Принципы налогообложения. Налоги, их функции, виды, принципы налогообложения

Принципы налогообложения. Налоги, их функции, виды, принципы налогообложения

Известный экономист Адам Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Поданные государства должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная административная функция налогов , отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция . Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимые для осуществления собственных функций.

С тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции , а также подфункция воспроизводственного назначения .

Так, стимулирующая подфункция состоит в том, что те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятие к решению социальных проблем.

Сдерживающая подфункция проявляется в том, что значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют четко отраслевую принадлежность.

Важно обратить внимание на то, что функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. административной функции налогов. В то же время достигнутое в результате административного регулирования ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получить больше средств. Это означает, что административная функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее.

Принципы и функции налогообложения отражают его социальное назначение. Оно выступает в качестве инструмента стоимостного перераспределения доходов. Вместе с тем на практическом уровне формируют совокупность средств, используя которые власть поддерживает баланс между бюджетными поступлениями и затратами. Все эти свойства являются предметом исследования многих финансистов. Рассмотрим далее, какие задачи выполняет налогообложение. Функции, виды налогов также будут описаны в статье .

Общая характеристика

Налогообложение представляет собой изъятие материальных ценностей, которое основывается на властном подчинении. Оно может выражаться в разных формах. В некоторых случаях налогообложение сопровождается применением силы. Однако, как правило, изъятие является результатом консенсуса между подчиненными и властными субъектами взамен на некоторые преференции, получаемые первыми от вторых. Если говорить о государственной структуре, то налогообложение выступает как ее деятельности. Оно осуществляется за счет средств субъектов, которые признают власть и принимают ее защиту.

Возмездность и добровольность

По сути, налогообложение - часть взаимоотношений властных и подчиненных субъектов. Вместе с тем некорректно говорить о его безвозмездности и принудительности. Последняя выступает в качестве понуждения исполнения определенной обязанности. Принудительность зависит от природы отношений. Однако в любом случае выполнение обязанности не бывает безвозмездным. Например, вассал выплачивает своему патрону дань. Отчасти это вынужденное действие. Однако оно всегда возмездное. Взамен дани патрон обязан не нарушать и даже защищать интересы вассала. При этом последний зачастую выбирает властного субъекта вполне осознанно, то есть добровольно соглашается платить. Если говорить о современной государственной структуре, налогообложение выступает как совокупность аналогичных взаимоотношений. В них субъект, уплачивая установленную сумму, обеспечивает выполнение обязательств, принятых властью. Другими словами, налогообложение - это предмет определенного договора между государством и населением. Подчиненность имеет второстепенное значение. Обусловливается это тем, что субъект может самостоятельно выбирать власть и вручать ему соответствующие полномочия.

Фискальная функция налогообложения

Fiscus в переводе с латинского буквально значит "корзина". В Древнем Риме фиском именовалась военная касса. В ней хранили деньги для выдачи. В конце 1 в. до н. э. этот термин использовался для обозначения частной казны императора. Она находилась в ведении чиновников и пополнялась доходами с провинций. В IV в. н. э. фиском стали называть единый общегосударственный центр империи. Сюда стекались поступления разного вида, здесь распределялись средства. Основная функция налогообложения заключается в мобилизации и формировании финансов властных структур. Она обеспечивает аккумулирование средств в бюджете на реализацию различных программ. Все прочие функции системы налогообложения можно называть производными от нее.

Социальная задача

Эта заключается в перераспределении общественных поступлений между разными категориями субъектов. Посредством реализации этой задачи обеспечивается поддержание социального баланса. За счет распределительной изменяется соотношение между поступлениями отдельных групп населения для сглаживания между ними неравенства. Такое мнение поддерживается разными экспертами, в числе которых, например, профессор Ходов.

Реализация

Выполнение социальной функции налогообложения обеспечивается посредством передачи средств в пользу незащищенных, более слабых граждан. Это достигается за счет возложения бремени на сильные категории лиц. Как отмечает шведский финансист Эклунд, большая часть производства и услуг осуществляется на средства, полученные от налогов, и распределяется практически всегда бесплатно среди населения. Это, в частности, касается образования, медицины, воспитания детей и некоторых других сфер. Целью в данном случае выступает обеспечение более-менее равномерного распределения активов. Соответственно, осуществляется изъятие средств у одних субъектов и передача их в пользу других. В качестве примера реализации этой можно привести акцизы. Они устанавливаются на некоторые типы товаров, предметы роскоши. В ряде социально ориентированных государств (например, в Швейцарии, Норвегии, Швеции) практически на официальном уровне признано, что налоги выступают как плата высокодоходных субъектов менее платежеспособным за стабильность в общественном положении.

Регулирующая задача

Об этой высказался в свое время Он считал, что устанавливаемые властью обязательные платежи существуют исключительно для регулирования отношений в народнохозяйственном комплексе. В этом плане проявляется экономическая функция налогообложения . При этом она может быть стимулирующей, воспроизводственной или дестимулирующей. Рассмотрим их отдельно.

