Развиты машиностроение и металлообработка, лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, стройматериалов,
легкая, пищевая промышленность. Добыча бурого угля, графита;
добыча и переработка вольфрамо-молибденовых руд, апатитов и др.
Основу энергетики составляет Гусиноозерская ГРЭС. Широко развито
животноводство (крупный рогатый скот; тонкорунное овцеводство,
свиноводство, птицеводство). Посевы зерновых и кормовых культур,
картофелеводство и овощеводство. Пушной промысел, звероводство.
Развито рыболовство (основной район - озеро Байкал, омуль). По
территории Бурятии проходят две железнодорожные магистрали -
Транссибирская и Байкало-Амурская - соединяющие центральные
части России с районами Дальнего Востока и странами Юго-Восточной
Азии. Судоходство по оз. Байкал, рр. Селенга и Баргузин.
Сельское хозяйство Бурятии - обзорная статья, подготовленная специалистами Экспертно-аналитического центра агробизнеса "АБ-Центр" www.сайт. Статистические данные статьи отражают как динамику общих показателей сельского хозяйства республики, так и отдельных ее отраслей (отрасли растениеводства и животноводства). По тексту представлены полезные ссылки, дополняющие материал.
Сельское хозяйство Республики Бурятия в 2015 году обеспечило производство продукции на сумму 17,8 млрд руб. (64-е место в рейтинге регионов) - 0,3% в общероссийской стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции в стране.
Производство продукции сельского хозяйства на душу населения в Бурятии в 2015 году составило 18,1 тыс. руб. (66-е место среди регионов России). В среднем по России производство сельскохозяйственной продукции на душу населения находилось на уровне 34,4 тыс. руб.
С ситуацией в сельском хозяйстве других регионов РФ, России в целом, а также с тенденциями ключевых продовольственных рынков можно ознакомиться, перейдя по ссылке - .
В сельском хозяйстве Республике Бурятия превалирует отрасль животноводства. Его доля в общей стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции в регионе составляет 68,1%, на долю растениеводства приходится 31,9%.
Животноводство - ключевая отрасль сельского хозяйства Бурятии. Стоимость произведенной животноводческой продукции в Республике Бурятия в фактических ценах в 2015 году находилась на уровне 12,1 млрд руб. (62-е место среди регионов РФ или 0,5% в общей стоимости всей продукции животноводства, произведенной в России).
Структура производства мяса по виду в Республике Бурятия в 2015 году выглядит следующим образом: общий объем производства мяса всех видов в убойном весе составил 43,9 тыс. тонн. Из этого объема больше половины пришлось на говядину - 50,8%, на свинину - 43,1%, на баранину и козлятину - 2,9%, на мясо птицы - 0,6%, на другие виды мяса - 2,5%.
Скотоводство в Бурятии - ключевая отрасль животноводства, на долю которой приходится большая часть общего объема произведенного мяса в убойном весе - 50,8%.
Поголовье крупного рогатого скота в Бурятии по состоянию на конец 2015 года насчитывало 374,1 тыс. голов или 2,0% от общероссийской численности стада крупного рогатого скота. В том числе, поголовье коров насчитывало 159,0 тыс. голов (1,9%). За 5 лет размер стада крупного рогатого скота в Республике Бурятия вырос на 3,0%, за 10 лет - на 19,7%, за 15 лет - на 12,6%. Поголовье коров за 5 лет выросло на 7,0%, за 10 лет - на 23,6%, за 15 лет - на 14,8%.
Производство говядины в Бурятии в 2015 году составило 39,2 тыс. тонн в живом весе (22,3 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). По отношению к 2010 году оно выросло на 17,8%, к 2005 году - на 21,1%, к 2001 году - на 14,4%. Доля республики в общем объеме производства говядины в России находилась на уровне 1,4% (23-е место в рейтинге регионов).
Производство молока в Республике Бурятия в хозяйствах всех категорий в 2015 году составило 205,6 тыс. тонн. Это 0,7% от общероссийского надоя молока (53-е место в России). За 5 лет надой молока сократился на 10,4%, за 10 лет - на 9,0%, по отношению к 2001 году - на 12,7%.
Свиноводство Бурятии характеризуется значительным увеличением производства мяса (практически весь прирост производства был осуществлен за 1 год - 2014-й).
Поголовье свиней в Бурятии по состоянию на конец 2015 года во всех категориях хозяйств насчитывало 122,2 тыс. голов или 0,6% от общероссийского стада свиней (47-е место в РФ). По отношению к показателям 5-ти летней давности оно выросло на 63,0%.
