные министерства республик.
3 уровень – местный . Государственные органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Критерии в основе налоговых полномочий между бюджетами:
Распределение налогов позволяет сформировать основную базу доходов бюджетов различных уровней и обеспечить их самостоятельность.
Чуть больше половины налоговых поступлений направлено в федеральный бюджет (52%), что объясняется высокой долей централизации косвенных налогов (НДС и акцизы) — 78%. Большая часть прямых налогов собирается на региональном уровне – 66% налога на прибыль организаций, 90% подоходного налога, весь налог на имущество (100%).
Несмотря на продуманность налоговой системы, существуют определенные проблемы в связи с высокой централизацией налоговых платежей в федеральный бюджет и необходимостью их обратного перераспределения.
Для повышения качества деятельности налоговой системы следует уделять внимание определенным критериям. Их использование повышает эффективность деятельности налоговых органов и позволяет увеличить объем собранных налогов.
Выделяют следующие основные критерии качества :
За нарушение налогового законодательства предусмотрена юридическая ответственность: финансовая, административная, уголовная и дисциплинарная.
Финансовая ответственность – это штрафная санкция, которая с помощью использования принудительных механизмов взыскания обеспечивает обязанность по уплате налога.
Накладывает на руководителей предприятий штрафы в размере минимальных оплат труда.
Уголовная ответственность применима к лицам, злостно уклоняющимся от уплаты налогов, либо вносящих в бухгалтерские документы заведомые искажения с целью сокрытия объектов налогообложения.
Дисциплинарная ответственность предполагает наказание в виде освобождения от занимаемого поста в результате нарушения трудовых обязанностей.
В связи с функционированием налоговой системы в рыночной среде возникает необходимость ее постоянного изменения. Основная цель совершенствования – создание системы налоговых взаимоотношений , обеспечивающих реализацию приоритетов национальной экономики.
К современным проблемам национальной налоговой системы относят:
С целью решения налоговых проблем можно предложить следующие основные направления развития налоговой системы в ближайшем будущем:
Приведенные меры позволят улучшить эффективность работы налоговой системы России и обеспечат рост сбора платежей.
Дополнительную информацию про налоговую систему можно узнать из данного видео.
История налоговой системы в РФ
История налоговой системы России началась с переходом на новые рыночные отношения и новую власть. Новое правительство сформировало новую систему налогов и сборов, установило новое законодательство. Первым законодательным проектом был закон «Об основах налоговой системы РФ», который вышел в действие в 1991 году.
В дальнейшем налоговая система России претерпела множество изменений, в итоге в 1998 году появилась первая часть основного законодательства в области налогообложения Налогового Кодекса РФ, а уже в 2000 году и вторая часть, которая стала завершающей.
Далее, еще одним важным событием в налоговой системе было формирование государственной налоговой инспекции, образованной в 1990 году. Затем это государственное подразделение было переименовано в Министерство по налогам и сборам (в 1998 году), а в 2004 году стала действовать Федеральная налоговая служба.
Замечание 1
Надо отметить, что Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность и по сегодняшний день.
Налоговая система является основным и приоритетным элементом экономической деятельности современной страны, четкость и слаженность ее работы определяет уровень развития города, региона и всей страны, так как именно за счет налоговых поступлений развивается в экономическом отношении наше государство, обеспечивается социальная политика и т.д.
Налоги и налоговая система – это неотъемлемый элемент экономической деятельности нашей страны и любой другой. Налоги и вся налоговая система призваны пополнять казну государства. Еще с древних времен люди платили налоги, которые назывались иначе и могли иметь не только денежное выражение, но и материальное (например, оброк в виде части урожая).
Любой социум, общество должно существовать за счет финансовых средств, источниками таких средств может быть различная внешнеторговая деятельность страны на международном торговом рынке, но чаще всего бюджет формируется преимущественно из налоговых поступлений, которые гарантирует налоговая система.
Замечание 2
На сегодняшний день налоги в нашей стране имеют разные направления и особенности, разные ставки и налогооблагаемые базы, но та или иначе, все они поступают в казну и обеспечивают существование современного общества.
