Уровень долговой нагрузки на региональный бюджет. Анализ показателей бюджетной устойчивости. Сколько заемных средств приходится на рубль собственных

Уровень долговой нагрузки на региональный бюджет. Анализ показателей бюджетной устойчивости. Сколько заемных средств приходится на рубль собственных

МОСКВА, 27 фев - ПРАЙМ. Снижение госдолга в 2017 году обеспечили 6 субъектов РФ.

По итогам 2017 года суммарный госдолг регионов РФ снизился на 1,6% и составил 2,315 триллиона рублей. В 49 регионах объем госдолга сократился, в 31 - вырос, в 5 - не изменился. В семи регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета.

По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2017 года снизился на 1,6% и на 1 января 2018 года составил 2,315 триллиона рублей. Наибольший вклад в снижение суммарного объема государственного долга внесла Москва (-27,5 миллиарда рублей) и Челябинская область (-12,9 миллиарда рублей), а также еще четыре региона, чей госдолг сократился на 5-8 миллиардов рублей. Но их усилия были частично нивелированы ростом госдолга Санкт-Петербурга (+21,1 миллиарда рублей) и Республики Мордовия (+9,8 миллиарда рублей).

Объем муниципального государственного долга по итогам 2017 года вырос на 1% и составил 367,96 миллиардов рублей. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2018 года составил 2,68 триллиона рублей, что на 1,3% ниже, чем годом ранее.

Снижение государственного долга проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. По итогам 2017 года суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 9.1%, при этом сокращение было зафиксировано в 15 регионах. Объем суммарных расходов бюджетов всех субъектов РФ вырос на 9,2%.

Доля бюджетных кредитов снова выросла

Что касается структуры регионального госдолга, то по-прежнему большая часть приходится на бюджетные кредиты. На 1 января 2018 года доля бюджетных кредитов составила 44% против 42% годом ранее. Хотя количество регионов, в структуре которых бюджетные кредиты составляют более 90% от общего уровня задолженности, сократилось до семи. Доля коммерческих кредитов по итогам 2017 года составляет 29%, что на 6 процентных пунктов ниже, чем по итогам 2016 года. До 20 выросло количество регионов, в чьей долговой структуре полностью отсутствует коммерческая задолженность. Продолжает увеличиваться доля ценных бумаг в структуре регионального госдолга. На 1 января 2018 года она составила 24% против 19% годом ранее. Удельный вес государственных гарантий продолжает сокращаться, и по итогам 2017 год составил 3,5%. Информация о структуре государственного долга регионов приведена в таблице (ccылка на PDF файл)

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2017 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2018 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за 2017 год.

Долговая нагрузка на региональные бюджеты продолжает снижаться

Общий уровень долговой нагрузки регионов продолжается снижаться второй год подряд. Отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2018 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2017 года составило 30,5%, что на 3,3 процентных пункта ниже, чем по итогам предыдущего года. Но диапазон значений в региональном разрезе все шире, и варьируется от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 225,7% в Республике Мордовия.

Республика Мордовия продолжает устанавливать антирекорды, и уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ. И если годом ранее можно было отметить какие-то позитивные изменения, то по итогам 2017 года найти их не удалось. Долговая нагрузка на региональный бюджет выросла почти на 50 процентных пунктов, при этом объем госдолга увеличился на 24,3%, а налоговые и неналоговые доходы бюджета снизились на 3,1%.

Количество регионов с высоким уровнем долговой нагрузки сократилось

В целом же количество регионов, в которых госдолг превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета, сократилось с восьми до семи. Помимо Республики Мордовии, Республики Хакасии, Костромской области и Республики Карелии, которые не первый год входят в замыкающую рейтинг группу, объем госдолга превышает собственные доходы также в Кабардино-Балкарской Республике, Орловской области и Псковской области.

В конце января 2018 года стало известно о том, что из-за высокой долговой нагрузки в Республике Хакасия и Костромской области введено казначейское сопровождение, что должно помочь контролировать региональные расходы. Фактически, это первый практический случай признания неудовлетворительного качества управления региональными финансами, но, по мнению экспертов РИА-Рейтинг, данная мера в полной мере не сможет им помочь, так как необходимо решать проблему пополнения региональной казны. Тем не менее, за прошедший 2017 год в Республике Хакасия произошли некоторые позитивные изменения. Во-первых, долговая нагрузка снизилась до 136,4% (-9.1 п.п.). Во-вторых, в долговой структуре произошли заметные изменения. Ранее экспертами РИА-Рейтинг отмечался перекос в сторону коммерческих кредитов и облигационных займов, но по итогам 2017 года региональные власти полностью расплатились по коммерческим займам и воспользовались возможностью кредитования по линии Минфина РФ, что в перспективе должно снизить нагрузку на региональный бюджет за счет более низкой стоимости обслуживания таких кредитов. В-третьих, налоговые и неналоговые доходы бюджета выросли на 14,7%, что выше прироста объема республиканского госдолга (+7,6%).

