Произошла промышленная революция. Промышленная революция

Произошла промышленная революция. Промышленная революция

Промышленная революция это важный период в истории человечества, который повлиял на каждый аспект современной жизни. Началась она в Англии во второй половине XVIII века и продолжался до второй четверти XIX века, распространяясь на другие страны Европы. В ходе переворота произошел переход от аграрной экономики к индустриальному производству, от ручного труда к крупному машинному фабрично-заводскому производству. Также произошло изменение в обществе – оно трансформировалось из аграрного в индустриальное. Важной составляющей промышленного переворота было внедрение в транспорт и производство рабочих машин и механизмов, которые заменили ручной труд людей.

Промышленная революция началась в Великобритании в 60-ые года XVIII века и охватила другие страны Европы и Америки в XIX веке.

В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития - крупное машинное производство.

В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVIII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связно с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политической системой, в которой государство не подавляло экономическую активность.

Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта, где такие машины приводились в движение водяным колесом. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет – 150 подобных прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700 – 800 человек.


Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик, 9 машин для шерстяных фабрик, 30 – для каменноугольных копей, 22 – для медных копей, 28 – для металлургических заводов.

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

В 1810 году в Англии насчитывалось 5 тысяч паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

С 1830 по 1847 г. производство металла в Англии возросло более чем в три раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Промышленная революция считается завершенной с появлением машиностроения (когда машины производят машины). Это означало создание строгальных, токарных, фрезерных, штамповальных станков.

Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812 – 1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных английских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии, способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития. В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании, Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции, Пруссии, США.

Нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс полагает, что главными причинами промышленной революции в Великобритании были:

· формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;

· высокий уровень развития торговли;

· формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);

· широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;

· развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;

· развитие науки.

ИСтория рАзвития теории механических колебаний

Мы уже рассмотрели зарождение классической механики, сопротивления материалов и теории упругости. Важнейшей составной частью механики является также теория колебаний. Колебания являются основной причиной разрушения машин и сооружений. Уже к концу 1950-х гг. 80 % аварий техники происходило вследствие повышенных вибраций. Колебания также оказывают вредное воздействие на людей, связанных с эксплуатацией техники. Они также могут быть причиной отказа систем управления.

Несмотря на все это теория колебаний выделилась в самостоятельную науку только на рубеже XIX века. Однако расчеты машин и механизмов вплоть до начала XX века проводились в статической постановке. Развитие машиностроения, рост мощности и скорости паровых машин при одновременном снижении их веса, появление новых видов двигателей – ДВС и паровых турбин привело к необходимости проведения расчетов прочности с учетом динамических нагрузок. Как правило, новые задачи теории колебаний возникали в технике под влиянием аварий или даже катастроф, происходящих от повышенных вибраций.

Вторая половина 18 века - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, стартовал – в Англии.

Главными факторами промышленной революции в Англии были следующие:

  • формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;
  • высокий уровень развития торговли;
  • формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);
  • широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;
  • развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;
  • развитие науки.

Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. К характерным чертам относилось также начало использования энергии угля и пара.

Вплоть до начала Промышленной революции первичный сектор занимал важнейшее место в мировой экономике, а в пределах самого первичного сектора важнейшей отраслью являлось сельское хозяйство. Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный. Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля, использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс. Промышленная революция сделала возможным промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. Серная кислота была известна еще в средние века, но получали ее из окислов, образующихся при сжигании минеральной серы, в стеклянных сосудах. В 1746 г. Джон Ребук заменил их на более объемистые свинцовые, чем значительно увеличил производительность процесса.

Основной центр инноваций - Англия:

- Текстильная промышленность - Прядение нити из хлопка на прядильных машинах

- Паровой двигатель - Изобретенная Дж. Уаттом и запатентованная им в 1775 г. паровая машина первоначально использовалась в шахтах для откачивания воды. Но уже в 1780х годах она нашла применение в некоторых других механизмах, заменяя гидроэнергию там, где она была недоступна

- Металлургия - В черной металлургии кокс пришел на смену древесному углю, так же как ранее он уже использовался при производстве свинца и меди. Теперь кокс использовали не только при изготовлении передельного чугуна в доменных печах, но и для получения ковкого чугуна, в том числе при пудлинговании

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

Промышленный переворот в России начался в 1830-1850-х годах, когда были созданы, практически с нуля, технически передовые для того времени текстильная и сахарная промышленность и началось техническое перевооружение металлургии. Но наиболее интенсивно индустриализация шла в периоды 1891-1900 гг., в 1920-1930-е годы и 1950-1960-е годы.

43. Машинно-техническая революция. Краткая характеристика. Географические аспекты.

Это фаза промышленной революции, охватывающая вторую половину XIX и начало ХХ в. Началом ее считают внедрение бессемеровского способа выплавки стали в 1860х годах, а кульминацией - распространение поточного производства и поточных линий. В 1860-1870х гг. технологическая революция быстро охватила Западную Европу, США, Россию и Японию.

В отличие от первой промышленной революции, основанной на инновациях в производстве чугуна, паровых двигателях и развитии текстильной промышленности, технологическая революция происходила на базе производства высококачественной стали, распространении железных дорог, электричества и химикатов. В эпоху второй промышленной революции развитие экономики было преимущественно основано на научных достижениях, а не просто удачных изобретениях

Инновации:

Бессемеровский процесс стал первым недорогим способом промышленного производства высококачественной стали. Изобретенный Генри Бессемером, он революционизировал изготовление стали за счет снижения трудоемкости и стоимости, что обеспечило массовое производство этого важнейшего материала. Вслед за бессемеровским вскоре появился мартеновский и другие способы выплавки стали.