Производство свинины в Бурятии в 2015 году находилось на уровне 24,3 тыс. тонн в живом весе (18,9 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). Это 0,6% в общем объеме производства свинины в РФ. По отношению к 2010 году производство выросло на 119,2%.
Птицеводство Бурятии характеризуется относительной стабильностью в производстве мяса птицы в 2014-2015 гг.
Производство мяса птицы в Бурятии в 2015 году составило 0,4 тыс. тонн в живом весе (0,3 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). За год оно практически не изменилось, за 5 и 10 лет - выросло на 18,0%, однако по отношению к 2001 году сократилось на 70,5%.
Производство яиц в Республике Бурятия в последние годы неуклонно растет. В 2015 году оно достигло 84,7 млн штук, что на 30,5% превышает показатели 2010 года, на 35,3% показатели 2005 года, на 34,2% показатели 2001 года.
Овцеводство и козоводство в Республике Бурятия за последние 5 лет показывает относительную стабильность как в производстве баранины и козлятины, так и в поголовье овец и коз.
Поголовье овец и коз в Республике Бурятия по состоянию на конец 2015 года насчитывало 281,6 тыс. голов или 1,1% в общей численности овец и коз в РФ (17-е место среди регионов РФ). За 5 лет размер поголовья увеличился на 7,1%, за 10 лет - на 28,4%, к 2001 году - на 35,1%.
Производство баранины и козлятины в Республике Бурятия в 2015 году находилось на уровне 2,9 тыс. тонн в живом весе (1,3 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). За 5 лет оно увеличилось на 3,0%, за 10 лет сократилось на 3,8%, по отношению к 2001 году также сократилось на 6,9%. Доля региона в общем объеме производства баранины и козлятины в России составила 0,6% (32-е место в рейтинге регионов-производителей данного вида мяса).
Размер посевных площадей в Республике Бурятия в 2015 году составил 154,0 тыс. га (0,2% от общих посевных площадей страны, 63-е место среди регионов РФ).
В 2015 году в регионе произвели растениеводческой продукции на сумму 5,7 млрд руб. или 0,2% от общероссийской стоимости произведенной растениеводческой продукции (66-е место в РФ).
В Республике Бурятия занимаются выращиванием таких культур, как пшеница (валовые сборы - 15,2 тыс. тонн, посевные площади - 45,1 тыс. га), рожь (0,1 тыс. тонн, 0,5 тыс. га), ячмень (2,0 тыс. тонн, 9,9 тыс. га), овес (3,9 тыс. тонн, 28,7 тыс. га), гречиха (0,2 тыс. тонн, 1,3 тыс. га), горох (0,02 тыс. тонн, 0,1 тыс. га), картофель (19,1 тыс. тонн, 1,6 тыс. га - данные без учета хозяйств населения), овощи открытого грунта (14,5 тыс. тонн, 0,6 тыс. га - данные без учета хозяйств населения), овощи защищенного грунта (0,2 тыс. тонн- данные без учета хозяйств населения), бахчевые продовольственные культуры (0,4 тыс. тонн, 0,02 тыс. га- данные без учета хозяйств населения).
Подробнее: Экономика Бурятии
Республика Бурятия относится к числу регионов России с индустриально-аграрным типом экономики. Экономическое развитие: Общий валовой региональный продукт (ВРП) Республики Бурятия в 2012г. составил 167 млрд руб. По этому показателю Бурятия занимает 60-е место в России, между Ненецким АО и Новгородской обл. По душевому показателю валового регионального продукта (ВРП) Республика Бурятия занимает 47-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации, между респ. Мордовия и Орловской обл. В 2011г. валовой доход на душу населения составил 159,2 тыс. руб.(10684$ по индексу покупательной способности, что примерно соответствует показателям Сербии, Ирана и ЮАР).
Согласно оценке правительства Бурятии социально-экономического развития республики на плановый период до 2015 года, к 2015 году валовой региональный продукт (ВРП) увеличится по сравнению с 2011 годом на 16,2 - 20,6 процентов. По более оптимистичному сценарию ВРП может достичь 236,3 миллиардов рублей, что составит 120,6 процентов к уровню 2011 года в сопоставимых ценах. В производстве и распределение электроэнергии, газа и воды темп роста прогнозируется на уровне 121,9 - 128,7 процентов. Темп роста инвестиций в базовый капитал в 2015 году к уровню 2011 года прогнозируется на уровне 120,9 - 136,9 процентов. Среднедушевые денежные доходы увеличатся к уровню 2011 года в 1,2 - 1,3 раза и составят порядка 18,6 - 19,9 тысяч рублей. Ежегодный рост реальных располагаемых денежных доходов до 2015г составит 1,7 - 4,2 процента.
