Современные проблемы использования лизинга в россии и пути их решения. Проблемы развития лизинга в россии и пути их решения

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Ситкин Артем Иванович. Проблемы развития лизинга в Российской Федерации: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.10 / Ситкин Артем Иванович; [Место защиты: Акад. бюджета и казначейства М-ва финансов РФ]. - Москва, 2008. - 190 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-8/56

Введение

Глава 1 Анализ сущности и теоретических основ формирования лизинга как формы кредитно-финансовых отношений 10

1.1 Проблемы формирования финансовых источников инвестиций предприятия 10

1.2 Сущность и виды современного лизинга 17

1.3 Достоинства и недостатки лизинга как формы организации инвестиционного процесса 36

Глава 2 Анализ рынка лизинговых услуг в России и за рубежом 41

2.1 Анализ зарубежной практики лизинга 41

2.2 Особенности правового регулирования лизинговых отношений в Западных странах 50

2.3 Создание рынка лизинговых операций в Российской Федерации и оценка

его современного состояния 79

Глава 3 Основные направления развития лизинговых отношений в России 106

3.1 Правовая база лизинга в России. Ее состояние и перспективы развития 106

3.3 Основные направления совершенствования работы с лизингополучателем в лизинговой компании 132

Заключение172

Список литературы 180

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Обеспечение конкурентоспособности предприятия в рыночной экономике во многом зависит от его способности постоянно обновлять и модернизировать имущество производственного назначения, что предполагает поиск приемлемых источников финансирования. Важным источником финансирования капитальных вложений предприятий во многих странах является лизинг. Он выгоден всем участникам сделки. Лизингополучателю лизинг позволяет осуществлять производственные капиталовложения, а лизингодателю гарантирует стабильный доход.

В России актуальность развития лизинга обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием основного капитала: износ оборудования в ряде отраслей российской экономики превышает 50%, низка эффективность\-его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из-вариантов решения этих проблем является лизинг. Кроме того, развитие лизинга в условиях ограниченности долгосрочного кредитования производственной деятельности предприятий в связи с высокими кредитными рисками способствует расширению сферы финансирования и снижению рисков кредитования, гарантируя целевой характер и обеспеченность кредитов.

Лизинг обладает большими возможностями при решении таких народнохозяйственных задач, как перевооружение производственных мощностей на выпуск высокотехнологичной продукции, создание конкурентоспособной среды, развитие малого и среднего предпринимательства, увеличение занятости населения, т.е. тех задач, которые определяют улучшение социально - экономического положения в стране.

Вместе с тем, далеко не все задачи по эффективному развитию лизинга решены. Это касается правового обеспечения лизинга, ограниченности сфер применения лизинга и объектов лизинговых сделок, совершенствования организации лизинговой деятельности в российской экономике.

Таким образом, актуальность темы исследования;определяется:

необходимостью использования лизинговой формы финансирования перевооружения народного хозяйства в условиях высокого износа и выбытия^ основных фондов;

несовершенством правовой базы регулирования лизинга;

Недостатками в организации деятельности-лизинговых компаний.
Целью диссертационного исследования является разработка

Для достижения поставленной: цели необходимо? решение: следующих задач:

исследовать теоретические основы-"лизингового бизнеса^-показать его роль в решении^ инвестиционных проблем? российских предприятий? на современном этапе развития экономики;

определить особенности и проблемы российской и зарубежной лизинговой практики на основе анализа зарубежного и отечественного опыта предоставления лизинговых услуг;

выявить и обосновать преимущества лизинга как вида инвестиционной; деятельности на основе проведения сравнительного анализа с альтернативными 1 формами финансирования производства- с учетом действующих в России уеловийшалогообложения:и- кредитования;.

Провести: оценку рисков лизинговой деятельности и; предложить способы, их снижения в: современных условиях развития, российского лизингового рынка;

На основе исследования порядка заключения лизинговых сделок
определить особенности работы с лизингополучателем в лизинговой компании и
внести предложения по ее улучшению;

определить эффективность правовой базы регулирования лизинговых отношений в Российской Федерации;

разработать и обосновать предложения по повышению эффективности лизинговой деятельности в России для стимулирования инновационного пути развития.

Объектом исследования является рынок лизинговых услуг в России и за рубежом.

Предметом исследования, являются экономические отношения, возникающие при долгосрочном лизинговом финансировании инвестиций- в основной капитал отраслей российской экономики:

Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные научные труды по теории финансов, экономической теории, финансового менеджмента, налогообложения, страхования, работы, отечественных и.зарубежных ученых, законодательные акты РФ, нормативные документы Правительства^ РФ, данные Федеральной службы, государственной статистики, Банка России, периодической печати.