В Костромской области также можно отметить некоторые позитивные изменения: долговая нагрузка снизилась до 135% (-8,3 п.п.) за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов бюджета (9,4%) относительно роста объема регионального госдолга (+3,1%).

В целом же, в 47 регионах РФ государственный долг на 1 января 2018 года превышает 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 32 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе сократилось - на 1 января 2017 года в 54 регионах РФ госдолг превышал 50% налоговых и неналоговых доходов, из которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляло более 70% в 36 регионах.

В лидирующей группе снова смена состава

По-прежнему в девяти российских регионах наблюдается низкий уровень долговой нагрузки, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг по-прежнему отсутствует. В лидирующую группу, где государственный долг составляет менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов, также входят Тюменская область, г. Москва, Ленинградская область, Алтайский край, Приморский край, г. Санкт-Петербург, а также Республика Крым, которая заняла место Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Всем регионам в группе, за исключением Санкт-Петербурга, удалось сократить свою долговую нагрузку.

Большинство российских регионов по итогам 2017 года сократило уровень долговой нагрузки. Положительные тенденции отмечаются в 61 российском регионе и связаны они, как и с увеличением налоговых и неналоговых доходов, так и с сокращением объема государственного долга. Лидером по положительной динамике стала Астраханская область, где долговая нагрузка сократилась на 38,1 процентных пункта за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 30,9%, а также снижения госдолга на 5,9%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Кемеровской области, в Белгородской области и в Вологодской области. В пятнадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.

Уровень долговой нагрузки вырос в 22 субъектах РФ, из них в семи - более чем на 10%. Самый существенный прирост показала Республика Мордовия, нарастив долговое бремя на 49,7 процентных пункта. В Кабардино-Балкарской Республике долговая нагрузка выросла на 39,8 п.п, а в Чукотском автономном округе - на 20,4 п.п.

2018 год - время возвращать бюджетные кредиты

2018 год станет годом реструктуризации бюджетных кредитов, выданных регионам в 2015-2017 гг. В зависимости от динамики доходов консолидированных бюджетов для каждого региона изменится срок их погашения, увеличившись на 7-12 лет. Данная мера позволит регионам высвободить ресурсы для покрытия своих бюджетных расходов без наращивания госдолга и снизить уровень дефицита бюджетов, что должно положительно сказаться и на динамике долговой нагрузки. С другой стороны, в 2018 году у регионов не будет возможности кредитоваться за счет средств федерального бюджета, а значит в отдельных случаях не исключено наращивание доли коммерческих кредитов или облигационных заимствований.

Эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», по итогам 2018 года не ожидают существенного изменения объема государственного долга по сравнению с результатом 2017 года. При этом рост объема налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов не превысит 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 28-30%, и по сравнению с итогами 2017 года изменится незначительно.

РИА Рейтинг - 11 авг. Согласно данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга регионов РФ за первое полугодие 2016 года почти не изменился по сравнению с началом года (-0,2%) и составил 2,314 триллиона рублей. В прошлом году в аналогичном периоде наблюдался хоть и небольшой, но все же рост долга. При этом сохранились наметившиеся ранее тенденции в изменении структуры государственного долга. По оценке экспертов РИА Рейтинг, доля бюджетных кредитов составила 45,6%, а доля коммерческих кредитов сократилась до 32,7%. Еще в начале 2016 года коммерческие кредиты преобладали в структуре госдолга, и их доля превышала 41%. В долговой структуре 69-ти регионов присутствуют коммерческие кредиты, в 15-ти из них их доля превышает 50% общего уровня задолженности. Доли государственных ценных бумаг и государственных гарантий продолжают сокращаться и по итогам первого полугодия составляют 17% и 4,2% соответственно. Объем муниципального долга составил 341 миллиард рублей, что на 0,2% ниже, чем в начале 2016 года. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 июля 2016 года составил 2,655 триллиона рублей, что так же на 0,2% ниже, чем полгода назад. Стоит отметить, что объем госдолга традиционно наращивается в конце года, когда региональным властям требуются дополнительные финансовые ресурсы для выполнения бюджетных обязательств, а в середине года наблюдается или сокращение долгового бремени, или замораживание объемов. В этом году наряду с традиционным сезонным фактором, определяющим слабую динамику долга в течение большей части года, все более заметную роль стал играть консервативный подход региональных властей к проблеме заимствований. В условиях неопределенности в поступлениях налоговых и неналоговых доходов и сокращения размеров финансовой помощи из центра, возрастают риски исполнения обязательств.

Число регионов, снизивших госдолг, выросло

Единой динамики в темпах роста долга среди регионов не прослеживается, хотя число, субъектов РФ, сокративших свои долги по итогам первого полугодия 2016 года увеличилось. Если год назад экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» выделялись 30 таких регионов, то по итогам шести месяцев 2016 года их стало 38. Из них в восьми регионах объем государственного долга снизился более чем на 15%. В группе лидеров по темпам сокращения госдолга: Республика Бурятия (-33,7%), Пермский край (-26,9%) и Иркутская область (-26,1%). В четырех регионах уровень госдолга за шесть месяцев 2016 года не изменился, и в 41-м - вырос. Наиболее заметный прирост объема государственного долга отмечен в Ненецком автономном округе (в 3,8 раза), хотя еще год назад НАО входил в число регионов, где госдолг отсутствует. Также существенно (более чем на 20%) вырос объем государственного долга в Республике Хакасия (+24,4%) и в Ярославской области (+21%). В Сахалинской области и г. Севастополе государственный долг отсутствует.

Лидером по абсолютному значению государственного долга на конец первого полугодия является Краснодарский край (147,6 миллиардов рублей), причем долг продолжает увеличиваться (+1,6%). По итогам соответствующего периода 2015 года госдолг региона был несколько ниже, при этом наряду с Краснодарским краем экспертами РИА Рейтинг отмечались сразу несколько регионов, государственный долг которых превышает 100 миллиардов рублей. Но за прошедший год Московской области и Республике Татарстан, входивших в 2015 году в число лидеров по абсолютному объему долга, удалось погасить часть своей задолженности, и объем госдолга у них снизился до 98,6 и 96,6 миллиардов рублей соответственно. Москва также продолжает сокращать абсолютный объем госдолга и на 1 июля 2016 года он составил 107 миллиардов рублей (-23,6%). И пока прошлогодние лидеры по абсолютному объему госдолга пытаются снизить свою задолженность, их место занимает Красноярский край, госдолг которого на отчетную дату составляет 94,7 миллиардов рублей, демонстрируя последние двенадцать месяцев тенденцию к росту.

Ситуация с долговой нагрузкой в Москве и Московской области, несмотря на высокие абсолютные объемы госдолга, в целом находится на удовлетворительном уровне. В Москве и Московской области отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам составляет 6,5% и 28,4% соответственно, что несколько лучше, чем в начале 2016 года, благодаря и сокращению объемов госдолга, и росту налоговых и неналоговых доходов. В то же время в Республике Татарстан и Красноярском крае долговая нагрузка не столь низкая. Соотношение государственного долга и налоговых и неналоговых доходов в Татарстане составляет 54,4%, а в Красноярском крае - 63,5%. Краснодарский край, являющийся лидером по абсолютному объему госдолга, характеризуется довольно высокой долговой нагрузкой: по итогам первого полугодия 2016 года отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составила 96,9%, что на 1,7 процентных пункта ниже, чем в начале года.

В 14 регионах объем государственного долга превышает объем налоговых и неналоговых доходов

Для определения уровня долговой нагрузки регионов эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» провели исследование и составили очередной рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки , который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в первом полугодии 2016 года. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах субъектов РФ. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 июля 2016 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за последние двенадцать месяцев (с 01.06.2015 г. по 01.06.2016 г.).

Как уже отмечалось выше, в середине года общий уровень долговой нагрузки обычно существенно не меняется, но к концу года ситуация может кардинально измениться. Текущий 2016 год укладывается в рамки сформировавшейся тенденции. По состоянию на 1 июля 2016 года общая долговая нагрузка регионов немного снизилась по сравнению с началом года - с 36,5% до 35,7%. Но диапазон региональных значений показателя расширился. Республика Мордовия, традиционный лидер по долговой нагрузке, приближается к двукратному превышению объема госдолга над налоговыми и неналоговыми доходами. По итогам первого полугодия 2016 года долговое бремя на региональный бюджет составляет 199,4%, а объем госдолга Республики растет быстрее, чем собственные доходы.

С учетом Республики Мордовии, как и в начале года, в четырнадцати российских регионах объем государственного долга превышает объем налоговых и неналоговых доходов. Хотя в составе регионов произошли некоторые изменения. Замыкающую группу рейтинга покинули Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область и Республика Ингушетия. Во всех трех регионах отмечается снижение долговой нагрузки на 25-33 процентных пунктов. В Еврейской автономной области и Республике Ингушетия заметно снизился абсолютный объем государственного долга и выросли собственные доходы, на Чукотке улучшение позиций произошло в большей степени за счет снижения долга, а налоговые и неналоговые доходы остались на уровне соответствующего периода прошлого года. Места выбывших регионов заняли Удмуртская Республика, Кировская область и Республика Калмыкия, в которых объем государственного долга превысил налоговые и неналоговые доходы, и долговая нагрузка составила 101,7%, 102,3% и 110,9% соответственно. В этих регионах объем госдолга вырос на 12,6%, но при этом только в Удмуртской Республике выросли и налоговые и неналоговые доходы.

В регионах, имеющих высокую долговую нагрузку, ситуация ухудшилась

Кроме вышеперечисленных, в число регионов с самым высоким уровнем долговой нагрузки также входят Республика Хакасия, где отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета составило 154,7%, Костромская область - 144,2%, Астраханская область - 134,4%, Республика Северная Осетия - Алания - 134,2%, Смоленская область - 130,4%, Республика Карелия - 121,6%, Забайкальский край - 114,1%, Республика Марий Эл - 113,9%, Псковская область - 103,3% и Саратовская область - 102,2%.

В целом во всех отмеченных ранее четырнадцати регионах ситуация с долговой нагрузкой за последние полгода заметно ухудшилась, и в некоторых из них показатель увеличился на 20-30 процентных пунктов. В то же время в качестве позитивного фактора выступает то обстоятельство, что имеет место тенденция постепенного вытеснения дорогих коммерческих кредитов дешёвыми бюджетными. В структуре госдолга девяти регионов из четырнадцати преобладают бюджетные кредиты. Только в Республике Марий Эл доля коммерческих кредитов превышает 65%, но и здесь она снижается. В Астраханской, Саратовской и Псковской областях доли коммерческих и бюджетных кредитов разделились почти поровну. В Республике Хакасия более трети госдолга приходится на ценные бумаги, в начале 2016 года их доля была 45%, но сократилась за счет увеличения объемов коммерческих кредитов до 44%.

По итогам первого полугодия 2016 года в 56-ти российских регионах уровень государственного долга на 50% превышает объем годовых налоговых и неналоговых доходов бюджета, среди них в 37-ми он выше 70% объема собственных доходов.

Если в 2015 году эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» отмечали три региона, в которых государственный долг, и, соответственно, долговая нагрузка на бюджет, отсутствовали, то в 2016 году таких регионов осталось только два - г. Севастополь и Сахалинская область, а Ненецкий автономный округ, который ранее не имел госдолга, переместился во второй десяток рейтинга. Налоговые и неналоговые доходы в НАО сокращаются. По итогам пяти месяцев текущего года региональные власти не досчитались 40% налоговых и неналоговых доходов в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. Возможно, это и послужило причиной привлечения 3,8 миллиарда рублей, что сформировало долговую нагрузку региона. Причем стоит отметить, что в структуре долга подавляющая доля приходится на коммерческие, а не бюджетные кредиты - 79% против 21%. А долговая нагрузка по итогам первого полугодия 2016 года увеличилась с 6,5% до 30,1%.

За первое полугодие 2016 года уровень долговой нагрузки сократился в 50-ти регионах

Помимо двух регионов, в которых отсутствует государственный долг, еще в девяти уровень долговой нагрузки ниже 10% объема налоговых и неналоговых доходов. За прошедшие полгода их состав пополнился тремя новыми регионами. К Тюменской области, Республике Крым, Санкт-Петербургу, Алтайскому краю, Москве и Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре присоединились Владимирская область, Ленинградская область и Приморский край.

За первое полугодие 2016 года уровень долговой нагрузки сократился в 50-ти регионах против 28-ми по итогам 2015 года. Самое значительное снижение показали Еврейская автономная область (-32,7 п.п.), Республика Ингушетия (-30,5 п.п.) и Чукотский автономный округ (-24,6 п.п.), о которых речь шла выше. Также стоит отметить снижение долговой нагрузки на 16,1 процентного пункта в Республике Бурятия и на 11,4 процентных пунктов в Тверской области. Позитивная динамика в указанных регионах связана как с сокращением долговых обязательств, так и с позитивной динамикой налоговых и неналоговых доходов.

В восьми субъектах РФ уровень долгового бремени за полгода вырос более чем на 10 процентных пунктов. В замыкающей тройке Астраханская область (+23 п.п.), Ненецкий автономный округ (23,6 п.п.) и Республика Хакасия (+37,9 п.п.).

По мнению экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» ближе к концу текущего года долговая нагрузка регионов возрастет. Структура госдолга продолжит изменяться в пользу роста доли бюджетных кредитов. Эксперты РИА Рейтинг ожидают, что по итогам года суммарный государственный долг регионов может вырасти на 10-15%, а уровень долговой нагрузки составить 38-40%.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости , Р-Спорт , РИА Недвижимость , Прайм , ИноСМИ . МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2016 года вырос на 1,5% и на 1 января 2017 года составил 2,353 триллиона рублей. Это самый минимальный прирост госдолга за последние несколько лет. Для сравнения, в 2015 году госдолг регионов РФ вырос на 11%, в 2014 году – на 20%, в 2013 году – на 28,6%. Снижение темпа роста региональных заимствований можно объяснить более консервативным подходом региональных властей к наращиванию долговой нагрузки на бюджеты субъектов РФ, что оправдано в условиях сохранявшейся нестабильной экономической ситуации. Кроме того, по оценкам экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня», определенное влияние на общий результат оказало сокращение на 78,6 миллиарда рублей госдолга Москвы, главным образом, за счет погашения внешней задолженности. Еще год назад Москва являлась одним из лидеров по абсолютному значению объема госдолга среди всех российских регионов. На начало 2017 года объем государственного долга столицы составил 61,9 миллиардов рублей.

Объем муниципального государственного долга по итогам 2016 года вырос на 6,7% и составил 364,3 миллиарда рублей. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2017 года составил 2,72 триллиона рублей, что на 2,2% больше, чем годом ранее.

Умеренное наращивание государственного долга проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. По итогам 2016 года суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 9,6%, при этом сокращение было зафиксировано только в семи регионах. На этом фоне объем суммарных расходов бюджетов всех субъектов РФ вырос на 5,6%.

Бюджетных кредитов все больше

В структуре регионального госдолга все большая доля приходится на бюджетные кредиты. В 2016 году регионы РФ активно замещали коммерческую задолженность дешевыми бюджетными кредитами. За счет этого доля бюджетных кредитов в суммарном государственном долге на 1 января 2017 года составила 42,1%, а на долю коммерческих кредитов приходится 34,9%. По итогам 2015 года соотношение было диаметрально противоположным. Активизация долгового рынка привела к росту региональных заимствований, что не могло не сказаться на росте доли государственных ценных бумаг в структуре долга с 18,7% в конце 2015 года до 19,4% в конце 2016 года. Доля государственных гарантий снизилась - с 4,4% до 3,8% в 2016 году.

В 14 регионах задолженность перед коммерческими банками полностью отсутствует. За исключением Москвы, Тюменской области и ХМАО-Югра, основными компонентами госдолга у этих регионов являются бюджетные кредиты. Такие регионы как Москва, Приморский край и Камчатский край за прошедший год полностью погасили свои коммерческие долги. В то же время, в ряде регионов в структуре долга наблюдается существенный перекос в сторону коммерческих кредитов, что может вызывать опасения, особенно если позиции региона в рейтинге по долговой нагрузке близки к замыкающей десятке.

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2016 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2017 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета (собственным доходам) за 2016 год.

Долговая нагрузка на бюджеты регионов РФ снизилась

Общий уровень долговой нагрузки регионов за прошедший год снизился. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составило 33,8%, что на 2,7 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Но при этом диапазон значений в региональном разрезе остается достаточно широким. Уровень долговой нагрузки варьировался от 0% в Сахалинской области и Севастополе до 176% в Республике Мордовия. По сравнению с результатами прошлого года, лидирующие и замыкающие рейтинг регионы не изменились.

Республика Мордовия уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ, но стоит отметить, что и здесь наблюдаются позитивные изменения. По итогам 2016 года уровень долговой нагрузки уменьшился на 6,5 процентных пунктов, что обусловлено ростом на 15,7% объемов налоговых и неналоговых доходов региона. Сам же государственный долг Республики Мордовия вырос на 11,6% за счет бюджетных кредитов и облигационного займа объемом 5 миллиардов рублей, размещенного в сентябре 2016 года.

Количество регионов, госдолг которых превышает собственные доходы, сократилось

Помимо Республики Мордовия, еще в семи российских регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета, но, в сравнении с 2015 годом, их количество сократилось почти вдвое. На 1 января 2016 года таких регионов было 14. Кроме того, в этой части рейтинга есть позитивные тенденции: в пяти регионах из восьми долговая нагрузка за прошедший год снизилась, и во всех случаях это произошло за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов в сравнении с увеличением госдолга.

Судя по долговой структуре, возможностями заместить более дорогие в обслуживании коммерческие займы на кредитование по линии Минфина РФ в замыкающей рейтинг группе регионов воспользовались не все. Если в структуре долга Смоленской области и Республики Карелия бюджетные кредиты занимают более половины, и их доля за 2016 год выросла до 58,8% и 51,7% соответственно, то в ряде регионов имеют место структурные перекосы в сторону коммерческих кредитов. Так, в Астраханской области доля коммерческих кредитов составляет 50,5%, в Костромской области - 52,6%, в Еврейской автономной области - 61%, Республике Марий Эл - 67,7%. Помимо того, в Республике Хакасии почти половина госдолга (49,8%) приходится на облигационные займы и еще 37,3% на коммерческие кредиты. Долговая нагрузка в Хакасии за 2016 год выросла на 28,7 процентных пункта и составила 145,5%. Если долговая политика в республике не претерпит каких-то кардинальных изменений, то в ближайшем будущем Республика Хакасия может сместить Республику Мордовию с позиции замыкающего рейтинг региона.

На 1 января 2017 года в 54 регионах РФ государственный долг превысил 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 36 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе немного сократилось – на 1 января 2016 года в 57 регионах РФ госдолг превышал 50% налоговых и неналоговых доходов бюджетов, из которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляло более 70% в 44 регионах.

В группе лидеров проявились новые регионы

Низкий уровень долговой нагрузки наблюдается по-прежнему в девяти российских регионах, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. Менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов составляет государственный долг в Тюменской области, г. Санкт-Петербурге, г. Москве, Алтайском крае и Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. Места, покинувших лидирующую группу Ненецкого автономного округа и Республики Крым, заняли Ленинградская область и Приморский край. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг отсутствует. Пяти регионам в группе удалось сократить свою долговую нагрузку. В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Тюменской области долговая нагрузка увеличилась.

В большинстве регионов РФ долговая нагрузка снизилась

В 2016 году уровень долговой нагрузки сократился в 63 субъектах РФ. Положительные тенденции в основном связаны с увеличением налоговых и неналоговых доходов, но в отдельных регионах также отмечается сокращение объема государственного долга. Лидером по положительной динамике стала Республика Ингушетия, долговая нагрузка которой сократилась на 36,8 процентных пункта как за счет снижения госдолга на 26%, так и за счет роста собственных доходов на 9,4%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Республике Северная Осетия – Алания, в Вологодской области, в Чукотском автономном округе и в Республике Алтай. В тринадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.

В 20 субъектах РФ уровень долговой нагрузки вырос, из них в шести – более чем на 10%. Республика Хакасия в очередной раз показала самый существенный прирост, нарастив долговое бремя на 28,7 процентных пункта. Кроме нее, в Ненецком автономном округе долговая нагрузка выросла на 25,2 п.п и в Астраханской области – на 24,1 п.п.

Объем государственного долга вырос в 49 регионах РФ

По оценкам экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», в 2016 году абсолютный объем государственного долга вырос в 49 регионах, во Владимирской области не изменился, и в 33 регионах снизился. В Севастополе и Сахалинской области государственный долг по-прежнему отсутствует.

Лидером по положительной динамике стала Москва, госдолг которой, в том числе за счет полного погашения коммерческих кредитов, сократился на 56%. Кроме того, более чем на 30% сократились объемы государственного долга в Ленинградской области и в Камчатском крае. Республика Крым, где еще недавно почти отсутствовала государственная задолженность, за 2016 год увеличила объем госдолга в 13 раз. В Ненецком автономном округе объем государственного долга вырос в 3 раза, а в Тюменской области – на 83%. Но отношение госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов в указанных регионах далеко от рискованных уровней.

Краснодарский край по-прежнему лидер по абсолютному значению государственного долга и за прошедший 2016 год его объем увеличился на 3,3%, достигнув 150 миллиардов рублей. Но за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 15,4%, уровень долговой нагрузки региона снизился на 10,3 процентных пункта, и по итогам 2016 года составил 88,2%. Еще в трех регионах – Республике Татарстан, Красноярском крае и Московской области - объем государственного долга превышает 90 миллиардов рублей, но ситуация с долговой нагрузкой на бюджеты регионов остается на приемлемом уровне.

В 2017 году темпы роста госдолга будут невысокими

В последнее время в Минфине РФ все чаще звучат призывы к регионам активнее пользоваться облигационными займами, обслуживание которых обойдется регионам дешевле, чем кредиты коммерческих банков, а также говорится о том, что бюджетные кредиты являются скорее временной, антикризисной мерой, которая не может существовать на постоянной основе. В качестве подтверждения этому, в Федеральном бюджете на 2017 году под бюджетное кредитование зарезервировано всего 200 миллиардов рублей против 338 миллиардов рублей, выданных в 2016 году, и, можно ожидать, их дальнейшего сокращения. К тому же бюджетные кредиты выдавались на срок 3 года, и в текущем году наступает срок возврата тех кредитов, которые были получены регионами в 2014 году в объеме 230 миллиардов рублей. Даже с учетом того, что объем дотаций, предназначенных в 2017 году на выравнивание региональных бюджетов, увеличен на 100 миллиардов рублей, денег Минфина всем не хватит. За счет бюджетного резерва в лучшем случае рефинансируют текущую задолженность перед Минфином РФ. Вероятно, в связи со стабилизацией финансовых рынков, можно ожидать всплеска активности регионов на долговом рынке и увеличения доли государственных ценных бумаг в региональной долговой структуре. Говоря об абсолютном объеме долга, можно предположить, что в условиях ожидаемого слабого экономического роста консервативная политика региональных властей в отношении заимствований сохранится, и ситуация в целом с региональными долгами продолжит улучшаться.

Эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», по итогам 2017 года ожидают роста объема государственного долга на 5-7%, а налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов в пределах 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 32-33%, и по сравнению с результатом 2016 года существенно не изменится.

Копия чужих материалов

Постановление администрации г. Иркутска от 01.07.2009 N 031-06-2249/9

В целях обеспечения сбалансированности бюджета города Иркутска, руководствуясь ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 100 - 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 37 , Устава города Иркутска, администрация города Иркутска постановляет:


1. Утвердить Методику расчета долговой нагрузки на бюджет г. Иркутска с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период (приложение N 1).


2. Управлению по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска (Терпугова) опубликовать настоящее постановление.


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра - председателя комитета по бюджетной политике и финансам администрации г. Иркутска.


Мэр города Иркутска В.В.ЯКУБОВСКИЙ


МЕТОДИКА РАСЧЕТА ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ НА БЮДЖЕТ Г. ИРКУТСКА С УЧЕТОМ ДЕЙСТВУЮЩИХ И ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРИНЯТИЮ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

1. Оценка долговой нагрузки проводится в отношении бюджета города Иркутска (далее - бюджет города) по обязательствам, учитываемым в составе муниципального долга г. Иркутска (далее - оценка долговой нагрузки).

2. Оценка долговой нагрузки проводится в целях:

2.1. Формирования основных направлений долговой политики г. Иркутска и среднесрочного финансового плана г. Иркутска.

2.2. Обоснованности принятия решений о привлечения новых долговых обязательств г. Иркутска (далее - долговые обязательства).

2.3. Осуществления качественного мониторинга муниципального долга г. Иркутска.

2.4. Информирования городского сообщества о состоянии муниципального долга г. Иркутска.

3. Оценка долговой нагрузки имеет следующие уровни значений:

4. Оценка долговой нагрузки по состоянию на текущую дату проводится с учетом действующих долговых обязательств, а по состоянию на соответствующую дату планового периода - с учетом как действующих, так и принимаемых долговых обязательств.

5. Оценка долговой нагрузки как по состоянию на текущую дату, так и по состоянию на дату планового периода производится по следующим критериям:

Первый критерий (К1) - соотношение объема муниципального долга г. Иркутска с общими годовыми доходами бюджета города без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;

Второй критерий (К2) - период, за который достигается критический уровень долговой нагрузки по первому критерию (К1), при сохранении динамики увеличения объема долга;

Третий критерий (К3) - доля заимствований в объеме муниципального долга г. Иркутска;

Четвертый критерий (К4) - доля расходов на обслуживание муниципального долга г. Иркутска в расходах бюджета города, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5.1. Расчет значений критериев оценки долговой нагрузки по состоянию на текущую дату осуществляется в следующем порядке:

5.1.1. Первый критерий (К1) рассчитывается по следующей формуле:



Сумма муниципального долга исходя из объема действующих на текущую дату долговых обязательств;

Планируемый (на конец текущего финансового года - фактический) объем доходов бюджета города на текущий финансовый год;

Планируемый (на конец текущего финансового года - фактический) объем безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в бюджет города в текущем финансовом году;

t - текущий финансовый год.

5.1.2. Второй критерий (К2) рассчитывается по следующей формуле:



t-1 - год (период), предшествующий текущему финансовому году (периоду).

5.1.3. Третий критерий (К3) рассчитывается по следующей формуле:



Сумма заимствований в составе муниципального долга г. Иркутска исходя из объема действующих на текущую дату долговых обязательств.

5.1.4. Четвертый критерий (К4) рассчитывается по следующей формуле:


где (4)


Планируемый (на конец текущего финансового года - фактический) объем расходов на обслуживание муниципального долга г. Иркутска (по действующим долговым обязательствам);

Планируемый (на конец текущего финансового года - фактический) объем расходов бюджета города на текущий финансовый год;

Планируемый (на конец текущего финансового года - фактический) объем расходов бюджета города, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5.2. Расчет значений критериев оценки долговой нагрузки по состоянию на дату планового периода осуществляется по следующим формулам:

5.2.1. Первый критерий (К1) рассчитывается по следующей формуле:



Сумма муниципального долга г. Иркутска исходя из объема действующих на текущую дату (или на начало соответствующего года планового периода) долговых обязательств;


Сумма предполагаемых к принятию на соответствующую дату планового периода новых долговых обязательств;


Сумма предполагаемых к исполнению на соответствующую дату планового периода долговых обязательств;

Планируемый в соответствующем году планового периода объем доходов бюджета города;

Планируемый в соответствующем году планового периода объем безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в бюджет города;

t3 - соответствующая дата планового периода.

5.2.2. Второй критерий (К2) рассчитывается по следующей формуле:



если где


t-1, t-2, t-3 - три года (периода), предшествующие текущему финансовому году (периоду).

5.2.3. Третий критерий (К3) рассчитывается по следующей формуле:



Сумма заимствований в составе муниципального долга г. Иркутска, исходя из объема действующих на текущую дату (или на начало соответствующего года планового периода) долговых обязательств;


Сумма предполагаемых заимствований на соответствующую дату планового периода новых долговых обязательств;


Сумма предполагаемых к погашению на соответствующую дату планового периода долговых обязательств.

5.2.4. Четвертый критерий (К4) рассчитывается по следующей формуле:


где (8)


Планируемый на соответствующий год планового периода объем расходов на обслуживание муниципального долга г. Иркутска (в размере действующих долговых обязательств);

Планируемый на соответствующий год планового периода объем расходов бюджета города;

Планируемый на соответствующий год планового периода объем расходов бюджета города, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

6. Исходными данными для расчета значений критериев оценки долговой нагрузки являются данные долговой книги г. Иркутска и показатели среднесрочного финансового плана.

7. На основании значений критериев оценки долговой нагрузки формируется интегральная оценка. Значение интегральной оценки долговой нагрузки рассчитывается по следующей формуле:



I - значение интегральной оценки долговой нагрузки;


Значения оценки уровня долговой нагрузки по критериям;


Удельные веса критериев в интегральной оценке долговой нагрузки.

Значения оценки уровня долговой нагрузки по критериям и удельные веса критериев в интегральной оценке долговой нагрузки устанавливаются согласно приложению N 1 к настоящей Методике.

8. Объем возможного привлечения новых долговых обязательств определяется исходя из объема муниципального долга г. Иркутска, при котором оценка долговой нагрузки по первому критерию (К1) будет соответствовать минимальному значению критического уровня долговой нагрузки.

9. Объем возможного привлечения новых долговых обязательств рассчитывается по формуле:


где (10)


Объем возможного привлечения новых долговых обязательств;


Общий лимит привлечения долговых обязательств;

Текущие заимствования (заимствования на покрытие дефицита и (или) выполнение долговых обязательств в соответствующем году).


9.1. Общий лимит привлечения долговых обязательств () определяется по следующей формуле:



Значение первого критерия, соответствующее минимальному значению критической долговой нагрузки в соответствии с приложением N 1 к настоящей Методике;

Объем доходов бюджета города в соответствующем году планового периода;

Объем безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в бюджет города в соответствующем году планового периода;


Муниципальный долг г. Иркутска на начало соответствующего года планового периода;


Текущие долговые обязательства по заимствованиям (прямые долговые обязательства со сроком исполнения в соответствующем году).

9.2. Текущие заимствования (заимствования на покрытие дефицита и (или) выполнение долговых обязательств в соответствующем году) () определяются по формуле:


(12)


Текущие обязательства по заимствованиям (прямые долговые обязательства г. Иркутска со сроком исполнения в соответствующем году планового периода);

Источники финансирования дефицита бюджета города, не связанные с заимствованиями;

Результат исполнения бюджета города (дефицит ("-")/профицит ("+").


9.3. Объем возможного привлечения новых заимствований () ограничивается предельным уровнем дефицита бюджета города и рассчитывается по следующей формуле:




u - предельный уровень дефицита бюджета города;

Объем доходов бюджета города на соответствующий год планового периода;

Объем безвозмездных перечислений на соответствующий год планового периода;

Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета города на соответствующий год планового периода;

Объем расходов бюджета города на соответствующий год планового периода.

10. По каждому предложению о привлечении новых долговых обязательств проводится оценка долговой нагрузки в соответствии с пунктами 4 - 7 настоящей Методики исходя из сроков исполнения долгового обязательства и прогнозируемой стоимости для заимствования.

11. Привлечение долгового обязательства может быть признано возможным, если по всем критериям оценки долговая нагрузка с учетом нового обязательства не достигает критического уровня.


Первый заместитель мэра - председатель комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска Г.Д.ЗЮБР


Заместитель председателя комитета - начальник департамента финансов комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска А.А.ВАЛИУЛИНА


Приложение N 1 к Методике расчета долговой нагрузки на бюджет г. Иркутска с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период


ЗНАЧЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ПО УРОВНЯМ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ И УДЕЛЬНЫЙ ВЕС КРИТЕРИЕВ


Значения оценки

Оценка уровня долговой нагрузки

Удельный вес

Критерий

Низкий "1"

Средний "2"

Высокий "3"

Критический "4"

Соотношение объема муниципального долга с общими годовыми доходами бюджета города без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (К1)

до 30% включительно

Период, за который достигается критический уровень долговой нагрузки по первому критерию (К1), при сохранении динамики увеличения объема долга (К2)

более 6 лет

от 6 до 4 лет включительно

Об обращении депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации по законодательному решению вопросов о перерасчете пенсий военных пенсионеров и пенсионеров МВД России с учетом роста стоимости продовольственного пайка с 1 января 2000 года и денежной задолженности в связи с повышением должностных окладов военнослужащих за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года и их выплат с учетом инфляции
  • Постановление администрации г. Иркутска от 15.07.2009 N 031-06-2387/9 Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств
  • Распоряжение заместителя мэра — председателя комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска от 20.12.2012 N 203-02-189/2 Об утверждении методики расчета фонда оплаты труда и показателей для расчета фонда оплаты труда, применяемых при расчете объема субсидий, предоставляемых муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным управлению культуры комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска