В 2018 году в России ожидается корректировка прожиточного минимума в связи с изменением общей экономической ситуации и прогнозом Банка России по уровню инфляции до 4% к концу года. Расскажем, каким будет прожиточный минимум 2018, как его значение отразится на размере минимальной зарплаты и социальных пособий.
Прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, которая включает в себя набор товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и нормальной жизнедеятельности. Уровень прожиточного минимума тесно связан с размером минимальной оплаты труда. Именно на эти два показателя опирается экономика, планируются федеральный и региональные бюджеты.
Методику расчета прожиточного минимума регулирует Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ. Прожиточный минимум утверждают как в целом по России, так и отдельно по субъектам РФ. Размер минимума устанавливают отдельно для каждой из трех категорий населения (работающих, пенсионеров, детей) и пересматривают каждый квартал.
Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным группам населения в целом по России и в субъектах публикуют ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и исполнительной власти субъектов РФ.
На 1 января 2018 года прожиточный минимум в России, согласно постановлению Правительства РФ от 08.12.17 № 1490 , - это известное по данным на 3 квартал 2017 года значение:
Минимум за 4 квартал 2017 года составляет:
По сравнению с 3 кварталом 2017 года прожиточный минимум снизился на 4,9-5,7%. Снижение в Минтруде объясняют уменьшением стоимости отдельных компонентов потребительской корзины.
Первые данные о прожиточном минимуме в 2018 году (за 1 квартал) опубликуют в мае-июне. Как правило, Правительство РФ утверждает минимум за 1 квартал года к концу первого полугодия. Показатель может отклониться, как в большую, так и меньшую сторону. В любом случае расхождения будут незначительными.
Сроки утверждения прожиточного минимума в России в 2018 году
На 1 июня 2018 года сумма прожиточного минимума на душу населения в целом по России - 9 786 руб., для трудоспособного населения - 10 573 руб., для детей - 9 603 руб., для пенсионеров - 8 078 руб. А в регионах значения другие.
Власти регионов считают прожиточный минимум не только из стандартных значений, но и обязаны учитывать местные особенности и нужды граждан субъекта (постановление Правительства РФ от 29.01.13 № 56). При этом стандартный пакет продуктов включает в себя такие товары, как молоко, хлеб, мука, картофель и т.д. Всего в корзину входят 11 продуктов. Это и есть тот минимум, который, по мнению чиновников, является достаточным для поддержания жизни и здоровья граждан.
В сравнении суммы для той или иной социально-демографической группы (трудоспособного населения, пенсионеров и детей) разные. Меньше всего потребление продуктов рассчитано для пенсионеров, затем для детей и работающих. Как правило, самый высокий прожиточный минимум установлен для трудоспособного населения, чуть ниже - для детей, еще меньше - для пенсионеров. Но конкретные значения в каждом регионе свои. Показатели рассчитывают в процентах от стоимости корзины продуктов - от 45 до 60% и учитывают климатические особенности регионов (см. таблицу ниже).
Статьи по теме:
Какой прожиточный минимум на 2018 год установили в регионах? Порядок пересмотра минимума в субъектах РФ такой же, как и в целом по России. Величину прожиточного минимума за 1 квартал каждый регион утвердит уже в новом году. Сейчас уже известны данные на 4 квартал прошлого года. Например, с 2018 года в Москве действует величина прожиточного минимума за 4 квартал 2017 года, утвержденная постановлением Правительства г. Москвы от 13.03.18 № 176-ПП. В 2018 году минимум за 1 квартал 2018 года будет утвержден в мае-июне.
Каждый регион устанавливает свой собственный минимум, ориентируясь на уровень инфляции (см. таблицу). В таблице указаны последние данные за 4 квартал 2017 года. Как только установят минимумы на 1 квартал 2018 года, мы опубликуем свежие цифры. Следите за изменениями.