Применение- лизинга как одного из возможных источников инвестирования предприятий и проблемы его развития активно обсуждаются в экономической литературе. Существенный вклад в развитие теории и практики лизинга внесли такие российские ученые, как В.А.Горемыкин, В.Д.Газман, В.В.Ковалев, Д.В.Лелецкий, Е.В. Кузнецова, А.И.Олыианый, Е.Н. Чекмарева, Д.А. Сургутов, М:В Л. Круглова, А.А.Иванов, Л:Н. Прилуцкий, А.Э. Первышин, А.Т. Юсупов, Е.В. Колуга, В".М". Джуха, М.И. Лещенко, В:В. Комаров, а.также зарубежные исследователи: Ф. Котлер, Э. Рид, М.Д. Джонк, С. Майерс, Э.Дж.Долан, Д. Линсей, Б. Коллас, Р.Л. Петерсон, Р. Грант.

Для наиболее полной и эффективной адаптации к российской экономике, лизинговые отношения и их использование, и развитие в современных условиях требуют дальнейшего совершенствования.

Методы исследования. В диссертационной работе при систематизации полученных данных, построении"схем и таблиц использовались методы сводки, группировки, сравнительных оценок, факторного и статистического анализа.

Положения, выносимые на публичную защиту:

выделены, разработаны и формализованы этапы и процедуры осуществления лизинговой сделки для совершенствования деятельности лизинговых компаний;

обоснована и адаптирована к^ современным российским - условиям методика расчета лизинговых платежей- с учетом действующего в России порядка регулирования экономической деятельности, позволяющая обеспечить прибыльность сделки для. лизинговой компании и подтверждающая преимущества лизинга перед альтернативными формами финансирования;

предложены меры активизации государственной - - поддержки, предоставление налоговых" льгот, субсидирование процентных ставок в лизинговых сделках, расширение сферы государственных заказов на оборудование, предоставляемое по лизингу, страхование лизинговой деятельности, разработка федеральных целевых программ, что создаст стимулы для продвижения продукции отечественных производителей и модернизации отраслей реальной экономики в России;

выявлены такие факторы ограничивающие сферы и объекты лизинга в России, как несовершенство правовой базы, нехватка финансирования, недостаточность государственной поддержки лизинга;

разработаны подходы к определению-основных рисков, управлению ими и способы их минимизации в ходе реализации проекта; на основе исследования лизинговой і деятельности в лизинговой" компании обоснованы методы оптимизации стоимости лизинговой сделки, обеспечивающие прибыльность лизинговой сделки на выгодных для лизингополучателя условиях;

Разработанные поправки в действующее законодательство,
затрагивающие вопросы определения лизинга, его лицензирования,
инвестиционных льгот, применения ускоренной амортизации, залогового
законодательства для расширения сферы применения и повышения
эффективности лизинговой деятельности.

Научная новизна исследования определяется следующими результатами:

систематизированы теоретические основы лизинга как- формы предпринимательской деятельности, показаны его роль и преимущества как вида инвестиционной деятельности в современных условиях на основе проведения сравнительного анализа достоинств и недостатков- лизинга с альтернативными формами^финансирования инвестиций (стр. 17);

выявлены основные тенденции развития* лизинговой" деятельности за последнее десятилетие в странах с развитой рыночной экономикой* и в Российской Федерации^ выявлены их особенности и проблемы, ограничивающие роль лизинга в эффективной* модернизации- российской экономики (стр. 40);

определены условия, обеспечивающие реализацию преимуществ лизинга перед банковским кредитованием, с учетом действующего порядка регулирования инвестиционной и банковской деятельности в, Российской Федерации (стр. 143);

разработаны предложения по активизации- государственной политики, направленные на усиление роли- лизинга в обеспечении, технического перевооружения российской-экономики"(стр. 121);

предложены направления совершенствования законодательного обеспечения лизинговых отношений в России, включая внесение изменений в нормы Гражданского Кодекса и-ряд профильных законов по регулированию финансового рынка с целью повышения эффективности правовой, базы регулирования лизинговых отношений в Российской Федерации (стр. 106).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для повышения эффективности деятельности лизинговых компаний, разработке государственной экономической политики, стимулирующей- развитие лизинга продукции отечественных производителей на примере ряда отраслей промышленности, транспорта и строительства, совершенствования- законодательного регулирования лизинга:

