![Расчет ресурсообеспеченности страны формула. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны](https://i2.wp.com/xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618242/presentation//02.jpg)
Практическая работа №
Ход работы:
Ресурсообеспеченность
Р=З:Н
Р=З:Д
где:
Р – ресурсообеспеченность
,
З - запасы
,
Н - численность населения
,
Д - добыча
Вариант 1 . .
Страна
Запасы
(млрд. тонн)
Добыча
(млн. тонн)
Ресурсообеспеченность
(в годах)
нефть
уголь
железные руды
нефть
уголь
железные руды
нефть
уголь
железные руды
Весь мир
139,7
1725
3541
4700
Россия
71,0
Германия
Китай
40,0
1341
Саудовская Аравия
35,5
Индия
19,3
Вариант 1 . .
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна
Запасы
(млрд. тонн)
Население
(млн. человек)
Ресурсообеспеченность
(тонн на душу населения)
нефть
уголь
железные руды
нефть
уголь
железные руды
Весь мир
139,7
1725
6015
США
25,4
Канада
25,3
Бразилия
49,3
ЮАР
Австралия
23,4
сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Практическая работа №
Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Ход работы:
Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной природных ресурсов и их использованием. Выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, или его запасами из расчета на душу населения.
И как нужно правильно ее вычислять по формулам: Р=З:Н Р=З:Д где: Р – ресурсообеспеченность , З - запасы , Н - численность населения , Д - добыча
Вариант 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна
Запасы
(млрд. тонн)
Добыча
(млн. тонн)
Ресурсообеспеченность
(в годах)
нефть
уголь
железные руды
нефть
уголь
железные руды
нефть
уголь
железные руды
Весь мир
139,7
1725
3541
4700
США
25,4
Канада
25,3
Бразилия
49,3
ЮАР
Австралия
23,4
Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна
Запасы
(млрд. тонн)
Население
(млн. человек)
Ресурсообеспеченность
(тонн на душу населения)
нефть
уголь
железные руды
нефть
уголь
железные руды
Весь мир
139,7
1725
6015
Россия
71,0
Германия
Китай
40,0
1275
Саудовская Аравия
35,5
Индия
19,3
1015
Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Дополнительный материал
Классификация природных ресурсов мира
Природные ресурсы - природные компоненты, которые используются или могут быть использованы в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
XX век характеризуется небывалым ростом народонаселения и мирового общественного производства. Бурное развитие в последние годы НТП привело к особенно резкому усилению антропогенного воздействия на природную среду. Масштаб воздействия человека на природную среду стал планетарным. Он влияет на все компоненты природы: рельеф, климат, воды, почвы, органический мир и т. д.
Потребности человека в сырье возрастают. Рациональное использование всех природных ресурсов - актуальная задача человечества.
Все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы - ресурсы недр и экосистемы, которые в процессе производства исчерпываюся. Они делятся на возобновимые и невозобновимые.
Ресурсы возобновимые - способны к восстановлению (лесные, растительные, животные, земельные, водные и т. д.), т. е. они могут восстановиться самой природой, однако их природное восстановление (плодородие почв, древесной и травянистой массы, количество животных и т, д.) часто не совпадает с темпами использования. Расход возобновимых ресурсов начинает превышать размеры их природного восстановления. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо:
Изменить технологию переработки исчерпаемых ресурсов.
Ресурсы углеводородного сырья повысить за счет производства синтетического жидкого топлива.
Расширить вовлечение в производство вторичного сырья. Так, в развитых странах получение меди на 30-40% основывается на утилизации вторичного сырья.
Утилизировать ценные компоненты, которые выбрасываются промышленными предприятиями в атмосферу. Так, одна ТЭС, работающая на угле, мощностью 1 млн. кВт ежечасно выбрасывает в атмосферу до 15 тонн сернистых газов и до 6 тонн сернистой золы.
Применять безотходные технологии.
Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы: переход на дизельное топливо и нетрадиционные источники энергии.
Повышать добычу нефти за счет широкого внедрения современных методов добычи.
К неисчерпаемым природным ресурсам относятся те, которые в процессе производства нельзя исчерпать. Это -энергия Солнца, приливов и отливов, геотермальная, ветра, биологической массы, морских волн, синтетического топлива, атмосферных осадков и т. д. Использование неисчерпаемых природных ресурсов не приводит к общему уменьшению их запасов на Земле.
Минеральные, биологические, водные, климатические ресурсы - сырье для различных отраслей хозяйства. Сырье, которое используется в производстве, превращается в экономические ресурсы общества. Существуют и другие виды экономических ресурсов - капитал, трудовые, интеллектуальные, возможности менеджмента. Использованные природные ресурсы после определенной технологической обработки становятся средствами труда и разнообразными материальными благами.
Природные ресурсы на Земле размещены неравномерно. Не только отдельные страны, но и крупные регионы отличаются друг от друга уровнем ресурсообеспеченности.
Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной (т. е. запасами) природных ресурсов и размерами их добычи. Она выражается количеством лет, на которое должно хватить данного сырья, либо его запасами из расчета на 1 человека.
Ресурсообеспеченность =(запасы)/(объем добычи) =Количество лет
На показатель ресурсообеспеченности влияют богатство или бедность территории природными ресурсами. Поэтому для хозяйственного освоения страны необходимо знать о ее территориально-природно-ресурсном потенциале. Природно-ресурсный потенциал территории - это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРИ характеризуется двумя главными показателями -размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие потенциалы.
Однако, если природных ресурсов в той или другой стране мало, это не значит, что страна обречена на бедность, ведь экономические ресурсы каждой страны измеряются не только их количеством. Большое значение имеют людские ресурсы и наличие капитала в стране. Примером могут быть так называемые «новые индустриальные страны», а также Япония, которые достигли высоких экономических результатов при ограниченной природно-сырьевой базе.