Какой в России прожиточный минимум в 2018 году
Регион | На душу населения | Для трудоспособного населения | Для пенсионеров | Для детей | Постановление Правительства |
4 кв. | 4 кв. | 4 кв. | 4 кв. | ||
Адыгея | 8579 | 9168 | 7058 | 8618 | № 26 от 26.02.18 |
Республика Алтай | 9405 | 9797 | 7874 | 10107 | № 20 от 26.01.18 |
Алтайский край | 8657 | 9196 | 7009 | 8950 | №208 от 14.06.18 |
Амурская область | 11203 | 11861 | 9056 | 11749 | №87 от 16.04.18 |
Архангельская область | 11380 | 12361 | 9480 | 11142 | № 30-пп от 30.01.18 |
Астраханская область | 9040 | 9525 | 7320 | 9710 | № 25-П от 30.01.18 |
Республика Башкортостан | 8318 | 8850 | 6810 | 8288 | №133 от 04.04.18 |
Белгородская область |
8281 | 8914 | 6911 | 8068 | № 71-пп от 13.03.18 |
Брянская область |
9279 | 9943 | 7714 | 9132 | № 36-п от 12.02.18 |
Республика Бурятия | 9563 | 9942 | 7574 | 9977 | № 75 от 14.02.18 |
Владимирская область |
9104 | 9898 | 7681 | 9047 | № 110 от 22.02.18 |
Волгоградская область | 8720 | 9357 | 7100 | 8820 | № 70-п от 12.02.18 |
Вологодская область | 10234 | 11059 | 8466 | 10002 | № 154 от 19.02.18 |
Воронежская область |
8034 | 8700 | 6751 | 7846 | № 74 от 31.01.18 |
Еврейская автономная область | 12160,70 | 12858,20 | 9734,11 | 12881,27 | № 29-ОД от 18.01.18 |
Республика Дагестан | 9239 | 9516 | 7295 | 9359 | № 31 от 12.04.18 |
Забайкальский край | 10590,23 | 11039,72 | 8400,36 | 11045,38 | № 75 от 21.02.18 |
Ивановская область |
9488 | 10289 | 7952 | 9394 | № 7-уг от 19.01.18 |
Республика Ингушетия | 9111 | 9370 | 7180 | 9377 | № 42 от 14.02.18 |
Иркутская область | 9825 | 10413 | 7921 | 10030 | № 46-пп от 30.01.18 |
Кабардино-Балкарская Республика | 10140 | 10553 | 8019 | 10707 | № 30-ПП от 02.03.18 |
Калининградская область | 10343 | 11094 | 8496 | 9948 | № 137 от 14.03.18 |
Республика Калмыкия | 8551 | 8954 | 6886 | 8611 | № 40 от 20.02.18 |
Калужская область | 9601 | 10327 | 8010 | 9399 | № 70 от 02.02.18 |
Камчатский край | 19220 | 20093 | 15199 | 20729 | № 25-П от 23.01.18 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8719 | 9208 | 7063 | 8877 | № 52 от 05.03.18 |
Республика Карелия | 12203 | 13298 | 10230 | 11415 | № 103-П от 07.03.18 |
Кемеровская область | 8879 | 9391 | 7162 | 9306 | № 31 от 06.02.18 |
Кировская область | 9627 | 10286 | 7849 | 9859 | № 82-П от 21.02.18 |
Республика Коми | 12539 | 13420 | 10235 | 12614 | № 70 от 06.02.18 |
Краснодарский край | 9925 | 10737 | 8229 | 9486 | № 105 от 01.02.18 |
Республика Крым | 9126 | 9765 | 7522 | 9614 | № 85 от 22.02.18 |
Курганская область | 9220 | 9831 | 7646 | 9705 | № 11 от 30.01.18 |
Курская область |
8476 | 9116 | 7048 | 8415 | № 35-па от 22.01.18 |
Ленинградская область | 9628 | 10248 | 8402 | 9450 | № 44 от 15.02.18 |
Липецкая область |
8313 | 8962 | 6964 | 8422 | № 3 от 12.01.18 |
Магаданская область | 17635 | 18494 | 13852 | 18621 | № 5-п от 29.01.18 |
Республика Марий Эл | 8742 | 9319 | 7167 | 9011 | № 10 от 10.01.18 |
Республика Мордовия | 7824 | 8410 | 6452 | 8045 | № 45 от 29.01.18 |
Москва | 15397 | 17560 | 10929 | 13300 | № 176-ПП от 13.03.18 |
Московская область | 11365 | 12581 | 8535 | 11097 | № 199/12 от 30.03.18 |
Мурманская область | 13787 | 14374 | 11487 | 14144 | № 58-ПП от 12.02.18 |
Ненецкий АО | 20622 | 21664 | 16800 | 21703 | № 6-п от 26.01.18 |