разработаны меры активизации государственной экономической политики развития лизинга, включая предоставление налоговых льгот, субсидирование процентных ставок в лизинговых сделках, расширение сферы государственных заказов на оборудование, предоставляемое по лизингу, страхование лизинговой деятельности, разработку федеральных целевых программ, что создаст стимулы для продвижения продукции отечественнык производителей и модернизации,отраслей реальнойэкономики в России;

внесены предложения по совершенствованию деятельности лизинговой компании, в том числе путем установления-оптимального размера лизинговых платежей, обеспечивающих прибыльность для лизинговой компании и привлекательность для лизингополучателя по сравнению

предложены направления совершенствования законодательного и экономического обеспечения лизинговых отношений в России" включая внесение изменений-в нормы Гражданского Кодекса*и ряд профильных законов* по регулированию финансового рынка, что* позволяет уточнить і основные категории лизинговой деятельности, в-том числе выявить.критерии"отнесения лизинговых сделок к собственно лизингу и «псевдолизингу», расширять сферу применения и объекты лизинга; увеличивать, объемы и повышать эффективность лизингового бизнеса.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования представлены в выступлениях на третьей и пятой межвузовских

научно-практических конференциях молодых ученых по актуальным вопросам менеджмента и бизнеса, организованных Национальным институтом бизнеса -Московского гуманитарного университета, проходивших в Москве в 2004 и 2006 гг.

Аналитические материалы и предложения по минимизации рисков лизинговой деятельности, содержащиеся в диссертационном исследовании, использовались в практической деятельности ООО «Лизинговая компания «ТИЭЛ»» (справка о внедрении №25-06-07/1 от 24 мая 2007г.)

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликованы 9 работ объемом 2,75 п.л., в том числе в издании, рекомендованном ВАК РФ -журнал «Финансы», 2006, №12 - объемом 0,29 п.л.

Структура диссертационной работы определяется поставленной целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 5-ти приложений. Объем диссертационной работы составляет 185 страниц.

Проблемы формирования финансовых источников инвестиций предприятия

Инвестиционные процессы - важнейший элемент общественного производства. Без них немыслим процесс воспроизводства. Это не только замена выбывающих в процессе естественного износа средств труда, но и увеличение мощностей производства, в том числе и на более высоком качественном уровне.

Термин «инвестиции» в России получил широкое распространение после начала рыночных реформ. Это более широкое понятие, чем ранее употребляемое в СССР понятие «капитальные вложения». Если привязывать их к капитальным вложениям, то можно утверждать, что инвестиции - валовые капитальные вложения с добавлением к ним среднегодовых затрат оборотного капитала хозяйствующего субъекта, вложения в ценные бумаги; а также вложения, связанные с титулом собственника, которые обеспечивают при этом получение дохода1.

С позиций требования рынка в состав инвестиций следует включать:

денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, паи и доли в уставных капиталах организаций, ценные бумаги, кредиты и займы и т.п.);

остаточную стоимость имущества (зданий, сооружений, машин, оборудования, приборов, инструмента и т.п.);

стоимость права использования земли;

имущественные права, которые могут быть оценены денежным эквивалентом (лицензии, патенты, товарные знаки, сертификаты, свидетельства на модели средств труда и т.п.)

1 Абрамов СИ. Инвестирование. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000, с. 7 В настоящее время все большее значение приобретают вложения в инновации, что связано с возрастанием роли научно-технического прогресса во всех сферах деятельности и развитием конкуренции. Не менее важным направлением инвестирования являются вложения в финансовые активы. Инвестиционные товары в материально-вещественной форме стали замещать некоторые финансовые активы в виде акций, облигаций и ценных бумаг.

Система хозяйственных решений, определяющих объем, структуру и направления инвестиций, как внутри хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы, компании и т.д.), региона, страны, так и за их пределами с целью развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов составляет основу инвестиционной политики, посредством которой достигается решение многих задач, например совершенствование структуры производства и ускорение темпов его развития, сбалансированности и эффективности отраслей экономики, получение наибольшего прироста продукции и дохода (прибыли) и др.

В условиях широкого применения экономических методов управления, преодоления кризисных ситуаций и перехода к рыночным отношениям предстоит обеспечить научную обоснованность инвестиционной политики на перспективу, увязать практику планирования и прогнозирования инвестиций с новым хозяйственным механизмом и обеспечить рациональное использование вложений, повышение их эффективности как одного из важных направлений социально-экономического развития страны в целом.

Инвестиционная политика - часть стратегии развития предприятия и общей политики управления прибылью, заключающаяся в выборе и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала с целью расширения объема инвестиционной деятельности и формирования инвестиционной прибыли.