Налоги платят как физические лица, так и юридические, некоторые налоги совпадают и подлежат уплате и теми и теми, но большая часть налогов носит обособленный характер и подходит только определенной группе налогоплательщиков.
Уплату налогов, сбор, а также управление всеми налоговыми поступлениями обеспечивает налоговая система.
Определение 1
Налоговая система представляет собой совокупность всех мероприятий по сбору, обработки, начислению налогов налогоплательщикам и т.д. с целью обеспечения пополнения бюджета страны.
Налоговая система в целом занимается всеми аспектами по управлению налогами и связями с налогоплательщиками. У налоговой системы огромное количество функций и обязанностей. Законодательно всю налоговую систему можно контролировать с помощью Налогового Кодекса РФ – это основной законодательный документ, где прописаны все правила и обязанности налоговых органов. Налоговый Кодекс состоит из двух частей. Помимо Кодекса есть еще целый ряд законодательных актов и законов, направленных на контроль и обеспечение порядка в области налоговой системы.
Современная структура налоговой системы имеет трехступенчатую структуру:
Первая ступень, самая низшая, Федеральная налоговая служба, эти подразделения размещаются на территории городов и иных поселений, осуществляя контроль за сбором, начислением, обработкой налогов и сборов на подведомственной им территории.
Вторая ступень – Межрегиональная налоговая служба работает уже на территории крупнейших регионов нашей страны и имеет у себя в подчинении все Федеральные налоговые службы, которые входят в состав региона.
Третья ступень – ФНС России занимается осуществлением контроля за работой всех Межрегиональных налоговых служб, а также она призвана решать все самые важные вопросы, которые касаются налоговых поступлений, отчислений и начислений. Также в основных обязанностях ФНС России разрабатывать новые проекты по налоговой системе.
ФНС России – это основное подразделение налоговой системы, во главе стоит руководитель, которого может назначить только правительство РФ в лице Министерства Финансов. Руководитель ФНС России несет большую ответственность за реализацию плановых задач и достижение целей налоговой системы страны.
Такая структура управления обеспечивает полный и своевременный контроль за всеми налоговыми операциями в стране.
Основными задачами существующей налоговой структуры являются:
Замечание 3
Таким образом, налоговая система – это сложный механизм взаимодействия между всеми субъектами и объектами данной системы. Налоговая система РФ представляет собой целый ряд мероприятий, направленных на реализацию целей и задач данной системы в современных условиях и рамках.
Структура налоговой системы состоит из трех основных ступеней: Федеральная налоговая служба; Межрегиональная налоговая служба; ФНС России, где ФНС России играет главенствующую роль и значение, так как аккумулирует все налоговые процессы в рамках действующего законодательства. Во главе налоговой системы стоит руководитель, который назначается исключительно министром Министерства Финансов РФ.
Понятие налоговой системы государства мы рассматривали в . О структуре налоговой системы России расскажем в этом материале.
Структура налоговой системы Российской Федерации предусматривает выделение уровней системы налогообложения и элементов налоговой системы, которые характеризуют эти уровни.
Налоговая система РФ состоит из уровней (ст. 12 НК РФ):
При этом каждый из уровней налоговой системы РФ состоит из определенных элементов, которые характеризуют этот уровень и обеспечивают выполнение .
К таким элементам можно отнести:
При этом если первый элемент структуры характеризует исключительно один из уровней налоговой системы, то последующие могут одновременно принадлежать к разными уровням. Так, налогоплательщик может уплачивать одновременно федеральные, региональные и местные налоги, а, соответственно, один и тот же налоговый орган, где этот налогоплательщик стоит на учете, обеспечивают контроль за своевременностью исчисления и уплаты налогов на всех уровнях.
При этом каждый конкретный элемент в структуре налоговой системы может быть в дальнейшем детализирован. Так, в частности, применительно к федеральному, региональному или местному налогу такими подэлементами являются (п. 1 ст. 17 НК РФ):
Указанные подэлементы налогов в структуре налоговой системы являются обязательными. К ним могут быть добавлены налоговые льготы и основания для их применения (п. 2 ст. 17 НК РФ).
Соответственно, и иные элементы налоговой системы могут быть представлены с большей степенью детализации. К примеру, налоговые органы - это ФНС и ее территориальные органы (управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня) (