Идея стандартизации узлов и механизмов появилась еще в начале XIX в., прежде всего в оружейном деле. Основанная на внедрении металлорежущих станков, к середине XIX в. стандартизация была широко внедрена в США и получила название «американской системы производства». Ее применение в производстве швейных и сельскохозяйственных машин привело к значительному повышению производительности труда. Происходивший в эпоху второй промышленной революции быстрый рост масштабов промышленных предприятий, на которые привлекали все больше рабочих, привел к разработке системы научной организации труда или «тейлоризма».

В производстве бумаги с изобретением бумагоделательной машины лимитирующим фактором стало сырье и возникла необходимость в переходе от дорогостоящего хлопка к более дешевому древесному сырью. В 1840х годах его готовили путем тонкого измельчения древесины, но к 1880 м годам перешли на химические способы обработки древесины.

Нефтяная промышленность зародилась около 1859 г. в США, где из нефти, добываемой в Пенсильвании, стали делать керосин для ламп. Керосиновые лампы обходились дешевле светильников на растительных и животных жирах и были более распространенными, чем появившиеся к тому времени в некоторых городах газовые фонари. Лишь к 1890 м годам в уличном освещении начали использовать электричество, а для освещения домов оно начало массово применяться лишь в 1920х годах. Бензин поначалу был побочным продуктом в производстве керосина, но в начале ХХ в. он нашел широкое применение в автомобилях, и для его массового производства начали применять крекинг

Электрический телеграф вначале применяли для связи на железных дорогах, но вскоре он стал общим средством связи.

Электрификация стала основой дальнейшего развития технологической революции к созданию поточных линий и поточного производства

К середине XIX в. был заложен фундамент современной химии и термодинамики, а к концу столетия обе эти науки приобрели современное состояние, что в свою очередь позволило заложить фундамент современной физической химии.

Характерные черты: Переход к индустриальному обществу. Развитие сферы услуг.

Центры инноваций: UK (остается лидером до сих пор, но по инвестициям в науку уже остает от США и Германии максимальный вклад в развитие научной теории электричества, Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл, работали в Великобритании), USA (1869 г. – открытие первой трансконтинентальной железной дороги, по которой люди и грузы могли попасть с восточного побережья в Сан-Франциско за шесть дней; Строительство и эксплуатация железных дорог стимулировали развитие угледобычи и производства стали. Потребность в привлечении капитала и высокая доходность железных дорог способствовали консолидации американского финансового рынка на Уолл-стрит; С 1860 по 1890 гг. в США было оформлено около 500 000 патентов на новые изобретения, в десять раз больше, чем за предшествующие семьдесят лет.)Германия (бъединение германских капиталов в концерны, подобные американским трестам, позволяло использовать экономические ресурсы более эффективно, чем это происходило в Великобритании. По суше германские вооруженные силы теперь перемещались по железным дорогам. Кроме грузовых и пассажирских вагонов появились бронепоезда. После победы над Францией в ходе франко-прусской войны в 1871 г. Германия аннексировала промышленно развитые регионы Эльзаса и Лотарингии, что также усилило ее экономический и военный потенциал, К 1900 г. немецкая химическая промышленность доминировала на мировом рынке синтетических красителей.), начало 20в-СССР, Япония (Мэйдзи), Бельгия, получившая независимость в 1830 г., также стала к этому времени промышленно развитой страной. Компактная по территории, она быстро соединила железными дорогами все свои крупные, в том числе портовые города между собой и с соседними государствами, став крупнейшим транспортным узлом всего региона. В частности, торговые связи Великобритании с континентальной Европой теперь были преимущественно опосредованы бельгийскими торгово-промышленными центрами

Одновременно с положительными сторонами технологическая революция принесла Великобритании и ряду других европейских стран и экономические неурядицы. Появление поточного производства и резкое увеличение производительности труда привело к перепроизводству товаров, которые Великобритания и ранее экспортировала и не могла использовать для внутреннего потребления, даже учитывая растущие потребности ее заморских территорий. Последовавшее падение цен и экономическую нестабильность в 1873-1896 гг. сменил длительный период депрессии, когда производство уже не приносило высоких доходов и нередко становилось убыточным.

44. Научно-техническая революция. Географические аспекты.

Коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, лежит признание нарастания значения информации в жизни общества. В связи с этим говорят также об информационной революции.

Черты НТР

  1. Универсальность, всеохватность: задействование всех отраслей и сфер человеческой деятельности
  2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований: сокращение времени между открытием и внедрением в производство, постоянное устаревание и обновление
  3. Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов: рост наукоемкости производства
  4. Военно-техническая революция: совершенствование видов вооружения и экипировки

Составные части НТР

  1. Наука: увеличение наукоемкости, повышение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования
  2. Техника/Технология: повышение эффективности производства. Функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранная
  3. Производство:
    1. электронизация
    2. комплексная автоматизация
    3. перестройка энергетического хозяйства
    4. производство новых материалов
    5. ускоренное развитие биотехнологии
    6. космизация
  4. Управление: информатизация и кибернетический подход

Современная эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание их, революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два - три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных, постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Для него типичны несколько лидирующих направлений: электронизация, комплексная автоматизация, новые виды энергетики, технология изготовления новых материалов, биотехнология. Их развитие предопределяет облик производства в конце ХХ - начале XXI вв.

Наиболее важными чертами, характеризующими научно-техническую революцию, являются следующие.

1. Исключительно бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу. Чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Огромная доля их приходится на развитые страны: США, Японию, Великобританию, ФРГ, Францию. При этом расходы США значительно превышают расходы других стран. В России расходы на НИОКР значительно ниже, чем не только в США, но и в других странах, что, естественно, является следствием низкого технического уровня производства.

Очевидно, что развитие науки не может происходить без современной системы образования. Значительные успехи Японии в развитии наукоемких производств и во внедрении результатов НТР в промышленность напрямую связаны с системой образования - одной из лучших в мире.