Предприятие самостоятельно выбирает вид инвестиционной политики в зависимости от своих приоритетов: консервативная инвестиционная политика -для компаний, стремящихся к минимизации уровня инвестиционного риска, целью которых не является максимизация уровня текущей прибыльности инвестиций и темпов роста капитала; компромиссная (умеренная) инвестиционная политика - вариант, направленный на выбор таких объектов инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска в наибольшей степени приближены к среднерыночным, и, наконец, агрессивная инвестиционная политика, направленная на те объекты инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска выше среднерыночных.

Для реализации инвестиционной политики предприятием разрабатывается инвестиционная программа, представляющая собой совокупность реальных инвестиционных проектов; комплексное технико-экономическое (чертежи, пояснительные записки, бизнес-план инвестиционного проекта и др.) и организационное обоснование путей достижения поставленных целей.

Различают следующие этапы инвестиционной программы предприятия:

1. Оценка рынка сбыта. Осуществляется дл определенного вида продукции, который должен быть реализован. При этом устанавливается максимально возможный объем сбыта данного вида продукции (потенциал рынка) и доля этого вида продукции на рынке (рыночное проникновение). Прогнозируется, объем продаж конкретного вида продукции, на основе чего планируется производственный и финансовый результаты, принимаются решения о размерах, направлениях и сроках инвестиций, поиске новых источников снабжения.

2. Анализ конкурентов. Основой для выработки политики ценообразования предприятия является анализ преимуществ и недостатков продукции конкурентов, изучение их системы цен, что позволяет" оценить степень риска данного плана.

3. Стратегия маркетинга. Комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения продукции от производителя к потребителю. Основными этапами плана маркетинга являются: схема распространения продукции, политика ценообразования, реклама, методы стимулирования продаж, организация последовательного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения. Результаты данного этапа инвестиционной программы учитываются при планировании себестоимости продукции и определении финансового результата.

Анализ зарубежной практики лизинга

Комплекс имущественных отношений, связанных с правом пользования и владения, нашел отражение еще в Римском праве. Император Юстиниан I (483-565 гг.), систематизировавший законы государства по отдельным отраслям права, отразил арендные (лизинговые) отношения в Институциях.

Хотя многими специалистами лизинг считается американским изобретением, получившим известность в Европе в начале 60-хх гг. XX в., ряд английских авторов утверждает, что лизинг зародился в Англии, затем перебрался в Северную Америку и лишь, потом с некоторыми изменениями во второй половине XX века оказался опять в Европе.

Анализируя развитие лизинговых отношений за рубежом на основе двух параметров: качественного изменения характера отношений и количественного роста числа лизинговых сделок, - можно условно выделить несколько крупных этапов:

начальный период (конец XIX - середина XX в.);

американский период развития лизинга (50-е гг. XX в.);

период распространения лизинга (60-е гг. XX в.);

период «лизингового бума» (70-е гг. - начало 80 гг. XX в.);

период мировой лизинговой интеграции (середина 80-х гг. XX в. - по настоящее время).

Для начального этапа эволюции лизинговых отношений характерно смешанное отнесение понятия «лизинг» ко всем видам арендных операций, что естественно для англоязычных стран, где термин lease начал употребляться в значении земледельческой аренды, а также договора об аренде и сроке аренды. Постепенно под лизингом начинает пониматься аренда любого имущества, в том числе домов, транспортных средств, различных механизмов. Ряд экономистов считают началом современных лизинговых операций - 1877 г., когда американская компания Bell Telefon Company решила не продавать телефоны, а сдавать их в лизинг и устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе лизинговой платы (51).

Производителей новой техники также заинтересовали лизинговые операции, поскольку они позволяли защитить технологии, составляющие предмет их собственности, ноу-хау, воплощенный в новых машинах. Например, компания по изготовлению инструмента Hughes предоставляла свой специализированный 11-гранный бур только на условиях лизинга; United Shoe Machienery Corporation предлагала свое оборудование предприятиям обувной промышленности также исключительно на условиях лизинга. Аналогичные явления имели место и в других отраслях, пока не было принято антимонопольное законодательство, после чего производители оборудования вынуждены были выставлять его на свободную продажу.

В 30-е гг. Г. Форд эффективноиспользовал лизинг для-расширения сбыта своих автомобилей, хотя идея сдавать в лизинг автомобили появилась уже в начале XX в. Эта услуга называлась Drive-Your-Self, также именовалась и компания, основанная Уолтером Джекобсоном в 1918 г. в Чикаго (98). Однако основателем масштабного автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк - торговый агент из Чикаго, предложивший в начале 40-х гг. XX в. долгосрочный лизинг автомобилей.

Таким образом, уже на начальном этапе операции по лизингу средств производства практиковались во всех промышленное развитых странах мира. Следует отметить, что в этот период лизинг еще не выделился в самостоятельную отрасль, а применялся спорадически для решения.локальных задач и привлечения-потребителей в период товарного избытка.

Со временем сфера объектов лизинга вышла за рамки только производства. Так, с развитием автомобилестроения аренда автомобилей стала частью жизни общества в США и странах Западной Европы. Долгое время лизинг был характерной сферой деятельности лишь некоторых компаний -производителей; Первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его коммерческой деятельности, было создано в. 1952 году в Сан-Франциско американской компанией «Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн» (Американская Лизинговая Корпорация), возглавляемой предпринимателем Генри Шоенфельдом. Еще в 1951 г. Шоенфельд предложил своим: коллегам использовать долгосрочный лизинг машин и транспортных средств. Новизна решения состояла в том, что- Шоенфельд выступал в роли посредника, между изготовителем имущества и лизингополучателем, находил требуемое для- клиента имущество и сдавал его в лизинг. Таким образом, США. стали родиной нового бизнеса, призванного обслуживать, прежде всего, потребности инвестиционного процесса в экономике индустриального типа.

Особенностью- компании US Leasing было и то, что она являлась независимой; т.е. не контролировалась. банками, финансовыми, группами и производителями оборудования. Однако, несмотря на неболынойсобственный капитал, US Leasing: предоставляла лизинговые услуги? на сумму, намного превышавшие свои активы (72).

Постепенно лизинговые сделки начали практиковать сотни компаний и лизинг сформировался как специализированный институт финансово-посреднических операций. К _ концу 50-х гг. в США функционировала устойчивая структура лизинговых фирм, начавших проводить операции и за рубежом.

Правовая база лизинга в России. Ее состояние и перспективы развития

Как уже было показано во второй главе, лизинг в мире имеет многолетнюю историю, а лизинговые операции в последние годы стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Однако специальное законодательство этих стран, регулирующее лизинговый рынок, там, где оно имеется (например, во Франции, Бельгии, Италии; Испании и др.), различно. Более того, во многих странах (в том числе в США) такое специальное законодательство отсутствует, а отношения, связанные с лизинговыми сделками, регулируются общими положениями гражданского и торгового права, определяющими отношения сторон при передаче имущества во временное пользование, налоговым законодательством, правилами бухгалтерского учета, а также судебными решениями.

Тем не менее, следует признать, что, как показывает международная практика лизинговых отношений, между наличием/отсутствием специального лизингового законодательства и объемами лизинговых операций в той или иной стране, жесткой и однозначной взаимосвязи не наблюдается. Во всяком случае, пример США и некоторых других стран показывает, что отсутствие специальных законов, посвященных исключительно и только лизингу, совсем не препятствует развитию лизинга, если имеются в наличии все остальные необходимые для него условия-.

До сравнительно недавнего времени Россия относилась к числу стран, не имеющих специального лизингового законодательства. Это означало, что отношения, возникавшие в ходе проведения лизинговых операций, регулировались так, как было предписано нормами законодательства для отношений, сходных с лизинговыми (отношения имущественного найма, т.е. аренды), а при отсутствии таких норм - исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства.

Первым специальным актом правового регулирования лизинговых отношений стал Указ Президента РФ № 1929 от 17.09.1994г. «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», носивший во многом порученческий характер: он предписывал правительству, министерствам и ведомствам провести определенные мероприятия, разработать документы и внести предложения о подготовке базы для развития лизинговых отношений в Российской Федерации. К тому же Указ содержал некоторые спорные положения, которые не были восприняты последующим законодательством. Например, в нем было указано, что в число объектов, могущих быть предметом лизинга, должны быть включены, в частности, имущественные права.

В соответствии с этим Указом (ныне уже отмененным) Правительство РФ постановлением № 633 от 29.06.1995 г. «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» утвердило «Временное положение о лизинге». Этот нормативный акт, ныне также отмененный22, и положил начало конкретному регулированию лизинговых отношений в стране.

Лизинг - один из способов привлечения средств на предприятие, альтернативный традиционному кредиту. Наиболее распространенная схема выглядит так: организация находит поставщика необходимого ей оборудования и обращается в лизинговую компанию. Последняя приобретает указанное оборудование в свою собственность и передает в финансовую аренду клиенту, который оплачивает лизинговой компании оговоренный процент от первоначальной стоимости (10-30%) и ежемесячно перечисляет лизинговые платежи.

Преимущества по сравнению с кредитом

Неоспоримым преимуществом лизинга являются налоговые послабления, которые получает компания - лизингополучатель: лизинговые платежи полостью относятся в счет уменьшения налогооблагаемой прибыли, а НДС по ним снижает подлежащий уплате налог. Однако положительными налоговыми последствиями преимущества лизинга не ограничены.

По словам Юлии Николаевой, генерального директора ЗАО «Промышленная лизинговая компания», лизинг в большей степени направлен на расширение деятельности работающего предприятия, на переоснащение или дооснащение его производства. В большинстве своем он представляется как инструмент, который может позволить развиваться молодым компаниям. К преимуществам лизинга относится то, что его можно получить на длительные сроки, и, в отличие от кредита, отсутствует необходимость в дополнительном залоге.

В связи с этим лизинг может быть интересен компаниям, которые переходят с сервисных операций на какие-то производственные направления с целью поиска дополнительной рентабельности. Такие фирмы имеют достаточно хорошие обороты, но не могут предоставить залоги и получить основные фонды за счет привлеченных средств.

Процесс рассмотрения заявки на лизинговое финансирование значительно упрощен: количество требуемых документов и сроки рассмотрения в большинстве случаев не сопоставимы с банковскими.

Источники финансирования лизинговых компаний

Финансирование лизинговых компаний осуществляется из разных источников:

Банковское кредитование;

Собственные средства и частные российские инвестиции;

Зарубежные инвестиции;

Размещение облигационных займов.

"Прибанковские" лизинговые компании не имеют возможности гибкого подхода к клиенту, а сроки рассмотрения заявок иногда даже превышают сроки банка, так как фактически заявка рассматривается дважды: в самой лизинговой компании и в кредитующем её банке", - комментирует Владимир Квашенко, Президент Ассоциации кредитных брокеров. Так что преимущества минимального набора документов и коротких сроков рассмотрения у таких компаний нет.

Лизинговые компании, имеющие собственные либо другие небанковские средства, как правило, более лояльны к клиенту, но не всегда обладают необходимым объемом средств и порой отказываются от крупных проектов.

Риски лизинговой компании

У лизинговых компаний существует две категории рисков - кредитная и имущественная. Кредитные риски связаны с самим кредитуемым бизнесом, его перспективами и платежеспособностью на весь период лизинга.

Имущественные риски обусловлены возможным падением ликвидности имущества, приобретаемого по лизингу. Такие риски регулируется авансовыми платежами, залогами, поручительствами.

Некоторые представители лизинговых компаний отдельно выделяют риски, связанные с использованием предмета залога. Как правило, данный вопрос контролируют специальные сотрудники, для которых наибольшую сложность представляет использование предмета лизинга на отдаленных территориях.

Соответственно, чем меньше риски, тем более выгодные условия лизинговая компания может предоставить клиенту. Чем риски больше, тем больше требуется дополнительных гарантий.

Проблемные вопросы лизинга

На сегодняшний день самым сложным для лизинговых компаний направлением является лизинг недвижимости. Причем на рынке имеется огромный спрос на данный вид услуг, и у лизинговых компаний есть желание их осуществлять. Единственной проблемой является непроработанная законодательная база, в которой не прописан порядок регистрации прав на недвижимое имущество для случаев лизинговых сделок.

Еще одной сложностью являются регулярные попытки налоговых органов оспорить обозначенный выше порядок налогового учета лизингополучателей. Но пока, в случае возникновения противоречий, арбитражные суды однозначно выступают в пользу налогоплательщиков.

Следует также отметить, что лизинг, так же как и банковский кредит, приемлем только для предприятий с определенной положительной финансовой историей. Для вновь созданных организаций данный вид финансирования пока закрыт.


Наталья Посадова


ПРОБЛЕМЫ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА)

, студента 5 курса Института права

Тамбовский государственный университет им.

Научный руководитель - , к. ю.н., доцент

Список источников:

1. Абдульмянов природа договора лизинга. // Право и политика 2007, №7

2. Игонина Н. Жизнь по графику // Инвестиции от 01.01.2001.

4. Рубченко и теория лизинга в России // Эксперт. 20.11.2002

5. Сидорова В., Байкова Т.. Экономико-правовые проблемы российского лизинга.// «Юрист» 2004, №11

6. Слесаренко характеристика договора лизинга по праву России и США.// «Право и политика» 2007, №7

7. Факторы, препятствующие развитию лизинга в России. Образование 10.12.2006.// www. edu-news. org-Статьи.

