Проблемы совершенствования налоговой системы российской федерации. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Основные проблемы в налогообложении

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Шкурко Ксения Сергеевна
Дальневосточный федеральный университет


Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы и представлены возможные пути совершенствования налоговой системы. Налоговая система это один из важнейших регуляторов экономических отношений. Актуальность исследуемой работы заключается в том, что выбранная правительством РФ налоговая система препятствует эффективному развитию рыночных отношений в мире, поэтому она требует значительного усовершенствования.

PROBLEMS OF TAX SYSTEM AND WAY OF ITS IMPROVEMENT

Shkurko Kseniya Sergeevna
Far Eastern Federal University


Abstract
In this article problems are considered and possible ways of improvement of tax system are presented. The tax system is one of the most important regulators of the economic relations. Relevance of studied work is that the Russian Federation chosen by the government the tax system interferes with effective development of the market relations in the world therefore she demands considerable improvement.

Научный руководитель:

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Данное весьма очевидно, так как это облегчает работу как самих налоговых органов,так и юридических и физических лиц. С такой системой проще определять экономический итог, меньше заморочек при составлении отчетных документов и тому подобное. Но в нашей стране такую направленность заметить невозможно, так как налоговая система имеет сложную систему, что приводит к нестабильному положению нашу экономику.

Объектом исследования представленной статьи являются проблемы и пути совершенствования налоговой системы.. Проблемы совершенствования налоговой системы очень значимы на сегодняшний момент, так как эта система нуждается в еще большем развитии. Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что выбранная правительством РФ налоговая система препятствует эффективному развитию рыночных отношений, поэтому она требует значительного усовершенствования

Основным регулятором экономических отношений является налоговая система.Она выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а так же определяет преимущества экономического развития. Налоги являются основными источниками пополнения государственного бюджета. От их формирования зависит каким образом будет развиваться общество в целом.

Большинство проблем налоговой системы как правило выступают результатом противоречивости и запутанности нормативной базы,и отсутствием эффективной связи исполнительной и законодательной власти

Приведем ряд конкретных проблем налоговой системы:

Во-первых одной из главных проблем является - усложненность налоговой системы. Это проявляется в том,что в налоговой системе существуют различные налоги, акцизы отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу какого –либо предприятия в результате чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге приходится платит пени за несвоевременную уплату налога.

Во-вторых – нестабильность налогового законодательства, Это обусловливается тем,что в налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны,тем самым еще более обостряя экономический кризис.

В – третьих одним из недостатков налоговой системы является, то что налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

В-четвертых, отметим – нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов.,что не способствует эффективному функционированию налоговой системы.

Так же хочется выделить еще одну существенную проблему слабый контроль за сбором налогов,в результате чего происходит уклонению от уплаты налогов, тем самым уменьшаются налоговые поступления

Таким образом,мы выделили основные проблемы налоговой системы.

Что касаемо совершенствования налоговой системы: необходимо привести в действие налоговый механизм. Благодаря этому произойдет стимулирование инвестиций в развитие малонаселенных регионов и будет наблюдаться стремительное развитие высокотехнологичных производств, Все это позволит преобразовать нынешнею налоговую систему.

Вносимые поправки в законодательство о налогах и сборах должны быть направлены на внесения определенной ясности законодательства и на однозначность его применения, для этого нужно сохранить стабильность налоговой системы

Стабильность налоговой системы заключается в неизменности правил уплаты налогов в течение длительного периода, что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений

Так же для усовершенствования налоговой системы,необходимо дать право руководству РФ на создание дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые не затронуты либо же не в полном объеме затронуты законодательством РФ в области налогов и налогообложения.

Итак в данной статье были рассмотрены проблемы налоговой системы и приведены возможные пути ее совершенствования. Этот вопрос остается актуальным посей день. Для функционирования эффективной налоговой системы необходимо привести ее в полный порядок. Для этого необходимо учесть все возможные недостатки и постараться сделать нашу систему проще.