2. Коренные преобразования в технической базе производства. Речь идет о широком применении ЭВМ, роботов, внедрении новых технологий и интенсификации старых методов и технологий, открытии и использовании новых источников и видов энергии, повышении эффективности труда за счет высококвалифицированной рабочей силы.

3. НТР влияет на отраслевую структуру материального производства, при этом в ней резко увеличивается доля промышленности, так как от нее зависит рост производительности труда в других отраслях хозяйства. Сельское же хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер. В самой промышленности возрос удельный вес обрабатывающей отрасли, на которую приходится 9/10 стоимости всей продукции.Среди отраслей промышленности стали выделяться химическая, электроэнергетика, от которой в первую очередь зависит научно-технический прогресс, и машиностроение.

Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века . Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот французским экономистом Жеромом Бланки .

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией , началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.

Причины промышленного переворота

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVI века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки .

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных британских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии , способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития . В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании , Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции , Пруссии , США .

Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс , главными факторами промышленной революции в Англии были следующие :

  • формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;
  • высокий уровень развития торговли;
  • формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);
  • широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;
  • развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;
  • развитие науки.

При этом он не переоценивает значение технических изобретений: «Промышленная революция произошла бы и без Кромптона и Аркрайта и была бы, особенно на поздних стадиях, такой же, какая имела место в действительности» .

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:

Прядильная машина С.Кромптона, 1779 г.

Инновации

Успех промышленной революции в Великобритании был основан на нескольких инновациях , появившихся к концу XVIII в.:

  • Текстильная промышленность - прядение нити из хлопка на прядильных машинах Р.Аркрайта (1769), Дж. Харгрейвза и С. Кромптона. Впоследствии сходные технологии были применены для прядения нити из шерсти и льна .
  • Паровой двигатель - изобретенная Дж. Уаттом и запатентованная им в 1775 г. паровая машина первоначально использовалась в шахтах для откачивания воды. Но уже в 1780-х она нашла применение в некоторых других механизмах, заменяя гидроэнергию там, где она была недоступна.
  • Металлургия - в чёрной металлургии кокс пришел на смену древесному углю , так же, как ранее он уже использовался при производстве свинца и меди . Теперь кокс использовали не только при изготовлении передельного чугуна в доменных печах , но и для получения ковкого чугуна , в том числе при пудлинговании , изобретенном Генри Кортом в 1783-1784 годах.

История промышленной революции

Наиболее известная из ранних паровых машин разработка Дж. Уатта была предложена в 1778 г. Уатт существенно усовершенствовал механизм, сделав его работу более стабильной. Одновременно мощность увеличилась примерно в пять раз, что дало 75 % экономию в себестоимости угля. Ещё более важные последствия имел тот факт, что на базе машины Уатта стало возможно преобразование поступательного движения поршня во вращательное, то есть двигатель теперь мог крутить колесо мельницы или фабричного станка. Уже к 1800 г. фирма Уатта и его компаньона Болтона произвела 496 таких механизмов, из которых только 164 использовались как насосы. Ещё 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи .

В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось.

Текстильная промышленность

Ткацкая фабрика в городе Реддиш, Великобритания

В начале XVIII в. британская текстильная промышленность ещё была основана на обработке местной шерсти индивидуальными ремесленниками. Эта система называлась «коттеджной индустрией», так как работа выполнялась на дому, в небольших домиках-коттеджах, где проживали ремесленники со своими семьями. Требующее более тонкой обработки изготовление нитей из льна и хлопка в средневековой Англии широкого распространения не получило, поэтому текстиль из хлопка импортировали из Индии .

Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу . В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук, а в 1741 г. близ Бирмингема открылась фабрика, прядильную машину на которой приводил в движение ослик . Владельцы фабрики, Пол и Вятт, вскоре открыли новую фабрику близ Нортгемптона , оснащенную уже пятью прядильными машинами с полусотней челноков на каждой, которая работала до 1764 г. В 1771 г. в Кромфорде, Дербишир , начала работать прядильная фабрика Аркрайта , который поощрял изобретательство, и его машины были усовершенствованы, теперь они приводилась в движение водяным колесом . Кроме того, теперь кроме шерсти на новых машинах стало возможно обрабатывать и растительное волокно, импортируемое из Америки. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а ещё через 10 лет - 150 прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700-800 человек.

Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик и 9 машин - для шерстяных фабрик. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

Машиностроение

В средневековой Европе изготовлением механизмов занимались мастера часовых дел и изготовители навигационных и научных инструментов. Детали часовых механизмов даже использовали при изготовлении первых прядильных станков. Многие детали изготавливали из дерева плотники , поскольку металл был дорог и труден в обработке.

С появлением все возрастающего спроса на металлические детали прядильных станков, паровых машин, а также сеялок и других механизмов, введенных в употребление в британском сельском хозяйстве с начала XVIII в. , были изобретены токарные станки , а в первой половине XIX в. фрезерный и другие станки для металлообработки .

Среди других ремесел, требовавших высокоточной обработки металла, было изготовление замков. Одним из самых известных механиков, прославившихся в изготовлении замков, был Джозеф Брама . Его ученик Генри Модсли впоследствии работал для королевского флота и сооружал машины для производства шкивов и блоков. Это был один из первых примеров поточного производства со стандартизацией деталей.

Металлургия

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле, и это потребовало развития металлургии . Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля , использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс . Его ввел в употребление в XVII в. Клемент Клерк и его мастера кузнечных дел и литья.