Нижегородская область | 8739 | 9388 | 7229 | 9009 | № 88 от 07.02.18 |
Новгородская область | 9886 | 10751 | 8212 | 9729 | № 9-рг от 26.01.18 |
Новосибирская область | 10316 | 10938 | 8306 | 10705 | № 12 от 23.01.18 |
Омская область | 8464 | 8968 | 6824 | 8652 | №61-п от 14.03.18 |
Оренбургская область | 8234 | 8716 | 6759 | 8405 | № 103-п от 28.02.18 |
Орловская область |
8932 | 9577 | 7443 | 8892 | № 34 от 26.01.18 |
Пензенская область | 8326 | 8961 | 6876 | 8615 | № 72-пП от 14.02.18 |
Пермский край | 10098 | 10804 | 8279 | 10289 | № 51-п от 07.02.18 |
Приморский край | 12158 | 12796 | 9725 | 13213 | № 39-па от 02.02.18 |
Псковская область | 10184 | 11050 | 8429 | 9962 | № 25 от 25.02.18 |
Ростовская область | 9262 | 9857 | 7512 | 9662 | № 51 от 08.02.18 |
Рязанская область |
8898 | 9620 | 7418 | 8800 | № 12 от 31.01.18 |
Самарская область | 9400 | 10333 | 7440 | 9253 | № 76 от 14.02.18 |
Санкт-Петербург | 10791,60 | 11868,20 | 8612,20 | 10403,20 | № 177 от 13.03.18 |
Саратовская область | 8222 | 8834 | 6793 | 8424 | № 81-П от 19.02.18 |
Республика Саха (Якутия) | 16610 | 17628 | 13338 | 17029 | № 74 от 29.03.18 |
Сахалинская область | 13329 | 13991 | 10524 | 14235 | № 60 от 20.02.18 |
Свердловская область | 10031 | 10708 | 8291 | 10332 | № 59-ПП от 09.02.18 |
г. Севастополь | 9713 | 10391 | 7964 | 10259 | № 119-ПП от 22.02.18 |
Республика Северная Осетия (Алания) | 8742 | 9173 | 7281 | 8965 | № 48 от 20.02.18 |
Смоленская область |
9664 | 10376 | 8035 | 9470 | № 37 от 25.01.18 |
Ставропольский край | 8248 | 8766 | 6707 | 8484 | № 39-п от 29.01.18 |
Тамбовская область |
8214 | 8967 | 6887 | 8119 | № 62 от 26.01.18 |
РеспубликаТатарстан | 8334 | 8877 | 6822 | 8326 | № 45 от 27.01.18 |
Тверская область | 9665,34 | 10404,72 | 8035,84 | 10037,39 | № 33-пп от 05.02.18 |
Томская область | 10379 | 10932 | 8313 | 10698 | № 30-р от 05.02.18 |
Тульская область |
9065 | 9732 | 7760 | 8888 | № 37 от 29.01.18 |
Республика Тыва | 9342 | 9614 | 7360 | 9875 | № 80 от 05.03.18 |
Тюменская область | 10197 | 10774 | 8193 | 10390 | № 20-п от 30.01.18 |
Удмуртская Республика | 8453 | 8943 | 6881 | 8553 | № 39 от 10.02.18 |
Ульяновская область | 9062 | 9732 | 7457 | 9202 | № 115-П от 14.03.18 |
Хабаровский край | 12954 | 13807 | 10492 | 13452 | № 18 от 22.03.18 |
Республика Хакасия | 9133 | 9625 | 7358 | 9612 | № 64 от 19.02.18 |
Ханты-Мансийский АО (Югра) | 14135 | 15261 | 11588 | 13929 | № 12-п от 26.01.18 |
Челябинская область | 8962 | 9581 | 7415 | 9258 | № 29 от 07.02.18 |
Чеченская Республика | 9995 | 10299 | 8424 | 9957 | № 42 от 19.03.18 |
Чувашская Республика | 8236 | 8719 | 6716 | 8365 | № 41 от 14.02.18 |
Чукотский АО | 20149 | 20600 | 15456 | 21201 | № 16 от 23.01.18 |
Ямало-Ненецкий АО | 15946 | 16569 | 12525 | 15735 | № 110-П от 12.02.18 |
Ярославская область | 8994 | 9841 | 7322 | 9042 | № 9 от 19.01.18 |
Величина прожиточного минимума 2018 года, безусловно, влияет на расчет многих выплат. К примеру, на размер стипендий, пенсий и др. Но это влияет и на количество зарплатных ревизий (письмо ФНС России от 25.07.17 № ЕД-4-15/14490@).
Контролеры, как и прежде, интересуются зарплатами в конвертах. Они сравнивают доходы сотрудников с МРОТ и прожиточным минимумом и, если есть отклонения, подозревают схемы. Первоочередно инспекторы будут проверять те организации, где сотрудники сами жалуются на работодателей.
Безопаснее платить подчиненным не меньше МРОТ. А поскольку чиновники уравняли МРОТ с прожиточным минимумом, то лучше уже сейчас пересмотреть окладную часть низкооплачиваемым сотрудникам.
В 2018 году МРОТ равен 11163 рубля. Пересмотрите зарплаты так, чтобы у контролеров не возникло претензий. Иначе они могут доначислить НДФЛ и оштрафовать компанию. Также компанией заинтересуются в трудовой инспекции: за зарплаты ниже МРОТ штрафуют до 50 тыс. рублей (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ).
Московская область — типичный пример того, как отличается жизнь в Москве от жизни в остальной России. Пресловутый пример о том, что стоит отъехать на 100 км от столицы, и можно увидеть настоящую страну — это именно об этом регионе. Подтверждается эта мысль в том числе и с цифрами на руках. Недавно мы говорили о величине , сегодня обратим внимание на область. Какая величина прожиточного минимума существует в Московской области в 2018 году, как прожиточный минимум пенсионера влияет в Московской области на величину минимальной пенсии.
Если говорить о статистике, то, конечно же, она может быть получена только по прошествии того периода, за который она замеряется. На обработку статистики также требуется некоторое время, поэтому, к примеру, в январе 2018 года мы имеем на руках лишь данные за третий квартал (июль-сентябрь) 2017 года. По состоянию за тот период прожиточный минимум в Московской области, на который мы ориентируемся в 2018 году, составил:
Однако, московским пенсионерам нужно иметь в виду, что правительство области оперирует с 1 января 2018 года другой, более высокой цифрой!
Еще в октябре 2017 года было объявлено о том, что величина прожиточного минимума пенсионера на 2018 год в регионе установлена на отметке в 9.527 рублей . Это достаточно важное постановление регионального правительства, поскольку именно такой будет величина пенсии для тех пожилых жителей Подмосковья, пенсия которых после ее расчета оказалась ниже этой суммы. Региональный бюджет доплачивает пенсионерам в подобных случаях до установленного значения минимально необходимой для выживания суммы.
В Московской области такая добавка и ориентир на этот важный региональный экономический показатель, установленный для пенсионеров на 2018 год, актуальна для 159 тысяч пожилых жителей.
Кроме пенсионеров, статистика за 2017 год будет актуальна, в частности, молодым семья в Подмосковье, в которых после 1 января 2018 года появится первый или второй ребенок. Ориентируясь на величину регионального прожиточного минимума, такие семьи смогут подсчитать, могут ли они претендовать на новые повышенные выплаты на ребенка.
Так, например, если на одного члена семьи, включая родившегося ребенка, приходится менее 1,5 прожиточных минимумов Московской области, семья имеет право на то, чтобы получать ежемесячно сумму, которая, опять же, равна минимуму, который установлен в регионе для детей. Это, как мы отметили выше, около 11,5 тысяч рублей.
Существует два варианта таких выплат:
Напомним, что важным условием для таких выплат является дата рождения ребенка — выплаты будут действовать, если он появился на свет начиная с 1 января 2018 года.
03.02.2018, 12:43
Какой прожиточный минимум в Москве в 2018 установлен Правительством? Не секрет, что каждый квартал данный показатель на федеральном уровне утверждается Правительством. При этом каждый субъект РФ самостоятельно устанавливает стоимость региональной минимальной потребительской корзины. Так, например, прожиточный минимум в Московской области в 2018 будет отличаться от соответствующего столичного показателя и минималки, установленной в других регионах России.
Обновленную информацию региональные органы исполнительной власти публикуют в собственных средствах массовой информации (СМИ) и на официальных сайтах правительств. Так можно узнать, например, прожиточный минимум в Санкт-Петербурге на 2018.
Прожиточный минимум – это стоимость условной потребительской корзины, куда входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека. Также в прожиточный минимум входят обязательные платежи и сборы (ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ <О прожиточном минимуме в Российской Федерации>. Данный показатель рассчитывается отдельно по каждому региону (например, прожиточный минимум в Челябинской области в 2018) для трех групп населения:
Прожиточный минимум утверждают по окончании каждого квартала, используя для его определения многочисленные статистические данные, в том числе и уровень инфляции. Временной период, в течение которого утверждают прожиточный минимум, может составлять до полугода. Поэтому по состоянию на 1 января 2018 года в России продолжает действовать минимум, установленный на 3 квартал 2017. Например, действующий прожиточный минимум в Краснодарском крае в 2018 – это минимум 3 квартала предыдущего года.
Величина прожиточного минимума на душу населения, а также в разрезе основных социально-демографических групп населения как в целом по РФ, так и в регионах определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ). Величина (размер, сумма) прожиточного минимума за квартал фиксируется после завершения квартала. Так, допустим, величина прожиточного минимума за 2 квартал 2017 года была установлена в сентябре 2017 года Постановлением Правительства от 19.09.2017 № 1119. За 3-ий квартал 2017 года – в декабре 2017 года Постановлением Правительства от 08.12.2017 № 1490. Величина прожиточного минимума в целом по РФ за 3 квартал 2017 года составила:
Однако пока величина прожиточного минимума за 4-ый квартал 2017 года, а тем более за 1-ый квартал 2018 года еще не известны. Скорее всего, информация о размере прожиточного минимума 2018 года за первый квартал будут известны не ранее июня 2018 года. Тогда же появится информация о прожиточном минимуме в регионах в 2018 году.
Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.
Федеральная социальная доплата выплачивается учреждениями ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по Российской Федерации, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП. Источник: сайт ПФР .
Для установления размера социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», величина прожиточного минимума пенсионера на следующий год устанавливается до окончания текущего года (п.п.3,4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ).
Какой прожиточный минимум в 2018 году у пенсионера? Сколько он составляет? Для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии минимальный прожиточный минимум 2018 установлен на уровне 8 726 рублей (п. 5 ст. 8 Федерального закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ).
Что касается прожиточного минимума в 2018 году по регионам (для региональной социальной доплате к пенсии), то он устанавливается в субъекте РФ и доводится до сведения ПФР не позднее 1 ноября года, предшествующего году, с которого будет применяться.
Так, к примеру, прожиточный минимум в Москве в 2018 для пенсионера при определении величины региональной социальной доплаты к пенсии считается равным 11 816 рублей (ст. 1 Закона г. Москвы от 25.10.2017 № 37).
Наименование субъекта Российской Федерации | Величина прожиточного минимума |
---|---|
В целом по Российской Федерации | 8 726 |
Центральный федеральный округ | |
Белгородская область | 8016 |
Брянская область | 8441 |
Владимирская область | 8452 |
Воронежская область | 8 620 |
Ивановская область | 8460 |
Калужская область | 8 547 |
Костромская область | 8549 |
Курская область | 8600 |
Липецкая область | 8 620 |
Орловская область | 8550 |
Рязанская область | 8493 |
Смоленская область | 8 674 |
Тамбовская область | 7489 |
Тверская область | 8726 |
Тульская область | 8622 |
Ярославская область | 8163 |
Москва | 11 816 |
Московская область | 9527 |
Северо-Западный федеральный округ | |
Республика Карелия | 8 726 |
Республика Коми | 10192 |
Архангельская область | 10258 |
Ненецкий а.о. | 17956 |
Вологодская область | 8 726 |
Калининградская область | 8726 |
г. Санкт-Петербург | 8726 |
Ленинградская область | 8726 |
Мурманская область | 12523 |
Новгородская область | 8726 |
Псковская область | 8726 |
Северо-Кавказский федеральный округ | |
Республика Дагестан | 8680 |
Республика Ингушетия | 8726 |
Кабардино-Балкарская Республика | 8726 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8618 |
Республика Северная Осетия-Алания | 8064 |
Чеченская Республика | 8719 |
Ставропольский край | 8135 |
Южный федеральный округ | |
Республика Адыгея | 8138 |
Республика Калмыкия | 7 755 |
Краснодарский край | 8537 |
Астраханская область | 7 961 |
Волгоградская область | 8535 |
Ростовская область | 8488 |
Республика Крым | 8 530 |
г. Севастополь | 8 722 |
Приволжский федеральный округ | |
Республика Башкортостан | 8320 |
Республика Марий Эл | 8036 |
Республика Мордовия | 8194 |
Республика Татарстан | 8232 |
Удмуртская Республика | 8502 |
Чувашская Республика | 7 953 |
Кировская область | 8 474 |
Нижегородская область | 8100 |
Оренбургская область | 8059 |
Пензенская область | 7 861 |
Пермский край | 8 503 |
Самарская область | 8413 |
Саратовская область | 7 990 |
Ульяновская область | 8474 |
Уральский федеральный округ | |
Курганская область | 8 630 |
Свердловская область | 8 726 |
Тюменская область | 8726 |
Челябинская область | 8 586 |
Ханты-Мансийский а.о.-Югре | 11708 |
Ямало-Ненецкий а.о. | 13425 |
Сибирский федеральный округ | |
Республика Алтай | 8594 |
Республика Бурятия | 8726 |
Республика Тыва | 8726 |
Республика Хакасия | 8 543 |
Алтайский край | 8 543 |
Красноярский край | 8 726 |
Иркутская область | 8 723 |
Кемеровская область | 8 347 |
Новосибирская область | 8 725 |
Омская область | 8480 |
Томская область | 8561 |
Забайкальский край | 8 726 |
Дальневосточный федеральный округ | |
Республика Саха (Якутия) | 13 951 |
Приморский край | 9151 |
Хабаровский край | 10895 |
Амурская область | 8 726 |
Камчатский край | 16543 |
Магаданская область | 15460 |
Сахалинская область | 12333 |
Еврейская авт.обл. | 9013 |
Чукотский а.о. | 19000 |
г.Байконур | 8 726 |
Если человек проживает в Москве, то перед тем, как оформить пособие, стоит давать себе полный отчет о том, что существует такое понятие, как прожиточный минимум на детей в Москве, ведь сумма по Московской области будет отличаться. Конечно, любой взрослый человек хочет получить достойные выплаты, так как сумма может устанавливаться разная. Знать прожиточный минимум необходимо не только в том случае, если есть желание оформить алименты, но и при оформлении инвалидности.
