![Предоставление банковской гарантии по 223 фз. Официальный запрос в Центральный Банк РФ](https://i0.wp.com/paperdoc.ru/wp-content/uploads/userfiles/113_2_small.jpg)
Самым надежным методом обеспечить выполнение госконтракта, считается применение банковских гарантий. Являясь своего рода обязательством, а не системой взаиморасчетов между клиентом и финансовым учреждением, гарантии выступают в качестве инструмента. Его работа основана на том, что при неисполнении обязательств оговоренных контрактом, банк является гарантом, отвечающим за финансовую часть договора.
ФЗ №223 наиболее лоялен к участникам, занимающимся госзакупками. В нем установлен общий порядок для проведения деятельности по закупкам. В то же время ФЗ №44 ужесточает процедуру проведения госзакупок, установив определенные требования для всех участников контракта, как заказчику, так и поставщику услуг и продукции. Банки, также не являются исключением, в ФЗ №44 оговорены правила и для них.
Рассмотрим 3 самых основных отличия этих двух законопроектов при получении банковских гарантий:
Согласно с ФЗ №44 все должны быть внесены в единый реестр, сокращенно ЕРБГ. Это главное требование к выполнению, так как банковские гарантии, не внесенные в единую систему информации, не будут приняты заказчиком как гарантии обеспечивающие выполнение контракта. По введению банковских гарантий в ЕРБГ, возложены обязательства на Федеральное Казначейство Российской Федерации. Правила работы, основанные на с 223-ФЗ, не возлагают на участников госзакупок, обязательное внесение в реестр, банковских гарантий.
Согласно ФЗ №44, не каждый банк, может выдавать гарантию. Для ее получения, необходимо обратится в финансовое учреждение, входящее в определенный перечень банков, которые соответствуют законодательным нормативам, и уполномочены регулировать сферу финансовых отношений, по данным контрактам госзакупок.
К таким банкам, выдвинуты конкретные требования:
Всем банкам имеющим разрешение на выдачу банковских гарантий, присуждается код идентификации, эта процедура проходит в соответствии приказа №127 Министерства Финансов РФ от 18.12.2013г.
Ссылаясь на статью 223-ФЗ банк, занимающийся выдачей банковских гарантий, не обязательно должен вноситься, в общий реестр банков Министерства финансов России. Но, не смотря на это, те же заказчики, требования к банкам выдвигают довольно жесткие. Банк, выдавший гарантию, должен находиться, минимум в топ-50 лучших банков, а то и в топ -10 по списку Минфина.
Если стоимость контракта, превышает 50 000 000 рублей, согласно статье , заказчику, просто необходимо потребовать от банка, обеспечения его примерно на 10-30%, от предоставленной максимальной стоимости. Если применяется статья 223-ФЗ, не требуется обоснование цены контракта, нет нужды в принципе ее устанавливать.
На основании ФЗ №223, существует три вида банковских гарантий:
Какие же требования, согласно ФЗ №223, выдвинуты к банковским гарантиям? Как бы ни был лоялен закон, для получения банковских гарантий, все же существует ряд установленных правил. Согласно им, банковские гарантии:
Многие заказчики, выставляют требования к поставщикам о наличии банковских гарантий в соответствии с 223-ФЗ, как одно из главных условий для участия в тендерах, по госзакупкам. В случае если такие требования не выставлены, все же целесообразным и оправданным действием будет получение банковских гарантий.
Это обусловлено следующими факторами:
Размеры банковских гарантий, для участников госзакупок, определяются исключительно в индивидуальном порядке, их расчет исходит из итоговой суммы контракта. Естественно, что банки при определении размера банковской гарантии, принимают самостоятельное решение, но в соответствии закона, верхний предел считается в рамках 10% от общего показателя банковского капитала. Основными факторами,влияющими на стоимость гарантий, могут быть сроки, на которые она предоставлена, наличие, а также отсутствие, необходимого для нее обеспечения. Для снижения ее стоимости, можно оформить счет в банке, где выдается банковская гарантия или же в виде залога предоставить имущество, принадлежащее компании. Залогом могут послужить векселя и депозиты.