В структуре ВРП максимальную долю имеют отрасли, производящие услуги (46%): из них более половины (54,5%) обеспечивает транспорт, 28% - торговля и общественное питание, 3% - связь. На долю отраслей, производящих товары, приходится 33,1% ВРП, из которых около 60% обеспечивает промышленность, примерно 27% - сельское и лесное хозяйство, 15% строительство. Прочие отрасли составляют 20,9% в структуре ВРП региона.
Топливно-энергетический комплекс играет особую роль в обеспечении устойчивого и эффективного развития народного хозяйства республики, являясь одной из приоритетных отраслей экономики региона. Её состояние и тенденции развития тесно связаны с развитием других отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и населения. Значение ТЭК особенно возрастает в период реформирования народного хозяйства Республики Бурятия. Сегодня топливно-энергетический комплекс занимает наибольший удельный вес в отраслевой структуре промышленности. Это связано с существенной трансформацией народного хозяйства республики, произошедшей за годы реформ. Если ранее в республике отраслями специализации являлись машиностроение и лёгкая промышленность, то сегодня наибольший удельный вес приходится на предприятия электроэнергетики и топливной промышленности 39,1 %, 11,6 % следовательно.
Электростанциями Бурятии выработано 5250,5 млн квт.часов электроэнергии. Основными производителями являются АО «Гусинозёрская ГРЭС» (87%), АО «Бурятэнерго» (9%). На их долю приходится 96% произведённой в республике электроэнергии. Оба предприятия входят в состав РАО «ЕЭС России». Основу электроэнергетики Бурятии составляют: Гусиноозёрская ГРЭС, Улан-Удэнские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Тимлюйская ТЭЦ,ТЭЦ Селенгинского ЦКК, и, кроме этого, четыре малых электростанции - Усть-Баргузинская и Баргузинская дизельные электростанции, Курумканская ПАЭС, Багдаринская ПАЭС. Также имеются 133 стационарных промышленных электрогенератора и 71 передвижной промышленный электрогенератор с общей мощностью 1,5 млн.квт.ч, в основном принадлежащие горнодобывающим предприятиям. Но в тоже время несмотря на собственное производство электроэнергии, её недостаточно для удовлетворения потребностей всех отраслей народного хозяйства республики. Дефицит электрической мощности покрывается от ОЭС Сибири по воздушным линиям 222 кВ "Иркутск-Бурятия- Чита" в размере 374 МВТ, Иркутск-Бурятия (БАМ) - 90 МВТ.
На долю АО "Бурятэнерго" приходится 68 процентов произведённой в Бурятии теплоэнергии, АО "Гусиноозёрская ГРЭС" -12 процентов теплоэнергии. Теплоснабжение промышленных и коммунально-бытовых потребителей г. Улан-Удэ, п. Каменск осуществляется от 3 ТЭЦ (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Тимлюйская ТЭЦ). Также в районах республики и г. Улан-Удэ функционируют 625 котельных (из них 35 котельных в г.Улан-Удэ). Производство теплоэнергии в Бурятии: ТЭЦ-1 --1606,1 тыс. Гкал, ТЭЦ-2 --933,2 тыс. Гкал, Гусиноозёрская ГРЭС-406 тыс. Гкал, Тимлюйская ТЭЦ-78 тыс. Гкал, 35 котельных в г.Улан-Удэ-411,2 тыс. Гкал, ТЭЦ Селенгинского ЦКК обеспечивает теплоснабжением 143 жилых дома с населением 11 040 человек.
Большая часть территории Бурятии характеризуется крайне слаборазвитой внутренней коммуникационной инфраструктурой, отсутствием железнодорожного сообщения, автомобильных дорог с покрытием.
Бурятия. Трасса "Байкал"
В Республике Бурятия весьма развит автомобильный транспорт общего пользования, которым в 2009 году перевезено более 59010 тыс. человек и 933 тыс. тонн грузов. Общая протяжённость автодорог в Бурятии более 14 тыс. км.
Через республику проходят автодороги федерального значения Р258 (М55) «Байкал» Иркутск - Чита, А340 (А165) Улан-Удэ–Кяхта–Монголия (КПП «Кяхта – Алтанбулаг») и автодорога А333 (А164) Култук - Монды, проходящая через границу Монголии к озеру Хубсугул (КПП «Монды – Ханх»). На федеральных дорогах достаточно автозаправок и придорожного сервиса.