С 1709 г. в местечке Коулбрукдэйл Абрахам Дарби, основатель целой династии металлургов и кузнецов, использовал кокс для получения чугуна из руды в доменной печи . Из него поначалу делали лишь кухонную утварь, которая отличалась от работы конкурентов лишь тем, что её стенки были тоньше, а вес меньше. В 1750-х годах сын Дарби построил ещё несколько домен, и к этому времени его изделия были ещё и дешевле, чем изготовленные на древесном угле. В 1778 г. внук Дарби, Абрахам Дарби III, из своего литья построил в Шропшире знаменитый Железный мост, первый мост в Европе, полностью состоящий из металлических конструкций.

Для дальнейшего улучшения качества чугуна в 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования . Рост производства и улучшение качества английского металла к концу XVIII в. позволило Великобритании полностью отказаться от импорта шведского и российского железа. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

С 1830 по 1847 г. производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Транспорт

Огромное значение имело появление железных дорог . Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком . В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон , который в - гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону , открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Химикаты

Промышленная революция сделала возможным промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. Серная кислота была известна ещё в средние века, но получали её из окислов, образующихся при сжигании минеральной серы , в стеклянных сосудах. В 1746 г. Джон Ребук заменил их на более объемистые свинцовые, чем значительно увеличил производительность процесса.

Другой важной задачей было производство щелочных соединений . Метод промышленного производства карбоната натрия был разработан в 1791 г. французским химиком Никола Лебланом . Он смешивал серную кислоту с поваренной солью и получаемый сульфат натрия нагревал со смесью известняка и угля . Смесь продуктов реакции обрабатывали водой, из раствора получали карбонат натрия, а нерастворимые вещества (известняк, уголь и сульфид кальция) отбрасывали. Хлороводород поначалу также загрязнял атмосферу производственных помещений, но позже его научились использовать для получения соляной кислоты. Метод Леблана был прост, дешев и давал значительно более доступный продукт, чем ранее использовавшийся метод получения соды из золы растений .

Карбонат натрия использовали во множестве производственных процессов, в том числе для изготовления мыла, стекла, бумаги, а также в текстильной промышленности. Серная кислота кроме производства соды также находила применение для удаления ржавчины с металлических изделий и в качестве отбеливателя для тканей. Лишь к началу XIX в. Чарльз Теннант и Клод Луи Бертолле разработали более эффективный отбеливатель на основе хлорной извести . Фабрика Теннанта по производству нового отбеливателя в течение длительного времени оставалась крупнейшим в мире химическим предприятием.

В 1824 г. британский каменщик Джозеф Аспдин запатентовал химический процесс производства портландцемента . Он заключался в спекании глины с известняком . Далее смесь перемалывали в порошок, смешивали с водой, песком и гравием , в результате чего получался бетон . Через несколько лет инженер Марк Изамбар Брюнель применил бетон для строительства первого в мире водонепроницаемого тоннеля под рекой Темзой , а в середине XIX в. его использовали для сооружения современной городской канализации.

Газовые фонари

Ещё одним достижением промышленной революции стало уличное освещение. Его появление в британских городах стало возможным благодаря шотландскому инженеру Уильяму Мердоку. Он изобрел процесс получения светильного газа путем пиролиза каменного угля , а также способы его накопления, транспортировки и использования в газовых фонарях. Первые газовые светильники были установлены в Лондоне в 1812-20 гг. Вскоре большая часть угля, добываемого в Великобритании, шла на нужды освещения, так как оно не только повышало комфорт и безопасность на городских улицах, но и способствовало удлинению рабочего дня на фабриках и заводах, ранее зависевших от освещения сравнительно дорогостоящими свечами и масляными лампами.

Промышленный переворот в России

В целом уровень жизни населения в результате промышленной революции вырос. Улучшение качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания привело к значительному росту продолжительности жизни и падению смертности . Произошел демографический взрыв . За 13 веков (с VI по XIX век) европейской истории население континента никогда не превышало 180 млн человек. За один только XIX век (с 1801 по 1914 годы) число европейцев возросло до 460 млн человек.

По мнению исследователей Н.Розенберга и Л.Бирдцелла, «промышленная революция обозначила начало драматического периода улучшения в материальном положении западноевропейских и американских обществ, которое коснулось всех и каждого», а «романтическое представление о благополучной жизни работников в доиндустриальной Европе можно отвергнуть как чистую фантазию».

Образование

Знания об инновациях распространялись разными путями. Работники, получившие квалификацию у одного нанимателя, могли затем перейти к другому. Такой способ повышения квалификации был весьма распространенным, в некоторых странах, таких как Франция и Швеция , отправлять работников на стажировку за границу даже было государственной политикой. Стажеры, как и сейчас, обычно вели записи о своих работах, дошедшие до наших дней как памятники эпохи.

Другим способом распространения знаний были философские общества и кружки, члены которых, в частности, изучали «натуральную философию », как тогда называли естественные науки и её практические приложения . Некоторые общества публиковали отчеты о своей деятельности, на основе которых позже возникли научные журналы и прочие периодические издания, в том числе энциклопедии .

Средневековые университеты в ходе промышленной революции также изменились, а их образовательные стандарты приблизились к современным. Кроме того, появились новые высшие учебные заведения, в частности, политехнические и специализированные институты и академии.