1

Степанова Я.А. 1

1 Владивостокский университет экономики и сервиса

1. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5. – С. 9-16.

2. Козаков Е.М., Шеломенцев А.Г., Сафин Р.Т. Инвестиционная политика как инструмент регулирования воспроизводственных процессов // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2005. – № 1. – С. 88-95.

3. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 5 (38). – С. 63-65.

4. Корень А.В., Корнева Е.В. Анализ подходов к оценке предпринимательской активности // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 12-2 (41-2). – С. 941-944.

5. Корень А.В., Татуйко А.В. Региональная налоговая политика как инструмент формирования благоприятного инвестиционного климата на Дальнем Востоке // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 11 (44).

6. Корень А.В., Нефедьева А.С. Региональная налоговая политика как инструмент динамичного развития территории Дальнего Востока // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. – № 37. – С. 172-177.

Одной из главных особенностей налоговой политики современной России является совершенствование налогообложения имущества и прибыли физических и юридических лиц. Несовершенство налоговой системы России приводит: к утечке капитала за рубеж, развитию теневой экономики, массовым уклонениям предприятий от уплаты налогов.

К основным причинам уклонения предприятий от уплаты налога можно отнести: тяжесть налогового бремени, узкие знания в области налогового законодательства, корыстный умысел предпринимателей, нежелание исполнять свои обязанности перед государством, последнее на прямую связано с ментальностью российского населения.

Еще одной из актуальных особенностей является чрезмерно высокая доля косвенных налогов. По потребительским товарам физические лица являются основными носителями косвенных налогов. Косвенные налоги имеют регрессивный характер, что приводит к существенному снижению жизненного уровня малообеспеченных слоев населения, а это, в свою очередь, является причиной недостаточной реализации социальной функции российских налогов.

В налоговой политике России фискальная функция является главной, это еще одна из особенностей, которая пагубно влияет на развитие народного хозяйства страны. Налоги должны стать не только основным источником формирования государственного бюджета, но и мощным стимулом к развитию производства страны .

Также нестабильность российских налогов, постоянное изменение ставок и льгот играют негативную роль на пути развития государства. Нестабильность налоговой системы России это одна из важнейших проблем налогообложения.

Более подробно остановимся на рассмотрении проблем налоговой политики России на разных экономических уровнях.

Проблемами налоговой политики России на макроэкономическом уровне являются:

● неравномерное распределение налогового бремени между добросовестными и уклоняющимися налогоплательщиками.

● отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику.

● отсутствие налогоплательщиков среднего класса, что является причиной переложения налогов на производственную сферу.

Проблемами налоговой политики России на микроэкономическом уровне являются:

● запутанность и противоречивость многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы.

● расхождения между стандартами налогового и бухгалтерского учета, приводящие к трудоемкому исчислению налогооблагаемой прибыли.

● ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий.

● множественность налогов.

Рассмотрим перспективы в области налоговой политики России на период 2015 - 2016 годов:

● поддержка и привлечение инвестиций, развитие человеческого капитала;

● улучшение налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра;

● упрощение налогового учета и установление тесной связи с бухгалтерским учетом;

● улучшение налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях;

● преобразование налогообложения торговой деятельности;

● налогообложение добычи полезных ископаемых;

● совершенствование страховых взносов;

● улучшение налогообложения недвижимого имущества физических и юридических лиц;

● акцизное налогообложение;

● противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;

● преобразование налогового администрирования.

Остановимся на более подробном рассмотрении важных преобразований для большинства налогоплательщиков. Улучшение налогообложения физических лиц планируется связать с привлечением и поддержкой частных инвестиций и развитием человеческого капитала.