Общая протяжённость автодорог федерального значения составляет 827 км, 3327 км – регионального значения, и 4132 км – местного значения. Дороги федерального значения все асфальтобетонные. Из дорог регионального значения: асфальтобетонные дороги - 1997,5 км, гравийные и щебеночные дороги - 1257,7 км, грунтовые дороги-280,2 км. На автомобильных дорогах Бурятии находится 4 паромные переправы и 461 мост общей длиной 15428 метров. 24% этих мостов находятся в аварийном состоянии и требуют незамедлительного проведения капитального ремонта, реконструкции и перестройки. Доля дорог Бурятии общего пользования местного значения, не отвечающая нормативным требованиям, по данным замминистра транспорта и дорожного хозяйства РБ, составляет 72,3%, при том по некоторым муниципальным образованиям, таким как Баунтовский, Тункинский районы, этот показатель составляет 100%, а в Тарбагатайском районе – 90,8%.
Бурятия. Трасса "Байкал"
По территории республики проходят Транссибирская железная дорога (г. Улан-Удэ - узловая станция Восточно-Сибирской железной дороги), Байкало-Амурская магистраль. Протяжённость железнодорожных путей в Бурятии составляет 2044 км.
Ледокол-паром "Байкал"
Эмблема аэропорта "Байкал"
Из аэропорта выполняются прямые ежедневные рейсы в Москву, а также регулярные рейсы в города Восточной Сибири.
Из аэропорта "Байкал" совершаются международные рейсы в Пекин, Маньчжурию (КНР), Камрань (Вьетнам), Анталью (Турция), Бангкок (Таиланд).
В аэропорту "Байкал" базируются две авиакомпании-- ПАНХ и Бурятские авиалинии.
Бурятские авиалинии-авиакомпания, базирующаяся в Улан-Удэ и выполняющая чартерные и регулярные пассажирские и грузовые перевозки. Основана в 1992 году. Выполняет как ближние так и дальние рейсы. Авиакомпания эксплуатирует воздушные суда следующих типов: Ан-24Б -1 шт. Ан-24РВ -3 шт. (все самолёты Ан-24 оснащены дополнительными топливными баками), Ан-2 -4 шт., вертолёты Ми-8Т -5 шт., Ту-154М, Ил-62М, Ан-26, Л-410.
ООО "Авиационная компания "ПАНХ"-российская авиационная компания, базирующаяся в Улан-Удэ и выполняющая чартерные и регулярные пассажирские и грузовые перевозки. Специализируется на внутриреспубликанских и ближнемагистральных перелётах. Основана в 2009 году. С момента основания авиационная компания «ПАНХ» выполняет работы по обнаружению, ликвидации пожаров и охране лесов, по обучению десантников-пожарных, санитарные перевозки по труднодоступным населённым пунктам, аэрофотосъёмки. Авиакомпания эксплуатирует воздушные суда следующих типов: Cessna 208 - 3 шт., Ан-2 - 12 шт.
В районных центрах находятся малые аэропорты для республиканского авиасообщения. Воздушное сообщение затруднено вследствие износа парка региональных самолётов и инфраструктуры местных аэропортов.
Восточно-Сибирское речное пароходство--- компания, осуществляющая пассажирские и грузовые перевозки речным транспортом в Иркутской области и республике Бурятия. Восточно-Сибирское Речное пароходство является главным грузоперевозчиком по водным путям Ангары, Байкала и его притоков - Селенги, Верхней Ангары. По своей сути, является естественным монополистом, обладает полным комплектом имущества, необходимого для оказания услуг по основной деятельности. Флот компании состоит из 142 самоходных судов. Деятельность Восточно-Сибирского речного пароходства простирается на территории в несколько тысяч квадратных километров и связана с функционированием таких субъектов Российской Федерации как Иркутская область, Бурятия. В Бурятии по р.Селенга судоходство осуществляется до города Сухэ-Батора (Монголия). Верхняя Ангара большую часть течёт по заболоченной Ангарской котловине и имеет равнинный характер, в низовьях судоходна. Судоходство по Байкалу ведётся с 17 века, В 1643 году пятидесятник Курбат Иванов вышел на побережье Байкала. Казаки построили лёгкие гребные суда, переправились через пролив и высадились на остров Ольхон. В 1648 году боярский сын Иван Похабов из Ангары через Байкал и Селенгу совершил поход в Монголию. В 1650-е годы на Байкале мастера из Архангельска, с Белого моря и средней Волги строят кочи, касовки, дощаники. Строятся суда для военных экспедиций П. И. Бекетова (1652 год) и Василия Красильникова (1655 год). В 1738 году на Байкале был спущен на воду первый военный бот. На Байкале действовали пираты. Разбойники грабили как купеческие суда, так и небольшие ярмарки. Самым известным байкальским пиратом был разбойник по кличке Сохатый.