См. также

Литература

  • Потемкин Ф. В. Промышленная революция во Франции. От мануфактуры к фабрике (М.: Наука. 1971)

Ссылки

  • Дмитрий Травин. Отар Маргания. Европейская модернизация
  • Н.Розенберг, Л. Е. Бирдцелл, мл. Как Запад стал богатым
  • Хобсбаум Э. Век Революции. Европа 1789-1848

Примечания

  1. Это является одним из аргументов сторонников теории первоначального накопления .
  2. Хикс дж. Теория экономической истории . М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2003. С.184-188; Hicks J. A Theory of Economic History. Oxford, 1969, pp. 145-166
  3. То есть он считает экономические и социальные факторы основными и главными причинами промышленной революции в Англии
  4. То есть он не считает технические изобретения основной и главной причиной промышленной революции в Англии.
  5. Вопросы экономики, № 8, 2008, «В поисках институциональных характеристик экономического роста», стр. 17
  6. Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York - London, 1980 pp. 233, 266; Wilson C. England’s Apprenticeship, 1603-1763. New York, 1984 pp. 166, 184
  7. J-F.Bergier. The Industrial Bourgeoisie and the Rise of the Working Class 1700-1914. Fontana Economic History of Europe, ed. by C.Cipolla. Vol. III, Glasgow, 1978, pp. 412-413; Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530-1780. Bristol, 1967, pp. 199-201
  8. Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530-1780. Bristol, 1967, pp. 139, 179
  9. Более подробное изложение этого взгляда экономических историков на причины Промышленной революции содержится в книге: Кузовков Ю. Мировая история коррупции. М., 2010, главы XII, XIV-XVII
  10. Eric Bond, Sheena Gingerich, Oliver Archer-Antonsen, Liam Purcell, Elizabeth Macklem The Industrial Revolution – Innovations . Industrialrevolution.sea.ca (17 февраля 2003). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 30 января 2011.
  11. Hulse, David H: The Early Development of the Steam Engine; TEE Publishing, Leamington Spa, U.K., 1999 ISBN 1-85761-107-1
  12. L.T.C. Rolt and J. S. Allen, The Steam engine of Thomas Newcomen (Landmark, Ashbourne, 1997), 44.
  13. Rolt and Allen, 145
  14. Всемирная история. Энциклопедия. Том 6.ГЛАВА VI.ДВОРЯНСКО-МОНАРХИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И БУРЖУАЗНО-РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 20-х ГОДОВ XIX В.

Достижения и проблемы индустриальной революции в таблицу часто для удобства оформляют исследователи этого вопроса. В широком смысле слова, так называют переход от ручного труда к машинному, движение от мануфактуры к фабрике. Эти процессы развивались в европейских странах в XVIII-XIX века.

Предпосылки к индустриальной революции

Нагляднее всего выглядят в таблице достижения и проблемы индустриальной революции. На них мы остановимся в этой статье еще подробно, а пока рассмотрим события, которые привели к масштабной индустриализации в Европе.

Дело в том, что XVIII век принес в европейское общество такое понятие, как обмирщение. Это принципиальная переориентация церкви с проблем духовной жизни на мирские. Поэтому в это время главенствующим становится дух предпринимательства, а также искренняя вера большинства в безграничные возможности человеческой мысли и разума.

К тому же к индустриализации приводят масштабные изменения в социально-политической жизни. В европейских странах гремят буржуазные революции. Протестные настроения, в конечном счете, связаны с формированием принципиально нового экономического фундамента общества.

Промышленный переворот

Одной из ключевых предпосылок к индустриализации стал промышленный переворот в Европе. В самых развитых странах континента уже тогда наметился существенный рост фабричного производства.

Пожалуй, в первых рядах оказалась Англия. Заполнить таблицу достижений и проблем индустриальной революции можно, внимательно прочитав эту статью, и обратив внимание на процессы, которые происходили на Туманном Альбионе.

Дело в том, что в Англии сформировалась мощная промышленная мануфактура и завершилась аграрная революция едва ли не раньше, чем во всех других странах. В результате этого мелкие крестьянские хозяйства разорились, землями стали владеть крупные фермеры. Они сдавали участки в аренду либо брали наемных рабочих для обработки земли.

Необходима для урока истории таблица достижений и проблем индустриальной революции. Составляя ее, основываясь на этой статье, стоит помнить, что в XVIII столетии были изобретены революционные механизмы, с помощью которых стало возможным создание машин, значительно облегчивших ручной труд или вовсе его заменивших. Например, к ним относятся паровая машина или прялка.

События индустриальной революции

При составлении таблицы достижений и проблем индустриальной революции поможет перечень основных событий, происходивших в то время в передовых европейских странах.

Многие историки считают точкой отсчета начала индустриализации 1765 год. Именно тогда британец Джеймс Харгривс изобрел прялку "Дженни", заменившую ручной труд десятков женщин. С ее появлением большинство и связывает начало так называемого машинного века.

После этого стала активно пополняться таблица изобретений индустриальной революции. Достижения и проблемы в то время еще некогда было анализировать. Ведь в 1784 году шотландец Джеймс Уатт изобретает паровую машину, в 1800 году еще один англичанин Генри Модсли вводит в эксплуатацию металлорежущий станок. С его помощью стало возможным в промышленных масштабах производить гайки и болты стандартного размера.

К 1803 году индустриализация доходит и до Америки. Запускается первый автомобиль на паровом двигателе, в 1807 году на воду спускают пароход "Клермонт". Так в мире начинается целая эпоха паровых судов.

Транспортные успехи

В таблице достижений и проблем индустриальной революции обязательно надо отметить 1819 год. Именно тогда пароход впервые пересек Атлантический океан. Маршрут пролегал от Ливерпуля до Нью-Йорка, путешествие заняло 26 дней. Это стало настоящим прорывом. Вопрос транспортной доступности Нового Света был решен раз и навсегда.

В 1825 году англичанин Джордж Стефенсон строит первую в мире железную дорогу. Первый поезд отправляется на пока небольшое расстояние из Стоктона в Дарлингтон.

В конце первой четверти XIX века Европа сталкивается с первыми проблемами индустриализации. Происходит кризис перепроизводства. Началось все в Англии, а затем стремительно стало распространяться на все окружающие страны.

Вторая промышленная революция

Период второй промышленной революции историки относят ко второй половине XIX столетия. Завершается же все возникновением крупных и влиятельных финансовых компаний и промышленных корпораций. С каждым годом они начинают оказывать все большее влияние на экономику и политику своих государств.