8. Философонова: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности экономика и управление / . – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 – 191 с.

9. Ярмольчук состояния и перспективы развития лизингового рынка России // Право и политика 2007, №6

Сущность лизинга

Лизинг на сегодня является одним из способов привлечения средств в компанию, который стал удобной альтернативой привычному всем кредитованию. В общем виде классическая схема лизинга выглядит так:

  • Поиск заинтересованной в лизинге компанией (лизингополучатель) поставщика (продавца) необходимого имущества
  • Обращение заинтересованной фирмы в лизинговую компанию (лизингодатель)
  • Приобретение лизинговой компанией выбранного имущества
  • Передача во временное пользование предмета лизинга заинтересованной компании

Лизингополучатель при заключении сделки обычно вносит около 10-30% стоимости имущества, а затем он обязан уплачивать с определенной периодичностью лизинговые платежи лизингодателю.

По большому счету процедура лизинга наиболее выгодна для предприятия уже работающего, но желающего расширить деятельность или обновить производственные фонды. Но лизинг может помочь и в становлении бизнеса с нуля, в особенности представителям малого и среднего бизнеса. Его преимущество прежде всего в том, что договор лизинга заключается на довольно длительный срок, и к тому же нет необходимости искать соответствующий сделке предмет залога в отличие от ситуации с банковским кредитом.

Замечание 1

Большим плюсом лизинга является и то, что при заключении сделки лизингополучатель имеет право на налоговые льготы: платежи по лизингу в полной мере уменьшают налогооблагаемую прибыль, к тому же НДС по лизинговым платежам снижает суммы налога, подлежащие уплате. Кроме того, процедура заключения договора лизинга занимает гораздо меньше времени, нежели оформление банковского кредита, а также нет необходимости собирать большой пакет документов.

Проблемные аспекты лизинга в России

Процесс внедрения и развития лизинга в России обусловлен в первую очередь плохим состоянием парка оборудования и устаревшим техническим оснащением производств, низкой инвестиционной активностью на рынке.

Кроме того, на сегодняшний день рост барьеров для доступа на финансовые рынки, общее снижение платежеспособности клиентов, падение уровня деловой активности - особенно актуальные проблемы на фоне снижения государственного финансирования компаний-лизингополучателей и сложной экономико-политической обстановки в стране. Это в конечном итоге может негативно сказаться как на действующих лизинговых проектах, так и на будущем всей сферы лизинга. Конечно, по мнению многих экспертов, проблемы не несут фатального исхода, но все же требуют большого внимания.

Замечание 2

Так, например, в 2015 году резко сократились показатели рынка лизинга и ухудшилось финансовое состояние лизинговых компаний. С одной стороны, это говорит о высокой конкуренции среди лизинговых компаний, с другой – о высоких требованиях к качеству и профессионализму действующих лизинговых компаний, умению подстраиваться под резко меняющиеся условия рыночные условия.

Существующие на сегодня проблемы в общем можно условно разделить на три группы:

  • Проблемы технического характера (несовершенство законодательства, проблемы правоприменительного характера)
  • Проблемы системного характера (т.е. проблемы касаются не только лизинга, но и всех сфер предпринимательства)
  • Проблемы, связанные с «незрелостью и молодостью» рынка лизинга в России (стремление к привлечению средств, минимизации потоков платежей по каждой сделке)

Кроме того, можно отнести к проблемам лизингового рынка и то, что уровень его методической проработки низок, в том числе и касательно расчетов лизинговых платежей, что снижает эффективность применения лизинга.

Итак, на сегодняшний день на рынке лизинга не все организовано и эффективно работает. В ближайшем будущем рынку лизинга безусловно необходим активный поиск новых современных вариантов развития.

В условиях нехватки собственных финансовых ресурсов лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в модернизацию производства.

Темпы роста рынка лизинга в России в 2006 г. замедлились и составили 36% по сравнению с 47% в 2005 г. Основных успехов в области лизинга, по мнению экспертов, тогда удалось добиться в тех отраслях, которые активно дотировались государством (авиастроение и агропромышленный комплекс).

Объем лизинговых операций в 2005 г. (более 650 млн. дол.) выполнили в основном 40 крупнейших лизинговых компаний России. Суммарный объем лизинга в 2005 г. оценивается примерно в 2,5 млрд. дол. (около 4,5% от всех инвестиций в основные фонды).