Основной задачей станет выравнивание налогового бремени для доходов от различных видов инвестиций. В налогообложении финансовых инструментов планируется изменить порядок уплаты налогов на финансовых рынках, снизить контроль над ценами по сделкам на фондовых ранках и ставками по банковским кредитам. Также планируется увеличение ставки транспортного налога в отношении дорогостоящих автомобилей.

Очень большее внимание стало уделяться и региональной налоговой политике. Так, законодательные органы Приморского края сумели ввести ряд существенных налоговых льгот для предприятий.

В акцизном налогообложение предвидится очередное повышение ставок на бензин, алкогольную продукцию и табак. В отношении НДС предлагается упростить порядок подтверждение применения нулевой ставки с помощью электронного документооборота.

Налоговая система России на данный период времени является несовершенной. Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба постоянно вносят поправки и изменения в налоговый кодекс, надеясь на улучшение уровня налогообложения и финансового состояния страны, и, следует отметить, что в какой-то степени данные действия положительно влияют на совершенствование налоговой системы России. Тем не менее, существует и отрицательный момент, связанный с нестабильностью налоговой политики. И в настоящее время главными проблемами налоговой политики России являются именно нестабильность и несовершенство налогового законодательства.

Библиографическая ссылка

Степанова Я.А. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13123 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Сущность налоговой системы

Развитие государственности неразрывно связано с необходимостью содержания государственного аппарата. Средства для этого издавна собирались с населения и субъектов хозяйствования. Эти сборы получили название налогов.

Определение 1

Налоги – это обязательные безвозмездные платежи, которые взимаются органами государственной власти с юридических и физических лиц в пользу государства для содержания государственного аппарата и финансирования осуществления государством и его структурными образованиями своих функций.

Каждое государство устанавливает свой свод налогов. Все разнообразие налогов условно можно разделить на несколько групп по разным критериям. Налоги бывают:

  • прямые;
  • косвенные;
  • аккордные;
  • подоходные.

Прямые налоги взимаются с налогоплательщиков за доходы от факторов производства. Это налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль и т.п. . Косвенными налогами включены в цену товара. Поэтому их оплачивает потребитель. Это налог на добавленную стоимость, акцизные сборы.

Ставка аккордных налогов устанавливаются государством без учета уровня дохода объекта налогообложения (экономического агента). Подоходный же налог представляет собой определенный процент от дохода. Выделяют прогрессивный, регрессивный и пропорциональный виды подоходного налога.

Несмотря на разнообразие видов налогов, все они выполняют несколько важных функций:

  • фискальную (обеспечение наполнения доходной части бюджета);
  • распределительная (перераспределение собранных в бюджете средств в соответствии с государственной и региональной политикой);
  • регуляторная (как способ государственного влияния на экономические процессы);
  • функция контроля (контроль за своевременным поступлением налогов и за финансовым состоянием).

Процессы установления налогом и их взыскания регулируются специальным налоговым законодательством государства. Эти же законы определяют органы, ведающие вопросами налогообложения, и устанавливает их полномочия.

Определение 2

Налоговая система государства – это совокупность законодательной базы налогообложения, видов налогов, государственных органов налоговой службы, субъектов налогообложения и государственной налоговой политики.

Основные проблемы в налогообложении

Нет идеальных налоговых систем. Каждое государство сталкивается с определенными проблемами в этом вопросе. Основное противоречие – это обязательный, принудительный характер налоговых платежей. В случае уклонения от уплаты налогов, налогоплательщику грозит уголовная ответственность. Но ставки налогов иногда бывают настолько несоразмерны с производственными затратами и полученной прибылью, что их уплата может поставить предпринимателя на грань банкротства.

В связи с этим, чтобы повысить доход в бюджеты различных уровней за счет прямых налогов следует проанализировать ситуацию и принять меры для финансового оздоровления убыточных предприятий. Для этого следует снизить налоговые ставки или ввести льготное налогообложение. Увеличить поступления в бюджет можно путем привлечения инвестиций на территорию субъекта государства.