Первая навигация первого парохода в Сибири началась 26 июня 1844 года. Кроме рейсирования на основной линии Лиственничное - Посольск, пароходы совершали рейсы к устью Селенги за грузом чая, в Туркинские минеральные воды, в Баргузин и Верхнеангарск за рыбой.
21 ноября 1924 года Савнарком РСФСР принял решение о выделении из Амурского госпароходства Селенгинского государственного пароходства. Правление Селенгинского госпароходства находилось в Верхнеудинске (Улан-Удэ). При образовании Селенгинское пароходство имело в своём распоряжении: на Селенге пароходы «Бурлак», «Спартак», «Ульянов» и «Кооператор», 6 барж. На Байкале пароходы «Ангара», «Лейтенант Шмидт» и «Кругобайкалец», 4 баржи. На Ангаре пароходы "Владимир Ленин", "Бурят" и "Тарзан". 10 барж. В 1930-е годы речники пароходства осуществляли большую программу по созданию мощной материально-технической базы пароходства. В это же время строятся пристани: Иркутск, Зарянск, Макарьево, Улан-Удэ и порт Байкал. В эти же годы начались перевозки для Монгольской Народной Республики по рекам: Селенга, Орхон, озеру Косоюл. Был построен специальный флот для загранперевозок. С началом строительства Байкало-Амурской магистрали судами порта Байкал для БАМа было перевезено свыше 840 тысяч тонн грузов, большая группа работников пароходства была награждена медалями. В 1960-е - 1970-е годы был полностью заменён паровой флот на Байкале на металлический несамоходный флот, появились суда с комплексной автоматизацией.
Городской транспорт включает трамвай, автобус, маршрутное такси. Перевозка пассажиров осуществляется по 71 автобусному и 4 трамвайным маршрутам. В Улан-Удэ ежегодно перевозится до 100 миллионов пассажиров. Ежедневно услугами пассажирского транспорта пользуются более 270 тысяч горожан. До 70 % пассажиров перевозится частным транспортом.
Общая численность автомобильного транспорта - 2015 единиц. В том числе --90 автобусов МУП «Городские маршруты» и 51 - ОАО «Городские маршруты», 85 частных автобусов большой и средней вместимости, 1800 автобусов малой вместимости.
Ежедневно на линию выходят 1340 единиц автобусов. В том числе 140 автобусов большой и средней вместимости, 1200 автобусов малой вместимости, 45 трамвайных вагонов (в парке МУП «Управление трамвая» имеется 65 единиц)
Основу промышленного комплекса Республики Бурятия на сегодняшний день составляют машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, цветная металлургия, пищевая и топливная промышленность,лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, на долю которых приходится 95,1% валового объёма производимой в Бурятии промышленной продукции. В 1923 году, когда образовалась Бурят-Монгольская АССР, на её территории насчитывалось 17 мелких промышленных предприятий, на которых было занято всего 854 рабочих. Удельный вес промышленности в народном хозяйстве составлял 11,6 %.
В настоящее время ведущей сферой экономики республики является промышленность, обеспечивающая производство порядка 27 % валового регионального продукта. До 30 % трудовых ресурсов материального производства приходится на промышленность. Всего в промышленности насчитывается чуть более 1600 предприятий. Основу отрасли образуют примерно 147 крупных и средних предприятий, на которых сосредоточен её основной производственный потенциал и занято около 52,3 тыс. человек. Промышленность опережает другие отрасли хозяйства по численности занятых, выпуску продукции, объёму основных фондов.
В настоящее время Бурятия производит и экспортирует авиационную технику, мостовые металлические конструкции, древесину, целлюлозу, картон, упаковку, шерстяные ткани, строительные материалы, электрооборудование, мясные консервы, макароны, ликёроводочные изделия, цемент и многое многое другое.
В Республике Бурятия находится одно из крупнейших в России предприятий, производящие мясные консервы - ООО «Бурятмясопром». Оно обеспечивает одну треть потребностей России в мясных консервах.