Наибольшие изменения были заметны в авиастроительной отрасли, авиационных грузопассажирских перевозках и в АПК - в основном благодаря программам государственной поддержки. Развитие лизинга в стране свидетельствует о том, что государство заинтересовано в развитии отечественной наукоемкой отрасли. Если бы не правительственная поддержка, то в 2005 г., например, компания «Дальавиа» не смогла бы купить Ту-214. Правда, компаний, работающих по схемам федерального лизинга либо реально пользующихся господдержкой, совсем немного в АПК. По прогнозам специалистов, в ближайшее время ожидается появление таких компаний на железнодорожном транспорте в сфере управления и эксплуатации природных ресурсов

Стимулировать темпы роста «негосударственных» лизинговых операций можно, лишь устранив целый ряд тормозящих факторов, содержащихся в российском законодательстве.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются сейчас лизинговые компании в России, является неотработанность процедур досудебного возвращения имущества лизингодателя в случае неплатежей со стороны лизингополучателя. До момента окончания срока лизинговой сделки объект лизинга по закону находится в собственности лизинговой компании. Однако Гражданский кодекс и иные нормативные акты не предусматривают возможности досудебного изъятия собственного имущества у недобросовестного лизингополучателя. Вернуть свою собственность лизинговая компания может только в судебном порядке. Известно, что судебное разбирательство в нашей стране может длиться 3-4 месяца и больше, кроме того, довольно сложно добиться реального возврата имущества. Лизинговой компании приходится ждать своего имущества до полугода, за это время объект лизинга нередко теряет свою ликвидность.

Еще одна сложность, которая тормозит развитие лизинга в России, это - проблемы с возвратом НДС. Для того чтобы сдать некий объект в лизинг, компания должна сначала его купить и заплатить НДС государству. Вернуть НДС из бюджета - большая проблема. Это приводит к нехватке свободных денежных средств и к приостановке других проектов компании.

Недостатком существующего законодательства в области лизинга считается также невозможность повторной сдачи объекта в лизинг. В российском законодательстве не предусмотрено системы повторной сдачи имущества в лизинг. В случае расторжения договора по каким-либо причинам лизинговая компания не имеет право повторно сдать объект в лизинг. Дело в том, что налоговые органы признают сделку лизинговой, а значит, лизинговая компания получит все причитающиеся ей льготы (возможность включения лизинговых платежей в расходы, ускоренная амортизация объекта лизинга, и, как следствие, уменьшение налога на имущество) лишь в том случае, если она покупает объект под заказ конкретного заказчика. В случае разрыва контракта ей остается либо снова его купить и тогда уже сдавать, либо кому-то продать.

Из-за того, что в законодательстве нет четко установленного срока лизинговых сделок, активно развиваются так называемые «серые схемы», когда компании «под прикрытием» налоговых льгот, предоставляемых в случае лизинга, просто покупают в рассрочку оборудование, машины и т.п. Подобная же проблема возникает из-за того, что в законодательстве не ограничена предоплата для покупки объекта лизинга со стороны лизингополучателя. Проблемы недобросовестности, правда, уже со стороны лизинговых компаний, возникли после отмены лицензирования этого вида деятельности. Поставщики не могут отделить лизинговую компанию от псевдолизинговой, которая на самом деле, может, и не занимается лизингом, и, соответственно, это затрудняет предоставление ими скидок и отсрочек настоящим лизинговым компаниям.

Помимо законодательных проблем, развитию российского лизинга мешает недостаточная заинтересованность как банков, кредитующих лизинговые компании, так и производителей. Среди производителей и дилеров не все понимают значение лизинга для роста объемов продаж настолько, чтобы предоставлять лизинговым компаниям преференции при приобретении основных средств для последующей сдачи в лизинг. Большинство из них не предоставляют лизинговым компаниям скидки при приобретении, рассрочку оплаты. Большинство лизинговых компаний испытывают трудности с финансированием. Банки пока не кредитуют независимые от них лизинговые компании. Изменения отношения банков и производителей к лизинговым схемам зависит, в первую очередь, от возможности лизинговой компании в досудебном порядке вернуть свою собственность за неуплату.

От государственных средств зависит судьба многих лизинговых компаний как федерального, так и регионального уровней. Более того, стимулируя развитие рынка лизинговых услуг, государство предоставляет субсидию по страховке сделок в размере 50%, то есть лизингополучатель платит страховщику лишь половину страховой суммы, а остальное напрямую идет из госбюджета прямо к страховой компании. На этом фоне замедление темпов роста лизингового рынка (53% - в 2007 г., 21% - в 2008 г.) заставляет задуматься о его зависимости от роста бюджета РФ и размера средств на поддержку лизинга - по некоторым оценкам, сегодня до 30-35% этих средств на лизинговом рынке имеют бюджетное происхождение.