Природные ресурсы неравномерно распределены по поверхности и в недрах Земли, что обусловливает различия в ресурсообеспеченности между странами мира.
Некоторые из них (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан) располагают большими запасами и многими видами минерального сырья. Однако в большинстве стран мира запасы и набор полезных ископаемых весьма ограничены. Так, Андские страны (Чили и Перу) выделяются крупными запасами только медных и полиметаллических руд, страны Ближнего
Востока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) - нефти и газа, Северной Африки (Марокко, Тунис) – фосфоритов, Пакистан и Бангладеш - поваренной соли, Боливия и Малайзия – олова. Фактически ни одна страна не располагает минерально-сырьевой базой, позволяющей полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и сырье. Даже Россия, при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительных их запасах, по отдельным видам минерального сырья (марганец, хром, титан, цирконий и др.) ощущает дефицит и вынуждена покрывать его за счет импорта. Также и США из-за неполной обеспеченности минеральным сырьем импортируют бокситы, уран, вольфрам, хром, марганец и др. В целом США ввозят 15-20% (в стоимостном выражении) необходимого минерального сырья, страны-члены ЕС – 70-80%, Япония – 90-95%.
Крупнейший поставщик топлива и минерального сырья для стран западного мира - развивающиеся страны. Развивающиеся страны (включая Китай и Вьетнам) занимают ведущие позиции в мире по запасам нефти и газа, бокситов, меди, олова, никеля, кобальта, сурьмы и др., а всего сосредоточивают до 35% минерально-сырьевых ресурсов мира. Большую часть добываемого топлива и сырья эти страны экспортируют. Исключение – новые индустриальные страны, являющиеся в развивающемся мире крупным потребителем топлива и минерального сырья (нефть, природный газ, черные и цветные металлы и др.).
Развитые страны лидируют по запасам угля, свинцово-цинковых, марганцевых, хромовых руд, молибдена, многих редких и благородных металлов и др., всего, сосредоточивая примерно 40% минеральных ресурсов планеты. Среди экономически развитых стран очень крупными запасами топлива и минерального сырья обладают США, Австралия, Канада и ЮАР. Последние три страны занимают также ведущие позиции в мире по их экспорту. В отличие от развивающихся, развитые страны активно используют не только собственные ресурсы, но и природно-ресурсный потенциал других стран - развивающихся, Восточной Европы, СНГ, России. Всего эти страны потребляют 70% мировых минеральных ресурсов. Россия среди крупнейших держав мира имеет самую высокую обеспеченность минеральными ресурсами. При доле 2,5% в населении мира она сосредоточивает около 25% его минерально-сырьевых ресурсов. Объем запасов и добычи таких видов минерального топлива и сырья, как нефть, газ, уголь, железные и медно-никелевые руды, алмазы, платина, золото, апатиты и калийные соли, не только удовлетворяет текущие потребности экономики страны, но и позволяет значительную их часть экспортировать. Ее общие запасы разведанного минерального сырья оценивают в 28,3 трлн долл., а прогнозные - в 140 трлн долл.
В структуре минерально-сырьевой базы России преобладают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и пр.), доля которых составляет 70%, более 15% приходится на нерудное сырье, 13% – на черные, цветные и редкие металла, 1% - на алмазы и благородные металлы (золото, серебро, платина).
Вместе с тем, несмотря на высокую обеспеченность в целом, в России либо полностью отсутствуют, либо не соответствуют требованиям современной промышленности (т. е. не удовлетворяют потребность, не освоены в силу сложных горно-геологических условий, отсутствия современных технологий промышленной переработки и т. п.) запасы марганцевых, хромовых, титановых, циркониевых, рубидиевых, ртутных, свинцовых, цинковых руд, а также высококачественных бокситов, фосфоритов, каолинов, бариты и др. Потребности России по многим из них (марганец, хром, ртуть, сурьма, титан, фосфориты и др.) почти полностью обеспечиваются поставками из стран СНГ.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: Изучение природных ресурсов и оценка ресурсообеспеченности стран минеральными ресурсами.
Ключевой вопрос. С чем связана неравномерность ресурсообеспеченности отдельных стран?
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: компьютеры по числу групп, мультимедийный проектор, учебник, презентация
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ, практикум
Формы работы на уроке:
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Проверка присутствующих на уроке.
2. Проверка готовности к уроку.
1 СЛАЙД (Название темы урока)
ВВЕДЕНИЕ В УРОК (10 мин)
Сегодня на уроке перед нами стоит задача познакомиться с классификацией природных ресурсов и сформулировать определение “ресурсообеспеченность”, научиться определять ресурсообеспеченность стран ресурсами, используя таблицы Программы MicrosoftPowerPoint и Exsel. Нам предстоит выполнить практическую работу по вычислению ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой
2 СЛАЙД (План урока)
Природно-ресурсный потенциал территории (ПРП) – это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРП характеризуется размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие частные потенциалы.
Таким образом, когда мы говорим о природно-ресурсном потенциале территории, мы имеем в виду те природные ресурсы, которыми обладает данная территория. При оценке ПРП принято начинать с тех ресурсов, запасы которых особенно велики и имеют большое значение для экономики страны, региона или мира. Обычно сначала характеризуют минеральные ресурсы, затем – прочие виды: земельные, водные, лесные и т.д. Но что такое природные ресурсы?
3 СЛАЙД (Природные ресурсы)
Природные ресурсы – это компоненты природы, используемые человеком в процессе его хозяйственной деятельности.
Мини-исследование. Природные условия и природные ресурсы
Подумайте, в чем заключается различие понятий “природные условия” и “природные ресурсы”. Возможен ли переход из одной категории в другую?