Стимулирование

Оно направлено на поддержание определенных экономических процессов. Стимулирование осуществляется посредством льгот и послаблений. В настоящее времяпроявляются таким образом, чтобы обеспечить надлежащие условия работы предприятиям, на которых заняты инвалиды, организациям, осуществляющим капвложения в производство, благотворительную деятельность, сельское хозяйство и пр. Для этих и некоторых других объединений устанавливаются специальные льготы, "каникулы" и прочие преимущества.

Дестимулирование

Оно, наоборот, направлено на формирование препятствий для развития тех или иных процессов. Например, государство применяет и устанавливает высокие ввозные пошлины. Препятствия могут создаваться и для внутренних субъектов. Например, для владельцев казино предусмотрена повышенная ставка налога с прибыли.

Противоречия

Как отмечает Горский, регулирующая и фискальная функции противопоставляются друг другу. При этом они сами по себе являются весьма противоречивыми. Например, фискальный элемент имеет стабилизирующее значение, когда влечет снижение Это может осуществляться только посредством перераспределения бремени между плательщиками. Это, в свою очередь, требует учета регулирующих инструментов изъятия. Вместе с тем налог не направлен на разрушение своей основы. Он существует для получения активов и не может уничтожать источник их поступления. Налог не предназначен для конфискации, запрещения, ограничения или наказания. В частности, введение пошлин на ввоз обуславливается протекционистской политикой, а высокие ставки для игорного бизнеса связаны с платежеспособностью субъектов, а не стремлением ликвидировать эту сферу деятельности.

Особенности регулирования

По мнению ряда экспертов, роль налоговых механизмов в сфере управления экономикой несколько преувеличено. Некоторые авторы считают, что установленные властью обязательные бюджетные отчисления являются практически единственным регулятором всех финансово-хозяйственных процессов в стране. Но развитие тех или иных экономических сфер подчинено собственным закономерностям. При этом отчислениям в бюджет там отводится достаточно скромная роль. В том смысле можно вполне согласиться с Пепеляевым, который считает, что в современных условиях налог устанавливают для получения дохода в казну. Соответственно, воздействие, которое оказывается на плательщика для получения того или иного результата, не может выступать как основная его цель. Если же какие-то отчисления выполняют только регулирующую функцию, без фискальной составляющей, то они, строго говоря, перестают являться налогами.

Практические сложности

Стимулирующая функция налогообложения, как считают некоторые эксперты, воздействует на экономическое поведение косвенно, опосредованно, через отдельные мотивационные аспекты. Установленная обязанность отчислять определенную сумму в бюджет не активизирует желание зарабатывать. Налог - только часть полученной прибыли. Если бизнес изначально неэффективен, то ему не помогут никакие послабления. К примеру, отечественному сельскому хозяйству всегда предоставлялись самые разные льготы почти по всем платежам. Однако это не способствовало прогрессу и процветанию аграрного сектора. Не принесет результата стимулирование инвестиций в отрыве от прочих экономических факторов. Это связано с тем, что вкладывание средств обусловливается не налоговыми льготами, а нуждами производства, потребностями в расширении бизнеса. В этом плане можно считать справедливым утверждение Потапова о том, что налоговый стимулятор является вторичным механизмом.

Негативные последствия

Регулирующая функция обложения действует непосредственно и сразу при дестимулирующем подходе. Не подлежит сомнению правдивость утверждения о том, что все, на что накладывается бремя, убывает. Высокие всегда влекут производственный спад в связи с потерей эффективности. В частности, непосильное бремя в 30-е годы прошлого века привело к ликвидации крестьянства всего за несколько лет. Сравнительно недавно после введения 70-процентной ставки отчисления с прибыли от деятельности, связанной с видеопоказами, видеосалоны исчезли. Дестимулирование импорта посредством установления высоких ввозных пошлин также приводит к резкому сокращению поступления товаров.

Контроль

Используя налогообложение, государство обеспечивает надзор за финансово-хозяйственными операциями, осуществляемыми гражданами и предприятиями, следит за источниками доходов и расходами субъектов. Денежная оценка обязательных отчислений в бюджет позволяет количественно сопоставить показатели прибыли с потребностями страны в ресурсах. За счет (налогообложения) власть получает информацию о перемещении денежных потоков. При анализе данных определяется необходимость корректировки бюджетной политики.

Принципы налогообложения

Впервые они были сформулированы А. Смитом. Он вывел 4 ключевых :

  1. Равенство и справедливость. Этот принцип предполагает, что всем гражданам предписано участвовать в формировании финансовых активов страны в соответствии с их доходами и возможностями.
  2. Определенность. Налог, подлежащий выплате, должен быть четко установлен. Населению должно быть понятно, в какое время следует осуществлять отчисление, в каком размере, каким способом.
  3. Экономность. Каждый конкретный платеж должен быть максимально эффективным. Экономность выражается в минимальных затратах власти на сбор налогов и обеспечение деятельности контрольных органов.
  4. Удобство. Налоги должны взиматься такими способами и в такое время, чтобы не нарушать привычной деятельности плательщиков. Это правило предполагает упрощение процесса отчисление, устранение формальностей.

Адам Смит не просто сформулировал, но и научно обосновал указанные положения. Он заложил фундамент теоретической разработки основ налогообложения.

Налогообложение - это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю по мере развития товарно-денежных отношений.

Функция - представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

В современных условиях налоги выполняют основные и дополнительные функции.

К основным функциям относят:

а) фискальную

Отражает причины возникновения налогов, с её помощью реализуется качественная определённость налогов, их общественное назначение как источника средств. Данная функция является главной функцией налогов и призвана способствовать огосударствлению части национального дохода и созданию материальных основ функционирования государства; .

б)социальную -

поддержание социального равновесия путём уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения;

в)регулирующую

Избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, инфляцию, движение инвестиций, занятость, формирование совокупного платежеспособного спроса. Данная функция имеет 3 составляющих:

1)стимулирующую - снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций, накоплений,), поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения и перемещения иностранных инвестиций;

2)сдерживающую - целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства путём увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;

3) воспроизводственную

Которая предназначена для концентрации средств на восстановление используемых ресурсов.

К дополнительным функциям относят:

а)перераспределительную - процессы перераспределения части совокупного общественного продукта главным образом чистого дохода и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой - в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства;

б)контрольную -своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и конечном счёте определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определённой части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определённую сторону налоговых и финансовых отношений.

Каждый налог содержит следующие элементы:

- субъект налога, или налогоплательщик,

Физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

- объект налога

Предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары); часто название налога вытекает из его объекта, например земельный налог, подоходный налог и т.д.;

- источник налога

Доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого выплачивается налог; по некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают;

- единица обложения

Единица измерения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны, по земельному налогу - гектар, акр);

- налоговая ставка

представляет собой величину налога на единицу обложения;

- налоговый оклад

Сумма налога, выплачиваемая субъектом с одного объекта;

- налоговые льготы

Полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

В системе налогообложения должны быть заложены определённые принципы, следуя которым можно добиться воздействия на общественное воспроизводство, его динамику, структуру, состояние научно-технического прогресса.

Принципы налогообложения

Четыре основополагающих принципа налогообложения были сформулированы английским экономистом А. Смитом:

1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу;

) налог, который обязуется выплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён;

) вид налога, срок уплаты и способ платежа должны быть удобны плательщику;

  • Взаимосвязь сбережений и инвестиций в классической и Кейнсианской моделях макроэкономического равновесия
  • Автономные и производственные инвестиции. Эффект акселератора. Парадокс бережливости
  • Экономика и государство
    • Ресурсы, объекты, формы, методы, концепции и инструменты государственного регулирования экономики
    Модели государственного регулирования рыночной экономики
    • Классическая модель взаимодействия экономики и государства
    • Кейнсианская модель государственного регулирования экономики
    • Неконсервативная модель государственного регулирования экономики
    Формирование экономической политики
    • Экономическая политика и фактор времени. Лаговая структура
    Государственное регулирование переходной экономики
    • Приоритеты в макроэкономических целях Российского правительства
    Природа кризиса переходной Российской экономики
    • Динамика ВВП России в период рыночных реформ. Кризис и депрессивная стабилизация Российской экономики
    • Структурные перекосы в Российской экономике. Противоречие между валютным укладом и отраслями, ориентированными на внутренний рынок
    • Ловушка равновесия на низком уровне, ее характерные черты
    • Теория трансформационного спада. Спад как "статистическая иллюзия"
    • Экономический кризис как следствие стратегических просчетов в экономической политике
    Антициклическое регулирование экономики
    • Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры
    • Противоречивость антициклического регулирования. Экономико-политический цикл
    Финансовая система Фискальная политика
    • Мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор
    • Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы
    • Фискальная политика, ориентированная на предложение. Эффект Лаффера
    Денежная система
    • Спрос на деньги в неоклассической теории. Количественная теория денег. Уравнение Фишера. Кембриджское уравнение
    • Кейнсианская теория спроса на деньги. Транзакционный и спекулятивный спрос на деньги. Теория выбора портфеля
    Денежно-кредитная политика
    • Сущность и цели денежно-кредитной политики. Функции центрального банка
    • Воздействие денежно-кредитной политики на национальный продукт. Трансмиссионный механизм
    • Мультипликативное расширение банковских депозитов. Денежный мультипликатор
    • Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики
    Инфляция
    • Виды инфляции. Сбалансированная и несбалансированная, ожидаемая и непредвиденная инфляция
    • Инфляция спроса и инфляция издержек. Открытая и подавленная инфляция
    Антиинфляционная политика Безработица Политика занятости
    • Государственное регулирование рынка труда. Активная политика занятости
    Взаимосвязь инфляции и безработицы. Стагфляция Государственное регулирование экономического роста
    • Содержание и цели политики содействия экономическому росту
    Доходы населения и уровень жизни
    • Рыночная и уравнительная модели распределения доходов: равенство против эффективности
    • Неравенство доходов: причины и последствия. Кривая Лоренца
    Социальная политика
    • Цели и содержание государственной политики перераспределения доходов
    • Инструменты и модели перераспределительной политики государства
    • Государственный механизм регулирования доходов населения в России
    Общенациональное прогнозирование, планирование и программирование экономики
    • Типы и модели экономического планирования, их эволюция в XX веке. Индикативное планирование и государственный заказ
    • Место и роль прогнозирования в системе государственного регулирования экономики. Формы прогнозных заключений
    • Прогнозирование в планово-регулируемой и переходной экономике