Еще одной проблемой является необходимость развивать инфраструктуру для поддержки малого бизнеса. Требуется постоянно расширять для предпринимателей возможности доступа к информационным ресурсам. Чрезмерное развитие чиновничьего аппарата в некоторых государствах (особенно на постсоветском пространстве и в ряде стран Азии) создает неоправданные административные барьеры для осуществления предпринимательства.

Существенной проблемой является соответствие ставки налогов и уровня доходов предпринимателя. Еще Адам Смит отмечал необходимость разумного применения налогов. В противном случае «неразумная налоговая политика» может привести к увеличению контрабанды. А это приводит к потерям в бюджете.

Проблемы налоговой системы России

Одной из самых главных проблем российской экономической жизни является постоянный дефицит бюджета. Он имеет хронический характер из-за постоянного превышения расходов над доходами. Эта ситуация приводила к эмиссии, ибо налоговые поступления не могли покрыть растущие расходы. Ввиду выше сказанного можно выделить следующие проблемы, связанные со сферой налогов:

  • политическая нестабильность в стране ограничивает способность власти взимать налоги;
  • несбалансированный бюджет угнетающе действует на состояние налоговой базы;
  • государство ограничено в возможностях взимать налоги с превышением определенного уровня.

В настоящее время стала очевидной несовместимость существующего уровня и способа взыскания налогов и демократических целей политического режима, уровня экономического развития отраслей, регионов и государства в целом. Неправильное понимание причин бюджетного кризиса руководством страны приводит к ошибкам при попытках его преодоления. Они проявлялись в попытках улучшения собираемости налогов за счет повышения эффективности налогового администрирования и оптимизации налогового законодательства.

Упомянутые выше меры приносили лишь кратковременный и местный эффект. После этого собираемость налогов снова резко снижалась. Несостоятельность попыток объясняется тем, что уровень налогового сбора не должен превышать $30$ % внутреннего валового продукта. Поэтому необходима основательная перестройка всей налоговой системы (глубокая реформа, реорганизация).

Налоговая система России должна стать менее запутанной и громоздкой. Предстоящая реформа должна упорядочить существующие нормы налогообложения. Предполагается совершенствование как самой структуры налогов, так и налоговых органов на всех уровнях государственных образований. Это позволит оптимизировать обеспечение сбора налогов.

Замечание 1

К сожалению, несовершенство налогового законодательства связано с текущими потребностями реалий политической и экономической жизни. Налоговые правовые институты не успевают за темпами развития современной экономики. Кроме того, в науке налогового права нет единой концепции, единства взглядов на построение необходимых моделей и законов.

налоговый платеж бюджетный

Проблемы современной налоговой системы РФ

В настоящее время экспертами в области налогообложения выделяются следующие проблемы налоговой системы РФ. Отмечается, что система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является не эффективной и не экономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, делает налоговую систему не экономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.

Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном бюджете, внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные образования регионов в их экономическом развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога и пользу бюджета региона. Более того, законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъектов налога как производителей товаров уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.

На современном этапе принятые и используемые налоговые федеральные законы, законы и нормативно-правовые акты не соответствуют в полном объеме конституционным нормам. В этом плане необходимо выполнить анализ по согласованию норм Конституции РФ и налогового регулирования и наметить пути их решения.

В настоящее время налоговая система РФ совсем не отвечает потребностям в инновационном развитии страны .

Таким образом, в настоящее время система налогообложения работает недостаточно эффективно, не полностью выполняется фискальная функция, почти не выполняется стимулирующая, распределительная и социальная функции.

Основные пути совершенствования налоговой системы РФ

Рассмотренные в предыдущем пункте проблемы налоговой системы РФ позволяют наметить следующие пути ее совершенствования.

Необходимо внести изменения в положения первой и второй части НК РФ, дополнив их специальным налоговым режимом, который содержал бы в себе льготный режим для налогообложения организации, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. Он бы полностью освободил данные организации от уплаты НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также реализацию результатов НИОКР.

Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой. Для эффективного функционирования налоговой системы необходимо решить ряд задач, которые являются первостепенными, в частности, необходима оптимизация налога на доходы физических лиц, так, как во всех странах, которые добились успеха в экономике, существует прогрессивная шкала подоходного налога. Несмотря на максимальные ставки налога в развитых странах существует равномерное распределение доходов, которое обеспечивается прогрессивной шкалой, что является одним из обязательных условий экономического развития любой страны. Высокое неравенство доходов губительно для экономического роста, а долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения и российский опыт это подтверждает. Другим существенным резервом может стать повышение налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний. К примеру, сумма дивидендов (около80 млрд. руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда160 тыс. работников этих компаний, а так как эти компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались.

В коренном совершенствовании нуждается налог на добавленную стоимость. Во-первых, необходимо упростить методику расчёта НДС хотя бы для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС. Более половины дел в арбитражных судах связаны именно с этим налогом, в связи с этим, необходимо совершенствование налоговой базы по НДС следующим образом.

За налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, а входящую в неё добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учёта. При этом счета-фактуры сохраняются, но они теряют свою значительную роль для российских производителей, работающих на внутреннем рынке. Во-вторых, необходимо отменить или существенно снизить ставку возмещения НДС при экспорте сырья, что позволит сохранить в бюджете сотни млрд. руб. Например, данная мера существует в Китае.

Налоговое администрирование тоже нуждается в существенных изменениях, например, полезной мерой могло бы стать упрощение налоговой отчётности. На сегодняшний день общий объём деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до80 страниц, ведь на каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных. Объём налогового отчёта можно сократить до 1 - 2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. Если информацию о предприятии и налогах поместить на одной странице, сразу будет видно, кто создает добавленную стоимость и даёт людям работу, а кто занимается перепродажей; кого надо проверять, а кого можно и не проверять.

На сегодняшний день в отчётах, которые сдаются, содержится очень много информации, которая не представляет ценности. А упрощение налогового учёта - это одно из важнейших направлений совершенствования налоговой системы в части улучшения положения налогоплательщиков. Особенно актуально это для ведения упрощенной системы налогообложения, которую в настоящее время применяют, в основном, предприятия малого и среднего бизнеса, которые должны стать основой развития экономики в посткризисном пространстве.

Ещё одним немаловажным направлением в совершенствовании налоговой системы может стать снижение налогов на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны и не могут выдержать конкуренцию с контрабандной и контрафактной продукцией, заполонившей нашу страну. Для указанных предприятий надо сделать Россию оффшорной зоной, налоговой «гаванью». Тогда несырьевое развитие нашей страны станет реальностью, а на российском рынке будет больше российских товаров (одежды, обуви, мебели, глянцевых журналов, бытовой техники и т.п.). Сегодня налоговые поступления от вышеуказанных предприятий ничтожны. Ещё более ничтожными будут потери бюджета, если снизить на них налоговую нагрузку.

Так же одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг.

Таким образом, приоритеты и направления налоговой политики в настоящее время требуют создания единой и согласованной налоговой системы. Целью совершенствования налоговой системы должны быть достижение её стабильности, развитие налогового федерализма, направленного на обеспечение доходов федерального, региональных и местных бюджетов.

При реализации предложенных мер, налоговая система будет наиболее рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов.

Юшаева Разет СаидЭмиевна,Кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический институт, Грозный[email protected]

Актуальные проблемы налоговой системы России

Аннотация. Аннотация. Статья представляет особую актуальность, так какстабильная налоговая система является одним из важнейших условий эффективного функционирования финансовой системы практически любого государства.Ключевые слова: налоговая система, вопросы эффективногореформирования, налоговая нагрузка, регулированиеэкономики.

Взимание налогов –одно из фундаментальных условийсуществованиялюбогогосударства,его развития и процветания. Переход от плановой экономики обусловил практически полное перестроение российской налоговой системы и задал новый вектор ее развития.В процессе построения рыночной экономикиналоги берут на себя функциюодного изнаиболее действенныхинструментоврегулирования протекающих в стране экономических процессов. Налоги являются главным регулятором процесса воспроизводства экономических благ, который влияет на основные характеристики функционирования современной экономики.Различают три основных типа реализации налоговой политики в государстве:1) ярко выраженная фискальная политика. Такая политика выжимает максимум из хозяйствующих субъектов;2) установление умеренного размера налогов.Такая политика создает благоприятные условия для развития предпринимательства в стране, что со временем способствует и росту налоговых поступлений;3) сильная централизация всех финансов страны путем установления высоких размеров налогов, но при этом предусматривается и высокий уровень социального обеспечения граждан. Такая модель нередко называется «шведским социализмом».Как правило, в развитых западных странах реализуются второй или третий типы налоговой политики, в отличие от России, для которой характерен первый тип. Поэтому существует острая необходимость в реформировании налоговой системы страны, ведь такая политика вовсе не способствует повышению налоговых доходов, как может показаться на первый взгляд. Напротив, в таком случае все чаще хозяйствующие субъекты уходят в теневую сферу экономики. Главными проблемами российской налоговой системы являются:1) отсутствие стабильности в проводимой налоговой политике;2) высокий уровень налогового бремени,которое лежит на налогоплательщиках;3) превышение разумного количества налоговых льгот, которое приводит к существенным потерям бюджетов бюджетной системы России;4) недостаточное стимулирование реального сектора экономики.В свою очередь главной проблемой Налогового кодекса РФ можно считать то, что «он не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения».Однако, это далеко не единственная проблема современного российского налогового законодательства. Среди таких проблем можно выделить следующие:1) практически полностью отсутствует экономикоправовая документация, подкрепляющая вводимые налоги; также отсутствуют ссылки на конституционные положения при установлении различных налогов; бюджетные интересы практически никак не связаны с интересами налогоплательщиков;2) такая функция налогов как обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления не прокомментирована в официальных документах;3) фискальная функция налогов играет доминирующую роль в налоговой системе России.Важно отметить, что очень большой потенциал для увеличения налоговых доходов сосредоточен в теневой сфере экономике. Однако, капиталам, скрываемым от налогообложения, даже при желании подчас бывает практически нереально вернуться в легальную производственную сферу, так каккрупный приток инвестиций, как правило, привлекает внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, однажды попавшие в теневую сферу экономики, в большинстве случаев так в ней и остаются.На данный момент можно выделить три основных направления реформирования современной налоговой системы страны:1) стимулирование инновационных предприятий различными налоговыми инструментами;2) повышение эффективности отдельных налогов и сборов путем их реформирования;3) меры, предпринимаемые в отношении налогового администрирования.По первому направлению предусматривается:1.снижение суммарной ставки взносов в государственные внебюджетные фонды;2.изменение порядка определения норм амортизации в пользу предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;3. устранение всех неясностей и противоречий при определении порядка учета расходов в инновационной деятельности;4. формирование резервов предстоящих расходов предприятий на научноисследовательские и опытноконструкторские разработки;5. оптимизация перечня документов, которые необходимы для подтверждения обоснованности ставки 0% по НДС при осуществлении экспортных операций;6.освобождение от обложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода его в эксплуатацию;7. ослабление административного давления на инновационные предприятия со стороны налоговых органов, включая уменьшение сроков проведения налоговых проверок иих периодичности;8.создание специального налогового режима для предприятийрезидентов инновационного центра "Сколково".По второму направлению реформирования современной налоговой системы России предусматривается:1) по налогу на прибыль организаций:

установление нового порядка переноса убытков при реорганизации предприятий, который предусматривает некоторые ограничения по сроку и размеру прибыли, которая направляется на погашение убытка указанных предприятий;

решение вопроса о законодательном регулировании отнесения %ов по долгам на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли;

совершенствование порядка учета расходов предприятий и организацийна освоение природных ресурсов;

устранение всех неясностей и неточностей при налогообложении прибыли налогоплательщиков, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией объектов обслуживающих производств;

увеличение с прежних 3 млн.до 10 млн.рублейвеличины доходов от реализации, при получении которыхпредприятия и организации уплачивают только квартальные авансовые платежи.2) поНДС:

усовершенствование порядка оформления счетовфактур;

уточнение порядка восстановления сумм НДСпри осуществлении строительномонтажных работ, проведенных на объектах, используемых дляосуществления операций, которые не подлежат налогообложению;

уточнение механизма применения ставки 0 % при реализации товаров на экспорт и перемещения припасов в том случае, если поступила выручка от реализации данных товаров (припасов) от третьих лиц;

уточнение порядка освобождения от НДС услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения спортивнозрелищных мероприятий.3) по акцизам:

усовершенствование механизма исчисления и уплаты акцизов с этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

индексация ставок акцизов на очередной финансовый год с учетом приблизительного уровня инфляции. При этом в первую очередьиндексации подвергнутся ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.4) Еще одним шагом на пути усовершенствования российской налоговой системы является введение налога на недвижимость. По данному налогу предусматривается подготовка изменений в налоговое законодательство и, в частности, Налоговый кодекс РФ.Указанные изменения предполагают постепенный переход к этому налогу от ныне действующих налога на имущество организаций и земельного налога, а также вводят предельные сроки этого перехода.5) По налогообложению имущества предусмотрены следующие меры: переход обязанности по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в отношении имущества ПИФа на управляющие компании; утверждение порядка исчисления земельного налога при нецелевом использовании земель с/х назначения с коэффициентом «4»по основной ставке налога по этим землям; уменьшение количества льгот по данным налогам.6) По налогу НДПИ, который взимается при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), а также при добыче твердых полезных ископаемых предусмотрено:

проведение анализаобоснованности введения ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть в размере 0 руб. при добыче нефти на новых месторождениях севера ЯмалоНенецкого округа как в случае с месторождениями Восточной Сибири;

изменение порядка налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых природного газа, который закачивается обратно в пласт для сохранения необходимого давления;

осуществлениеоценки целесообразности установления понижающих коэффициентов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на новых участках недр с незначительными запасами;

проведение работы по введению налоговых стимулов дляэкологичной утилизации попутного нефтяного газа, а также по определению разумного размера ставки налога на добычу полезных ископаемыхна природный газ с учетомдинамики цен на газ;

разработка порядка перехода в дальнейшем на налогообложение добычи природных ресурсов,основанного на результатахФХД (так называемый, налог на добавочный доход);

проведение работы по как можно более широкому использованию специфических налоговых ставок при добыче твердых полезных ископаемых (таких как, торф, соль, каменный уголь и другие).7) По водному налогу планируетсяпроведение индексации размеров ставок налога с учетом существенного роста тарифов на воду.8) По специальным налоговым режимам проведено совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента и ее трансформация в самостоятельный специальный налоговый режим; постепенный уход от применения налогового режима в виде уплаты единого налога на вмененный доход и его замена на патентую систему налогообложения.По третьему направлению реформирования российской налоговой системы предусмотрено:

ужесточение контроля со стороны налоговых органов за применением трансфертных цен в целях налогообложения;

введение в налоговую практику института консолидированных групп налогоплательщиков, а также особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для участников таких групп; увеличение доли электронного документооборота в налоговой сфере; упрощение процесса администрирования налогообложения физических лиц.Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в целом налоговая политика в ближайшем будущем будет направлена на создание благоприятных условий для восстановления положительных показателей экономического роста путем стимулирования инновационной деятельности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.С учетом существующих проблем налоговой системы России и уже осуществляемых мер по их устранению можно выдвинуть следующие предложения по дальнейшему совершенствованию налоговой системы:1)Облегчение общей налоговой нагрузки.Сокращение налогового бремени без ущерба для доходов бюджета в целом может быть полученопутем отмены целого ряда льгот, негативно сказывающихся на перспективах развития налоговой системы страны. Количество льгот по разным налогам в настоящее времяпревышает разумные пределы. На практике часто происходит получение льгот в результате продвижения интересов отдельных групп хозяйствующих субъектов, что противоречит принципу равенства налогоплательщиков.2)Упрощение налоговой системы.Закрепление исчерпывающего списка налогов и сборов при уменьшении их общего числа и максимально возможном объединении ужефункционирующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.3)Повышение качества работы налоговых органов.Существует необходимость осуществления тщательного контроля за качеством работы налоговых органов, а также за компетентностью их работников.4)Установление прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц.В большинстве развитых странналогоплательщики с более высокими доходами платят в бюджет налоги по более высокой ставке, а слои населения, нуждающиеся в социальной защите, от них освобождаются. Введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц оказало бы положительное влияние на налоговые поступления в бюджет, учитывая, что налог на доходы физических лиц занимает одно из ведущих мест в структуре налоговых поступлений.5)Проведение работы по уменьшению задолженности по налогам исборам.В России серьезной проблемой стало уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов, получили широкое распространение различные схемы обхода налогового законодательства. Одной из основных задач контролирующих органов остается эффективный выбор объектов налоговыхпроверок и совершенствование проводимых документальных проверок. 6) Увеличение уровня налогообложения дивидендов от долевого участия акционеров в капиталах крупных компаний.7) Упрощение механизма расчета по налогу на добавленную стоимость для российских организаций, не имеющих льгот по данному налогу.Целесообразно при расчете налога на добавленную стоимость вместо реализации продукции принимать в качестве налоговой базы входящую в нее добавленную стоимость, которая состоит из фонда оплаты труда, амортизации, прибылии налогов и которая без особых затруднений может быть определена по данным бухгалтерского учета.8) Существует необходимость в снижении налогового бременипредприятий, производящих товары широкого потребления, а также инновационные предприятия, которые на сегодняшний день неконкурентоспособны на внутреннем рынке страны.9) Упрощение налоговой отчетности.Налогоплательщик обязан подавать декларации на нескольких десятках страниц, что очень затруднительно для лиц, занимающихся малымбизнесом или вовсе не имеющих отношения к предпринимательству. Кроме того, при заполнении данных деклараций возможны ошибки, которые могут повлечь за собой ответственность вплоть до уголовной.Сегодня налоговая система практически любого государства являетсяодним из главныхрычагов,которые регулируютфинансовые отношения предприятий с государством. Основная ее цель заключается в обеспечениигосударствафинансами, необходимыми длявыполненияим своих задач и функций. Посредством налогов, льгот и санкцийгосударствоосуществляетвоздействиена экономическое поведение хозяйствующих субъектов для того, чтобысоздать благоприятныеусловия для всехучастниковобщественного воспроизводства. Налоговые рычаги регулирования экономикисовместнос другими экономическими рычагами способствуют созданию единого целостного рынка,который в свою очередь способствуетразвитиюрыночных отношений.

Ссылки на источники1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. –М.: Эксмо, 2013 г.2.Борзунова О.А. Правовые аспекты налоговой реформы в Российской Федерации: первые результаты и нерешенные проблемы.3.Алиев, Б.Х. Налоговая система: понятие, структура и параметры / Б.Х. Алиев // Налоги. 2011. №3. С.1618.4.Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право // Под ред. А.В. Брызгалина. М., 2012. - 307 с.5.Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2012.6.Исаков, В.Б. Современная налоговая система: точку ставить рано / В.Б. Исаков // Налоговая политика и практика. 2013