Существует несколько подходов к классификации природных ресурсов. Ресурсы можно классифицировать по принципу их исчерпаемости, генезису, а также по способу хозяйственного использовании
4 СЛАЙД (Классификация ресурсов)
На основе генезиса, т.е. происхождения природных ресурсов выделяют минеральные, земельные, водные, биологические, космические, климатические и рекреационные ресурсы. В отдельную группу обычно выносят ресурсы Мирового океана, которые, в свою очередь, так же могут подразделяться на несколько групп. Эта классификация отображена на схеме
По способу хозяйственного использования ресурсы можно разделить на производственные и непроизводственные. Производственные ресурсы делятся на промышленные и сельскохозяйственные. К промышленным относят топливно-энергетические ресурсы, все виды промышленного сырья, а также водные, биологические и земельные ресурсы. Сельскохозяйственные ресурсы – это почвенные и агроклиматические. Ресурсы непроизводственной сферы – это рекреационные ресурсы, к которым относятся источники минеральных вод, благоприятные климатические условия, историко-культурные объекты и т.д. и т.п.
Более подробно остановимся на классификации по исчерпаемости
5 СЛАЙД(по исчерпаемости)
Рассмотрим Биологические ресурсы как исчерпаемыевозобновимые ресурсы.
6,7 СЛАЙД (Биологические ресурсы)
Лесистость – отношение лесопокрытой площади к общей площади. Процесс обезлесения, вырубка лесов,деградация лесных массивов, прежде всего тропических лесов,истончение озонового слоя, запылённость.Гибель лесов от пожара
Минеральные ресурсы по классификации относятся к исчерпаемым и невозобновымым, поэтому эти ресурсы рассматриваются на сколько лет их хватит.
8 СЛАЙД (минеральные ресурсы)
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Ресурсообеспеченность выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения формула
9 СЛАЙД (как вычислить ресурсообеспеченность)
Возьмите таблицу №1 и внимание на экран
10 СЛАЙД (Статистические данные по минеральным ресурсам)
В ней показано запасы, уровень добычи,можем ли мы судить сейчас о том,влияют ли данные богатство или показатели на бедность территории тем или иным видом ресурса.? Но таблице нетрудно подсчитать на сколько лет хватит данных запасов для каждой страны. При современном уровне добычи планета обеспечена данным видом ресурсов на срок примерно 50 лет. Но объемы добычи могут меняться, равно как и оценка разведанных запасов. Например, в начале 1980-х гг. разведенные запасы угля были оценены в 1,2 трлн т., а уже в конце 1990-х. выросли до 1,75 трлн т.
Расчет на душу населения обычно делают для земельных, водных и лесных ресурсов. Итак, мы познакомились с природными ресурсами и показателем “ресурсообеспеченность” и приступаем к практической работе.
Переходим к планированию работы.
ПЛАНИРОВАНИЕ (15 мин)
1. Выполняем в тетради схему классификации природных ресурсов по исчерпаемости.
2. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицы, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле: на листочках с таблицей №1
Р = З/Д, где
Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;
После показа чернового варианта и проверке путем сравнения на слайде, можем приступать к работе на компьютере
ВЫПОЛНЕНИЕ (25 мин)
Задание 1. Создайте слайд со схемой природных ресурсов по исчерпаемости, посмотрев на пример в презентации учителя.
Подумайте над следующими вопросами после таблицы и обсудите их с партнером
Задание 2. Создайте слайд с диаграммой по ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой, предварительно рассчитав ресурсообеспеченность стран данными пр. ресурсами.
ВЫПОЛНЕНИЕ
Во время выполнения практической работы каждая группа создает 1-2 слайда
ПРОВЕРКА (5мин)
ОБСУЖДЕНИЕ (10 мин)
Кто на первом месте по запасам? (США)
По добыче? (Китай)
Кому из стран на большее количество лет хватит? Почему? (У нее мало запасов, но и добыча небольшая)
Вывод о роли ресурсообеспеченности в уровне экономического развития страны.
СИНКВЕЙН
В ДНЕВНИК (2мин)
Оценки за урок и организационный конец урока.
Особенности урока по инновационной технологии международной программы Intel/
Девяносто процентов вашего времени на уроке должно быть посвящено фасилитации и только десять процентов – прямому обучению и инструктированию. В этом модуле вы познакомитесь с навыками фасилитатора, необходимыми для ведения этого курса.
Фасилитация(от англ. facilitate – помогать, облегчать) - способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки.
Фасилитатором сейчас называют тренера (или любого другого “обучателя”), основная выполняемая задача которого, состоит в стимулировании и направлении процесса поиска информации. При традиционном же образовании учитель сам выдает ученику всю необходимую информацию. Самостоятельный поиск информации гораздо сильнее мотивирует ученика и обеспечивает гораздо более эффективное усвоение найденной информации и приобретенных навыков.
Фасилитация обучения включает множество навыков, таких, как умение слушать и говорить, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поощрять, вдохновлять и вмешиваться в происходящее. Учитель должен овладеть всеми этими навыками. Ученикам они тоже пригодятся, поскольку им придется работать с другими ребятами.
Структура урока
В каждом уроке есть общие этапы, скажем, все они начинаются введением и заканчиваются заполнением дневника. А вот то, что происходит между ними, зависит от темы урока. Далее следует подробное описание типичного учебного занятия продолжительностью 150 минут. Указывается примерная продолжительность каждого этапа учебного занятия.
Введение (10 минут) Введение в урок (5 минут)
Обсуждение вопросов рефлексии прошлого занятия и домашнего задания по записям в дневнике
Знакомство с заданием (5 минут)
На этом этапе учитель дает учащимся прочитать вступительную главу к занятию, где, как правило, содержатся основные понятие и термины, связанные с заданием, над которым предстоит работать в течение урока. Учитель может прокомментировать наиболее важные моменты или сам сделать введение в урок. Однако, лучше ограничиться короткой обратной связью, чтобы проверить понимание прочитанного.
Планирование (30 минут)
Ученики обсуждают вопросы раздела “Планирование” и записывают ответы
Полезно вернуться к вступительной статье к заданию, чтобы уточнить, что требуется сделать и внимательно рассмотреть иллюстрацию. При этом ученики не должны копировать примеры в учебнике.
Учителю следует напомнить, где в справочном руководстве (Путеводителе) можно найти ответы на возникающие вопросы.
Прежде чем приступить к работе на компьютере ученики должны показать преподавателю эскиз, набросок на бумаге того, что они собираются выполнить.
Выполнение (75 минут)
Ученики работают над заданием, точно следуя шагам инструкции.
Учитель следит, чтобы ученики рационально использовали время, не задерживаясь слишком долго на украшательстве работы (выбор шрифтов, заливки и т.д.), оставив для этого время в конце занятия. Учитель не должен давать ответы на вопросы, связанные с технологией создания работы, он может лишь проверить, правильно ли ученик пользовался справочным руководством.
Проверка (5 минут)
Ученики сверяют выполненную работу с обязательными требованиями, перечисленными в разделе “Проверка”. В случае необходимости они могут внести все нужные дополнения или изменения.
Учитель должен заранее предупредить о том, что время предусмотренное на выполнение задания, заканчивается
Обсуждение (15 минут)
Ученики под руководством учителя обсуждают вопросы раздела “Обсуждение”. Учитель может предложить и свои вопросы, основываясь на своих наблюдениях за работой учеников или на ключевых моментах содержания или технологии выполнения задания.
Можно разрешить ученикам посмотреть работы друг друга. Как правило, один ученик остается у компьютера, а другой проходит по классу. Затем они меняются местами.
Дневник (15 минут)
Ученики обмениваются впечатлениями о прошедшем занятии, о том, какие трудности пришлось преодолеть, что показалось самым интересным и полезным.
Второй вопрос посвящен следующему занятию. Как правило, здесь же дается домашнее задание.
Все свои мысли ученики записывают в дневник. Это может быть блог, специальный файл в текстовом редакторе или электронный учебник.
Природные ресурсы - компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.
Потребность человека в различных видах природных ресурсов неодинакова. Например, без кислорода человек не может прожить и нескольких минут, в то время как без урана он обходился тысячелетиями.
Современная промышленность потребляет огромное количество сырья. Его стоимость в суммарных затратах на производство промышленной продукции составляет около 75 %.
Многие природные ресурсы (прежде всего: нефть, газ, уголь) постепенно оскудевают (это факт печальный). Но, во-первых, они ещё не только неисчерпаны, но и разведаны далеко не полностью. Во-вторых, добываемые природные ресурсы всё ещё используются малоэффективно. В-третьих, открытия в промышленной сфере ближайшего будущего предугадать трудно (новые конструкционные материалы и т.п.).
Существуют разные подходы к классификации природных ресурсов:
По происхождению выделяют:
1) минеральные;
2) водные;
3) ресурсы Мирового океана;
4) земельные;
5) биологические;
6) климатические;
7) космические ресурсы.
По исчерпаемости подразделяют на:
1) исчерпаемые:
а) возобновимые (биологические, земельные, водные);
б) невозобновимые (минеральные);
2) неисчерпаемые (климатические, энергия текущей воды, солнца, ветра).
По способу использования:
а) агроклиматические;
б) энергетические;
в) рекреационные и т.п.
Размещение природных ресурсов по планете неравномерно. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа, Андские страны - медных и полиметаллических руд, страны экваториальной Африки - ценной древесиной и т.д.
В мире есть несколько государств, имеющих практически все виды природных ресурсов. Это Россия, США и КНР (Китай).
Многие страны обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов: Габон - марганца, Кувейт - нефть и т.д.
Нет ни одной страны в мире, которая не обладала бы теми или иными ресурсами.
Наличие природных ресурсов может помочь в экономическом развитии стран, хотя возможности их использования есть не у всех. И наоборот, бедность природными ресурсами - это не показатель бедности страны (например, Япония).
Национальное богатство страны измеряется прежде всего людьми, их опытом и трудолюбием и т.д.
Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения.
Оценить обеспеченность страны определённым видом природных ресурсов можно двумя способами:
1) разделить размеры запасов данного ресурса на современный объём его добычи в год и в результате получить количество лет, на которые должно хватить данного ресурса;
2) разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать таким образом, какое количество этого ресурса приходится на душу населения.
1)
Понятие ресурсообеспченности страны
2)
Анализ ресурсообеспеченности стран топливными
ресурсами и железной рудой
3)
Геополитические интересы стран
в борьбе за природные ресурсы
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В
современных условиях актуальность
вопрос ресурсообеспечения является очевидным
фактом. К сожалению, современный этап
развития общества характеризуется нерациональным
использованием природных ресурсов. Решение
проблем углубления экономического и
экологического кризиса, исчерпанности
доступных запасов ресурсов требует поиска
путей снижения объемов ресурсов, поступающих
в экономической системе и более эффективного
их использования.
На
современном этапе наиболее действенным
и эффективным направлением решения
проблем ресурсообеспечения и охраны
окружающей среды является ресурсосбережение.
Поэтому для каждого государства важно
сохранить, рациональное, экономное использование
и воспроизводство природных ресурсов,
разрешение противоречия между развитием
потребностей общества и возможностями
природы.