Стоит отметить, что величина прожиточного минимума в Москве на ребенка может зависеть от самых разных факторов:
Это далеко не все причины, по которым могут понадобиться знания о прожиточном минимуме в Москве.
Прожиточный минимум по всей России имеет разные размеры и рассчитывается ежеквартально. Муниципальные органы делают расчеты, исходя из того, для кого предназначаются такие выплаты. Как только прожиточный минимум будет установлен, то его печатают в официальных документах. Все граждане могут с этим документом ознакомиться. На сегодняшний день прожиточный минимум ребенка в Москве в 2017 вырос на 6 %.
Москву нельзя сравнивать с остальными регионами России, здесь сумма прожиточного минимума будет несколько выше. На сегодняшний день показатели достигают 14 000 рублей, но можно сказать, что это показатели чуть ниже, чем в Магадане и на Чукотке. В ближайшее время эти самые показатели собираются увеличить на 10 %, а это означает, что прожиточный минимум будет 15 000 рублей.
Правительство всячески в 2017 году старалось поднять эти выплаты, делая различные надбавки. Показатель рассчитывается с учетом всех потребностей ребенка, например, включается средняя стоимость продуктов, принадлежностей для школы, которые могут понадобиться малышу, если он является учеником, стоимость одежды и обуви, а также необходимых лекарств. В связи с этим прожиточный минимум на ребенка в городе Москве не такой уж и маленький.
Сумма, которая будет выплачиваться ежемесячно, формируется исходя из цены продуктов, проезда и других нужных услуг и вещей для ребенка. Если рассчитывается пенсия для ребенка-инвалида, то показатель может колебаться в зависимости от группы, которая была установлена во время специальной медицинской комиссии. Стоит отметить, что в расчет не берутся игрушки, которые можно отнести даже к предметам не первой необходимости, поэтому такие вещи при расчете минимума для жизни не учитываются. Прожиточный минимум на детей в Москве рассчитывается местными органами власти, но закон при этом действует один по всей России.
В законодательстве существует ФЗ №134, согласно нему при расчетах учитываются такие моменты:
На каждый год составляется свой бюджет. При этом максимально стараются учесть всех граждан, которые должны получать выплаты. Размер прожиточного минимума на ребенка в Москве не может быть меньше, чем он был установлен законодательством.
Чтобы точно сформировать прожиточный минимум на любого маленького гражданина страны, правительством могут учитываться дополнительные факторы:
Учитывая все эти показатели, можно рассчитывать прожиточный минимум, и он должен быть таким, чтобы полностью обеспечить ребенка всем необходимым.
Показатель на ребенка должен быть увеличен, потому что для его роста и развития требуются специальные витаминизированные продукты питания, также учитывается и тот факт, что ребенку больше требуется одежды, чем взрослому человеку.
Прожиточный минимум несовершеннолетнего ребенка в Москве рассчитывается, исходя из результатов прошедшего года. Такой показатель устанавливается не только по всей России, но и может регулироваться отдельно для некоторых регионов. Все документы разрабатываются согласно законодательству, а занимаются всеми расчетами только компетентные органы, для этого могут создаваться специальные комиссии, как раз в Москве такая комиссия существует.
Дело в том, что установить прожиточный минимум на детей в Москве на постоянный срок практически невозможно, так как цены на продукты питания и одежду первой необходимости имеют тенденцию к росту, так что на выплаты, которые дает государство, очень сложно выжить.