На этих этапах в таблицу достижений и проблем великой индустриальной революции нужно отнести создание первой телеграфной линии, которая соединила американские города Балтимор и Вашингтон. Это произошло в 1844 году. Спустя всего шесть лет уже телеграфный кабель соединяет Англию с остальной материковой Европой. Реализуется действительно впечатляющий по тем временам проект. Кабель прокладывают по дну пролива Ла-Манш.

А уже в 1866 году телеграфный кабель проходит по дну Атлантического океана. Так постоянная связь появляется между Америкой и Англией. При этом к 1858 году на мир обрушивается первый масштабный экономический кризис. Индустриализация приводит к тому, что все экономики передовых стран становятся взаимозависимы друг от друга. Поэтому финансовые проблемы охватывают большинство развитых стран планеты.

Достижения индустриальной революции

В школе необходима в 8 классе таблица изобретений индустриальной революции. Достижения и проблемы с ее помощью становится проще анализировать. Поэтому стоит отметить, что, начав с парового двигателя, следующим важным шагом было развитие текстильной промышленности.

За ними последовали такие отрасли, как машиностроение и металлургия. Последняя отрасль стала развиваться особенно интенсивно после появления большого количества машин, которые требовали все больше металла. Поэтому исследователи того периода считают главным достижением в металлургии замену древесного угля, который использовался еще со времен средневековых кузнецов, на каменноугольный кокс. Заслуга в этом Клемента Клерка, который ввел его в употребление еще в XVII век. Но массовое распространение он получил только во время индустриализации.

На этом же фоне быстро развивается химическая промышленность. Говоря о достижениях и проблемах индустриальной революции в таблице 8 класса, надо упомянуть о том, что стало возможным промышленное производство самых востребованных и популярных химикатов. Например, серная кислота была хорошо известна уже много лет. Но способ ее получения был кардинально иным. Если раньше она образовывалась из окислов минеральной серы при сжигании, то в 1746 году химик Джон Ребук начал применять объемные свинцовые окислы, что значительно увеличило производительность процесса.

Еще одно несомненное достижение индустриальной революции, которые в быту ощутили многие обычные горожане, - это газовые фонари. Появилось централизованное уличное освещение, что сразу увеличило производительность труда, удлинило рабочий день на заводах и фабриках и послужило причиной снижения преступности в крупных городах.

Все это стало возможным благодаря шотландцу Уильяму Мердоку. Именно он первым получил светильный газ, проведя пиролиз каменного угля. Он же придумал, как накапливать, перевозить и использовать его в фонарях.

Первые газовые светильники появились в Лондоне. Это произошло в 1812 году. Уже через несколько лет практически весь уголь, который добывался на английских шахтах, шел на уличное освещение.

Проблемы индустриализации

В 8 классе в таблице достижений и проблем индустриальной революции нужно обязательно отметить те трудности, с которыми столкнулись люди. Главная из них - это стремительная урбанизация. Появление большого числа наемных рабочих привело к социальным обострениям. Когда фабричные центры были относительно небольшими, любой городской житель мог в дополнение к своему заработку на заводе обрабатывать огород у себя перед домом, а если по какой-то причине терял работу, то шел трудиться на ферму, где всегда были нужны рабочие руки.

Но когда города стали разрастаться, такой возможности уже не оставалось. Крестьянам, которые приезжали на заработки, приходилось полностью перестраиваться, уживаться в непривычном для себя городском быте.

Социальные протесты

Одной из самых масштабных проблем стали социальные протесты. Политикам приходилось поддерживать социальные программы для неимущих, чтобы уменьшить политическую нестабильность в обществе.

Также применялось государственное регулирование отношений между бизнесом и простыми рабочими. Это способствовало снятию социальной напряженности в кратчайшие сроки.

Итоги индустриализации

При всех проблемах и сложностях итоги индустриализации были позитивными. Уровень жизни вырос практически по всем показателям. Люди стали лучше питаться, появилось доступное и качественное медицинское обслуживание, стало возможным соблюдение элементарных санитарных правил.

Как результат, заметно увеличилась продолжительность жизни, стала снижаться смертность. Демографический взрыв значительно увеличил население развитых европейских государств.

Индустриализация в России

Россию эти процессы практически не захватили. Промышленный переворот в нашей стране произошел значительно позже. Но при этом шел более быстрыми темпами.

Россия попала во второй эшелон индустриализации. Промышленный переворот проводился при активном участии государства, а не предпринимателей. В этой же компании оказались Германия, Япония и практически все страны Юго-Восточной Европы. В них тяжелая промышленность обгоняла легкую, в то время как в странах первого эшелона переворот начинался именно с легкой промышленности. Тяжелая подключалась на более поздних этапах.

Все эти процессы отражены в таблице.

Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века . Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот французским экономистом Жеромом Бланки .

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией , началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к индустриальному.

Причины промышленного переворота

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVI века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки .

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных британских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии , способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития . В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании , Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции , Пруссии , США .

Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс , главными факторами промышленной революции в Англии были следующие :

  • формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;
  • высокий уровень развития торговли;
  • формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);
  • широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;
  • развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;
  • развитие науки.

При этом он не переоценивает значение технических изобретений: «Промышленная революция произошла бы и без Кромптона и Аркрайта и была бы, особенно на поздних стадиях, такой же, какая имела место в действительности» .

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:

Прядильная машина С.Кромптона, 1779 г.