В будущем (начиная с 30-х годов XXI века) Бурятия может превратиться в мирового лидера в производстве топлива будущего - водорода. По оценке учёных в Бурятии в Тункинской впадине можно добывать водород, эквивалентный 200 млн тонн условного топлива в год.
Крупнейшие промышленные предприятия: ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Бурятзолото», ГУП «Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод», ЗАО «Улан-Удэстальмост», ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение»,ОАО «Селенгинский целлюлозо-картонный комбинат», ОАО «Байкальская лесная компания», ОАО «Разрез Тугнуйский», ОАО «Бурятмясопром», ЗАО Кондитерская фабрика «Амта», ОАО «Байкалфарм», ОАО «Макбур», ООО «Тимлюйский цементый завод» .
Подробнее: Машиностроение и металлообрабатывающая промышленность Бурятии
Доля отрасли в объёме промышленного производства Бурятии максимальна и составляет 36,2%. Объём отгруженных товаров, выполненных работ и услуг предприятиями машиностроительного и металлообрабатывающего комплекса Республики Бурятия по итогам 2007 года составил 13179 млн руб. или 34,2% от объёма отгруженной продукции по промышленности республики в целом. Решающую роль в выполнении программного задания 2007г. и далее росте объёмов производства в машиностроении сыграла реализация стратегических планов развития крупнейших организаций отрасли ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", Улан-Удэнский ЛВРЗ-филиал ОАО "РЖД", ЗАО "Улан-Удэстальмост", ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение". В результате реформирования ОАО "Улан-Удэнский завод "Теплоприбор" и ОАО "Улан-Удэнский судостроительный завод" созданы ЗАО "Завод Теплоприбор Комплект" и ЗАО "Байкальская судостроительная компания" с сохранением профильных производств. В структуре машиностроения региона всегда была высока доля оборонных производств. К сегодняшнему дню число предприятий оборонного машиностроения значительно сократилось (в их числе предприятия авиационного и энергетического приборостроения, производство ЭВМ, телевизоров и некоторые другие).
Подробнее: Горнодобывающая промышленность Бурятии
Агропромышленным комплексом Бурятии производится значительная часть продовольствия Восточной Сибири. Уникальное сочетание южных широт, доступности водных ресурсов и прекрасных почв даёт основу активному развитию сельского хозяйства Республики.
Местные ресурсы сельскохозяйственного сырья формируют основу пищевой промышленности, представленной предприятиями по производству мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой, ликероводочной продукции, кондитерских и некоторых других изделий.
В агропромышленном комплексе Республики Бурятия создаётся около 10 % ВРП, трудится 9,8 % занятого населения. После значительного спада впуска в 1992-1998 гг. основные показатели отрасли находятся в стабильном стагнирующем состоянии. В 1999-2005 гг. наблюдался отток кадров, с 2006 года ситуация кардинально изменилась и сельское хозяйство активно набирает обороты.
Быстро развивается промышленное свиноводство. В 2012 году запущен Свинокомплекс Восточно-Сибирский на 140 000 голов. Уже на протяжении 10 лет работает Агрохолдинг Николаевский - крупнейший производитель свиного мяса в Сибири.
В республике работает 2 птицефабрики. Планируется строительство ещё одной в Заиграевском районе Республики Бурятия.
Площадь сельскохозяйственных угодий - 3,154 млн га, в том числе пашни - 847 тыс. га. В структуре земельных угодий наибольший удельный вес занимают сенокосы, пастбища. Земли характеризуются невысоким плодородием, почвы подвержены ветровой и водной эрозии. 82 % сельскохозяйственных угодий, 92 % поголовья крупного рогатого скота находится в частной собственности. Государственные сельскохозяйственные предприятия, относящиеся к федеральной и республиканской собственности, занимают 8,7 % угодий.
В 2006 году в хозяйствах всех категорий произведено продукции на 10,4 млрд руб.
В 2011 году внешнеторговый оборот Бурятии составил 903,3 млн долларов США. Внешнеторговые сделки осуществлялись с 40 странами мира. Основными торговыми партнёрами Бурятии в экспорте являются Китай, Монголия, Узбекистан, Словакия, Объединённые Арабские Эмираты, Вьетнам, Аргентина, Бразилия. Основные экспортные товары: машиностроительная продукция - 79,4 %, древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 14,9 %, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 3,4 %. Стоимостной объём экспорта республики в 2011 году составил 724 млн долларов США, импорта - 179,3 млн долларов США. Основные торговые партнёры по импортным поставкам: Китай, Украина, Италия, Монголия, Турция.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 68 на территории муниципального образования «Прибайкальский район» создана туристско-рекреационная особая экономическая зона (ОЭЗ) «Байкальская гавань».
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» планируется как всесезонный курорт мирового уровня с высокоразвитой инфраструктурой площадью 700 км.
ОЭЗ «Байкальская гавань» позиционируется как центр туризма на востоке России и ключевое туристское направление и объект трансграничного маршрута «Восточное кольцо» для стран Северо-Восточной Азии. К 2027 году планируется свыше 2 миллионов прибытий в год, в том числе 20 % - из-за рубежа.
12:52 — REGNUM По итогам прошлого года и первого квартала года текущего Бурятия заняла первое место в стране по темпам падения промышленности, заявила на заседании в Народном хурале республики депутат Екатерина Цыренова . По ее словам, падение составило 26,5%. При этом, добавила депутат, в еще одном сибирском регионе — Республике Алтай — объемы промышленного производства увеличились почти в полтора раза.
«Сегодня суммарная доля производства составляет только 25% нашего валового продукта, а сфера слуг в экономике более 30%, — сказала парламентарий на заседании совета Народного хурала в рамках рассмотрения реализации республиканского закона о промышленной политике. — Это означает, что мы давно превратились в республику, в экономике которой главное место занимают торговля и менеджмент, то есть управление. Промышленные предприятия не имеют собственных ресурсов для модернизации и расширения производства. Налоговые отчисления в консолидированный бюджет уменьшились на 2,6 млрд рублей, число работников сократилось на 3670 человек».
Первый заместитель министра промышленности и торговли Бурятии Алексей Унгаев уточнил, что в 2016 году доля обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте составила 17,4%, а индекс промышленного производства — 88%.
«В прошлом году в обрабатывающее производство региона удалось привлечь свыше 1,5 млрд рублей инвестиций, — сказал Унгаев. — На крупных предприятиях продолжается техническое перевооружение и модернизация производства. Сегодня насчитывается более 10 585 высокопроизводительных рабочих мест. Как результат модернизации и технического оснащения производства отмечается высокая производительность труда на предприятиях машиностроения и лесопромышленного комплекса».
В настоящее время действуют инвестиционные соглашения с тремя промышленными предприятиями, которым была оказана господдержка на сумму 196,4 млн рублей. Импортозамещающую продукцию в республике выпускают пять предприятий, они выпустили продукции на 4 млрд рублей.
Председатель Союза промышленников и предпринимателей Бурятии, депутат Народного Хурала Леонид Белых обозначил направления, на которые следует ориентироваться. По его мнению, добывать бериллий, цинк и свинец пока нецелесообразно, поскольку нет развитой инфраструктуры. Заводы, обслуживающие военно-промышленный комплекс России, постепенно будут переходить на частичное производство гражданской продукции: к 2025 году ее объем должен составлять треть продукции заводов. Развитие крупных предприятий, по его словам, «требует серьезного лоббирования их интересов во властных структурах Министерства обороны Российской Федерации». Другая точка развития — формирование кластера биофармтехнологий. Также депутат обратил внимание на необходимость проводить маркетинговые исследования рынка для бизнеса.
В ходе заседания члены совета пришли к выводу, что в Бурятии в следующем году необходимо создать координационный орган по вопросам промышленной политики республики.
Комментируя для ИА REGNUM статистические позиции бурятской промышленности, экономист Станислав Савельев отметил, что «в общественном сознании существует штамп и даже предрассудок о том, что надо обязательно развивать промышленное производство, что без этого немыслима региональная экономика».
«Обыватели нередко оценивают губернаторов по количеству работающих или запущенных заводов. При этом надо понимать, что структура экономики меняется, и в ряде случаев вовсе не обязательно иметь промышленные предприятия для гармоничного развития местного сообщества. Если опираться на данные, которые приводит в своем выступлении Екатерина Цыренова, то получается, что Бурятия вообще-то развивается в глобальном тренде, то есть здесь возникли предпосылки для постиндустриального, или, как его еще называют, информационного общества, когда доля сферы услуг, сферы, работающей с информацией, начинает превалировать над долей занятых в промышленном производстве», — отметил эксперт.
Однако, добавляет Савельев, развитие постиндустриального общества вовсе не означает, что в экономике не будет проблем.
«Просто искать корень этих проблем следует, видимо, по-новому, и понять, что экономические трудности возникают не из-за сокращения промышленного производства, а, например, из-за кадров, логистики, развитости инфраструктуры, информационного неравенства», — говорит он.
Отметим, что, по данным службы статистики, индекс промышленного производства по Сибирскому федеральному округу в январе-июне 2017 года по сравнению с соответствующим периодом 2016 года составил 103,2%. Рост промышленного производства наблюдался во всех регионах, кроме Бурятии (индекс производства составил 73,6%) и Забайкальского края (98,7%). Наибольший рост промышленного производства отмечен в Республике Алтай (147,8%).
В регионе продолжается начавшийся в 2012 году инвестиционный спад — в прошлом году объем инвестиций в основной капитал составил 30,8 млрд рублей, что меньше почти на 22% показателей предыдущего года. За последние пять лет инвестиции сократились практически вдвое. Некоторый рост инвестиций в ряде отраслей обеспечивается за счет бюджета, а вот сельское хозяйство, строительство, операции с недвижимостью серьезно «проседают». Также заметно, что бизнес избегает кредитоваться.
Пропустить
Долги Бурятии растут. За год больше, чем на миллиард рублей. Общий же объем госдолга приближается к половине собственных доходов казны.
Тревожные цифры прозвучали в Москве из уст первого зампреда правительства Бурятии. Игорь Шутенков выступил с докладом в Совете Федерации. По его словам, совокупный долг уже превысил четырнадцать миллиардов рублей. И нагрузка на местный бюджет будет только расти. Так, в этом году надо будет довести минимальный размер оплаты труда бюджетников до прожиточного минимума, сообщает ТАСС.
Тем временем, экономика Бурятии пошла на спад. И это официальные цифры. Бурятстат показал социально-экономическое положение республики за прошлый год. В чем причина снижения показателей и чего ждать от 2018-го?
Промышленность
Промышленные предприятия как главный индикатор экономики. И по итогам 2017 он показывает красный свет. Снижение в отрасли в целом почти на 8%. Но экономистов пугает состояние промышленных гигантов сколько не на внутреннем, а на внешнем рынке.
Алдар Бадмаев, экономист: Мне лично совсем непонятно, куда например делось порядка 500-600 млн долларов экспорта угля, который добывается у нас добывается на Тугнуйском разрезе. В прошлом году, насколько я понимаю, это был самый минимальный показатель за все последние 25-30 лет. Это говорит о том, что мы приближаемся к опасной черте, если в 15 мы за счет вертолетов вылезли, в 16 – за счет угля, то в 2017 ни того, ни другого.
Строительство
Лихорадит сильно и сферу строительства. И хотя в целом здесь отмечается небольшой рост, но рынок жилья в прошлом году явно дал сбой. Потери более чем на 20%.
Виктор Беломестнов, заведующий кафедрой «экономика, организация и управление производством» ВСГУТУ: Это отголосок того бума строительных работ, особенно жилищное когда была большая привлекательность, шло много компаний в него, была доступная ипотека, военные сертификаты.
Торговля
Нездоровые признаки есть и в торговле. Розничный оборот хоть и не значительно, но тоже просел.
Алдар Бадмаев: «Эффект монголов» перестал работать и мы это почувствовали и это связано с тем, что оптовые компании обратили внимание на соседний монгольский рынок и стали выходить с поставками товаров напрямую в Монголию.
Тарифы и зарплата
А вот цены на товары и услуги, а также тарифы стабильны и стабильно растут. И хотя по статистике, и зарплата не стоит на месте, но реальные доходы населения падают. При этом по прогнозам 2018 вряд ли станет исцеляющим для российской экономики.
Алдар Бадмаев: В федеральном бюджете образуется дыра порядка 2 триллионов рублей, в общем все эксперты ожидают, что после выборов президента России будет ужесточение фискальной политики, начнется новый виток налогового прессинга на физические лица и предприятия.
Ухудшить и без того нестабильное состояние могут новые санкции. Не успев оправиться от прежней волны, на Россию надвигается новая.
Виктор Беломестнов: Санкции, которые сейчас вводятся против предприятий ОПК, могут далеко пойти и привести к спаду заказов нашей оборонной промышленности. Если в Бурятии объем заказов небольшой, то в России в целом мы зарабатываем большие деньги за счет этой статьи и, не продавая оружие, мы потеряем большую статью доходов для страны.
Диагноз экспертов - 2018 для России будет сложный год. И тут же добавляют, плюсы у затяжного кризиса тоже есть - жители Бурятии наконец-то начали жить по средствам. Или же попросту научились выживать?
Мария Красикова, Борис Геленов.