Природные условия для развития сельского хозяйства великобритании. Отрасли специализации и территориальная организация хозяйства великобритании

Природные условия для развития сельского хозяйства великобритании. Отрасли специализации и территориальная организация хозяйства великобритании

Территория Великобритании

Государство на Британских островах общей площадью 244,7 тыс. кв. км. Состоит из четырех историко-географических областей: Англии , Уэльса (завоеван в 1264 г.), Шотландии (присоединилась в 1707 г.), Северной Ирландии . Под контролем Великобритании остаются 15 зависимых территорий с населением менее 200 тыс. человек, в основном маленькие острова в Атлантическом океане.

Население Великобритании

61,4 млн человек (2008 г.), темпы его прироста в 2004- 2008 гг. составляли 0,6%. Ожидаемая продолжительность жизни высокая — 79,01 года (мужчины — 76,52 года, женщины — 81,63 года) (на июнь 2009 г.). Внешняя миграция положительная, так как приток превышает отток. Большая часть населения — англичане (80%), шотландцы — 15%, остальные — ирландцы, валлийцы (уэльсцы).

Государственное устройство Великобритании

Парламентская монархия . В стране нет конституции в виде основного закона, но законы, которые принимает парламент, имеют конституционное значение. Глава государства — монарх. На практике все прерогативы осуществляет кабинет министров.

Парламент состоит из палаты лордов (пожизненные и наследственные лорды — 618 человек) и палаты общин (выборный орган из 659 депутатов). Исполнительный орган — правительство. Оно формируется лидером партии, получившей на выборах наибольшее количество мест в палате общин. Правительство состоит из членов кабинета и министров, не входящих в кабинет.

Административно-территориальное деление Великобритании

Страна делится на 47 графств (7 муниципальных графств, 26 округов, 9 районов и 3 островные территории). Столица — Лондон. Другие крупные города: Бирмингем, Лидс, Ливерпуль, Глазго.

Объем , темпы экономического роста и другие статистические показатели Великобритании

Показатель

Темпы прироста. %

Численность населения, млн человек

Прирост населения

ВВП, млрд долл. США (по обменному курсу)

Рост реального ВВП (с учетом инфляции)

ВВП, млрд долл. США (по паритету покупательной способности)

Рост внутреннего спроса

ВВП на душу населения, долл. США (по рыночному обменному курсу)

Темпы инфляции

ВВП на душу населения, долл. США (по паритету покупательной способности)

Дефицит текущего баланса, % ВВП

Средний обменный курс, ф. ст./долл. США

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). % ВВП

Налогово-бюджетная сфера Велокобритании

Дефицитен.

Доходы в 2008 г. составили 1,107 трлн долл., расходы в том же году — 1,242 трлн долл.

— 47,2% ВВП.

Налоги в Великобритании в 80-е годы были значительно снижены, особенно налоги на прибыль. Корпоративный налог на прибыль крупных предприятий был снижен в январе 2008 г. с 30 до 28%. Подоходное налогообложение носит прогрессивный характер, в настоящее время сохраняются две ставки: 20% (снижено с 22% в апреле 2008 г.) и 40% (очень высокие доходы). Ставка в 10% была ликвидирована. В апреле 2010 г. планируется внедрить новую, более высокую ставку для больших доходов: 45%. Стандартная ставка НДС должна быть снижена с 17,5 до 15% до конца 2009 г. Акцизы на табак и алкоголь — одни из самых высоких в Западной Европе.

Отраслевая структура экономики Великобритании

Структура ВВП:

  • сельское хозяйство — 1,3%;
  • промышленность — 24,2%;
  • услуги — 74,5%.

В Великобритании производится порядка 3,1% общемирового ВВП. В общемировом экспорте товаров и услуг доля Великобритании составляет 4,5%, а в импорте — 5,1 %.

В промышленности Великобритании большую роль играют добывающие отрасли. Но надо заметить, что при одновременном закрытии шахт идет наращивание добычи нефти и газа на континентальном шельфе Северного моря. Нефтедобыча ведется с применением самых передовых технологий бурения на буровых платформах. British Petroleum и англо-голландская компания Royal Dutch/Shell входят в число лидеров в своем сегменте рынка. В обрабатывающей промышленности приоритетом пользуются следующие отрасли:

  • транспортное машиностроение (12,4% всего промышленного производства), где выделяются автомобилестроение (национальные компании и филиалы иностранных компаний Rover, Ford, Jaguar, Vauxhall, Honda, Nissan, Toyota), судостроение (в том числе производство судового оборудования и строительство буровых платформ), аэрокосмическая промышленность — третья в мире после США и Франции, производящая гражданские и военные самолеты (British Aerospace, Harrier, Tornado, Euro fighter), вертолеты «СиКинг» и «Линко», авиадвигатели «Роллс-Ройс», оборудование для европейского концерна Airbus Industry;
  • пищевая промышленность (12,5% всего производства), включая производство знаменитого шотландского виски, джина и молока;
  • общее машиностроение: производство сельскохозяйственной техники и станков, включая производство текстильного оборудования (Великобритания — седьмой в мире производитель в мире станков);
  • электроника и электротехника: компьютеры (включая таких производителей, как IBM и Compaq); программное обеспечение, средства телекоммуникаций (волоконная оптика, радары и т.п.); медицинское оборудование; бытовая техника;
  • химическая промышленность: фармацевтика (Великобритания — четвертый в мире производитель лекарств); агрохимия; парфюмерия; новые материалы и биотехнологии;
  • производство металлов (10,8% всего промышленного производства);
  • целлюлозно-бумажная промышленность.

Развитие современной промышленности Великобритании определяется уровнем развития высоких технологий. Великобритания обладает в Европе самым высоким научно-техническим потенциалом и занимает второе место в мире после США по числу Нобелевских премий, полученных ее учеными. Важнейшими открытиями британцев являются структура ДНК, суперпроводимость, радиоастрофизика, клонирование, озоновая дыра, компьютерная томография. Общепризнано мировое господство Великобритании в электронике и телекоммуникациях (одна только British Telecom осуществляет около тысячи научно-исследовательских открытий в год), химии (фармацевтика, новые материалы, биотехнологии), аэрокосмической промышленности (самолеты Concord, самолеты вертикального взлета и посадки, радары, системы слежения за воздушным движением).