Инновации

Успех промышленной революции в Великобритании был основан на нескольких инновациях , появившихся к концу XVIII в.:

  • Текстильная промышленность - прядение нити из хлопка на прядильных машинах Р.Аркрайта (1769), Дж. Харгрейвза и С. Кромптона. Впоследствии сходные технологии были применены для прядения нити из шерсти и льна .
  • Паровой двигатель - изобретенная Дж. Уаттом и запатентованная им в 1775 г. паровая машина первоначально использовалась в шахтах для откачивания воды. Но уже в 1780-х она нашла применение в некоторых других механизмах, заменяя гидроэнергию там, где она была недоступна.
  • Металлургия - в чёрной металлургии кокс пришел на смену древесному углю , так же, как ранее он уже использовался при производстве свинца и меди . Теперь кокс использовали не только при изготовлении передельного чугуна в доменных печах , но и для получения ковкого чугуна , в том числе при пудлинговании , изобретенном Генри Кортом в 1783-1784 годах.

История промышленной революции

Наиболее известная из ранних паровых машин разработка Дж. Уатта была предложена в 1778 г. Уатт существенно усовершенствовал механизм, сделав его работу более стабильной. Одновременно мощность увеличилась примерно в пять раз, что дало 75 % экономию в себестоимости угля. Ещё более важные последствия имел тот факт, что на базе машины Уатта стало возможно преобразование поступательного движения поршня во вращательное, то есть двигатель теперь мог крутить колесо мельницы или фабричного станка. Уже к 1800 г. фирма Уатта и его компаньона Болтона произвела 496 таких механизмов, из которых только 164 использовались как насосы. Ещё 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи .

В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось.

Текстильная промышленность

Ткацкая фабрика в городе Реддиш, Великобритания

В начале XVIII в. британская текстильная промышленность ещё была основана на обработке местной шерсти индивидуальными ремесленниками. Эта система называлась «коттеджной индустрией», так как работа выполнялась на дому, в небольших домиках-коттеджах, где проживали ремесленники со своими семьями. Требующее более тонкой обработки изготовление нитей из льна и хлопка в средневековой Англии широкого распространения не получило, поэтому текстиль из хлопка импортировали из Индии .

Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу . В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук, а в 1741 г. близ Бирмингема открылась фабрика, прядильную машину на которой приводил в движение ослик . Владельцы фабрики, Пол и Вятт, вскоре открыли новую фабрику близ Нортгемптона , оснащенную уже пятью прядильными машинами с полусотней челноков на каждой, которая работала до 1764 г. В 1771 г. в Кромфорде, Дербишир , начала работать прядильная фабрика Аркрайта , который поощрял изобретательство, и его машины были усовершенствованы, теперь они приводилась в движение водяным колесом . Кроме того, теперь кроме шерсти на новых машинах стало возможно обрабатывать и растительное волокно, импортируемое из Америки. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а ещё через 10 лет - 150 прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700-800 человек.

Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик и 9 машин - для шерстяных фабрик. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

Машиностроение

В средневековой Европе изготовлением механизмов занимались мастера часовых дел и изготовители навигационных и научных инструментов. Детали часовых механизмов даже использовали при изготовлении первых прядильных станков. Многие детали изготавливали из дерева плотники , поскольку металл был дорог и труден в обработке.

С появлением все возрастающего спроса на металлические детали прядильных станков, паровых машин, а также сеялок и других механизмов, введенных в употребление в британском сельском хозяйстве с начала XVIII в. , были изобретены токарные станки , а в первой половине XIX в. фрезерный и другие станки для металлообработки .

Среди других ремесел, требовавших высокоточной обработки металла, было изготовление замков. Одним из самых известных механиков, прославившихся в изготовлении замков, был Джозеф Брама . Его ученик Генри Модсли впоследствии работал для королевского флота и сооружал машины для производства шкивов и блоков. Это был один из первых примеров поточного производства со стандартизацией деталей.

Металлургия

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле, и это потребовало развития металлургии . Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля , использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс . Его ввел в употребление в XVII в. Клемент Клерк и его мастера кузнечных дел и литья.

С 1709 г. в местечке Коулбрукдэйл Абрахам Дарби, основатель целой династии металлургов и кузнецов, использовал кокс для получения чугуна из руды в доменной печи . Из него поначалу делали лишь кухонную утварь, которая отличалась от работы конкурентов лишь тем, что её стенки были тоньше, а вес меньше. В 1750-х годах сын Дарби построил ещё несколько домен, и к этому времени его изделия были ещё и дешевле, чем изготовленные на древесном угле. В 1778 г. внук Дарби, Абрахам Дарби III, из своего литья построил в Шропшире знаменитый Железный мост, первый мост в Европе, полностью состоящий из металлических конструкций.

Для дальнейшего улучшения качества чугуна в 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования . Рост производства и улучшение качества английского металла к концу XVIII в. позволило Великобритании полностью отказаться от импорта шведского и российского железа. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

С 1830 по 1847 г. производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Транспорт

Огромное значение имело появление железных дорог . Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком . В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон , который в - гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону , открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Химикаты

Промышленная революция сделала возможным промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. Серная кислота была известна ещё в средние века, но получали её из окислов, образующихся при сжигании минеральной серы , в стеклянных сосудах. В 1746 г. Джон Ребук заменил их на более объемистые свинцовые, чем значительно увеличил производительность процесса.

Другой важной задачей было производство щелочных соединений . Метод промышленного производства карбоната натрия был разработан в 1791 г. французским химиком Никола Лебланом . Он смешивал серную кислоту с поваренной солью и получаемый сульфат натрия нагревал со смесью известняка и угля . Смесь продуктов реакции обрабатывали водой, из раствора получали карбонат натрия, а нерастворимые вещества (известняк, уголь и сульфид кальция) отбрасывали. Хлороводород поначалу также загрязнял атмосферу производственных помещений, но позже его научились использовать для получения соляной кислоты. Метод Леблана был прост, дешев и давал значительно более доступный продукт, чем ранее использовавшийся метод получения соды из золы растений .