Банковская гарантия по 223 ФЗ позволит выполнить обязательства по договору, даже если поставщик не соблюдает условия контракта. Все финансовые риски в этом случае берет на себя коммерческая кредитная организация.
Закон был принят еще 18 июля 2011 года. В нем описывается регламент проведения закупок различных категорий товаров и услуг. В тексте документа приведена процедура оформления заказа на выполнение работ для конкретной компании, включая предъявляемые к ней требования.
Согласно статье 2 данного федерального закона заказчикам при закупках нужно ориентироваться и на другие правовые акты из гражданского кодекса и конституции РФ. Внимания заслуживают документы нормативно-правового типа, в частности, утвержденное положение о закупках, которое описывает процедуру проведения мероприятия.
В банковской гарантии по 223 ФЗ указывается следующая информация:
Победивший на аукционе исполнитель не обязан оформлять банковскую гарантию на выполнение договора, так как такое не оговаривается федеральным законом. Однако по смежному нормативному акту 94-ФЗ данное условие допускается вносить в текст соглашения на проведение тендерных торгов.
Если заказчик внес требование по обязательному обеспечению, то победившему в тендере участнику придется предоставить один из следующих вариантов подтверждения:
Сумма обязательств устанавливается в сопутствующей документации (в электронном виде), описывающей главные положения конкурса на приобретение товаров. При этом конкурсант сам выбирает наиболее удобный для него вариант подтверждения выполнения обязательств по контракту.
Участнику тендера или аукциона рекомендуется внимательно ознакомиться с конкурсной документацией и обратить пристальное внимание на раздел с условиями обеспечения заявки. Чтобы сократить время на оформление контракта, лучше позаботиться о получении необходимого документа заранее.
Удобным инструментом, обеспечивающим исполнение обязательств, является банковская гарантия. Под данным термином понимается документ, обязывающий банк (гарант) выплатить кредитору (бенефициару) определенную сумму в соответствии с договором в том случае, если принципал не исполнил в положенный срок своих обязательств по отношению к кредитору. Проще говоря, если поставщик не выполняет возложенные на себя обязательства перед заказчиком, компенсирует финансовую сторону договора банк, после чего поставщик остается в долгу перед банком, а не перед заказчиком. На схеме показано подобное взаимодействие:
Чаще всего требование о наличии подобной страховки является обязательным условием для всех, подающих заявку на участие в госзакупках. Даже при его отсутствии действия, связанные с получением банковского обеспечения вполне оправданы на случай непредвиденных рисков, являясь менее затратными, нежели получение коммерческого кредита. Существует ряд требований к банковским гарантиям, а также к финансовым учреждениям, в которые их предоставляют. Основные требования содержатся в статьях Федерального Закона №44 «О контрактной системе» и в Федеральном Законе № 223 «О закупках госкомпаний».
Для оформления банковской гарантии, далее БГ, требуется выбрать банк из перечня, размещенного на для того, чтобы подать заявку. Следующим действием будет предоставление в кредитно-финансовую организацию необходимой документации, перечень которой может варьироваться в зависимости от требований самого банка, однако, имеется ряд обязательных документов, которые потребуются в любом случае на этапе рассмотрения заявки. Обязательные документы, которые необходимо будет предоставить в финансовое учреждение:
Важно! Перед подачей заявки необходимо внимательно ознакомиться с условиями, на которых конкретный банк осуществляет предоставление БГ. Например, у многих финансовых учреждений среди прочих условий обязательным является наличие расчетного счета заявителя по месту обращения.
Образец того, каким образом выглядит данный документ:
Следует отметить, что единый образец формы не закреплен законодательно, но содержание документа регламентируется статьями действующих законопроектов 44-ФЗ, ГК РФ. Банковскую гарантию надлежит должным образом проверить. Документ должен отвечать следующим критериям:
Важно! На основании пункта 11, статьи 45, ФЗ №44 банк обязан произвести размещение сведений в реестре единой информационной системы до времени истечения одного рабочего дня с момента выдачи гарантии.
Интерфейс портала закупок, на котором можно просмотреть гарантии в едином реестре:
Перед тем как подавать заявку на получение необходимого документа, следует проверить и сам банк, готовый выступить гарантом. Учреждение, готовое предоставить БГ, должно отвечать следующим предписаниям:
Все БГ, за исключением выданных в качестве обеспечения договоров, содержащих сведения, относящиеся к категории государственной тайны, обязаны быть включенными в общий реестр единой информационной системы. Последние включаются в отдельный закрытый перечень, который не используется для размещения в единой информационной системе. Контроль за ведением реестра, а также за действиями по размещению содержимого реестра в единой информационной системе осуществляется Федеральным Казначейством. В сами реестры как открытый, так и закрытый, обязательно входит следующая информация:
Сумма БГ должна составлять 5-30% первоначальной стоимости лота закупки. Если стоимость лота свыше 50 млн. руб., стоимость материального обеспечения контракта в таких случаях может быть равной 10-30% общей начальной цены всего договора в целом, но не менее стоимости аванса. В тех случаях, когда стоимость аванса выше, чем 30% от стоимости всего контракта, размер БГ будет равен сумме аванса.
Статьи 44-ФЗ наделяют заказчика правом на бесспорное списание причитающихся по гарантии денежных средств при наступлении определенных условий. Под бесспорным списанием следует понимать возможность снятия с баланса учреждения-гаранта денежных средств бенефициаром в собственную пользу без предварительной заявки или уведомления. Бесспорное списание возможно при наличии нескольких веских оснований:
Статьи Федерального Закона №223 от 18.06.0211 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» отличается лояльностью в сравнении с 44-ФЗ. Существуют несколько основополагающих отличительных различий, которые характерны для БГ в рамках 223-ФЗ:
Имеется три вида БГ в рамках 223-ФЗ:
Несмотря на сравнительную мягкость, формы БГ по 223-ФЗ подчиняются ряду безусловных предписаний:
О том, в чем заключается разница между формами банковского гарантирования по 44-ФЗ и по 223-ФЗ, рассказывается в видео:
Скачать полный список банков, которые соответствуют требованиям законодательства, а именно п.3, статьи 74.1 Налогового Кодекса Российской Федерации, можно по ссылке:
Просмотреть сведения о банковской гарантии в едином реестре можно на сайте
Депутатом Государственной Думы Шайхутдиновым Р.Г. предложено внести изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части требований к для обеспечения исполнения обязательств участниками закупки.
В частности из пояснительной записки к законопроекту следует, что в настоящее время заказчики в рамках действующих норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вправе самостоятельно в положении о закупке, документации о закупке регулировать вопрос обеспечения заявок, исполнения обязательств по договору, в том числе заказчики вправе предъявлять любые требования к (размер, форма, порядок предоставления, срок действия и т.д.) и банкам, выдающим их. На практике это приводит к тому, что заказчики требуют, чтобы банковские гарантии были выданы приемлемыми для заказчика банками.
Во исполнение и в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации издано Постановление от 12.04.2018 № 440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов», вступающее в силу с 1 июня 2018 года. Указанным Постановлением установлено следующее.
Банки, осуществляющие выдачу заказчикам банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов, должны одновременно соответствовать следующим требованиям (п.1 Постановления № 440):
наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей, рассчитываемых по методике Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на последнюю отчетную дату;
наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня «ВВ-(ЬШ)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня «гиВВ-» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество «Рейтинговое агентство «Эксперт РА».
При этом в отношении уровня кредитного рейтинга установлен переходный период до 01.01.2020 г. (п. 2 Постановления № 440), в течение которого банки с рейтингом не ниже уровня «B-(RU)», и «гиВ-» соответственно могут осуществлять выдачу банковских гарантий.
Сегодня требованиям, изложенным в абзаце 2 пункта 1 Постановления,
потенциально соответствует от 49 до 102 банков. Однако на сложившемся рынке банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов в настоящее время работают 576 кредитных организаций.
В то же время, в отличие от Федерального закона № 44-ФЗ, Федеральным законом № 223-ФЗ в действующей редакции каких-либо требований как к банкам, выдающим банковские гарантии, так и к самим гарантиям, не установлены.
Вместе с тем, исходя из положений статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ, он устанавливает общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, осуществляемым юридическими лицами с государственным участием (госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, бюджетными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями). Действие этого закона не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних (часть 2.1. статьи 1).
Таким образом, закупки, осуществляемые субъектами Федерального закона № 223-ФЗ, полностью или в значительной доле финансируются из средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Представляется, что отсутствие в Федеральном законе № 223-ФЗ положений об обеспечении заявки:
не способствует реализации ряда целей данного закона,
сформулированных в части 1 статьи 1: эффективное использование денежных средств, предотвращение коррупции и других злоупотреблений;
не соответствует принципу закупки, сформулированному в
пункте 3 части 1 статьи 3: целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
В то же время распространение требований к банкам, выдающим банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов в рамках Федерального закона № 44-ФЗ на банки, выдающие гарантии в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, может осложнить ситуацию для банков, поскольку ограничения устанавливаются заказчиками, а значит, требуется регламентация таких требований и ограничений,
В этой связи законопроектом предлагается наделить Правительство РФ полномочиями введения института обеспечения заявки путем внесения изменений в Федеральный закон № 223-ФЗ.
Также, принимая во внимание, что в нормативных правовых актах Правительства РФ, как правило, устанавливаются минимальные допустимые значения показателей, и в целях недопущения установления заказчиками необоснованно завышенных требований, законопроектом предлагается, и в Федеральный закон № 223-ФЗ, и в Федеральный закон № 44-ФЗ включить запрет для заказчиков на установление к банкам, выдающим банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, требований, превышающих минимально допустимые критерии, установленные Правительством Российской Федерации.
Избыточные требования к банкам создают сложности с получением банковских гарантий субъектами малого и среднего предпринимательства для целей обеспечения заявок и исполнения договоров.
Дополнительно следует отметить, что законопроект позволит снизить риски представления подложных банковских гарантий.
Унификация требований к банковским гарантиям повысит их доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства и позволит снять барьеры для участия в закупках, а также поддержит процесс стабилизации и развития банковского сектора, будет способствовать защите конкуренции на рынке банковских услуг.
Для планомерной подготовки заказчиков к реализации предлагаемых нововведений законопроектом предусмотрен переходный период для его вступления в силу до 1 января 2019 года.
Институт банковских гарантий - это острый вопрос закупок по 223-ФЗ. Дело в том, что заказчики могут предъявлять любые требования к ним банкам, которые их выдают. Это приводит к тому, что заказчики требуют, чтобы банковские гарантии были выданы приемлемыми для них банками. Но парламентарии предложили решили эту задачу. Узнайте, какой законопроект они внесли на рассмотрение Госдумы.
06.06.2018 в Государственную думу внесен законопроект об изменении сразу 223-ФЗ и 44-ФЗ в части института банковских гарантий. Предлагается 223-ФЗ дополнить статьей 3.2 про обеспечение заявок и выполнения договоров, а также условия обеспечений. В целом новая норма в 223-ФЗ является аналогичной закону о контрактной системе. Дело в том, что сейчас заказчики по 223-ФЗ могут сами в положении о закупке урегулировать вопрос обеспечения заявок, исполнения обязательств по договору.
Излишние требования к банкам создают сложности с получением банковских гарантий субъектами малого и среднего предпринимательства (СМП) для внесения обеспечений.
Таким образом, проект закона призван решить несколько важных задач:
Нововведения вступят в силу с 01.01.2019.
При этом до декабря 2019 года предполагается принять еще два нормативных акта:
Представляется, что отсутствие в 223-ФЗ положений об обеспечении заявки:
Одновременно с этим, если распространить требования к банкам, которые выдают гарантии по 44-ФЗ на банки, которые выдают гарантии по 223-ФЗ, то ситуация может осложниться для банков, поскольку ограничения фиксируются заказчиками, а значит, требуется регулирование таких требований и ограничений. Таким образом, авторы законопроекта предлагают наделить правительство правомочиями введения института обеспечения заявки путем изменения 223-ФЗ.
Законопроектом предлагается и в Федеральный закон № 223-ФЗ, и в Федеральный закон № 44-ФЗ включить запрет для заказчиков устанавливать требования к финансовым учреждениям, которые превышают минимально допустимые критерии, установленные Правительством.