Расходы на научно-исследовательские работы (НИОКР) составляют 1,88% ВВП в год, в том числе 31,36% всех расходов финансируется государством.

Хорошо зарекомендовала себя строительная отрасль Великобритании. Мировым признанием высокого качества построек британцев служит тот факт, что Евродиснейленд под Парижем, олимпийские объекты в Атланте, аэропорт в Гонконге построены английскими фирмами.

В то же время в Великобритании низкая квалификация рабочей силы в промышленности, однако в последние годы в связи с действием широкомасштабных государственных программ инвестирования НИОКР это положение улучшается.

Сектор услуг представлен такими отраслями, как финансы и туризм. 25% ВВП страны создает сектор финансовых услуг. В нем занято 12% людей трудоспособного возраста, а Лондон является мировым финансовым центром, одной из финансовых столиц планеты. Среди финансовых услуг следует выделить банковскую деятельность (кроме британских банков в Лондоне представлены 50 крупнейших банков мира), страхование, рынок производных финансовых инструментов (фьючерсы, опционы, глобальные депозитарные расписки), рынок облигаций (еврооблигации), валютный рынок (операции с евровалютами), финансовый лизинг, трастовые операции с зарубежными акциями, операции с драгоценными металлами. Вторая по значимости отрасль сферы услуг — туризм, здесь занято 7% трудоспособного населения, а ежегодный доход превышает 8 млрд долл. Лондон — крупнейший туристический центр мира.

В энергетике страны большую роль играет частный сектор, представленный компаниями British Petroleum, Shell, British Gaz, British Oil, Enterprise Oil.

Сельское хозяйство Великобритании высокотоварно, при этом его доля в ВВП страны самая маленькая среди развитых стран, меньше только у Германии. Великобритания обеспечивает себя продуктами питания наполовину. Основные сельскохозяйственные культуры — пшеница, овес, сахарная свекла, ячмень, пшеница. Животноводству страны был нанесен значительный ущерб из-за эпидемии губчатого энцефалита («коровье бешенство»), поразившей крупный рогатый скот. В целях безопасности была уничтожена одна треть поголовья коров.

Великобритания, как и все ведущие страны мира, обладает развитой транспортной инфраструктурой. Открытие Евротоннеля под английским каналом сделало связь Великобритании с континентом еще более устойчивой. Показательны успехи страны в развитии гражданской авиации. British Airways на сегодняшний день — одна из крупнейших авиакомпаний мира (если считать долю се участия в иностранных и английских компаниях), а лондонский аэропорт Heathrow — очень важная авиационная гавань мира.

Крупнейшие порты страны: Абердин, Белфаст, Бристоль, Кардифф, Дувр, Глазго, Гул ль, Ливерпуль, Лондон, Манчестер, Плимут, Питерхэд, Скапа Флоу, Саутгемптон, Фалмут, Тис, Тайн. Торговый флот Великобритании состоит из 155 кораблей.

Крупнейшие ТНК, малые и средние предприятия Великобритании

Развитие малых и средних предприятий в Великобритании в последние годы стимулируется государством, для них предоставляются различные налоговые льготы. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в Великобритании находится на среднем уровне в ЕС. Так, в расчете на тысячу жителей в Великобритании 46 малых и средних предприятий (общий уровень по ЕС — 45). Вместе с тем их доля в ВВП не очень значительна (50-53%).

Британские компании являются очень крупными, и в списке 500 крупнейших компаний мира на 2007 г. их 33. Серьезная цифра, если учесть, что итальянских в этом списке — всего 10.

Крупнейшие компании Великобритании, вошедшие в список Fortune Global 500 в 2007 г.

Особенности экономической политики и основные экономические проблемы

Хотя Великобритания с 1973 г. является членом ЕЭС, она традиционно с давних пор геополитически, впрочем, и экономически, больше тяготеет к США, чем к Европе. Львиная доля английских инвестиций приходится отнюдь не на Старый Свет, а на США и страны Содружества, включая Канаду, Австралию и бывшие колонии британской короны.

Великобритания представляет собой страну с высокоразвитой, сильной и независимой экономикой. Но сегодня обращает на себя внимание несоответствие между серьезно подорванными позициями страны в промышленном производстве, международной торговле и валютной сфере, с одной стороны, и слабеющими, но все еще весьма сильными позициями в вывозе капитала, а также сохраняющейся ролью Лондона как одного из ведущих финансовых и товарно-биржевых центров — с другой стороны.

Если до начала 70-х годов XX в. Великобритания дистанцировалась от ЕС, то начиная с этого времени на фоне «развития интеграционных процессов в регионе» Великобритания начинает все теснее сотрудничать со странами Западной Европы, видя в них не конкурентов, как раньше, а взаимовыгодных партнеров. Нельзя не отметить своеобразную культуру Великобритании — обычаи и традиции британцев влияют на политику, экономику, праздники и повседневный быт англичан.

За последние 20 лет в английской экономике были проведены следующие преобразования: 1) сокращен государственный сектор (были проданы такие гиганты английской экономики, как British Telecom, British Coal); 2) снижены налоговые ставки с физических и юридических лиц; 3) проведено дерегулирование экономики (с одновременным снижением государственных расходов); 4) осуществлено некоторое ужесточение системы социального обеспечения.

Огромную роль для Великобритании сыграл приход к власти М. Тэтчер в 1979 г. Важным направлением политики повышения конкурентоспособности британской экономики и обеспечения экономического роста стало дерегулирование хозяйства. В 80-90-е годы были сняты многие административно-правовые ограничения деятельности бизнеса, упрощены процедуры регулирования. Упразднен контроль над заработной платой, ценами и дивидендами, существенному дерегулированию подвергся рынок труда. Ликвидированы сертификаты на промышленное строительство, служившие административным инструментом региональной политики. Было ослаблено регулирование сферы НИОКР. Политика дерегулирования охватила банковско-кредитную и валютную сферы. В 1979 г. был ликвидирован валютный контроль, сдерживавший движение капиталов между Великобританией и другими странами.

В результате проведения реформ неолиберального толка в Великобритании руководству этой страны в лице М. Тэтчер удалось достичь впечатляющих успехов. После стагнации конца 70-х годов XX в. через несколько лет после начала реализации реформ экономическая ситуация в стране стала улучшаться: ускорился экономический рост, снизилась безработица, уменьшилась дефицитность государственного бюджета. Впрочем, безработица в Великобритании и сейчас находится на более низком уровне, чем в среднем по ЕС. Интересен с социальной точки зрения и эффект от так называемой демуниципализации. Стремясь приобщить основные категории рабочего класса и «новых средних слоев» к собственности, правительство в 80-е годы осуществляло распродажу в частное пользование муниципального жилого фонда, причем по санкционированным из центра льготным ценам. В результате за 80-е — начато 90-х годов свыше 1,2 млн британских семей смогли выкупить дома, в которых они проживали, и стать их владельцами. Всего же благодаря этой и другим мерам 70% из 20 млн.британских семей владеют собственным домом. Не случайно популярность М. Тэтчер резко возросла.

М. Тэтчер могла бы возглавить правительство страны в нынешних условиях. Так считают 27% британцев, выяснили эксперты, проводившие опрос для газеты The Daily Telegraph. М. Тэтчер признана лучшим премьер-министром Великобритании со времен Второй мировой войны (1979-1990 гг.). Такого мнения придерживаются 34% британцев. Уинстон Черчилль (1951 — 1955 гг.) набрал 15% голосов. Еще 18% затруднились с ответом.

Экономические проблемы Великобритании

В последние годы значительно интенсифицировался приток рабочей силы в Великобританию. Иногда это порождает межэтнические столкновения. В Британии насчитывается 700 медресе, где по аналогии с христианскими воскресными школами после занятий в обычных школах обучается около 100 тыс. детей. Расширение ЕС привело и к значительному увеличению белой иммиграции.

Неравномерными были и показатели прироста населения по территории страны. В Англии, в которой проживает более 80% граждан Соединенного Королевства, темпы прироста населения в 1991-2003 гг. превысили 4%, однако если в Лондоне эта цифра была выше 8%, то количество жителей на северо-востоке региона упало на 1,8%. В Уэльсе население выросло на 2,3%, достигнув порядка 3 млн человек, в Северной Ирландии — на 5,9% (1,7 млн), а в Шотландии сократилось на 0,5% (более 5 млн). В то же время из-за внутренней миграции единственным британским регионом, теряющим население, была Англия, а из городских центров наибольшая депопуляция наблюдалась в Лондоне, из которого в 2002 г. выехало на 100 тыс. человек больше, чем въехало в столицу.

Низкая производительность труда в промышленности, несколько ниже, чем во Франции и в Германии.

Однако наиболее острой текущей проблемой для Великобритании на 2009 г. является преодоление спада, вызванного текущим мировым экономическим и финансовым кризисом. Снижение ставки рефинансирования, скупка государством неликвидных активов еще пока не дают ожидаемых результатов.

Среди достижений последних лет в Великобритании можно отмстить улучшение условий ведения малого бизнеса, упорядочение системы социальных льгот, все более растущий уровень толерантности в обществе (разрешены однополые партнерства, относительно благополучны вопросы национальных отношений), уровень демократии и зашиты прав человека в Великобритании, что может являться образцом не только для России, но и для ряда стран ЕС.

Внешнеэкономические связи Великобритании

Внешняя торговля Великобритании отличается отрицательным балансом.

Экспорт в 2008 г. составил 464,9 млрд долл., импорт — 636 млрд долл., что имело следствием ощутимый дефицит в размере 171 млрд долл.

В связи с резким скачком цен на нефть в конце XX в. и развитием месторождений североморской нефти доля полуфабрикатов в товарном экспорте Великобритании к 1999 г. достигла 86% по сравнению с 70% в 80-х годах XX в. В том же году на машины и транспортные средства приходилось 48% экспорта. В последние пять лет в экспорте Великобритании возрастает значение продукции аэрокосмической, химической и электронной промышленности, и в то же время уменьшается доля текстильных товаров.

Поданным Международного торгового центра, в последние годы на мировом рынке Великобритания была крупным поставщиком авиационного оборудования, турбореактивных двигателей, навигационного оборудования, а также предметов искусства, спиртных напитков, книг, бриллиантов.

География экспорта: страны ЕС — 56% (Германия — 12%, Франция — 10%, Нидерланды — 8%), США — 12%.

Импорт состоял из промышленных товаров (около 50% импорта), продукции машиностроения, продовольствия.

География импорта: страны ЕС — 53% (Германия — 14%, Франция — 10%, Нидерланды — 7%, Ирландия — 5%), США — 13%.

Очень высока вовлеченность в международный оборот британской электронно-вычислительной техники, за границу вывозится около 90% продукции данной отрасли. На экспорт идет свыше 70% продукции экспортной промышленности, более половины изделий приборостроения. Среди отраслей общего машиностроения с очень высокой экспортной ориентацией — тракторостроение, производство текстильного и горношахтного оборудования. Великобритания занимает одно из первых мест по экспорту вооружения.

Сдвиги в экспортной структуре внешней торговли сопровождались изменениями в ее географическом направлении. В последние десятилетия происходит «европеизация» внешнеторговых связей Великобритании. То есть доля Западной Европы в британском экспорте достигла 63% в 2005 г. по сравнению с 48% в 1999 г. Подтверждением этого факта служит сравнительная характеристика взаимной торговли товарами в Европе.

Главными чертами экономики Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии являются: интегрированность в мировую экономическую систему; умеренные темпы экономического роста, соответствующие классической рыночной экономике.

Великобритания являлась лидером промышленной революции XIX в. Однако в начале XX в. ряд исторических факторов обусловил потерю лидирующих позиций. В настоящее время страна, некогда дававшая половину мирового промышленного производства, сохраняет за собой не более 3%.

С приходом в 1979 г. к власти консерваторов был ликвидирован контроль за иностранной валютой, дерегулированы финансовые рынки, проведена приватизация многих отраслей промышленности, сокращено прямое налогообложение высоких доходов. Правительство стало оказывать серьезную поддержку современным наукоемким отраслям и стимулировать экспансию иностранного капитала в экономику. На предприятиях, принадлежащих иностранным компаниям, производится 25% промышленной продукции.

Британская продукция отличается высокой наукоемкостью. Великобритания – одна из стран, лидирующих в мировом НТП, у нее наибольший научно-технический потенциал в Европе. Подтверждением может служить то, что Великобритания является вторым, после США, государством по числу полученных ее учеными нобелевских премий (свыше 70). Важнейшими открытиями британцев являются:

– структура ДНК;

– суперпроводимость;

– компьютерная томография;

– озоновая дыра;

– радиоастрофизика;

– клонирование (Ян Вильмут из Эдинбурга вырастил овечку Долли, генетически идентичную донору).

Основу британской экономики составляет частный сектор, производящий 80% ВВП и обеспечивающий 75% занятости.

В конце XX в. сложилась следующая структура экономики Великобритании:

– «первичный сектор», включающий сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство – 1,8% ВВП и 1,1% общей численности трудовых ресурсов;

– «вторичный сектор» – обрабатывающая промышленность и строительство – 31,4% ВВП, 18,7 занятых;

– «третичный сектор» – сфера услуг – 66,8% ВВП и 80,2% занятых.

Промышленность. За последние два десятилетия произошли серьезные изменения в отраслевой структуре промышленности: повысился удельный вес машиностроения; возросла роль химической промышленности; быстрыми темпами развивается энергетика; нефтяная и газовая промышленность. В этот же период наблюдалось стабильное развитие пищевой промышленности. Однако снизилась роль и удельный вес угольной и легкой промышленности. Современное развитие промышленности страны определяют высокие технологии, именно поэтому продукция, произведенная в Великобритании, отличается своей высокой наукоемкостью. Расходы Великобритании на НИОКР составляют 2% ВВП.

Каменноугольная промышленность – одна из старейших отраслей хозяйства Великобритании.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. В настоящее время отрасль переживает кризис, так как на смену углю пришли нефть и газ.

Самыми крупными угольными бассейнами страны являются Йоркширский, Даремский и Северо-Западный. Однако доля угля в топливно-энергетическом балансе все время уменьшается, с 1970 по 1977 г. со 140 до 119 млн тонн. В настоящее время добыча угля составляет менее 49 млн тонн. Прежде Великобритания была крупным экспортером угля. В начале XX в. вывозилось до 110 млн тонн в год, теперь лишь 7–9 млн тонн.

Нефтяная и газовая промышленность. Великобритания занимает второе место в Западной Европе после Норвегии по добыче нефти. В 2000 г. добыча составила около 140 млн тонн. Сохраняется импорт нефти (40–50 млн т). Это связано, в том числе, с преобладанием легких фракций в североморской нефти и необходимостью получать всю гамму нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Кроме того, сохраняющийся импорт нефти из Ближневосточного региона – это остаточное явление тех времен, когда британская перерабатывающая промышленность была ориентирована на поставки дешевого сырья из региона Персидского залива с соответствующим образом оборудованными нефтеперерабатывающими предприятиями.

Нефтепереработка представлена шестнадцатью НПЗ общей мощностью 96 млн тонн в год. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов: у Саутгемптона – в Фоли, в Ливерпуле, в устьях рек Темзы, Трента и Тиса. Построен также крупный завод в Шотландии на побережье Ферт-оф-Форта. От месторождений нефти в Северном море к нефтеперерабатывающим заводам в устье р.Тис и в заливе Ферт-оф-Форт проведены нефтепроводы.

Добываемый со дна Северного моря газ по проложенным на дне газопроводам достигает восточного побережья страны, а потом по магистральной нитке Лондон – Ланкашир и ее ответвлениям поступает во все районы страны. В 2000 г. добыча газа составила 90 млрд куб. м, из них

6,3 млрд куб. м идет на экспорт. Добыча ведется на 37 месторождениях. Крупнейшие из них – Леман-Бенк, Брент, Моркэм (1/2 объема добычи). Великобритания сохраняет импорт природного газа из Алжира, Катара и Норвегии. Добычу газа ведет государственная компания «Бритиш ГАЗ».

Энергетика. Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников.

Большая часть электроэнергии производится на ТЭС (67,7%), работающих на угле, газе и мазуте. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн кВт) расположены около крупных городов: Лондона, Бирмингема, Ливерпуля и др.

В последние два десятилетия быстрыми темпами в стране развивалась атомная энергетика. АЭС производят 29,3% электроэнергии. Построено 11 АЭС с 28 атомными реакторами общей мощностью 13 820 МВт.

На долю ГЭС приходится 3% производства электроэнергии. Крупнейшие ГЭС расположены на р.Трент, р.Темзе. Наибольшее количество ГЭС построено на реках и озерах Шотландского нагорья.

Общее производство электроэнергии в 2000 г. составило 337 млрд кВт/часов, это 9-е место в мире.

В 1970 г. в Великобритании было закончено строительство единой системы электропередач «Супергрид».

Черная металлургия является старейшей отраслью промышленности. Отрасль развивалась в благоприятных условиях. Страна была богата коксующимися углями, угольные пласты часто содержали железную руду либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый металлургии – это известняки. Они имеются на британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены недалеко друг от друга и от крупных морских портов. Это сейчас облегчает доставку сырья из других стран, поскольку собственная добыча практически прекращена. Железную руду в настоящее время привозят из Канады, Либерии, Мавритании.

Крупнейшие металлургические центры находятся на побережье, так как работают на привозной железной руде. Это Сканторп в Хамберсайде, Порт-Телбот и Ллануэрн в Южном Уэльсе, Редкар в Тиссайде, Равенскрейг в Шотландии. В центральной части страны сохранил свое значение лишь Шеффилд, где производят высококачественные стали.

Крупнейшими производителями стали в Великобритании являются транснациональные корпорации «LNM» – 4-е место в мире и «Бритиш Стил» – 6-е место в мире по производству стали.

В 2000 г. общий объем производства составил около 18 млн тонн.

Цветная металлургия – одна из крупнейших в Европе. Работает отрасль почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превышает экспорт черных металлов.

Великобритания – один из крупных экспортеров таких цветных металлов, как цирконий, бериллий, германий, уран, ниобий и др., используемых в атомной и авиационной промышленности, электронике. Главными покупателями цветных металлов у Великобритании являются США и ФРГ. В то же время отечественная промышленность удовлетворяет лишь часть потребностей страны в важнейших цветных металлах. Например, потребность в меди и цинке обеспечивается на 1/2, в алюминии – на 2/3. Полностью покрываются потребности в олове, свинце.

Главный район цветной металлургии – Западный Мидленд. Крупными центрами отрасли являются Ливерпуль, Лондон, Соунси. Алюминий производят на заводах, расположенных у ГЭС в Шотландии. Три завода по выплавке алюминия расположены на о. Англси. Господствуют в отрасли две компании: «Бритиш алюминиум» и «Алкан индастриз».

Химическая промышленность. В послевоенные годы эта отрасль росла быстрее других. Изменилась ее сырьевая база. Открытие собственных крупных месторождений нефти и природного газа позволило быстрыми темпами развивать синтетическую химию возле нефтеперерабатывающих заводов. По объему продукции химической промышленности Великобритания уступает США, ФРГ и Японии, а по некоторым видам – и Франции, и Италии. Третья часть продукции идет на экспорт, объем его превышает импорт. В этой отрасли сильны позиции иностранного капитала, особенно американского.

Великобритания выделяется крупными масштабами производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, красителей, моющих средств, фармацевтики (четвертый в мире производитель лекарств).

В основной химии выросло производство серной кислоты, соды и хлора.

Расширился выпуск минеральных удобрений (ввозят фосфориты).

Главные районы химической промышленности: Юго-Восток, где в Большом Лондоне сосредоточено множество предприятий тонкой химии, особенно фармацевтических, а в Фоли – крупная нефтехимия. Ланкашир и Чешир сосредоточили предприятия основной химии. На северо-востоке Англии находится комплекс производств органической и неорганической химии (Бирмингем – Уилтон – Тиспорт), а нефтехимические производства – в Хамберсайде у Иммингема. В целом же нефтехимия тяготеет к портовым городам, куда поступает нефть. Минеральные удобрения производят на Юго-Востоке и в Йоркшире.

Машиностроение и металлообработка. Машиностроение – ведущая отрасль британской промышленности, обеспечивает стране 2/5 стоимости выпускаемой продукции, 1/3 объема экспорта. Во внешней торговле машинами и оборудованием Великобритания делит с Францией 4–5 места среди развитых стран.

В последнее десятилетие возрос объем инвестиций в передовые и наукоемкие отрасли – станкостроительную, электротехническую, авиационную, электронную.

Структура британского машиностроения сложней и многообразней, чем в других западноевропейских странах, за исключением ФРГ. Продукция отрасли высококачественна, что обеспечивается высокой квалификацией инженеров и рабочих.

Электротехника и электроника заняли первое место в структуре машиностроения по стоимости продукции. Наиболее динамично развивается электроника, но главные позиции здесь занимает американский капитал, а в производстве бытовой электроники – японский. Британские фирмы традиционно сильны в производстве радиоэлектронного оборудования и средств связи («Бритиш Телеком», «Ракал Электроникс», «Сименс-Плесси»).

В приборостроении более 2/3 стоимости продукции приходится на научные и промышленные приборы, в том числе на ряд новейших видов контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры. Получило развитие также производство часов и фотоаппаратуры.

Транспортное машиностроение после тяжелого спада 1970-х г. развивается высокими темпами. Оживление в отрасли вызвано притоком японского, американского и немецкого капитала.

В автомобилестроении 85% объема производства приходится на следующие фирмы: «Ровер групп» (бывшая английская компания, приобретена в 1994 г. немецкой компанией «БМВ»), «Нисан», «Хонда», «Тайота», «Форд», «Дженерал моторс», «Талбот» (филиал французской компании «Пежо-Ситроен»). В 2000 г. произведено 4,8 млн легковых и грузовых автомобилей, это восьмое место в мире.

Производство автомобилей сконцентрировано в Западном Мидленде (Бирмингем, Ковентри) и на Юго-Востоке (Большой Лондон, Оксфорд, Лутон).

Быстро растет выпуск продукции в авиаракетостроении. По доле продукции на мировом рынке Великобритания занимает четвертое место (после США, Германии, Франции). Отрасль производит также продукцию военного назначения. Ведущие позиции в отрасли занимает приватизированная компания «Бритиш аэроспейс», специализирующаяся на выпуске широкого спектра различных самолетов, в том числе и военного назначения (тактический истребитель вертикального взлета и посадки «Харриер», самолет «Торнадо», вертолеты «Си-Кинг», «Линкс» и др.), космических аппаратов, ракет. Английская компания «Роллс-Ройс» является одним из крупнейших мировых производителей авиадвигателей.

В этой отрасли широко развита кооперация. Созданный европейский консорциум «Эйрбас индастри» включает компании «Бритиш аэроспейс», «Аэроспасьяль» (Франция), «Даймлер-Бенц-Аэроспейс» (ФРГ), «КАСА» (Испания). В настоящее время этот консорциум контролирует 1/3 мирового рынка гражданской авиации.

Авиаракетная промышленность концентрируется вокруг Большого Лондона, в Бристоле, в Восточном Мидленде и Западно-Мидлендской конурбации.

Получило развитие и судостроение. Великобритания производит практически все типы судов, в том числе военные корабли, подводные лодки. Однако вследствие большой стоимости британские суда несмотря на высокое качество неконкурентоспособны, поэтому их производство сокращается. Основными центрами судостроения стали: Белфаст, Барроу-ин-Фернесс, а также Клайсайд.

Легкая промышленность. Ей принадлежит особое место. Она сыграла выдающуюся роль в промышленном развитии страны, во введении машинного производства в мире. До первой мировой войны она занимала внеконкурентное положение в мире, отличалась, как и сейчас, высоким качеством и разнообразием. Со времени экономического кризиса 30-х гг. прошлого века эта отрасль находится в состоянии депрессии. Ныне Великобритания превратилась из экспортера в крупного импортера хлопчатобумажных тканей.

Шерстяное производство ориентировалось на внутренний рынок и богатых покупателей США и Западной Европы. Оно меньше зависело от импортного сырья, и поэтому спад в нем менее резкий.

География текстильной промышленности сохранилась с эпохи промышленной революции. Основная часть хлопчатобумажного производства сконцентрирована в Ланкошире, шерстяного – в Йоркшире, трикотажного – в Западном Мидленде, льняного – в Северной Ирландии. Производство тканей из синтетических волокон тяготеет к этим же районам.

Сфера услуг в постиндустриальной Великобритании является важнейшей сферой экономики. Получили развитие: финансовые услуги, туризм, услуги бизнеса и другие. Великобритания является одним из лидеров предоставления услуг на мировом рынке. Объем экспорта услуг составляет 10% от мирового экспорта в этой сфере.

Важнейшей сферой экономики являются финансы, которые создают 25% ВВП страны. Здесь занято около 4 млн человек, 12% трудовых ресурсов страны. Столица страны – Лондон – является еще и мировой финансовой столицей, крупнейшим финансовым центром планеты. Среди финансовых услуг следует выделить банковскую деятельность (помимо английских в Лондоне представлено 50 крупных банков мира), страхование, рынок производных финансовых инструментов, рынок облигаций, финансовый лизинг, трастовые операции с зарубежными активами, операции с драгоценными металлами. Другими крупными финансовыми центрами являются: Ливерпуль, Манчестер, Эдинбург, Кардифф.

Великобритания – один из мировых центров туризма. В отрасли занято 7% экономически активного населения. Доход, получаемый от туризма, превышает 8 млрд долларов в год. Крупным туристическим центром стал Лондон.

Транспорт – важнейшая отрасль сферы услуг. В Великобритании, некогда главной морской державе мира, до настоящего времени около 90% грузооборота (включая внешние перевозки) приходится на морской флот (433 корабля). По объему грузооборота она занимает 14-е место в мире. Ни один порт страны не входит в десятку крупнейших в мире. Самые крупные порты страны – Лондон с грузооборотом 60 млн тонн в год; Ливерпуль – 10 млн. тонн; Саутгемптон – 30 млн тонн.

Доля автомобильного транспорта во внутреннем грузообороте и пассажирообороте составляет 90%.

На железнодорожный транспорт приходится ныне менее 1/10 внутреннего грузооборота и пассажирооборота. Протяженность железных дорог – 16,7 тыс. км. С 1993 г. действует железнодорожный тоннель под Ла-Маншем.

Значение трубопроводного транспорта (5% грузооборота) растет с началом добычи нефти и газа в Северном море. 75% нефти поступает на сушу по нефтепроводам.

Велики успехи Великобритании в развитии гражданской авиации. Английская авиакомпания «Бритиш Эйрвейс» является крупнейшей авиакомпанией мира, а Лондонский аэропорт «Хитроу» – крупнейшим международным аэропортом.

Сельское хозяйство Великобритании – одно из самых продуктивных и механизированных в мире. В нем занято около 1,1% экономически активного населения. Общий уровень самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией составил в середине 1990-х гг. 82%. Полная обеспеченность достигнута по следующим продуктам: мясу птицы, свинине, говядине, молоку, пшенице, ячменю, овсу, всем овощам. Общая площадь обрабатываемых земель составляет 18,5 млн га.

Более 2/3 сельскохозяйственных угодий находится в руках фермеров. Однако для Великобритании все еще характерно наличие крупных землевладельцев (лендлордов), сдающих землю в аренду. Величина угодий, принадлежащих одному фермеру, в среднем составляет 70 га. В конце

XX в. насчитывалось 244 тыс. фермеров.

Ведущей отраслью сельского хозяйства является животноводство (62% стоимости сельскохозяйственной продукции). Выращивается крупный рогатый скот (около 12 млн голов), свиньи (8 млн голов), овцы (43,6 млн голов). Развитию этой отрасли в 1990-е гг. огромный ущерб нанесли эпидемии губчатого энцефалита и болезнь Крейцвальда-Якобса («коровье бешенство»).

В растениеводстве около 1/3 пашни занято зерновыми культурами. Выращивают пшеницу, ячмень. Часть зерна экспортируется. Под овощными и кормовыми культурами, садами, ягодниками занято 4% сельскохозяйственных угодий, больше 50% – под посевами многолетних трав.

Основные земледельческие районы расположены в Восточной и Юго-Восточной Англии, вокруг залива Уош.

В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего населения страны. В среднем на одного человека приходится меньше у3 гектара сельскохозяйственных земель. не менее благодаря высокой интенсификации производства Великобритания производит более половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью обеспечиваются в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах свежем молоке. Однако многие важные продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. импортирует 4Д сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, У4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Для производства сельскохозяйственной продукции используются 19 млн. га: возделываемыми культурами (включая сеяные травы) занято 7 млн. га, а под естественными пастбищами – около 12 млн. га. Соотношение между этими используемыми землями неодинаково в различных районах. В юго-восточной части Англии естественных пастбищ совсем мало, в Северной Ирландии под ними занята У5 сельскохозяйственных земель, в горных районах Англии и Уэльса – 1/3, а в Шотландии – часть земель.

Великобританию часто называют «королевством пастбищ». И в самом деле, и сенокосные угодья занимают здесь территорию в 3 раза большую, чем . Природные условия Великобритании более благоприятны для развития животноводства, чем земледелия. и растениеводство дают соответственно 65 и 23 % стоимости сельскохозяйственной продукции страны. Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более влажной части Великобритания. Стада крупного рогатого скота насчитывают свыше 14 млн. голов, а овец – вдвое больше. Увеличивается поголовье свиней – теперь их около 8 млн. Выращивание домашней птицы и производство яиц сконцентрированы на больших птицефабриках вокруг основных центров потребления.

Основная отрасль животноводства – разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота. дали много пород крупного рогатого скота. Различные породы традиционно разводятся в определенных районах: из молочных на юге Девона – красные девонские коровы, а севернее – светлые, с большими рогами, в Дорсете – черно-белые. Специально выведены мясные породы – знаменитая герфордширская, шортхорн (короткорогая) и абердин-ангус.

В течение более полутора столетий продажа племенного скота является важной статьей дохода. Во многих странах мира имеются породы крупного рогатого скота, выведенные в Великобритании. Самое большое коров герфордширской породы находится, например, не в Великобритании, а в Советском Союзе.

В течение нескольких столетий, начиная с XIII в., была одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Овцы разводились практически везде.

Как , так и получали большие доходы от производства и продажи шерсти и шерстяных изделий. настоящего времени - – председатель лордов восседает в парламенте на мешке с овечьей шерстью, напоминающей о бывшем источнике богатства нации. В наши дни дает всего 1 % стоимости сельскохозяйственной продукции, и овец разводят в основном ради ягнят, которые идут на . В Великобритании выведено около 30 пород овец. Больше всего овец разводят в горных районах Уэльса, Северной Англии и ходов не компенсировался увеличением рыночных цен на продукты питания. 10 тыс. мелких и средних хозяйств находятся сейчас на грани разорения.

Транспорт и внешние экономические связи. Поскольку Великобритания – островное, все ее внешние перевозки и связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской , в том числе 1/10- на каботаж.

Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них – , Саутгемптон, Ливерпуль, и Харидж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным. Однако с начала 1960-х годов авиапассажиров стало быстро расти и вскоре вдвое превысило численность приезжающих в страну морем. Увеличиваются также воздушным транспортом. Всего в стране около 150 пассажирских аэропортов. Великобритания связана постоянными авиалиниями, протяженностью более 800 тыс. км, почти со 100 странами . Львиная перевозок осуществляется национализированной компанией «Бритиш эруэйз» – одной из крупнейших в мире. Пять крупнейших аэропортов страны – расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтвик, а также , и – обеспечивают % всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами ( – и Харидж – ), и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами – с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза (в тонно-километрах) уступает и во столько же раз – . В связи с развитием автотранспорта было снято более 11 тыс. км железнодорожных путей. К середине 1970-х годов британских железных дорог составляла не-сколькоболее 18 тыс. км, из которых 20% были электрифицированными.

Одновременно расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция. При этом основное уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны. Для сокращения расстояния между Лондоном и основными промышленными центрами в устьях рек, в тех местах, где раньше ходили паромы, построено 10 мостов и 3 тоннеля. В 1960-1970 гг. было сооружено несколько автострад, а также улучшены дороги в отстающих районах для оживления в них экономической деятельности. По длине автомобильных дорог на единицу площади Великобритания занимает четвертое место в мире. В то время нее еще мало современных автострад, а остаются самыми перегруженными в мире – 39 автомобилей на 1 км дорог.

Хозяйства Великобритании была бы неполной, если бы мы не отметили традиционную и всевозрастающую роль в экономике страны внешних экономических связей. С 1965 по 1977 г. оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной , удвоился , с другой – быстро растут иностранных монополий в экономику Великобритании. Почти в четыре раза вырос «невидимый ». Увеличение экспорта считается одним из главных средств решения экономических проблем страны. В настоящее время вывозится у3 производимой в Великобритании продукции, причем большая часть стоимости экспорта приходится на изделия обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия, электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль.Штаты Америки, на которые приходится У7 всего британского импорта и экспорта. В поисках новых рынков Великобритания расширяет торговлю с социалистическими странами.

Меняется также состав ввозимых товаров. Начиная с 1969 г. общая импорта готовых изделий и полуфабрикатов превышает стоимость закупаемых за границей сырья и продовольствия. Хотя Великобритания все еще остается крупнейшим в мире импортером продовольствия, за 20 последних лет доля продуктов питания в импорте сократилась более чем вдвое и составляет теперь 15%. Страна продолжает ввозить (в основном ), натуральный каучук, почти все цветные и редкие , более половины железной руды. Однако в зависимость Великобритании от импорта сырья уменьшается в связи с переориентацией отечественной промышленности на современные отрасли и в частности с дальнейшим развитием химии и использованием заменителей и местного сырья. Зависимость от ввоза топлива уменьшится в ближайшие годы, по мере увеличения добычи североморской нефти.

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития живот­новодства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.

Земледелие в Великобритании развивается очень низкими темпами, можно даже сказать, что оно деградирует, что сопровождается непрерывным сокращением числа мелких ферм, их разорением, непрекращающимся сокращением пахотных земель.

В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство(14,2 млн. т пшеницы и 7,4 млн. т ячменя); развито возделывание сахарной свеклы, картофелеводство, рыболовство.

Наиболее распаханы земли в восточной части Англии, к северу от Темзы; больше всего пустошей и неиспользуемых земель в горных районах Северной Шотландии и Уэльса.

Развитие Англии преимущественно в направлении промышленности породило то, что страна крайне зависит от импорта многих важных продуктов(импортируется 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пше­ницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины). Но в тоже время полностью обеспечиваются потреб­ности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем мо­локе.

Также сильным тормозом в развитии растениеводства является высокая цена земли (что ещё и является причиной высоких цен на продукты) и конкуренция более дешевого импортного продовольствия.

Зерновые культуры занимают около 2/5 посевной площади, травы – 1/3, корнеплоды и овощи – около 1/5. Посевы пшеницы сосредоточены преимущественно в восточной, менее влажной, части Великобритании. На западе и севере преобладают посевы овса. Огородничество в Британии развито повсеместно, садоводство – главным образом на юго-востоке.

Животноводство играет ведущую роль в сельском хозяйстве Великобритании. Главная отрасль – мясомолочное и молочное животноводство. Поголовье (в млн.) крупного рогатого скота 11,6, свиней 75, овец 28,9, домашней птицы 131. Большую часть поголовья составляет племенной скот. Разведение крупного рогатого скота сосредоточено главным образом в юго-западной Великобритании и в меньшей мере на крайнем юго-востоке Великобритании и в Шотландии. Овцеводство сосредоточено в основном в горных районах Шотландии, Северной Англии, Уэльсе(Англия является одним из самых крупных мировых поставщи­ков овечьей шерсти); развито оно также в Северной Ирландии.

Рыболовство играет не главную, но важную роль в продовольственном балансе и внешней торговли. Мелководные моря, окружающие Британские острова, богаты рыбой особенно выделяется отмель Доггер-Банк на Северном море.

Главные рыболовные порты на Северном море: Халл, Гримсби, Ярмут, Ярмут, Лоусторф, Абердин; на Ирландском море: Флитвуд и Милфорд. Почти весь улов рыбы контролируется крупными фирмами, имеющими современное оборудование. Около 1/3 улова Великобритания вывозит.

ТРАНСПОРТ.

Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние пере­возки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере не­посредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспорт­ными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гулль и Ха­ридж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

Внутренние водные пути, судоходные реки, шлюзовые реки и каналы, соединяющие все крупные реки острова в единую разветвленную водную сеть, играют важную роль в жизни англичан. Сеть водных путей Великобритании реконструирована и практически везде соответствует требованиям современного судоходства, но зачастую движению крупных судов препятствует узость каналов, а скорости - обилие шлюзов.

Морской транспорт сохраняет решающее значение(наряду с воздушным) во внешних экономических связях. Вплоть до Второй Мировой войны Британия владела крупнейшим в мире торговым флотом. Судоходство контролируется крупными компаниями.

Воздушный транспорт не играет большой роли во внутренних сообщениях Великобритании ввиду малых расстояний, но он имеет крупное значение внешних связях, где воздушные пути дополняют морские коммуникации.

С континентом Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и многочислен­ными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых перевозках наиболь­шую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно расширяется сеть авто­мобильных дорог и происходит их реконструкция. Почти все дороги Великобритании покрыты асфальтом, остальные – гравием. Все дороги пригодны в течение круглого года. Автомобильный парк насчитывает несколько миллионов машин.

Железные дороги имеют важную роль во внутренних перевозках по стране. Железнодорожный транспорт находится на высоком уровне, дороги электрифицированы и сосредоточены в руках нескольких крупных предприятий.

Длина (тыс. км) железных дорог 37,8, автодорог 358. Тоннаж морского торгового флота 4,3 млн. т. дедвейт.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ (млрд. долларов США, 1994г.):

Экспорт: 204,0

Импорт: 226,4

Сальдо: -22,4

ОБЩИЙ ВЫВОД ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

Великобритания - высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. В последние десятилетия страна пережила сильный экономический подъём и стала одной из самых передовых державой в мире. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире - после США, Японии, ФРГ и Франции.

Только США уступает Великобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам на научно-исследовательские работы - лишь США, ФРГ и Японии. Первенствующее положение Великобритании в международной экономической жизни создало ей репутацию «мастерской мира», а также «мирового банкира».

Лондон - один из крупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок.

Великобритания занимает шестое место среди стран-членов ЕС по объёму производства сельхозпродукции. В среднем на одного работника с полной занятостью здесь производится продукции на 25,7 тыс. евро. Сельскохозяйственные земли в Великобритании насчитывают 18,5 млн га, что составляет около 77 % территории страны. Общая динамика развития сельского хозяйства Великобритании в 2011 году по стоимости производства основных видов сельхозпродукции в рыночных ценах имела следующие показатели: производство пшеницы увеличилось на 16 % и составило 1,2 млрд.ф.ст.; ячменя - на 9,8 % до 412 млн.ф.ст.; рапса для производства растительного масла - на 17 % до 307 млн.ф.ст.; сахарной свеклы снизилось на 37 % до 168 млн.ф.ст.; свежих овощей увеличилось на 9,1 % и достигло 986 млн.ф.ст.; растений и цветов снизилось на 4,4 % до 744 млн.ф.ст.; картофеля увеличилось на 24 % до 625 млн.ф.ст.; свежих фруктов снизилось на 1,2 % до 377 млн.ф.ст.; свинины увеличилось на 1,3 % до 687 млн.ф.ст.; говядины - на 13 % до 1,6 млрд.ф.ст.; баранины - на 2,7 % до 702 млн.ф.ст.; мяса птицы - на 1 % до 1,3 млн.ф.ст.; молока снизилось на 3,6 % до 2,5 млн.ф.ст.; яиц увеличилось на 2,0 % до 357 млн.ф.ст

Сельское хозяйство Великобритании в настоящее время - одно из самых продуктивных и механизированных в мире. Доля занятости в отрасли составляет 2 % от общей занятости в стране. Общая площадь сельскохозяйственных угодий - 18,3 млн га (76 % всех земель страны). В структуре сельскохозяйственного производства преобладает - животноводство. Молочное и мясомолочное скотоводство, развито также свиноводство, мясное овцеводство и птицеводство.

Англия является одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Традиционно животноводство концентрируется в бассейнах рек. В растениеводстве почти 60 % пашни занято многолетними травами, свыше 28 % - под зерновыми культурами (в том числе 15 %- пшеницей, 11 % - ячменем); 12 % - под техническими (рапсом, сахарной свеклой, льном) и кормовыми культурами (включая картофель), а также огородами и ягодниками. Основные земледельческие районы - Восточная Англия и Юго-Восток. В стране много фруктовых садов.

Сельское хозяйство пользуется большой поддержкой государства и получает дотации из бюджета ЕС. По таким продуктам, как пшеница, ячмень, овёс и свинина, объёмы производства превышают объём потребления; по таким, как картофель, говядина, баранина, шерсть, сахар и яйцо, объём производства ниже объёма потребления

Таким образом, многие необходимые продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины.

2. Международные экономические отношения

Великобритания сохраняет важную роль в мировой экономике. Страна входит в пятёрку наиболее развитых стран мира и производит порядка 3 % общемирового ВВП (по паритету покупательной способности национальной валюты). В экспорте товаров и услуг её доля равна 4,6 %, в их импорте - 5,1% .При этом имеет место сокращение удельного веса страны в мировой торговле. Макроэкономическая ситуация в Великобритании в последнее десятилетие оставалась стабильной. Рост реального ВВП на душу населения в среднем был выше, чем в других странах «семёрки», безработица и инфляция - ниже.

В 2011 году прирост ВВП Великобритании повысился до 2,8 %, что соответствует уровню экономического роста в странах «семёрки». При этом уровень инфляции в Великобритании был ниже.

Страна продолжает сохранять доминирующее положение на мировом рынке финансовых услуг. В Великобритании сосредоточено три пятых мировой торговли международными облигациями, две пятых - иностранными активами, немногим менее трети валютных операций, осуществляется пятая часть международных заимствований.На Великобританию приходится две пятых мирового рынка авиастрахования и одна пятая - морского страхования. Лондон также лидирует в области управления активами состоятельных людей мира.

В Великобритании расположены важнейшие товарные и фондовые биржи мира: Лондонская фондовая биржа, Лондонская биржа металлов, Международная нефтяная биржа, Балтийская биржа.

Великобритания - член ООН, постоянный член её Совета безопасности, НАТО, «восьмёрки», Британского Содружества (добровольная ассоциация Великобритании и 53 других государств, которые в прошлом находились под управлением Великобритании), Организации за безопасность и сотрудничество в Европе.

Великобритания - один из ведущих членов Европейского союза.Великобритания является членом Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка, а также ряда региональных банков реконструкции и развития,Европейского инвестиционного банка, Парижского и Лондонского клубов-кредиторов. Она играет ключевую роль в принятии различных коллективных решений в рамках этих международных экономических и финансовых организаций и соглашений.

Великобритания активно участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.