    Функции и принципы налогообложения

    Доходная часть государственного бюджета складывается из налоговых поступлений, а также доходов принадлежащих государству предприятий и организаций. Термин "налог" весьма широко и неоднозначно трактуется в различных странах. Так, в нашей стране налоги традиционно рассматриваются как обязательные платежи пассивно-послушных юридических и физических лиц государству, осуществляемые на основе законодательства и используемые государством для реализации его функций. При таком рассмотрении коренной признак налогов - их принудительный характер. А вот типичная американская трактовка налога как инструмента государственной экономической и социальной политики подчеркивает его активную роль в обеспечении развития национальной экономики.

    В широком смысле слова налогами признаются не только те платежи, в названии которых присутствует слово "налог", но также таможенные пошлины, отчисления в пенсионные фонды и т.п.

    Налоги выражают обязанность домохозяйств и фирм, получающих доходы, участвовать в формировании государственных ресурсов и последующем финансировании правительственных расходов. В их формировании и состоит первая функция налогов - фискальная (от слова fisk - государственная казна). Налоги выполняются также перераспределительную функцию, Являясь средством перекачивания национального дохода между богатыми и бедными, они призваны гасить "сбои" в системе распределения (например, чрезмерную дифференциацию доходов). Причем перераспределение доходов осуществляется не только между отдельными лицами и группами населения с разными доходами, но и между территориями, сферами производства, между настоящим и будущим поколениями людей, между текущим потреблением и накоплением (инвестициями). В этом смысле налоги выступают нашей платой за цивилизованность общества. Налоги, далее, призваны заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии тех или иных сфер деятельности. Будучи дифференцированными, они могут способствовать росту определенных отраслей или регионов, видов трудовой и предпринимательской деятельности, а могут, наоборот, тормозить их расширение - в связи с текущими задачами антициклической, антиинфляционной и иной политики государства. В связи с этим третьей функцией налогов является функция стимулирующая. К настоящему времени стимулирующее значение налогов настолько расширилось, что трудно назвать народнохозяйственную проблему, для решения которой не используется тот или иной налоговый регулятор. В частности:

    1. манипулирование налогами может стать средством воздействия на научно-технический прогресс и процесс накопления капитала - например, в связи с проведением политики ускоренной амортизации. В результате ускоряется обновление физически и морально устаревшего основного капитала. Такое изменение налоговой политики, сокращая базу налогообложения, способствует техническому прогрессу, прежде всего в традиционных капиталоемких отраслях (и с этой точки зрения ведет к консервации сложившейся отраслевой структуры народного хозяйства). С другой стороны, вычет из облагаемого дохода затрат на НИОКР способствует развитию новых, наиболее прогрессивных, наукоемких отраслей. Кроме того, формы налогообложения призваны стимулировать научный поиск, деятельность рисковых (венчурных) фирм. Облагая высоким налогом фонд заработной платы фирм, правительство ФРГ в послевоенный период тем самым побуждало их всемерно экономить на живом труде и заменять его трудом овеществленным в новом оборудовании, созданном на базе научно-технического прогресса.
    2. налоги обеспечивают одновременное решение проблем занятости и поддержания конкурентной среды (налоговые льготы малому бизнесу, в сфере которого обычно создается до 60% новых рабочих мест), что означает, в частности, ограничение монопольного положения крупных фирм. Такую же цель преследует введение государством запретительно высоких налогов на сверхприбыль, препятствующее необоснованному взвинчиванию монополистами цен на предлагаемые ими товары.
    3. налоги одновременно ограничивают производство вредных товаров (например, через высокие акцизы на винно-водочные и табачные изделия) и поощряют социально полезную деятельность (производство лекарств, товаров для детей, услуг социально-культурного комплекса и т.п.). Правда, в условиях значительного бюджетного дефицита такое поощрение не может не быть ограниченным. Однако японский опыт послевоенного восстановления экономики (и в условиях несбалансированности доходов и расходов бюджета) включал предоставление налоговых послаблений в обмен на проведение модернизации производства, сокращение энергоемкости, освоение лучших зарубежных образцов продукции.
    4. продуманные налоги обеспечивают прогрессивные структурные преобразования экономики, сглаживание региональных диспропорций. Так, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности средствами политики ускоренной амортизации является в то же время и инструментом осуществления структурной политики государства. Регулярно пересматриваемая министерством финансов дифференциация норм амортизационного списания в зависимости от вида вещественных носителей основного капитала (станки, оборудование, здания, очистные сооружения, транспортные средства и т.п.) четко ориентируют фирмы в направлении приоритетного вложения инвестиционных ресурсов в наиболее значимые для государства в данный момент отрасли. Одновременно со структурно-инвестиционными целями государство тем самым обеспечивает и расширение занятости в стране и реализацию ряда значимых природоохранных мероприятий.

    Функции налогов тесно взаимосвязаны. В одной ситуации они могут дополнять друг друга, в другой - исключать своих "партнеров". Так, реализация налогами своей фискальной функции обеспечивает создание материальных условий для существования и функционирования государства - а значит, для обеспечения его регулирующего воздействия на народное хозяйство. При этом фискальная функция налогов в долгосрочном периоде может быть осуществлена путем не завышения, а, напротив, сокращения их величины - в случае, если подобное налоговое регулирование экономики оказывает стимулирующее воздействие на инвестиции, производство, занятость и доходы населения. Гипертрофия перераспределительной функции налогов неминуемо влечет за собой подавление экономической активности, нерациональное использование бюджетных средств, рост теневой экономики и, следовательно, ослабление финансовых основ эффективного налогового регулирования национальной экономики.

    Налоги - ровесники государства. Уже несколько веков экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения. Так, А. Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) сформулировал принципы налогообложения - справедливости, определенности, удобства, экономичности, - которые в дальнейшем были дополнены и развиты экономической наукой. И эти принципы сегодня звучат следующим образом:

    1. Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков. Для реализации данного принципа налогообложение должно быть максимально простым и понятным для налогоплательщиков - в интересах сокращения издержек на исчисление и сбор налогов и исключения возможностей их уклонения (по причине незнания неких тонкостей) от выполнения своих обязательств перед государством. В то же время нередко встречающиеся в нашей литературе предложения максимально упростить систему налогообложения путем резкого сокращения числа налогов не находит поддержки у правительств большинства стран, которые предпочитают вводить не один и не два, а во всяком случае несколько небольших и менее обременительных для населения налоговых изъятий. Далее, общество должно быть информированным и знать, в чем состоит целесообразность введения того или иного налога, кто и в какой форме должен его платить. Важно, чтобы каждый понимал связь между уплатой налогов и произведенными в его пользу бюджетными расходами. При этом налоговая система должна быть построена так, чтобы она могла отразить общественные предпочтения, выраженные в политических процессах, она также должна стать объектом общественного контроля.
    2. Принцип единства гибкости и стабильности налогообложения предполагает автоматическое реагирование налоговой системы на изменение экономических условий: величину доходов, имущественное положение, уровень и структуру потребления, динамику цен и т.д. Поддержание стабильности налогообложения не может быть самоцелью, во имя которой стоило бы жертвовать какой-либо их функций налогов. Так, в период экономического спада налоговые ставки должны стимулировать производство товаров и услуг, а не загонять производителей в подпольную экономику. В фазе же экономического подъема, напротив, оправданно некоторое усиление налогового гнета. В то же время если налоги слишком часто изменяются, то такая нестабильность способна подорвать реализацию их стимулирующей функции. В связи с этим мировой практикой налогообложения доказана целесообразность осуществления раз в 5-7 лет кардинальных налоговых преобразований, а раз в 2-3 года - проведения критического анализа рациональности действующих налоговых норм.
    3. Принцип равенства обязательств (справедливости налогообложения). Коль скоро принудительное изъятие средств налогоплательщиков для финансирования общественных нужд является неизбежным, законное право государства на принуждение должно в равной степени применяться ко всем гражданам. В этом состоит фундаментальная особенность налогообложения в демократическом обществе по сравнению с обществом, признающим сословные, национальные и иные подобные привилегии. Общеприняты следующие два аспекта этого принципа, направленные на недопущение дискриминации в налогообложении - вертикальный и горизонтальный.

      Вертикальный аспект справедливости означает, что субъекты, получающие больше благ от государства, должны больше платить и налогов на его содержание. Отсюда вытекает первая концепция дифференциации налогов - концепция получаемых выгод. Согласно ей физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от существования государства. Достижение столь точного соответствия возможно в случае строгого целевого назначения каждого налога. Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования. Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например, с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, налог называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными. Средства, аккумулируемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет.

      Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов, не меняя налоговой системы, перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Однако оборотной стороной гибкости выступает ослабление зависимости бюджетной политики от тех или иных потребительских предпочтений населения.

      В современных налоговых системах доминируют немаркированные налоги. Это объясняется рациональным неведением потребителей общественных благ, их стремлением приобретать эти блага "в пакетах", предоставляя государственным органам право заниматься размещением государственных ресурсов без детальных консультаций с избирателями. Однако типичный налогоплательщик, проявляющий рациональное неведение, например, в вопросах распределения средств между разными оборонными программами, склонен держать под контролем связь между своими пенсионными взносами и пенсией, которую предстоит получать ему лично. Маркированными бывают и иные налоги. Так, в некоторых странах средства, поступающие от акцизов на бензин и налога на автомобили, направляются на содержание и развитие дорожной сети. В результате те, кто больше используют дороги, несут большую долю расходов по их финансированию. Средства, собранные в виде маркированных налогов, являются ведущим финансовым источников внебюджетных специальных фондов - как экономических, так и социальных -, создание которых обусловлено необходимостью гарантированного обеспечения (в той или иной степени) ряда чрезвычайно значимых для общества потребностей людей. Этих фондов в нашей стране более двадцати.

      При реализации концепции полученных выгод на практике могут возникнуть серьезные трудности:

      • часто попросту невозможно определить, какую личную выгоду получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение, полицию и т. п.
      • следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогами тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства (пожилых людей, безработных, многодетных семей и т.п.). Например, очевидно, что в предпенсионном возрасте у работников обычно одновременно уменьшается доход и возрастает спрос на услуги государственной системы здравоохранения. И это делает во многих случаях малоприменимой вертикальную справедливость с соответствующей ей концепцией получаемых выгод.

      Альтернативный ей горизонтальный аспект справедливости предполагает, что субъекты, имеющие одинаковые доходы, должны иметь - независимо от того или иного источника их получения - и равные налоговые обязательства. Дифференциация налогообложения имеется и здесь, но осуществляется она в соответствии с другой концепцией - платежеспособности. В ней отражается зависимость налога от объема покупок, а также от размера получаемого дохода: имеешь больший доход - большую его долю отдаешь в бюджет. И наоборот. Сложность реализации данной концепции сопряжена, прежде всего, в невозможности точного измерения чьей-то способности платить налоги. Кроме того, достаточно сложно измерить и величину дохода. Простейший вариант здесь - принимать во внимание только денежные поступления. Однако в этом случае в преимущественном положении окажутся те граждане, которые получают значительную часть доходов вне сферы рыночных отношений. С другой стороны, на рынке труда может возникнуть тенденция к широкому использованию неденежных форм вознаграждения: дополнительных отпусков, "бесплатных" обедов на производстве и т.п. Следовательно, дифференцируя налоги на основе различий в платежеспособности, нельзя полагаться только на данные о денежных доходах.

      Реализация концепции платежеспособности связана с установлением оптимальных ставок налогообложения. Ставка налога - определенная доля подлежащих перечислению в бюджет средств в расчете на единицу обложения (на рубль дохода, имущества, на автомобиль и т.п.). Налоговые ставки устанавливаются законом и закрепляются на длительное время. Но они могут быть пересмотрены, если размеры налоговых поступлений в бюджет не соответствуют новым целям государства. Выбирая оптимальные налоговые ставки, необходимо представлять себе их основные виды:

      Ставки бывают:

      • твердые - устанавливаются в абсолютной величине на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, корову и т.п.),
      • пропорциональные - если налог возрастает в той же пропорции, что и доход плательщика,
      • прогрессивные - если доля налога в доходе растет по мере его увеличения, и неравенство в экономическом положении сокращается. При этом налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю,
      • регрессивные - когда доля налога в доходе снижается по мере его увеличения, и неравенство после выплаты налогов возрастает. Регрессивными обычно являются косвенные налоги: в доходах менее обеспеченных (а потому сберегающих меньшую долю своего дохода) групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспеченных.

      Исторически раньше других появились пропорциональные ставки налога. Однако еще во времена А. Смита было доказано, что действительно пропорциональное налогообложение невозможно, т.к. налог в размере, например, 10% оказывается значительно более тяжелым для бедняка, чем для миллионера: 50 из 500 руб. и 1 млн. из 10 млн. долларов - весьма различные вещи. В реальности налоги бывают либо прогрессивными (дискриминируют лиц с большими доходами), либо регрессивными (ложатся своей основной тяжестью на малоимущие слои населения). Одной из целей регрессивного налогообложения является стимулирование роста дохода или имущества его субъектов. Однако, будучи крайне несправедливыми, регрессивные налоговые ставки подрывают социальную стабильность в обществе. С другой стороны, чрезмерно прогрессивные налоги сковывают инвестиционную активность, подрывают стимулы к нововведениям, а в условиях открытой экономики вызывают утечку капиталов за границу. Поэтому не случайно многие экономисты (особенно неоклассического направления) выступают против правительственных мер по перераспределению доходов через прогрессивное налогообложение. Как отмечает М. Фридмен, прогрессивные налоги отталкивают людей от занятий, сопряженных с крупным риском, заставляют их искать различные лазейки в законодательстве для снижения налоговых платежей. "Будучи либералом, - пишет он, - я не нахожу никаких оправданий для системы прогрессивного налогообложения, вводимой исключительно с целью перераспределения дохода". В современных условиях ставки налогов в развитых странах являются "плавающими" (могут ежегодно корректироваться в ту или иную сторону), а вот правила, принципы налогообложения являются стабильными в течение многих лет.

      Как видим, принцип равенства в налогообложении никогда не реализуется в полной мере. На практике налоговая политика правительства как некая комбинация обеих концепций налогообложения строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства (если правит антинародное правительство, то государственный аппарат содержится в основном небогатыми слоями общества; в социальном же государстве до определенного уровня благосостояния налоги не взимаются вовсе), взглядами правящей политической партии, требованиями момента, уровнем потребности правительства в доходах и т.п.

      Принцип эффективности (экономичности) налоговой системы, в соответствии с которым сумма поступления от каждого из действующих налогов должна существенно превышать затраты на их аккумуляцию в бюджетной системе. Не может быть введен никакой новый вид налоговых изъятий, если властями не приведено убедительных доказательств в пользу того, что он принесет в бюджет средств минимум в 10 раз больше чем административные затраты на обслуживание налогоплательщиков.

      В мировой практике сложились два концептуальных подхода к реализации принципа эффективности налоговой системы. Первый, поддерживаемый неоклассиками нейтралистский подход, предусматривает относительно невысокие налоговые ставки и широкую налоговую базу без использования налоговых льгот - для того, чтобы свести к минимуму влияние налоговой системы на экономические решения налогоплательщика как потребителя, инвестора и предпринимателя и дать свободу действия рыночным силам. Определенные льготы, безусловно, сохраняются и здесь, но лишь в интересах социальной защиты малоимущих, в том числе в виде "отрицательного подоходного налога". Второй, выдвигаемый кейнсианцами интервенционистский поход предполагает дифференциацию налогов, использование многочисленных льгот и даже полного освобождения от налогов при высоких общих налоговых ставках. Этот подход по идее предусматривает целенаправленное стимулирование отдельных групп производителей или потребителей. Однако на деле предоставление налоговых послаблений нередко происходит под влиянием лоббистских групп.

    4. Принцип соразмерности налогообложения, предусматривающий нахождение наилучшего для каждого данного этапа развития экономики сочетания интересов налогоплательщиков с интересами государственной казны, при котором достигается минимизация негативных последствий для каждой из противоборствующих сторон того или иного уровня налогообложения. Реализация данного принципа требует установления всякий раз оптимального налогового бремени экономических агентов. При этом необходимо учитывать, что высокие налоги - понятие весьма относительное: в аграрных обществах они одни, в высокоиндустриальных - другие, более высокие. Но то, что некие пределы роста налогового бремени всегда существуют, это было очевидно всегда (так, до ХХ века предельно допустимой признавалась величина суммарных налоговых сборов свыше 10% ВВП или 15% национального дохода). При поиске наилучшего на данный момент значения эффективности налоговой системы следует учитывать, что чрезмерно низкие налоги могут сократить налоговые поступления. А при неоправданном завышении нормы налогообложения:

      • начинается, как отмечали ученые еще древнего Китая и Римской империи, бегство с земли, растут бродяжничество, бандитизм, иногда противоречия в общество обостряются вплоть до серьезных беспорядков и крестьянских восстаний;
      • могут увеличиться налоговые издержки, которые включают потенциальные потери доходной части государственного бюджета;
      • появляются так называемые "налоговые клинья" - между рыночной оценкой определенных товаров и услуг и тем возмещением, которое получают их производители. Так, если хлеб продается населению по цене 10 руб., а его производителю достается всего 3 руб., то производственные ресурсы уходят из убыточного в таком случае сельского хозяйства, хотя они объективно нужны здесь для удовлетворения общественных потребностей. В результате ресурсы в народном хозяйстве распределяются неэффективно;
      • при увеличении ставок подоходных налогов ослабляются стимулы к труду. Так, облагая налогом заработную плату, правительство делает невыгодным для лиц наемного труда работать сверхурочно или брать работу на дом, им становится невыгодным и повышать свою квалификацию и т.п.;
      • происходит неуклонный рост "теневой экономики" за счет сужения экономики легальной. Тот факт, что до 40% всей хозяйственной деятельности в России находится в теневом секторе, означает, что предприятия, полностью платящие все налоги, несут на себе налоговое бремя, почти вполовину более высокое, чем это вытекает из среднестатистических данных. Можно ли в этих условиях удивляться неуклонному расширению подпольной экономики в нашей стране?
      • повышение косвенных налогов, удорожая продукцию, приводит к инфляции и сокращению объема ее производства - правда, в различной степени: в зависимости от эластичности спроса по цене. Чем выше эта эластичность, тем более резко падает спрос на товар вследствие роста его цены;
      • мировым опытом выявлена закономерность: страны с высоким уровнем налогообложения имеют сравнительно низкую инвестиционную активность (Швеция, Австрия, Франция, Германия). И, наоборот, в странах, где налоги невысоки, нет серьезных проблем в инвестиционной сфере (США, Великобритания, Швейцария);
      • растут административные издержки на содержание аппарата налоговой полиции.

    Налоги являются важной экономической категорией, исторически связанной с существованием и эволюцией государства как такового. Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, налогом называют обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

    Как правило, выделяют несколько основных, так называемых сущностных признаков налога:

    1) отношения власти и подчинения. Субъект налога не имеет права отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей по уплате налога. В случае отказа субъекта от обязательного внесения своего вклада в бюджетный фонд могут применяться санкции от штрафа до лишения свободы;

    2) смена собственника. Посредством налогов некоторая доля частной собственности в денежном выражении становится государственной. Таким образом и формируется централизованный бюджетный фонд, в котором происходит обезличивание денег;

    3) безвозвратность и безвозмездность. Налоги никогда не возвращаются плательщику обратно, и он не получает ничего взамен.

    Кроме того, для понимания принципов налогообложения необходимо знать элементы налогов . К ним относятся:

    1) субъект налога;

    2) носитель налога;

    3) объект налога;

    4) единица и масштаб обложения;

    5) ставка налога;

    6) оклад налога;

    7) налоговый период;

    8) налоговая льгота;

    9) налоговая квота;

    10) налоговая политика;

    11) налоговый кадастр;

    12) система налогов.

    Рассмотрим эти понятия немного подробнее.

    Под субъектом налога обычно понимают лицо, на которое законодательно возлагается обязанность выплачивать налог. Переложить эту обязанность на другое лицо можно через механизм цен.

    Носитель налога – это физическое или юридическое лицо, которое непосредственно уплачивает налог из своего дохода.

    Объектом налога является то имущество или доход, который и облагается налогом, причем объектом налога могут быть самые разнообразные предметы, например недвижимость, предметы потребления, доходы.

    Источник налога – это доход, за счет которого данный налог уплачивается.

    Единицей или масштабом налога называется некоторая часть налога, принимаемая за основу при исчислении размеров налога.

    Под ставкой налога понимают размер налога, установленный непосредственно на единицу налога. Ставка налога может быть установлена как в абсолютных единицах (денежном выражении), так и в процентах.

    Оклад налога – это та сумма налога, которая получена со всего объекта налогообложения за определенный период. Она подлежит внесению в бюджетный фонд.


    Налоговой квотой называется доля оклада налога в источнике налога. Именно налоговая квота показывает тяжесть налогового бремени, так как она демонстрирует, какую часть своего дохода плательщик изымает из общих доходов на каждый отдельный налог и все налоги в целом.

    Налоговой льготой называют снижение размера налогообложения в связи с объективными причинами.

    Налоговая политика – это меры, принимаемые в области налогообложения и направленные на достижение какой-либо конкретной цели.

    Налоговый кадастр – это перечень объектов налога, в котором указывается их доходность.

    Система налогов – это перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых государством.

    Чтобы разобраться в принципах налогообложения, надо прежде всего рассмотреть понятие принципов как таковых. Итак, принципами называют основные и главенствующие идеи или ведущие положения, определяющие начало чего-либо. По отношению к налогообложению принципами можно назвать основополагающие идеи, которые существуют в сфере налогов. Причем в различных налоговых сферах выделяют свою систему принципов. Существуют три основные системы принципов.

    1. Экономические принципы налогообложения.

    2. Юридические принципы налогообложения.

    3. Организационные принципы налогообложения.

    К экономическим принципам относят базовые сущностные положения, объясняющие целесообразность налогов и оценивающие их как отдельное экономическое явление. Среди этих принципов выделяют четыре основных:

    1) принцип справедливости;

    2) принцип соразмерности;

    3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;

    4) принцип экономичности (эффективности).

    Правовые принципы налогообложения часто используют в международной практике. К ним относят:

    1) принцип юридического равенства перед законом любых хозяйствующих субъектов и всех граждан;

    2) все налоговые преференции обязательно утверждаются в законе;

    3) принцип стабильности и последовательности в политике налогов;

    4) принцип налоговой прозрачности;

    5) обратная сила налогового закона запрещается, а именно: система ответственности основана на презумпции невиновности налогоплательщика, учитывая гибкое налоговое воздействие на нарушителей налогового законодательства;

    6) принцип ориентации на прогрессивные формы налогообложения;

    7) принцип антидискреционности решений налоговых органов;

    8) принцип соразмерности распределяемых налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы с расходами, величина которых ежегодно утверждается финансовым законодательством.

    Под организационными принципами налогообложения понимают, как правило, те положения, на основе которых строится и работает сама система налогообложения. К таким принципам относятся:

    1) принцип единства;

    2) принцип подвижности;

    3) принцип стабильности;

    4) принцип множественности налогов;

    5) принцип исчерпывающего перечня налогов.

    Итак, налогообложение в целом строится всегда на основе общих определенных принципов. Однако налоги являются стоимостной категорией, поэтому различаются по функциям, которые и показывают их социально-экономическую сущность и назначение. В основном выделяют такие функции налогов , как:

    1) фискальная , подразумевает обеспечение финансирования государственных расходов, а именно отторжение части доходов организаций или граждан, идущей на содержание государственного аппарата, обороны и непроизводственной сферы, не имеющей своих источников доходов. Это первостепенная функция налогов;

    2) регулирующая , представляет собой функцию поддержания социального равновесия посредством изменения соотношения между доходами различных социальных групп, что помогает сглаживать социальное неравенство. Это очень важная функция для страны, экономика которой основана на товарно-денежных отношениях. Для эффективного функционирования экономической системы в стране необходимо государственное регулирование, которое наиболее эффективно осуществляется посредством налогов. Грамотно изменяя налоговые ставки, льготы и штрафы, вводя и отменяя различные виды налогов, государство может способствовать развитию различных отраслей и производств и решать актуальные социальные проблемы страны;

    3) стимулирующая функция выражается в том, что с помощью налоговых льгот и санкций государство может стимулировать технический прогресс и капитальные вложения в расширение производства и таким образом увеличивать число рабочих мест. Правильно организованная налоговая система подразумевает взимание налогов только со средств, которые идут на потребление, и таким образом, средства, идущие на капитальные вложения, освобождены от налогов полностью или частично;

    4) социальная функция выражается в том, что посредством налогов в бюджете накапливаются финансовые средства, при помощи которых можно решать народнохозяйственные и социальные проблемы через финансирование специальных программ. Кроме того, посредством налогов государство может перераспределять некоторую часть прибылей предприятий и предпринимателей, а также доходов граждан, вкладывая впоследствии эти средства в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, у которых длительные сроки окупаемости затрат.