Большое
внимание уделялось исследованию вопросов
ресурсного обеспечения многими
учеными, среди которых отметим:
В.Г. Андрейчук, П.С. Березовский, В.П. Галушко,
О.Ю. Ермаков, М.И. Кисиль, Б.И. Пасхавер,
В.М. Трегобчук и многие другие. Особое
значение изучение вопросов ресурсного
обеспечения приобретает в период нестабильных
условий функционирования и учета условий
хозяйствования.
Цель
реферата – изучить понятие ресурсообеспеченности
и проанализировать обеспеченность
стран мира ресурсами.
1)
Понятие ресурсообеспеченности
страны
Ведущей
сырьевой проблемой современного мира
на глобальном уровне выступает ресурсообеспеченность
мирового хозяйства в целом. На региональном
уровне наиболее острыми проблемами
стали неравномерность территориального
распространения отдельных видов ресурсов
и неодинакова ресурсоемкость национальных
экономик.
Ресурсообеспеченность
- это соотношение между величиной
ресурса и размерами его использования.
Для исчерпывающих ресурсов показатель
ресурсозабезпечености измеряется в годах,
при этом предусматривается сохранение
современного уровня добычи. Для восстановительных
ресурсов - показатель рассчитывается
на душу населения.
Это
самый простой вариант оценки,
но нельзя считать такой подход абсолютно
рациональным. Ведь меняются объемы добычи
вследствие изменений в технологиях и
объемах используемых ресурсов, изменяются
и объемы самих запасов вследствие открытия
новых месторождений и перевода старых
месторождений из одной категории в другую.
Например, канадские битуминозные сланцы
не рассматривались в категории промышленных
запасов углеводородного сырья из-за высокой
себестоимости добычи до того, пока цена
на нефть не выросла настолько, что их
разработка стала экономически целесообразной.
То есть предлагаемая абсолютная оценка
ресурсообеспечния является краткосрочной.
Конечно,
на показатели ресурсообеспечния в первую
очередь влияют богатство или бедность
территории природными ресурсами. Но поскольку
ресурсообеспеченность зависит также
и от масштабов изъятия природных ресурсов,
то это понятие становится не столько
естественным, сколько социально-экономическим.
Глобальный
уровень ресурсообеспечнности очень
важен, но географы свое научное кредо
часто передают крылатыми фразами: «Глобальное
в региональном!» Или «Мыслить глобально,
действовать локально!". Региональный
уровень очень важен в географической
науке. Например, Юго-Западная Азия очень
богата нефтью, но почти совсем не обладает
гидроэнергетическими, а тем более лесными
ресурсами. А вот Южная Америка, наоборот,
очень богата гидроэнергетическими и
лесными ресурсами.
Конечно,
разница в ресурсообеспечнности
между отдельными странами еще заметнее.
Так, Ближний Восток выделяется крупными
ресурсами нефти и газа. Андские страны
богаты медными и полиметаллическими
рудами. Государства, располагающие большими
массивами тропических лесов, обладают
ресурсами ценной древесины. В мире есть
несколько государств, имеющих практически
все известные виды природных ресурсов
- это Россия, США и КНР. Высокообеспеченными,
с точки зрения природных ресурсов, являются
Индия, Бразилия, Австралия и некоторые
другие страны. Многие государства обладают
крупными запасами мирового значения
одного или нескольких ресурсов. Так, Габон
выделяется запасами марганца, Кувейт
- нефти, Maрокко - фосфоритов.
Легко
убедиться, что наибольшими природными
ресурсами обладают страны-гиганты с огромными
территориями. А небольшие страны, если
и выделяются богатством какого-нибудь
вида природных ресурсов (например, страны
Персидского залива богатые нефтью), то
вовсе не их разнообразием. Вот почему
по ресурсообеспеченности с определенной
долей условности страны можно разделить
на три группы:
1.
Ресурсонадлишкови страны (Россия,
Канада, Австралия).
2.
Ресурсозабезпечени страны (США,
Китай, Бразилия), которые также
обладают значительными природными ресурсами,
но все же вынуждены импортировать некоторые
из них.
3.
Ресурсонедостатни страны. Таких
подавляющее большинство (Япония,
Италия, Южная Корея, Тайвань). Как
правило, они сильно отстают
от стран первых двух групп
как по величине, так и набором природных
ресурсов, поэтому удовлетворяют свои
потребности за счет мирового рынка.
Таким
образом, неравномерность размещения
природных богатств на планете, с
одной стороны, способствует развитию
международных экономических
связей
,
международного разделения
труда
. Но с
другой стороны - порождает определенные
экономические трудности у
стран
,
бедных природными ресурсами.
2)
Анализ ресурсообеспеченности
стран топливными ресурсами
и железной рудой
В
современном мире возникает достаточно
много проблем связанных с
добычей сырьевых ресурсов - как
экономические, так и технические.
Доказанные
запасы нефти в мире оцениваются
в 140 млрд. тонн, а ежегодная добыча
составляет около 3,5 млрд. тонн. Однако
вряд ли стоит предрекать наступление
через 40 лет глобального кризиса
в связи с исчерпанием нефти
в недрах Земли, ведь экономическая
статистика оперирует цифрами доказанных
запасов, то есть запасов, которые полностью
разведаны, описаны и исчислены. А это
далеко не все запасы планеты. Даже в пределах
многих разведанных месторождений сохраняются
неучтённые или не вполне учтённые нефтеносные
секторы, а сколько месторождений ещё
ждёт своих открывателей.
Таблица
1
Обеспеченность
стран мира нефтью
страна | Запасы нефти (млрд т) | Добыча нефти (млн т) | |
Саудовская Аравия | 43,1 | 450 | 96 |
Ирак | 16,7 | 55 | 304 |
ОАЭ | 16,2 | 120 | 135 |
Кувейт | 15,7 | 105 | 149 |
Иран | 14,9 | 185 | 80 |
Венесуэла | 10,3 | 175 | 59 |
Мексика | 8,5 | 170 | 50 |
Россия | 6,7 | 300 | 22 |
Китай | 4,0 | 160 | 25 |
США | 3,8 | 380 | 10 |
Таблица
2
Обеспеченность
стран мира углем
страна | Запасы угля (млрд т) | Добыча (млн т) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит) |
США | 445 | 1020 | 436 |
Китай | 296 | 1240 | 239 |
Россия | 202 | 250 | 808 |
ЮАР | 116 | 220 | 527 |
Австралия | 116 | 280 | 414 |
ФРГ | 106 | 250 | 424 |
Индия | 78 | 330 | 236 |
Украина | 47 | 75 | 626 |
Великобритания | 45 | 50 | 900 |
Казахстан | 31 | 70 | 485 |
Таблица
3
Обеспеченность
стран мира природным
газом
страна | Запасы газа (трлн м3) | Добыча газа (млрд м3) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит) |
Россия | 48,1 | 550 | 87 |
Иран | 22,9 | 45 | 508 |
Нидерланды | 1,9 | 70 | 27 |
ОАЭ | 5,8 | 40 | 145 |
Саудовская Аравия | 5,4 | 45 | 120 |
США | 4,7 | 540 | 8,7 |
Венесуэла | 4,1 | 30 | 136 |
Алжир | 3,7 | 65 | 57 |
Канада | 2,2 | 170 | 13 |
Норвегия | 2,0 | 45 | 44 |
Таблица
4
Ресурсообеспеченность
топливными ресурсами
основных регионов мира
Регионы | Запасы топлива | Добыча топлива | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит) |
Нефть (мир в целом) | 140 млрд т | 3450 млн т | 40,5 |
Уголь (мир в целом) | 1100 млрд т | 4625 млн т | 238 |
Природный газ (мир в целом) | 150трлн м3 | 220 млрд м3 | 681 |
Природный газ (Зарубежная Европа) | 5,6 трлн м3 | 270 млрд т | 20 |
Природный газ (Зарубежная Азия) | 59,0 трлн м3 | 330 млрд т | 178,8 |
Нефть (Зарубежная Европа) | 2,5 млрд т | 330 млн т | 7,6 |
Нефть (Зарубежная Азия) | 98,0 млрд т | 1370 млн т | 71 |
Нефть (СНГ) | 98,0 | 350 млн т | 26 |
3) Геополитические интересы стран в борьбе за природные ресурсы.
В
современном мире на нефть, природный
газ и уголь приходятся, соответственно,
32, 22 и 21 процент мирового производства
энергии. При этом население мира потребляет
энергетические ресурсы крайне неравномерно.
Половина глобального потребления угля
падает на США (26 процентов мировой добычи)
и Китай (24 процента). За пределами этих
двух угольных «сверхдержав» использование
угля увеличивается в Индии и Японии, но
сокращается в Западной и Восточной Европе,
включая Россию (как и Англия, наша страна
прекратила субсидирование добычи угля).
Что
касается нефти, то на протяжении последних
полутора десятков лет ее потребление
ежегодно возрастает на 1,2 процента и
на сегодняшний день составляет в
США 18 баррелей, в Канаде - 13, а в
Западной Европе, Японии и Австралии
- 6 баррелей на душу населения в год.
Соединенные Штаты потребляют более четверти
мировой нефти. На долю Японии приходится
8 процентов, быстро растущий Китай потребляет
6, а Россия - 4 процента мировой добываемой
нефти. Резко увеличивается использование
нефти в Южной Корее и Индии.
Потребление
природного газа в мире растет на 1,9
процента в год. В развитых странах
газ заменяет уголь в гигантских
силовых генераторах. США потребляют
27 процентов добываемого в мире
газа, Европа - 20 процентов. В обоих регионах
наблюдается тенденция еще более масштабно
использовать этот источник энергии. Одновременно
уменьшилось потребление газа в Восточной
Европе.
Согласно
прогнозу ЦРУ, к 2015 году потребление
энергии увеличится на 50 процентов.
К концу первого десятилетия XXI
века на нефть будет приходиться примерно
39 процентов всех потребляемых на планете
энергетических ресурсов. На второе по
значимости энергетическое сырье, уголь,
придется 24, на природный газ - 22, на атомную
энергию - 6 процентов. Значимость нефти
в будущем только возрастет. В 2020 году
на нефть будет приходиться 37 процентов
производимой в мире энергии, а на нефть
и газ вместе взятые - две трети общемировых
источников энергии. Более половины нефти
(нефтепродуктов) пойдет на обеспечение
работы автотранспорта (52 процента). Мир
будет приближаться к американскому показателю
насыщенности автомобилями - 775 автомобилей
на тысячу жителей.
Таблица
5
Мировое
потребление энергии
между 2000 и 2020 гг. (в квадрильонах BTU) (данные
за 2000 год и прогноз
на будущее)
Мирового потреблении нефти | (прогноз | в мбд в день) | |||
Регион или страна | 2000 год | 2005 год | 2010 год | 2015 год | 2020 год |
Развитый мир | 44,9 | 47,4 | 50,1 | 52,3 | 54,5 |
США | 19,5 | 21,2 | 22,7 | 23,7 | 24,7 |
Западлая Европа | 14,4 | 14,8 | 15,3 | 15,6 | 16,0 |
Восточная Европа и | |||||
бывший СССР | 6,0 | 6,1 | 6,4 | 6,6 | 6,9 |
Развивающиеся страны | 26,2 | 31,4 | 37,0 | 42,9 | 48,7 |
Китай | 4,6 | 5,0 | 6,4 | 8,1 | 8,8 |
Мир в целом | 77,1 | 84,8 | 93,5 | 101,8 | 110,1 |
ВЫВОДЫ
Переход
мирового хозяйства к новому типу развития,
в котором центральное место занимает
информация и знания, разумеется, не означает,
что задача рационального использования
энергетического сырья теряет свою актуальность.