Если вдруг колебания оказываются сильными, то происходит корректировка прожиточного минимума, но с учетом повышения цен. Правительство и рассчитывает прожиточный минимум не из минимальных цен, а средних. Раз в пять лет комиссия пересматривает товары первой необходимости, которые могут понадобиться ребенку, согласно этому могут вноситься изменения в потребительскую корзину, которая приходится на одного человека. А сама стоимость набора непосредственно индексируется раз в двенадцать месяцев.
Комиссия обязана ежеквартально анализировать рыночные цены и сверять их со стоимостью продуктов. В зависимости от того, какие будут результаты, прожиточный минимум на ребенка может вырасти или понизиться, что бывает крайне редко.
Минимальный прожиточный минимум на ребенка в Москве учитывается также при начислении алиментов. Чаще всего это происходит в таких случаях:
В тех случаях, если супруг отказывается выплачивать алименты ребенка, прожиточный минимум в Москве составляет больше той суммы, которую он платит, женщина имеет полное право подать на него в суд. В суде будет учитываться заработная плата мужчины, из нее могут удерживать 25 %. Законодательство указывает на то, что даже если родители находятся в разводе, то сам ребенок должен находиться на обеспечении обоих сторон. Чтобы не доводить дело до суда, родители могут заключить специальное соглашение, где будет написано, что отец обязуется ежемесячно производить выплаты своему ребенку.
Надо отметить, что государство старается охватить практически все категории детей, поэтому на дополнительные выплаты могут рассчитывать дети, которые остались без отца, то есть потеряли своего кормильца. В таком случае также назначается социальная помощь в размере прожиточного минимума. Что касается детей-сирот, то для них разработан отдельный закон, согласно которому они также будут обеспечены дополнительными вспомогательными выплатами. Следует помнить, что никакие выплаты не могут быть ниже прожиточного минимума.
В начале 2017 года были озвучены такие показатели:
Проанализировав прошлый год, в этом году правительство предложило внести новые изменения, которые должны улучшить жизнь самых маленьких граждан в стране и в Москве в том числе.
В этом году прожиточный минимум на детей в Москве может увеличиться не больше, чем на 4 %, при этом учитываются все показатели, которые могут быть связаны с инфляцией. Надо отметить, что ситуация в Москве не настолько плачевна, как в других регионах России, например, в некоторых местах прожиточный минимум составляет всего 8000 рублей. На самом деле специалисты не рекомендуют сильно рассчитывать на выплаты, так как слишком большого повышения в этом году не предвидится, но правительство упорно работает в этом направлении и, возможно, на следующий год ситуация сможет измениться к лучшему. Прожиточный минимум в государстве может только расти на такой процент, на который будет расти инфляция, и не более. В 2018 прожиточный минимум на ребенка в Москве значительно не увеличится, так как особое внимание в этом году президент РФ уделил демографическому положению в государстве, поэтому основная часть денежных средств уйдут именно на воплощение этой идеи.
Подводя итоги, можно говорить о том, что прожиточный минимум в России, в том числе и в самой Москве по сравнению с другими странами, остается очень низким. Если для сравнения брать Америку, то величина выплат определяется суммой в 400 долларов, а корзина первой необходимости на ребенка имеет в два раза больше разных позиций. Но отчаиваться не стоит, так как нынешняя власть стремится этот показатель увеличить, а также делает для этого все возможное. Конечно, чтобы увеличить показатели, придется немало потрудиться. Достичь уровня Америки можно будет только в том случае, если увеличить прожиточный минимум практически в два раза. Возможно, в 2019 году у государства будет достаточно средств, чтобы увеличить выплаты хотя бы вполовину, тем более что для этого уже имеются определенные позитивные предпосылки.
В 2018 году продолжится повышение прожиточного минимума в России, что отразится на величине социальных пособий. Кроме того, власти намерены в течение нескольких лет повысить МРОТ до прожиточного минимума. При этом региональные власти сохранят право корректировать данные параметры с учетом местных особенностей.
Величина прожиточного минимума зависит от стоимости потребительской корзины, состав которой определяется на правительственном уровне. Данный показатель позволяет сделать сравнительную оценку качества жизни граждан. Кроме того, прожиточный минимум влияет на сумму социальных пособий, которые получают наименее защищенные категории населения.
Власти периодически индексируют размер прожиточного минимума, учитывая показатель инфляции. При этом правительство использует дифференцированный подход для различных категорий граждан. В начале 2017 года величина прожиточного минимума составляла соответственно:
С учетом фактического роста цен, представители Минтруда инициировали повышение размера прожиточного минимума на 5%. Чиновники подчеркивают – подобная мера обусловлена данными Росстата, которые фиксируют рост цен на продукты питания на 5,3%. Величина прожиточного минимума в 2018 году в России продолжит рост, убеждены эксперты. При этом региональные власти сохранят за собой право устанавливать данный показатель с учетом местных особенностей.
Федеральный уровень прожиточного минимума является ориентиром для местных властей. При этом регионы могут использовать собственные ресурсы для повышения данного показателя. Традиционно самый высокий уровень прожиточного минимума зафиксирован в Москве. Во втором квартале 2017 года столичные чиновники установили минимум на душу населения на уровне 16426 руб. Для трудоспособного населения данный показатель превышает рубеж 18700 руб. Кроме того, прожиточный минимум пенсионеров (11600 руб.) практически в полтора раза превышает федеральный уровень. В следующем году власти столицы намерены продолжить повышение прожиточного минимума в рамках уровня инфляции.
В Санкт-Петербурге значение данного показателя значительно отстает от столичного уровня, что сохранится в 2018 году. Прожиточный минимум пенсионера превышает федеральный уровень только на 400 руб. Соответствующее превышение для трудоспособных граждан находится в пределах 1130 руб.
Другие регионы РФ ограничены в финансовых ресурсах и не могут существенно повышать прожиточный минимум. Местные бюджеты не справятся с дополнительной нагрузкой, отмечают эксперты. Экономический кризис продемонстрировал уязвимость отечественной бюджетной системы и вынудил чиновников урезать расходную часть.
Помимо прожиточного минимума, чиновники намерены продолжить повышение МРОТ. Данная мера позволит повысить уровень благосостояния наименее обеспеченных слоев населения.
С 1 января 2018 года МРОТ достигнет 9489 руб., подчеркивают представители Минтруда. Несмотря на отставание данного показателя от прожиточного минимума, чиновники отмечают положительную динамику минимальной оплаты труда. В следующем году МРОТ составит 85% прожиточного минимума, что существенно лучше текущей структуры.
Уже в 2019 году власти намерены уровнять МРОТ и прожиточный минимум, что станет возможным благодаря восстановлению экономики и увеличению бюджетных поступлений. Согласно оценкам чиновников, подобная мера обойдется федеральной казне в 25 млрд руб. Кроме того, расходы региональных бюджетов увеличатся на 56 млрд руб.
Инициатива чиновников связана с приближающимися выборами, считают эксперты. Несмотря на декларируемую борьбу с бедностью, повышение МРОТ практически не повлияет на жизнь рядовых граждан. При этом представителей бизнеса ожидают новые испытания, связанные с дополнительными отчислениями. В первую очередь увеличатся затраты индивидуальных предпринимателей, отчисления которых привязаны к МРОТ.
Повышение МРОТ до 9489 руб. увеличит расходы бизнеса на 43,9 млрд руб., отмечают эксперты. В результате существенно увеличится налоговая нагрузка на малые предприятия, что станет негативным фактором для восстановления экономического роста. Предприниматели еще не полностью оправились после экономического кризиса, испытывая дефицит финансовых ресурсов.
Кроме того, повышение МРОТ приведет к увеличению теневого сектора экономики, что негативно отразится на бюджетных поступлениях. Эксперты считают, что отчисления предпринимателей не должны зависеть от уровня МРОТ. В таком случае представители бизнеса смогут безболезненно адаптироваться к повышению данного показателя.
Масштабы повышения прожиточного минимума в 2018 году будут зависеть от роста инфляции. Несмотря на оптимизм чиновников, эксперты отмечают существующие риски, которые могут привести к чрезмерному росту цен.
Официальные данные правительства и Центробанка свидетельствуют о стремительном замедлении инфляции. Власти рассчитывают снизить индекс инфляции до 4% в среднесрочной перспективе. Однако падение нефтяного рынка и новый этап ослабления рубля могут внести свои коррективы в планы правительства.
Эксперты отмечают уязвимость отечественной валюты перед внешними вызовами. В первую очередь позиции рубля зависят от тенденций нефтяного рынка. Аналитики не исключают новый период волатильности на нефтяном рынке, что отразится на движении валютных котировок.
Девальвация рубля станет дополнительным драйвером роста цен. В результате увеличится стоимость потребительской корзины, что вынудит чиновников увеличить масштабы повышения прожиточного минимума. В таком случае увеличатся расходы федерального и региональных бюджетов.
Смотрите видео о пересмотре потребительской корзины россиян: