Статья 27 жк рф перепланировка

1. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ЖК РФ)

1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение;

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.

4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ЖК РФ)

1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Статья 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ЖК РФ)

1. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

2. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" .

Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения (ЖК РФ)

1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:

1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.

1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

Комментарии к статье

1. В коммент. ст. приводится исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

В качестве формальных (внешних) оснований названо непредставление необходимых документов, а также обращение в ненадлежащий орган.

Основанием для отказа по существу, т.е. связанным с оценкой содержания представленных документов, является несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки требованиям законодательства РФ, в том числе техническим регламентам.

Например, в соответствии с упоминавшимся постановлением Госстроя РФ N 170 “переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются”. Запрещена также перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.

2. В подп.3 п.1 ст.27 ЖК не уточняется, какое именно законодательство имеется в виду - только жилищное или же любое иное, только законодательство федеральное или также и законы субъектов РФ. Представляется, что под законодательством РФ в данном случае следует понимать жилищное законодательство, в состав которого входят не только законы, но и иные нормативно-правовые акты (ст.5 ЖК), а также иные акты законодательства, включаемые в его состав в соответствии с отраслевыми кодексами и иными законами с учетом положение Конституции РФ о разграничении полномочий между РФ и ее субъектами.

Ст 27 ЖК РФ с комментариями и изменениями 2018 года

1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:

  • 1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
  • 1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
  • 2) представления документов в ненадлежащий орган;
  • 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Комментарий к статье 27 ЖК РФ:

1. Не позднее 45 календарных дней может быть принято решение и об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Такой отказ должен быть мотивированным, тем более что настоящий Кодекс определяет исчерпывающий перечень оснований отказа в согласовании. Отказано заявителю в согласовании может быть только в трех случаях. Указанные в настоящей статье ЖК РФ основания отказа не могут быть изменены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Причины отказа толкуются довольно-таки широко, поэтому, несмотря на то что их всего три, орган, осуществляющий согласование, может отказать заявителю по многим причинам, которые прямо не указаны в статье, но подразумеваются (смотрите также комментарий к статье 24 настоящего Кодекса). Например, такое основание для отказа в согласовании, как несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, уже дает основание полагать, что это будет основная причина отказа в согласовании. Дело в том, что большинство субъектов РФ принимало свои нормативные правовые акты, регулирующие проведение переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, которые также должны учитываться при составлении проекта. Однако настоящий Кодекс все же возлагает все полномочия относительно регулирования вопросов перепланировки и (или) переустройства на органы государственной власти РФ, поэтому смеем надеяться, что будут приняты законы на федеральном уровне, устанавливающие единые правила для всей России.

2. Решение об отказе в согласовании представляет собой определенный письменный документ, форма которого может утверждаться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления, поскольку ЖК РФ не акцентирует внимание на форме такого решения. Однако обязательным условием содержания такого документа, какой бы формы оно ни было, являются указание на основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и ссылка на нарушения, предусмотренные настоящей статьей.

3. Не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения об отказе в согласовании орган местного самоуправления выдает такое решение лично заявителю или уполномоченному им лицу либо отправляет по адресу, указанному в заявлении, в случае, если заявитель не явился.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения может быть обжаловано заявителем в судебном порядке по общим правилам процессуального законодательства РФ.

1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Комментарий к Ст. 27 ЖК РФ

1. Орган местного самоуправления отказывает в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в указанных в комментируемой статье случаях.

Собственнику жилого помещения может быть отказано в согласовании переустройства или перепланировки жилого помещения в случае непредставления им указанных в ст. 26 настоящего Кодекса документов (см. комментарий к ст. 26 ЖК). В указанной статье дан исчерпывающий перечень документов, представляемых в орган местного самоуправления для согласования переустройства или перепланировки жилого помещения. Хотя логичнее было бы в этом случае органу местного самоуправления отказать в рассмотрении заявления либо не принимать заявление без надлежащего комплекта документов. В связи с этим орган местного самоуправления не должен ждать истечения 45 дней, чтобы отказать в согласовании переустройства или перепланировки жилого помещения, а сразу указать заявителю, что ему необходимо представить документы, указанные в ст. 26 настоящего Кодекса. В противном случае орган местного самоуправления обязан вернуть документы заявителю и не рассматривать его заявление. По смыслу комментируемой статьи орган местного самоуправления принимает заявление с неполным комплектом документов, а потом отказывает заявителю.

2. Собственнику жилого помещения орган местного самоуправления отказывает в согласовании переустройства или перепланировки в случае представления документов в ненадлежащий орган. Но в ст. 26 настоящего Кодекса указан только один орган, осуществляющий согласование переустройства или перепланировки. В другой орган представить документы невозможно.

3. Отказ в согласовании переустройства или перепланировки жилого помещения предусмотрен также в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства РФ. Несоответствие техническим, санитарным, противопожарным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, должно являться основанием для отказа, поскольку в этом случае переустройство или перепланировка жилого помещения, особенно в многоквартирном доме, может иметь отрицательные последствия как для строения, так и для безопасности граждан, например, если в проекте имеют место нарушения, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций жилого дома, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов и не отвечающие противопожарным требованиям, а также ведущие к ухудшению условий эксплуатации и проживания всех или отдельных жильцов дома или квартиры либо ухудшающие условия эксплуатации дома или проживания граждан.

4. Орган местного самоуправления отказывает в согласовании переустройства или перепланировки жилого помещения в случае, когда этими действиями будут нарушены права граждан. Например, в жилом помещении в результате перепланировки будет уменьшено количество комнат, в результате права проживающих в данном помещении на основании договора найма граждан могут быть нарушены.

5. Решение об отказе в согласовании переустройства или перепланировки жилого помещения должно быть мотивированным, с указанием в нем норм права, на которые будет ссылаться орган местного самоуправления при отказе.

Решение об отказе в согласовании переустройства или перепланировки должно быть направлено заявителю не позднее трех рабочих дней со дня его принятия. Такое решение может быть обжаловано заявителем в судебном и административном порядке.