Карбонат натрия использовали во множестве производственных процессов, в том числе для изготовления мыла, стекла, бумаги, а также в текстильной промышленности. Серная кислота кроме производства соды также находила применение для удаления ржавчины с металлических изделий и в качестве отбеливателя для тканей. Лишь к началу XIX в. Чарльз Теннант и Клод Луи Бертолле разработали более эффективный отбеливатель на основе хлорной извести . Фабрика Теннанта по производству нового отбеливателя в течение длительного времени оставалась крупнейшим в мире химическим предприятием.

В 1824 г. британский каменщик Джозеф Аспдин запатентовал химический процесс производства портландцемента . Он заключался в спекании глины с известняком . Далее смесь перемалывали в порошок, смешивали с водой, песком и гравием , в результате чего получался бетон . Через несколько лет инженер Марк Изамбар Брюнель применил бетон для строительства первого в мире водонепроницаемого тоннеля под рекой Темзой , а в середине XIX в. его использовали для сооружения современной городской канализации.

Газовые фонари

Ещё одним достижением промышленной революции стало уличное освещение. Его появление в британских городах стало возможным благодаря шотландскому инженеру Уильяму Мердоку. Он изобрел процесс получения светильного газа путем пиролиза каменного угля , а также способы его накопления, транспортировки и использования в газовых фонарях. Первые газовые светильники были установлены в Лондоне в 1812-20 гг. Вскоре большая часть угля, добываемого в Великобритании, шла на нужды освещения, так как оно не только повышало комфорт и безопасность на городских улицах, но и способствовало удлинению рабочего дня на фабриках и заводах, ранее зависевших от освещения сравнительно дорогостоящими свечами и масляными лампами.

Промышленный переворот в России

В целом уровень жизни населения в результате промышленной революции вырос. Улучшение качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания привело к значительному росту продолжительности жизни и падению смертности . Произошел демографический взрыв . За 13 веков (с VI по XIX век) европейской истории население континента никогда не превышало 180 млн человек. За один только XIX век (с 1801 по 1914 годы) число европейцев возросло до 460 млн человек.

По мнению исследователей Н.Розенберга и Л.Бирдцелла, «промышленная революция обозначила начало драматического периода улучшения в материальном положении западноевропейских и американских обществ, которое коснулось всех и каждого», а «романтическое представление о благополучной жизни работников в доиндустриальной Европе можно отвергнуть как чистую фантазию».

Образование

Знания об инновациях распространялись разными путями. Работники, получившие квалификацию у одного нанимателя, могли затем перейти к другому. Такой способ повышения квалификации был весьма распространенным, в некоторых странах, таких как Франция и Швеция , отправлять работников на стажировку за границу даже было государственной политикой. Стажеры, как и сейчас, обычно вели записи о своих работах, дошедшие до наших дней как памятники эпохи.

Другим способом распространения знаний были философские общества и кружки, члены которых, в частности, изучали «натуральную философию », как тогда называли естественные науки и её практические приложения . Некоторые общества публиковали отчеты о своей деятельности, на основе которых позже возникли научные журналы и прочие периодические издания, в том числе энциклопедии .

Средневековые университеты в ходе промышленной революции также изменились, а их образовательные стандарты приблизились к современным. Кроме того, появились новые высшие учебные заведения, в частности, политехнические и специализированные институты и академии.

См. также

Литература

  • Потемкин Ф. В. Промышленная революция во Франции. От мануфактуры к фабрике (М.: Наука. 1971)

Ссылки

  • Дмитрий Травин. Отар Маргания. Европейская модернизация
  • Н.Розенберг, Л. Е. Бирдцелл, мл. Как Запад стал богатым
  • Хобсбаум Э. Век Революции. Европа 1789-1848

Примечания

  1. Это является одним из аргументов сторонников теории первоначального накопления .
  2. Хикс дж. Теория экономической истории . М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2003. С.184-188; Hicks J. A Theory of Economic History. Oxford, 1969, pp. 145-166
  3. То есть он считает экономические и социальные факторы основными и главными причинами промышленной революции в Англии
  4. То есть он не считает технические изобретения основной и главной причиной промышленной революции в Англии.
  5. Вопросы экономики, № 8, 2008, «В поисках институциональных характеристик экономического роста», стр. 17
  6. Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York - London, 1980 pp. 233, 266; Wilson C. England’s Apprenticeship, 1603-1763. New York, 1984 pp. 166, 184
  7. J-F.Bergier. The Industrial Bourgeoisie and the Rise of the Working Class 1700-1914. Fontana Economic History of Europe, ed. by C.Cipolla. Vol. III, Glasgow, 1978, pp. 412-413; Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530-1780. Bristol, 1967, pp. 199-201
  8. Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530-1780. Bristol, 1967, pp. 139, 179
  9. Более подробное изложение этого взгляда экономических историков на причины Промышленной революции содержится в книге: Кузовков Ю. Мировая история коррупции. М., 2010, главы XII, XIV-XVII
  10. Eric Bond, Sheena Gingerich, Oliver Archer-Antonsen, Liam Purcell, Elizabeth Macklem The Industrial Revolution – Innovations . Industrialrevolution.sea.ca (17 февраля 2003). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 30 января 2011.
  11. Hulse, David H: The Early Development of the Steam Engine; TEE Publishing, Leamington Spa, U.K., 1999 ISBN 1-85761-107-1
  12. L.T.C. Rolt and J. S. Allen, The Steam engine of Thomas Newcomen (Landmark, Ashbourne, 1997), 44.
  13. Rolt and Allen, 145
  14. Всемирная история. Энциклопедия. Том 6.ГЛАВА VI.ДВОРЯНСКО-МОНАРХИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И БУРЖУАЗНО-РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 20-х ГОДОВ XIX В.