Наоборот, в последнее время, когда угрожающую
остроту приобрел глобальный экологический
кризис, когда мировое сообщество решает
задачу перехода к устойчивому развитию,
повышение эффективности использования
топливно-энергетических ресурсов становится
еще более актуальным и должно занимать
приоритетное направление в экономической
политике каждого современного государства.
Более того, в условиях перехода к устойчивому
развитию изменения показателя энергоемкости
в масштабах мирового хозяйства могло
бы стать одним из важных индикаторов
эффективности энергетической составляющей,
обеспечивающей этот переход. О значении
этого показателя красноречиво говорит
тот факт, что снижение энергоемкости
производства мирового ВВП только на 1%
позволило бы сегодня сэкономить 225-235
млрд дол., что примерно соответствует
затратам на природоохранные мероприятия
всех стран Европы и Азии вместе взятых.
Снижение
энергоемкости экономического развития
мирового хозяйства требует сегодня
действий по следующим основным направлениям.
Первое направление - повышение
эффективности использования энергии.
Эта задача может быть решена путем экономии
энергоресурсов, более широкого применения
энергосберегающих технологий и вторичных
ресурсов.
Второе
направление - переход от ископаемых
видов топлива, обеспечивающих сегодня
производство 85% используемой энергии,
к таким экологически чистым источникам,
как ветер, геотермальные воды, солнечная
энергия.
Реализация
мероприятий в рамках этих основных
направлений требует немалых
финансовых, трудовых, организационных
затрат и возможна лишь при усилении
государственного вмешательства в экономическую
жизнь. В большинстве развитых стран государство
заметно укрепило свои позиции не только
в социальной сфере, но и в экономической
жизни. Активно используя бюджетные, кредитно-финансовые,
налоговые, таможенные и иные рычаги, оно
получило возможность эффективно воздействовать
на процессы производства и потребления
ресурсов. Примеры рациональной политики
государственного вмешательства в обеспечение
устойчивого развития экономики путем
совершенствования ее энергетической
составляющей можно сегодня наблюдать
как в промышленно развитых, так и в развивающихся
странах.
Таким
образом, уже в меньшей степени мир зависит
от энергоресурсов, чем раньше, обозначены
тенденции перехода к новым видам энергии,
в том числе и альтернативным. Однако сейчас
всё более очевидно, что рынок не в состоянии
решить проблемы, связанные с рациональным
использованием ресурсов, и, следовательно,
необходимо государственное регулирование
экономик стран мира.
и т.д.................
Практическая работа № 2 .
Ход работы:
Вариант 1 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .
Страна |
Запасы (млрд. тонн) |
Добыча (млн. тонн) |
Ресурсообеспеченность (в годах) |
||||||
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
|
Весь мир |
|||||||||
Германия |
|||||||||
Саудовская Аравия |
|||||||||
Бразилия |
|||||||||
Австралия |
Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Д, где
Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;
выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Практическая работа № 2.
Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна |
Запасы (млрд. тонн) |
Население (млн. человек) |
Ресурсообеспеченность (тонн на душу населения) |
||||
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
||
Весь мир |
|||||||
Германия |
|||||||
Саудовская Аравия |
|||||||
Бразилия |
|||||||
Австралия |
Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Н, где
Р – ресурсообеспеченность в годах, З – запасы, Н – численность населения страны.
Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.
Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Дополнительный материал
Классификация природных ресурсов мира
Природные ресурсы - природные компоненты, которые используются или могут быть использованы в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
XX век характеризуется небывалым ростом народонаселения и мирового общественного производства. Бурное развитие в последние годы НТП привело к особенно резкому усилению антропогенного воздействия на природную среду. Масштаб воздействия человека на природную среду стал планетарным. Он влияет на все компоненты природы: рельеф, климат, воды, почвы, органический мир и т. д.
Потребности человека в сырье возрастают. Рациональное использование всех природных ресурсов - актуальная задача человечества.
Все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы - ресурсы недр и экосистемы, которые в процессе производства исчерпываюся. Они делятся на возобновимые и невозобновимые.
Ресурсы возобновимые - способны к восстановлению (лесные, растительные, животные, земельные, водные и т. д.), т. е. они могут восстановиться самой природой, однако их природное восстановление (плодородие почв, древесной и травянистой массы, количество животных и т, д.) часто не совпадает с темпами использования. Расход возобновимых ресурсов начинает превышать размеры их природного восстановления. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо:
Изменить технологию переработки исчерпаемых ресурсов.
Ресурсы углеводородного сырья повысить за счет производства синтетического жидкого топлива.
Расширить вовлечение в производство вторичного сырья. Так, в развитых странах получение меди на 30-40% основывается на утилизации вторичного сырья.
Утилизировать ценные компоненты, которые выбрасываются промышленными предприятиями в атмосферу. Так, одна ТЭС, работающая на угле, мощностью 1 млн. кВт ежечасно выбрасывает в атмосферу до 15 тонн сернистых газов и до 6 тонн сернистой золы.
Применять безотходные технологии.
Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы: переход на дизельное топливо и нетрадиционные источники энергии.
Повышать добычу нефти за счет широкого внедрения современных методов добычи.
К неисчерпаемым природным ресурсам относятся те, которые в процессе производства нельзя исчерпать. Это -энергия Солнца, приливов и отливов, геотермальная, ветра, биологической массы, морских волн, синтетического топлива, атмосферных осадков и т. д. Использование неисчерпаемых природных ресурсов не приводит к общему уменьшению их запасов на Земле.
Минеральные, биологические, водные, климатические ресурсы - сырье для различных отраслей хозяйства. Сырье, которое используется в производстве, превращается в экономические ресурсы общества. Существуют и другие виды экономических ресурсов - капитал, трудовые, интеллектуальные, возможности менеджмента. Использованные природные ресурсы после определенной технологической обработки становятся средствами труда и разнообразными материальными благами.
Природные ресурсы на Земле размещены неравномерно. Не только отдельные страны, но и крупные регионы отличаются друг от друга уровнем ресурсообеспеченности.
Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной (т. е. запасами) природных ресурсов и размерами их добычи. Она выражается количеством лет, на которое должно хватить данного сырья, либо его запасами из расчета на 1 человека.
Ресурсообеспеченность =(запасы)/(объем добычи) =Количество лет
На показатель ресурсообеспеченности влияют богатство или бедность территории природными ресурсами. Поэтому для хозяйственного освоения страны необходимо знать о ее территориально-природно-ресурсном потенциале. Природно-ресурсный потенциал территории - это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРИ характеризуется двумя главными показателями -размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие потенциалы.
Однако, если природных ресурсов в той или другой стране мало, это не значит, что страна обречена на бедность, ведь экономические ресурсы каждой страны измеряются не только их количеством. Большое значение имеют людские ресурсы и наличие капитала в стране. Примером могут быть так называемые «новые индустриальные страны», а также Япония, которые достигли высоких экономических результатов при ограниченной природно-сырьевой базе.
Природные ресурсы неравномерно распределены по поверхности и в недрах Земли, что обусловливает различия в ресурсообеспеченности между странами мира.
Некоторые из них (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан) располагают большими запасами и многими видами минерального сырья. Однако в большинстве стран мира запасы и набор полезных ископаемых весьма ограничены. Так, Андские страны (Чили и Перу) выделяются крупными запасами только медных и полиметаллических руд, страны Ближнего
Востока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) - нефти и газа, Северной Африки (Марокко, Тунис) – фосфоритов, Пакистан и Бангладеш - поваренной соли, Боливия и Малайзия – олова. Фактически ни одна страна не располагает минерально-сырьевой базой, позволяющей полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и сырье. Даже Россия, при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительных их запасах, по отдельным видам минерального сырья (марганец, хром, титан, цирконий и др.) ощущает дефицит и вынуждена покрывать его за счет импорта. Также и США из-за неполной обеспеченности минеральным сырьем импортируют бокситы, уран, вольфрам, хром, марганец и др. В целом США ввозят 15-20% (в стоимостном выражении) необходимого минерального сырья, страны-члены ЕС – 70-80%, Япония – 90-95%.
Крупнейший поставщик топлива и минерального сырья для стран западного мира - развивающиеся страны. Развивающиеся страны (включая Китай и Вьетнам) занимают ведущие позиции в мире по запасам нефти и газа, бокситов, меди, олова, никеля, кобальта, сурьмы и др., а всего сосредоточивают до 35% минерально-сырьевых ресурсов мира. Большую часть добываемого топлива и сырья эти страны экспортируют. Исключение – новые индустриальные страны, являющиеся в развивающемся мире крупным потребителем топлива и минерального сырья (нефть, природный газ, черные и цветные металлы и др.).
Развитые страны лидируют по запасам угля, свинцово-цинковых, марганцевых, хромовых руд, молибдена, многих редких и благородных металлов и др., всего, сосредоточивая примерно 40% минеральных ресурсов планеты. Среди экономически развитых стран очень крупными запасами топлива и минерального сырья обладают США, Австралия, Канада и ЮАР. Последние три страны занимают также ведущие позиции в мире по их экспорту. В отличие от развивающихся, развитые страны активно используют не только собственные ресурсы, но и природно-ресурсный потенциал других стран - развивающихся, Восточной Европы, СНГ, России. Всего эти страны потребляют 70% мировых минеральных ресурсов. Россия среди крупнейших держав мира имеет самую высокую обеспеченность минеральными ресурсами. При доле 2,5% в населении мира она сосредоточивает около 25% его минерально-сырьевых ресурсов. Объем запасов и добычи таких видов минерального топлива и сырья, как нефть, газ, уголь, железные и медно-никелевые руды, алмазы, платина, золото, апатиты и калийные соли, не только удовлетворяет текущие потребности экономики страны, но и позволяет значительную их часть экспортировать. Ее общие запасы разведанного минерального сырья оценивают в 28,3 трлн долл., а прогнозные - в 140 трлн долл.
В структуре минерально-сырьевой базы России преобладают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и пр.), доля которых составляет 70%, более 15% приходится на нерудное сырье, 13% – на черные, цветные и редкие металла, 1% - на алмазы и благородные металлы (золото, серебро, платина).
Вместе с тем, несмотря на высокую обеспеченность в целом, в России либо полностью отсутствуют, либо не соответствуют требованиям современной промышленности (т. е. не удовлетворяют потребность, не освоены в силу сложных горно-геологических условий, отсутствия современных технологий промышленной переработки и т. п.) запасы марганцевых, хромовых, титановых, циркониевых, рубидиевых, ртутных, свинцовых, цинковых руд, а также высококачественных бокситов, фосфоритов, каолинов, бариты и др. Потребности России по многим из них (марганец, хром, ртуть, сурьма, титан, фосфориты и др.) почти полностью обеспечиваются поставками из стран СНГ.
Методические указанияОценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира , их демографическую... работу студентов. При оценке хода и итогов самостоятельной работы ... 2006. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии. ...