Типы стратификационных систем. Социальная структура общества

Типы стратификационных систем. Социальная структура общества

Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Доиндустриальное общество (традиционное) - состязание человека с природой. Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

Индустриальное - состязание человека с преобразованной природой. Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.

Постиндустриальное - состязание между людьми. Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.

А) сословная структура общества - аграрное.

Б) ведущая роль информации в жизни общества - постиндустриальное.

В) утверждение ценностей прогресса, личного успеха - индустриальное.

Г) серийное производство товаров массового потребления - индустриальное.

Д) выдвижение на первый план сферы услуг - постиндустриальное.

Ответ: 13223.

Ответ: 13223

В предыдущей теме общество рассматривалось как система. Однако каждая система представляет собой не только совокупность элементов, но и определенный способ их взаимодействия и организации. Такой определенный порядок связи между элементами системы получил название структуры . Элементами социальной структуры могут выступать социальные статусы, роли, группы и общности. Однако любая социальная структура характеризуется прежде всего неравенством позиций, которые занимают ее элементы.

Социальная структура выступает одним из важнейших аспектов социологической теории и рассматривается в качестве главного теоретико-методологического основания при исследовании общества, его функционирования, развития и распада. Без познания социальной структуры нельзя понять ни общества, ни его развития, ни положения конкретного человека в обществе.

Для описания и анализа системы неравенства в конкретном обществе сегодня в социологии широко используется понятие «социальная структура». Если «структура общества» включает такие компоненты, в которые иногда не входят люди, то концепт «социальная структура» означает как раз систему социального расслоения общества на иерархически ранжированные группы с неравными статусами. Социальная структура говорит не просто о различном положении в обществе индивидов и групп, а именно об их неравном положении относительно друг друга. Следовательно, понятие социальной структуры акцентирует внимание на выделении именно иерархически оформленных групп. Таким образом, СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных групп и слоев с неравным распределением социальных благ, результатов общественного труда. Важнейшая отличительная особенность социальной структуры состоит в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам комплекса составляющих ее элементов, но отнюдь не свойствам отдельных ее элементов.

Любая социальная структура обладает несколькими общими признаками , наиболее существенные из которых состоят в следующем:

1) в процессе социального структурирования происходит дифференциация людей на высшие и низшие слои, страты, классы;

2) стратификация разделяет людей на привилегированное меньшинство (знать, богатые) и ущемленное в каком-либо отношении большинство (малообеспеченные, не имеющие доступа к власти и т.п.);

3) социальное неравенство приводит к возникновению у низших и ущемленных слоев стремления продвинуться в более обеспеченные, привилегированные слои, что неизбежно порождает не только карьеризм, но и социальные противоречия и конфликты.

Поскольку способ организации неравенства и его критерии (основания) могут быть различными, то следует выделить в истории и проанализировать различные типы социальной структуры, встречающиеся в ходе общественного развития. Тип социальной структуры это исторически определенный характер организации социального расслоения и способ его утверждения и воспроизводства в их единстве . Английский социолог Э. Гидденс выделяет пять основных типов социальной структуры: рабовладельческий, кастовый, сословный, классовый и современный (стратификация).


Каждый тип социальной структуры предполагает свой особый способ детерминации и воспроизводства социального неравенства. В действительности любое конкретное общество состоит из той или иной комбинации различных типов социальных структур и множества переходных форм. Мы же с вами сейчас попытаемся проанализировать типы социальной структуры как идеальные типы, т.е. в чистом виде, вне конкретно-исторической специфики.

Всего выделяют пять основных типов.

I. Рабство (рабовладельческая структура) – это система социального расслоения, основанная на прямом насилии и собственности человека на человека .

Признаки рабовладельческой структуры:

· неравенство определяется по двум взаимосвязанным критериям: а) наличие гражданских прав и б) право собственности на человека;

· низший слой (рабы) лишен всяких прав, включая право быть человеком: раб – это «говорящее орудие»;

· статус раба мог передаваться по наследству (но не обязательно);

· высокий уровень поляризации населения: вся социальная структура сводилась практически к противостоянию рабов и рабовладельцев;

· неустойчивый и конфронтационный характер социальной структуры;

· исключительно внеэкономическое, т.е. силовое и военно-юридическое принуждение к труду; поэтому

· крайне невысокая производительность труда. Раб совершенно лишен положительных стимулов к труду и работает только из-под палки, а отсюда -

· практически отсутствует технический прогресс.

Виды рабства :

1. патриархальное рабство – характерно для обществ на догосударственной ступени развития, носит семейный характер;

2. традиционное (античное) рабство – за счет завоеваний;

3. холопство в Киевской Руси – это долговое, кабальное рабство;

4. плантационное рабство (существовало на юге США вплоть до гражданской войны 1861 – 1865 гг.) – по расовому признаку.

II. Кастовая структура это система социального расслоения, основанная на этно-племенных различиях, которые закреплялись разделением труда и поддерживались религиозными ритуалами и групповыми культурными и моральными нормами .

Каждая каста представляет собой максимально замкнутую (эндогамную) группу с четко локализованным местом в социальной иерархии. Это место появилось в результате обособления функций в системе разделения труда и наследственно закреплялось за всеми представителями данного племени, этноса.

Признаки кастовой структуры :

ü замкнутость каст, их абсолютная закрытость: человек практически полностью лишен возможности переходить из одной касты в другую;

ü кастовый статус является пожизненным и потомственным, он передается по наследству;

ü социальная карьера только в рамках своей касты;

ü строгая регламентация поведения любого человека кастовыми нормами.

Касты были в Индии и Африке. Очень напоминает кастовую структуру характерная для государств Средней Азии клановая система, только там не было столь жесткой связи профессии и этноплеменного деления. В Индии было 4 основных касты: брахманы, кшатрии (воины), вайшьи (купцы) и шудры (ремесленники и крестьяне), а также более 5 тыс. неосновных каст.

В 1950 г. кастовая система в Индии была законодательно отменена. Но реально она существует и сегодня – в деревне, где проживает 70 % населения страны.

III. Сословная структура это система социального расслоения, в которой социальные группы различаются юридически закрепленными льготами и привилегиями, связанными с их правами и обязанностями перед государством .

Данный тип социальной структуры господствовал в Западной Европе с IV по XV вв., а в России с XVIII в. по 1917 г. Скажем, высшее сословие – дворяне не платили налогов и несли государственную службу, а крестьяне несли «тягло», т.е. налоги и повинности.

Признаки сословной структуры :

ü сословный статус являлся пожизненным и передавался по наследству;

ü сословный статус не зависел ни от собственности, ни от национальности, ни от профессии и даже от дохода;

ü неравенство социального положения выражалось через льготы и привилегии, которые закреплялись юридически;

ü привилегии и вся система социального неравенства напрямую зависели от государства, от положения индивида в государстве, в структуре власти;

ü жесткие барьеры между сословиями, поэтому социальная мобильность (карьера) в основном внутри сословий, ибо каждое сословие включало множество рангов и уровней;

ü переход из сословия в сословие был, в принципе, возможен, но крайне редко и индивидуально – за особые заслуги перед государством;

ü межсословные браки допускались.

IV. Классовая структура это система социального расслоения, в которой социальные группы различаются по характеру и размерам собственности на средства производства и производимый продукт, а также по уровню получаемых доходов и личного материального благосостояния .

Не К. Маркс и Ф. Энгельс впервые выделили классы, а французские буржуазные историки Ф. Гизо и О. Тьерри. Марксизм сделал это понятие центральным в своей социальной теории. Однако ни у К. Маркса, ни у Ф. Энгельса нет четкого определения этой категории. В их трактовке ее нередко переплетались экономические, политические и философские аспекты . Как следует из контекста работ К. Маркса, важнейшим признаком класса он считал место в системе общественных отношений, в общественном производстве, а существенным проявлением классовых отношений называл эксплуатацию одного класса другим.

Признаки классовой структуры :

ü в отличие от других типов социального неравенства принадлежность к классам не регламентируется властью и религией, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передается собственность и капитал, а не сам статус);

ü классовый статус не приписывается, а достигается;

ü социальное деление носит преимущественно экономический характер;

ü принадлежность к определенному классу является объективной и не зависит от мнений и оценок людей, в том числе и от самооценок;

ü граждане свободны в политическом и правовом отношениях.

Примечание : общим у кастовой, сословной и классовой социальных структур явилось то, что отнесение к определенному социальному слою (социальное позиционирование) сопровождалось более или менее жесткой общественной регламентацией деятельности и поведения людей в данном обществе.

Достоинства классового анализа:

1. классовый анализ носит объективный характер, он в значительной мере свободен от субъективизма и предвзятости;

2. классовый подход предназначен для анализа социальной структуры общества в целом, ибо позволяет изучать наиболее общие и существенные аспекты социальных отношений;

3. классовый подход позволяет выявить общие, стратегические тенденции социального расслоения и социальных процессов.

Недостатки и слабости классового подхода:

1. классовый подход является слишком общим и абстрактным для строго научного и системного изучения всей совокупности социальных отношений;

2. упрощение социальной структуры: классовый подход фактически сводит ее к двум уровням – классу собственников и классу неимущих. Разумеется, такое деление существует в реальной действительности, но оно ведь не исчерпывает все многообразие социальных связей и отношений;

3. марксистский подход смешивает деление на классы (в целом) и деление на классы эксплуататоров и эксплуатируемых, ибо вводит «эксплуатацию» в число классообразующих признаков (См.: Ленин В.И.). Но ведь далеко не всегда и не везде межклассовые отношения можно сводить к эксплуатации;

4. классовый подход сосредотачивает все усилия на изучении структуры социально-классовых позиций – в ущерб анализу распределения индивидов по этим позициям. Изучение социальной мобильности при классовом подходе отходит на задний план;

5. классовый подход фактически игнорирует другие реально существующие основания (критерии) социального деления и неравенства;

6. в силу своей абстрактности и упрощенности классовый подход плохо подходит для изучения и объяснения многих конкретных политических событий и процессов: войн, мятежей, смут, смен династий и государственных переворотов.

Чтобы решить все эти проблемы социального анализа, М. Вебер расширил число критериев, определяющих принадлежность к той или иной социальной группе. Для обозначения комплексной системы социального неравенства Вебер вводит понятие «социальная стратификация». В дальнейшем П.А. Сорокин существенно доработал и систематизировал теорию социальной стратификации. И сегодня данный подход является основным при анализе социальной структуры современного общества.

V. Социальная стратификация это система социального иерархического расслоения социальных групп по признакам собственности, власти и престижа .

Социальная стратификация означает не просто различное положение в обществе отдельных индивидов и групп, но именно неравное положение относительно друг друга, что позволяет выделить иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие страты. При этом если классы выделяются по их отношению к средствам производства и по способам доступа к социальным благам, то страты выделяются по поводу общественного распределения результатов труда – социальных благ.

Признаки социально-стратификационной структуры :

ü это система многомерная, основанная на нескольких разнородных признаках социальной дифференциации. Здесь фактически используются 5 критериев:

1. уровень доходов;

2. отношение к собственности;

3. социальный престиж;

4. уровень квалификации и образования;

5. отношение к власти;

ü среди критериев стратификации сочетаются объективные факторы (уровень доходов, собственность) факторы субъективно-оценочные – престиж ;

ü среди всех оснований стратификации ключевую роль играет социальный престиж. Это определяется двумя обстоятельствами: а) интегральная природа этого критерия; б) важнейшую роль в социальной жизни играет нормативно-ценностное регулирование. Поэтому на верхние уровни социальной лестницы поднимаются лишь те люди, чей статус соответствует массовым представлениям о социальной значимости;

ü стратификационный статус не является наследственным и потомственным, он не закрепляется пожизненно;

ü стратификационный статус (так же, как и классовый) не приписывается, а достигается;

ü страты не являются закрытыми социальными группами;

ü стратификационный статус не зависит от национально-этнической, конфессиональной и демографической принадлежности;

ü в системе стратификации неравенство между статусами можно измерять количественно:

1. доход измеряется в денежных единицах данного общества, которые получает отдельный индивид (или семья) за определенный период времени, чаще всего за год;

2. квалификация и образование измеряются числом лет обучения в школе, вузе, на различных курсах и т.п.;

4. власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение.

Социальная стратификация возникает не только под влиянием отношений собственности, но и в результате общественного разделения труда, характера выполняемых функций и неравномерного распределения социальных наград и поощрений, господствующей в обществе системы ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство. Данная точка зрения получила наиболее глубокое развитие в функциональной теории, созданной в начале 40-х гг. ХХ в. американскими социологами Т. Парсонсом, Р. Мертоном, Д. Дэвисом, У. Муром и др.

Социальная стратификация является результатом не только объективного социального неравенства, социальной дифференциации, но и социальной оценки. Причем сам механизм этой оценки связан с господствующей в обществе системой ценностей и культурных стандартов. На основе исторически сложившейся в обществе системы ценностных представлений и оценки значимости выполняемых индивидами функций различные социальные группы ранжируются по социальному престижу. Престиж это оценка, которую общество дает статусу или должности . Престиж как бы встроен в социальное положение, в статус: занимая его, индивид вместе с ним получает и соответствующий этому статусу престиж.

В обществе социальная стратификация выступает в роли особого способа перераспределения социальной энергии и культурного капитала, выполняет важнейшие функции по организации и координации различных видов социальной деятельности и взаимодействия людей. Благодаря всему этому стратификационная структура служит мощным адаптивным механизмом, помогающим обществу успешно приспособиться к динамично меняющимся условиям (внешним и внутренним) на каждом новом витке развития. Вместе с тем сама эта структура имеет определенные предпосылки и закономерности своей внутренней трансформации, которые необходимо учитывать в ходе социологического анализа.

Характер социального расслоения, способы его детерминации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой. В историческом плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а четвертый тип - открытое общество. В данном контексте закрытым считается такое общество, где социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где переходы из низших страт в высшие официально никак не ограничены (6. 7).

  • 1. Рабство - форма максимально жесткого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишенный всяких прав и свобод.
  • 2. Кастовая система - стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническо-религиозному или экономическому признаку. Каста представляет собой замкнутую группу, которой отводилось строю определенное место в общественной иерархии. Это место детерминировалось особой функцией каждой касты в системе разделения труда. В Индии, где кастовая система получила наибольшее распространение, существовала детальная регламентация видов деятельности для каждой касты. Поскольку принадлежность к кастовой системе передавалась по наследству, возможности социальной мобильности здесь были ограничены.
  • 3. Сословная система - стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству, но в пиле исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выражалась в неравенстве социального положения и наличии многочисленных привилегий.

Сословная организация европейского феодального общества предусматривала деление на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Поскольку межсословные барьеры были достаточно жесткими, социальная мобильность существовала, главным образом, внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, профессий, слоев и т.д. Однако, в отличие от кастовой системы, иногда допускались межсословные браки и индивидуальные переходы из одной страты в другую.

4. Классовая система - стратификационная система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определенной стратой. В отличие от предшествующих стратификационных систем закрытого типа, принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Она определяется, прежде всего, местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также уровнем получаемых доходов.

Классовая система характерна для современного индустриального общества, где существую! возможности для свободного перехода из одной страты в другую. Так, накопление собственности и богатства, успешная предпринимательская деятельность позволяют автоматически занять более высокую социальную позицию.

Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является общепризнанной, но не единственной классификацией. Она дополняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе. Среди них можно отметить следующие:

  • физико-генетическая стратификационная система, в основе которой лежит ранжирование людей по естественным признакам: полу, возрасту, наличию определенных физических качеств - силы, ловкости, красоты и др.;
  • этакратическая стратификационная система, в которой дифференциация между группами проводится по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, административно-хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы имеют в зависимости от своего ранга в структурах власти;
  • социально-профессиональная стратификационная система, в соответствии с которой группы делятся по содержанию и условиям труда; ранжирование здесь осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т.д.), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности (разрядная сетка в государственном секторе промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система присвоения научных степеней и званий и т.д.);
  • культурно-символическая стратификационная система, возникающая из различий доступа к социально значимой информации.

неравных возможностей отбирать, сохранять и интерпретировать эту информацию (для доиндустриальных обществ характерно теократическое манипулирование информацией, для индустриальных - партократическое, для постиндустриальных - технократическое);

  • культурно-нормативная стратификационная система, в которой дифференциация построена на различиях в уважении и престиже, возникающих в результате сравнения существующих норм и стилей жизни, присущих тем или иным социальным группам (отношение к физическому и умственному труду, потребительские стандарты, вкусы, способы общения, профессиональная терминология, местный диалект, - все это может служить основанием ранжирования социальных групп);
  • социально-территориальная стратификационная система, формирующаяся в силу неравного распределения ресурсов между регионами, различий в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям и т.д.

В реальности все эти стратификационные системы тесно переплетаются, дополняют друг друга. Так, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только выполняет важные самостоятельные функции для поддержания жизнедеятельности общества, но и оказывает значительное влияние на структуру любой стратификационной системы. Поэтому исследование стратификации современного общества не может быть сведено лишь к анализу какого-либо одного типа стратификационной системы.

Общество военизированное

Не следует полагать, что военизированные общества складываются только у кочевников или в процессе завоевания чего бы то ни было. Они известны в истории с давних времен. Причем интересны две вещи.

1. Военизированное общество порождает определенный тип монархии - монархию деспотическую , когда монарх - военный вождь.

2. Военизированное общество, вместе с тем, одно из первых обществ, которое заботится (заметно заботится) о достоинстве человека . К развитию этого чувства собственного достоинства подталкивает как раз милитаризм, подталкивает военная надобность. Из замордованных социализмом рабочих, сдающих мотыги на склад, солдаты не получаются категорически. Их, конечно, можно также заставить маршировать и на войну, но их разобьет кто угодно.

Наиболее интересным, хотя и не так часто встречающимся типом милитаризованного общества является народ-войско .

Народ-войско - это орда, монгольская или тюркская, но необязательно только общество кочевников. Народ-войско был в Ассирии, где все свободнорожденные, могущие носить оружие граждане несли воинскую повинность, и были потрясающими солдатами.

Итак, это еще один интересный тип, он встречается у вполне оседлых народов и в рамки цивилизации входит.

Общество сословное появляется относительно поздно. Скорее всего, сословные общества не существовали до выхода на историческую сцену арийцев. Похоже, что это индоевропейское порождение.

Сословием называется такая социальная группа, чьи особые права и обязанности фиксируются обычаем или законом, и наследуются . Наследуются - есть сословная система, не наследуются - нет сословной системы.

Можно еще короче: сословие это социальная группа с наследуемыми правами и обязанностями . Но я предложил вам исчерпывающее определение, чтобы не создавалось впечатления, что сословные права были сословием захвачены. Это продукт общественного созидания.

Сейчас преобладает бессословное общество, но сословные системы были достаточно распространенными. Они распространились далеко за пределы арийского мира не только в процессе расселения первых арийцев, но и просто в процессе этногенеза: рождались новые народы и у них могли быть индоевропейские и неиндоевропейские предки. Но, например, Китай большую часть своей истории сохранял бессословное общество. В семитическом мире даже у ассирийцев настоящей сословной системы не видно.

Сословные общества обладают многими достоинствами.

Во-первых , они порождают сословный тип монархии , закладывая в политическую систему необходимость равновесия между монархией и народом . В той или иной форме воля сословий доводится до сведения монарха, существует механизм. У персидского царя, даже когда он стал царем царей, совет представителей сословий был всегда (совет трех сословий тогдашнего Эраншахра).



Во-вторых , сословные общества надежно структурированы : одно наличие сословий уже гарантирует структурированность общества. Чтобы осуществлять полноценную власть над государством, общество должно быть структурировано. И чем сложнее оно структурировано, тем эффективнее оно осуществляет эту власть. Структурированное общество, как правило, и является обществом свободных граждан .

Вообще-то говоря, права и благосостояние гражданина оберегает любая корпорация, но сословие - готовая, изначальная корпорация. Ведь корпорации (то есть братства, товарищества, трибы, филы, фратрии и так далее) надо формировать, а сословия существуют столько, сколько существует данное общество. Сословия слишком велики, чтобы их считать корпорациями, но определенными чертами корпоративности они обладают: есть внутрисословная солидарность, есть сословное представительство - значит, есть сословные интересы.

В-третьих , что еще более интересно: сословные общества, то есть, первоначально структурированные сообщества, склонны были дальше структурироваться , порождать корпорации, корпоративные отношения. Давая развитую структуру общества, сословное общество прямо шло к обществу гражданскому, которое надо считать другим типом. Но прародитель гражданского общества - сословное общество.

Забегая вперед, замечу, что сословные общества имеют тенденцию порождать составные политические системы (или политии). В сословных обществах в политической системе часто бывают сочетания монархии с демократией, монархии с аристократией, а также трехсоставная полития.

Аристократия не есть принадлежность только сословных обществ, но сословные общества постоянно формируют аристократию , дольше всего ее сохраняют.

В большинстве обществ из сословия в сословие перейти можно было всегда, но в разные исторические эпохи то легче, то труднее.

Например, в эпоху Столетней войны во Франции, чтобы стать дворянином, достаточно было явиться к сеньору на службу и заявить, что у тебя пять поколений благородных предков Вермандуа. Никто б все равно этих благородных Вермандуев искать не стал, ибо сеньор рассуждал просто: «Если правду говорит, значит, я сделал ценное приобретение - ко мне на службу поступает настоящий шевалье. Если врет, но окажется доблестным воином, значит, все равно правду сказал - значит, достоин быть шевалье. Если врет и не достоин, его убьют в первом же бою, ну и пусть». А вот когда непрестанные войны на территории Франции закончились, тогда уже начали составлять соответствующие грамоты и требовать свидетельских подтверждений благородных предков в ряде поколений. И все же эти границы оставались проходимыми.

Сословная система затрудняет не переход из сословия в сословие, а пребывание вне любых сословий , что разумно. Человек в сословном обществе знает, что вывалиться из своего сословия вбок нельзя, можно только вниз - на дно, поэтому вынужден стремиться сохранить себя в рамках сословия. И хотя социальные низы есть в любом обществе, сословное общество за счет своего устройства имеет тенденцию минимизировать их численность.

Таким образом, мы рассмотрели еще одну, очень важную систему.

Традиционное
Индустриальное
Постиндустриальное
1.ЭКОНОМИКА.
Натуральное сельское хозяйство В основе — промышленность, в сельском хозяйстве — повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости. Основа производства- информация.На первый план выступает сфера услуг.
Примитивные ремёсла Машинная техника Компьютерные технологии
Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика. Основа экономики — государственная и частная собственность, рыночная экономика. Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика.
Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен. Стандартизация — это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг. Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива.
Экстенсивная экономика Интенсивная экономика Увеличение удельного веса мелкосерийного производства.
Ручные орудия труда Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации.
Зависимость от природно-климатических условий Независимость от природно-климатических условий Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии.
Медленное внедрение в экономику инноваиций. Научно-технический прогресс. Модернизация экономики.
Уровень жизни основной массы населения невысокий. Рост доходов населения.Меркантилизм сознания. Высокий уровень и качества жизни людей.
2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.
Зависимость положения от социального статуса.Основные ячейки общества — семья, община Появление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата. Урбанизация. Стирание классовых различий.Рост удельного веса среднего класса. Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности
Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии. Сословность. Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.Появление классов. Ликвидация социальной поляризации. Стирание классовых различий.
3. ПОЛИТИКА.
Господство церкви и армии Возрастает роль государства. Политический плюрализм
Власть наследственная, источник власти — воля Божья. Господство права и закона(правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права. Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности.
Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государствоГосударство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует. Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики.Демократические преобразования Закон, право — не на бумаге, а на деле. Демократия.Демократия «консенсуса».Политический плюрализм.
4.ДУХОВНАЯ СФЕРА.
Нормы, обычаи, верования. Непрерывное образование.
Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии. Секуляризация сознания.Появление атеистов. Свобода совести и вероисповедания.
Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным. Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания. Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни.
Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное. Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование. Велика роль науки, образования, век информации.Высшее образование. Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет.
Преобладание устной информации над письменной. Господство массовой культуры. Наличие разных видов культуры
ЦЕЛЬ.
Приспособление к природе. Освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе.Появление экологических проблем. Антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы.решение экологических проблем.

Выводы

Типы общества.

Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральном сельском хозяйстве, монархической системе управления и на преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Индустриальное общество - тип общества, основывающийся на развитии промышленности, на рыночной экономике,внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правления, на высоком уровне развития знаний, на научно-техническом прогрессе, секуляризации сознания.

Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, на формировании гражданского общества.

ТИПЫ ОБЩЕСТВА

1.По степени открытости:

закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.

открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

  1. По наличию письменности:

дописьменные

письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

3.По степени социальной дифференциации (или расслоения ):

простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)

сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

Пояснение терминов

Термины, понятия Определения
индивидуализм сознания стремление человека к самореализации, проявлению своей личности, саморазвитию.
меркантилизм цель – накопление богатства, достижение материального благополучия, денежные вопросы стоят на первом месте.
провиденциализм фанатичное отношение к религии, полное подчинение ей жизни как отдельного человека, так и всего общества, религиозное мировоззрение.
рационализм преобладание разума в поступках и действия человека, а не эмоций, подход к решению вопросов с точки зрения разумности – неразумности.
секуляризация процесс освобождения всех сфер общественной жизни, а также сознания людей из-под контроля и влияния религии
урбанизация рост городов и городского населения

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна